Качество которое отличало ноя от допотопного человечества. Допотопная цивилизация была более развитой. «Некоторые предварительные замечания»

Современное человечество довольно снисходительно относится к своим предшественникам - более древним земным цивилизациям, иначе бы не определяло слово «допотопный» как «устарелый, старомодный, отсталый». На самом деле факты говорят о том, что допотопные цивилизации, то есть существовавшие до Всемирного потопа, если и не были более развитыми, то находились на таком же уровне развития, что и мы.

«Ничто на Земле не проходит бесследно...»

Во время масштабных археологических раскопок в Австралии был обнаружен железный метеорит, на котором имелись следы обработки его человеком. Но самое удивительное заключалось в том, что метеорит нашли в третичных слоях. Иными словами, находке примерно тридцать миллионов лет. Получается, что уже в те невообразимо далекие времена человек пользовался инструментами. Но самое главное - это говорит о том, что на Земле до нас существовало несколько цивилизаций, может быть, огромное количество «допотопных человечеств», поскольку современные ученые определили: глобальные катастрофы на нашей планете происходят примерно раз в десять тысяч лет. Следы достижений тех цивилизаций дошли и до нашего времени. Вот несколько фактов.

В Индии находится храм Черная пагода, достигающий в высоту семидесяти пяти метров. Крышей ему служит тщательно обработанная каменная плита. Весит эта колоссальная плита более двух тысяч тонн. Современная техника до сих нор не может перемещать такие тяжести не только в вертикальном, но и в горизонтальном направлении! Какие же технологии были доступны древним людям?

Древние цивилизации были знакомы с электрическим током! У берегов реки Тигр в развалинах города Селеквия археологи раскопали несколько небольших глазурованных сосудов высотой около десяти сантиметров, в которых находились медные цилиндры, разъеденные кислотой. Самые настоящие гальванические элементы. Когда их восстановили в первоначальном виде, они... дали ток! А в Китае ученые провели спектральный анализ элементов орнамента гробницы известного полководца Чжоу-Чжу (316-265 годы до нашей эры). Сплав состоял из 10% меди, 5% магния и 85% алюминия! Между тем первый «современный» алюминий был получен лишь в 1808 году. Выходит, более двух тысяч лет назад знали электролиз. Возможно, послепотопное человечество пользовалось знаниями допотопного человечества. Только с течением столетий эти знания были людьми почему-то забыты. Почему?

В появившейся задолго до Коперника и Галилея древнейшей книге «Каббала» можно прочесть: «Вся обитаемая Земля вращается подобно кругу. Одни ее жители находятся внизу, другие - вверху. В то время как в одних районах Земли ночь, в других - день». Коперник сам признавал в предисловии к своим трудам, что о движении Земли он узнал из древнейших книг.

Конечно, на нашей планете не раз происходили различные глобальные катаклизмы. Но, повторим, ни одна природная катастрофа, даже планетарного масштаба, не сможет уничтожить все целиком. Спасается какая-то часть населения - спасаются знания, которые передаются потомкам. Часть книг тоже остается. И все зависит от того, как поведет себя новое человечество. Наше зачастую действовало варварски.

В 47 году Юлий Цезарь поджег египетский флот в гавани Александрии. Огонь перекинулся на город и уничтожил значительную часть знаменитой Александрийской библиотеки: Впоследствии разгром уникального хранилища довершили арабы. Римляне разрушили Карфаген и уничтожили библиотеку, в которой хранилось пятьсот тысяч томов. Уцелел всего один манускрипт. В 1549 году ретивым иезуитом - испанским католическим монахом Диего да Ланда - было сожжено огромное количество рукописей древнего народа майя. Из всей громаднейшей библиотеки до сегодняшнего дня "дожили" три рукописи. От письменных памятников инков не осталось вообще ничего! Более того, уничтожались целые народы, а значит, исчезала культура, утрачивались знания предков. И теперь человечество вместо того, чтобы пользоваться знаниями предков, заново изобретает велосипед.

Атомную бомбу знали до нас

К великому сожалению, ряд свидетельств дошедших до нас, говорит о том, что их предыдущие цивилизации не очень-то беспокоились о сохранении жизни на Земле. Варвары на планете появились не сегодня...

В Лондонском музее естественной истории хранится человеческий черен, в левой части которого чётко видно круглое отверстие. Это явный след от пули, поскольку холодное оружие или какой-то другой острый предмет неизбежно оставил бы мелкие трещинки или осколки кости По убеждению ученых, исследовавших череп, он принадлежит человеку, который жил сорок тысяч лет назад. То есть уже тогда люди стреляли друг и друга...

Не так давно в Ленинградской области в знаменитых Саблинских пещерах обнаружили неизвестный грот, до того скрытый водопадом. На одной из стен грота четко просматривается рисунок, дошедший через тысячелетия: сцена убийства одного высокого человекообразного существа другим. У нападающего в руках нечто похожее на гиперболоид инженера Гарина - лазерное оружие. Возможно, люди, создававшие рисунок что-то дофантазировали. Однако, читая древние рукописи, начинаешь понимать, что наша реальность гораздо фантастичней, чем это можно предположить.

Например, неизвестный автор древнеиндийского эпоса «Рамаяна» дает в рукописи описание летательного аппарата, который в стиле того времени называет «небесной колесницей»: «Когда наступило утро, Рама сел в свою небесную колесницу и приготовился к полету. Колесница эта передвигалась сама по себе. Она была большой и красиво раскрашенной в разные цвета. Она имела два этажа с многочисленными комнатами, окнами и дверями. Когда колесница совершала свой путь в воздухе, она издавала однотонный звук, похожий на гудение. Но когда колесница взлетала, грохот заполнял все четыре стороны горизонта». Замечательно и следующее высказывание автора «Рамаяны»: «О том, как изготовить детали для летающей колесницы, мы не сообщаем не потому, что это неизвестно нам, а для того, чтобы сохранить в тайне. Если бы эти сведения стали достоянием всех людей, устройство это было бы использовано ими во зло».

Кстати, по этой же причине Леонардо да Винчи - гениальный художник и изобретатель XV века - отказался подарить миру одно из самых своих грандиозных открытий: «Как и почему я не пишу о своем способе находиться под водой столько времени, сколько можно оставаться без пищи? Этого не обнародую я и не оглашаю из-за злых людей, которые этот способ использовали бы для убийства на дне моря, проламывая дно кораблей и топя их вместе с находившимися там людьми».

В древней индийской легенде упоминается оружие, «спалившее дотла всю расу анхаков». После «моря огня» трупы людей обгорели до неузнаваемости, «у них отпали ногти и волосы, птицы стали белыми, а пища несъедобной». В старинной индийской книге описывается удивительная ракета, содержащая в себе «энергию Вселенной» и с мощностью взрыва «в десять тысяч солнц». Здесь не лишним будет упомянуть, что именно в Индии раскопали скелет человека, радиоактивность которого в пятьдесят раз (!) превышала нормальные показатели.

В других районах Земли археологи также неоднократно находили подтверждение того, что тысячелетия назад представители древних цивилизаций обладали оружием страшной разрушительной силы. Может быть, его применение и вызвало глобальную катастрофу, стершей человечество с лица планеты.

Археологи, обследуя ирландские крепости Дундалк и Экосс, обнаружили, что крепостные стены в свое время подвергались воздействию огромного теплового излучения - свыше тысячи градусов по Цельсию. При данной температуре гранит плавится. Гранитные глыбы ирландских крепостей были именно расплавлены. Нечто подобное обнаружили в Малой Азии. В районе Мертвого моря многие скалы подверглись обработке высокой температурой. Так что конец света могут вызвать не только природные катаклизмы, это может быть делом рук человеческих...

Когда настанет день "икс"?

Всемирный потоп от которого Ной с семейство спаслись в знаменитом ковчеге, произошёл, по подсчетам специалистов, 9300 лет назад. И если вспомнить, что по другим вычислениям планетарные катастрофы на Земле происходят раз в 10 000 лет (говорят именно столько лет назад ушла на дно знаменитая Атлантида), то у современной цивилизации остаётся в запасе 5-7 столетий.

Все эти числа, естественно, условные. Планетарная трагедия может произойти и через тысячи лет, а может и завтра. Во всяком случае, люди думают о лучшем, но потихоньку готовятся к худшему. Несколько лет назад в газете «Московские ведомости» проскочила следующая информация: многие американцы решили стать новыми «Ноями» и как следует подготовиться к очередному потопу, который, по их мнению, уже не за горами. В Америке выпускаются карты, где обозначены места, которые не будут затоплены. Сотни американцев увольняются с работы, продают недвижимость и уезжают в горы, чтобы переждать стихийное бедствие там. В этих отдаленных местах они объединяются в группы, образуют общины, запасают пищу, воду, семена, медикаменты, топливо и... оружие - ведь во время потопа начнутся «безумие и анархия».

К несчастью, рано или поздно катастрофа произойдет. Человечеству необходимо к ней подготовиться, если оно, человечество, действительно разумное. Правда, возникает и еще один вопрос. Хорошо ли будут чувствовать себя на опустевшей планете люди, которым удастся уцелеть во время потопа? Что если живые, окинув взглядом безжизненные пейзажи некогда зеленой планеты, позавидуют мертвым?

«Некоторые предварительные замечания»

В России историю начинают изучать в четвёртом классе средней школы. Дети доверчиво впитывают исторический материал, вполне веря, что это истина. Критически рассмотреть то, что изучают, дети ещё не умеют, этим занимаются специалисты-историки, которых немного. Изучение гуманитарных дисциплин влияет на формирование социального мировоззрения человека, а изучение истории, думаю, особенно сильно. Поэтому любителям истории важно определиться: где истина? Или «Что такое хорошо и что такое плохо!?»
Любой способ отображения окружающего мира и событий, происходящих в нём, выбирает лишь часть предмета и не может претендовать на всестороннюю полноту. Всегда значительная часть мира будет оставаться вне объектива фотоаппарата, т.е. предмет или событие будут зафиксированы в ракурсе, выбранном автором. А раз так, то личные свойства автора и его мировоззрение сильно влияют на документы, оставленные им потомкам.
Понятно, что важнейшее значение имеют письменные источники, чем же располагает наука?
Наберите в поисковике «Список древнеегипетских папирусов». Посмотрите в таблице содержание текстов. Можно ли на основании их составить исторический учебник? Конечно, нет! Какие-то фрагменты, чаще всего, маловажные. Пергамент широко начал применяться со II века до Н.Э. Есть ещё тексты на каменных изделиях и скалах, но на них большую книгу не напишешь. Есть всем известные глиняные таблички, и с их изучением не без проблем. Современная история относительно надёжные источники имеет, начиная с первого тысячелетия до Н.Э. Более древние времена отражены весьма туманно.
Есть и другая проблема: «и пронеслось слово сие (обман) между Иудеями до сего дня» – (Матфей 28.15) . Т.е. ложь, произнесённая в древности, нередко доходит и до нас. И это не единственный пример лжи людей, приводимый в Библии.
Древнейшим письменным памятником является Библия, она описывает события человеческой истории от сотворения мира. Мы, православные, верим в Богооткровенность Святого Писания. И хотя современные университеты изучают предмет «Библия как исторический источник», большинство учёных историков скорее поверит древнему горшку или древнему поэту, чем Слову Божию. Учитывая вышесказанное, поговорим о древней истории, используя и Библию, и данные исторической науки. Мы не будем рассматривать вопрос сотворения мира и сотворения человека. Интересующиеся могут прочитать дипломную работу «Сотворение мира» на нашем сайте.

«Всемирный потоп»

В православной традиции, принятой от Византии, Сотворение Мира датируется 21 марта 5 508 года до Н.Э., воды Всемирного потопа покрыли Землю через 2 242 года, т.е. в 3266 году до Н.Э.
Традиционная европейская наука отрицает Всемирный потоп, т.к. потоп не вписывается в эволюционную теорию сотворения Земли как планеты.
Образование осадочных пластов земной коры, содержащих остатки, как морских, так и живших на суше организмов, наука объясняет движениями земной коры в вертикальном направлении. Суша то поднималась из Мирового океана, то опускалась в глубины моря, и так происходило несколько раз. В результате такого движения и менялись флора и фауна в данной местности. Логика в этих рассуждениях есть, но тектоника – раздел геологии – не находит физической причины для многократного движения земной коры в вертикальном направлении. Существуют 25 теорий, пытающихся объяснить тектонические движения поверхности Земли (правильнее называть эти теории гипотезами). Само количество тектонических «теорий» – 25 – показывает, что нет физических причин для поднятия и опускания суши. Вот проблема в Эволюционной теории! Напротив! Если мы признаем Библейскую историю, то образования осадочных пластов легко объясняется Всемирным потопом. В наше время существует немало научных исследований, результаты которых подтверждают Всемирный потоп. Найдено много фактов, не вписывающихся в эволюционную теорию.
В данной работе мы не рассматриваем вопросы Сотворения Мира, Всемирного потопа, религии допотопного человечества. Интересующиеся могут посмотреть дипломную работу «Сотворение Мира» и контрольную работу «Ветхий завет» на нашем сайте.

«Допотопное человечество»

Первые люди Адам и Ева, их потомки имели более крепкую физическую природу, жили более восьмисот-девятисот лет. Что удивительного? Ведь Богом человек был сотворён для вечной жизни! Люди занимались земледелием, скотоводством, охотились, ловили рыбу, изготавливали одежду, строили. Например, ковчег Ноя из дерева Гофер длиной 300 локтей, шириной 50 локтей, высотой 30 локтей, в три этажа. Сложное сооружение!
Каких-то крупных допотопных архитектурных сооружений не найдено, хотя строили и города. Скорее всего, огороженные деревни. Умели изготавливать из меди и железа орудия труда и охоты, гусли и свирели, передвижные шатры. При Еносе, внуке Адама, Господь дал людям допотопную форму исповедания, первую религию, которая была сохранена до Ноя. Письменности не было, не было и государственного устройства и денег. Родоплеменные отношения, похоже, появились после Потопа. Жили большими семьями, что мы увидим, когда будем говорить об Аврааме.
Уже при первом сыне Адама, Каине, первое человечество разделилось на два враждующих племени, отличающихся по внешнему виду и отношению к Богу. А от межплеменных браков рождались великаны, издревле сильные и славные люди. Известно всем, Каин убил своего родного брата Авеля, праведного. Это не единственное допотопное убийство.
«И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их зло во всякое время; …И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков…» (Бытие 6.5-7) – вот причина Всемирного потопа. Итак, человечеству потребовалось 2242 года, чтобы полностью развратиться, кроме Единственного Ноя с сыновьями. Надо полагать, людей было уже много, они жили долго, имели крепкую физическую природу, нескольких жён, так что детей у каждого было помногу.

«После потопа»

Итак, воды Потопа покрывают всю Землю, уровень воды выше самых высоких гор. И только ковчег с семьёй Ноя плавает на поверхности. Через год Ной высаживается на высохшую землю. Ковчег останавливается на вершине г. Арарат, возможно, стоянка ковчега находится рядом с местом, где при сотворении Земли находился Рай. В XIX веке ковчег Ноя был обнаружен на краю ледника г. Арарат. По мнению толковников Библии, на горах Араратских Ной впервые знакомится с плодами растения виноград, если это так, то какая-то часть растений, используемых человеком, возможно, произрастала только в Раю. И к райским растениям человек был допущен после Потопа.
Останки животных и растений, найденные в осадочных отложениях Потопа, свидетельствуют, что Земля до Потопа имела несколько климатических зон со своеобразной флорой и фауной. Так, массовые захоронения всеми любимых динозавров найдены в двух местах: Монголии и Канаде, это климатические зоны тёплого климата. Север Евразии и до Потопа был холодный, жили мамонты, шерстистые носороги, гигантские олени – эти холода не боялись.
Библия, описывая начало жизни на Земле, говорит о трёх местах: 1) Рай, 2) Лице земли, где наиболее благоприятные условия для проживания, 3) Вся остальная земля. Адамиты проживали вокруг Рая, затем заселили Лице земли. Каиниты ушли на восток от Рая за территорию Лица земли. Чем дальше люди уходили от Рая, тем больше дичали. Рая после Потопа не Земле нет, Лице земли, думается, соответствует современным территориям со Средиземноморским климатом.
Библия говорит, что в живых остались только находившиеся в ковчеге с Ноем. Но Библия в нескольких местах употребляет слова: всё, все, когда речь идёт о большей части, т.е. почти всё, или почти все. Почему об этом хочется сказать? В современном человечестве есть народы, которые резко отличаются от большинства по внешнему устроению, меньшей продолжительности жизни, количественно малым потомствам, неспособности иметь потомство в смешанных браках и другим антропологическим показателям. Например, айны, живущие в Японии, при браках с переселившимися на острова японцами, рождали бесплодное потомство. Немало ещё диких народов, не поддающихся цивилизации. Возможно, Господь по Своему промыслу сохранил и несколько допотопных людей из других племён, помимо Ноя. Так, когда Израиль завоёвывает Палестину, то уничтожает племена хананеев и несколько племён великанов. Кочевые народы, нападавшие в разные века на Киевскую Русь, тоже имели в своём составе великанов, а славяне нет. Не потомки ли это допотопных великанов?
«Восстаёт жезл от Израиля…и сокрушает всех сынов Сифовых… но разорён будет Каин» – (Числ, гл. 24, ст. 17, 22) О каких Сифитах и Каинитах здесь говорит библия? О переживших Всемирный потоп?

«Вавилонская башня»

Какое-то время семейство Ноя живёт у горы Арарат. После потопа Ной жил 350 лет, а всего Ной жил 950 лет, умер около 2916 года до Н.Э.
«Двинувшись с востока, они нашли в земле Сенаар (впоследствии страна Вавилонская) равнину и поселились там» (Бытие, гл. 11.2), возможно, часть потомков Ноя осталась в Кавказских горах, тогда праязык человечества нужно искать там. На всей земле был один язык.
«И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжём огнём. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли» (Бытие, гл.11.3-4).
Отсюда видим, что первоначально основным строительным материалом был природный камень, кладка из камня на извести. Долговечный материал! Но люди всегда пытаются идти более лёгким путём и находят новые проблемы. Господь «смешал» язык их так, чтобы один не понимал речи другого, «и они перестали строить город и башню. Посему дано имя ему Вавилон…и оттуда рассеял их Господь по всей земле» (Бытие, гл. 11. 8-9).
Произошло сие после смерти патриарха Ноя, т.е. после 2916 года до Н.Э.

Иерей Леонид Глебец.


Фрагмент XI глиняной таблички «Эпоса о Гильгамеше» из библиотеки Ашшурбанипала.
Британский музей. VII в. до н.э.


Судьба гуманизма в XXI столетии
ИА Красная Весна | Метафизическая война | 11 ноября 2016 г. - 19:04 | Сергей Кургинян
Опубликовано в «Суть времени» №203

Открещиваясь от гуманизма, эти силы, как бы вы их ни называли: консерваторами, традиционалистами или фундаменталистами - в концептуальном смысле оказываются в фашистском лагере

Итак, давайте для начала рассмотрим достаточно позднюю информацию о потопе. Ту информацию, которая содержится в отрывках из аккадского Эпоса о Гильгамеше, датируемого 2-м тысячелетием до н. э.

Будучи более поздним, чем шумерский эпос (ранние песни о Гильгамеше появились в 3-м тысячелетии до н. э.), аккадский эпос считается более продвинутым в культурном и духовном плане. И именно этот эпос излагается в тех двенадцати шестиколонных клинописных табличках, которые представляют собой невесть какую по счету копию первоначального аккадского текста. Который сам является копией и развитием шумерского текста и так далее...

Вот что сообщает Гильгамешу о потопе шумеро-аккадский Ной, которого зовут Утнапишти.

Утнапишти ему вещает:

Я открою, Гильгамеш, сокровенное слово
И тайну богов тебе расскажу я...

Посвящая Гильгамеша в эту тайну, Утнапишти, этот шумеро-аккадский Ной, говорит о совещании богов в некоем древнем городе Шуриппаке. Что это за город?

Шуриппак в переводе с шумерского означает «исцеляющее место». Это древний шумерский город. Он располагался на берегу Ефрата, южнее города Ниппур, центра культа верховного бога шумеров Энлиля. От древнего Шуриппака осталось городище. Оно расположено на территории современного Ирака, в провинции Аль-Кадисийа. Городище называется Тель Фара. Древний Шуриппак считался священным городом богини Нинлиль.

Нинлиль (в переводе с шумерского - «владычица воздуха») - это супруга бога Энлиля, владыки ветра. Энлиль - один из трех великих богов шумеро-аккадской мифологии. Он сын бога Ану (Неба) и богини Ки (Земли). В Эпосе о Гильгамеше Энлиль называется одним из инициаторов всемирного потопа. Считается, что Энлиль не только является одним из инициаторов этого самого потопа, но и божеством, достаточно регулярно действующим против человечества.

В древних шумеро-аккадских легендах говорится о том, что Энлиль изнасиловал свою будущую супругу Нинлиль (которую ее мать подговорила соблазнить великого бога Энлиля). За это нехорошее деяние Энлиль был, по общему решению богов, низвергнут в ад. Его супруга последовала за ним. И, руководствуясь указаниями своего мужа, зачала, вслед за зачатым на земле первенцем, еще троих детей. Оставив их в аду, Энлиль и Нинлиль вернулись в сообщество богов и заняли там почетное место.

При этом Нинлиль считается наиболее прочно связанной с демонами, которые в шумеро-аккадской мифологии враждебны и людям, и богам. С одной стороны, Нинлиль входит в сообщество богов, призванное противостоять демонам. С другой стороны, она вроде бы более прочно, чем другие боги, сплетена с этими самыми демонами... Впрочем, шумерскую демонологию надо обсуждать отдельно. Здесь же достаточно указать на то, что Шуриппак - это священная территория Нинлиль, и вкратце обсудить эту самую Нинлиль. Обсудив же, продолжить чтение того фрагмента Эпоса о Гильгамеше, в котором содержатся интересующие нас сведения о потопе.

Утнапишти, шумеро-аккадский Ной, являющийся прототипом Ноя библейского, сообщая Гильгамешу тайну богов, начинает с города Шуриппака:

Ану в шумеро-аккадской мифологии играет примерно ту же роль, какую Уран играет в мифологии древнегреческой. Это верховный бог Неба, возглавляющий сонм богов. Ану, Энлиль и Энки - самые могущественные и старейшие боги месопотамского пантеона. Титул Ану - «отец богов». Ану - муж богини Земли Ки. Ее другое имя - Нинхурсаг («Владычица лесистой горы»).

Ану и Ки породили Энлиля, бога воздуха, отделившего небо от земли. В отличие от древнегреческого Урана, Ану не претерпевает урона от своих сыновей. Но, будучи утомлен, а в чем-то и удручен активностью своих потомков, Ану по преимуществу бездействует, вмешиваясь только в самых крайних случаях.

Энлиля мы уже обсудили вкратце.

Нинурта - это сын Энлиля, своего рода аналог древнегреческого бога Ареса. Почему аналог? Потому что Нинурта - это бог счастливой войны, это бог-витязь, бог, ведущий за собой других богов, в случае, если разгорается какая-либо война с враждебными этим богам сущностями.

Эннуги, названный в тексте «мираб», - это прозвище бога подземного царства. Иногда так же называют бога подземных вод Нергала. «Мирабом» Эннуги называют потому, что он, владея подземными водами, является своего рода управляющим оросительными работами, то есть мирабом.

Итак, собрались эти боги в городе Шуриппаке для принятия решения о потопе. Приняли это коллективное решение - и на тебе, кто-то из богов вместо того, чтобы держать решение в тайне и довести замысленное до конца, взял и посодействовал человеку. Кто же это сделал?

В цитируемом мною тексте сказано следующее:

Светлоокий Эа с ними вместе клялся,
Но хижине их он слово поведал:
«Хижина, хижина! Стенка, стенка!
Слушай, хижина! Стенка, запомни!
Шуриппакиец, сын Убар-Туту,
Снеси жилище, построй корабль,
Покинь изобилье, заботься о жизни,
Богатство презри, спасай свою душу».

Таким образом, на совещании богов, кроме уже обсужденных нами последовательных сторонников уничтожения человечества с помощью потопа, был еще и бог Эа, который не стал открыто противостоять остальным членам высшей божественной семьи, в которую сам входил. Вместо этого Эа выдал секретное решение богов смертному, жителю Шуриппака, сыну Убар-Туту Утнапишти. Эа именно выдал Утнапишти это решение. Все ссылки на хижину и стенку не должны запутывать читателя. Потому что ссылки эти призваны в определенной форме выразить именно мысль о секретной, противоречащей принятому коллективному решению, роли бога Эа.

Но Эа не только выдал это решение шумеро-аккадскому Ною (он же - Утнапишти). Эа еще и посоветовал Утнапишти, что именно надо соорудить, дабы спастись от потопа. Причем советы бога Эа сугубо конкретные.

Тот, корабль, который ты построишь,
Очертаньем да будет четырехуголен,
Равны да будут ширина с длиною,
Как океан, покрой его кровлей!

Следуя совету Эа, Утнапишти действует как опытный кораблестроитель. Утнапишти подробно повествует о своих судостроительных подвигах Гильгамешу. Вот что он ему говорит:

Шесть в корабле положил я палуб,
На семь частей его разделивши ими,
Его дно разделил я на девять отсеков,
Забил в него колки водяные
Выбрал я руль, уложил снаряженье...
Нагрузил его всем, что имел я,
Нагрузил его всем, что имел серебра я,
Нагрузил его всем, что имел я злата,
Нагрузил его всем, что имел живой я твари,
Поднял на корабль всю семью и род мой,
Скот степной и зверье, всех мастеров я поднял.
Время назначил мне Шамаш (бог солнца - С.К.):
«Утром хлынет ливень, а ночью
Хлебный дождь ты увидишь воочью, -
Войди на корабль, засмоли его двери».
Настало назначенное время:
Утром хлынул ливень, а ночью
Хлебный дождь я увидел воочью.
Я взглянул на лицо погоды -
Страшно глядеть на погоду было.
Я вошел на корабль, засмолил его двери...
Едва занялось сияние утра,
С основанья небес встала черная туча...
Что было светлым, - во тьму превратилось,
Вся земля раскололась, как чаша.
Первый день бушует Южный ветер,
Быстро налетел, затопляя горы,
Словно волною, настигая землю.
Не видит один другого,
И с небес не видать людей.
Ходит ветер шесть дней, семь ночей,
Потопом буря покрывает землю.
При наступлении дня седьмого
Буря с потопом войну прекратили,
Те, что сражались, подобно войску.
Успокоилось море, утих ураган - потоп прекратился...

Я так подробно цитирую то, что говорится о потопе в Эпосе о Гильгамеше, потому что читающие должны вдуматься - насколько повторяется почти один к одному то, что говорилось в библейских текстах, и то, что говорилось тысячелетием раньше, в текстах других народов. Согласитесь, подобные повторения не только информативны. Они в чем-то еще и, что называется, завораживают. А это, опять-таки, немаловажно при проведении таких исследований, как проводимое здесь. Поэтому я доведу цитирование до конца.

Успокоилось море, утих ураган - потоп прекратился,
Я открыл отдушину - свет упал на лицо мне,
Я взглянул на море - тишь настала,
И всё человечество стало глиной!
Плоской, как крыша, сделалась равнина.
Я пал на колени, сел и плачу,
По лицу моему побежали слезы.
Вынес голубя и отпустил я;
Отправившись, голубь назад вернулся;
Места не нашел, прилетел обратно.
Вынес ласточку и отпустил я;
Места не нашла, прилетела обратно.
Вынес ворона и отпустил я;
Ворон же, отправившись, спад воды увидел,
Не вернулся, каркает, есть и гадит.

Как мы видим, повторяется даже сюжет о троекратном отправлении птиц на разведку для обнаружения суши. Чуть разные птицы отправляются на разведку, но это крохотная вариация на фоне беспрецедентного повторения всех основных тем библейского и шумеро-аккадского повествования о потопе.

С шумеро-аккадским повествованием мы сейчас знакомились по Эпосу о Гильгамеше, изложенному в уже обсуждавшихся двенадцати шестиколонных таблицах. Таблицы эти, являясь копиями с более древних таблиц, находились - и об этом тоже было уже сказано выше - в клинописной библиотеке царя Ашшурбанипала.

Ашшурбанипал - это последний великий царь Ассирии, правивший примерно с 669 до 627 гг. до н. э. И тут легко сказать, что времена уже вполне библейские. И параллели между двумя текстами - библейским и шумеро-аккадским - могут быть порождены взаимодействиями культур и народов. На самом деле тексты на табличках, находившихся в библиотеке Ашшурбанипала, относятся к гораздо более раннему периоду, чем правление самого этого царя. Но тем не менее.

Дабы ликвидировать малейшие сомнения в том, что шумерские тексты о потопе древнее текстов библейских, надо ознакомиться с тем, что было найдено в так называемой Ниппурской библиотеке. Там были найдены тысячи клинописных глиняных табличек. В том числе и те, в которых говорится о потопе. А Ниппур - это не Ниневия, связанная с такими относительно молодыми цивилизациями, как ассирийская. Ниппур - это город-государство, являвшееся важнейшим духовным центром в так называемый ранний династический период, который начался в XXVIII веке до н. э. и завершился в XXIV веке до н. э.

Так что эти глиняные таблички - по древности своей не чета тем, которые были найдены в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала. Другое дело, повторяю, что и таблички, найденные в ашшурбанипаловской Ниневии, ну никак не принадлежат к эпохе Ашшурбанипала. Они являются качественно более древними. И, тем не менее, ниппурские таблички еще древнее.

В раннединастический период в Ниппуре находился пантеон всех главных богов древних шумеров. Боги эти, как считают специалисты, делились на две группы. Первая группа - горные боги, главой которых был уже обсужденный нами бог Энлиль.

Другая группа - морские боги во главе с тем самым Эа (или Энки), который спас Утнапишти (в шумерском варианте Зиусудра), а значит, и всё человечество. Эа (он же Энки) покровительствовал городу Эриду и реке Тигр. В отличие от буйного Энлиля, Эа/Энки был мудр. Он заботился о том, чтобы люди выходили из дикого состояния, осваивали ремесла, развивали культуру, поклонялись прекрасному. А еще Эа/Энки заботился о чистоте морских, речных и подземных вод. Иногда Энлиля противопоставляют Энки, утверждая, что Энлиль - это властитель верхнего мира, а Энки - властитель нижнего мира. Но на самом деле всё намного сложнее.

Однако вернемся к Ниппурской библиотеке. Ниппур был городом-святилищем. Это святилище являлось своеобразным местом компромисса между Энлилем и Энки. Возглавить конгломерат шумерских городов мог лишь властитель, получивший легитимацию в Ниппуре. В XVIII веке до н. э. Ниппур был захвачен Вавилонией. Но и тогда он не потерял определенной внутренней автономии. В Вавилонии государственным языком был язык аккадский, но жрецы Ниппура по-прежнему пользовались шумерским языком.

Жрецы бережно хранили ниппурское наследие. Но шли века и тысячелетия. Древний Шумер, казалось бы, исчез безвозвратно и навсегда не только как реальная цивилизация, но и как нечто культурно значимое. Однако в 1889 году нашей эры американская археологическая экспедиция начала раскопки в Ниппуре. Раскопки были существенно заторможены мировыми войнами. И возобновлены после конца второй из них.

В 1948 году, воспользовавшись относительной стабилизацией на Ближнем и Среднем Востоке, археологи начали особо активно раскапывать Ниппур. Они установили древность этого города-государства, создали историческую периодику (додинастийный/догосударственный период, раннединастийный период и так далее). Вскоре после окончания Второй мировой войны в Ниппуре был обнаружен храм, возведенный при ранних династиях, затем еще несколько храмов. Была обнаружена ирригационная система с арочными перекрытиями, выложенными кирпичом, и тот древний месопотамский интеллектуальный центр, за которым закрепилось название Ниппурская библиотека. В этой библиотеке было обнаружено около 60 тысяч табличек, из которых 23 тысячи относится к древнейшему периоду.

Одна из 23 тысяч древнейших ниппурских табличек посвящена потопу. Эта табличка сильно повреждена, а часть записи потеряна, но она всё равно считается историческим документом огромной важности. В верхней части таблички отсутствует 27 строк. Специалисты уверены, что именно в них говорится о том, почему боги решили погубить людей с помощью потопа.

Все это неслыханное интеллектуальное богатство оказалось обнаруженным в полном объеме уже после Второй мировой войны. Но отдельные таблички, в том числе та, в которой повествуется о потопе, были найдены раньше. Ведь раскопки в Ниппуре начались аж в 1893 году. А в 1914 году американский востоковед-шумеролог Арно Пебель опубликовал свои переводы текстов из ниппурской коллекции, датированных XVIII веком до н. э.

В этих текстах шумерский Зиусудра (он же - аккадский Утнапишти) отрекомендован как царь города Шуриппака. В них сказано, что Зиусудра получил известие о предстоящем потопе от Энки, бога мудрости, бога-покровителя культуры и человеческой цивилизации. В текстах также сказано о том, что Энки не осуществляет, подобно Богу Библии, некий проект спасения избранной части человечества. Нет, Энки всего лишь предупреждает праведника Зиусудру о том, как надо спастись от проекта погубления людей, затеянного всем сообществом богов. Проекта, который он, Энки, поневоле поддержал. Который он, более того, поклялся не выдавать никому из людей. Но поскольку Энки крайне недоволен этим проектом, то он делает максимально возможное для того, чтобы проект сорвать. Это максимально возможное сводится к тому, что Энки, дабы не нарушить клятву о невыдаче проекта кому-нибудь из людей, как бы выдает этот проект всего лишь стене дома или храма. Тем самым он формально остается верен клятве. Вот как Энки это делает:

Край стенки слева, ну-ка, послушай!
Край стенки, скажу тебе слово, прими мое слово!
Будь внимателен к моим наставленьям!

Энки знает, что за стеною, к которой он обращается, находится праведник Зиусудра, к которому на самом деле обращены его слова и его наставления. Энки инструктирует Зиусудру по поводу строительства ковчега, но на единственной дошедшей до нас клинописной табличке эти инструкции стерты. Зиусудра спасается со своей семьей и представителями животного и растительного мира. Потоп длится семь дней и семь ночей. После потопа боги даруют Зиусудре и его жене вечную жизнь. Боги поселяют этих праведников, которых, между прочим, хотели погубить, на блаженном острове Дильмун и даруют им вечную жизнь.

Повествования о потопах тянутся от этих шумерских табличек в Вавилон, в аккадские версии и оттуда - в библейские и древнегреческие предания.

Преданий о потопе так много, что в них легко запутаться, даже если тебя интересует только «потопология». А поскольку мы не «потопологией» занимаемся, то в какой-то момент надо подвести черту под крайне интересной, но всё же не основной для нас темой допотопного и послепотопного. А подведя черту, извлечь из интересного материала какой-то минимум важных для нас стратегических сведений. Этот минимум, на мой взгляд, сводится к следующему.

В библейском варианте, естественно, говорится о том, что Бог сам и человечество решил извести за его грехи, и праведника Ноя спасти, дабы род людской полностью не иссяк. Иначе в библейском повествовании и быть не может. Потому что у Бога, разгневавшегося на людей, не может быть доброго антагониста, защищающего людей. Библейский Бог - это Бог крайнего монотеизма. Его достаточно ущербным противником является дьявол. Но дьявол заведомо хуже относится к человечеству, чем Бог. И потому он именуется врагом рода человеческого.

Кроме того, у дьявола не может быть самостоятельного проекта спасения человечества, которому Бог не мог бы помешать. Поэтому в Библии говорится о том, что Бог сам и карает кого надо, и спасает опять-таки кого надо. Возникает избыточная сложность конструкции. Но эта избыточная сложность спасает монотеизм.

Но ни у шумеров, ни у аккадцев, ни у древних греков нет необходимости спасать монотеизм, потому что монотеизма нет. И потому у них одно верховное божество организует, опираясь на мнение большинства богов, потоп как погибель всего человечества, а другое, равномощное, божество (или, по крайней мере, божество, имеющее способность к проведению в жизнь альтернативных проектов) спасает человечество. В шумеро-аккадском варианте таким божеством, спасающим человечество от беспощадности Энлиля и находящегося под его влиянием сообщества богов, является отпавший от этого сообщества бог Энки (или Эа). Тем самым уже в древнейших мифологиях появляются как недоброжелательные по отношению к людям боги или коллективы божеств, так и те высшие существа, которые, тайно или явно противодействуя человеконенавистничеству большинства богов, человеку сочувствуют и помогают.

И почему бы, собственно, не назвать богов, помогающих людям, антропофилами (или теогуманистами), а богов, стремящихся людей погубить, антропофобами (или теоантигуманистами)?

Кому-то такое предложение покажется и не до конца убедительным, и избыточным. Но давайте порассуждаем.

К сожалению, определенные круги настойчиво пытаются убедить доверчивую публику в том, что гуманизм - это очень поздняя конструкция, имеющая в существенной степени светский характер. Что быть гуманистом - значит быть атеистом или, как минимум, религиозно уступчивым либералом. В эти круги входят отнюдь не только представители наползающей на нас глобальной постмодернистской, якобы либеральной, антиисторической и антигуманистической публики. В эти круги входят и те, кто в целом противостоит данной публике, защищая разного рода традиции - культурные, семейные, моральные, ценностные и так далее.

Но защищая эти традиции, они открещиваются от гуманизма, отрекомендовывая себя как радетелей за духовность, за традиционные ценности. В силу этого оказывается, что в решающей для человечества битве за гуманизм в XXI столетии консервативные или традиционалистские силы участвуют в лучшем случае косвенно, защищая определенные гуманистические по своей сути слагаемые человеческого бытия. И говоря при этом: «Мы защищаем не гуманизм, а нечто другое».


Отпечаток цилиндрической печати аккадского периода.
Бог Эа изображен с потоками воды, в которых плавают рыбы.
Примерно 2300 г. до н.э.

Открещиваясь от гуманизма, эти силы, как бы вы их ни называли: консерваторами, традиционалистами или фундаменталистами - в концептуальном смысле оказываются в фашистском лагере. Они при этом могут яростно бороться с фашизмом. Но непонятно, за что они борются. Потому что фашистам нужно уничтожить именно гуманизм. И если его не защищать, то самим этим отказом от защиты, открещиванием от гуманизма, низведением всего гуманизма к очень хлипким квазилиберальным конструкциям - ты способствуешь краху гуманизма. А когда он рухнет, тебе никто не даст спасать традиционные, фундаментальные, консервативные слагаемые человеческого бытия. Все эти слагаемые, будучи изъятыми из гуманистического целого, немедленно фашизируются. Фашизация может иметь как явный, так и тайный характер. Но поскольку нет ничего тайного, что не стало бы явным, то очень скоро оказывается, что сдав гуманизм, ты выступаешь единым фронтом с теми, кто в конечном итоге хочет вернуть в мир антигуманистический проект под названием «Допотопное человечество 2.0» .

Всё, что написано в «Фаусте», проникнуто этой страстью по возвращению в мир отторгнутого когда-то этим миром допотопного начала. Фауст и есть «проект допотопность 2.0». Допотопные боги... Допотопные темные существа... Допотопные заклятия... Допотопные принципы сакральных иерархий... Ну как было гитлеровцам не уцепиться за всё это?

И неужели Томас Манн, восхищенный гением Гёте, не стал бы сражаться против извращенного нацизмом гётелюбия, провозгласив, что Гёте принадлежит гуманизму? Казалось бы, как легко было воскликнуть: «Руки прочь от нашего гуманистического Гёте!» Тем более что очень многие интеллектуалы, дотошно занимающиеся Гёте, были искренне убеждены, что Гёте - великий гуманист.

Приведу один пример. Моя мать дружила с очень известным советским гётеведом Николаем Николаевичем Вильмонтом (1901–1986). Николай Николаевич был замечательным человеком, блестящим профессионалом, великолепным исследователем. Разве он лукавил, утверждая, что Гёте гуманист? Нет, он не лукавил. Он искренне был в этом убежден. Но что там Вильмонт! Он ведь выдающийся критик, литературовед, переводчик. А Томас Манн - великий писатель и великий философ. Он ведь тоже боится заявить о том, что Гёте не принадлежит гуманизму. Он боится изъять Гёте из гуманистической немецкой культуры, понимая, что тогда всё здание немецкой гуманистической культуры может разрушиться.

Томас Манн понимает, что такое разрушение немецкой гуманистической культуры может быть на руку только фашистам и неофашистам. И не он один это понимает. Все мы это понимаем. И что? Можно ли спасти здание, скрывая нечто?

Разве это нечто может быть сокрыто?

Разве оно рано или поздно не обнаружит себя?

Разве в этом обнаружении не вскроется зловещая мощь, к противостоянию которой мы, осторожничая, лукавя, не расставляя точек над «i», окажемся не готовы?

Разве не пора иначе сформулировать саму гуманистическую проблематику, иначе выстроить саму гуманистическую традицию?

И разве не ясно, что по самому крупному счету в ряду священных надчеловеческих персонажей, защищавших человека от античеловеческой - а значит, антигуманистической - антропофобии таких же надчеловеческих персонажей находится не только Энки или Прометей, но и Христос? Разве не верой в человека, не любовью к нему продиктованы деяния Христа? И что останется от Христа, если эту веру и эту любовь к человеку, да-да, именно к человеку, даже не изъять, а лишить системообразующей силы? Чем тогда станет христианство как религия? Во что превратится христианская культура? И что станет с общечеловеческой культурой при таком антигуманистическом по сути переделывании христианской религии и христианской культуры?

Так что не шумерскими или иными табличками мы занимаемся в нашем исследовании. Или, точнее, не только ими. Мы занимаемся ими лишь постольку, поскольку это нужно для выявления подлинной природы хорошо скрытого подлинного антигуманистического начала. Начала - допотопного в своей сокровенной сути. Именно для этого мы занимаемся допотопным по сути своей, августианским пеласгизмом Вергилия, допотопным по сути своей фаустианством Гёте, допотопными элементами в кросс-культурных теологических играх со всякими там Афинами/Нейт и так далее, допотопным матриархатом, весьма далеким от матриархата первобытно-коммунистического, и допотопным же началом в нацизме.

Что имел в виду Бертольт Брехт, предупреждавший о том, что расправившись с нацистской гадиной, нужно помнить о черном плодоносящем чреве, способном порождать еще худших гадов, чем нацизм?

Что, если собирательное и условное имя этого чрева - некая фундаментальная допотопность?

Часть 2. «Допотопные» люди.

Как зритель, не видевший первого акта,
В догадках теряются дети.
И всё же они ухитряются как-то
Понять, что творится на свете.
С.Маршак «Как зритель, не видевший первого акта…»

Для описания старых вещей, старомодных взглядов или когда хотим сказать о чём-то устаревшем, мы до сих пор употребляем слово «допотопный ». Это слово подтверждает мнение, что наши прародители пережили потоп. Согласно существующей теории этот масштабный, и катастрофический по своей сути, подъём уровня Чёрного моря произошёл около 5600 года до нашей эры .

На сегодняшний день археологи располагают свидетельствами, что первобытный человек в восточной части Приазовской возвышенности появился более 1 млн. лет назад. На северном берегу Таманского полуострова найдена стоянка древних людей — «Богатыри ». Время существования стоянки — от 1 до 1,2 миллионов лет назад.

Также археологами найдены стоянки:
. в пещере Киик-Коба (Дикая пещера, Крым);
. в пещере возле деревушки Чокурча (Крым);
. первобытных людей-охотников и костище (возле современного города Амвросиевка, Донецкой области);
. Антоновка I, Антоновка II и Александровка (около села Антоновка и посёлка Александровка в Марьинском районе Донецкой области);
. «Родники » (Приазовье);
. Мураловка (на берегу Миусского лимана);
. Каменная Балка 1 и Каменная Балка 2 (западнее устья реки Дон);
. Фёдоровка (на реке Каратыш);
. Янисоль (у села Малоянисоль на реке Кальчик);
. Калка (на берегу Старокрымского водохранилища);
. Зимовники 1 и Пищевик 1 (Северное Приазовье);
. Орловское (на реке Кальмиус);
. Ольгинка (на реке Сухая Волноваха) и многие другие.

Около 300 — 250 тысяч лет назад произошло максимальное оледенение Восточно-Европейской равнины — Днепровское оледенение . Ледник с севера продвинулся до современного Днепропетровска. С наступлением ледника люди отступали дальше на юг.
Подтверждением того, что это были именно «люди разумные» служат найденные орудия труда и охоты, бытовые предметы, остатки жилищ.

Рис. 2. Границы Днепровского оледенения.

Так, на стоянке около села Мезин Черниговской области найден браслет с ромбо-меандровым орнаментом (с протосвастической сеткой), неолитические печати для нанесения протосвастического орнамента и печати (пинтадеры) для нанесения ритуальной татуировки. Учёные относят данные находки к верхнему палеолиту, XXIII тысячелетию до н.э. [Источник: Елинек Ян. Большой иллюстрированный атласа первобытного человека. Прага, 1985. с. 446, № 715 ]. В Мезине у очага найден целый скелет волка, кости которого сохранили анатомический порядок. Череп волка был укреплен и на крыше над входом в одно из мезинских жилищ, а вокруг жилища брошены скелеты трех волков. [Источник: Кабо В., «Круг и крест. Размышления этнолога о первобытной духовности». Канберра: Алчеринга, 2002 ]. На стоянке сохранились остатки жилищ, места обработки кремня и кости, углублённые очаги вне жилищ. Жилища - наземные, округлые и овальные (диаметр до 6 м), сооружались из дерева, покрывались шкурами и обкладывались крупными костями животных. Найдено свыше 4 тысяч кремнёвых орудий (резцы, скребки, проколки, инструменты для гравировки по кости), а также орудия и бытовые предметы из кости и рога (иглы, проколки, молотковидные и клиновидные орудия, наконечники дротиков, подвески и др.). Интересны скульптурные фигурки из бивня мамонта (стилизованные статуэтки женщин и животных) и браслеты из бивня с геометрическими узорами, роспись красной охрой на крупных костях мамонта. [Источник: Большая советская энциклопедия, «Советская энциклопедия», в 30 т., 1969 - 1978 ]. На стоянке Костенки-1 на реке Дон найдена статуэтка беременной женщины («венера») сделанная из бивня мамонта. Учёные относят данные находки к верхнему палеолиту, XVI-XI тысячелетию до н.э. [Источник: Формозов А.А. Памятники первобытного искусства на территории СССР. М., 1980, с. 19 ].


Рис. 3. Территория ледника и тундры 200 — 35 тыс. лет назад.


Рис. 4. Территория ледника и тундры 35 — 15 тыс. лет назад.

14 — 12 тыс. лет назад заканчивается ледниковый период и на территории Восточно-Европейской равнины меняется климат. На месте тундры и ледника — вырастают леса. Исчезают древние животные (мамонты, шерстистые носороги и т.д.), вместо их появляются олени, лошади, волки, медведи, кабаны, быки и другие современные животные.


Рис. 5. Носорог, пещерный лев и мамонт. [Источник: dalizovut.narod.ru].


Рис. 6. Герб Амвросиевки и рубило из Амвросиевской стоянки. [Источник: donbass.ua].


Рис. 7. Статуэтки и жилища первобытных людей. [Источник: dalizovut.narod.ru].

Человек, в то время, жил родовым строем. Род вёлся (по рождению) по материнской линии. Главою рода, хранительницей очага и пищевых запасов была женщина. А когда произошло объединение родов в общины, образовался первобытно-общинный строй. В это время активно формируется первое религиозное сознание — шаманизм (Шаманизм — это культ предков и почитание умерших, вера в существования души и духов, в общего для конкретного коллектива предка из мира животных, в сверхъестественные возможности материальных предметов, в умение человека вызывать сверхъестественные явления и в то, что заклинаниями и обрядами можно повлиять на ход событий ).

Кто же были эти «допотопные» люди?

Прежде чем ответить на этот вопрос, рассмотрим некоторые исследования в области генетики.

В ДНК человека 46 хромосом, половину он наследует от отца, половину — от матери. Учёные доказали, что в одной мужской Y-хромосоме содержится набор нуклеотидов, который передается из поколения в поколение без каких-либо изменений в течение тысячелетий. Генетики называют этот набор гаплогруппой . У каждого мужчины в ДНК находится точно та же гаплогруппа, что у его отца, деда, прадеда, прапрадеда и так далее. У каждого народа своя одинакова гаплогруппа.


Рис. 8. Структура ДНК.

Спенсер Уэллс, директор Генографического проекта из National Geographic, считает, что около 10 — 15 тысяч лет назад в Европе на территории Русской равнины возникла гаплогруппа R1a . [

Лишившись своего блаженного жилища, первые люди поселились к востоку от Эдема. Эта восточная внерайская страна сделалась колыбелью человечества. Здесь начались первые труды обыденной суровой жизни, и здесь же явилось первое поколение «рожденных» людей. «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала и родила» сына, которому дала имя Каин, что значит: «приобрела я человека от Господа» (). Адам и Ева, вероятно, надеялись, что в лице Каина они видят исполнение обетования об Искупителе, но их надежда не оправдалась. В их первом сыне для прародителей явилось только начало новых, неизвестных еще им страданий и горя; впрочем, Ева скоро сама поняла, что слишком скоро стала лелеять себя надеждой на исполнение обетования, и потому, когда у нее родился второй сын, она назвала его Авелем, что значит призрак, пар. Увеличение семьи требовало от все больше и больше сил для добывания пищи. Вскоре ему в этом деле стали помогать его сыновья. Каин стал обрабатывать землю, а Авель занимался скотоводством. Но первородный грех не замедлил проявить себя с жестокой силой уже в первом семействе.

Однажды Каин и Авель принесли жертву Богу. Каин принес в жертву плоды земли, а Авель – первородного овна из своего стада. Но Авель приносил жертву с верою в обещанного Спасителя и с молитвой о помиловании, а Каин приносил ее без веры и смотрел на нее, как на свою заслугу перед Богом (). Поэтому жертва Авеля была принята Богом, а жертва Каина – отвергнута. Увидев предпочтение, оказанное брату, и видя в нем явное обличение своих «злых дел» (), Каин сильно огорчился, и омраченное лицо его поникло. На нем появились зловещие черты. Но милосердный Бог, желая, чтобы Каин исправился, предостерег его от злого дела. Он сказал Каину: «Почему ты огорчился? отчего поникло лице твое?... ... влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (). Каин не послушался Божьего призыва и отворил греху дверь своего сердца. Зазвав своего доверчивого брата в поле, он убил его, – совершив невиданное еще землею злодеяние. Страшное преступление, которое впервые внесло в порядок природы и разрушение, не могло остаться без наказания.

«Где Авель, брат твой ?» – спросил Господь Каина. «Не знаю, разве я сторож брату моему ?» – с дерзостью отвечал убийца. (). В этом ответе можно видеть, какой страшный шаг вперед сделало зло со времени падения прародителей. Эта дерзость, это бесстыдное отрицание не допускали возможности дальнейшего испытания Каина, и Господь произносит ему приговор: «...Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле» . Каин затрепетал, но только не от раскаяния, а от страха, что ему отомстят за брата.

«Наказание мое больше, нежели снести можно , – сказал он Господу, – ...всякий, кто встретится со мною, убьет меня» . В ответ на это Господь сказал: «За то всякому, кто убьет Каина, отомстится всемеро» . И сказал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его. ().

Братоубийца не мог больше оставаться со своими родителями. Он ушел от них и поселился в земле Нод, еще дальше на восток от Эдема. Но Каин переселился сюда не один. Как ни велико было злодеяние и оскорбление, нанесенное им чистоте и святости братской любви, из среды размножившихся за это время братьев, сестер и последующих поколений нашлись люди, которые решились последовать за Каином в страну изгнания. Каин поселился на новом месте с женою. Вскоре у него родился сын, которого он назвал Енохом.

Удаленный от остального общества людей, предоставленный своей собственной судьбе, Каин, от природы суровый и упорный, еще с большим упорством должен был бороться с природой и внешними условиями жизни. И он действительно отдался тяжелому труду для обеспечения своего существования и был первым человеком, который построил город, как начало оседлой жизни. Город назван был по имени его сына Еноха.

Потомки Каина и Сифа

Поколение Каина стало быстро увеличиваться, а вместе с тем продолжалась начатая его родоначальником борьба с природой. В борьбе с природой потомки Каина научились добывать медь и железо и изготавливать из них орудия труда. Увлекаясь материальным благополучием и чисто житейскими заботами, каиниты меньше всего заботились о духовной жизни. Такое пренебрежение духовной жизнью развивало в их среде бесчисленные пороки. При таком направлении жизни каиниты не могли стать истинными представителями человеческого рода и, тем более, хранителями великих духовных сокровищ – первого обетования о Спасителе и связанных с ним первобытных религиозных и нравственных установлении. Поколение Каина своим грубым житейским материализмом и безбожием было только способно извратить предназначенный человечеству исторический ход развития. Этому одностороннему направлению необходим был противовес. И он действительно явился в поколении нового сына Адама – Сифа, родившегося после убийства Авеля.

С рождения Сифа в допотопном человечестве начинается поколение людей, которое по своему духовному настроению представляло полную противоположность Каина. В поколении Каина люди поклонялись единственно материальной силе и все свои способности (до полного забвения Бога) обращали на приобретение материальных благ. В поколении Сифа, напротив, вырабатывалось и развивалось совершенно иное, более возвышенное направление жизни, которое, пробуждая в людях смиренное сознание человеческой беспомощности и греховности, оно устремляло их помыслы к Богу, давшему падшим людям надежду на избавление от греха, проклятия и смерти. Такое духовное направление жизни среди сифитов заметно проявило себя уже при сыне Сифа – Еносе: "Тогда , – говорит Бытописатель, – начали призывать имя Господа [Бога]» (). Это, конечно, не значит, что до этого времени совершенно не было в употреблении молитв, в которых призывается . Религия стала выражаться во внешних формах, а следовательно, и в молитве, еще при Адаме. Выражение это означает лишь то, что теперь в поколении Сифа призвание имени Господа Бога сделалось открытым исповеданием их веры в Бога в противовес поколению каинитов, которые за свое безбожие стали именоваться сынами человеческими. Высшим выразителем и представителем духовной жизни сифитов явился Енох, который «ходил перед Богом» (), т.е. всегда в своей жизни воплощал высоту первоначальной человеческой чистоты и святости. Вместе с тем он первый сознал, к какой бездне порочности и греховности может привести безбожие каинитов, и выступил первым проповедником и пророком, возвестившим страшный грядущий суд Божий над «нечестивыми» (). В награду за это высокое благочестие и пламенную веру Господь живым взял его с грешной земли ().

Поколение Сифа, будучи носителем истинной и связанного с нею обетования, естественно, должно было стать тем корнем, из которого должно было развиваться все «дерево человечества». В этом поколении выступают один за другим патриархи – великие представители допотопного человечества, которые, будучи крепкими духом и телом, призваны были долголетним трудом вырабатывать и сохранять духовные принципы, которые должны были лечь в основу нравственной жизни всех дальнейших поколений. Для успешного осуществления своего назначения они, по особому промыслу Божию, были наделены необыкновенным долголетием, так что каждый из них почти целое тысячелетие мог быть живым хранителем и истолкователем вверенного им обетования. Первый человек Адам жил 930 лет; его сын Сиф – 912 лет; сын Сифа Енос – 905 лет; представители последующих поколений: Каинан – 910 лет, Малелеил – 895, Иаред – 962, Енох – 365, Мафусаил – 969, Лемех – 777 и Ной – 950 лет.

Всемирный потоп

Необычное долголетие патриархов было необходимо в первобытной истории человечества и для скорейшего заселения земли и распространения полезных знаний, и, особенно, для сохранения чистоты первоначального богопочитания и веры в данное первым людям обетование Избавителя. Патриарх каждого поколения мог передавать свои знания в течение целых столетий родоначальникам других поколений. Так, Адам был живым свидетелем первобытных преданий до самого рождения Лемеха, а отец Лемеха – Мафусаил жил почти до самого потопа.

Но, с другой стороны, долголетие нечестивых людей могло послужить средством умножения и распространения зла в человечестве. И вот, действительно, зло стало быстро распространяться в мире. Своего высшего развития оно достигло вследствие смешения между собой потомков Каина и Сифа. В это время земля была уже значительно заселена, а вместе с ее заселением распространялось страшное зло порочности и развращения. «И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» . (). Это, очевидно, была не простая естественная порочность испорченной натуры, а всеобщее господство открытого и дерзкого греха и восстания против Бога. От преступно-сладострастного общения сифитов с каинитами стали рождаться исполины. Полагаясь на свою силу, они внесли в человеческое общество ужасы насилия, бесправия, хищничества, сладострастия и всеобщего неверия в обетование будущего избавления. И вот, при виде такого состояния людей «... раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человеков до скотов и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их» (). Как созданные вместе с человеком и для человека, животные тоже должны разделять участь человека. Но волны порока еще не залили всего человечества. Среди него оказался человек, который «обрел благодать пред очами Господа». Это был Ной, сын Лемеха, «человек праведный и непорочный в роде своем». Он «ходил перед Богом», как и его предок Енох.

И вот, когда земля «растлилась пред лицом Божиим и наполнилась … злодеянием», когда «всякая плоть извратила путь свой на земле», Господь сказал Ною: «Конец всякой плоти пришел пред лице Мое,...Я истреблю их с земли. Сделай себе ковчег... Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами... Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою» (). Бог назначил сто двадцать лет на раскаяние человеческому роду, и в это время Ной должен был вести свое необычайное строительство, которое могло вызвать у окружающих людей лишь насмешки и угрозы. Но вера Ноя была непоколебима.

Получив откровение от Бога, он приступил к сооружению ковчега. Ковчег строился по точному указанию Божию – из дерева гофер и был осмолен внутри и снаружи. Длина ковчега 300 локтей, ширина – 50 локтей и высота – 30 локтей. Наверху было сделано длинное отверстие по всему ковчегу в локоть шириной, для света и воздуха, а сбоку – дверь. Он должен был состоять из трех ярусов со множеством отделений, предназначенных для скота и корма. «И сделал Ной все: как повелел ему [Господь] Бог …» ().

Разумеется, в продолжение всего строительства Ной не переставал проповедовать, призывать людей к покаянию. Но самой красноречивой его проповедь ю было, конечно, сооружение им громадного корабля на суше, вдали от воды. Долготерпение Божие все еще ожидало пробуждения чувства покаяния у нечестивых людей во время этого строительства, но все было напрасно. Издеваясь и кощунствуя над проповедью Ноя, люди становились еще более беззаботными и беззаконными. Они «ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех» ().

Ко времени окончания Ноем ковчега ему было 600 лет, и тогда, не видя больше надежды на покаяние грешного человечества, Господь повелел Ною войти в ковчег со всем своим семейством и определенным количеством животных, как чистых, так и нечистых. Ной послушался Бога и вошел в ковчег. И вот «... разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей (). После окончания вода все прибывала и прибывала на землю. Сто пятьдесят дней поднимался ее уровень, так что даже высокие горы покрылись водой. «И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле» ().

Так совершилось великое наказание Божие развращенному и утопавшему во зле человечеству. Погибли все люди, и только один Ноев ковчег, заключивший в себе избранное семя для развития новой жизни, носился по необъятному морю, прообразуя собой грядущую Христову.

«И вспомнил Бог о Ное, и о всех... бывших с ним в ковчеге; и навел Бог ветер на землю и воды остановились» (). Постепенно вода начала убывать, так что на седьмой месяц ковчег остановился на одной из вершин Араратских гор. На двенадцатый месяц, когда вода значительно спала, Ной выпустил через окно ворона, чтобы узнать, найдет ли он сухое место, но ворон то улетал, то вновь возвращался к ковчегу. Тогда через семь дней Ной выпустил голубя, но и он вернулся, не найдя места, где бы смог отдохнуть. Спустя семь дней Ной опять его выпустил, и тогда под вечер голубь вернулся, держа в клюве свежий оливковый лист. Ной подождал еще семь дней и в третий раз выпустил голубя. На этот раз он не вернулся, ибо земля уже просохла. Тогда Господь повелел Ною выйти из ковчега и выпустить животных для размножения на земле. Выйдя из ковчега, Ной прежде всего воздал благодарение Господу за чудесное избавление. Он построил жертвенник Господу, взял чистых животных и принес во всесожжение. Такое благочестие Ноя было приятно Господу, и Он «сказал в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека» ().

Так как Ной со своим семейством являлся новым родоначальником человечества на земле, то Бог повторил ему благословение, данное прародителям: «И благословил Бог Ноя и сынов его, и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю [и обладайте ею]». ().

После потопа наряду с растительной пищей Господь разрешает человеку употреблять в пищу и мясо животных, только запрещает вместе с мясом есть кровь, ибо «в крови животных душа их». В то же время дан был закон против человекоубийства – на том основании, что все люди братья, и каждый из них носит в себе образ и подобие Божие. «Кто прольет кровь человеческую, – говорит Господь, – того кровь прольется рукою человека» ().

После потопа религия была обновлена новым союзом, который Бог заключил с Ноем. В силу этого союза Господь обещал Ною, что «не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на истребление земли». Знаменем этого вечного завета была избрана Богом радуга. Разумеется, радуга, как физическое явление, была и до потопа, но теперь она стала символом завета.

Потомки Ноя

После потопа опять началась обыденная жизнь с ее обычными заботами и трудами. Ной был примером благочестия, трудолюбия и других добродетелей для своих сыновей. Но слаб человек в борьбе с грехом. Вскоре и сам праведный Ной показал своим сыновьям пример порочной слабости. Однажды Ной выпил виноградного вина, в опьянении сбросил с себя одежду и обнаженный уснул в своем шатре. Хам, который не имел почтения и любви к своему отцу, обрадовался, когда увидел, что тот, кто служил образцом строгой жизни и обуздывал его злонравие, теперь сам в неприличном положении. Он поспешил к своим братьям и с чувством злорадства стал рассказывать им об отце. Но Сим и Иафет проявили сыновнюю любовь к отцу: отводя глаза, чтобы не видеть его наготы, они укрыли его одеждой. Когда Ной проснулся и узнал, как вел себя Хам, он проклял его потомков и предсказал, что они будут рабами Сима и Иафета. Обращаясь к Симу и Иафету, он сказал: «Благословен Господь Бог Симов; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых» ().

Первобытное общество было патриархальным, Патриарх, т.е. глава рода, имел над своими детьми и их потомками неограниченную власть. Он в то же время выполнял роль священника, принося жертвы, был хранителем истинной и провозвестником будущих судеб. Поэтому сказанное Ноем своим сыновьям, действительно, имело решающее значение для их будущей судьбы. Смысл этого пророчества таков: земля будет разделена между людьми, и наибольшее пространство займут потомки Иафета (индоевропейские народы), истинная религия сохранится у потомков Сима – семитов, или семитов (евреев), в их племени явится Искупитель мира. Потомки же Иафета вселятся в шатры Симовы, т.е. они уверуют во Христа, в то время как семиты (евреи) откажутся от Него.

Ной после потопа жил еще 350 лет и умер 950 лет от рождения. Больше о нем ничего не сообщается в библейской летописи, которая переходит к описанию дальнейшей судьбы его потомков. От сыновей Ноя произошло потомство, которое заселило землю. Потомки Сима – семиты поселились в Азии, по преимуществу – на Аравийском полуострове с прилегающими к нему странами; потомки Хама – хамиты поселились почти исключительно в Африке, а потомки Иафета – иафетиты заселили всю южную часть Европы и Среднюю Азию, где образовали Арийское царство.

Вавилонское столпотворение и рассеяние народов

Но люди расселились по земле не сразу. Сначала они жили в Араратской долине одним большим семейством и говорили на одном языке. Желая вернуться на родину своих отцов, люди стали переселяться в Сенаарскую долину, которая находилась между реками Тигром и Евфратом. Плодородная почва и другие благоприятные условия Месопотамии привлекали сюда послепотопное человечество, и вскоре здесь начала развиваться цивилизация. Возникли первые послепотопные государства, такие как Шумерское, Аккадское и Вавилонское . Библия повествует, что основателем первого Вавилонского царства и покорителем Ассирии был Нимрод из потомства Хама... Это был «сильный зверолов» и по своему характеру напоминал первого строителя городов Каина. Нимрод основал город (Вавилон), который быстро разросся в большую гордую столицу, ставшую во главе многочисленного населения с целым рядом других городов. Не удивительно, что такой успех наполнил Нимрода и его потомков необычайной гордостью. Они начали мечтать об основании всемирной монархии, в которой потомки Хама заняли бы господствующее положение. Гордыня их дошла до того, что они, составив совет, решили в знак своего политического могущества и явного богоборчества построить «башню вышиною до небес». Предприятие, несомненно, было безумное и неисполнимое, но оно в то же время было преступное и опасное. Преступное потому, что вытекало из гордости, переходящей в богоотступничество и богоборчество, и опасное потому, что выходило из среды хамитов, успевших уже отличиться своим нечестием.

И вот работа закипела. Люди стали обжигать кирпичи и заготавливать земляную смолу. Заготовив строительный материал, люди начали строить башню. «И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле». (). Люди, не понимая языка друг друга, прекратили строительство города и башни и разошлись в разные стороны, поселяясь на свободных землях и создавая там свою культуру. Город, который они строили вместе с башней, они назвали Вавилоном, что значит смешение .

Событие «смешение языков» нельзя отождествлять с появлением новых языков. Языки появились постепенно, тогда же, при строительстве башни. Господь смешал их понятия, так что люди не стали понимать друг друга. Событие – смешение языков и рассеяние народов по земле – имело положительное значение.

Во-первых, люди избежали угнетения и политического деспотизма, что неминуемо произошло бы, если бы они попали под власть таких деспотов, как Нимрод. Во-вторых, рассеянием человечества Господь предотвращал возможность крайнего религиозного и нравственного развращения; и в-третьих, человечеству, расселенному по всей земле в виде отдельных племен и народов, представлялась полная свобода развивать свои национальные способности, а также устраивать свою жизнь сообразно с условиями местожительства и историческими особенностями.

Начало идолопоклонства

Но, уходя все дальше и дальше в неизвестные для них земли, люди постепенно стали забывать предания об истинном Боге. Под влиянием грозных явлений окружающей природы люди сначала стали искажать истинное понятие о Боге, а потом и совсем забыли Его. Забывая истинного Бога, люди, разумеется, не становились абсолютными атеистами, в глубине их духовной природы жило религиозное чувство, у них осталась потребность в духовной жизни, их души тяготели к Богу.

Но, потеряв понятие о невидимом Боге, они стали обожествлять предметы и явления видимой природы. Так появилось идолопоклонство.

Идолопоклонство выражалось в трех основных видах: сабеизме – обоготворении звезд, солнца и луны; зоотеизме – обоготворении животных; и антропотеизме – обоготворении человека. Эти три вида идолопоклонства нашли впоследствии наиболее резкое выражение в Месопотамии, Египте и Греции.

Волны греха и суеверия, затопляя землю, опять грозили искоренить в сердцах людей истинную религию, а вместе с ней и надежду на грядущего Мессию, Который должен освободить людей от рабства греху и нравственной смерти. Правда, на земле среди всеобщего идолопоклонства и нечестия оставались еще отдельные лица, которые сохранили истинную веру. Но окружающая среда быстро могла и их увлечь общим потоком неверия. Поэтому, чтобы сохранить семена истинной веры и подготовить путь грядущему Спасителю мира, Господь среди языческого мира избирает крепкого духом и верой патриарха Авраама, а в его лице и весь еврейский народ, который должен был произойти от него.