Как делать лексический разбор. Нет слов: как расширить свой активный лексикон. Пополнение лексикона с выделением времени

Чтобы произвести лексический разбор текста, надо найти в тексте:

    ключевые слова (словосочетания);

    слова, употребленные в переносном значении;

    синонимы, антонимы (в том числе контекстуальные), омонимы;

    слова, стилистически окрашенные (высок., книжн., разг., прост., офиц. и др.);

    заимствованные слова, архаизмы, неологизмы (в том числе авторские);

    профессионализмы, диалектизмы, фразеологизмы;

    объяснить роль этих лексических явлений в тексте, их назначение, показать, что достигается благодаря их использованию;

    уточнить (обратившись к словарю) значение ряда слов; если слово многозначное, то определить, в каком значении оно употребляется в тексте;

    подобрать к ряду слов синонимы, составить синонимический ряд, показать, чем различаются слова-синонимы, объяснить целесообразность выбора автором именно данного слова;

    провести наблюдения над использованием в тексте лексического повтора (использованием одного и того же слова, однокоренных слов); особенно интересно обратить внимание на те слова, которые, повторяясь, употребляются в разных значениях;

    показать, с помощью каких лексических средств обеспечивается в тексте связь между предложениями, между абзацами (обратить внимание на роль однотематической лексики, лексического повтора, синонимов, антонимов (в том числе контекстуальных).

Лексический разбор текстов разных стилей имеет свои особенности. При анализе художественного текста следует указать средства художественной изобразительности, используемые автором, показать, как реализуются в тексте стилистические возможности лексических средств. Если анализируются тексты публицистического и художественного стилей, то план лексического разбора включает наблюдения над использованием лексических средств, с помощью которых автор выражает свое отношение, оценку (оценочная лексика, стилистически окрашенные слова, лексический повтор, синонимы, антонимы и др.).
Анализируя особенности использования в художественном тексте ключевых слов, целесообразно привлечь более широкий контекст, показать, как употребляются эти слова в других произведениях писателя.
Произвести полный лексический разбор текста невозможно, поэтому, когда мы говорим о лексическом разборе текста, то имеем в виду частичный лексический разбор.

Упражнение 1 . Запишите начало очерка «Радонежские травы», объясните орфограммы. Докажите, что отрывок является именно началом текста.

В Подмосковье есть немало заветных городищ и урочищ, славных своим историческим прошлым. Одно из них – древний Радонеж, затерянн ый к северу от столицы... Насыпные землян ые валы, заслонявшие «древян-град», и поныне глядятся внушительно. Можно представить, как сказочно благолепен возвышался Радонеж с его теремами, башнями и колоколенками, за двумя ярусами дубового тына, за пряслами и мощными крепостными воротами. Летом обвевался градец смолистым воздухом, пропитывался душмяными травами; зимой здесь сквозь алмазы и хрусталь сугробов все светилось покоем, а густой бас меди и сдержанн ый говорок посадников перемежались с похрустыванием деревьев, окоченевших на морозе.
Пронеслись века. Ни детинца, ни посада не поща дил всепожирающий огонь давнего лихолетья. Лишь землян ые валы, когда- то вздыбленн ые руками человека, хранят следы былого Радонежа. И живым приветом старины покажутся благовонные травы, произра стающие на этих валах...

(А.Стрижев)

1. Произведите лексический разбор текста (см. Памятку).
2. Запишите толкования лексического значения слов: городище, урочище, лихолетье, прясло, тын , – используя предложения, в которых ставится тире между подлежащим и сказуемым (обратитесь к словарю).
3. Подберите синонимы к словам: благолепный, благовонный, древний . Чем различаются слова, входящие в синонимический ряд?

Для справок

Городи"ще , -а, ср.Место, где в древности был город или укрепленное поселение. Раскопки городища.
Лихоле"тье , -я, ср. (устар.) . Время смут, бедствий.
Пря"сло , -а, род. мн. -сел, ср. (обл.) 1. Изгородь из длинных жердей, протянутых между столбами, а также часть такой изгороди от столба до столба. П. на околице деревни. <...>
Тын , -а, м. (обл.) . Забор, частокол (в старину оборонительное заграждение из врытых в землю заостренных бревен).

(Из Толкового словаря русского языка)

Проверьте себя!

Работа по лексике как часть комплексного анализа текста.

Упражнение 2 . Запишите текст, объясните правописание глаголов. Самостоятельно сформулируйте задания, направленные на лексический разбор текста (см. Памятку). Выполните эти задания .

Как дрогнет сердце натуралиста, как отзовется терпкой болью воспоминаний, когда сорвешь стебелек душицы! Вдохнешь 3 , и всего пронижет потрясающий запах. Одни стебельки душицы отцвели, другие розовеют, молодея августовскими 2 днями. Может быть 7 , душица и была лучшей заваркой до знакомства на Руси с привозным6 чаем 4 ? Может быть, хотя с нею могли соперничать мята, зверобой, липовый цвет, богородская трава – чабрец...

(А.Стрижев)

1. Докажите, что это текст публицистического стиля. Какие средства выражения отношения, оценки используются автором?
2. Подчеркните грамматические основы предложений. В каких предложениях нет подлежащего? Подумайте, почему такие предложения называются односоставными.
3. Выполните одно из заданий (по выбору):

а) произведите на материале текста разные виды разбора;
б) выпишите из текста словосочетания, в которые входят прилагательные;
в) подготовьтесь к пересказу текста, напишите изложение.

Упражнение 3 . Прочитайте словарную статью из Словаря русского языка (в четырех томах). Какими признаками научного стиля обладает этот маленький текст?

Души"ца , -ы, ж. Травянистое луговое растение семейства губоцветных, с мелкими лилово-розовыми душистыми цветками, собранными в соцветия (используется в парфюмерии и медицине).

1. Сравните информацию, данную в словаре, с тем, что рассказывается о душице в тексте упр. № 2.
2. Запишите предложение, в котором ставится тире между подлежащим и сказуемым. Душица – это...

Упражнение 4 . Найдите «лишнее» .

1) Сорвешь, вдохнешь, заваришь, удивляешься.
2) Душица, мята, зверобой, крапива.
3) Растение, росток, растёшь, растущий.

Упражнение 5 . Подготовьтесь к выразительному чтению.

У памятника на закате летом
Играют дети. И, склонив главу,
Чуть озаренную вечерним светом,
Он с возвышенья смотрит на Москву.

Шуршат машины, цепью выбегая
На площадь из-за каждого угла.
Шумит Москва – родная, но другая –
И старше, и моложе, чем была.

А он все тот же. Только год от года
У ног его на площади Москвы
Все больше собирается народа
И все звучнее влажный шум листвы.

Участник наших радостей и бедствий,
Стоит, незыблем в бурю и в грозу,
Там, где играл, быть может, в раннем детстве,
Как те ребята, что снуют внизу.

(С.Я. Маршак)

1. Какова главная мысль поэтического текста?
2. Найдите в тексте синонимы, антонимы. Какова их роль?
3. Сравните: глава – голова . Какое слово придает тексту особое, торжественное звучание?
4. Подберите синонимы к вводным словам быть может .
5. Выучите стихотворение наизусть, подготовьтесь к письму по памяти.

Упражнение 6 . Определите основную мысль текста.

Одного дружинника 2 , как раз в деловые часы, начала хватать болезнь: скука, немогота, смертная тоска. Дружинник говорит сам себе: «Меня хочет одолеть цинга. Я ей не поддамся. У нас дружина малолюдна. Моя работа грузом упадет на товарищей. Встану да поработаю, пока жив».
Через силу он сползал с нар и начинал работать. И чудное дело: лихая слабость начала отходить от него, когда он трудился.
Дружинник всякий день и всякий час сопротивлялся немощи. Доброй мыслью побеждал печаль и победил цингу: болезнь оставила его.

(Б.Шергин)

1. Какие синонимы к словам грусть, болезнь используются в тексте?
2. С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями, между абзацами? Докажите, что это текст.
3. Объясните значение слова немогота , принимая во внимание, что неможет – значит болеет (обл.).
4. Запишите ряд однокоренных слов к существительным-синонимам: работа, труд .

Упражнение 7 . Определите тему, основную мысль текста. Сформулируйте самостоятельно задания, направленные на повторение лексики. Выполните их .

Пушкину, прошедшему школу классицизма, свойственн о очень точно и логично раз граничивать смысл слов, ис пользуя чаще всего общепринятые, закрепленные словарем значения. Интересна с этой точки зрения «Зимняя дорога» (1826).

В этих семи строфах дана целая гамма синонимов: печаль, скука, тоска, грусть , и каждое из этих слов отличается свойственными ему, (не)завися щими от автора смысловыми оттенками. Поляны – печальные , потому что луна льет1 на них печальный свет; дорога – скучная ; песни ямщика – тоскливые (сердечная тоска) ; поэту – грустно . «Скучно, грустно...» – говорит он, объединяя эти два слова в одном восклицании, но тут же и поясняет их различие:

Грустно, Нина: путь мой скучен...

А в последнем стихе – замечательное отуманен лунный лик , которое значит не столько то, что луна подернута туманом, – луна, воспринятая здесь как живое существо, как человек (лик) , отуманен а печалью.

(Е.Эткинд. Разговор о стихах)

1. Перечитайте стихотворение «Зимняя дорога», понаблюдайте за употреблением синонимов, повторяющихся слов.
2. Используя примеры из художественных произведений, докажите, что синонимы – «то же, да не то же».

Упражнение 8 . Подготовьтесь к выразительному чтению в процессе комплексной работы с текстом. Сформулируйте самостоятельно еще несколько заданий (см. упражнения № 1, 2) по лексике. Выполните их.

У тонкого сна на краю,
покорного рвуще му мигу,
я рай увидал,
а в раю –
настольную лампу и книгу.
Да, книгу в блаженном окне,
под теплою лампой настольной...
И труд золотой, добровольный,
настоянн ый на тишине.
Рас троганно, (не)спеша
там книгу впивает душа.

(Ю.Лошиц)

1. Найдите в поэтическом тексте ключевые слова. Какое имя существительное является «самым ключевым» словом?
2. Какие слова употребляются в переносном значении?
3. Выпишите из текста причастия. Как они образованы?
4. Какие орфографические, пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из стихотворения?
5. Запишите стихотворение. Разберите по членам предложения, используя графические обозначения, первое и последнее предложения.
6. Какие книги, какие тексты надо читать непременно не спеша , чтобы их впитывала, впивала наша душа? Как автор характеризует этот труд души?
7. Запишите несколько формулировок тем сочинения, в которых слово книга будет являться ключевым.
8. Напишите сочинение о своей любимой книге, которую вы не только читаете «не спеша», но и перечитываете, размышляете над ней, анализируете и содержание, и язык, и композицию...

Лексический разбор слова (разбор под цифрой 5)

Лексический разбор слова должен проводиться при помощи лингвистических словарей: толкового словаря, словаря синонимов, антонимов, омонимов; фразеологического словаря русского языка.

Схема лексического разбора слова

1. Определите лексическое значение слова в контексте.

2. Если слово многозначно, укажите другие его значения.

3. Установите тип лексического значения в данном контексте: а) прямое; б) переносное.

4. Если значение переносное, охарактеризуйте вид переносного значения.

5. Постройте синонимический ряд для слова в данном значении.

6. Подберите антонимическую пару к данному слову.

7. Определите, является данное слово исконно русским или заимствовано из другого языка.

8. Установите принадлежность анализируемого слова к общеупотребительной лексике или лексике, ограниченной в употреблении.

9. Определите, является ли слово устаревшим.

10. Укажите, входит ли данное слово в состав фразеологизмов.

Примеры лексического разбора слова

Завершив свои операции, фронты один за другим останавливались на достигнутых к весне рубежах . (К. Симонов)

1. Операция - ряд стратегических действий, проводимых в период наступательных или оборонительных боев (воен., проф.).

2. Слово многозначно: а) хирургическая операция; б) торговая операция; в) финансовая операция; г) почтовые операции.

3. Значение прямое.

4. Синонимический ряд: операция, бой, сражение, военные действия.

5. Слово заимствовано из латинского языка.

6. Слово профессиональной лексики (военная терминология).

7. Слово не является устаревшим, оно входит в активный словарь русского языка.

С лечебной целью используют корни и корневища элеутерококка, собранные осенью. (В. Ягодка)

1. Корень – в данном предложении слово “корень” имеет значение “вросшая в землю часть растения, через которую оно всасывает соки из почвы”.

2. Слово многозначно: а) часть растения, б) часть основания, в) первопричина, г) часть слова, д) алгебраическая операция, функция, е) число, обращающее в ноль или тождество

4. Омонимов, синонимов, антонимов в данном значении не имеет.

5. Исконно русское.

6. Слово общеупотребительное, употребляется во всех стилях речи.

7. Слово не является устаревшим, входит в активный словарный запас.

8. Слово входит во фразеологизмы: зри в корень, вырывать с корнем, корень зла, на корню, под корень, пустить корни.

Старый друг лучше новых двух.

1. Старый друг – друг, существующий с давнего времени, долго.

2. Слово старый является многозначным: а) проживший или просуществовавший долгое время, достигший старости (Старый человек), б) не новый, повреждённый временем или пришедший в ветхость (Старый чемодан), в) не новый, давно известный или издавна привычный (Это старый анекдот), г) существовавший давно, древний (Картины старых мастеров), д) прежний, предшествующий (Он бросил старую работу и устроился на новую).

3. В предложении употреблено в прямом значении.

4. Синоним - давний.

5. Антоним - новый.

6. Исконно русское.

7. Слово общеупотребительное, употребляется во всех стилях речи.

8. Слово не является устаревшим, входит в активный словарный запас.

9. Слово входит во фразеологизмы: старый конь борозды не испортит, старый ворон зря не каркает.

Как сделать Лексический разбор слова.

1. Найти лексическое значение слова в данном предложении.

Фонетический разбор слов

2. Указать, является слово конкретным либо неоднозначным (если слово неоднозначное, то именовать несколько его значений, придумать несколько словосочетаний либо предложений).

3. В каком значении, прямом либо переносном, употреблено слово?

4. Какие синонимы и антонимы имеет данное слово?

5. Указать стилистическую характеристику слова (разговорное, книжное, стилистически нейтральное) . Какие пометы, указывающие на особенности потребления слова, имеются в словаре?

6. Каково происхождение слова?

1) лексический разбор слова – это лингвистическое сочинение (наивно возлагать на то, что у кого-либо есть уйма времени, чтоб это сочинение написать);

2) лексический разбор подразумевает серьёзную работу со словарями;

3) выполнить лексический разбор слова , данного вне предложения, нереально.

(На примере прилагательного ЗОЛОТОЙ).

Мокроватую землю в лесу.

Смело топчу я ногой.

Весеннюю леса красу.

1) из золота (золотой слиток, золотое кольцо);

2) вытканный, шитый золотом (золотой кокошник);

3) исчисляемый на золото, по курсу золота (золотой рубль, золотой эталон);

4) блестяще-жёлтый, схожий цвету золота (золотой луч солнца), отливающий золотом (золотая осень);

5) красивый, превосходный, очень неплохой (золотой работник, спец, золотое сердечко);

6) самый счастливый, подходящий (золотые деньки молодости, золотая пора юношества);

7) (в воззвании) дорогой, возлюбленный (Мамочка, золотая моя!);

8) в составе ботанических, зоологических и минералогических заглавий (золотое дерево; золотой жук).

Схема лексического разбора слова.

1. Обусловьте лексическое значение слова в контексте.

2. Если слово неоднозначно, укажите другие его значения (по мере надобности можно воспользоваться толковым словарём российского языка) .

3. Установите тип лексического значения в данном контексте: а) прямое; б) переносное.

4. Если значение переносное, охарактеризуйте вид переносного значения.

5. Постройте синонимический ряд для слова в данном значении.

6. Подберите антонимическую пару к данному слову.

7. Обусловьте, является данное слово извечно русским либо взято из другого языка.

8. Установите принадлежность анализируемого слова к общеупотребительной лексике либо лексике, ограниченной в употреблении.

9. Обусловьте, является ли слово устаревшим.

10. Укажите, заходит ли данное слово в состав фразеологизмов.

2. Слово неоднозначно: а) хирургическая операция; б) торговая операция; в) финансовая операция; г) почтовые операции.

3. Значение прямое.

4. Синонимический ряд: операция, бой, схватка, военные деяния.

5. Слово взято из латинского языка.

6. Слово проф лексики (военная терминология) .

7. Слово не является устаревшим, оно заходит в активный словарь российского языка.

1. Каково лексическое значение слова?

2. Однозначное это слово либо неоднозначное? В прямом либо в переносном значении употребляется?

3. Какие синонимы и антонимы имеет это слово?

(4. Какие пометы, указывающие на особенности потребления этого слова, имеются в словаре?

5. Каковы особенности потребления слова в данном тексте?)

(Обозначается цифрой 5)

В словаре указываются прямое и переносное значения неоднозначного слова ЯНТАРНЫЙ. 1. Изготовленный из янтаря - закаменевший смолы старых хвойных деревьев. (ЯНТАРНОЕ колье)

2. Золотисто-жёлтый, цвета янтаря. (ЯНТАРНОЕ зерно пшеницы. В данном предложении слово ЯНТАРНЫЙ употребляется в переносном значении. В этом значении к нему можно подобрать синонимы: Золотой, золотистый)

В переносном значении ЯНТАРНЫЙ обычно употребляется в произведениях художественной литературы.

Тезисы

лексический разбор слово заклинать - Школьные. Без контекста нереально сделать лексический разбор слова. молить и заклинать" а. помогите сделать лексический разбор слова заклинать))) пожалуйста. Тому кто поможет тобу. помогите пожалуйста сделать лексический разбор слова. Помогите пожалуйста сделать лексический разбор слова заклинать как наилучшие, но. Как сделать лексический разбор слова заклинать? Заклинать - это глагол, который является неоднозначным словом. У этого глагола два главных. подскажите пожалуйста))) Как сделать лексический разбор слова (ЗАКЛИНАТЬ). Лексический разбор слова - что же все-таки это такое? Как осуществляется лексический разбор слова ? Ответ на поставленный вопрос вы узнаете из. Как сделать лексический разбор слова заклинать -. образец полного фонетического разбора. Как сделать разбор слова по составу край Rehau online. Лексический разбор слова - sinykova. Лексический разбор слова предполагает анализ слова как лексической единицы русского. Лексический Разбор Слова - Что Это? Как производится лексический разбор слова? Правила лексического разбора слова? помогите пожалуйста сделать лексический разбор слова. Разбор слова по помогите пожалуйста сделать лексический разбор слова заклинать.

Лексический разбор слова – достаточно сложная для ученика 5 класса тема. Он предполагает определение целого ряда признаков лексической единицы и использование сразу нескольких словарей, так что учащийся должен уметь с ними работать. Обычно это факультативный вид практики, однако это не отменяет того, что его необходимо уметь делать.

Как делать лексический разбор слова – шаги

Первый шаг – определить значение слова в конкретном контексте (обычно оно дается в рамках предложения). После этого нужно с помощью толкового словаря выяснить, является ли оно однозначным или многозначным, и если у него больше одного значения, то указать их все.

Затем снова идет работа с контекстом, когда нужно выяснить, к какому типу относится значение слова – прямому или переносному. Если оно прямое, нужно переходить к следующему шагу, если переносное, то его нужно будет охарактеризовать.

Следующий шаг – это построение ряда слов, которые синонимичны рассматриваемому, потом нужно будет найти к нему антоним. Далее следует выяснить, является ли данное слово исконно русским или это заимствование, после чего устанавливается, является ли оно частью общеупотребительного лексического состава или относится к какой-то ограниченной лексической группе. Если имеет место последний случай, нужно указать, к какой именно.

Наконец, с помощью словаря нужно выяснить, является ли слово устаревшим и входит ли оно в состав каких-то фразеологизмов.

Для того, чтобы сделать полноценный лексический разбор, следует использовать сразу несколько словарей. Основным будет толковый, а дополнительными – синонимов, антонимов и фразеологический.

Пример лексического разбора слова

Рассмотреть, как он делается, можно с помощью слова “косарь” из предложения: “Косарь быстро двигался по полю, за ним ложились ровные ряды травы”.

Итак, слово “косарь” в данном случае употреблено в таком значении – это человек, который занимается косьбой с помощью специального инструмента. Но у данного слова больше одного значения, оно также может означать тяжелый нож, которым что-то соскабливают, и тысячу денежных единиц (это жаргонное выражение).

В предложении оно использовано в прямом значении. Его синонимы – косильщик и косец, а антонимов у данной лексической единицы нет. Это исконно русское слово, которое в том значении, в котором оно использовано в предложении, относится к категории общеупотребительной лексики. В то же время оно относится к категории устаревших слов, поскольку в современных условиях само занятие является неактуальным.

Жаргонное происхождение слова “косарь” не имеет никакого отношения к косьбе – тысячерублевую денежную единицу так назвали из-за того, что и на первых русских ассигнациях, и на государственных банкнотах, выпущенных с 1917 году ее номинал – 1000 – был напечатан по косой линии.

Что мы узнали?

Лексический разбор слова не входит в обязательную школьную программу, по нему даже контрольные не проводятся, но если хочется быть действительно грамотным человеком, важно научиться его делать. Он проводится с помощью основного словаря – толкового – и ряда вспомогательных. В ходе этого разбора нужно определить ряд лексических параметров слова – его значение в конкретном контексте и остальные, подобрать синонимы и антоним, выяснить, является ли значение переносным или прямым, а само слово – общеупотребительным или относящимся к узкой лексической группе. Важно понять, является оно устаревшим или нет, а также выяснить, является ли лексическая единица частью фразеологизма или даже нескольких.

О том, как увеличить свой словарный запас, написано немало статей. Однако у большинства из них есть заметный недостаток: в них говорится об обогащении лексикона в целом, без деления на активный и пассивный вокабуляр. Между тем, если мы хотим сделать свою речь выразительной и убедительной, стоит сфокусироваться на расширении только активного словарного запаса и на переводе определенного пласта лексики из пассивного резерва в активное использование. T&P рассказывают о том, как справиться с поставленной задачей.

Признак образованности

Проблема расширения активного словарного запаса чаще встает при изучении иностранного языка, чем в процессе использования родного. Ведя беседу на английском, итальянском или китайском, мы периодически оказываемся в ситуации, когда не знаем конкретное слово, не можем подобрать к нему синоним и даже кружным путем, через описания, сравнения и ассоциации, не в состоянии выразить мысль - а значит, надо хвататься за словарь. С родным языком проще: если нужная лексическая единица на ум не приходит, мы всегда найдем способ выкрутиться, подобрав ей более или менее точный эквивалент.

Об увеличении вокабуляра в пределах родного языка мы задумываемся, если надо произвести впечатление на аудиторию или хочется поразить красноречием собеседника - то есть, когда к делу подключаются эмоции. Обширный словарный запас является показателем образованности и способствует поднятию самооценки, а для журналистов, копирайтеров и переводчиков это еще и инструмент заработка. В стратегическом плане виртуозное владение словом помогает нам как можно точнее выражать наши мысли, эмоции и отношения к жизненным ситуациям и выстраивать эффективную коммуникацию.

Традиционный перечень рекомендаций по расширению словарного запаса находится от нас на расстоянии двух-трех кликов и кочует из блога в блог, из года в год с минимальными изменениями. В этом перечне есть своя правда, но некоторые советы уже плохо соотносятся с реалиями сегодняшней жизни и с современным образом мышления, общения и получения знаний. А другие с самого начала казались подозрительными, но тем не менее продолжают преподноситься как эффективные рецепты. Типовые советы мы покритикуем позже, а прямо сейчас поговорим о чем-то актуальном.

Расчистить территорию

Вспомнить синонимы

Возьмите за правило писать посты в соцсети, тратя на это по 10 минут три раза в день. Утром, в обед и вечером выдавайте по миниатюрному этюду на любую интересную тему, тщательно продумывая каждую фразу и стараясь ввернуть туда как можно больше странных слов. Цель - чтобы друзья заподозрили, будто ваш аккаунт взломан и это пишете не вы, потому что стиль и слог совершенно неузнаваемы. Регулярно перечитывайте свои предыдущие посты и старайтесь избегать повторов как лексических единиц, так и грамматических конструкций. Если вас бесят моральные эксгибиционисты, выкладывающие на всеобщее обозрение свои завтраки и перепады настроений, измените настройки приватности и сделайте эти посты видимыми только вам самим. В качестве альтернативы, конечно, можно завести бумажную тетрадь или вордовский файл и писать этюды туда - но в соцсетях мы так и так сидим, а файл нужно еще найти в папке и открыть, на что будет вечно не хватать времени.

Вести тетрадь синонимов или записывать слова на карточках - один из самых популярных классических советов по расширению словарного запаса. Большой минус этого метода заключается в том, что слова эффективнее всего учить не по отдельности, а в контексте и в привязке к конкретной теме - не зря же в учебниках иностранных языков каждый урок строится вокруг определенной темы. Если вам нравится пользоваться блокнотами и карточками (неважно, бумажными или электронными), будет полезнее не просто зазубривать слова одно за другим, а придумывать с ними фразы и визуализировать разные диалоговые ситуации.

Немного сомнительным представляется распространенный совет всегда держать под рукой словарь и почаще в него заглядывать. Сама по себе это затея замечательная, только вот нацелена она на расширение пассивного, а не активного вокабуляра. Открыв произвольную страницу толкового словаря, мы убедимся, что давно знаем большинство приведенных там слов, а те, значения которых нам не знакомы, нам, наверное, просто не нужны. Так что словарь рядом держим, но особых надежд на него не возлагаем.

Как читать книги

Вполне очевидно, что для обогащения лексикона полезно много читать - только что и как именно надо читать? Для нашего поколения эталонной, скорее всего, будет речь середины ХХ века, которая, с одной стороны, по многим признакам близка к современной, а с другой, еще не успела вобрать в себя варваризмы и жаргонизмы, пришедшие в перестроечную эпоху. Взяв в руки художественное произведение, мы, как правило, быстро увлекаемся сюжетом, перестаем обращать внимание на лексику, и языковое богатство романа благополучно проходит у нас мимо всех радаров. Чтобы этого избежать, можно применить психологический трюк и читать мемуары, автобиографии или любые другие книги, написанные от первого лица. Если читать их не спеша и вдумчиво, а в идеале еще и вслух, в памяти осядут готовые фразы, которые мы сможем использовать, говоря о себе. Правда, извлекать эти фразы из памяти надо как можно скорее, чтобы они не ушли в тину пассивного словаря.

Читать и заучивать наизусть стихи полезно вдвойне - усваивается не только лексика, но и синтаксис. Несмотря на то, что в русском языке порядок слов в предложении достаточно свободный, пользоваться этой свободой в полной мере мы не любим (что вполне рационально с точки зрения экономии мыслительных усилий). У каждого из нас есть облюбованные синтаксические конструкции, которые ограничивают наш лексический диапазон - соответственно, если мы мечтаем этот диапазон расширить, надо проявлять творческий подход к построению фраз. Например, если мы привыкли пользоваться безличными предложениями в духе «Мне хочется», синонимичный ряд окажется предсказуемо узким: «мне мечтается / мне охота / мне надо / мне нужно». Но стоит только выразить эту же мысль с помощью подлежащего и сказуемого, «Я хочу», как пространство для маневра расширится: «Я требую / я желаю / я настаиваю / я нуждаюсь» и так далее. Когда будете писать этюды, смело жонглируйте порядком слов, перекраивайте синтаксис, почаще вставляйте причастные и деепричастные обороты - это хороший стимул для активации пассивного вокабуляра.

Наконец, самое главное. Не относитесь отнестись к пополнению словарного запаса как к ответственной многоступенчатой задаче, для которой следует выделить время и собраться с духом. Это не художественная гимнастика и не нейрохирургия, где надо потратить много лет и усилий, чтобы достичь результата. Включение в речь новых слов - процесс чрезвычайно естественный, запускающийся в самом раннем возрасте, продолжающийся до конца жизни и, честно говоря, совсем несложный.

Иконки: 1) Berkay Sargın, 2) Thomas Le Bas, 3) Kelig Le Luron, 4) Iris Vidal.