Как избавиться от стресса ребенку. Как уберечь ребенка от стресса? Сделаем бумажную гирлянду

Рассказывает детский психотерапевт психоневрологического дис­пансера Елена Остапенко.

Стресс - это состояние напряжения, возникающее у человека под влияни­ем сильных неблагоприятных для орга­низма факторов. Эти факторы называют стрессорами.

Определенный уро­вень стресса необходим для организ­ма, поскольку мобилизует его для со­противляемости стрессорам. Но чрез­мерная интенсивность стресса может привести к патологическим изменени­ям и болезням.

Стресс, возникающий при сильных нервно-психических нагрузках, называ­ют эмоциональным. И стрессорами здесь являются сильные негативные эмоции - гнев, тоска, тревога, страх, по­давленность.

В основе высшей нервной деятель­ности находятся два основных процес­са - возбуждение и торможение, точ­нее, их слаженная, сбалансированная работа. Упрощенно: возбуждение - это активная, работоспособная фаза, тормо­жение - фаза расслабления, отдыха. Под действием сильных негативных эмо­ций происходит « сшибка» этих процес­сов - нарушается их баланс. И в пси­хической деятельности человека начи­нают преобладать либо процессы воз­буждения, либо торможения.

Психофизиологи считают возраст младших школьников переходным пе­риодом в психическом развитии ребен­ка - теперь ведущей его деятельнос­тью становится учебная. От 6-7лет до 10-11 лет закладываются основы тео­ретического мышления, происходит осознание ребенком того, как он в дей­ствительности воспринимается окружа­ющими, дети становятся готовыми к со­держательному сотрудничеству со взрослыми. Для любого переходного возраста характерна эмоциональная неустойчивость, которая проявляется быстрой, часто беспричинной сменой настроения - от смеха к слезам, а так­же игнорирование требований взрос­лых. У младших школьников это избе­гание ситуации - он как бы « не слы­шит» вас. Еще одной психологической особенностью семилеток является по­теря непосредственности. Временами они начинают вести себя неестествен­но, « манерничать» или копировать по­ведение взрослого человека. Все это возрастное, а значит, проходящее. Но помнить об этом стоит, поскольку это фон, на который накладывается стрес­совая ситуация.

К причинам, способствующим эмо­циональному стрессу у детей, относят конфликтную ситуацию в семье, недо­статочное внимание к ребенку, повы­шенные психологические нагрузки, в том числе огромный поток информа­ции, обрушивающийся на растущий, еще не сформировавшийся организм, различные хронические заболевания.

Но даже для вполне здорового и благополучного в семье 7-летнего ре­бенка поступление в школу является стрессовой ситуацией. Почему?

Первокласснику предстоит адапта­ция к новым для него условиям жизни. Прежде всего ему необходимо приспо­собиться к большей дистанции между им и взрослым (учителем). Воспита­тельницы в детском садике частично брали на себя функции родителей, во всем опекая маленьких дошколят. В школе между учителем и учеником от­ношения более взрослые. Вторая за­дача - нужно найти контакты с одно­классниками. Да и всей семье требу­ется адаптация к новым для нее усло­виям. Наконец, где-то в середине пер­вого класса у ребенка наступает пре­сыщение учебой - он получил боль­шое количество информации, на его взгляд, совершенно оторванной от ре­альной жизни. Это тоже стресс.

Как справиться с этими трудными задачами адаптации и ребенку, и се­мье? Только вместе.

К ответственности надо приучать еще до школы - уже в 5 лет у ребенка должно быть в семье домашнее пору­чение. А в самом начале первого клас­са обязательно организуйте ребенку рабочее место и вместе с ним напи­шите подробный распорядок дня.

Контактам с одноклассниками не научишь, это приходит только с опы­том, поэтому еще до школы не стоит изолировать своего малыша дома от сверстников. Когда ребенок пошел в школу, ищите « золотую середину» организации жиз­ни всей семьи. Все равно вам вместе с ним « учиться» в первом классе. Все это поможет справиться первоклашке со стрессом. В противном случае может произойти « сшибка» процессов возбуж­дения и торможения. Родители обра­щают внимание на неадекватное пове­дение своего ребенка, перестают « уз­навать» свое чадо. « Он стал раздражи­тельным, непослушным и грубым. Со сверстниками ведет себя агрессивно, часто ссорится и дерется», « Очень силь­но устает в школе, вялый, спит на ходу», « Начал так хорошо учиться, а теперь совсем плохо, и вообще в школу идти не хочет», - вот типичные рассказы родителей. А это все последствия стрессовой ситуации. Это еще не бо­лезнь. Справиться с этим поможет пси­холог в школе или в центре социаль­ной помощи семье и детям, который есть в каждом районе нашего города.

Если нет эффекта от этих занятий - контакт с ребенком не восстанавлива­ется, поведение его все более ухуд­шается, значит, это уже невроз - функциональное нарушение высшей не­рвной деятельности. Увы, но ими стра­дают до 15 процентов младших школь­ников.

Как это выглядит? Состояния, описан­ные выше, ухудшаются: усиливается аг­рессивность и конфликтность и с родными, и в школе. Могут появиться расторможенность и невнимательность, часто сопровождающиеся нарушением сна. Ребенок во сне может разговари­вать или ходить. Возможно появление различных страхов, патологических при­вычек грызть ногти, выдергивать воло­сы и т. д. Очень пугает родителей, ког­да ребенок навязчиво повторяет дви­жения и действия, начинает однообраз­но играть с предметами, не имеющими игрового назначения, то есть без кон­ца перекладывает с места на место ка­кой-либо предмет или без конца мо­нотонно постукивает им по столу. Это признаки заболевания. Следовательно, при возникновении любой из этих пе­речисленных проблем необходимо обратиться в детскую районную поли­клинику к участковому педиатру, кото­рый направит ребенка в психоневро­логический диспансер. Здесь прово­дят полное обследование ребенка. И сразу начинают комплексное лечение. Невроз - это функциональное рас­стройство, он успешно лечится, но луч­ше не доводить дело до серьезного расстройства.

Профилактика неврозов у детей

Соблюдение режима дня поможет организовать жизнь ребенка так, чтобы нагрузки чередовались с отдыхом. Хо­рошо, если кто-то из родителей в пер­вый месяц учебы первоклассника бе­рет отпуск. Утром после зарядки на­кормите ребенка завтраком не на ско­рую руку. И с первых дней выработай­те « школьный ритуал»: утром собира­емся в школу, обсуждаем по дороге важные дела малыша. После школы вместе обедаем, обсуждая события в школе. Замечательно, если у ребенка есть возможность поспать днем после школы. Затем прогулка, а вечером под­готовка к школе.

Не стоит с первого же месяца отда­вать ребенка в группу продленного дня или в различные дополнительные сек­ции. А вот к ноябрю занятия в спортив­ных секциях: плавание, коньки, лыжи, для мальчиков - восточные единобор­ства. Очень полезны танцевальные и театральные кружки - здесь выплес­кивается вся накопившаяся за день энергия, ребенок получает навыки не­формального общения. Что же касает­ся дополнительных интеллектуальных занятий - в разумных количествах они не повредят. Но если у ребенка не остается времени на игры и прогулки, за­нятия любимым делом - вы лишаете его радостей, обеспечивая ему стресс и все его последствия.

О ночном сне: он должен длиться 9-10 часов в сутки. Причем очень ва­жен сон от 21 до 24 часов, поскольку именно в это время восстанавливаются после дневной нагрузки клетки цент­ральной нервной системы, а в следую­щие ночные часы восстанавливаются другие системы организма.

Четыре совета родителям

1. Детские неврозы чаще всего возникают там, где стресс первоклассника накладывается на семейные проблемы. Развод родителей действует на психику ребенка как угроза жизни и вызывает острый стресс с последующим тяжелейшим нервным потрясением. Бес­ конечные ссоры и конфликты между членами семьи, а то и просто непонятное для ребенка поведение родителей, бумерангом отзываются на его психическом здоровье.

Ребенок очень чутко улавливает на­строение и психическое состояние близких. И по невидимой связи ему пе­редается их напряжение и тревога. На­учитесь справляться со своими стрес­сами сами, тогда и у вашего ребенка не будет нервных срывов.

2. Непривычная обстановка в школе и необходимость постоянно концентрировать внимание отнимает много сил. Пусть у вашего ребенка будет хорошее настроение, тогда он будет меньше уставать. Не забывайте подбадривать и хвалить первоклассника, особенно первое время. А вот критикой увлекаться не стоит. Любые замечания своему ребенку надо делать только с глазу на глаз - присутствие посторон­них вызовет только обиду. И постарай­тесь делать это в спокойной форме, без крика.

3. Не стоит постоянно твердить ре­бенку, что « в его годы вы были…» и т. д. Вы сами незаметно развиваете у соб­ственного чада всевозможные комплек­сы неполноценности и чувство безус­пешности его попыток сравняться в будущем со своими родителями. Не лучше ли будет вспомнить, какими вы были на самом деле и откровенно рас­сказать о своих переживаниях и ошиб­ках ребенку?

4. Важно не сколько времени роди­тели проводят со своими детьми, а как они его с ними проводят. Надо быть вместе с ним. Вы удивитесь, как много­му вы сможете научить своего ребен­ка. И незаметно будет вырабатываться модель поведения на будущее, по об­разу и подобию родителей.

Дети не могут успешно развиваться без внимания родителей. Почаще го­ворите своему ребенку, как вы его любите. Именно вы, родители, а не только бабушки и дедушки.

Материал подготовила Надежда Фролова

Консультация для родителей

В детский сад без слёз или как уберечь ребёнка от стресса!

Адаптация в детском саду: попытка или пытка? Подсознательно в нас укоренилось, что детский сад - это одна из ступенек счастливого детства. Но вот радостные ожидания от первых посещений сада сменяются озабоченностью: у ребёнка регресс во всём достигнутом (в речи, навыках, умении, игре). Может заболел? У него и в самом деле насморк, а вчера была температура... Ему не мил детский сад, а малыш почти не узнаваем, словно его "подменили". Подменили не малыша, а жизнь и обстоятельства, что неизбежно. Организм и душа ребёнка - в состоянии между здоровьем и болезнью: вскоре ребёнок или в самом деле заболевает, если выраженность стресса велика, или снова становится самим собой, в случае легкой адаптации.

Чем спровоцирован стресс у ребёнка?

Не столько отрывом от значимых взрослых, и особенно матери, сколько несовершенством адаптационных механизмов ребёнка. Ведь, чтобы продержаться в незнакомой обстановке, малышу необходимо вести себя в детском саду не так, как дома. Но ребёнок не знает этой формы поведения и от того страдает, боясь, что сделает что-нибудь не так.

Степени адаптации

  • Легкая адаптация
  • Средняя адаптация
  • Тяжёлая адаптация
  • Очень тяжёлая адаптации

Первый раз в детский сад...

Заведите будильник с таким расчётом, чтобы было достаточно времени на все сборы и приготовления. Заранее продумайте, какой дорогой вы будете ходить или ездить в садик, сколько времени она занимает, и когда надо выходить из дома. Запомните, а лучше запишите все вопросы, которые хотите задать воспитателю, не забудьте напомнить ей, что вы оставляете в рюкзачке ребёнка его любимую игрушку или дорогую ему вещь.

Адаптация на новом месте может длиться одну-две недели, в зависимости от психики и характера ребёнка. Полная адаптация наступает где-то через 2-3 месяца. Стресс у малыша может выплеснуться в виде капризов, агрессии, мокрых штанишек, отказа от еды и сна, мнимой "потери" приобретённых навыков.

Что поможет справиться крохе с боязнью новой обстановки и с разлукой с мамой?

Дайте с собой малышу его любимую игрушку. Психолог Т.Козак пишет: "Пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно и знакомится там с другими, расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Таким образом, вы узнаете многое о том, как вашему малышу удаётся привыкнуть к садику".

Если у малыша разрывается сердце от расставания с вами, положите ему в кармашек вашу небольшую фотографию или дайте на прощание "кусочек себя" (например, ваш носовой платочек, который пахнет вашими духами, или что-нибудь в этом роде). Если ребёнку трудно расстаться с мамой, пусть на первых порах его отводит в садик папа или бабушки-дедушки. Если ваш ребёнок "впал в детство" (так называемый псевдо "регресс"), например, вернулся к соске или бутылочке с молоком, "разучился" что-то делать, не стыдите его и не впадайте в панику. Это временное состояние, которое помогает малышу расслабиться и успокоиться.

Ещё одно любопытное замечание психолога Н.Некрасовой: "Если ребёнок по дороге в сад начинает хныкать и замедлять шаги, не уговаривайте его (это только усилит внутреннее напряжение), а похвалите. Скажите, например: "Умница, теперь я вижу, какой ты у меня большой и храбрый..." или "Какой ты молодец, а я вот на твоём месте, наверное, ревела бы, а ты смелый, знаешь, что в садик..." и т.д. Это тот случай, когда полезно заговаривать зубы. А главное, мамины слова придают ребёнку уверенность, ведь сильный человек (даже если речь о малыше) справится с трудностями".

Когда вы уходите - расставайтесь с ребёнком легко и быстро. Конечно же, вы беспокоитесь о том, как будет вашему ребёнку в детском саду, но долгие прощания с обеспокоенным выражением лица, у ребёнка вызовут тревогу, что здесь с ним может что-то случиться, и он долго не будет вас отпускать. Не травите душу, наблюдая за площадкой из-за забора или подслушивания под дверью. Кстати, дети чаще всего быстро успокаиваются сразу после того, как мама исчезает из поля зрения.

Не совершайте ошибки и не делайте перерыв в посещении - неделька дома не только не поможет малышу адаптироваться к садику, но и продемонстрирует ему, что есть и другой вариант, которого можно всеми силами добиваться.

Постарайтесь спланировать своё время так, чтобы в первую неделю посещения детсада ребёнок не оставался там более двух-трёх часов. В семье в этот период необходимо создать спокойный и бесконфликтный климат для вашего малыша. Щадите его ослабленную нервную систему! Не реагируйте на его выходки и не наказывайте за капризы. Лучше на время отменить походы в кино, цирк, гости, сократить время просмотра телевизора. Постарайтесь в выходные дни соблюдать дома такой же режим, как в детском саду.

Поиграйте с ребёнком домашними игрушками в детский сад, где какая-то из них будет самим ребёнком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите вместе с малышом найти ей друзей и решайте проблемы вашего ребёнка через неё, ориентируя игру на положительные результаты.

Если ребёнок стал агрессивным, раздражительным, не ругайте его. Главное помнить, что всё это всё тот же малыш. Проводите с ним всё время, больше обнимайте его, лежите или сидите рядышком, пошепчите ему на ушко его любимую песенку.

Первоклассник, особенно если он единственный ребёнок в семье, оказавшись в непривычной обстановке, сталкивается со множеством незнакомых вещей и понятий. Он не знает, как реагировать на первое школьное прозвище, что хорошо или плохо, как вести себя с обидчиками, как воспринимать критику учителей.

Ситуации, которые малыш считает безвыходными, начинают отравлять его жизнь, он теряет мотивацию и поддаётся апатии. Очень часто родители путают это состояние с обычной ленью и начинают принимать меры, пугая своё чадо незавидным будущим, подстерегающим нерадивого ученика, ещё более повергая его в состояние стресса и делая агрессивным. У некоторых детей состояние стресса трансформируется в болезнь. Хотя, часто стоит сделать незначительные изменения, например, купить угги и другую красивую одежду ребенку, или начать чаще разговаривать с ребенком, или помочь в чем-либо ребенку и проблема сама решится.

Психологи предупреждают: когда ребенок становится тревожным, начинает бояться темноты, не хочет оставаться в доме один или начинает волноваться о здоровье близких, первоочередная задача взрослых - заметить эти перемены, выявить причину, и помочь малышу выйти из трудной ситуации. В противном случае такая манера поведения может стать нормой, далеко не в лучшую сторону изменится характер. Ребенок, находящийся в состоянии длительного стресса, боится ночных кошмаров, у него появляются речевые дефекты, нервные тики, выражающиеся в частом моргании, глотании, наматывании локонов на пальцы. Также наблюдается ухудшение аппетита. Тревожным сигналом специалисты считают быструю утомляемость, решительный отказ посещать школу или гулять с одноклассниками. Не меньшую тревогу должно вызвать у родителей внезапное усердие и ожидание постоянных похвал.

Малыш не всегда может определить и сформулировать настоящую причину своего беспокойного состояния. Зачастую детям, особенно мальчикам, трудно делиться своими горестями и чтобы вызвать их на откровенный разговор, родителям приходится идти на некоторую хитрость.

1. По мнению детских психологов, лучшие результаты дают уединённые прогулки (только ребёнок и родители), разговор на отвлеченную тему, рассказы о своём детстве, учёбе, сложностях и страхах, связанных с первыми годами учёбы. При этом родители непременно должны рассказать, какой выход из создавшегося положения они нашли, но не читать мораль, а разговаривать по-дружески, на равных.

2. Ещё одним, не менее действенным способом выяснить причину стресса является семейный просмотр фильма о школе с его последующим обсуждением. Если родители внимательно слушали ребёнка и отметили, кому (или чему) он посочувствовал, что осудил, им не составит труда понять причины беспокойства их чада.

3. Немало могут «рассказать» и рисунки ребенка . Преобладание тёмных тонов - серьёзный повод забить тревогу. Иногда детские рисунки являются отражением конкретной ситуации, но в большинстве случаев причина стресса бывает настолько глубоко «спрятана», что узнать о ней можно только с помощью специалиста.

Конечно, маленький школьник может быть не в настроении - это нормально, если капризы длятся день-два. Хотя, нервозность может не покидать его несколько дней, если он перегружен домашними заданиями. Ребенок в состоянии стресса, по мнению детских психологов, ведёт себя, как маленький. Если он старший ребёнок в семье, то подсознательно начинает дублировать эмоциональное состояние младших детей. Подавленный ребенок выглядит, как маленький скандалист, он грубит, теряет самооценку, становится подозрительным, его игры наполнены драками и угрозами.

Задача родителей - стать более понимающими, всегда быть готовыми подсказать, объяснить и помочь. При этом, советуют специалисты, категорически нельзя сравнивать своего ребенка с кем-то другим. Не говорить, что он хуже кого-то, а подчеркивать его индивидуальность, приводя в качестве примера действительно достойные похвалы реальные черты характера. Ребенок перестанет доверять родителям, не поддерживающим его благие начинания, даже если они бессмысленны. Малыш должен узнать именно от родителей, что сложная жизненная ситуация всегда сменяется светлой и радостной.

Слово «стресс» в переводе с английского означает «повышенное напряжение, нагрузка». В результате его нарушается саморегуляция человека, его способность сохранять душевное равновесие. Как говорят медики, стресс может накапливаться в организме и «прорываться» заболеваниями, на лечение которых могут уйти годы. Потому так актуален сегодня вопрос, .

Как протекает стресс у детей?

Механизм возникновения стресса в настоящее время хорошо изучен и описан в специализированной литературе. Тревожное состояние появляется в ответ на попадание ребенка в незнакомую обстановку, непривычную ситуацию. Следом возникает сильная эмоция – страх или радость (стресс могут вызывать не только отрицательные, но и положительные чувства). Реакция на телесном уровне проявляется во внезапных головокружениях, спазмах, «замирании сердца», «холоде в животе», слезах и т.д.

Даже у грудничков может развиться «синдром сиротства», если их надолго оставлять одних. Чего уж говорить о трех-четырехлетних крохах, которые многое уже видят и понимают, могут что-то и допридумать, нафантазировать. Они в стрессовой ситуации жалуются на боли в области живота, учащенное сердцебиение. Упрямство и капризы, столь часто встречающиеся в этом возрасте, тоже часто являются проявлениями стресса.

Реакция ребенка на школьный стресс

Опытные родители знают, сколько переживаний у ребенка бывает связано со школой. Иногда у детей можно заподозрить целый букет болезней, от сердечных до острого аппендицита и хронических отравлений. Головная боль, кишечные колики, появление сыпи – вот далеко не полный список симптомов, которые при ближайшем рассмотрении являются реакцией на стресс.

Неврологи говорят, что чаще всего причины этих проявлений находятся в ментальной сфере. Дети испытывают тревогу, напряжение, и организм выдает свою реакцию на эти мысли. В школьные годы особенно важно уберечь ребенка от стресса , так как в переходном возрасте эти переживания могут накладывать отпечаток на всю дальнейшую жизнь: неконтролируемое психическое напряжение к 20-30 годам способно трансформироваться в серьезные депрессии, сердечно-сосудистые заболевания, нарушения обмена веществ.

Вот признаки стресса школьников:

  • Не свойственная ребенку угрюмость, замкнутость, желание отгородиться от внешнего мира или, напротив, гиперактивность
  • Склонность на уроках отвлекаться, погружаться в себя. В этом состоянии дети могут что-то рисовать, чертить, складывать из бумаги, играть с телефоном, не обращая внимания на учителя
  • Переживания от конкуренции со сверстниками, жалобы на боли в животе, послабления стула, вызванного, скорее всего, синдромом раздраженного кишечника на нервной почве
  • Болезненное восприятие , жалобы на мигрени, боли в мышцах, суставах
  • Развитие синдрома хронической усталости. Появление апатии, безразличия к оценке
  • В особо острых случаях дети могут терять сознание, перед этим жалуясь на сильное головокружение и холодные мокрые ладошки

Профилактика и лечение стресса

Как другие заболевания, склонность к стрессу нужно вовремя замечать и обращаться к специалистам. Сегодня выпускается большое количество препаратов седативного действия, в том числе, на травах.

Эффективны для детей, подверженных стрессам, занятия физкультурой, водные процедуры, посещения бассейна.

В сложных случаях на помощь придет психотерапевт. Но и сами родители могут повышать свою грамотность и находить материалы в интернете и библиотеке о том, . Например, им будет полезно познакомиться с БОС-терапией.

Эта методика основана на возможности каждого человека управлять системами организма с помощью определенного эмоционального настроя. БОС так и расшифровывается – «биологически обратная связь».

Лечение по БОС-методике очень нравится деткам. К телу присоединяют датчики, позволяющие зафиксировать особенности психомоторики конкретного малыша. Все данные помещаются в компьютер и при помощи программы преобразуются в графические образы.

Далее ребенку демонстрируют пазлы на мониторе. Как только в теле возникает напряжение, характерное для стресса, картинка «замирает». Врач поясняет малышу, что он сможет закончить ее, только если хорошо расслабится. Под воздействием игровой обстановки и собственной высокой мотивации ребенок постепенно привыкает не напрягаться и сохранять спокойствие.

БОС-методика не имеет побочных эффектов и противопоказаний. Она подходит деткам с 5-6 летнего возраста. Отлично зарекомендовала себя для исправления вегетативных расстройств. Но есть одно условие, которое родителям озвучивают сразу: нельзя заставлять ребенка приходить на последующие занятия, если первое ему не понравилось. От такого «лечения» эффекта не будет.

Стресс – неотъемлемая часть современности. Но это вовсе не означает, что нет способов ему противостоять. Научив ребенка справляться с тревогой и беспокойством, вы заложите ему правильные установки на долгую счастливую жизнь.

Первоклассник, особенно если он единственный ребёнок в семье, оказавшись в непривычной обстановке, сталкивается со множеством незнакомых вещей и понятий. Он не знает, как реагировать на первое школьное прозвище, что хорошо или плохо, как вести себя с обидчиками, как воспринимать критику учителей.

Ситуации, которые малыш считает безвыходными, начинают отравлять его жизнь, он теряет мотивацию и поддаётся апатии. Очень часто родители путают это состояние с обычной ленью и начинают принимать меры, пугая своё чадо незавидным будущим, подстерегающим нерадивого ученика, ещё более повергая его в состояние стресса и делая агрессивным. У некоторых детей состояние стресса трансформируется в болезнь. Хотя, часто стоит сделать незначительные изменения, например, купить угги и другую красивую одежду ребенку, или начать чаще разговаривать с ребенком, или помочь в чем-либо ребенку и проблема сама решится.

Психологи предупреждают: когда ребенок становится тревожным, начинает бояться темноты, не хочет оставаться в доме один или начинает волноваться о здоровье близких, первоочередная задача взрослых — заметить эти перемены, выявить причину, и помочь малышу выйти из трудной ситуации. В противном случае такая манера поведения может стать нормой, далеко не в лучшую сторону изменится характер. Ребенок, находящийся в состоянии длительного стресса, боится ночных кошмаров, у него появляются речевые дефекты, нервные тики, выражающиеся в частом моргании, глотании, наматывании локонов на пальцы. Также наблюдается ухудшение аппетита. Тревожным сигналом специалисты считают быструю утомляемость, решительный отказ посещать школу или гулять с одноклассниками. Не меньшую тревогу должно вызвать у родителей внезапное усердие и ожидание постоянных похвал.

Малыш не всегда может определить и сформулировать настоящую причину своего беспокойного состояния. Зачастую детям, особенно мальчикам, трудно делиться своими горестями и чтобы вызвать их на откровенный разговор, родителям приходится идти на некоторую хитрость.

1. По мнению детских психологов, лучшие результаты дают уединённые прогулки (только ребёнок и родители), разговор на отвлеченную тему, рассказы о своём детстве, учёбе, сложностях и страхах, связанных с первыми годами учёбы. При этом родители непременно должны рассказать, какой выход из создавшегося положения они нашли, но не читать мораль, а разговаривать по-дружески, на равных.

2. Ещё одним, не менее действенным способом выяснить причину стресса является семейный просмотр фильма о школе с его последующим обсуждением. Если родители внимательно слушали ребёнка и отметили, кому (или чему) он посочувствовал, что осудил, им не составит труда понять причины беспокойства их чада.

3. Немало могут «рассказать» и рисунки ребенка . Преобладание тёмных тонов - серьёзный повод забить тревогу. Иногда детские рисунки являются отражением конкретной ситуации, но в большинстве случаев причина стресса бывает настолько глубоко «спрятана», что узнать о ней можно только с помощью специалиста.

Конечно, маленький школьник может быть не в настроении - это нормально, если капризы длятся день-два. Хотя, нервозность может не покидать его несколько дней, если он перегружен домашними заданиями. Ребенок в состоянии стресса, по мнению детских психологов, ведёт себя, как маленький. Если он старший ребёнок в семье, то подсознательно начинает дублировать эмоциональное состояние младших детей. Подавленный ребенок выглядит, как маленький скандалист, он грубит, теряет самооценку, становится подозрительным, его игры наполнены драками и угрозами.

Задача родителей — стать более понимающими, всегда быть готовыми подсказать, объяснить и помочь. При этом, советуют специалисты, категорически нельзя сравнивать своего ребенка с кем-то другим. Не говорить, что он хуже кого-то, а подчеркивать его индивидуальность, приводя в качестве примера действительно достойные похвалы реальные черты характера. Ребенок перестанет доверять родителям, не поддерживающим его благие начинания, даже если они бессмысленны. Малыш должен узнать именно от родителей, что сложная жизненная ситуация всегда сменяется светлой и радостной.

www.vitamarg.com

Успокоить нервы. Откуда стресс у малыша?

Психологи всё чаще выявляют у совсем ещё маленьких детей признаки стресса. Как уберечь малыша от эмоциональных срывов?

Дети испытывают не меньший стресс, чем взрослые. Большие города находятся как бы под огромным шумовым колпаком. Мы почти никогда не остаёмся в тишине, даже ночью нас сопровождает гул. Для неокрепшей психики ребёнка это настоящее испытание.

То, что для нас кажется пустяком, для малышей проблема. Например, кроха потерял любимую игрушку – по силе переживаний его горе сравнимо с тем, которое испытывает взрослый человек, если угоняют его машину.

К счастью, способности детской психики к самовосстановлению огромны. Дети быстро возвращаются в состояние радости и забывают печали. Если взрослые недоверчиво относятся к жизни, как бы всё время ждут подвоха, то малыши настроены более оптимистично. Главное, вовремя заметить переживания ребёнка, не отмахнуться от них. Даже когда вам кажется, что малыш плачет без повода, не игнорируйте его, разберитесь, что расстроило кроху.

Что расскажет рисунок

Есть несложный тест, благодаря которому можно оценить степень эмоционального напряжения ребёнка.

Дайте малышу краски и попросите нарисовать семью. Внимательно рассмотрите рисунок.

  1. Как расположены члены семьи (стоят вместе или группами, кто выше, а кто ниже)?
  2. Есть ли среди изображённых на рисунке людей сам малыш?
  3. Кого забыл нарисовать ребёнок?
  4. Какой цвет преобладает на рисунке?

  • Если в семье всё благополучно и малыш чувствует себя комфортно, все члены семьи на рисунке будут стоять на одной линии, взявшись за руки.
  • Если каждый стоит сам по себе – это говорит о немного повышенной степени эмоциональной напряжённости.
  • Когда все нарисованные человечки разбросаны по рисунку либо стоят группами, малыш чувствует сильный эмоциональный дискомфорт.
  • Если малыш рисует себя в центре картинки – это хороший признак. Значит, он чувствует себя любимым, ощущает поддержку и заботу близких.
  • Если малыш нарисовал себя на расстоянии от других членов семьи, значит, он испытывает либо страх, либо подавленность. Есть какая-то причина, по которой он сторонится окружающих.
  • Ну а если же кроха вообще забыл нарисовать себя, значит, у него нешуточные эмоциональные проблемы и маме нужно обратиться к детскому психологу.
  • Какой цвет преобладает на рисунке? Как правило, детишки используют 5–6 цветов.
  • Яркие краски говорят об оптимизме, открытом восприятии, общительности крохи.
  • Тёмные цвета означают проблемы. Например, много коричневого цвета на рисунке может означать, что малыш ощущает физический дискомфорт; много чёрного сигнализирует о подавленности или о том, что малыш с чем-то не согласен, протестует; серый цвет говорит об апатии, неуверенности в себе.
  • Игры на расслабление

    Есть множество простых и доступных способов, которые помогают снять психологическое напряжение у крохи. Причём эти занятия полезны и тем детишкам, которые чувствуют себя хорошо.

    Игры с песком – один из старейших и любимейших психотерапевтических приёмов. Такие игры успокаивают психику, помогают расслабиться. Песчинки массируют самые мелкие мышцы рук, включается так называемый механизм саморасслабления.

  • Возьмите две коробки. В одну насыпьте песок. Попросите малыша зачерпнуть ладошкой как можно больше и пересыпать из одной коробки в другую. Можно даже устроить соревнование и пересыпать песок на скорость.
  • Вместо песка можно использовать крупу. Или смешать несколько круп и потом вместе с крохой раскладывать их на отдельные кучки: гречку к гречке, рис к рису (а в это время рассказывать сказку про Золушку).
  • Для расслабляющих игр подойдёт и пластилин. Лепите всё что угодно. Научите малыша вылепливать мелкие детали. А на время работы включите диск со звуками природы или классической музыкой – это усилит эффект расслабления.
  • Вместо пластилина можно взять тесто – лепить вместе с малышом пельмени, печь печенье. Пусть малыш лепит фигурки, которые ему нравятся. Необязательно, чтобы все квадратики печенья были ровными, тут важен сам процесс.
  • Стресс у детей – одолеваем вместе!

    Почему-то считается, что стресс – это проблема взрослых. Но психологи утверждают, что маленькие дети подвержены ему не меньше. Причин для этого у малютки более чем достаточно. Например, для трехлетнего ребенка драка в песочнице вызывает столько же переживаний, сколько у взрослого выговор руководства. И когда малыш плачет от несерьезных, по мнению родителей, проблем, возможно, его переживания в данный момент так же сильны, как и ваши после ссоры с лучшей подругой.

    Правда стресс у детей имеет некоторые особенности. Он быстро проходит. Это обусловлено тем, что дети настроены на получение новых положительных эмоций и удивительных открытий, в том время как взрослые зачастую ожидают от жизни очередной неприятности. В результате, чтобы вернуть крохе хорошее настроение, достаточно отвлечь его от грустных мыслей и задать новое направление. Не знаете как? Мы поможем!

    Существует огромное количество занятий, которые эффективно помогают избавиться от стресса у детей, а заодно и у взрослых. Первые помощники – сыпучие и липкие материалы. Достаточно несколько минут поработать пальцами, чтобы переключить нервную систему на другой вид деятельности. Дети постарше могут вылепить образ своего обидчика или выразить в фигурке проблему, по мере ее появления эмоциональный стресс будет проходить. Некоторым помогает домик для ребёнка, в котором можно прятаться, а главное строить вместе с мамой или папой.

    Психологи на вопрос: «Как у ребенка снять стресс ?», отвечают, что наиболее эффективны занятия с песком. Ведь не зря детские песочницы пользуются такой популярностью. Обратите внимание, с каким удовольствием детки лепят пасочки и фигурки, а с каким азартом подключаются взрослые! Но не бегать же в песочницу по дождю или в снег…

    В этом нет никакой необходимости, сеанс психотерапии в форме игры с песком можно провести и в домашних условиях. Все что вам потребуется – большой ящик (хотя бы 50*50 см), впрочем, его заменит обычный таз и небольшой запас песка. Хранить все это лучше по отдельности где-нибудь в закромах кладовки. А когда эмоциональный стресс у детей будет проявляться, вы сможете быстро и эффективно с ним бороться. Достаточно насыпать в заготовленный ящик песок и немного побрызгать сверху водой, чтобы было меньше пыли.

    Поблизости нет песочницы, откуда можно набрать пару килограмм песка? Тоже не проблема, подойдет и обычная манка. Дайте ребенку пару мисок разного размера, пусть пересыпает, а когда ему надоест работать пальцами, вручите ему ложку. А еще интереснее перемешать в одной миске несколько разных круп и дать возможность малютке поэкспериментировать: рассортировывать их, комбинировать, снова смешивать.

    Но не забывайте, что наиболее эффективно снять стресс у детей помогают именно песок или манка, поскольку они задействуют самые мелкие мышцы рук. Хотя некоторые родители предпочитают покупать игрушки для новорожденных и не засорять квартиру. Но дадут ли они такой же эффект?

    Опытные родители, которые понимают, насколько важно быстро снимать эмоциональный стресс у детей, нередко заранее подготавливаются к этому. Они заблаговременно припасают глину, песок, куски обоев, оставшиеся после ремонта, разнообразные природные материалы (каштаны, желуди, сушеные лепестки цветов). Все это позволяет весьма эффективно снять стресс, когда в этом возникает необходимость.

    Большой популярностью среди детей пользуется глина. При необходимости ее можно разводить до любой консистенции. По словам психологов, чем сильнее у ребенка стресс, тем более мягкие материалы он выбирает. Если у малыша получается не очень хорошо, не беда, главное – процесс. Вместо улыбок, лучше садитесь рядом и попробуйте что-нибудь вылепить в четыре руки. Будет весело!

    P. S. Подобные упражнения будут очень полезны, если ребенок не говорит.

    Детское здоровье очень хрупкое, поэтому беречь его надо особенно тщательно. Немаловажен выбор косметических средств, которые используются для гигиенического ухода за ребенком. К сожалению, большинство известных производителей детских шампуней и гелей добавляют в свою продукцию синтетические консерванты и другие ингредиенты, которые могут накапливаться в организме, вызывая серьезные проблемы со здоровьем, раздражения и аллергические реакции.

    Проведенные по просьбе наших читателей независимые исследования показали, что полностью натуральную косметику выпускает российская компания Mulsan Cosmetic. Ее косметические продукты полностью гипоаллергенны и безопасны для детей и беременных женщин.

    Все это подтверждено соответствующими сертификатами качества и тем фактом, что срок хранения продукции от Mulsan Cosmetic не превышает 10 месяцев. Последний факт указывает, что компания не использует синтетических консервантов, а значит ей можно доверить заботу о Вас и Вашем ребенке.

    www.vse-pro-detey.ru

    Как помочь ребенку справиться со стрессом: 5 веселых игр

    Дети намного чувствительнее взрослых, поэтому часто испытывают стресс. Чтобы помочь малышу справиться с нервным напряжением, советуем воспользоваться советами из нашей статьи.

    Оказывается, что справиться со стрессовой ситуацией ребенку может помочь игра. Ведь в детстве малыши все лучше воспринимают именно в игровой форме. Представляем самые полезные детские игры для снятия стресса.

    Игры в домик

    Игры, в которых ребенок прячется, помогают ему восстановить личные границы, успокоиться после напряженного дня и просто отдохнуть. Организуйте крохе комфортное место для игры — это может быть как покупной вигвам, так и стол с натянутой простыней или покрывалом.

    Игры с водой

    Еще одна категория терапевтических игр, которые способны успокоить даже самого раздраженного ребенка. Переливание воды из ёмкости в ёмкость, окрашивание жидкости в стаканчиках — эти и другие водные игры помогут ребенку забыть о всех неприятностях, которые случились с ним за день.

    Игра «Бутерброд»

    Если беспокойство крохи выливается в гиперактивность, он плохо засыпает и капризничает, попробуйте поиграть в игру «Бутерброд». Она поможет малышу прочувствовать свое тело, а также вернуть ему чувство самообладания. Уложите ребенка таким образом, чтобы его голова и ноги были на подушках.

    Начинайте поглаживать малыша, приговаривая: «Это хлеб на блюдце, смажем его маслом». После этого положите на кроху еще несколько подушек, сопровождая свои действия словами: «Кладем на бутерброд сыр и еще один кусочек хлеба». А затем начинайте есть бутерброд со словами «Ам-ам», поглаживая при этом голову ребенка. По окончании игры позвольте сыну или дочери полежать под подушками, пока он сам не захочет вылезти.

    Игра «Катись колбаской»

    Очень часто дети начинают баловаться именно в тот момент, когда вам нужно переключить его внимание на какое-то дело. В этом случае на помощь придет игра со смешным названием «Катись колбаской». Положите малыша и аккуратно перекатывайте его со стороны в сторону. Это можно делать как на игровом мате, так и на кровати. Подкатывайте ребенка к себе и целуйте, а когда кроха начинает капризничать и вырываться, откатывайте его как можно дальше от себя.

    Игра «Калачик»

    А такая игра поможет ребенку расслабить тело и восстановить потерянный из-за каких-то переживаний контроль над ним. Выполняйте различные движения, как-будто замешивая из малыша тесто, аккуратно растягивайте и перекатывайте ребенка, сворачивая его в калачик. В таком положении укрывайте кроху одеялом и ждите некоторое время. После этого доставайте калачик из-под одеяла и нежно поглаживайте его по всему телу. Уверены, что такая тактика поможет вашему маленькому непоседе расслабиться!

    Стресс у детей: как избавиться от стресса в школе

    Вопрос о том, как детям избавиться от стресса в школе, очень актуален. Современные психологи выделяют целый ряд факторов, влияющих на психоэмоциональное состояние ребенка.

    Подготовка к школе - это всегда волнующее событие для родителей и малыша. Однако крайне важно дать правильную психологическую установку и вовремя заметить первые признаки стресса у детей дошкольного возраста, готовящихся стать учениками. Уже в первом классе сильная эмоциональная и интеллектуальная нагрузка может спровоцировать сбои в функционировании организма, нарушить его гомеостаз. В таком случае, помимо видимых проявлений, наблюдается физическая слабость, болезненность. Данные факторы объясняются ослаблением иммунитета. Оградить малыша или подростка от стресса невозможно, но можно помочь побороть данное явление.

    Статистика стресса у школьников

    Стресс у детей появляется тогда, когда они не могут полностью реализовать свой потенциал либо долго находятся в напряженном психологическом состоянии. Каждый человек индивидуален. У одних детей расстройство проявляется резко и остро, а у других проходит едва заметно. Психологи это связывают с темпераментом, характером и воспитанием. Однако ключевую роль играет темперамент.

    Стресс в детском возрасте обусловлен неудачами, отсутствием поддержки и одобрения. Впервые малыши сталкиваются с ним еще в период дошкольного обучения, то есть в детском садике. Однако в таком возрасте дети быстро адаптируются и находят общий язык со сверстниками. Они воспринимают жизнь легче, ведут себя непосредственно.

    Когда дело касается школы, дело обстоит совсем иначе. Стресс у детей преследует их с первого класса и до самого окончания обучения. Каждый новый этап имеет свои трудности, которые школьник должен научиться преодолевать. Если не научиться справляться со стрессовыми ситуациями в школе, то в дальнейшей жизни это может вылиться в затяжные депрессии, апатию, пассивное отношение к жизни, негативный образ мышления.

    Различают два основных вида стресса: кратковременный и длительный. Кратковременная форма является в некотором смысле полезной. Она заставляет школьника активизировать все силы и использовать лучшие качества для достижения цели и поставленных задач. Кратковременная стрессовая ситуация помогает сконцентрироваться во время написания контрольных и самостоятельных работ. Она побуждает ученика проявить свои лучшие качества и таланты.

    Длительный стресс пагубно влияет на организм. Он отбивает всякое желание учиться, добиваться цели. Данное психологическое расстройство подавляет в ученике инициативу, делает его безучастным. Длительное нахождение в подобном состоянии нередко приводит подростков к суициду.

    Согласно данным многочисленных исследований, около 20% малышей приходят в школу, уже находясь в стрессовом состоянии. К концу четвертого класса это количество увеличивается до 40%. А среди учащихся одиннадцатых классов выделяют 50% учеников, которые подвержены влиянию стресса.

    Причины и симптомы стресса у детей и подростков в школе

    Указывать на наличие у ребенка стресса могут многие признаки. Характер и интенсивность их проявления зависит от степени эмоциональной стабильности и уравновешенности ученика. На наличие стресса в подростковом возрасте и младшем школьном указывают следующие симптомы:

  • слабость;
  • быстрая утомляемость;
  • частые мигрени;
  • схваткообразные или ноющие боли в животе;
  • повышенная сонливость;
  • раздражительность;
  • плаксивость;
  • апатия;
  • нежелание делать уроки;
  • нежелание идти в школу;
  • истерики;
  • снижение аппетита.
  • Вышеприведенный список клинических проявлений не является полным и окончательным. Он может меняться в зависимости от образа жизни конкретного человека (ученика) и восприятия им действительности.

    Чтобы облегчить состояние школьника и помочь ему справиться с трудностями, необходимо выяснить источник стресса.

    Чаще всего родители сами не подозревают, что создают в семье обстановку, которая провоцирует стресс у детей. Кроме того, причины нервного напряжения кроются в чрезмерной учебной нагрузке, стремительном техническом прогрессе, сложностях в общении с одноклассниками. Усиленный контроль со стороны учителей и наличие соревновательного фактора в некоторых случаях лишь усугубляют ситуацию.

    Способы избавления от стресса

    К детям младшего школьного возраста следует проявлять лояльность, мягкость и понимание. Перед выходом в школу ребенок обязательно должен позавтракать. В противном случае организму будет сложнее выйти из состояния сна. Мозг включится в работу, только если получит энергию в форме пищи.

    После уроков ребенку нужно дать время отдохнуть, поиграть. Лишь после кратковременного отдыха рекомендуется выполнять домашние задания. Если малыш получает плохие оценки, не нужно его осуждать. Родители и педагоги должны оценивать его работу, а не его личность.

    Если у школьника проблемы с коллективом, не нужно давать ему советы, осуждать его одноклассников. Самым лучшим выходом будет искреннее понимание и сочувствие. Когда ситуация заходит слишком далеко, целесообразным будет отвести ребенка к психологу.

    Более пристального внимания требует стресс у подростков. Данное нарушение психического равновесия вызывает опасения и тревоги у детей 12-17 лет. Возможны необдуманные поступки, протесты против родителей и школы. Кроме того, выпускные экзамены и выбор будущей профессии могут стать причиной настоящей депрессии. В этот период ребенку особенно нужна поддержка родных, даже если школьник упорно это отрицает. Родители всегда должны быть рядом и контролировать ситуацию. Но при этом важно давать достаточно свободы.

    Здоровое питание, полноценный сон и позитивное отношение к жизни уберегут любого ребенка от стрессов. Задача родителей - обеспечить свое дитя вниманием и любовью. Задача учителей - уважать интересы ученика и считаться с его мнением.


    nevroz.club