Как кенигсберг стал советским. «Живой Кёнигсберг»: Город с двумя именами. Самый западный регион России

Для организации труда подростков еще до начала Великой Отечественной в СССР было создано Главное управление трудовых резервов. Оно занималось мобилизацией детей и распределением их по ремесленным и фабрично-заводским училищам. Чтобы обеспечить наполняемость, ввели плату за обучение школьников в старших классах. Тем, у кого денег на учебу не хватало, приходилось идти в "ремеслуху" и пополнять ряды рабочего класса.

В войну детей стали призывать на предприятия, как взрослых в армию. На пермском моторостроительном заводе N 19 им. Сталина, выпускавшем авиадвигатели, в то время трудилось около восьми тысяч подростков. Большинству было 14 - 16 лет, хотя встречались и младше: на вспомогательные работы брали уже с 11 лет.

Отца и старших братьев забрали на фронт. Мы с мамой остались в деревне Орлово Вологодской области. В 1943 году мне принесли повестку на трудовой фронт - в Пермь, - вспоминает Иван Шилов, мобилизованный на завод в 14 лет. - Мама плакала: "Куда тебя, такого маленького, забирают?" Но спорить не стала: уложила в сумку две пары белья, кружку, ложку, три пары лаптей да мешок сухарей - вот и вся амуниция. Снова я увидел маму лишь после войны, в 1946 году. Она сразу руками всплеснула: "Что же ты, сынок, с тех пор так и не вырос?"

Брезентовые ботинки

Детей в Пермь привозили эшелонами, в основном из Вологодской, Ивановской и Ленинградской областей. Трудиться им, несмотря на возраст, приходилось как взрослым. Тот же Иван Шилов однажды работал 29 часов подряд. За это его наградили сутками отдыха и "коммерческим" обедом, куда входили суп, пшенная каша, чай и двести граммов хлеба. Обычно на заводе кормили пустой баландой, потому таким поощрением паренек был очень доволен.

С одеждой положение было не лучше. Приехавшим издалека детям не к кому было обратиться за помощью. Изнашивали то, что привезли из дома.

В 1943 году меня из Вологодской области привезли в Пермь, на авиазавод, - рассказывает Александра Беляева, в мирное время ставшая депутатом пермского горсовета. - Работала токарем. Часто даже не уходила домой из цеха - ночевала прямо на заводе: в кочегарках, в туалете на ящиках. Помню, ботинки у меня были брезентовые, на деревянной подошве. За хорошую работу получила нормальную обувь и материал на платье. Вот радости было...

Руководство завода понимало, что рабочих, особенно детей, надо поддерживать. Потому прямо на предприятии начали шить одежду, катать валенки. И то, и другое потом распределяли среди нуждающихся.

Передовики поневоле

- Работали мы по 12-16 часов в день. В цехах было очень холодно, потому ходили все время в телогрейках, - вспоминает Анна Титова.

Из-за тяжелых условий труда многие взрослые не выдерживали напряжения и сбегали. Еще до войны правительство СССР приняло решение о закреплении рабочих за предприятиями, и за "самоволку" беглецов наказывали. В 1941 году из тогдашних 12 тысяч рабочих пермского моторостроительного завода четыре тысячи были осуждены за дезертирство, прогулы и опоздания. Амнистию им объявили только в 1945 году. На производстве в военное время работали и заключенные. Их водили на завод под конвоем по центральной улице Перми. Но толку от таких "специалистов" было немного. Народ отчаянный, никого особо не боялся и работой себя не перетруждал.

От подростков польза тоже была невеликая, правда, по другой причине. Они не имели профессиональных навыков, могли выполнять только черновую работу. Многие были хилыми и слабыми - дети все-таки, да и война - не мать родная, не пожируешь. Некоторые заводские начальники таких малосильных работников гнали прочь: какой прок, если один только вал весит аж 160 килограммов и подростки, даже поднатужившись, все равно не могут его поднять? Но, кроме них, работать было некому.

Согласно закону дети, которым еще не исполнилось 16 лет, должны были трудиться не больше шести часов в сутки. На заводе даже выпустили приказ по этому поводу. Директор Анатолий Солдатов лично предупредил начальников цехов и напомнил, что нельзя привлекать подростков к сверхурочным и ночным работам. В приказе также говорилось, что малолетние работники имели право на один выходной в неделю и на ежегодный отпуск на 12 суток.

Однако приказ приказом, а авиадвигатели были нужны фронту как воздух. К тому же при эвакуации промышленных предприятий в 1941 году получилось так, что пермский завод долгое время оставался единственным в СССР, выпускавшим моторы для истребителей. Кроме того, здесь производили пистолеты-пулеметы Шпагина, минные взрыватели и запалы для реактивных снарядов минометов "Катюша". Ясно, что Ставка Верховного Главнокомандования требовала от пермяков как можно больше боеприпасов и авиадвигателей. Вопросы соблюдения трудового законодательства при этом отходили на второй план.

Сладкая награда

Для увеличения фотографии кликните по ней, а потом по крестику в правом нижнем углу.

Зато юных передовиков директор завода приглашал к себе. Первый раз это произошло 14 ноября 1944 года. В кабинет строгого руководителя, робея, вошли 52 подростка. Мальчишки и девочки по такому случаю были умытые, причесанные, в почищенной одежде.

Анатолий Солдатов, генерал-майор инженерно-технической службы, усадил их за широкий полированный стол. Произнес речь, угостил чаем и вручил каждому из приглашенных по паре валенок, а в придачу по большой банке фруктовых консервов - варенья, проще говоря.

В декабре директор собрал у себя еще 95 подростков, перевыполнявших план на 120-150 процентов. Среди них были слесари, токари, контролеры, электрики... Всех также премировали банками варенья.

К сожалению, сейчас в живых уже не осталось никого из тех, кто получил сладкую премию. Но их воспоминания живут в письмах, хранящихся ныне в заводском музее. Вот одно из них - от бывшего рабочего Александра Аксенова:

"Я был во фронтовой бригаде, и в один из дней мне удалось выполнить норму на 570 процентов, - пишет он. - В заводской газете появилась публикация: "Отец-фронтовик может гордиться таким сыном, как Саша Аксенов". Я был очень рад и послал бате заметку на фронт, чем очень обрадовал не только его, но и командиров - от них даже получил очень теплое письмо. Спустя несколько дней после моего трудового успеха и заметки в газете мы с ребятами выходили из цеха, а навстречу группа людей - начальство, судя по виду. С ними - генерал Солдатов. Кто-то из пацанов громко позвал меня: "Аксенов! Иди на генерала смотреть!" Тот услышал и громко сказал: "А я как раз иду на Аксенова смотреть". Солдатов меня расцеловал, а после этого отдал команду накормить нас в столовой. Для таких вечно голодных пацанов, как мы, это было не лишним".

Дословно

Из указа президиума Верховного Совета СССР от 02.10.1940 г.:

"7. Предоставить право Совету народных комиссаров СССР ежегодно призывать (мобилизовывать) от 800 тысяч до 1 млн человек городской и колхозной молодежи мужского пола в возрасте 14-15 лет для обучения в ремесленных и железнодорожных училищах, в возрасте 16-17 лет для обучения в школах фабрично-заводского обучения.

10. Установить, что все окончившие ремесленные, железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения считаются мобилизованными и обязаны проработать 4 года подряд на государственных предприятиях по указанию Главного управления трудовых резервов при СНК СССР с обеспечением им зарплаты по месту работы на общих основаниях".


Из приказа N 433 от 02.12.1944 г. "О премировании вновь принятых на завод рабочих":

"Следуя примеру молодых рабочих, отмеченных в приказе по заводу за N 415 от 14.11. 1944 года, вновь принятые молодые рабочие показывают примеры стахановской работы. За систематическое перевыполнение сменно-суточных заданий на 120-150 процентов объявить благодарность с занесением в трудовую книжку и премировать подарками (по одной паре валенок и по одной банке консервированных фруктов)".

Справка "РГ"

За годы войны пермский ордена Ленина моторостроительный завод N 19 им. Сталина выпустил 32 000 авиамоторов. Они устанавливались на истребители Ла-5ФН и Ла-7. За отличную работу в 1943 году предприятие было награждено Знаменем Государственного Комитета Обороны, которое заводу оставили на вечное хранение.

Фотодокумент

Юрий Гейко, журналист, материал которого о труде детей в Перми в свое время вызвал немалый общественный резонанс:

"В 1983 году я работал в "Комсомольской правде" и летал в Пермь по заданию редакции. Еще были живы многие, сидящие за этим столом. Нина Котлячкова (Федоссева) рассказывала:

Где бы мы тогда купили такое богатство? Содержимое банок съедалось в юнгородке, делили на всех. Каждому пришлось всего по нескольку ложек. Но даже с них мы были, как пьяные.

Все, с кем мне довелось встретиться, вспоминали, что варенье было очень сладкое. Но я выяснил, что это было не варенье, а американский компот - кислый и совсем без сахара. Но переубедить их, детей военного времени, маленьких рабочих Победы, было невозможно.

Доброго дня, мои дорогие читатели! В День Великой Победы предлагаю вам поговорить на тему «Дети герои войны». Тысячи обычных девчонок и мальчишек прилежно учились, беззаботно веселились и даже предположить не могли, что в одно мгновение их счастливое детство прервётся трудными и жестокими годами с 1941-го по 1945-ый.

В грозный час они приняли на свои хрупкие плечи беды и горечь, трудности и даже смерть, чтобы хоть чем-нибудь помочь в борьбе с врагом, показав, насколько бесстрашными могут быть детские сердца и насколько горяча бывает любовь к родной стране и своему народу.

За героические подвиги сражавшиеся вместе с отцами и братьями маленькие «сыновья и дочери полков», как их часто называли, были награждены орденами и медалями. Пятеро пионеров военного времени были удостоены высшего звания Героев Советского Союза, к сожалению, все – посмертно. Их имена стали известны далеко за пределами маленькой родины каждого, поэтому хочу именно про этих юных героев и рассказать в сообщении о детях войны.

План урока:

Мальчик из легенды

Так наречён славой юный разведчик Ленинградской партизанской бригады Лёня Голиков. Худенький 14-летний деревенский мальчишка из Лукино Новгородской области с добытой на поле боя винтовкой ушёл в партизаны и бродил под видом нищего по населённым пунктам, оккупированным немцами, собирая ценные тайные сведения о количестве боевой техники и расположении вражеских войск.

На его счету 27 боевых походов и 78 убитых немецких солдат. Лёня Голиков остановил врага, разрушив 2 железнодорожных и 12 автомобильных мостов, тем самым не дав немцам пройти. Он уничтожил 2 вражеских продовольственных склада, оставив неприятеля без пропитания, и 9 машин, лишив немцев боеприпасов. Отважный деревенский паренёк в одиночку остановил машину с немецким генералом, добыв ценные сведения для советской разведки.

Свою первую медаль «За отвагу» Лёня Голиков получил ещё в июле 1942 года. Они погиб вместе со штабом своей партизанской бригады в 1943 году в неравном бою. Матери принесли наградной лист о присвоении сыну за его героический подвиг высшего звания Героя Советского Союза.

Девочка с косичками

Это название произведения А.Солодова о юной подпольщице, которая тоже была удостоена высшего звания за подвиги в Великой Отечественной, Зинаиде Портновой. Ученица 7 класса Ленинградской школы в свои 15 приехала в 1941-м на лето в Витебскую область и стала участницей подпольной юношеской организации «Юные мстители».

Участники молодёжного движения подрывали электростанции, поджигали заводы, на которых советских людей заставляли работать на фашистскую Германию, сожгли вагоны со льном, которые планировались к отправке для оккупантов. Всего «Юные мстители» совершили больше 20 диверсионных операций.

Девушка стала участвовать в диверсиях, вела разведывательную работу, распространяла листовки против врага. Устроившись в столовую для немецких офицеров, она сумела отравить более 100 солдат. С 1943 года она стала партизанкой-разведчицей в отряде.

После разгрома молодёжного движения по заданию партизан Зина Портнова должна была установить новые связи с теми, кому удалось выжить, но её по наводке предателя поймали после очередной операции. Немцы допрашивали юную разведчицу, обещая сохранить жизнь за имена партизан и подпольщиков. Но даже самые изощрённые фашистские пытки не сломили её характер. В 1944 году искалеченную, но так и не поддавшуюся Зинаиду Портнову расстреляли.

Ему было всего 14

Белорус Марат Казей попал в партизанский отряд в 13 лет, в 1942 году, после того, как его мама была повешена немцами в Минске. Полный ненависти к фашистам, он пробирался в немецкие гарнизоны, добывая необходимые для советской армии разведсведения.

Вместе со старшими Марат участвовал в диверсионных мероприятиях на объектах, особо важных для немцев: подрывал вражеские эшелоны, минировал железную дорогу. В 1943 году, будучи раненым, поднял солдат в атаку, что помогло им выбиться из вражеского кольца. За свой подвиг юный пионер тогда получил награду «За отвагу».

В 1944 году по время возвращения с разведки Марат вместе с командиром наткнулись на врага, который взял их в «кольцо». Когда все патроны закончились, и осталась лишь только граната, Марат подпустил ближе фашистов и взорвал их вместе с собой. Награждённому Герою Советского Союза тогда было всего 14.

Не жалея себя

Ещё один юный герой, который хотел вместе с немцами подорвать себя на гранате, — школьник из Тульской области Саша Чекалин. С 1941 года он стал добровольцем партизанского отряда «Передовой», который действовал на оккупированной территории его родного села. Прослужить он там успел чуть больше месяца, но внёс героический вклад в борьбу с фашистами.

Юный патриот собирал сведения о местах нахождения и количестве немецких военных частей и их вооружении, выслеживал маршруты передвижения. Партизанский отряд, где состоял Александр, поджигал складские помещения, подрывал на минах гитлеровский автомобильный транспорт, отправлял под откос немецкие вагоны, уничтожал вражеские патрули и караулы.

Простудившись, Саша слёг, по переданным предателем сведениям фашисты его нашли в доме, где он был спрятан. Партизан пытался взорвать себя вместе с немцами, но граната не сработала. После долгих пыток и допросов Сашу Чекалина повесили на центральной площади на глазах согнанных односельчан. В 1942 году юному герою за его подвиги было присвоено высшее звание.

Самый юный из всех Героев СССР

Окончив всего 5 классов украинской школы, Валя Котик стал партизаном-разведчиком, собирая оружие и боеприпасы, рисуя и расклеивая карикатуры на фашистов. В 1942-м получил первое задание, подорвав немецкого жандарма. Участвовал в 6 подрывных операциях, в результате которых были разрушены железнодорожные поезда и склады с боеприпасами.

Работал связным в подполье, узнавал о расположении немецких постов и времени смены вражеского караула. В 1943 обнаружил место нахождения телефонного кабеля противника, по которому поддерживалась связь с Гитлером в Варшаве.

Во время участия в двух боях он был ранен, но смертельное ранение Валя получил в 1944-м во время боевых действий за город Изяслав. Он стал самым молодым из тех, кто был удостоен звания Героя Советского Союза.

В своём сообщении мы рассказали лишь про пять детей-героев Великой Отечественной. На самом деле их, самоотверженных и смелых, было намного больше. Они сражались на море и в небе, в отрядах партизан и подпольях, катакомбах и крепостях.

Детям войны установлены памятники в их родных городах, их именами названы улицы. Об их подвигах написаны литературные произведения, сложены стихи и сняты кинофильмы. Всё это для того, чтобы мы никогда не забывали о том, что пришлось пережить советским людям во имя нашего с вами мира. Официальный список всех пионеров-героев был составлен в 1954 году.

А закончить проект предлагаю отрывком из произведения Сергея Михалкова:

Не забудем тех героев,

Что лежат в земле сырой,

Жизнь отдав на поле боя

За народ - за нас с тобой.

А знаете ли вы, что Героями становились не только люди, но и целые города? Прочитайте об этом . А расположен тест по теме войны.

На этом я с вами прощаюсь. Не забудьте 9 мая отдать дань памяти погибшим во время войны и возложить цветы к памятнику в вашем городе. О подвигах советских людей нужно помнить!

2 «а» класса МОУ СОШ №5

Руководитель: Глузгал Л. П.

Цели работы:

  • узнать о военном детстве своих бабушек и дедушек;
  • выяснить, какими игрушками играли дети в военное время;
  • узнать о новогодних игрушках времён Великой Отечественной войны.

Источники информации:

  • воспоминания наших бабушек и дедушек;
  • изучение музейных экспозиций;
  • работа с литературными источниками и ресурсами Интернета.

План работы

  1. Воспоминания наших бабушек и дедушек.
  2. Изучение музейных экспозиций.
  3. Ёлочные игрушки военных лет.
  4. Заключение.
  5. Используемые ресурсы.

Воспоминания наших бабушек и дедушек

Куклы Барби, роботы-трансформеры, конструкторы «Лего» - это наши современные игрушки. А какими игрушками играли наши бабушки и дедушки? Были ли игрушки и вообще возможность играть у тех детей, чьи детские годы выпали на страшное время Великой Отечественной войны? Такие вопросы поставили мы перед собой и начали поисково-исследовательскую деятельность по теме «Игрушки военных лет».

Источниками информации для нас стали:

  • Воспоминания наших бабушек и дедушек;
  • Изучение музейных экспозиций;
  • Работа с литературными источниками и ресурсами Интернета.

В ходе исследования выяснилось, что у нескольких ребят нашего класса есть бабушки, чьё детство пришлось на военное время. Сейчас им от 70 до 80 лет. Вот их имена:

  • Потехина Вера Федоровна (бабушка Гаврилова Саши);
  • Лебедева Евгения Павловна (бабушка Лебедева Ростислава);
  • Лучникова Валентина Васильевна (бабушка Шаповаловой Даши);
  • Казакова Любовь Ивановна (бабушка Хорошаевой Дианы);
  • Цветкова Вера Ивановна (бабушка Мухиной Насти);
  • Балыкова Надежда Ивановна (прабабушка Балыковой Насти);
  • Исаева Людмила Михайловна (бабушка Блохиной Маши).

На классном часе они поделились с нами воспоминаниями о нелёгких годах своего военного детства.

«Когда шла война, мне было 8 лет» - вспоминает Потехина Вера Федоровна. «Хорошо помню, как провожали на фронт солдат. Наша семья тогда жила в глубоком тылу в г. Ташкенте, где выпускали боевые машины, самолёты, одежду, продукты для фронта. Мы, гражданские жители, были ограничены во всём, всё распределялось по карточкам, поэтому каждый ощущал на себе и холод, и голод. Взрослые трудились по 10-12 часов, поэтому все заботы о домашних делах были на нас. Но основной работой была учёба. Часто учились в холодных классах, не хватало бумаги, поэтому вместо тетрадей пользовались отходами полиграфической промышленности. Занятия проводились по военной программе. Кроме основных предметов, изучали военное дело - учились собирать и разбирать автомат, пользоваться противогазом, правильно ходить в строю. За хорошую учёбу получали награды - брезентовые ботинки. Были очень рады им, т. к. обуви не хватало. На завтрак мы получали кусочек хлеба, мясных продуктов не было, ели мясо черепах».

А как же игрушки? Оставалось ли время для игр? Да. И подтверждение этому фотография Казаковой Любови Ивановны, где она изображена маленькой 7-летней девочкой. А в руках у неё кукла, сшитая её мамой из ваты и тряпочек. Только голова куклы является купленной заготовкой.

Из воспоминаний Лучниковой Валентины Васильевны мы узнали, что действительно «куклы были в основном тряпичные, которые делали сами. А ещё брали поленце, рисовали на нём лицо и заворачивали в разные тряпочки. Делали игрушки из всего, что попадалось под руку. Мальчишки выпиливали автоматы и пистолеты из досок, а мячи мастерили из старых тряпок, скручивая их тугим комком и связав верёвкой».

Цветкова Вера Ивановна родилась в 1947 году, но о трудностях военных лет знает от своей сестры Валентины, родившейся в 1941 году. «В деревне, где мы жили, покупных игрушек не было, были игрушки-самоделки, которые мастерили из бумаги, фантиков, разных тряпиц. Кукол, например, шили сами из белого холста, голову набивали или опилками, или паклей (волокно от переработки льна, которое называли ещё «омялки»), лицо раскрашивали химическими карандашами. Карандаш смачивали слюной, чтобы рисунок был ярче. Волосы тоже делали из пакли, они получались жёлтого цвета. Платье шилось из цветных лоскутков. Такими куклами играли девочки. А мальчики катали «коляски», которые изготавливали из деревянных брёвнышек. Любили играть свистульками, которые делали из дерева, тонких сучков ивы. В то время по деревням ездили сборщики старой одежды и макулатуры. В обмен на сданные вещи «тряпичники» давали глиняные свистульки. Это была самая желанная игрушка для ребёнка того времени. Летом из глины лепили разные фигурки, сушили на солнышке. Детской посудки не было. Поэтому собирали разные черепки битой посуды, играли ими, как целой посудой, берегли их, хранили, тщательно мыли».

Людмила Михайловна Исаева вспоминает, что «играли дети всегда дружно, игрушки делали сами из соломы осликов, козликов, коровок. Кукол шили из рваных тряпочек, набивали соломой, угольками рисовали лицо. Очень любили играть битой посудой. Летом делали из берёзовых веток шалаши, играли в лапту тряпичным мячом».

Изучая воспоминания других детей войны, найденные в Интернете, мы узнали о ещё одном способе изготовления самодельного мяча. Влажной рукой гладили коров и таким образом собирали с них шерсть, потом смачивали этот ворс в воде, скатывали, в итоге получался очень прыгучий мячик.

Изучение музейных экспозиций

Следующим этапом нашей поисково-исследовательской деятельности было изучение музейных экспозиций. Для этого мы посетили два музея нашего города: «Музей кукол» и «Музей городского быта». К сожалению, игрушки военных лет в них не представлены. Но, посетив «Музей кукол», мы узнали технологию изготовления игрушек из подручных материалов. Именно так и поступали наши бабушки. Увиденные игрушки в «Музее городского быта» - кот в сапогах и медвежонок похожи на игрушки военного времени, но относятся к более раннему периоду.

А вот на выставке игрушек военных лет в Туле можно увидеть даже фабричные игрушки. Одна из них - парусиновый мишка с бантиком. Несколько таких мишек изготовила местная артель, шившая обмундирование для фронтовиков, во время полуторамесячной обороны Тулы. В экспозиции выставки также представлены тряпичные куклы и целлулоидные пупсы, жестяная стрекоза, вырезанная в эвакуации из банки от тушёнки. Ценный экспонат выставки - ещё один мишка, с которым в 1943-м году играл маленький ребенок. Мишка сделан из той же ткани, из которой шили фронтовые гимнастерки.

А наша встреча с медвежонком военных лет произошла в г. Мышкине при посещении Мышиных палат. Один из залов палат посвящён медведю. Вот здесь-то мы и увидели плюшевого медведя, который принадлежал одному мальчику из блокадного Ленинграда.

«Сколько малышей осенью 1941 по сигналу воздушной тревоги брали своих единственных друзей-мишек в бомбоубежище и обнимали их во время налетов!» - рассказывает Сергей РОМАНОВ, историк, исследователь, реставратор и коллекционер. Собирает он самые различные игрушки, в том числе и старых плюшевых мишек.

Коллекция собирается уже около 20 лет, в ней более 3,5 тысяч игрушек.
Большую часть его коллекции занимают куклы. Здесь есть кукла «Юрий Никулин», и целлулоидный мальчик в костюме гитлерюгенда - ее привез Молотов из Германии сразу после подписания пакта о ненападении. В коллекции елочных игрушек Сергея Романова также встречаются поистине редкие вещицы. Например, матовый шар цвета самолетного крыла. По нему шагают зверюшки и человечки в буденовках. Над ними вьется надпись: «С Новым 1941 годом!»

Ёлочные игрушки военных лет

Из воспоминаний Надежды Ивановны Балыковой мы узнали, что украшение ёлки к Новому году во время войны было обязательным — этот обряд напоминал о мирной жизни и придавал сил надеяться на скорую победу. «В дома приносили настоящую живую ёлку. Так как жили очень бедно, то украшали её тем, что было под рукой. Чаще всего это были самодельные игрушки из бумаги, ваты, дерева. Электрических гирлянд тогда не было, поэтому вместо них использовали свечи » - вспоминает Б алыкова Н. И.

Много интересного о праздновании Нового года в военное время можно узнать на выставке «Елка Победы»
в Центральном музее Великой Отечественной войны.

На фронтах ёлки украшали фигурками, которые мастерили из погон, бинтов, носочков, ваты, проволо-ки, картона и даже из стреля-ных гильз. Военная тема ста-ла главной, и даже Дед Мороз на открытках превратился в бородатого партизана, бью-щего фрицев. Многие игрушки того времени сделаны из подручных материалов: к примеру, звезда-наконечник для ёлки, сделанная из химической колбы.

Игрушки также выпускались, в ограниченном количестве, конечно. На кабельном заводе из остатков проволоки и фольги изготавливали примитивные яблочки и снежинки. Ламповый завод выдувал шарики, представляющие собой те же лампочки, но без цоколя. В эти тяжёлые для страны годы на заводе «Москабель» крутили проволочные украшения. В дело шли отходы производства, но из отходов получались великолепные работы: переплетенные золотисто-красными нитями домики для птиц, аккуратные корзиночки, пятиконечные красные звезды, внутри которых помещался советский герб — «Серп и молот».

Москалёва Анна

Исследовательская работа на основании воспоминаний участников событий, архивных материалов, литературных произведений раскрывает трудности жизни детей и подростков в Сибири во время Великой Отечественной войны.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Жизнь детей во время Великой Отечественной войны

Исследовательская работа

Ученицы 9 класса МБОУ Балаганская СОШ № 2

Москалёвой Анны

Руководитель: учитель истории и обществознания

Васильева Г.В.

п. Балаганск, 2013 г.

Введение

Страшное событие в истории России - Великая Отечественная Война.

По сей день помнят солдат, защищавших нашу Родину от врагов. Заставшими эти жестокие времена были дети, родившиеся в 1927 году по 1941 год и в последующие годы войны. Это - дети войны. Они пережили всё: голод, смерти близких, непосильный труд, разруху, дети не знали что такое душистое мыло, сахар, удобная новая одежда, обувь. Все они уже давно старики и учат молодое поколение дорожить всем, что у них есть. Но зачастую им не уделяют должного внимания, а для них это так важно передать свой опыт другим.

Цель: Собрать и обобщить материал по данной теме. Узнать как можно больше о жизни детей во время войны в Балаганском районе и в Иркутской области.

Задачи:

  1. Обработать архивные материалы.
  2. Провести систематизацию архивного материала, с целью Определения жизненных условий детей в годы войны, количества, качества питания, одежды, условий школьной жизни и работы.
  3. Проанализировать жизнь детей во время Великой Отечественной Войны на основе рассказов участников исторических событий.

Методы исследования:

  1. Взятие интервью у пожилых людей, которые в период Великой Отечественной войны были детьми.
  2. Поиск необходимых статических данных и описание очевидцев.
  3. Анализ архивных и литературных источников.
  4. Оформление работы: текст.

Актуальность: Тема этой работы актуальна, так как она позволяет увидеть, как трудно было жить не только взрослым, но и детям во время Великой Отечественной войны. Уже почти не осталось в живых участников боевых действий Великой Отечественной войны, всё меньше возможностей у нас услышать рассказ о тех далёких временах из уст очевидцев. Раны, тяжёлые условия, в которых жили ветераны, непосильное напряжение стали причинами ранних смертей ветеранов второй мировой. Не менее тяжкие испытания выпали на долю тех, кто работал в тылу, самоотверженно отдавал последнее ради общей Великой Победы. Пока ещё могут рассказать нам о своей жизни дети войны. Эти истории интересны моим ровесникам. Мои одноклассники уже просят меня рассказать о моём исследовании на классном часе, значит, тема важна для моих сверстников.

Обучение во время войны

Несмотря на войну, многие дети учились, ходили в школу, в чем придется.

«Школы работали, но мало кто учился, все работали, обучение было до 4 класса. Были учебники, а тетрадей не было, дети писали на газетах, старых квитанциях на любом клочке бумаги, какой нашли. Чернилами служила сажа из печи. Её разводили водой и наливали в баночку - это были чернила. Одевались в школу в то, что было, определенной формы не было ни у мальчиков, ни у девочек. Учебный день был короткий, так как нужно было идти на работу. Брата Петю забрала папина сестра в Жигалово, он один из семьи закончил 8 классов» (Фартунатова Капитолина Андреевна).

« У нас была неполная средняя школа (7 классов), я уже выпустилась в 1941 году. Помню то, что учебников было мало. Если человек пять жили рядом, то им давался один учебник, и они все вместе собирались у кого-то одного и читали, готовили домашнее задание. Давали одну тетрадь на человека делать домашнюю работу. У нас был строгий учитель по русскому и литературе, он вызывал к доске и просил рассказать наизусть стихотворение. Если ты не расскажешь, то на следующий урок тебя обязательно спросят. Поэтому я до сих пор знаю стихи А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и многих других» (Вороткова Тамара Александровна).

« В школу пошла я очень поздно, не чего было одевать. Беднота и нехватка учебников и была и после войны» (Кадникова Александра Егоровна)

«В 1941 году я закончила 7 класс в Коноваловской школе с наградой – отрезом ситца. Мне дали путёвку в Артек. Мама попросила меня показать на карте, где тот Артек и отказалась от путёвки, сказав: «Далеко сильно. А вдруг война?» И не ошиблась. В 1944 году я поехала учиться в Малышевскую среднюю школу. До Балаганска добирались на ходках, а затем на пароме в Малышевку. В деревне не было родственников, но был знакомый отца – Собиграй Станислав, которого я видела однажды. По памяти нашла дом и попросилась на квартиру на время обучения. Я убирала дом, стирала, тем самым отрабатывала за приют. Из продуктов до нового года был мешок картошки и бутылка растительного масла. Это надо было растянуть до каникул. Училась старательно, хорошо, так хотела стать учительницей. В школе большое внимание уделяли идейно-патриотическому воспитанию детей. На первом уроке первые 5 минут учитель рассказывал о событиях на фронте. Каждый день проводилась линейка, где подводились итоги успеваемости в 6-7 классах. Рапортовали старосты. Красное переходящее знамя получал тот класс, было больше хорошистов и отличников. Учителя и ученики жили одной семьёй, уважая друг друга».(Фонарева Екатерина Адамовна)

Питание, повседневная жизнь

Большинство людей во время войны столкнулось с острой проблемой нехватки продуктов питания. Питались плохо, в основном с огорода, из тайги. Ловили рыб из ближайших водоемов.

«В основном нас кормила тайга. Мы собирали ягоды и грибы, заготавливали на зиму. Самым вкусным и радостным было когда мама пекла пироги с капустой, черемухой, картошкой. Мама садила огород, на котором работала вся семья. Ни одного сорняка не было. А воду на полив носили с речки, поднимались высоко в гору. Держали скот, если были коровы, то 10 кг масла за год отдавали на фронт. Копали замершую картошку и собирали оставшиеся на поле колоски. Когда папу забрали, то Ваня заменил нам его. Он, как и отец был охотником и рыбаком. В нашей деревне текла река Илга, в ней водилась хорошая рыба: хариус, беляк, налим. Поднимет нас Ваня рано утром, и пойдем мы ягоды разные собирать: смородину, боярку, шиповник, бруснику, черёмуху, голубицу. Соберем, высушим и сдаем за деньги и на заготовку в фонд обороны. Собирали, пока роса не сойдёт. Как сойдёт, бегом домой – надо на колхозный сенокос, грести сено. Еды выдавали очень мало по маленькому кусочку только бы всем хватило. Брат Ваня шил на всю семью обувь ”Чирки”. Папа был охотником добывал много пушнины и сдавал ее. Поэтому когда он уехал осталось большое количество запасов. Выращивали дикую коноплю и из неё шили штаны. Старшая сестра была рукодельницей она вязала носки, чулки и варежки» (Фартунатова Капиталина Андреевна).

« Нас кормил Байкал. Мы жили в деревне Баргузин, у нас был консервный завод. Были бригады рыбаков, они ловили как из Байкала, так и из реки Баргузин, разную рыбу. Из Байкала ловили осетра, сига, омуля. В реке водилась рыба такая как окунь, сорога, карась, налим. Сделанные консервы отправляли в Тюмень, а затем на фронт. Старики немощные, те, которые не пошли на фронт, имели своего бригадира. Бригадир был всю жизнь рыбак, имел свою лодку и невод. Они созывали всех жителей и спрашивали: «Кому нужна рыба?» Рыба нужна была всем, так как в год выдавали всего 400 г, а на работника 800г. Все, кому нужна была рыба, тянули невод на берегу, старики заплывали в реку на лодке, ставили невод, затем второй конец выводили на берег. С обеих сторон равномерно выбирали верёвку, подтягивали невод к берегу. Важно было не выпустить косяк из «мотни». Потом бригадир делил рыбу на всех. Так сами и кормились. На заводе после того, как сделают консервы, продавали головы от рыб, 1килограмм стоил 5 копеек. Картошки у нас не было, да и огородов тоже. Потому что вокруг был только лес. Родители ездили в соседнюю деревню и меняли рыбу на картошку. Сильного голода мы не чувствовали» (Вороткова Томара Александровна).

« Кушать было нечего, ходили по полю собирали колоски и замершую картошку. Держали скот и садили огороды» (Кадникова Александра Егоровна).

« Всю весну, лето и осень ходила босиком – от снега до снега. Особенно плохо было, когда работали на поле. По стерне ноги кололи в кровь. Одежда была как у всех – холщёвая юбка, кофта с чужого плеча. Еда – капустный лист, свекольный лист, крапива, болтушка из овсяной муки и даже кости сдохших от голода лошадей. Кости парили, а потом хлебали подсоленную воду. Картошку, морковь сушили и в посылках отправляли на фронт» (Фонарева Екатерина Адамовна)

В архиве я изучала Книгу приказов по Балаганскому Райздраву. (Фонд № 23 опись № 1 лист №6 - Приложение 2) Обнаружила, что эпидемий инфекционных болезней за годы войны среди детей не было допущено хотя по приказу Райздрава от 27 сентября 1941 года медицинские сельские акушерские пункты были закрыты. (Фонд № 23 опись № 1 лист №29-Приложение 3) Лишь в 1943 году в селе Молька упоминается эпидемия (болезнь не указана)., вопросы здоров К месту вспышки были направлены на 7 дней санитарный врач Волкова, участковый врач Бобылёва, фельдшер Яковлева. Делаю вывод, что недопущение распространения инфекции было очень важным делом.

В отчётном докладе на 2-й районной партийной конференции о работе районного комитета партии 31 марта 1945 года подводятся итоги работы Балаганского района за годы войны. Из доклада видно, что 1941,1942,1943 годы были для района очень тяжёлыми. Урожайность катастрофически снижалась. Урожайность картофеля в 1941 – 50, в 1942 – 32, в 1943 – 18 ц. (Приложение 4)

Валовой сбор зерна – 161627, 112717, 29077 ц; получено на трудодни зерна: 1,3 ; 0,82; 0,276 кг. По этим цифрам можно сделать вывод, что люди действительно жили впроголодь.(Приложение 5)

Трудная работа

Работали все и стар и млад, работа была разной, но по-своему трудной. Трудились изо дня в день с утра до поздней ночи.

«Работали все. И взрослые, и дети с 5 лет. Мальчики возили сено, управляли лошадьми. Пока сено не уберут с поля никто не уходил. Женщины брали скот молодняк и растили его, дети же им помогали. Они водили скот на водопой, задавали корм. Осенью во время учебы, дети все также продолжают работать, находясь утром в школе, а по первому призыву уходили работать. В основном, дети работали на полях: копали картошку, собирали колоски ржи и т.д. Большинство людей работали в колхозе. Работали на телятнике, растили скотину, работали на колхозных огородах. Старались быстрее убрать хлеб, не жалея себя. Как хлеб уберут, снег выпадет, отправляют на лесозаготовки. Пилы были обычные с двумя ручками. Ими валили в лесу огромные лесины, обрубали сучья, распиливали на чурки и кололи дрова. Приходил обходчик и замерял кубатуру. Надо было заготовить не меньше пяти кубов. Помню, как с братьями и сёстрами везли из лесу дрова домой. Везли на быке. Он был большой, с норовом. С горки стали съезжать, а он понёс, задурил. Воз раскатился, и дрова вывались в обочину. Бык упряжь порвал и убежал на конюшню. Скотники поняли, что это наша семья и отправили в помощь деда на коне. Так и довезли до дому дрова уже затемно. А зимой волки подходили близко к деревне, выли. Часто задирали скот, но людей не трогали.

Расчет велся в конце года по трудодням, некоторых хвалили, а некоторые оставались в долгах, так как семьи были большие, работников мало и надо было кормить семью в течение года. В долг брали муку, крупы. После войны я пошла работать в колхоз дояркой, мне дали 15 коров, а вообще дают 20, я попросила, чтобы дали как всем. Коров добавили, и я перевыполнила план, надоила много молока. Мне за это дали 3 м сатина голубого цвета. Это была моя премия. Из сатина пошили платье, которое было мне очень дорого. В колхозе были как трудяги, так и лентяи. Наш колхоз всегда перевыполнял план. Мы собирали посылки на фронт. Вязали носки, варежки.

Не хватало спичек, соли. Вместо спичек в начале деревни старики поджигали большую колоду, она потихоньку горела, дымина. От неё брали уголёк, приносили домой и раздували огонь в печи». (Фартунатова Капитолина Андреевна).

«Дети работали в основном на заготовке дров. Работали ученики 6-7 классов. Все взрослые ловили рыбу и работали на заводе. Работали без выходных.» (Вороткова Тамара Александровна).

«Началась война, братья ушли на фронт, Степан погиб. Три года я работала в колхозе. Сначала нянечкой в яслях, потом на постоялом дворе, где чистила с младшим братом двор., возила и пилила дрова. Работала учётчиком в тракторной бригаде, затем в полеводческой и вообще, шла туда, куда посылали. Заготавливала сено, убирали урожай, опалывала поля от сорняков, сажала овощи в колхозном огороде». (Фонарева Екатерина Адамовна)

В повести Валентина Распутина «Живи и помни» описывается подобная работа во время войны. Одинаковые условия (Усть-Уда и Балаганск расположены рядом, рассказы об общем военном прошлом как будто списаны с одного источника:

« - И нам досталось, подхватила Лиза. - Верно, бабы, досталось? Тошно вспоминать. В колхозе работа- это ладно, это свое. А только хлебушек уберем- уж снег, лесозаготовки. По гроб жизни буду помнить я эти лесозаготовки. Дорог нету, кони надорванные, не тянут. А отказываться нельзя: трудовой фронт, подмога нашим мужикам. От маленьких ребят в первые годы уезжали...А кто без ребят или у кого постарше- с тех не слазили, пошел и пошел. Настена она не одной зимушки, однако, непропустила. Я и то два раза ездила, на тятю тут ребятишек бросала. Навалишь эти лесины, кубометры эти, и стяг с собой в сани. Без стяга ни шагу. То в сугроб занесёт, то еще что - выворачивай, бабоньки, тужься. Где вывернешь, а где нет. Настена он не даст сорвать: в позапрошлую зиму раскатилась моля кобыленка под горку и на завороте не справилась- сани в нег, набок, кобыленку чуть не сшибло. Я билась, билась- не могу. Из сил выбилась. Села на дорогу и плачу. Настена сзади подъехала - я ручьем заливаюсь реву. - На глаза у Лизы навернулись слезы. - Она пособила мне. Пособила, поехали вместе, а я никак не успокоюсь, реву и реву. - Еще больше поддаваясь воспоминаниям, Лиза всхлипнула. - Реву и реву, ниче не могу с собой поделать. Не могу.

Я работала в архиве и просматривала Книгу учёта трудодней колхозников колхоза «Памяти Ленина» за 1943 год. В ней записывали колхозников и работу, которую они выполняли. В книге записи ведутся посемейно. Подростки записаны только по фамилии и имени - Медвецкая Нюта, Лозовая Шура, Филистович Наташа, Страшинский Володя, в общем я насчитала 24 подростка. Перечислялись следующие виды работ: лесозагоговки, заготовки зерна, заготовка сена, дорожные работы, уход за лошадьми и другие. В основном у детей указаны следующие месяцы работы: август, сентябрь, октябрь и ноябрь. Я связываю это время работы с заготовкой сена, уборкой урожая и обмолотом зерновых. В это время надо было провести уборочную до снега, поэтому привлекали всех. Количество полных трудодне у Шуры – 347, у Наташи – 185, у Нюты – 190, у Володи – 247. К сожалению, больше сведений об детях в архиве нет. [Фонд №19, опись №1-л, листы №1-3, 7,8, 10,22,23,35,50, 64,65]

В постановлении ЦК ВКП (б) от 05.09.1941 года «О начале сбора тёплых вещей и белья для Красной Армии» указывался перечень вещей для сбора. Школы Балаганского района также собирали вещи. По перечню заведующей школой (Фамилия и школа не установлены) в посылку вошли: папиросы, мыло, платки носовые, одеколон, перчатки, шапка, наволочки, полотенца, помазки для бритья, мыльница, кальсоны. (Приложение 1)

Проведение праздников

Несмотря на голод и холод, а так же на такую тяжелую жизнь люди в разных селах пытались отмечать праздники.

« Праздники были, например: когда весь хлеб убран, и молотьба закончена, то проводился праздник “Отмолотки”. На праздниках пели песни, танцевали, играли в разные игры например: городки, прыгали на доске, готовили кочулю (качели) и мячи катали, делали мяч из засохшего навоза.Брали круглый камень и слоями насушивали навоз до нужных размеров. Тем и играли. Старшая сестра шила и вязала красивые наряды и наряжала нас на праздник. На празднике веселились все и дети и старики. Пьяных не было, все были трезвыми. Чаще всего в праздники приглашали домой. Ходили из дома в дом, так как много угощения ни у кого не было.» (Фартунатова Капиталина Андреевна).

« Праздновали Новый год, День конституции и 1 мая. Так как окружал нас лес, выбирали самую красивую елку, и ставили её в клубе. Жители нашей деревни несли игрушки на елку, какие только могут, большинство было самодельных, но были и богатые семьи они уже могли принести красивые игрушки. На эту елку ходили все по очереди. Сначала первоклассники и ученики 4-х классов, потом с 4-5 классы и затем два выпускных класса. После всех школьников вечером туда приходили рабочие с завода, из магазинов, с почты и с других организаций. На праздниках танцевали: вальс, краковяк. Подарки дарили друг другу. После праздничного концерта, женщины устраивали посиделки с алкоголем и разными разговорами. 1 мая проходят демонстрации, на нее собираются все организации» (Вороткова Тамара Александровна).

Начало и конец войны

Детство-это самый лучшей период в жизни, от которого остаются самые лучшие и яркие воспоминания. А какие воспоминания у детей, которые пережили эти четыре страшных, жестоких и суровых года?

Раннее утро 21июня 1941 года. Люди нашей страны тихо и мирно спят в своих постелях, и некто не знает, что их ожидает впереди. Какие муки им придется одолеть и с чем придется смириться?

« Мы всем колхозом убирали камни с пашни. Работник Сельсовета ехал в роли посыльного верхом на коне и кричал “Началась Война”. Сразу же начали собирать всех мужчин и юношей. Тех, кто работал прямо с полей собирали и увозили на фронт. Забрали всех лошадей. Папа был бригадиром и у него был конь Комсомолец и его тоже забрали. В 1942 году пришла похоронка на папу.

9 мая 1945 года мы работали в поле и опять ехал работник Сельсовета с флагом в руках и объявил, что война кончилась. Кто плакал, кто радовался!» (Фартунатова Капитолина Андреевна).

« Я работала почтальоном и тут меня вызывают и объявляют, что началась война. Все плакали в обнимку друг с другом. Мы жили в устье реки Баргузин от нас дальше по течению было еще очень много деревень. Из Иркутска к нам ходило судно Ангара на него помещалось 200 человек и когда началась война, он собирал всех будущих военных. Он был глубоководный и поэтому останавливался в 10-ти метрах от берега, мужики плыли туда на рыбацких лодках. Много было слез пролито!!! В 1941 году на фронт в армию забирали всех, главное, что бы ноги и руки были целы, и голова на плечах была».

«9 мая 1945 г. Вызвали и сказали сидеть и ждать пока все свяжутся. Вызывают “Всем, Всем, Всем” когда все связались, я всех поздравила “Ребята война кончилась”. Все радовались, обнимались, некоторые плакали!» (Вороткова Тамара Александровна)

Выводы

Во время войны труженики тыла, у которых я брала интервью, жили в разных местах, но уже долгое время они живут в поселке Балаганске и являются моими земляками.

Заканчивая свое исследование о детях войны, я хочу отметить, что дала мне эта работа.

Работая над этой темой, я узнала лучше жизнь военного времени в тылу. Теперь мне знакомы такие понятия как: бульон из лошадиной кости, лепешки из сушенной и мерзлой картошки. Мне понятно, что слова «тяжелая военная жизнь» подразумевают золу вместо мыла, холщевую юбку и штаны из конопли, чернила из сажи, работу на полях.

Все люди помогали друг другу, не было зависти, дележки, вместе переживали тяжелое военное время. Люди были совершенно другие. Жили бедно, но дружно. Лучше жить бедно, но по добру.

Я думаю, что поколение детей войны само по себе уникально: ведь оно выжило, оно не потеряло себя, не пошло по неправильной дороге. И все потому, что они рано повзрослели, рано научились ценить жизнь. Эти дети поняли одно: чтобы жить, надо трудиться в колхозе, на заводе. Ветераны, воспоминания которых я изучала, были простыми тружениками, трудились честно, жертвуя временем и здоровьем. Они вырастили хороших, детей дав им образование. Для них по- прежнему большой ценностью является хлеб, они умеют беречь и хранить память о тех страшных временах. Их мысли, слова не всегда понятны современному поколению молодых людей, но мы должны понять все, что они говорят ведь это особый смысл, это часть истории нашей страны.

Главный результат моего исследования- это то, что я хорошо владею информацией по теме « Война и дети» и могу провести классные часы в 5-9 классах.

Мои земляки в годы войны жили в разных местах: в таежной деревне, в колхозе лесостепной полосы, в Прибайкалье.

Я делаю выводы, что они по разному ощущали тяжесть войны. Лучше всего было перенести невзгоды Тамаре Александровне, так как в её селе не было голода. Тяжелее всего было в Балаганском районе- не даром у Екатерины Адамовны главное воспоминание о войне- не проходимое чувство голода.

Литература

  1. Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне.
  2. Живи и помни В.Распутин. Восточно-Сибирское издательство,1984.
  3. Земля Иркутска. Восточно-Сибирское издательство, 1984.
  4. Архивные документы:
  1. Учетная книга трудодней колхоз «Памяти Ленина» (Фонд №19, опись №1-л, лист № 2,3,1,10,7,8,22,23,35,50,65,64,)
  2. Книга приказов по Балаганскому Райздраву (Фонд №23, опись №1, лист № 29)
  3. Копии документов Усть-Удинского архива, переданные в дар школе (Указания о принадлежности к фондам отсутсвуют)
  4. Исследовательская работа « Человек и Малая Родина» Синицыной Татьяны, Балаганская СОШ № 2, 2005.

Информанты

  1. Фартунатова Капиталина Андреевна 1938 г.р. Кичеевский сельский совет.
  2. Вороткова Тамара Александровна 1925 г.р д.Баргузин.
  3. Фонарева Екатерина Адамовна 1926 г.р. д.Коновалово.
  4. Кадникова Александра Егоровна 1941 г.р. г.Москва

ПРИЛОЖЕНИЕ

Вопросы для собеседования

  1. Назовите дату рождения, фамилию (детскую и нынешнюю), имя, отчество, место проживания в 1941-1947гг, место проживания в настоящее время.
  1. Что вы помните об учебных годах в военное время? Было ли обучение платным? Какими были тетради и учебники? Как одевались в школу девочки и мальчики?
  1. Что кушали дома во время войны? Чем питались летом и зимой? В какое время года было особенно тяжело с питанием?
  1. С какого возраста дети работали? Какие работы выполняли?
  1. Были ли праздники в военные годы? Как они проходили?
  1. Помогали ли собирать посылки на фронт? Помните ли вы письма с фронта? О чем писали?
  1. Самые яркие воспоминания из детства?

И вот он настал - долгожданный День Победы! Но с каждым годом неотвратимо уходят люди конца 20-х, 30-х и начала 40-х годов рождения. Живые свидетели Великой Отечественной войны. Они ждали от жизни счастья и радости, потому что были детьми. Их детство опалила война, но они выжили. Они помнят, и они рассказывают…

Валентина Михайловна Хрусталева: «Я раненым моим детством войну проклинаю»

Валентина Михайловна родилась 16 декабря 1934 года на станции Долинская Кировоградской области в Украине. Во время войны была на оккупированной территории. В школу смогла пойти только в 9 лет, сразу во второй класс. После войны получила высшее образование - окончила историко-философский факультет Киевского государственного университета имени Т. Г. Шевченко. Работала учителем истории. Трудовой стаж Валентины Михайловны - 42 года. У нее много наград: «Отличник народного просвещения РФ», «Ветеран труда», медаль «90-летие Октябрьской революции», «80 лет ВЛКСМ», «70 лет битвы под Москвой», «50 лет полета первого человека в космос». Всю свою сознательную жизнь Хрусталева занимается общественной работой. Она является председателем Домодедовского отделения Всероссийской общественной организации «Дети войны» и председателем женсовета «Добродея» микрорайона «Авиационный». У нее и ее мужа, Виктора Петровича Хрусталева, пять детей и шесть внуков.

«Когда началась война, мне было семь лет, - рассказывает Валентина Михайловна. - Жили мы в Украине. Я с нетерпением ждала праздника первоклассника. Но мой первый урок и первый класс растянулись на три года. После мощной бомбардировки немецкие войска заняли нашу узловую станцию Долинская, что в 30 километрах от Кривого Рога.

Жизнь на оккупированной территории в течение трех лет преподнесла такой урок, что он жив до сих пор в моей голове, в сердце, в душе. Разве можно забыть гул вражеских самолетов со смертоносным грузом, бомбежки, страх, ужас, запах пожарищ, рыдания, причитания матерей погибших детей или угоняемых в Германию, казни, расстрелы мирных граждан?

Когда немцы пришли в деревню, все тряслось от грохота танков. Начались расстрелы. Стреляли не всех - только евреев и коммунистов, а другим давали в руки лопаты, чтобы они засыпали землей тела расстрелянных. А потом эта земля шевелилась, дышала несколько дней… Разве это можно забыть? А как погибали от мин и снарядов дети, сверстники мои… А еще фашисты додумывались разбрасывать везде «игрушки» (шарики, карандаши), которые привлекали внимание детей. Но эти «игрушки» несли смерть, взрывались в руках ребятишек. Однажды от взрыва загорелось поле, а когда все потухло, на земле остались лежать обугленные тела детей в застывших позах - на четвереньках, они, видно, хотели выползти из этого дыма… Я раненым моим детством войну проклинаю!»

Виктор Петрович Хрусталев: «Пока мы живы, мы не позволим забыть трагедию блокадного Ленинграда»

Виктор Петрович Хрусталев родился 27 июня 1936 года в городе Невская Дубровка Ленинградской области. Во время войны этот город стал местом самых ожесточенных боев. Но семье удалось перед самым началом сражений уехать в Ленинград. Казалось, что там будет безопаснее. Виктор Петрович окончил летное училище. Водил гражданские самолеты по заданию командования в различных регионах страны. Последние годы перед пенсией был на инженерной работе. Его трудовой стаж превышает пятьдесят лет. Имеет награды: «Ветеран труда», знак «Житель блокадного Ленинграда», медали: «За освоение целинных земель», «к 20-,30-,50-, 65-летию Победы в Великой отечественной войне», «300 лет Санкт-Петербургу», «90 лет Октябрьской революции», «60 лет снятия блокады Ленинграда».

«С сентября 1941 года в блокадном Ленинграде мы разделили участь его многомиллионного населения, - рассказывает Виктор Петрович, - страдания, голод, холод, борьба за выживание. Для меня это тяжелая память. Помню, как замерзали, умирали от голода мои ровесники, старики, соседи…

В эти страшные блокадные дни умер отец, двое наших родственников. Никогда не забуду, как собирали крапиву - из нее мама умудрялась делать «котлеты», - мороженую картошку, как ходили за водой на Неву, как радовались блокадному хлебу в 125 граммов с добавлением опилок и столярного клея.

Героический народ проявил мужество, терпение, соучастие, самопожертвование. Были, конечно, недочеловеки, но, в основном, надо отдать должное жителям блокадного города, люди все-таки показали свои лучшие качества, поддерживали друг друга… Не забыть случай… Жители стояли в очереди за хлебом (125 граммов на карточку). На подъезде к магазину машину с хлебом перевернуло взрывной волной. От разорвавшегося снаряда хлеб разбросало. Голодные ленинградцы не хватали его и не бежали, а после оцепенения нашли в себе мужество весь хлеб собрать, сложить, а затем бережно перенести его в магазин и там получить свои 125 граммов.

И все-таки мы выжили! Спасибо стране за Дорогу жизни. Пока мы живы, мы не позволим забыть трагедию блокадного Ленинграда».

Елена Михайловна Маркова: «Вдруг над городом раздался гул много лет молчавшего соборного колокола»

Елена Михайловна Маркова родилась 31 октября 1931 года в городе Крапивна Щекинского района Тульской области. После войны окончила факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова. С 1966 года главный редактор Тульской газеты «Молодой коммунар». Главный редактор альманаха «На земле Яснополянской». Начальник Союзпечати города Тулы (11 лет до пенсии). Ветеран труда. Член редакционного совета и постоянный автор Международного журнала русского зарубежья «Б. В.». В семье Елены Михайловны двое детей, четверо внуков, двое правнуков.

«Ноябрь 1941 года стоял необычайно студеный, - рассказывает Елена Михайловна, - сугробы намело по пояс, да и мороз под утро переваливал за двадцать. Наша семья - мама работала нотариусом в Крапивинском народном суде, - после недельных скитаний по разбитым и загруженным дорогам, не раз попав под бомбежки и пулеметные обстрелы фашистских штурмовиков на бреющем полете, не смогла прорваться к Туле со стороны Щекинского шоссе. Немцы обходили колонны отступающих частей Красной армии, и многие из них вместе с беженцами оказались в окружении. Так я встретила войну. Мне было 10 лет.

Некоторое время жили у маминой сестры, тетки Аксиньи. Правда, с едой день ото дня становилось все труднее. Затем вернулись в райцентр в свою квартиру. Рядом с нашим домом на старом (горожане называли его «толстовским») тополе оккупанты повесили бывшего председателя Проскуринского колхоза, а потом раненого лейтенанта Красной армии Андрея Перевезенцева, старшего лесничего Семенова из Редочей, казнили юного партизана Сашу Чекалина…

Середина декабря. Налеты советских самолетов становятся все чаще, яростнее… Черными угрюмыми потоками текут колонны отступающей пехоты. Стремились к городу.

Ребята, за ворота больше ни шагу! - строго крикнула мать нам, детям (у меня еще два брата было). - А ну-ка, берите все нужное: теплые вещи, воду, и марш - в подвал. В огромном подвале (бывший цех купеческого спиртзавода), где стены полутораметровой толщины, потолок кирпичный на рельсовых балках, а внутри двери обиты металлическими листами, собрались жители со всего переулка - человек под пятьдесят. В дверь дубасили сапогами и злобно орали фашисты. Однако проникнуть в подвал немцы так и не смогли.

Бой шел до позднего декабрьского рассвета. Только когда стрельба стихла, дверь разрешили открыть, и первыми выскочила детвора… Мы увидали бойцов Красной армии…

И вдруг над городом раздался гул много лет молчавшего соборного колокола церкви Святого Николая Чудотворца. Это было 19 декабря 1941 года - в первый день освобождения Крапивны от фашистов, в ее престольный праздник - зимнего Николы».

Беседовала Елена Ерофеева-Литвинская

При подготовке публикации были использованы материалы из книги «Мое опаленное войной детство» (автор-составитель Людмила Филипповна Лисенкова)

Художник Аида Лисенкова-Ханемайер

Главное фото: Сергей Соболев

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны - это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц - это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета - немного. Для Матрон - много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.