Как мылись в средневековой европе. Личная гигиена в средневековье. Баня и мытьё в средневековой Европе

В этом уроке мы будем рисовать с вами тюльпан. мы с вами уже рисовали, а вот тюльпан еще нет. А ведь это яркие, изящные цветы, которые с удовольствием выращивают садоводы и уже весной они радуют нас в клумбах и палисадниках. Название свое растение получило от персидского слова «тюрбан», ведь правда чем-то напоминает по форме? А родиной тюльпана считается Турция.

Думаю, будет несложно. Начнем.

Шаг первый. Нарисуем контур стебля, тонкий и изящный. Очертим форму бутона. Шаг второй. Тонкими линиями намечаем листья тюльпана, широкие, большие. Один пусть будет изогнутым. Шаг третий. Прорисовываем толстый стебель. Делаем более яркими листья. Старательно, плавно, аккуратно. Шаг четвертый. Рисуем лепесток, сохраняя при этом форму бутона. Шаг пятый. Рисуем второй лепесток. А за ним, внутри спрятались другие лепестки, и их тоже нужно показать. Шаг шестой. Подбираем карандаши правильного цвета. Пусть у нас будет красный сам цветок. Обрисуем контуры: бутон – алый, стебель и листья – зеленые. Шаг седьмой. Равномерно заштриховываем весь рисунок карандашом соответствующего цвета, но без сильного нажима. Чтобы тон получился ровный и достаточно светлый. Штриховать стараемся вдоль контура. Восьмой. Сделаем лепесток более яркого и насыщенного цвета. Девятый. Придаем краски бутону. Стебель делаем темнее, лист внутри также темный, показываем тень. Шаг десятый. Снаружи листья сделаем чуть ярче, но не темнее тени внутри. Одиннадцатый. Последний шаг. Придаем нюанс и оттенки нашему рисунку, чтобы смотрелся объемнее и живее. Вот так, теперь, надеюсь, вы знаете . В следующем уроке мы попробуем

Последние 20 лет я предпочитаю писать акварельным краскам Winsor & Newton. Они обладают прекрасной устойчивостью и прозрачностью. Однако недавно мне довелось познакомиться с фирмой MaimeriBlu. Это акварель итальянского производства, которую можно встретить в продаже и в Великобритании.

У MaimeriBlu в первую очередь обращаешь внимание на особенную яркость цветов. Да и названия некоторых красок я раньше не встречал - Faience blue (Фаянсово-голубой) или Mars brown (Марс коричневый), к примеру.

Я приобрел достаточно большой набор цветов, исключая зеленые. Их предпочитаю смешивать из оттенков голубых и желтых самостоятельно.

Признаюсь, поначалу сам процесс выдавливания красок из тюбиков был для меня захватывающим!

Перед тем, как приступить к рисованию, я делаю выкрасы цветов от темного к светлому. Рекомендую эту простую практику каждый раз, когда перед вами новые краски.

Экспериментируйте с цветовыми комбинациями, особенно с оттенками зеленого. Обязательно фиксируйте названия используемых цветов, чтобы использовать полученные оттенки в будущем.

Для экспериментов с цветовой гаммой я выбрал в качестве референсов 2 фотографии весеннего парка Хидкот. Сочетание элементов с двух фотографий дадут мне куда больше информации, чем если бы я взял за основу только одну из них.

Итак, я решил включить в свою картину фрагмент стены и синих ворот с первого фото. Именно ворота с их фигурной ковкой, дополненные деревьями дальнего плана, сфокусируют взгляд зрителя.

Со второго фото я взял для себя цвета и форму тюльпанов, а также все разнообразие оттенков зелени. Здесь мне как раз пригодятся выкрасы, о которых упоминал ранее.


Этот бесплатный курс будет полезен тем, кто решил освоить акварельную живопись с нуля.

Здесь не важно, умеете Вы рисовать, или нет. Он сделан доступно для тех, кто не умеет, и даст технические основы тем, кто умеет рисовать, но имеет сложности именно с акварелью.

Как нарисовать тюльпаны в саду хидкот:
ход работы

Инструменты и материалы

Бумага
Saunders Waterford 300gsm NOT акварельная бумага холодного прессования (31.5x25.5cm)

Кисти
Круглые № 12, 6, 4, 1

Вспомогательные материалы:

  • акварельная палитра
  • простой карандаш HB
  • силиконовая кисть
  • рейсфедер
  • маскировочная жидкость
  • кусочек натуральной губки
  • Permanent yellow (Желтый стойкий)
  • Primary yellow (Желтый основной)
  • Raw sienna (Сиена натуральная)
  • Violet (Фиолетовый)
  • Sandal red (Сандалово-красный)
  • Mars brown (Марс коричневый)
  • Cobalt blue (Кобальт синий)
  • Faience blue (Фаянсово-голубой)
  • Primary blue cyan (Синий основной циан)

Смотрите таблицу цветов ниже. Использованные отмечены рамочкой.



Этап 1

/картинки увеличиваются нажатием/

1. Начните с карандашного рисунка внешней стороны стены, столбов и ворот.

2. С помощью силиконовой кисти или старой щетки нанесите маскировочную жидкость на верхнюю часть стены под карандашной линией. Это защитит светлые края стены, когда вы перейдете к написанию зелени за ней.

Нанесите маску на мелкие цветочки и листики кустов переднего плана.

3. С помощью рейсфедера проложите маскировочную жидкость по линиям ворот.

Этап 2


1. Перед тем, как смачивать лист, заготовьте растворы желто-зеленого, зеленого и темно-зеленого.

Используйте для этого различные комбинации Primary yellow (Желтый основной) и Faience blue (Фаянсово-синий).

Подготовьте также замес Cobalt blue (Кобальт синий).

Следующие 2 шага мы напишем по-сырому.

2. Возьмите кисть №12 и смочите верхнюю часть листа до начала ворот и верхушек кустов. Сделайте заливку верхней части листа синим. А ниже проложите слой желто-зеленого (до стены и ворот).

3. Одновременно обозначьте листья оттенком зеленого (используйте кисть №4). Затем возьмите на кончик кисти темно-зеленый цвет, чтобы написать дерево слева и несколько акцентов в центре кустов.

Дайте работе подсохнуть.

Этап 3


1. Оставьте пленку маскировочной жидкости до следующего шага, когда мы будем писать по-сухому.

Чтобы дать эффект крохотных листьев на удаленном дереве справа, используйте кусочек натуральной губки. Легко прикладывайте губку с средне-зеленым цветом, замешанным из Faience blue (фаянсового голубого) и Primary yellow (основного желтого).

2. Напишите цветы за воротами и те, что на большом кусте, раствором Violet (Фиолетового). Используйте кисть №4.

3. Раствором Primary blue cyan (Синий основной циан) и Permanent yellow (Желтый стойкий) пропишите участок под цветами за воротами.

4. Используя заготовленный ранее желто-зеленый с добавлением капельки Faience blue (Фаянсово-синий), напишите маленький куст, расположенный между столбами слева. Дайте работе высохнуть прежде чем прописывать темные нижние участки.

5. Кистью №4 поставьте мелкие пятнышки по краю формы куста средне-зеленым цветом, замешенным из равных частей Faience blue (фаянсового голубого) и Primary yellow (основного желтого).

6. Добавьте больше синего в предыдущий раствор для получения более темного зеленого оттенка. Напишите получившимся цветом тени у изгороди и над стеной.

Этап 4

После полного высыхания удалите маскировочную жидкость, счищая ее пальцем.

Прокройте ворота Cobalt blue (Кобальт синий).

Чтобы сделать это тщательно и аккуратно, используйте кисть №1.

Этап 5


1. Подготовьте кремообразный раствор на основе Raw sienna (Сиена натуральная) с добавлением небольшого количества Sandal red (Сандалово-красный) и Cobalt blue (Кобальт синий) с добавлением большого количества воды.

2. Напишите кирпичную кладку стены подготовленным раствором.

Для столбов возьмите серый: разведенная водой смесь Cobalt blue (Кобальта синего) и Mars brown (Марса коричневого). Пишите по-сырому. Дождитесь высыхания слоя.

3. Нанесите несколько линий для имитации кирпичной кладки. Для этого вам понадобится рейсфедер и маскировочная жидкость.

Оставьте линии сохнуть, пока смешаете 3 необходимых оттенка: Raw sienna (Сиена натуральная) + Sandal red (Сандалово-красный); Raw sienna (Сиена натуральная), Sandal red (Сандалово-красный) + Cobalt blue (Кобальт синий); Mars brown (Марс коричневый) + Cobalt blue (Кобальт синий).

4. Смочите лист в области, где должна быть изображена стена. Старайтесь делать это аккуратно, не затрагивая уже окрашенные столбы. Кистью №5 напишите участок стены в той последовательности, в какой мы смешивали цвета.

Этап 6


1. После высыхания, удалите маскировочную жидкость. Используя кисть №1 закрасьте линии кремообразным раствором, которым писали столбы.

2. Добавьте также несколько темных линий. Смешайте для этого Cobalt blue (Кобальт синий) и Mars brown (Марс коричневый). Сочетание светлых и темных линий помогут передать фактуру кирпича.

Этап 7


1. Прежде, чем перейти к написанию листвы, следует обозначить области цветов.

Начните с наложения маски на мелкие тюльпаны дальнего плана, а так же выборочно на головки в центре.

2. Нарисуйте крупные тюльпаны переднего плана и тюльпаны среднего размера над ними. Используйте кисть №6, цвет Sandal red (Сандалово-красный), бумага должна быть сухая.

3. Пропишите островки мелких синих цветочков Cobalt blue (Кобальтом синим).

4. Нанесите маскировочную жидкость на стебли тюльпанов, используйте рейсфедер. Оставьте работу подсыхать.

Этап 8


1. Подготовьте 3 заготовки оттенков зеленого. Смешайте для этого Primary yellow (Желтый основной) и Faience blue (Фаянсово-синий), чтобы получить желто-зеленый и зеленый средней тональности.

Добавьте затем больше голубого, чтобы получился темно-зеленый цвет.

Разные эпохи ассоциируются с разными запахами. сайт публикует историю о личной гигиене в средневековой Европе.

Средневековая Европа, вполне заслуженно пахнет нечистотами и смрадом гниющих тел. Города отнюдь не походили на чистенькие павильоны Голливуда, в которых снимаются костюмированные постановки романов Дюма. Швейцарец Патрик Зюскинд, известный педантичным воспроизведением деталей быта описываемой им эпохи, ужасается зловонию европейских городов позднего средневековья.

Королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV в.) признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза — при рождении и в день свадьбы.

Дочь одного из французских королей погибла от вшивости. Папа Климент V погибает от дизентерии.

Герцог Норфолк отказывался мыться якобы из религиозных убеждений. Его тело покрылось гнойниками. Тогда слуги дождались, когда его светлость напьется мертвецки пьяным, и еле-еле отмыли.

Чистые здоровые зубы считались признаком низкого происхождения


В средневековой Европе чистые здоровые зубы считались признаком низкого происхождения. Знатные дамы гордились плохими зубами. Представители знати, которым от природы достались здоровые белые зубы, обычно стеснялись их и старались улыбаться пореже, чтобы не демонстрировать свой «позор».

В руководстве учтивости, изданном в конце XVIII века (Manuel de civilite, 1782) формально запрещается пользоваться водой для умывания, «ибо это делает лицо зимою более чувствительным к холоду, а летом к жаре».



Людовик ХIV мылся всего два раза в жизни — и то по совету врачей. Мытье привело монарха в такой ужас, что он зарекся когда-либо принимать водные процедуры. Русские послы при его дворе писали, что их величество «смердит аки дикий зверь».

Самих же русских по всей Европе считали извращенцами за то, что те ходили в баню раз в месяц — безобразно часто (распространенную теорию о том, что русское слово «смердеть» и происходит от французского «мерд» — «говно», пока, впрочем, признаем излишне спекулятивной).

Русские послы писали про Людовика XIV, что он «смердит аки дикий зверь»


Давно гуляет по анекдотам сохранившаяся записка, посланная имевшим репутацию прожженного донжуана королем Генрихом Наваррским своей возлюбленной, Габриэль де Эстре: «Не мойся, милая, я буду у тебя через три недели».

Наиболее типичная европейская городская улица была шириной в 7−8 метров (такова, например, ширина важной магистрали, которая ведет к собору Парижской Богоматери). Маленькие улицы и переулки были значительно уже — не более двух метров, а во многих старинных городах встречались улочки шириной и в метр. Одна из улиц старинного Брюсселя носила название «Улица одного человека», свидетельствующее о том, что два человека не могли там разойтись.



Ванная комната Людовика XVI. Крышка на ванной служила и для сохранения тепла, и одновременно столиком для занятий и еды. Франция, 1770

Моющих средств, как и самого понятия личной гигиены, в Европе до середины ХIХ века вообще не существовало.

Улицы мыл и чистил единственный существовавший в те времена дворник — дождь, который, несмотря на свою санитарную функцию, считался наказанием господним. Дожди вымывали из укромных мест всю грязь, и по улицам неслись бурные потоки нечистот, которые иногда образовывали настоящие реки.

Если в сельской местности рыли выгребные ямы, то в городах люди испражнялись в узеньких переулках и во дворах.

Моющих средств в Европе до середины ХIХ века не существовало


Но и сами люди были ненамного чище городских улиц. «Водные ванны утепляют тело, но ослабляют организм и расширяют поры. Поэтому они могут вызвать болезни и даже смерть», — утверждал медицинский трактат ХV века. В Средние века считалось, что в очищенные поры может проникнуть зараженный инфекцией воздух. Вот почему высочайшим декретом были упразднены общественные бани. И если в ХV — ХVI веках богатые горожане мылись хотя бы раз в полгода, в ХVII — ХVIII веках они вообще перестали принимать ванну. Правда, иногда приходилось ею пользоваться — но только в лечебных целях. К процедуре тщательно готовились и накануне ставили клизму.

Все гигиенические мероприятия сводились только к легкому ополаскиванию рук и рта, но только не всего лица. «Мыть лицо ни в коем случае нельзя, — писали медики в ХVI веке, — поскольку может случиться катар или ухудшиться зрение». Что же касается дам, то они мылись 2 — 3 раза в год.

Большинство аристократов спасались от грязи с помощью надушенной тряпочки, которой они протирали тело. Подмышки и пах рекомендовалось смачивать розовой водой. Мужчины носили между рубашкой и жилетом мешочки с ароматическими травами. Дамы пользовались только ароматической пудрой.

Средневековые «чистюли» часто меняли белье — считалось, что оно впитывает в себя всю грязь и очищает от нее тело. Однако к смене белья относились выборочно. Чистая накрахмаленная рубашка на каждый день была привилегией состоятельных людей. Вот почему в моду вошли белые гофрированные воротники и манжеты, которые свидетельствовали о богатстве и чистоплотности их владельцев. Бедняки не только не мылись, но и не стирали одежду — у них не было смены белья. Самая дешевая рубашка из грубого полотна стоила столько же, сколько дойная корова.

Христианские проповедники призывали ходить буквально в рванье и никогда не мыться, так как именно таким образом можно было достичь духовного очищения. Мыться нельзя было еще и потому, что так можно было смыть с себя святую воду, к которой прикоснулся при крещении. В итоге люди не мылись годами или не знали воды вообще. Грязь и вши считались особыми признаками святости. Монахи и монашки подавали остальным христианам соответствующий пример служения Господу. На чистоту смотрели с отвращением. Вшей называли «Божьими жемчужинами» и считали признаком святости. Святые, как мужского, так и женского пола, обычно кичились тем, что вода никогда не касалась их ног, за исключением тех случаев, когда им приходилось переходить вброд реки. Люди справляли нужду где придется. Например, на парадной лестнице дворца или замка. Французский королевский двор периодически переезжал из замка в замок из-за того, что в старом буквально нечем было дышать.



В Лувре, дворце французских королей, не было ни одного туалета. Опорожнялись во дворе, на лестницах, на балконах. При «нужде» гости, придворные и короли либо приседали на широкий подоконник у открытого окна, либо им приносили «ночные вазы», содержимое которых затем выливалось у задних дверей дворца. То же творилось и в Версале, например во время Людовика XIV, быт при котором хорошо известен благодаря мемуарам герцога де Сен Симона. Придворные дамы Версальского дворца, прямо посреди разговора (а иногда даже и во время мессы в капелле или соборе), вставали и непринужденно так, в уголочке, справляли малую (и не очень) нужду.

Известна история, как однажды к королю прибыл посол Испании и, зайдя к нему в опочивальню (дело было утром), попал в неловкую ситуацию — у него от королевского амбре заслезились глаза. Посол вежливо попросил перенести беседу в парк и выскочил из королевской спальни как ошпаренный. Но в парке, где он надеялся вдохнуть свежего воздуха, незадачливый посол просто потерял сознание от вони — кусты в парке служили всем придворным постоянным отхожим местом, а слуги туда же выливали нечистоты.

Туалетная бумага появилась только в конце 1800-х годов, а до тех пор люди пользовались подручными средствами. Богатые могли позволить себе роскошь подтираться полосками ткани. Бедные же использовали старые тряпки, мох, листья.

Туалетная бумага появилась только в конце 1800-х годов


Стены замков оборудовались тяжелыми портьерами, в коридорах делались глухие ниши. Но не проще ли было оборудовать какие-нибудь туалеты во дворе или просто бегать в тот, описанный выше, парк? Нет, такое даже в голову никому не приходило, ибо на страже традиции стояла… диарея. При соответствующем качестве средневековой пищи она была перманентной. Эта же причина прослеживается в моде тех лет (XII-XV вв.) на мужские штаны-панталоны состоящие из одних вертикальных ленточек в несколько слоев.

Методы борьбы с блохами были пассивными, как например палочки-чесалочки. Знать с насекомыми борется по своему — во время обедов Людовика XIV в Версале и Лувре присутствует специальный паж для ловли блох короля. Состоятельные дамы, чтобы не разводить «зоопарк», носят шелковые нижние рубашки, полагая, что вошь за шелк не уцепится, ибо скользко. Так появилось шелковое нижнее белье, к шелку блохи и вши действительно не прилипают.

Кровати, представляющие собой рамы на точеных ножках, окруженные низкой решеткой и обязательно с балдахином в средние века приобретают большое значение. Столь широко распространенные балдахины служили вполне утилитарной цели — чтобы клопы и прочие симпатичные насекомые с потолка не сыпались.

Считается, что мебель из красного дерева стала столь популярна потому, что на ней не было видно клопов.

В России в те же годы

Русский народ был на удивление чистоплотным. Даже самая бедная семья имела в своем дворе баню. В зависимости от того, как она топилась, парились в ней «по-белому» или «по-черному». Если дым из печи попадал через трубу наружу, то парились «по-белому». Если дым шел непосредственно в парную, то после проветривания стены окатывали водой, и это называлось париться «по-черному».



Был еще один оригинальный способ мыться — в русской печи. После приготовления еды стелили внутрь солому, и человек осторожно, чтобы не испачкаться в саже, залезал в печь. На стены плескали воду или квас.

Баня испокон века топилась по субботам и перед большими праздниками. В первую очередь мыться шли мужчины с ребятами и обязательно натощак.

Глава семейства готовил березовый веник, замачивая его в горячей воде, прыскал на него квасом, крутил над горячими камнями, пока от веника не начинал исходить душистый пар, а листья становились мягкими, но к телу не липли. И только после этого начинали мыться и париться.

Один из способов мыться в России — русская печь


Общественные бани строились в городах. Первые из них возводились по указу царя Алексея Михайловича. Это были обычные одноэтажные постройки на берегу реки, состоящие из трех помещений: раздевальни, мыльни и парной.

Мылись в таких банях все вместе: и мужчины, и женщины, и дети, вызывая изумление иностранцев, специально приезжавших поглазеть на невиданное в Европе зрелище. «Не только мужчины, но и девицы, женщины по 30, 50 и более человек, бегают без всякого стыда и совести так, как сотворил их Бог, и не только не прячутся от сторонних людей, прогуливающихся там, но еще и подсмеиваются им своею нескромностью», — писал один такой турист. Не менее удивляло приезжих, как мужчины и женщины, донельзя распаренные, выбегали голышом из очень жаркой бани и бросались в холодную воду реки.

Власти сквозь пальцы смотрели на такой народный обычай, хотя и с большим недовольством. Совсем не случайно в 1743 году появился указ, по которому в торговых банях запрещалось мужскому и женскому полу париться вместе. Но, как вспоминали современники, такой запрет оставался в большинстве своем на бумаге. Окончательное разделение произошло, когда стали строить бани, в которых предусматривались мужское и женское отделения.



Постепенно люди с коммерческой жилкой поняли, что бани могут стать источником неплохого дохода, и стали вкладывать в это дело деньги. Так, в Москве появились Сандуновские бани (их построила актриса Сандунова), Центральные бани (принадлежавшие купцу Хлудову) и целый ряд других, менее знаменитых. В Санкт-Петербурге народ любил бывать в Бочковских банях, Лештоковых. Но самые роскошные бани находились в Царском Селе.