Как писать Ноу или выступление. Информация для участников ноу и их руководителей Информация для участников ноу и их руководителей

Советы учащимся « Как писать НОУ» и вообще

Как писать кратко, но метко.

Почти всем нам приходится писать по работе или для развлечения. И часто нам нужно создавать краткие, но точные тексты, которые принесут нам баллы на выступлениях, конференциях, совещаниях, очки в виде бонусов, заказов или любви прекрасной половины. Так как же добиться такого мастерства?

    Пишите естественно. Нет, не так, как говорите: за письмо и устную речь отвечают разные части мозга, но не заумствуйте и избегайте жаргона.

    Планируйте. Вы должны чётко представлять, что за чем следует, иначе пользователь, не соберя головоломку, не дочитает текст до конца.

    Используйте активные и сильные слова. Используйте глаголы, передающие действие, движения и назначение. Избегайте пассивных глаголов, и тех, которые просто передают факты. Сравните: «Наша компания - ведущий производитель…» и «Наша компания лидирует в производстве…»

    Избегайте наречий. Если вы уже используете сильные глаголы, модифицировать их просто нет нужды. Наречия нужно использовать с большой осторожностью, лучше выбрать более точный глагол.

    Будьте за или против. Ваш текст не станет сильным, если вы не примете чью-либо (хотя бы - свою) позицию и не поддержите её. В противном случае текст почти наверняка будет скучным и водянистым.

    Удалите все «мне кажется» и «по-моему». Не нужно убеждать читателя своими мыслями и чувствами - убеждайте фактами.

    Пишите для человека. Не пишите для всех вообще, выберите конкретного человека, пусть даже и придуманного, и расскажите историю ему.

    Добавьте себя. Попробуйте создать у читателя ощущение вашего присутствия в тексте, не устраняйтесь от него.

    Не умничайте. Не используйте игры слов, потому что лишь пара процентов поймёт и восхитится, 50 не заметит этой игры, а 48 - запутается. Будьте проще.

    Подсекайте. Заголовок и вводная часть должна сразу же заинтересовать читателя, относитесь к ним внимательнее.

    Используйте обобщающие предложения. Каждый параграф в начале, в середине или в конце должен содержать предложение обобщающее смысл всего параграфа.

    Добавьте выводы. Часто хорошее начало и продолжение страдает из-за того, что в финале не сделано выводов. Запомните - последнее, что читатель запомнит, - будет финал.

    Заведите читателя, которому вы верите. Ознакомьте того, чьему вкусу вы доверяете, с текстом перед его публикацией. Убедитесь, что он всё понял и примите во внимания его замечания.

    Дайте тексту остыть. По окончании работы отложите текст на какое-то время, чтобы устранить эффект замыленности взгляда.

    Режьте, режьте, режьте. Кроме признанных шедевров знаменитых авторов не существует текстов, которые не выиграли бы от сокращения длины.
    Перепишите. Вы нарушите все эти правила в первом черновике. Переписывайте, режьте и переписывайте, чтобы получить краткий, но точный и понятный текст.

Надеемся, эти правила помогут вам поймать сестру таланта.

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ НОУ И ИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

  1. Районная конференция НОУ - 15.03.2011 в 13.00 часов в

МОУ СОШ № 68 (секции информатика, иностранный язык)

МОУ СОШ № 115 (секции математика, русский язык и литература, педагогика и психология, музыка, химия, биология, экология, медицина)

МОУ СОШ 178 (секции экономика, история, философские науки, правоведение, краеведение, технология, физика, география, радио и электроника).

  1. В районной конференции НОУ могут принять участие обучающиеся 8-11 классов
  2. Доклады для заслушивания на районной конференции принимаются на основании заявок, по форме, утвержденной данным положением до 01.03.2011.
  3. Заявка подается в печатном (3 экземпляра) и электронном видах. В заявках, подающихся в секции по иностранному языку, необходимо отметить на каком языке представляется исследовательская работа.
  4. К заявке обязательно приложение рецензий на доклады (3 экз.)
  5. На районной конференции НОУ школьники могут участвовать в работе только одной секции. В противном случае участник отстраняется от работы на конференции до решения оргкомитета.
  6. Оценка научно-исследовательской работы учащегося складывается из оценок экспертизы работы, доклада и защиты (ответы на вопросы жюри и других участников работы секции).
  7. Необходимая аппаратура обеспечивается заинтересованными в ней участниками.
  8. Критерии оценки доклада:

*оформление работы

*структура доклада

*актуальность темы

*формулировка темы

*постановка цели и задач

*стилевое единство работы

*полнота раскрытия темы

*исследовательский характер работы

*защита работы

  1. Участники, награждённые дипломами I степени, направляются на городскую конференцию НО

Требования к оформлению письменных работ учащихся городского НОУ «Эврика»

1.Оформление работы.

Шрифт — Times New Roman размером 14 кегель;

Интервал — полуторный;

Границы — сверху и снизу: 2 см, слева: 3 см, справа: 1,5 см;

Нумерация страниц должна быть обязательно. На первой странице — титульном листе — номер не ставится. В тексте необходимо установить функцию переноса слов .

2. Требования к комплектности научной работы:

Титульный лист;

Введение;

Заключение.

Список используемых источников и литературы;

Приложение (если в них есть необходимость);

Отзыв научного руководителя.

3. Содержание.

Введение 3

Глава 1............................................................................................................. 5

1.1.............................................................................................................. 6

Глава 2............................................................................................................ 9 2.1.......................................................................................................... 12

Заключение 20

Список используемых источников и литературы 22

Приложения 24

После слов «введение», «заключение», «список используемых источников и литературы», «приложения», а также после цифр, обозначающих нумерацию глав и подглав, точки не ставятся!!

4. Введение.

Введение должно содержать обоснование актуальности выбранной темы и цели работы. Для достижения поставленной цели необходимо обозначить ряд задач . Обычно во введении содержится сбор литературы по интересующей автора проблеме.Особое внимание уделяется анализу источников, который показывает уровень понимания автором выбранной темы, правильность постановки цели.

Введение должно показать, насколько хорошо автор знает литературу по своей теме, правильно ли в ней разобрался, сумел ли чётко определить цель исследования и поставить задачи для её достижения.

2.4 Основной текст.

Каждую главу необходимо начинать с новой страницы . При этом на подглавы данное правило не распространяется.

Разделы должны иметь порядковые номера , обозначенные арабскими цифрами.

Подразделы должны иметь нумерацию, состоящую из номера раздела и подраздела, разделённые точкой.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Дословное воспроизведение какого- либо текста в виде цитаты, а также заимствование из источника или научной литературы, без оформления цитаты, обязательно должны сопровождаться ссылкой на источник информации и оформлением сноски , в которой необходимо привести те библиографические сведения о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом документе, которые необходимы для его идентификации и поиска. Сноски должны быть постраничными с точным указанием страниц, при этом сначала ставится заглавная буква «С.» с точкой, а потом идут страницы.

5. Заключение.

В заключении отражаются выводы, полученные в каждой главе. В целом автор должен подвести итоги своего исследования. Заключение - это только аналитика автора, без цитат, сносок и заимствований.

Также можно указать основные направления, по которым следовало бы продолжать научную работу в выбранном направлении.

5. Список используемых источников и литературы .

Отдельно описываются статьи из периодических журналов, газет, сборников, и справочные издания (словари). Обязательно указывать место и год выпуска книги, а также количество страниц.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ, что материалы из Интернета могут быть в разделе источники и в других разделах списка используемых источников и литературы.

Обязательно описание книг должно стоять в алфавитном порядке по фамилии автора. Нумерация сквозная через весь список.

Пример оформления списка используемых источников литературы.

I. Источники.

  1. Бердяев Н. Русская идея, Судьба России / Н.Бердяев // М.,ООО: « Издательство В.Шевчук». - 2000. - 541с.

II. Исследования:

1. Ильин В.Россия: опыт национально - государственной идеологии / В. Ильин, А. Панарин, А. Рябов; под. ред.В. Ильина - М.: Издательство МГУ, 1994. - 231с.

III. Статьи:

  1. Алексеева Т., Капустин Б. Каковы идеологические условия общественного согласия в России? / Т. Алексеева, Б. Капустин // Полис. - 1997. - № 3. - С. 42 - 56.

IV. Справочные издания:

  1. Перская В. Внешнеэкономическая политика / В. Перская // Новая российская энциклопедия. - М.: ООО Издательство «Энциклопедия», 2007. - Т.IV(1). - C. 68 - 69.
  2. 7. Отзыв научного руководителя.

Рецензия научного руководителя на работу желательно должна быть в напечатанном виде, но можно и от руки. При этом оформление должно быть на листе формата А 4 и по следующему шаблону:

Рецензия научного руководителя

на исследовательскую работу ученика (цы)………………………………

Тема:…………………………………………………………..............................………..

Соответствует ли заявленная тема работы ее содержанию;

Правильно ли поставлены цели и задачи;

Соответствуют ли им полученные выводы;

Возможна ли практическая применимость данной научной работы;

Соответствует ли качество оформления работы действующим правилам и стандартам.

Научный руководитель: Ф.И.О.

Должность, звания, учреждение

Требования к оформлению письменных работ учащихся городского НОУ «Эврика»

К исследовательской работе школьника, к её оформлению предъявляются те же требования, что и к любой научной статье или отчёту. Необходимо придерживаться стандартов и правил, выработанных за многие годы в научной литературе.

Правильное оформление итоговой работы говорит о научной и общей культуре юного исследователя, делает работу удобной для чтения и оценки.

1.Оформление работы.

Шрифт — Times New Roman размером 14 кегель;

Интервал — полуторный;

Границы — сверху и снизу: 2 см,

слева: 3 см,

справа: 1,5 см;

Нумерация страниц должна быть обязательно. На первой странице — титульном листе — номер не ставится.

В тексте необходимо установить функцию переноса слов.

Оформление должно быть единообразным на протяжении всей работы, то есть используемые варианты выделений в тексте должны сохраняться во всех разделах работы.

2. Требования к комплектности научной работы:

Титульный лист;

Введение;

Заключение.

Список используемых источников и литературы;

Приложение (если в них есть необходимость);

Отзыв научного руководителя.

2.1 Титульный лист.

На нём должна быть отражена следующая информация:

Где выполнена работа;

Название темы (ОНО ДОЛЖНО ОТРАЖАТЬ СУТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ И СООТВЕТСТВОВАТЬ ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ).

Варианты: « Госдума 1917 года», « Пестик и тычинка», « Культура Древней Руси», «Звёзды» и.т.п. не могут быть названием научной работы);

Кто выполнил;

Научный руководитель (учитель какого предмета, учёные степени);

Город и год выполнения.

ВНИМАНИЕ! Шапка на титульном листе должна быть обязательно.

Для участников школьных секций НОУ она оформляется в соответствии

С Уставом школы (лицея, гимназии) + обязательно указать, что это научное общество учащихся. Примеры оформления титульных листов в Приложении.

2.2 Содержание.

Пример:

Введение Стр.

Глава 1............................................................................................................. 5

1.1........................................................................................................... 6

Глава 2............................................................................................................ 9

2.1.......................................................................................................... 12

Заключение 20

Список используемых источников и литературы 22

Приложения 24

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! После введения НЕ надо писать « основное содержание темы», «основной текст» и.т.д.

После слов «введение», «заключение», «список используемых источников и литературы», «приложения», а также после цифр, обозначающих нумерацию глав и подглав, точки не ставятся.

На странице с содержанием необходимо указывать страницы (начало каждой главы и подглавы.)

2.3 Введение.

Введение должно содержать обоснование актуальности выбранной темы и цели работы. Для достижения поставленной цели необходимо обозначить ряд задач. Обычно во введении содержится сбор литературы по интересующей автора проблеме.

Особое внимание уделяется анализу источников, который показывает уровень понимания автором выбранной темы, правильность постановки цели.

Введение должно показать, насколько хорошо автор знает литературу по своей теме, правильно ли в ней разобрался, сумел ли чётко определить цель исследования и поставить задачи для её достижения.

2.4 Основной текст.

Каждую главу необходимо начинать с новой страницы. При этом на подглавы данное правило не распространяется.

Разделы должны иметь порядковые номера, обозначенные арабскими цифрами.

Подразделы должны иметь нумерацию, состоящую из номера раздела и подраздела, разделённые точкой.

Пример:

Номер раздела.

Номер подраздела.

Номер второго подраздела первого раздела.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Дословное воспроизведение какого- либо текста в виде цитаты, а также заимствование из источника или научной литературы, без оформления цитаты, обязательно должны сопровождаться ссылкой на источник информации и оформлением сноски, в которой необходимо привести те библиографические сведения о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом документе, которые необходимы для его идентификации и поиска. Сноски должны быть постраничными с точным указанием страниц, при этом сначала ставится заглавная буква «С.» с точкой, а потом идут страницы.

Сноска делается следующим образом: курсор ставится в конце заимствованного текста → вверху на панели инструментов нажать вставка → выбрать ссылка → в ссылке выбрать сноска.

Пример:

Русская национальная идея - это не просто набор сухих фраз, с которыми согласно большинство населения, это « понятное всем духовное обоснование предназначения русского народа и само его раскрытие».

Пример: Или, наоборот, Россия в поисках путей выхода из сегодняшнего государственного, общественного и экономического кризиса мобилизует свои силы и почерпнёт мотивацию из своей собственной традиции?

2.5 Заключение.

В заключении отражаются выводы, полученные в каждой главе. В целом автор должен подвести итоги своего исследования. Заключение - это только аналитика автора, без цитат, сносок и заимствований.

Также можно указать основные направления, по которым следовало бы продолжать научную работу в выбранном направлении.

2.6 Список используемых источников и литературы.

Отдельно описываются статьи из периодических журналов, газет, сборников, и справочные издания (словари).

Обязательно указывать место и год выпуска книги, а также количество страниц.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ, что материалы из Интернета могут быть в разделе источники и в других разделах списка используемых источников и литературы.

Обязательно описание книг должно стоять в алфавитном порядке по фамилии автора. Нумерация сквозная через весь список.

Пример оформления списка используемых источников литературы.

Источники.

Бердяев Н. Русская идея, Судьба России / Н.Бердяев // М.,ООО: « Издательство В.Шевчук». - 2000. - 541с.

Исследования:

1. Ильин В.Россия: опыт национально - государственной идеологии / В. Ильин, А. Панарин, А. Рябов; под. ред.В. Ильина - М.: Издательство МГУ, 1994. - 231с.

Статьи:

Алексеева Т., Капустин Б. Каковы идеологические условия общественного согласия в России? / Т. Алексеева, Б. Капустин // Полис. - 1997. - № 3. - С. 42 - 56.

Справочные издания:

Перская В. Внешнеэкономическая политика / В. Перская // Новая российская энциклопедия. - М.: ООО Издательство «Энциклопедия», 2007. - Т.IV(1). - C. 68 - 69.

Отзыв научного руководителя.

Рецензия научного руководителя на работу желательно должна быть в напечатанном виде, но можно и от руки. При этом оформление должно быть на листе формата А 4 и по следующему шаблону:

Рецензия научного руководителя

на исследовательскую работу ученика (цы)………………………………

Тема:…………………………………………………………………..

Соответствует ли заявленная тема работы ее содержанию;

Правильно ли поставлены цели и задачи;

Соответствуют ли им полученные выводы;

Возможна ли практическая применимость данной научной работы;

Соответствует ли качество оформления работы действующим правилам и стандартам.

Научный руководитель: Ф.И.О.

Должность, звания, учреждение

Модернизация системы образования невозможна без новых идей, подходов, современных технологий, совместной работы учащихся и педагогов. Создание такого опыта осуществляется в ходе научно-исследовательской деятельности в общеобразовательном учреждении.

Необходимость создания НОУ продиктована всем ходом развития учебно-воспитательного процесса в школе. Основным фактором личностного развития является особая форма организации педагогического процесса в виде научно-исследовательской деятельности.

Целесообразность обращения к организации НОУ обусловлена решением противоречий между:

  • необходимостью дать ученику возможность развивать свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей, склонностей и отсутствием условий индивидуальной работы с каждым способным учеником;
  • уровнем заданий районных и окружных предметных Олимпиад и недостаточными ЗУН школьников за пределами учебных программ;
  • стремлением учащихся к самостоятельности и неумением организовать свою учебно-познавательную деятельность и управлять ею;
  • необходимостью дифференциации образования и единообразием содержания и технологий обучения.

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся имеет ряд особенностей:

  1. Субъектами научно-исследовательской работы являются учащиеся и педагоги. Администрация школы организует учителей на постоянный поиск инноваций и преобразований воспитательно-образовательного процесса, привлекает к изучению учебных проблем учащихся, объединяя их в НОУ.
  2. Исследования носят прикладной характер и направлены на разработку и освоение программ совершенствование процесса обучения, воспитание и развитие учащихся, повышение его результативности в конкретном образовательном учреждении.
  3. Итоги школьной научно-исследовательской работы, как правило, не претендуют на выявление научных закономерностей и отличаются простотой оформления, что позволяет каждому желающему попробовать свои силы и получить "первый опыт" подобной деятельности.

В исследованиях интеллектуального развития личности, содержащихся в работах Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейна, А.Г. Ананьева и др. выделяются различные аспекты данного психического явления, но неизменно отличается ведущая роль развития мышления в становлении структуры интеллекта и познавательных механизмов, что во многом определяет направленность организации всего воспитательно-образовательного процесса.

Задачи развития привычки к умственному труду связаны с научно-исследовательской работой учащихся. Теоретики обучения и воспитания указывают на необходимость стимулирования ученика к умственным усилиям. Для умственного развития вредно, если знания усваиваются только как сумма фактов, а не как сведения, переработанные собственные мысли учащегося. Такая постановка вопроса предполагает рассмотрение проблемы развития личности в тесной связи с задачами формирования эмоциональной сферы, интеллектуальных, волевых и морально-нравственных качеств, культуры умственного труда.

  • Выявление и выращивание интеллектуальных ресурсов общеобразовательного учреждения - учащихся, имеющихся развитые креативные способности.
  • Достижение максимального уровня развития способностей ребёнка.

Расширять кругозор учащихся в области достижений отечественной и зарубежной науки;

Выявлять наиболее способных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих способностей;

Активно включать учащихся школы в процесс самообразования и саморазвития;

Совершенствовать умения и навыки самостоятельной работы учащихся, повышать уровень знаний и эрудиции учащихся в интересующих их областях науки;

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.

В основу деятельности НОУ положены следующие концептуальные позиции:

  • Научной основой ранней дифференциации детей по интересам служит учение о способностях (Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, А.М. Матюшкин, В.Д. Шадриков и др).
  • Способности - это личностные образования, включающие знания и умения, которые сформированы на базе врождённых задатков человека и определяет его возможности в успешном освоении тех или иных деятельности.
  • Одарённость - высокий уровень развития интеллекта, качественно-своеобразное сочетание способностей, обеспечивающей успешное выполнение деятельности.
  • Талант - сочетание способностей, дающее самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную деятельность.
  • Развитие человека есть развитие его способностей (С.Л. Рубинштейн).
  • Наследуются неспособности, а возможности их развития - задатки (Л.С. Выготский).
  • Способности и интересы формируются и проявляются лишь в деятельности (А.Н. Леонтьев).
  • Основное разделение по способностям - это разделение людей на художественный (правополушарный, первосигнальный), мыслительный (левополушарный, второсигнальный) и средний (без преобладания одного или другого) типа (И.П. Павлов).

Основная работа НОУ - это секция, в которую объединяются учащиеся тех классов, возраст которых определён положением НОУ. В секцию объединяются ребята, которые имеют общие интересы в той или иной области знаний.

Основу нормативно-организационной базы НОУ составляют :

  • Положение о НОУ (приложение 1)
  • Устав НОУ (приложение 2)
  • Тематическое планирование секций (предметных кружков) НОУ на учебный год.

Научная деятельность включает в себя организационные, трудовые и творческие процессы по управлению этой деятельностью, организацию выполнения ученических научно-исследовательских работ, апробацию и реализацию результатов выполнения ученических научно-исследовательских работ.

Научно-исследовательская работа осуществляется в тесном сотрудничестве учащегося и руководителя. Учащиеся на занятиях получают соответствующие задания для разработки научно-исследовательского проекта, могут создаваться экспериментальные группы, в том числе и междисциплинарные (например: биология-химия-экология и т.д.)

Учащиеся, взаимодействуя с учителями, выполняют творческие задания и вносят свой вклад в разработку темы, что является одним из перспективных средств развития познавательной активности школьников.

Проведение научно-исследовательской работы предполагает наличие основных этапов, характерных для научного поиска: постановка проблемы, ознакомление с научно-популярной литературой по данной тематике, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение, выводы.

Формами организации единой работы являются:

  • Работа кружков по направлениям;
  • Индивидуальная, групповая работа учащихся под руководством учителей и других специалистов на базе школы;
  • Олимпиады по различным областям знаний;
  • Организация интеллектуальных игр по развитию познавательных интересов и творческих способностей;
  • Рецензирование научных работ учащихся при подготовке их к участию в конкурсах и конференциях;
  • Редактирование и издание ученических научных сборников.

Планирование работы научного общества учащихся

Эффективность деятельности научного общества учащихся зависит от того, насколько последовательно осуществляется руководство деятельностью учащихся и насколько целесообразно планирование научного общества учащихся.

План секции (предметного кружка) НОУ может включать следующие разделы :

  1. Познавательно-коммуникативная работа;
  2. Научно-исследовательская деятельность;
  3. Творческая деятельность;
  4. Воспитательская деятельность.

Познавательно-коммуникативная работа. Для того, чтобы ребёнок захотел участвовать в научно-исследовательской работе, у него необходимо разбудить желание, сформировать исследовательскую мотивацию, то есть ребёнок должен захотеть понимать информацию и сообщать её другим. Поскольку человек существо социальное, он должен ещё в школе учиться говорить обдуманно, целенаправленно, решать проблемы, получать и передавать информацию, работать с литературными источниками, дискутировать и выступать с докладами, уметь слушать других и себя. Для того, чтобы этому научить, разбудить у детей исследовательский интерес, задор, радость творчества, на это направлена познавательно-просветительская работа среди членов НОУ. Для проведения занятий данного раздела могут привлекаться школьный библиотекарь, психолог, учитель литературы и все те, кто не равнодушен к детям, занимающимся в НОУ. Школьный библиотекарь учит работать с каталогом, научной литературой, развивает умение делать выписки, аннотации, собирать научную информацию. Школьный психолог развивает интеллектуальные умения и коммуникативную культуру ученика.

Научно-исследовательская деятельность. Научно-исследовательская деятельность предполагает работу каждой секции. В первую очередь, это - задания экспериментального и исследовательского характера, которые выполняют учащиеся в рамках своих тем:

  • Посещение предприятий, научных учреждений;
  • Знакомство с людьми, прославившими науку в данной области знаний.

Творческая деятельность. Творческая деятельность каждой секции предполагает подготовку и проведение конкурсов знатоков науки или конкурсов интеллектуалов, научных парадов, викторин, вечеров и т.д. Такая деятельность НОУ и работа в секциях позволяет сделать участие каждого ученика значимым, стимулирует мотивацию участия большого количества ребят в исследовательской и экспериментальной работе.

Воспитательная деятельность. Главной целью воспитания является выработка отношений (выражение определённых связей между личностью и другими людьми, окружающим миром, которые затрагивают сферу её потребностей, знаний, убеждений и т.д.). При планировании воспитательной деятельности необходимо наметить мероприятия, направленные на воспитание следующих отношений:

  • Ответственность перед другими людьми и окружающей средой;
  • Способность к диалогу с представителями других сословий, наций, культур;
  • Понимание и принятие законов гражданского общества;
  • Понимание и потребность в принадлежности к национальной культуре;
  • Ответственное отношение к своему здоровью, образованию, морально-этическим нормам, кругу общения и т.д.

План каждой секции (предметного кружка) рассчитан на 136 часов (4 часа в неделю). Его темы могут перемещаться, расширяться. Количество часов на конкретную тему варьируется руководителем секции (предметного кружка) в зависимости от конкретных условий: тема исследования, уровень подготовки ребёнка, наличие материала, его доступность. Необходимо сочетание индивидуальных и групповых занятий с преобладанием в отдельных темах первых.

По итогам работы за год Совет НОУ готовит отчет по всем позициям плана и выступает с ним на итоговом собрании. На этом же собрании педагоги высказывают своё мнение о работе секций (предметных кружков) и руководстве ими, выступают с предложениями по организации научно-исследовательской деятельности.

Структура организации НОУ

С целью чёткой организации работы сформирована структура, позволяющая осуществлять процесс научно-исследовательской деятельности <рисунок 1> .

Высший орган НОУ - собрание . Собрание утверждает Совет НОУ, определяет состав каждой секции, утверждает название НОУ, план его работы на год (приложение 3) , принимает эмблему <рисунок 2> и девиз НОУ. Общее собрание НОУ проводится два раза в год.

В Совет НОУ входит не менее пяти человек. Заседания Совета НОУ - 2 раза в год. Заседания совета НОУ дают возможность прогнозировать и осуществлять контроль над организацией научно-исследовательской работы в школе, корректировать деятельность самого совета. Содержание работы Совета НОУ направлено на изучение результатов диагностики, проведения анализа участия членов НОУ в предметных олимпиадах, подготовку интеллектуальных мероприятий, научных конференций.

Вступив в НОУ, ученик работает в одной из секций (предметном кружке ), в которой проходят не только консультации, но и регулярные занятия по развитию интеллектуального потенциала и творческих способностей. После того, как ребята определились с тематикой своих научных работ и секцией (предметным кружком), в которой они будут работать, составляется расписание занятий по каждой секции НОУ и определяется место и время их проведения.

Итоговой инстанцией является научно - исследовательская конференция (приложение 4) . Она созывается раз в год для обсуждения хода и итогов научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы. На конференцию могут быть представлены творческие работы поискового и исследовательского характера, выполненные членами школьных секций индивидуально или в группе в форме доклада или отчета об эксперименте. Защита работы может сопровождаться слайдами, видеофрагментами, рисунками, чертежами, схемами.

Координацию и контроль за деятельностью НОУ осуществляет методическая служба и администрация школы.

В приложениях представлены справки по проверке журналов и тематического планирования предметных кружков НОУ (приложение 12 , приложение 13)

Ожидаемые результаты деятельности НОУ

  • овладение учащимися знаниями, выходящими за пределы учебной программы,
  • освоение учащимися методов и приемов научного исследования,
  • овладение навыками работы и дополнительными литературными источниками

И как результат - Старшеклассник, чувствующий вкус к поисково-исследовательской деятельности, пропагандист в значимой для себя области знаний.

Литература.

  1. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. М., "Вербум-М", 2001.
  2. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. М.: Народное образование, 2001.
  3. Сергеев Н.К. Особенности организации и содержания научно-исследовательской деятельности. М, 1993.
  4. Школьный реферат (составитель Т.Е. Заводова). Мн.: Изд. ООО "Красико-Принт", 2005.

О "Требованиях к оформлению письменных работ учащихся городского научного общества"

"Требования к оформлению письменных работ учащихся городского научного общества" - это официальный документ, подготовленный коллективом ученых - преподавателей вузов Нижнего Новгорода - и педагогов Дворца детского творчества им. В.П.Чкалова. Поскольку это официальный документ, то он не обсуждается, а принимается к исполнению. Оригинальный текст распространяется через районные отделы образования. Также его можно найти в интернете. Задача этой веб-страницы - обсуждение не самих "Требований к оформлению...", а того, как их выполнить. Цитаты в кавычках взяты из оригинала. Возможно, что некоторые советы по форматированию текстовых документов пригодятся не только школьникам.

"К исследовательской работе школьника, к ее оформлению, предъявляются те же требования, что и к любой научной статье или отчету.." . Все по-взрослому. Некоторые учителя школ этого так и не понимают. Или делают вид, что не понимают. Детей в научном обществе учащихся быть не должно. Оно - для девушек и молодых людей, которые уже подросли.

Требования к оформлению текста следующие.

"Шрифт - Times New Roman, размер 14 кегль". Размер шрифта в программе Microsoft Word или в другом текстовом редакторе сейчас умеют устанавливать все. С гарнитурой - Times New Roman - вроде бы все ясно. Но есть одна тонкость. В интернете при оформлении текстов обычно используются разные шрифты, например Arial, как на этой странице. Он более "мягкий", лучше воспринимается. Times New Roman - шрифт официальных документов и книг, более "жесткий", с насечками и другими отличиями.

Какое отношение это имеет к школьным работам? Прямое. Очень большие объемы текста копируются из Интернета. Если учащийся их читал, убрал лишнее, остальное умело скомпановал, представил, например, в теоретической части и поставил ссылки на превоисточники - веб-страницы, то никакой беды в этом нет. А если "автор" работы текст вообще не читал? На самом деле это легко проверяется. В жюри сидят опытные люди, легко отличающие оригинальную разработку от чужой. Но если сам "автор" своим оформлением текста кричит в громкоговоритель: "Я не автор, я списал из интернета не читая"? Вывод здесь и далее: оформление, принятое в Интернете, надо менять на принятое в печатных работах . Чтобы не позориться хотя бы в этом.

"Интервал - полуторный" . Имеется в виду междустрочный. Он устанавливается в диалоговом окне Абзац в окошке Междустрочный интервал. В версиях Microsoft Word-2003 и более ранних (далее - в "раннем" Word) это диалоговое окно вызывается через пункт главного меню Формат. В более поздних версиях Microsoft Word (далее - в "позднем" Word) то же окно вызывается нажатием стрелку справа от слова "Абзац", которым обозначается группа кнопок на ленте при открытой вкладке "Главная".

"Границы - сверху и снизу: 2 см; слева - 3 см; справа - 1,5 см" . В "раннем" Word - пункт менюменю Файл - Параметры страницы - Поля. В "позднем" Word надо открыть на ленте вкладку "Разметка страницы", в группе кнопок "Параметры страницы" выбрать кнопку "Поля", в раскрывающемся списке - "Настраивыемые поля" и в открывшемся диалоговом окне установить нужные параметры.

"Нумерация страниц должна быть обязательно. На титульном листе номер не ставится". В "раннем" Word пункт меню "Вставка" - "Номера страниц". Флажок "Номер на первой странице" отключить. В "позднем" Word - вкладка "Вставка" - группа кнопок "Колонтитулы" - кнопка "Номер страницы".

"В тексте установить функцию переноса слов" . Здесь есть разница в оформлении НОУ и в оформлении студенческих стандартных документов, а именно дипломных, курсовых и всех остальных работ.

Для НОУ! Переносы ставятся! В "раннем" Word пункт меню "Сервис" - "Расстановка переносов" - включить флажок "Перенос..." В "позднем" Word - вкладка "Разметка страницы" - группа кнопок "Параметры страницы" - в списке "Расстановка переносов" установить "Автоматически"

Для студенческих работ! Переносы не ставятся! В "раннем" Word пункт меню "Сервис" - "Расстановка переносов" - флажок "Перенос..." отключить, если он включен. В "позднем" Word - вкладка "Разметка страницы" - группа кнопок "Параметры страницы" - в списке "Расстановка переносов" установить "Нет". По умолчанию он так и стоит.

"Оформление должно быть единообразным на протяжении всей работы, то есть используемые варианты выделений в тексте (полужирное, курсив, большие буквы и др.) должны сохраняться во всех разделах работы".

Еще несколько слов об особенностях форматирования текста во многих статьях Интернета и о том, как его изменить при оформлении печатной работы.

Интервал после абзаца в Интернет-форматировании обычно ставят. В печатных текстах его быть не должно. Для того, чтобы его убрать, надо в диалоговом окне Абзац в окошке Интервал после... выставить 0 пт.

Выравнивание текста в Интернете многие устанавливают по левому краю, в печатных работах принято - по ширине. Как изменить - все знают.

Отступ первой строки абзаца ("Красная строка") в интернетовских текстах часто отсутствует. В печатных работах его принято делать. Устанавливается он в диалоговом окне "Абзац" в окошке "Междустрочный".

Разрыв строки. В Интернете переход к следующему абзацу часто задается не командой "Конец абзаца" (закрывающая часть контейнерного тега ) а командой "Разрыв строки" (тег
). Про теги при оформлении печатных работ можно вообще не знать, это для Веб-разработчиков. Обратить внимание надо на другое. Часто бывает, что скопированный из Интернета текст начинает странно себя вести. Последнее слово абзаца уходит в конец строки, а перед ним остается длинный интервал.

Про теги при оформлении печатных работ можно вообще не знать. Обратить внимание надо на другое. Часто бывает, что скопированный текст начинает странно себя вести. Последнее слово абзаца уходит в конец строки, а перед ним остается длинный интервал.

Для того, чтобы устранить это безобразие, надо убрать из текста непечатаемый (в обычном режиме - невидимый) значок разрыва строки - стрелка с прямоугольным поворотом влево. Его можно увидеть, если включить режим видимости непечатаемых символов. Если кто-то не знает, как это делать - можно просто поставить курсор сразу после "неправильного" окончания абзаца и нажать "Delete". После этого, когда к обрабатываемому абзацу присоединится следующий, нажать "Enter".

Способ более простой - для более "продвинутых". (Это всегда так - знающий многое делает проще и быстрее, чем не знающий). Надо выполнить операцию замены спомощью пункта меню Правка - Заменить.

В открывшемся диалоговом окне надо задать "Формат" - "Специальные символы" , в окошке "Найти" выбрать из раскрывающегося списка: разрыв строки, в окошке "Заменить" - символ абзаца и нажать кнопку "Заменить все". При работе с большими объемами интернетовского текста это проще и быстрее, чем возиться с каждым абзацем.

Еще раз. Описанные приемы форматирования приводятся не для того, чтобы обмануть жюри, преподавателя или еще кого-то. Это приемы работы с оформлением научных и других работ. Если проверяющий - жюри, преподаватель или еще кто-то - действительно заинтересуется происхождением текста, то он все поймет, независимо от интервалов после абзацев и всего остального.

Некоторые другие полезные приемы работы с Microsoft Word по оформлению документов приведены в разделе Оформление ВКР (выпускной квалификационной работы). Это, можно надеяться, предстоит участникам НОУ через ближайшие 4 -7 лет. Стандарты в разных вузах немного отличаются, но общие правила оформления одинаковые. Примерно такие же, как в НОУ. /Раздел Оформление ВКР временно отключен по техническим причинам /