Как поддержать человека, если он в шоке

Однажды в поезде я стала невольным слушателем истории попутчицы. Это грустный, ранящий сердце рассказ женщины средних лет, которая всю жизнь чувствовала себя преданной, покинутой и одинокой. Да, у нее были на это основания.

Отец умер, когда она была еще ребенком, мать снова вышла замуж за человека, у которого были две дочки, и к падчерице он относился с очевидным безразличием. Девочка не нашла понимания с детьми своего отчима, ее обижали в школе, но она никому об этом не рассказывала. Я поняла, что никто, включая мать, не беспокоился о ней в детстве и юности. И вот теперь, повзрослев, она так и осталась жить в этой башне одиночества.

Подруги и мужчины оставляют ее. Все, от начальника на работе до хозяина квартиры, которую она снимает, не держат своего слова. Все эти годы женщина, по ее словам, продолжает жить как в детстве, ни от кого не получая поддержки. Безусловно, первый естественный порыв – это посочувствовать. В ее истории можно очевидно увидеть тех людей, кто отвернулся и предал ее. И только один, самый важный человек остается незаметным в этом ряду. Этот человек – она сама.

Увы, люди, глубоко во всем и во всех разочарованные, редко взывают сочувствие

В чем же причина этого одиночества? В том, что мы сами себя предаем. Порой трудно уловить тот момент, когда мы сами бросаем себя на произвол судьбы. Часто это происходит в таких случаях:

Мы излишне критичны к себе.

Перестаем уделять время своему физическому и душевному благополучию.

Позволяем людям нарушить свои личные границы.

Легко признаем себя неправыми, если с нами не соглашаются.

Боимся отстаивать свою точку зрения.

И это только часть примеров.

Что делать?

Стать себе другом

Мне искренне хотелось обнять эту женщину и сказать, что, увы, люди, глубоко во всем и во всех разочарованные, редко взывают сочувствие. Прежде чем у кого-то возникнет желание нам помочь, важно сформировать отношения, в которых мы проявляем себя как человек, способный позаботиться и о себе, и о ближнем. Ведь те из нас, кто жалуется на непонимание, сами далеко не всегда готовы подставить другому плечо. Это объяснимо – нет дополнительного ресурса на то, чтобы помогать кому-то еще, ведь и на себя самого у человека едва хватает сил.

Никто не научит нас в одночасье доверять людям, стать уверенным в себе и счастливым. Прийти к этому мы можем только сами

Окружающие инстинктивно чувствуют: стать ему другом – огромная ответственность с риском превратиться в постоянного эмоционального донора. Да, людям, не окруженным в детстве любовью и вниманием, особенно трудно. Мы не можем повернуть время вспять, однако в наших силах – проработать и отпустить (самостоятельно или с профессиональной помощью) то, что преследует нас из детства. Никто не научит нас в одночасье доверять людям, стать уверенным в себе и счастливым. Прийти к этому мы сможем только сами.

Самодостаточные – уже не одинокие

Еще одна причина, по которой мы можем внутренне сопротивляться роли человека, рассчитывающего только на себя, – это ощущение, что так мы символически признаем: вокруг нас никогда не появятся близкие и надежные друзья. И это заставляет нас чувствовать себя еще более одинокими.

Чем мы сильнее и увереннее в себе, тем интереснее окружающим

Но в жизни чем мы сильнее и увереннее в себе, тем интереснее окружающим. Они видят в нас в человека, на которого, в свою очередь, можно положиться. И именно к такому человеку в трудную минуту придут на помощь.

А хотим ли мы помощи?

С одной стороны, недостаток внимания – это то, о чем так переживала моя попутчица. С другой, она привыкла к роли жертвы, которую волею судьбы постоянно обделяют. И хотя роль эта очевидно дискомфортна, она хорошо ей знакома. Порой, даже не отдавая себе отчет, мы сами не позволяем окружающим стать с нами более открытыми. В глубине души нам кажется – никто нас больше не ранит, если не подойдет слишком близко.

Стоит начать с того, чтобы впустить в свой мир самого значимого человека – себя самого . Не давать этого человека в обиду, начать с ним важный диалог и отнестись с бережностью. Со временем, укрепив чувство доверия к себе, мы, скорее всего, сумеем стать более открытыми и с окружающими.

Об авторе

Тина Джилберстон (Tina Gilberstone), психотерапевт, автор бестселлера «Constructive Wallowing: How to Beat Bad Feelings by Letting Yourself Have Them» («Конструктивное противостояние: Победить страдания, позволив себе страдать», Viva Editions, 2014).

Май 15th, 2016 admin

Желева Наталья Алексеевна

Устный журнал «Бумеранг добра» (4 класс)

Цель: формирование позитивного представления о взаимовыручке и умения быть благодарным: обобщение представлений об этических ценностях(дружба, помощь, поддержка, благодарность);поддержание добрых взаимоотношений между воспитанниками; воспитание уважительного терпимого отношения к окружающим людям; расширение кругозора.
Задачи:

  1. Формировать у воспитанников представления о духовно-нравственных ценностях: умению прийти на помощь, умению быть благодарными, умению дружить.
  2. Показать важность и необходимость взаимовыручки, умения прийти на помощь тем, кто в ней нуждается.
  3. Побуждать детей к проявлению заботы о ближнем.
  4. Совершенствовать: умение работать в коллективе, вести диалог, умение высказать свою точку зрения и отстоять ее, умение прислушиваться.
  5. Проанализировать взаимосвязь человеческих качеств и поступков.

Оборудование и материалы: телевизор, ноутбук, костюмы и оборудование для сценки, выставка художественной литературы по теме мероприятия, ватман, фломастеры, иллюстрации к литературным произведениям, высказывания известных людей по теме (карточки), плакаты с пословицами, шары, игрушка «солнышко», фонограмма к песне «Дружба крепкая».

Предварительная подготовка: подготовка с детьми инсценировки рассказа о дружбе В.А.Осеевой «Три товарища», заучивание песни «Дружба крепкая», подготовка с детьми стихотворений для чтения наизусть, подготовка слайдов.

Методы: беседа, игра, дискуссия, объяснение, просмотр выпуска киножурнала «Ералаш»: «Еще раз к вопросу о тимуровской работе».

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ :

Педагог: — Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня мы пригласили вас в нашу уютную семью, для того, чтобы вы увидели выход в свет первого номера устного журнала «БУМЕРАНГ ДОБРА». Итак, мы начинаем. «Писать» на страницах нашего журнала мы будем вместе, обложку нарисуем позже, а пока открываем новенький номер на чистой странице №1 . Рубрика «Готовность прийти на помощь».

Педагог:

Достаётся не дёшево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего,
Чем ты людям помог?

Ребята, как вы думаете, что значит « прийти на помощь»? (ответы детей )

Обязательно ли нуждающийся в помощи или поддержке человек должен звать на помощь словами? (ответы детей )

Давайте посмотрим инсценировку рассказа «Три товарища» Валентины Осеевой, а потом я вам задам несколько вопросов.

Приложение №1: Инсценировка рассказа «Три товарища» В. Осеевой.

Педагог:

Вы внимательно посмотрели сценку. А теперь скажите:

Мальчик Витя нуждался в помощи?

Но ведь он никого ни о чем не просил?

Кто из ребят « услышал» крик о помощи?

Каким словом мы можем заменить слово « услышал»? (Отвечают дети, а педагог подводит их к мысли, что как раз те, кому больше всего нужна помощь, могут, в силу разных обстоятельств, и не попросить ее, и не позвать на помощь ).

Ребята. Мне бы хотелось, чтобы вы научились: слушать, слышать, видеть, чувствовать, понимать, не только умом, но и сердцем (душой) то, что происходит вокруг вас в семье, в классе, в мире.

Обратите внимание на экран. Мой помощник прочитает нам слова великого русского педагога Василия Александровича Сухомлинского.

Приложение №2: Слайд «Слова В.А.Сухомлинского».

Педагог:

Значит мы можем с вами сказать, что откликнуться на призыв о помощи может только человек неравнодушный, открытый… А какими еще качествами будет обладать человек, готовый прийти на помощь? (ответы детей )

Ребята, давайте вы будете называть качество человека, а я буду присоединять один из лепестков к серединке цветка. И это будет первая иллюстрация в нашем журнале (получается цветок с разноцветными листьями ).

Вот какая получилась у нас душа человека готового помочь. Она похожа на знаменитый волшебный цветик-семицветик. Каждый лепесток- необходимые человеческие качества: милосердие, сострадание, ум, трудолюбие, добродушие, наблюдательность, великодушие, любовь, бескорыстие, сочувствие, внимательность, благодарность, уважение, бесстрашие, нежность, скромность, вежливость, улыбка, дружелюбие, честность.

Мы должны с вами, ребята, стремиться к тому, чтобы эти качества расцветали не только на бумажных лепестках, но и в душе каждого из нас.
— К каким человеческим качествам относятся все эти слова? Правильно – добрые, положительные.

Приложение №3: Слайд «Народная мудрость»

Педагог: -Как вы ее понимаете? (ответы детей )

Добрый человек не может быть равнодушным к чужой беде.

В каждом из нас есть маленькое солнце – доброта. Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им. А сделанное добрым человеком всегда найдет отклик в душах людей.

Сейчас немного отдохнем. Ребята, люди, живущие в одном доме, как мы, чувствуют себя хорошо, когда они дружат, когда помогают друг другу. Чтобы в нашем семье всем жилось хорошо создадим обстановку взаимопонимания, взаимосимпатий. Улыбнемся друг другу и скажем доброе слово. У меня в руках солнышко, вы встаете вокруг меня. Подумайте о тех людях, или об одном близком вам человеке и пошлите ему свой лучик солнца- добро, которое внутри каждого из нас.

Приложение №4:

Педагог :- Сейчас мы познакомимся с поэтической страничкой нашего журнала. Ребята, последнее слово, пожалуйста, угадайте и произнесите вслух.

Приложение №5: Стихотворение о доброте

Педагог : -Ребята, мы выяснили, какими качествами обладает человек, способный прийти на помощь, а помогать надо только знакомым людям и друзьям? (ответы детей)

Кто еще может нуждаться в нашей помощи? (ответы детей)

Какую помощь мы можем оказать природе, животному миру? (ответы детей)

Какую конкретную или посильную помощь вы можете оказать людям, окружающим вас?

— Какие добрые поступки совершили вы?(ответы детей)

А кто самый первый должен поддержать и помочь? Как мы называем такого человека, готового быть рядом и понимать тебя? (Друг )

Правильно. Послушайте, высказывание великого писателя прошлого Вильяма Шекспира:

Чтец

Настоящий друг везде

Верен, в счастье и беде:

Грусть твоя его тревожит,

Ты не спишь — он спать не может,

И во всем, без дальних слов,

Он помочь тебе готов.

Педагог: — Музыкальная страничка . О том, что такое дружба нам споют ребята.

Приложение №6: Песня «Дружба крепкая»

Педагог: — Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь. Есть такое мудрое старое правило: «Хочешь иметь друга – будь им».

У казахского народа, как и у многих других народов испокон веков ценились крепкие дружеские отношения и взаимовыручка. В одном из казахских изречений сказано, что речь без пословицы , все равно, что еда без соли. Вся казахская речь богата пословицами и поговорками . Казахский народ всегда уважал силу и мощь слова (детям предлагается зачитать несколько пословиц и объяснить их).

Приложение №7: Плакаты с пословицами.

Педагог: — Следующая страничка нашего журнала «Кто много читает, тот много знает» .

Приложение №8: Игра «Кто кому помогал?».

Педагог: — Молодцы, отлично справились с заданием. А сейчас мы перейдем к следующей страничке нашего журнала «Учимся благодарить». Ребята, скажите, что человек должен сделать в ответ на добрый поступок. (отвечают дети поблагодарить )

А какими словами на рус и каз языках мы можем выразить свою благодарность? (отвечают дети благодарю, спасибо, ра х мет, үлкен ра х мет)

-Ребята, послушайте историю происхождения слова «спасибо».
Приложение №9 « Всемирный день «спасибо »

Педагог: — Как случается, что один человек благодарный, а другой — нет? Отчего это зависит? От ума, сердца, воспитания? (ответы детей )

— Благодарность может быть выражена взглядом, улыбкой и жестом, что называется — «признательность без слов». Подарок тоже служит достойным способом отблагодарить. Но чаще всего мы говорим это простое слово с таким великим значением — «спасибо».

Ребята, а какой праздник стал доброй традицией, праздник,на котором мы благодарим и дарим подарки?Как мы называем эти подарки? (День Благодарения, благодаринки )

— Кого мы благодарим и за что?

— Благодарный человек внимателен и открыт к людям, он замечает любую услугу, сделанную для него. Он готов отплатить той же монетой доброты и отзывчивости, которую получил от других.
-Сейчас несколько ребят начнут рисовать обложку нашего журнала, а остальные пока поиграют со мной в игру «Доскажи словечко » , а после присоединяться и помогут. На обложке вы должны нарисовать как по вашему выглядят добрые поступки и слова благодарности за них.

— Вывод: добрые поступки порождают добрые слова.

Приложение №10 Игра «Доскажи словечко ».

Педагог: — Ну что же, вы знаете добрые слова. Не забывайте употреблять их чаще.

Дети смотрят выпуск киножурнала «Ералаш»: «Еще раз к вопросу о тимуровской работе».

Ребята, если у вас все готово продемонстрируйте нашим гостям обложку нашего первого номера журнала « Бумеранг добра » . (Дети показывают и объясняют. )
Педагог: — Ребята, вот и вышел в свет наш устный журнал. Надеюсь, что он получился интересным и поучительным. А создали мы его для того, чтобы вы когда вырастете и станете людьми различных профессий, прежде всего стали настоящими хорошими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому тоже надо учиться. Поэтому вы и должны как можно чаще пользоваться вежливыми словами, от которых людям становится теплее, радостнее, светлее. В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. Но не только слова должны быть у нас добрыми. Надо, чтобы и поступки ваши были разумными, ясными, добрыми, чтобы никогда вам не приходилось за них краснеть, стыдиться. Надо стараться всегда и во всем быть полезным людям.

— А сейчас дети нашей семьи, в благодарность за Ваше, уважаемые гости, внимание, закончат наш журнал лирической страничкой. (Все дети встают лицом к зрителям и рассказывают стихотворение. )

Приложение №11 Стихотворение «Спасибо».

Дети походят к гостям и дарят воздушные шарики всем присутствующим на празднике гостям.
Педагог: — Благодарю всех за участие и внимание!

Приложение №1

Инсценировка рассказа «Три товарища» В. Осеевой (на стульях сидят и завтракают школьники (Миша, Коля, Вова), а Витя стоит в сторонке).
Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.

Коля: — Почему ты не ешь?

Витя: — Завтрак потерял…

Коля: (откусывая большой кусок белого хлеба .) – Плохо. До обеда далеко еще!

Миша: — А ты где его потерял?

Витя: — Не знаю… (тихо сказал и отвернулся )

Миша: — Ты, наверное, в кармане нес, а надо в сумку класть (продолжает жевать ).

Володя: — Бери, ешь!

Приложение №2

СЛАЙД:

«Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир – радость, горе, беду, несчастье. Думай и чувствуй, как твои поступки могут отразиться на душевном состоянии другого человека. Не причиняй своими поступками, своим поведением боли, оскорбления, беспокойства, тяжелых переживаний другим людям, умей поддерживать, помочь, подбодрить человека, у которого горе. Помни, что такое горе может прийти и к тебе. Не будь равнодушным. Равнодушие – одеревенение и окостенение сердца. Равнодушный – это душевно слепой человек ».

В.А. Сухомлинский

Приложение №3

СЛАЙД:

Народная мудрость гласит:

Доброго человека дела славят.

Приложение №4

Упражнение-игра «Солнечный лучик любви ».

Педагог демонстрирует игрушку «солнышко» и предлагает детям встать вокруг него и начинает первый. Дальше дети по очереди.

Любви лучик направляю, …

  • Всем здоровья я желаю
  • Быть заботливым желаю
  • Старших уважать желаю
  • Помогать друзьям желаю
  • Беречь дружбу всем желаю
  • Добрых дел я всем желаю
  • Маме счастья я желаю
  • Всем удачи я желаю
  • Другу радости желаю
  • Долго жить я всем желаю
  • Брату сильным быть желаю

Приложение №5 Стихотворение о доброте.

Слово это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти

Вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец…

Доброта (дети отвечают хором).

Приложение №6

«Дружба крепкая»

сл. М. Пляцковского, муз. Б. Савельева

Дружба крепкая не сломается,

Не расклеится от дождей и вьюг.

Друг в беде не бросит,

Лишнего не спросит,

Друг в беде не бросит,

Лишнего не спросит,

Мы поссоримся — и помиримся,

Не разлей водой — шутят все вокруг.

В полдень или в полночь

Друг придет на помощь,

Вот что значит настоящий, верный друг,

В полдень или в полночь

Друг придет на помощь,

Вот что значит настоящий, верный друг!

Друг всегда меня сможет выручить,

Если что-нибудь приключится вдруг,

Нужным быть кому-то

В трудную минуту

Вот что значит настоящий, верный друг,

Нужным быть кому-то

В трудную минуту

Вот что значит настоящий, верный друг!

Приложение №7

Плакаты:

  • Кто скоро помог, тот дважды помог.
  • Кто охотно помогает другому в добром деле, тот и сам может рассчитывать на помощь.
  • Помогающий другим найдет и себе помощь.
  • Спасти товарища - спасти себя.
  • Кто друг другу помогает, тот врага одолевает.
  • Я тебе помогу, ты мне - это первый закон на войне.
  • Кто сам ко всем лицом, к тому и добрые люди не спиной.
  • Дорога помощь вовремя.
  • Человек держится помощью, птица - крыльями.
  • Не бойся утруждать себя, бойся забыть о помощи другим.
  • Живи для людей - будут жить и для тебя.
  • Тому, кто поскользнулся, руку подай.
  • Помогай другим - и беда минует тебя.
  • Сам пропадай, друга выручай.
  • И заяц одолеет, когда волк поможет.
  • Собака, чувствуя подмогу, волка растерзает.

Приложение №8

Игра «Кто кому помогал?» (педагог зачитывает вопросы, а дети отвечают)

  1. Кто помогал дочерям красного командира Жене и Ольге? (Тимур и его команда)

2.Кто помог русской печке и достал из нее готовые пирожки в сказке «Гуси -лебеди»? (Аленушка)

  1. Кто помог мальчику Вите с помощью волшебного цветка научиться ходить? (Девочка Женя и цветик -семицветик)
  2. Кто помог ослику Иа обрести вновь свой хвост? (Сова).
    5. Кто помог Малышу справиться с вредной домомучительницей Фрекен Бок? (Карлсон).
    6. Кто помог куклам из театра Карабаса Барабаса попасть в добрый волшебный театр? (Буратино).
    7. Кто помогал всем животным и лечил их? (Доктор Айболит)
  3. Кто помог Золушке отправиться на бал? (Крестная Фея)
  4. Кто помог Сергею Сыроежкину понять, что значит стать человеком? (Робот Электроник)
  5. Кто в казахских сказках помогал бедным и наказывал жадных и злых? (Алдар Косе)

Приложение №9 « Всемирный день «спасибо »

СЛАЙД:

11 января отмечается праздник «Всемирный день «спасибо».
Происхождение этого русского слова прекрасно и возвышенно!
Родилось оно в XVI-м веке из словосочетания «спаси Бог». В эти два слова наши предки вкладывали намного больше, чем просто благодарность. Оно очень напоминает пожелание — пожелание спасения, обращения к Богу, Его милующей и спасающей силе. Впоследствии выражение преобразовалось, сократилось. И на свет появилось всем нам знакомое с детства слово «спасибо» .


Приложение №10

Игра «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО »

«Однажды Вова Крючков поехал на автобусе. В автобусе он сел у окна и с удовольствием рассматривал улицы. Вдруг в автобус вошла женщина с ребенком. Вова встал и сказал ей: «Садитесь …(пожалуйста ). Женщина была очень вежливая, поблагодарила Вову и сказала: … (спасибо) . Вдруг автобус неожиданно остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова быстро сказал: …(извините, пожалуйста ).


Приложение №11

Да, наверное, мы разные! Но все мы при этом равные!
Мы все имеем равные права, смеяться и грустить,
Мы все для счастья рождены, и так тому и быть!
Давайте же друг другу «Спасибо!» говорить,
Улыбки и признательность без устали дарить!

Давайте благодарными мы будем тут и там:
«Спасибо!» — скажем солнышку, проснувшись по утрам!

«Спасибо!» — скажем хлебушку, что на столе нас ждет,
«Спасибо!» — скажем небушку, что дождик нам прольет!

«Спасибо!» — горы, реки, луга, поля, долины.

«Спасибо!» — птичьей стае, вдаль пролетевшей клином.

«Спасибо!» — вашей маме, что жизнь вам подарила,
Спасибо нашим вёснам, и осени, и зимам –
Без них бы наше лето проскальзывало мимо…

Спасибо всем на свете: друзьям, родным, коллегам!
Спасибо нашим детям, закатам и рассветам!

Спасибо нашей жизни, ведущей нас к итогу,
И каждому открытию, и каждому уроку…

ПОДЕЛИТЬСЯ Вы можете

ПРИЙТИ, приду, придёшь; пришёл, шла; пришедший; придя; совер. 1. Идя, достигнуть чего н., явиться куда н. П. домой. П. в гости. 2. (1 ое лицо и 2 е лицо не употр.). Наступить, настать, возникнуть. Пришла пора учиться. Пришло время обедать. Пришла … Толковый словарь Ожегова

прийти - приду/, придёшь; пришёл, шла/, шло/; прише/дший; придя/; св. см. тж. приходить, приход 1) а) Идя, направляясь куда л., достичь какого л. места; прибыть (также о средствах передвижения) Прийти/ домой … Словарь многих выражений

Помочь горю, помочь беде, поддержать, протянуть руку помощи, прийти на подмогу, спасти, подсобить, подать руку помощи, протянуть руку, выручить, помочь, принять участие, вызволить, подать руку, прийти на помощь, пособить Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

Приду, придёшь; пришёл, шла, шло; пришедший; придя; св. 1. Идя, направляясь куда л., достичь какого л. места; прибыть (также о средствах передвижения). П. домой. П. в гости. П. к другу. П. в театр. П. слишком рано, поздно, вовремя. Когда придёт… … Энциклопедический словарь

1. см. помощь 2. содействовать, посодействовать, оказать помощь (или содействие, поддержку), поддержать кого, что, послужить поддержкой (или подспорьем), взять шефство над кем, над чем / человеку: принять участие в ком, выручить кого; взять на… … Словарь синонимов

Взять сторону, оказать поддержку, встать на сторону, сыграть на руку, взять руку, оказать содействие, принять сторону, взять шефство, посодействовать, послужить подспорьем, послужить поддержкой, принять участие, прийти на подмогу, подпереть,… … Словарь синонимов

Оказать содействие, сыграть на руку, послужить поддержкой, подмогнуть, оказать поддержку, поспособствовать, послужить подспорьем, посодействовать, оказать помощь, помочь, вывезти, выручить, пособить, подмочь, вывести в люди, содействовать, прийти … Словарь синонимов

Подсобить, выручить, помочь, прийти на выручку, подмогнуть, подать руку помощи, сыграть на руку, поспособствовать, посодействовать, вывезти, протянуть руку помощи, протянуть руку, подать руку, прийти на помощь, подмочь, поддержать Словарь русских … Словарь синонимов

Глаг., нсв., употр. наиб. часто Морфология: я прихожу, ты приходишь, он/она/оно приходит, мы приходим, вы приходите, они приходят, приходи, приходите, приходил, приходила, приходило, приходили, приходящий, приходивший, приходя; св. прийти 1. Если … Толковый словарь Дмитриева

Содержание: I. Р. Современный; II. История города Р.; III. Римская история до падения западной Р. империи; IV. Римское право. I. Рим (Roma) столица Итальянского королевства, на реке Тибре, в так называемой Римской Кампанье, под 41°53 54 северной… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Наследники богов. Книга 2. Огненный трон , Риордан Рик. Что вы знаете о семье Кейн? Меня зовут Картер Кейн. Мне четырнадцать лет, и вся моя жизнь вмещается в чемодан. Я объехал полмира вместе с моим отцом-археологом. У меняесть сестричка Сейди,…
  • Наследники богов. Книга 2. Огненный трон: роман , Риордан, Рик. Что вы знаете о семье Кейн? Меня зовут Картер Кейн. Мне четырнадцать лет, и вся моя жизнь вмещается в чемодан. Я объехал полмира вместе с моим отцом-археологом. У меняесть сестричка Сейди,…

Для начала пойми и прими одну штуку: пусть вы давно знакомы и ты знаешь человека как облупленного, сейчас это вовсе не значит, что его поведение будет соответствовать твоим ожиданиям. «Существуют некие общие этапы переживания горя. Ты вполне можешь ориентироваться на них, помня, конечно, что к каждому из нас все равно необходим индивидуальный подход», – объясняет психолог Марианна Волкова.

Наши эксперты:

Анна Шишковская
Психолог гештальтцентра Нины Рубштейн

Марианна Волкова
Практикующий психолог, специалист по семейной и индивидуальной психологии

Как поддержать человека, если он в шоке

Стадия №1 : обычно человек в полном шоке, растерянности и просто не может поверить в реальность происходящего.

Что говорить. Если вы действительно близкие друзья, лучше всего тебе быть рядом, не рассчитывая на телефон, «Скайп» или СМС. Для некоторых людей очень важны тактильный контакт, возможность видеть перед собой собеседника вживую. «В это время разговоры и попытки выразить соболезнования не нужны, – уверена Марианна Волкова. – Никакие. Поэтому, если твой друг просит тебя побыть рядом и при этом отказывается от общения, не пытайся его разговорить. Вопреки твоим ожиданиям, легче ему не станет. Говорить о произошедшем стоит лишь тогда, когда близкий будет к этому готов. А пока ты можешь обнимать, сидеть рядом, держать за руку, гладить по голове, приносить чай с лимоном. Все разговоры – строго по делу или на отвлеченные темы».

Что делать. Потеря родного человека, внезапные страшные болезни и другие удары судьбы предполагают не только рефлексию, но и множество забот. Не думай, что оказывать подобного рода помощь – просто. Это требует большой эмоциональной отдачи и очень выматывает. Как поддержать человека в такой ситуации? Для начала спроси, чем ты можешь быть полезна. Многое зависит от того, в каком состоянии находится твой друг. Возможно, тебе придется взять на себя организационные вопросы: обзванивать, выяснять, договариваться. Или поить несчастного успокоительным. Или вместе с ним ждать в приемной у врача. Но, как правило, достаточно хотя бы заняться решением бытовых вопросов: навести порядок, вымыть посуду, приготовить еду.

Как поддержать человека, если он остро переживает

Стадия №2 : сопровождается острыми переживаниями, обидой, непониманием и даже агрессией.

Что делать. Понятно, что общаться в этот момент сложно. Но именно сейчас другу нужны внимание и поддержка. Постарайся почаще приезжать, быть на связи, если он остался в одиночестве. Можно пригласить его в гости на какое-то время. Важно четко понимать, готова ли ты к этому морально.

Слова соболезнования

«Большинство людей, выражая соболезнования, используют общепринятые фразы, которые не несут в себе смысла. Собственно, это проявление вежливости и не более того. Но когда речь идет о близком человеке, нужно нечто большее, чем формальность. Шаблона, подходящего под каждую ситуацию, конечно, не существует. Но есть вещи, которых говорить точно не стоит», – считает Марианна Волкова.

  1. Если не знаешь, что сказать, – молчи. Лучше обними лишний раз, покажи, что ты рядом и в любой момент готова прийти на помощь.
  2. Избегай выражений вроде «все будет хорошо», «все пройдет» и «жизнь продолжается». Ты вроде бы обещаешь хорошее, но только в будущем, а не сейчас. Такие разговоры раздражают.
  3. Постарайся не задавать лишних вопросов. Единственный уместный в данной ситуации: «Чем я могу помочь?» Все остальное подождет.
  4. Никогда не произноси слов, которые могут обесценить важность случившегося. «А кто-то вообще ходить не может!» – это не утешение, а издевательство для человека, потерявшего, скажем, руку.
  5. Если твоя цель – оказать другу моральную поддержку, прежде всего ты сама должна держаться стоически. Рыдания, причитания и разговоры о несправедливости жизни вряд ли успокоят.

Как поддержать человека, если он в депрессии

Стадия №3 : в это время к человеку приходит осознание случившегося. Жди от друга подавленности и депрессивного состояния. Но есть и хорошие новости: он начинает понимать, что нужно как-то двигаться дальше.


Что говорить. Все мы разные, поэтому лучшее, что ты можешь сделать, – спросить, что именно близкий человек ждет от тебя.

  1. Некоторым нужно поговорить о случившемся. «Есть люди, которым в сложной ситуации жизненно необходимо проговаривать вслух свои эмоции, страхи и переживания. Другу не нужны соболезнования, твоя задача – выслушать. Можешь поплакать или посмеяться вместе с ним, но давать советы и всячески вставлять свои пять копеек не стоит», – советует Марианна Волкова.
  2. Кому-то, чтобы пережить горе, нужно отвлечься. От тебя требуются разговоры на посторонние темы, вовлечение человека в решение каких-то вопросов. Изобретай неотложные дела, требующие полной концентрации внимания и постоянной занятости. Делай все, чтобы другу некогда было думать о том, от чего он пытается убежать.
  3. Есть люди, которые в сложных жизненных ситуациях предпочитают одиночество – так им легче справиться со своими эмоциями. Если друг говорит тебе, что пока не хочет никаких контактов, худшее, что ты можешь сделать, – пытаться залезть к нему в душу из лучших побуждений. Проще говоря, насильно «причинить добро». Оставь человека в покое, но обязательно дай понять, что ты рядом и в любой момент готова оказать посильную помощь.

Что делать.

  1. В первом случае часто требуется помощь бытового характера, особенно если твой близкий не из тех, кто легко договаривается, общается и может без труда выбрать лучший из нескольких предложенных вариантов.
  2. Ты должна помочь другу немного отойти в сторону от случившегося. Если вас связывают рабочие вопросы – можешь проводить отвлекающие маневры в этом направлении. Хороший вариант – занятия спортом. Главное не мучить себя и его изнурительными тренировками, а выбрать то, что по душе. Вы можете вместе ходить в бассейн, на корт или на йогу. Цель – постараться получать удовольствие.
  3. В третьем случае нужно только то, о чем тебя просят. Ни на чем не настаивай. Приглашай «выйти и развеяться» (а вдруг согласится?), но выбор всегда оставляй за человеком и не будь навязчивой.

Как поддержать человека, когда он уже пережил горе

Стадия №4 : это период адаптации. Можно сказать – реабилитационный.

Что говорить. Именно в это время человек заново налаживает контакты, общение с окружающими понемногу принимает свой привычный вид. Теперь другу могут быть нужны вечеринки, путешествия и прочие атрибуты жизни без траура.

Что делать. «Если твой приятель вполне готов к общению, не нужно стараться как-то «правильно» вести себя в его компании. Не стоит пытаться насильно развеселить, встряхнуть и привести в чувство. В то же время нельзя избегать прямых взглядов, сидеть с кислым лицом. Чем привычнее ты наладишь атмосферу, тем проще будет человеку», – уверена Марианна Волкова.

Визит к психологу

На какой бы из стадий ни находился человек, друзья иногда пытаются оказать помощь, которая не нужна. Например, насильно отправить к психологу. Здесь придется быть особенно внимательной, потому что иногда это нужно, а иногда – совершенно излишне.

«Переживание беды, грусть – естественный процесс, который, как правило, не нуждается в профессиональной помощи, – считает психолог Анна Шишковская. – Существует даже термин «работа горя», излечивающий эффект которого возможен при условии, что человек позволяет себе пройти все этапы . Однако именно это для многих становится проблемой: разрешить себе чувствовать, встретиться с переживаниями. Если мы пытаемся «убежать» от сильных, неприятных эмоций, проигнорировать их – «работа горя» нарушается, может произойти «застревание» на любой из стадий. Вот тогда уже действительно помощь психолога необходима».

Минусы поддержки

Переживаемая трагедия порой дает людям повод манипулировать окружающими. Речь, конечно, идет не о первом, самом тяжелом периоде. Но от тебя могут требовать постоянного присутствия в течение долгого времени . Твоя личная жизнь, работа, желания в расчет браться не будут. Скажем, ты пригласила друга пожить у тебя какое-то время – довольно распространенная практика. Но все оговоренные сроки давно прошли, а человек продолжает гостить. Ты молчишь, ведь сказать о неудобствах невежливо, но закономерным итогом станут испорченные отношения.

Не менее важен и финансовый вопрос. Бывает, время идет, все, что было нужно, – сделано, а необходимость в инвестициях никак не отпадает. И ты по инерции продолжаешь давать деньги, боясь ответить отказом. «Заметила, что начинаешь жертвовать собой и своими интересами, – значит, есть повод поговорить и прояснить ситуацию, – напоминает Анна Шишковская. – Иначе накопленные обида и негодование однажды спровоцируют серьезный конфликт со взаимными претензиями. Хорошо бы не доводить до скандала, а вовремя обозначить границы».

Личные драмы – как раз одна из тех самых бед, в которых познаются друзья. И твое поведение в этот период наверняка так или иначе повлияет на ваши отношения. Поэтому бросаться помогать стоит только в том случае, если ты искренне этого хочешь.