Как помочь в учебе интроверту. Мой ребёнок - интроверт. Радуйтесь конституции вашего ребенка

Не секрет, что многие родители вольно или невольно пытаются вылепить из ребенка подобие самих себя. Если вы – общительный человек, любящий застолья, шумные компания и массовые мероприятия, то, конечно, вас будет удивлять и даже огорчать то, что ребенок стремится побольше времени провести наедине с собой. Если малыш любит часами играть в одиночестве, у него мало друзей и он настолько закрыт, что даже с родителями не всегда хочет обсуждать, как прошел его день, возможно, бить тревогу рано. Может, он просто интроверт , требующий особого внимания .

Ваш ребенок – интроверт?

Это нелегко – быть интровертом в мире экстравертов, особенно, если ты – ребенок. И еще сложнее, если ни один взрослый в жизни ребенка не распознал этого. Так происходит не только, когда родители являются экстравертами, но и когда родители - интроверты , которые не поняли своей интровертной природы. Многие ошибочно понимают то, что в действительности значит быть интровертом. Это не значит, быть застенчивым, социально тревожным или социально отсталым, или антиобщественным, хотя какие-то из этих характеристик могут возникнуть, если на интровертов давить, и он вынужден вести себя как экстраверт.

Все очень просто: интроверсия является объяснением того, где человек черпает свою энергию – от одиночества или от компании других людей. Те, кто перезаряжает свои батареи через одиночество – интроверты. Те, кому для подзарядки необходимы люди – экстраверты. Эти различия жестко заложены в нас и влияют на все: на то, как работают наши воспоминания; на то, как мы обрабатываем информацию; на то, на чем мы концентрируем внимание, на то, как мы общаемся; на то, как мы используем наше тело. Интроверты , по словам Карла Юнга, заинтересованные во «внутренней жизни ума». Юнг (интроверт ) верил, что мы рождаемся с конкретными преимуществами, которые, по большей части, не меняются с возрастом.

Опыты показывают, что интроверты составляют лишь 20-30% населения, так что, вероятно, нет ничего удивительного в том, что их неправильно понимают. Еще труднее родителям, так как дети не могут сказать, что они – интроверты, они лишь верят, что мама и папа поймут их. Не удивительно, что много вундеркиндов – тоже интроверты. Чтобы быть одержимым чем-то, надо иметь сильную, устойчивую и глубокую заинтересованность, а это часто – черта интровертов.


Признаки того, что ваш ребенок – интроверт:

Он очень, очень хорошо развлекает себя на протяжении длительного времени.
Кажется истощенным после празднований или общественных мероприятий. Требует отдыха.
Он имеет одного или двух близких друзей и не испытывает необходимости в большем количестве.
Вы должны вытягивать из него информацию о том, как прошел день, или хорошо он провел время с друзьями.
У него очень высоко развито чувство личного пространства, его беспокоит, когда границы нарушаются.
Ваш ребенок очень индивидуален.
Он не любит принимать участие в групповых обсуждениях или если его вызывают для ответа.

Ненавидит ошибаться в общественных местах.
Любит свою собственную компанию.
Не понимает необходимости вести светскую беседу.
Быстро устает в больших группах или толпах.
Отказывается от посещения крупных общественных мероприятий.

Обратите внимание: многие интроверты могут на самом деле достаточно хорошо чувствовать себя в больших компаниях или справляться с общением. Интроверсия является спектром в диапазоне от тех, кто отдал явное предпочтение одиночеству, к тем, кому нужно уединение только для подзарядки, прежде чем рискнуть еще раз ринуться в толпу. Признаки интроверсии могут появиться в самом начале жизни, часто в первый год. Младенцы-интроверты могут не захотеть пойти на чужие руки, их нервирует чрезмерное внимание в магазине или в парке, они суетятся, когда их личное пространство нарушается.

У родителей детей-интровертов существует три важные задачи:

1) Они должны понять и принять потребность детей в одиночестве,
2) Они должны помочь ребенку понять свои потребности,
3) Они должны выступать в качестве адвоката для своего ребенка в отношениях с другими взрослыми или в других ситуациях, пока ребенок не развил навыки, чтобы делать это самостоятельно.

Интроверты много рассуждают и рефлексируют, подзаряжают свои батарейки одиночеством и покоем. Если они не получают достаточной дозы зарядки, их поведение, производительность и внутреннее состояние будут страдать. У них не будет необходимой энергии, чтобы постигать новое, принимать риски, исследовать, развиваться и процветать. Вдобавок ко времени, интровертам необходимо физическое пространство, какое-то место, где они могут спрятаться и где никто их не прервет, не будет предъявлять требования к ним, пока они перезаряжаются. Это может быть своя комната, а если это невозможно – уединенные области в совместном комнате, особый уютный уголок в доме, где-то, где ребенок чувствует себя в безопасности.

Иногда интровертным детям так необходимо иметь свое пространство, а взрослые так мало помогают в этом, что они могут в итоге начать физически защищать это пространство, пинать и бить других детей. Несведущим взрослым может показаться, что драка ни о чем, но на самом деле вопрос собственного пространства - это суть конфликта. Важно помнить, что это очень реальные эмоциональные потребности. Если они не довольны – ребенок теряет способность эффективно развиться. Но можете не сомневаться – у интровертов много плюсов! Они самостоятельные, рефлексивные, глубоко интеллектуальные, тихо добиваются успеха, и прекрасно общаются с людьми один на один. Из интровертов получаются отличные художники, ученые, психологи, консультанты, поэты, писатели, архитекторы, математики, историки, инженеры, программисты, преподаватели и дизайнеры.

Некоторые советы, как помочь ребенку-интроверту:

* Дайте ему достаточно времени быть наедине с собой.
* Уважайте его желание молчать.
* Убедитесь, что у него есть личное место, куда он может спрятаться при необходимости.
* Научите его братьев и сестер и других родственников понимать и уважать его потребность в одиночестве.
* Дайте ему время, он должен привыкнуть к новым людям и ситуациям.
* Защитите его от мира, который он может не принимать, цените его интровертные черты, и помогите ему увидеть их как силу.

Родителям важно знать, у них ребенок интроверт или ребенок экстраверт психология на этот счет придерживается мнения, что от характера малыша зависит последующая жизнь. Вовремя разобравшись с этим, мамочки смогут добиться совершенства и успехов во всех сферах жизни. Следует помнить и о том, нет малышей – четко выраженных экстравертов или интровертов. Чаще можно встретить сочетание обоих психологических типов личности.

Чем же интроверт отличается от экстраверта, в чем положительные и отрицательные стороны каждого из типов? Психология придерживается следующего описания интровертов и экстравертов.

Ребенок-интроверт (меланхолик или флегматик)

Этот ребенок пользуется любовью у родителей. И есть за что. В отличие от других детей, эмоции у малыша этого типа проявляются крайне скудно. Он даже не делает попыток втянуть в игру взрослых. Ему хорошо и в одиночестве, он вполне себе самодостаточен. Для счастья ребенку-интроверту хватит , а вывести из себя его смогут только серьезные происшествия.

По каким признакам можно определить интроверта?

  1. Общительность вряд ли можно отнести к сильным сторонам данного типа личности. Малыш нелюдим, чужд общения, не любит шумные места;
  2. Для полноценного общения ему достаточно одного-двух близких друзей. Быстро утомляется в многочисленных компаниях;
  3. Не любит вести светские беседы. Чаще всего отказывается от посещения шумных мероприятий;
  4. Хотя друзей у ребенка-интроверта мало, ради них он готов на все, пожертвует последним и всегда поможет;
  5. Малышу не нужно несколько раз повторять одно и то же, он буквально с полуслова понимает родителей;
  6. Со стороны ребенок с данным типом личности может показаться слишком медленным. Несмотря на это, несомненное его достоинство – доведение начатого дела до логического завершения, чего нельзя сказать об экстраверте;
  7. Ребенка-интроверта, увлеченно занимающегося чем-то, сложно, сложно переключить на что-то другое;
  8. Этот тип детей не любит долго болеть, тщательно следит за состоянием своего здоровья, предпочитает проверенное старое неизвестному новому;
  9. Малыша-интроверта вряд ли придется ругать за то, что он шалит или балуется – подобное поведение ему просто не свойственно;
  10. Можно отметить целеустремленность и упрямство этого типа. Интроверты всегда добиваются поставленных целей, им не присуще моментально забывать о своих желаниях;

Преимущества быть интровертом:

  • Способность нестандартно мыслить;
  • Умение наслаждаться настоящим моментом;
  • Богатый внутренний мир;
  • Любовь к учебе;
  • Нестандартное мышление;
  • Наличие творческих способностей.

Ребенок-экстраверт (холерик или сангвиник)

В отличие от интровертов, дети-экстраверты шумные, громкие и активные. Они любят привлекать к себе внимание, особенно в местах скопления большого количества людей. Причем привлекать внимание к своей царской персоне можно любыми способами – в магазинах.

По каким признакам можно вычислить экстраверта:

  1. Внимание постоянно переключается с одного предмета на другой, не держится на чем-то одном;
  2. Экстраверту нужно постоянно что-то делать, ему не сидится на одном месте;
  3. Открыто проявляет свои эмоции. Если хочет плакать – плачет, ему радостно и весело – смеется;
  4. Отличается громким голосом. Из людей данного типа выходят отличные ораторы;
  5. Общительный, не терпит одиночества, всегда должен находиться среди людей
  6. Часто проговаривает мысли вслух
  7. Любит, чтобы его хвалили, одобряли поведение и поступки. Без этого у экстраверта опускаются руки и пропадает стимул к деятельности;
  8. Любит рассказывать о своих эмоциях, чувствах. Но и интересуется чувствами других людей;
  9. Наслаждается общением, любит находиться на площадке, играя с другими детьми;
  10. Досконально пересказывает все произошедшее;

Преимущества быть экстравертом:

  • Большое количество знакомых и друзей, коммуникабельность;
  • Легкость в нахождении общего языка с другими людьми;
  • Чаще всего люди этого типа – душа компании;
  • Экстраверты отличные вдохновители и вообще креативные люди;

Неважно, интроверт или экстраверт. У каждого, есть свои положительные качества. Зная особенности каждого из типов, направляя их в правильное русло, можно добиться больших успехов.

Родители всеми силами пытаются его «исправить», сделать общительным, веселым, напористым. Это большая ошибка, утверждает психотерапевт Марти Лэйни, ведущий специалист по интроверсии в США. Марти Лэйни – сама интроверт, мама и бабушка интровертов. Она знает, как нелегко приходится таким людям в мире экстравертов. Но надо ли ломать ребенка, пытаясь его переделать?

Марти Лэйни убеждена, что ничего, кроме страданий и чувства неполноценности, это детям не принесет. В своей книге «Мой ребенок – интроверт. Как выявить скрытые таланты и подготовить к жизни в обществе» (Манн, Иванов и Фербер, 2014) она предлагает родителям подумать о сильных сторонах ребенка-интроверта и опираться на них в его воспитании.

1. У интровертов богатая внутренняя жизнь

Дети-интроверты отлично знают, что у них есть собственный внутренний мир. Он отличается необычайной живостью. Вместо того чтобы оглядываться на других, они опираются на внутренние ресурсы и руководствуются собственными представлениями. Поэтому они устойчивы к давлению со стороны и редко поддаются стадному чувству. Они всегда хотят проникнуть в суть вещей.

Погруженность в себя – источник их силы, но она же может привести к чувству одиночества. Они стремятся познать не только себя, но и других людей, понять, что ими движет.

Что делать: родителям нужно помочь маленьким интровертам научиться выражать мысли, овладевать искусством общения. Без контакта с единомышленниками – детьми или взрослыми – дети-интроверты начинают думать, что другим совершенно чужды и незнакомы их переживания, что от окружающих их отделяет непреодолимая стена. Надо оберегать внутренний мир маленького интроверта. Делитесь с ним мыслями и чувствами, спрашивайте, что он о них думает, но не торопите с ответом, дайте ему время на размышление.

2. Интроверт умеет «нюхать розы»

Другими словами, дети-интроверты умеют жить и наслаждаться настоящим, ценить мелочи, детали, мимо которых экстраверты проходят, не повернув головы. Часто таким детям даже не нужно выходить из дома, чтобы найти интересное занятие. Они получают удовольствие от неторопливого ритма жизни и придают большое значение простым радостям.

Что делать: не смейтесь над способностью вашего маленького интроверта получать удовольствие от неспешной прогулки, от строительства палатки из одеяла, от сидения дома за раскрашиванием картинок. Найдите время, отвлекитесь от суеты и разделите минуту спокойствия с ребенком. Наши маленькие интроверты напоминают нам, что жизнь состоит как раз из таких моментов.

3. Дети-интроверты любят учиться

У них неподдельная жажда познания, но им нередко трудно показать это в школе, в окружении шумных, активных одноклассников. В вузе им будет легче: там система обучения больше соответствует характеру интроверта. Многие интроверты хорошо пишут, нередко ведут дневник втайне от окружающих.

Обычно они получают большое удовольствие от чтения. Им нравится читать вслух самим или слушать, как читают им. Они ведут непрекращающийся внутренний диалог и постоянно сравнивают усвоенную информацию со своим мнением и своими реакциями.

Что делать: поощряйте и развивайте его интерес к учебе. Без постоянного притока информации, дающей толчок мышлению, ребенок может заскучать и даже впасть в депрессию. Запишите его в библиотеку, водите его туда регулярно и не торопите при выборе книг.

Обсуждайте с ним книги и фильмы. Пусть он поймет, что это не просто развлечение, а средство познания окружающего мира и связи с ним. Помогайте ему найти книги и фильмы по его интересам.

4. Интроверты способны нестандартно мыслить

Дети-интроверты умеют творчески подходить к решению проблем. Они обычно выслушивают и впитывают всю информацию, некоторое время ее обдумывают и наконец выдают неожиданный, но, как правило, разумный ответ. Дети анализируют обстоятельства в контексте своего индивидуального мышления, нередко высказывая при этом свежие и оригинальные идеи.

Что делать: всячески поощряйте творческое мышление малыша. Спрашивайте его мнение по разным вопросам. Советуйтесь с ним относительно проблем, с которыми сталкиваетесь сами. Если у него неприятности, ищите творческий путь к нестандартному решению. Например, попросите ребенка нарисовать картину, сочинить рассказ, стихотворение, пьесу или песенку о том, что его тревожит. Пусть он увидит, что сам процесс творчества может привести к интересным результатам.

5. Интроверты – творческие личности

Творчество – близкий родственник нестандартного мышления. Недаром среди интровертов много писателей, художников, танцовщиков, актеров, музыкантов. Творческий человек воспринимает мир как огромную мозаику. Складывая ее элементы по-своему, он создает нечто новое и необычное.

Что делать: поощряйте творческие способности вашего маленького интроверта. Покупайте ему краски, карандаши, пластилин и не бойтесь грязи. Пусть у вашего ребенка будут музыкальные инструменты – не бойтесь шума. Пусть ребенок фантазирует – не критикуйте его. Предложите ему описать его самые сильные творческие переживания. Пробуйте увлечь его танцами, пением, игрой на музыкальном инструменте или в любительском театре. Водите в музеи, на концерты, спектакли, на блошиные рынки – пусть он наблюдает как можно больше способов творческого самовыражения.

6. Интроверты обладают высоким эмоциональным интеллектом

Они хорошо разбираются в своих чувствах. Но родители не всегда это понимают, так как эмоциональные реакции у таких детей запаздывают. Когда происходит какое-то событие, ребенок-интроверт внешне кажется спокойным, холодным и даже нерешительным. На самом деле он берет паузу, чтобы разобраться с мыслями и чувствами, понять суть события, обдумать и выработать нужную реакцию с учетом возможных последствий.

У интровертов рано вырабатывается способность формулировать нравственные суждения, они могут быть не по годам мудрыми. Понимая свои чувства, они обычно способны и к сопереживанию.

Что делать: по достоинству оценивайте их развитые чувства. Помните, что участки мозга, ответственные за эмоции, формируются в последнюю очередь, – навыки общения оттачиваются и шлифуются годами. Если он спрашивает о ваших чувствах, отвечайте честно, чтобы не исказить его восприятие. Если он добр и щедр к другим, похвалите его, пусть он поймет, что сочувствие и сострадание – хорошая черта.

7. Интроверты – прирожденные собеседники

Да, неразговорчивый в школе и на детских праздниках ребенок может оказаться мастером содержательной беседы. Интроверты – прирожденные слушатели. Они надежны и прямодушны, им можно полностью довериться. Они задают важные вопросы, не перебивают собеседника, делают проницательные замечания, помнят сказанное другим и с полуслова понимают намеки.

Что делать: хвалите их способность слушать, задавать вопросы и поддерживать разговор. Подчеркивайте разницу между пустой болтовней и честным, откровенным разговором – основой настоящей дружбы. Помогите маленькому интроверту найти друзей, способных обсуждать вместе с ним важные темы.

8. Интровертам не скучно наедине с собой

Они любят и ценят уединение. Им не нужны активные действия для того, чтобы чувствовать себя занятыми. Дети-интроверты обладают удивительной способностью к концентрации внимания и иногда просто отключаются от внешнего мира, погружаясь с головой в какое-то дело.

Что делать: пусть ваш маленький интроверт узнает, что умение не скучать наедине с собой – неоценимый дар. Такой человек по-настоящему свободен, он не зависит от других. Это фундамент многих профессий, в которых могут быть успешны интроверты. Научите ребенка оценивать и распределять свободное время. Если он хочет побыть в одиночестве, когда вокруг царит веселье, успокойте его и скажите, что с друзьями он сможет увидеться в другой раз.

9. Интроверты отличаются скромностью

Многие дети сегодня вовлекаются в «вульгарную конкуренцию» – в спорте, во всевозможных телешоу, конкурсах красоты. Виной тому родительское тщеславие, влияние телевидения и шоу-бизнеса. Дети-интроверты не участвуют в борьбе амбиций. Их не привлекает мирская слава и свет софитов. Они предпочитают роли зрителей, а не актеров. От чрезмерного интереса к их персоне они могут испытывать даже физическое недомогание. Хотя в подходящей обстановке и при соответствующем настроении они рады чужому вниманию.

Что делать: уважайте нежелание маленького интроверта быть в центре внимания. Можно напоминать ему, что нет ничего зазорного в нежелании выставлять себя напоказ. Но следует помнить, что и такие дети любят, когда воздают должное их достижениям, особенно когда они сами считают успех заслуженным. Но, как это ни парадоксально, скромность положительно влияет на их уверенность в себе.

10. Интроверты склонны к здоровым привычкам

Экстраверты часто оказываются неспособными сбавить бешеный темп жизни и восстановить силы. Интроверты так быстро не сгорают, потому что предпочитают не спешить. Это одна из причин их долголетия. Такие черты характера интровертов, как надежность, последовательность, упорство, гибкость, честность, отсутствие тщеславия, следование принципу «сначала подумай, потом сделай», помогают им сохранять здоровье.

Что делать: поддерживайте стремление маленького интроверта следовать здоровым привычкам. Дети-интроверты часто рано ложатся спать, и такой сон способствует восстановлению сил. Они охотно следуют правилам здорового питания, если понимают, в чем их смысл. Возможно, им хочется есть чаще, но понемногу, – в этом случае проявите гибкость и пойдите им навстречу.

11. Интроверты умеют дружить

Они верные, заботливые, сострадательные, понимающие. Превосходные слушатели. Это делает их поистине бесценными друзьями. Интроверту не так просто сойтись с другим человеком, но если это происходит, отношения будут прочными и долгими. Они не склонны к конфликтам и соперничеству, разрушающим детскую дружбу. Друзей у них мало, но тем больше они ими дорожат.

В садике малыш отказывается водить хороводы и читать стихи на утреннике, в школе не может быстро ответить на вопрос учительницы, хотя прекрасно знает ответ и дома отвечает без запинки, молчит и замыкается в присутствии незнакомых людей, часами в одиночестве возится со «скучным» конструктором или сидит, уткнувшись в планшет, и при любом удобном случае норовит скрыться с глаз долой. Такое поведение в свете более распространенного и «социально одобряемого», экстравертивного, кажется, по меньшей мере, странным, а у иных мам и пап и вовсе вызывает панику: «Все ли нормально с нашим сыном или дочкой?»

Психолог Мария Барабанова отмечает: «В современном обществе принято быть экстравертом — открытым, общительным, дружелюбным и энергичным. Это считается «правильным» типом поведения. Поэтому нет ничего удивительного в том, что экстравертивное поведение мы, взрослые, волей-неволей привыкаем считать единственно возможной нормой и радуемся, когда обнаруживаем, что ребенок ей полностью соответствует. Или, наоборот, огорчаемся, понимая, что с детства наш ребенок «какой-то не такой».

Отличительные черты ребенка-интроверта:

  • С раннего возраста малыш не нуждается в том, чтобы его развлекали: он прекрасно справляется своими силами, причем довольно продолжительное время способен обходиться без родительского внимания.
  • Ребенок не испытывает потребности в многочисленном детском обществе, устает от шумных компаний, но у него, тем не менее, есть один-два близких друга.
  • Он ревностно относится к личному пространству и беспокоится, если кто-то бесцеремонно вторгается на его территорию.
  • Ребенок не любит посещать общественные мероприятия и шумные праздники. Всякий раз после выхода в свет он выглядит обессиленным или, напротив, перевозбужденным, ему необходимо время, чтобы прийти в себя.
  • Вернувшись из школы, он не спешит рассказывать родителям, как прошел его день, иногда информацию приходится буквально вытягивать из него.
  • Ребенок-интроверт долго размышляет, прежде чем заговорить. Вместе с тем, если собеседник ему нравится, а тема интересна, он может говорить довольно долго и с большим удовольствием.
  • Ему достаточно тяжело даются коллективные обсуждения, он не любит отвечать перед всем классом. Очевидно, что публичные выступления — не его конек.
  • Ребенок предпочитает занятия, требующие сосредоточенности и внимания: складывание пазлов, рисование, конструирование, компьютерные игры.

Узнали своего ребенка? Можем только поздравить, ведь интроверты обладают множеством прекрасных качеств характера! Например, они усидчивы, спокойны, глубоко интеллектуальны, вдумчивы и нередко наделены творческими способностями. Из малышей-интровертов вырастают прекрасные поэты и писатели, художники и архитекторы, математики и психологи, инженеры и программисты, дизайнеры и преподаватели. Но, для того чтобы это произошло, родителям нужно, во‑первых, принять природу своего ребенка и особенности его темперамента (и это серьезная самостоятельная работа), а во-вторых, научиться правильно взаимодействовать с ним.

Как общаться с интровертом


Одиночка или застенчивый?

Очень часто детей-интровертов считают просто стеснительными. Это не так! Хотя они и правда часто бывают тихими и робкими, застенчивость — совсем не обязательная черта их характера. Главное отличие в том, что интроверт вполне комфортно чувствует себя в одиночестве. Основной рецепт общения со стеснительным ребенком — повышение его самооценки. Откажитесь от завышенных требований, не акцентируйте внимание на неудачах, вместо этого помогите ему раскрыть свои сильные стороны характера, найти интересное занятие — и к подростковому возрасту школьник наверняка сможет преодолеть свою застенчивость.

10 шагов навстречу: как общаться с интровертом

  1. Личное пространство. Маленький интроверт нуждается в собственном уголке, чтобы уединиться там и подзарядить свои «батарейки». Отдельная комната — идеальный вариант, но, если жилищные условия не предполагают такой роскоши, выделите ребенку хотя бы персональный рабочий уголок и место для отдыха (можно отгородить его ширмой, стеллажом или еще каким-либо способом зонировать пространство).
  2. Не беспокоить! Заведите железное правило: когда ребенок «в домике», на его территорию ни ногой, ну разве что с высочайшего разрешения маленького хозяина. Можно придумать вместе специальный «стоп-сигнал» вроде гостиничной таблички «Не беспокоить!» или дорожного знака «кирпич» — с его помощью ребенку будет просто без лишних слов объяснить окружающим, что он нуждается во временном уединении.
  3. Под зашитой. Конечно, сложно обеспечить ребенку неприкосновенность личного пространства на детской площадке, в классе или в компании детей. Тем не менее, маленькому интроверту и там необходима целостность границ. Безобидная возня или неловкое прикосновение могут вызвать его недовольство или даже более яркую реакцию — ребенок может расплакаться или пнуть «обидчика». В такой ситуации вы просто обязаны взять на себя роль адвоката собственного чада и объяснить родителям безвинно пострадавшего или учителю, чем вызвано агрессивное поведение вашего ребенка.
  4. Время на размышление. Поговорите с учителями об особенностях нервной системы их ученика. Объясните, что ребенку нелегко быстро отвечать на вопросы, особенно если на него смотрят другие дети. Педагог, скорее всего, сможет найти оптимальную форму проверки знаний ребенка — например, даст ему время для обдумывания ответа или придумает письменное задание.
  5. Встаньте в круг! Не настаивайте на том, чтобы ребенок моментально включался в шумные игры ровесников. Позвольте ему некоторое время понаблюдать за происходящим. Когда он разберется, что происходит, и уяснит правила игры, он сам примкнет к компании.
  6. Праздник! Праздник! Конечно, всякому родителю хочется, чтобы его ребенок получил главную роль в школьной постановке или сыграл на пианино во время домашнего застолья. В случае с ребенком-интровертом не исключены конфузы: артист может вдруг застыть столбиком на сцене или стремительно скрыться в своей комнате, оставив бабушек и дедушек без внимания. Предложите педагогу использовать сильные стороны ребенка — например, он мог бы принять участие в оформлении спектакля или доработке сценария, быть младшим режиссером. А родственники прослушают подготовленное выступление потом — один на один с музыкантом.
  7. Требуется передышка. Если вы заметили, что ребенку стало не комфортно во время шумного торжества, тихонько уведите его в другую комнату или предложите посидеть в тишине, побродить туда-сюда или выйти на свежий воздух — это поможет ему прийти в себя. Скорее всего, потом он будет не против вернуться на праздник.
  8. Хорошенького понемножку. Перебор впечатлений, даже позитивных, — настоящее испытание для интроверта. Старайтесь не планировать слишком много развлечений, особенно массовых, в один день. Программу «кино — аттракционы — кафе — поход к бабушке» маленькому интроверту просто не осилить, сократите список минимум вдвое.
  9. В собственном темпе. ПНе торопите интроверта, не требуйте от него немедленного отчета «о пережитом» на выставке, в театре или на прогулке, не задавайте вопрос «как дела в школе?» в первые минуты после появления его дома. Он расскажет обо всем сам, когда проведет внутреннюю работу над собственными впечатлениями и мысленно составит план сообщения. Если видите, что ребенок увлечен каким-то делом, отложите расспросы.
  10. Слово не воробей. Дети-интроверты больше сверстников склонны к застенчивости, и подколки или осуждение окружающих могут всерьез их ранить. Будьте внимательны, старайтесь не задевать чувств ребенка — например, не стоит постоянно сравнивать его с шустрым и бойким одноклассником или награждать обидными прозвищами вроде «копуша» и повторять: «Ну сколько тебя ждать?»