Как сережа пересказывал эти сказки своим родным. Сказки ключницы пелагеи. Что известно о ключнице Пелагее

Конспект урока по литературе на тему: «Юный читатель в художественном произведении».

Время занятия – 1 час. Форма проведения: урок-беседа. В планировании и проведении урока использованы следующие виды методов:

    Репродуктивный.

    Эвристический.

    Продуктивный.

Тип урока – урок изучения художественного произведения.

Вид урока – урок восприятия художественного произведения.

(По Классификации Кудряшёва).

В ходе урока был реализован пообразный анализ литературного произведения.

Цели урока:

    Образовательные:

    • Расширить представление учащихся о творчестве писателей 19 века.

      Актуализировать ранее изученный материал.

      Познакомить учеников с творчеством С. Т. Аксакова.

      Продолжить формировать навык анализа литературного произведения.

    Развивающие:

    Упрочить навык создания связного монологического высказывания.

    Формировать умение писать сочинение на заданную тему.

    Вырабатывать навык систематизации полученной информации и выявления главного.

    Упрочить навыки выразительного чтения.

    Воспитательные:

    Привить любовь к литературе.

    Воспитать уважение к русскому искусству.

Предполагаемые результаты обучения:

    Знать:

    • Основные этапы жизни Аксакова.

      Понятие «автобиографическая литература».

    Уметь:

    Видеть связь между жизнью писателя и его творчеством.

    Воспринимать литературный процесс как целостное явление.

    Создавать связное высказывание.

    Владеть:

    Навыком построения монологического высказывания на заданную тему.

    Навыком пересказа текста.

Оборудование:

    Учебник.

Методические приёмы:

    Рассказ учителя.

    Беседа по вопросам.

    Реализация межпредметных связей.

    Выразительное чтение.

План урока:

    Организационный момент (2 мин.)

    Постановка целей урока (2 мин).

    Актуализация знаний (4 мин).

    Проверка домашнего задания (7 мин).

    Биографическая справка (5 мин).

    Комментированное чтение (7 мин).

    Беседа по вопросам (10 мин).

    Подведение итогов (3 мин).

    Формулирование и объяснение домашнего задания (3 мин).

    Саморефлексия и завершение (2 мин).

Ход урока:

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Откройте свои тетради по литературе, запишите сегодняшнее число, классная работа и тему сегодняшнего урока.

2. Постановка целей урока.

Сегодня мы продолжим изучение творчества представителей литературы 19 века. На прошлых занятиях мы вспоминали, что такое басня, зачитывали басни Крылова. Мы узнали, что такое баллада, и познакомились с балладами Жуковского, а теперь мы перейдем к чтению прозы и познакомимся с творчеством замечательного писателя Сергея Тимофеевича Аксакова.

    Актуализация знаний.

Главное место в творчестве Аксакова занимают автобиографические произведения. Такие, как «Семейная хроника» и «Детство Багрова-внука», фрагмент из которого мы сегодня прочтем на уроке.

В: Но прежде давайте вспомним, что же такое автобиографическая литература?

(Биография – это описание жизни, соответственно, автобиография – это…?)

О: Это жанр литературы, описание жизни автором.

В: Давайте вспомним основное отличие автобиографической литературы от жанров других произведений. Кем является персонаж, очень схожий с реальным автором, в таком произведении?

О: Главным героем.

Совершенно верно. Основное отличие автобиографии от других жанров литературы состоит не только в том, что повествование ведется от 1 лица (то есть от «Я»), но и в том, что главный герой – это персонаж, очень схожий с автором, обладающий многими его чертами. И события, происходящие в судьбе героя, имели место и в жизни самого автора. Примеров произведений такого характера в литературе много. И среди них – рассказы Аксакова.

    Проверка домашнего задания.

Перед тем, как мы приступим к чтению, давайте поговорим о жизни Сергея Тимофеевича. На дом вам было задано прочитать статью о писателе, стр. 67 в учебниках. Итак, давайте обобщим, что же мы узнали из этой статьи?

В: Где провел свое детство Аксаков?

О: В Уфе.

В: А где потом жил писатель?

О: В Петербурге, Москве.

Верно. Посмотрите, за свою жизнь писатель сменил не мало мест жительства. Детство провел в Уфе, учился в Казани, затем жил в Петербурге и Москве. Это, конечно же, повлияло на сознание автора, расширив его кругозор и тематику творчества.

В: Какой очерк публикуется в 1834 г?

О: Очерк «Буран».

В: Какие еще произведения, помимо автобиографической прозы, были созданы Аксаковым?

О: «Записки об уженьи рыбы», «Записки ружейного охотника», «Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах».

-В: Какова основная тематика этих произведений (если мы будем судить, исходя хотя бы из их названий?)

О: природная.

О: охотничья.

Ребята, вы, наверное, знаете о том, что очень многие писатели были людьми талантливыми и разносторонними, и в связи с этим они не ограничивались только литературой. Так, поэт, к творчеству которого мы обращались на прошлом уроке, Жуковский, был известен помимо своего основного таланта еще некоторыми другими.

В: Кстати, какими? Наставником кого был Жуковский?

О: Молодого царя Александра.

О: Обладал педагогическим талантом.

В: Вспомните балладу, которую мы читали, «Лесной царь». Что это за баллада? В чем ее особенность?

О: Это перевод баллады Гёте.

В: Значит, кем еще, кроме как писателем, был Жуковский?

О: Переводчиком.

Совершенно верно. И то же мы увидим, если будем знакомиться с жизнью других писателей и поэтов того времени. В основе своей, это люди не просто прекрасно образованные, но и очень талантливые. И Сергей Тимофеевич не был исключением.

В: Завершая обсуждение статьи, вспомним, кем еще был Аксаков?

О: Переводчиком, литературным и театральным критиком.

Да, и прежде всего, Сергей Тимофеевич был писателем, оставившим своим потомкам чудесные произведения.

Я немного расскажу вам о жизни Аксакова, а затем мы приступим к чтению.

Внимательно слушайте. В этом рассказе будут встречаться очень важные детали, необходимые для дальнейшей работы с произведениями этого автора.

    Краткие биографические сведения.

Сергей Тимофеевич Аксаков родился в Уфе, в небогатой, но старинной дворянской семье. Детские годы Аксаков провел в дедовом имении Ново-Аксакове – широкое раздолье степных просторов. Затем вместе с родными переезжает в Казань, где проходил обучение. Еще в гимназические годы Аксаков оказался в центре кружка молодых людей, проявивших живой интерес к искусству, театру и литературе.

В памяти потомков Аксаков останется как переводчик, театральный и литературный критик и прежде всего самобытный писатель.

В поместье отца и деда в старом Аксакове, будущий писатель имел возможность общения с природой, которую полюбил до самозабвения, пристрастился к рыбной ловле и охоте. У Аксакова есть даже ряд очерков и рассказов о рыбной ловле и ружейной охоте – тогда в литературе это было впервые.

Тогда же впервые соприкоснулся Сергей Тимофеевич с народной поэзией, народными песнями и святочными играми. Святочные игры Аксаков мог наблюдать только тайком от матери, так как, по ее мнению, «простонародные игры и забавы оскорбляли светские понятия и привычки».

Единственное, что она допускала для сына в этом отношении, было сказывание сказок на сон грядущий.

В раннем детстве Аксаков увлекся чтением. Он читал различные переводные книги, читал с интересом, много учил почти наизусть.

Важно, что его детское чтение состояло преимущественно из русских книг, когда в то время, «господствовал французский».

Еще в детстве познакомился он и с произведениями знаменитых русских поэтов XVIII века. На русском языке читал и сказки Шехерезады. Сказками зачитывался он до беспамятства и любил пересказывать их, внося целые эпизоды собственного сочинения.

Последние годы жизни были наиболее напряженным и творческим плодотворным периодом жизни Аксакова. В преклонном возрасте, почти совсем ослепшим он переживает необычайный подъем всех своих духовных сил.

    Комментированное чтение.

«Детские годы Багрова - внука».

Ребята, я рассказала вам о жизни Сергея Тимофеевича. А теперь давайте прочитаем фрагмент из произведения Аксакова «Детские годы Багрова-внука», который представлен в вашем учебнике на стр. 68.

(Читают несколько человек)

1 человек до слов «Где же крывается тайна такого очарования?»

2 человек до слов «Тетушка часто останавливала меня».

3 человек до конца.

    Беседа по вопросам.

Мы сейчас прочитали небольшой отрывок из произведения Аксакова. Обратите внимание, здесь автор оставил маленькому мальчику свое имя, но изменил фамилию. Итак, давайте немного побеседуем.

В: Кто главный герой?

- Верно. Ребят, не будем смешивать понятия. Автор и герой – не тождественные понятия, даже в автобиографической литературе, где мы видим персонажа, очень похожего на реального автора. Это художественное произведение, стало быть, речь идет о герое этого произведения. Смешивать эти понятия нельзя.

В: Итак, еще раз, какой вывод сделаем о жанре?

О: Это автобиографическое произведение.

В: О чем этот текст? Что вспоминает Сережа?

О: Свое детское чтение.

В: Каковы были основные читательские интересы?

О: Арабские сказки.

В: Чем арабские сказки так нравились Сереже? (найти ответ в тексте)

О: «Они возбуждали мое детское любопытство, приводили в изумление неожиданностью диковинных приключений, воспламеняли мои собственные фантазии».

В: В чем тайна очарования этих сказок? (найти ответ в тексте)

О: «Я думаю, она заключается в страсти к чудесному, которая более или менее врожденна всем детям, и которая у меня исключительно не обуздывалась рассудком».

В: Какие загадочные чудеса его особенно привлекали? (найти ответ в тексте).

О: «Гении, заключенные то в колодезе, то в глиняном сосуде, люди, превращенные в животных, очарованные рыбы, черная собака, которую сечет прекрасная Зобеида, и потом со слезами обнимает и целует…»

В: А как Сережа пересказывал эти сказки своим родным? Почему тетушка и сестрица заметили отличие от пересказов?

О: Пересказывал с добавлением фактов.

В: И почему Сережа дополнял рассказы Шахерезады подробностями своего изобретения? Зачем он это делал? Осознанно ли?

О: Из-за разгорячения фантазии.

В: Бывают ли у вас такие ситуации, когда вы дополняете пересказ чего либо (книги, фильма, события) новыми небывалыми фактами?

О: Да, очень часто.

О: Нет, никогда, не вижу смысла.

О: Изредка, когда очень нравится фильм или книга.

В: Как вы думаете, зачем это делают люди? Приукрашивают события?

О: В зависимости от смысла. Кто-то хочет заинтересовать.

О: Кто-то просто фантазирует.

О: Некоторые намеренно искажают факты.

О: Однозначно сказать нельзя, все зависит от ситуации. Если человек делает это ненамеренно, то это не плохо.

О: Даже если человек делает это намеренно, то это не недостаток, если человек хочет другого заинтересовать.

О: А если специально врет, или хвастается тем, как он красиво говорит, это уже хуже.

В: Ребята, до этого я рассказывала вам о жизни Сергея Тимофеевича. Как вы думаете, зачем чтение фрагмента было предварено этим рассказом?

О: Чтобы стало понятно, что это автобиографическое произведение.

В: А как вы это поняли?

О: В тексте есть факты из жизни Аксакова. Например, то, что он очень любил сказки и тоже дополнял их несуществующими деталями.

Итак, мы познакомились с фрагментом автобиографического произведения Аксакова «Детские годы Багрова внука». Мы узнали о читательских предпочтениях маленького Сережи. Перед нами возник образ героя-читателя. В будущем, когда вы будете изучать еще более серьезные произведения, книга, которая сопровождает героя на протяжении страниц произведения, сможет многое сказать о ее обладателе, то есть о герое-читателе. Книга может характеризовать не только героя литературного произведения.

В: Кого, прежде всего, характеризует книга?

О: Человека, который ее читает.

Наверняка, многие из вас, помимо произведений из школьной программы по литературе, читают и другие книги. Сравнивая себя с героями-читателями, вы можете сделать вывод о своих литературных предпочтениях и о вашем формирующемся читательском вкусе.

В: А как бы вы охарактеризовали Сережу как читателя?

О: Его можно назвать хорошим читателем. Он очень увлеченно читает.

О: Сережу нельзя назвать хорошим читателем, поскольку он добавляет новые факты.

О: Наоборот, это хорошо. Значит, книга оказывает сильное воздействие на Сережу. Он пропускает содержание книги не только через голову, но и через душу.

В: расскажите, как вы себе представляете хорошего читателя? Каким он должен быть?

О: Хороший читатель должен внимательно читать, не отвлекаться.

О: Он должен познакомиться с несколькими произведениями одного автора, чтобы создать представление о нем.

О: Хорошо познакомиться с жизнью писателя, чтобы понять, почему он написал такое произведение.

    Подведение итогов.

В: Ребята, пока у нас осталось время, давайте повторим, что мы сегодня с вами узнали на уроке?

О: Мы повторили определение автобиографической литературы.

О: Мы познакомились с жизнью и творчеством Аксакова.

О: Прочитали отрывок из его автобиографического произведения.

    Формулирование и объяснение домашнего задания.

    Саморефлексия и завершение.

Ребята, насколько вам понравилось произведение, которое мы сегодня разбирали? Оцените по десятибалльной шкале.

(После темы дети записывают название произведения, ставят балл. Под этой же темой пишется мини-сочинение).

- Урок окончен. Спасибо за внимание. До встречи.

Используемые материалы:

    Литература. 6 кл. В 2 ч. Ч 1: учеб. – хрестоматия для общеобразоват. Учреждений / авт.сост. Т. Ф. Курдюмова. М. : Дрофа, 2013.

    Программа для общеобразоват. Учреждений 5-9 кл. / Т. Ф. Курдюмова. М. : Дрофа, 2013.

    Литература. Методическое пособие. 6 кл. / Т. Ф. Курдюмова. М. : Дрофа, 2013.

Сергей Тимофеевич Аксаков вошёл в историю литературы как большой знаток и ценитель сокровищ русского языка и как блестящий мемуарист. «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука» и «Воспоминания», вместе составляющие автобиографическую трилогию, вошли в «золотой фонд» русской классической литературы. А его книга «Детские годы Багрова-внука» заслуженно считается одним из лучших произведений, художественно описывающих душевную жизнь ребенка и постепенный, по мере взросления, процесс формирования в ребёнке Человека.

Эту светлую повесть о детстве писатель посвятил своей любимой внучке Ольге Григорьевне Аксаковой. Когда Оле исполнилось шесть лет, дед сочинил по этому поводу стихотворение. Он поздравлял внучку с днём рождения и обещал:

«Если Бог даст силы,

Ровно через год

Оле, внучке милой,

Дедушка пришлет

Книжку небольшую

И расскажет в ней

Про весну младую,

Про цветы полей…»


«Я желаю написать такую книгу… какой не бывало в литературе» – писал Сергей Тимофеевич Аксаков во время работы над произведением. – Книга должна быть написана, не подделываясь к детскому возрасту, а как будто для взрослых, и чтобы не только не было нравоучения (всего этого дети не любят), но даже намёка на нравственное впечатление и чтоб исполнение было художественно в высшей степени». И вот, в начале 1858 года, вся читающая Россия получает от «дедушки Аксакова» замечательную повесть «Детские годы Багрова-внука» о «детском мире, созидающемся постепенно под влиянием ежедневных новых впечатлений».

«Детские годы Багрова-внука» - вторая часть автобиографической трилогии Аксакова, продолжение «Семейной хроники». В ней описываются первые десять лет жизни мальчика Серёжи, проведённые в Уфе и деревнях Оренбургской губернии. Автор заменил действительные имена главных персонажей, а также географические названия – вымышленными. Изменив имена, но, в сущности, ничего и никого не выдумывая, Сергей Тимофеевич рассказал историю своей семьи и собственного детства, историю своих детских впечатлений от общения с близкими людьми и местной природой.

Иллюстрация к книге «Детские годы Багрова-внука»

В качестве приложения к «Детским годам Багрова-внука» была опубликована сказка «Аленький цветочек» - добрая и мудрая сказка про любовь, про дружбу, про долг. Есть примечание, подписанное самим Аксаковым: «Чтобы не прерывать рассказ о детстве, эта сказка помещается в приложение». Формально повесть со сказкой связывает страничка текста, о том, как маленький Сережа Багров подружился с ключницей Пелагеей и неоднократно слушал ее сказки, из которых более всего запомнил «Аленький цветочек», «Царь-девицу», «Иванушку-дурачка», «Жар-птицу» и «Змея Горыныча». Писатель так рассказывает об этом в своем произведении: «Скорому выздоровлению моему мешала бессонница... По совету тетушки, позвали один раз ключницу Пелагею, которая была великая мастерица сказывать сказки и которую даже покойный дедушка любил слушать... Пришла Пелагея, немолодая, но еще белая, румяная... села у печки и начала говорить, немного нараспев: "В некиим царстве, в некиим государстве..." Нужно ли говорить, что я не заснул до окончания сказки, что, напротив, я не спал долее обыкновенного? На другой же день выслушал я в другой раз повесть об "Аленьком цветочке". С этих пор, до самого моего выздоровления, Пелагея ежедневно рассказывала мне какую-нибудь из своих многочисленных сказок».

В своих «Воспоминаниях» Аксаков рассказал и историю Пелагеи: «Ключница Пелагея была в своем роде замечательная женщина: очень в молодых годах бежала она, вместе с отцом своим, от прежних господ своих Алакаевых в Астрахань, где прожила с лишком двадцать лет; отец ее скоро умер, она вышла замуж, овдовела, жила внаймах по купеческим домам и в том числе у купцов персиян, соскучилась, проведала как-то, что она досталась другим господам, именно моему дедушке, господину строгому, но справедливому и доброму, и за год до его смерти явилась из бегов в Аксакове. Дедушка, из уважения к такому добровольному возвращению, принял ее очень милостиво, а как она была проворная баба и на все мастерица, то он полюбил ее и сделал ключницей. Должность эту отправляла она и в Астрахани. Пелагея, кроме досужества в домашнем обиходе, принесла с собою необыкновенное дарование сказывать сказки, которых знала несчетное множество. Очевидно, что жители Востока распространили в Астрахани и между русскими особенную охоту к слушанью и рассказыванью сказок. В обширном сказочном каталоге Пелагеи вместе со всеми русскими сказками находилось множество сказок восточных, и в том числе несколько из «Тысячи и одной ночи». Дедушка обрадовался такому кладу, и как он уже начинал хворать и худо спать, то Пелагея, имевшая еще драгоценную способность не дремать по целым ночам, служила большим утешением больному старику. От этой-то Пелагеи наслушался я сказок в долгие зимние вечера. Образ здоровой, свежей и дородной сказочницы с веретеном в руках за гребнем неизгладимо врезался в мое воображение, и если бы я был живописец, то написал бы ее сию минуту, как живую».

Ключница Пелагея

С ней Сережа Аксаков, «мальчик с блестящими глазами и нежным сердцем», тесно общался не менее трех лет. Но началось все с «Аленького цветочка» – сказки, которую мальчик любил более всех и на потеху домочадцам сказывал, подражая прибауткам, ужимкам, оханьям и вздыханиям Пелагеи.

Удивительная сказка странствий, любви и добра, пробуждающая самые светлые чувства, отмечает в этом году свой 155-летний юбилей. Эта литературная обработка известного сюжета о красавице и чудовище, впоследствии публикуясь отдельно, стала самым популярным и издаваемым произведением Аксакова. «Аленький цветочек» не просто сказка о добре и зле, о хороших и плохих людях, о сильных и смелых героях, - она воспевает благородство души, любовь родителей к детям, почитание и уважение к родителям.

Сергей Тимофеевич Аксаков родился 20 сентября (1октября) 1791 года в Уфе. В «Семейной хронике» и «Детских годах Багрова - внука» Аксаков оставил правдивую летопись своего детства, характеристику родителей и родственников: первые изображены под фамилией Багровы, вторые – Куроедовы под фамилией Куролесовых. Детские годы писатель провёл в деревне Ново-Аксаково Оренбургской губернии. Благодаря матери, с четырёх лет Сергей Тимофеевич умел читать и писать. Дальнейшее образование он получил в Казанской гимназии, где переходил из класса в класс с наградами и похвальными листами. В четырнадцать лет, в 1805 году был уже студентом Казанского университета. В университете проявились его актёрские способности, там же он руководил студенческим театром.

В 1809 году семейство Аксаковых получило большое наследство от тётки Куроедовой из Симбирской губернии. Семья переехала из оренбургской деревни сначала в Москву, а затем в Петербург, где дети могли получить образование в столичных учебных заведениях. Живя в Петербурге, Сергей Тимофеевич продолжил свою театральную деятельность, совершенствовался в декламации. Кроме увлечения театром, Аксаков служил переводчиком в комиссии по составлению законов.

В 1811 году он оставил службу, которая его мало привлекала, и уехал сначала в Москву, а затем в деревню, где пережил время нашествия Наполеона. В 1816 году Аксаков женился и поселился с молодой женой в имении отца Тимофея Степановича в селе Знаменское Оренбургской губернии. Здесь безвыездно он прожил с семьёй пять лет. Семья ежегодно прибавлялась. И когда у Сергея Тимофеевича было уже четверо детей, отец выделил ему имение в селе Надеждино.

В своём имении семья Аксаковых жила до осени 1826 года. Дети подрастали, их надо было учить. Занятие хозяйством ему не удавалось, в Москве же можно было найти какую-то должность. В августе 1826 года Аксаков навсегда простился с деревней и до самой кончины, т.е. в течение тридцати трёх лет прожил в Москве, а затем в подмосковном имении Абрамцево.

В 1827 году он получил, благодаря друзьям, должность цензора вновь учреждённого отдельного московского цензурного комитета, где Сергей Тимофеевич служил шесть лет. В 1834 году перешёл на службу в межевое училище (с 1936 года – Московский институт геодезии, аэрофотосъёмки и картографии). По состоянию здоровья в 1839 году ушёл в отставку и зажил, как он писал, «свободным человеком».

Его дом стал центром культурной жизни Москвы. Здесь собирались лучшие люди России, видные учёные, писатели, актёры. Среди них актёр Щепкин, поэт Языков, писатели Тургенев, Л. Толстой, Гоголь. Знакомство с Н.В. Гоголем перешло в долголетнюю дружбу. Гоголь с вниманием слушал увлекательные рассказы Сергея Тимофеевича о природе, охоте, о жизни семьи Аксаковых. Он постоянно предлагал ему рассказать об этом людям, написать воспоминания.

1854 по 1856 гг. Аксаков сосредоточенно работает над написанием «Детских лет Багрова-внука. В работе Сергея Тимофеевича принимала участие вся его семья. Ухудшение зрения лишило Аксакова возможности писать, и тогда на помощь пришли дочери. Сидя в любимом зелёном кресле, писатель диктовал свои произведения. По вечерам вся семья собиралась слушать готовые отрывки. Жена писателя Ольга Семёновна и дети были первыми слушателями и критиками его произведений.

Умер Сергей Тимофеевич Аксаков 30 апреля (12 мая) 1859 года в Москве, похоронен в Симоновом монастыре. В 1930 году его прах перенесён на Новодевичье кладбище. Сергей Тимофеевич Аксаков не успел завершить все свои творческие замыслы, но и то, что им написано, дарит читателям радость и душевный покой. http://viki.rdf.ru/item/2721/ . – Свободный

2.Ухожу я в мир природы. С.Т.Аксаков: полнотекстовая электроннаябаза данных [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://orenlib.ru/aksakov/vst.html - Свободный

3.Вадим КОЖИНОВ. "Семейная хроника" С.Т. Аксакова. [Электронный ресурс] // Русское поле. Содружество литературных проектов – Режим доступа: http://belsk.ruspole.info/node/1611 - Свободный

"Детские годы Багрова-внука" - автобиографическое произведение Сергея Аксакова. В этой книге писатель повествует о своем детстве, проведенном на Южном Урале. Первые книги, прочитанные будущим писателем, первые радости и горести — обо всём этом рассказано в произведении "Детские годы Багрова-внука". Краткое содержание романа изложено в статье.

Об авторе

Очень мало вымысла в книге "Детские годы Багрова-внука". Краткое содержание раннего периода биографии писателя почти полностью соответствует сжатому изложению этого художественного произведения. Правда, в романе, конечно, отражены не только события, но и эмоции, чувства будущего прозаика.

Нередко повестью называют книгу "Детские годы Багрова- внука". Жанр этого произведения — воспитательный роман. Впрочем, назвать "Детские годы" Аксакова повестью не такая уж грубая ошибка.

Это произведение заняло в истории русской словесности важное место. Не имеет значения, роман это или повесть. "Детские годы Багрова-внука" получили восторженный прием как у читателей, так и у критиков. Последние подчеркивали новизну формы, а также вклад, который внёс Аксаков в развитие русской жанровой прозы. Этот писатель, наряду с Николаем Гоголем и Иваном Тургеневым, согласно словам Льва Толстого, ещё раз доказал, что русская художественная мысль способна находить новые формы и не всегда укладывается в традиционные жанровые рамки.

Автор воспитательного романа "Детские годы Багрова-внука", краткое содержание которого изложено ниже, родился в 1791 году. Родным городом его была Уфа. Отец будущего писателя служил прокурором земского суда. Мать была женщиной умной, властной. Дочь генерал-губернатора Уфимского наместничества провела детство и юность среди чиновников и получила неплохое по тем временам образование.

Детство Сергея Аксакова прошло в родовом имении, расположенном в Оренбургской губернии. Название произведения, о котором речь идет в сегодняшней статье, появилось не случайно. Дед будущего писателя оказал огромное влияние на формирование мировоззрения своего внука.

История написания

Над автобиографической трилогией Аксаков начал работать в сороковые годы. "Семейные хроники" сперва публиковались частично. Первый отрывок появился в 1846 году на страницах литературного журнала "Москвитянин", а затем регулярно опубликовались следующие части автобиографического произведения. Заключительной частью стали "Воспоминания". Второй и самой известной — "Детские годы Багрова-внука".

Краткое содержание сказки "Аленький цветочек" известно каждому с ранних лет. Но все ли знают о том, что русская история красавицы и чудовища впервые появилась именно в составе романа, повествующего о детстве писателя? Сказку поведала одна из героинь — ключница Пелагея. В дальнейшем "Аленький цветочек" не раз выходил в печать отдельно, а затем и стал наиболее издаваемым произведением Сергея Аксакова.

Ранние воспоминания

О чем рассказано в романе "Детские годы Багрова-внука"? Сюжета в этом произведении как такового нет. Это собрание воспоминаний, в первых главах книги довольно ранних, относящихся чуть ли не к младенчеству героя.

Из памяти человека нередко всплывают картины, которые он, казалось бы, не может помнить. Это происходит и с персонажем Аксакова. Он уверяет родных в том, например, что хорошо помнит момент расставания с кормилицей. Родители не верят ему, полагая, что всё это когда-то он слышал от матери или от той же кормилицы, а затем принял за собственные воспоминания. Всё же в книге "Детские годы Багрова-внука" Аксаков в предисловии предупреждает, что всё рассказанное - не вымысел, а факты, в которых не стоит сомневаться.

Болезнь

Ранние воспоминания героя связаны с тяжелым недугом. Серёжа в детстве часто хворал, а однажды родители едва не потеряли его. На протяжении долгой болезни матери - Софье Николаевне - не раз говорили родственники о том, что следует смириться со скорой смертью ребенка. Но подобные высказывания женщина воспринимала в штыки. Она по-прежнему делала всё, того чтобы избавить сына от болезни, и действия ее казались окружающим нередко бессмысленным.

Родители Сережи решили, что его выздоровлению способствуют долгие путешествия. Но однажды, во время одной из поездок, мальчику стало так плохо, что пришлось сделать остановку. Его положили на высокую траву, где он пролежал несколько часов. А после этого путешествия мальчик выздоровел. Как уже было сказано, автобиографическим произведением является роман "Детские годы Багрова-внука". Аксаков, как и его герой, в детстве очень сильно болел и выжил, возможно, благодаря любви и заботе матери.

Первая прочитанная книга

Герой читать научился так рано, что и не помнил, когда впервые в его руках оказалась книга. После болезни он стал довольно восприимчивым, нервным мальчиком. Единственным занятием, которое привносило в его душу спокойствие, стало чтение. Первой книгой — та, что подарил ему сосед Аничков. Называлась она "Детское чтение для сердца и разума". Это была единственная его книга, и вскоре он ее выучил наизусть.

Первое расставание с родителями Серёже пришлось пережить в возрасте четырех лет. Мать решила, что заболела чахоткой, а потому вместе с отцом отправилась в Оренбург к известному доктору. Детей же они отвезли в Багрово. Несколько месяцев пришлось Серёже и его сестре провести вдали от родного дома.

Багрово

Дед, как уже было сказано, оказал на будущего писателя огромное влияние. Однако далеко не приятные воспоминания оставил он в памяти центрального персонажа романа "Детские годы Багрова-внука". Главные герои в произведении показаны глазами маленького мальчика. Он безумно любит свою мать, уважает отца, но его пугают родственники, с которыми он вынужден находиться в одном доме в течение нескольких месяцев.

Дед оказался довольно противоречивым человеком. Иногда подолгу беседовал с Серёжей и его сестрой, но порой бывал угрюм и молчалив. Кроме того, мальчик однажды стал свидетелем неприятной сцены: старик неистово топал ногами и громко сквернословил. Чем был вызван этот гнев, мальчик не знал, но относился к дедушке с недоверием.

Среди взрослых отношения были далеко не простыми. Мать мальчика недолюбливали в семье родителей его отца. Считали ее высокомерной, заносчивой, а самого Серёжу - "маменькиным сынком". Однажды в Багрово приехали двоюродные сестры, и мальчик окончательно осознал, что к нему и его сестре в этом доме относятся отнюдь не благосклонно. Эти девочки были здесь "свои", они были окружены любовью, лаской, им даже чай делали слаще.

Снова в Уфе

В отличие от родственников отца, братья матери произвели на Серёжу положительное впечатление. Он познакомился с ними по возвращении домой. Сергей и Александр несли военную службу в драгунском полку. На несколько месяцев они приехали в отпуск, с первого взгляда мальчик полюбил их обоих. Они были красивые, молодые, ласковые и весёлые, а главное, много интересного рассказывали своему племяннику. О том, что такое поэзия, Сережа узнал именно от них.

Мальчик был счастлив снова окунуться в привычную среду. В доме деда к детям в последние недели их пребывания стали относиться более ласково. Но всё же они, а прежде всего Серёжа, были рады возвращению в уфимский дом.

Семья Серёжи жила сравнительно небогато. Тем не менее именно в доме его родителей проводились незабываемые праздники. Мать собственноручно готовила миндальное печенье, и наблюдать за этим процессом было одним из излюбленных занятий мальчика. Он с нетерпением ждал появления этого лакомства на праздничном столе, в первую очередь потому, что ему приятно было слушать похвалы, которые произносились в адрес Софьи Николаевны.

Первый учитель

Братья матери, впрочем, имели и прямое отношение к одному из неприятных событий в детстве главного героя. Узнав о том, что мальчик не умеет писать, они принялись его жестоко дразнить, в результате тот набросился на них с кулаками. Серёжа был наказан, провел несколько часов в углу. А затем так распереживался, что снова заболел.

Вся эта история, конечно, закончилась всеобщим примирением. А после выздоровления Сереже родители наняли учителя, который и начал ему давать уроки письма. Но и здесь не обошлось без неприятных открытий. Однажды мальчик отправился в училище, где трудился педагог. Дома учитель был с Серёжей довольно ласков. В учебном же заведении этот человек обращался со своими подопечными весьма жестоко.

Сергеевская пустошь

Так отец мальчика назвал приобретённые земли. Серёжа, конечно, этим очень гордился, а вскоре узнал о том, что предстоящее лето они проведут в новой деревне. От отца он унаследовал любовь к природе. Его не огорчал в Сергеевке недостроенный, необжитой дом, но весьма радовало участие в оружейной охоте, вид живописного озера Киишки и прочие детали сельского быта.

После деревенской жизни Сережина любовь к уфимскому дому прошла. Отныне здесь его радовала лишь возможность часами предаваться чтению. По возвращении из деревни мальчик услышал о свершившимся событии, которое впоследствии получило в истории России немалое значение, — о смерти Екатерины II и восхождении на престол Павла.

Снова в Багрове

Однажды пришла весть о болезни дедушки. Семья снова отправляется в путь. Сережа успел проститься с дедушкой, но тот уже был не в силах разговаривать. Старик не плакал и не кричал - он был парализован. Мальчика неприятно удивило поведение родни. Тетки падали в ноги отцу Серёже - как новому хозяину. За столом все громко рыдали, словно напоказ, но при этом ели с большим аппетитом.

Последние годы детства

После того как отец Сережи стал владельцем Багрова, он ушёл в отставку. Вся семья переехала в деревню, которая когда-то так не понравилась Серёже. Главный герой отличается необыкновенной наблюдательностью, способностью к состраданию — всем тем, что, пожалуй, впоследствии помогло и Аксакову стать одним из величайших русских писателей.

Его герой Серёжа - типичный представитель помещичьего рода. В первые дни жизни в Багрово он испытывает сострадание по отношению к бабушке, не так давно утратившей мужа. Но вскоре он видит, как она жестоко обращается с дворовыми. Рукоприкладство было составляющей помещичьего быта, этим тогда никого нельзя было удивить. Сергей отличался удивительной четкостью и способностью формировать собственное, независимое ни от кого мнение. Жестокость по отношению к дворовым, которую так часто проявляла бабушка, отвратила мальчика от неё.

В Багрово Серёжа впервые оценил красоту зимнего пейзажа. Именно здесь он узнал о том, что такое настоящая весна. В деревне, которая досталась его отцу от деда, он услышал сказку о дочери купца, которая за свои мечты об аленьком цветочке однажды поплатилась свободой. В родовом имении прошли последние детские годы Багрова-внука. А затем наступил новый период его жизни — поступление в гимназию, свежие впечатления, новые знакомые, словом, отрочество...


«Полтавщина. Тихий вечер» 1890-е

Маленький Сережа Васильковский жил в городке Изюме. Название городка было сладкое, как любимое Сережино лакомство. А река Донец, глубокая и чистая, с желтым прибрежным песком, голубыми плесами, ивами, склоненными к воде, да разбросанными тут и там белыми крестьянскими хатами просто завораживала взгляд. Дед Сережи, старый казачий урядник, только улыбался в усы, глядя на восторг мальчика, выбегавшего каждое утро на берег Донца вместе со стайкой друзей-мальчишек.

Но однажды Сережа загрустил. Два дня ходил хмурый, неразговорчивый. Звали его на реку - не пошел, наготовила бабушка вкусных вареников - отказался.

Что с тобой, хлопчик? - спрашивали его. - Уж не захворал ли, часом?

Он в ответ только вздыхал и убегал в сторонку. Минул еще день. А когда спустились вечерние сумерки, присел Сережа на крыльце своего дома и стал смотреть на дорогу, - смотрел, смотрел, пока не задремал.

Вдруг слышит рядом чье-то хриплое покашливание, поднял голову: что за диво? Стоит возле ограды
настоящий запорожский казак, словно бы пришедший из книжки писателя Гоголя, в широченных
красных шароварах, подпоясанных кушаком, в узорчатой рубахе, с длинными усами, чубом. В зубах
у него трубка дымится, в руках - баклажка с брагой, за спиной - бандура, чтобы песни играть.

Толкнул казак калитку да и пошел прямо к Сереже. У мальчика от неожиданности даже дух перехватило. А незваный гость отхлебнул из баклажки, крякнул, вытер усы да и заговорил приветливо:

Ну, признавайся-ка, сынку, что это тебе жизнь не мила стала? Али обидел кто? Али родичи дюже осерчали? Говори, не бойся. Я тебе помогу. А коль не смогу помочь, так совет дам.

А сами-то вы откуда? - спросил Сережа. - Из сказки, что ли?

Может, из сказки, а может, и из самой что ни на есть были.

Казак попыхтел трубкой, пуская колечки дыма:

Я, сынку, везде бывал, многое видал... Одного только не знаю, отчего такой славный хлопчик, как
ты, грустить вздумал?

Эх, дяденька, - мальчик глубоко вздохнул, - оттого, что соседские мальчишки меня трусливым дразнят, проходу не дают.

А ты никак смелый, сынку? - поинтересовался казак.


«Казачий двор»
Николаевский художественный музей им. В.В.Верещагина

Да нет, дяденька, мне кажется, что и впрямь я трушу часто. Боюсь через широкую канаву прыгать, боюсь на середину реки заплывать, боюсь ходить на ведьмину поляну да и собаку соседскую боюсь. Она вон какая огромная...

Выпалив все это, Сережа потупился и совсем замолчал. Сейчас плюнет казак да и скажет - правильно тебя дразнят. И зачем он только все ему рассказал?

Молчал и гость, лишь посасывал трубку и перебирал струны бандуры, наигрывая нехитрую мелодию. Потом, наконец, заговорил:

Что боишься, сынку, то не беда! Я тоже многого в жизни боюсь. А беда, что бороться со своим страхом не хочешь. Храбрый не тот, кто ничего не боится, а тот, кто побеждает свой страх. Ты кем в жизни хочешь стать? Небось, военным?

Да нет, дяденька! Художником. Очень рисовать люблю. Может, художнику и не надо храбрость иметь?

Э, нет! Храбрость в любом деле нужна, иначе и настоящим художником не станешь! А ты зарисуй то, чего боишься! Может, поможет! Да на завтра-то не откладывай!


«Казачий пикет» 1888
Харьковский художественный музей

Не успел Сережа оглянуться, как казака и след простыл, будто и не было вовсе. На улице между тем стало совсем темно, загорелись ясные июльские звезды, как будто горохом усеяли огромное черное небо. «А ведь верно сказал казак!» - подумал Сережа.

И вдруг почувствовал такую решимость тотчас же исполнить совет казака, что, тихонечко прошмыгнув домой, схватил он уголек да бумаги лист и отправился к соседскому дому, где на цепи сидел огромный пес, которого он боялся.

Залаял пес, стал с цепи рваться. А Сережа, хоть и дрожала у него рука, присел недалеко да сделал набросок страшного зверя. Пока рисовал, тот уж и лаять устал, положил лапы на голову, глаза прикрыл. Только заворчал слегка, когда Сережа поднялся: дескать, спать не даешь.

Обрадовался Сережа. Действует казацкий совет! Только надо еще попробовать. А что, если прямо
сейчас пойти на старую ведьмину поляну? Его старшие ребята пугали, что там ведьмы да лешие встречаются. Так ведь врут, должно быть. Но ходить на ведьмину поляну Сережа боялся пуще всего.

«Была не была», - подумал Сережа, сказал же казак не откладывать на завтра.



«Околица»
Ставропольский краевой музей изобразительных искусств

И вот он уже пробирается сквозь густые заросли орешника. Страшно ему, да отступать некуда. Назад идти еще страшней. Вдруг прямо перед ним возникло странное существо: голова огромная со спутанными зелеными волосами, необъятный живот, рот - широкая пасть с редкими черными зубами. «Неужто - леший?» - испугался Сережа.

Сереже ничего не оставалось делать, как только сказать звенящим от страха голосом:

Тебя нарисовать! - А сам подумал: «Ну все - теперь мне конец пришел!»

А леший вдруг почесал свой живот, покрутил туда-сюда головой да и говорит:

Что ж, рисуй! Только смотри: не понравится мне твой рисунок, тут тебе и конец придет!

Старается Сережа, рисует, черточки и штрихи кладет да все казака вспоминает. Пока рисовал,
глядь, а уж заря занимается, кругом светлеть начало, утренние птицы запели. Вот и рисунок готов. Поднял Сережа глаза на страшного лешего, а его и нет совсем, стоит вместо него высохшая коряга, точь в точь такая, как на сережином рисунке.



«Подарок»

Вот те раз! Легко стало у мальчика на сердце, не обманул его казак, все ему правильно сказал. Взял он свои бумаги, пошел домой. Хоть бабушка сейчас и ругать будет, но пусть ругает, главное, что ему теперь в глаза мальчишкам будет смотреть не стыдно.

С тех пор мальчишки больше не дразнили Сережу. Дальше всех заплывал он на Донце, первым прыгал через канавы да защищал всех маленьких и слабых, кого обижали. А еще постоянно альбомчик носил он с собой небольшой и все зарисовывал: вот облако проплывает над струящимся вдаль Донцом, вот отплывают от берега рыбаки, а их лодка разворачивается по течению, вот пологий правый берег и спускающийся к нему молодой лесок, вот невдалеке под густыми, могучими вязами лениво бродят коровы, вот пастух овец собирает...



«Казачья левада» 1893
Харьковский художественный музей

Все рисовал Сережа: и ветряные мельницы, и большой выводок индюков, важно прогуливавшихся на лужайке. Да так наловчился, что стали говорить про него, что у него талант к художеству.

Прошло много лет. Сережа вырос. Окончил занятия в пейзажной мастерской Петербургской академии художеств. Стал известным живописцем. Побывал в Париже, ездил в Испанию, Англию,
Италию. Как художник он получил европейское признание: его работы принимались на выставки
парижских салонов без жюри.


Утро в Безансоне. Франция. 1886- 1888 гг.
Харьковский художественный музей

Но не было для него милее родного края. Он любил его красоту, его природу и особенно песни.
Песен - и русских, и украинских он знал великое множество, часто пел их, подыгрывая себе на
бандуре. А пейзажи писал под игру и напевы кобзарей.

«Миниатюрными жемчужинами» называла некоторые его работы русская критика. А известный
знаток и коллекционер живописи П. Третьяков приобрел несколько его произведений в свою коллекцию. И говорил про него Третьяков, что это смелый художник, экспериментировать не боится.

Васильковский использовал для своих миниатюр необычную технологию: брал деревянную дощечку, промасливал и писал густыми мазками, кисти брал покрупнее да потверже. Когда краски высыхали, шлифовал мазки пемзой и снова прописывал пейзаж тоненькой кистью.

А еще любил Сергей Иванович Васильковский писать картины об истории своего казацкого края. О том, как казаки воюют, или о том, как казаки отдыхают, или о том, как казаки с родным домом прощаются...

Тысячу триста сорок восемь своих произведений завещал Сергей Иванович Васильковский Харьковскому художественному музею, а также большую сумму денег на новые приобретения. Широкой души был человек.



«Запорожец в дозоре»
Одесский художественный музей

А однажды он решил изобразить и своего удивительного знакомого - казака, который в детстве помог ему все свои страхи преодолеть и человеком стать. Он написал его верхом на коне, в широченных красных шароварах, в сдвинутой на затылок шапке, с саблей на поясе. Замер казак
среди великого степного простора, и летят над ним огромные облака, озаренные закатным солнцем. Очень красивая получилась картина.



«Весенний день на Украине»
Ставропольский краевой музей изобразительных искусств



«Украинский пейзаж»
Государственный Русский музей


«Деревенская улица»
Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник



«На охоте»
Севастопольский художественный музей им. П.М.Крошицкого



«Окраины Полтавы» 1893
Государственный Литературный музей



«Полтавщина. Тихий вечер» 1890-е
Государственный Литературный музей


«Чумацкий Ромодановский шлях»
1890-е


«Мельницы»

Согласно истории, как-то к маленькому мальчику Сереже Аксакову пришла перед сном ключница Пелагея, села у печки, подперев голову одной рукой и начала свой рассказ: "В некиим царстве, в некиим государстве жил-был богатый купец, именитый человек...

Да, ключница была в действительности.
Она была крепостной крестянкой. В юности во времена Пугачевского бунта со своим отцом она бежала от жестокого обращения своего хозяина-помещика Алакаева из Оренбурга в Астрахань. В родные места вернулась только через двадцать лет после смерти барина Ключница Пелагея - прислуга в поместье Аксаковых, следила за хозяйством в доме. У нее были все ключи от кладовых. Очень часто ее приглашали в дом, для того чтобы рассказала сказки перед сном для маленького мальчика Она была великая мастерица рассказывать сказки. Сергей очень любил сказку "Аленький цветочек". Он слышал ее в продолжение нескольких лет не один десяток раз, потому что она очень ему нравилась. Впоследствии выучил ее наизусть и сам рассказывал со всеми прибаутками.

Сказку "Аленький цветочек" многие из нас знают, как народную.

Откуда берутся сказки

  • Самый первый сочинитель.
  • Человек, который записал сказку.

У народной сказки тоже есть сочинитель, это тот, кто самый первый ее сочинил, и от которого ее узнали наши прабабушки и прадедушки.

Так кто же ее придумал? Каким образом она сохранилась до наших дней?

Но это же очень просто. Все знают, что ее автор Сергей Тимофеевич Аксаков.

Но это немного не так. Он только воспроизвел старинный рассказ.

В книге Сергея Тимофеевича Аксакова "Детские годы Багрова-внука", в самом конце, размещена сказка "Аленький цветочек". Но Аксаков не сочинял ее, а только припомнил ее, чтобы воскресить и донести до нас.

В ее заглавии упоминается о ключнице Пелагее.
Кто же она, эта женщина, поведавшая это полюбившееся предание? Была ли она на самом деле?

Что известно о ключнице Пелагее

  • Кем работала крестьянка Пелагея у Аксаковых?
  • Что еще она делала в семье?
  • Чему научился у нее Сергей Тимофеевич?

До нас дошли сведения, что Пелагея была крепостной и в семье Аксаковых выполняла большую и важную работу. Она следила за порядком в хозяйстве, за амбарами и кладовыми. А еще ее часто приглашали в дом, где долгими осенними и зимними вечерами она рассказывала сказки. Она была хорошей сказочницей, рассказывала очень хорошо и интересно, и знала очень много разных сказок со всего света.

Все вместе любили они слушать сказочницу, а маленькому Сереже особенно запомнилась история про аленький цветочек. Он даже мог сам ее рассказать тем, кто хотел ее услышать. Он вырос, стал писателем, но часто вспоминал о добром старинном сказании и то, как он рассказывал его в детстве, подражая Пелагее и ее шуткам и присказкам.

Мудрая Пелагея научила Сергея Тимофеевича Аксакова любить природу и народное искусство России, и работая над книгой воспоминаний о своей семье и русской жизни тех лет, он восстановил и эту почти забытую сказку.
.
Он дал ей второе рождение и новую долгую жизнь. Много поколений людей росло с ней, но сказка до сих пор любима.