Как учительница английского языка стала мировой артисткой бурлеска. “В российском бурлеске главное, чтобы телочки были красивыми и поменьше улыбались” Насколько ты обнажаешься на шоу

О бнаженные женщины в блестках и с помпончиками на груди. Со стороны бурлеск выглядит почти как стриптиз. На самом деле, это феминистическое шоу, торжество женской красоты во всех ее проявлениях. Артистке бурлеска вовсе не нужно быть такой, как Дита Фон Тиз. Здесь имеет значение размер харизмы, а не груди, а соленая шутка ценится больше, чем умение изгибаться телом. Впрочем, как всегда, есть исключения. Поговорили с (@anjapavlova) о патриархальной морали и восприятии женского тела в России.

ОБ СТАНДАРТАХ И ТЕЛОЧКАХ

CILANTRO: Я прочитала в твоих интервью несколько совершенно разных истории о том, как ты пришла в бурлеск.

Аня: Каждый раз придумываю новые, иначе скучно. Я была кокетливой девочкой, мне всегда хотелось быть красивой. Училась в школе, где у всех детей родители принадлежали к среднему классу. А моя семья – нет. И чтобы выделиться, я начала одеваться в бабушкины винтажные платья, придумывала ретро-истории. Лет в 20 попала на танцы и поняла, что хочу заниматься ими профессионально. Но как? И тут совершенно случайно наткнулась на видео бурлеска, и что-то внутри щелкнуло, все совпало.

Помнишь свое первое шоу?

Да. Совершенно жуткий ресторан в Москве, я очень волновалась. В первом ряду за столиком сидела девочка моего возраста, которая широко улыбалась и добродушно смеялась. Я подумала: “Если есть такие люди в зале, то все в порядке”.

В первый раз даже не раздевалась. Танцевала под песню Peggy Lee I’ve got the world on a string” . Исполнила четырехминутный танец, расплакалась и ушла.

“Расплакалась и ушла” – это фигура речи или на самом деле так было?

Это от эмоций, я сильно смутилась. И первые года полтора, как и у всех, наверное, творческих людей, был огромный разрыв между тем, кем тебе хочется быть и тем, что ты из себя представляешь. Это очень болезненно. Хорошо помню, как переживала, что я толстая и т.д. Пока не попала в Штаты.

Какие в России требования к артистке бурлеска? Хотят красивую телочку?

Конечно. В Европе и в России в частности в бурлеске ценится классическая ретро-прелесть. Хотят очень красивых телочек, при этом чтобы те поменьше улыбались, особенно в России, где смешно значит как-то не очень.

В России бурлеск – коммерческая история, мы выступаем в первую очередь на корпоративах. И если ты хочешь зарабатывать, то должен соответствовать журнальным идеалам красоты. Хотя, если подумать, мало кто из современных звезд бурлеска стремится к модельной внешности, потому что она сексуально не очень привлекательна.

В Америке ты либо представляешь собой красивую картинку, либо ты безумно артистически яркий и запоминающийся персонаж, как например, Dirty Martini, которую снимал Карл Лагерфельд для Chanel.

Но в России да, я толстая. Люблю про это почитать комментарии в интернете.

Dirty Martini в кампании Chanel

dita

Дита Фон Тиз

Я читала, ты в какой-то момент похудела.

Очень сильно, килограмм на 10. Не от хорошей жизни. У меня была сильная депрессия, я просто перестала есть. Естественно, потом набрала. Вышла из кризиса обновленным человеком.

И какое тело тебе нравится больше?

Три года назад я весила 70 кг, сейчас – 58. И то, и другое – хорошо. Потому что это мое тело. Потому что из отношения к телу как к материалу, из которого можно что-то сделать, еще ничего путного не выходило. Я люблю себя абсолютно любую. И бурлеск в этом плане очень помогает: смотрю и понимаю, какие мы все разные. Среди моих коллег есть и худые, подтянутые девушки с огромной силиконовой грудью, есть и полные, мягкие, естественные. Успех артиста не зависит от размеров.

ОБ ОБНАЖЕНИИ

Насколько ты обнажаешься на шоу?

Насколько позволяет жанр бурлеска. Всегда маленькие трусики и пэстис – наклейки на грудь. В какой-то момент они стали визитной карточкой бурлеска, а изначально были связаны с представлениями об условных приличиях. Ты можешь сказать в любой момент: “Простите, конечно, но я не голая!” Но, например, я выступала на свадьбе у друзей, и, естественно, голенькой там не танцевала. Для таких случаев у меня есть вариант в нижнем белье.

Как часто ты сталкиваешься с негативом, когда говоришь о своей профессии?

Только в России. И в России – практически всегда. Недавно после шоу подошли люди и говорят: “То, что вы делаете – пОшло. Если бы вы не раздевались или танцевали бы менее вульгарно, то, может быть, еще бы пошлО”. И я думаю: “Эти люди заплатили деньги, знали, что будет и все равно осуждают”. Мне было так смешно. Негатива много, особенно от мужчин.

Как ты думаешь, почему это происходит?

Причина в патриархальной морали, которая подразумевает, что женская сексуальность должна санкционироваться мужчиной. Это во-первых. А во-вторых, есть такая вещь, как репутация женщины: как же так, ты танцуешь голой – тебя никто замуж не возьмет. Самое смешное, что бурлеск в основном семейный бизнес, большинство моих коллег замужем, некоторые уже с детьми.

О СОМНЕНИЯХ

То есть ты, скорее, сталкиваешься с осуждением, чем с попытками увезти тебя куда-то в ночь?

Да. Попытки увезти куда-то в ночь не работают вовсе, давать этому отпор учишься в первую очередь. Пару раз ко мне подкатывали люди с непристойными предложениями, но, как и любая нормальная женщина, я достаточно рано научилась говорить “нет”. А познакомиться… Со мной на улице, наверное, знакомятся чаще, чем после шоу.

После выступления актрисы бурлеска обычно общаются с посетителями заведения. О чем вы говорите?

Мы общаемся, потому что это весело и приятно, а не потому что это требуется по контракту. Сначала обычно благодарят. А дальше может быть все, что угодно. У меня, например, есть в Берлине знакомые, семейная пара, наверное, возраста моих родителей. Они переехали из Австралии с взрослыми детьми. Приходят на шоу раз в несколько месяцев, рассказывают, как их дети, какая у них квартира, показывают фотографии.

Есть ли у тебя какое-то заготовленное объяснение, что такое бурлеск, человеку, который вообще не знает, ни разу не слышал?

Да, это кабаре. Люди сразу: “А, ну понятно”. В России я даже и не говорю “бурлеск”, потому что людям сложно. На самом деле кабаре – это просто более широкий термин.

Всегда, когда я разговариваю про бурлеск с русскоязычными людьми, мне хочется сказать, но я не знаю, как правильно это сделать: “В бурлеске нет ничего сомнительного. Это такое же искусство, как, может быть, комедия”.

Потому что спрашивают: а как же репутация, что твои родители думают, как мама относится. И эти вопросы есть, потому что я раздеваюсь на людях.

Мне год за годом приходилось самой себе отвечать на эти вопросы, на эти сомнения, потом что даже мама, которая моя главная фанатка, говорила: “Слушай, может, ты чем-нибудь нормальным уже займешься?” В Европе и Америке это социально приемлимо, а в России как-то все зажато и уныло.

Когда в дело вступает сексуальность, даже в такой игровой форме, как бурлеск сразу начинаются вопросы. Хочется, чтобы их со временем становилось все меньше, хотя бы у самих девочек, которые хотят этим заниматься.

Я надеюсь, когда нибудь люди, особенно в России, поймут, что можно делать абсолютно все, что хочется. И нет ничего плохого в том, чтобы быть артисткой бурлеска, нет ничего странного. Ведь в том, чтобы быть певицей, ничего странного нет. В том, чтобы быть комиком или выступать в цирке – тоже.

Photo: Аня Павлова, Chanel, The Same Anna Photo, Rica Rosa

Мировая звезда бурлеска, русская Дита фон Тиз, Мата Хари XXI века - так называют Анну Павлову, москвичку, которая десять лет назад предпочла гуманитарным наукам танцы и отправилась покорять Америку и Европу с чемоданом блестящих платьев. 7 и 8 марта артистка выступает со своим шоу Ladies Of Burlesque в Москве. А в интервью InStyle рассказывает, почему бурлеск - это искусство умных и красивых женщин.

В ботфортах Christian Louboutin, серьгах HStern, браслетах и кольцах Dior, костюм - собственность героини

Как девушка с дипломом факультета философии МГУ пришла в бурлеск? Когда я окончила МГУ и недолго проработала учительницей английского языка в школе, то подумала: «Боже, я была умной всю жизнь - хочу быть красивой!» Оказалось, можно совмещать оба этих качества и даже иметь собственное шоу. Я всегда хотела быть артисткой и постепенно к этому шла. Сначала научилась шить костюмы, потом танцевать в них, а в прошлом году представила свое шоу Ladies of Burlesque в Москве. И, кроме того, я всю жизнь восхищалась женщинами. А бурлеск - это женская среда. Здесь женщины-артисты, женщины-продюсеры, женщины-фотографы и женщины-зрители. На 60 зрителей приходится всего около 10 мужчин.

А как все начиналось? Помните свое первое выступление? Помню, оно прошло в жутком ресторане на Тульской. Там была такая дыра в полу на сцене, что я только и думала, как бы в нее не провалиться. Но как бы ни было сложно - а было и сложно, и противно, и невыносимо тяжело физически, - желание дать людям радость побеждало. Люди ведь приходят на бурлеск-шоу за женской красотой - это язык, на котором говорят все, независимо от возраста, сексуальной ориентации, национальности.

Как в Москве принимают ваше шоу? Московская публика очень избалованная, потому что здесь есть все: прекрасный балет, концерты, шоу высокого уровня. С другой стороны, для Москвы бурлеск - это новый жанр. Наше шоу - очень камерное, зрители сидят в 30 сантиметрах от сцены, они слышат, как я дышу! Москвичи пока не привыкли к такой интимности. Уже год я живу в Берлине и могу сказать, что европейская публика более расслабленная и не такая требовательная. В Европе последние десять лет бурлеск на безумном подъеме. А в России шоу есть только в Москве, Питере и Красноярске.

Как-то вы сказали, что для того чтобы заниматься бурлеском, нужен хороший капитал. Верхний порог финансовых вложений действительно не ограничен, но главное, чтобы костюм выглядел так, будто его нельзя купить в магазине. Он должен смотреться роскошно и богато, при этом «богато» - не значит дорого. Для своего первого выступления в 2009 году я просто купила платье в H&M и расшила его стразами и блестками. И, да, красота в бурлеске - это не обязательно юная красотка с пухлыми губами. Хороший вкус и харизма - вот что важно.

А что в вашем понимании хороший вкус? Постоянство. Когда-то я ужасно любила японскую моду, затем стиль готической лолиты и винтаж. Но в итоге пришла к тому, что всегда ношу только черное. И обожаю Рика Оуэнса и Вивьен Вествуд!

Можно ли назвать бурлеск искусством? Да, и это абсолютно самобытный жанр. Никто не пользуется услугами хореографов, режиссеров, каждая артистка сама придумывает себе историю, образ и стиль. Мой стиль - «Русские сезоны», Belle Époque, 1920-е, я все это обожаю. Бурлеск - это искусство быть экстравагантным, но при этом не вульгарным. Это искусство, в котором ты можешь быть красивой на своих правилах. И, конечно, бурлеск - для трудоголиков. Я работаю семь дней в неделю. В английском есть понятие: overachiever. Это когда нужно постоянно превосходить самого себя. Вот я такая.

На каких женщин, по-вашему, стоит равняться? Я лично восхищаюсь Мадонной, хотя никогда не была поклонницей ее творчества. Сколько ей лет? Почти 60! А она все еще работает, как сумасшедшая, постоянно меняется и остается модной. Ее желание всегда идти в ногу со временем мне очень нравится.

А что вообще сейчас значит быть сильной женщиной? Я думаю, это свобода открыто и честно совершать выбор и чувствовать себя комфортно в этом выборе. Если женщина хочет сидеть дома с детьми и реализовывать себя через них - это тоже проявление силы, потому что это ее выбор. И она не обязана при этом быть финансово независимой. До 23 лет я больше всего боялась, что никогда не выйду замуж, просыпалась ночью и думала: «Боже, а вдруг я умру в одиночестве?». Потом мама меня спросила: «Ты чем вообще хочешь заниматься?» Я ответила: «Хочу танцевать». «Так давай, танцуй!» - сказала мама. И я поняла: ну не выйду замуж - и ладно, главное, что буду счастлива на своих правилах! Я стала заниматься бурлеском, и поначалу все смотрели на меня, как на сумасшедшую, а теперь я даю интервью, а на мое шоу приходят люди приличного достатка и с хорошим образованием. И это та публика, с которой я хочу и дальше себя ассоциировать.

Текст: Злата Фетисова

Стиль: Мадина Алиева

В этом выпуске говорит танцовщица кабаре Аня Павлова.

С такой работой, как моя, каждый день не похож на предыдущий. Ты можешь провести 15 часов за столом, работая над костюмом, или весь день в танцевальной студии, или полтора суток в дороге. Например, в пятницу проснуться в 4:45 утра в Москве, позавтракать, закрыть чемоданы, доехать до аэропорта. В 9 утра очнуться в Берлине, получить багаж, пересесть на городскую электричку с двумя чемоданами костюмов. В 11 сесть на автобус до Гамбурга вместе с коллегой. В 15:30 оказаться в Гамбурге на автовокзале, наконец пообедать и поспать час на стуле, ожидая машины, которая повезёт тебя дальше. В 18 часов доехать до Любека, выгрузить из машины чемоданы, зайти в клуб, разложить и отпарить костюмы, накраситься и несколько часов бороться со сном, ожидая начала шоу. В 23 часа выйти на сцену в первый раз, в 2 часа ночи — в последний. В перерыве немного потанцевать и поболтать со зрителями. В 3 часа ночи сесть в машину, вернуться в Гамбург к 4:30. Достать из чемодана и повесить проветриться костюмы, наконец поужинать и принять душ. Около 6 часов утра субботы по Гамбургу наконец лечь спать.

Как, кажется, все советские девочки, я долгое время очень хотела быть балериной. Потом оперной певицей. Потом посмотрела сериал про космос и очень хотела стать пилотом, но кто-то сказал, что девочек не берут в ВВС. Потом начала шить платья куклам и подумала, что, в сущности, неплохо было бы зарабатывать на жизнь тем, чтобы делать наряды для принцесс.

Обычно я говорю, что танцую в кабаре, как в фильме с Лайзой Минелли или в фильме “Мулен Руж”. Это не вполне правда, потому что выступать приходится в очень разных местах, но к чему лишние подробности?

С подросткового возраста я интересовалась ретро-культурой и носила винтажную одежду , и постепенно достаточно органично пришла к тому, что в 20 лет начала танцевать свинговые танцы. А ещё я обожала фильм “Мулен Руж”. Поэтому, когда я увидела первое своё видео с бурлеск-шоу в 2009 году, я поняла, что пропала навсегда. Кроме выступлений, я делаю костюмы на заказ, преподаю в группах и один на один, работаю стилистом на фотосъёмках. В комплексе это даёт неплохой доход. О сбережениях и отпуске речи, конечно, не идёт, но возможности для роста в этой сфере достаточно велики: посмотрите на Диту фон Тиз, которая пишет книги, выпускает под своим именем одежду и сотрудничает с брендами масштаба Cointreau.

Самое простое в карьере бурлеск-звезды — это то, что ты ни от кого не зависишь , сам составляешь себе график выступлений и мастер-классов, сам понимаешь, сколько выходных можешь взять в этом месяце и так далее. Также то, что частью этой работы является отличный внешний вид — я могу днём во вторник, допустим, сидеть в маникюрном салоне и с радостью понимать, что это нужно не только для удовольствия, но и для работы.

Самое сложное — что всё зависит только от тебя . Нужно очень любить бурлеск, чтобы легко переживать долгие часы в дороге, тяжеленные чемоданы, необходимость инвестировать большое количество времени, сил и главное денег в новые костюмы и реквизит. А ещё в конечном итоге ты проводишь достаточно большую часть времени наедине с собой — нужно быть очень самодостаточным.

Сложно себе представить, кем бы я была без бурлеска , но думаю, что желание делать что-то красивое своими руками, всё-таки, преодолеть было бы сложнее всего. Думаю, я была бы театральным костюмером. Или занималась бы гендерными исследованиями, потому что после бурлеска именно это интересует меня больше всего.

Бурлеск — это абсолютная женственность, возведённая в искусство , но при этом на совершенно своих правилах.

В общем-то мне платят деньги за то, что я — красивая женщина, но в отличие от, например, модельного бизнеса, я сама определяю, какой будет эта красота.

Среди кабаре-артистов достаточно много и полных, и худых, и покрытых татуировками, и со всеми возможными цветами волос, и совсем молоденьких, и старше 40 — красота на любой вкус, совсем как в реальном мире. Говорят, что в зрительском зале на бурлеск-шоу женщин больше, чем мужчин, и чаще всего это правда — женщины приходят не только за развлечением, но и чтобы посмотреть на таких же, как они, реальных людей, которые преподносят себя, как очень красивых. Это невероятное чувство.

С другой стороны, бурлеск, как бы прекрасен он ни был — это шоу-бизнес, и иногда приходится работать с очень неприятными людьми. К сожалению, для некоторых мужчин-продюсеров или заказчиков шоу молодая женщина-танцовщица — это товар, который, кажется, будет доступен, стоит только назвать цену. Это можно игнорировать и пережить, но первые несколько столкновений с суровой реальностью были довольно болезненны.

На данный момент в Украине нет бурлеск-шоу (за исключением нескольких, которые мы делали вместе с киевским Ретро Круизом), и публика пока не очень понимает, что это такое, потому что исторически этого жанра никогда не было, как и в России, откуда я родом. Но в 2016 году я открываю в Киеве

О решении стать артисткой бурлеска

В детстве я занималась балетом, но с ним у меня не заладилось. Потом я училась в музыкальной школе, а после 11-го класса поступила на философский факультет МГУ. В 2010 году я защитила диплом по специальности «философия религии и религиоведение», но это была ошибка юности: уже к 3-му курсу стало ясно, что я не буду связывать с этим жизнь.

После окончания университета я полтора года работала учительницей английского языка в школе. Тогда же мне случайно стала попадаться всякая информация по бурлеску. Я всегда интересовалась историей моды и кино, джазовой музыкой, кабаре и вдруг поймала себя на мысли, что мне бы очень хотелось в этом быть, потому что бурлеск - это красиво и он никак не сочетается с представлениями о том, что женщина должна сидеть дома и воспитывать детей.

Я стала читать о бурлеске, а еще я много путешествовала и во всех поездках старалась находить мастер-классы, заказывала обучающие DVD от ведущих школ, смотрела ролики в ютьюбе по теме. В общем, учила себя сама. Тогда в России было мало артисток, да и сейчас на всю страну наберется человек 15. Школ не было никаких, шоу - почти тоже. Свою карьеру в бурлеске я начала с преподавания. В 2011 году набрала первую группу в Москве, и это было потрясением, потому что на первое занятие пришли сорок человек. Днем я работала в школе, вечерами преподавала бурлеск. Моя первая группа прожила полтора года: я вела хореографию, еще мы изучали бурлеск как культурный феномен.

Бурлеск в современном видении - это искусство, которое экспериментирует с архетипами в отношении гендера и сексуальности

Потом я поняла, что если буду дальше работать учительницей, вся моя жизнь будет предсказуемой вплоть до пенсии. А если я попробую оставить этот понятный сценарий, то никто не знает, куда меня занесет. Первые несколько лет я выступала в Москве на корпоративах и в ресторанах - это было не очень весело, но хотя бы что-то.

Потом я жила полгода в Америке, затем в Киеве, а дальше я путешествовала. Четыре месяца назад я переехала жить в Берлин. Мои перемещения связаны с тем, что за границей больше возможностей для роста. Здесь можно сделать бурлеск своей карьерой. В Берлине очень большое сообщество артистов бурлеска - дружелюбное и открытое. Сейчас я выступаю от двух до четырех раз в неделю, больше не могу физически. В этом году я была с выступлением даже в Ливане - говорят, это было первое бурлеск-шоу в истории страны. За последние пять лет я была в большинстве стран Европы, а также много выступала в Сан-Франциско, когда жила там. В бурлеск-карьере мне больше всего помог английский язык: я учила его с трех лет, мои родители обращали на это внимание - и в конечном счете это помогло мне вписаться в мировое сообщество.

Что такое бурлеск

Бурлеск зародился в 1860–1870-х годах в Америке как сатирический театр - это примерно то, что сейчас называется стендап-комедией. Сначала это были злободневные спектакли на античные сюжеты, и главная особенность заключалась в том, что спектакли разыгрывались только женщинами. В конце XIX века женщина должна была молча сидеть дома, рожать детей и не вмешиваться в общественную жизнь. А артистки бурлеск-театра выходили на сцену, были очень смешными, остроумными и, может быть, агрессивными - это был огромный прорыв. С конца XIX века и до середины 1960-х годов бурлеск прошел путь от сатирического театра с большими шоу до стриптиза, но и тогда это происходило под музыку, с использованием сложного реквизита и костюмов. К 1970-м годам бурлеск закончился, потому что появились стриптиз-клубы. Где-то после 90-х бурлеск вернулся, превратившись из стриптиз-направления в феминистическое искусство, где 70% аудитории - всегда женщины. И это тот бурлеск, которым занимаюсь я.

Многие номера бурлеска неприятно смотреть

Есть классический бурлеск, который состоит из корсетов, страз, крупного реквизита, укладки. И есть необурлеск, который больше имеет дело с комедией или каким-то шоковым фактором. Эстетика танца может быть абсолютно любой, музыка тоже. В этом магия бурлеска - им может быть все что угодно, если артист снимает с себя одежду или надевает ее (это называется обратный стриптиз). Бурлеск в современном видении - это искусство, которое экспериментирует с архетипами в отношении гендера и сексуальности. В XXI веке появился мужской бурлеск, и сейчас артистка или артист могут наряжаться как угодно - в костюмы чайника или кирпича. Есть совершенно потрясающий номер ЛГБТ-артистки, где она одета в розовый треугольник, и даже если ты не понимаешь, о чем речь, он очень трогательный. А те, кто понимает, плачут в конце.


Бурлеск - это не объективация, а секс-позитив. Во-первых, в бурлеске никто не бывает полностью голым: всегда есть наклейки на соски и маленькие трусы, это правило любого шоу. Во-вторых, стриптиз - это сервис, на него идут, когда хотят увидеть обнаженное тело. И он как раз имеет дело с объективацией. Многие номера бурлеска неприятно смотреть: они могут быть экспериментальными, грустными, агрессивными. Бурлеск позволяет играть по собственным правилам и проявлять визуальную составляющую своей сексуальности в каком-то собственном стиле. Для меня это очень эмоционально, трогательно, мечтательно и радостно. Для кого-то - более агрессивно, томно, трагично или смешно. И это очень личный жанр. В бурлеске ни у кого нет хореографа, дизайнера костюмов, агента. Все делаем сами.

Кто может выступать в бурлеске

Артистом или артисткой бурлеска может стать кто угодно. Нужны две вещи: хороший вкус и стартовый капитал. Бурлеск - это не только танец. Если ты очень плохо танцуешь, но при этом можешь хорошо шутить, ты можешь одновременно шутить и раздеваться. Если ты поешь, ты можешь петь и раздеваться. Главное - это харизма. Но, не буду врать, на профессиональном уровне этим могут заниматься не все.

У меня, например, нет специальной хореографической подготовки, но я танцую. А еще для меня это история, рассказанная через костюм и форму тела, которая скрывается под нарядом. У меня есть номер, который я делала на волне своего увлечения Львом Бакстом: два года назад было как раз 150-летие со дня его рождения. Он начинается с того, что я стою в большом бесформенном пальто-коконе начала XX века - и тела вообще нет. Снимается пальто, и под ним - бесформенное платье. А внутри - полностью вышитый костюм в стиле сценических костюмов Маты ХариИсполнительница экзотических танцев и куртизанка. Была широко известна в Европе как танцовщица «восточного стиля» . В финале появляется большой светящийся шар, который в какой-то момент становится единственным источником света в зале. Луна всегда была символом женственности, а вся история - о том, как ты постепенно влюбляешься в свое женское начало. Я придумала этот номер, когда познакомилась со своим будущим мужем. Таким образом я переживала свою хрупкую влюбленность.


Как устроено бурлеск-шоу и сколько все стоит

Как правило, в одну программу включены номера нескольких артистов - это то, что называется варьете. Выступают от двух до шести человек, каждый из которых показывает от одного до трех номеров. Одно шоу длится от сорока минут до двух с половиной часов, а номер идет от трех с половиной до восьми минут. Сейчас у меня шесть номеров, не считая случаев, когда меня просят на корпоративе потанцевать с веерами. Но я часто меняю музыку, потому что неинтересно танцевать под одно и то же.

Обычно есть конферансье, а также особенный человек для всех бурлеск-шоу - stage kitten, который собирает детали костюмов, оставленные на сцене. Шоу может проходить где угодно: я выступала и в театре на 750 человек, и в барах на 30. Бурлеск работает почти в любом помещении. Я также выступала в Штатах на девичниках дома.

У всех есть целлюлит, и мы носим его с гордостью

Бурлеск - дорогое занятие. Выступление должно выглядеть шикарно, а для этого нужно тратить много денег на костюмы, реквизит и макияж. Мои костюмы стоят от 700 до 2000 евро за один. Чем больше ты вкладываешь, тем больше тебе готовы платить. Все костюмы я делаю сама, но материалы стоят очень дорого. Страусиные перья не могут быть дешевыми. Многие шьют костюмы сами, но это совершенно необязательно, некоторые делают их на заказ, и это не считается чем-то позорным. Я, например, делаю костюмы и для других артистов. Один костюм изготавливается от двух дней до двух с половиной лет. Мой «Бакст» - это 200 часов только вышивания бисером. Всего у меня семь костюмов, сейчас я делаю восьмой.

Артист бурлеска - это фрилансер. Очень редко ты берешь джекпот и начинаешь работать в большом варьете по контракту, но тогда ты два года танцуешь одно и то же каждый вечер. Я не знаю никого, кто зарабатывал бы безумные деньги. Разве что Дита фон ТизАмериканская артистка бурлеска , но она - бизнес-империя. Благодаря тому, что она очень талантливая артистка, она может зарабатывать на продаже белья и других сопутствующих товаров. Но если ты много работаешь, ты можешь вполне прилично жить. Это мой единственный источник заработка.

О возрасте и красоте в бурлеске

В понимании большинства россиян ты женщина до 30 лет, а дальше - все. На днях мне исполняется 30 лет, и я одна из самых младших артисток среди коллег. Средний возраст артистки бурлеска - это 33–42 года. Есть и те, кто выступает в 50, 60 и 80 лет.

Многие знакомые пытались устроить меня на работу секретарем, репетитором, переводчиком, хотя я прилично зарабатывала и была успешной

У всех есть целлюлит, и мы . Из-за целлюлита тебя не будут меньше любить, но публика не простит, если ты не будешь выкладываться на 100%. Мы не скрываем растяжки, родинки, татуировки. Твоя состоятельность зависит не от молодости и худобы, а скорее от внутреннего ощущения себя. У нас много полных артисток и совсем худышек, которые имеют совершенно потрясающую харизму. А на очень красивую девушку может быть очень скучно смотреть.

Бурлеск преимущественно сделан женщинами для женщин. Сообщество на 70% состоит из женщин, на 25% - из мужчин-гомосексуалов и на 5% - из мужчин-натуралов. И, например, скандалы с в бурлеске почти невозможны, потому что в этом случае человек сразу покинет индустрию. И смотрят нас в основном женщины, потому что они ощущают похожесть. Иногда это возможность увидеть версию себя: «Они такие же, как я, с целлюлитом, но красивые и уверенные в себе».

О реакции общественности

Иногда, если меня спрашивают, чем я занимаюсь, я говорю, что танцую в варьете. Люди не знают, что это такое, и боятся показаться необразованными. Творческие профессии не всегда понятны. Моим друзьям-фотографам, художникам, дизайнерам часто говорят, что это пройдет, что это ерунда, а вот выйдешь замуж - и все станет нормально. Многие знакомые пытались устроить меня на работу секретарем, репетитором, переводчиком, хотя на тот момент я уже прилично зарабатывала и была успешной.


Мне повезло с тем, что семья меня очень поддерживает. Мама собирает все мои фотографии и интервью в специальную папку, а бабушка с тетей звонят и говорят: «У тебя не очень удачная помада на фотографии, мы купим тебе другую». Когда я бываю в Москве, мама ходит на все мои выступления. На последнем (это бурлеск-шоу, которое я основала) у нас был стол с мамами: они сидели в первом ряду и смотрели на нас влюбленными глазами.

Людей, которые считают бурлеск чем-то недостойным, я от себя изолировала. Многие мои коллеги сталкиваются с непониманием. И это очень больно и сложно. Но такие люди просто должны посмотреть шоу, чтобы понять, что в этом нет ничего вульгарного. Точнее, оно может быть вульгарным, но это осознанно, это творческий выбор.

В свое время я выслушала много ерунды от незнакомых мужчин, которые мне рассказывали, что запретили бы заниматься бурлеском своей девушке. Я отвечала: «Мне очень жаль твою девушку». Я знаю нескольких артисток, которым . Для меня ситуация, когда бойфренд или муж не разрешали бы мне чем-то заниматься, закончилась бы тем, что у меня не стало бы бойфренда или мужа.

Бурлеск имеет более чем полувековую историю игнорирования патриархальных ценностей

С будущим мужем мы познакомились на моем шоу в Швейцарии. Он пришел на бурлеск-шоу впервые, а после выступления подошел познакомиться - и оказался очень приятным человеком. Потом он ездил за мной по всей Европе, потому что я-то стреляный воробей, ко мне все время кто-то подходит знакомиться. Но я сдалась через полтора месяца. Сейчас он ходит со мной на шоу, дружит с моими коллегами. У нас есть целая группа поддержки бурлеск- мужей. В России тоже такое возможно, потому что любовь есть везде.

Бурлеск имеет многолетнюю историю борьбы с патриархатом. В 50-е годы в Америке ты могла быть разве что продавщицей, секретаршей, медсестрой или примерной женой и матерью. А артистки бурлеска ездили по всей стране, зарабатывали огромные деньги, спали с кем хотели и были абсолютно независимы. Они жили прекрасной и абсолютно невозможной по тогдашним меркам жизнью. В общем, бурлеск имеет более чем полувековую историю игнорирования патриархальных ценностей.

Сейчас я гораздо счастливее, чем раньше, так как знаю, что можно быть собой, заниматься любимым делом. Я никогда не думала, что смогу так много работать и настолько сильно посвящать себя именно делу. Я стала осознаннее в том, с кем дружу. Еще я стала гораздо более принципиальной в общении с мужчинами.