Какое событие произошло в 1940 году. Советско-финская война. Плохо учился, в разведчики не сгодился

У жителей современной России, Афганистан, как правило, ассоциируется с боевыми действиями СССР в восьмидесятых годах прошлого века. Тем не менее, представители советской разведки в Афганистане работали на протяжении всего XX столетия. Многие из них оказались в плену, но русские, как известно своих на войне не бросают.

Плохо учился, в разведчики не сгодился

В разведотделе Туркестанского военного округа после Великой Отечественной войны с профессиональными кадрами было туго. С другой стороны было проблем с внедрением. По обе стороны границы жили близкие друг другу народности: узбеки, таджики, туркмены. Не удивительно, что разведчиков-нелегалов для работы в Афганистане подбирали в основном в среднеазиатских республиках СССР. После укоренного обучения азам разведывательной работы: умению работать с шифрами, кодами, пользоваться рацией, нелегалы забрасывались на территорию соседней страны. В Афганистане их основной задачей являлся сбор информации об активности англичан и американцев. Все разведчики в обязательном порядке официально трудоустраивались, для соблюдения конспирации и успешного сбора всех необходимых сведений. Среди советских нелегалов в Афганистане можно было встретить: врачей, учителей, сотрудников государственных учреждений. Правда, власти Афганистана были отлично информированы о присутствии на территории их страны множества иностранных, в том числе советских нелегалов. Чтобы разведчики не растворялись среди местного населения, афганская контрразведка решила отселить население северных пограничных с СССР провинций в отдаленные районы страны. К 1951 году этот план был частично реализован. В северные провинции страны переселили около 10 000 семей пуштунов с юга и юго-востока страны.

Тотальная слежка

Следующим шагом против нелегалов, стало решение о выдаче паспортов жителям страны. Данный шаг позволил в течение короткого времени выявить большое количество людей, по разным причинам находящихся на Афганистана без документов. Списки этих граждан отправили в Кабул. Все лица из списка подверглись тщательной проверке для вынесения окончательного решения по каждому человеку отдельно. При этом вся территория северных провинций находилась под самым пристальным контролем спецслужб, полиции и пограничных комиссаров. Старосты селений обязаны были информировать власти о каждом незнакомце. Тотальная слежка дала, свои плоды. С середины сороковых годов двадцатого века кабульская резидентура регулярно направляла в Москву данные о провалившихся нелегалах. Впрочем, проваливались в основном агенты нелегалы из среднеазиатских республик СССР. В то же время кадровые разведчики работали достаточно успешно. Агенты СССР проникли даже в окружение короля Афганистана Захир Шаха, а также в аппарате МВД страны.

Как спасти нелегала

В открытых источниках встречаются данные, говорящие о том, что в 40-х – 50-х годах в афганских тюрьмах находилось от двадцати до тридцати советских нелегалов. Условия, содержания были жуткими, больше напоминая нахождение в средневековых казематах. Наглядным примером может служить трагическая судьба радистки Мухабат. В тот момент, когда девушка пересекла афганскую границу, ей исполнилось 20 лет. Во время ареста при ней находилась рация, оружие и целый ряд обличающих улик. Отпираться было бесполезно, в итоге разведчица была осуждена на длительный срок заключения. Мухабат оказалась в самом настоящем зиндане – подземной тюрьме за зарешеченным окном вместо крыши. Учитывая большое количество отечественных нелегалов томящихся в афганских тюрьмах, советское правительство не однократно пыталось вести переговоры об их освобождении. Но едва представители СССР заговаривали об этом с официальными лицами Афганистана, как получали резкий отказ. Все изменилось после резкого потепления отношений между странами и приходом нового премьер-министра Мухаммеда Дауда.

Разрядка

К концу пятидесятых годов двадцатого века сложилась парадоксальная ситуация. В Афганистане трудились десятки советских организаций с несколькими тысячами командированных сотрудников. В то же время в тюрьмах страны с середины сороковых годов находилось 16 советских нелегалов. После долгой проработки всех возможных способов их спасения к середине шестидесятых годов в советских спецслужбах было принято решение о проведении операции «Вызволение». К этому времени некоторые из разоблаченных нелегалов успели провести за решеткой более 20 лет. Во время подготовки к операции через агентуру, входившую в окружение короля Захир Шаха, было установлено точное количество нелегалов, томящихся в застенках, состояние их здоровья, а также места заключения. При этом было ясно, что вернуть их на родину без доброй воли короля Афганистана не возможно. Необходимо было, чтобы человек, имеющий моральное влияние на короля, провел с ним соответствующую беседу. Такие люди у советской разведки были. Действовать решили по двум направлениям. Один из агентов СССР, фигурирующий в открытой печати, под именем Хамид провел соответствующую беседу с высокопоставленным чиновником близким к королю. Как опытный юрист он объяснил сановнику, что содержание в тюрьмах советских нелегалов, чей срок заключения давно вышел, не законно. Но, главное, если об этом узнают в Москве, может возникнуть большой международный скандал. Да, и для Афганистана, эти люди, по словам Хамида уже не представляют никакой опасности. Высокопоставленный чиновник изобразил искреннее возмущение подобной ситуацией, отметив, что действительно, открывшись, факт нахождения в тюрьмах советских граждан, бросает тень на короля. Произнеся длинную напыщенную речь, он обещал решить вопрос с освобождением нелегалов, обсудив ситуацию, с королем Захир Шахом. Параллельно почву для принятия нужного решения, готовил второй агент – пожилая женщина под агентурным псевдонимом Марьям имевшая доступ лично к королю. Часто бывавшая в семье Захир Шаха женщина не однократно, как бы, между прочим, возмущалась содержанием в тюрьмах с первых послевоенных лет советских заключенных в жутких условиях. В своих доводах Марьям особенно упирала на то, что заключенные в своей массе мусульмане, и держать их в заключении противоречит принципам этой религии.

Все могут короли

Когда подошло время беседы чиновника с королем, тот уже был настолько хорошо «обработан» домашними беседами с членами семьи и Марьям, что выслушав сановника, согласился с необходимостью срочного освобождения советских нелегалов из тюрем. Он лишь пожурил свое окружение, что те раньше не сообщили ему о подобном возмутительном факте. Хотя на самом деле был в курсе ситуации с советскими нелегалами. Через несколько дней король дал распоряжение тихо и без шума освободить тех из заключенных, которые еще были живы, и переправить их на территорию СССР. Что и было сделано. Операция «Вызволение», прошла успешно. Советские спецслужбы на деле доказали, что умеют проводить операции, когда с помощью мягкой силы, решаются самые сложные вопросы в нужном для их страны русле.

Советско-финская война 1939–40 годов (другое название – Зимняя война ) проходила в период с 30 ноября 1939 по 12 марта 1940 года.

Формальной причиной военных действий послужил так называемый майнильский инцидент – артобстрел с финской территории советских пограничников в деревушке Майнила на Карельском перешейке, произошедший, по заявлению советской стороны, 26 ноября 1939 года. Финская сторона свою причастность к обстрелу категорически отрицала. Через два дня, 28 ноября, СССР денонсировал советско-финляндский пакт о ненападении, заключенный в 1932 году, и 30 ноября начал боевые действия.

Глубинные же причины конфликта основывались на целом ряде факторов, не последним из которых был тот, что в 1918-22 годах Финляндия дважды нападала на территорию РСФСР . По результатам Тартуского мирного договора 1920 года и Московского соглашения о принятии мер по обеспечению неприкосновенности советско-финской границы 1922 года между правительствами РСФСР и Финляндии к Финляндии отошли исконно российские Печенегская область (Петсамо) и часть полуостровов Средний и Рыбачий.

Несмотря на то, что в 1932 году между Финляндией и СССР был подписан Пакт о ненападении, отношения между двумя странами были довольно напряжёнными. В Финляндии опасались, что рано или поздно многократно усилившийся с 1922 года Советский Союз захочет вернуть свои территории, а в СССР боялись, что Финляндия, как и в 1919 году (когда английские торпедные катера атаковали Кронштадт из финских портов), может предоставить свою территорию другой недружественной стране для нападения. Ситуация усугублялась тем, что второй по значимости город СССР – Ленинград – находился всего лишь в 32 километрах от советско-финской границы.

В этот период в Финляндии была запрещена деятельность компартии и были проведены секретные консультации с правительствами Польши и прибалтийских стран о совместных действиях в случае войны с СССР . В 1939 году СССР подписывает с Германией Договор о ненападении, известный также как Пакт Молотова-Риббентропа. В соответствии с секретными протоколами к нему, Финляндия отходит в зону интересов Советского Союза.

В 1938-39 годах в ходе длительных переговоров с Финляндией СССР пытался добиться обмена части Карельского перешейка на вдвое большую по площади, но менее пригодную для сельскохозяйственного использования территорию в Карелии, а также передачи СССР в аренду под военные базы нескольких островов и части полуострова Ханко. Финляндия же, во-первых, не соглашалась с размером отдаваемых ей территорий (не в последнюю очередь из-за нежелания расстаться с построенной в 30-ых годах линией оборонительных укреплений, известной также как Линия Маннергейма (см. и ), а во-вторых, пыталась добиться заключения советско-финского торгового соглашения и права на вооружение демилитаризованных Аландских островов.

Переговоры шли очень тяжело и сопровождались взаимными упреками и обвинениями (см.: ). Последней попыткой было предложение СССР 5 октября 1939 года заключить с Финляндией Пакт о взаимопомощи.

Переговоры затянулись и зашли в тупик. Стороны начали готовиться к войне.

13-14 октября 1939 года в Финляндии была объявлена всеобщая мобилизация. А через две недели, 3 ноября, войска Ленинградского военного округа и Краснознамённого Балтийского флота получили директивы о начале подготовки к боевым действиям. Статья в газете «Правда» за тот же день сообщала, что Советский Союз намерен обеспечить свою безопасность любой ценой. В советской прессе началась массированная антифинская кампания, на которую немедленно откликнулась противоположная сторона.

До Майнильского инцидента, послужившего формальным поводом к войне, оставалось меньше месяца.

Большинство западных и ряд российских исследователей полагают, что обстрел был фикцией – либо его не было вообще, а имели место лишь голословные утверждения наркомата иностранных дел, либо артобстрел был провокацией. Документов, подтверждающих ту или иную версию, не сохранилось. Финляндия предложила совместное расследование инцидента, но советская сторона жёстко отвергла предложение.

Сразу же после начала войны официальные отношения с правительством Рюти были прекращены, а 2 декабря 1939 года СССР подписал договор о взаимопомощи и дружбе с так называемым& «Народным правительством Финляндии» , сформированным из коммунистов и возглавляемым Отто Куусиненом. В то же время в СССР на базе 106-й горнострелковой дивизии начала формироваться «Финская народная армия» из финнов и карелов. Впрочем, в боевых действиях участия она не принимала и со временем была расформирована, как и правительство Куусинена.

Советский Союз планировал развернуть боевые действия на двух основных направлениях – Карельском перешейке и севернее Ладожского озера. После успешного прорыва (либо обхода линии укреплений с севера) Красная Армия получала возможность максимально использовать преимущество в живой силе и подавляющее – в технике. По временным срокам операция должна была уложиться в период от двух недель до месяца. Финское командование, в свою очередь, рассчитывало на стабилизацию фронта на Карельском перешейке и активное сдерживание на северном участке, считая, что армия сумеет самостоятельно удерживать противника до полугода и в дальнейшем дождется помощи от западных стран. Оба плана оказались иллюзией: Советский Союз недооценил силы Финляндии, Финляндия же сделала слишком большую ставку на помощь иностранных держав и на надежность своих укреплений.

Как уже упоминалось, к началу боевых действий в Финляндии прошла всеобщая мобилизация. СССР же решил ограничиться частями ЛенВО, считая, что дополнительного привлечения сил не потребуется. На момент начала войны СССР сосредоточил для операции 425 640 человек личного состава, 2 876 орудий и минометов, 2 289 танков, 2 446 самолетов. Противостояло им 265 000 человек, 834 орудия, 64 танка и 270 самолётов.

В составе Красной Армии на Финляндию наступали части 7-й, 8-й, 9-й и 14-й армий. 7-я армия наступала на Карельском перешейке, 8-я – севернее Ладожского озера, 9-я – в Карелии, 14-я – в Заполярье.

Наиболее благоприятная для СССР ситуация сложилась на фронте 14-й армии, которая, взаимодействуя с Северным флотом, заняла полуострова Рыбачий и Средний, город Петсамо (Печенга) и закрыла Финляндии выход к Баренцеву морю. 9-я армия вклинилась в финскую оборону на глубину 35-45 км и была остановлена (см. ). 8-я армия первоначально начала успешно продвигаться вперед, но также была остановлена, причём часть ее сил попала в окружение и была вынуждена отойти. Самые же тяжёлые и кровопролитные бои развернулись на участке 7-й армии, наступавшей на Карельский перешеек. Армии предстояло штурмовать Линию Маннергейма.

Как оказалось впоследствии, советская сторона имела обрывочные и крайне скудные данные и о противостоящем ей на Карельском перешейке противнике, и, самое главное, о линии укреплений. Недооценка противника немедленно сказалась на ходе боевых действий. Силы, выделенные для прорыва обороны финнов на этом участке, оказались недостаточными. К 12 декабря части РККА с потерями смогли преодолеть лишь полосу обеспечения Линии Маннергейма и остановились. До конца декабря было сделано несколько отчаянных попыток прорыва, но и они не увенчались успехом. К концу декабря стало очевидно, что попытки наступления в подобном стиле бессмысленны. На фронте наступило относительное затишье.

Поняв и изучив причины неуспеха в первый период войны, советское командование взялось за серьезную реорганизацию сил и средств. В течение всего января и начала февраля шло значительное усиление войск, насыщение их крупнокалиберной артиллерией, способной бороться с укреплениями, пополнение материальных запасов, переформирование частей и соединений. Были разработаны методы борьбы с оборонительными сооружениями, проведены массовые учения и тренировки личного состава, сформированы штурмовые группы и отряды, проведена работа по улучшению взаимодействия родов войск, по поднятию боевого духа (см. ).

СССР учился быстро. Для прорыва укреплённого района был создан Северо-Западный фронт под командованием командарма 1 ранга Тимошенко и члена военного совета ЛенВО Жданова. В состав фронта были включены 7-я и 13-я армии.

Финляндия в этот момент также проводила мероприятия по повышению боеспособности собственных войск. На вооружение поступили как захваченные в боях, так и поставленные из-за рубежа новые техника и вооружение, части получили необходимое пополнение.

Обе стороны были готовы ко второму раунду схватки.

В то же самое время не прекращались бои в Карелии.

Наибольшую известность в историографии советско-финской войны за тот период получило окружение 163-й и 44-й стрелковых дивизий 9-й армии под Суомуссалми. 44-я дивизия с середины декабря наступала на помощь к окруженной 163-й дивизии. В период с 3 по 7 января 1940 года её части неоднократно попадали в окружение, но, несмотря на сложное положение, продолжали сражаться, имея перед финнами превосходство в техническом оснащении. В условиях постоянных боев, при быстро меняющейся обстановке командование дивизии неправильно оценило сложившееся положение и отдало приказ выходить из окружения группами, оставив тяжелую технику. Это лишь усугубило ситуацию. Части дивизии все же смогли пробиться из окружения, но с большими потерями… Впоследствии командир дивизии Виноградов, полковой комиссар Пахоменко и начальник штаба Волков, оставившие дивизию в самый сложный момент, были приговорены военным трибуналом к высшей мере наказания и расстреляны перед строем.

Стоит также отметить, что с конца декабря на Карельском перешейке финны пытались контратаковать с целью сорвать подготовку нового советского наступления. Контратаки не принесли успеха и были отбиты.

11 февраля 1940 года после массированной многодневной артиллерийской подготовки РККА совместно с частями Краснознамённого Балтийского флота и Ладожской военной флотилии начала новое наступление. Основной удар пришелся на Карельский перешеек. В течение трех дней войска 7-й армии прорвали первую полосу обороны финнов и ввели в прорыв танковые соединения. 17 февраля финские войска приказом командования отошли на вторую полосу из-за угрозы окружения.

21 февраля 7-я армия вышла ко второй полосе обороны, а 13-я армия – к основной полосе севернее Муолаа. 28 февраля обе армии Северо-Западного фронта начали наступление на всем протяжении Карельского перешейка. Финские войска отступили, оказывая ожесточенное сопротивление. В попытке приостановить наступающие части РККА финны открыли шлюзы Сайменского канала, но и это не помогло: 13 марта советские войска вошли в Выборг.

Параллельно боевым действиям велись бои и на дипломатическом фронте. После прорыва Линии Маннергейма и выхода советских войск на оперативный простор правительство Финляндии понимало, что шансов на продолжение борьбы не осталось. Поэтому оно обратилось к СССР с предложением начать мирные переговоры. 7 марта в Москву прибыла финская делегация, и уже 12 марта был заключён мирный договор.

По итогам войны к СССР отошёл Карельский перешеек и крупные города Выборг и Сортавала, ряд островов в Финском заливе, часть финской территории с городом Куолаярви, часть полуостровов Рыбачий и Средний. Ладожское озеро стало внутренним озером СССР . Финляндии была возвращена захваченная во время боев область Петсамо (Печенга). СССР получил в аренду часть полуострова Ханко (Гангут) сроком на 30 лет для оборудования там военно-морской базы.

В то же время репутация советского государства на международной арене пострадала: СССР был объявлен агрессором и исключен из Лиги Наций. Взаимное недоверие западных стран и СССР достигло критической точки.

Рекомендуемая литература:
1. Иринчеев Баир. Забытый фронт Сталина. М.: Яуза, Эксмо, 2008. (Серия: Неизвестные войны XX века.)
2. Советско-финляндская война 1939-1940 / Сост. П. Петров, В. Степаков. СП б.: Полигон, 2003. В 2-х т.
3. Таннер Вяйнё. Зимняя война. Дипломатическое противостояние Советского Союза и Финляндии, 1939–1940. М.: Центрполиграф, 2003.
4. “Зимняя война”: работа над ошибками (апрель-май 1940 г.). Материалы комиссий Главного военного совета Красной Армии по обобщению опыта финской кампании / Отв. сост. Н. С. Тархова. СП б., Летний сад, 2003.

Татьяна Воронцова

Говорили, что под Ватерлоо было большое танковое сражение, но мы мало видели этому свидетельств – лишь пару брошенных танков.

Во время выдвижения к югу от Брюсселя бригада впервые оказалась в районе, который покинуло гражданское население. Общее впечатление – хаос и беспорядок. Однако адъютанту удалось найти для меня квартиру на вилле, построенной в английском стиле и окруженной громадным парком с пологими холмами. В парке цвели гортензии. Обычные ассоциации со словом «война» – чужие страны, угроза гибели, неопределенность, враждебно настроенное население, насилие, разлука – грубы и резки. А для меня эта грубость была смягчена тем, что я вернулся в свой «военный дом». Этой же самой дорогой я прошел во время вторжения 1914 года. В 1915-1917 годах это была дорога, по которой осуществлялось снабжение армии, в 1918-м – дорога нашего отступления, и в 1940-м она опять стала нашей дорогой. Волей судьбы она опять превратилась в дорогу войны, спустя одно поколение, дорогу с теми же самыми названиями: Монс-Валансьен-Дуэ-Ланс-Лоретто. В те давние дни я шел по ней лейтенантом, а теперь – бригадным командиром. Я взглянул на хозяйку занятой для меня квартиры. Она смотрела на меня и не верила своим глазам, с трудом узнавая лейтенанта фон З. Неужто это тот самый человек, что стоит сейчас перед ней...

Пока бригада неспешно продвигалась вперед, мне удалось несколько раз отклониться от маршрута, чтобы воскресить кое-какие воспоминания. Поэтому я легко отыскал дом в Женлене, где впервые встретил П. в последний год Первой мировой войны. В те годы она носила форму медсестры Баварского Красного Креста, из-под шляпки на лоб выбивались завитки волос, своим четким овалом лица с большими глазами и яркими губами она напоминала Марию-Антуанетту.

Ее личная маленькая комнатка в солдатском центре отдыха, которым она заведовала, отличалась хорошим вкусом. Несколько предметов старины придавали этой комнате атмосферу покоя, а книги свидетельствовали о литературных увлечениях ее обитательницы. Яркими красками пылали цветы, а несколько фотографий в серебряных рамках раскрывали происхождение хозяйки. На них были изображены офицеры в изящных кирасирских шлемах, казавшихся даже в те времена чересчур старомодными, а также красивые женщины в скромных позах с нитями жемчуга на шее.

Эта комната, в которой судьба моя совершила новый поворот, обрушила на меня поток воспоминаний. Множество несоответствий между нами, казалось, мешали обычному любовному союзу. Веками наши уважаемые семьи жили в разных частях страны: ее – в Бранденбурге, моя – на юге Бадена, но даже не это оказалось для нас препятствием. П. «дебютировала» в Берлине эпохи Вильгельма и часто посещала те большие дома, которые никогда не были в прусской военной касте, к которой принадлежала ее семья. Когда началась Первая мировая война, я только что вернулся после двухлетнего обучения в Оксфорде, где приобрел космополитические взгляды на национальные традиции и условности. Никогда в моем характере не было такого, чтобы судить о людях по месту их происхождения или по их национальности.

Из задумчивости меня вывел адъютант. Нам надо было возвращаться на основную дорогу, чтобы не упустить какого-нибудь связного. В пути я молчал. Прошлое держало меня в своих тисках, я испытывал смешанное чувство наслаждения и боли. Ныне я был разлучен с П. безвозвратно. В памяти возник ее образ в недавнем прошлом – верхом на ирландской гнедой, моей любимой, она охотилась на лис, сидя в дамском седле английского образца и на английский манер. С многолетним охотничьим опытом она приобрела отличную посадку, и я давал ей резвых и надежных лошадей, которые во время псовой охоты на лис уверенно брали самые крутые препятствия. Что касается верховой езды, П. придерживалась итальянской школы, давним приверженцем которой был и я. Даже в дамском седле она умела сидеть прямо, чтобы облегчить нагрузку на спину лошади. Шея лошади обычно была полностью вытянута и во время прыжка составляла со спиной одну линию от носа до хвоста.

Видимо, теперь все это ушло навсегда. Три лошади, идущие где-то в колонне штабного эшелона, казались мне дорогостоящими игрушками уходящей эпохи. Я вспоминал их всех поочередно, за много лет, как высовывают они свои головы из больших денников, глаза жаждут движения, уши топорщатся, шкуры блестят: Проглот, Аксель, Странствующий Рыцарь, Гелиотроп, Шутник, Титан, Квартус, Кветта, Королевский Орел. Скоро уже не останется лошадей, делящих невзгоды войны со своими хозяевами.

Дорога... Она выдернула меня из этого мира грез там, где шли вперед усталые эскадроны. Именно здесь в 1914 году был слышен грохот орудий на проходящем неподалеку фронте. Тогда она выглядела более мирной, чем теперь. Ныне зрелище было ужасное – непрерывный поток беженцев, человеческих существ, связанных общим несчастьем. Одни лежали или сидели на повозках, другие, усталые, со сбитыми ногами, брели пешком, толкая вперед ручные тележки или велосипеды, нагруженные узлами. Переполненные грузовики тащили за собой прицепы со скоростью пешеходов. Однажды я видел людей, облепивших задрапированный катафалк. Самым печальным для меня было смотреть на стариков, которые безнадежно отставали, и на детей, которые не плакали. Они часто стыдливо останавливались у полевых кухонь, эти голодные люди, принадлежащие к среднему классу, в элегантных шляпах и башмаках, матери, в чьих глазах была мольба за своих детей.

В Эрсене, небольшом городке западнее горы Лоретте, я прождал два дня, пока подойдут все эскадроны. Это та самая гора, где в 1914-1915 годах мы месяц за месяцем вели бои. До Вердена она, как мельничный жернов, висела на наших шеях в той бессмысленной войне на истощение. В те дни на вершине ее стояла разрушенная часовня, а теперь все пространство вокруг превращено в огромное кладбище. Кроме множества крестов, на нем есть и большая братская могила для останков разорванных на куски тел, которые невозможно было собрать воедино. Бесчисленные тысячи солдат пожертвовали здесь своей жизнью, чтобы в результате получить несколько футов земли. Надпись на надгробии гласила:

«Ты, странник, ступивший на эту Голгофу и эти тропы, некогда затопленные кровью, услышь крик, идущий из гекатомб: «Люди Земли, объединяйтесь. Человечество, будь человечным!»

И на обратной стороне:

«Груды костей, оживленные когда-то гордым дыханием жизни, ныне просто разрозненные части тел, безымянные останки, человеческое месиво, священное скопление бесчисленных мощей – Господь узнает тебя, прах героев!»

Если верить боевым донесениям нашей армии, сейчас войска штурмом взяли эту гору, однако никаких признаков этого мы не заметили, не считая одного подбитого танка и воронки от снаряда, еще раз потревожившего мертвых. Не было ни окопов, ни артиллерийских позиций, ни свежих могил, ни поля боя.

На скале Вими, некогда месте тяжелейших боев, расположился сейчас колоссальный канадский военный мемориал. После Первой мировой войны какой-то предприимчивый бизнесмен сохранил часть окопов, зацементировав их стены. Противники располагались здесь друг против друга на расстоянии от десяти до двадцати метров, избегая таким образом взаимного артиллерийского обстрела. Для привлечения туристов на месте боев оставили несколько разбросанных предметов вооружения: на одной стороне – «пикельхаубе», 8-миллиметровые пулеметы, а на другой – соответствующие британские реликвии.

На этот раз война просто пронеслась мимо горы Лоретте, как порыв ветра. В этих окопах, тщательно построенных для предыдущей войны, войска союзников снова оказали короткое сопротивление и снова бросили часть британского вооружения.

Я провел в Эрсене три дня, но теперь уже «по другую сторону» Нотр-Дам-де-Лоретто, так что смог наконец-то увидеть то, что когда-то мы пытались рассмотреть через стереотрубу. В Камбре была сформирована новая, моторизованная, Зенгерская бригада. Здесь меня тоже охватили грустные воспоминания, но уже другого рода. Я разыскал место, где 1 декабря 1917 года выкопал из общей могилы тело моего брата. Он был летчиком-истребителем, и его самолет сбили накануне первого в истории танкового боя. Под ясным зимним солнцем я долго искал точное место захоронения, пока после бесконечных расспросов не убедился, что нашел его. С парой помощников мы долго копались в общей могиле, а в это время мимо нас мчались в контратаку немецкие танки в этом первом танковом бою у Камбре. Английская артиллерия вела огонь по наступающей пехоте, и нам приходилось прятаться в разрытой могиле. Иногда нас засыпало по пояс. Все-таки нам удалось вытащить тело брата, лежавшее в нижнем из трех слоев трупов. Но санитары категорически отказывались выносить его под шквальным огнем. Тогда я взял ноги покойного под мышки, подтащил к своей машине и впихнул на сиденье рядом с собой.

Сразу после окончания Великой Отечественной войны еще не поднявшийся из разрухи Советский Союз приступил к реализации грандиозного проекта. Силами заключенных Главного управления лагерей НКВД СССР в практически необитаемой приполярной тундре развернулось масштабное строительство Великого Северного железнодорожного пути, магистрали длиной в 1400 километров, которая должна была соединить европейскую часть страны с дельтой Енисея. Спустя всего шесть лет после начала работ десятки тысяч строителей стремительно покинули уже наполовину построенную дорогу.

Еще до революций 1917 года, на волне взрывного развития железных дорог в России, инженеры разрабатывали альтернативные маршруты, в той или иной степени дублировавшие Великий Сибирский путь, который мы знаем ныне как Транссибирскую магистраль. Почти сразу после окончания в 1916-м строительства этой железной дороги, соединившей европейскую часть империи с ее тихоокеанским побережьем, энтузиасты представили первые проекты аналогичной магистрали в северных районах страны, которая, в свою очередь, должна была связать Мурманск, незамерзающий порт в Баренцевом море, с Обью, Сургутом, Енисейском, северным берегом Байкала и далее выйти к Татарскому проливу, разделяющему материк и Сахалин.

Разумеется, революционный беспорядок и последовавшая за ним Гражданская война не способствовали практическому воплощению в жизнь колоссального по финансовым и трудозатратам проекта. Тем не менее, в 1924 году будущая Трансполярная магистраль, в официальных документах именовавшаяся Великим Северным железнодорожным путем, была представлена на карте-схеме перспективного развития железных дорог СССР. Впрочем, до войны государство предпочло сконцентрироваться на развитии другого Великого Северного пути - морского.

Началом создания Трансполярной магистрали в широком смысле можно считать строительство Печорской железной дороги, соединившей город Котлас Архангельской области с заполярной Воркутой. Построенная заключенными Главного управления лагерей НКВД СССР (ГУЛаг) в 1937-1941 годах, дорога в условиях военного времени получила стратегическое значение, открыв советской металлургии доступ к высококачественному коксующемуся углю Печорского бассейна.

Первый поезд на новой магистрали, конец декабря 1941 года.

Документально восстановить цепочку событий, заставивших строителей идти вдоль Северного полярного круга дальше на восток, сложно, большинство документов по-прежнему засекречено. Тем не менее, практически все исследователи склоняются к мнению, что за решением развернуть в 1947 году активное строительство железной дороги в совершенно неудобных для этого районах стоял лично советский вождь, учитель и друг всех детей И. В. Сталин. Ему даже приписывают фразу, будто бы положившую начало могучей стройке: «Надо браться за Север, с Севера Сибирь ничем не прикрыта, а политическая ситуация очень опасная».

За достоверность цитаты ручаться сложно, однако фактом остается постановление Совета министров СССР от 22 апреля 1947 года. Согласно документу, в Обской губе (залив Карского моря, в который впадает Обь) в районе мыса Каменный должен был быть построен новый крупный морской порт с жилым поселком, а от станции Чум на Печорской магистрали (южнее Воркуты) к ним проложена железная дорога протяженностью в 500 километров. На фрагменте карты красной точкой №1 отмечена начальная точка перспективной магистрали, а точкой №2 - мыс Каменный.

Для производства работ уже 28 апреля в рамках Главного управления лагерей железнодорожного строительства (ГУЛЖДС, одно из подразделений системы ГУЛага) были сформированы строительные управления №501, ведавшее возведением магистральной ветки, и №502, занимавшееся работами по морскому порту. Работы велись свойственными времени и еще более ускорявшимися пристальным вниманием руководства страны темпами. Уже в декабре 1947 года, всего через восемь месяцев после выхода соответствующего постановления, открылось рабочее движение на 118-километровом участке Чум - Собь, причем дорога преодолела по речной долине Полярный Урал - разъезд Собь находился уже на территории Тюменской области.

Еще через год, к декабрю 1948-го, строители продвинулись вплоть до станции Лабытнанги на левом берегу Оби, напротив Салехарда. Однако в это же время неожиданно выяснилось, что на Обской губе, в районе того самого мыса Каменный, создать новый морской порт просто невозможно. Проведенные параллельно с общестроительными работами гидрографические исследования показали, что губа мелководна и даже после углубления дна все равно окажется неспособна принимать крупные океанские корабли.

Итак, с апреля 1947-го по декабрь 1948-го в эксплуатацию была сдана 196-километровая трасса Чум - Лабытнанги. Было совершенно непонятно, что делать дальше, учитывая бесперспективность прежнего северного «обского» направления. 29 января 1949 года после совещания Сталина, Берии и руководителя ГУЛЖДС «Нафталия» Френкеля вышло еще одно постановление Совета министров СССР, в котором определялось новое место для возведения все той же «крупной промежуточной базы морских коммуникаций». Ее было решено перенести в район города Игарка Туруханского района Красноярского края, то есть более чем на тысячу километров восточнее, на правый берег Енисея, где морской порт функционировал с конца 1920-х годов. Так этот заполярный город выглядел в начале 1950-х, в это время здесь жило около 20 тыс. человек.

Вместо относительно скромной 500-километровой дороги Чум - мыс Каменный родился грандиозный замысел строительства действительной Великого Северного пути Чум - Салехард - Игарка общей протяженностью 1482 километра, из которых 1286 еще только предстояло возвести. Дорога на карте России обозначена красной линией (по клику открывается изображение большего размера).

Итак, зачем с возможным, наверное, только при Сталине упорством человек в технологически не самые передовые 1940-е годы начал строить колоссальную по протяженности железную дорогу в безлюдной приполярной тундре? О том, какие богатые месторождения нефти-матушки и газа-батюшки содержат недра Западной Сибири, советские геологи еще только догадывались. Вероятно, главной мотивацией советского руководства и вождя народов в особенности было желание создать дублер Северного морского пути, не подверженного сезонным замерзаниям, с выходом к новому головному морскому арктическому порту, удаленному от границ страны.

События Великой Отечественной войны показали незащищенность советской Арктики от нападения извне. Наверняка в памяти Сталина еще была свежа операция «Вундерланд» («Страна чудес»), осуществленная Кригсмарине летом 1942 года в Карском море с целью недопущения прохода конвоев союзников с востока к Мурманску. Немецкие подводные лодки торпедировали несколько советских судов, а тяжелый крейсер «Адмирал Шпеер» даже осуществил бомбардировку порта Диксон, расположенного при выходе Енисейской губы в Северный Ледовитый океан.

Новый порт в Игарке, который, вполне возможно, рассматривался и как перспективная база Северного флота, выглядел в этом смысле куда надежнее. К тому же в непосредственной близости от него располагался Норильский промышленный район с его крупнейшими в стране и стратегически важными для «оборонки» запасами никеля. Его также с помощью новой магистрали можно было бы подключить к единой системе железных дорог СССР.

Кстати, эти места не были чужими для Сталина. В свое время, в 1914-1917 годах, здесь, в поселке Курейка Туруханского края, в 170 километрах южнее Игарки, он отбывал ссылку. После войны уцелевшую избу, где будущий генералиссимус жил волею кровавого царского режима, накрыли специальным павильоном, превратив в музей, не переживший, впрочем, борьбу с культом личности.

Начался второй этап возведения Трансполярной магистрали. Управление строительства №502, занимавшееся ранее портом в районе мыса Каменный, включили в состав аналогичного подразделения №501 и поручили объединенной структуре заниматься работами на участке Салехард - Надым - река Пур. Одновременно в Игарке формировалось управление строительства №503, которое должно было тянуть железную дорогу с противоположной, восточной стороны. Встретиться обе армии строителей должны были на реке Пур. В документах и литературе Трансполярную магистраль с тех пор часто называют «стройка-501» или «стройка-503» - в зависимости от того, о каком ее участке идет речь.

Главной бедой Трансполярной магистрали стала скорость, с которой ее возводили. Сейчас сложно сказать, чем были вызваны подобные штурмовщина и аврал. Иные исследователи, склонные к теории заговора, даже рассматривают строительство этой железной дороги как один из этапов подготовки СССР и Сталина лично к Третьей мировой войне. Как бы то ни было, в том же январском постановлении Совмина, определившем новую трассу магистрали, содержался и еще один основополагающий тезис: она должна была возводиться по «облегченным техническим условиям». Рабочее движение поездов на отдельных участках планировалось открыть в 1952 году, а вся должна была быть готова к 1955 году.

Предполагалось, что новая 1300-километровая трасса пройдет параллельно полярному кругу, будет однопутной с разъездами через каждые 9-14 км (всего 106 разъездов) и станциями через 40-60 км (28 станций). Средняя скорость движения поезда с остановками на разъездах предполагалась около 40 км/ч, включая разгон и торможение. Пропускная способность - 6 пар поездов в сутки. На станциях Салехард, Надым, Пур, Таз, Ермаково и Игарка устраивались основные депо, на станциях Ярудей, Пангоды, Катараль, Турухан - оборотные.

Работы проводились фактически без проектно-сметной документации в основном силами Главного управления лагерей железнодорожного строительства. Всего в этом подразделении ГУЛага насчитывалось 290 тыс. заключенных, значительная часть из которых была сконцентрирована на стройках 501 и 503, самых северных в стране.

Вдоль всей магистрали специальными тракторными поездами был проложен автозимник. Производственные колонны двух управлений ГУЛЖДС размещались вдоль него. Строили в основном в короткий летний сезон. Для начала сооружалась относительно невысокая двухметровая насыпь (в основном из привозной каменно-песочной смеси), на которую затем укладывались шпалы и рельсы. Все работы проводились в условиях резко континентального климата с суровыми продолжительными зимами (до восьми месяцев) и короткими, холодными и дождливыми летом и осенью. В среднем в сезон строители успевали возводить около 100 километров железной дороги.

Трансполярная магистраль сооружалась в экстремальных условиях вечной мерзлоты. Технологии 1940-х годов и требуемая скорость строительства не позволяли должным образом обустраивать железную дорогу, как это, например, сделали китайцы спустя 70 лет с Цинхай-Тибетской магистралью. После наступления плюсовых температур в Западной Сибири начиналось активное таяние верхнего слоя почвы и вечной мерзлоты под ним, что приводило к регулярным и повсеместным деформациям полотна дороги и ее инженерных сооружений. Фактически значительную часть дороги, сделанную за прошлые сезоны, с наступлением нового необходимо было реконструировать. Ремонты насыпи, укрепление полотна, мостов и прочей инфраструктуры продолжались непрерывно, каждый год.

Климат делал работу в зоне строительства магистрали исключительно сложной. Зимой заключенных, работавших на стройках 501 и 503, засыпа́ло снегом и мучило морозами, летом их одолевали дожди, непролазная грязь и вездесущие тучи насекомых разной степени кровожадности.

Вдоль всей трассы устраивались небольшие поселки вольнонаемных строителей, администрации и заключенных лагеря при них. Местных строительных материалов в условиях приполярной тундры было мало, лес в большинстве случаев завозили извне. Пока дело доходило до сооружения более-менее капитального жилья, строители были вынуждены обитать в палатках и землянках. Постепенно они заменялись бараками силами самих их будущих жителей. Остатки многих лагерей и поселков до сих пор регулярно встречаются вдоль Трансполярной.

Среднестатистический лагерь здесь представлял собой огороженный колючей проволокой периметр 500×500 метров со сторожевыми вышками, одноэтажными жилыми бараками, столовой и штрафным изолятором. В одном таком образовании размещалось от 500 до 1000 человек. За периметром находились дома охраны и вольнонаемных рабочих, магазин, баня, склады, клуб.

А так выглядел раньше и выглядит сейчас поселок Ермаково, один из крупнейших на стройке (до 15 тыс. жителей), расположившийся на левом берегу Енисея, недалеко от Игарки. Здесь фактически находился штаб стройки №503 (восточной половины дороги), тут успели даже построить электростанцию, депо, клуб, поликлинику, шесть магазинов, гостиницу, школу-десятилетку, дом младенцев, куда сдавали детей заключенных матерей, ресторан и некоторые другие элементы обычной на большой земле, но такой редкой здесь инфраструктуры.

В сравнении с прочими лагерями системы ГУЛага на строительстве Трансполярной было относительно неплохо. Здесь крайне тяжелые условия труда заключенных несколько компенсировались более высокой нормой питания. На стройке даже работал свой передвижной театр. Смертность, по воспоминаниям выживших очевидцев, была относительно невелика.

Кроме десятков тысяч человек, предоставленных ГУЛЖДС, здесь было немало и комсомольцев, и прочих энтузиастов, прибывших сюда, по сути, по зову сердца и соответствующей путевке.

Кроме климата, работы на линии Салехард - Игарка осложнялись ее удаленностью от большой земли. Качественные строительные материалы «на месте» практически отсутствовали, их вынуждены были доставлять из Салехарда по уже построенным километрам дороги или с помощью Северного морского пути через Игарку.

Малые реки дорога пересекала по деревянным мостам. Мосты через крупные реки Барабаниха и Маковская сооружались куда более капитально: из металла на бетонных опорах длиной в 60 и 100 метров соответственно. Впрочем, деформации и разрушения из-за таяния и последующего замерзания грунтов не избежало ни одно из сооружений, построенных по «облегченным техническим условиям».

Через великие сибирские реки Обь и Енисей мосты не строились вовсе. Летом использовались специальные паромы, зимой наводились ледовые переправы.

Рельсы, разумеется, тоже доставлялись с большой земли. Всего исследователи обнаружили на трассе 16 разных их видов, включая дореволюционные и трофейные.

В августе 1952-го, как и было запланировано, открыли рабочее движение на участке Салехард - Надым, к марту следующего года между населенными пунктами уже даже ходил пассажирский поезд. Однако его скорость (да и скорость грузовых составов, использовавшихся для снабжения строительства) из-за крайне низкого качества железнодорожного полотна была невелика и в среднем составляла 15 км/ч, даже близко не достигая нормативных показателей. Но даже в такой ситуации сходы составов с рельсов были часты и повсеместны.

К весне 1953 года в общей сложности было построено около 700 километров Великого Северного пути, больше половины всей длины магистрали, но 25 марта 1953 года выходит очередное постановление Совета министров СССР, согласно которому строительство железной дороги Салехард - Игарка прекращалось. Началась немедленная и стремительная эвакуация рабочей силы. По большинству оценок, за несколько месяцев из междуречья Оби и Енисея было вывезено на большую землю до 100 тыс. человек.

Объяснялось такое волюнтаристское с первого взгляда решение очень просто: 5 марта 1953 года умер Сталин, а вместе с ним была сперва вроде бы законсервирована, а потом окончательно брошена и Трансполярная магистраль. Железная дорога, невиданными темпами сооружавшаяся в экстремальных природных условиях, оказалась стране не нужна.

Всего в землю и болота западносибирской приполярной тундры было в буквальном смысле закопано 3,2 млрд рублей, так нужных поднимавшемуся из руин Советскому Союзу. Эта сумма составляла 12,5% капитальных вложений СССР в железнодорожное строительство за пятилетку 1946-1950 годов и около 2% всех капитальных вложений СССР за тот же период. Сколько жизней унесли стройки 501 и 503, точно уже не установить.

Строительная, железнодорожная техника и прочие материальные ресурсы, которые можно было эвакуировать, были вывезены с магистрали, остальное просто брошено, как, например, это депо у реки Таз с несколькими паровозами серии «Ов», легендарными «овечками», самым массовым паровозом Российской империи. Участок с ними был изолирован от остальной дороги, поэтому паровозы и остались здесь своеобразным памятником «стройке века».

Дорога была обречена на быстрое умирание. Крайне низкое качество строительства и описанные выше климатические и природные условия вызвали ее стремительную деградацию. Разрушившееся и покореженное под немыслимыми углами полотно, вздыбившиеся буграми мосты, гнилые остатки бывших лагерей - такое зрелище сейчас представляет собой Трансполярная магистраль, несостоявшийся Великий Северный путь и нынешняя Мертвая дорога, мечта многих любителей заброшенных объектов.

Пережило ее немногое. Еще в конце 1940-х годов вдоль всей магистрали проложили телеграфно-телефонную линию, обеспечившую надежную связь с Игаркой. Долгое время, до 1980-х, обслуживающие ее специалисты Министерства связи СССР оставались единственными, кто использовал остатки Трансполярной на регулярной основе по прямому назначению, передвигаясь по ней на самодельных дрезинах.

В 1955 году другое министерство - путей сообщения - приняло на свой баланс и железнодорожную ветку Чум - Лабытнанги, первую очередь магистрали. Она успешно действует по сей день.

После начала разработки в 1960-1970-е богатейших запасов углеводородов в Западной Сибири железная дорога в эти края вернулась. Была построена ветка в Надым и Новый Уренгой, но не с запада или востока, из Салехарда или Игарки, а с юга, из Тюмени. «Газпром» построил и ветку на полуострове Ямал, соединившую местные нефтегазовые месторождения с линией Чум - Лабытнанги в районе станции Обская.

Кроме того, в настоящее время российские власти реанимировали и проект магистрали в широтном направлении, из Надыма в Салехард. Сейчас в разгаре строительство соответствующей автомобильной дороги, за которой должна последовать и дорога железная. Кто знает, возможно, когда-нибудь давний проект Великого Северного железнодорожного пути, о котором мечтали еще до революции, все же будет реализован. Нефть и газ - отличные мотиваторы.

После подписания советско-германского пакта о ненападении Германия начала войну с Польшей, а отношения СССР и Финляндии стали наколоться. Одна из причин – секретный документ между СССР и Германией по разграничению сфер влияния. По нему влияние СССР распространялось на Финляндию, Прибалтику, западную Украину и Белоруссию, и Бессарабию.

Понимая, что большая война неизбежна, Сталин стремился защитить Ленинград, который с территории Финляндии мог обстреливаться артиллерией. Поэтому была задача отодвинуть границу севернее. Для мирного решения вопроса советская сторона предлагала Финляндии земли Карелии взамен передвижения границы на Карельском перешейке, но любые попытки диалога финнами пресекались. Они договориться не желали.

Повод к войне

Поводом к советско-финской войне 1939-1940 годов стал инцидент у села Майнила 25 ноября 1939 года в 15:45. Это село находится на Карельском перешейке в 800 метрах от финской границы. Майнила подверглось артиллерийскому обстрелу, в результате которого погибло 4 и ранено 8 представителей Красной Армии.

26 ноября Молотов вызвал финского посла в Москве (Ирие Коскинен) и вручил ноту протеста, заявив, что обстрел велся с территории Финляндии, и от развязывания войны спасло только то, что у советской армии был приказ – не поддаваться на провокации.

27 ноября финское правительство ответило на советскую ноту протеста. Если кратко, то основные положения ответа были следующими:

  • Обстрел действительно был и продолжался приблизительно 20 минут.
  • Обстрел велся с советской стороны, приблизительно с 1,5-2 км к юго-востоку от села Майнила.
  • Предлагалось создать комиссию, которая совместно изучит этот эпизод и даст ему адекватную оценку.

Что же случилось на самом деле у села Майнила? Это важный вопрос, поскольку именно в результате этих событий Зимняя (советско-финская) война была развязана. Однозначно утверждать можно только то, что обстрел села Майнила действительно был, но кто его произвел – документально установить невозможно. В конечном итоге есть 2-е версии (советская и финская), и оценить нужно каждую. Первая версия – Финляндия обстреляла территорию СССР. Вторая версия – это была провокация, подготовленная НКВД.

Зачем эта провокация нужна была Финляндии? Историки говорят о 2-ух причинах:

  1. Финны были инструментом политики в руках англичан, которым была нужна война. Это предположение было бы разумным, если рассматривать зимнюю войну обособленно. Но если вспомнить реалии тех времен, то на момент инцидента уже шла мировая война, и Англия уже объявила войну Германии. Нападение Англии на СССР автоматически создавало союз между Сталиным и Гитлером, а этот союз рано или поздно ударил бы всей своей мощью по самой Англии. Поэтому предполагать подобное – равносильно предполагать, что Англия решила заняться самоубийством, чего, конечно же, не было.
  2. Они хотели расширить свои территории и влияние. Это абсолютно глупая гипотеза. Это из разряда – Лихтенштейн хочет атаковать Германию. Бред же. У Финляндии не было ни сил ни средств для войны, и в финском командовании все понимали, что единственный их шанс на успех в войне с СССР – длительная оборона, изматывающая противника. С такими раскладами берлогу с медведем никто тормошить не будет.

Наиболее адекватный ответ на поставленный вопрос – обстрел села Майнила это провокация самого советского правительства, которое искало любой предлог оправдать войну с Финляндией. И именно этот инцидент в дальнейшем преподносился советскому обществу в качестве примера вероломности финского народа, которому нужно помочь осуществить социалистическую революцию.

Соотношение сил и средств

Показательным является то, как соотносились силы в ходе советско-финской войны. Ниже приведена краткая таблица, которая описывает как противоборствующие страны подошли к Зимней войне.

Во всех аспектах, кроме пехоты СССР имел явное преимущество. Но вести наступление, превосходя противника всего в 1,3 раза – крайне рискованное мероприятие. В этом случае на первый план выходит дисциплина, выучка и организация. Со всеми тремся аспектами у советской армии были проблемы. Эти цифры лишний раз подчеркивают, что советское руководство не воспринимало Финляндию в качестве противника, ожидая уничтожить ее в кротчайшие сроки.

Ход войны

Советско-финская или Зимняя война может быть разделена на 2 этапа: первый (декабрь 39-го – 7 января 40-го) и второй (7 января 40-го – 12 марта 40-го). Что случилось 7 января 1940 года? Командующим армией был назначен Тимошенко, который сразу взялся за реорганизацию армии и наведение в ней порядка.

Первый этап

Советско-финская война началась 30 ноября 1939 года и кратко ее провести советской армии не удалось. Армия СССР фактически без объявления войны пересекла государственную границу Финляндии. Для своих граждан обоснование было следующим – помощь народу Финляндии в свержении буржуйского правительства разжигателя войны.

Советское руководстве всерьез не воспринимало Финляндию, полагая что война будет завершена в несколько недель. Называлась даже цифра в 3 недели, как крайний срок. Если говорить более конкретно, то никакой войны быть не должно. План советского командования был примерно следующим:

  • Ввести войска. Сделали это 30 ноября.
  • Создание рабочего подконтрольного СССР правительства. 1 декабря создано правительство Куусинена (об этом далее).
  • Молниеносное наступление по всем фронтам. Планировался выход к Хельсинки за 1,5-2 недели.
  • Склонение реального правительства Финляндии к миру и полной капитуляции в пользу правительства Куусинена.

Первые два пункта удалось реализовать в первые дни войны, но дальше начались проблемы. Блицкриг не получился, и армия застряла в финской обороне. Хотя в начальные дни войны, примерно до 4 декабря, казалось, что все идет по плану – советские войска продвигались вперед. Однако очень скоро они наткнулись на линию Маннергейма. 4 декабря на нее вышли армии восточного фронта (вблизи озера Сувантоярви), 6 декабря – центрального фронта (направление Сумма), 10 декабря – западного фронта (финский залив). И это был шок. Огромное количество документов свидетельствуют, что войска не ожидали встретить хорошо укрепленную линию обороны. И это огромный вопрос к разведке РККА.

В любом случае – декабрь был провальным месяцев, которые сорвал практически все планы советского Штаба. Войска продвигались вглубь страны медленно. С каждым днем темпы передвижения только уменьшались. Причины медленного продвижения советских войск:

  1. Местность. Практически вся территория Финляндии это леса и болота. В таких условиях тяжело примещять технику.
  2. Применение авиации. Авиация в плане бомбардировок практически не применялась. Бомбить деревни, прилагающие к линии фронта, смысла не было, поскольку финны отступали, оставляя после себя выжженную землю. Бомбить отступающие войска было затруднительно, поскольку они отступали с мирным населением.
  3. Дороги. Отступая финны разрушали дороги, устраивали обвалы, минировали все, что только возможно.

Образование правительства Куусинена

1 декабря 1939 года в городе Териоки было образовано народное правительство Финляндии. Образовалось оно на территории, уже захваченной СССР, и при непосредственном участии советского руководства. В народное финляндское правительство вошли:

  • Председатель и министр иностранных дел – Отто Куусинен
  • Министр финансов – Маури Розенберг
  • Министр обороны – Аксел Антила
  • Министр внутренних дел – Тууре Лехен
  • Министр земледелия – Армас Эйкия
  • Министр просвещения – Инкери Лехтинен
  • Министр по делам Карелии – Пааво Прокконен

Внешне – полноценное правительство. Проблема только в том, что финское население его не признавало. Но уже 1 декабря (то есть в день образования) это правительство заключило договор с СССР об установлении дипломатических отношений между СССР и ФДР (Финляндская Демократическая Республика). 2 декабря подписывается новый договор – о взаимной помощи. С этого момента Молотов говорит о том, что война продолжается поскольку в Финляндии произошла революция, и теперь нужно ее поддержать и помочь рабочим. На самом деле это был искусный трюк, чтобы оправдать войну в глазах советского населения.

Линия Маннергейма

Линия Маннергейма – это одна из немногих вещей, которую знают про советско-финскую войну почти все. Советская пропаганда говорили об этой системе укреплений, что все мировые генералы признали ее неприступность. Это было преувеличение. Линия обороны была, конечно, крепкой, но не непреступной.


Линия Маннергейма (такое название она получила уже во время войны) насчитывала 101 бетонное укрепление. Для сравнения, примерно такой же протяженностью была линия Мажино, которую преодолевала Германия во Франции. Линия Мажино насчитывала 5800 бетонных сооружений. Справедливости ради следует отметить тяжелые условия местности линии Маннергейма. Тут были болота и многочисленные озера, которые крайне затрудняли передвижение и поэтому линия обороны не требовала большого числа укреплений.

Наиболее крупная попытка прорыва линии Маннергейма на первом этапе была предпринята 17-21 декабря на центральном участке. Именно здесь можно было занять дороги, ведущие на Выборг, получив существенное преимущество. Но наступление, в котором принимало участие 3 дивизии, провалилось. Это был первый крупный успех в советско-финской войне для финской армии. Этот успех стали называть «Чудо Суммы». В дальнейшем линия была прорвана 11 февраля, что фактически предопределило исход войны.

Исключение СССР из Лиги Наций

14 декабря 1939 года СССР исключают из Лиги Наций. Это решение было продвинуто Англией и Францией, которые говорили о советской агрессии в отношении Финляндии. Представители Лиги Наций осудили действия СССР в плане агрессивных действий и развязывании войны.

Сегодня исключение СССР из Лиги Наций приводится как пример ограничения советской власти и как потерю в имидже. На самом деле все немного не так. В 1939 году Лига Наций уже не играла той роли, которая ей отводилась по итогам первой мировой войны. Дело в том, что еще в 1933 года из нее вышла Германия, которая отказалась исполнять требования Лиги Нации о разоружении и просто вышла из организации. Получается, что на момент 14 декабря де факто Лига Наций переставала существовать. Ведь о какой европейской системе безопасности может идти речь, когда из организации вышли Германия и СССР?

Второй этап войны

7 января 1940 года Штаб северо-западного фронта возглавил маршал Тимошенко. Ему предстояло решить все проблемы и организовать успешное наступление РККА. В этот момент советско-финская война взяла передышку, и до февраля активных действий не велось. С 1 по 9 февраля начались мощные удары по линии Маннергейма. Предполагалось, что 7-я и 13-я армии должны были решительными фланговыми ударами прорывать линию обороны и занять участок Вуоксы-Кархул. После этого планировалось движение на Выборг, занятие города и перекрытие железнодорожных и шоссейных дорог, ведущих на Запад.

11 февраля 1940 года на Карельском перешейке началось генеральное наступление советских войск. Это был переломный момент Зимней войны, поскольку частям РККА удалось прорвать линию Маннергейма и начать продвижение вглубь страны. Продвигались медленно из-за специфики местности, сопротивления финской армии и сильных морозов, но главное – продвигались. В начале марта советская армия была уже на западном побережье Выборгского залива.


На этом фактически война закончилась, поскольку было очевидно, что у Финляндии нет большое сил и средств для сдерживания красной армией. С этого времени начались переговоры о мире, в которых свои условия диктовал СССР, а Молотов постоянно подчеркивал, что условия будут жесткими, ведь финны вынудили начать войну, в ходе которой пролилась кровь советских солдат.

Почему война тянулась так долго

Советско-финская война по замыслу большевиков должна была завершиться за 2-3 недели, а решающий перевес должны были дать войска одного только Ленинградского округа. На практике же война затянулась практически на 4 месяца, а для подавления финнов собирали дивизии по всей стране. Причин тому несколько:

  • Плохая организация войск. Это касается плохой работы командного состава, но большая проблема – слаженность между родами войск. Ее практически не было. Если изучать архивные документы, то докладов, по которым одни войска обстреляли другие, очень много.
  • Плохая обеспеченность. Армия терпела нужду практически во всем. Война велась зимой и на севере, где температура воздуха к концу декабря опустилась ниже -30. И при этом армия не была обеспечена зимней одеждой.
  • Недооценка противника. СССР к войне не готовились. Плинтовалось быстро подавить финнов и решить проблему без войны, списав все на пограничный инцидент от 24 ноября 1939 года.
  • Поддержка Финляндии другими странами. Англия, Италия, Венгрии, Швеция (прежде всего) – оказывали помощь Финляндии во всем: оружие, припасы, продовольствие, самолеты и так далее. Наибольшие усилия прилагал Швеция, которая и сама активно помогала и способствовала передачи помощи от других стран. Вообще в условиях Зимней войны 1939-1940 советскую сторону поддерживала только Германия.

Сталин очень нервничал из-за того, что война затягивалась. Он повторял – Весь мир смотрит за нами. И он был прав. Поэтому Сталин требовал решения всех проблем, наведения порядка в армии и скорейшего решения конфликта. В какой-то мере это удалось сделать. Причем достаточно быстро. Наступление советских войск в феврале-марте 1940 года вынудили Финляндию к миру.

РККА воевала крайне недисциплинированно, а ее управление не выдерживает критики. Практически все рапорты и докладные записки о ситуации на фронте были с припиской – «объяснение причин неудач». Приведу некоторые цитаты из докладной записки Берии Сталину №5518/Б от 14 декабря 1939:

  • При высадке десанта на остров Сайскари советский самолет сбросил 5-ть бомб, которые угодили на эсминец «Ленин».
  • 1 декабря дважды была обстреляна Ладожская флотилия своей же авиацией.
  • При занятии острова Гогланд, во время продвижения десантных отрядов, появилось 6 советских самолетов, один из которых произвел несколько выстрелов очередями. В результате ранено 10 человек.

И таких примеров сотни. Но если ситуации выше это примеры облученности солдат и войск, то дальше я хочу привести примеры того, как происходило оснащение советской армии. Для этого обратимся к докладной записке Берии Сталину №5516/Б от 14 декабря 1939 года:

  • В районе Туливары 529-му стрелковому корпусу было необходимо 200 пар лыж, чтобы обойти укрепления противника. Сделать этого не удалось, поскольку Штаб получил 3000 пар лыж со сломанными краплениями.
  • В прибывшем пополнении из 363-го батальона связи 30 машин требуют ремонта, а 500 человек одеты в летнюю форму одежды.
  • Для пополнения 9-ой армии прибыл 51-й корпусный артиллерийский полк. Недостает: 72 трактора, 65 прицепов. Из прибывших 37 тракторов в исправном состоянии только 9, из 150 машин – 90. 80% личного состава не обеспечены зимней формой.

Неудивительно, что на фоне таких событий в Красной Армии было дезертирство. Например, 14 декабря из 64-ой стрелковой дивизии дезертировало 430 человек.

Помощь Финляндии от других стран

В советско-финской войне многие страны оказывали помощь Финляндии. Для демонстрации приведу доклад Берии Сталину и Молотову №5455/Б.

Финляндии помогают:

  • Швеция – 8 тысяч человек. В основном резервным состав. Командуют ими кадровые офицеры, находящиеся в «отпусках».
  • Италия – численность неизвестна.
  • Венгрия – 150 человек. Италия требует увеличить численность.
  • Англия – известно о 20-ти самолетах истребителях, хотя реально цифра выше.

Лучшим доказательством того, что советско-финская война 1939-1940 годов проходила при поддержке западными странами Финляндии – речь министра Финляндии Гринсберга 27 декабря 1939 года в 07:15 английскому агентству «Гавас». Дальше цитирую дословный перевод с английского.

Финский народ благодарит английский, французский и другие народы за оказываемую помощь..

Гринсберг, министр Финляндии

Очевидно, что западные страны выступили против агрессии СССР против Финляндии. Это было выражено в том числе и исключением СССР из Лиги Наций.

Также хочу привести фото доклада Берии о вмешательстве Франции и Англии в советско-финскую войну.


Заключение мира

СССР 28 февраля передало Финляндии свои условия для заключения мира. Сами переговоры проходили в Москве 8 - 12 марта. После этих переговоров советско-финская война закончилась 12 марта 1940 года. Условия мира были следующими:

  1. СССР получал Карельский перешеек вместе с Выборгом (Виипури), заливом и островами.
  2. Западное и Северное побережье Ладожского озера, вместе с городами Кексгольм, Суоярви и Сортавала.
  3. Острова в Финском заливе.
  4. Остров Ханко с морской территорией и базой сдавался в аренду СССР на 50 лет. За аренду ежегодно СССР платило 8 миллионов немецких марок.
  5. Договор между Финляндией и СССР от 1920 года утратил свою силу.
  6. С 13 марта 1940 года прекращаются боевые действия.

Ниже приведена карта, на которой представлены территории, отошедшие СССР в результате подписания мирного договора.


Потери СССР

Вопрос количества погибших солдат СССР в период советско-финской войны открыт до сих пор. Официальная история ответ на вопрос не дает, говоря завуалировано о «минимальных» потерях и фокусируя внимание на том, что задачи достигнуты. О масштабах потерь РККА в те дни не говорили. Цифра намеренно занижалась, демонстрируя успехи армии. На самом деле потери были огромные. Для этого достаточно только взглянуть на донесение №174 от 21 декабря, в котором приводятся цифры о потерях 139-ой стрелковой дивизии за 2 недели боев (30 ноября – 13 декабря). Потери следующие:

  • Командиры – 240.
  • Рядовые – 3536.
  • Винтовок – 3575.
  • Ручных пулеметов – 160.
  • Станковых пулеметов – 150.
  • Танков – 5.
  • Бронемашин – 2.
  • Тракторов – 10.
  • Грузовых автомобилей – 14.
  • Конского состава – 357.

Докладная записка Белянова №2170 от 27 декабря рассказывает о потерях 75-ой стрелковой дивизии. Общие потери: старшие командиры – 141, младшие командиры – 293, рядовой состав – 3668, танки – 20, пулеметы – 150, винтовки – 1326, бронемашин – 3.

Это данные по 2 дивизиям (воевало гораздо больше) за 2 недели боев, когда первая неделя была «разминочной» – советская армия наступала относительно без потерь, пока не достигла линии Маннергейма. И за эти 2 недели, из которых реально боевой была только последняя, ОФИЦИАЛЬНЫЕ цифры – потери более 8 тысяч человек! Огромное количество людей получили обморожение.

26 марта 1940 года на 6-ой сессии Верховного Совета СССР были озвученные данные по потерям СССР в войне с Финляндией – 48 745 человек убитыми и 158 863 человек раненными и обмороженными . Это цифры официальные, а потому сильно занижены. Сегодня историки называют разные цифры потерь советской армии. Говорится о погибших от 150 до 500 тысяч человек. Например, в Книге учета боевых потерь Рабоче-Крестьянской Красной Армии говорится, что в войне с белофиннами погибло, пропало без вести и умерло от ран 131 476 человек. При этом данные того времени не учитывали потери ВМФ, и долгое время не учитывались как потери люди, погибшие в госпиталях после ран и обморожений. Сегодня большинство историков сходится во мнении, что в период войны погибло порядка 150 тысяч бойцов красной армии без учета потерь ВМФ и пограничных войск.

Финские потери называются следующие: 23 тыс погибших и пропавших без вести, 45 тыс раненных, 62 самолета, 50 танков, 500 орудий.

Итоги и последствия войны

Советско-финская война 1939-1940 годов даже при кратком изучении указывает как на абсолютно негативные, так и на абсолютно позитивные моменты. Негатив – кошмар первых месяцев войны и огромное количество жертв. По большому счету именно декабрь 1939 и начало января 1940 продемонстрировали всему миру, что советская армия слаба. Так оно и было на самом деле. Но в этом были и позитивный момент: советское руководство увидело реальную силу своей армии. Нам с детства говорят, что красная армия чуть ли не с 1917 года была сильнейшей в мире, но это крайне далеко от реальности. Единственное крупное испытание этой армии – Гражданская война. Разбирать причины победы Красных над белыми мы сейчас не будем (в конце концов речь сейчас идет о Зимней войне), но причины победы большевиков кроются не в армии. Для демонстрации этого достаточно только привести одну цитату Фрунзе, которую он озвучил в конце Гражданской войны.

Весь этот армейский сброд нужно как можно скорее распустить.

Фрунзе

Перед войной с Финляндией руководство СССР витало в облаках, полагая, что имеет сильную армию. Но декабрь 1939 года показал, что это не так. Армия была крайне слаба. Но начиная с января 1940 года вносились изменения (кадровые и организационные), которые изменили ход войны, и которые во многом подготовили боеспособную армию для Отечественной войны. Доказать это очень легко. Практически весь декабрь 39-го РККА штурмовала линию Маннергейма – результата не было. 11 февраля 40-го года линия Маннергейма была прорвана за 1 день. Этот прорыв был возможен, поскольку его осуществляла уже другая армия, более дисциплинированная, организованная, обученная. И против такой армии у финнов не было ни единого шанса, поэтому Маннергейм, занимавший пост министра обороны, уже тогда стал говорить о необходимости мира.


Военнопленные и их судьба

Количество военнопленных в период советско-финской войны было внушительным. На момент войны говорилось о 5393 пленных красноармейцах и 806 пленных белофиннов. Пленных бойцов РККА делили на следующие группы:

  • Политическое руководство. Важна была именно политическая принадлежность, без выделения звания.
  • Офицеры. К этой группе относились лица, приравненные к офицерам.
  • Младшие офицеры.
  • Рядовые.
  • Национальные меньшинства
  • Перебежчики.

Особое внимание уделялось национальным меньшинствам. К ним в финском плену отношение было более лояльным, чем к представителям русского народа. Привилегии были незначительными, но они были. На конец войны был осуществлен обоюдный обмен всеми пленными, невзирая на их принадлежность к той или иной группе.

19 апреля 1940 года Сталин приказывает всех, кто побывал в финском плену, отправлять в Южный лагерь НКВД. Ниже приведу цитату из постановления Политбюро.

Всех возвращенных финскими властями направлять в Южный лагерь. В трехмесячный срок обеспечить всю полноту необходимых мероприятий для выявления лиц, обработанных иностранными разведками. Обратить внимание на сомнительных и чуждых элементов, а также добровольно сдавшихся в плен. По всем случаям передавать дела в суд.

Сталин

Южный лагерь, расположенный в Ивановской области, начал работу 25 апреля. Уже 3 мая Берия направил письмо Сталину, Молотову и Тимощенко, извещая, что в Лагерь прибыло 5277 человек. 28 июня Берия отправляет новый отчет. По нему Южный лагерь «принимает» 5157 красноармейцев и 293 офицера. Из них 414 человек изобличены в предательстве и государственной измене.

Миф о войне – финские «кукушки»

«Кукушки» - так советские солдаты называли снайперов, которые непрерывно обстреливали красную армию. Говорилось о том, что это профессиональные финские снайперы, которые сидят на деревьях и бьют практически без промаха. Причина такого внимания снайперам – их высокая эффективность и невозможность определить точку выстрела. Но проблема в определении точки выстрела была не в том, что стрелок находился на дереве, а в том, что местность создавало эхо. Оно и дезориентировало солдат.

Рассказы о «кукушках» это один из мифов, которых советско-финская война породила в большом количестве. Тяжело себе представить в 1939 году снайпера, который при температуре воздуха ниже -30 градусов способен днями сидеть на дереве, производя при этом точные выстрелы.