Каковы основные стадии социального конфликта. Социальный конфликт - причины возникновения и способы их решения. Основные аспекты социальных конфликтов



Оборотный капитал - это средства, вложенные в оборотные активы организации, циклически возобновляемые для непрерывности процесса деятельности хозяйствующего субъекта.

Оборачиваемость оборотного капитала зависит напрямую от отрасли бизнеса. Для компании, добывающей и продающей питьевую воду, оборачиваемость будет очень высокой в отличие от компании, занимающейся, например, постройкой атомных ледоколов, где один цикл может растягиваться на 5-10 лет.


Чтобы понять методику формирования оборотных активов в капитале предприятия, нужно ранжировать по способу формирования оборотного капитала, итак:


А) Валовые оборотные активы - это общий объем оборотного капитала в организации. То есть весь оборотный капитал, сформированный как за счет собственного капитала, так и за счет привлеченных кредитных ресурсов.



Где ВОА - валовые оборотные активы

СОА - оборотные активы, сформированные за счет собственных средств предприятия

ЗК - оборотные активы, сформированные за счет заемного капитала.


Но, так как Заемный Капитал = Краткосрочные (Текущие) Кредиты и Займы + Долгосрочные Кредиты и Займы (не забываем, что речь идет только о средствах в оборотном капитале), то наша формула примет вид:



Б) Чистые оборотные активы - та часть оборотных активов компании, которая сформирована за счет собственных средств и «длинных» денег, то есть долгосрочных займов.


Это можно выразить в формуле:



В) Собственные оборотные активы - еще более мелкая составляющая валовых оборотных активов, сформированная исключительно за счет собственных средств предприятия.


Сумму собственных оборотных средств компании можно высчитать так:



Оборотные активы подлежат классификации по видам и способам их образования.


По видам оборотные активы можно классифицировать следующим образом:

  1. Запасы сырья, материалы и полуфабрикаты, то есть то, что обеспечивает непрерывный процесс производства на предприятии.
  2. Запасы произведенной, готовой продукции, то есть уже лежащая на складе продукция, готовая к реализации, а также объем продукции завершенной частично (требуется указать коэффициент или процент степени завершения).
  3. Текущая дебиторская задолженность, то есть сумма задолженности в пользу предприятия за поставленные товары или услуги, выданные авансы и т.д.
  4. Денежные активы, т.е. остатки денежных средств в национальной или иностранной валюте (во всех формах), а также краткосрочные финансовые вложения, которые можно рассматривать в качестве дополнительного дохода от размещения свободных средств - спекулятивный остаток денежных средств.
  5. Прочие виды оборотных активов

По характеру участия в операционном процессе оборотные активы подлежат следующей классификации:

  1. Оборотные активы, обслуживающие производственный цикл предприятия - то есть имеющие непосредственное отношение к стадиям производства продукции (сырье, материалы, полуфабрикаты, готовая продукция и незавершенка)
  2. Оборотные активы, обслуживающие финансовый цикл - совокупность товарно-материальных запасов предприятия и суммы дебиторской задолженности, за вычетом суммы кредиторской задолженности компании.

По периоду функционирования оборотных активов выделим:

  1. 1. Постоянная часть оборотных активов, то есть та часть, потребность в которой у организации есть постоянно в одном и том же объеме каких-либо колебаний в виде сезонности и т.д.
  2. 2. Переменная часть оборотных активов, - то есть та добавочная их часть, которая образуется за счет сезонности, привлечения сторонних заказов и т.д.

Конечно, не требуется знать и помнить все виды и классификации. Каждый руководитель выбирает для себя тот вариант, которым ему удобнее пользоваться в бизнесе в тот или иной момент.


Круговорот оборотных средств в бизнесе.


В процессе работы предприятия, оборотные средства последовательно проходят четыре стадии, сменяющие друг друга и составляющие операционный цикл предприятия.


1 стадия. Оборотные активы используются для приобретения сырья и материалов.


2 стадия. Во время производственного процесса, сырье превращается в конечную продукцию, готовую к реализации.


3 стадия. Реализованная продукция трансформируется в краткосрочную дебиторскую задолженность (т.е. факта оплаты в наличной или безналичной форме еще не было).


4 стадия. Краткосрочная дебиторская задолженность инкассируется в денежные средства, которые компания вновь готова потратить на приобретение сырья и материалов.


Операционный цикл - это период одного полного оборота Валовых Оборотных Активов от момента приобретения запасов сырья до момента инкассации (оплаты) краткосрочной дебиторской задолженности покупателями.


Важнейшей характеристикой операционного цикла является его продолжительность - период с момента закупки сырья до инкассации дебиторской задолженности.


В самом деле, в зависимости от того, сколько циклов компания способна произвести в единицу времени будет зависеть и все остальное в ее существовании. Каким бы ни был бизнес, владельцы всегда стараются заботиться об увеличении оборачиваемости оборотных активов.


Определить продолжительность операционного цикла предприятия можно по следующей формуле:


ПОЦ = ПОмз + ПОгп + ПОдз , где


ПОЦ - продолжительность операционного цикла (в днях);
ПОмз - продолжительность оборота запасов сырья, материалов, полуфабрикатов и т.д. (в днях);
ПОгп - продолжительность оборота запасов готовой продукции (в днях);
ПОдз - продолжительность инкассации краткосрочной дебиторской задолженности (в днях).


То есть, по сути, эта формула - есть не что иное, как суммирование в днях прохождения оборотных активов по четырем этапам от стадии сырья до стадии получения денежных средств.


Этот процесс можно разделить на две составляющие:


1. Производственный цикл предприятия , то есть это период от момента приобретения сырья и материалов до момента отгрузки готовой продукции покупателям


В виде формулы продолжительность производственного цикла предприятия можно выразить следующим образом:


ППЦ = ПОсм + ПОнз + ПОгп , где


ППЦ
ПОсм - период оборота среднего запаса сырья, материалов (в днях);
ПОнз -период оборота среднего объема незавершенного производства (в днях);
ПОгп - период оборота среднего объема запаса готовой продукции (в днях).


2. Финансовый цикл предприятия - более полный и включает в себя производственный цикл. Финансовый цикл представляет собой промежуток времени между погашением компанией кредиторской задолженности контрагентам за поставки сырья и материалов до погашения дебиторской задолженности покупателями за поставленную им продукцию.


Продолжительность финансового цикла можно вычислить по следующей формуле:


ПФЦ = ППЦ + ПОдз - ПОкз , где


ПФЦ - продолжительность финансового цикла (в днях);
ППЦ - продолжительность производственного цикла (в днях);
ПОдз - средний период оборота текущей дебиторской задолженности (в днях);
ПОкз - средний период оборота текущей кредиторской задолженности (в днях).


Вот так можно на временной оси представить эти циклы:



Логика представленной схемы заключается в следующем. Операционный цикл - есть общее время, в течение которого финансовые ресурсы обездвижены в запасах и дебиторской задолженности. Так как компания оплачивает счета своих контрагентов с задержкой (кредиторская задолженность), то время, в течение которого денежные средства извлечены из оборота (финансовый цикл), меньше на среднее время обращения кредиторской задолженности.


Разложив деятельность собственной компании на такие составляющие, получаем очень удобные и мощные инструменты для управления нашим бизнесом. Данное разделение позволяет определить слабые места в существующих бизнес-процессах. Глядя на компанию «сверху» невозможно «на глазок» выделить проблемные места или, наоборот, места, не требующие в данный момент улучшения.


Управление оборотным капиталом


Процесс управления оборотным капиталом логично построить по следующей схеме

  1. Анализируем оборотные активы предприятия в предшествующем периоде и сопоставляем с результатами деятельности компании
  2. Выбираем политику формирования оборотных активов на сегодняшний день
  3. Оптимизируем объемы оборотных активов предприятия
  4. Оптимизируем соотношения постоянной и переменной частей оборотного капитала компании
  5. Обеспечиваем требуемую ликвидность оборотных активов
  6. Обеспечиваем необходимую рентабельность оборотных активов
  7. Определяем источники формирования оборотных активов

Разберем каждый этап более подробно.


1. Определение обеспеченности компании оборотными активами и определение путей повышения эффективности их использования.


Для этого требуется:


1.1. Определить динамику изменения среднего объема оборотных активов и сопоставить полученные значения с динамикой реализации продукции и средней суммой всех активов. Рассчитать динамику в абсолютных и удельных величинах. Другими словами, требуется определить степень корреляции, зависимости одной величины от изменения другой. Данный вид анализа позволяет проводить одна функция в Excel.


1.2. Далее, логично провести анализ более детально и, разложив оборотные активы компании на составляющие, определить степень корреляции темпов изменения объемов каждого вида с динамикой изменения объемов реализации. Данный вид анализа позволит определить степень ликвидности каждого вида оборотных активов.


1.3. На следующей стадии изучается оборачиваемость каждого вида активов и общей суммы всех активов. Для этого нужно применить коэффициент оборачиваемости активов, а также определить период их оборота. Таким образом, мы сможем определить продолжительность всего цикла и его составляющих: операционного, производственного и финансового циклов.


Очень важно также рассмотреть факторы, оказывающие наибольшее, среднее и наименьшее влияние на продолжительность этих циклов.


Рентабельность оборотных активов (RCA) - демонстрирует возможности предприятия в обеспечении достаточного объема прибыли по отношению к используемым оборотным средствам компании. Чем выше значение этого коэффициента, тем более эффективно используются оборотные средства.

Рассчитывается по формуле:


RCA = Чистая прибыль/Оборотные средства

Посмотреть с иной точки зрения, можно применив модель Дюпона:



1.5. На завершающей стадии требуется рассмотреть состав основных источников финансирования оборотных активов: динамику их суммы и удельного веса в общем объеме средств, инвестированных в активы.

Столь детальный анализ дает возможность оценить качество управления оборотными активами в прошедшем периоде и обозначить цели и методы их достижения на предстоящий период.


2. Политика формирования оборотных активов компании


Основная задача в управлении оборотным капиталом - определение его оптимальной величины и оптимальной структуры по стадиям круговорота уровня ликвидности и источникам формирования для непрерывного и целенаправленного выполнения своих функций.


В процессе определении необходимой величины оборотных активов необходимо помнить, что есть 2 группы рисков:

  1. Потеря выручки
  2. Потеря эффективности

Схематически, на графиках эти риски и варианты оптимизации величины активов видны:



Оборотный капитал формируется за счет собственных источников финансирования и заемных средств.

При формировании оборотного капитала целесообразно руководствоваться следующим правилом:


постоянную составляющую оборотного капитала компании следует обеспечивать за счет собственных средств, временную часть активов - за счет средств заемных.


В теории финансового менеджмента можно найти три основных стратегии формирования оборотных активов:


1. Консервативный подход

Как следует из названия предполагает не только полную обеспеченность оборотными активами в любой момент времени, но и создание значительных резервов на случай непредвиденных ситуаций. Данный подход обеспечивает максимальную защиту бизнеса.


При консервативном варианте постоянная часть оборотного капитала и часть временная покрывается за счет собственных источников, а временная часть - на заемные средства.


Данный вариант имеет как плюсы, так и минусы.


Плюсы

  1. Простота привлечения средств
  2. Предприятие имеет высокий уровень устойчивости и низкий уровень возможного банкротства
  3. Предприятие получает относительно большую величину частой прибыли

Минусы

  1. Ограниченные возможности экономического роста
  2. Предприятие имеет меньшие возможности для реагирования на изменение рыночной конъюнктуры.


2. Умеренный подход


Выражается в полном обеспечении всех потребностей в оборотных активах и создании нормального уровня страховых резервов.


3. Агрессивный подход


В условиях стабильного бизнеса и, что очень важно (!!!), предсказуемого ближайшего будущего, агрессивный подход предполагает минимизацию всех резервов оборотных активов. В отсутствии сбоев, такой подход дает максимальную эффективность их использования, но и риски очень высоки.


Плюсы

  1. При хорошем кредитном состоянии предприятие не ограничено в возможностях для развития
  2. Более гибко может реагировать на изменения рынка

Минусы

  1. Предприятие зависит от кредиторов
  2. Низкий уровень финансовой устойчивости и высокий уровень потенциального банкротства

Однако, необходимо контролировать уровень достаточности собственных средств.




значение которого не может быть ниже 0,1, то есть не менее 10% должно быть собственных средств. А если все же меньше, то можно начинать процедуру банкротства организации.


Оптимизация объема оборотных активов


Выполняется в три шага.


1. С учетом результата выполненного анализа оборотных активов, определяем пути и возможности для сокращения производственного, финансового и операционного циклов.


2. Учитывая эти данные, определяем по видам достаточный уровень оборотных активов.

Вообще, там, где требуется строгая формализация процессов, имеет смысл вводить нормы: на каждые три часа работы станка требуется Х кг сырья А и 1/3*х сырья В. Как-то так...


3. Рассчитав по каждому виду достаточные объемы оборотных активов, можем определить их общий объем на предстоящий период. А, соответственно, и заложить в бюджет необходимые запланированные расходы на закупку.


Работает формула:


ВОА = ЗСп + ЗГп + ДЗп + ДАп + Пп, где


ВОА - валовый объем оборотных активов предприятия на конец периода;
ЗСп - сумма запасов сырья и материалов на конец периода;
ЗГп - сумма запасов готовой продукции на конец предстоящего периода (с включением в нее пересчитанного объема незавершенного производства);
ДЗп - сумма дебиторской задолженности на конец периода;
ДАп - сумма денежных активов на конец периода;
Пп - сумма прочих видов оборотных активов на конец периода.


4. Оптимизация соотношения постоянной и переменной частей в общей сумме оборотных активов


Практически в любом бизнесе существуют сезонные колебания, то есть подъемы и спады в реализации продукции. Явление объясняется временами года, церковными и государственными праздниками, графиками проведения работ и т.д.


Естественно, при прогнозировании объема требуется учитывать подобные циклические колебания.

Оптимизация выполняется в несколько шагов:


1. На основании данных прошлых лет за каждый исследуемый период (точность анализа прямо пропорциональна детализации выборки) рассчитываем коэффициенты неравномерности распределения.

В простом варианте это можно сделать по следующим формулам:




Шаг следующий. Определяем средний и максимальный объем переменной части оборотных активов в предстоящем периоде:



5. Обеспечение необходимой ликвидности оборотных активов


В этих целях, согласно платежному графику, требуется ранжировать оборотные активы по категориям денежных средств, высоко- и среднеликвидных активов и определить доли соответствующих групп в общем объеме оборотных активов.


6. Обеспечение необходимой рентабельности оборотных активов.


Любые активы должны генерировать прибыль предприятия. Это же утверждение относится и к оборотным активам при их использовании в операционном цикле.


Временный излишек денежных средств следует направить на формирование портфеля краткосрочных финансовых инвестиций


7. Формы и источники финансирования оборотных активов

Методы формирования финансирования оборотных активов также подлежат управлению. Структура источников финансирования также требует оптимизации.


В процессе управления оборотными активами на предприятии разрабатываются отдельные финансовые нормативы, которые используются для контроля эффективности их формирования и функционирования.

Но об этом - в следующих статьях.

Андрей Скорочкин, Менеджер группы повышения эффективности бизнеса компании «КПМГ» в России и СНГ, Москва; кандидат экономических наук

  • Сколько денежных средств можно извлечь из раздутого оборотного капитала компании
  • Как сократить оборотный капитал организации до оптимального объема
  • Оптимизация оборотного капитала: пример программы
  • Управление оборотным капиталом предприятия: оценка рисков
  • Как реагировать, если значения того или иного параметра выходят за установленные границы

Оборотный капитал компании – «кровь» организации. Если его недостает, предприятию приходится брать займы, и не всегда на выгодных условиях, а это снижает финансовую устойчивость бизнеса и ведет к падению прибыли. Но когда оборотный капитал организации раздут – тоже плохо: компания не использует ресурсы для развития новых проектов. Расскажу, за счет чего вы можете сегодня высвободить денежные средства, и раскрою секреты управления оборотным капиталом предприятия.

Обладать капиталом и не использовать его – это не стиль Генерального Директора. Поэтому мы подготовили статью, которая поможет определиться, куда можно инвестировать, а куда лучше вообще не обращаться.

В статье Вы также найдете удобную таблицу, с указанием рисками и доходностью различных инструментов инвестирования.

В этой статье под оборотным капиталом компании подразумевается сумма дебиторской задолженности и запасов (сырья, готовой продукции, незавершенного производства и пр.) за вычетом кредиторской задолженности. Бывает, что термин используется и в более широком смысле, – тогда к оборотному капиталу относят также денежные средства и их эквиваленты.

Оптимизация оборотного капитала компании

Сегодня этот вопрос особенно актуален. В годы бурного роста экономики каждая компания, стремясь завоевать как можно бóльшую часть рынка, ставила своей главной задачей продвижение новых продуктов. А вот повышению эффективности бизнеса за счет внутренних резервов уделялся минимум внимания. Между тем оборотный капитал компании, раздутый в годы роста, сегодня может стать одним из важнейших источников, обеспечивающих финансирование операций. Оптимизация оборотного капитала позволит вам высвободить 15-30% от его первоначального объема (см. рисунок ). Еще 10-15% денежных средств даст централизация управления финансовыми ресурсами.

Чтобы успешно справиться с этой задачей, надо решить три основных вопроса:

  • Сколько замороженных в операционном цикле денежных средств можно высвободить, не снижая эффективности и не сокращая объема операций?
  • Каковы оптимальные показатели оборачиваемости запасов, дебиторской и кредиторской задолженности и как их достичь (см. Формула расчета оборачиваемости )?
  • Какова реальная потребность компании в денежных средствах и какие инструменты управления помогут эту потребность уменьшить?

Иными словами, нужно разобраться, что делать (определить характер необходимых изменений) и как делать (найти способ, позволяющий эффективно реализовать принятые решения).

Ресурсы, высвобожденные в результате оптимизации оборотного капитала (% от первоначального объема)

Классический алгоритм оптимизации оборотного капитала и повышения ликвидности предполагает такие мероприятия:

  • улучшение положения с кредиторской и дебиторской задолженностью: во-первых, устраняйте ситуации, приводящие к несвоевременной оплате счетов; во-вторых, сравнив Ваши условия оплаты со средними либо лучшими на рынке, попытайтесь пересмотреть свои договоренности с контрагентами; в-третьих, максимально автоматизируйте операции;
  • краткосрочное скользящее планирование движения денежных средств по отдельным подразделениям и по компании в целом;
  • нормирование и сокращение запасов, запуск механизмов управления и контроля, обеспечивающих поддержание запасов на оптимальном уровне;
  • внедрение эффективных способов управления оборотным капиталом и контроля его состояния для поддержки требуемого уровня финансовых средств, задействованных в операционном цикле.

Хотя разработка алгоритмов для решения этих задач – процесс сам по себе трудоемкий, большинство затруднений, как показывает опыт нашей компании, связаны не с построением подобных схем, а с их реализацией на предприятии. Ведь требуется не просто обеспечить сиюминутный результат, уменьшив или увеличив оборотный капитал до нужного уровня, но также достичь устойчивого долгосрочного эффекта – а для этого надо создать отлаженную организационную структуру с четко распределенными обязанностями и ответственностью сотрудников.

Оптимизация оборотного капитала: пошаговая инструкция

Оптимизация оборотного капитала, как правило, находится в ведении финансовой службы. Однако эта служба сталкивается с серьезным сопротивлением или непониманием со стороны подразделений, которые влияют на составляющие оборотного капитала, – таких как службы закупок и логистики, отделы продаж и обработки платежей, IT-службы, производственные отделы.

Возникает парадокс: с одной стороны, финансовая служба ответственна за оборотный капитал, уровень ликвидности компании и источники финансирования, а с другой – лишена возможности серьезно воздействовать на структуры, распоряжающиеся отдельными составляющими этого самого капитала.

Типового решения такой проблемы, к сожалению, нет. Однако существует несколько универсальных способов, вполне реализуемых в любой компании. Вот что вы можете сделать.

1. Выберите подразделение, ответственное за управление оборотным капиталом предприятия

В крупных компаниях есть смысл создать особую службу с такими функциями, а в небольших – возложить эти обязанности на одну из уже существующих структур или даже на отдельного специалиста. Таким образом, управление оборотным капиталом может принять на себя лично финансовый директор либо, например, казначейство, финансовый отдел, планово-экономический отдел и т. д.

2. Определите критерии для оценки управления оборотным капиталом предприятия

Набор показателей должен быть необходимым и достаточным для эффективного контроля – то есть полно и достоверно отражать суть происходящих процессов. Тут важно не увлечься – иначе у Вас получится система из сотни параметров, значения которых невозможно ни оперативно вычислить, ни адекватно интерпретировать. Скажем, для элемента «Кредиторская задолженность» обычно достаточно такого набора характеристик:

  • период оборота кредиторской задолженности (каков вклад в общий период оборота капитала);
  • структура задолженности: доли краткосрочных обязательств (до года), долгосрочных обязательств (более года), просроченной задолженности;
  • среднее время задержки платежа (после наступления срока оплаты, установленного в договоре);
  • стоимость обслуживания задолженности.

При выборе показателей важно не упускать из виду вопрос реализуемости подсчетов. Вот, к примеру, критерий «Среднее время задержки платежа». Если верно найти его значение, Вы узнаете, эффективно ли действует система обработки кредиторской задолженности. Вместе с тем быстро и корректно произвести нужные вычисления удастся лишь тогда, когда учет задолженности в компании автоматизирован, а история платежей представлена в связке с условиями договоров (такую возможность обеспечивает большинство корпоративных информационных систем). Если же Ваши финансисты могут рассчитать этот показатель только вручную (например, в Microsoft Excel), лучше его вообще исключить: вычисления будут долгими и трудоемкими, а результат вовсе не обязательно окажется достоверным.

3. Утвердите целевые значения параметров

Этот этап – один из самых сложных и значимых. Ошибка в выборе нормативов может обойтись компании слишком дорого. Есть два способа решить задачу: один долгий и эффективный, другой быстрый, но не всегда результативный.

Способ первый – долгий, но эффективный. Он предполагает комплексный пересмотр всех показателей, расчет оптимального объема оборотного капитала и определение нормативных значений составляющих (дебиторской и кредиторской задолженности, запасов) для каждого из подразделений компании или направлений бизнеса.

Этот вариант трудоемок: потребуется набор команды специалистов (финансистов, технологов, логистов, сотрудников коммерческих служб и производственных подразделений), управление проектом, проведение согласований и расчетов. Но результат Вас впечатлит: десятки процентов экономии, погашение значительной части долгов и долговременный эффект финансового оздоровления компании.

Способ второй – быстрый, но не всегда результативный. Это – метод «от достигнутого»: значения всех показателей фиксируются на текущем уровне. Если у Вас сезонный или цикличный бизнес, есть смысл установить несколько значений. Далее работа ведется путем последовательных улучшений: каждое из подразделений, ответственных за определенный параметр, предлагает, как в предстоящем периоде можно улучшить текущие показатели.

Если же идеи на этот счет отсутствуют, структура, ответственная за управление оборотным капиталом, инициирует принудительную постановку целей через топ-менеджмент. При этом могут быть задействованы разные схемы мотивации – как положительной (выплата процента от экономии), так и отрицательной (взыскание суммы, равной издержкам на привлечение внешнего финансирования, с подразделения, которое допустило замораживание денежных средств объемом сверх установленного).

Такой подход позволяет избежать любых революционных изменений, но при этом способен дать ощутимый эффект в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

4. Решите, какие средства использовать для контроля параметров

Глубина управленческого вмешательства может быть различной – все зависит от целей и размера предприятия. Чаще всего используется схема контроля по отклонениям.

Для каждой контрольной характеристики устанавливаются пороги допустимых отклонений, и когда значение параметра выходит за эти границы, пора вмешаться Генеральному Директору. Как именно реагировать – просто уведомить ответственное подразделение или проанализировать причины отклонения, пересмотреть бюджеты и оштрафовать виновников – решать Вам. Вы также можете установить несколько пороговых уровней, отклонения от которых предполагают разную управленческую реакцию.

5. Подумайте о запасном варианте

Построение и запуск системы централизованного управления оборотным капиталом – сложный кроссфункциональный процесс. В ходе этого процесса, помимо прочего, приходится разрешать противоречия между разными подразделениями предприятия, интересы которых переплетаются и даже зачастую сталкиваются. При этом ошибка в выборе подхода к реализации изменений может нанести компании значительный ущерб.

Генеральным Директорам, желающим оптимизировать оборотный капитал, нужно прежде всего составить четкий план мероприятий, выбрать подходы для определения оптимального уровня показателей и разработать процедуры управления изменениями и рисками. Не помешает также лишний раз спросить себя, хватит ли у Вас воли довести проект до конца. Кроме того, полезно иметь план Б – это обеспечит Вам возможность вернуться к исходному пункту, внести поправки в проект и использовать полученные результаты в решении смежных задач.

Как компании управляют оборотным капиталом

Марина Антюфеева, Советник Генерального Директора ОАО «Сибур – Русские шины», Москва

На любом предприятии найдется множество резервов, даже когда производство новое и, как кажется, классно организовано. Всегда бывают потери, которые можно исключить. Расскажу подробнее.

Запасы. Количество складских запасов на большинстве предприятий определяется нормативами, выраженными в рублях. Однако что именно лежит на складе, знает не каждый Генеральный Директор. Прежде всего нужно рассчитать имеющиеся запасы – сначала исходя из номенклатуры, а потом в денежном выражении. Так Вы увидите, где у предприятия заморожены денежные средства. Причины могут быть разными – например, рваный график поставок или частые поставки маленькими партиями, тогда как дешевле поставлять товар реже, зато помногу. Действуйте соответственно: пообщайтесь с продавцом, попробуйте выровнять график поставок или договориться об используемом транспорте. Даже если Ваша компания уже проводила такую работу несколько лет назад, рынок с тех пор успел измениться. Одни продавцы исчезли, другие появились – кризис внес огромные изменения в список поставщиков и потребителей, а также очень сильно повлиял на ценообразование. Если Вы крупный покупатель, можете потребовать, чтобы поставщик организовал склады в непосредственном соседстве с Вашим предприятием – за счет этого Вы разгрузите собственный склад, получив возможность держать там запасы лишь на ближайшие несколько часов. Естественно, что продавец согласится на Ваше предложение, только если Вы предоставите ему выгодные условия, гарантировав, скажем, постоянный объем закупок, фиксированную цену или что-то еще.

Склад. Уменьшите количество мест хранения – это сократит объем внутризаводских перевозок, автопарк предприятия и штат складских сотрудников. Для этого ликвидируйте кладовые в цехах, организовав выдачу материалов со складов снабжения. Нашей компании эта мера позволила сократить складские площади вдвое! Также обратите внимание на график работы кладовщиков. Часто у них круглосуточный режим работы, тогда как цех сдает продукцию или принимает материалы только в дневные часы.

Транспорт. Рассчитайте, что дешевле: содержать собственный парк машин или привлекать сторонних перевозчиков. Определитесь также с оптимальным видом транспорта: может оказаться, например, что Вы возите грузы по железной дороге, тогда как экономнее было бы использовать автомашины. Иногда лучший вариант – задействовать зимой один вид транспорта, а летом другой. Если у Вас собственные машины – решите вопрос возмещения НДС при покупке топлива. Это тоже один из механизмов возврата денежных средств.

Сбыт. Все методы, используемые для оптимизации поставок, применимы и к сбыту. Выясните желательный для покупателей график поставок, уточните объем запасов, который нужно иметь на складе, чтобы бесперебойно снабжать заказчиков, определитесь, каким транспортом выполнять перевозки. Может быть, Вы сведете запасы к нулю и будете работать с колес. Даже простые мероприятия позволяют сэкономить до 15% стоимости закупаемых материалов.

Запасы незавершенного производства. Их тоже нужно нормировать. Построив цепочки создания ценности для каждого выпускаемого продукта, Вы сразу обнаружите возможности для оптимизации. Кроме того, результаты анализа покажут, требуются ли подобные запасы вообще и если да, то какого объема, а также где организовать места хранения и какие методы использовать для оповещения производственных участков о необходимости пополнить запас.

Документооборот. Проанализируйте, какие бумаги оформляются на каждом участке производства. Вы поразитесь, узнав, что треть документов вообще не нужна или нужна не в том виде, в каком ведется. Приведу пример. На складах внедрен электронный учет, карточка на материал заполняется в компьютерной базе. Тем не менее кладовщики оформляют и бумажные карточки, а также заполняют журнал получения и выдачи материалов. Зачем? Ведь для достаточно электронной карточки. Причина в привычке: «А так всегда делали». Получилось, что новый документооборот ввели, а старый не ликвидировали. В других случаях бывает, что одинаковые или аналогичные документы готовятся разными подразделениями. Таким образом, сокращение документооборота позволит высвободить работников для выполнения действительно нужных операций и оптимизировать численность персонала.

Нормативы на производстве. Проверьте нормы расхода основных и вспомогательных материалов на производство продукции. Иногда становится смешно, когда видишь, какими справочниками пользуются технологи и конструкторы. Например, вес погонного метра материала или его плотность указаны в ГОСТах, но бывает, что для их расчета используется справочник по материалоемкости, в котором гостовские показатели завышены на 15-20% (!). Это оборачивается огромными потерями для производства и громадными возможностями для хищений и сокрытия брака. Также стоит проверить нормы энергопотребления и другие расходы. Эти элементарные меры обеспечивают до 25% экономии при производстве продукции.

  • Оптимизация структуры капитала организации: как не потерять равновесие

Андрей Скорочкин окончил Государственный университет управления по специальности «математические методы исследования операций в экономике». Сертифицированный специалист в области управления цепями поставок (APICS CSCP). Имеет более чем семилетний опыт работы экспертом и руководителем в проектах по оптимизации оборотного капитала и повышению ликвидности, построению эффективных систем управления, снижению затрат.

КПМГ в России и СНГ
Сфера деятельности: аудиторские, налоговые и консультационные услуги
Форма организации: ЗАО
Территория: головной офис представительства – в Москве, региональные офисы – в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Ростове-на-Дону
Численность персонала: 3100
Темпы роста практики: 62%

«Сибур – Русские шины»
Сфера деятельности: производство шин для автомобилей, самолетов, индустриальной и сельскохозяйственной техники (основные бренды – Cordiant, TyRex).
Форма организации: ОАО, холдинг.
Территория: корпоративный центр – в Москве; пять филиалов; семь заводов: «Волтайр-Пром», СП «Матадор-Омскшина», «Омскшина», Саранский завод «Резинотехника», «Сибур-Волжский», «Уралшина», Ярославский шинный завод.
Основные клиенты: Министерство обороны РФ, МВД РФ, МЧС РФ, компании «ГАЗ», «КамАЗ», «УАЗ».

Анализ конфликтов полезно начинать с элементарного, простейшего уровня, с истоков возникновения конфликтных отношений. Традиционно он начинается со структуры потребностей, набор которых специфичен для каждой личности и социальной группы. Все эти потребности А. Маслоу подразделяет на пять основных типов: 1) физические потребности (пища, секс, материальное благополучие и т.п.); 2) потребности в безопасности; 3) социальные потребности (потребности в общении, социальных контактах, взаимодействии); 4) потребности в достижении престижа, знаний, уважения, определенного уровня компетенции; 5) высшие потребности в самовыражении, самоутверждении (например, потребности в творчестве). Все желания, стремления индивидов и социальных групп можно отнести к какому-либо типу этих потребностей. Сознательно или бессознательно индивиды мечтают добиться своей цели в соответствии с потребностями.

Все поведение человека упрощенно можно представить как ряд элементарных актов, каждый из которых начинается с нарушения равновесия в связи появлением потребности и значимой для индивида цели, а заканчивается восстановлением равновесия и достижением цели (консуммацией). Например, у человека возникает жажда, появляется цель выпить воду; затем эта цель осуществляется и потребность удовлетворяется. Однако в ходе такого непрерывного процесса может возникнуть помеха и действие прервется. Любое вмешательство (или обстоятельство), создающее преграду, перерыв в уже начавшемся или намечаемом действии человека, называется блокадой. В случае появления блокады (или возникновения ситуации блокирования) от индивида или социальной группы требуется переоценка ситуации, принятие решения в условиях неопределенности (наличия нескольких альтернатив действий), постановка новых целей и принятие нового плана действий.

Продолжая пример, представим себе, что человек, пытающийся утолить жажду, видит, что в графине нет воды. Для преодоления этой блокады он может налить воды из крана, вскипятить ее или выпить сырой. Можно заменить воду молоком из холодильника. В любом случае человек должен поставить перед собой новые цели, разработать новый план действий, чтобы преодолеть блокаду. Ситуация блокирования - это всегда некоторое первоначальное замешательство различной степени интенсивности (от легкого недоумения до шока), а затем побуждение к новым действиям. В такой ситуации каждый Человек пытается избежать блокады, ищет обходные пути, новые эффективные действия, а также причины блокады. Если блокада, стоящая на пути удовлетворения потребности, слишком велика или если в состоянии ряда внешних причин индивид или группа просто не в силах преодолеть затруднение, вторичное приспособление может не привести к успеху. Встреча с непреодолимым затруднением в удовлетворении потребности может быть отнесена к фрустрации. Она обычно связана с напряжением, неудовольствием, переходящим в раздражение и злость.

Реакция на фрустрацию может развиваться по двум направлениям - это может быть или отступление, или агрессия. Отступление - это избежание фрустрации путем кратковременного или долговременного отказа от удовлетворения определенной потребности. Отступление в ситуации фрустрации может быть двух видов: 1) сдерживание - состояние, при котором индивид отказывается от удовлетворения какой-либо потребности из страха, для получения благ в другой области или в надежде удовлетворить потребность спустя некоторое время более легким путем. В этом случае индивид перестраивает свое сознание, полностью подчиняется требованиям ситуации и действует с ощущением правильности отказа от удовлетворения потребности; 2) подавление - уход от реализации целей под воздействием внешнего принуждения, когда фрустрация постоянно присутствует внутри индивида, но загоняется вглубь и может в любой момент выйти наружу в форме агрессии при определенных благоприятных для этого условиях.

Агрессивное поведение, вызываемое фрустрацией, может быть направлено на другого человека или группу людей, если они являются причиной развития фрустрации или представляются таковыми. Агрессия при этом носит социальный характер и сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти. Агрессивные социальные действия вызывают ответную агрессивную реакцию у другого индивида или группы, и с этого момента начинается социальный конфликт.

Таким образом, для возникновения социального конфликта необходимо, во-первых, чтобы причиной фрустрации было поведение других людей и, во-вторых, чтобы на агрессивное социальное действие возникла ответная реакция, взаимодействие.

Однако далеко не всякое состояние фрустрации и связанное с ним эмоциональное напряжение приводят к социальному конфликту. Эмоциональное напряжение, недовольство, связанное с неудовлетворенностью потребностей, должно перейти определенную границу, за которой агрессия выступает в форме направленного социального действия. Эта граница определяется состоянием общественного страха, культурными нормами и действием социальных институтов, сдерживающих проявление агрессивных действий. Если в обществе или социальной группе наблюдаются явления дезорганизации, снижается эффективность действия социальных институтов, то индивиды легче переходят грань, отделяющую их от конфликта.

Все конфликты можно классифицировать в зависимости от зон разногласий следующим образом.
1. Личностный конфликт. Эта зона включает конфликты, происходящие внутри личности, на уровне индивидуального сознания. Такие конфликты могут быть связаны, например, с излишней зависимостью или с ролевой напряженностью. Это чисто психологический конфликт, но он может оказаться катализатором для возникновения группового напряжения, если индивид будет искать причину своего внутреннего конфликта среди членов группы.
2. Межличностный конфликт. Эта зона включает разногласия между двумя или более членами одной группы или нескольких групп. В этом конфликте индивиды стоят «лицом к лицу», как два боксера, и еще подключаются отдельные личности, не образующие группы.
3. Межгрупповой конфликт. Некоторое число индивидов, образующих группу (т.е. социальную общность, способную на совместные скоординированные действия), вступают в конфликт с другой группой, не включающей в себя индивидов из первой группы. Это самый распространенный вид конфликта, потому что индивиды, приступая к воздействию на других, обычно стараются привлечь к себе сторонников, сформировать группу, облегчающую действия в конфликте.
4. Конфликт, принадлежности. Такой конфликт происходит в силу двойной принадлежности индивидов, например, когда они образуют группу внутри другой, большей группы или когда индивид входит одновременно в две конкурентные группы, преследующие одну цель.
5. Конфликт с внешней средой. Индивиды, составляющие группу, испытывают давление извне (прежде всего, со стороны культурных, административных и экономических норм и предписаний). Часто они вступают в конфликт с институтами, поддерживающими эти нормы и предписания.

1. Предконфликтная стадия. Ни один социальный конфликт не возникает мгновенно. Эмоциональное напряжение, раздражение и злость обычно накапливаются в течение некоторого времени, поэтому предконфликтная стадия иногда затягивается настолько, что забывается первопричина столкновения.

Характерной особенностью каждого конфликта в момент его зарождения является наличие объекта, обладание которым (или достижение которого) связано с фрустрацией потребностей двух субъектов, втягиваемых в конфликт. Этот объект должен быть принципиально неделимым или казаться таковым в глазах соперников. Бывает, что этот объект может быть разделен и без конфликта, но в момент его зарождения путей к этому соперники не видят и их агрессия направляется друг на друга. Назовем этот неделимый объект причиной конфликта. Наличие и размеры такого объекта должны быть хотя бы частично осознаны его участниками или противоборствующими сторонами. Если же этого не происходит, то противникам трудно осуществить агрессивное действие и конфликта, ка правило, не бывает.

Предконфликтная стадия - это период, в который конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, прежде чем решиться на агрессивные действия или отступать. К таким ресурсам относятся материальные ценности, с помощью которых можно воздействовать на соперника, информация, власть, связи, престиж и т.п. В то же время происходит консолидация сил противоборствующих сторон, поиск сторонников и оформление групп, участвующих в конфликте.

Первоначально каждая из конфликтующих сторон ищет пути достижения целей, избежания фрустрации без воздействия на соперника. Когда все попытки достичь желаемое оказываются тщетными, индивид или социальная группа определяют объект, мешающий достижению целей, степень его «вины», силу и возможности противодействия. Этот момент в предконфликтной стадии называется идентификацией. Другими словами, это поиск тех, кто мешает удовлетворению потребностей и против кого следует применять агрессивные социальные действия.

Случается, что причина фрустрации бывает скрыта и ее трудно идентифицировать. Тогда возможен выбор объекта для агрессии, который не имеет никакого отношения к блокированию потребности. Эта ложная идентификация может привести к воздействию на сторонний объект, ответному действию и возникновению ложного конфликта. Иногда ложная идентификация создается искусственно, с целью отвлечения внимания от истинного источника фрустрации. Например, правительство в какой-либо стране пытается избежать недовольства своими действиями путем перекладывания вины на национальные группы или отдельные социальные слои. Ложные конфликты, как правило, не устраняют причин, вызывающих столкновения, а только усугубляют ситуацию, создавая возможности для распространения конфликтных взаимодействий.

Предконфликтная стадия характерна также формированием каждой из конфликтующих сторон стратегии или даже нескольких стратегий. Причем применяется та из них, которая в наибольшей степени соответствует ситуации. В нашем случае под стратегией понимается видение ситуации участниками конфликта (или, как еще говорят, «плацдарм»), формирование цели по отношению к противоборствующей стороне и, наконец, выбор способа воздействия на противника. Соперники проводят разведку для выяснения слабых мест друг у друга и возможных способов ответных действий, а затем сами пытаются рассчитать свои собственные действия на несколько ходов вперед.
Предконфликтная стадия представляет научный и практический интерес как для ученых, так и для управленцев, поскольку при правильном выборе стратегии, способов действий можно предотвращать возникающие конфликты.
2. Непосредственно конфликт. Эта стадия характеризуется прежде всего наличием инцидента, т.е. социальных действий, направленных на изменение поведения соперников. Это активная, деятельная часть конфликта Таким образом, весь конфликт складывается из конфликтной ситуации, формирующейся на предконфликтной стадии, и инцидента.

Действия, составляющие инцидент, могут быть различными. Но нам важно разделить их на две группы, каждая из которых имеет в своей основе специфическое поведение людей.

К первой группе относятся действия соперников в конфликте, носящие открытый характер. Это могут быть словесные прения, экономические санкции, физическое воздействие, политическая борьба, спортивное состязание и т.п. Такого рода действия, как правило, легко идентифицируются как конфликтные, агрессивные, враждебные. Поскольку открытый «обмен ударами» хорошо виден со стороны в ходе конфликта, в него могут быть втянуты сочувствующие и просто наблюдатели. Наблюдая самый обычный уличный инцидент, можно увидеть, что окружающие редко остаются равнодушными: они возмущаются, сочувствуют одной стороне и могут быть легко втянуты в активные действия. Таким образом, активные открытые действия обычно расширяют сферу конфликта, они ясны и предсказуемы.

Ко второй группе относятся скрытые действия соперников в конфликте. Известно, что в ходе конфликтов противники чаще всего пытаются замаскировать свои действия, запутать, обмануть соперничающую сторону. Эта скрытая, завуалированная, но тем не менее чрезвычайно активная борьба преследует цель навязать сопернику невыгодный ему образ действий и одновременно выявить его стратегию. Основным образом действий в скрытом внутреннем конфликте является рефлексивное управление. По определению, сформулированному В. Лефевром , рефлексивное управление - это способ управления, при котором основания для принятия решения передаются одним из действующих лиц другому. Это означает, что один из соперников пытается передать и внедрить в сознание другого такую информацию, которая заставляет этого другого действовать так, как выгодно тому, кто передал данную информацию. Таким образом, любые «обманные движения», провокации, интриги, маскировки, создание ложных объектов и вообще любая ложь представляют собой рефлексивное управление. Причем ложь может иметь сложное строение, например, передача правдивой информации, чтобы ее приняли за ложную.

Для того чтобы понять, каким образом осуществляется рефлексивное управление в конфликте, приведем пример скрытого конфликтного взаимодействия. Предположим, что руководители двух соперничающих фирм стремятся захватить часть рынка сбыта продукции, но для этого им необходимо вступить в борьбу, чтобы устранить соперника с рынка (это могут быть и политические партии, борющиеся за влияние и стремящиеся убрать соперника с политической арены). Руководство одной из соперничающих фирм X выходит на реальный рынок П (назовем его плацдармом действий). Не имея детализированной картины рыночных отношений, X представляет себе плацдарм исходя из своего знания о нем в виде Пх. Видение, осознание плацдарма со стороны X не адекватно реальному П, и X должен принимать решения, основываясь на Пх. Руководители фирмы X имеют определенную цель Цх - добиться успеха на рынке с помощью продажи товаров по более низким ценам (исходя из П). Для достижения поставленной цели фирма X предполагает заключить сделки с рядом предприятий для реализации своей более дешевой продукции. Таким образом, фирма X формирует некоторый предполагаемый способ действий, или доктрину Дх. В результате X имеет некоторую цель, соотнесенную с его видением плацдарма, и доктрину или способ для достижения этой цели, которые служат для принятия решения Рх, также зависящего от видения плацдарма со стороны X.

Одним из условий развития общества является противостояние разных групп. Чем сложнее структура общества, тем сильнее оно раздроблено и тем больше риск возникновения такого явления, как социальный конфликт. Благодаря ему и происходит развитие всего человечества в целом.

Что такое социальный конфликт?

Это наивысшая стадия, при которой развивается противостояние в отношениях между отдельными личностями, группами, в целом всего общества. Понятие социального конфликта означает противоречие двух и более сторон. Кроме того, различают и внутриличностное противостояние, когда у человека имеются потребности и интересы, противоречащие друг другу. Данная проблема насчитывает не одно тысячелетие, а в ее основе лежит положение, что одни должны стоять «у руля», а другие подчиняться.

Что является причиной социальных конфликтов?

Фундаментом являются противоречия субъективно-объективного характера. К объективным противоречиям относят противостояние между «отцами» и «детьми», начальниками и подчиненными, трудом и капиталом. Субъективные причины социальных конфликтов зависят от восприятия ситуации каждым отдельным индивидом и его отношения к ней. Ученые конфликтологи выделяют самые разные основания для возникновения противостояния, вот основные:

  1. Агрессия, которую могут проявлять все животные, в том числе и человек.
  2. Перенаселенность и факторы окружающей среды.
  3. Враждебное отношение к обществу.
  4. Социальное и экономическое неравенство.
  5. Культурные противоречия.

Отдельно взятые индивиды и группы могут конфликтовать из-за материальных благ, первостепенных жизненных установок и ценностей, полномочий власти и т.д. В любом поле деятельности может возникнуть спор из-за несовместимых потребностей и интересов. Однако, не все противоречия перерастают в конфронтацию. О ней говорят только при условии активного противоборства и открытой борьбы.

Участники социального конфликта

Прежде всего, это люди, стоящие по обе стороны баррикад. В ходе сложившейся ситуации они могут быть как физическими, так и юрлицами. Особенности социального конфликта в том, что он базируется на определенных разногласиях, из-за которых и сталкиваются интересы участников. Есть еще и объект, который может иметь материальную, духовную или социальную форму и который каждый из участников стремится получить. А непосредственным их окружением является микро- или макросреда.


Социальный конфликт – плюсы и минусы

С одной стороны, открытое столкновение дозволяет обществу эволюционировать, добиваться определенных соглашений и договоренности. В результате отдельные его члены учатся приспосабливаться к незнакомым условиям, принимать во внимания желания других индивидов. С другой стороны, современные социальные конфликты и их последствия предсказать нельзя. В случае самого тяжелого развития событий общество может полностью разрушиться.

Функции социального конфликта

Первые – конструктивные, а вторые – деструктивные. Конструктивные носят положительный характер – разряжают напряженность, проводят изменения в социуме и др. Деструктивные несут разрушения и хаос, они дестабилизируют отношения в определенной среде, уничтожают социальное сообщество. Позитивная функция социального конфликта заключается в укреплении общества в целом и отношений между его членами. Негативная - дестабилизирует социум.

Стадии социального конфликта

Стадиями развития конфликта являются:

  1. Скрытая . Натянутость в общении между субъектами нарастает из-за стремления каждого улучшить свое положение и достичь превосходства.
  2. Напряжение . Основные стадии социального конфликта включают напряженность. Причем чем больше мощь и превосходство доминирующей стороны, тем она сильнее. Непримиримость сторон приводит к очень сильной конфронтации.
  3. Антагонизм . Это следствие высокой напряженности.
  4. Несовместимость . Собственно, само противостояние.
  5. Завершение . Разрешение ситуации.

Виды социальных конфликтов

Они могут быть трудовыми, экономическими, политическими, образования, социального обеспечения и т.д. Как уже было сказано, могут возникать между отдельными людьми и внутри каждого. Вот распространенная классификация:

  1. В соответствии с источником возникновения – конфронтация ценностей, интересов и идентификации.
  2. По последствиям для социума основные виды социальных конфликтов делятся на созидательные и разрушительные, успешные и провальные.
  3. По степени влияния на среду – краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные, острые, масштабные, региональные, локальные и др.
  4. В соответствии с расположением оппонентов – горизонтальные и вертикальные. В первом случае спорят люди, стоящие на одном уровне, а во втором начальник и подчиненный.
  5. По способу борьбы – мирные и вооруженные.
  6. В зависимости от степени открытости – скрытые и открытые. В первом случае соперники воздействуют друг на друга косвенными методами, а во втором переходят к открытым ссорам и спорам.
  7. В соответствии с составом участников – организационные, групповые, политические.

Способы разрешения социальных конфликтов

Самые эффективные способы разрешения конфликтов:

  1. Избегание конфронтации . То есть один из участников уходит со «сцены» физически или психологически, но сама конфликтная ситуация остается, так как не устранена причина, ее породившая.
  2. Переговоры . Обе стороны пытаются найти точки соприкосновения и путь к сотрудничеству.
  3. Посредники . включают и привлечение посредников. Его роль может играть как организация, так и частное лицо, которое благодаря имеющимся возможностям и опыту делает то, что нереально было бы сделать без его участия.
  4. Откладывание . По сути один из оппонентов лишь на время сдает свои позиции, желая накопить силы и вновь вступить в социальный конфликт, пытаясь вернуть утраченное.
  5. Обращение в арбитраж или третейский суд . При этом противостояние разбирается в соответствии с нормами закона и права.
  6. Силовой метод с привлечением военных, техники и вооружения, то есть по сути, война.

К каким последствиям приводят социальные конфликты?

Ученые рассматривают это явление с функционалистской и социологической точки зрения. В первом случае конфронтация несет явно негативный характер и приводит к таким последствиям, как:

  1. Дестабилизация социума . Рычаги управления больше не работают, в обществе царит хаос и непредсказуемость.
  2. Последствия социального конфликта включают и участников на определенных целях, заключающихся в победе над противником. При этом все остальные проблемы отходят на второй план.
  3. Потеря надежды на дальнейшие дружественные отношения с оппонентом.
  4. Участники конфронтации отстраняются от общества, они чувствуют неудовлетворенность и т.п.
  5. Рассматривающие противостояние с социологической точки зрения считают, что у этого явления имеются и положительные стороны:
  6. При заинтересованности в положительном исходе дела наблюдается сплочение людей и укрепление взаимопонимания между ними. Каждый чувствует свою причастность к тому, что происходит, и делает все, чтобы у социального конфликта был мирный исход.
  7. Обновляются существующие и образовываются новые структуры и институты. Во вновь появившихся группах создается определенный баланс интересов, который и гарантирует относительную стабильность.
  8. Управляемый конфликт дополнительно стимулирует участников. Они разрабатывают новые идеи и решения, то есть «растут» и развиваются.

Обычно в социальном конфликте выделяют четыре стадии развития:

  1. 1) предконфликтная стадия;
  2. 2) собственно конфликт;
  3. 3) разрешение конфликта;
  4. 4) послеконфликтная стадия.

1. Предконфликтная стадия.

Конфликту предшествует предконфликтная ситуация. Это рост напряженности в отношении между потенциальными субъектами конфликта, вызванный определенными противоречиями. Однако противоречия, как уже говорилось, не всегда влекут за собой конфликт. Лишь те противоречия, которые осознаются потенциальными субъектами конфликта как несовместимые противоположности интересов, целей, ценностей и т. д., ведут к обострению социальной напряженности и конфликтам. Социальная напряженность представляет собой психологическое состояние людей и до начала конфликта носит латентный (скрытый) характер.

Наиболее характерным проявлением социальной напряженности в этот период являются групповые эмоции. Следовательно, определенный уровень социальной напряженности в оптимально функционирующем обществе является вполне естественным как защитная и адаптивная реакция социального организма. Однако превышение определенного (оптимального) уровня социальной напряженности может привести к конфликтам.

В реальной жизни причины возникновения социальной напряженности могут «накладываться» одна на другую или подменяться одна другой. Например, негативные отношения к рынку у части российских граждан вызваны прежде всего экономическими трудностями, но часто проявляются как ценностные ориентации. И наоборот, ценностные ориентации, как правило, обосновываются экономическими причинами.

Одним из ключевых понятий в социальном конфликте является неудовлетворенность. Накопление неудовлетворенности существующим положением дел или ходом развития событий ведет к росту социальной напряженности. При этом происходит трансформация неудовлетворенности из субъективнообъективных отношений в субъективно-субъективные. Суть этой трансформации заключается в том, что потенциальный субъект конфликта, недовольный объективно существующим положением дел, выявляет (персонифицирует) реальных и предполагаемых виновников неудовлетворенности. Одновременно происходит осознание субъектом (субъектами) конфликта неразрешимости сложившейся конфликтной ситуации обычными способами взаимодействия.

Таким образом, конфликтная ситуация постепенно трансформируется в открытый конфликт. Однако сама по себе конфликтная ситуация может существовать длительный период времени и не перерастать в конфликт. Для того чтобы конфликт стал реальным, необходим инцидент.

Инцидент - это формальный повод для начала непосредственного столкновения сторон. Например, убийство в г. Сараево наследника австро-венгерского престола Франца Фердинанда и его жены, осуществленное группой боснийских террористов 28 августа 1914 г., послужило формальным поводом для начала Первой мировой войны, хотя напряженность между Антантой и Германским военным блоком существовала уже много лет.

Инцидент может произойти случайно, а может быть спровоцирован субъектом (субъектами) конфликта. Инцидент может также явиться результатом естественного хода развития событий. Бывает, что инцидент готовит и провоцирует некая «третья сила», преследующая свои интересы в предполагаемом «чужом» конфликте.

Инцидент знаменует собой переход конфликта в новое качество.

В сложившейся ситуации возможны три основных варианта поведения конфликтующих сторон:

  • 1) стороны (сторона) стремятся уладить возникшие противоречия и найти компромисс;
  • 2) одна из сторон делает вид, что ничего особенного не произошло (уход от конфликта);
  • 3) инцидент становится сигналом к началу открытого противостояния.

Выбор того или иного варианта во многом зависит от конфликтной установки (целей, ожиданий, эмоциональных ориентации) сторон.

2. Собственно конфликт.

Начало открытого противоборства сторон является результатом конфликтного поведения, под которым понимают действия, направленные на противостоящую сторону с целью захвата, удержания спорного объекта или принуждения оппонента к отказу от своих целей или к их изменению. Конфликтологи выделяют несколько форм конфликтного поведения:

  • активно-конфликтное поведение (вызов);
  • пассивно-конфликтное поведение (ответ на вызов);
  • конфликтно-компромиссное поведение;
  • компромиссное поведение.

В зависимости от конфликтной установки и формы конфликтного поведения сторон конфликт приобретает собственную логику развития. Развивающийся конфликт имеет тенденцию создавать дополнительные причины своего углубления и разрастания. Каждая новая «жертва» становится «оправданием» для эскалации конфликта. Поэтому каждый конфликт является в определенной степени уникальным.

Можно выделить три основные фазы в развитии конфликта на его второй стадии:

  • 1) переход конфликта из латентного состояния в открытое противоборство сторон. Борьба ведется пока ограниченными ресурсами и носит локальный характер. Происходит первая проба сил. На этой фазе еще существуют реальные возможности прекратить открытую борьбу и решить конфликт иными методами;
  • 2) дальнейшая эскалация противоборства. Для достижения своих целей и блокирования действий противника вводятся все новые и новые ресурсы сторон. Почти все возможности найти компромисс упущены. Конфликт становится все более неуправляемым и непредсказуемым;
  • 3) конфликт достигает своего апогея и принимает форму тотальной войны с применением всех возможных сил и средств. На этой фазе конфликтующие стороны как бы забывают истинные причины и цели конфликта. Главной целью противоборства становится нанесение максимального урона противнику.

3. Стадия разрешения конфликта.

Длительность и интенсивность конфликта зависят от многих факторов: от целей и установок сторон, от имеющихся в их распоряжении ресурсов, от средств и методов ведения борьбы, от реакции на конфликт окружающей среды, от символов победы и поражения, от имеющихся и возможных способов (механизмов) нахождения консенсуса и т. д.

На определенной стадии развития конфликта у конфликтующих сторон могут существенно измениться представления о своих возможностях и о возможностях противника. Наступает момент «переоценки ценностей», обусловленный новыми, возникшими в результате конфликта отношениями, новой расстановкой сил, осознанием невозможности достичь целей или непомерной ценой успеха. Все это стимулирует изменение тактики и стратегии конфликтного поведения. В этой ситуации одна или обе конфликтующие стороны начинают искать пути выхода из конфликта и накал борьбы, как правило, идет на убыль. С этого момента фактически начинается процесс завершения конфликта, что не исключает новых обострений.

На стадии разрешения конфликта возможны следующие варианты развития событий:

  • 1) очевидный перевес одной из сторон позволяет ей навязать более слабому оппоненту свои условия прекращения конфликта;
  • 2) борьба идет до полного поражения одной из сторон;
  • 3) из-за недостатка ресурсов борьба принимает затяжной, вялотекущий характер;
  • 4) исчерпав ресурсы и не выявив явного (потенциального) победителя, стороны идут на взаимные уступки в конфликте;
  • 5) конфликт может быть остановлен под давлением третьей силы.

Социальный конфликт будет продолжаться до тех пор, пока не появятся ясные условия его прекращения. В полностью институционализированном конфликте такие условия могут быть определены еще до начала противоборства (например, как в игре, где существуют правила ее завершения), а могут быть выработаны и взаимно согласованы уже в ходе развития конфликта. Если же конфликт не институционализирован или институционализирован частично, то возникают дополнительные проблемы его завершения.

Существуют также абсолютные конфликты, в которых борьба ведется до полного уничтожения одного или обоих соперников. Следовательно, чем жестче очерчен предмет спора, чем очевиднее признаки, знаменующие победу и поражение сторон, тем больше шансов, что конфликт будет локализован во времени и пространстве и тем меньше потребуется жертв для его разрешения.

Существуют много способов завершения конфликта. В основном они направлены на изменение самой конфликтной ситуации либо путем воздействия на участников конфликта, либо путем изменения характеристики объекта конфликта, либо иными способами, а именно:

  • 1) устранение объекта конфликта;
  • 2) замена одного объекта другим;
  • 3) устранение одной стороны участников конфликта;
  • 4) изменение позиции одной из сторон;
  • 5) изменение характеристик объекта и субъекта конфликта;
  • 6) получение новых сведений об объекте или наложение на него дополнительных условий;
  • 7) недопущение непосредственного или опосредованного взаимодействия участников;
  • 8) приход участников конфликта к единому решению (консенсусу) или обращение их к «арбитру» при условии подчинения любому его решению.

Существуют и другие способы завершения конфликта. Например, военный конфликт между боснийскими сербами, мусульманами и хорватами был прекращен методом принуждения. Миротворческие силы (НАТО, ООН) буквально принудили конфликтующие стороны сесть за стол переговоров.

Завершающий этап стадии разрешения конфликта предполагает проведение переговоров и юридическое оформление доступных договоренностей. В межличностных и межгрупповых конфликтах результаты переговоров могут иметь форму устных договоренностей и взаимных обязательств сторон.

Обычно одним из условий для начала переговорного процесса является временное перемирие. Однако возможны варианты, когда на стадии предварительных договоренностей стороны не только не прекращают «боевых действий», но идут на обострение конфликта, стремясь упрочить свои позиции на переговорах. Переговоры предполагают взаимный поиск компромисса конфликтующих сторон и включают следующие возможные процедуры:

  • 1) признание наличия конфликта;
  • 2) утверждение процедурных правил и норм;
  • 3) выявление основных спорных вопросов (оформление протокола разногласий);
  • 4) исследование возможных вариантов решения проблем;
  • 5) поиск соглашений по каждому спорному вопросу и по урегулированию конфликта в целом;
  • 6) документальное оформление достигнутых договоренностей;
  • 7) выполнение всех принятых взаимных обязательств.

Переговоры могут отличаться друг от друга с точки зрения как уровня договаривающихся сторон, так и существующих между ними разногласий, но основные процедуры (элементы) переговоров остаются неизменными.

В основу переговорного процесса может быть положен метод компромисса, основанный на взаимных уступках сторон, или метод ориентированный на совместное решение существующих проблем.

Методы ведения переговоров и их результаты зависят не только от отношения между противоборствующими сторонами, но и от внутреннего положения каждой из сторон, от отношения с союзниками, а также от других внеконфликтных факторов.

4. После конфликтная стадия.

Завершение непосредственного противоборства сторон не всегда означает, что конфликт полностью разрешен. Степень удовлетворенности или неудовлетворенности сторон заключенными мирными договоренностями во многом будет зависеть от следующих положений:

  • насколько удалось в ходе конфликта и последующих переговорах достичь преследуемой цели;
  • какими методами и способами велась борьба;
  • насколько велики потери сторон (людские, материальные, территориальные и др.);
  • насколько велика степень ущемленности чувства собственного достоинства той или иной стороны;
  • удалось ли в результате заключения мира снять эмоциональное напряжение сторон;
  • какие методы были положены в основу переговорного процесса;
  • насколько удалось сбалансировать интересы сторон;
  • был ли компромисс навязан под силовым давлением (одной из сторон или некоей «третьей силой») или явился результатом взаимного поиска разрешения конфликта;
  • какова реакция окружающей социальной среды на итоги конфликта.

Если одна или обе стороны считают, что подписанные мирные соглашения ущемляют их интересы, то напряженность во взаимоотношениях сторон сохранится, а прекращение конфликта может восприниматься как временная передышка. Мир, заключенный вследствие обоюдного истощения ресурсов, также не всегда способен разрешить основные спорные проблемы, послужившие причиной конфликта. Наиболее прочным является мир, заключенный на основе консенсуса, когда стороны считают конфликт полностью разрешенным и строят свои отношения на основе доверия и сотрудничества.

Послеконфликтная стадия знаменует собой новую объективную реальность: новую расстановку сил, новые отношения оппонентов друг к другу и к окружающей социальной среде, новое видение сушествующих проблем и новую оценку своих сил и возможностей. Например, чеченская война буквально заставила высшее российское руководство по-новому взглянуть на ситуацию во всем Кавказском регионе и более реально оценить боевой и экономический потенциал России.