Каникулы брэдбери краткое содержание для читательского. Каникулы. Урок: Рассказ Рея Брэдбери «Каникулы»

Главные герои рассказа Рэя Брэдбери «Каникулы» — отец, мать и их сын Джим. Однажды вечером глава семейства, сидя на террасе, мечтал вслух о том, чтобы на Земле в один миг не стало людей. Он считал людей жестокими и ненасытными, способными своей агрессивностью погубить мир, в котором они живут.

Наутро выяснилось, что его желание каким-то невероятным образом сбылось. В городке, где жила эта семья, не осталось ни одного человека. Мужчина пробовал звонить по телефону в разные города, но ему никто не отвечал. Тогда стало ясно, что на Земле действительно остались только они трое.

Обрадованный мужчина сказал, что теперь ему не надо ходить на службу, а сыну — в школу. Еще он побещал, что они соберут припасы и отправятся в длительное путешествие по стране.

На старой дрезине, оснащенной бензиновым мотором, семья отправилась в путешествие по железной дороге. Они ехали много дней, делали привалы, чтобы отдохнуть и перекусить. И вот однажды, во время такого отдыха, сидя на берегу моря, мужчина стал подробно рассказывать жене о том, какие города они еще смогут посетить во время путешествия. Но в конце рассказа женщина заметила, как по щеке мужа скатилась слеза.

И тогда муж сказал ей, что на самом деле он мечтает о том, чтобы люди снова вернулись в этот мир, вернулись, невзирая на все их недостатки. Жена согласилась с мужем. Она тоже хотела, чтобы жизнь вернулась на прежние рельсы.

К ним подошел их сын, Джим. Он понял, о чем говорили родители. Мальчику также было скучно в опустевшем мире, ему не с кем было играть. Джим побежал на берег моря и там написал на клочке бумаги записку. Он засунул ее в бутылку, плотно закрыл горлышко, и бросил бутылку в море.

Мать поняла, что сын написал какое-то желание. Позже мальчик спросил, что если загадать желание, то сбудется ли оно? Отец ответил, что иногда желания сбываются, и порой сбываются чересчур.

Семья погрузилась в дрезину и снова отправилась в путь.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Брэдбери «Каникулы» заключается в том, что важно просчитывать возможные последствия своих действий и даже желаний. Глава семьи вслух пожелал, чтобы Земля освободилась от людей, которых он считал плохими. Его желание неожиданно сбылось. Однако, наступившие в жизни семьи вечные каникулы не принесли никому счастья. Герои рассказа осознали, что жизнь без других людей скучна и однообразна.

Рассказ учит не бросаться словами и просчитывать последствия своих желаний и поступков.

Главная идея рассказа Брэдбери «Каникулы» состоит в следующем: не делайте акцент на недостатках. Умейте увидеть главное. Главное в жизни — это люди, человеческое общение. А недостатки? Да, они в мире есть. Но умейте за недостатками увидеть людей.

Какие пословицы подходят к рассказу Брэдбери «Каникулы»?

Слово – серебро, а молчание – золото.
Беда на голову с языка валится.
Бойтесь своих желаний, ибо они исполняются.

В преддверии каникул по программе школьного курса изучается рассказ великого фантаста Рея Брэдбери "Каникулы".
Писатель всегда радовал любителей фантастики - красочные образы его произведений всегда дополняются глубоким смыслом. Безграничная фантазия Бредбери с каждым рассказом открывает неизведанные ранее миры, красочные и фантастичные.

Вопросы и задания

1. Рассказ Брэдбери "Каникулы" довольно сложный. Внимательно прочитайте его и подумайте, о чем, сочетая фантастику и реальность, хочет рассказать нам автор, о чем предупредить?

Бредбери старается передать читателю основную мысль - "Любое действие влечет за собой определенные последствия". Сплетая реальность и фантастику, он усиливает, гиперболизирует идею сложности жизненного выбора. Когда все люди вокруг исчезли, главные герои рассказа поняли, что не могут быть счастливыми без "этой мелочной человеческой суеты".
Также он старается предупредить - каждое желание должно тщательно обдумываться. Мечта не может быть сиюминутной, рожденной за чашкой чая субботним вечером, как у героев фантастического рассказа Брэдбери "Каникулы".

2. Прочитайте рассказ вслух. Почему вокруг была такая странная тишина: "Море было неспокойно, и море молчало"?

С помощью таких парадоксальных фраз Брэдбери пытается подготовить читателя: создать напряжение, и в тоже время, показать, что ничего не происходит. Дальнейшее развитие сюжета полностью соответствует этой мысли: Людей на целой планете не стало, поэтому так тихо вокруг. Однако жизнь идет своим чередом, все остальное (растения, животные, рыбы и птицы) продолжает развиваться. Кажется, природа и не заметила, что потеряла целую часть себя.

Почему железная дорога была сложена из ржавчины?

На протяжении всего рассказа Брэдбери «Каникулы» прослеживается развитие основной идеи - созданное руками человека существует, пока существует сам человек. Кому нужна "нудная работа" кроме работника, кто будет читать книги, кроме читателя, что станет с железной дорогой, если ее не ремонтировать? Ржавчина - символ заброшенности. Главные герои рассказа поняли, что не смогут жить в мире без людей.

Почему, наконец, путь был разрушен?

Рассказ Брэдбери «Каникулы» повествует о том, что главным героям спустя несколько месяцев путешествия дорога уже не была в радость. Каждый привал был для них способом хоть ненадолго напомнить себе о прошлой жизни - с незначительными заботами, ненужными делами и маленькими радостями. Поэтому каждый поломанный участок путей предвещал облегчение для усталых путников.

3. Брэдбери рисует картину мира, из которого несколько месяцев назад ушли люди. Что заставило их уйти?

Писатель дает возможность представить далекое будущее - когда людей на планете не станет. Главные герои рассказа подумали об этом всерьез, и их желание сбылось за одну ночь - они остались одни на всем земном шаре.

Что же происходит с оставшимися? Можно ли быть счастливыми без людей и без привычных дел?

Оставшиеся отправляются путешествовать, беззаботно проводя время, останавливаясь там, где велит сердце. Спустя несколько месяцев, во время очередного привала, муж говорит жене о том, как хорошо было бы, если бы все вернулось: все нелепости, шум и гам, злые люди и бестолковые дети, надежды, чаяния и любовь... Как оказалось, человеческое счастье немыслимо без этих составляющих.

Об этом и хочет рассказать читателю Рей Брэдбери. «Каникулы» - его небольшое предупреждение людям.

4. О каком мире мечтают отец и мать этой маленькой семьи? Как строят они свои жизненные планы? Почему заплакал муж и пожелал вернуть все назад?

До исчезновения людей главные герои мечтают о мире без насилия, жестокости, переедания, бессмысленных занятий. Еще они хотят устроить себе 30-летние каникулы - путешествовать куда угодно, не соревноваться с более успешными коллегами, не заправлять автомашину и не стоять в пробках.
Оказавшись в мире без людей, главные герои планируют лишь пару вещей - куда они поедут, и как будут проводить время. Все привычные заботы ушли, и теперь единственные люди на планете не знают, чем заняться. Они думают лишь о городах, в которых будет легче выжить.
Муж заплакал от безысходности - он хотел вернуть все обратно, но не знал, как. Скорее всего, за несколько месяцев такой жизни он уже не раз думал об этом, не решаясь высказаться.

Чтобы наиболее полно разобраться в смысле происходящего с главными героями, стоит прочитать «Каникулы» (краткое содержание).

5. Как вы думаете, о чем написал мальчик в записке? Почему мать боялась, что в записке сына - не их мечта?

Мне кажется, мальчик просто хотел вернуть людей обратно. Ему не с кем было играть. Мать боялась, что сын пожелает, чтобы ее вместе с отцом не стало также, как и остальных. Она не хотела исчезнуть, как остальное человечество - навсегда, так же тихо и без следа.

6. Как вы определяете смысл рассказа, его название? Что волнует писателя и от чего предостерегают людей его произведения?

Смысл, который несет в себе рассказ Брэдбери «Каникулы», заключен в простой идее - нужно продумывать последствия своих желаний и действий заранее. Человеческая жизнь не так проста, чтобы при избавлении от одного фактора она стала счастливой. "Каникулы" - идеальное название для рассказа. Оно полностью отражает суть произведения - длительное ничегонеделанье.
Писателя волнует, что люди часто не придают значения важным аспектам своей жизни, не видят главного, не понимают, что без этих самых аспектов жить станет невыносимо. От ошибок, которые потом не исправить, и предостерегает Брэдбери своих читателей.

Бредбери «Каникулы»: Краткое содержание

Пустынный пляж, солнечна и беззаботна природа песчаного берега. Шумят, роясь, пчелы, гнутся к земле цветы, бушует море. Ржавые рельсы своим дрожанием нарушают покой - из-за пригорка показывается двухцилиндровая дрезина. На ней путешествует семья из мужа, жены и сына. Они останавливаются на привал - закончился бензин, нужно залить из запасной канистры. Разворачивают скатерть, садятся есть, и вспоминать прошлое.
Несколько месяцев назад, одним из теплых вечеров, муж и жена размышляли о том, как было бы хорошо, если бы все люди исчезли. Не умерли, просто исчезли, будто их и не существовало. На следующее утро они просыпаются в полной тишине - их желание сбывается. Тогда они начинают путешествовать - по дороге делать запасы в заброшенных магазинах, зимовать в крупных городах.
Но на этом привале. на морском берегу, что-то меняется. Муж плачет, рассуждая о том, что хотел бы все вернуть. Жена соглашается. Сын, разозлившийся на родителей, тоже плачет, пишет на клочке бумаги какое-то желание и закупорив его в бутылке, кидает в море. Спустя несколько часов они снова отправляются в путь.

Тонкостью и глубокомыслием отличаются «Каникулы» Брэдбери. Анализ рассказа позволяет понять, что хотел сказать писатель.

Похожие материалы:

Рэя Брэдбери «Каникулы».

«Каникулы в никуда»

Дубовцева Юлия Васильевна

Читать Рэя Брэдбери можно бесконечно, таково мое субъективное мнение. Каждое слово-выстрел, каждая мысль-стрела и все, несомненно, достигает цели. Будоражит сердце читателя. Он словно говорит тебе: «Остановись. Оглянись. Подумай». Писал автор, как говорил сам, не ожидая вдохновения, оно само «толкало» его в бок. И получалось чудесно!

Каждое произведение Р.Брэдбери для меня не только приятное общение с книгой, но и бурная работа мозга, вызывающая огромное количество споров с самим собой. Мой Брэдбери способен создать палитру из разных чувств и эмоций: восторга и негодования, улыбки и страха… Его загадочность научила меня читать между строк, видеть необычное в обычных вещах. С ним я приобрела собственную «машину времени», читая «Вино из одуванчиков», смогла увидеть мир без литературы, без книг и мыслей в антиутопии «451 градус по Фаренгейту».

Рассказ «Каникулы» написан в 1963 году и считается одним из наиболее таинственных рассказов писателя. После прочтения можно ощутить какую-то неясность мысли, недосказанность. Ведь нам неизвестно то, каким образом воплотилось второе желание героев, исполнилось ли оно снова, так же, как и неизвестно, что написал мальчик на клочке бумаги. В творениях Рэя Брэдбери много загадок, это и манит и не перестает притягивать читателя к его творчеству.

Автор поэтично рисует картину окружающего мира в начале рассказа. Тихое, доброе утро. Все подчинено неповторимому ритму – это закон мироздания. Особый ритм у природы, у жизни общества, у биения человеческого сердца. Каждый ритм неповторим. Когда нарушается ритм биения человеческого сердца, человек умирает - таков закон. Природа Брэдбери продолжает жить в неповторимом ритме, а вот ритм жизни человечества в «Каникулах» нарушен, его попросту нет. Гармоничный мир природы автор умело противопоставляет исчезнувшему миру людей.

Герои рассказа недальновидные эгоисты. Мечтая об исчезновении людей, всех совершенно, кроме их троих, они ни на минуту не задумывались о том, чем заполнят образовавшуюся в своей жизни пустоту, вероятно, забыли, что семья-ячейка общества, его частичка, самое важное звено! Эгоизм, зависть, амбиции – вот «лихая» тройка, которая унесла их в «каникулы в никуда». Эгоистичные взрослые хотели получить свободу от всей суеты, от работы, прочих хлопот, они хотели уйти на вечный отдых, наполненный счастьем, не понимая, что только тогда отдых хорош, когда он не вечный. Ведь преодолевая трудности, достигая поставленных целей, накапливая опыт от совершенных ошибок, человек духовно обновляется. Не в этом ли и заключается счастье? Человек любит выходные, каникулы и отпуска за то, что они вносят некоторое разнообразие в обыденную жизнь и дают время на преобразование своих чувств, а человеку это, бесспорно, необходимо. Однако слишком долгий отдых надоедает, ежедневное разнообразие перестает быть разнообразным, и человеку нужны новые трудности, новые достижения. Это и произошло с героями рассказа, им нужны новые преобразования души, но у них нет почвы для этих преобразований, им абсолютно некуда стремиться, у них нет никаких трудностей, и, как следствие, нет счастья! Ощутив и осознав ужасные последствия своего нелепого желания, герои хотят вернуть то, что они не ценили – все нелепости, шум и гам, ненависть, все ужасы, все кошмары, злых людей и бестолковых детей, всю эту катавасию, мелочность, суету, все надежды, чаяния и любовь. Взрослые наказаны – пустые, безмолвные улицы и неизвестность впереди…

А что же ожидает их ребенка? Чем он заслужил немую тишину, серые, бесцельные будни? Почему Брэдбери лишает мальчика права выбора? Потому что родители решили за него! Почему они не пожелали остаться вдвоем? Ведь другие дети им не нужны, и этот ребенок должен, по их мнению, стать последним. Жестоко! Если они пожелали остаться в мире с ребенком, которого так сильно любят, то почему же не думают о том, как он будет существовать, ведь иначе такую жизнь не назовешь, когда не станет их.

Образ личности мальчика загадка для меня, его поведение весьма странно, однако объяснимо полным одиночеством ребенка. Каникулы… Какое чудесное слово! С ним связано безоблачное детство, солнце, речка, друзья, масса теплых воспоминаний. Они непременно должны быть! Но ведь не на тридцать лет?! А здесь, по эгоистичному желанию своих родителей, мальчик остался совсем один, у него нет сверстников, ему не с кем поговорить, не с кем играть - он несчастлив. Чего же хотели добиться своим желанием родители? Убежать от проблем? Возможно!

Осознание произошедшего всегда происходит- это всего лишь вопрос времени. Главные герои осознали его, особенно ужасным и болезненным это становится тогда, когда внезапно, посреди разговора, появляется ребенок. Его обвинительные крики, словно острый нож, пронзают сердца родителей и нарушают неповторимый ритм природной тишины.

Рассказ является весьма поучительным, его необходимо прочитать. Ведь в нем говорится о том, что нужно ценить то, что имеешь, необходимо дорожить каждым мгновением жизни. Автор призывает нас не бояться трудностей и не бежать от них, так как любые трудности можно преодолеть, получая как награду достойную и счастливую жизнь.

Р. Брэдбери уже нет, но его рассказы должны читаться и перечитываться, несомненно. Он писал легко, но писал о весьма сложных вещах. Сложное делал понятным и доступным. Писатель и сейчас двигает вас вперед и не позволяет нашим головам отправиться на каникулы – «каникулы в никуда».

На уроке учащиеся познакомятся с биографией известного американского писателя-фантаста Брэдбери, познакомятся с содержанием рассказа «Каникулы»; в ходе обсуждения и анализа рассказа постараются ответить на вопрос: в чем смысл жизни человека и что ему нужно для счастья.

Тема: Зарубежная литература XX века

Урок: Рассказ Рея Брэдбери «Каникулы»

Рис. 1. Рей Дуглас Брэдбери (1920-2012) ()

Американский писатель-фантаст Рей Дуглас Брэдбери (рис. 1) стал одним из самых известных и читаемых писателей во всем мире. Его смерть в 2012 году оплакивали миллионы поклонников его таланта.

Писатель родился в бедной американской семье. Окончив среднюю школу, сразу пошел работать, так как денег на дальнейшее образование не было. В будущем писатель вспоминал: «Когда мне было 19 лет, я не мог поступить в колледж: я был из бедной семьи. Денег у нас не было, так что я ходил в библиотеку. Три дня в неделю я читал книги. В 27 лет вместо университета я окончил библиотеку».

Брэдбери впервые попробовал себя в литературе в 12 лет, когда написал собственное продолжение к роману Э. Бэрроуза «Великий воин Марса». Писатель упомянул в одном из интервью, что из-за бедности в то время просто не мог позволить купить себе следующую книгу, и тогда сам решил придумать, что может быть дальше.

Рей Брэдбери много читал и перенял лучшие традиции предшествующей и современной ему фантастической литературы. Сам писатель однажды шутливо заметил: «Жюль Верн был моим отцом. Уэллс — мудрым дядюшкой, Эдгар Аллан По приходится мне двоюродным братом… Ну, кем я еще мог стать, как не писателем-фантастом — в такой-то семейке!»

Творческое наследие писателя огромно. Это более 800 различных произведений, среди которых романы, повести, рассказы. С одним из фантастических рассказов Брэдбери мы познакомимся сегодня. Это рассказ «Каникулы».

Жанр - фантастический рассказ. Однако, читая его, мы не сразу это понимаем. Повествование начинается с пейзажной экспозиции (рис. 2):

Рис. 2. Иллюстрация к рассказу Брэдбери «Каникулы» ()

«День был свежий — свежестью травы, что тянулась вверх, облаков, что плыли в небесах, бабочек, что опускались на траву. День был соткан из тишины, но она вовсе не была немой, ее создавали пчелы и цветы, суша и океан, все, что двигалось, порхало, трепетало, вздымалось и падало, подчиняясь своему течению времени, своему неповторимому ритму. Край был недвижим, и все двигалось. Море было неспокойно, и море молчало. Парадокс, сплошной парадокс, безмолвие срасталось с безмолвием, звук со звуком».

Пейзаж идеален своим величественным спокойствием. Нарушается гармония всего лишь одним предложением: «Парадокс, сплошной парадокс». Слово «парадокс» как инопланетное существо нарушает земной пейзаж. Что же оно означает?

Парадо́кс (от др.-греч.— неожиданный, странный) — ситуация (высказывание, утверждение, суждение или вывод), которая может существовать в реальности, но не имеет логического объяснения.

Что же в описании пейзажа парадоксального? Это какая-то неестественная тишина, непривычное спокойствие. Такое, что становится не по себе и как-то тревожно на душе: «Цветы качались, и пчелы маленькими каскадами золотого дождя падали на клевер. Волны холмов и волны океана, два рода движения, были разделены железной дорогой, пустынной, сложенной из ржавчины и стальной сердцевины, дорогой, по которой, сразу видно, много лет не ходили поезда. На тридцать миль к северу она тянулась, петляя, потом терялась в мглистых далях; на тридцать миль к югу пронизывала острова летучих теней, которые на глазах смещались и меняли свои очертания на склонах далеких гор».

Железная дорога обозначила присутствие человека и одновременно подчеркнула его загадочное отсутствие. В чем же причина запустения, почему по дороге не ходят поезда? Может быть, это просто заброшенная железнодорожная ветка, и поезда здесь уже вообще не ходят? Однако вскоре на горизонте появляется маленькая четырехколесная дрезина, на которой едет семья: супружеская пара с семилетним сынишкой. Они останавливаются, чтобы перекусить на природе. Сначала кажется, что в этом нет ничего странного: обычный уикенд, когда семья выехала за город на пикник. И только из разговора мы узнаем страшное: оказывается кроме них, в мире больше нет людей . Как же такое могло случиться?

А все началось с разговора, когда однажды вечером, измученный каждодневной рутинной работой, герой размечтался:

«— А замечательно было бы… Проснуться завтра, и во всем мире ни души, начинай все сначала!

Он сидел и курил, в руке сложенная газета, голова откинута на спинку кресла.

— Если бы можно было сейчас нажать такую кнопку, ты бы нажал?

— Наверно, да, — ответил он. — Без насилия. Просто все исчезнет с лица земли. Оставить землю и море, и все, что растет — цветы, траву, плодовые деревья. И животные тоже пусть остаются. Все оставить, кроме человека, который охотится, когда не голоден, ест, когда сыт, жесток, хотя его никто не задевает.

— Но мы-то должны остаться, — она тихо улыбнулась.

- Хорошо было бы, — он задумался. — Впереди — сколько угодно времени. Самые длинные каникулы в истории…»

Мечты героя нам понятны. Кто из нас в минуты усталости не мечтал о долгих каникулах. Однако настораживает другое: почему-то для окончательного счастья героям захотелось уничтожить всех людей. Почему? Надоело сравнивать с другими: ведь кто-то успешнее в бизнесе, у кого-то больше дом, дороже автомобиль, счастливее и интереснее жизнь. И вот сбылась мечта:

«Они проснулись и услышали мягкие звуки земли, которая теперь была просто-напросто лугом, города тонули в море травы - муравы, ноготков, маргариток, вьюнков. Сперва они приняли это удивительно спокойно, должно быть потому, что уже столько лет не любили город и позади было столько мнимых друзей, и была замкнутая жизнь в уединении, в механизированном улье. Муж встал с кровати, выглянул в окно и спокойно, словно речь шла о погоде, заметил: — Все исчезли. Он понял это по звукам, которых город больше не издавал».

Жизнь героев изменилась: не надо ходить на работу и в школу, можно много путешествовать. Сначала они были бесконечно счастливы:

«— И теперь мы ни перед кем не обязаны. У нас одна обязанность — быть счастливыми. Тридцать лет счастья впереди, разве плохо?»

Но иллюзия счастья продлилась недолго. С каждым днем герои все острее ощущают необходимость в людях, потребность в общении с ними, пускай не всегда приятном, но, как оказалось, таким важным. Их маленький сын скучает, потому что ему не с кем играть. Он открыто выражает свои эмоции: «Мальчик отскочил назад. — Дураки! Дураки! Глупые дураки! Болваны вы, болваны! Сорвался с места, сбежал к морю и, стоя у воды, залился слезами».

Взрослые не так откровенны, особенно отец. Ведь это он мечтал о нескончаемых каникулах. Теперь ему сложно признать свою ошибку. Наблюдая за героем, мы видим, что он живет надеждой на то, что все вернется на круги свои: «Мать и сын уже сидели перед расстеленной скатертью, когда мужчина спустился к ним, на нем был строгий костюм с жилетом, галстук и шляпа, как будто он ожидал кого-то встретить в пути. Раздавая сэндвичи и извлекая маринованные овощи из прохладных зеленых баночек, он понемногу отпускал галстук и расстегивал жилет, все время озираясь, словно готовый в любую секунду опять застегнуться на все пуговицы».

Кульминацией рассказа стал момент, когда отец с атласом в руках строит планы дальнейших путешествий. Кажется, что герой бодр, весел и даже счастлив, особенно когда говорит о возможности осуществить мечту и отправиться на лодке вниз по Миссисипи. «Он хотел уже захлопнуть атлас неловкими руками, но что-то светлое мелькнуло в воздухе и упало на бумагу. Скатилось на песок, и получился мокрый комочек. Жена глянула на влажное пятнышко и сразу перевела взгляд на его лицо. Серьезные глаза его подозрительно блестели. И по одной щеке тянулась влажная дорожка».

Наш герой строит планы счастливого будущего и плачет. Его слезы — это слезы отчаяния, бессилия и одновременно надежды на то, что все можно изменить:

«— Хорошо, правда, если бы мы вечером легли спать, а ночью все каким-то образом вернулось на свои места. Все нелепости, шум и гам, ненависть, все ужасы, все кошмары, злые люди и бестолковые дети, вся эта катавасия, мелочность, суета, все надежды, чаяния и любовь. Правда, было бы хорошо?»

Вывод. Герои рассказа Брэдбери поняли, что счастье состоит не только в том, чтобы жить для себя. Оказывается, для счастья человеку нужны друзья, работа. И даже трудности, которые преодолевает человек, позволяют насладиться радостью победы, осознанием своего личностного роста.

Рассказ Брэдбери заканчивается тем, что мальчик пишет письмо и отправляет его в морское плавание в закупоренной бутылке. Мы не знаем, что он в нем написал, но вместе с его родителями надеемся, что там написано приблизительно следующее: «Люди, пожалуйста, вернитесь! И пусть все будет так, как прежде!»

  1. Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. — 2008.
  2. Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 7 класс (к учебнику В.Я. Коровиной). — 2012.
  3. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. — 2009.
  4. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2012.
  5. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. — 2009.
  6. Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. — 2012.
  7. Курдюмова Т.Ф. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2011.
  8. Фонохрестоматия по литературе за 7 класс к учебнику Коровиной.
  1. ФЭБ: Словарь литературных терминов ().
  2. Словари. Литературные термины и понятия ().
  3. Толковый словарь русского языка ().
  4. Рей Брэдбери. Творчество. Биография ().
  1. Прочитайте рассказ. Составьте его план.
  2. Мальчик написал письмо. Как вы думаете, о чем оно? Попробуйте составить и записать это письмо.
  3. Чему учит рассказ Брэдбери «Каникулы»?

Американский писатель Рэй Брэдбери относится к авторам, которые смогли превратить фантастику в искусство. В своих романах и даже небольших рассказах Брэдбери всегда затрагивает множество важнейших для каждого тем. Произведение «Каникулы», жанр которого можно определить как антиутопия, показывает читателям, чем страшно одиночество, отсутствие четких жизненных планов и почему так важно для нас общение и умение находить общий язык с окружающими.

Вконтакте

Проблематика рассказа

Произведение Рэя Брэдбери «Каникулы» описывает возможность жизни на земле без людей. Главная идея - «Бойся своих желаний, они могут сбываться». Писатель своим творчеством пытался рассмотреть следующие задачи:

  • неумение ставить перед собой определенные цели;
  • избыток общения с людьми;
  • одиночество, скука.

Главный герой пожелал для себя определенного развития событий, но когда оно произошло, не знал, что ему делать дальше и как распорядиться данной ему возможностью.

Брэдбери напоминает своим читателям, что хотя на земле найдется немало людей, желающих остаться в полном одиночестве, но при этом они не представляют, что им делать потом, когда желание исполнится. В рассказе писатель затрагивает многие проблемы своего времени. Читатель видит, что главные герои, осуществившие свою мечту, не стали счастливее. То, о чем они мечтали, принесло им осознание своей горькой участи .

Для современного человека окружающие не всегда бывают приятны и желанны, привычные занятия вызывают скуку. Писатель пытается донести до своих читателей, что без определенных устоев и принципов существование общества невозможно. Творчество Брэдбери помогает человеку понять свою сущность и назначение в этом мире.

Главные герои рассказа - муж с женой и их маленький сын. Оставшись одни во всем мире, они путешествуют, периодически останавливаясь. Об их переживаниях и стремлениях рассказывает нам писатель.

Рассказ начинается с описания прекрасного летнего утра, свежего и солнечного. Плыли облака, летали бабочки и стрекозы, пахло цветами и травами. По железной дороге движется дрезина, на которой сидят муж с женой и их семилетний сын. Когда закончился бензин, путешественники были вынуждены остановиться на привал.

Мальчик постоянно интересуется у родителей, куда делись все люди. Из слов мужчины и женщины выясняется, что однажды утром отец загадал желание, чтобы все люди на земле исчезли, а они смогли отдохнуть только своей семьей. Мужчина мечтал, чтобы не было работы, начальства, шумного окружения, каких-то обязательств и прочего. Вокруг них было бы постоянное лето.

На следующее утро они проснулись, а их желание исполнилось. Люди исчезли, города заросли травой и цветами, пели птицы, а звуки машин и механизмов замолчали. После завтрака жена испугалась, что муж не идет на работу. Она еще не до конца верила, что, действительно, никого нет. Мужчина рассмеялся и радостно сказал, что он больше не увидит недовольного начальника и льстивых сотрудников. По его словам, они теперь никому и ничего не должны, их обязанность - быть счастливыми. Так начались их одинокие 30-летние каникулы.

Жена считала, что им нужно родить еще детей, но муж заявил, что их сын станет последним человеком на земле. Потом мир будут принадлежать животным , птицам и растениям. Возможно, потом зародится другой вид существ, которые будут сочетать в себе естественное любопытство с естественным счастьем и построят другой мир. Семья собирается и отправляется в бесконечное путешествие по пустынным городам.

Мать мальчика немного винит себя за исчезновение людей, но муж успокаивает ее, говоря, что они не испытывали мучений, просто исчезли и все. Отдохнув, семья решает ехать дальше. Отец берет атлас, чтобы проложить дальнейший путь, и тут его жена видит, как на бумагу падает слеза. Мужчина не выдерживает и говорит, что очень хочет, чтобы люди вернулись в мир, и все было, как прежде.

Мальчик слышит разговор родителей и тоже начинает плакать. Он убегает к морю , и там пишет свое желание на бумаге, запечатывает в бутылку и бросает в воду. Родители не знают, о чем он написал. Семья снова продолжает свой нелегкий одинокий маршрут по безлюдному миру.

Выводы из рассказа Брэдбери

Книга Брэдбери «Каникулы» ярко демонстрирует отчаяние людей, не справившихся со своими желаниями. Ребенок не хочет повторения судьбы своих родителей, он желает вернуть мир в прежнее состояние.

Из-за своей поспешности люди оказались в полной изоляции и долгожданные каникулы стали утомительным ожиданием встречи с любым человеком. Отец семейства для путешествия надел строгий костюм и шляпу, как будто постоянно ждал встречи с людьми, которые раньше были ему неприятны. Но он понял, что в одиночестве жить невозможно. Загадывая свое желание, он не подумал, что будет дальше. Его даже не заботило то, каково будет его сыну, когда он останется единственным жителем земли. Теперь к мужчине пришло прозрение.

Писатель своим повествованием дает понять, что человек не может существовать в одиночку. Чтобы жить, всем нам нужны:

  • общество;
  • моральные принципы;
  • устои, традиции.

Пусть даже окружающие люди не всегда нам приятны, но мы должны приспосабливаться и учитывать интересы других. «Каникулы» говорят о душевных страданиях взрослых и ребенка. Отец переживает из-за своего глупого желания, а мальчик понимает, что взрослые тоже бывают неправы. Он хочет исправить ошибки отца и прилагает для этого усилия. изучайте по ссылке.