Категории транзитов. Тема: психическое развитие взрослого человека

Различные исследователи изучали сочетания интеллектуальных способностей, личностных потребностей и социальных ожиданий взрослых, пытаясь определить стадии, или периоды, их развития. Данные, лежащие в основе этих теорий, часто получают при помощи обширных интервью, проводимых в различных возрастных группах. Исследователи пытаются выявить определенные периоды развития, основанные на «кризисах» или конфликтах, которые, предположительно, мы все переживаем. Таким образом, теории часто представляют подробные описания проблем и забот периода взрослости. Однако вопрос о том, насколько широко и насколько универсально они применимы к развитию взрослых, остается открытым. Особую настороженность исследователей вызывает определение «этапов» развития.

Задачи развития по Хейвингхерсту

Роберт Хейвингхерст создал свое классическое и прагматичное описание жизненного цикла человека. Он рассматривал взрослый возраст как ряд периодов, в течение которых необходимо решить определенные задачи развития; они обобщены в сводке. В некотором смысле эти задачи создают широкий контекст, в котором происходит развитие.. В период ранней взрослости эти задачи в основном включают в себя начало семейной жизни и карьеры. В период средней взрослости основной задачей является поддержание того, что мы создали ранее, а также адаптация к физическим и семейным изменениям. В поздние годы, тем не менее, индивиду приходится адаптироваться к другим аспектам жизни.

Сводка: Задачи развития по Хейвингхерсту

Задачи периода ранней взрослости

Выбрать супруга
Научиться жить с партнером по браку
Начать семейную жизнь
Воспитать детей
Вести домашнее хозяйство
Начать профессиональную деятельность
Принять гражданскую ответственность
Найти близкую по духу социальную группу

Задачи периода средней взрослости

Достичь гражданской и социальной ответственности взрослого
Установить и поддержать экономические стандарты жизни
Организовать досуг
Помочь детям подросткового возраста стать ответственными и счастливыми взрослыми
Создать отношения с супругом как с личностью
Принять физиологические изменения среднего возраста и адаптироваться к ним
Адаптироваться к стареющим родителям

Задачи периода поздней взрослости

Приспособление к снижению физической силы и здоровья
Адаптироваться к выходу на пенсию и снижению уровня дохода
Принять факт смерти супруга
Присоединиться к своей возрастной группе
Выполнить социальные и гражданские обязанности
Организовать удовлетворительное физическое проживание

Применимы ли данные концепции развития взрослых в нашем новом тысячелетии? Да, но не ко всем. Для многих людей задачи развития периода средней взрослости включают установление холостого образа жизни или создание семьи и воспитания детей, приспособление к взаимодействию с новым спутником после развода или смену профессии, столкновение с ранней отставкой в результате корпоративного «сокращения». Хотя жизнь большинства людей, как правило, соответствует временным границам задач развития по Хевингхёрсту, в настоящее время наблюдается больше исключений, чем когда-либо прежде. Мы опять становимся свидетелями того, что жизненный путь человека во многом зависит от его культурного окружения.

Задачи развития по Эриксону

Многие теоретики при определении центральных задач развития взрослого возраста обращаются к теории психологических стадий Эриксона.Теория Эриксона включает в себя восемь психологических стадий (кризисов) и что каждая из них основывается на предыдущей. Развитие взрослых зависит от успешности решения проблем предыдущих периодов: доверия и автономии, инициативы и трудолюбия. В подростковом возрасте центральная проблема, требующая решения, - определение идентичности. Она может сохраняться и в период ранней взрослости, придавать смысл целостности взрослого опыта. Люди определяют и переопределяют себя, свои приоритеты и свое место в мире.

Кризис интимности и изоляции является наиболее характерной проблемой для периода ранней взрослости. Интимность подразумевает установление взаимно удовлетворяющих близких отношений с другим. Она представляет собой союз двух идентичностей, в котором не теряются уникальные качества ни одной из них. Напротив, изоляция подразумевает неспособность или неудачу в установлении взаимности, иногда в связи с тем, что личностная идентичность является слишком слабой, не готовой к созданию близкого союза с другим человеком.

Теория Эриксона в своей основе является теорией стадий, но Эриксон трактовал ее более гибко. Как и теорию Хейвингхерста, ее можно рассматривать как нормативную теорию. Проблемы идентичности и близости представлены на протяжении всей жизни, особенно у людей, проживающих в индустриально развитых странах. Главные события жизни, такие как смерть одного из членов семьи, могут одновременно создать кризисы как идентичности, так и интимности, когда человек старается справиться с потерей и пытается идентифицировать себя вновь в отсутствие близкого спутника — сайт. Переезды в новый город, новая работа или возвращение к обучению в колледже являются основными изменениями, требующими психологической адаптации. Поэтому теория Эриксона определяет особенности развития тех проблем индивида, которые неоднократно возникают на протяжении его жизни . Например, после переезда на новое место жительства может возникнуть необходимость заново установить базовое доверие, развить автономию, снова найти в себе компетентность и трудолюбие для того, чтобы вы могли вновь чувствовать себя взрослым.

Следовательно, для многих исследователей в настоящее время как процессы идентичности, так и процессы интимности являются основными для понимания развития во взрослом возрасте. Тем не менее достижение интимности и идентичности может быть более характерно для западной культуры. Например, абитуриенты с иными понятиями, приехавшие в Россию из коллективистских стран, могут найти независимую идентичность и большую интимность в браке.

Периодизация жизни мужчин по Левинсону

Даниэл Левинсон провел большое исследование развития взрослых; его участниками являлись 40 мужчин в возрасте от 35 до 45 лет, выбранные из различных этнических и профессиональных групп. В течение нескольких месяцев эти люди занимались самонаблюдением. Они изучали свои переживания, установки и жизненный опыт и рассказывали о своих наблюдениях в процессе интервью. Вместе с воссозданием биографий этих мужчин Левинсон и его коллеги изучали также биографии таких великих людей, как Данте и Ганди, с целью определения процесса развития в период взрослости. Тем не менее объективные тесты и шкалы исследователи не использовали. В целом подход Левинсона в значительной степени отличается от позиции Фрейда. Теория Левинсона ориентирована также на традиционные роли и взаимоотношения мужчин и женщин; вопрос о возможности применения данной теории за их пределами требует дальнейшего обсуждения.

Исследователи определили три основных этапа жизненного цикла мужчин , которые позднее, как обнаружилось, сопоставимы с подобными этапами в жизни женщин. Каждый из них длится примерно от 15 до 25 лет. На протяжении каждого этапа человек создает то, что Левинсон называет структурой жизни. Эта модель выполняет функции как границы между внутренним и внешним миром индивида, так и средства, с помощью которого личность строит взаимоотношения с окружающей средой. Структура жизни в основном состоит из социальных взаимоотношений и взаимоотношений с окружающей средой и включает в себя то, что личность приобретает благодаря этому, что должна вкладывать в них. Эти взаимоотношения могут возникать с отдельными индивидами, группами, системами или даже с объектами. У большинства мужчин основными являются рабочие и семейные взаимоотношения. В определенном возрасте люди начинают исследовать сложившиеся у них системы жизни. Затем они создают новую структуру, состоящую из их текущих потребностей, которая доминирует до тех пор, пока личность не «вырастает» из нее и не начинает этот процесс заново.

Левинсон основное внимание уделял исследованию периода жизни от 35 до 45 лет, однако он обнаружил, что зрелость и способность к адаптации в этом возрасте во многом определяются ростом личности на начальном этапе, стадии «новичка», продолжающейся от 17 до 33 лет. Это, как правило, возраст решения конфликтов подросткового периода, поиска своего места во взрослом обществе, выработки стабильных и предсказуемых стереотипов поведения. Начальная стадия, согласно Левинсону, подразделяется на три периода: ранний переход во взрослость (примерно от 17 до 22 лет); проникновение в мир взрослых (от 22 до 28 лет) и переход через рубеж 30-летнего возраста (от 28 до 33 лет). Кризисы развития происходят в случае возникновения трудностей у индивида в тот или иной период.

Для достижения истинной взрослости, по мнению Левинсона, необходимо решить четыре задачи развития:

1) сформулировать, что собой представляет взрослость и что необходимо для ее достижения;
2) найти наставника;
3) начать строить карьеру;
4) установить близкие отношения.

Определение мечты . В период раннего перехода во взрослость мечта мужчины о достижении ее не обязательно связана с реальностью. Она может заключаться в особенной цели, такой как получение Нобелевской премии, грандиозной мечте стать кинопродюсером, финансовым магнатом либо знаменитым писателем или спортсменом. Некоторые мужчины имеют более скромные стремления, такие как стать квалифицированным мастером, местным философом или любящим семьянином. Наиболее важным аспектом мечты является ее способность придавать человеку вдохновение. В идеале молодой человек начинает структурировать свою взрослую жизнь реалистичным и оптимистичным способом, что помогает ему реализовать свою мечту. Бесплодные фантазии и недостижимые цели не способствуют росту.

Мечта может не реализоваться не только в связи с ее иллюзорностью, но и вследствие отсутствия возможностей, родителей, иначе планирующих будущее своего ребенка, из-за таких индивидуальных черт, как пассивность и леность, недостатка приобретенных специальных умений. В этом случае молодой человек может начать овладевать профессией, которая беднее его мечты и не содержит в себе, с его точки зрения, ничего магического — сайт. Согласно Левинсону, подобные решения вызывают постоянные конфликты в области карьеры и снижают энтузиазм, объем затраченных на работу усилий. Левинсон предположил, что те, кто старается добиться по крайней мере некоторого компромисса, хотя бы частично реализуют свою мечту, с большей вероятностью испытают чувство завершенности. Однако сама мечта также подвержена изменениям. Молодой человек, вступающий в период перехода в раннюю взрослость с надеждой стать звездой баскетбола, позже получит удовлетворение от работы тренера, не соединяя воедино, таким образом, все элементы своей мечты.

Поиск наставника . На пути следования к своей мечте молодым людям большую помощь могут оказать наставники. Наставник исподволь внушает уверенность в себе, разделяя и одобряя эту мечту, а также передавая умения и опыт. В качестве покровителя он может содействовать карьерному росту ученика. Тем не менее главной его функцией является обеспечение перехода из взаимоотношений родителей и детей в мир равных взрослых. Наставник должен вести себя в некоторой степени как родитель, придерживаясь авторитетного стиля, сохраняя тем не менее достаточно сочувствия для преодоления разрыва между поколениями и выравнивания отношений. Постепенно ученик может достичь чувства автономии и компетентности; он может со временем догнать своего наставника. Обычно наставник и молодой человек на этом этапе расстаются.

Построение карьеры . Помимо создания мечты и приобретения наставника юноши сталкиваются со сложным процессом формирования карьеры, который не определяется только выбором профессии. Левинсон предполагал, что эта задача развития охватывает весь начальный период, когда молодой человек пытается определить себя в профессиональном плане.

Установление близких отношений . Формирование близких отношений также не начинается и не заканчивается «знаковыми» событиями заключения брака и рождения первого ребенка. Как до, так и после этих событий молодой человек изучает самого себя и свое отношение к женщинам. Он должен определить, что ему нравится в женщинах, а что женщинам нравится в нем. Ему необходимо оценить свою силу и слабость в сексуальных отношениях. Хотя некоторые самонаблюдения подобного рода происходят уже в подростковом возрасте, такие вопросы, тем не менее, ставят в тупик молодых людей. С точки зрения Левинсона, способность к серьезному романтическому сотрудничеству возникает только после 30 лет. Важные взаимоотношения с женщиной-вдохновительницей удовлетворяют потребности, сходные с потребностью в связке «наставник — ученик». Такая женщина может помочь молодому человеку реализовать свою мечту, давая ему на это разрешение и веря, что у него есть то, что для этого необходимо. Она помогает ему войти в мир взрослых, поддерживая взрослые надежды и относясь терпимо к зависимому поведению или другим недостаткам — сайт. Согласно Левинсону, потребность мужчины в женщине-вдохновительнице снижается позже, на этапе перехода середины жизни, к тому времени, когда большинство из них достигают высокой степени автономии и компетентности.


Широкую известность приобрел подход Д. Левинсона к анализу процесса жизни взрослых людей. Левинсон исследовал группу из 40 американских мужчин в возрасте от 35 до 45 лет, проведя с каждым из них 15-часовое биографическое интервью, а также изучал биографии великих людей. Его цель состояла в том, чтобы обнаружить устойчивые, закономерные характеристики развития во взрослости, выделить периоды, когда человеку необходимо решить определенные задачи и создать новые структуры жизни. В результате в жизненном цикле мужчины были выделены три главные эры, каждая из которых продолжается примерно 20 лет. В течение каждой эры индивидуум выстраивает структуру жизни, реализует ее в образе жизни до тех пор, пока не исчерпывает все задачи и не переходит на следующий этап, начиная все сначала. Для большинства мужчин центральное место занимают отношения на работе и в семье. Левинсон выделил переходы: - к ранней взрослости - 17 - 22 года; - переход 30-летия - 28 - 33 года; - к средней взрослости - 40-45 лет; - переход 50-летия - 50-55 лет; - переход к поздней взрослости - 60-"65 лет.

Вхождение во взрослость, период начинаний, приходится на возраст от 17 до 33 лет. Чтобы полностью стать взрослым, молодой мужчина должен справиться с четырьмя задачами, возникающими в процессе развития:

1) увязать мечты о достижениях и реальность: беспочвенные фантазии и совершенно недостижимые цели, а также и полное отсутствие мечты не способствуют росту;

2) найти наставника, чтобы осуществить переход от отношений родитель-ребенок к отношениям в мире взрослых сверстников;

3) выстроить себе карьеру;

4) наладить интимные отношения, установив их с особенной женщиной (термин Левинсона), которая поможет ему вступить во взрослый мир, которая будет поощрять его надежды, терпеть его зависимое поведение и другие недостатки, способствовать осуществлению мечты, заставляя партнера почувствовать себя героем.

Переходные периоды, по Левинсону, являются стрессовыми, так как в это время цели, ценности и образ жизни подвергаются пересмотру и переоценке.

У взрослых большинство исследователей выделяет три основных кризиса: кризис молодости, кризис «середины жизни» и кризис старости, а также ряд менее значимых критических периодов.

Стадия ранней зрелости, или молодость (20–30 лет), соответствует вступлению человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность, периоду «становления», самоутверждения себя в любви, сексе, карьере, семье, обществе. В зрелые годы выделяют также кризис (примерно в 33–35 лет), когда, достигнув определенного социального и семейного положения, человек с тревогой начинает думать: «Неужели это все, что может дать мне жизнь? Неужели нет ничего лучшего?» Затем наступает недолгий (около десяти лет) период стабилизации, когда человек закрепляет все то, чего он достиг, уверен в своем профессиональном мастерстве, в своем авторитете, имеет приемлемый уровень успеха в карьере и материального достатка, нормализуется здоровье, положение в семье, сексе.

Вслед за периодом стабильности наступает критическое десятилетие «среднего возраста» (45–55 лет), когда появляются первые признаки ухудшения здоровья, потери красоты и физической формы, отчуждения в семье и в отношениях с повзрослевшими детьми, приходит опасение, что уже ничего лучшего не получишь в жизни, в карьере, в любви. В результате возникает чувство усталости от надоевшей действительности, депрессивные настроения, от которых человек прячется либо в мечтах о новых любовных победах, либо в реальных попытках «доказать свою молодость» через любовные интриги или взлет карьеры. Завершающий период зрелости (55–65 лет) – период физиологического и психологического равновесия, снижения сексуального напряжения, постепенного отхода человека от активной трудовой и социальной жизни. О возрасте 65–75 лет говорят как о первой старости. После этого возраст считается преклонным – человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах и либо принимает свою жизнь как неповторимую судьбу, которую не надо переделывать, либо осознает, что жизнь прошла неверно, зря.

В преклонном возрасте (старости) человеку предстоит преодолеть три подкризиса. Первый из них заключается в переоценке собственного «Я» помимо его профессиональной роли, которая у многих людей вплоть до ухода на пенсию остается главной. Второй подкризис связан с осознанием факта ухудшения здоровья и старения тела, что дает человеку возможность выработать у себя в этом плане необходимое равнодушие. В результате третьего подкризиса у человека исчезает самоозабоченность, и теперь он без ужаса может принять мысль о смерти.



Даниэл Левинсон (Levinson, 1978, 1986) провел в США большое исследование развития взрослых; его участниками являлись 40 мужчин в возрасте от 35 до 45 лет, выбранные из различных этнических и профессиональных групп. В течение нескольких месяцев эти люди занимались самонаблюдением. Они изучали свои переживания, установки и жизненный опыт и рассказывали о своих наблюдениях в процессе интервью. Вместе с воссозданием биографий этих мужчин Левинсон и его коллеги изучали также биографии таких великих людей, как Данте и Ганди, с целью определения процесса развития в период взрослости. Тем не менее объективные тесты и шкалы исследователи не использовали. В целом подход Ле-винсона в значительной степени отличается от позиции Фрейда (глава 2). Теория Левинсона ориентирована также на традиционные роли и взаимоотношения мужчин и женщин; вопрос о возможности применения данной теории за их пределами требует дальнейшего обсуждения.

Исследователи определили три основных этапа жизненного цикла мужчин, которые позднее, как обнаружилось, сопоставимы с подобными этапами в жизни женщин (см. далее). Каждый из них длится примерно от 15 до 25 лет (рис. 13.6). На протяжении каждого этапа человек создает то, что Левинсон называет структурой жизни. Эта модель выполняет функции как границы между внутренним и внешним миром индивида, так и средства, с помощью которого личность строит взаимоотношения с окружающей средой. Структура жизни в основном состоит из социальных взаимоотношений и взаимоотношений с окружающей средой и включает в себя то, что личность приобретает благодаря этому, что должна вкладывать в них. Эти взаимоотношения могут возникать с отдельными индивидами, группами, системами или даже с объектами.

У большинства мужчин основными являются рабочие и семейные взаимоотношения. В определенном возрасте люди начинают исследовать сложившиеся у них системы жизни. Затем они создают новую структуру, состоящую из их текущих потребностей, которая доминирует до тех пор, пока личность не «вырастает» из нее и не начинает этот процесс заново.

Левинсон основное внимание уделял исследованию периода жизни от 35 до 45 лет, однако он обнаружил, что зрелость и способность к адаптации в этом возрасте во многом определяются ростом личности на начальном этапе, стадии «новичка», продолжающейся от 17 до 33 лет (не показан на рисунке). В Соединенных Штатах это, как правило, возраст решения конфликтов подросткового периода, поиска своего места во взрослом обществе, выработки стабильных и предсказуемых стереотипов поведения. Начальная стадия, со-гласно Левинсону, подразделяется на три периода: ранний переход во взрослость (при-мерно от 17 до 22 лет); проникновение в мир взрослых (от 22 до 28 лет) и переход через рубеж 30-летнего возраста (от 28 до 33 лет). Кризисы развития происходят в случае воз-никновения трудностей у индивида в тот или иной период.

Для достижения истинной взрослости, по мнению Левинсона, необходимо решить четыре задачи развития: 1) сформулировать, что собой представляет взрос-

лость и что необходимо для ее достижения; 2) найти наставника; 3) начать строить карье-ру; 4) установить близкие отношения.

Даниэл Левинсон (Levinson, 1978, 1986) провел в США большое исследование развития взрослых; его участниками являлись 40 мужчин в возрасте от 35 до 45 лет, выбранные из различных этнических и профессиональных групп. В течение нескольких месяцев эти люди занимались самонаблюдением. Они изучали свои переживания, установки и жизненный опыт и рассказывали о своих наблюдениях в процессе интервью. Вместе с воссозданием биографий этих мужчин Левинсон и его коллеги изучали также биографии таких великих людей, как Данте и Ганди, с целью определения процесса развития в период взрослости. Тем не менее объективные тесты и шкалы исследователи не использовали. В целом подход Ле-винсона в значительной степени отличается от позиции Фрейда (глава 2). Теория Левинсона ориентирована также на традиционные роли и взаимоотношения мужчин и женщин; вопрос о возможности применения данной теории за их пределами требует дальнейшего обсуждения.

Исследователи определили три основных этапа жизненного цикла мужчин, которые позднее, как обнаружилось, сопоставимы с подобными этапами в жизни женщин (см. далее). Каждый из них длится примерно от 15 до 25 лет (рис. 13.6). На протяжении каждого этапа человек создает то, что Левинсон называет структурой жизни. Эта модель выполняет функции как границы между внутренним и внешним миром индивида, так и средства, с помощью которого личность строит взаимоотношения с окружающей средой. Структура жизни в основном состоит из социальных взаимоотношений и взаимоотношений с окружающей средой и включает в себя то, что личность приобретает благодаря этому, что должна вкладывать в них. Эти взаимоотношения могут возникать с отдельными индивидами, группами, системами или даже с объектами. У большинства мужчин основными являются рабочие и семейные взаимоотношения. В определенном возрасте люди начинают исследовать сложившиеся у них системы жизни. Затем они создают новую структуру, состоящую из их текущих потребностей, которая доминирует до тех пор, пока личность не «вырастает» из нее и не начинает этот процесс заново.

Левинсон основное внимание уделял исследованию периода жизни от 35 до 45 лет, однако он обнаружил, что зрелость и способность к адаптации в этом возрасте во многом определяются ростом личности на начальном этапе, стадии «новичка», продолжающейся от 17 до 33 лет (не показан на рисунке). В Соединенных Штатах это, как правило, возраст решения конфликтов подросткового периода, поиска своего места во взрослом обществе, выработки стабильных и предсказуемых стереотипов поведения. Начальная стадия, согласно Левинсону, подразделяется на три периода: ранний переход во взрослость (примерно от 17 до 22 лет); проникновение в мир взрослых (от 22 до 28 лет) и переход через рубеж 30-летнего возраста (от 28 до 33 лет). Кризисы развития происходят в случае возникновения трудностей у индивида в тот или иной период.


Для достижения истинной взрослости, по мнению Левинсона, необходимо решить четыре задачи развития: 1) сформулировать, что собой представляет взрос-

590 Часть IV, Взрослость

Рис. 13.6. Этапы жизни по Левинсону

лость и что необходимо для ее достижения; 2) найти наставника; 3) начать строить карьеру; 4) установить близкие отношения.

Определение мечты. В период раннего перехода во взрослость мечта мужчины о достижении ее не обязательно связана с реальностью. Она может заключаться в особенной цели, такой как получение Пулитцеровской премии 1 , грандиозной мечте стать кинопродюсером, финансовым магнатом либо знаменитым писателем или спортсменом. Некоторые мужчины имеют более скромные стремления, такие как стать квалифицированным мастером, местным философом или любящим семьянином. Наиболее важным аспектом мечты является ее способность придавать человеку вдохновение. В идеале молодой человек начинает структурировать свою взрослую жизнь реалистичным и оптимистичным способом, что помогает ему реализовать свою мечту. Бесплодные фантазии и недостижимые цели не способствуют росту.

Ежегодные награды за выдающиеся достижения в драме, литературе, музыке и журналистике, учрежденные по завещанию Джозефа Пулитцера (Joseph Pulitzer), издателя New York World. - Примеч. перев.

Глава 13. Ранняя взрослость: физическое и когнитивное развитие 591

Знаки успешного карьерного роста

Мечта может не реализоваться не только в связи с ее иллюзорностью, но и вследствие отсутствия возможностей, родителей, иначе планирующих будущее своего ребенка, из-за таких индивидуальных черт, как пассивность и леность, недостатка приобретенных специальных умений. В этом случае молодой человек может начать овладевать профессией, которая беднее его мечты и не содержит в себе, с его точки зрения, ничего магического. Согласно Левинсону, подобные решения вызывают постоянные конфликты в области карьеры и снижают энтузиазм, объем затраченных на работу усилий. Левинсон предположил, что те, кто старается добиться по крайней мере некоторого компромисса, хотя бы частично реализуют свою мечту, с большей вероятностью испытают чувство завершенности. Однако сама мечта также подвержена изменениям. Молодой человек, вступающий в период перехода в раннюю взрослость с надеждой стать звездой баскетбола, позже получит удовлетворение от работы тренера, не соединяя воедино, таким образом, все элементы своей мечты.

Поиск наставника. На пути следования к своей мечте молодым людям большую помощь могут оказать наставники. Наставник исподволь внушает уверенность в себе, разделяя и одобряя эту мечту, а также передавая умения и опыт. В качестве покровителя он может содействовать карьерному росту ученика. Тем не менее главной его функцией является обеспечение перехода из взаимоотношений родителей и детей в мир равных взрослых. Наставник должен вести себя в некоторой степени как родитель, придерживаясь авторитетного стиля, сохраняя тем не менее достаточно сочувствия для преодоления разрыва между поколениями и выравнивания отношений. Постепенно ученик может достичь чувства автономии и компетентности; он может со временем догнать своего наставника. Обычно наставник и молодой человек на этом этапе расстаются.

Построение карьеры. Помимо создания мечты и приобретения наставника юноши сталкиваются со сложным процессом формирования карьеры, который не определяется только выбором профессии. Левинсон предполагал, что эта задача развития охватывает весь начальный период, когда молодой человек пытается определить себя в профессиональном плане.

Установление близких отношений. Формирование близких отношений также не начинается и не заканчивается «знаковыми» событиями заключения брака

592 Часть IV. Взрослость

и рождения первого ребенка. Как до, так и после этих событий молодой человек изучает самого себя и свое отношение к женщинам. Он должен определить, что ему нравится в женщинах, а что женщинам нравится в нем. Ему необходимо оценить свою силу и слабость в сексуальных отношениях. Хотя некоторые самонаблюдения подобного рода происходят уже в подростковом возрасте, такие вопросы, тем не менее, ставят в тупик молодых людей. С точки зрения Левинсона, способность к серьезному романтическому сотрудничеству возникает только после 30 лет. Важные взаимоотношения с женщиной-вдохновительницей удовлетворяют потребности, сходные с потребностью в связке наставник-ученик. Такая женщина может помочь молодому человеку реализовать свою мечту, давая ему на это разрешение и веря, что у него есть то, что для этого необходимо. Она помогает ему войти в мир взрослых, поддерживая взрослые надежды и относясь терпимо к зависимому поведению или другим недостаткам. Согласно Левинсону, потребность мужчины в женщине-вдохновительнице снижается позже, на этапе перехода середины жизни, к тому времени, когда большинство из них достигают высокой степени автономии и компетентности.

АСТРО - АЛХИМИЯ
РУКОВОДСТВО
ПО ТРАНЗИТАМ

Москва
Центр астрологических
исследований
1994

Издание подготовлено по инициативе
«Астрологической компьютерной службы»
Санкт-Петербург

Перевод с английского О. Матвеевой
Под редакцией Б. Левизе
Макет С. Матвеева

Астрологическая компьютерная служба, 1994
Издательство ЦАИ, 1994

1
ВВЕДЕНИЕ
В нашем причинно-следственном ориентированном
обществе астрологи и не астрологи пытались научно доказать
или опровергнуть действенность астрологии. Исследования
показывают, что Солнце и Луна физически влияют на жизнь
на Земле. Некоторые исследования проводились и в
отношении других планет1. Но является ли необходимым
объяснять научно, почему работает астрология? Я думаю, нет.
Уместно сказать, что в процессе движения планет и
формирования аспектов с натальными планетами и точками
существует высокая корреляция между их астрологическими
определениями и тенденциями, превалирующими в нашей
жизни в эти периоды. Наш коллективный опыт является
свидетельством этому.
Транзиты часто используют для объяснения «почему»
кризис произошел в определенное время. Предполагается, что
такая информация может помочь нам принять трудности,
входящие в нашу жизнь. Но очень мало пишут об
«управлении» транзитами. Изучающий астрологию часто
запрограммирован на убеждение, что определенные планеты и
аспекты указывают на чудесные события, тогда как другие
планеты и аспекты могут означать только несчастье или
1

J. West and J.Toonder, The Case for Astrology.

Гибель, и мы ничего не можем сделать с этим, только пассивно
сидеть и наблюдать, как материализуются данные
предсказания. Мы упорствуем в таком подходе, даже когда
предсказанные периоды успеха иногда проявляются как
крайности и излишества, а потенциально ограничивающие
аспекты могут быть связаны с периодами достижений и
укрепления.
Не будет ли более продуктивным как-то использовать
информацию, заключенную в транзитах? Не можем ли мы
рассматривать транзиты как информативное средство помощи
для развития нашего потенциала, а не как фаталистически
принимаемый абсолют? Не указывают ли планеты и точки,
которые они аспектируют, некоторые сферы в нас самих, над
которыми
следовало
бы
«поработать»?
Транзиты
представляют энергии, входящие в нашу жизнь и сознание, и
существуют много способов их выражения. Для начала,
следует понимать принципы, приписываемые планетам, потом
осознавать диапазон способов выражения — они могут
воздействовать внутренне или внешне, их первоначальное
влияние может быть желательным или нежелательным. Если
вы осознаете наличие разных возможностей, вы начинает
выбирать среди них. Планета или точка, которую аспектирует
транзитная планета, представляет дальнейший ключ к
действую,
которое
можно
предпринять.
Следует
интерпретировать транзитную планету и натальную планету
или точку, на которую она воздействует, как целое и
связывать их с вашими жизненными обстоятельствами.
Давайте рассмотрим два характерных примера такой
процедуры. Сатурн указывает на такие вещи как упрочение,
жизненную структуру человека, организацию и прояснение.
Он также может быть связан с ограничениями и крушениями,
Нептун связан с растворением, духовной природой и высшим
развитием. Он также может представлять смятение, обман и
иллюзии.

Если транзитный Сатурн аспектирует натальный Нептун,
то наиболее вероятно вам следует прояснить что-то неясное в
вашей жизни или использовать вашу духовную природу для
практического применения. Вы можете испытать во время
этого транзита неудовлетворенность собой или жизненной
ситуацией
или
задержку
духовного
развития.
Соответствующие значения могут быть найдены при изучении
того, что из происходящего в вашей жизни совпадает с
символизмом планет. Даже если проявление кажется
негативным, обдумайте, что бы вам хотелось, чтобы
произошло, и действуйте в направлении этого. Сознательная
работа по достижению позитивных результатов может
смягчить проблему.
С другой стороны, когда транзитный Нептун аспектирует
натальный Сатурн, вы должны некоторым образом подняться
выше материального или освободиться от чего-то в вашей
жизненной структуре. С негативной стороны, вы можете
ощутить себя захваченным врасплох или почувствовать, что
ваша стабильность или материальная структура разрушаются
без какого-либо действия с вашей стороны. И опять, эта
негативная сторона не является неизбежной. Всегда можно
предпринять что-то конструктивное.
Из обоих примеров видно, что вы можете прямо
столкнуться с трудностями или попытаться выразить ваши
внутренние потребности другим способом. Если некоторые
пути кажутся заблокированными, вы можете попытаться
прорваться через барьеры или пойти по альтернативному
пути. Вы также можете активировать транзиты внутренне или
внешне. Другими словами, вы никогда не должны сидеть
праздно, в то время как кажется, что «вселенная преодолевает
ваc.
Кроме информации, которую дают аспекты транзитных
планет, транзиты планет через натальные дома также могут
дать соответствующие данные. Вы можете обнаружить, что
вопрос, указанный натальным домом и планетарной темой,

Возникает, когда транзитная планета входит в эту область и
продолжается, пока она не покинет ее. Это может быть
подтверждено ретроспективным взглядом. Когда транзитный
Плутон покинул мой третий дом и вошел в четвертый, то
оценив прошедший двенадцатилетний период его нахождения
там, я отметила трансформацию способа общения и
взаимоотношений. Так как это касалось важных результатов, я
проверила транзиты других внешних планет через дома моей
нахальной карты. И опять наблюдалась хорошая корреляция
между символизмом транзитной планеты и активностью,
связанной с областью, которую она проходит в транзитном
движении в это время. Эти результаты не были достигнуты
путем сознательных усилий, многое из того, что случилось, я
могла сделать и без них. Теперь я рассматриваю сообщение
транзитной планеты в терминах дома, через который она
проходит, и включаю это в мой план действий так, чтобы я с
успехом могла избежать некоторого негативизма. Транзиты
содержат богатый материал, который может помочь вам
сделать вашу жизнь более осуществленной.
Когда некоторые планеты активируют катальную карту, то
наблюдаются более существенные происшествия, чем с
другими планетами. Обычно транзиты внешних планет
{особенно Юпитера, Сатурна, Урана, Нептуна и Плутона)
отмечают основные события в нашей жизни. (Исключение
составляют солнечные и лунные возвращения, затмения и
лунации, которые мы обсудим в последующих главах книги).
Это связано с тем, что они находятся с нами в течение
длительных периодов времени. Я где-то читала, что аспекты
внутренних планет подобны соседу, заходящему на чашку
кофе, тогда как транзиты внешних планет подобны
родственнику, приезжающему жить с вами. Если вам не
нравится то состояние, в которым вы оказываетесь под
воздействием Лунного аспекта, то вы можете подождать
несколько часов и оно пройдет, но очень трудно игнорировать
состояние, которое продолжается днями, неделями, месяцами,

А в некоторых случаях и годами. Аспекты внутренних планет
могут быть успешно включены как короткие сегменты в
длительный ход действий, который символизируют внешние
планеты. Марс имеет особую функцию. Хотя он движется
относительно быстро, он может иметь длительное значение,
поскольку это планета инициативы. Четырехдневные периоды,
в течение которых он формирует свои аспекты, могут
указывать на время, когда следует предпринимать
определенное действие в пределах указаний медленнодвижущихся планет.

Аспекты
Традиционно трины, секстили и некоторые соединения
считаются «хорошими аспектами. Это связано с тем, что
обычно они проявляются без усилий. Но они также могут
означать «хорошенького понемножку» или то, что статус кво
сохраняется, поскольку нет стимула для активации. Квадраты,
оппозиции, некоторые соединения и квинконсы считаются
«плохими», поскольку они часто включают препятствия
(квадраты) или служат причиной изменения направления
(оппозиции, соединения и квинконсы), и мы вынуждены
действовать, хотим мы этого или нет. Часто в транзитах эти
аспекты включают давление со стороны других — особенно,
оппозиции и квинконсы — поэтому человек бывает вынужден
совершать действие. Остановимся, например, на оппозиции
транзитного Урана с натальным Ураном. Этот аспект
указывает на страстное желание к свободе. Эта внутренняя
потребность, но она может быть навязана вам неверным
партнером по браку.
Вопрос об орбе довольно спорный. Очень редко событие
происходит в день точного аспекта. Скорее вы испытаете
Юпитерианский период, когда Юпитер приближается, а потом
удаляется от точного аспекта к натальной планете или точке.
Все это время может быть связано с соответствующим

Символизмом на разных уровнях. Юпитер предлагает вам
расширить наш горизонт. Темы Юпитера могут воплощаться
через события и/или состояния разума. Если Юпитер
аспектирует ваше Солнце, вы можете добиться эго признания
(внешнее и позитивное); определить новые эго потребности
(внутреннее и позитивное); прийти к убеждению, что другие
требуют слишком много от вас (внешнее и негативное) или
почувствовать, что наши желания превышают ваши
способности (внутреннее и негативное). Несомненно
существует не один выход этих энергий и не один выбор
направления. Достаточно трудно точно выяснить, когда аспект
входит в эффективный диапазон.
В этой книге используется орб в один градус для
сходящихся и расходящихся аспектов. Это, отчасти,
произвольно. Транзиты могут иметь значимость для большего
времени орба, особенно, если планета движется ретроградно,
удаляется на несколько градусов от аспекта, но потом
возвращается назад в эту точку. Обычно, первое прохождение
наиболее драматично, поскольку мы сталкиваемся с новой
комбинацией тем. После того, как мы освоились с
возможностями, определяемыми транзитами, и включили их в
свою жизнь, мы можем их выгодно использовать. Полное
принятие или отказ от транзитных тем создает проблемы. Это
верно, что мы не всегда можем контролировать то, что входит
в нашу жизнь, но, конечно, имеем определенный контроль над
нашими реакциями. Иногда очень трудно полностью
использовать информацию, предоставляемую транзитами,
поскольку мы опасаемся изменений и цепляемся даже за
неблагоприятные ситуации только потому, что они знакомы
нам Существуют, однако, способы использования доступных
нам энергий без использования решительных и крутых
действий Я называю такую технику «алхимией».

Алхимия
Алхимией называлась «средневековая форма химии,
основной задачей которой было открытие методов
превращения простых металлов в золото, нахождение
универсального растворителя и эликсира жизни»2. Часто не
обращали внимание на то, что алхимик, выполняющий
ритуалы, также «очищал свою душу»3. Если мы считаем
транзиты возможностями для развития и если мы совершаем
«ритуалы», предназначенные для управления проявлениями
планетарных тем, мы можем «превратить» тенденции в нашей
жизни — если не в золото или универсальный растворитель —
по крайней мере, в более приемлемые модели. Эта
«алхимическая» техника не является целью, а скорее
средством к достижению цели. В ней может не быть
необходимости, если мы осознаем, что мы должны делать и
готовы к действию. Например, транзитный Плутон часто
указывает на то, что человек должен преобразовать себя
некоторым образом. Чтобы выполнить это преобразование, вы
должны избавиться от факторов, которые препятствуют этому
преобразованию. Если это пугающая перспектива, вы
начинаете этот процесс символически, очищая шкафы и
ящики стонов. Это буквально создает больше пространства и
часто определяет модели к действию на более значимом
уровне. Все это может показаться абсурдным — но опыт
показывает, что это правда!
Существуют другие способы обнаружить ключи к
значениям внешних планетарных транзитов, и вы должны
использовать их. Одним из них, конечно, является изучение
определений в астрологических книгах. Другой способ —
проанализировать ваш собственный опыт, а также опыт
других людей во время определенных транзитов. Хотя
внешние обстоятельства могут быть совершенно различны,
2
3

R Cavendish, Man, Myth & Magic
L Urdang, The Random House Dictionary о/ English Language

Внутренние реакции и ощущения большинства людей под
воздействием определенного транзита могут быть почти
одинаковыми. Основные вопросы «отражены на небесах». Как
мы встретим эти вопросы, зависит от нас. Эти вопросы
универсальны.
Удивительно,
как
часто
клиент,
испытывающий возвращение Сатурна, говорит «Я должен
понять, что я буду делать, когда повзрослею», хотя
конкретный опыт и ответ на вопрос может быть различным в
каждом конкретном случае.
Категории транзитов
Транзиты медленно-движущихся планет можно разделить
на три категории.
К первой категории относятся те транзиты, которые
каждый испытывает в определенном возрасте. Эта категория
связана с циклами внешних планет.
Вторая категория основана на аспектах между
Юпитером, Сатурном, Ураном, Нептуном и Плутоном,
которые являются общими в гороскопах большинства людей,
родившихся в определенные годы. Поскольку внешние
планеты двигаются медленно, такие аспекты продолжаются в
течение месяцев ил даже одного-двух лет, и проявляются в
картах рождения людей, родившихся в эти периоды. Они
определяют вопросы oбщие для многих людей, но они
становятся особенно ясными, когда
рассматриваемые
натальные
аспекты активируются транзитами внешних
планет. Такие модели более сложные, чем просто планетарные
циклы, поскольку они включают комбинацию символизма
двух или более планет. Информация, получаемая от этой
категории, не является универсально применимой, но дает
возможность понимания людей, родившихся в данный период.
Третья категория включает аспекты транзитных внешних
планет ко всем персональным планетам и точкам. Эта
категория основана на транзитах к индивидуальной натальной

Карте и должна быть скомбинирована с транзитами других
категорий.
С первой категорией должны иметь дело психиатры и
социологи (хотя, они возможно не знают о ней). Проводилось
много исследований, посвященных стадиям взросления или
жизненному циклу созревания. Открытия ученых очень
близко связаны г комбинацией циклов внешних планет,
особенно, с соединениями, квадратами и оппозициями
Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна к этим натальным
планетам. Хотя в проделанных исследованиях не упоминается
об астрологии, информация, полученная в них, может быть
очень ценной для астролога.
Особый интерес представляет исследование, проведенное
в Yale, описанное в книге «Периоды человеческой жизни»
Дэниела Левинсона (Daniel J.Levinson, et al, The Seasons of a
Man"s Life.). Эта работа не только связана с жизненными
стадиями,
аккуратно
описанными
астрологическими
аспектами, которые имеют отношение к данному возрасту, но
в ней также приведены годы рождения участников, так что
аспекты, описанные для каждого периода, могут быть
обоснованы при просмотре эфемерид. Поскольку циклы
планет довольно регулярны (исключение составляет Плутон),
данные определения будут применимы для любого человека
конкретного возраста.
Например, Переходный Период Ранней Зрелости
начинается с 17 лет или 18 лет и заканчивается в 22 года или
23 года. Этот переходный период совпадает с квадратом
транзитного Сатурна к катальному Сатурну (20 — 23 года), с
квадратом транзитного Урана к натальному Урану (19 — 23
года), с оппозицией транзитного Юпитера к натальному
Юпитеру (18 лет) и с квадратом транзитного Юпитера к
натальному Юпитеру (21 год). В течение этого периода
человек «...должен переместить семью с центрального места в
своей жизни и начать процесс изменений, который приведет к
созданию нового жизненного уклада его как взрослого во

Взрослом мире... В Период Ранней Зрелости человек должен
начать отказываться от некоторых аспектов своей незрелой
личности и взглядов на мир, накапливая другие достоинства,
как основу для зрелого развития». В астрологии «структура»,
которая включает «семью» и «жизненный уклад» связывается
с Сатурном, «изменение» — это ключевое слово для Урана, а
«развитие» связано с Юпитером.
В книге «Периоды человеческой жизни» жизнь человека
делится на четыре периода:
Детство и Юношество (3 — 17 лет),
Ранняя Зрелость (22 — 40 лет),
Средняя Зрелость (45 — 60 лет) и
Поздняя Зрелость (65 — ...).
Существуют также пятилетние переходные периоды,
которые отмечают сдвиг акцента с одной фазы на следующую.
Это Переходный Период Ранней Зрелости, о котором мы
упоминали выше (17 — 22 года),
Переходный Период Середины Жизни (40 — 45 лет) и
Переходный Период Поздней Зрелости (60 — 65 лет).
Интересно отметить, что первые два переходных периода
совпадают, по крайней мере, с четырьмя напряженными
аспектами внешних планетарных циклов. Переходный Период
Ранней Зрелости, как отмечалось выше, включает квадрат
Урана к Урану, квадрат Сатурна к Сатурну, оппозицию
Юпитера с Юпитером и квадрат Юпитера к Юпитеру.
Переходный Период Середины Жизни включает оппозицию
Урана к Урану, квадрат Нептуна к Нептуну, оппозицию
Сатурна к Сатурну, оппозицию Юпитера к Юпитеру и квадрат
Юпитера к Юпитеру.
Переходный Период Поздней Зрелости не вполне
укладывается в планетарные циклы. Лично я бы сдвинула этот

Период на 57 — 62 года, поскольку это время второго
возвращения Сатурна, а также квадрата Урана к Урану