Казачье поселение состоящее из 1 2 дворов. Расказачивание в царской россии. Казаки и царь

До 1924 года пионерская организация носила имя Спартака, но после смерти Ленина Всесоюзной организации дали имя вождя. Принято считать, что у истоков советского пионерского движения стояла Надежда Крупская, и это действительно так, но большую роль сыграл также советский педагог Иннокентий Жуков.

Он был идеологом скаутизма, и во многом благодаря ему пионерская организация переняла так много от бойскаутов. Например, была позаимствована структура движения и игровой метод воспитания детей. Именно Жуков предложил девиз «Будь готов!», который стал приветствием каждого советского пионера. Сама Крупская была не в восторге от скаутского движения, считая его частью капиталистического строя.

«Бойскаутизм является в руках буржуазии средством пропитать подрастающую молодежь чувствами патриотизма, религиозными настроениями, чувствами покорности перед королем, родителями, хозяевами.

Пункт 2 «закона скаутов... гласит: «Скаут верен королю, начальникам, родителям, своей родине и своим хозяевам. Он должен стоять за них при всяких обстоятельствах против любого из их врагов и даже против того, кто дурно о них отзывается», — писала жена Ленина в своей брошюре «Бойскаутизм и РКСМ» от 1922 года.

Несмотря на это, Крупская признавала, что бойскаутское движение очень эффективно воспитывает детей в нужном государству духе, и предлагала перенять некоторые методы воспитания.

«Имеет значение и то, что от бойскаута при поступлении требуется известная подготовка, хотя крайне незначительная и элементарная. Это является как бы символом того, что принятие в бойскауты надо заслужить. Мне кажется, что РКСМ следовало бы внести в свой устав, что в члены РКСМ могут быть приняты только те юноши и девушки, которые, скажем,

1) докажут свое знакомство с целями РКСМ, 2) знают содержание двух-трех определенных книжек, 3) принимали участие в «субботниках молодежи» в течение, скажем, 5 раз и т. д.

Вступление следует обставлять тоже известной торжественностью. Принимать в РКСМ на торжественном заседании ячейки или комитета, начинающемся пением «Интернационала», на котором делается, скажем, общий отчет о деятельности союза и пр.».

Партия последовала этому совету, и принятие в пионеры с тех пор стало одним из самых торжественных и волнующих событий в жизни десятилетних мальчишек и девчонок по всему Советскому Союзу.

РИА «Новости» Надежда Крупская среди пионеров, 1927 год

С начала 1930-х годов пионерские объединения стали создаваться на базах школ: отряды состояли из школьных классов, внутри могли образовываться отдельные звенья, пионерской дружиной становилась целая школа. Кстати, институт пионерских вожатых тоже позаимствовали у скаутского движения.

До пионерии в царской России тоже существовало детское движение скаутинга. В 1909 году полковник Олег Пантюхов создал в Павловске под Петербургом скаутский патруль «Бобры». Интерес к таким объединениям быстро возрос, так что к 1917 году в России насчитывалось около 50 тыс. скаутов в 142 городах. В такие отряды вступали дети любого общественного положения и вероисповедания начиная с 12 лет. Интересно, что эти отряды также сделали своим главным девизом призыв «Будь готов!».

Значок пионеров — красная звезда на фоне костра — тоже преемник символа скаутов.

Три лепестка лилии, которые обозначали долг перед собой, перед ближними и перед Богом, заменили три языка пламени.

Знаменитые посиделки у костра тоже впервые придумали не пионеры. Кстати, первый пионерский костер был проведен еще до создания официального пионерского движения в Союзе: он прошел 7 мая 1922 года в сокольническом лесу в Москве, и на него собрались дети из тогда еще экспериментальных пионерских объединений столицы.

Юрий Абрамочкин/РИА «Новости» Пионеры у вечернего костра в пионерском лагере для детей работников Слюдянского рудоправления, 1961 год

Наконец, обязательный и самый узнаваемый символ пионеров, красный галстук, тоже переняли у мирового детского движения, правда, у скаутов цвет мог различаться в зависимости от страны или организации.

Галстук пионера был не просто тряпочкой на шее. Считалось, что это — частица революционного Красного знамени, соответственно, для пионера беречь честь пионерского галстука значило хранить честь Красного знамени. Так детей готовили к ответственности и вступлению в комсомол. Была введена преемственность: октябрята — пионерия — комсомол, — с 7 лет у советского ребенка была заранее подготовленная карьерная лестница.

В 1957 году был принят новый свод пионерских законов. Вместе с ними были прописаны обычаи пионеров, в них говорилось не только об общественном долге, но и о привычках, которые выдают настоящего пионера. Среди них, в частности, «пионер не валяется в постели утром, а поднимается сразу, как ванька-встанька»;

«пионеры стелют постели своими, а не чужими руками»; «пионеры моются тщательно, не забывая мыть шею и уши, чистят зубы и помнят, что зубы — друзья желудка».

Среди других законов были следующие: «пионер — всем ребятам пример»; «пионеры точны и аккуратны»; «пионеры стоят и сидят прямо, не горбясь»; «пионеры не боятся предлагать свои услуги людям»; «пионеры не курят; курящий пионер уже не пионер»; «пьяный пионер позорит дружину». Также обязательным считалось, что «пионеры не держат руки в карманах; держащий руки в карманах не всегда готов»; «пионеры охраняют полезных животных»; «пионеры помнят всегда свои обычаи и законы».

Такое внимание к личной гигиене и бытовым привычкам не должно нас удивлять. Пионер обязан был быть не только патриотичным, талантливым и трудолюбивым, но и здоровым. Например, в турпоходах почти всегда носили шорты (которые тогда назывались трусами), в холодную погоду под них могли надевать шерстяные колготы или чулки-гольфы, которые к тому же предохраняли ноги от травм. Спортивные трусы также старались надевать в погоду теплее +10°C. Считалось, что советский пионер должен быть не только выносливым, но и закаленным.

Каждый атрибут пионера, будь то клятва перед товарищами или ношение формы, использовался как метод воспитания нужных качеств характера.

Давид Шоломович/РИА «Новости» Прием в пионеры на Красной площади, 1965 год

Знаменитые военно-спортивные игры, такие как «Зарница» и «Орленок», до сих пор пытаются возродить во многих лагерях и детских объединениях. Игра «Зарница» проводилась по всему СССР с 1967 года. Игроков разделяли на две команды «Красных» и «Синих», и почти всегда побеждали «Красные». Возможно, давало свои плоды патриотическое воспитание, вспоминают бывшие пионеры.

Надежда Крупская утверждала, что воспитывать будущих коммунистов, преданных Родине и партии, надо без отрыва «от производства». Поэтому с самого начала своего существования пионеры занимались общественно-полезной деятельностью. Направления этих занятий менялись в зависимости от запросов страны в разные годы.

Например, в 1920-1930-е годы пионеры активно помогали бороться с безграмотностью и беспризорностью. Последнее прекрасно отражено в фильме «Республика ШКИД», где один из воспитанников детского приюта орал пионеру-барабанщику: «Эй, голоногий, бубен потеряешь!» А, например, в 1950-е страна восстанавливалась после войны, и тяжелой промышленности не хватало металла. Соответственно, все советские пионеры по заданию вожатых и учителей бросились собирать металлолом.

Среди пионеров всегда были передовики, герои и ударники труда. Имена большинства из них сейчас нам ни о чем не говорят, а в то время они были примерами служения стране, о них постоянно писали в газетах. Например, настоящей стахановкой стала 11-летняя пионерка из Таджикской ССР Мамлакат Нахангова. На сборе хлопка девочка стала брать его двумя руками и за день приносила 70-80 кг, взрослые в среднем собирали по 15 кг. В 1935 году в Кремле Мамлакат наградили высшей советской государственной наградой, юная пионерка встретилась со Сталиным, который вручил ей фотокарточку с личной подписью. В следующем году пионерка поехала в лагерь «Артек», мечту всех советских пионеров.

Интересно, что труженицу чествовали везде, кроме родного кишлака Шахмансур. Многие сборщики хлопка не радовались перевыполнению плана и угрожали ей, чтобы она «не смела превышать выработку».

Василий Малышев/РИА «Новости» Церемония открытия комплекса Московского городского Дворца пионеров и школьников на Ленинских горах, 1962 год

В 1940 году в школе №2 города Клина образовался первый тимуровский отряд, который состоял из шести пионеров. Именно в этом городе Аркадий Гайдар написал свою повесть «Тимур и его команда». Сам автор рассказывал, что тимуровскую организацию он создал в реальности, когда был ребенком, став командиром дворовой команды, которая тайно делала добрые дела и не просила за них награды. После публикации повести в стране возник настоящий бум детского волонтерства.

При этом пионеры и тимуровцы — не совсем одно и то же. По словам историка Алексея Балакирева, в годы Великой Отечественной войны из двадцати миллионов школьников пионерами были лишь треть ребят.

В тяжелых условиях детьми в школах и семьях занимались меньше, и им приходилось воспитывать себя самим, поэтому тимуровское движение возникло очень кстати: за пять лет войны в Советском Союзе появилось три миллиона подростков, которые считали себя тимуровцами. Дети и подростки сами, без участия старших наставников, организовывали собрания и помогали городу или фронту так, как могли и умели.

Одной из самых знаменитых тимуровских команд в годы войны стала организация в городе Пласт Челябинской области. В 1941 году около сотни местных ребят объединились, чтобы помочь фронту: собирали лекарственные растения, металлолом, проводили концерты в госпиталях. Некоторые даже работали в шахтах недалеко от Пласта: в них добывали золото, за которое СССР покупал у Америки и Британии военную технику и продукты.

В 1942 году пионерское и тимуровское движение стали активно соединять, потому что последнее грозило вытеснить пионерию.

Вскоре тимуровцы стали одним из «подвидов» советских пионеров, и после войны они занимались помощью ветеранам и пенсионерам, поисками братских могил, воспитанием младших товарищей.

Александр Макаров/РИА «Новости» Болгарские и советские дети на 111-ом Всесоюзном слете пионеров в лагере «Артек» имени В.И. Ленина, 1967 год

Всесоюзная пионерская организация имени В.И. Ленина закончила свое существование 28 сентября 1991 года. Сегодня в России есть некоторые аналоги пионерских организаций, которые носят негосударственный общественный характер: Российское движение школьников, Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций. Собственные детско-подростковые движения, кажется, мечтает создать каждое ведомство. Из недавнего — 15 мая 2017 года СК РФ сообщил о планах создать молодежное движение «Юные следователи», чтобы воспитывать будущих криминалистов. Но единой массовой детской организации в стране с советских времен так и не появилось.

Для людей моложе тридцати пяти пионерия — это всего-навсего полстранички в учебнике истории России. В то время как для многих из нас пионерия — самая светлая грусть по детству, молодым родителям, легкая тоска по упорядоченным, пусть и бестолково упорядоченным, временам.

Пионерские лагеря с общими построениями по утрам и перед сном, с песнями у костра и штабами пионерской дружины. И даже если и были во всей этой огромной системе досадные мелочи, вроде необходимости знать наизусть устав организации или обязательство носить пионерский галстук при полностью застегнутом под горло школьном платье или рубашке, то сейчас мы их, конечно же, давно и благополучно забыли. Зато помнятся веселые апрельские и майские субботники, посадка деревьев, сбор металлолома и макулатуры. Помните, как мы, школьники, смело стучались в любые двери и вежливо интересовались, не найдется ли в доме макулатуры?

А день приема в пионеры? Можно ли забыть его? Когда даже у самого распоследнего хулигана и двоечника вдруг начинало бешено колотиться сердце, когда на его шею впервые повязывали красный пионерский галстук. И всем нам, едва мы выходили на улицу, сразу же становилось нестерпимо жарко, ну, просто невозможно, до чего жарко, даже если зима и мороз. А на груди, словно так и должно быть — новенький галстук. И мы, делая вид, что не обращаем на него внимания, все время смотрели на него, как он трепещет на ветру, поправляли его незаметно, распахивали пошире пальто.

Что же это было? Идеология? Говорят, что да…

Итак, пионерской организации нет уже почти двадцать лет. И вот что кажется мне странным: как могло такое случиться, что за два десятилетия не пришла на смену попранной пионерии какая-либо другая молодежная организация? Пусть не настолько идейная, не такая однобокая, в чем принято обвинять пионерскую организацию, пусть даже не такая массовая, ведь об обязательном вступлении в ее ряды уже не может быть и речи.

Жаль, что новая Россия так и не придумала никакой альтернативы организации, объединяющей детей! Неужели не хватает времени у новых российских политиков с их армиями профессиональных пиарщиков, имиджмейкеров и прочих разработчиков разных политических концепций на создание и продвижение новой, современной молодежной организации? И надо ли говорить, что именно такое движение с детства будет прививать юным россиянам веру в свою страну, ее единство, ее духовную силу и мощь?

Ни одной удачной попытки создания работающего детского или молодежного объединения в нашей новой России пока нет. При этом не затихает стон о том, как наши дети через одного становятся «эмо», «панками», «готами», «риветхедами» и прочими «неформалами». А может, это и есть их попытки объединиться в некую организацию? Всю бы эту энергию, да в мирных, как говорится, целях… Однако не до того…

Не имея особой задачи злобствовать по поводу новых времен, без коммунистической ностальгии, все же замечу, что сюда же можно смело «привязать» и еще одну новую русскую проблему — отсутствие хорошей детской литературы. Гарри Поттер — это, конечно, здорово, но вот русских аналогов заморскому мальчику-магу так пока и не нашлось. И мы, сами родом из детства, нет-нет да и подсовываем своим детям книжки Аркадия Гайдара, Валентина Катаева и Владислава Крапивина.

И ведь нравятся! Тоже идеология? Нет, и быть не может. Но это уже совсем другая тема. А пока еще несколько слов о пионерской организации.

Идея ее создания в том виде, в каком знаем ее мы, принадлежала Н. К. Крупской. Именно она, супруга вождя, предложила создать детскую организацию, «скаутскую по форме и коммунистическую по содержанию». Символика, девизы и прочие пионерские атрибуты были почти полностью заимствованы у скаутов. Так, например, три лепестка лилии на скаутском значке заменили на три языка пламени, символизирующие три поколения коммунистов: пионеры, комсомольцы и коммунисты. Скаутский девиз «Будь готов!» и ответ на него «Всегда готов!» были взяты без изменений, однако в них уже звучал коммунистический призыв к борьбе. Скаутской же была и структура пионерской организации — звенья, отряды, дружины.

И вот немногочисленное движение скаутов, которое в 1917 году насчитывало около пятидесяти тысяч ребят, к середине тридцатых годов превращается в огромную, всесоюзную организацию с самоуправлением и четкой структурой. А к 1970 году она насчитывала уже более двадцати миллионов. Пионерия не оставила забытым ни один, даже самый отдаленный уголок Советского Союза. Пионером становился каждый школьник от 9 до 14 лет.

Итак, пионеры стали достаточно значимой частью советского общества. Критика, которая впоследствии со всех сторон обрушилась на юных ленинцев, была, конечно же, справедлива. Действительно, довольно однобоко использовали власти политически ретивых пионеров в сталинские времена. Доносы, которые писали юные пионеры во все инстанции, включая газету «Пионерская правда», наверное, должны остаться на совести их «старших товарищей».

Зато в годы Великой Отечественной Войны пионеры, что называется, полностью реабилитировались…

Распавшись, пионерская организация частично воплотилась все в том же скаутском движении, которое сама в свое время проглотила. И цифра, которой на сегодняшний день исчисляется российский скаутинг, очень похожа на ту, что была в далеком 1917 году.

Вот и информация к размышлению. А пока, бывшие пионеры, давайте, как говорится, помянем!

А1. «Жандармом Европы» называли императора Николая Павловича, царствующего в Российской империи
1) с 1796 по 1801 год 3) с 1825 по 1855 год
2) с 1801 по 1825 год 4) с 1855 по 1881 год
А2. В 1897-1899 гг. министром финансов СЮ. Витте была проведена денежная реформа, ознаменовавшая введение:
1) золотого обращения 3) медного рубля
2) серебряного обращения 4) бумажных кредитных билетов
А3. Как в российской империи называлось казачье поселение, состоящее из одного-двух дворов?
1) станица 3) хутор
2) уезд 4) волость
А4. В результате реформы системы народного просвещения, проведенной при Александре I,
1) университетам предоставлялась широкая автономия
2) деятельность студенческих организаций запрещалась
3) открылись земские школы для крестьянских детей
4) вводилось всеобщее среднее образование
А5. Прочтите отрывок из записок князя СП. Трубецкого и укажите название организации, о которой идет речь.
«...Сначала молодые люди ограничивались только разговорами между собою. Еще неизвестно было, что именно государь намерен был сделать; но в уверенности, что он искренно желает устроить благо России, решено было дать форму обществу и определить порядок действий, которыми намерены были поддерживать и подкреплять предположения государя. 9-го февраля 1816 года Пестель, Никита Муравьев, Сергей Шипов и Трубецкой положили основание обществу... Пестелю, Долгорукову и Трубецкому поручено было написать устав Общества, последний занялся правилами принятия членов и порядком действий их в обществе».
1) «Союз спасения» 3) «Общество соединенных славян»
2) «Союз благоденствия» 4) «Земля и воля»
А6. В каком году Россия подписала с Францией Тильзитский мирный договор?
1) в 1801 г. 3) в 1807 г.
2) в 1803 г. 4) в 1812 г.
А7. Кому из государственных деятелей императором Николаем I было поручено проведение реформы управления государственными крестьянами?
1) М.М. Сперанскому 3) Я.И. Ростовцеву
2) П.Д. Киселеву 4) А.Х. Бенкендорфу
А8. Крестьянам предоставлялась земля по реформе 1861 г.
1) за выкуп при содействии государства
2) за выкуп при содействии земских управ
3) за счёт государственной казны
4) за счёт ссуды помещика
А9. Что из названного является одной из причин русско-турецкой войны 1877-1878 гг.?
1) поддержка освободительной борьбы южных славян против Турции
2) стремление Турции завоевать Болгарию
3) союзнические обязательства России перед Англией и Францией
4) помощь Германии в расширении степени ее влияния на Балканах
А10. Прочтите отрывок из статьи КС. Аксакова «О русском воззрении» и укажите, к какому направлению общественно-политической мысли принадлежал автор.
«Русский народ имеет прямое право как народ на общечеловеческое, а не через посредство и не с позволения Западной Европы. К Европе относится он критически и свободно, принимая от нее лишь то, что может быть общим достоянием, а национальность европейскую откидывая...»
1) западникам 3) декабристам
2) славянофилам 4) народовольцам
А11. Что из названного относится к социально-экономическим процессам первой половины XIX в.?
1) формирование вотчинного землевладения
2) начало промышленного переворота
3) появление первых мануфактур
4) национализация промышленности
А12. Сражение под Смоленском, Бородинская битва, Тарутинский марш-маневр - героические страницы истории войны
1) Ливонской 3) Крымской
2) Отечественной 4) Первой мировой
А13. Как в газете «Голос» от 16 февраля 1880 г. современниками был назван период, когда М.Т. Лорис-Меликов находился во главе внутренней политики государства?
1) «период контрреформ» 3) «диктатура сердца»
2) «эра либеральных реформ» 4) «эра меркантилизма»
А14. Активный рост сельского хозяйства в 70-90-х гг. XIX в. сдерживало
1) сохранение крестьянской общины
2) частичное уничтожение помещичьего землевладения
3) внедрение новых сельскохозяйственных машин
4) усиление сельскохозяйственной специализации районов страны
А15. Прочтите высказывание А.И. Герцена о письме и укажите имя его автора.
«"Письмо" его потрясло всю мыслящую Россию и имело полное право на это. После "Горя от ума" не было ни одного литературного произведения, которое сделало бы такое сильное впечатление. Между ними - десятилетнее молчание, 14 декабря, виселицы, каторга, Николай. (...) Император Николай приказал объявить его сумасшедшим и обязать подпиской ничего не писать».
1) А.С. Пушкин 3) Н.Г. Чернышевский
2) В.Г. Белинский 4) П.Я. Чаадаев
А16. Укажите изменения, преобразования, которые были проведены во время Великих реформ 1860-1870-х гг.
A) введение всеобщей воинской повинности
Б) ограничение барщины двумя днями в неделю
B) личное освобождение крепостных крестьян
Г) освобождение дворян от военной службы
Д) введение института присяжных заседателей
Укажите верный ответ
1)АБГ 2) АВД 3)БВГ 4) ВГД

» (как не входящее во временные рамки существования Российской империи и Русского царства).

Расказачивание при Михаиле Федоровиче

Упразднение мещерского казачества

Упразднение северского казачества

Расказачивание при Алексее Михайловиче

Упразднение хоругвей «грунтовых» казаков бывшего Смоленского княжества

Расказачивание при Петре I

Упразднение Червленоярского (хоперского) казачества

Упразднение городового казачества крепостей Белгородской черты

Упразднение сердюцких (охочепехотных) казачьих полков

Расказачивание при Екатерине II

Упразднение Бахмутского казачьего полка

Упразднение слободских казачьих полков

Упразднение малороссийских казачьих полков Гетманщины

Упразднение компанейских (охочекомонных) казачьих полков

Упразднение Запорожской Сечи

Без сомнения, наверное, самым известным фактом расказачивания в Российской империи является ликвидация в 1775 году Запорожской Сечи , после ликвидации которой и упразднения Запорожского казачьего войска казаки были предоставлены своей судьбе - бывшим старшинам была дано дворянство , а нижним чинам разрешалось вступить в регулярные гусарские и драгунские полки.

Около 12-ти тысяч запорожцев остались в подданстве Российской империи и вступили в армию , однако, многие не выдержали жесткую дисциплину регулярных армейских частей.

Часть запорожцев сперва ушла в Крымское ханство , а затем на территорию Турции , где осели в дельте Дуная . Султан позволил им основать Задунайскую Сечь (1775-1828 гг.) на условиях предоставления 5-тысячного войска в свою армию.

Однако, ликвидация такого крупного воинского формирования, как Запорожская Сечь, принесла целый ряд проблем. Ведь при этом, все ещё сохранялась внешняя военная угроза России со стороны Турции. Поэтому было решено восстановить казачество и в 1787 г. казачьи старшины подали прошение на имя императрицы, в котором выразили желание по-прежнему служить. Александр Суворов , который по приказу императрицы Екатерины II организовывал армейские подразделения на юге России, занялся формированием нового войска из казаков бывшей Сечи и их потомков. Так появилось «Войско Верных Запорожцев », и 27 февраля 1788 г. в торжественной обстановке Суворов собственноручно вручил старшинам Сидору Белому , Антону Головатому и Захарию Чепеге знамёна и другие клейноды , которые были конфискованы в 1775 году .

Войско Верных Запорожцев, переименованное в 1790 году в Черноморское казачье войско , участвовало в Русско-турецкой войне 1787-1792 , стало впоследствии основой для Азовского и Кубанского казачьих войск.

Упразднение Екатеринославского казачьего войска

Было сформировано князем Потемкиным из поселённых в Екатеринославском наместничестве Бугских казачьих полков и однодворцев - бывших солдат Украинского ландмилицского корпуса , а также из приписанных к войску старообрядцев , мещан и ремесленников Екатеринославского, Вознесенского и Харьковского наместничеств в 1787 году . Численность населения войска по состоянию на 1788 год составляло более 50 000 человек, из них боевой состав достигал 10 000 человек. Отличилось во время взятия Аккермана , Килии и Измаила , принимая участие в русско-турецкой войне 1787-1791 годов .

Определенного законоположения о порядке службы екатеринославских казаков издано не было, и старшины Войска Донского управляли местными казаками по своему произволу. В силу этого, а также благодаря военным обстоятельствам, войско пришло в расстройство, и значительная часть екатеринославских казаков подала ходатайство о возвращении их в «первобытное состояние».

Расказачивание при Александре I

Упразднение Ногайских конных полков

Два Ногайский конных полка на правах казачьих, по пять сотен в каждом, были образованы в 1802 году из обращённых в казачье состояние ногайцев, обитавших в Таврической области на Молочных водах.

Из казаков было сформировано четыре уланских полка [Ольвиопольский (над бужскими порогами; ныне Первомайск), Бугский, Вознесенский и Одесский ], сведённые в Бугскую уланскую дивизию.

Упразднение Чугуевского казачьего войска

Расказачивание при Александре II

В частности, процесс расказачивания большой части казачьего сословия происходил при императоре Александре II .

Идеи расказачивания

Впервые курс на “расказачивание” был взят в ходе реформ 1860-х гг. Был выдвинут лозунг о том, что “роль и задача казачества уже окончены”, поскольку закончилась Кавказская война.

В Петербурге был создан специальный "Особый комитет по пересмотру казачьих законоположений". Как объявлялось, деятельность комитета должна была быть направлена на "повышение благосостояния" и "гражданственности" казаков. Однако, комитет даже не принял к рассмотрению предложения, выработанные к тому времени в Казачьих Войсках. На первом же заседании комитета военный министр Российской империи Дмитрий Алексеевич Милютин отметил, что в случаях противоречий между воинскими традициями казаков и “гражданственностью”, надо отдавать предпочтение последней.

К пропаганде против казачества широко подключилась пресса. В газетах писалось, что в структуры армий “современного” европейского государства не вписывается “архаичное” казачество. В частности, в либеральной газете “Голос” напрямую заявлялось о том, следует ли вообще поднимать вопрос о "благоустройстве" казачества и соответствующих расходах, если спорным является необходимость "самого существования этих Войск", поскольку их "силы" и "боевые качества" "не могут быть совершенны".

Это вызвало волну протестов. Всеобщее расказачивание пришлось отложить. Однако, были расформированы Дунайское и Башкирско-мещерякское Казачьи Войска.

Принудительное расказачивание

Не обошлось и без принудительного “расказачивания”.

От Кубанского Войска был отделен Черноморский край от Новороссийска до Адлера, который стали заселять армянами. Были отделены от Кубанского Войска и земли Ставропольской бригады. 12 казачьих станиц было переведено на положение крестьян. Такая же участь постигла и Адагумский полковой отдел.

От Оренбургского Войска была отделена западная часть Самарско-Оренбургской линии, а казаки тоже переведены в крестьяне.

На Казачьи Войска были распространены общегражданские суды, земства.

Расказачиванию подверглись и все сибирские станичные казаки :

  • 19 апреля 1868 года Калтайские станичные казаки , которые состояли из татар-мусульман , были расказачены и перечислены в сибирские инородцы . Перевод в Сибирское казачье войско запрещался.
  • 17 июня 1868 года станичные казаки Томской губернии были расказачены и перечислены в крестьянское сословие. Но с разрешением на переселение в Сибирское казачье войско .
  • в 1870-х гг все станичные казаки Туруханского края и Енисейского уезда расказачены и перечислены в крестьяне. Перевод в Казаки Енисейской Губернии запрещался.
  • в 1876 все станичные казаки Якутской области , в т.ч., казаки Походской станицы расказачены и перечислены в мещане. Перевод в Якутский казачий полк запрещался.

К концу правления Александра II станичные казаки исчезли как класс.

Обезземеливание казаков

Происходило и постепенное вытеснение казаков со своей земли. Наделы казачьих офицеров и чиновников, которые раньше давались войском вместо окладов и пенсий, теперь стали частной собственностью, которую можно было продать, в том числе, и неказакам. И пришлые стали скупать землю. В итоге, число "иногородних" на Кубани и Тереке составляло в 1878 г. – 18 %, в 1880 г. – 44 %, по сравнению с 1 – 2 % в 1864 г.

В результате, всего два Войска сохранили свою территориальную целостность: Донское (которое было самым большим, а также потому, что донской войсковой атаман ещё до введения этих реформ получил все права губернатора) и Уральское (где земли были слишком неплодородными и куда не ехали "иногородние"). Земли остальных Войск были раздроблены. На землях казачьих войск вперемешку с казачьими юртами располагались гражданские волости.

Военная реформа

В это время была проведена серьёзная военная реформа, суть которой состояла в замене рекрутской системы воинской повинностью.

В 1875 г. Устав о всеобщей повинности был распространен и на казаков, однако это было воспринято как оскорбление. Казаки всегда рассматривали свою службу в качестве главного предназначения всей своей жизни, священного долга, а не какой-то “повинности”. Однако, в Уставе Казачьи Войска были указаны, практически, в самом конце - после войск запаса, перед частями, сформированными из инородцев, которых, вообще, относили к “вспомогательным войскам”, а не к основному кадровому составу армии. Срок строевой службы казаков был сокращен до 4 лет. При этом, казачьи полки были распределены “четвертыми полками” в общеармейские кавалерийские дивизии. Но и вся кавалерия была значительно сокращена военным министром. Осталось всего 16 кавалерийских дивизий, среди них лишь одна казачья - 1-я Донская. Всего, в армии мирного времени оставалось лишь 20 казачьих полков. Кроме того, по новым требованиям на военную службу призывались не все казаки, а лишь те кому выпал жребий. Те, на кого жребий не пал, должны были платить особый налог вместо службы.