Кир булычев путешествие алисы кустики в сокращении. План-конспект урока по чтению на тему: кир булычёв. «путешествие алисы» («кустики»)

Ответ оставил Гость

Профессор Селезнёв, от имени которого ведётся повествование, обещал Алисе, что возьмет её в свою экспедицию по поиску редких инопланетных животных, если она будет хорошо учиться и вести себя. Алиса нарушает это обещание - теряет гигантский золотой самородок и пытается провезти «зайцами» весь свой класс на Луну. Но отец прощает дочь, потому что за неё заступились друзья.

Корабль «Пегас» под управлением капитана Полоскова и бортмеханика Зелёного отправляется в полет. Громозека, друг Селезнёва, советует героям посетить музей на планете Трёх Капитанов - великих героев, избороздивших весь космос. Но директор музея доктор Верховцев относится к гостям с подозрением и не может сообщить ничего дельного. Зоопарк, тем временем, пополняется гигантскими головастиками, из которых вылупляются крошечные лягушки, и ходячими поющими кустиками. А на Пустой планете герои подбирают животных-трансформеров, меняющих облик.

Центральный пункт путешествия - планета Блук, где находится огромный зоологический рынок. Местная полиция разыскивает человека, похожего на Верховцева, и герои замечают его то тут, то там. На базаре они приобретают индикатора - существо, меняющее цвет от настроения, а карлик-мошенник дарит Алисе шапку-невидимку. Но главное - им дарят Говоруна, птицу, таинственно вымершую в последнее время. Верховцев и странный человек по имени Весельчак У пытаются купить или даже отобрать у них птицу. Но биологи отказываются, и не зря: выясняется, что птица принадлежала Второму Капитану. Второй Капитан улетел в другую галактику и пропал много лет назад, но птица знает его координаты: это система Медузы.

По пути в систему Медузы экипаж «Пегаса» посещает планету Шешинеру, где все путешествуют во времени, спасает роботов с планеты Шелезяка, которым кто-то испортил масло, и обнаруживают планету, полную иллюзий и отражений их мыслей. Наконец, сев на третьей планете Медузы, они вскоре натыкаются на следы «Синей Чайки» , корабля Второго Капитана. С помощью цветов-зеркал, запоминающих все, что видели, герои узнают, что на планете до них были Верховцев и Весельчак У.

При попытке поменять стоянку корабля, «Пегас» проваливается в подземную ловушку. Весь экипаж попадает в плен к пиратам, но Алисе удается сбежать благодаря шапке-невидимке. Она выбирается на поверхность, где ее встречают Первый Капитан, и … настоящий Верховцев. Пираты тем временем шантажируют Второго Капитана. Тот вступает в бой, на помощь приходит Первый капитан с друзьями. Пираты побеждены, самозванец-«Верховцев» - пират-хамелеон Крыс - разоблачён. В подземелье герои обнаруживают еще и тяжело раненого Третьего Капитана. А потом на планету садится жена Первого Капитана, которая поймала живую туманность. Весельчаку У удается сбежать, но он попадает в лапы гигантской птицы. Герои расстаются, обещая в будущем вместе снова слетать к звёздам.

План рассказа "Кустики" от лица Алисы".

Доктор Верховцев рассказывает нам историю о том, как поющие кустики однажды спасли жизнь Капитану на далекой пустынной планете, потому что он услышал их пение, а росли кустики возле воды.Мы решили обязательно найти эти поющие кустики и полетели в систему Альдебаран.Там мы сели в пустыне и с трудом нашли несколько кустиков.Мы взяли пять кустиков на "Пегас" и тут же полетели дальше.Только мы взлетели, как вдруг услышали странные звуки - это пели наши кустики.И тут из дверей вышли кустики, все страшно перепугались и бросились меня защищать.Взрослые почему-то всегда боятся больше детейЯ-то сразу поняла, что кустикам просто хочется пить и они пошли искать воду.Я набрала лейку и полила кустики. Все сразу успокоилось.И стало хорошо

Знаменитый писатель-фантаст Кир Булычев (1934–2003) придумал замечательную героиню – Алису Селезневу, девочку из XXI века. В книгу «Путешествие Алисы» вошли рассказы о космическом путешествии Алисы, ее папы и других членов космического корабля «Пегас» по разным планетам в поисках новых животных для московского зоопарка. В результате обычная научная экспедиция превратилась в загадочный детектив. Благодаря команде «Пегаса» и, в первую очередь, Алисе, удалось выручить из беды двух знаменитых героев. Иллюстрации к книге выполнены талантливой художницей Надеждой Бугославской, которая создала очень симпатичный образ Алисы. Книга адресована детям среднего школьного возраста. Книга также выходила под названиями «Девочка с Земли», «Алиса и три капитана» и «Тайна третьей планеты». [i]В формате pdf A4 сохранен издательский дизайн.

Из серии: Алиса Селезнева

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Путешествие Алисы (Кир Булычев, 1974) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Доктор долго стоял у ног громадных каменных капитанов и размахивал шляпой. Золотые лучи заходящих солнц освещали его, и казалось, что он тоже статуя, только поменьше остальных.

– А-а-а! – донесся вдруг до нас далекий крик.

Мы обернулись.

Доктор бежал к нам, увязая в песке.

– За-бы-ыл! – кричал он. – Совсем забы-ыл!

Доктор подбежал к нам и минуты две пытался отдышаться, все время начинал одну и ту же фразу, но дыхания не хватало, чтобы ее закончить.

– Ку… – говорил он. – У па…

Алиса попыталась помочь ему.

– Курица? – спросила она.

– Не-ет… ку-устики. Я… забыл про кустики сказать.

– Какие кустики?

– Стоял у этих самых кустиков и забыл про них сказать.

Доктор показал на монумент. Даже отсюда, издали, было видно, что у ног третьего капитана скульптор изобразил пышный куст, тщательно выпилив из камня его ветви и листья.

– А я думала, что это просто для красоты, – сказала Алиса.

– Нет, это же кустик! Вы никогда не слышали о кустиках?

– Никогда.

– Тогда послушайте. Всего две минуты… Когда Третий капитан был на восьмом спутнике Альдебарана, он заблудился в пустыне. Ни воды, ни пищи – ничего. Но капитан знал, что, если он не дойдет до базы, корабль погибнет, потому что все члены экипажа лежали, пораженные космической лихорадкой, а вакцина была только на базе, на пустой, покинутой базе в горах Сьерра-Барракуда. И вот, когда силы покинули капитана и путь был потерян в песках, он услышал отдаленное пение. Сначала капитану показалось, что это галлюцинация. Но он все-таки собрал последние силы и пошел по направлению к звукам. Через три часа он дополз до кустиков. Кустики растут в тех местах вокруг небольших водоемов, и перед песчаной бурей их листья трутся друг о дружку, издавая мелодичные звуки. Кажется, что кустики поют. Вот таким образом кустики в горах Сьерра-Барракуда своим пением указали капитану дорогу к воде, дали возможность переждать страшную песчаную бурю и спасли жизнь восьмерым космонавтам, погибавшим от космической лихорадки. В честь этого события скульптор на памятнике Третьему капитану изобразил кустик. Так что, я думаю, вам стоит заглянуть на восьмой спутник Альдебарана и в горах Сьерра-Барракуда найти кустики. Кроме того, Третий капитан говорил, что вечером на кустиках раскрываются большие нежные светящиеся цветы.

– Спасибо, доктор, – сказал я. – Мы обязательно постараемся найти эти кустики и привезти их на Землю.

– А они могут в горшках расти? – спросила Алиса.

– Наверно, – ответил доктор. – Но, по правде говоря, я никогда кустиков не видел – они очень редки. И встречаются только у источника в самом центре пустыни, окружающей горы Сьерра-Барракуда.


Система Альдебарана лежала неподалеку, и мы решили отыскать кустики и, если можно, послушать их пение.

Восемнадцать раз наш космокатер облетел всю пустыню, и лишь на девятнадцатом заходе мы увидели в глубокой ложбине зелень. Разведкатер снизился над песчаными барханами, и нашим глазам предстали кусты, окружавшие родник.

Кусты были невысоки, мне по пояс, у них были длинные, серебристые с изнанки листья и довольно короткие, толстые корни, которые легко выходили из песка. Мы осторожно выкопали пять кустов, выбирая те, на которых нашли бутоны, набрали в большой ящик песка и перенесли наши трофеи на «Пегас».

В тот же день «Пегас» стартовал с пустынного спутника и взял курс дальше.

Как только кончился разгон, я начал готовить к съемкам камеру, потому что надеялся, что на кустах вскоре распустятся светящиеся цветы, а Алиса приготовила бумагу и краски, чтобы эти цветы зарисовать.

И в этот момент мы услышали тихое, благозвучное пение.

– Что такое? – удивился механик Зеленый. – Я не включал магнитофон. Кто включил? Почему мне не дают отдохнуть?

– Это поют наши кусты! – закричала Алиса. – Надвигается песчаная буря?

– Что? – удивился Зеленый. – Откуда в космосе может быть песчаная буря?

– Пошли к кустам, пап, – потребовала Алиса. – Посмотрим.

Алиса побежала в трюм, а я немного задержался, заряжая камеру.

– Я тоже схожу, – сказал механик Зеленый. – Никогда не видел поющих кустов.

Я заподозрил, что на самом деле ему хочется выглянуть в иллюминатор, потому что он опасается, а вдруг и в самом деле надвигается песчаная буря.

Только я кончил заряжать камеру, как услышал крик.

Я бросил камеру в кают-компании и побежал скорее вниз, к трюму.

– Папа! – кричала Алиса. – Ты только посмотри!

– Спасите! – шумел механик Зеленый. – Они идут!

Еще несколько шагов – и я подбежал к двери в трюм.

В дверях я столкнулся с Алисой и Зеленым. Вернее, я столкнулся с Зеленым, который нес на руках Алису. Вид у Зеленого был испуганный и борода развевалась, словно от ветра.

В дверном проеме показались кустики. Зрелище было и на самом деле ужасное. Кустики вылезли из полного песку ящика и, тяжело переступая на коротких уродливых корнях, двигались на нас. Они шли полукругом, покачивая ветвями, бутоны раскрылись, и среди листьев горели, словно зловещие глаза, розовые цветы.

– К оружию! – крикнул Зеленый и протянул мне Алису.

– Захлопните дверь! – сказал я.

Но было поздно. Пока мы толкались, стараясь разминуться, первый из кустов миновал дверь, и нам пришлось отступить в коридор.

Один за другим кустики последовали за своим предводителем.

Зеленый, нажимая по пути все кнопки тревоги, побежал на мостик за оружием, а я схватил стоявшую у стены швабру и попытался прикрыть Алису. Она смотрела на наступление кустиков зачарованно, как кролик на удава.

– Да беги же! – крикнул я Алисе. – Мне их долго не сдержать!

Кустики упругими, сильными ветвями схватились за швабру и вырывали ее из моих рук. Я отступал.

– Придержи их, па! – сказала Алиса и убежала.

«Хорошо, – успел подумать я, – что хоть Алиса в безопасности». Мое положение продолжало оставаться опасным. Кустики старались загнать меня в угол, а шваброй я уже не мог действовать.

– Зачем Зеленому огнемет? – услышал я вдруг в динамике голос капитана Полоскова. – Что случилось?

– На нас напали кустики, – ответил я. – Но огнемета Зеленому не давай. Я постараюсь запереть их в отсеке. Как только я отступлю за соединительную дверь, я тебе дам знать, и ты тут же закроешь трюмный отсек.

– Тебе не грозит опасность? – спросил Полосков.

– Нет, пока я держусь, – ответил я.

И в тот же момент ближайший ко мне куст сильно дернул за швабру и вырвал ее из рук. Швабра отлетела в дальний конец коридора, и кусты, будто ободренные тем, что я безоружен, двинулись ко мне сомкнутым строем.

И в этот момент я услышал быстрые шаги сзади.

– Ты куда, Алиса! – крикнул я. – Сейчас же назад! Они сильные, как львы!

Но Алиса проскользнула у меня под рукой и кинулась к кустам.

Что-то большое, блестящее было у нее в руке. Я кинулся за ней следом, потерял равновесие и упал. Последнее, что я увидел, была Алиса, окруженная зловещими ветвями оживших кустов.

– Полосков! – крикнул я. – На помощь!

И в ту же секунду пение кустов прервалось. Сменилось тихим журчанием и вздохами.

Я поднялся на ноги и увидел мирную картинку. Алиса стояла в самой гуще кустиков и поливала их из лейки. Кустики раскачивали ветвями, стараясь не упустить ни капли влаги, и блаженно вздыхали… Когда мы загнали кусты обратно в трюм, убрали сломанную швабру и вытерли пол, я спросил Алису:

– Но как же ты догадалась?

– А ничего особенного, пап. Ведь кустики – растения. Значит, их надо поливать. Как морковку. А мы ведь их выкопали, посадили в ящик, а полить забыли. Когда Зеленый схватил меня и старался спасти, я успела подумать: ведь они у себя дома живут у самой воды. И Третий капитан по их пению отыскал воду. А поют они, когда надвигается песчаная буря, которая сушит воздух и засыпает песком воду. Вот они и волнуются тогда, что воды им не хватит.

– Так чего же ты сразу не сказала?

– А ты бы поверил? Ты с ними воевал, как с тиграми. Ты совсем забыл, что они – самые обыкновенные кустики, которые надо поливать.

– Ну уж самые обыкновенные! – проворчал механик Зеленый. – Гоняются за водой по коридорам!

Тут уж наступила моя очередь как биолога сказать свое последнее слово.

– Так эти кусты борются за существование, – сказал я. – Воды в пустыне мало, родники пересыхают, и, чтобы остаться живыми, кустам приходится бродить по песку и искать воду.

С тех пор кусты мирно жили в ящике с песком. Только один из них, самый маленький и непоседливый, часто вылезал из ящика и подстерегал нас в коридоре, шелестел ветками, напевал, выпрашивал воду. Я просил Алису не перепаивать малыша – и так уж вода сочится из корней, – но Алиса его жалела и до самого конца путешествия таскала ему воду в стакане. И это еще бы ничего. Но как-то она напоила его компотом, и теперь кустик вообще никому прохода не дает. Топает по коридорам, оставляя за собой мокрые следы, и тупо тычется листьями в ноги людям.

Разума в нем ни на грош. Но компот любит до безумия.


Повесть входит в сборник «Девочка с Земли». Повествование ведётся от лица профессора Селезнёва.

Главы 1 и 2

Профессор Селезнёв, космический биолог и сотрудник московского зоопарка, пообещал своей дочери Алисе взять её в экспедицию по сбору редких зверей, если девочка хорошо окончит второй класс и не наделает глупостей. Всё шло хорошо, но перед самыми каникулами Алиса и её одноклассники украли из школьного музея самородок, чтобы сделать из него блесну и поймать щуку-гиганта.

К счастью, всё обошлось. В конце XXI века самородок весом в 1,5 килограмма уже не был большой ценностью. Инопланетные и земные друзья Алисы завалили её дом золотыми самородками, и участие девочки в экспедиции было спасено.

Несколько недель профессор Селезнёв и команда космического корабля «Пегас» - смелый, мужественный капитан Полосков и мрачный рыжебородый пессимист, механик Зелёный - готовились к экспедиции. Алису профессор почти не видел. Наконец всё необходимое было погружено, но Полосков не смог поднять «Пегас» с поверхности Земли - корабль оказался слишком тяжёлым.

Выяснилось, что Алиса спрятала в закоулках корабля два класса ребят, чтобы те смогли попасть на Луну и посмотреть футбольный матч на кубок Галактического сектора. Сорока трёх «зайцев» отловили, и «Пегас» отправился к Луне.

Главы 3-6

На Луне профессор Селезнёв встретил своего старого друга, археолога Громозеку. Несмотря на угрожающую внешность - множество щупалец, огромная, зубастая пасть и двухметровый рост - Громозека был добрым и немного наивным существом. Узнав, что Селезнёв отправляется в экспедицию за редкими животными, Громозека рассказал ему о планете имени Трёх Капитанов.

Когда-то три капитана - один с Земли, второй с Марса и третий с планеты Фикс - были знамениты на всю галактику. Они исследовали дальний космос и спасали целые планеты от космических пиратов. Сейчас их пути разошлись. Первый работал на Венере, Второй сгинул неизвестно где, а Третий отправился в соседнюю галактику. В их честь основали музей на небольшой планете.

Громозека решил, что Селезнёву пригодятся дневники капитанов, которые наверняка встречали необычных животных, и посоветовал поговорить со смотрителем музея доктором Верховцевым.

По дороге к планете Трёх Капитанов «Пегас» доставил груз разведчикам Малого Арктура. Разведчики рассказали, что недавно к ним прилетал доктор Верховцев и интересовался чертежами «Синей чайки» - корабля Второго капитана, единственного в своём роде. Это показалось им очень странным. На прощание разведчики подарили Селезнёву головастов - огромных амфибий. В корабле они выросли до громадных размеров, а потом из них вылупились малюсенькие лягушата.

Наконец, «Пегас» прибыл на планету Трёх капитанов. Возле музея путешественники увидели огромный монумент, изображающий капитанов. На плече у Первого сидела птица с двумя клювами и короной из перьев, а у ног Третьего рос необычный куст.

Доктор Верховцев, «похожий на добрую старушку» человек в старомодной шляпе, не захотел показывать Селезнёву дневники капитанов. Пытаясь помочь Селезнёву, доктор вспомнил о Пустой планете, где все животные странным образом исчезают; о склиссах с планеты Шишинеру и о поющих кустиках, один из которых высечен на монументе. О птице с двумя клювами Верховцев ничего не рассказал, дневников не показал и уверял, что не был на Малом Арктуре. Селезнёв решил, что доктор им почему-то не доверяет.

Покинув планету-музей, путешественники направились к восьмому спутнику Альдебарана и нашли кустики, которые не только пели, выпрашивая воду, но и могли ходить. Самый маленький кустик привязался к Алисе. Девочка поливала его компотом, и за время путешествия кустик совсем разбаловался.

Главы 7-10

Пустую планету путешественники нашли с трудом - она пряталась за облаком космической пыли. Дорогу им подсказала женщина, охотившаяся в этом секторе космоса на живую туманность, которой, по мнению профессора Селезнёва, не существует.

Пустая планета оказалась очень таинственной. В день прилёта её реки и моря кишели рыбой, на следующий день рыба исчезла, но появилось множество птиц, затем птиц сменили звери. Наконец Алиса догадалась, что Пустую планету населяет один вид животных, представители которого могут превращаться в кого угодно.

Затем экспедиция направилась на планету Блук, где находился самый большой базар для коллекционеров в этом секторе галактики. Местные жители, ушаны, тщательно осмотрели «Пегас» и рассказали, что какой-то человек чуть не погубил планету. Он продавал червей, которые питались воздухом и стремительно размножались, и обитатели Блука чуть не погибли от удушья. Теперь ушанам приходится проверять все звездолёты, прилетевшие из Солнечной системы. Взглянув на фотографию преступника, путешественники узнали доктора Верховцева. Ещё ушаны пожаловались, что кто-то истребил их любимых птиц - говорунов.

Экипаж «Пегаса» остановился в гостинице для землян. Там профессор Селезнёв и Алиса случайно заметили доктора Верховцева, который немедленно спрятался от них. Портье-ушан пожаловался на плохое поведение этого постояльца и сообщил номер его комнаты. Комната оказалась пустой. Выходя из неё, путешественники столкнулись с очень толстым человеком. Толстяк сообщил, что живущий здесь человек недавно ушёл и, наверное, отправился на базар.

Селезнёв и Алиса тоже отправились на базар, где профессор несколько раз попал впросак, перепутав продавцов с животными, которых они продавали. Алиса подошла к продавцу-карлику, торговавшему невидимыми рыбами, которых нельзя было даже схватить. Селезнёв решил, что это мошенничество, но ему пришлось заплатит за рыб, которых, как утверждал продавец, профессор распустил, пытаясь поймать. Смягчившись, карлик подарил Алисе невесомую шапку-невидимку.

Затем они помогли похожей на двухголовую змею инопланетянке поймать убежавшего от неё зверька - индикатора, который выражал свои эмоции, меняя цвет. Селезнёв захотел купить индикатор, но зверёк пожелал, чтобы его подарили, что хозяйка и сделала.

Познакомившись с семьёй ушанов, которые хотели купить говоруна, Селезнёв решил, что московскому зоопарку тоже пригодится эта редкая птица, умеющая летать среди звёзд. Он и Алиса обыскали весь базар, купили восемнадцать редких зверей, но говоруна не нашли.

Наконец им встретился испуганный ушан, продававший говоруна. Израненная птица сама прилетела к нему. Какой-то пожилой человек в шляпе, очень похожий на доктора Верховцева, пытался заставить ушана продать ему говоруна. Он отказался, и на него посыпались всевозможные несчастья. Не выдержав, ушан понёс говоруна на базар. Путешественники не испугались неприятностей и купили говоруна - большую птицу с двумя клювами и короной из перьев, похожую на ту, что сидела на плече Первого капитана.

По дороге к гостинице птица начала говорить. Путешественники выяснили, что это был говорун Первого капитана - птица говорила его голосом. Неожиданно их нашёл толстяк из гостиницы. Увидев говоруна, он потребовал его себе и отстал, только увидев полицейских-ушанов. Затем их нагнал доктор Верховцев и тоже попытался заполучить говоруна. Селезнёву пришлось позвать на помощь Полоскова, который прилетел на катере и забрал их на «Пегас».

Главы 11 и 12

Путешественники уже были на «Пегасе», когда в люк постучались. Это был толстяк. Он назвался Весельчаком У, извинился и подарил Селезнёву очень редкую алмазную черепашку.

Команда уже решила лететь за склиссами на планету Шешинеру, как вдруг говорун снова заговорил. Выяснилось, что Первый капитан отдал птицу Второму, чтобы тот отправил говоруна за помощью, если придётся трудно. Птица запоминала всё, до последнего слова, и капитаны знали, как заставить её говорить. Говорун медленно проговорил: «Держи курс на систему Медузы». Получалось, что именно там Второй капитан попал в беду. Полосков решил лететь на помощь капитану, хотя Зелёный и предрекал всевозможные неприятности.

По дороге «Пегас» всё-таки навестил Шешинеру. Как только звездолёт сел на космодроме, начались чудеса - какие-то зелёные человечки проникли в холодильник на запертом корабле и растащили все ананасы. Выяснилось, что это жители планеты. Они изобрели таблетки, позволяющие путешествовать в прошлое и будущее, и теперь слонялись по времени. Они знали, что в будущем Алиса заступится за них перед Полосковым, поэтому отправились в прошлое и смело взяли ананасы. Человечки торжественно встретили Алису, которая про них ещё ничего не знала.

«Пегас» покинул Шешинеру, захватив склисса, похожего на корову с длинными перепончатыми крыльями, и повернул к системе Медузы.

Главы 13 и 14

В систему Медузы «Пегас» попал не сразу. Полосков принял сигнал бедствия с планеты Шелезяка. Когда-то Шелезяка была обычной планетой с водой, атмосферой, животными и растениями, но потом её заселили роботы с потерпевшего крушение звездолёта. Роботы израсходовали всю воду и полезные ископаемые, атмосфера исчезла, а животные и растения вымерли. Теперь роботов поразила эпидемия - они не могли двигаться.

Путешественники нашли дежурного робота и отвезли его на «Пегас». Механик Зелёный нашёл причину эпидемии: кто-то подсыпал в смазку роботов алмазную крошку.

Робот узнал говоруна - эта израненная птица прилетела на Шелезяку из системы Медузы, и роботы заменили ей крыло протезом. Потом на планету опустился небольшой космический корабль, которому была нужна починка. Его владелец - человек в шляпе - узнал, что роботы вылечили и отпустили говоруна, и ужасно разозлился. Потом человека видели возле хранилища с машинным маслом, после чего и началась эпидемия. Видимо, и здесь дело не обошлось без Верховцева.

Оставив роботам бочку с чистой смазкой, путешественники поспешили к системе Медузы. Первая планета системы оказалась полна миражей. Профессор Селезнёв установил, что миражи создавались местными животными, похожими на круглые камешки. Эти животные показывали всё, что видели и наяву и в воображении посетителей планеты. Среди миражей путешественники заметили доктора Верховцева и Весельчака У - они пожали друг другу руки, а потом о чём-то заспорили. Затем они увидели мираж улетающей с планеты «Синей чайки».

Говорун сказал, что надо искать на третьей планете, и «Пегас» отправился к ней.

Главы 15-18

На третьей планете оказалось много животных и растений. Обитала там даже страшная птица крок величиной с небольшой самолёт. Она перепутала Алису, одетую в жёлтый пушистый комбинезон, со своим птенцом и отнесла в гнездо, где девочка нашла осколок блюдца с надписью «Синяя чайка».

Особенно много на безымянной планете цветов. Говорун привёл путешественников к идеально круглой поляне, поросшей мелкой травой, вокруг которой росли зеркальные цветы. Букет этих цветов они принесли на корабль. Вскоре плёнки, из которых состояли выпуклые сердцевины-зеркала, начали отмирать. Оказалось, цветы записывали всё, что происходило вокруг них. В получившемся «фильме наоборот» Селезнёв с друзьями снова увидел Верховцева и Весельчака У.

Зелёный решил срезать слой плёнок, чтобы увидеть более далёкое прошлое, но любопытный индикатор толкнул механика под локоть, и цветок был испорчен. В это время из кают-компании раздался грохот - кто-то уничтожил остальные цветы, а говорун исчез. Вскоре птица объявилась. Она катила перед собой алмазную черепашку. Животное оказалось роботом-шпионом. Это оно уничтожило цветы.

Главы 19-24

Полосков решил переправить «Пегас» на поляну с зеркальными цветами. Перед самым стартом возле «Пегаса» опустился корабль, из которого выбежал Верховцев. Полосков немедля поднял звездолёт и посадил его на середину поляны, где цветов уже не было. Приземлившись, «Пегас» провалился прямо в логово космических пиратов.

В этом же подземелье, похожем на огромную бетонную кастрюлю с крышкой, стоял и космический корабль Второго капитана - «Синяя чайка». Тут появились и пираты - Верховцев и Весельчак У. Четыре года они пытались заставить Второго выйти. Теперь пираты пригрозили, что станут пытать путешественников, если капитан не отдаст им какой-то галактий.

Перед тем, как покинуть корабль, Второй рассказал свою историю. Давным-давно три капитана очистили галактику от пиратов, но некоторые из них уцелели и ждали случая отомстить. Капитаны расстались, но вскоре Второй получил от Третьего сообщение: он возвращается из соседней галактики с формулой абсолютного топлива - галактия - которую ему подарили местные жители. Пираты перехватили сообщение и заманили в ловушку обоих капитанов. Корабль Третьего пираты разрезали, и он оказался в их лапах. Второй закрылся в своём неуязвимом звездолёте, но успел отправить за помощью говоруна. Он знал, что Первый будет его искать - такой был между ними уговор.

Закончив рассказ, Второй стремительно спрыгнул с трапа и открыл стрельбу по пиратам. И тут в подземелье появился Первый в сопровождении... ещё одного доктора Верховцева.

Подмогу привели Алиса и говорун. В своей сумке девочка нашла шапку-невидимку, подаренную ей на планете Блук. Невидимая, Алиса выбралась из подземелья, а по запутанным ходам её провёл говорун. В одном из тёмных закоулков Алиса нашла решётку, за которой кто-то стонал.

Помощь - Первого и Верховцева - Алиса нашла прямо возле выхода. Капитаны быстро обезвредили пиратов. Пиратом, замаскированным под Верховцева, оказался похожий на большое насекомое Крыс с мёртвой планеты Крокрыс. Пират так испортил репутацию доктора Верховцева, что тот перестал доверять людям. Он заподозрил неладное, рассказал всё Первому и начал следить за экспедицией Селезнёва, что и привело его на эту планету. Селезнёв предоставил для Крыса самую прочную клетку.

Путешественники уже собрались улетать, когда Алиса вспомнила об узнике подземной темницы. Им оказался полуживой от болезни и голода Третий. С огромным трудом профессор Селезнёв вернул его к жизни.

Оба космических корабля уже стояли на поверхности планеты, когда с неба к ним спустился третий звездолёт, за которым тянулось странное серое облако. Эта была жена Первого, всё-таки поймавшая живую туманность. Пока туманность запаковывали в сеть, Весельчак У попытался сбежать, и его унесла птица крок.

В последний раз путешественники собрались на лунной базе. Капитаны решили исследовать соседнюю галактику, и Алиса напросилась с ними, потом, когда подрастёт. Отца она обещая взять с собой: «Биологи в любой экспедиции нужны».

И тогда робот рассказал:
Когда-то, много лет назад, на этой планете потерпел аварию автоматический космический корабль, на борту его было несколько универсальных роботов. Они остались живы и построили себе хижину из обломков корабля. Потом они нашли на планете залежи железа и других металлов, нашли уран и много других полезных ископаемых. И тогда роботы начали строить себе детей, и мало-помалу роботов на планете развелось очень много.
Но роботы хоть и мыслят, но не умеют заглядывать в будущее. В те времена на планете были вода и воздух, трава и деревья. Но роботам дела не было до того, что творится вокруг. Они пользовались полной свободой и скоро понастроили на планете много заводов, и все заводы изготовляли роботов, а новые роботы строили новые заводы и изготовляли новых роботов. И так продолжалось до того дня, когда весь кислород на планете был израсходован в топках, все деревья были переведены на сараи для запасных частей, все звери перемерли, все горы были срыты до основания и все моря израсходованы на охлаждение двигателей. Кончились и полезные ископаемые. Остались на голой планете только роботы - много миллионов одинаковых роботов, которым вдруг стало нечего делать.
Пришлось тогда роботам кинуть жребий, и тех, кому не повезло, разбирали на запасные части или меняли на смазочное масло у пролетавших мимо кораблей или звёздных бродяг. Так и жили роботы. Понемногу их становилось все меньше, но всё равно на планете оставалось ещё несколько миллионов бездельников. Решили было роботы построить космический корабль и полететь на какую-нибудь ещё не заселенную планету, чтобы начать все дело сначала, но корабль построить они не смогли, потому что у них не было чертежей, а сами ничего изобретать они не умели. И так продолжалось до самого последнего дня. А потом на роботов напала странная эпидемия и всех их хватил паралич.
- Но о каких животных вы говорите? - спросил я голову робота.
- О роботных животных. Мы хотели, чтобы у нас все было как у людей. И когда мы поняли, что местные животные вымерли, потому что не смогли жить на пустой планете, мы сделали искусственных животных. Но потом нам стало не до них, и мы решили разобрать животных на запасные части для роботов. Таких теперь не делают. Но животные почувствовали опасность и убежали. До сих пор они бегают по ровным долинам планеты Шелезяка. И если вы нам поможете, мы поймаем для вас несколько совершенно необыкновенных железных животных.
- Спасибо, - сказал я голове робота, а сам подумал, что такие животные вряд ли пригодятся нашему зоопарку, каждый школьник на Земле может построить механическую черепаху или электронного ежа.

Мы продолжим знакомство с удивительной научно-фантастической историей «Кустики» Кира Булычева. А если точнее с 6 главой повести «Путешествие Алисы»

Над чем будем работать?

  1. Над содержанием текста.
  2. Наблюдать за развитием сюжета.
  3. Постараемся доказать, что это научно-фантастическая история.

*** Предлагаю отправиться в космическое путешествие. Результат полета оределим по звездочету.
*красная звездочка(было интересно, понятно, захотел фантазировать)

*зеленая звездочка (полетал хорошо, но остались вопросы)

*желтая звездочка (пытался летать, но не все получилось)

  1. Дома вы познакомились с историей.

От чьего имени ведется рассказ?

Он писатель фантаст. * фантаст

Работа со словарем. (фантаст, фантастика) у каждого ученика на столе распечатка с нужными словами.

***Просмотр видео сюжета, нарезка про Кира Булычева.

Вывод: Кир Булычев - фантаст, киносценарист, скромный человек. Настоящее имя: Можейко Игорь Всеволодович.

адо разделить текст на смысловые части, определить границы частей.

План. (учитель дал названия, а ученики ищут границы смысловых частей под руководством учителя)

1.Находка

2.звуки.

3.Наступление

4.Оборона

5.Решение

6.Мирная жизнь.

Работать будем дружно, взяли простой карандаш.(ученики ставят точки простым карандашом, а после проверки ставят квадратные скобки)

6. Наблюдение за героями, как менялась ситуация на корабле.

1.Часть «Находка»

***Выборочное чтение.

А) Докажите, что экипаж был настойчивый и упорный.

Б) Чем поразили кусты?

Обстановка: ***загадочная, необычная.

2. Часть « Звуки»

***Выборочное чтение

А) Что произошло на корабле? (кусты запели) эпитеты и олицетворение

Б) Как ведет себя Алиса? (волнуется)

В) Папа и Зеленый? (не спешат)

Обстановка на корабле:*** беспокойная, тревожная.

3.Часть « Наступление»*** Чтение по ролям.

А) Что произошло? (кусты пошли в наступление)

Обстановка: ***паническая, суматошная.

  1. Часть « Оборона» ***выборочное чтение

А) Чем оборонялись герои от кустов?

Г) Как вела себя Алиса?

Д) Как наступали кусты?

Обстановка на корабле: ***страшная, ужасная.

5.Часть. « Решение»

А) Что придумала Алиса? (она решила полить кустики)

Б) Рассмотрите картинку. Подтвердите словами из текста.

В) Какой вывод сделала Алиса?

Г) Какой вывод сделал папа?

Обстановка: *** душевная, спокойная.

6.Часть. « Мирная жизнь

Докажите, что жизнь кустиков была прекрасна?

Обстановка: *** мирная, спокойная.

А) Кто нашел выход из трудной ситуации?

Б) Какой была Алиса?

В) Кому понравилась история? Чему научились?

Д) Какие выразительные средства он использовал, чтобы получилась такая необычная история?

Ж) Докажите, что «Кустики» научно-фантастическая история.

Д.з. подготовить пересказ от лица Алисы, творческое задание по желанию: составить свою фантастическую историю про загадочную планету. (Планету нарисовать мелом на полу и разложить обитателей планеты, которых ученики нарисовали на уроке изо по теме «Загадочная планета»)

Чем вас поразил урок?

О чём заставил задуматься?

Чему вы научились на уроке?

Довольны ли вы своей работой на уроке?