Когда родился и умер михаил кутузов. Где же все-таки похоронен Кутузов? Как Кутузов обманул Наполеона

Пятница 1-й седмицы. Сщмч. Феодо́та, еп. Кирине́йского.

Иконы Божией Матери, именуемой «Держа́вная». Свт. Арсе́ния, еп. Тверского.

Литургия Преждеосвященных Даров.

Примечание. Полиелейная служба в честь иконы Божией Матери, именуемой «Держа́вная», может быть перенесена на субботу, 3 марта (ср.: Типикон, 24 февраля, 8-я Маркова глава, 31-я и 32-я Храмовые главы; Минея, 9 марта, 2-я Маркова глава).

Календарные заметки:

Полиелейная служба в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная», может быть перенесена на субботу, 3 марта.
По заамвонной молитве – молебный канон вмч. Феодору Тирону и благословение колива.

Порядок чтений, согласно календарю:

На утрене к первому Троичному припев: «Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, силою Креста Твоего сохрани нас, Господи». Кафизмы 13-я, 14-я и 15-я.

Трипеснец состоит из 5-й, 8-й и 9-й песней.

Порядок пения канона при типе службы одного малого святого : 1-я песнь канона стихословится так же, как во вторник. 2-я песнь не стихословится. 3-я и 4-я песни стихословятся так же, как в понедельник. 5-я песнь стихословится подобно 1-й в понедельник.

По 3-й песни – седален сщмч. Феодо́та, еп. Кирине́йского, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же.

6-я песнь стихословится с начала, от стиха: «Возопи́х в скорби моей…» и до: «Храня́щии су́етная и ло́жная…» включительно. После этого стиха – 1-й тропарь канона Минеи. Далее: «Аз же со гла́сом хвале́ния…», и 2-й тропарь канона Минеи. «Слава» – 3-й тропарь канона Минеи, «И ныне» – Богородичен Минеи. На катавасию – ирмос канона Минеи.

По 6-й песни – кондак сщмч. Феодо́та, еп. Кирине́йского, глас 3-й. (Мученичен Октоиха из приложения Триоди поется в составе седальнов по 1-м стихословии.)

7-я песнь стихословится с начала, от стиха: «Благослове́н еси, Господи, Боже оте́ц на́ших…» и до: «Благослове́н еси, ви́дяй бе́здны…» включительно. После этого стиха поется ирмос канона Минеи. Далее: «Благослове́н еси на престо́ле…», и 1-й тропарь канона Минеи. «Благослове́н еси на тве́рди…», и 2-й тропарь канона Минеи. «Слава» – 3-й тропарь канона Минеи, «И ныне» – Богородичен Минеи. 7-я песнь ирмосом не покрывается, но сразу стихословится 8-я песнь.

Примечание. Стихословие полностью 6-й и 7-й библейских песней в данном случае необходимо по той причине, что на утрене субботы 1-й седмицы предполагается стихословить библейские песни не в великопостной редакции, а по разделам Ирмология «Господеви поем» или «Поем Господеви», в которых 6-я и 7-я библейские песни полностью не исполняются, а, следовательно, на 1-й седмице поста были бы полностью исполнены не все библейские песни. Поэтому Типикон предлагает полностью стихословить 6-ю и 7-ю песни в пятницу (Типикон, гл. 49, пяток вечера 1-й седмицы, 2-е «зри»; гл. 48, 24 февраля, 9-я Маркова глава; гл. 48, 24 марта, 3-е и 4-е «зри»). В богослужении суббот 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста 6-я и 7-я библейские песни должны полностью (в великопостной редакции) исполняться на ряду на утрене. В пятницу 5-й и 6-й седмицы рекомендуется поступить так же, как и на 1-й седмице Великого поста .

Песни 8-я и 9-я стихословятся так же, как в понедельник.

К светильну первое окончание: «…силою, Господи, Креста Твоего, и спаси мя».

На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Триоди, глас тот же: «Яко ви́де Тя распина́ема…». Прочее – как в понедельник.

Часы 1-й, 3-й, 6-й и 9-й совершаются как в понедельник.

На 1-м и 9-м часах по пятницам в течение всей св. Четыредесятницы кафизмы не стихословятся. На 3-м часе – кафизма 19-я; на 6-м часе – кафизма 20-я.

На 6-м часе – 1-й прокимен, глас 7-й: «Возлюблю́ Тя, Господи…»; стих: «Бог мой, Помощник мой». 2-й прокимен, глас 6-й: «Господи, Помо́щниче мой и Изба́вителю мой»; стих: «Небеса́ пове́дают славу Божию…».

Подробное изложение порядка изобразительных см. 26 февраля (окончание изобразительных см. 28 февраля).

Порядок кондаков на изобразительных в храме Господском см. в среду, 28 февраля; в храме Богородицы и святого – см. в понедельник, 26 февраля.

Подробное изложение порядка богослужения вечерни в соединении с см. 28 февраля.

Примечание. На субботу, 3 марта, может быть перенесена с пятницы, 2 марта, полиелейная служба в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная» (см. Типикон, 24 февраля, 9-я Маркова глава; Минея, 9 марта, 2-я Маркова глава; ср. Типикон, 9 марта, 1-я Маркова глава; 24 февраля, 8-я Маркова глава, 31-я и 32-я Храмовые главы).

Если в субботу 1-й седмицы (3 марта) будет совершаться служба вмч. Феодора Тирона из Триоди (вариант А ):

На вечерне с Литургией Преждеосвященных Даров – кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Триоди самогласен дня, глас 5-й: «Прииди́те, ве́рнии…» (дважды), мученичны Октоиха, глас 8-й – 4 (см. в пяток вечера: «Му́ченицы Госпо́дни…» (дважды), «Му́ченицы Твои́, Го́споди…» и «А́ще ка́я доброде́тель…») , и вмч. Фео́дора Ти́рона (из Триоди), глас 2-й – 4. «Слава» – вмч. Феодора, глас 6-й: «Сосу́да употреби́в враг…», «И ныне» – догматик, глас 8-й: «Царь Небе́сный…».

Вход с кадилом. «Свете Тихий». Чтение паримий Триоди (прокимен 1-й паримии, глас 5-й: «Услы́шит тя Господь в день печа́ли»; стих: «Защи́тит тя имя Бога Иа́ковля». Прокимен 2-й паримии, глас 6-й: «Вознеси́ся, Господи, силою Твоею…»; стих: «Господи, силою Твоею…»). «Да испра́вится молитва моя…», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров (по обычаю).

чин молебного пения

Примечание.

Иерей читает молитву над коливом

Примечание.

Если в субботу 1-й седмицы (3 марта) служба вмч. Феодора Тирона из Триоди будет совершаться в соединении с полиелейной службой в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная» (вариант Б ):

На вечерне с Литургией Преждеосвященных Даров – кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Триоди самогласен дня, глас 5-й: «Прииди́те, ве́рнии…» (дважды), стихиры Богородицы (иконы) – 4, и стихиры вмч. Фео́дора Ти́рона (из Триоди), глас 2-й – 4. «Слава» – вмч. Феодора, глас 6-й: «Сосу́да употреби́в враг…», «И ныне» – догматик, глас 8-й: «Царь Небе́сный…».

Вход с кадилом. «Свете Тихий». Чтение паримий Триоди (прокимен 1-й паримии, глас 5-й: «Услы́шит тя Господь в день печа́ли»; стих: «Защи́тит тя имя Бога Иа́ковля». Прокимен 2-й паримии, глас 6-й: «Вознеси́ся, Господи, силою Твоею…»; стих: «Господи, силою Твоею…») и чтение трех паримий Богородицы (иконы) (с обычными возглашениями: «Премудрость» и «Вонмем»). «Да испра́вится молитва моя…», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров (по обычаю).

По заамвонной молитве иерей с диаконом исходят к уготованному на солее столу, на котором стоит блюдо с ко́ливом, и совершают чин молебного пения великомученику Феодору Тирону. Чтец – псалом 142-й: «Господи, услы́ши моли́тву мою…» . На «Бог Господь» – тропарь вмч. Феодора, глас 2-й: «Ве́лия ве́ры исправле́ния…». «Слава» – тот же тропарь, «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Вся па́че смы́сла…». Чтец – псалом 50-й. Во время псалма совершается каждение. По обычаю, диакон кадит о́крест стола с коливом и священнослужителей.

Примечание. Устав дает следующие указания относительно каждения: «…Псалом 50-й. И кадит священник коливо, и настоятеля, и лики, по чину» (Типикон, гл. 49, «В пяток вечера »).

По 50-м псалме – поется канон вмч. Феодора, глас 8-й, на 4 (без ирмосов). Певцы поют запевы: «Святый великому́чениче Фео́доре, моли́ Бога о нас» к двум первым тропарям канона, затем «Слава», «И ныне». Иерей, по обычаю, читает тропари канона.

По 6-й песни – «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» – кондак вмч. Феодора, глас 8-й.

По 9-й песни вместо «Достойно» – ирмос 9-й песни: «Тя, Неискусобра́чную Ма́терь…».

Чтец: Трисвятое. По «Отче наш…» – возглас: «Яко Твое есть Царство…», и тропарь вмч. Феодора, глас 2-й: «Ве́лия ве́ры исправле́ния…». «Слава» – кондак вмч. Феодора, глас 8-й: «Ве́ру Христо́ву…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Я́коже Предста́тельство…». Диакон: «Господу помолимся». Певцы: «Господи, помилуй».

Иерей читает молитву над коливом (ср.: Служебник, Чин благословения колива):

Вся соверши́вый сло́вом Твои́м, Го́споди, и повеле́вый земли́ многоразли́чныя прозяба́ти плоды́ в наслажде́ние и пи́щу на́шу, И́же се́менми три о́троки и Дании́ла, су́щия в Вавило́не, сластнопита́нных све́тльшия показа́вый! Сам, Всеблаги́й Царю́, и се́мена сия́ с разли́чными плоды́ благослови́ и от них вкуша́ющия освяти́, я́ко во сла́ву Твою́ и в честь свята́го великому́ченика Фео́дора Ти́рона сия́ предложи́шася от Твои́х рабо́в, и в па́мять во благочести́вой ве́ре сконча́вшихся. Пода́ждь же, Бла́же, благоукраси́вшим сия́ и па́мять соверша́ющим вся, я́же ко спасе́нию проше́ния, и ве́чных Твои́х благ наслажде́ние, моли́твами Пречи́стыя Влады́чицы на́шея Богоро́дицы и Присноде́вы Мари́и, и свята́го великому́ченика Фео́дора Ти́рона, его́же и па́мять соверша́ем, и всех святы́х Твои́х. Я́ко Ты еси благословля́яй и освяща́яй вся́ческая, Бо́же наш, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, Безнача́льному Отцу́, со Единоро́дным Твои́м Сы́ном, и Пресвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в.

Певцы: «Аминь». «Бу́ди имя Господне…» (трижды). [«Слава, и ныне».] Псалом 33-й: «Благословлю́ Господа…». Отпуст по обычаю.

Примечание. «И вхо́дим в трапе́зу, вкуша́ем же вина́ и еле́а, ра́ди свята́го. Сие́ прия́хом в Ла́вре преподо́бнаго отца́ на́шего Са́ввы, и кинови́и преподо́бнаго Вели́каго Евфи́мия: но не твори́м сего́ ны́не за че́стность дне, оба́че яди́м варе́ние с сли́вами без еле́а, и арме́а: произволя́ющии же ядя́т сухояде́ние, я́коже и в сре́ду» (Типикон, гл. 49, «В пяток вечера »).

В 2019 году на субботу 4-й седмицы приходится предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы. В этом случае библейские песни на утрене в субботу 4-й седмицы будут петься не в великопостной редакции.

Данная рекомендация в текущем году относится также и к пятнице 4-й седмицы поста, поскольку в 2019 году на субботу 4-й седмицы приходится предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы. Ср.: Типикон, 24 марта, 3-е и 4-е «зри».

В службе Октоиха 1–7 гласов 1-й мученичен находится в 1-й группе стихир на «Господи, воззвах» (см. в Октоихе в пяток вечера); остальные три мученична – во 2-й группе стихир. В службе 8-го гласа расположение текстов иное: в 1-й группе стихир на «Господи, воззвах» даны 3 мученична, а четвертого мученична нет (2-я группа стихир не содержит мученичнов). Таким образом, при совершении службы Октоиха 8-го гласа следует петь мученичны 1-й группы стихир, повторяя первый из них: «Му́ченицы Госпо́дни…».

См. Типикон, 24 февраля, 9-я Маркова глава; Минея, 9 марта, 2-я Маркова глава; ср. Типикон, 9 марта, 1-я Маркова глава; 24 февраля, 8-я Маркова глава, 31-я и 32-я Храмовые главы.

Минея содержит две службы в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная»: 1) «Пра́зднование Пресвяте́й Богоро́дице в честь чудотво́рныя Ея́ ико́ны, нарица́емыя “Держа́вная”», и 2) «И́на слу́жба явле́нию ико́ны Пресвяты́я Влады́чицы на́шея Богоро́дицы “Держа́вныя”».

В «Службах первой седмицы Великого поста» (М., 1984. С. 214) перед 142-м псалмом указывается возглас: «Благословен Бог наш…» и «Прииди́те, поклони́мся…» (3).


Пятница 1-й седмицы. Сщмч. Феодо́та, еп. Кирине́йского.

Иконы Божией Матери, именуемой «Держа́вная». Свт. Арсе́ния, еп. Тверского.

Литургия Преждеосвященных Даров.

Примечание. Полиелейная служба в честь иконы Божией Матери, именуемой «Держа́вная», может быть перенесена на субботу, 3 марта (ср.: Типикон, 24 февраля, 8-я Маркова глава, 31-я и 32-я Храмовые главы; Минея, 9 марта, 2-я Маркова глава).

Календарные заметки:

Полиелейная служба в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная», может быть перенесена на субботу, 3 марта.
По заамвонной молитве – молебный канон вмч. Феодору Тирону и благословение колива.

Порядок чтений, согласно календарю:

На утрене к первому Троичному припев: «Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, силою Креста Твоего сохрани нас, Господи». Кафизмы 13-я, 14-я и 15-я.

Трипеснец состоит из 5-й, 8-й и 9-й песней.

Порядок пения канона при типе службы одного малого святого : 1-я песнь канона стихословится так же, как во вторник. 2-я песнь не стихословится. 3-я и 4-я песни стихословятся так же, как в понедельник. 5-я песнь стихословится подобно 1-й в понедельник.

По 3-й песни – седален сщмч. Феодо́та, еп. Кирине́йского, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же.

6-я песнь стихословится с начала, от стиха: «Возопи́х в скорби моей…» и до: «Храня́щии су́етная и ло́жная…» включительно. После этого стиха – 1-й тропарь канона Минеи. Далее: «Аз же со гла́сом хвале́ния…», и 2-й тропарь канона Минеи. «Слава» – 3-й тропарь канона Минеи, «И ныне» – Богородичен Минеи. На катавасию – ирмос канона Минеи.

По 6-й песни – кондак сщмч. Феодо́та, еп. Кирине́йского, глас 3-й. (Мученичен Октоиха из приложения Триоди поется в составе седальнов по 1-м стихословии.)

7-я песнь стихословится с начала, от стиха: «Благослове́н еси, Господи, Боже оте́ц на́ших…» и до: «Благослове́н еси, ви́дяй бе́здны…» включительно. После этого стиха поется ирмос канона Минеи. Далее: «Благослове́н еси на престо́ле…», и 1-й тропарь канона Минеи. «Благослове́н еси на тве́рди…», и 2-й тропарь канона Минеи. «Слава» – 3-й тропарь канона Минеи, «И ныне» – Богородичен Минеи. 7-я песнь ирмосом не покрывается, но сразу стихословится 8-я песнь.

Примечание. Стихословие полностью 6-й и 7-й библейских песней в данном случае необходимо по той причине, что на утрене субботы 1-й седмицы предполагается стихословить библейские песни не в великопостной редакции, а по разделам Ирмология «Господеви поем» или «Поем Господеви», в которых 6-я и 7-я библейские песни полностью не исполняются, а, следовательно, на 1-й седмице поста были бы полностью исполнены не все библейские песни. Поэтому Типикон предлагает полностью стихословить 6-ю и 7-ю песни в пятницу (Типикон, гл. 49, пяток вечера 1-й седмицы, 2-е «зри»; гл. 48, 24 февраля, 9-я Маркова глава; гл. 48, 24 марта, 3-е и 4-е «зри»). В богослужении суббот 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста 6-я и 7-я библейские песни должны полностью (в великопостной редакции) исполняться на ряду на утрене. В пятницу 5-й и 6-й седмицы рекомендуется поступить так же, как и на 1-й седмице Великого поста .

Песни 8-я и 9-я стихословятся так же, как в понедельник.

К светильну первое окончание: «…силою, Господи, Креста Твоего, и спаси мя».

На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Триоди, глас тот же: «Яко ви́де Тя распина́ема…». Прочее – как в понедельник.

Часы 1-й, 3-й, 6-й и 9-й совершаются как в понедельник.

На 1-м и 9-м часах по пятницам в течение всей св. Четыредесятницы кафизмы не стихословятся. На 3-м часе – кафизма 19-я; на 6-м часе – кафизма 20-я.

На 6-м часе – 1-й прокимен, глас 7-й: «Возлюблю́ Тя, Господи…»; стих: «Бог мой, Помощник мой». 2-й прокимен, глас 6-й: «Господи, Помо́щниче мой и Изба́вителю мой»; стих: «Небеса́ пове́дают славу Божию…».

Подробное изложение порядка изобразительных см. 26 февраля (окончание изобразительных см. 28 февраля).

Порядок кондаков на изобразительных в храме Господском см. в среду, 28 февраля; в храме Богородицы и святого – см. в понедельник, 26 февраля.

Подробное изложение порядка богослужения вечерни в соединении с см. 28 февраля.

Примечание. На субботу, 3 марта, может быть перенесена с пятницы, 2 марта, полиелейная служба в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная» (см. Типикон, 24 февраля, 9-я Маркова глава; Минея, 9 марта, 2-я Маркова глава; ср. Типикон, 9 марта, 1-я Маркова глава; 24 февраля, 8-я Маркова глава, 31-я и 32-я Храмовые главы).

Если в субботу 1-й седмицы (3 марта) будет совершаться служба вмч. Феодора Тирона из Триоди (вариант А ):

На вечерне с Литургией Преждеосвященных Даров – кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Триоди самогласен дня, глас 5-й: «Прииди́те, ве́рнии…» (дважды), мученичны Октоиха, глас 8-й – 4 (см. в пяток вечера: «Му́ченицы Госпо́дни…» (дважды), «Му́ченицы Твои́, Го́споди…» и «А́ще ка́я доброде́тель...») , и вмч. Фео́дора Ти́рона (из Триоди), глас 2-й – 4. «Слава» – вмч. Феодора, глас 6-й: «Сосу́да употреби́в враг…», «И ныне» – догматик, глас 8-й: «Царь Небе́сный…».

Вход с кадилом. «Свете Тихий». Чтение паримий Триоди (прокимен 1-й паримии, глас 5-й: «Услы́шит тя Господь в день печа́ли»; стих: «Защи́тит тя имя Бога Иа́ковля». Прокимен 2-й паримии, глас 6-й: «Вознеси́ся, Господи, силою Твоею…»; стих: «Господи, силою Твоею…»). «Да испра́вится молитва моя...», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров (по обычаю).

чин молебного пения

Примечание.

Иерей читает молитву над коливом

Примечание.

Если в субботу 1-й седмицы (3 марта) служба вмч. Феодора Тирона из Триоди будет совершаться в соединении с полиелейной службой в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная» (вариант Б ):

На вечерне с Литургией Преждеосвященных Даров – кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Триоди самогласен дня, глас 5-й: «Прииди́те, ве́рнии…» (дважды), стихиры Богородицы (иконы) – 4, и стихиры вмч. Фео́дора Ти́рона (из Триоди), глас 2-й – 4. «Слава» – вмч. Феодора, глас 6-й: «Сосу́да употреби́в враг…», «И ныне» – догматик, глас 8-й: «Царь Небе́сный…».

Вход с кадилом. «Свете Тихий». Чтение паримий Триоди (прокимен 1-й паримии, глас 5-й: «Услы́шит тя Господь в день печа́ли»; стих: «Защи́тит тя имя Бога Иа́ковля». Прокимен 2-й паримии, глас 6-й: «Вознеси́ся, Господи, силою Твоею…»; стих: «Господи, силою Твоею…») и чтение трех паримий Богородицы (иконы) (с обычными возглашениями: «Премудрость» и «Вонмем»). «Да испра́вится молитва моя...», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров (по обычаю).

По заамвонной молитве иерей с диаконом исходят к уготованному на солее столу, на котором стоит блюдо с ко́ливом, и совершают чин молебного пения великомученику Феодору Тирону. Чтец – псалом 142-й: «Господи, услы́ши моли́тву мою…» . На «Бог Господь» – тропарь вмч. Феодора, глас 2-й: «Ве́лия ве́ры исправле́ния…». «Слава» – тот же тропарь, «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Вся па́че смы́сла…». Чтец – псалом 50-й. Во время псалма совершается каждение. По обычаю, диакон кадит о́крест стола с коливом и священнослужителей.

Примечание. Устав дает следующие указания относительно каждения: «...Псалом 50-й. И кадит священник коливо, и настоятеля, и лики, по чину» (Типикон, гл. 49, «В пяток вечера »).

По 50-м псалме – поется канон вмч. Феодора, глас 8-й, на 4 (без ирмосов). Певцы поют запевы: «Святый великому́чениче Фео́доре, моли́ Бога о нас» к двум первым тропарям канона, затем «Слава», «И ныне». Иерей, по обычаю, читает тропари канона.

По 6-й песни – «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» – кондак вмч. Феодора, глас 8-й.

По 9-й песни вместо «Достойно» – ирмос 9-й песни: «Тя, Неискусобра́чную Ма́терь...».

Чтец: Трисвятое. По «Отче наш…» – возглас: «Яко Твое есть Царство...», и тропарь вмч. Феодора, глас 2-й: «Ве́лия ве́ры исправле́ния…». «Слава» – кондак вмч. Феодора, глас 8-й: «Ве́ру Христо́ву…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Я́коже Предста́тельство…». Диакон: «Господу помолимся». Певцы: «Господи, помилуй».

Иерей читает молитву над коливом (ср.: Служебник, Чин благословения колива):

Вся соверши́вый сло́вом Твои́м, Го́споди, и повеле́вый земли́ многоразли́чныя прозяба́ти плоды́ в наслажде́ние и пи́щу на́шу, И́же се́менми три о́троки и Дании́ла, су́щия в Вавило́не, сластнопита́нных све́тльшия показа́вый! Сам, Всеблаги́й Царю́, и се́мена сия́ с разли́чными плоды́ благослови́ и от них вкуша́ющия освяти́, я́ко во сла́ву Твою́ и в честь свята́го великому́ченика Фео́дора Ти́рона сия́ предложи́шася от Твои́х рабо́в, и в па́мять во благочести́вой ве́ре сконча́вшихся. Пода́ждь же, Бла́же, благоукраси́вшим сия́ и па́мять соверша́ющим вся, я́же ко спасе́нию проше́ния, и ве́чных Твои́х благ наслажде́ние, моли́твами Пречи́стыя Влады́чицы на́шея Богоро́дицы и Присноде́вы Мари́и, и свята́го великому́ченика Фео́дора Ти́рона, его́же и па́мять соверша́ем, и всех святы́х Твои́х. Я́ко Ты еси благословля́яй и освяща́яй вся́ческая, Бо́же наш, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, Безнача́льному Отцу́, со Единоро́дным Твои́м Сы́ном, и Пресвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в.

Певцы: «Аминь». «Бу́ди имя Господне…» (трижды). [«Слава, и ныне».] Псалом 33-й: «Благословлю́ Господа…». Отпуст по обычаю.

Примечание. «И вхо́дим в трапе́зу, вкуша́ем же вина́ и еле́а, ра́ди свята́го. Сие́ прия́хом в Ла́вре преподо́бнаго отца́ на́шего Са́ввы, и кинови́и преподо́бнаго Вели́каго Евфи́мия: но не твори́м сего́ ны́не за че́стность дне, оба́че яди́м варе́ние с сли́вами без еле́а, и арме́а: произволя́ющии же ядя́т сухояде́ние, я́коже и в сре́ду» (Типикон, гл. 49, «В пяток вечера »).

В 2019 году на субботу 4-й седмицы приходится предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы. В этом случае библейские песни на утрене в субботу 4-й седмицы будут петься не в великопостной редакции.

Данная рекомендация в текущем году относится также и к пятнице 4-й седмицы поста, поскольку в 2019 году на субботу 4-й седмицы приходится предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы. Ср.: Типикон, 24 марта, 3-е и 4-е «зри».

В службе Октоиха 1–7 гласов 1-й мученичен находится в 1-й группе стихир на «Господи, воззвах» (см. в Октоихе в пяток вечера); остальные три мученична – во 2-й группе стихир. В службе 8-го гласа расположение текстов иное: в 1-й группе стихир на «Господи, воззвах» даны 3 мученична, а четвертого мученична нет (2-я группа стихир не содержит мученичнов). Таким образом, при совершении службы Октоиха 8-го гласа следует петь мученичны 1-й группы стихир, повторяя первый из них: «Му́ченицы Госпо́дни...».

См. Типикон, 24 февраля, 9-я Маркова глава; Минея, 9 марта, 2-я Маркова глава; ср. Типикон, 9 марта, 1-я Маркова глава; 24 февраля, 8-я Маркова глава, 31-я и 32-я Храмовые главы.

Минея содержит две службы в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная»: 1) «Пра́зднование Пресвяте́й Богоро́дице в честь чудотво́рныя Ея́ ико́ны, нарица́емыя “Держа́вная”», и 2) «И́на слу́жба явле́нию ико́ны Пресвяты́я Влады́чицы на́шея Богоро́дицы “Держа́вныя”».

В «Службах первой седмицы Великого поста» (М., 1984. С. 214) перед 142-м псалмом указывается возглас: «Благословен Бог наш...» и «Прииди́те, поклони́мся...» (3).

Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц. Глас 2-й. Прп. Симеона Персидского и прп. Акакия, еп. Мелитинского.
Совершается воскресная служба только по Триоди. Служба рядовым святым переносится на повечерие.

Пятница 2-й седмицы по Пасхе. Апп. Аристарха, Пуда и Трофима.
Служба апостолам не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Триоди.
9-й час - по обычаю.

На вечерне - кафизма 15-я.
На «Господи, воззвах» - стихиры на 6: Триоди, глас 1-й - 3, и апостолам, глас 1-й - 3. «Слава, и ныне» - Триоди, глас 2-й: «Дверем заключенным…».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры Триоди, глас 1-й. «Слава, и ныне» - Триоди, глас 8-й: «Прикоснися Фомо…».

На утрене на «Бог Господь» - тропарь праздника, глас 7-й: «Запечатану гробу…» (дважды). «Слава, и ныне» - тот же тропарь праздника.
Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. Седальны Триоди. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). Псалом 50-й.
Каноны: Триоди праздника (Антипасхи) со ирмосом на 8 (ирмос дважды) и апостолам на 4.

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях - ирмосы канона Минеи.
По 3-й песни - кондак апостолам, глас 4-й; седален апостолам, глас 1-й. «Слава, и ныне» - ипакои Триоди, глас 6-й: «Яко посреде учеников Твоих…».


По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Триоди: «Моих удов…». «Слава, и ныне» - ин светилен Триоди: «Днесь весна благоухает…».
Хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры Триоди, глас 1-й - 4. «Слава, и ныне» - Триоди, глас 8-й: «Дверем заключенным…».
«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу: «Слава Тебе, показавшему нам свет» и вседневное славословие.
На стиховне стихиры Триоди, глас 4-й. «Слава, и ныне» - Триоди, глас 8-й: «Прикоснися Фомо…».
По Трисвятом - тропарь праздника, глас 7-й: «Запечатану гробу…» (единожды).

На Литургии блаженны праздника Триоди, песнь 8-я - 6 (со ирмосом).
По входе - тропари и кондаки:
В храме Господском - тропарь праздника (Антипасхи). «Слава» - кондак апостолам, «И ныне» - кондак праздника (Антипасхи).
В храме Богородицы - тропарь праздника (Антипасхи), тропарь храма. «Слава» - кондак апостолам, «И ныне» - кондак праздника (Антипасхи).
В храме святого - тропарь праздника (Антипасхи), тропарь храма; кондак храма. «Слава» - кондак апостолам, «И ныне» - кондак праздника (Антипасхи).
Прокимен, аллилуиарий и причастен - праздника Триоди (Антипасхи).
Апостол и Евангелие - дня.
Задостойник Пасхи.

Вторник 2-й седмицы по Пасхе. Радоница. Поминовение усопших. Прп. Василия, еп. Парийского.
Служба преподобному не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Триоди.
Примечание. Устав возобновляет с понедельника по Неделе Антипасхи пение литий по усопшим (см. выше, примечание на утрене Антипасхи, а также: Типикон, «Неделя сырная вечера», 3-е «зри»). Очевидно, от этого и происходит нарочитая заупокойная служба сего дня, именуемая в народе Радоницей («радощами» - радостными для усопших днями). Между тем Типикон не дает никаких указаний относительно порядка службы в Радоницу.
На службах суточного круга не следует допускать никаких изменений и отступлений от того порядка, который дается Уставом. Радоница приходится на период попразднства, поэтому в Радоницу не только на вечерне, утрене и Литургии, но и на повечерии не должно быть ничего специально заупокойного. Сохраняются лишь заупокойные моления на полунощнице.
Нарочитое поминовение усопших должно быть ограничено совершением панихиды после Литургии, кроме того, по обычаю, совершаются панихиды или заупокойные литии на могилах.
9-й час - по обычаю.

На вечерне - кафизма 6-я.
На «Господи, воззвах» - стихиры на 6: Триоди, глас 4-й - 3, и преподобному, глас 8-й - 3. «Слава, и ныне» - Триоди, глас 1-й: «Учеником сомнящимся…».
Входа нет. «Свете Тихий». Прокимен дня.
На стиховне стихиры Триоди, глас 1-й. «Слава, и ныне» - Триоди, глас 2-й: «По востании Твоем, Гос-поди…».
По Трисвятом - тропарь праздника, глас 7-й: «Запечатану гробу…» (единожды).
Примечание. Начиная с этого дня совершается малое повечерие с молебным каноном Пресвятой Богородице (из Октоиха) и дневными трипеснцами Триоди (см. в приложении). В тех песнях, где есть трипеснец, Богородичный канон опускается. По «Достойно есть» и по «Отче наш» - кондак праздника, в течение всей Пятидесятницы (см. Типикон, гл. 50, «В Неделю Антипасхи вечера», 2-е «зри»).
На утрене на «Бог Господь» - тропарь праздника, глас 7-й: «Запечатану гробу…» (дважды). «Слава, и ныне» - тот же тропарь.
Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. Седальны Триоди. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). Псалом 50-й.
Каноны: Триоди праздника (Антипасхи) со ирмосом на 8 (ирмос дважды, тропари на 6) и преподобному на 4.
Библейские песни: «Поем Господеви…».
Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях - ирмос канона Минеи.
По 3-й песни - кондак преподобному, глас 2-й; седален преподобному, глас 3-й. «Слава, и ныне» - ипакои Триоди, глас 6-й: «Яко посреде учеников Твоих…».
По 6-й песни - кондак и икос праздника (Антипасхи), глас 8-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Триоди: «Моих удов…» (дважды). «Слава, и ныне» - ин светилен Триоди: «Днесь весна благоухает…».
Хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры Триоди, глас 1-й - 4 (первая стихира - дважды). «Слава, и ныне» - Триоди, глас 2-й: «Дверем заключенным…».
«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет» и вседневное славословие.
На стиховне стихиры Триоди, глас 2-й. «Слава, и ныне» - Триоди, глас 6-й: «Дверем заключенным…».
По Трисвятом - тропарь праздника, глас 7-й: «Запечатану гробу…» (единожды).
На часах - тропарь и кондак праздника.

На Литургии блаженны праздника Триоди, песнь 4-я - 6 (со ирмосом).
По входе - тропари и кондаки:
В храме Господском - тропарь праздника (Антипасхи). «Слава» - кондак преподобному, «И ныне» - кондак праздника (Антипасхи).
В храме Богородицы - тропарь праздника (Антипасхи), тропарь храма. «Слава» - кондак преподобному, «И ныне» - кондак праздника (Антипасхи).
В храме святого - тропарь праздника (Антипасхи), тропарь храма; кондак храма. «Слава» - кондак преподобному, «И ныне» - кондак праздника (Антипасхи).
Прокимен, аллилуиарий и причастен - праздника (Антипасхи).
Апостол и Евангелие - дня.
Задостойник Пасхи.
После Литургии совершается панихида обычным чином, только начинается она с пения: «Христос Воскресе…» (трижды).

Имя фельдмаршала Михаила Голенищева-Кутузова пользуется заслуженной мировой известностью. Воспитанный на лучших традициях русского военного искусства, основы которого были заложены , Румянцевым и , Кутузов в более сложных исторических условиях поднял русское военное искусство на новую, высшую ступень. Силой своего военного дарования, своим самоотверженным и тяжелым ратным трудом он добился крупнейших успехов, одержал множество побед, слава которых никогда не померкнет.

Потомок древнего боярского рода, выпускник Артиллерийской школы, Кутузов впервые отличился в 1765 и 1769 гг., разгромив поляков-конфедератов. Во время русско-турецкой войны 1768-1774 гг. он проявил свои военные таланты, участвуя в главных сражения этой войны: при Рябой могиле, Ларге и Кагуле.

В 1774 г. в бою с крымским татарами Кутузов был ранен в висок пулей, которая прошла насквозь, лишив его левого глаза. Он выжил после тяжелейшего ранения и был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени. С 1776 г. он служил под началом Суворова, став одним из его любимых и наиболее талантливых учеников. В 1784 г. полководец получил чин генерал-майора. Во время русско-турецкой войны 1787-1791 гг., в бою под Очаковым, он вновь получил тяжелое ранение. Пуля вошла Кутузову в щеку и вышла из затылка. Ранение было смертельным, но полководец выжил, что повергло в изумление его врача, отметившего, что судьба хранит Кутузова для грядущих необычайных подвигов.

В 1790 г. он участвует в штурме Измаила, одним из первых ворвавшись в крепость, в 1791 г. Кутузов одержал победы над турками в Молдавии, а вскоре нанес поражение польским повстанцам Тадеуша Костюшко. При Павле I Михаила Илларионовича произвели в генералы от инфантерии.

В XIX в. Европа вступала при громе наполеоновских пушек. В августе 1805 г. М.И. Кутузов во главе русской армии двинулся в Австрию, а вскоре произошло знаменитое Аустерлицкое сражение, закончившееся поражением русских и австрийских войск. Перед его началом император Александр I сказал Кутузову: «Отчего вы не атакуете? Мы ведь не Царицыном Лугу, где не начинают парада, пока не прибудут все полки». Кутузов ответил: «Государь, я потому и не атакую, что мы не на Царицыном Лугу». Тем не менее, Кутузову пришлось исполнить императорский приказ, что и привело к поражению русско-австрийских войск.

Впоследствии Александр недолюбливал Кутузова, памятуя о том, как тот стал свидетелем его полководческого позора. Тем не менее, весной 1811 г. императору пришлось назначить Кутузова на пост главнокомандующего Дунайской армией в затяжной войне с Турцией (1806-1812). В октябре 1811 г. под его командованием русские войска нанесли решительное поражение турецкой армии под Рущуком, что вынудило османское правительство начать мирные переговоры. Кутузову 28 мая 1812 г. (за месяц до вторжения Наполеона) в Бухаресте удалось подписать мирный договор, обеспечивший нейтралитет Османской империи в предстоящей войне. Эта сторона деятельности М.И. Кутузова примечательна: он показал себя как тонкий дипломат, являясь в 1793-1795 гг. посланником в Османской империи. Результатом его деятельности явилось подписание беспрецедентного русско-османского договора, а сама Османская империя приняла активное участие в войнах второй антифранцузской коалиции.

Популярность Кутузова, который в 1812 г. являлся самым старшим по чину среди русских генералов, вынудила Александра I подписать указ о назначении его главнокомандующим русской армии. В задачу Кутузова входило не только остановить дальнейшее продвижение Наполеона, но и изгнать его из российских пределов. Он так же, как и его предшественники, придерживался тактики отступления, однако армия и вся страна ждали от него решающего сражения. И Кутузов дал его под Бородино. До сих пор продолжаются споры о том, за кем осталось поле боя: в сталинские времена говорилось о том, что это была победа русской армии, французы всегда признавали победителями себя. Но, вероятно, в оценке этого сражения точнее всего был сам Наполеон: «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы в нем показали себя достойными одержать победу. А русские стяжали славу быть непобежденными».

Кутузов, приняв тяжелое решение об оставлении Москвы, совершил искусный тарутинский марш-маневр. Второе по значимости после Бородина сражение произошло 12 октября 1812 г. у Малоярославца. Город восемь раз переходил из рук в руки, и хотя в итоге он был занят французами, Наполеон все же вынужден был отказаться от движения на юг и повернуть на разоренную войной Старую Смоленскую дорогу. Началось отступление «Великой армии».

Изгнание Наполеона из России не означало еще полного окончания войны. Александр решил продолжать ее до полного уничтожения наполеоновского владычества в Европе. Против этого плана выступал М.И. Кутузов, считавший, что война должна окончиться на реке Неман. Европа, по его мнению, должна спасать себя сама, а вторжение туда русской армии принесет больше пользы не России, а Англии. Александру I удалось переубедить Кутузова, но 16 апреля 1813 г., в маленьком городке Бунцлау он скончался. Почти через год после его смерти, 19 марта 1814 г. русская армия вступила в Париж.

Ровно двести лет назад, 28 апреля 1813 года, в прусском городе Бунцлау (ныне – польский Болеславец) ушёл из жизни фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов. Было ему шестьдесят семь лет. Нет сомнений, что эта смерть в истории России останется незабываемой. Ведь он оставил этот мир на гребне мировой славы: имя Кутузова в те дни повторяли ежедневно не только в России, но и во Франции, Англии, Германии…

Перед гробницею святой
Стою с поникшею главой…
Все спит кругом; одни лампады
Во мраке храма золотят
Столпов гранитные громады
И их знамен нависший ряд.
Под ними спит сей властелин,
Сей идол северных дружин,
Маститый страж страны державной,
Смиритель всех ее врагов,
Сей остальной из стаи славной
Екатерининских орлов.
В твоем гробу восторг живет!
Он русский глас нам издает;
Он нам твердит о той године,
Когда народной веры глас
Воззвал к святой твоей седине:
«Иди, спасай!» Ты встал - и спас…
Внемли ж и днесь наш верный глас,
Встань и спасай царя и нас,
О старец грозный! На мгновенье
Явись у двери гробовой,
Явись, вдохни восторг и рвенье
Полкам, оставленным тобой!
Явись и дланию своей
Нам укажи в толпе вождей,
Кто твой наследник, твой избранный!
Но храм - в молчанье погружен,
И тих твоей могилы бранной
Невозмутимый, вечный сон…

А.С.Пушкин

Пушкин здесь, как всегда, показал себя мудрым историком, склонным к патетической аналитике.

Он отдал дань Кутузову – герою загадочному, во многом – непонятому.

1813-й год израненный фельдмаршал встретил с лаврами спасителя Отечества. Он сам, быть может, не ожидал столь громкого успеха и переутомление сказалось на ослабевшем здоровье. Разбить Бонапартия в генеральном сражении ему не удалось, но старый полководец сумел перехитрить опасного ворога. Изгнание Французов за пределы Отечества дорого стоило России: за спинами армии дымилась разграбленная, осквернённая Москва. Это именно Кутузов принял решение отдать Москву без генерального сражения – за это его считали и мудрецом, и предателем.

«Умён, умён! Хитёр, хитёр! Его и Де Рибас не обманет!» – говаривал про Кутузова Суворов.

Под Измаилом Кутузов показал себя отважным и волевым генералом. По приказу Суворова он без колебаний пошёл на смерть – и выстоял, стал «правой рукой командующего на левом фланге». Суворов говорил: «Достоинства военные суть: для солдата – отвага, для офицера – смелость, для генерала – доблесть». Кутузов, столь не похожий на своего учителя, с честью прошёл все эти стадии. Его – полководца – упрекали за нерешительность. Во главе армии он действовал не как рубака, скорее – как дипломат и рачительный управленец. Наступательную тактику, исконно присущую русской армии, Кутузов отвергал не только в противостоянии с Наполеоном, который повсеместно считался непобедимым. Но в декабре 1812-го Кутузов получил убедительное преимущество перед скептиками: Великая армия, вторгшаяся в Россию, пропала. Наполеон бежал. Русские войска преследовали изгнанного, отступающего врага. Бросаться опрометью в новую кампанию Кутузов не желал, хотя и осознавал, что Наполеона придётся добивать. Он намеревался сделать это при серьёзном участии немцев и англичан, любивших (а кто из политиков этого не любит?) загребать жар чужими руками. О Британии Кутузов ещё давненько говаривал: «Если завтра этот остров пойдёт ко дну – я и не охну». Он не считал себя гражданином мира, истово служил интересам России, который неизменно понимал на свой лад.
К тому же Кутузов лучше всех понимал, что армии необходима передышка. О здоровье солдат и хлебе насущном для армии он не забывал никогда, а проблемы эти в кампаниях 1812 – 13-го стояли остро.
В прежние годы несколько раз он чудом избежал смерти. Но в прусской Силезии, в последнем походе, его настигла простуда после продолжительной верховой езды.

Кутузов спешил в Дрезден, в столицу Саксонии. Спешил – против своего обычая всё делать неторопливо. В нетерпении он пересел из кареты на лихого коня и поскакал верхом. Сырая весна проявила коварство…

Он не мог продолжать поход и остался в Бунцлау. Лучшие лекаря, присланные королём Прусским и императором Всероссийским, хлопотали вокруг князя Смоленского. Он поглядывал на их старания с горькой усмешкой. В Германии к Кутузову относились восторженно. Неспроста портрет русского фельдмаршала с повязкой на лице можно увидеть в веймарском музее Гёте: в Кутузове видели освободителя. Его агитационные послания к немецким патриотам и впрямь всколыхнули многих. Теперь Германия почтительно сопереживала смертельно больному полководцу. Десять дней провалялся Кутузов в постели.

В письме к жене от 11 апреля фельдмаршал писал: «Я к тебе, мой друг, пишу в первый раз чужою рукою, чему ты удивишься, а может быть и испугаешься, – болезнь такого роду, что в правой руке отнялась чувствительность перстов… Прости, мой друг». Жена действительно была его другом, доверие и понимание сопутствовали их семейной жизни. Самые откровенные мысли он излагал в письмах супруге – случай редкий и по тем временам, и по нашим.

Александр I, никогда не доверявший старому полководцу, всё-таки навестил безнадежно больного Кутузова. Сохранилась такая легенда: склонившись над его ложем, царь спросил:

– Михаил Илларионович, простите ли вы меня?

Подняв тяжелые воспаленные веки, Кутузов тихо произнес:
– Я вам прощаю, государь, но Россия вряд ли простит…

В чём смысл этого диалога? Соратники Кутузова считали, что собеседники припомнили, что царь не раз давил на фельдмаршала, заставлял его принимать неверные решения. В первую очередь припоминали Аустерлиц. Впрочем, легенда есть легенда.

“Закат дней его был прекрасен, подобно закату светила, озарившего в течении своём великолепный день; но нельзя было смотреть без особенного прискорбия, как угасал наш знаменитый вождь, когда во время недугов избавитель России отдавал мне приказания, лёжа в постели, таким слабым голосом, что едва бывало можно расслушать слова его. Однако же его память была очень свежа, и он неоднократно диктовал мне по нескольку страниц безостановочно”, – вспоминал адъютант фельдмаршала, замечательный военный писатель А.И.Михайловский-Данилевский.
16 апреля 1813 года сердце великого полководца остановилось.

Армии не сразу сообщили о болезни и смерти Кутузова. Боялись, что горькая весть обескрылит войска в трудном походе.

Оплакивали его искренне. В солдатской песне, сочиненной на смерть Кутузова, сказано о закатившемся солнышке: «Как от нас ли, от солдатушек, отошел наш батюшка, Кутузов-князь!.. Разрыдалося, слезно всплакало войско русское, христианское! Как не плакать нам, не кручиниться, нет отца у нас, нет Кутузова!». Вспоминалось всё лучшее, связанное с Кутузовым: «А как кланялся он солдатушкам, как показывал седины свои, мы, солдатушки, в один голос все прокричали ура! С нами Бог! и идем в поход, припеваючи». Так вспоминали воины появление Кутузова перед армией в Царевом-Займище, у Старой Смоленской дороги.

О трудностях кампании авторы песни повествовали вполне реалистично: «Ах, и зимушка не знобила нас и бесхлебица не кручинила: только думали, как злодеев гнать из родимые земли русские».
Вот ведь загадка: Кутузова обвиняли в бездеятельности и небезосновательно. Но вот его не стало – и место полководца, по большому счёту, осталось вакантным. Кутузова уважали даже, если ненавидели.
Не стало человека, которого сама Екатерина называла «моим генералом». Не стало старого хитреца, которого Бонапарт называл седым лисом Севера. Он был не столько командующим (хотя и в тактических вопросах опыт Кутузова оставался незаменимым), сколько символом армии. И никто не сумел Кутузова заменить.

Он никогда не был бесспорным авторитетом для генералов, у него навеки сложная репутация. Слишком много спорного, неоднозначного и в повадках, и в поступках Кутузова. А всё-таки равного ему вождя не нашлось. Великое дело – опыт и репутация.

В городе, где скончался великий русский полководец, поставлен обелиск с надписью: «До сих мест князь Кутузов-Смоленский довел победоносные русские войска, но здесь смерть положила предел славным дням его. Он спас Отечество свое и отверз путь к избавлению Европы. Да будет благославенна память героя».

Тело полководца без промедлений забальзамировали для отправки в Россию. Часть останков захоронили на тихом кладбище, в двух километрах от Бунцлау. Сохранилась легенда, что там покоится сердце Кутузова. Это не так. Сердце действительно, по завещанию полководца, поместили в особую колбу. Но она последовала в Петербург вместе с гробом. Есть и такая легенда: лекарь, человек православный, отказался отделять от трупа сердце – и слукавил, оставил сердце на месте, а в колбу поместил нечто другое. Традиция хоронить сердце отдельно – языческая, популярная и среди масонов. Так был похоронен Байрон. Ничего романтического в этом нет, по-моему – блажь, да и только.

Нередко снова и снова приходится слышать: Кутузов вполне осознанно просил похоронить его сердце в Пруссии: «Прах мой пусть отвезут на Родину, а сердце похоронят здесь, у Саксонской дороги, чтобы знали мои солдаты – сыны России, что сердцем я остаюсь с ними».

Легенду проверили в 1930-е годы, во времена правления Кирова в Ленинграде. Вскрыли кутузовский склеп в Казанском соборе. В центре склепа стоял саркофаг. Сдвинули плиту и увидели прах полководца. Тело Кутузова к тому времени уже успело совершенно истлеть. А у головы слева находился старинный серебряный сосуд цилиндрической формы. Загадка!
С большим училием удалось отвернуть крышку. Емкость заполняла какая-то прозрачная жидкость, в которой, как уверяют свидетели эксперимента, можно было рассмотреть хорошо сохранившееся сердце. Оно похоронено в России! Увы, об этом не знали солдаты Красной армии, бойцы Рокоссовского, освобождавшие Болеславец. Их вдохновляла легенда о сердце Кутузова, похороненном в Силезии. Об этом слагались стихи и песни, да и слова, высеченные на монументе, гласят о захороненном здесь сердце.

Среди чужих равнин, ведя на подвиг правый
Суровый строй полков своих,
Ты памятник бессмертный русской славы
На сердце собствеенном воздвиг.
Но не умолкло сердце полководца,
И в грозный час оно зовет на бой,
Оно живет и мужественно бьется
В сынах Отечества, спасенного тобой!
И ныне, проходя по боевому следу
Твоих знамен, пронесшихся в дыму,
Знамена собственной победы
Мы клоним к сердцу твоему! –

Эти слова – наша память и о Кутузове, и о героях 1945-го. Простительное, светлое заблуждение. Впрочем, вопрос захоронений Михаила Илларионовича Кутузова таит немало загадок – стоит ли снова и снова ворошить останки?

Пруссия Пруссией, а в Российской империи похороны спасителя Отечества выдались громкими. Когда траурный кортеж прибыл на окраину Петербурга, его встретила возбужденная толпа горожан. Жители столицы выпрягли шестерку лошадей и на собственном горбу докатили коляску с гробом фельдмаршала от Нарвских ворот к Казанскому собору. Недавно отстроенный собор стал символом сопротивления Наполеону, символом победы в войне 1812 года. Символично, что с Кутузовым прощались именно там, там и похоронили…

Два дня длилось прощание петербуржцев с прахом Кутузова. Его похоронили 13 июня 1813 года у западной стены северного придела собора. Над могилой была возведена бронзовая ограда, созданная по проекту А. Воронихина, установлена икона Смоленской Божией Матери и укреплен герб Светлейшего князя Смоленского. Рядом укреплены 5 штандартов и одно знамя, сохранившиеся до наших дней. Позднее над могилой была установлена картина художника Алексеева «Чудо от Казанской иконы Божией Матери в Москве». На ней изображено событие из истории российской воинской славы – освобождение Москвы ополчением под руководством Минина и князя Пожарского в октябре 1612 года с Казанской иконой Божией Матери. Перед этой иконой молился и Кутузов в 1812-м году, и о Пожарском вспоминал он нередко. Ведь у двух спасителей России был общий предок – Василий Беклемишев.

Александр I, смягчившись после смерти старика, в письме к жене Михаила Илларионовича писал о полководце: «Болезненная не для однех вас, но и для всего отечества потеря! …имя и дела его останутся бессмертными. Благодарное отечество не забудет никогда заслуг его. Европа и весь свет не перестанут ему удивляться, и внесут имя его в число знаменитейших полководцев. В честь ему воздвигнется памятник, при котором россиянин, смотря на изваянный образ его, будет гордиться, чужестранец же уважать землю, порождающую толь великих мужей».

Память о Кутузове была окружена почтением, хотя считается, что император по-прежнему относился к полководцу холодновато и не способствовал его всенародной славе. А славы он достоин – солдат, не кланявшийся пулям, удачливый полководец, остроумный собеседник, яркий политический мыслитель. Несомненно – один из мудрых людей своего времени.
В память об Одиссее русского воинства, о мудром политике и бесстрашном офицере сегодня рыдают военные трубы.

А поход 1813-го продолжался, армию ожидали наиболее опасные испытания.