Экономист. Опыт работы на руководящих должностях в производственной сфере. Дата: 23 октября 2018. Время чтения 8 мин.
Оклады педагогов всех уровней будут увеличены с начала 2019 г. на 6%, что обойдется бюджету дополнительным субсидированием в 109 077,8 млн руб. После индексации зарплата учителей средней школы достигнет 44 760 руб., педагогов, преподающих в вузах, – 93 000 руб., воспитателей дошкольного образования – 34 700 руб. С 2013 г. оплата труда педагогических работников выросла на 40-117%. На ближайшие 3 года запланирован дальнейший рост окладов на 5,4-6,6% ежегодно.
Будет ли повышение зарплаты учителей в 2019 году
Педагоги, независимо от сферы деятельности, относятся к категории «майских бюджетников», то есть, их зарплата регулируется и контролируется на правительственном уровне. Это связано с катастрофически низкими доходами учителей, особенно молодых специалистов, оттоком из отрасли профессиональных работников, снижением престижности самой профессии.
Распоряжение о планомерном повышении доходов преподавателей впервые было отдано президентом страны Путиным В.В. в мае 2012 г., согласно которому, к 2018 г. зарплаты должны вырасти до 100% среднего регионального дохода у:
- школьных учителей;
- преподавателей и мастеров учебных заведений профессионального образований;
- педагогов, работающих с детьми-сиротами.
Кроме этого, оплата труда не должна быть ниже 100% средней з/п в сфере образования в регионе, а преподавателей дополнительного образования – 100% дохода учителей.
На протяжении 6 лет зарплаты преподавательского состава индексировались на федеральном и региональном уровне, что позволило достигнуть высоких показателей в разрезе страны. Но если рассмотреть номинальную заработную плату на уровне регионов и муниципальных субъектов, картина складывается не столь радужная.
Таблица 1. Уровень з/п педагогов по итогам I квартала 2018 г.
Специальность | Плановые показатели | Фактическая з/та | ||||
По стране | На федеральном уровне | На региональном уровне | В муниципальных учреждениях | |||
% | 100 | 88,5 | 113 | 120,9 | 86,2 | |
руб. | 36 974 | 32 718 | 41 773 | 44 716 | 31 876 | |
% | 100 | 112,4 | 197 | 161 | 100,8 | |
руб. | 37 564 | 42 226 | 73 990 | 60 466 | 37 876 | |
% | 100 | 95,2 | 115,7 | 121,3 | 90,8 | |
руб. | 41 698 | 39697 | 48245 | 50580 | 37862 | |
% | 100 | 109,5 | 109,4 | 109,6 | 69,8 | |
руб. | 37 564 | 41 146 | 41 080 | 41 171 | 26 210 | |
% | 100 | 101,7 | – | 98,8 | 122,5 | |
руб. | 37 564 | 38 201 | – | 37 101 | 46 004 | |
Преподаватели вузов | % | 200 | 230 | 230 | 270 | 137,6 |
руб. | 75 128 | 87 695 | 87 347 | 101 225 | 51 688 |
Источник: Росстат
Наиболее яркими примерами разбега заработков в федеральных и муниципальных учебных заведениях являются:
- Доходы от трудовой деятельности школьных учителей. Так, в Ненецком автономном округе Архангельской обл. зарплата в регионе ‒ 101 681 руб. и даже в сельской школе Ямало-Ненецкого округа – 113 826 руб. Тогда как в Дагестане педагог получает 21 389 руб., а в сельских школах Костромской обл. ‒ 24 051 руб.
- Оплата труда преподавателей вуза. В относительном выражении уровень доходов колеблется от 137 до 270%. Учитывая региональные коэффициенты, разбег в натуральном выражении поражает еще больше: например, в Югре педагогам высшего звена платят 162 932 руб., а в Ивановской области в вузе муниципального уровня – 45 419 руб.
Такой разбег показателей объясняется не только региональным уровнем доходов населения, но и неспособностью некоторых субъектов обеспечить высокие зарплаты бюджетникам.
Чтобы сохранить достигнутых показателей, правительство вынуждено субсидировать регионы. Поэтому предложение Минобрнауки в марте 2018 г. о повышении всем педагогам или школьным учителям, в частности, заработной платы до 150% осталось без поддержки.
Однако в мае прозвучала рекомендация президента удерживать доходы педагогов на достигнутом уровне и не допустить их снижения на фоне повышения МРОТ и роста благосостояния россиян. Президентские указы нашли отражение в проекте бюджета на 2019 г., где четко отражено, будет ли повышение зарплаты учителям.
В законопроекте предусмотрен планомерный на период с 2019 по 2021 гг., в том числе окладов воспитателей, учителей и преподавателей вузов, сузов.
На сколько повысят зарплату
Согласно пояснительной записке к проекту бюджета, зарплата учителям в 2019 году должна увеличиться на 6%. Для этих целей понадобится ассигнований на сумму 109 млрд руб. Чтобы удержать доходы на прежнем уровне и поднять оклады, субсидирование будет увеличено на 16,1%, по сравнению с прошлым годом. Такие расчеты предоставила счетная палата в Госдуму для принятия федерального бюджета.
Кроме этого, заложен и дальнейший рост оплаты труда воспитателей, учителей, педагогов среднего и высшего звена:
- на 5,4% в 2020 г., для чего понадобится 120 млрд руб.;
- на 6,6% в 2021 г., что потребует дополнительных ассигнований в размере около 134 млрд руб.
Прежде всего, повышение коснется учителей федеральных учебных заведений. Аналогичные шаги обязаны предпринять в субъектах РФ. Причем размер роста окладов может быть больше рекомендованных 6%.
К концу октября 2018 г. в большинстве регионов должны рассмотреть проекты или утвердить местные бюджеты, после чего будет ясно, на сколько повысят оклады учителям в региональных и муниципальных школах и других учебных заведениях.
Когда будет повышение
Многие традиционно привязывают перерасчет окладов учителей к 1 сентября. Действительно, с начала учебного года часто проводится повышение на местном уровне. Так, в , а в Санкт-Петербурге оплату труда увеличили на 4 000 руб.
Однако целевое повышение на 2019 г. запланировано с начала календарного года, то есть, заработные платы по-новому педагоги должны получить уже по итогам работы января. Но это не исключает и повторных перерасчетов на протяжении года, например, к 1 сентября или дню учителя. Но такие «подарки» обычно педагоги получают от местных властей.
Какой будет средняя зарплата учителей
Система оплаты труда педагогов предусматривает применение, кроме окладов, стимулирующих выплат и прочих надбавок. Причем некоторые прибавки распределяются по решению руководства учебного заведения. Нередко педагоги, чтобы заработать достойную оплату, трудятся на 1,5-2 ставки. Даже у двух специалистов с одинаковым образованием и специальностью фактическая зарплата может существенно отличаться. Педагоги уже приспособились к новым условиям работы и сложной системе начисления зарплаты.
Но информация о среднем заработке не отражает реальной картины. К тому же повышение отразится непосредственно на окладах и надбавках, привязанных к тарифам. Поэтому фактическая оплата труда после перерасчета может вырасти на разные суммы.
Размер средних зарплат приблизится к значениям, указанным в таблице.
Таблица 2. Средняя заработная плата учителей в 2019 г.
По стране | На федеральном уровне | На региональном уровне | В муниципальных учреждениях | |
Воспитатели и педагоги дошкольного образования | 34 681 | 44 279 | 47 399 | 33 789 |
Учителя общеобразовательных школ | 44 760 | 78 429 | 64 094 | 40 149 |
Педагоги дополнительного образования | 42 079 | 51 140 | 53 615 | 40 134 |
Мастера и преподаватели профессионального образования | 43 615 | 43 545 | 43 641 | 27 783 |
Педагоги, работающие с детьми-сиротами | 40 493 | – | 39 327 | 48 764 |
Преподаватели вузов | 92 957 | 92 588 | 107 299 | 54 789 |
Педагоги не верят данным Минпросвещения России о повышении средней зарплаты учителя до 42,2 тысячи рублей
Читаем письма, которые приходят на нашу почту [email protected] , и комментарии в социальных сетях по поводу зарплаты учителей. В последние месяцы большинство из них касались трех тем – средней зарплаты, начисления стимулирующих и разницы в оплате труда в столице и регионах.
Учителя рассказывают о своих зарплатах:
«На тему зарплаты в школе говорить запрещают
»
Немало откликов получила новость о том, что ОНФ провел мониторинг, в результате которого выяснили, что каждый третий учитель в России не знает, как рассчитывается его зарплата, начисляются ли стимулирующие и компенсационные выплаты. Из-за низкого заработка и в то же время высокой нагрузки каждый пятый педагог подумывает об уходе из школы. Вот, что вы пишете, в связи с этим.
"Прочитала вашу статью про учительские зарплаты и хотела бы добавить ещё такие подробности. <...> Стимулирующие пропали полтора года назад. Сведений о зарплате вообще никаких, даже собственные расчетки год не видим.
Директор за экономию получает огромные премиальные. Ранее, в 2014 году были опубликованы зарплаты директоров всех школ района. <…> Так вот, уже в 2014 году, например, некоторые директора не очень крупных школ получали около 60 и более тысяч. Я в то время, работая на 2 ставках по первой категории, получала лишь 19-21 тысяч.
Ещё такой удивительный факт. За проведение консультаций учителю математики вообще никак не платят, при этом учитель труда получает ежемесячно около 30% (так было ранее, сейчас даже тарификацию не показывают) за работу на участке за 2 - 2,5 месяца. Причем, работает ведь она в своё же рабочее время с другими учителями, которых бесконечно выгоняют на субботники. Из-за чего получается такой перекос в оплате? Подозреваю, что причина в родственных связях ", - Наталья, Челябинская область.
"Я работаю в Свердловской области, г. Нижний Тагил. В нашей школе хорошие стимулирующие выплаты получают только те, кто является другом или родственником директора, остальные - 1,5-2 тысячи рублей. За замещения других учителей часто вообще не платят, за многие другие виды деятельности тоже, и вообще на тему зарплаты в школе говорить запрещают, многие молодые специалисты ищут себе другую работу ", - Анастасия, Нижний Тагил.
Словно в продолжение темы министр просвещения РФ Ольга Васильева заявила, выступая перед участниками форума "Территория смыслов на Клязьме", что молодые учителя могут повлиять на то, как именно в школе начисляются надбавки в стимулирующей части оплаты труда.
"Когда в вашей школе решается вопрос о начислении надбавок, участвуйте в этом вместе с коллективом и вашей профсоюзной организацией, изучайте закон об образовании, нормативные акты вашей школы. Вопрос о надбавках принимается коллегиально. Это не может быть единоличное решение только директора и ещё двух-трёх человек, которые есть около него, эти вопросы так не обсуждаются. У вас есть все основания, чтобы внутри своего трудового коллектива эти вопросы решать. Под лежачий камень вода не течёт. Нам очень важно, чтобы эта система "70+30" реально работала ", - сказала глава ведомства.
Наши читатели рассказали, как эта система реализуется в их школах. Например, Сергей из Владимирской области, где и проходил форум, пишет:
«Не работает этот принцип 70×30 никоим образом. К примеру, у нас во Владимирской области учителей, что обращаются к руководству с законом, стараются увольнять. Ладно мы, педагоги, найдём дополнительный заработок. Но это сказывается на качестве нашей работы, страдают дети.
Интересный механизм, вынуждающий родителей все же нам платить за образование, репетиторство. Хорош он и безотказен для учителей основных необходимых предметов, а что делать остальным - ОБЖ, труд, физкультура... И допобразование? Что самое интересное, когда заниматься со своими детьми, когда в целях должного обеспечения мы занимаемся чужими ».
Николай, учитель из Мордовии, также не согласен с министром:
"Если весь коллектив будет принимать окончательное решение, то совещание затянется до ночи и все перегрызутся. Если делегировать полномочия комиссии, то главную роль будет играть завуч, административные рычаги у нее, а потом свою Точку (цифру) поставит директор. Было раньше всё понятно: квалификация, стаж, нагрузка. Всё. Сейчас, чтобы получить хорошие стимулирующие, надо работать РАДИ СЕБЯ! Только результат. Подготовил (написал) исследовательскую работу ученику и катайся с ним по конференциям ".
"А если в классе у учительницы сидят ученики - "те ещё фрукты", и всё её достижение состоит в том, что на уроках они друг друга не поубивали и записали в тетрадку слова "классная работа", вот тогда что? Не видать ей стимулирующих? Да может она в два раза больше работает, чем учительница, выпустившая 100-балльника с хорошими задатками, из благополучной семьи и с репетитором? ", - задается вопросом Наталья из Воронежа. И судя по лайкам, которые собрал ее комментарий, этот вопрос волнует многих учителей.
«Где остальные?»
Педагоги продолжают делиться данными о своей зарплате. Тем более, что в июле губернатор Хабаровского края сообщил, что средняя зарплата учителя в регионе составила 45,4 тысячи рублей. Правда, немногие дальневосточники откликнулись на наш призыв прокомментировать слова главы региона.
"Если средняя, то нормально. Если Магадан и Бикин [самый южный город Хабаровского края] сравнить, то нормально. Плюс работа на 2-2,5 ставки ", - написал Сергей из Хабаровска.
"Ну, при работе на полторы-две ставки нормально. Вам же среднюю говорят. Никто не учитывает, что это не за 18 часов! У нас на Камчатке, по словам властей, мы вообще в шоколаде! Справедливости ради, на зарплату не жалуюсь, но это 2 ставки плюс классное руководство ", - Виктория, Камчатский край.
Ажиотаж вызвали слова Ольги Васильевой о том, что с января по июнь 2018 года средняя зарплата учителей выросла с 38,6 тысячи рублей до 42,2 тысячи рублей. Об этом министр заявила на совещании в правительстве. Новость собрала десятки комментариев, подавляющее большинство которых были… очень эмоциональными. Мы обратили внимание на отклики с конкретными суммами.
"За ставку 18 часов моя з/п составляет 7400 рублей + районный коэффициент + стимулирующие (если заработала, 20-25 рублей балл) + проверка тетрадей + северный коэффициент = 16,5 тысячи рублей. Где еще мои 18 тысяч? ", - задается вопросом Дарья, учитель сельской школы в Томской области.
"В Дагестане мы получаем 10-15 тысяч. 15 тысяч еле набираем ", - Дианна, Республика Дагестан.
"Видимо, дагестанские учителя со своей зарплатой в 15-16 тысяч живут на другой планете ", - вторит ей Альбина.
"У меня 32 часа, зарплата 14 тысяч, где остальные-то? " - пишет Алик из Адыгеи.
Не менее эмоционально была воспринята новость о том, что в Москве выплаты за классное руководство повысили до 12,5 тысячи рублей.
"Почти целая зарплата! ", "А у нас зарплата такая " – можно было прочитать в комментариях под этой информацией. Учителя считают несправедливым такой разрыв в оплате труда в столице и регионах.
"Интересно, в столице дают более качественное образование, чем в провинции? Зачем так разделять людей? ", - задается вопросом Ольга из Петрозаводска.
"Почему так происходит? Почему на федеральном уровне нельзя поднять доплаты до 5 тысяч? Пока Москва и другие крупные города будут так делать, в регионах будет кадровый голод. Куда смотрят руководители министерства просвещения? ", - недоумевает Владимир.
"Коллеги, наверное, мы в провинции работаем в 6 раз хуже, чем в Московской области и в 10 раз хуже, чем в Москве! И как научиться так работать, чтобы столько платили? " - риторический вопрос от Татьяны из Кировской области.
Еще сообщения о зарплате в регионах.
"Мурманск - стабильно не индексируется. Оклад 8900 ", - Снежана.
"Ульяновск. 7900. Многие увольняются ", - Нина.
"Сейчас принесли новый приказ - увеличили оклады, при этом свели к минимуму все остальные доплаты, в результате получать будем меньше. Да здравствует повышение! ", - Елена, Воркута.
Людмила, педагог дополнительного образования из Оренбургской области, прислала нам Exсel-таблицу "Оперативная информация о размере среднемесячной заработной платы учителей общеобразовательных организаций за январь-июль с учетом отпускных 2018 года (по сведениям муниципальных образований)". Согласно ей, в среднем по области зарплата составила 28 321 рубль. Самая низкая - 20 367 рублей - в Шарлыкском районе. Самая высокая - 31 590 рублей - в Оренбургском районе.
На связи – СПО
Нам пишут не только учителя школ, но и преподаватели колледжей и техникумов. Так, в самом начале нового учебного года мы получили два письма о ситуациях, которые сложились в организациях СПО.
"Я работаю в колледже. Бывший техникум, где я работала, объединили с профтехучилищем. Теперь у нас 2 корпуса в самых разных концах города. В корпусе бывшего училища обучаются 200 человек. У нас в прошлом году - 1200. Но с объединением решили, что главный корпус у нас - училище (оно губернаторское). И после этого началось... Весь руководящий состав техникума был снят. На их места пришли: генеральный директор (это в бюджетной-то организации!) <...> Все решает гендиректор. И есть еще куча замов генерального. Коллективный договор подписала от лица всего коллектива одна из них. Наш кампус отказался подписывать (педсостав и профсоюз). Только это не имеет никакого значения.
Не буду описывать, что у нас творится, но расскажу про зарплату. Мы работаем в районе с северным и дальневосточным коэффициентом. Т.е. все, что получилось, нужно умножить на 2 (грубо). Это 50% доплаты. Так вот, мне увеличили оклад на 3%. Он у меня 7043. У уборщиц нашего заведения его повысили до 11 тысяч. Я, работая на 1,5 ставки, с 25% выслуги (которые идут только на одну ставку) + доплата за мастера 1600 + заведование кабинетом 400-600 р. <...> получала 32000 (это с северными и районными чистыми на руки). Это много, скажете вы? Посчитайте тогда, сколько я получу на одну ставку. 7043×2=14086. И минус 13% подоходного. Меньше, чем уборщицы. Интересно, правда? Это наша политика руководства. Вы же на руки получаете больше? Ну да. Правда, я с дипломниками сижу до 19-21 ч. И кучу документов [пишу] ночью. Пишу кучу отчетов каждый месяц. Хожу на педсоветы и повышаю свою квалификацию в свободное от занятий время. Работаю по субботам и готовлю разные конкурсы и мероприятия. Кто-то скажет: "Иди в уборщицы". Спасибо за совет. Получается, я - человек с 2 высшими образованиями, 2 дополнительными профпереподготовками зря получала образование. И кто будет учить детей, если все педагоги уйдут в уборщицы? Очень грустно. Обидно за свой труд и как его ценят ".
"Добрый день, я преподаватель в медицинском колледже, и хотел бы поинтересоваться, почему преподавателем СПО не поднимают зарплату, а точнее, с каждым годом она становится меньше. Когда я пришёл в подмосковный колледж я получал 18 500 р., потом зарплата упала до 15 500 р.. Пришлось взять кураторство, чтобы выровнять зарплату до 17 500 р. ".
В ответ на одну из публикаций мы получили и такой комментарий: "Учительская газета" переходит на сторону оппозиции. Ведь тот, кто говорит правду в нашей стране - подкупленный западом оппозиционер" .
Дорогие читатели, "Учительская газета" – независимое педагогическое издание. Газета никогда не стояла на чьей-то стороне и не переходила на другую. Мы занимаемся журналистикой и стремимся к правде, какой бы она ни была. И верим, что, в том числе с вашей помощью, сможем составить объективную картину происходящего.
Труд преподавателя очень важен для передачи знаний, опыта подрастающим поколениям. Именно от него зависит, какими станут наши дети с точки зрения интеллектуального и духовного развития. Вопрос о том, учителям поднимут зарплату в 2019 году или нет, актуален для тысяч преподавателей нашей страны. Более того, этот вопрос касается поднятия престижа профессии и направления в эту сферу молодых профессиональных кадров.
Чем предусмотрено
Основным направлением деятельности Правительства РФ на период до 2019 является улучшение качества и уровня образования за счет перехода в образовательной сфере к эффективным контрактам.
Еще «майские» Указы-2012 Президента нашей страны предусматривали планомерное постоянное повышение зарплаты учителям (с 1 января 2018 в том числе). Доходы педагогического состава школ, равно как и зарплата преподавателей вузов в 2019 году, должны достигнуть, соответственно, 100 % уровня среднего заработка по соответствующему субъекту страны, а в системе высшего образования — 200 %. Такие цели были запланированы к достижению ранее. Однако наступление кризиса-2014 скорректировало планы в сторону снижения, в не повышения цифровых показателей.
Когда планируется повышение зарплаты учителям
Изменение окладов в 2015 не произошло, в 2016 проведена частичная индексация. 2017 принес корректировки, связанные с индексацией.
С 01.01.2018 доход педагогов проиндексирован на 4 %, то есть приблизительно на 1200 рублей (если считать от среднего в 20 000 рублей). С этой же даты появился термин «коэффициент разброса». Он устанавливает максимальный разрыв между доходом педагога и руководителя не больше, чем 1 к 4, что также позволяет изменить финансовый уровень. Теперь руководитель сможет установить себе денежное содержание в сумме 80 000 рублей, только если преподаватель в штате получит не менее 20 000 рублей.
С 01.07.2018 МРОТ установили на уровне 11 163 рублей, однако впрямую этот процесс не связан с повышением доходов педагогов, ведь он превышает названную цифру.
Минфин декларирует еще одно увеличение заработных плат уже с 01.09.2018.
Кому и сколько должны повысить
Официальная статистика говорит о том, что средняя зарплата учителя в Москве в 2019 году достигла 90 000 рублей, в то время как в регионах 20 000 — средняя ставка учителя в школе (зарплата 2019 года по данным Росстата).
Составляющих, влияющих на размер дохода преподавателя, множество, начиная от типа учебного учреждения. Факторами, влияющими на заработок, являются:
- стаж преподавания;
- регион работы;
- наличие инициатив и инноваций;
- ведение классного руководства;
- число часов отработки.
В плане органов власти — повышение окладов.
Одновременно предусматриваются премиальные выплаты в размерах от 3 до 20 процентов от минимума заработной платы.
В бюджете страны финансовые средства на проект повышения оплаты труда предусмотрены в объеме более 14 млрд руб. Таким образом, повышение доходов учителей и воспитателей в целом составит порядка 10-15 процентов, а к 2020 году Правительство планирует выполнить майские указы в полном объеме.
В 2018 году российские чиновники решили выделить из федеральной казны порядка 14 миллиардов рублей. Эти средства пойдут на увеличение зарплаты учителей с 1 января 2019 года. Согласно последним новостям, прибавка также запланирована на 2020 и 2021 годы.
Повышение авансов за первую и вторую половину месяца могут ждать работники бюджетной сферы в разных регионах страны.
Зарплата учителей и других бюджетников будет увеличена с 1 января 2019 года
Лица, которые работают в бюджетных учреждениях, получают зарплаты из федеральной казны, поэтому их называют бюджетниками. Помимо учителей рост окладов коснется чиновников, сотрудников правоохранительных органов, медиков и даже ученых. Если смотреть более узко, то к бюджетной сфере относятся ученые, учителя, медики, преподаватели университетов, институтов. Также к этой категории относятся воспитатели в детских садах, работники организаций просвещения и культуры.
Учителей и преподавателей в Российской Федерации порядка 3,3 миллиона человек. Заработная плата выплачивается из местного (регионального) бюджета или федерального. Особенности выплат и условия работы указаны в Трудовом кодексе страны. Согласно системе оплаты труда, учителя получают не только «голую» ставку, но и премиальные суммы, бонусные поощрения и различные дотации. В среднем учителям на карты приходит порядка 15 тысяч рублей каждые 30 дней (статистические данные по регионам).
Работники образовательной сферы получают в среднем:
- в Калужской области около 26 тысяч рублей;
- в Брянской области порядка 19 тысяч рублей;
- в Москве около 74 тысяч рублей;
- в Тульской области около 24 тысяч рублей;
- в Рязанской области порядка 23 тысяч рублей.
Самые большие оклады получают учителя в столице и Московской области, а также в Питере. В Тюменской области и Красноярском крае оклады порядка 40-50 тысяч рублей в месяц.
В 2018 году нынешний лидер России пообещал увеличить зарплату учителям с 1 января 2019 года и выплатить прибавку. Рост окладов будет поэтапным. Чиновники пообещали провести процедуру индексации заработных плат. Повышение произойдет согласно последним новостям не только в следующем году, но и в 2020, 2021 годах.
Какой будет прибавка к заработной плате учителей?
В 2019 году произойдет увеличение окладов на 6%, еще через 12 месяцев запланирован рост на 5,4%. В 2021 году получать работники бюджетной сферы будут на 6,6% больше. Чиновники отметили, что некоторые лица, работающие в бюджетных организациях, могут рассчитывать на прибавку независимо от того, будет ли проводиться индексация. С начала следующего года вновь увеличивается минимальный размер оплаты труда. Благодаря увеличению данного показателя средний и младший персонал будут получать больше денег.
С января 2019 года минимальная зарплата по России будет чуть более 11 тысяч рублей. Свыше 1,5 миллиона бюджетников коснется прибавка. В Минэкономики отметили: увеличение окладов стало возможным из-за того, что в казне наблюдается профицит. Доход страны стал больше, чем затраты, примерно на 2 триллиона рублей. Часть денег будет направлена на улучшение жизни учителей и медиков.
Министерство образования и науки Российской Федерации выступило с предложением увеличить зарплаты учителям, начиная с 2019 года и далее. Соответствующее письмо было направлено представителями ведомства в Министерство труда еще 19 марта. Так на какую же ставку смогут впредь надеяться педагоги?
Курс на повышение
Заработные платы учителям планируется повысить в полтора раза, то есть на 50% Увеличение будет происходить с учетом средней зарплаты по региону, т.е. повышение окажется пропорциональным во всех субъектах РФ.
Реформы, касающиеся обеспечения педагогов, научных работников, преподавателей вузов и др., начались еще в 2012 году, – тогда на повестке так же, как и сейчас, стоял вопрос об увеличении начислений для бюджетников. В.В. Путин подписал 11 указов, направленных на планомерные и поступательные изменения. Задача заключалась в выравнивании доходов учителей, профессоров, работников культуры, медсестер, врачей и соцработников и доведении их как минимум до 100%-200% от средних трудовых поступлений по региону. Сегодня, когда предыдущая цель уже достигнута, правительство решило взять курс на укрепление социальных статусов этих служащих, сделав их и, в частности, российских педагогов, более защищенными в финансовом плане.
В Министерстве образования отмечают, что заработная плата вырастет не только у учителей начальных и средних классов, но также и у тех, кто будет оказывать услуги дошкольного или дополнительного образования.
Рассматриваемые варианты
Сегодня ведомства рассматривают 2 основных пути, благодаря которым задумка может быть воплощена в жизнь. Первый – это увеличение заработных плат всем работникам общего образования вообще, включая не только учителей, но и социальных работников, психологов, библиотекарей и пр. В таком случае власти применят метод индексирования – суммы будут становиться больше на 10% каждый год вплоть до 2024 года. Этот путь долог, однако, если говорить в цифрах, он приведет:
- к улучшению качества жизни 1 250 000 людей, занятых в российской образовательной системе среднего звена;
- к росту средней заработной платы педагогического работника – с 37 800 рублей в 2018 году до 76 500 рублей в 2024 году.
Однако для этого государству понадобится найти большое количество дополнительных средств. Если сегодня фонд оплаты труда учителей составляет почти 568 млрд. рублей, то уже через 5-6 лет он должен будет увеличиться до 1,332 трлн. рублей, иначе планируемые расходы просто не получится покрыть! Пока неясно, как власти собираются восполнить такую существенную недостачу, ведь в условиях экономического кризиса эта задача окажется не из легких.
Другой вариант, который представляется более «щадящим» по отношению к сложившейся экономической ситуации, заключается в увеличении заработных плат только учителям, причем – сразу же. Это означает, что уже в следующем году трудовые начисления для 1 000 500 педагогов могут вырасти на 150%, или в среднем до 59 000 рублей и больше. Для этого в 2019 году Фонд оплаты труда понадобится пополнить на 255,2 млрд. рублей, а в 2020 году – на 273,1 млрд. рублей. В результате бюджет Фонда оплаты труда педагогов увеличится с 475,9 млрд. рублей в текущем году до 819 млрд. рублей в 2020 году.
Заместитель председателя Правительства РФ Ольга Голодец, а также представители Минфина и Минтруда пока воздерживаются от комментариев, связанных с тем, каким же способом будет производиться повышение зарплат российским учителям, начиная с 2019 года.
Согласно последним новостям, повышение заработной платы учителям может произойти не раньше октября 2019 года. Размер индексации может составить 6%. При этом в 2020 году размер могут повысить на 5,4%, а в 2021 — на 6,6%.
Как рассчитывается заработная плата
Зарплата преподавателей и педагогов складывается сразу из нескольких составляющих, одни из которых являются фиксированными, а другие – полагающимися за хорошую работу, опыт и пр. Речь идет про:
- Оклад. Именно этот показатель имеет для представителей образовательной сферы особую важность, т.к. он исчисляется в соответствии с фактически отработанными часами. Отталкиваясь от суммы оклада учителя, как правило, формируют свой бюджет, планируют расходы и пр.
- Премиальные выплаты.
- Доплаты (например, за работу сверхурочно, подготовку внеклассных мероприятий с детьми и пр.).
- Надбавка за квалификацию рабочий стаж. Для опытных и компетентных педагогов предусматривается возможность получения процентной надбавки, которая исчисляется в зависимости от ряда факторов – собственно квалификации и стажа, а также региона, должности, достижений, загруженности и пр.
Хорошая новость заключается в том, что учителя увидят увеличение как окладов, так и премий. Это означает, что, с одной стороны, улучшится общий уровень жизни бюджетников вообще, а, с другой, они окажутся заинтересованы в максимально возможной отдачей с целью получения премии – впредь более высокой.
Мнение экспертов
Около 60% педагогов были недовольны значениями своих заработных плат в 2017 году. За целый год (с 2016 по 2017 года) их трудовые доходы оставались практически на неизменном уровне примерно в 34 000 рублей, а в 4 российских регионах они даже снизились, пусть и незначительно. Это все еще меньше, чем получают работники институтов и университетов (около 36 000 рублей ежемесячно).
Несмотря на то, что планируемая реформа должна частично разрешить существующие проблемы и смягчить негативные общественные настроения, далеко не все смотрят на грядущие изменения позитивно. Например, последние новости о повышении зарплат педагогам с настороженностью воспринял сопредседатель профессионального союза «Учитель» Всеволод Луховицкий. Он заявил, что с 2019 года регионы почувствуют на себе небывалую финансовую нагрузку, ведь все расходы, вероятнее всего, понесут именно они. В итоге реформы могут привести к сокращениям, хотя официально этого и не планируется. Однако чтобы не платить много и сразу всем, придется уволить библиотекарей, психологов и часть учителей, в то время как другая часть погрязнет в переработках.
Аналогичного взгляда на ситуацию придерживается и старший специалист Аналитического Кредитного Рейтингового Агентства Александр Шураков. По его подсчетам, после вступления изменений в силу регионам придется тратить больше – примерно на 500-600 млрд. рублей в год. Федеральной власти понадобится поддерживать субъекты в финансировании реформы, однако все это способно привести разве что к росту региональных долгов, необходимости реструктуризации бюджетных кредитов и пр.
Действительно ли зарплата учителей такая высокая: видео