Когда в состав российской империи. Территориальный состав российской империи. Великое княжество Финляндское

Святитель Иов (в миру Иоанн), первый патриарх Московский и всея России, родился во второй четверти XVI века в древнем русском городе Старица в семье благочестивых горожан. В детстве Иоанн был обучен грамоте настоятелем Успенского Старицкого монастыря архимандритом Германом. Отрок любил читать Священное Писание и, обладая прекрасной памятью, знал некоторые тексты Библии наизусть. Монастырское воспитание возбудило в нем желание служить Богу в иноческом образе. Около 1553 года, когда Иоанн окончил обучение в монастыре, отец хотел его женить.

В день венчания юноша отпросился у родителей в обитель для беседы с духовным старцем. Придя к архимандриту Герману, он упросил старца постричь его в монашество. «Иоанн изволи мира сего суетнаго отлучиться и восприяти святый ангельский образ... И наречен бысть во иноцех Иов».

Более пятнадцати лет провел святой Иов в Старицкой обители, пройдя путь от послушника старца Германа до настоятеля. Под руководством опытного духовника молодой инок воспитал в себе бескорыстие и нестяжательность, послушание и воздержание, научился сердечной молитве и строгому посту. «...Не обретеся человек, подобен ему ни образом, ни нравом, ни гласом, ни чином, ни похождением, ни вопросом, ни ответом... Дарование Божие бысть ему паче же прочих человек».

Вместе с тем святой Иов отличался глубоким смирением, кротостью и милосердием. Он никогда никого не обличал и не оскорблял, всех миловал и прощал. Будучи настоятелем, святой Иов словом и жизнью воодушевлял братию к духовному деланию.

В 1571 году святой Иов был назначен настоятелем Симонова монастыря в Москве. С усердием исполнял он возложенное на него послушание. Как настоятель одного из важнейших монастырей того времени, святой Иов принимал участие в делах Русской Церкви, а нередко и государства. В 1572 году, а позднее и в другие годы он был участником церковных Соборов.

В 1575 году святой Иов был назначен настоятелем Новоспасского монастыря и в течение шести лет возглавлял древнюю московскую обитель.

16 апреля 1581 года архимандрит Иов был рукоположен митрополитом Московским Дионисием и собором русских архиереев во епископа Коломенского. 9 января 1586 г. святитель был перемещен на древнюю Ростовскую кафедру с возведением в сан архиепископа, а 11 декабря 1587 года собором епископов поставлен первосвятителем Русской Церкви - митрополитом Московским и всея России.

26 января 1589 года, по благословению и при личном участии Константинопольского патриарха Иеремии II, митрополит Иов в Успенском соборе Московского Кремля был поставлен патриархом - первым патриархом Московским и всея России. Русское правительство, архипастыри и весь народ с радостью восприняли это знаменательное событие в истории Русской Церкви и государства. Каноническая подчиненность нашей Церкви Константинопольской была упразднена. В 1590 году на Соборе восточных иерархов была утверждена и каноническая самостоятельность Русской Церкви. Патриархи Константинопольский Иеремия, Антиохийский Иоаким, Иерусалимский Софроний, митрополиты, архиепископы и епископы, присутствовавшие на Соборе, определили русскому патриарху пятое место в диптихе патриархов - после Иерусалимского. Это решение было подтверждено и на Соборе 1593 года.

Главной целью всей деятельности патриарха Иова было укрепление в России Православия и духовной мощи Русской Церкви. Святитель Иов с усердием благоустраивал церковную жизнь. Он провел ряд мер, направленных на укрепление дисциплины среди клириков, на улучшение их нравственности и поддержание благочиния в храмах. Немало трудов святителя было направлено на духовное развитие народа, распространение Священного Писания и святоотеческих книг. Особенно важным было начатое святителем печатание богослужебных книг, которых повсеместно не хватало, а особенно в новопросвещенных землях - в Казани, Астрахани, Сибири. По благословению святителя Иова впервые были изданы: Триодь Постная (1589 г.), Триодь Цветная (1591 г.), Октоих (1594 г.), Минея Общая (1600 г.), Чиновник архиерейского служения (1600 г.) и Служебник (1602 г.). Святитель предпринял также некоторые меры по исправлению существовавших неточностей в богослужебных книгах. Сопоставляя древние списки, он отбирал лучшие, как образец для печатания. Патриарх Иов первым поставил дело книгопечатания на широкую основу.

При святителе Иове были прославлены некоторые русские святые: Василий Блаженный , преподобный Иосиф Волоколамский (святитель сам написал ему канон и «исправил службу»), святители Казанские Гурий и Варсонофий, благоверный князь Роман Угличский, преподобные Антоний Римлянин и Корнилий, блаженный Иоанн Московский, преподобные Игнатий Вологодский и Мартирий Зеленецкий. Некоторым святым, уже чтимым на Руси, были установлены новые дни празднования.

Свои личные средства и богатые царские подарки святитель Иов употреблял на милостыню и на строительство храмов. Только в Москве в период 1592 по 1600 гг. святитель построил двенадцать храмов. По благословению святителя Иова в Москве были построены Донской монастырь , Зачатьевский и Ивановский монастыри, во Владимирской епархии построена Лукианова пустынь, в Вятской епархии - Богоявленский Слободской монастырь. Строились монастыри в Сибири и в других епархиях: Курской, Новгородской, Псковской, Казанской, Астраханской, Тверской, Вологодской.

Святитель Иов был ревностным служителем Церкви и мудрым пастырем. Особенно эти черты проявились в его миссионерской деятельности, направленной на укрепление православной веры в отдаленных районах государства, а также в Грузии. При святителе Иове были вновь учреждены Псковская, Астраханская и Карельская епархии.

В этих епархиях и в Сибири строились храмы и монастыри. Патриарх Иов посылал туда миссионеров-священников. Семена Православия, посеянные патриархом Иовом, принесли в дальнейшем свои духовные плоды, благодаря которым сохранились и упрочились северные и южные пределы Русского государства.

В трудные времена государственной смуты в начале XVII века святитель Иов сохранил истинное христианское терпение, бесстрашие и мужество. Стремясь пресечь действия Лжедмитрия , он написал соборную грамоту киевскому князю Константину Отрожскому, в которой убеждал его не потворствовать обманщику, но передать его русским.

Патриотические воззвания он направлял в русские полки, боярам и воеводам. Среди общего народного смятения святитель Иов сохранял твердость духа и стремился внести организованность в неустойчивой обстановке. После смерти Бориса Годунова он первым выразил верность вдовствующей царице Марии и ее детям. За ним присягнули бояре и все жители Москвы. Однако не все поддержали святителя. Через некоторое время Лжедмитрий захватил Москву. Первосвятитель и молитвенник за весь русский народ, святой Иов бесстрашно обличал разрушителей государственного порядка, внесших нестроения и в Церковь Божию. Большую часть времени он проводил в молитве в Успенском соборе. Однажды во время Божественной литургии сторонники Лжедмитрия с позором вывели святителя из собора и повели на Лобное место, по дороге бесчестили и били. Через некоторое время святитель Иов, измученный, в простой черной рясе, был посажен на телегу и отвезен в заточение в Успенский Старицкий монастырь, где он начал свой иноческий подвиг. Святой Иов два года прожил в обители. Ослабленный и утративший зрение, он все время проводил в молитве.

После свержения Лжедмитрия святитель Иов не мог из-за немощи возвратиться на первосвятительский престол. На свое место он благословил митрополита Казанского Гермогена.

Святителя Иова отличали глубокая, чистая вера, любовь к ближним и отечеству, утверждение и защита Православия, жертвенное служение Церкви Христовой, подтвержденное его исповедничеством.

Святитель Иов мирно скончался 19 июня 1607 года и был погребен у западных дверей Успенского собора Старицкого монастыря. Впоследствии над могилой святителя была устроена часовня. В 1652 году при патриархе Иосифе (1642-1652) нетленные и благоуханные мощи святителя Иова были перенесены в Москву и положены около гробницы патриарха Иоасафа (1634-1640). От мощей святителя Иова происходили исцеления. Почитание патриарха Иова в лике святых отмечается в различных рукописях и агиографических изданиях. Имя его упоминается и в старинном месяцеслове в числе святых города Москвы. Свидетельства о святости патриарха Иова встречаются и в ряде агиографических источников: в «Полном месяцеслове Православного Востока», «Источниках русской агиографии», «Месяцеслове русских святых», «Книге, глаголемой описание о Российских святых». Во второй половине XVIII века между настенными изображениями собора Новоспасского монастыря было изображение патриарха Иова. В конце XIX века при архиепископе Тверском Димитрии (Самбикине; +1908) день кончины патриарха Иова воспоминался во всех городских храмах Тверской епархии. Тогда же, по благословению архиепископа Димитрия, была написана икона Тверских святых, на которой был изображен Святейший Патриарх Иов. В 1907 году Русская Православная Церковь праздновала 300-летие со дня блаженной кончины первого патриарха. Тогда же в «Тверских Епархиальных Ведомостях» было выражено пожелание духовенства Тверской епархии продолжить дело, начатое патриархом Иосифом по прославлению Святейшего Иова. Завершение канонического и литургического оформления почитания памяти святителя Иова произошло в наши дни. По благословению Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода имя святителя Иова внесено в число Собора Тверских святых.

Первое празднование Собора Тверских святых состоялось в июле 1979 года.

Для всероссийского почитания свт. Иов был канонизован на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 7-14 октября 1989 года.

Краткое житие святителя Иова, патриарха Московского и всея Руси

Пат-ри-арх Иов (в ми-ру Иоанн) ро-дил-ся в 30-е го-ды ХVI в. в се-мье по-сад-ских лю-дей го-ро-да Ста-ри-цы Твер-ской гу-бер-нии. От-ро-че-ские го-ды про-шли в Ста-риц-ком Успен-ском мо-на-сты-ре, ку-да отец от-дал его на вос-пи-та-ние. В этой оби-те-ли он при-нял мо-на-ше-ство с на-ре-че-ни-ем име-ни Око-ло 1569 го-да оби-тель по-се-тил царь Иоанн Гроз-ный, инок Иов при-влек к се-бе его бла-го-склон-ное вни-ма-ние и вско-ре был воз-ве-ден в сан ар-хи-манд-ри-та. В 1571-1572 го-дах он - на-сто-я-тель Си-мо-но-ва Успен-ско-го мо-на-сты-ря в Москве, в 1575-1580 го-дах - Но-воспас-ско-го. В 1581 го-ду ар-хи-манд-рит Иов был ру-ко-по-ло-жен в сан епи-ско-па Ко-ло-мен-ско-го. В 1586 го-ду стал ар-хи-епи-ско-пом Ро-сто-ва Ве-ли-ко-го и в 1587 го-ду - мит-ро-по-ли-том Мос-ков-ским. 23 ян-ва-ря 1589 г. при уча-стии пат-ри-ар-ха Кон-стан-ти-но-поль-ско-го Иере-мии со-сто-я-лось на-ре-че-ние, а 26 ян-ва-ря - тор-же-ствен-ное по-став-ле-ние мит-ро-по-ли-та Иова в пат-ри-ар-ха Мос-ков-ско-го и всея Ру-си.

Пат-ри-арх Иов еже-днев-но со-вер-шал Бо-же-ствен-ную ли-тур-гию, чи-тал на-изусть Еван-ге-лие, Псал-тирь и Апо-стол. «Во дни его не об-ре-те-ся че-ло-век по-до-бен ему, ни об-ра-зом, ни нра-вом, ни гла-сом, ни чи-ном, ни по-хож-де-ни-ем, ни во-про-сом, ни от-ве-том», - от-ме-ча-ет его жиз-не-опи-са-тель.

Со смер-тью ца-ря Фе-о-до-ра Иоан-но-ви-ча в 1598 го-ду пре-сек-лась муж-ская ли-ния ди-на-стии Рю-ри-ко-ви-чей, на-чал-ся пе-ри-од го-судар-ствен-ных нестро-е-ний, из-вест-ный в ис-то-рии Рос-сии как Смут-ное вре-мя. Пат-ри-арх Иов, бу-дучи уже ста-рым и боль-ным, со-ста-вил об-ли-чи-тель-ные гра-мо-ты, в ко-то-рых Лже-ди-мит-рий на-зван сво-им на-сто-я-щим име-нем бег-ло-го мо-на-ха Гри-го-рия От-ре-пье-ва, об-ман-щи-ка и са-мо-зван-ца. Эти гра-мо-ты отрез-ви-ли мно-гих, но Лже-ди-мит-рий успел за-ру-чить-ся под-держ-кой Поль-ши и Ва-ти-ка-на, обе-щая вве-сти в Рос-сии унию. В ян-ва-ре 1605 го-да пат-ри-арх Иов пре-дал ана-фе-ме Лже-ди-мит-рия и под-дер-жи-ва-ю-щих его из-мен-ни-ков. 13 ап-ре-ля 1605 го-да ско-ро-по-стиж-но скон-чал-ся царь Бо-рис Го-ду-нов. В Москве вспых-нул бунт, го-род был сдан са-мо-зван-цу и по-ля-кам. Пат-ри-арх Иов от-ка-зал-ся при-сяг-нуть Лже-ди-мит-рию и был низ-ло-жен. Слу-ги Лже-ди-мит-рия во-рва-лись в Успен-ский со-бор Крем-ля, чтобы убить пат-ри-ар-ха. Свя-ти-тель мо-лил-ся в это вре-мя пе-ред Вла-ди-мир-ской ико-ной Бо-жи-ей Ма-те-ри. Сто-рон-ни-ки са-мо-зван-ца со-рва-ли с пат-ри-ар-ха ар-хи-ерей-ское об-ла-че-ние и не да-ли окон-чить ли-тур-гию. Он пре-тер-пел мно-же-ство по-но-ше-ний и был со-слан в Ста-риц-кий Успен-ский мо-на-стырь. В кон-це дней сво-их он бла-го-сло-вил на пат-ри-ар-ше-ство мит-ро-по-ли-та Ка-зан-ско-го .

Через два го-да, 19 июня 1607 го-да, пат-ри-арх Иов скон-чал-ся и был по-гре-бен в Успен-ском Ста-риц-ком мо-на-сты-ре. В 1652 г. мо-щи свя-ти-те-ля пе-ре-не-се-ны в Моск-ву в Успен-ский со-бор. Про-слав-лен свя-ти-тель в 1989 г.

Полное житие святителя Иова, патриарха Московского и всея Руси

Пер-вый рос-сий-ский пат-ри-арх, свя-ти-тель Иов Мос-ков-ский (в ми-ру Иоанн) ро-дил-ся во вто-рой чет-вер-ти XVI ве-ка в древ-нем рус-ском го-ро-де Ста-ри-це в се-мье бла-го-че-сти-вых го-ро-жан. В дет-стве Иоанн обу-чал-ся гра-мо-те у на-сто-я-те-ля Успен-ско-го Ста-риц-ко-го мо-на-сты-ря ар-хи-манд-ри-та Гер-ма-на. От-рок лю-бил чи-тать Свя-щен-ное Пи-са-ние и знал неко-то-рые тек-сты Биб-лии на-изусть. Мо-на-стыр-ское вос-пи-та-ние воз-бу-ди-ло в нем же-ла-ние слу-жить Бо-гу в ино-че-ском об-ра-зе. По окон-ча-нии обу-че-ния (око-ло 1553 го-да) отец за-хо-тел его же-нить. В день вен-ча-ния юно-ша от-про-сил-ся у ро-ди-те-лей в оби-тель для бе-се-ды с ду-хов-ным стар-цем. При-дя к ар-хи-манд-ри-ту Гер-ма-ну, он упро-сил стар-ца по-стричь его в мо-на-ше-ство.

Бо-лее пят-на-дца-ти лет про-вел свя-той Иов в Ста-риц-кой оби-те-ли, прой-дя путь от по-слуш-ни-ка стар-ца Гер-ма-на до на-сто-я-те-ля. Под ру-ко-вод-ством опыт-но-го ду-хов-ни-ка мо-ло-дой инок вос-пи-тал в се-бе бес-ко-ры-стие и нес-тя-жа-тель-ность, по-слу-ша-ние и воз-дер-жа-ние, на-учил-ся сер-деч-ной мо-лит-ве и стро-го-му по-сту. Свя-той Иов от-ли-чал-ся глу-бо-ким сми-ре-ни-ем, кро-то-стью и ми-ло-сер-ди-ем. Он ни-ко-гда ни-ко-го не об-ли-чал и не оскорб-лял, всех ми-ло-вал и про-щал, а бу-дучи на-сто-я-те-лем, не столь-ко сло-вом, сколь-ко са-мой жиз-нью во-оду-шев-лял бра-тию к ду-хов-но-му де-ла-нию.

В 1571 го-ду свя-той Иов был на-зна-чен на-сто-я-те-лем Си-мо-но-ва мо-на-сты-ря в Москве. С усер-ди-ем ис-пол-няя воз-ло-жен-ное на него по-слу-ша-ние, свя-той Иов как на-сто-я-тель од-но-го из важ-ней-ших мо-на-сты-рей то-го вре-ме-ни при-ни-мал уча-стие в де-лах Церк-ви, а неред-ко и го-су-дар-ства. С 1575 го-да в те-че-ние ше-сти лет свя-той воз-глав-лял Но-воспас-ский мо-на-стырь.

16 ап-ре-ля 1581 го-да мит-ро-по-ли-том Мос-ков-ским Ди-о-ни-си-ем в со-слу-же-нии дру-гих рус-ских ар-хи-ере-ев ар-хи-манд-рит Иов был ру-ко-по-ло-жен во епи-ско-па Ко-ло-мен-ско-го. 9 ян-ва-ря 1586 го-да свя-ти-тель был пе-ре-ме-щен на древ-нюю Ро-стов-скую ка-фед-ру с воз-ве-де-ни-ем в сан ар-хи-епи-ско-па, а 11 де-каб-ря 1587 го-да со-бо-ром епи-ско-пов по-став-лен пер-во-свя-ти-те-лем Рус-ской Церк-ви - мит-ро-по-ли-том Мос-ков-ским и всея Рос-сии. 26 ян-ва-ря 1589 го-да, по бла-го-сло-ве-нию и при лич-ном уча-стии Кон-стан-ти-но-поль-ско-го пат-ри-ар-ха Иере-мии II, мит-ро-по-лит Иов в Успен-ском со-бо-ре Мос-ков-ско-го Крем-ля был по-став-лен пат-ри-ар-хом Мос-ков-ским и всея Рос-сии. Весь на-род с ра-до-стью вос-при-нял это зна-ме-на-тель-ное со-бы-тие в ис-то-рии Рус-ской Церк-ви и го-су-дар-ства. В 1590 го-ду на Со-бо-ре во-сточ-ных иерар-хов бы-ла утвер-жде-на и ка-но-ни-че-ская са-мо-сто-я-тель-ность Рус-ской Церк-ви. Рус-ско-му пат-ри-ар-ху бы-ло опре-де-ле-но пя-тое ме-сто в ди-пти-хе пат-ри-ар-хов - по-сле Иеру-са-лим-ско-го.

Свя-ти-тель Иов был рев-ност-ным слу-жи-те-лем Церк-ви и муд-рым пас-ты-рем. Свя-ти-тель с усер-ди-ем бла-го-устра-и-вал цер-ков-ную жизнь, за-бо-тил-ся о нрав-ствен-ном со-сто-я-нии кли-ри-ков, под-дер-жа-нии бла-го-чи-ния в хра-мах. Нема-лые его тру-ды бы-ли на-прав-ле-ны на ду-хов-ное раз-ви-тие на-ро-да, рас-про-стра-не-ние Свя-щен-но-го Пи-са-ния и свя-то-оте-че-ских книг. Осо-бен-но важ-ным бы-ло на-ча-тое свя-ти-те-лем пе-ча-та-ние бо-го-слу-жеб-ных книг, ко-то-рых по-все-мест-но не хва-та-ло, а осо-бен-но в но-во-про-све-щен-ных зем-лях По-вол-жья и Си-би-ри. По бла-го-сло-ве-нию свя-ти-те-ля Иова впер-вые бы-ли из-да-ны: Три-одь Пост-ная (1589), Три-одь Цвет-ная (1591), Ок-то-их (1594), Ми-нея Об-щая (1600), Чи-нов-ник ар-хи-ерей-ско-го слу-же-ния (1600) и Слу-жеб-ник (1602). Пат-ри-арх Иов пер-вым по-ста-вил де-ло кни-го-пе-ча-та-ния на ши-ро-кую ос-но-ву.

При свя-ти-те-ле Иове бы-ли про-слав-ле-ны мно-гие рус-ские свя-тые: Ва-си-лий Бла-жен-ный, пре-по-доб-ный (свя-ти-тель сам на-пи-сал ему ка-нон и «ис-пра-вил служ-бу»), свя-ти-те-ли Ка-зан-ские Гу-рий и Вар-со-но-фий, бла-го-вер-ный князь Ро-ман Уг-лич-ский, пре-по-доб-ные Ан-то-ний Рим-ля-нин и Кор-ни-лий Ко-мель-ский, бла-жен-ный Иоанн Мос-ков-ский, пре-по-доб-ные Иг-на-тий Во-ло-год-ский и Мар-ти-рий Зе-ле-нец-кий.

Свои лич-ные сред-ства и бо-га-тые цар-ские по-дар-ки свя-ти-тель Иов упо-треб-лял на де-ла ми-ло-сер-дия и стро-и-тель-ство хра-мов. Толь-ко в Москве в пе-ри-од с 1592 по 1600 год бы-ли по-стро-е-ны две-на-дцать хра-мов, ос-но-ва-ны Дон-ской, За-ча-тьев-ский и Ива-нов-ский мо-на-сты-ри. Стро-и-лись хра-мы и мо-на-сты-ри в Си-би-ри и дру-гих епар-хи-ях. При свя-ти-те-ле Иове про-во-ди-лась ак-тив-ная мис-си-о-нер-ская де-я-тель-ность в от-да-лен-ных рай-о-нах го-су-дар-ства, бы-ли вновь учре-жде-ны Псков-ская, Аст-ра-хан-ская и Ка-рель-ская епар-хии. Се-ме-на пра-во-сла-вия, по-се-ян-ные пат-ри-ар-хом Иовом, при-нес-ли в даль-ней-шем свои ду-хов-ные пло-ды, бла-го-да-ря ко-то-рым со-хра-ни-лись и упро-чи-лись се-вер-ные и юж-ные пре-де-лы Рус-ско-го го-су-дар-ства.

В труд-ные вре-ме-на го-судар-ствен-ной сму-ты на-ча-ла XVII ве-ка свя-ти-тель Иов со-хра-нил ис-тин-ное хри-сти-ан-ское тер-пе-ние, бес-стра-шие и му-же-ство. Он все-ми си-ла-ми пы-тал-ся пре-сечь дей-ствия Лже-д-мит-рия. Од-на-ко не все под-дер-жа-ли свя-ти-те-ля, по-это-му через неко-то-рое вре-мя Лже-д-мит-рий за-хва-тил Моск-ву. Пер-во-свя-ти-тель и мо-лит-вен-ник за весь рус-ский на-род, свя-той Иов бес-страш-но об-ли-чал раз-ру-ши-те-лей го-судар-ствен-но-го по-ряд-ка, внес-ших нестро-е-ния и в Цер-ковь Бо-жию. Боль-шую часть вре-ме-ни он про-во-дил в мо-лит-ве в Успен-ском со-бо-ре. Од-на-жды во вре-мя Бо-же-ствен-ной ли-тур-гии сто-рон-ни-ки Лже-д-мит-рия схва-ти-ли свя-ти-те-ля, бес-че-сти-ли, би-ли, а за-тем от-вез-ли в за-то-че-ние в Успен-ский Ста-риц-кий мо-на-стырь, где он на-чи-нал ко-гда-то свой ино-че-ский по-двиг. Свя-той Иов два го-да про-жил в оби-те-ли. Ослаб-лен-ный и утра-тив-ший зре-ние, он все вре-мя про-во-дил в мо-лит-ве. По-сле свер-же-ния Лже-д-мит-рия свя-ти-тель Иов не мог из-за немо-щи воз-вра-тить-ся на пер-во-свя-ти-тель-ский пре-стол и на свое ме-сто бла-го-сло-вил мит-ро-по-ли-та Ка-зан-ско-го .

Свя-ти-тель Иов мир-но скон-чал-ся 19 июня 1607 го-да и был по-гре-бен у за-пад-ных две-рей Успен-ско-го со-бо-ра Ста-риц-ко-го мо-на-сты-ря. Впо-след-ствии над мо-ги-лой свя-ти-те-ля бы-ла устро-е-на ча-сов-ня. В 1652 го-ду при пат-ри-ар-хе Иоси-фе (1642-1652) нетлен-ные и бла-го-ухан-ные мо-щи свя-ти-те-ля Иова бы-ли пе-ре-не-се-ны в Моск-ву и по-ло-же-ны око-ло гроб-ни-цы пат-ри-ар-ха Иоаса-фа (1634-1640). От мо-щей свя-ти-те-ля Иова про-ис-хо-ди-ли ис-це-ле-ния.

По-чи-та-ние пат-ри-ар-ха Иова в ли-ке свя-тых от-ме-ча-ет-ся в раз-лич-ных до-ре-во-лю-ци-он-ных ру-ко-пи-сях и агио-гра-фи-че-ских из-да-ни-ях. Во вто-рой по-ло-вине XVIII ве-ка меж-ду на-стен-ны-ми изо-бра-же-ни-я-ми со-бо-ра Но-воспас-ско-го мо-на-сты-ря бы-ло изо-бра-же-ние Пат-ри-ар-ха Иова.

В кон-це XIX ве-ка при ар-хи-епи-ско-пе Твер-ском Ди-мит-рии (Сам-би-кине) день кон-чи-ны пат-ри-ар-ха Иова вос-по-ми-нал-ся во всех го-род-ских хра-мах Твер-ской епар-хии. То-гда же по бла-го-сло-ве-нию ар-хи-епи-ско-па Ди-мит-рия бы-ла на-пи-са-на ико-на Твер-ских свя-тых, на ко-то-рой был изо-бра-жен свя-тей-ший пат-ри-арх За-вер-ше-ние ка-но-ни-че-ско-го и ли-тур-ги-че-ско-го оформ-ле-ния по-чи-та-ния па-мя-ти свя-ти-те-ля Иова про-изо-шло в на-ши дни. Сна-ча-ла по бла-го-сло-ве-нию свя-тей-ше-го пат-ри-ар-ха Пи-ме-на и Свя-щен-но-го Си-но-да имя свя-ти-те-ля Иова бы-ло вклю-че-но в Со-бор Твер-ских свя-тых (1979), а на Ар-хи-ерей-ском со-бо-ре Рус-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви 9 ок-тяб-ря 1989 го-да бы-ло уста-нов-ле-но об-ще-цер-ков-ное по-чи-та-ние свя-то-го.

Молитвы

Тропарь святителю Иову, патриарху Московскому и всея Руси

Правосла́вия побо́рниче,/ ве́ры Христо́вы испове́дниче,/ первоиера́рше Це́ркве Ру́сския,/ святи́телю о́тче И́ове,/ за ны Христа́ Бо́га моли́,/ ве́ру оте́ческую утверди́ти,/ грехо́в оставле́ние нам дарова́ти// и пода́ти ми́ру ве́лию ми́лость.

Перевод: Ревностный защитник Православия, веры во Христа , первоиерарх Церкви Русской, святитель отче Иов, о нас Христа Бога моли, веру предков утвердить, грехов отпущение нам даровать и подать миру великую милость.

Ин тропарь святителю Иову, патриарху Московскому и всея Руси

Да торжеству́ет Це́рковь Христо́ва/ и да ра́дуется град Москва́/ я́ко возсия́ свети́льник земли́ Росси́йския/ во испове́дании И́стины непоколеби́мый И́ов Патриа́рх,/ его́же моли́твами, Го́споди,/ вся собла́зны ми́ра сего́ и е́реси искорени́,/ лю́ди во благоче́стии наста́ви// и утверди́ в Правосла́вии.

Перевод: Да торжествует Церковь Христова и да радуется город Москва, так как воссиял светильник земли Российской, в исповедании Истины непоколебимый Патриарх Иов, по его же молитвам, Господи, все мира этого и благодатью .

Молитва святителю Иову, патриарху Московскому и всея Руси

О, пресла́вне о́тче наш И́ове, пе́рвенец во Патриа́рсех Росси́йских и ве́рный испове́дниче Христо́в! Во дни святи́тельства твоего́ му́дро Це́рковь Росси́йскую пасл еси́, лю́ди просвеща́я и утвержда́я сло́вом Христо́вы ве́ры, хра́мы и оби́тели созида́я, та́же Це́рковь Росси́йскую укрепля́я от мо́ря до мо́ря и да́же до грани́ц Сиби́рских. Тверд муж и испове́дник Правосла́вныя ве́ры яви́лся еси́, о́тче, во времена́ попуще́ния Бо́жия, та́же поруга́ние и изгна́ние подъе́м, во оби́тели пусты́нней, иде́же и чин и́ноческий прия́л еси́, ду́шу твою́ в ру́це Бо́жии све́тло пре́дал еси́. Не преста́й, свя́тче Бо́жий, первосвяти́телю Христо́в, лю́ди земли́ твоея́ укрепля́ти ве́ру Правосла́вную кре́пко держа́ти и во смире́нии пребыва́ти. Град сто́льный Москву́ сохрани́ и от нахожде́ния лю́тых изба́ви. О святи́телю прети́хий и прему́дрый! Сподо́би и нас све́тлости ра́ди жития́ твоего́ смиренному́дрию поучи́тися, да та́ко живу́ще, ми́рный коне́ц сподо́бимся прия́ти и Ца́рствие Христа́ Сы́на Бо́жия получи́ти сла́вными и ми́лостивыми моли́твами твои́ми. Ами́нь.