Концентрационный лагерь талергоф. Талергоф и Терезин – концентрационные лагеря для Русских. Хмурый полдень XXI век

«Хватали всех… Кто лишь признавал себя Русским.»

«… уничтожали только за то, что они «

« »

Власти Австро-Венгрия уничтожали русское население Буковины, Галиции, Угорской Руси. Людей уничтожали только за то, что они не желают писаться «украинцами» и переходить под опеку Ватикана.

Прикарпатские земли со времён Киевской Руси всегда были частью большого Русского мира. После бури пришедшей с востока эти русские земли попали под иго поляков и венгров.

«Несмотря на долгие годы неволи религиозной экспансии и национального угнетения, Русские Прикарпатской Руси старались сохранить свою этническую самоидентификацию, свою природную рускость…» (М. Смолин «Русь подяремная, Русская Галиция и мазепинство»)

«Война за национальное самосознание. Русских хотели заставить считать себя «украинцами». Вместо Русского языка решили навязать некий искусственный язык и искусственную письменность . Изобретателем этого фонетического правописания был Кулиш, но даже он возмутился действиям австрийских властей.»

«Вам известно, что правописание, прозванное у вас в Галиции «Кулишовка», изобретено мною… С целью облегчить науку грамоты для людей которым некогда долго учиться, я придумал упрощённое правописание. Но из него теперь делают политическое знамя. Полякам приятно, что не все Русские пишут одинаково… Видя это знамя в неприятельских руках я первый на него ударю и отрекусь от своего правописания во имя Русского единства» (Из письма П.Кулиша Я.Ф. Головацкому)

«Талергофская трагедия была трагедией всего Русского движения и всего народа Галичины. Масштабы этой трагедии, трагедии многих тысяч семей были бы несравненно более скромными, если бы не предательская роль украинофилов которые были пятой колонной Галицкого национального движения помошниками австрийской администрации и военщины» (Н.М. Пашаева «Очерки истории Русского Движения в Галичине 19-20 веков»)

«Хватали всех сплошь, без разбора. Кто лишь признавал себя Русским и Русское имя носил. У кого была найдена Русская газета или книга, икона или открытка из России. Хватали кого попало. Интеллигентов и крестьян, мужчин и женщин, стариков и детей, здоровых и больных. И в первую голову, конечно, ненавистных им Русских «попов», доблестныхпастырей народа, соль Русской земли. Хватали, надругались, гнали. Таскали по этапам и тюрьмам, морили голодом и жаждой, томили в кандалах и верёвках, избивали – до потери чувств. И наконец казнили. Расстрелы без счёта…Море мученической крови и сиротских слёз» (Ю.Яворский из работы «Террор в Галичине в первый период войны 1914-1915 годов»)

«Отступая к Перемышлю австрийские войска арестовали по пути 48 русских жителей. В перемышле несчастных встретили ехавшие верхом мадьяры…началось уже настоящее зверское избиение арестованных… били мадьяры-пехотинцы и мазепинцы… улица огласилась стонами и криками. «Не бить, а расстреливать» раздался резкий пронзительный голос майора. Тогда девушка – дочь священника – пала на колени пред распятием находившимся в нише дома и подняв к небу руки воскликнула: «Мать Божия, спаси нас!» Тут к девушке подскочил солдат-мадьяр и сильно ударил её по голове ручкой револьвера, а затем выстрелил ей в лоб… Началась стрельба. Стоны крики, ружейные выстрелы – всё смешалось вместе в какой-то дикий кошмарный хаос…» (Из газеты «Прикарпатская Русь» 1916год.)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________

«Во второй половине XIX в. в Австро-Венгрии начинается русинское возрождение. Оно воспринималось деятелями галицко-русского возрождения, как возврат к общерусской культуре, осознание своей принадлежности к единому русскому народу «от Карпат до Камчатки». В украинской историографии русинское возрождение получило название «москвофильского». По свидетельству М. Грушевского, «в руках москвофилов находились все национальные организации и в Галиции и на Буковине, не говоря уже о закарпатской «украине», а народовство конца 1860-х и затем 1870-х годов представлено было лишь небольшими кружками, бедными и материальными средствами и культурными силами». В то время термин «украинец» носил, как обоснованно считает Н. Пашаева, «скорее национально-политический характер». Это было «антирусское меньшинство».»

«С началом Первой мировой войны начались массовые репрессии против русинского населения. По заранее заготовленным спискам «политически неблагонадежных» была арестована почти вся русинская интеллигенция и тысячи крестьян. Зачастую расправы осуществлялись на месте, без суда и следствия. Так 15 сентября 1914 г. венгерские гонведы убили сорок четыре гражданских лица в Перемышле.»

«Репрессии коснулись австро-венгерской армии. Известна история расстрела солдат 80-го австрийского пехотного полка, набранного из крестьян Бродского, Каменецкого и Золочевского уезда Галичины за отказ воевать на русском фронте. В 1915 и 1916-1917 гг. в Вене прошло два политических процесса, на которых обвинялась сама идея единства русского народа и русского литературного языка. На скамье подсудимых были депутаты австрийского парламента, интеллигенты, крестьяне. Большинство обвиняемых (среди них Д. Марков, В. Курылович, К. Богатырец, И. Цурканович) было приговорено к смерти.»

«Мест в тюрьмах не хватало (к 28 августа 1914 г. только во Львове оказалась около 2000 узников) и тогда австро-венгерские власти создали первые в Европе концентрационные лагеря Талергоф в Штирии, Терезин в Северной Чехии и другие. Эти концлагеря были предвестниками нацистких концлагерей Дахау, Освенцима, Треблинки. Среди австрийских концлагерей Талергоф, по свидетельству узника Талергофа и Терезина В. Ваврика, «был лютейший застенок из всех австрийских тюрем в Габсбургской империи».»

«Лагерь представлял собой участок невозделанного поля в виде длинного четырехугольника в пяти километрах от Абтиссендорфа и железной дороги. На первых порах эту площадь солдаты отделили деревянными кольями и колючей проволокой. Со временем лагерь Талергоф расширился. Первую партию русинов пригнали в Талергоф 4 сентября 1914 года. В официальном рапорте фельдмаршала Шлеера от 9 ноября 1914 года сообщалось, что в Талергофе в то время находилось 5700 русофилов.»

«До зимы 1915 года в Талергофе не было бараков. Люди лежали на земле под открытым небом в дождь и мороз. Заключенных косили болезни и антисанитария.»

«В ходе Галицийской битвы русские войска 21 августа (3 сентября) 1914 г. взяли Львов, а к 8 (21) сентября 1914 г. была занята вся Восточная, часть Западной Галиции и почти вся австрийская часть Буковины с Черновцами. В конце мая 1915 г. германо-австрийским войскам удалось прорвать фронт и русская армия вынуждена была временно оставить Восточную Галицию. Множество галичан бежало при приближении германо-австрийских войск в Россию, опасаясь мести со стороны австро-венгерских властей. Только за последнюю неделю перед оставлением Львова канцелярией генерал-губернатора было выдано 10 926 пропусков. Причем пропуска давались на мужчин призывного возраста 18-50 лет, а в пропуске указывалось количество членов его семьи. Тысячи беженцев покидали свои родные места без пропусков. Множество галичан нашли приют в Ростове-на-Дону, где была даже образована специальная гимназия для их детей. Заняв Восточную Галицию австро-венгерские власти возобновили репрессии с новой силой. Комендант Львова генерал Римль, назначенный на этот пост после отступления русских войск, в своем секретном рапорте написал, что галицкие русские делятся на две группы: русофилов и украинофилов. Ввиду того, что русофилы являются государственными изменниками, «следует их беспощадно уничтожать».»

Из свидетельства Александра Маковского:

За мал?йшую оплошность кололи на смерть. Ежедневно утромъ лежало подъ бараками по н?сколько окровавленныхъ труповъ… Помню, какъ однажды закололъ солдатъ одного крестьянина возл? котла во время раздачи об?да. Давка была невозможная. Нажимавшіе сзади и толкнули переднихъ и такимъ образомъ челов?ческая волна заколыхалась. Ближайшій изъ арестованныхъ стоявшій рядомъ съ карауломъ нехотя толкнулъ солдата, за что пришлось ему заплатить жизнью… Иной разъ былъ я свид?телемъ подобнаго случая, разыгравшагося подъ баракомъ. Солдатъ нанесъ закутому въ ц?пи политическому 13 колотыхъ ранъ, и тутъ же бросилъ его на солому, на произволъ судьбы.

Вот что писал бывший узник концлагеря Талергоф Василий Ваврик в своей книге «Терезин и Талергоф» (Львов, 1928)

«Это был лютейший застенок изо всех австрийских тюрем в Габсбургской империи.

Смерть в Талергофе редко бывала природной: там ее прививали ядом заразных болезней. По Талергофу триумфально прогуливалась насильственная смерть. О каком-нибудь лечении погибавших речи не было. Враждебным отношением к интернированным отличались даже врачи.»

«О здоровой пище и думать не приходилось: терпкий хлеб, часто сырой и липкий, изготовленный из смеси самой подлой муки, конских каштанов и тертой соломы, покрашенная начерно вода, самые подлые помои гнилой картошки и свеклы, грязь, гнезда насекомых были причиной неугасаемой заразы, жертвами которой падали тысячи молодых, еще вполне здоровых людей из среды крестьянства и интеллигенции.

Для запугивания людей, в доказательство своей силы тюремные власти тут и там по всей талергофской площади повбивали столбы, на которых довольно часто висели в невысказанных мучениях и без того люто потрепанные мученики.»

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

В. Р. Ваврик

«ТЕРЕЗИН И ТАЛЕРГОФ «

К 50-летней годовщине трагедии Галицко-Русского народа. Издал протоиерей Р. Н. Самело 1966 г.

(избранное)

В деревне Волощине, уезде Бобрка, мадьяры привязали веревкою к пушке крестьянина Ивана Терлецкого и поволокли его по дороге. Они захлебывались от хохота и радости, видя тело русского поселянина, бившееся об острые камни и твердую землю, кровоточившее густою кровью. В деревне Буковине того -же уезда, мадьярские гусары расстреляли без суда и допроса 55-летнего крестьянина Михаила Кота, отца 6 детей. А какая нечеловеческая месть творилась в селе Цуневе Городоского уезда! Там австрийские вояки арестовали 60 крестьян и 80 женщин с детьми. Мужчин отделили от женщин и поставили их у деревьев. Солдат-румын забрасывал им петлю на шеи и вешал одного за другим. Через несколько минут остальные солдаты снимали тела, а живых докалывали штыками. Матери, жены и дети были свидетелями этой дикой расправы. Можно ли передать словами их отчаяние? Нет, на это нет слов и силы! В с. Залужье того же уезда солдаты зверски расстреляли 5 крестьян: Ивана Коваля, Ивана Михайлишина, Григория Снеда, Станислава Дахновича и Василия Стецыка, а в соседнем селе Великополе из 70-ти арестованных крестьян мадьяры закололи штыками: Ивана Олиарника, Семена Бенду, Василия Яцыка, Василия Кметя, Марию Кметь, Павла Чабана, которому раньше переломили руки. И этого им было мало! Уходя, они забрали с собой малолетних девочек.

Западная окраина Галицкой Руси испокон века заселена горским племенем лемков по Бескидам Западных Карпат и находилась под самым тяжелым обухом австро-мадьярского разбоя. Здесь, после потери восточной Галичины, скопились австрийские “патриоты”. От доносчиков кишело. Ввиду того, что этот русский уголок непоколебимо стоял при Руси, то не удивительно, что злоба украинских приверженцев всячески стремилась использовать подходящее для себя время, чтобы избавиться от упрямых русинов-лемков. Доносами занимались не только жандармы, сельские писари и войты, но и учителя, и даже духовные лица. Вскоре, после доносов пособников Австрии, была подвергнута повальному аресту вся русская лемковская интеллигенция: священники, адвокаты, судьи, педагоги, студенты и даже гимназисты, не говоря о крестьянстве обоих полов.

Ротмистр дьявольски захохотал, и мелом начертил на груди рясы священника черту, как прицел для стрелков. Затем он выставил охрану из четырех человек вокруг беззащитного пленника. Вокруг воцарилась гробовая тишина.

Староста Митшка вынул из сумки приговор и зачитал его. Раздалась краткая команда и щелкнули карабины. Эхо выстрелов раздалось в закоулках тюрьмы и опять воцарилась гробовая тишина на тюремном подворье, будто на кладбище. И в этой тишине раздался голос о. Максима: “Да здравствует русский народ!; Да здравствует святая, православная вера! — понижая голос продолжал он. Да здравствует славянская идея! — окончил он едва слышным голосом. ”

Сильный организм о. Максима не сдавался насильственной смерти. Тело его сползло по стене на землю и в конвульсиях корчилось на каменных плитах. Один из жандармов добил его выстрелом из револьвера. Так умер о. Максим, русский, православный священник.

…студент Антоний Сандович, не в силах был молчать. Он смело опровергнул выдумки криводушных свидетелей, фальшивые, бестолковые выводы следственных судей и не побоялся им заявить, что судить надлежит за злодеяния, а не за идею, веру и историческую правду.

У меня нет ни малейших причин для того, чтобы скрывать принадлежность к Руси, за которую и смерть мне не страшна. Гибель моего отца и моя, и даже гибель всех русских галичан не в силах спасти такую огромную державу, как Австро-Венгрия. Этот вопрос решит ее армия. История чистая и правдивая, потребует ответа за все наши жертвы, тем более, что никто из нас не пойман с оружием в руках против австрийской армии. У вас власть судить, потому пользуетесь ею!”

Депутат австрийского парламента, чех Юрий Стршибрны 14 июня 1917 года отметил в своей речи, что имеет точные данные от 70-ти талергофцев о том, что в Талергофе мучители зарыли в землю общим числом 2000 мертвецов. Депутат того-же парламента, поляк Сигизмунд Лясоцкий лично собрал ведомости о Талергофе на месте неслыханных злодеяний и подчеркнул в своей речи 12-го марта 1918 года, что в талергофе до 20 февраля 1915 года лежало 1360 тяжело больных, из которых 1100 умерло в страшных условиях. В то время возникло 464 заболевания пятнистого тифа, как результат сильного голода и нечистоты. В продолжение полутора лет вымерло 15% талергофцев, т.е. свыше 3000 галичан и буковинцев.

В барак, где сидели православные священники, пришли два солдата и спросили: — есть ли здесь русские, некатолические священники. Вышли двое пожилых пленных. Солдаты запрягли их вместо лошадей и возили на них огромную бочку с водой. Старики, заливаясь горячим потом, падали от усталости на землю, но немцы на это не обращали внимание, били их прикладами, подгоняя вперед.

Муки в Талергофе продолжались от 4 сентября 1914 года до 10-го мая 1917года. В официальном рапорте фельдмаршала Шлеера от 9 ноября 1914 года сообщалось, что в Талергофе в то время находилось 5700 руссофилов. Из публикации Василия Маковского узнаем, что осенью того же года там было около 8000 невольников. Не подлежит, однако, сомнению, что через талергофское чистилище и горнило прошло не менее 20000 русских галичан и буковинцев. Администрация Талергофа считала только живых, на умерших не обращала внимание, а число их, как выше сказано, было все-таки внушительным. Талергофский лагерь постоянно пополнялся все новыми и новыми партиями заключенных из-за наступления русской армии. Не было в русском Прикарпатье села или семьи не пострадавших от захватчиков. Мало того! Не редким явлением в 1914 — 1915 годах были массовые аресты целых селений. Кажется, что 30000 будет не полной цифрой всех жертв в пределах Галицкой Руси. Украинские хитрецы и фальсификаторы истории пускают теперь в народ всякие блахманы, будто в Талергофе мучились “украинцы”. Пусть укаринцы, но украинцы типа Зубрицкого, Наумовича, Гоголя, которые Прикарпатскую Русь, Волынь, Подолье и Украину считали частями Русской Земли. Горсточка “самостицных” укаринцев, которые в военном замешательстве, по ошибке или по доносам своих личных противников, попали в Талергоф, очень скоро, благодаря украинской комиссии в Граце во главе с д-ром Иваном Ганкевичем, получили свободу. В бредни украинских подлогов никто не поверит, ибо как могли в Талергофе томиться укаринцы за украинскую “идею”, когда Австрия и Германия создали самостийну Украину?»

«…убедились в том, что украинская пропаганда на Галицкой Руси — Это чужая петля на ее шею. Они не поверили в обман, будто уже древний греческий историк знал Украину, будто Украина древнее Руси, будто Украина и Русь одно и тоже. Они заглянули в летопись Нестора и ничего в ней не вычитали про Украину, зато узнали “откуда пошла есть земля Русская”. Они внимательно прочли “Слово о полку Игореве” и не нашли в этом удивительном памятнике XII ст. Ни одного слова про Украину, но нашли Русь от Карпат, от Галича до Дона и Волги, от Черного моря до Немана. Они должны были признать темной клеветой, будто князь Владимир Святославович княжил на Украине, а не на Руси, будто князь Ярослав Владимирович собрал законы в украинскую, а не “Русскую правду”. Перебирая памятник за памятником, они пришли к заключению, что аскет Иоанн Вишневский, писатель XVII ст., обращал свои высокоидейные послания к Руси и защищал славяно-русский язык, который ярые украинцы совсем отюрасывают, что Зубрицкий, “русская троица” Вагилевич, Шашкевич и Головацкий, Дедицкий, Гушалевич, Шараневич, Наумович, Залозецкий, Хиляк, Мышковский,Мончаловский, Полянский, Яворский, Свистун, Вергун, Марков, Глушкевич, Бендасюк и много других галицких историков и писателей завещали своим потомкам Русь, как наибольшее сокровище.

Защитники Руси нашли самую сильную опору в массах галицкого народа. Крестьянину трудно было сразу перекреститься с русина на украинца. Ему тяжело было потоптать то, что было для него святым и дорогим. Еще тяжелее было ему понять, почему украинские профессора как то туманно, хитро и блудно меняют Русь на Украину и путают одно имя с другим. Всем своим существом народ осознал, что творится неправда, фальш, измена, тем более, что предводители украинской затеи явно и открыто перешли на сторону немецкого и мадьярского террора в злыдни войны. Для народных масс непонятна была проповедь звериной ненависти к “москалям”, т.е. великоруссам. Верной интуицией, непосредственным восприятием угадывали и чувствовали родство с ними, как и с белоруссами, считая их самыми близкими племенами своей малорусской народности. Чем сильнее был напор на Русь, тем упорнее становилась ее защита на Карпатах. За Русь на виселицы, на расстрелы, на издевательства и муки в Терезине, Талергофе, Вене и других вязницах и концлагерях Австро-Венгрии шли тысячи за тысячами, и страдали, и умирали за русскую веру своих предков, за русскую церковь, за русскую икону, за русское слово, за русскую песню, за русскую душу, за русское сердце, за русскую волю, за русскую землю, за русскую честь и совесть.»

Шли Галича сыны в чужбину,
Предлинными рядами шли
И грусть и жгучую кручину
Родных Карпат с собой несли.
Все шли под клекот беснованья,
Под брязг оков и лязг цепей,
И вопль последнего прощанья,
Как вихрь стонал из их грудей.
Все шли и падали в истоме
От пуль, прикладов и штыков,
В песке, завшивленной соломе
Нашли проклятый Талергоф. *

Массовый геноцид галицких и буковинских русинов в годы Первой мировой войны до сих пор не получил должного освещении в современной историографии. В советские времена русинская тематика была под запретом. Официальную российскую историографию, похоже, данная тема не интересует. Украинские исследователи сегодня в большинстве своем стоят на позициях диаспоральной историографии, которая в годы холодной войны пыталась навязать тезис о якобы различном этническом происхождении украинцев (малороссов и русинов) и великороссов (современных русских) и существующем между ними многовековом этническом антагонизме. Изучение событий, произошедших в годы Первой мировой войны на землях современной Западной Украины позволит переосмыслить некоторые постулаты, введенные в научный и массовый оборот советскими и украинскими эмигрантскими историками после 1917 г.

Перед Первой мировой войной большая часть земель, населенных русинами (1), оказалась в составе Австро-Венгрии (Восточная Галичина - с 1772, Буковина - с 1774 г., Угорская (Подкарпатская) Русь - в составе Венгерского королевства с XIII в.). Исследователи определяют численность русинов на территории Австро-Венгрии к началу XX в. от 3,1 до 4,5 млн. человек.

Во второй половине XIX в. в Австро-Венгрии начинается русинское возрождение. Оно воспринималось деятелями галицко-русского возрождения, как возврат к общерусской культуре, осознание своей принадлежности к единому русскому народу «от Карпат до Камчатки». В украинской историографии русинское возрождение получило название «москвофильского». По свидетельству М. Грушевского, «в руках москвофилов находились все национальные организации и в Галиции и на Буковине, не говоря уже о закарпатской Украине, а народовство конца 1860-х и затем 1870-х годов представлено было лишь небольшими кружками, бедными и материальными средствами и культурными силами» (2). В то время термин «украинец» носил, как обоснованно считает Н. Пашаева, «скорее национально-политический характер» (3). Это было «антирусское меньшинство» (4).

Накануне Первой мировой войны австро-венгерские власти предприняли ряд мер против набиравшего силу русинского движения. Одним из «эффективных» средств стало обвинение в шпионаже в пользу России. С 1909 г. начинается волна арестов в австрийской части Буковины. В 1910 г. австро-венгерские власти закрывают большинство русинских организаций в крае. В 1913 г. в Угорской Руси начинается второй Мармарош-Сигетский процесс, на котором 32 обвиняемых приговорили в общей сложности к 39,5 годам заключения за переход в православие. Во Львове перед самой войной прошел нашумевший процесс против двух православных священников Игнатия Гудимы и Максима Сандовича, С.Ю. Бендасюка и студента-юриста В.А. Колдры, которые два с половиной года просидели в тюрьме без предъявления обвинений и затем были оправданы (5).

С началом Первой мировой войны начались массовые репрессии против русинского населения. По заранее заготовленным спискам «политически неблагонадежных» была арестована почти вся русинская интеллигенция и тысячи крестьян. Зачастую расправы осуществлялись на месте, без суда и следствия. Так 15 сентября 1914 г. венгерские гонведы убили сорок четыре гражданских лица в Перемышле (6).

Репрессии коснулись австро-венгерской армии. Известна история расстрела солдат 80-го австрийского пехотного полка, набранного из крестьян Бродского, Каменецкого и Золочевского уезда Галичины за отказ воевать на русском фронте. В 1915 и 1916−1917 гг. в Вене прошло два политических процесса, на которых обвинялась сама идея единства русского народа и русского литературного языка. На скамье подсудимых были депутаты австрийского парламента, интеллигенты, крестьяне. Большинство обвиняемых (среди них Д. Марков, В. Курылович, К. Богатырец, И. Цурканович) было приговорено к смерти. Впоследствии смертную казнь заменили на пожизненное заключение, а весной 1917 г. заключенных амнистировали.

Мест в тюрьмах не хватало (к 28 августа 1914 г. только во Львове оказалась около 2000 узников) и тогда австро-венгерские власти создали первые в Европе концентрационные лагеря Талергоф в Штирии, Терезин в Северной Чехии и другие. Эти концлагеря были предвестниками нацистких концлагерей Дахау, Освенцима, Треблинки. Среди австрийских концлагерей Талергоф, по свидетельству узника Талергофа и Терезина В. Ваврика, «был лютейший застенок из всех австрийских тюрем в Габсбургской империи».

Лагерь представлял собой участок невозделанного поля в виде длинного четырехугольника в пяти километрах от Абтиссендорфа и железной дороги. На первых порах эту площадь солдаты отделили деревянными кольями и колючей проволокой. Со временем лагерь Талергоф расширился. Первую партию русинов пригнали в Талергоф 4 сентября 1914 года. В официальном рапорте фельдмаршала Шлеера от 9 ноября 1914 года сообщалось, что в Талергофе в то время находилось 5700 русофилов.

До зимы 1915 года в Талергофе не было бараков. Люди лежали на земле под открытым небом в дождь и мороз. Заключенных косили болезни и антисанитария.

Охрана морила голодом и избивала заключенных. Очевидцами описаны многочисленные случаи убийств и издевательств.

Депутат австрийского парламента, чех Юрий Стршибрны отметил в своей речи 14 июня 1917 года, что имеет сведения от 70-ти заключенных, что в Талергофе умерло 2000 человек. Депутат того же парламента, поляк Сигизмунд Лясоцкий лично собрал ведомости о Талергофе на месте и в своей речи 12 марта 1918 года сказал, что в Талергофе до 20 февраля 1915 года лежало 1360 тяжело больных, из которых 1100 умерло в страшных условиях. В то время 464 человек заболело тифом. В течение полутора лет умерло 15% талергофцев, т. е. свыше 3000 галичан и буковинцев.

Через Талергоф прошло не менее 20 000 русских галичан и буковинцев. Талергофский лагерь постоянно пополнялся новыми партиями заключенных. В Прикарпатье не было села или семьи не пострадавших от австро-венгерских властей. В 1914-1915 гг. нередким явлением были массовые аресты целых селений.

Тысячи людей были заключены в Терезинской крепости. Они должны были весь день выполнять грязную работу в крепости и городе: чистить улицы, каналы, уборные в заразных лазаретах, трудиться в огородах и в поле. Большую поддержку узникам оказывало местное чешское население. Заключенных Терезина через некоторое время отправляли в Талергоф (7).

В ходе Галицийской битвы русские войска 21 августа (3 сентября) 1914 г. взяли Львов, а к 8 (21) сентября 1914 г. была занята вся Восточная, часть Западной Галиции и почти вся австрийская часть Буковины с Черновцами. В конце мая 1915 г. германо-австрийским войскам удалось прорвать фронт и русская армия вынуждена была временно оставить Восточную Галицию. Множество галичан бежало при приближении германо-австрийских войск в Россию, опасаясь мести со стороны австро-венгерских властей. Только за последнюю неделю перед оставлением Львова канцелярией генерал-губернатора было выдано 10 926 пропусков. Причем пропуска давались на мужчин призывного возраста 18−50 лет, а в пропуске указывалось количество членов его семьи. Тысячи беженцев покидали свои родные места без пропусков. Множество галичан нашли приют в Ростове-на-Дону, где была даже образована специальная гимназия для их детей (8). Заняв Восточную Галицию австро-венгерские власти возобновили репрессии с новой силой. Комендант Львова генерал Римль, назначенный на этот пост после отступления русских войск, в своем секретном рапорте написал, что галицкие русские делятся на две группы: русофилов и украинофилов. Ввиду того, что русофилы являются государственными изменниками, «следует их беспощадно уничтожать» (9).

Талергофский лагерь просуществовал с сентября 1914 по май 1917 г. После смерти императора Франца-Иосифа новый император Карл I распорядился выпустить всех заключенных. В своем рескрипте от 7 мая 1917 г. он написал: «Все арестованные русские невиновны, но были арестованы, чтобы не стать ними», тем самым признав, что действия австро-венгерских властей были направлены против целой этнической группы.

По некоторым оценкам, австро-венгерские власти уничтожили во время Первой мировой войны не менее 60 тыс. русинов, подданных Австро-Венгрии: стариков, мужчин, женщин, детей (10).

Талергоф стал для русинов Русской Голгофой, священным местом мученичества за общерусскую идею. С 1924 г. начинает выпускаться «Талергофский альманах», где приведены документальные свидетельства, воспоминания очевидцев и жертв геноцида. В предисловии к первому выпуску видный деятель русинского возрождения Ю. Яворский написал: «Печальная и жуткая эта книга. Потрясающая книга бытия, искуса и мук многострадальной Галицкой Руси в кошмарные дни минувшего грозного лихолетья. Прославный помянник безвинно выстраданной ею искупительной, вечерней жертвы за Единую, Святую Русь!» (11). В 1928 и 1934 гг. во Львове были проведены Талергофские съезды. Последний собрал более 15 тыс. участников. На Лычаковском кладбище во Львове был сооружен памятник жертвам Талергофа. На нем сделали надпись: «Жертвам Талергофа 1914−1918. Галицкая Русь». Подобные памятники возникли во многих населенных пунктах Галичины.

Талергофское кладбище «Под соснами» было ликвидировано в 1936 г. Прах мучеников был перезахоронен в братской могиле на кладбище в деревне Фельдкирхен. Согласно международному соглашению по охране военных могил, на братской могиле построена часовня и внутри ее помещена надпись «Вдали от Родины здесь покоятся 1767 мужчин, женщин и детей из Галичины и Буковины, жертв мировой войны 1914−1917 гг.»

Во втором выпуске «Талергофского альманаха» приведены прекрасные слова: «А как быть с недавним прошлым? Должно ли оно быть забытым? Нет, это было бы преступлением, большим того, какое совершили враги. Пусть же кровь галицко-русского народа, его страдания, слезы жен и детей, вдов и сирот, пепелища его усадьб и селений, будут, хотя бы в маленькой части, занесены на страницы истории русского народа» (12).

Сегодня на Украине не любят вспоминать об этих трагических событиях. Ведь они не вписываются в общий контекст культивируемого там исторического мифа. Современный украинский публицист О. Бузина в своей книге «Тайная история Украины-Руси» посвятил вышеизложенным событиям специальную главу «Концлагерь для неправильных галичан». В конце ее он задал вопрос:

«Милая Австрия с вальсами и опереттами, как же ты любила своих украинских (на мой взгляд, уместно было бы взять слово „украинских“ в кавычки - С.С.) подданных! Интересно, родственники и однофамильцы жертв помнят об этой „любви“? А если помнят, почему молчат?» (13)
Действительно, почему?

* - Из Пролога к переизданию «Талергофского альманаха» (вышел под названием «Галицкая Голгофа» (Trumbuull, Conn., 1964)).

Примечания

1. Русин - самоназвание населения Древней Руси. Сам этноним «русин» - производное от слова Русь. Он упоминается в литературных памятниках с X в. (в частности, в текстах договоров с греками князя Олега (912 г.) семь раз, князя Игоря (945 г.) - шесть, в «Русской правде»). Долгое время данный этноним сохранялся на всей территории, входившей в состав Древнерусского государства. Тверской купец Афанасий Никитин писал в «Хождении за три моря» (XV в.): «А в том в Чюнере хан у меня взял жеребца, а уведал, что яз не бесерменянин - русин». К середине XIX в. этноним «русин» оставался широко распространенным в качестве самоназвания населения Карпатской Руси (Галичина, Буковина, Угорская Русь), чьи земли находились под владением Австро-Венгрии, а также населения севера Бессарабии и Холмщины. Австро-венгерские власти называли своих русских подданных русины, рутены (нем. Russinen, Rutnenеn), в отличие от русских (российских подданных). Сами русины называли себя в единственном числе русин, а во множественном числе - русскими, веру свою - русскою, свой народ и язык - русскими. В свою очередь русины подразделялись на ряд этнокультурных групп: бойки, лемки, подоляне, гуцулы, покутяне, верховинцы, долиняне и другие. Второй этноним населения Карпатской Руси - руснак. Население Карпатской Руси издавна проживало в соседстве с католиками-поляками. Само слово «руснак» возникло как противопоставление этнониму «поляк». Подробнее см.: Суляк С. Русины в истории: прошлое и настоящее // Международный исторический журнал «Русин» [Кишинев]. 2007. № 4 (10). С. 29−30.
2. Грушевский М. Иллюстрированная история Украины. Новое дополненное издание. Донецк, ООО ПКФ «БАО», 2002. С. 540.
3. Пашаева Н. Очерки истории русского движения в Галичине XIX- XX вв. М., Издательство «Имперская традиция», 2007. С. 8.
4. Ульянов Н.И. Происхождение украинского сепаратизма. М., Издательство «Индрик», 1996. С. 213.
5. Суляк С. Русины в период Первой мировой войны и русской смуты // Международный исторический журнал «Русин» [Кишинев]. 2006. № 1 (3). С. 47−48.
6. Нагаєвський I. Iсторiя української держави. Київ, Видавництво «Український письменник», 1994. С. 56. Подробнее см: Мадьярскi гонведи убiйцi 44-ох в Перемишлi в 1914 р. Львов, 1937.
7. Подробнее см: Ваврик В.Р. Терезин и Талергоф // Геноцид карпаторусских москвофилов - замолчанная трагедия XX в. М., 2007. С. 69−111. Там же опубликована «Библиография Талергофа» Р.Д. Мировича. С. 111−144. Электронная версия книги см. http://www.ukrstor.com
8. Пашаева Н. Очерки истории русского движения в Галичине XIX- XX вв. М., 2007. С. 114−115.
9. Талергофский альманах. Пропамятная книга австрийских жестокостей, изуверств и насилий над карпато-русским народом во время всемирной войны 1914−1917 гг. Выпуск первый. Львов, 1924. Издание «Талергофского комитета». Типография Ставропигийского института под управлением А.И. Яськова. С. 30−31. Всего вышло 4 сборника (в 1924, 1925, 1930, 1932 гг.). Электронные версии размещены на сайте http://www.ukrstor.com Были переизданы в сборнике «Русская Галиция и „мазепенство“» (М., Издательство «Имперская традиция», 2005).
10. Талергофский альманах // Русская Галиция и «мазепинство». М., Издательство «Имперская традиция», 2005. С. 210.
11. Талергофский альманах. Пропамятная книга австрийских жестокостей, изуверств и насилий над карпато-русским народом во время всемирной войны 1914−1917 гг. Выпуск первый. С.VII.
12. Талергофский альманах. Пропамятная книга австрийских жестокостей, изуверств и насилий над карпато-русским народом во время всемирной войны 1914−1917 гг. Выпуск второй. Львов, 1925. Издание «Талергофского комитета». Типография Ставропигийского института под управлением А.И. Яськова. С. VII.
13. Бузина О. Тайная история Украины-Руси. К., Издательство «Довiра», 2006. С. 290.
Доклад был прочитан 15 октября 2008 г. на научно-теоретической конференции «Славянские чтения - V» (Славянский университет Республики Молдова, г. Кишинев).
Сергей Суляк,
кандидат исторических наук, президент Общественной ассоциации «Русь»

Получено Русской линией в рассылке Информационного Центра Всеукраинского Объединения «Русское Содружество»

Талергоф и Терезин - концлагеря для русинов November 5th, 2012

Как и вообще упоминания о геноциде в ХХ веке.
Однако о том, с чего все начиналось, почти никогда не вспоминают.
А начиналось, если не брать англо-бурские войны, с геноцида русских людей —
вернее, карпатских русин на территории Галиции,
входившей в состав Австро-Венгерской империи.

Надо иметь в виду, что геноцид осуществлялся по прямому указанию Ватикана.

Русины — прямые и наиболее чистые потомки древнейшей Руси.
На самом деле "русин" и "русский" — одно и то же.


"Русины" упоминаются в "Русской Правде".
Так называлось население Руси и Киевской, и Новгородской, в дальнейшем и
Московской, и Литовской.
В XVI-XVII вв. это по преимуществу самоназвание всего народа Западной Руси —
нынешней Украины.

Оно сохранялось в значительной степени и в следующие столетия.
В XVIII-XIX вв. значительная часть карпатских русин проживала в пределах
Австро-Венгерской империи.

Во второй половине XIX в. начинается русинское возрождение, которое воспринималось самими русинами как возврат к принадлежности к единому русскому народу
"от Карпат до Камчатки", а также от унии к Православию.

Слово "украинец" означало тогда "антирусское меньшинство"
(см. Н.М. Пашаева "Очерки истории Русского Движения в Галичине 19-20 веков").

Накануне Первой мировой войны австро-венгерские власти закрывают большинство русинских организаций в Галиции.
В 1913 г. в Угорской Руси начинается Мармарош-Сигетский процесс,
на котором 32 обвиняемых приговорили в общей сложности к 39,5 годам
заключения за переход в Православие.

Во Львове перед самой войной прошел нашумевший процесс против двух православных священников Игнатия Гудимы и Максима Сандовича, С.Ю. Бендасюка
и студента В.А. Колдры, которые два с половиной года просидели в тюрьме без предъявления обвинений и затем были оправданы.

В 1914 г. уже "хватали всех сплошь, без разбора.
Кто лишь признавал себя русским и русское имя носил.
У кого была найдена русская газета или книга, икона или открытка из России.
Хватали кого попало. Интеллигентов и крестьян, мужчин и женщин, стариков и детей, здоровых и больных.
И, в первую голову, конечно, ненавистных им русских "попов"…
Тысячи безвинных жертв, море мученической крови и сиротских слез".
(Ю. Яворский. из работы "Террор в Галичине в первый период войны 1914-1915 годов")

Начинается геноцид.
Расправы осуществлялись на месте, без суда и следствия.
Так 15 сентября 1914 г. венгерские гонведы убили сорок четыре гражданских лица
в Перемышле.

В 1915 и 1916-1917 гг. в Вене прошло два политических процесса,
на которых обвинялась сама идея единства русского народа и русского литературного языка.

Большинство обвиняемых было приговорено к смертной казни, которую заменили на пожизненное заключение.
В одном Львове оказалось около 2000 узников.
Именно тогда создаются первые в Европе концентрационные лагеря:
Талергоф в Штирии, Терезин в Северной Чехии и др.
При этом Талергоф, по свидетельству узника Талергофа и Терезина Василия Ваврика ("Терезин и Талергоф". Львов, 1928),
"был лютейший застенок из всех австрийских тюрем".

Первую партию туда пригнали 4 сентября 1914 года.
Лагерь представлял собой участок невозделанного поля в виде длинного четырехугольника в пяти километрах от железной дороги.
На первых порах его отделили деревянными кольями и колючей проволокой.
Со временем лагерь расширился.
В официальном рапорте фельдмаршала Шлеера от 9 ноября 1914 года сообщалось,
что в Талергофе в то время находилось 5700 "русофилов".
До зимы 1915 г. не было бараков.
Люди лежали на земле под открытым небом в дождь и мороз.

В.Ваврик рассказывает: "Смерть в Талергофе редко бывала естественной:
там ее прививали ядом заразных болезней.
О каком-нибудь лечении погибавших речи не было…

Для запугивания людей, в доказательство своей силы тюремные власти тут и там по всей талергофской площади поставили столбы, на которых довольно часто висели в невысказанных мучениях и без того люто потрепанные мученики…

Талергофскими невольниками в жаркое лето и в морозную зиму,
избивая их прикладами, выправляли свои дороги, выравнивали ямы, пахали поле,
чистили отхожие места.
Ничего им за это не платили, а вдобавок ругали их русскими свиньями".

При этом, добавляет Ваврик, "все-таки пакости немцев не могут равняться
с издевательствами своих людей.
Бездушный немец не мог так глубоко влезть своими железными сапогами
в душу славянина-русина, как этот же русин, назвавший себя украинцем".

Всего через Талергоф с 4 сентября 1914 года до 10 мая 1917 года прошло не менее 20 тысяч русских людей, только в первые полтора года погибло около 3 тысяч заключенных.
Лагерь был закрыт в мае 1917 года по распоряжению последнего императора
Австро-Венгрии Карла I, который в своем рескрипте от 7 мая 1917 г. написал:

"Все арестованные русские невиновны, но были арестованы, чтобы не стать ими".

Именно Русский народ был первой и главной жертвой геноцида ХХ века.
За Терезином и Талергофом последовали "красный террор",
"расказачивание",
коллективизация,
"рыночные реформы" 90-х…

Ну, а сегодня, стигматизируя "православное быдло", готовят "новую волну"…

А ничо так аппетиты, а?
Ну А РПЦ у нас на ту же функцию претендует, ага. Буддиста Шойгу исповедовать и на всех закрытых совещаниях присутствовать...

Лидер католической церкви, Папа Бенедикт XVI, призвал к созданию Мирового правительства и Нового Мирового Порядка.

В речи, произнесенной на Папском Совете Справедливости и Мира в понедельник, 3 декабря 2012, Папа призвал к «построению мирового сообщества, с соответствующими полномочиями", которое будет служить "общему благу человеческой семьи".

Как средство защиты всеобщего мира и справедливости, в видении Папы, новое Мировое правительство и Новый Мировой Порядок создается, мол, не для создания «сверхвласти», а нового «руководящего органа», который предложит тем (политикам), которые несут ответственность за решения, критерии оценки и практические рекомендации.

Папа был процитирован:

«Предлагаемый орган (Мировое правительство) не будет сверхвластью, сосредоточенной в руках немногих, которые будут доминировать над всеми народами, используя самые слабые».

Папа также рассказал о своем видении НМП (Нового Мирового Порядка), как "моральной силы" или морального авторитета, который имеет "возможность влиять в соответствии с разумом, то есть участие власти, будет ограничено законом и юрисдикцией органа".

В этих последних замечаниях Папы Римского и католической церкви, нет ничего удивительного, учитывая, что в 2010 году католическая церковь стремилась к созданию нового Мирового центрального банка, который был бы ответственным за регулирование мировой финансовой индустрии и международной денежной массы.

Сообщалось, что Ватикан стремился к созданию "наднационального органа", который будет иметь всемирный масштаб и "универсальную юрисдикцию", чтобы направлять и контролировать глобальную экономическую политику и принятие решений.

Китай прилагает новые усилия для более тесных отношений с Россией, в виду растущего вмешательства со стороны Организации Объединенных Наций в отношении контроля за Интернетом. И последние замечания, сделанные католической церковью, указывают на установление Нового Мирового Порядка, который станет «камнем» на пути мира. И сдвинуть его с дороги никто не будет в состоянии.

Некоторые сумасбродные горе-политики приписывают изобретение концлагерей советскому государству, но это совсем не так. Хотелось бы напомнить о том, что более ста лет назад начал работу первый европейский концентрационный лагерь и фактически первый в истории лагерь смерти - Талергоф. Для нас этот факт имеет особое значение, так как этот лагерь был создан именно для русских. Его главной целью был геноцид русского населения с целью проведения украинизации ряда областей Западной Руси, принадлежавших на то время Австро-Венгерской империи.

Талергоф (нем. Interniertenlager Thalerhof) — концентрационный лагерь, созданный властями Австро-Венгерской империи 4 сентября 1914 года, в первые дни Первой мировой войны. Лагерь находился у подножья Альп возле Граца, главного города провинции Штирия. Это был один из первых концентрационных лагерей в мировой истории XX века, первый в Европе. Сюда были депортированы жители Галиции и Буковины, симпатизирующие или предположительно симпатизирующие России, высланные из Галиции по заявлениям поляков и украинофилов. Именно в Талергофе 100 лет назад готовилось то, что сейчас происходит на Украине - это противостояние русских людей, одни из которых считают себя русскими, а другие перестали считать себя таковыми.

С 1772 г. по 1848 г. австрийское правительство признавало единство галичан с остальным русским миром. Их официально называли Russen - то есть русскими или русинами. С 1848 года польская аристократия стала проводить активную политику полонизации и окатоличивания коренного русского населения.

В 1848 г. по инициативе губернатора Галиции графа Стадиона русское население стало именоваться Ruthenen - рутенами. За этим последовала пропагандистская кампания, направленная на искусственное противопоставление русских и рутенов, которые якобы являются отдельными народами. В 60-х годах поляки попытались навязать русскому населению Галиции латинскую азбуку вместо кириллицы, чтобы тем самым вывести его за рамки русской цивилизации. Это повлекло за собою массовые протесты русского населения, поэтому центральные власти империи отказались от политики своих польских "наместников" в Галиции.

В 1890 г. произошел так называемый "Великий перелом". Галицкие сепаратисты заключили пакт с властями Австро-Венгрии на следующих принципах: верность Ватикану, верность Австрии, союз с поляками.

Начиная с 1890 г. вводится новое правописание, в соответствии с которым из русской азбуки было удалено три буквы и добавлено две новые. "Реформаторы" именуют галичан "украино-русским" а затем и просто "украинским" населением, а термин Малая Россия заменяется "Украиной" . Своего апогея такая политика достигает в 1912 году - австрийское правительство впервые официально называет русских галичан "украинцами". Об этом было заявлено в Акте императора Австро-Венгрии Франца Иосифа о будущем открытии "украинского университета".

Тем не менее, подавляющее большинство жителей Галицкой Руси не приемлет новых правил и по-прежнему называет себя русскими или русинами, а свой язык, представляющий собою галицко-русское наречие - русским. В ответ партия "украинствующих" объявляет всех инакомыслящих "москалями" и "агентами Москвы" , которые якобы получают за свой протест "царские рубли". Об этом пишется в доносах местным властям, а те, в свою очередь, устанавливают слежку за выступающими против насильственной "украинизации" и начинают кампанию репрессий против всех инакомыслящих.

По мере приближения к началу Первой мировой войны обвинения галицко-русского населения в шпионаже в пользу Москвы усиливаются. К началу войны австрийские власти на основании доносов "національно свідомих галичан-українців" арестовывают почти всю русскую интеллигенцию Галиции и тысячи крестьян. Доносы пишутся по "благословению" ставленников Шептицкого - униатских "попиков" и их "паствы".

К государственной измене приравнивается обучение русскому литературному языку и чтение газет из России, идет искоренение русского языка во всех учебных, благотворительных и просветительных учреждениях. Были случаи, когда при переводе арестованных они становились жертвами разъяренной толпы. В 1913 г. в Перемышле сами конвойные при переводе зарубили шашками 50 арестантов!

Самым страшным местом геноцида русского народа Галицкой Руси стал созданный сразу же после начала войны в 1914 г. концлагерь Талергоф. Это был первый концлагерь в Европе. Через его застенки прошло несколько десятков тысяч русских галичан.

Первая партия заключённых поступила в Талергоф 4 сентября 1914 г., на следующий день после занятия русскими войсками Львова. Вскоре появился ещё один лагерь для русофилов - в городе Терезин в северной Богемии. Он размещался в относительно лучших условиях - в крепости. Многие заключённые Терезина потом направлялись в Талергоф, где до зимы 1915 г. даже не было бараков - заключённые спали на открытой земле.

В 1928 г. во Львове вышла книга бывшего узника этого лагеря смерти Василия Ваврика "Терезин и Талергоф" . Далее выдержки из этой книги, в которых описаны зверства, творимые властями Австро-Венгрии, Германии и их подручными "украинцами" над русским народом Галиции.

"Самым тяжелым ударом по душе Карпатской Руси был, без сомнения, Талергоф, возникший в первые дни войны 1914 г. в песчаной долине у подножия Альп возле Граца, главного города Стирии. Это был лютейший застенок из всех австрийских тюрем в Габсбургской империи...

Первую партию русских галичан пригнали в Талергоф солдаты грацкого полка 4 сентября 1914 г. Штыками и прикладами они уложили народ на сырую землю. Голое, чистое поле зашевелилось, как большой муравейник, и от массы серомашных людей всякого возраста и сословия не видно было земли...

За Талергофом утвердилась раз и навсегда кличка немецкой преисподней. И в самом деле, там творились такие события, на какие не была способна людская фантазия, забегающая по ту сторону света в ад грешников. До зимы 1915 г. в Талергофе не было бараков. Сбитый в одну кучу, народ лежал на сырой земле под открытым небом, выставленный на холод, мрак, дождь и мороз.

Счастливы были те, которые имели над собою полотно, а под собою клапоть соломы. Священник Иоанн Мащак под датой 11 декабря 1914 г. отметил, что 11 человек просто загрызли вши. Смерть в Талергофе редко бывала естественной: там ее прививали ядом заразных болезней. По Талергофу триумфально прогуливалась насильственная смерть. ... Для запугивания людей, в доказательство своей силы тюремные власти тут и там по всей талергофской площади поставили столбы, на которых довольно часто висели в невысказанных мучениях и без того люто потрепанные мученики. На этих столбах происходило славное немецкое "анбинден", то есть подвешивание (как правило, за одну ногу).

Кроме мук на столбе были еще железные путы "шпанген", просто говоря - кандалы, из-под которых кровь капала. Большую книгу можно бы написать об язвительных пакостях немцев. Феофил Курилло рисует такую картину: тридцать изнуренных и высохших скелетов силятся тянуть наполненный мусором воз. Солдат держит в левой руке штык, а в правой - палку и подгоняет ими "ленивых". Люди тянут воз за дышло и веревками и еле-еле продвигаются, ибо сил у них не хватает.

Через талергофское чистилище и горнило перешло не менее 20 тыс. русских галичан и буковинцев. Администрация Талергофа считала только живых, на умерших не обращала внимания и не считало.

В талергофский лагерь постоянно приходили новые партии, и с каждым движением русской армии их было все больше и больше. Не было в русском Прикарпатье села и семьи без потерпевших. Мало того! Не редким явлением в 1914-1915 гг. были массовые аресты целых селений. Кажется, что 30 тыс. будет неполной цифрой всех жертв в пределах одной Галицкой Руси.

Украинские "сiчовики" набросились в Лавочном в Карпатах с прикладами и штыками на транспорт арестованных, чтобы переколотить ненавистных им "кацапов", хотя там не было ни одного великоросса, а все были галичане, такие же, как и "сiчовики". К сожалению, эти стрелки, прославляемые украинскими газетами как народные герои, избивали родной народ до крови, отдавали его на истребление немцам, сами делали самосуд над родными.

За Русь на виселицы, на расстрелы, на издевательства и муки в Терезине, Талергофе, Вене и других тюрьмах и концлагерях Астро-Венгрии шли тысячи за тысячами и страдали, и умирали за русскую веру своих предков, за русскую церковь, за русскую икону, за русское слово, за русскую песню, за русскую душу, за русское сердце, за русскую волю, за русскую землю, за русскую честь и совесть" .

Всего через Талергоф с 4 сентября 1914 г. до 10 мая 1917 г. прошло по самым минимальным оценкам более 20 тысяч человек, при этом несколько тысяч в нём умерло. Заключённые постоянно подвергались избиениям и пыткам, регулярно производились казни. В лагере был изобретён и ряд новых видов казней (как, например, своеобразное подвешивание на столбах), которые потом нередко применялись в подобных учреждениях и в ходе следующей мировой войны. В условиях жуткой антисанитарии люди массово погибали от болезней. Зимой 1914-1915 гг. случилась эпидемия сыпного тифа. Создание условий для гибели заключённых от инфекций уже вскоре оказалось характерно и для польских концлагерей для пленных красноармейцев, но опыт Талергофа был первым.

Талергофский лагерь был закрыт 10 мая 1917 г. уже при новом императоре. Карл I написал в своём рескрипте, что содержавшиеся в нём не были виновны, но были арестованы именно для того, чтобы не стать виновными. В результате всей этой геноцидной кампании доля восточных славян, проживавших в одном только Львове, сократилась в два раза, а украинское движение, разжигавшее ненависть ко всему русскому, превратилось из весьма немногочисленного в преобладающее.

Галицкая Русь на протяжении многих веков была форпостом идеологии русского национального единства на западнорусских землях. Однако в результате геноцида, предательства части православного епископата и западнорусской аристократии этот форпост был уничтожен. Сегодня укро-нацисты всех мастей провозглашают Галицию бастионом "украинства" и "самостийности". Давайте не будем забывать, откуда берёт начало их злоба и ненависть к русским, кто её насадил и вырастил сто лет назад. Именно отсюда происходит та взрывчатка, которой была начинена "атомная бомба, заложенная в основание СССР".

Во время Первой мировой войны, прямо перед ее началом, в Австро-Венгрии были уничтожены десятки тысяч русских людей. Это была этническая чистка, проведенная австрийскими властями при содействии местных польских администраций и при полном одобрении со стороны Германии. Тысячи людей были расстреляны, повешены, заколоты штыками и уморены голодом. Десятки тысяч перемещены в концлагеря Талергоф и Терезин. Сотни тысяч стали беженцами. Почему же произошла эта трагедия? Что стало ее причиной и от чего мы никогда не слышали об этих страшных событиях ни в школе, ни в институте, ни по телевидению?

Прикарпатские земли со времен Киевской Руси всегда были частью большого и единого русского мира. Еще при князе Владимире его западные княжества назывались Червонной Русью. После бури, пришедшей с востока, эти русские территории попали под власть поляков и венгров. Галицкая Русь стала провинцией Польского королевства. А Русь Угорская вошла в состав Венгерского государства. Положение русских людей под властью чужеземцев было непростым.

Есть очень страшный, мрачный период, который связан с заключением так называемой Брестской Унии. В самом конце 16-го века Речь Посполитая, католические власти польско-католического государства, которая тогда называлась Речь Посполитая, они при участии иезуитов и по благословению римского папы навязывают населению православной южной Руси так называемую Унию. Уния предполагала прежде всего отказ от православной веры, Православной церкви. Она предполагала сохранить внешнюю обрядовую сторону православия при полном подчинении римско-католической церкви. И подчинению Польше, т. е. ополячиванию населения и окаталичиванию населения. Она имела двойной гнет и двойную тяжесть. Все это в конечном итоге привело к страшной катастрофе, потому что на протяжении столетий православное, русское население не то что страдало, а просто находилось под страшным гонением.

Храмы православные были закрыты, православное священство полностью изгонялось, епископов православных преследовали как государственных преступников. Все это считалось холопской верой. Вера, которая была фактически после Брестской Унии запрещена. Были гонения, напоминающие гонения в Римской империи ранних христиан. Достаточно сказать, что запрещались крещения, запрещалось православным, запрещалось их отпевать, запрещалось причащать даже тяжело больных. Этого делать было нельзя. Православных хоронили без отпевания, за городом, и, несмотря на многочисленные протесты, которые выражались и на польских сеймах, ничего не менялось. Православные считались людьми не то что второго сорта, а просто государственными преступниками, которых следовало бы уничтожать.

В связи с активизацией русских в Австро-Венгрии в конце 19 века началась настоящая травля всего русского. Австрийские власти передали образование в русских школах в руки польских местных администраций. Была налажена система, когда лучшие места в Галиции можно было занять, только признав себя не русским, а украинцем. С 1878 года после Берлинского конгресса, когда Австрия и Германия заключили тайный союз против России, австрийские власти принялись искоренять в своих восточных областях русскую опасность.

Настоящий антирусский террор начался в 1912 году. Осенью на Балканах началась кровопролитная война. Греки, сербы и болгары сражались против Турции. Обеспокоенные православным возрождением, австровенгерские власти начали повальные аресты среди русских галичан и буковинцев. Венским кабинетом было активизировано создание так называемого украинского движения и украинской нации. Украинский народ был сформирован поляками, венграми и австрийцами из русского населения путем навязывания православным людям католичества и нового искусственного языка. Точно такой же эксперимент удался с омусульманиванием сербов в Боснии. Ведь и сербы православные, и сербы-босняки, т. е. сербы, принявшие ислам, - это люди одной и той же крови и одного языка. Но приняв мусульманство, часть боснийских сербов стала враждебна православию и большой Сербии. Так же и украинцы-униаты. Это те же русские люди, что и живущие в Москве или Петербурге. Однако приняв унию и новую письменность, русские Прикарпатской Руси стали врагами России, русских и православия.

С началом Первой мировой войны в Прикарпатской Руси начался геноцид православного русского народа. Геноцид этот был санкционирован Берлином и Веной при полном духовном одобрении со стороны Ватикана. Геноцид осуществлялся австрийскими властями и польской местной администрацией, а также венгерскими и украинскими националистами.

Началось все с повсеместного разгрома русских организаций, учреждений и обществ, вплоть до кооперативных предприятий, церквей и детских приютов. А потом пошли аресты и казни.

«Хватали всех сплошь, без разбора, кто лишь признавал себя русским и русское имя носил. У кого была найдена русская газета или книга, икона или открытка из России. Хватали кого попало: интеллигентов и крестьян, мужчин и женщин, стариков и детей, здоровых и больных. И в первую голову, конечно, ненавистных им русских попов, доблестных пастырей народа, соль Галицко-русской земли. Хватали, надругались, гнали. Таскали по этапам и тюрьмам, морили голодом и жаждой, томили в кандалах и веревках, избивали, мучили, терзали до потери чувств, до крови. И, наконец, казни и расстрелы, без счета, без края и конца. Тысячи безвинных жертв, море мученической крови и сиротских слез» .

Так боялись европейцы русских, так страшились в Берлине и в Вене, да и в Лондоне и в Нью-Йорке того, что если Россия победит в Первой мировой войне все Балканы, а также вся Прикарпатская Русь, да и, скорее всего, территории современных Венгрии, Словакии и Чехии, наряду с Константинополем и проливами стали бы русскими провинциями. И не прошел бы тогда никакой малоросский сепаратизм, называемый ныне украинством. Именно из-за страха перед тем, что Россия вернет себе исконно русские земли Киевской Руси, так зверствовали австрийцы, венгры и поляки.

Тех, кого не убивали на месте, сгоняли в концлагеря Талергоф и Терезин. Это были первые в истории человечества концентрационные лагеря, куда людей помещали по национальному и религиозному признаку. Здесь была опробована политика массовых убийств мирного населения. Людей убивали только за то, что они русские и православные, за то, что они жили на своей собственной земле, которая приглянулась австрийским и польским властям.

Следует сказать, что государь-император ставил одной из своих задач освобождение Прикарпатской Руси из рук австровенгерских оккупантов. Николай Второй хотел вернуть земли Киевской Руси в состав русского государства.

Если бы мы победили в Первой мировой войне, то мы не только бы освободили русских Прикарпатской Руси, но, по всей видимости, создали бы целую цепь независимых православных государств. Что окончательно бы оградило сербов, болгар и греков как от турецкой, так и от австрогерманской угрозы. Но это неизбежно привело бы к значительному усилению роли России в Европе и в мире. Именно эта позиция государя Николая Александровича так пугала Запад в целом и банковские круги с Уолл-стрит в частности. Именно поэтому и финансировал Шиф и компания русских революционеров всех мастей. Именно поэтому так радели они о разрушении великого русского государства. Фактически геноцид карпаторусского населения явился прологом к невиданному по своим масштабам геноциду русских, произошедшему после февраля и октября 1917 года.

Всего за период геноцида в Австро-Венгрии было уничтожено несколько сот тысяч человек. Сотни и тысячи стали беженцами. Только в Талергофе и Терезине было казнено свыше 10 тыс. человек, и при этом об этих страшных событиях ничего не говорится ни в России, ни на Западе. Уничтожение русских европейцами стыдливо замалчивается, как и геноцид русского народа в 20-е годы. На Западе боятся темы геноцида русских в Австро-Венгрии потому, что если бы поведать миру о трагедии русского коренного населения на территории империи Габсбургов, т. е. на территории современных Венгрии, Словакии и Западной Украины, то пришлось бы признать тот факт, что земли, с которых сгоняли русское население, являются исконно русскими.

ПРИМЕЧАНИЕ:

  1. Ю. Яворский, из работы «Террор в Галичине в первый период войны 1914-1915 годов»