Контрольная работа по тексту А. Приставкина "Портрет отца". Анатолий приставкин А приставкин портрет отца читать онлайн

Тема: А. И. Приставкин «Портрет отца»

УМК: «Перспектива»

Медиапродукт: презентация, видеоролик

Выставка книг А.И Приставкина

Цель: знакомство с творчеством нашего современника писателя Анатолия Игнатьевича Приставкина, создание воспитательно-образовательной среды, способствующей формированию у обучающихся высоких гражданских, патриотических и духовно-нравственных качеств;

Планируемый результат:

Личностные умения:

Проявлять эмоционально­ ценностное отношение к геро­ям произведений о Великой

Отечественной войне;

Познавательные умения:

Раскрывать значение слов «Ро­дина», «Отечество», «Отчизна», «патриотизм»,

Определять тему произведе­ния и обосновывать своё мне­ние;

Раскрывать смысл поступков героев и обосновывать своё мнение;

Определять проблему взаи­моотношений героев произве­дения и обосновывать своё мнение, опираясь на текст.

Регулятивные умения:

Работать с текстом рассказа, используя алгоритм, план;

Проводить взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

Формулировать высказыва­ние в рамках учебного диалога;

Договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе.

Предметные умения:

- собирать пословицу;

- выбирать пословицы о любви к Родине;

Работать с содержанием тек­ста;

Составлять план и переска­зывать текст;

Описывать картину, исполь­зуя план;

Составлять летопись основ­ных событий края во время Ве­ликой Отечественной войны;

Проводить исследование жизни своей семьи в годы Ве­ликой Отечественной войны;

Ход урока:

    Мотивация к учебной деятельности .

А) У . Здравствуйте, господа кадеты.

Все готовы начать урок?

Мы с вами постараемся справиться со всеми заданиями.

Но если встретятся трудности, мы их вместе преодолеем.

Какие качества вы будете проявлять на уроке?

Д. Доброта, сотрудничество, трудолюбие, сопереживание, участие, взаимопонимание.

У. Чему будете учиться?

Д. Анализировать факты, делать выводы, проводить самостоятельно наблюдения, излагать свои мысли, слушать, коллективно работать.

У. Девиз нашего урока мы проговорим вместе:

«Один за всех – все за одного»

Успехов вам в работе.

Б) Проверка домашнего задания .

1) Объясните значение слова «реквием». Слайд 1, 2.

Реквием - это траурное, заупокойное песнопение в церковном богослужении; музыкальное произведение траурного характера. Посвящен памяти умершим.

2) Назовите тему произведения Р. И. Рождественского «Реквием».

Тема ВОВ, Родины и выбора человека) Обоснуйте своё мнение.

3) Назовите главную мысль произведения «Реквием».

(Самое главное и дорогое – Родина)

4) Опишите чувства, которые вы испытывали при чтении стихотворения Р. И. Рождественского «Реквием».

(Чувство гордости, ответственности, благодарности, патриотизма, гражданственности)

    Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии .

А) Работа в парах . (Правило работы в парах). Слайд 3.

Подберите к каждой пословице её продолжение. Слайд 4.

О чём эти пословицы? О любви к Родине .

Что обозначает слово Родина?

Родина (происходит от слова «род»; - семья, место рождения); место, где родился человек, а также страна, в которой он родился и к судьбе которой ощущает свою сопричастность.

Подберите синонимы к слову Родина. (Отечество, Отчизна).

Толковый словарь - В.И.Ожегов:

Отечество , Отчизна - родная страна. Понятие «Отечество» обозначает страну предков (отцов) человека, а также часто имеет эмоциональный подтекст, подразумевающий, что некоторые люди испытывают к Отечеству особое чувство, которое сочетает любовь и чувство долга (патриотизм).

Патриотизм - любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.

Как раньше называли нашу Родину? (Русь – страна света (светлое место)).

- Закончите предложение: Слайд 6.

Родина для меня – это …

Какие великие даты вы знаете в истории нашей Родины?

1240г- победа над шведами на берегу Невы Александром Невским (битва на Чудском озере – 1242г),

1380г – победа над монголо-татарским игом за Доном Дмитрием Донским (Куликовская битва), 1812г – победа над французами во главе с фельдмаршалом М.И. Кутузовым,

1941 – 1945 г- ВОВ – победа над фашистской Германией.

    Выявление причины затруднения.

Видеоролик : (события ВОВ)

Какое событие увидели? Когда оно происходило?

Давайте подумаем вместе, вы знаете ответ на эти вопросы?

(Наверное, сражение ВОВ 1941 – 1945гг)

    Построение проекта выхода из затруднения .

А) - Как вы думаете, о чём будем говорить сегодня на уроке?

Верно, о событиях ВОВ.

Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом А.И. Приставкина.

Посмотрите на слайд. Прочитайте название рассказа. Слайд 7.

Как вы думаете, о чем пойдет речь в рассказе? (Об отце - солдате).

Верны ли ваши предположения мы узнаем, когда прочитаем рассказ.

Б) Знакомство с биографией писателя. Слайд 8,9,10.

Анатолий Игнатьевич Приставкин (1931 – 2008 гг) родился в трудовой семье: отец работал на заводе, мать – на фабрике. В начале войны в возрасте 10 лет он остался сиротой: отца призвали на фронт, мать вскоре умерла от туберкулёза. Мальчику предстояло испытать все тяготы детдомовского детства; он сменил десятки детских домов, колоний, интернатов России, Сибири.

«У меня война оставила невероятное чувство бесконечности её и голода»,- писал Приставкин позже. Он начал работать ещё мальчиком. Работал электриком, радистом. Радость этих лет составляли книги. Впоследствии Приставкин пишет цикл рассказов «Трудное детство»; в 70-е годы 20 века – повесть «Солдат и мальчик». А.И. Приставкин говорил о войне так: «Я не только боялся писать о тех страшных военных днях, я боялся прикоснуться к ним даже памятью; это было больно. Не просто больно, мне не хватало сил даже перечитать собственные ранее написанные рассказы».

В) Какую цель поставим перед собой? Слайд 11.

Заполните таблицу, работая в паре: что вы знаете о теме, что хотите узнать. Слайд 12.

Таблица ЗХУ

ЗНАЮ

(на фазе вызова)

Хочу узнать

(на фазе вызова)

Узнал

(на фазе осмысления

или рефлексии)

Работа в паре:

что я знаю о теме урока?

Формулирование вопросов (целей)

Запись ответов на вопросы (на основе новой полученной информации)

    Реализация построенного проекта. Открытие детьми нового знания.

1) Первичное чтение.

А) Мозговой штурм (дети читают текст «по цепочке» и отмечают карандашом непонятные слова и выражения)

Словарная работа. Слайд 13.

Детдом – воспитательное учреждение для детей, оставшихся без родителей или детей, нуждающихся в помощи и защите государства

Полушубок – короткая до колен овчинная шуба

Наткнулся на книжку – обнаружил неожиданно

Стащил – украл

Компас – прибор для ориентирования на местности

Зависть – негативное чувство, вызванное успехом другого человека

Б) Проверка первичного восприятия

Кто главный герой рассказа?

Что вы можете сказать о мальчике?

Какие чувства испытывали вы, читая рассказ?

    Физкультминутка. (Родины сыны)

    Первичное закрепление во внешней речи.

От чьего имени ведётся рассказ?

Прочитайте отрывок рассказа с. 81, со 2-ого абзаца по ролям .

Сколько действующих лиц в рассказе? Назовите. (автор, Вовка Акимцев, воспитательница)

Найдите в первом абзаце текста пятисложные слова. Прочитайте.

Найдите в первом абзаце текста словосочетания. Прочитайте.

Сколько вопросительных предложений в тексте?

Что мальчик сделал с обложкой? Как вы думаете, почему он так поступил?

Хорошо ли он поступил?

Можно ли его понять и простить за совершенный поступок в условиях того тяжелого времени?

С кем он поделился своим открытием? Прочитайте.

Что сказала мальчикам воспитательница? Прочитайте.

Верно ли, что Вовка в рассказе А.И.Приставкина «Портрет отца» мог бы обменять портрет отца только на перочинный нож? Обоснуйте своё мнение строчками из рассказа.

    Включение в систему знаний.

Самостоятельная работа. (Вопрос в треугольных письмах) Слайд 14.

(Ответы детей)

У. - Дети и война – это самое скорбное событие, какое только можно себе представить. Тяжелейшие испытания выпали на долю того поколения детей: бомбежки, голод, холод, страх потерять родных или самому потеряться. Во время войны часть детей перед захватом немцами городов вывозили в другие города на восток страны. Родители и дети иногда даже не знали, где находятся близкие, что с ними, живы ли они.

- Справились мы с поставленными задачами?

А теперь я попрошу ответить вас на очень важный вопрос

(ответы детей)

- Закончите предложение:

Рассказ А.И.Приставкина «Портрет отца» помог мне понять …

События Великой Оте­чественной войны помогают мне …(узнать больше о мужестве, чести, смелости, отваге, бесстрашии, храбрости обычных людей и героев того времени)

Приём ТРКМ таблица «Знаю. Хочу узнать. Узнал».

Теперь вы можете заполнить третью колонку таблицы «ЗХУ» сведениями, которые узнали из рассказа.

    Рефлексия.

1) Работа в группах.

Я попрошу вас высказать свои мысли по теме нашего урока, написав синквейн. Слайд 15, 16, 17.

Синквейн – малая стихотворная форма.

Тема: Война. Победа. Парад. Салют. Солдат. Память. (6 групп)

Я всех благодарю за эту работу и прошу вас поблагодарить друг друга.

X . Домашнее задание . (По выбору)

Составьте план для пересказа произведения А.И.Приставкина «Портрет отца», подготовьте пересказ произведения или подготовьте ответы на данные вопросы (Слайд 19).

Алгоритм составления сложного плана произведения (для пересказа)

Для того чтобы составить и оформить подробный план текста , надо:

2. Разделить текст на основные части по смыслу, используя три, подсказки

- появление новой темы;

- появление нового героя;

- появление нового места действия.

3. Озаглавить каждую часть текста.

4. В каждой части выделить ключевые события и разделить содержание основной части на подчасти.

5. Озаглавить каждую подчасть текста.

6. Оформить письменно подробный план текста.

7. Пересказать текст, используя составленный план (пересказ краткий, т. е. использовать для пересказа план основных частей).

    Итог урока.

Что вас взволновало на уроке, что показалось важным, таким, что надо обязательно запомнить?

Почему мальчик был согласен отдать другу все, что у него было, за портрет своего отца?

- Мы сегодня с вами говорили о ВОВ, о героическом подвиге Советского народа. Мы живем с вами в мирное время, и чтобы всегда был мир на земле, мы должны помнить своих героев.

Список используемых ресурсов:

    Информационный материал:

Л.Ф. Климанова. Литературное чтение. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. Носителе. В 2 ч. Ч.2 / Л.: Просвещение, 2013

    Демонстрационный материал:

компьютерные презентации «Государственные символы Российской Федерации», «Великие полководцы»; выставка книг А.И. Приставкина.

    Интерактивный материал:

карточки с учебными заданиями, экранно-звуковые пособия CD .

Анатолий Приставкин

Солдат и мальчик

Васька возвращался из школы. День был теплый, пасмурный, приятный. Зеленая острая травка вылезла через прошлогоднюю листву. Почки на деревьях разбухли, стали мясистые. Васька, наклонив сук, обгладывал эти почки, а потом сорвал ветку и всю ее обгрыз вместе с корой, облизал белый прутик. Кора была горьковато-терпкой, пахла весной.

Навстречу попался Витька, Васькин одноклассник, который сегодня не был на уроках. Впрочем, он и вчера не был, и позавчера. Может, он вообще забросил школу.

Витька бежал по тропинке и делал Ваське издалека какие-то знаки. Васька решил, что Витька будет его снова просить прийти домой, чтобы Витькина мать поверила, что сын ее ходит исправно в школу. За такое вранье в прошлый раз Витька дал две картофелины. Васька сразу их съел в сыром виде. Схрупал, как кролик морковку, и попросил еще. «Жирный будешь! – сказал Витька. – Потом придешь, получишь».

Теперь Васька сообразил, что предполагается пожива, и, бросив горькую веточку, спросил:

– Ты чего? Снова пропустил?

– Тише! – прошипел Витька. – Из школы, Сморчок?

– Ага. А ты почему не был?

– По кочану, – ответил Витька и оглянулся. – Сморчок, дело есть.

– Какое дело? – спросил Васька.

– Тише ты! Иди сюда. Скорей, тебе говорят! Васька приблизился к забору, с интересом глядя на Витьку. Тот шептал:

– Стой тут, смотри! Если какой шухер, свистнешь! Понял?

– Не… – сказал Васька. – А ты чего будешь делать?

– Что надо! Потом узнаешь. Так, понял? В четыре глаза смотреть!

– Чур, моя доля, – уже шепотом сказал Васька. Витька оглянулся, кивнул. Нырнул в узкую дырку и скрылся.

Ваську в детдоме и на улице звали Сморчком. Откуда пришло такое прозвище, он и сам не знал. Но откликался, когда его звали. А почему бы не откликаться! У всех были какие-нибудь клички: Жаба, Король, Дыра, Обгрызок… Ну а он Сморчок. Повариха однажды сказала ему, что сморчок – гриб такой весенний, после зимы вылезает на теплых полянах, серый и кривой. И хоть виду в нем никакого нет, да и вкус не настоящий, все-таки он гриб, а не поганка. Его едят, а нынче-то, в войну, чего не едят… А он, сморчок, хоть уродец, прет из земли этой весной кучей, как детдомовская шпана на поляне…

Так ли объясняла повариха, а может, и нет, Васька не запоминал. Запомнил другое, что она разрешила ему собрать картофельные очистки и поскребыш из мусорного ведра. И пока она рассказывала ему сказки о грибах, Васька живо, будто фокусник, слепил из очисток комок, сунул в духовку и через пару минут ел его обжигаясь, слезы текли из глаз. Знал, что у дверей дежурят шакалы. В детдоме шакалами зовут тех, кто вечно торчит у дверей кухни, просит, ноет, ждет кусочка. Увидят съедобное, изо рта вырвут. Васька это помнил и, пока не выгнала повариха (он дежурил по дровам и подлизывался, получил очистки), быстро, быстро, стоя в дверях, сжевал все и проглотил. Потом уже вышел наружу. Теперь проси не проси, а если проглотил – твое.

Васька попробовал вспомнить вкус поджаристых очисток, но во рту и на губах еще оставался горький запах коры. Вот если бы Витька тяпнул что-нибудь съестное, буханку хлеба, например… Он везучий, тут и Ваське перепадет кусок, отломок от угла, да с кислым мякишем, да с коркой…

Бывало же время, это еще из глупой довоенной Васькиной жизни, из далекого, значит, времени, из детства, – сейчас он числил себя иным, – когда он не догадывался, не знал, что нужно наедаться про запас. Тогда не только картофельные очистки, а гуща, капуста и крупа водилась в супе, и даже корки хлеба оставались на столах. Вот бы знать, Васька вмиг сообразил, как все это добро применить, подсушить, скопить, заханырить на черный сегодняшний день! Но ведь мал был, неумен, неопытен, одним словом – дурачок! Об этом времени мало что помнилось, но осталось счастливое и щемящее чувство, как во сне. Но при удобном случае кто-то из ребят обычно произносил: «Ну, как до войны». И тогда понималось, что оно было, было, хоть и давно, и хоть не так, как представлялось теперь. Потому что, перехлестывая через собственную фантазию, один из помнящих все в той сказочной, довоенной жизни однажды утверждал и божился несуществующей родней, что на какой-то праздник, на Новый год, что ли, детдомовцам принесли от шефов мешок баранок и еще горсть конфет в золотых бумажках, и никто не шарапил, не тырил в заначку, а высыпали на стол, и можно было брать без счета, – вот случались какие непостижимые, почти легендарные случаи!

Он будто очнулся, вспомнив, что поставлен на шухере отрабатывать свой кусок. Быстро, словно носом вынюхивал, посмотрел по сторонам. Пусто. Редкий сосняк, за которым далеко видно. Васька подошел к дыре и осторожно заглянул за забор. Сразу увидел нескольких ребят, все постарше его и Витьки. Наклонившись, что-то они шуровали у забора, и только Витька прыгал, мельтешил около них, временами оглядываясь в сторону лаза. Васька догадался вдруг, что Витька сам был оставлен сторожить, быть на шухере, но передоверил свое дело ему, то есть Ваське, чтобы самому не остаться внакладе. Витька – цепкий, зубастый, он-то свое возьмет. Он из горла вырвет, если что…

У Васьки зоркий глаз, но, как ни щурился, как ни напрягался, не мог разобрать за спинами, что они делают. Вот один из компании разогнулся, и Васька узнал толстомордого Купца – так его звали. Еще бы Ваське не помнить Купца, который издевался над детдомовскими:

встречал их по пути в школу и начинал медленно клещами-пальцами щипать кожу… Через одежду выворачивал кожу так, что она потом вспухала и болела, не могла зажить. А Купец требовал, чтобы стоял под его щипками прямо и не смел чтобы голосом. А в горле крик застревал, когда он медленно крутил кожу, и слезы брызгали на полметра, и, несмотря на запрещение, вырывалось:

«А-а-а!» Купец блаженно прищуривал поросячьи глазки, но всевидящие, цепляющие, как крючки, проходящих, и делал новый щипок, где-нибудь в чувствительном месте, под ребром, при этом смотрел в твои глаза, наслаждаясь и удивляясь твоей нечеловеческой боли…

Как же Ваське не узнать Купца, он даже вздрогнул, увидев толстое лицо с цепучими глазками. Даже шею вытянул Васька, но Купец сейчас не смотрел по сторонам. Он держал в руках мешок и быстро туда что-то клал. Долговязый незнакомый парень поднял с земли длинный предмет, и еще один парень, тоже незнакомый, которыйбыл к Ваське спиной, помогал ему возиться с этим предметом, а Витька прыгал вокруг, суетился, мешал. Вдруг оглянулся, увидел торчащую Васькину голову и показал кулак. Мол, смотри. Сморчок, не сюда, а смотри на дорогу. Васька мигом отпрянул от дыры, зыркнул быстрым глазом во все стороны, сунулся в лаз, но смотреть уже было нечего.

Купец с мешком в руках – Васька увидел, что это зеленый вещмешок, – бежит от забора в сторону парка, за сосны. Толстый Купец, но легко бежит, прыгает через пеньки, а за ним долговязый с другим парнем. Этот оглянулся, налетел на дерево, ударившись ногой, присел, скорчился от боли. Его не ждали, и, хромая, он поскакал дальше, вслед за дружками. Все моментально, как в кино.

Теперь Васька увидел у забора на земле лежащего человека в зеленом. Еще не сообразил, солдат убитый ли, а может, пьяный, как налетел Витька, крикнул «бежим», и они рванулись вдвоем, дальше и дальше в лес, прочь от пагубного места. Долго бежали, пока вдруг поняли, что вне опасности. Витька опустился на пенек, а Васька лег на землю, и рот у него был открыт. Он задохнулся, не мог произнести ни слова. Только грудь часто ходила, глаза вылезли от натуги. Не было сил шевельнуть рукой или ногой.

Витька снимал ботинок, он с разбегу влетел в какую-то лужу и одним глазом весело следил за Васькой, думал про себя: «Эх, Сморчок, не бегун ты, нет, не бегун… Задохнулся так, что плашмя лег и слюну пустил. А если бы догоняли? Нет, Сморчок, с тобой накроют на мокром деле. А ты кусаться по-настоящему не умеешь и бегать не умеешь, не жилец ты на белом свете. Подохнешь однажды, когда будут гнать. И не своруешь – подохнешь, прутиками не наешься. Куда ни кинь, все не жилец… А ведь тоже тявкает, тоже чего-то хочет. Чего он хочет еще?» – Чего ты хочешь? – сказал Витька. Он сидел на пне, руки в боки. Хозяин, настоящий хозяин, не чета всякой вшивоте.

ОГОНЬ

Совсем недавно побывал я там, где родился. Наш двухэтажный дом, который был самым большим в округе, показался мне удивительно маленьким среди новых каменных домов. Поредел садик, где мы бегали, сровнялась с землей горка, где мы играли. И я вспомнил: на этой чудесной горке я сделал великое открытие. Я открыл огонь. Вернее, удивительные камни, из которых можно было высечь огонь. Я приводил сюда ребят, мы набирали полные карманы этих камней и потом шли в темный чулан. В таинственном полумраке мы стучали камнем о камень. И появлялся желтовато-синий шарик пламени. Только потом я понял, что огонь делали не серые камни с моей горки, а мои руки. Как эта чудесная горка, сровнялось с землей мое детство. Попробуй отыщи следы… За горкой во все стороны со своими настоящими чудесами начиналась жизнь. Но вера в свои руки, которые могут добывать огонь, осталась навсегда. Я пошел учиться на монтера.

РИСУНОК

Саша был мой друг и жил через стену. Я приходил к Саше, когда он, приторапливаемый нянькой, лениво доедал красный вишневый кисель. Ни киселя, ни няньки у меня не было. Злая старуха всегда гнала меня, а Саша, мягкий, розовый, зевал и шел на послеобеденный отдых. Однажды взрослые сказали, что Саша заболел опасной болезнью и что приходить к нему нельзя совсем. Приезжал врач с чемоданчиком и, выходя от соседей, качал головой: «Плохо, очень плохо». Мама Саши прижимала ладони к щекам и смотрела на меня невидящими глазами.

Мне было жаль Сашу. Я пробирался на кухню и слушал, как за дощатой перегородкой с коричневыми обоями раздавался надрывный кашель. Однажды я нарисовал на листе бумаги солнце, траву и себя: кружочек головы, палочка туловища, а от него четыре веточки - две руки и две ноги. Потом я прошел на кухню и, прислонясь к перегородке, прошептал:

Саша, ты болеешь?

- …олею, - донеслось до меня.

На, держи. Для тебя нарисовал. - Я сунул в щель листок. С той стороны листок потянули.

- …сибо!..

Кашлять за стеной перестали. Кто-то смеялся. Ну, конечно, смеялся Саша. В темной комнате с занавешенным окном он понял по моему рисунку, что на улице солнце и теплая трава. И что мне очень хорошо гулять. Потом я услышал, как он позвал маму и потребовал карандаш. Скоро из щели высунулся белый уголок. Я побежал в свою комнату. В моем рисунке было изменение: рядом с мальчиком стоял другой: кружок головы, палочка туловища, а от нее четыре веточки… Мальчик был изображен красным карандашом, и я понял: это Саша. Он тоже хочет греться на солнце и ходить босиком. Я соединил жирной чертой руки-веточки двух мальчиков - это значит: они держались крепко за руки - и сунул лист обратно. В тот вечер врач вышел от соседей веселый.

ПЕРВЫЕ ЦВЕТЫ

У Саши был велосипед. У меня тоже, только похуже. Соседская девочка Марина иногда брала у нас покататься велосипед, и я сильно мучился, если она предпочитала велосипед моего друга.

Однажды я взял у Саши баночки с цветной тушью, которые стояли на столе его отца, и решил написать письмо. Это было первое письмо к девочке, и я писал его весь день. И каждую строчку я писал разным цветом. Сперва красным, потом синим, зеленым… Мне казалось, что это будет самым лучшим выражением моего чувства.

Два дня я не видел Марину, хотя старался проезжать все время у нее под окнами. Потом вышел ее старший брат и стал меня пристально рассматривать. И на его лице было ясно написано: «А я все знаю». Потом брат скрылся, и выбежала Марина. И в знак хорошего ко мне расположения попросила велосипед. Проехала один раз для вида и сказала, чертя носком маленького ботиночка по земле:

Ну, вот что. Я тебе отвечу на письмо, если ты принесешь мне цветов. - И она топнула твердо своим маленьким ботиночком. - Цветы нужны сейчас!

Я ринулся в городской сад. Цвели одуванчики, и я собирал их, как рассыпанные солнечные зайчики. Скоро среди лужайки возвышалась целая золотая горка. И вдруг меня охватила первая мужская робость. Как же при всех поднесу ей это? Я накрыл цветы лопухами и пошел домой. Нужно было подумать. И решиться.

На следующий день Марина скакала с подругами на тротуаре, расчерченном мелом, и на меня взглянула очень строго.

Где же твои цветы?

Я опять побежал в сад. Я уже знал, что буду делать. Нашел свою лужайку, откинул лопухи - и обмер: передо мною лежала куча вялой травы. Золотые искры цветов потухли навсегда. И с ними моя смешная любовь. А Марина? Марина каталась с тех пор только на Сашкином велосипеде.

ПОРТРЕТ ОТЦА

Это случилось в войну. В нашей детдомовской библиотечке я случайно наткнулся на маленькую книжку. На обложке ее была фотография человека в меховой шапке, полушубке и с автоматом. Этот человек был очень похож на моего отца. Стащив книжку, я забрался в самый темный угол, оторвал обложку и засунул под рубаху. И долго там носил ее. Только иногда доставал, чтобы посмотреть. Конечно же, это должен быть мой отец! Третий год шла война, а я не получал от него даже писем. Я почти забыл его. И все равно я знал: это алой отец.

Я поделился открытием с Вовкой Акимцевым, самым сильным парнем в нашей спальне. Он вырвал портрет из моих рук и решил:

Ерунда! Это не твой отец!

Нет, мой!

Пойдем спросим воспитательницу…

Ольга Петровна посмотрела на оторванную обложку и сказала:

Нельзя портить книги. И вообще я не думаю, чтобы это был твой отец. Зачем его будут печатать в книжке? Ты сам подумай. Он же не писатель.

Нет. Но это мой отец!

Володька Акимцев не отдал портрет. Он спрятал его и сказал, что я просто хочу похвастать, что все это блажь и он просто не отдаст мне обложку, чтобы я не занимался ерундой.

Но мне нужен был отец. Я перерыл всю библиотечку, отыскивая вторую такую книжку. А книжки не было. И я плакал по ночам.

Однажды Володька подошел ко мне и заявил, усмехаясь:

Если это твой отец, ты должен за него ничего не жалеть. Ты не пожалеешь?

Нож свой отдашь?

И компас?

А новый костюм поменяешь на старый? - И протянул измятую обложку. - Бери. Не нужно мне твоего костюма. Может, и вправду…

В глазах у Володьки были зависть и боль. Его родные жили в Новороссийске, занятом фашистами. И у него не было никаких фотографий.

ДЖАФАР

Сторожем у нас в детдоме, когда я жил в Сибири, был старик Джафар. Хотя он и стригся наголо, голова у него была, как серебряный шар. Такой он был седой. Из щек и подбородка торчали толстые белые волосы, вроде как проволока на терке, которой Джафар скоблил пол. Наверное, он был очень стар: он работал медленно и плохо. Про него говорили, что он из чеченцев. И за то, что он плохо работал, взрослые его потихоньку ругали. Мы подражали взрослым, но действовали смелей и старались вредить ему. В теплый сентябрьский день я сидел на скамеечке. Рядом сидел Джафар. Он, почти не щурясь, глядел на солнце, подставляя теплу лицо, и серая кожа на скулах, похожая на старую мешковину, вздрагивала и тряслась. Он вдруг спросил, даже не взглянув на меня:

Ты откуда родом, мальчик?

У меня был рубль. Я очень берег его. Но мне совсем не было жалко рубля. Я добежал до угла и купил Джафару яблоко. Он долго разглядывал яблоко, поворачивая перед глазами. Мелко надкусил и забыл про меня.

Медленно покачиваясь, он беззвучно запел, и тусклые глаза его смотрели куда-то дальше деревянного заборчика, перед которым мы сидели.

Через месяц Джафар простудился, и его отвезли в больницу. А потом нам сказали, что он умер. И толстая наша заведующая, которая кормила детдомовскими обедами всех своих родственников, пошла опознать его, но скоро вернулась и объяснила, что умерших там много и она не нашла сторожа.

И ребята пораньше легли спать в нетопленной спальне. И тут же забыли о стороже. А я плакал, закрыв голову одеялом, чтобы не слышала дежурная няня. И заснул. И мне снился теплый-теплый Кавказ и снилось, что старик Джафар угощал меня яблоками.

ФОТОГРАФИИ

Мы жили далеко от дома, я и моя сестренка, которой было шесть лет. Чтобы она не забывала родных, раз в месяц я приводил сестренку в нашу холодную спальню, сажал на кровать и доставал конвертик с фотографиями.

Смотри, Люда, вот наша мама. Она дома, она сильно болеет.

Болеет… - повторяла девочка.

А это папа наш. Он на фронте, фашистов бьет.

Вот это тетя. У нас неплохая тетя.

Здесь мы с тобой. Вот это Людочка. А это я.

И сестренка хлопала в крошечные синеватые ладошки и повторяла: «Людочка и я. Людочка и я…»

Из дому пришло письмо. Чужой рукой было написано о нашей маме. И мне захотелось бежать из детдома куда-нибудь. Но рядом была моя сестренка. И следующий вечер мы сидели, прижавшись друг к другу, и смотрели фотографии.

Вот папа наш, он на фронте, и тетя, и маленькая Людочка…

Мама? Где же мама? Наверное, затерялась… Но я потом найду. Зато смотри, какая у нас тетя. У нас очень хорошая тетя.

Шли дни, месяцы. В морозный день, когда подушки, которыми затыкали окна, покрывались пышным инеем, почтальонша принесла маленький листок. Я держал его в руках, и у меня мерзли кончики пальцев. И что-то коченело в животе. Два дня я не приходил к сестренке. А потом мы сидели рядом, смотрели фотографии.

Вот наша тетя. Посмотри, какая у нас удивительная тетя! Просто замечательная. А здесь Людочка и я…

А где же папа?

Папа? Сейчас посмотрим.

Затерялся, да?

Ага. Затерялся.

И сестренка переспросила, подымая чистые испуганные глаза:

Насовсем затерялся?

Шли месяцы, годы. И вдруг нам сказали, что детей возвращают в Москву, к родителям. Нас обошли с тетрадкой и спросили, к кому мы собираемся ехать, кто у нас есть из родственников. А потом меня вызвала завуч и сказала, глядя в бумаги:

Мальчик, здесь на некоторое время остается часть наших воспитанников. Мы оставляем и тебя с сестренкой. Мы написали вашей тете, спрашивали, может ли она вас принять. Она, к сожалению…

Мне зачитали ответ.

В детдоме хлопали двери, сдвигались в кучу топчаны, скручивались матрацы. Ребята готовились в Москву. Мы сидели с сестренкой и никуда не собирались. Мы разглядывали фотографии.

Вот Людочка. А вот я.

Еще? Смотри, и здесь Людочка. И здесь. И меня много. Ведь нас очень много, правда?

«ШЕФЫ»

Все мы, ребята Кизлярского детдома, жили без родных много лет и совсем забыли, что такое семейный уют. И вдруг нас привели на станцию, объявили, что железнодорожники - наши шефы и они приглашают нас в гости. Разобрали нас по одному. Дядя Вася, толстый и веселый начальник, привел меня к себе домой. Жена охнула, противно вздыхая, долго расспрашивала о родных, но в конце принесла душистый борщ и сладкую печеную тыкву. А дядя Вася подмигнул и нацедил из бочонка красного вина. И себе и мне. Стало весело. Я расхаживал по комнатам, словно плавал в каком-то счастливом дыму, и мне совсем не хотелось уходить. В детдоме целую неделю не смолкали разговоры об этом дне. Ребята, переполненные необычными ощущениями «домашней жизни», ни о чем другом не могли говорить. А в школе с другой стороны крышки парты, где мною были вырезаны три самых заветных слова: электричество - стихи - Лида, - я дописал еще одно слово - шефы.

Больше всех хвалился белорус Вилька. Он попал в гости к самому начальнику станции, и тот велел приходить еще. Мне тоже хотелось рассказать хорошее про дядю Васю, и я заявил, что он «самый главный начальник угольного склада» и я даже могу показать, где он работает. Мне очень хотелось показать дядю Васю, и я повел ребят.

Дядя Вася оказался занят. Он хмуро посмотрел на ребят, а мне сказал:

Не вовремя ты, мальчик… Ты приходи лучше в воскресенье, и домой.

Я пришел. И снова ел тыкву и расхаживал по комнатам. И снова тихое счастье не покидало меня. А жена дяди Васи в соседней комнате сказала:

Странные они, эти дети. Неужели они не понимают, что все время ходить нельзя! Неудобно. Мы же не родственники какие, чтобы их кормить!

А дядя Вася ответил:

А что я мог поделать! Вопрос о шефстве у нас на общем собрании решался. И вот придумали…

Я тихо брел по улицам. Чтобы никто не спрашивал, почему я пришел раньше, остаток дня я просидел в пустой школе. Последнее вырезанное слово я расковырял ножом. Его теперь никто не прочтет. Только осталась на черной крышке глубокая белая ранка.

БУКВА «К»

У Славы Галкина не было ни отца, ни матери. Ему было девять лет, он жил в детдоме и учился в школе. Фамилия учительницы его была Галина. Всем ученикам родители давали с собой вкусные завтраки, а Славе никто не давал. И Слава иногда на уроках мечтал, что он и вовсе не Галкин, просто ошиблись где-то и поставили лишнюю букву. А фамилия у него такая же, как у его учительницы, и он Вячеслав Галин. Но фамилии ведь исправлять нельзя, и Слава только мечтал об этом и еще мечтал, что если бы все было именно так, то учительница оказалась бы его мамой и давала бы ему в школу свертки с завтраками. И Слава чуть-чуть недолюбливал букву, которая разбивала всю его мечту. И потихоньку пропускал ее. А в диктантах за ошибки ему ставили двойки. Однажды учительница очень рассердилась. Она сказала:

Почему ты, Галкин, пропускаешь в словах букву? Никто не делает таких странных ошибок. Смотри, что ты написал: «Светило жарое солнце, и мы пошли упаться на речу». Это просто непонятно. Завтра перед уроком зайдешь ко мне.

И Слава пошел к учительнице. Та продиктовала ему диктант, прочла слова с пропущенной буквой «к». И рассердилась. А потом почему-то спросила о родителях. Велела заходить еще. Но главное, завернула ему в бумажку хороший завтрак.

Слава бежал в школу, не помня себя от радости. В перерыв он не ушел, как обычно делал, в коридор, а гордо достал свой завтрак, хотя совсем не хотел есть.

Когда учительница проверяла новый диктант, она задержалась на работе Славы. В диктанте не было ни единой ошибки. И все буквы «к» стояли на своих местах. Ошибка оказалась только в одном слове. Было подписано: «В. Галин».

Но учительница, наверное, не заметила этой ошибки и не исправила ее.

ОБМАНУТЫЕ ПИСЬМА

В детдоме было три воспитательницы. И все они, хотя и не были молодые, оставались не замужем. Наверное, потому, что три года шла война. Правда, воспитательница Ольга Петровна переписывалась с отцом Бориса. Об этом знал весь детдом. Ребята немного завидовали Борису и говорили:

Твой отец приедет с фронта и женится. Вот посмотришь! Сколько он ей писем написал, небось, побольше, чем тебе!

Ну и пусть, а мне что… - говорил Борис, а про себя думал, что, может, это не так уж плохо, что Ольга Петровна добрая и красивая…

Когда в детдом приходила почта, Борис сразу различал письма отца. Красивые заграничные конверты, а буквы были высокие и напоминали восклицательные знаки. Только чаще эти красивые письма были не ему.

Ольга Петровна смотрела на него ласково и понимающе говорила:

Приходи ко мне в гости, Боря. Чай будем пить. Не с сахарином, а с настоящим сахаром. Я тебе письма от папы прочитаю.

А мне неинтересно, что он пишет… - говорил Борис, но в гости приходил.

К директору детдома приехал сын. И на третий день кто-то из ребят сообщил достоверно:

А Ольга Петровна гуляла с директорским сыном!

Врешь… - бледнея, сказал Борис.

Вот и не вру. Он ее утром до детдома провожает. Целых два дня. Я вчера сзади шел, он ее обхватил вот так, а она смеялась…

Утром Борис сидел у входа и ждал. Вокруг стояли ребята. Самые нетерпеливые приносили новости:

Вышли из дома. Он держит ее под руку.

Идут к детдому, Ольга Петровна смеется.

Повернули в боковой переулок.

Он ее обнимает. Идут по переулку обратно.

Опять обнимаются. И опять идут по переулку.

Ольга Петровна опоздала на два часа. Быстрая, счастливая, она пролетела по двору и даже не заметила, что никто из ребят не подбежал к ней, как это бывало раньше. Не обратила внимания, что первый день ей не оказалось писем. Ей было не до этого.

А красивые заграничные конверты шли и шли, и буквы уже были похожи на вопросительные знаки, словно кто-то не мог никак понять, что произошло. И никто не видел, как детская рука тихо забирала их из ящика и складывала нераспечатанной стопочкой под матрац.

ЗВЕЗДЫ

Нас было в спальне одиннадцать человек. И у каждого из нас был на фронте отец. И при каждой похоронке, приходившей в детдом, одиннадцать маленьких сердец замирало. Но черные листки шли в другие спальни. И мы чуть-чуть радовались и начинали опять ждать отцов. Это было единственное чувство, которое не угасало за всю войну.

Мы узнали, что война окончилась. Это случилось в чистое майское утро, когда к голубому небу прилипали первые клейкие листочки. И кто-то тихо вздохнул и открыл настежь окно. И раздался непривычно громкий смех. И вдруг все мы, одиннадцать человек, поняли, что мы победили, что мы дождались отцов.

В детдоме готовили вечер, и Витька Козырев разучивал песенку:

Окна светятся весь вечер,

Как подснежники весной.

Скоро мы дождемся встречи

С нашей армией родной.

Эту песню хотели петь и другие ребята, но Козырев сказал:

Я отца ждал дольше, чем вы. Он ушел воевать еще с белофиннами…

И мы решили, что, конечно, Витька Козырев немного единоличник, но у него хороший отец и на фотографии очень красиво снят с орденами. Поэтому пускай Витька поет.

Наступил тихий вечер. Заблестели через серую пыльцу звезды, и нам они казались звездами с солдатских пилоток - протяни лишь руку и потрогай пальцами… А что от них свет долго идет, так это просто вранье. Звезды были рядом, это мы хорошо знали в тот вечер. Появилась почтальонша, но мы уже не насторожились при ее приходе, а просто подошли к окну и спросили, кому письмо. Козыреву протянули листок. И вдруг в спальне замолчали. Но нам показалось, что кто-то закричал. Было непонятно и страшно.

«Сообщаем, что отец ваш, майор Козырев, пал смертью храбрых седьмого мая сорок пятого года в районе Берлина».

Нас было в спальне одиннадцать человек, и десять из нас молчали. Майская прохладная ночь дышала в окно. Светились далекие звезды. И было ясно, что свет от них шел очень долго. И мы захлопнули створки окон.

ШУРКА

Шурка был почти взрослый. Он жил в нашем доме и умел делать все. Он всегда что-нибудь мастерил, и крупные веснушки у его переносицы были похожи на головки медных заклепок.

Иногда Шурка вытаскивал на двор старый деревянный фотоаппарат и приказывал мне: замри - и таинственно закрывался в чулане. Потом приносил карточки и говорил мне сердито:

Я тебя, друг, просил быть серьезным! А ты что? Расплылся, рот до ушей, вот и смазал мне все!

Но скоро Шурка женился, а потом его провожали в армию, и жена шла рядом и прижимала к груди ребенка.

Прошла война. И еще много лет. Однажды, когда я сидел на крыльце, из дому выскочил мальчик. Он волок за собой какой-то моторчик. Скоро он появился опять и притащил старый деревянный фотоаппарат. Я присмотрелся: мальчик как мальчик, только у переносицы нашлепано пяток крупных веснушек.

Ничей. Я Шурка. С мамой к бабушке приехал в гости.

А где отец?

На фронте убили. Вы, дяденька, улыбайтесь, а я вас сниму. Только улыбайтесь и не разговаривайте.

Он заперся в чулане и проявлял снимки. Потом вышел и сказал мне сердито:

Серьезные вы, дядя, вышли. Я же просил улыбаться, а вы… Вы совсем не умеете улыбаться.

И, снова повеселев, Шурка побежал с аппаратом за изгородь.

И все веснушки на его переносице были похожи на головки медных заклепок.

ШАГИ ЗА СОБОЙ

В двенадцатом часу ночи я шел по почти пустынной улице Москвы. Где-то у пушкинского театра нагнал девочку лет десяти. Я даже не сразу понял, что передо мной слепая. Она шла неровными шагами по кромке тротуара. Столб она обошла, на мгновение застыв перед ним. Я обогнал слепую и оглянулся; прислушиваясь к моим шагам, она пошла вслед. У площади Пушкина я завернул за угол. Но захотелось еще раз посмотреть, что будет делать слепая. Девочка остановилась на повороте и стала напряженно слушать, подняв голову. А может, она ждала, где раздадутся шаги людей? Никто не шел. В двух шагах проносились машины. Я возвратился.

Вам куда?

Слепая как будто не удивилась:

К Армянскому магазину, пожалуйста.

А теперь?

Теперь мне тут близко. Спасибо.

Она мгновение постояла и пошла, прислушиваясь к шагам случайного прохожего. Так окончилась эта встреча. Только я подумал после: а ведь вправду, мы часто забываем, что за нами остаются отзвуки наших шагов. И нужно всегда правильно идти, чтобы не обмануть других людей, которые доверились нашим шагам и идут вслед. Вот и все.

Цели урока:

  1. Познакомить с произведением А. Приставкина «Портрет отца», отрабатывать навыки сознательного, правильного, выразительного чтения.
  2. Развивать устную речь учащихся, совершенствовать умение отвечать на вопросы.
  3. Воспитывать чувство сопереживания, гордости за героическое прошлое нашей Родины, за мужество детей.

Оборудование:

  • портреты пионеров-героев, портреты семьи Степановых;
  • выставка книг о войне;
  • рисунки на тему «Мы за мир на Земле.

Ход урока

I. Организационный момент.

Начинаем наш урок. Проверьте, пожалуйста, все ли готово к занятию.

Прежде чем приступим к проверке домашнего задания, давайте проведем дыхательную разминку «Шарик», делаем медленно вдох, разводя руками в стороны, задерживаем дыхание, спускаем наш шарик со звуком (ш-ш-ш).

Для работы нам нужен помощник – наш язычок. Давайте, ребятки, подготовим его.

Упражнение «Маляр», «Лошадка».

А теперь потренируем его, читая скороговорку. У четырех черепах, по четыре черепашонка.

Понятно ли о ком говорится в скороговорке? Прочитайте про себя.

Коллективное чтение (медленно, затем средним и в быстром темпе). Язычок наш готов, а теперь подготовим наш мозг.

Подберите к словам антонимы.

А что такое антонимы? (Слова противоположные по смыслу).

Глупый – умный, слабый – сильный, плохой – хороший, военный – мирный.

II. Проверка домашнего задания.

Что готовили к уроку? (Пересказ рассказа Я.Тайца «Приказ» и чтение по ролям встречи Светы и ее отца.)

Ребята, о каком времени написан рассказ. О военном или о мирном времени?

  1. Когда началась Великая Отечественная Война? (22 июня 1941 года.)
  2. Когда закончилась? (9 мая 1945 года.)
  3. Сколько человек защищало Родину с двух аулов (290 чел.), из них погибли 143, вернулось 147.

А кто прочитает стихи о войне.

А теперь приступим к проверке домашнего задания

О ком этот рассказ?

Как вы думаете, почему рассказ называется именно так?

Прочитайте, какие слова написал папа с фронта. Стр.147.

Помнила ли Света отца? Почему?

Кто приходил к девочке? Открыла ли она дверь? Почему?

Почему Света не открыла дверь отцу? (Отца забыла, была верна приказу.) Правильно ли она поступила?

По каким признакам Света предположила, что это ее отец? Стр.150.

Найдите ответ в тексте и прочитайте.

Мог ли это быть чужой человек? (Да.)

Как папа отнесся к поведению дочери? Подтвердите словами из текста.

  1. Кто желает пересказать рассказ?
  2. Чтение текста по ролям.

Сколько действующих лиц в этом рассказе?

Назовите их.

Сколько человек нам понадобится для ролевого чтения?

Назовите их.

III. Вступительная беседа.

Дети и война – это самое скорбное событие, какое только можно себе представить. Тяжелейшие испытания выпали на долю того поколения детей: бомбежки, голод, холод, страх потерять родных или самому потеряться. Многие из тех, кому было по 12-15 лет, брали на себя обязанности взрослых, работали на заводах и фабриках и выполняли далеко не детские нормы. Дома дети и подростки без лишних слов помогали по хозяйству, заботились о младших и стариках. Когда позволяли обстоятельства, не забывали основную свою обязанность – учиться. В годы войны дети проявляли себя стойкими патриотами своего Отечества. Фронтовые подвиги, совершенные детьми, - особая страница в истории Великой Отечественной войны. Оставшись со взрослыми на оккупированной территории, они становились связными в партизанских отрядах, как Нина Куковерова, Маркс Кротов. Сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин. В подполье, как Витя Хоменко, Зина Портнова.

Не щадя себя в огне войны,
Не жалея сил во имя Родины,
Дети героической страны
Были настоящими героями.

Во время войны часть детей перед захватом немцами городов вывозили в другие города на востоке страны. Родители и дети иногда даже не знали, где находятся близкие, что с ними, живы ли они.

IV. Постановка цели урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом А.И. Приставкина.

Посмотрите на доску. Прочитайте название рассказа.

Как вы думаете, о чем пойдет речь в рассказе?

Верны ли ваши предположения мы узнаем, если прочитаем рассказ, но перед чтением, давайте проведем словарную работу, потренируемся прочитаем трудные слова.

V. Изучение нового материала.

1. Словарная работа.

Наткнулся на книжку-гу лъитагъ, ыгу къэкlыгъ.

Стащил – птыгъун,ытыгъугъ, зэрилъэшъулlагъ.

Измял – наглядно, (уцlыцlын).

Зависть – ешъугъоу еплъын,шъугъон.

2. Отработка техники чтения.

Прочитайте сначала по слогам затем целыми словами:

  • дет-до-мовс-кой – детломовской;
  • вос-пи-та-тель-ни-ца – воспитательница;
  • о-тор-ван-ну-ю – оторванную;
  • биб-ли-о-те-ка – библиотека;
  • от-кры-ти-ем – открытием;
  • о-тыс-ки-ка-я – отыскивая.

Прочитайте целыми словами:

  • шел – подошел;
  • смех – усмехнулся;
  • шуба – полушубок;
  • мех – меховой.

VI. Физкультурная минутка (под музыку).

3. Первичное чтение учителем.

4. Проверка понимания содержания.

Что мальчик сделал с обложкой? Как вы думаете, почему он так поступил?

Хорошо ли он поступил?

Можно ли его понять и простить за совершенный поступок в условиях того тяжелого времени?

С кем он поделился своим открытием?

Что сказала мальчикам воспитательница?

Почему мальчик готов был отдать все за портрет?

Почему у Володи в глазах появилась зависть и боль?

VII. Закрепление нового материала.

Выборочное чтение. (Вопрос на треугольных письмах.)

Прочитайте, как мальчик нашел книгу?

С кем он поделился своей радостью? Прочитайте.

Что сказала мальчикам воспитательница? Прочитайте.

Прочитайте, как мальчик доказал Володе, что это портрет отца?

VIII. Минутка отдыха.

На фоне не громко звучащей музыки говорю спокойным голосом:

Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем (2 раза)
Сном волшебным засыпаем…
Дышится легко-ровно-глубоко…
Наши руки отдыхают…
Ноги тоже отдыхают…
Отдыхают…
Засыпают (2 раза)
Шея не напряжена, и расслаблена…
Губы чуть приоткрываются
Все чудесно расслабляются (2 раза)
Дышится легко…
Ровно…
Глубоко…

Пауза 2 минуты.

Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали
Хорошо нам отдыхать.
Но пора уже вставать!
Их по выше поднимаем..
Крепче кулачки сжимаем,
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и красиво сесть!

Выразительное чтение.

Кто прочитает отрывок из разговора мальчика с Володей?

IX. Итог урока.

С каким рассказом познакомились на уроке?

Чему учит этот рассказ? (Доброте, отзывчивости, учит, гордиться подвигами наших солдат в ВОВ и помнить о них.)

X. Домашнее задание.

Сильной группе – подготовить пересказ.

Средней группе – выразительное чтение и пересказ.

Слабой группе – выразительное чтение.

XI. Игра «Откуда Я».

Отгадайте, из какого произведения эти предметы?

  • Шляпа «Живая шляпа».
  • Бинт «Мой щенок».
  • Гвоздь «А что у вас?»
  • Телеграмма «Чук и Гек».

Выставка рисунков.

Тема: А.И. Приставкин «Портрет отца».

Цели: познакомить с произведением А. Приставкина «Портрет отца», с жизнью людей в годы войны;

Отрабатывать навыки сознательного,

Правильного, выразительного чтения;

Развивать речь, скорость чтения, мышление;

Воспитывать любовь к Родине, своему

Народу, чувство гордости за героическое

Прошлое нашей Родины, за мужественные подвиги воинов.

Ход урока

Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

Изучение нового материала.

А) Вводная беседа.

Русская земля всегда привлекала другие народы своей красотой, богатством, большой территорией. Русский народ всегда выходил на защиту своей земли и сражался до последнего вздоха.

Шёл 1941 год. На нашу страну, без объявления войны, напала фашистская Германия. Крепко спала наша страна после трудового дня, а по ту сторону границы немецкие генералы нетерпеливо поглядывали на часы. Всё было готово для вторжения, все ждали только сигнала, чтобы перейти границу. Последние 5 минут.

^ Стихотворение «Такою всё дышало тишиной»

Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала казалось,

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось.

Короткой ночи расплывались тени

В лучах на травы падала роса

Был июнь и было воскресенье

И тихие светились небеса.

И спали люди при открытых окнах

Последние досматривали сны,

Когда земля от первых взрывов, вздрогнув,

Лишилась этой мирной тишины.

(Левитан- объявление о войне)-запись

(песня «Священная война»)-видео-фильм

На рассвете 22 июня тысячи самолётов и танков с чёрными крестами стали бомбить и обстреливать наши города.

Суровая весть о начале войны быстро облетела каждый дом, каждую семью. На защиту Отечества встал весь народ. Под песню «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой» отправлялись на фронт советские солдаты. Тысячи подвигов совершались на фронтах и в тылу. Даже дети помогали взрослым. Были связными у партизан, ухаживали за ранеными, стояли в цехах за станками, в поле убирали урожай. «Всё для фронта, всё для победы!»- с такими словами трудился наш тыл.

Не было во всей стране ни одной семьи, ни одного дома, которых бы не коснулась война. С нашего Татарского района на фронт ушло 14 120 человек, 5896 из них не вернулось.

Много советских солдат и мирных жителей было убито в первые дни войны. Фашистские войска продвинулись на большое расстояние вглубь нашей страны, было захвачено много городов и сёл. Из захваченных городов и деревень вывозили детей в другие города. Родители и дети иногда даже и не знали, где находятся их близкие, что с ними, живы ли они. Детей размещали в детдома.

б) Работа над произведением.

Сегодня мы познакомимся с историей, которая произошла с одним мальчиком, который не знал и не помнил своих родителей.

^ Чтение по «цепочке» с заданием.

Почему мальчик был согласен отдать другу всё, что у него было за портрет своего отца? Как бы ты поступил на его месте?

Беседа о прочитанном.

1.Какие чувства вы испытывали во время чтения рассказа?

2.Кого вам стало жалко: мальчика или Володьку?

3.Мог ли быть на обложке книги портрет его отца?

4.Почему он так поступил?

5.Правильно ли он сделал?

6.Можно ли его простить за совершённый поступок?

Чтение по ролям (отрывок)

Смело, с уверенностью).

Самостоятельное чтение.

Чтение отрывка по ролям.

Почему Володька не взял ничего за обложку?

Поверил ли он, что это был его отец?

Что было на сердце у Володьки?

Выборочное чтение

Кто был изображён на обложке книги?

Что сделал герой рассказа с книгой?

С кем поделился герой рассказа о своей находке?

Что сказала Ольга Петровна, посмотрев на оторванную обложку?

Что сказал Володька герою рассказа?

Что просил взамен портрета Володька у героя рассказа?

Много детей во время войны остались без родителей. Не по своим годам они были серьёзны, рассудительны. Война лишила их детства.

(стихотворение)

В дни войны

Глаза девчонки семилетней,

Как два померкших огонька.

На детском личике заметней

Большая, тяжкая тоска.

Она молчит, о чём ни спросишь,

Пошутишь с ней-молчит в ответ,

Как будто ей не семь, не восемь,

А много, много горьких лет.

Агния Барто

Почти 1414 дней продолжалась самая тяжёлая и жестокая война. Закончилась она полным поражением фашистской Германии. Наши солдаты дошли с боями до Берлина и в мае 1945года подняли над вражеской столицей красный флаг.

Каждый год мы отмечаем 9 Мая День Победы. В этом году мы празднуем Великую Победу в шестьдесят шестой раз. В этот день мы вспоминаем миллионы человеческих жизней, которые унесла война.

Сегодня мы обращаем слова благодарности и чтим память тех, кому обязаны счастьем жить на этой земле.

Песня «День Победы», стихотворение «Родина», слайды.

Родина-это Кремлёвские звёзды,

И над рекою откос.

Чистое золото осени поздней,

Шум белоствольных берёз.

Родина-это и небо над нами,

Наши дела и мечты.

Торжественный гимн и наше знамя.

Всё это Родина ты.

Самое, самое в жизни родное.

Всё что вокруг и во мне.

4.Итог урока: Что запомнилось на уроке?

Чему учит рассказ?

Что нового узнали?

5.Оценивание.

6.Домашнее задание: приготовить сообщения о мужественных поступках людей в мирное время.