Краткая биография белого. Краткая биография андрея белого. Отрывок, характеризующий Андрей Белый



Биография

Мария фон Эбнер-Эшенбах, урожденная баронесса Дубская, родилась 13 сентября 1830 года в замке Здиславец в Моравии. Ее отцом был барон Франц Дубский, получивший в 1843 году титул графа, а матерью – Мари фон Фокель. Фройляйн Фокель была второй и, увы, не последней супругой барона Дубского, а потому у Мари было много братьев и сестер – всего в семье воспитывалось семеро детей.

Вскоре после родов мать Мари умерла. Девочку растила мачеха, Евгения Бартенштайн, к которой Мари очень привязалась, но злой рок отнял у малышки и ее, едва героине нашего рассказа исполнилось семь лет. Спустя три года барон Дубский женился в четвертый раз – его очередной избранницей стала прекрасно образованная графиня Ксаверина Коловрат-Краковская. К счастью, ей удалось наладить добрые отношения с детьми Франца и особенно с Мари. Графиня рано распознала писательский талант своей падчерицы и всячески способствовала его развитию. В те времена семейство Дубского на зимние месяцы переезжало в Вену, в которой кипела культурная жизнь. Ксаверина, большая поклонница театра, старалась не пропускать ни одной постановки Бургтеатра и брала с собой Мари. И если зимой многочисленное семейство проживало в Вене, то лето Дубские непременно проводили в своем роскошном замке в Здиславице.

Когда девочке исполнилось 11 лет, отец поручил ей привести в порядок библиотеку ее бабушки в родовом замке. И Мари погрузилась в мир литературы, прочитав все те книги, которые ей показались интересными. Взрослые не контролировали то, что она читала, не советовали в выборе книг, не направляли, предоставив девочке возможность развиваться самой.




Несмотря на то, что Мари получила полную свободу в выборе книг, ее воспитание и образование не были пущены на самотек. Ее обучала целая группа родственников и учителей: бабушка с материнской стороны, тетя Элен со стороны отца, чешские служанки, немецкие и французские гувернантки. Естественно, девочка владела несколькими языками: немецким, французским и чешским, причем родным для нее был французский.

Будучи аристократкой, Мари была знакома с жизненными реалиями двух слоев населения: моравского крестьянства и австрийской аристократии. Она не понаслышке знала о государственных делах и политике. Когда Мари стала писать о мире аристократии, таком близком и понятном ей, она открыла новую поэтическую грань, вслед за этим у писательницы появилось много подражателей.

В 1848 году, когда Мари исполнилось 18 лет, она вышла замуж за своего кузена Морица фон Эбнер-Эшенбаха, сына своей тети Элен. Молодые поселились в Клостербруке в Южной Моравии. Супруг был старше Мари на 15 лет и поддерживал ее желание писать книги. Мориц сам был образованным человеком, являлся профессором Инженерной академии в Вене, преподавал физику и химию. Позже он был произведен в генерал-лейтенанты и стал членом Военной академии. К сожалению, брак Мари и Морица оказался бездетным.



В 1856 году Мари решила обосноваться в Вене, где начала осваивать часовое мастерство. Выбранная специальность была в те времена совершенно нетипична для женщин, но Эбнер-Эшенбах это мало заботило. Как и в истории с книгами, она выбирала в жизни то, что ей было действительно интересно. В 1879 году Мари окончила учебу и стала коллекционировать наручные часы необычных форм. Сейчас собрание писательницы можно увидеть в венском Музее часов.

Со временем она полностью посвятила себя литературе. На протяжении почти двух десятилетий Эбнер-Эшенбах, вдохновленная творчеством Шиллера, писала трагедии. «Мария Стюарт в Шотландии» (1860), поставленная в Карлсруэ, осталась незамеченной. За ней следовали «Мария Роланд» (1867), «Доктор Рыцарь» (1872) и комедия «Мужская верность» (1874). Однако особым успехом они не пользовались. Затем в 1876 году вышел ее первый роман «Божена-служанка», который заинтересовал публику. За ним последовали «Афоризмы» (1880) и «Деревенские и дворцовые истории», которые стали настоящим прорывом. Во всем немецкоязычном пространстве о Мари Эбнер-Эшенбах стали говорить как о первой среди современных немецкоязычных писательниц, выдающейся по глубине наблюдения, объективности изображения и тонкому юмору.

После публикации в 1880 году рассказа «Лотти-часовщица», на Мари посыпались предложения от издательских домов. В 1887 году вышел ее роман «Питомец общины», который и по сей день относится к числу важных произведений мировой литературы. Слава писательницы со временем только росла – и в Австрии, и в соседней Германии 70-летний и 80-летний юбилей Эбнер-Эшенбах праздновали с большим размахом.



Всю свою жизнь Мари боролась против «обычных» взглядов ее времени. Ее творчество не было продиктовано необходимостью зарабатывать себе на хлеб и содержать семью. Она писала с убеждением, что ее произведения смогут изменить мысли и взгляды современников, привнести в общество идеи нравственности и гуманизма.

Произведения «Без любви» (1888) и «В конце» (1895) имели большой успех в Берлине на сцене «Фрайе Бюне». В 1898 году Эбнер-Эшенбах была удостоена высшей гражданской награды Австрии – Почетного креста за искусство и литературу. В том же году скончался ее любимый супруг. Через год, чтобы развеяться, Мари предприняла поездку в Италию, которую затем будет посещать снова и снова. По возвращении в Вену ее ждала приятная новость: Эбнер-Эшенбах стала первой женщиной – почетным доктором Венского университета. Спустя шесть лет она выпустила свои мемуары под названием «Мое детство».

12 марта 1916 года жизнь успешной 85-летней писательницы оборвалась. Она умерла в Вене, но захоронена была в семейном склепе графов Дубских в Здиславице.



В ее честь на здании Венского университета была установлена памятная доска, а также назван парк в 18-м районе Вены. К юбилеям писательницы австрийская и немецкая почта неоднократно выпускали коллекционные марки. Портрет Эбнер-Эшенбах также планировали поместить на банкноту достоинством в 5000 шиллингов серии 1997 года, на которой с 1989 года красовалось изображение австрийского «всего» – В.-А. Моцарта, однако затем было решено ограничиться выпуском новых купюр достоинством в 500 и в 1000 шиллингов. Потеснить своего гениального соотечественника знаменитой писательнице не удалось.

Светлана Литвинова

Произведения

* Aus Franzensbad. 6 Episteln von keinem Propheten. Leipzig: Lorck, 1858
* Maria Stuart in Schottland. Schauspiel in funf Aufzugen. Wien: Ludwig Mayer, 1860
* Das Veilchen. Lustspiel in einem Aufzug. Wien: Wallishausser, 1861
* Marie Roland. Trauerspiel in 5 Aufzugen. Wien: Wallishausser, 1867
* Doktor Ritter. Dramatisches Gedicht in 1 Aufzug. Wien: Jasper, 1869
* Die Prinzessin von Banalien. Ein Marchen. Wien: Rosner, 1872
* Das Waldfraulein, 1873
* Bozena. Erzahlung. Stuttgart: Cotta, 1876
* Die Freiherren von Gemperlein, 1878
* Lotti, die Uhrmacherin, in: "Deutsche Rundschau", 1880
* Aphorismen. Berlin: Franz Ebhardt, 1880
* Dorf- und Schlo?geschichten (Erzahlungen), 1883 (darin Der Kreisphysikus, Jacob Szela, Krambambuli, Die Resel, Die Poesie des Unbewu?ten)
* Zwei Comtessen (Erzahlung). Berlin: Franz Ebhardt, 1885
* Neue Dorf- und Schlo?geschichten (Erzahlungen). Berlin: Paetel, 1886 (darin Die Unverstandene auf dem Dorfe, Er la?t die Hand kussen, Der gute Mond)
* Das Gemeindekind, (Roman) 1887
* Unsuhnbar. Erzahlung. Berlin: Paetel, 1890
* Drei Novellen. 1892 (darin Oversberg)
* Glaubenslos? Erzahlung. Berlin: Paetel, 1893
* Das Schadliche. Die Totenwacht. Zwei Erzahlungen. Berlin: Paetel, 1894
* Rittmeister Brand. Bertram Vogelweid. Zwei Erzahlungen. Berlin: Paetel, 1896
* Alte Schule (Erzahlungen). Berlin: Paetel, 1897 (darin Ein Verbot, Der Fink, Eine Vision, Schattenleben, Verschollen)
* Am Ende. Szene in 1 Aufzug. Berlin: Bloch, 1897
* Aus Spatherbsttagen. Erzahlungen. Berlin: Paetel, 1901 (darin Der Vorzugsschuler, Maslans Frau, Fraulein Susannens Weihnachtsabend, Uneroffnet zu verbrennen, Die Reisegefahrten, Die Spitzin, In letzter Stunde, Ein Original, Die Visite)
* Agave (Roman). Berlin: Paetel, 1903
* Die unbesiegbare Macht. Zwei Erzahlungen. Berlin: Paetel, 1905
* Meine Kinderjahre. Biographische Skizzen. Berlin: Paetel, 1906
* Altweibersommer. Berlin: Paetel, 1909

Биография



Эбнер-Эшенбах (баронесса Мария von Ebner-Eschenbach, урожденная графиня von Dubsky) - известная немецкая писательница; род. в 1830 г. в Моравии; выросла под руководством своей мачехи, обратившей ее внимание на немецкую литературу. Живя то в моравском поместье отца, то в Вене, Э. имела случай изучить два общественных слоя, изображаемых в ее произведениях: моравское крестьянство и австрийскую аристократию. 18-ти лет от роду она вышла замуж за барона Э., военного инженера. Под влиянием венского Бург-театра она попробовала свои силы в драматическом творчестве, но трагедия ее "Maria Stuart in Schottland" (1860), поставленная в Карлсруэ, не имела успеха ни на сцене, ни у критики; за ней следовали "Marie Roland" (1867), "Doctor Ritter" (1872) и комедия "M a nnertreue (1874). Успех "Erz a hlungen" (1875) уяснил Э. настоящую область применения ее дарования, которое с большей еще силой проявилось в "Dorf- und Schlossgeschichten" (1883).

Теперь она по праву считается первой из современных немецких писательниц, выдающейся по глубине наблюдения, объективности изображения, тонкому юмору и живому социальному чувству, проникающему произведения этой аристократки по рождению и вкусам. Кроме указанных произведений, в "Gesammelte Schriften" (с 1892 г., 6 т.) Э. вошли "Aphorismen" (1880), "Parabeln, M a rchen und Gedichte" (1892), новая серия "Dorfund Schlossgeschichten" (1888), большие повести "Das Gemeindekind" (1888) и "Uns u hnbar" (1890). Издание неполно: в него не вошли "Ein kleiner Roman" (1889) и многочисленные позднейшие рассказы. Лучшие из рассказов Э. "Jakob Szela", "Die Unverstandene auf dem Dorfe", "Er l asst die Hand kussen", "Lotti, d ie Uhrmacherin", "Nach dem Tode", "Wieder die Alte", "Die Freiherrn von Gemperlein", "Oversberg", "Die Kapitalistinnen", "Zwei Komtessen", "Glaubenslos", "Rittmeister Brand", "Bеrtram Vogelweid".

Понемногу круг наблюдений Э. расширялся; она ознакомилась также с буржуазными кругами и дала их изображение; любопытна также обширная галерея типов прислуги. Главное достоинство Э. - уменье рассказывать; движение рассказа - ее основная цель; ей служат, как они ни удачны сами по себе, отдельные характеры, среда, настроения. Изображение общественных противоречий и несправедливостей действует у Э. тем сильнее, что очевидно чуждо всякой тенденциозности, непримиримой с оптимистическим и идеалистическим мировоззрением Э. На русском языке появилось немногое: "Питомец общины" ("Вестник иностр. лит.", 1892); "Примерный ученик" ("Кн. Нивы", 1899, № 5); "Ученик первого разряда" ("Русск. мысль", 1900, № 10); "С отличием" ("Рус. вест.". 1901, № 9); "Mиpскoe дитя" (1897); "Клятва" ("Живоп. обозр.", 1898, № 3); "Сжечь не распечатывая"; "Старая собака"; "Первенец" ("Рус. вест.", 1901, №№ 11-12).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890-1907.

Мария фон Эбнер-Эшенбах - писательница и драматург. Психологические повести, принадлежащие ее перу и опубликованные в середине 19 столетия , мгновенно приобрели широкую популярность. Цитаты Марии фон Эбнер-Эшенбах известны даже тем, кто не читал ее книг. Ведь писательница - автор множества лаконичных и остроумных высказываний.

Жизнеописание Марии фон Эбнер-Эшенбах довольно необычное. Она стала известна как первая женщина, пожелавшая освоить мастерство часовщика. Мужское ремесло ее увлекло. Когда же Мария фон Эбнер-Эшенбах стала обладательницей коллекции, о которой мечтал каждый венский часовых дел мастер, полностью погрузилась в писательство.

Детство

Мария фон Эбнер-Эшенбах родилась в 1830 году. С детства увлекалась литературой, что и предопределило ее судьбу. Детство Марии прошло недалеко от Вены, в поместье отца, расположенном в Моравии . В возрасте одиннадцати лет будущая писательница получила в полное свое распоряжение огромную библиотеку, которая находилась в родовом имении. Так Мария погрузилась в мир прозы и поэзии.

Она прочитала все книги, которые ей на тот момент показались интересными. Родители не контролировали девочку. Они не рекомендовали ей то или иное произведение, не навязывали своих литературных предпочтений. Они предоставили дочери возможность развиваться самостоятельно.

Несмοтря на тο чтο Мари пοлучила пοлную свοбοду в выбοре книг, ее вοспитание и οбразοвание не были пущены на самοтек. Ее οбучала целая группа рοдственникοв и учителей: бабушка с материнскοй стοрοны, тетя Элен сο стοрοны οтца, французские, немецкие и чешские гувернеры . Естественнο, девοчка владела нескοлькими языками. С ранних лет она говорила не только на чешском и немецком. Мари свободно владела французским языком, который, к слову сказать, считала родным. Но предпочтение все же отдавала немецкой литературе.

Будучи представительницей австрийской аристократии, Мари имела отнюдь не ограниченные представления о нравах и традициях людей, находящихся на более низкой социальной ступени. Она была знакοма с реалиями двух совершенно не похожих друг на друга миров: мοравскοгο крестьянства и австрийскοй аристοкратии. Οна интересовалась важными политическими и общественными событиями, происходящими не только в Австрии, но и за ее пределами. Кοгда Мари стала писать ο мире аристοкратии, такοм близкοм и пοнятнοм ей, οна οткрыла нοвую пοэтическую грань. Вскоре у нее пοявилοсь мнοгο пοдражателей среди коллег.

Юность

В 1856 гοду Мари с мужем окончательно обосновалась в столице Австрии, где, к удивлению родственников, начала οсваивать часοвοе мастерствο. Выбранная специальнοсть была в те времена сοвершеннο нетипична для женщин, нο Эбнер-Эшенбах этο малο забοтилο. Как и в истοрии с семейной библиотекой, οна выбирала в жизни тο, чтο ей былο действительнο интереснο. Мари οкοнчила учебу и стала кοллекциοнирοвать наручные часы неοбычных фοрм. Сейчас редкое сοбрание мοжнο увидеть в Музее часοв, расположенном в австрийской столице.

Литературный дебют

Героиня сегодняшнего повествования вышла замуж в возрасте восемнадцати лет. Ее избранником стал военный инженер, который никакого отношения ни к литературе, ни к театру не имел. Тем не менее именно в первые годы замужества она решила попробовать свои силы в драматургии. Сочиняла трагедии, комедии. Писала, что называется, «в стол». Первая пьеса была опубликована только в 1869 году. Произведение начинающей писательницы критики обошли вниманием.

Творчество

Сο временем οна пοлнοстью пοсвятила себя литературе. На прοтяжении пοчти двух десятилетий Эбнер-Эшенбах , вдοхнοвленная твοрчествοм Шиллера, создавала трагедии. «Мария Стюарт в Шοтландии», пοставленная в Карлсруэ, οсталась незамеченнοй. За ней следοвали «Мария Рοланд», «Дοктοр Рыцарь», и кοмедия «Мужская вернοсть». Οднакο и эти произведения οсοбым успехοм οни не пοльзοвались. Затем вышел ее первый рοман «Бοжена-служанка», кοтοрый заинтересοвал публику. За ним пοследοвали «Афοризмы» и «Деревенские и двοрцοвые истοрии», ставшие настοящим прοрывοм в литературной карьере писательницы.

На всем немецкοязычнοм прοстранстве ο Мари Эбнер-Эшенбах стали гοвοрить как о первой женщине, которой удалось создать произведения, выдающиеся пο глубине наблюдения, οбъективнοсти изοбражения и тοнкοму юмοру. Ее творчество сегодня малоизвестно за пределами Австрии. Но высказывания, вошедшие в книгу «Афоризмы», знают даже те, кто никогда не слышал имени немецкоязычной писательницы.

Взгляды

Всю свοю жизнь Мари бοрοлась прοтив «οбычных» взглядοв ее времени. Ее твοрчествο не былο прοдиктοванο неοбхοдимοстью зарабатывать себе на хлеб и сοдержать семью. Οна писала с убеждением, чтο ее прοизведения смοгут изменить мысли и взгляды сοвременникοв, привнести в οбществο идеи нравственнοсти и гуманизма.

Мария фон Эбнер-Эшенбах ушла из жизни в 1916 году, в Вене. Захоронена в родовом склепе. В течение почти сорока лет портрет писательницы можно было видеть на австрийских марках.

На русский язык были переведены следующие произведения: «Примерный ученик», «С отличием», «Мирское дитя», «Клятва», «Старая собака».

Афоризмы Марии фон Эбнер-Эшенбах

Хранить верность - это, по мнению писательницы, редкое достоинство, познать верность - большая честь. Довольно остроумно она высказалась об искренней дружбе, назвав ее редким явлением, не имеющим высокого спроса. Что касается отношений между мужчинами и женщинами, автор знаменитых цитат и афоризмов - Мария фон Эбнер-Эшенбах - изрекла следующее: «Настоящей властью над мужчиной обладает та, что способна убедить его в своих чувствах, не отдаваясь ему».

Есть люди, словно созданные в стиле барокко, в них так много прекрасных деталей, но так мало содержания - примерно так русском языке будет звучать знаменитое высказывание австрийской писательницы, если его перевести с немецкого. Nenne dich nicht arm, wenn deine Träume nicht in Erfüllung gegangen sind; wirklich arm ist nur, der nie geträumt hat - еще одно мудрое изречение Эбнер-Эшенбах . Эти слова актуальны всегда и везде. В переводе на русский: «Не говори, что ты беден, если твои мечты не сбылись. Беден тот, кто не мечтает».

Андрей Белый, 1924 г.
Худ. А. Остроумова-Лебедева

Андрей Белый (1880-1934) – поэт-символист, писатель. Настоящая фамилия – Борис Бугаев.

Андрей Белый родился в Москве, на Арбате , в доме, перестроенном в многоквартирный из особняка XVIII в. Часть квартир принадлежала Московскому университету, в которых жили его преподаватели. Одним из жильцов был отец будущего поэта профессор математики Николай Бугаев. Сейчас в угловой квартире на втором этаже открыт музей Андрея Белого.

Детство Бориса Бугаева прошло под знаком семейных скандалов. Во многом, это определило его неуравновешенность и страх перед жизнью, отразилось на отношениях с собратьями по перу и спутницами жизни. Во второй половине 1900-х гг. у него образовалось сразу два любовных треугольника: Белый – Блок – Любовь Менделеева и Белый – Брюсов – Нина Петровская. Оба распались не в его пользу. Последовавший затем брак с Анной Тургеневой фактически прекратился в 1916 г., когда Андрей Белый вернулся из Швейцарии в Россию.

Трагичное восприятие действительности привело к тому, что Андрей Белый относился к революции, как к обновлению России. Но когда она свершилась, и он "ютился в квартире знакомых, топя печурку своими рукописями, голодая и стоя в очередях", то счёл за благо в 1921 г. уехать в Германию. Эмиграция его не приняла, Анна Тургенева, формально остававшаяся его женой, – тоже, и через два года он вернулся. Советским писателем Андрей Белый не стал. По словам Булгакова, он "всю жизнь... писал дикую ломаную чепуху. В последнее время решил повернуться лицом к коммунизму. Но повернулся крайне неудачно".

Андрей Белый: "Я остался один в 4 года. И с тех пор уже не переставал ломаться даже наедине с собой. Строю себе и теперь гримасы в зеркале, когда бреюсь. Ведь гримаса та же маска. Я всегда в маске! Всегда!"

Биография Андрея Белого

  • 1880. 14 (26) октября – в Москве в семье математика, профессора МГУ Николая Васильевича Бугаева и его жены Александры Дмитриевны Бугаевой (урождённой Егоровой) родился сын Борис.
  • 1891. Сентябрь – Борис Бугаев поступил в Московскую частную гимназию Л.И. Поливанова.
  • 1895. Конец года – знакомство с Сергеем Соловьёвым, а вскоре и с его дядей – философом Владимиром Соловьёвым .
  • 1899. Сентябрь – Борис Бугаев поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета.
  • 1900. Январь-декабрь – работа над "Северной симфонией" и циклом символистских стихов. Весна – увлечение философскими трудами и поэзией В.С. Соловьёва .
  • 1901. Февраль – встреча с М.К. Морозовой на симфоническом концерте, начало "мистериальной любви" и анонимной переписки. Март-август – работа над "2-й драматической симфонией". Декабрь – знакомство с В.Я. Брюсовым , Д.С. Мережковским и З.Н. Гиппиус.
  • 1902. Апрель – выход "2-й драматической симфонии". Первая публикацией Бориса Бугаева, к тому же впервые подписанная псевдонимом Андрей Белый. Осень – Андрей Белый познакомился с С.П. Дягилевым и А.Н. Бенуа. Статьи в журнале "Мир искусства".
  • 1903. Январь – начало переписки с А. Блоком. Февраль-апрель – дебют Андрея Белого в альманахе "Северные цветы". Март – знакомство с К.Д. Бальмонтом, М.А. Волошиным, С.А. Соколовым (владельцем издательства "Гриф"). Май – диплом об окончании университета. 29 мая – смерть отца Андрея Белого. Осень – кружок "аргонавтов". Начало "мистериальной любви" к Нине Петровской.
  • 1904. Январь – знакомство Белого с Александром Блоком и его женой Любовью Дмитриевной. Март – выход первого сборника стихов Белого "Золото в лазури". Лето – поступление на историко-филологический факультет Московского университета.
  • 1905. 9 января – Андрей Белый – свидетель Кровавого воскресенья. Февраль – по возвращении в Москву вызов на дуэль от Брюсова . Произошло примирение. Апрель – личное знакомство с М.К. Морозовой, участие в проводимых в её особняке собраниях Религиозно-философского общества имени Владимира Соловьёва . Июнь – приезд в Шахматово к Блокам, письменное признание в любви Любови Дмитриевне Блок. 3 октября – участие в похоронах Н.Э. Баумана. Ноябрь – знакомство с Асей Тургеневой.
  • 1906. 26 февраля – объяснение в любви Л.Д. Блок. Осень – прошение об отчислении из университета и отъезд в Европу.
  • 1907. Конец февраля – возвращение в Москву. Август – Блок вызвал Андрея Белого на дуэль. При личной встрече конфликт уладился.
  • 1908. Февраль – встреча с Асей Тургеневой. Апрель – выход сборника "Кубок метелей. Четвёртая симфония". Декабрь – мистериальное сближение с теософкой А.Р. Минцловой.
  • 1909. Конец марта – выход сборника стихов Андрея Белого "Урна: Стихотворения". Апрель – начало романа с Асей Тургеневой. Август-сентябрь – участие в организации издательства "Мусагет".
  • 1910. 26 ноября – отъезд с Асей Тургеневой в заграничное путешествие.
  • 1911. 22 апреля – Андрей Белый вернулся в Россию.
  • 1912. Отъезд Андрея Белого с Асей Тургеневой в Европу. Май – встреча с главой антропософской школы Рудольфом Штейнером. Решение встать на путь антропософского "ученичества".
  • 1913. 11 марта – возвращение Андрея Белого и Аси Тургеневой в Россию. Август-декабрь – лекции Штейнера в Европе. Участие в строительстве антропософского храма Гетеанум в Дорнахе (Швейцария).
  • 1914. 23 марта – оформление в Берне гражданского брака Андрея Белого и Аси Тургеневой.
  • 1915. Январь-июнь – Андрей Белый писал книгу "Рудольф Штейнер и Гёте в мировоззрении современности". Февраль-август – работа на строительстве Гетеанума. Октябрь – начало работы над романом "Котик Летаев".
  • 1916. Январь-август – работа на строительстве Гетеанума. 18 августа – 3 сентября – возвращение Андрея Белого в Россию из-за призыва на военную службу. Ася Тургенева осталась в Дорнахе. Сентябрь – трёхмесячная отсрочка от военной службы.
  • 1917. Январь – двухмесячная отсрочка от военной службы. 28 февраля – в Петрограде революция. 9 марта – возвращение Андрея Белого в Москву. Декабрь – сближение с К.Н. Васильевой.
  • 1918. Октябрь-декабрь – служба в московском Пролеткульте и в Театральном отделе Наркомпроса .
  • 1919. Август – уход Андрея Белого из Пролеткульта.
  • 1920. Декабрь – в результате несчастного случая Андрей Белый получил травму, потребовавшую трёхмесячного лечения в больницах.
  • 1921. 25 мая – последняя встреча с А. Блоком в гостинице "Спартак" в Петрограде. 7 августа – смерть Александра Блока. 11 августа – Андрей Белый начал писать воспоминания о Блоке. 17 октября – заседание во Всероссийском союзе писателей, посвященное проводам А. Белого за границу. 20 октября – Белый уехал в Берлин. Конец ноября – встреча с Асей Тургеневой и Р. Штейнером.
  • 1922. Апрель – разрыв с Асей Тургеневой. Выход сборника "Звезда". Сентябрь – статья Андрея Белого "Максим Горький" . По поводу 30-летнего юбилея". 20 сентября – в Москве умерла мать Андрея Белого – Александра Дмитриевна Бугаева.
  • 1923. Январь – приезд в Берлин К.Н. Васильевой. Февраль-март – сотрудничество в журнале "Беседа", выходящем в Берлине под редакцией Максим Горького . 26 октября – возвращение Андрея Белого в Москву.
  • 1924. Июнь-сентябрь – отдых с К.Н. Васильевой в Коктебеле у Максимилиана Волошина. Последняя встреча с Брюсовым .
  • 1925. Конец марта – Андрей Белый и К.Н. Васильева поселились в подмосковном поселке Кучино. Конец августа – в один из приездов в Москву Андрей Белый попал под трамвай.
  • 1927. Апрель - начало июля – отдых с К.Н. Васильевой в Грузии.
  • 1928. 17-26 марта – очерк "Почему я стал символистом и почему я не перестал им быть на всех фазах моего идейного и художественного развития". Май-август – отдых с К.Н. Васильевой в Армении и Грузии.
  • 1929. Февраль-апрель – работа над мемуарами "На рубеже двух столетий". Апрель-август – отдых с К.Н. Васильевой на Кавказе.
  • 1930. Январь – выход воспоминаний "На рубеже двух столетий". Июнь-сентябрь – отдых в Крыму, в Судаке. Последняя встреча в Коктебеле с М. Волошиным.
  • 1931. 9 апреля – переезд с К.Н. Васильевой на постоянное жительство в Детское Село. 30 мая – арест К.Н. Васильевой. 3 июля – освобождение К.Н. Васильевой. 18 июля – регистрация брака Андрея белого с К.Н. Васильевой (отныне – Бугаевой). 31 августа – письмо И.В. Сталину. 30 декабря – отъезд в Москву.
  • 1933. Январь – выход в свет романа "Маски". 11 и 27 февраля – вечера Андрея Белого в Политехническом музее . 15 июля – Андрей Белый получил в Коктебеле солнечный удар. Август – возвращение в Москву и лечение. Ноябрь – выход воспоминаний "Начало века" с разгромным предисловием Л.Б. Каменева. 8 декабря – Андрей Белый в больнице. 29 декабря – диагноз: кровоизлияние в мозг.
  • 1934. 8 января – Андрей Белый умер в присутствии жены и врачей. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Стихи Андрея Белого

Стихотворение "В полях" Андрей Белый написал в 1904 г.

Стихотворение "Воспоминание" Андрей Белый написал в Петербурге в сентябре 1908 г.

Декабрь... Сугробы на дворе...
Я помню вас и ваши речи;
Я помню в снежном серебре
Стыдливо дрогнувшие плечи.

В марсельских белых кружевах
Вы замечтались у портьеры:
Кругом на низеньких софах
Почтительные кавалеры.

Лакей разносит пряный чай...
Играет кто-то на рояли...
Но бросили вы невзначай
Мне взгляд, исполненный печали.

И мягко вытянулись, – вся
Воображенье, вдохновенье, –
В моих мечтаньях воскреся
Невыразимые томленья;

И чистая меж нами связь
Под звуки гайдновских мелодий
Рождалась... Но ваш муж, косясь,
Свой бакен теребил в проходе...

Один – в потоке снеговом...
Но реет над душою бедной
Воспоминание о том,
Что пролетело так бесследно.

Стихотворение "Всё забыл" Андрей Белый написал в марте 1906 г.

Стихотворение "Июльский день" Андрей Белый написал в 1920 г.

Стихотворение "Маг" Андрей Белый написал в 1903 г. Обращено к Валерию Брюсову .

Стихотворение "Один" Андрей Белый написал в декабре 1900 г. Посвящено Сергею Львовичу Кобылинскому.

Стихотворение "Пепел. Россия. Отчаянье" Андрей Белый написал в июле 1908 г. Посвящено 3.Н. Гиппиус.

Довольно: не жди, не надейся –
Рассейся, мой бедный народ!
В пространство пади и разбейся
За годом мучительный год!

Века нищеты и безволья.
Позволь же, о родина-мать,
В сырое, в пустое раздолье,
В раздолье твоё прорыдать: –

Туда, на равнине горбатой, –
Где стая зелёных дубов
Волнуется купой подъятой
В косматый свинец облаков,

Где по полю Оторопь рыщет,
Восстав сухоруким кустом,
И в ветер пронзительно свищет
Ветвистым своим лоскутом,

Где в душу мне смотрят из ночи.
Поднявшись над сетью бугров,
Жестокие, жёлтые очи
Безумных твоих кабаков, –

Туда, – где смертей и болезней
Лихая прошла колея, –
Исчезни в пространстве, исчезни,
Россия, Россия моя!

Стихотворение "Россия" Андрей Белый написал в декабре 1916 г.

Настоящие имя и фамилия – Борис Николаевич Бугаев .

Андрей Белый – русский поэт, прозаик, теоретик символизма, критик, мемуарист – родился 14 (26) октября 1880 года в Москве в семье математика Н.В. Бугаева, который в 1886-1891 – декан физико-математического факультета Московского университета, основатель Московской математической школы, предвосхитивший многие идеи К. Циолковского и русских «космистов». Мать занималась музыкой и пыталась противопоставить художественное влияние «плоскому рационализму» отца. Суть этого родительского конфликта постоянно воспроизводилась Белым в его позднейших произведениях.

В 15 лет познакомился с семьей брата Вл.С. Соловьева – М.С. Соловьевым, его женой, художницей О.М. Соловьевой, и сыном, будущим поэтом С.М. Соловьевым. Их дом стал второй семьей для А. Белого, здесь сочувственно встретили его первые литературные опыты, придумали псевдоним, познакомили с новейшим искусством и философией (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Вл.С. Соловьев). В 1891-1899 Белый учился в Московского частной гимназии Л.И. Поливанова. В 1903 году он окончил естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. В 1904 году поступил на историко-филологический факультет, однако в 1906 году подал прошение об отчислении.

В 1901 году Белый сдал в печать «Симфонию (2-ю, драматическую)». Жанр литературной «симфонии,» созданный А. Белым (при жизни были опубликованы «Северная симфония (1-я, героическая)» (1904 ), «Возврат» (1905 ), «Кубок метелей» (1908 )), продемонстрировал ряд существенных черт его поэтики: тяготение к синтезу слова и музыки (система лейтмотивов, ритмизация прозы, перенесение структурных законов музыкальной формы в словесные композиции), соединение планов вечности и современности.

В 1901-1903 гг . входил в среду московских символистов, группирующихся вокруг издательства «Скорпион» (В. Брюсов, К. Бальмонт, Ю. Балтрушайтис) и «Гриф»; затем познакомился с организаторами петербургских Религиозно-философских собраний и издателями журнала «Новый путь» Д.С. Мережковским, З.Н. Гиппиус. С января 1903 года начал переписку с А. Блоком (личное знакомство состоялось 1904 г .), с которым его связали годы «дружбы-вражды». Осенью 1903 года Андрей Белый стал одним из организаторов и идейных вдохновителей кружка «аргонавтов» (Эллис, С.М. Соловьев, А.С. Петровский, Э.К. Метнер и др.), исповедовавшего идеи символизма как религиозного творчества («теургин»), равенства «текстов жизни» и «текстов искусства», любви-мистерии как пути к эсхатологическому преображению мира. «Аргонавтические» мотивы развивались в статьях Белого этого периода, напечатанных в журналах «Мир искусства», «Весы», «Золотое руно», а также в сборнике стихов «Золото в лазури» (1904 ).

Крушение «аргонавтического» мифа в сознании Андрея Белого (1904-1906 ) произошло под влиянием ряда факторов: смещения философских ориентиров от эсхатологии Ф. Ницше и Вл.С. Соловьева к неокантиантству и проблемам гносеологического обоснования символизма, трагических перипетий неразделенной любви к Л.Д. Блок (отразившихся в сборнике «Урна», 1909 ), раскола и ожесточенной журнальной полемики в символистском лагере. События Революции 1905-1907 гг. были восприняты Белым поначалу в русле анархического максимализма, однако именно в этот период в его поэзии появляются социальные мотивы и «некрасовские» ритмы и интонации (сборник стихов «Пепел», 1909 ).

1909-1910 гг . – начало перелома в мироощущении А. Белого, поиск новых позитивных жизненных путей. Подводя итоги прежней творческой деятельности, издал три тома критических и теоретических статей («Символизм», «Луг зеленый», оба 1910 ; «Арабески», 1911 ). Попытки обретения «новой почвы», синтеза Запада и Востока ощутимы в романе «Серебряный голубь» (1909 ). Началом возрождения стало сближение и гражданский брак с художницей А.А. Тургеневой, разделившей с ним годы странствий (1910-1912 , Сицилия – Тунис – Египет – Палестина), описанные в двух томах «Путевых заметок». Вместе с ней Андрей Белый переживает годы восторженного ученичества у создателя антропософии Р. Штайнера. Высшее творческое достижение этого периода – роман «Петербург» (1913-1914 ), сосредоточивший в себе историософскую проблематику, связанную с осмыслением пути России между Западом и Востоком, и оказавший огромное влияние на крупнейших романистов 20 века (М. Пруст, Дж. Джойс и др.).

В 1914-1916 гг . жил в Дорнахе (Швейцария), участвуя в строительстве антропософского храма «Гетеанум». В августе 1916 вернулся в Россию. В 1915-1916 гг . создал роман «Котик Летаев» - первый в задуманной серии автобиографических романов (продолжение – роман «Крещёный китаец», 1921 ). Начало Первой мировой войны Белый воспринял как общечеловеческое бедствие, русскую революцию 1917 – как возможный выход из глобальной катастрофы. Культурфилософские идеи этого времени нашли воплощение в эссеистическом цикле «На перевале» («I. Кризис мысли», 1918 ; «II. Кризис мысли», 1918 ; «III. Кризис культуры», 1918 ), очерке «Революция и культура» (1917 ), поэме «Христос воскрес» (1918 ), сборнике стихов «Звезда» (1922 ).

В 1921-1923 гг . Андрей Белый в Берлине пережил мучительное расставание с Р. Штайнером, разрыв с А.А. Тургеневой и оказался на грани душевного срыва, хотя и продолжал активную литературную деятельность. По возвращении на родину предпринял ряд безнадежных попыток найти свое место в советской культуре, создал романную дилогию «Москва» («Московский чудак», 1926 ; «Москва под ударом», 1926 ), роман «Маски» (1932 ), выступал как мемуарист («Воспоминания о Блоке», 1922-1923 ; трилогия «На рубеже двух столетий», 1930 ; «Начало века», 1933 ; «Между двух революций», 1934 ), написал теоретико-литературные исследования «Ритм как диалектика и «Медный всадник»» (1929 ) и «Мастерство Гоголя» (1934 ). Эти исследования оказали во многом определяющее влияние на литературоведение XX в. (формалистская и структуралистская школы в СССР, «новая критика» в США), заложили основы современного научного стиховедения (различение метра и ритма и др.). В творчестве Андрея Белого выразилось ощущение тотального кризиса жизни и мироустройства.