Краткое содержание сказка о царе салтане. Начало – как подслушанный разговор привел к небывалому карьерному росту и не слишком удачному браку. Краткий пересказ сказки о царе Салтане читать онлайн продолжение


Пушкин А.С., Сказка о царе Салтане.
Зимним вечером в деревенской светлице три сестры сидят за пряжей. Старшая и средняя говорят своей красотой и дородством, а младшая молчит. За кротость и скромность сестры считают ее дурочкой и заставляют работать на себя. Размечтались они, чем каждая прославилась бы, если бы царь взял ее замуж. Старшая хвалится задать невиданный пир, средняя - в одиночку наткать на весь мир полотна, а младшая пообещала родить для батюшки-царя богатыря-сына. Все это слышал притаившийся под окошком царь Салтан. Он входит в светлицу и объявляет решение: жить всем троим во дворце, старшей быть поварихой, средней - ткачихой, а младшей - царевой женой. Царь ушел с младшей сестрой, а две другие да Бабариха стали советоваться, как расстроить счастье удачливой дурочки, и задумали они обмануть Салтана.
Царь уехал на войну, а тем временем родился у молодой царицы Милитрисы сын. Мирно течет жизнь на широком царском дворе. Одна лишь царица не знает покоя: тревожит ее, что долго нет гонца с ответным письмом от Салтана. Напрасно Скоморох пытается равлечь ее своими прибаутками; не веселят ее ни сказки Старого деда, ни притворная доброта сестер, приносящих ей подарки. Но вот появляется развязный и болтливый Гонец; ловкие заговорщицы успели, подпоив его, подменить Салтанову грамоту. Дьяки в смущении читают приказ: "Царицу и приплод в бочке бросить в бездну вод". Народ мнется в нерешительности, но отступает перед угрозами торжествующих сестер и Бабарихи. Бочку с Милитрисой и царевичем пускают в море.
Пустынный берег острова Буяна. Сюда, вняв мольбам царицы, волна вынесла бочку. Милитриса жалобно сетует на судьбу, а заметно подросший царевич весело резвится, радуясь светлому миру. Сделав лук, он отправляется на поиски дичи, но внезапно замечает громадного коршуна, который преследует лебедя, и метко пущенной стрелой убивает его. К изумлению царицы и царевича Лебедь-птица вышла из моря и заговорила человечьим языком. Она пообещала отплатить добром за добро и исчезла. Незаметно наступила ночь. Мать и сын уснули. А с первыми лучами утренней зари из тумана, по волшебству, возник город. Под праздничный колокольный перезвон и пушечную пальбу из ворот его появилась торжественная процессия. Радостно приветствуют Гвидона жители сказочного города Леденца и просят стать их правителем.
Стал Гвидон князем, но мучает его тоска по отцу. Он смотрит с грустью вслед кораблю, который держит путь в царство Салтана. На зов Гвидона из моря появляется Лебедь-птица. Узнав причину его печали, она превращает князя в шмеля, чтобы он мог догнать корабль и увидеть отца.
Корабль приплыл к Салтанову царству. Царь приглашает корабельщиков в гости, угощает их и расспрашивает о чудесах, которые они видели, путешествуя по белу свету. Корабельщики рассказывают о волшебном появлении города Леденца на пустынном острове, о белке, грызущей золотые орешки, о тридцати трех морских витязях и о славном могучем князе Гвидоне, правителе этого города. Салтан удивлен; он хочет посетить чудесный город; обеспокоенные Ткачиха и Повариха отговаривают его. Бабариха рассказывает о чуде, какого нет в городе Леденце, - о заморской царевне неописуемой красоты. Обозленный кознями заговорщиц, шмель по очереди жалит их и, вызвав всеобщий переполох, улетает.
Снова печальный Гвидон бродит у моря. Рассказ Бабарихи не идет у него из памяти. В тоске призывает Гвидон Лебедь-птицу и, поведав ей о своей горячей любви к неизвестной красавице, просит помочь ему. Волнение Гвидона трогает Лебедь-птицу, и она оборачивается прекрасной Царевной, о которой он так пылко мечтал. Царица Милитриса благословляет молодую чету.
В радостном нетерпении Гвидон и Милитриса ждут приезда Салтана. Наконец вдали показался его флот. Под колокольный звон и приветствия народа царь со свитой вступает во дворец. Начинается показ чудес города Леденца. Перед изумленными взорами царя и гостей предстает в хрустальном домике волшебная белочка, проходят тридцать три морских богатыря, показывается прекрасная царевна Лебедь, и наконец, возлюбленная Салтанова жена - царица Милитриса. Царь со слезами обнимает ее и своего сына, на радостях прощает завистливых сестер. Начинается буйный пир.

Стихотворение «Сказка о царе Салтане» Пушкина было написано в 1831 году, а опубликовано год спустя в сборнике «Стихотворения А. Пушкина». Произведение представляет собой сказку в стихах – удивительно лирическую, яркую и образную.

Главные герои

Царь Салтан – государь, отважный воин, добрый и справедливый правитель.

Князь Гвидон – сын царя Салтана, решительный, мужественный юноша.

Царевна-лебедь – прекрасная девушка, мудрая волшебница.

Другие персонажи

Царица – жена Салтана, добрая, любящая и терпеливая женщина.

Ткачиха и повариха – злые сестры царицы, которые из зависти к ней совершают подлые поступки.

Сватья баба Бабариха – такая же злая и завистливая, как и сестры царицы.

Три сестры собираются вечером за рукоделием и обсуждают свою мечту – выйти замуж за царя. В случае женитьбы на царе первая сестра обещает « на весь крещеный мир » приготовить угощения, вторая – наткать полотна для всех людей, а третья – мечтает родить богатыря « для батюшки-царя ».

В горницу входит царь Салтан, который все это время стоял под окном и подслушивал. Он предлагает младшей сестре выйти за него замуж и родить богатыря « к исходу сентября ». Двум другим сестрам государь также предлагает последовать во дворец, но только в качестве ткачихи и поварихи.

Поскольку « в те поры война была » царь был вынужден покинуть свою молодую жену и отправиться на поле битвы. В положенное время царица рожает сына и посылает гонца с радостной вестью к государю. Вот только ткачиха с поварихой, снедаемые жгучей завистью, « извести ее хотят ». Они меняют гонца и пишут царю, что царица родила « не мышонка, не лягушку, а неведому зверюшку ».

Узнав такую новость, царь приходит в буйство, но, успокоившись, отдает приказ – « Ждать царева возвращенья для законного решенья ». Такое решение не устраивает злых сестер, и они гонцу « суют грамоту другую », в котором царь приказывает боярам царицу с младенцем « тайно бросить в бездну вод ».

Мать с ребенком сажают в большую бочку, заколачивают и скидывают ее в бескрайнее море. Царица горько плачет над своей судьбой, а между тем ребенок растет « не по дням, а по часам ». Она просит волну не губить их, а выплеснуть на сушу. Волна послушно выносит бочку на берег, и царица с царевичем оказываются на свободе.

На острове подросший царь Гвидон решает поохотиться. Он сооружает лук и стрелы, и отправляется « на край долины у моря искать дичины ». Подойдя к морю, он слышит чей-то стон и видит, как « бьется лебедь средь зыбей », спасаясь от цепких когтей коршуна. Недолго думая, Гвидон убивает хищную птицу метким выстрелом. Спасенная лебедь благодарит отважного юношу и обещает непременно сослужить ему службу.

Оставшись без ужина, царица с царевичем ложатся спать голодными, но поутру они видят прекрасный белокаменный город, которого еще вчера отродясь здесь не бывало. В новоявленном городе « царевича венчают княжей шапкой, и главой возглашают над собой ». Он понимает, что здесь не обошлось без его лебедя.

Моряки, в очередной раз проплывая мимо уединенного острова, не могут надивиться – на некогда пустом месте неожиданно стоит « город новый златоглавый ». Они пристают к берегу и знакомятся с гостеприимным князем Гвидоном. Узнав, что купцы родом из царства « славного Салтана », он передают привет царю.

Опечаленный, гуляет молодой князь по берегу. Появляется лебедь, и, узнав, что Гвидон скучает по отцу, превращает его в комара и тот вместе с моряками отправляется к себе на родину.

Салтан расспрашивает путешественников об их приключениях, и те наперебой начинают рассказывать об удивительном городе и их правителе. Царь мечтает посетить чудесный город, но « ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой » не хотят его отпускать. Они рассказывают ему об истинной диковинке – белке, что грызет золотые орешки, да танцует под елью. Злой комар жалит тетку « прямо в правый глаз ».

Вернувшись домой, князь Гвидон делится своей мечтой с лебедью, и та вмиг ее осуществляет – под елью появляется белка с золотыми орешками.

Спустя время купцы вновь приглашают Салтана посетить остров, в котором они увидали редкое чудо – танцующую белку, что грызет золотые орешки. Воодушевленный, царь вновь собирается в дорогу, но « усмехнувшись исподтиха, говорит царю ткачиха », что настоящим чудом является грозный Черномор и его тридцать три богатыря, что выходят из пенных морских вод. Гвидон, в этот раз превращенный в муху, садится тетке на левый глаз, и та сразу же кривеет.

Князь рассказывает об услышанном чуде лебеди, и на острове появляются богатыри вместе с дядькой Черномором, которые отныне будут охранять славный город Гвидона.

Моряки в очередной раз рассказывают Салтану обо всех чудесах белокаменного города. Но желание царя побывать там перебивает Бабариха, которая делится с ним народной молвой, согласно которой есть на свете такая прекрасная царевна, « что не можно глаз отвесть ». Гвидон, которого лебедь превратила в шмеля, жалит нос Бабарихи и улетает прочь.

Юный князь делится с лебедью своей печалью – он мечтает создать семью, но своей невестой он видит лишь чудесную царевну, у которой « месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит ». Тут лебедь, « взмахнув крылами », превращается в прекрасную девушку. Обрадованный Гвидон ведет невесту « к милой матушке своей », та их благословляет и они играют пышную свадьбу.

Узнав от купцов о прекрасной царице, царь Салтан отправляется на остров. Его встречает князь Гвидон, и царь никак не может налюбоваться всеми красотами и чудесами удивительного города. Увидев же свою жену, он не верит своим глазам, и молит ее и сына о прощении. На радостях Салтан не наказывает злых сестер, а отпускает их домой, и закатывает пир на весь мир.

Заключение

Сказка А. С. Пушкина учит детей добру, справедливости, прощению. Правильные выводы помогают сделать персонажи, которые четко разделены на позитивных и негативных.

Краткий пересказ «Сказки о царе Салтане» пригодится как для читательского дневника, так и при подготовке к уроку литературы.

Тест по сказке

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 667.

«Сказка о царе Салтане» написана Александром Сергеевичем Пушкиным в 1831 году, и уже через год она была опубликована. С тех пор она приобрела всеобщую известность, стала любимой у многих поколений. Уже более 180-ти лет отрывки из этой сказки знают наизусть не только россияне, но и жители всего мира. Каждый школьник может рассказать, о чем "Сказка о царе Салтане", что с ним произошло, и как к нему пришло счастье.

Сюжет сказки

Сюжет можно рассказать кратко, "Сказка о царе Салтане" довольно легко запоминается. Главный герой, царь Салтан, выбрал себе жену из трех девушек, которые рассказывали о том, что они подарят царю. Молодая жена подарила царю сына Гвидона. Но не обошлось без козней бабы Бабарихи, которая подстроила так, что царь повелел посадить царицу и сына в бочку и кинуть в море. Но волны выкинули мать и дитя на волшебный остров, где они построили город и стали им править. Гвидон вырос, стал красивым, сильным, мужественным и очень справедливым царем. Однажды он спас от злых когтей хищной птицы белоснежную лебедь. Она превратилась в красавицу, которая помогла Гвидону увидеться с отцом. Трижды она его превращала то в комара, то в шмеля, и Гвидон прилетал во дворец к царю. Также Царевна-лебедь подарила Гвидону три чуда. Служить ему стали тридцать три богатыря, которые живут в морской пучине и выходят на берег охранять царство Гвидона. Вторым подарком стала поющая белка, которая грызет изумрудные орехи. Третьим чудом стала она сама. Царевна показала свою красоту молодому царю, который незамедлительно на ней женился. Царь Салтан все-таки приехал к Гвидону в гости и узнал свою супругу, повинился перед ней и сыном, а также с позором изгнал из города бабу Бабариху и ее приспешников.

Герои "Сказки о царе Салтане" придуманы Пушкиным ярко, образно. Это послужило тому, что сказку в 20-ом веке не раз экранизировали, создавая прекрасные мультипликационные и художественные фильмы. Одной из первых любимых сказочных историй у детей становится "Сказка о царе Салтане", содержание которой малыши запоминают просто отлично благодаря интересному сюжету и особенному поэтическому стилю Пушкина. Слог Александра Сергеевича настолько идеален, что многие считают его сказки русскими народными, в том числе и "Сказку о царе Салтане".

А.С. Пушкин не раз обращался к жанру сказок, примером чему служат его такие произведения, как «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Золотой петушок». В 1831 году поэт написал одно из своих самых известных сочинений в данном жанре - «Сказку о царе Салтане и сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Первый этап составления плана: выделение смысловых частей сказки

Для того чтобы составить план произведения, нужно внимательно прочитать сказку, выделить ее смысловые части - вступление, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку, а также сделать характеристику главных и второстепенных персонажей. В пункте, посвященном вступлению, следует кратко обозначать первые события: знакомство с сестрами и женитьбу Салтана на младшей из них.

Далее необходимо указать на завязку: отъезд царя и предательство сестер. В плане важно показать развитие действий: это суд бояр и выброс царицы с сыном в море. Продолжением должен послужить пункт о приключениях князя Гвидона на таинственном острове: встреча с лебедью, его волшебные путешествия и чудеса заколдованной царевны.

При составлении плана следует обратить внимание на кульминацию сказки: это превращение лебеди в прекрасную царевну. Здесь же нужно указать и приезд Салтана на остров и его встречу с женой. Наконец, в развязке нужно написать об общем примирении и пире.

Второй этап написания плана: составление названий для его частей

Пункты плана должны отображать основные сюжетные линии сказки. Титулы необходимо сделать не очень длинными, однако емкими, так, чтобы они передавали основное содержание выделенных смысловых частей. Уместно ввести в названия имена главных и второстепенных героев, а также отметить ключевые моменты сказки. Возможно перечисление в одном ряду нескольких событий, которые связаны между собой или происходили одно за другим.

План "Сказки о царе Салтане"

1. Вступление: свадьба царя и зависть сестер.

2. Завязка произведения: отъезд Салтана и обман Ткачихи, Поварихи, сватьи бабы Бабарихи.

3. Развитие действия: приключения князя Гвидона на острове и чудеса царевны Лебеди.

4. Кульминация сказки: превращение Лебеди в царевну и прибытие Салтана в королевство Гвидона.

5. Развязка произведения: встреча царя с женой и торжественный пир.

Произведение начинается со знакомства главного героя с тремя сестрами, каждая из которых по-своему мечтает его осчастливить в случае брака. Царь останавливает свой выбор на младшей, женится на ней, и вскоре у пары рождается сын. Завистливые сестры вместе с бабой Бабарихой предательством добиваются изгнания царицы с сыном из королевства.

Однако обоим удается найти пристанище на острове, где Гвидону помогает царевна Лебедь, спасенная им от злого волшебника. По просьбе князя она совершает различные чудеса и под конец открывает ему главную тайну: она заколдованная царевна, которая готова стать его женой. Параллельно царь Салтан, который был наслышан об острове Гвидона, приезжает туда, несмотря на все ухищрения сестер, и вновь соединяется со своей женой.

Образы сестер

Для написания сочинения на данную тему сначала необходимо составить план «Сказки о царе Салтане». План должен начаться с характеристики трех сестер, описание которых является своеобразным вступлением произведения. Автор в коротких, но очень выразительных репликах сразу обозначает различия между ними, что и должно объяснить читателю выбор Салтана младшей. Последняя заинтересована в продолжении царского рода, что в глазах правителя было намного важнее, чем практичность и умение вести хозяйство.

Сказка в стихах дает весьма яркое представление о характерах сестер: старшие, ткачиха и повариха, завистливы, горды, высокомерны и хитры, в то время как младшая честна, открыта и простодушна. Тем не менее в тяжелую минуту испытаний она проявила твердость характера и мужество, которых, казалось, никак нельзя было ожидать от этой хрупкой молодой женщины, брошенной с маленьким сыном на произвол судьбы.

Описание царя

Характеристика главного героя также должна быть включена в план «Сказки о царе Салтане». План предусматривает анализ его личности, поскольку именно это позволит понять причину того, что он так легко поддался обману, долго не решался поехать на остров князя Гвидона и в конце концов все-таки простил коварных сестер и их сообщницу.

Дело в том, что царь, несмотря на кажущуюся строгость, добр и доверчив по натуре. Именно эти черты в его характере и подчеркнул Пушкин. «Сказка о царе Салтане» не зря названа именем этого правителя. Образ главного героя, пожалуй, самый симпатичный: добродушный, легковерный царь умиляет читателей.

Образ князя Гвидона

Описание царевича Гвидона также необходимо включить в план «Сказки о царе Салтане». План показывает его рост, воспитание и взросление на таинственном острове, а также борьбу за возвращение отца и свое счастье. Князь Гвидон умен, решителен, смел и активен. Он не растерялся в трудную минуту и, забыв о собственных стесненных обстоятельствах, спас царевну Лебедь. Царевич искренно любит свою мать и заботится, прежде всего, о ней. Кроме того, молодой человек постоянно думает о том, чтобы встретиться с отцом, для чего и пускается в опасные приключения.

Князь Гвидон чрезвычайно любопытен: он интересуется всем чудесным и таинственным. Заслышав о какой-нибудь диковинной вещи, он сразу хочет это увидеть и получить в собственное владение. Юноша очень предприимчив: недаром он готов пуститься в далекое путешествие для того, чтобы увидеть отца или получить желаемое. В образе царевича Пушкин в очередной раз воплотил излюбленный тип витязя-рыцаря, которого можно видеть в поэме «Руслан и Людмила», «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях».

Чудеса царевны-лебеди

Сочинение на тему «Пушкин. “Сказка о царе Салтане”» большое внимание уделяет описанию невесты князя Гвидона, с которой связана романтическая линия в произведении поэта. Царевна лебедь появляется при весьма драматичных обстоятельствах: как раз во время появления на острове князя Гвидона с матерью ее чуть не убил злой коршун, и только благодаря защите молодого царевича она остается в живых.

В благодарность за спасение она делает Гвидона правителем острова и выполняет его желания, не только показывая ему чудеса, но и отдав в его владение волшебную белочку и морских витязей. Для составления этого пункта плана необходимо выделить следующие ключевые моменты: полеты Гвидона в царство Салтана, где он узнает о чудесах, и выполнение его желаний о том, чтобы они появились на его острове.

Образ юной красавицы довольно трогателен и вместе с тем таинственен: каждый раз с ее появлением на острове происходит нечто чудесное. Для составления плана сказки следует выделить кульминацию произведения: превращение лебеди в прекрасную царевну.

Когда речь зашла о возможности брака царевича с ней, она проявила некоторое замешательство, но, в конце концов, побежденная заверениями в верности Гвидона открылась ему. Этот момент завершает главную любовную линию, которую так трогательно изображает «Сказка о царе Салтане». Лебедь становится женой князя Гвидона, что предшествует счастливой встрече его матери с мужем. Приезд Салтана на остров сына - следующий важный пункт плана, поскольку показывает кульминацию сказки и вместе с тем служит преддверием счастливой развязки: прощения и пира.

Второстепенные персонажи

Сказка в стихах интересна и героями второго плана, которые появляются в ряде сцен эпизодов, однако запоминаются своими яркими характеристиками и образами. Здесь в первую очередь следует упомянуть сватью бабу Бабариху, сообщницу злых сестер, без конца плетущую интриги. Несмотря на то что она не прописана Пушкиным так выразительно, как ткачиха с поварихой, тем не менее баба Бабариха органично вписалась в сюжет.

К другим второстепенным персонажам можно отнести знаменитых купцов, которые объезжали весь свет: они послужили своеобразным связующим звеном между Салтаном и князем Гвидоном. Именно от них царь узнает о таинственном острове в океане, рассказы о чудесах которого в конце концов побуждают его предпринять давно задуманное путешествие, окончившееся счастливой встречей с женой и сыном.

Кроме того, нельзя забывать о волшебной белочке, морских витязях, охраняющих владения Гвидона, их предводителе, дядьке Черноморе. Эти герои не двигают сюжет, однако создают весьма колоритный, сказочный фон повествования. Характеристика «Сказки о царе Салтане» завершается описанием природы, дворцов, костюмов, которые создают у читателя праздничное настроение.

Сказочные мотивы в произведении

Для того чтобы разделить на части «Сказку о царе Салтане», необходимо выделить в ней культурно-исторические пласты. Пушкин прекрасно знал древнерусский фольклор, народные песни, предания, сказания, элементы которых довольно часто вводил в свои сочинения. В рассматриваемом произведении он широко использовал образы русских народных сказок: витязей, заколдованной царевны, волшебной белочки, морского правителя и т.д. Он оживил явления природы: например, морская волна по просьбе царицы-матери выбрасывает на берег бочку, в которой она томилась с сыном.

Большую роль в сказке играют превращения: так, князь Гвидон становился то комаром, то шмелем для того, чтобы перелететь океан и увидеть отца. Царевна-лебедь оборачивается красивой девушкой, а хищный коршун оказывается злым волшебником. В сказке происходят и всякие другие чудеса: так, царевич Гвидон вырос за одну ночь, а на пустынном острове, где он очутился с матерью, неожиданно возникает чудесное королевство. Все эти элементы создают сказочную атмосферу повествования, которая делает произведение столь увлекательным.

Исторический фон сказки

Для лучшего понимания содержания произведения нужно показать наличие в нем реалий конкретной эпохи, что и должен отражать план «Сказки о царе Салтане». План демонстрирует черты времени Средневековой Руси, которая и послужила фоном для сказочного сюжета.

В первую очередь это касается общественно-политического устройства. В сказке показано государство царя Салтана, описание которого очень напоминает быт и правление московских царей XV-XVI веков. То же самое можно сказать и о социальной стратификации общества: среди героев читатель видит представителей различных сословий Средневековой Руси: бояр, советников царя, которые составляли его ближайшую Думу, дворцовых служителей, в образах которых легко угадываются стряпчие, стольники, чашники, которые обслуживали московских царей в рассматриваемую эпоху.

Вместе с тем имеются некоторые заимствования из истории Древней Руси: например, морские витязи - это явная отсылка к древнерусским сказаниям. Купцы, которые путешествовали из одного конца света в другой, - собирательный образ российских гостей, которые с самых ранних времен вели торговлю со странами в разных частях света. Вышеперечисленные реалии из прошлого Руси придают сказке дополнительный колорит: привязка сюжета к исторической почве делают характеры героев и окружающую их бытовую обстановку более достоверными.

Сравнение произведения с другими сказками Пушкина

В своем творчестве поэт очень часто обращался к темам древнерусских народных сказаний. Для того чтобы разделить на части сказку о царе Салтане, необходимо прежде всего сравнить данное сочинение с остальными сказками автора.

По сложности развития сюжета «Сказку о царе Салтане» можно сопоставить разве что со «Сказкой о мертвой царевне и семи богатырях». В остальном же она, пожалуй, отличается от других сказок Пушкина детально проработанной композицией, колоритными персонажами и динамичностью действия. Все это, разумеется, нисколько не умаляет литературного значения других сказок Пушкина, однако именно рассматриваемое произведение является наиболее популярным среди остальных авторских сочинений этого жанра.

Для составления плана "Сказки о царе Салтане" неообходимо разбить произведение на смысловые части. В соответствии с сюжетом повествования следует выделить основные композиционные элементы: вступление (сватовство царя к младшей сестре, их свадьба, рождение сына), завязку (обман сестер, приключения Гвидона и царицы в море и на острове, чудеса царевны лебеди), кульминацию (превращение лебеди в девицу, приезд Салтана на остров Гвидона), развязку (встречу царя с женой и общее празднество). В подпунктах можно обозначить дополнительные детали сюжета и характеристику персонажей.

Значение «Сказки о царе Салтане» в русской культуре

Произведение Пушкина оказало большое влияние на искусство нашей страны в конце XIX-начале XX веков. В 1900 году известный композитор Н. Римский-Корсаков написал замечательную одноименную оперу, которая прочно вошла в репертуар ведущих театров и по сей день пользуется популярностью не только среди взрослых, но и детей.

Сюжет сказки вдохновил художника И.Я. Билибина на создание прекрасных иллюстраций к этому произведению в 1905 году. М. Врубель в 1900 году создал эскизы декораций к постановке оперы; наиболее известной стала картина «Царевна-лебедь». В 1966 году известный советских режиссер снял фильм по этому произведению Пушкина, а в 1984 году на экраны вышел мультфильм. Итак, «Сказка о царе Салтане» оказала значительное влияние на русскую культуру, не говоря уже о ее литературных достоинствах, благодаря которым она остается любимым чтением для детей.

Главный герой «Сказки о царе Салтане» — молодой князь Гвидон, сын царя Салтана. Когда только он родился, по злой воле завистливых тетушек его вместе с матерью, втайне от царя, бросили в закрытой бочке в море. Пока бочка плыла, ребенок вырос и стал взрослым. Бочку выбросило на пустынный берег и скитальцы смогли из нее выбраться. Во время охоты царский сын подстрелил коршуна-чародея и спас от гибели царевну-лебедь.

Царевна отплатила добром и за ночь сотворила на пустынном острове большой город, населенный людьми. В этом городе и стал править ее спаситель, нареченный князем Гвидоном. В городской порт стали заходить торговые корабли, плывущие мимо. Один из них плыл в царство Салтана. Гвидону захотелось повидать отца. Царевна-лебедь превратила его в комара, и князь Гвидон в таком облике доплыл на торговом корабле до родных мест. Летая комаром возле трона отца, он услышал, как купцы передали его приглашение царю Салтану. Но его тетушки, ткачиха и повариха, стали отговаривать царя от поездки. При этом повариха рассказала, что есть более интересные места. Например, в одном месте живет белка, которая грызет золотые орешки с изумрудными ядрами. Комар-князь ужалил повариху в глаз и улетел из дворца.

Вернувшись, князь рассказал царевне-лебедю о чудесной белке, и она устроила так, что такая белка стала жить у Гвидона в городе. Проезжие купцы донесли весть о чудесной белке царю Салтану. Вместе с ними, в облике мухи, снова побывал в родных местах Гвидон. На этот раз такчиха стала отговаривать царя Салтана от поездки. Она рассказала еще об одном чуде – как из моря выходят тридцать три богатыря и ведет их дядька Черномор. Князь Гвидон в облике мухи и ткачиху ужалил в глаз.

Воротившись домой, он рассказал о богатырях царевне-лебедю и та призвала богатырей, которые были ее братьями, вместе с дядькой Черномором на службу князю Гвидону.

На третий раз, когда купцы снова приглашали царя Салтана к князю Гвидону, отговаривать того начала сватья Бабариха. Она рассказала о прекрасной царевне, живущей за морем. Князь Гвидон, присутствовавший при рассказе в облике шмеля, ужалил Бабариху в нос и вернулся домой.

Он рассказал лебедю о прекрасной царевне и о своем желании на ней жениться. И лебедь превратился в ту самую прекрасную царевну. С благословения матери Гвидона состоялась свадьба.

Через проезжих купцов князь Гвидон еще раз отправил царю Салтану приглашение посетить его остров. И вскоре тот прибыл со всей своей свитой, воочию увидал чудеса, о которых рассказывали купцы. Тут же он узнал в матери князя Гвидона свою жену и понял, что Гвидон – его сын. На радостях ткачиху, повариху и сватью наказывать не стали, а отправили их домой.

Таково краткое содержание сказки.

Главный смысл «Сказки о царе Салтане» состоит в том, что правда всегда открывается, рано или поздно. А добро торжествует над злом и черной завистью. Сказка учит быть находчивым, целеустремленным и, вместе с тем, добрым и отзывчивым.

В сказке мне понравилась царевна-лебедь, которая помогала молодому князю Гвидону во всем, а в конце сказки вышла за него замуж.

Какие пословицы подходят к сказке?

Где счастье плодится, там и зависть родится.
Завистливый своих двух глаз не пожалеет.
Сколько верёвочке не виться, всё равно конец будет.