Критика ее виды и формы. Что такое критика и какой она бывает? Психология критики. Способы реагирования на критику

    Воронежский государственный технический университет

    Кафедра связей с общественностью и педагогики.

    Контрольная работа.

    По курсу: «Конфликтология».

    Тема: «Критика ее виды и формы».

    Выполнила:

№ группы СО-082, № зачетки 508831

    Проверил:

Воронеж 2011

Введение 3

1. Формы и виды критики 4

2. Грамотная критика 8

3. Критика в конфликтных ситуациях 11

4. Замена критики 13

    Заключение 16

Введение.

Сейчас, в наше бурное, конфликтное время без умения постоять за себя, выйти победителем из конфликтной ситуации, спора человеку просто невозможно выстоять, выжить в этом мире. В последние годы стало очевидно, что каждый, кто стремится не только выжить, но и преуспеть в этом мире, должен и в теории, и на практике постичь такую нелегкую, но нужную науку конфликтологию. С точки зрения теоретического знания конфликтология как наука находится лишь в самом начале своего развития. Поэтому пока она выступает как искусство спора, ведения переговоров и разрешения конфликтов, пишет В. И. Андреев. Конфликтология как зарождающаяся наука прежде всего опирается на синтез социально-психолого- педагогического знания о закономерностях, принципах, правилах разрешения конфликтов, а также методах их предвосхищения, с тем чтобы лица, в них участвующие, имели наименьшие потери и для себя и для окружающих.

Читая некоторую психологическую литературу можно сформировать мнение, что деловая межличностная коммуникация всегда протекает гладко и без каких-либо проблем. Однако далеко не всегда сразу же удается найти полное взаимопонимание с партнером, приходится отстаивать свою и выслушивать его точку зрения. Бывает, что выяснение отношений происходит довольно болезненно, по крайней мере для одной из сторон. Главное не допустить перерастание нормального спора по деловым вопросам в межличностную конфронтацию.

1. Формы и виды критики.

Критика (от греческого kritike - искусство разбирать, судить) – это обсуждение чего-либо с целью дать оценку; Отрицательное суждение о чем-либо, указание недостатков.

Критика может звучать в самой разной форме. Это может быть развернутое указание на недостатки, собственно критика. Замечание - короткая критика. Обвинение - тоже формы критики, когда в большей степени звучит возложение вины за обнаруженные недостатки. Недовольство - эмоциональное выражение критики, выражение негативных чувств в связи с обнаруженными недостатками. Претензия - это критика с требованием. Возражения тоже можно считать критикой: критикой высказываний.

Критика в жизни возникает, когда человек не понимает по-хорошему, когда не можем придумать, как заинтересовать или приучить. В критику невольно впадают, когда плохое настроение, негативные чувства к партнеру. А когда не сердимся, а больше любим - находим возможность поговорить по хорошему, поразмышлять вместе с ним, без явной критики.

Критика по форме бывает:

  1. Деструктивная и конструктивная

Деструктивная критика - высказывание пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности человека и/или грубое агрессивное осуждение, поношение или осмеяние его дел и поступков. Деструктивная критика разбивает ваши тезисы и аргументы, показывает ваши недостатки и слабости, обнаруживает ваши ошибки и недочеты.

Разрушительность такой критики - в том, что она затрудняет человеку возможность «сохранить лицо», отвлекает его силы на борьбу с возникшими отрицательными эмоциями, снижает у него веру в себя. Деструктивная критика почти всегда безполезна и как правило вредна.

Исключение: если критикуемый эмоционально неуязвим и конструктив легко придумает сам, то критические замечания даже деструктивного плана все равно будут полезны.

Конструктивная критика - критика, в которой говорится не что плохо, а что и как сделать лучше. Что добавить или изменить, чтобы получить требуемый результат. Куда прете? - деструктив. Пройдите левее, пожалуйста! - конструктив.

Конструктивность критики - необходимый элемент психологической грамотности .

Конструктивная критика всегда эффективнее деструктивной, но делать ее такой трудно. Например сказать ребенку: «Драться нельзя! Нельзя давать сдачи!» - несложно, сложнее будет ответить на последующий вопрос: «А как поступать, когда тебя бьют? Когда отнимают у тебя твои игрушки, а пожаловаться некому?»

  1. Прямая и косвенная.

Прямая критика о недостатках говорит прямо.

Косвенная - описывается похожий случай или чужие аналогичные недочеты, из чего критикуемый легко догадывается о недочетах своих. Но прямо вы ему ничего не говорили.

Косвенная критика труднее, но лучше бережет самолюбие.

Чем меньше опасность эмоциональных защит, тем проще и прямее можно говорить, что вы думаете о происшедшем. В случае серьезных ошибок или личностной неустойчивости критика должна быть максимально щадящей: косвенной, скрытой, поддерживающей.

  1. Открытая и скрытая.

    Скрытая - неизвестен.

  1. Поддерживающая и разгромная.

Эти формы критики касаются личности, но поддерживающая укрепляет самооценку , поднимает репутацию (напр. ты талантливый. У тебя получается. Мне вообще в тебе нравится. Ты очень надежный человек), а разгромная – наоборот, переходит на личности, использует обвинения, тяготеет к публичности.

Поддерживающая критика полезна практически всегда. Если личностно критичная ситуация - просто необходима.

  1. Общего плана и конкретная.

Критика общего плана говорит в общем. Конкретная - детально, конкретно. Не просто, что не работает, а когда и в какой степени, из-за каких причин. И не просто как сделать лучше, а как это сделать конкретно: куда пойти, к кому обратиться.

Как правило, конкретность полезна и ценна почти всегда. И чем ее больше, тем лучше.

Если же говорить точнее, необходимость конкретики и детализации зависит от уровня компетентности. Если критикуемый не знает, как исправить, как сделать лучше - конкретные подсказки очень ценны. Если же специалист в курсе, ему достаточно подсказать, что ошибка допущена или где-то что-то неисправно.

  1. Мотивирующая и останавливающая.

Останавливающая - ставящая запреты делать недопустимое.

Мотивирующая критика - создающая желание делать. Вариант мотивирующей - воодушевляющая критика .

Воодушевляющая критика - не обидна, а мотивирует. Вызывает не желание защититься и ударить в ответ, а благодарность за внимание и желание измениться (или поправить сделанное).

Например. У руководителя есть любимый, талантливый сотрудник. Этот сотрудник принес эскиз дизайна, руководитель смотрит и реагирует: «Возмутительно! Это нарисовал мой лучший, самый талантливый сотрудник! Да, мы видим хорошую, качественную работу - в целом. Но, во-первых, вот тут и тут сделано неряшливо, как будто второпях, а во-вторых - где же изюминка? Так нарисуют многие профессионалы, но ты то - не многие! Когда переделаешь?»

    Виды критики.

Кроме того, критика отличается по тому, на что она направлена: на ситуацию, на личность, на высказывания человека или на его действия. Критика ситуации - это недовольство . Критика высказывания - это возражение .

    2. Грамотная критика.

Критика - опасна. Обычная критика вызывает обиды и протесты, провоцирует конфликты, портит отношения, а тот, кого критикуют, лучше не становится. Грамотная критика экологична для партнера, сохраняет отношения и конструктивна - помогает решать вопросы более эффективно.

Что бы критиковать грамотно, нужно учитывать следующее:

  1. Контакт.

Критика уместна, если у вас есть возможность контакта . Нет возможности контакта - критика бессмысленна. Например партнер кричит на вас в истерике, вам это не нравится, но в данной ситуации критика с вашей стороны неуместна - она услышана не будет.

  1. Личностные особенности того, кого критикуют.

Легче с людьми воспитанными , знакомыми с форматом поведения, обязательным для определенного круга ситуаций (это деловой, дружеский, шуточный, личный, официальный формат, формат гражданский и армейский) .

Аккуратнее следует быть с обидчивыми и невротиками . Если ошибка невелика, а человек личностно устойчив , критические замечания в его адрес можно формулировать прямо и открыто, хотя требование конструктивности остается в любом случае. В случае серьезных ошибок или личностной неустойчивости критика должна быть максимально щадящей: косвенной, скрытой, поддерживающей.

Основные факторы, влияющие на грамотный выбор формы критики:

  • наличие личностно критичной ситуации (эмоциональная неусточивость личности и значимость предмета критики),
  • компетентность критикуемого.
  1. Ваш статус.

Например высокостатусной личности и руководителю позволено больше.

  1. Отношения между вами, в первую очередь доверие к вам.

Чем больше у вас есть кредит доверия, тем больше вы можете себе позволить в критике: критику более частую, открытую и жесткую. Если отношения у вас не близкие и доверия вы не завоевали, вы можете позволить себе только редкие критические замечания и только в самой аккуратной форме.

  1. Интересы дела.

Критиковать надо не тогда, когда захочется, и не так, как рвется с души, а чтобы получить нужный результат. Следует ориентироваться на:

Описание работы

Сейчас, в наше бурное, конфликтное время без умения постоять за себя, выйти победителем из конфликтной ситуации, спора человеку просто невозможно выстоять, выжить в этом мире. В последние годы стало очевидно, что каждый, кто стремится не только выжить, но и преуспеть в этом мире, должен и в теории, и на практике постичь такую нелегкую, но нужную науку конфликтологию. С точки зрения теоретического знания конфликтология как наука находится лишь в самом начале своего развития

Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое конструктивная и деструктивная критика , каким должно быть отношение к критике , как реагировать на критику . Любой человек, занимающийся каким-то делом, или даже просто открыто выражающий свое мнение, свою позицию по какому-то вопросу, обязательно будет в той или иной степени подвержен критике. Причем, чем сильнее его путь или его позиция отличаются от того, что делает или думает большинство, тем больше критики он услышит в свой адрес.

Что делать в этом случае, как реагировать на критику? Обо всем этом в сегодняшней статье.

Начну с того, что от отношения человека к критике действительно зависит очень многое. Для одних людей критика выступает стимулом для и движения вперед, для других – наоборот, дестабилизирующим фактором. Отношение к критике может очень сильно повлиять на отношения с другими людьми, причем, не только с посторонними, но и с близкими. Ну и, наконец, есть множество примеров, когда человек терпел серьезные неудачи только потому, что не хотел реагировать на критику. И, наоборот, когда люди отказывались от перспективных и успешных проектов из-за того, что их критиковали.

Реакция на критику – очень важное качество для любого человека, чем бы он не занимался. Отношение к критике может привести к серьезным , причем, как в лучшую, так и в худшую сторону.

Чтобы разобраться, как правильно реагировать на критику, нужно, в первую очередь, определить, к какому виду критики она относится.

Виды критики. Конструктивная и деструктивная критика.

Итак, рассмотрим основные виды критики. Их всего два.

1. Конструктивная критика – это выражение своего мнения с целью оказания помощи. В данном случае критик дает оценку вашим действиям или вашей позиции, желая помочь вам, принести какую-то пользу. Конструктивная критика может быть выражена в форме объективного анализа или в форме неких советов, рекомендаций по улучшению.

Рассмотрим основные признаки, по которым можно определить, что это именно конструктивная критика:

Объективность. Выражая свое мнение, критик не претендует на абсолютную истину, он подчеркивает, что это лично его позиция, его мнение;

Конкретность. Критикующий указывает на конкретные детали или моменты, которые он подвергает сомнению, при этом не говорит, что плохо совершенно все;

Аргументированность. Человек, который критикует, приводит конкретные аргументы, обосновывает свою позицию, показывает, на чем основана его критика;

Примеры из жизни. Критикуя, человек приводит конкретные примеры из личной или чужой жизни, которые подтверждают ход его мыслей;

Знание дела. Критик сам хорошо разбирается в тех вопросах, которые критикует (например, имеет профильное образование, опыт, личные достижения);

Отсутствие перехода на личности. Человек критикует, проявляя уважение, не переходит на личности, критикует не самого оппонента, а его действия или убеждения;

Указание на положительные моменты. Критикующий указывает не только на недостатки, но и на преимущества вашей работы или вашей позиции.

Конструктивная критика позволяет увидеть свои недостатки со стороны и исправить их. При грамотном отношении она может принести немалую пользу в любом деле.

2. Деструктивная критика – это выражение своего негативного мнения бесцельно, либо с корыстными целями. В этом случае критик нисколько не желает помочь тому, кого он критикует, он делает это с какими-то низкими целями или вообще без таковых.

Выделим основные причины деструктивной критики:

Манипулятивное воздействие. Критик таким образом воздействует на оппонента, с целью склонить его к каким-либо, выгодным ему, действиям;

Зависть. Человек может банально завидовать другому человеку, и от этого стараться искать в нем недостатки и открыто на них указывать;

Чувство собственной важности. Есть люди, которые критикуют ради самого процесса и получения от этого морального удовлетворения. Это тоже деструктивная критика в чистом виде;

Нестандартные мысли, путь развития. Если человек выделяется из толпы, мыслит и делает не так, как большинство, то найдется немало желающих раскритиковать его только потому, что он не такой, как они. Такая критика тоже не является конструктивной.

Теперь рассмотрим основные признаки, указывающие на то, что это именно деструктивная критика. В основном это все то, что противоположно конструктивной:

Необъективность. Критик явно демонстрирует, что все, что он говорит – безусловная, 100%-я истина, которую даже нельзя подвергнуть сомнению;

Отсутствие конкретики. Критикуется просто все, используются общие, размытые формулировки: “все плохо”, “все ужасно”, “это неправильно”, “это бесперспективно”, “ну кто же так делает” и т.д.;

Цепляние к мелочам. Критик активно критикует самые несущественные аспекты, не оказывающие особого влияния на общий процесс или позицию;

Неуместность. Человек постоянно и активно навязывает свою критику, по собственной инициативе, когда его никто об этом не просит, и даже дает понять, что его мнение не интересно;

Переход на личности. Критикующий выражает свое мнение не о действиях и суждениях, а о самом человеке, причем, все это в неуважительной форме.

Деструктивная критика не несет в себе никакой пользы, а несет только вред. Ее главная цель – вывести человека из равновесия, заставить его отказаться от своих дел или мыслей в угоду критику.

Теперь, когда вы знаете, что такое конструктивная и деструктивная критика, давайте рассмотрим, как реагировать на критику.

Как реагировать на критику?

Прежде всего, хочу отметить очень важный момент:

Если вы не умеете правильно реагировать на критику, если вы с радостью принимаете похвалу, а любую негативную оценку воспринимаете “в штыки”, вам будет сложно в чем-либо. В этом случае критика будет мешать вам во всех начинаниях, портить ваши отношения с другими людьми, сделает вас злым и раздражительным человеком. Необходимо использовать конструктивную критику себе во благо, а из деструктивной делать выводы. Вы будете подвержены критике в любом случае, даже если будете все делать идеально. Избежать ее не получится, поэтому главное – сформировать у себя грамотное отношение к критике, знать и понимать, как реагировать на критику в той или иной ситуации.

Реакция на критику у грамотного человека должна начинаться с определения вида критики, то есть, конструктивная она или деструктивная. По каким признакам это можно определить – описано выше. Итак, рассмотрим, как реагировать на критику.

1. Не теряйте самооценку и веру в себя. Даже конструктивная критика ни в коем случае не должна стать причиной к занижению собственной самооценки и потере уверенности в собственных силах.

2. Отделяйте эмоции от полезных советов и рекомендаций. Часто и конструктивная, и деструктивная критика могут быть в той или иной степени эмоциональными. Однако, между эмоциями могут быть “спрятаны” действительно полезные замечания, советы и рекомендации. Слушая критику, сразу отделяйте все эмоции, пропускайте их мимо ушей. А вот на конструктивных замечаниях, советах и рекомендациях – наоборот, заостряйте внимание.

3. Не отвечайте на критику сразу. Реакция на критику должна быть обдуманной. Часто человек, которого критикуют, особенно – если критикуют эмоционально и деструктивно, тоже попадает под власть эмоций, отвечает в том же духе, критика перерастает в ссору, отношения портятся. Кто от этого выигрывает? Никто. Поэтому лучше молча выслушать критику, и если она требует ответа – взять паузу для обдумывания.

4. Используйте конструктивную критику как помощь. Поскольку конструктивная критика и проводится с целью оказания помощи – воспользуйтесь этим, используйте ее себе во благо. То есть, проанализируйте и сделайте выводы.

5. Нельзя совсем не реагировать на критику. Даже если это деструктивная критика, нужно понять, чем она вызвана, возможно, над вами нависла какая-то существенная угроза, и это только начало?

6. Не принимайте критику близко к сердцу. В то же время, думая над тем, как реагировать на критику, старайтесь отбросить все эмоции. Чем их будет меньше – тем более вы сможете принять.

7. Важнее не мотивы критикующего, а суть критики. Часто бывает, что человек, которого критикуют, в первую очередь пытается понять, чем он вызвал такой интерес, какое отношение к нему имеет критикующий, чего он хочет добиться. Но гораздо важнее суть выявленных недостатков, тем более, если это конструктивная критика.

8. Если разные люди критикуют одно и то же – это повод задуматься. Одно дело, когда определенный недостаток видит один человек, его мнение может быть субъективным, а вот когда об этом говорят разные люди – следует задуматься.

И, наконец, очень важное правило:

Умный и грамотный человек, занимающийся саморазвитием, стремящийся к успеху и самосовершенствованию, должен уметь выявлять не только явную, но и скрытую критику, и оперативно на нее реагировать.

К примеру, не станет же подчиненный открыто критиковать своего начальника. Однако, по некоторым его действиям или словам, грамотный начальник должен сам заметить критику, и если она конструктивна – то отреагировать на нее.

На этом буду заканчивать. Теперь вы знаете, что такое конструктивная и деструктивная критика, как определить вид критики и как реагировать на критику в том и другом случае. Надеюсь, что эта информация будет вам полезна, и вы начнете применять ее на практике.

Желаю вам успехов во всех начинаниях! До новых встреч на !

Критика – это то, чего легко можно избежать, ничего не говоря, ничего не делая и будучи никем. Так категорично выразился Аристотель еще в свои античные времена. То есть критика, она как политика - если ты сам не критикуешь, то кто-нибудь будет критиковать тебя. Каждый день люди сталкивается с выражением чувств и оценкой результата не только своих действий.

Критика – что это?

Часто можно услышать – «я не выношу критики в свой адрес» или «этот критик с одобрением отозвался о фильме». И еще много других фраз, в которых фигурирует слово критика, пришедшее из древнегреческого языка. Kritikos у греков означало «искусство разбирать». Критика – это:

  1. Вынесение суждения о достоинствах чего-либо.
  2. Порицание, поиск ошибок.
  3. Искусство анализа и оценки художественной работы.

Кто такой критик?

Критик это не только человек, который судит и оценивает, это еще и специальность. Профессиональный критик анализирует художественные произведения:

  • литературные;
  • музыкальные;
  • театральные;
  • архитектурные;
  • кинематографические.

Для него критиковать это взвешивать все аспекты – рассматривать способы передачи материала, оценивать степень того, насколько автору удалось достичь своей цели, оправданы ли выбранные средства. Хороший критик владеет предметом, который он разбирает. Известным культурным критиком был философ Фридрих Ницше. Он писал критические эссе о религии, морали, современном искусстве и науке.

Критика – психология

Критика в психологии – предмет большого интереса. Психология исследует когнитивные и эмоциональные эффекты критики. Психологам интересны:

  1. Намерения, которые люди имеют для критики.
  2. Влияние, которое оказывает критика на людей.
  3. Как люди реагируют на критику и как справляются с ней.
  4. Формы критики.
  5. Отрицание критики.

Для психологов критика – это форма защиты эго. Они обнаружили, что людей, склонных постоянно оценивать других, часто критиковали в детстве, когда это больнее всего. Дети в возрасте до семи лет во фразе «ты хороший мальчик, но это плохое поведение» видят только вторую часть. Любая критика, даже очень мягкая, означает для ребенка, что он плохой и недостойный.


Критика – это хорошо или плохо?

Критика – это хорошо, если иметь к ней позитивное отношение. Это важный жизненный навык. Каждый человек подвергается критике, порой – профессиональной. Иногда ее трудно принять, но все зависит от реакции. Можно использовать критику:

  • в позитивном ключе, что ведет к совершенствованию;
  • отрицательном, что снижает самооценку и вызывает стресс, гнев или даже агрессию.

Какая бывает критика?

Существует множество разновидностей критики. Они отличаются по сфере употребления, способу подачи и восприятия, и целям, которые преследуют. Критика бывает:

  1. Эстетическая . О красоте и уродстве, вкусе и безвкусице, стиле и моде, смысле и качестве произведения.
  2. Логическая . Об идее, аргументе, действии или ситуации, не имеющих рационального смысла.
  3. Фактическая . Об отсутствии достаточного количества доказательств.
  4. Позитивная . О положительных, но игнорируемых аспектах. Часто люди видят только отрицательную сторону чего-либо, поэтому возникает необходимость выделить положительную. Нередко используется для самозащиты и оправдания.
  5. Негативная . О том, что неправильно и бессмысленно. Выражает неодобрение, несогласие и подчеркивает недостатки. Зачастую интерпретируется как нападение.
  6. Практическая . О полезном эффекте.
  7. Теоретическая . О смысле идей, на которых основана практика.

Видов критики много - она неотъемлемая часть практически всех сфер человеческой жизни. Но самых известных два типа– и деструктивная критика. Действительно, сколько бы вариантов критики не существовало, все их можно поделить на эти два «лагеря». Разница между конструктивной и деструктивной критикой заключается в способе подачи суждения.

Конструктивная критика

Конструктивная критика предназначена для выявления ошибок и помощи, что, где и как можно улучшить. Ее следует рассматривать как полезную обратную связь. Когда критика конструктивна, ее, как правило, легче принять, даже если она немного обижает. Важно помнить, что ее можно использовать в своих интересах. Поэтому отпуская критику в чей-то адрес, стоит задуматься над тем, какую пользу она принесет. Правила конструктивной критики:

  1. Следовать методу «сэндвича»: сначала акцент на сильные стороны, затем - недостатки, и в конце - повтор преимуществ и возможные положительные результаты после устранения минусов.
  2. Делать фокус на ситуации, а не на .
  3. Конкретизировать обратную связь.
  4. Давать рекомендации, как сделать лучше.
  5. Избегать сарказма.

Деструктивная критика

Деструктивная критика задевает гордость и негативно влияет на самооценку, лишает уверенности. Разрушительная критика иногда бывает просто бездумным действием другого человека, но также может быть преднамеренно злой, и в некоторых случаях привести к гневу и агрессии. Виды деструктивной критики:

  1. Необъективность . Критикующий не допускает, что может ошибаться.
  2. Туманность . Оценка дается без конкретики.
  3. Неуместность . Доводы не имеют отношения к делу.
  4. Неуважение . Высказывание суждений в грубой манере.
  5. Голословность . Без примеров и обоснований.
  6. Огульность . Неприятие альтернативных точек зрения.

Как критиковать правильно?

Существуют два типа критического поведения:

  1. Человек объективно взвешивает плюсы и минусы, после – делает заключение.
  2. Критикующий выдает суждения на основе эмоций.

Последний часто сопряжен с жестокостью. Критика в этом случае проистекает из внутреннего чувства неудовлетворенности и непрерывного усилия противостоять ему. Человек, склонный "эмоционально" критиковать, пытается повысить чувство собственного достоинства, отрицая ценность другого человека. Такая критика основана на самонадеянности и является «убийцей» отношений.

Золотое правило, которого психологи рекомендуют придерживаться - «Уважайте человека. Сосредоточьте критику на поведении, которое нужно изменить – на том, что люди делают и говорят на самом деле» . В любом случае, какая бы критика не настигла, нужно помнить, что она может быть крайне полезной, если помнить:

  1. Критика – это форма общения. Принимая критику, получаешь отзыв, а вместе с ним возможность исправиться в лучшую сторону.
  2. Обратная связь помогает стать лучше. Если всегда думать, что ты прав, не получая отзывов ни от кого, как узнать, что это действительно так?
  3. Правильная критика дает преимущество. Особенно это касается профессиональной сферы, если клиент может рассказать, какой идеальный продукт или услуга ему нужны.
  4. Отвечать на критику нужно правильно – язык очень важен. Лучше не вступать в спор.
  5. Не нужно принимать критику, даже кажущуюся крайне несправедливой, близко к сердцу.

Критика - форма контроля и оценки дейст­вий, которые не соответствуют требованиям, предъявляемым коллективом к каждой личности.

Выделяют два вида критики: деловую и мора­лизующую.

Деловая критика - направлена на выявление ошибок в работе. Она вскрывает их причины и указывает на конкретные пути выхода из создав­шегося щепетильного положения.

Морализующая критика - это обвинительная речь, направленная против провинившегося.

Аргументы для критики должны быть всегда обоснованными фактами. Необоснованная крити­ка обычно легко парализуется обоснованной контркритикой.

Правильно воспринять критику обычно меша­ет задетое чувство собственного достоинства, т.е. наше "я".

По форме критика может быть щадящей или наказывающей.

Щадящую критику применяют тогда, когда ошибки не носят систематического характера и не вызваны халатностью или недобросовестностью работника.

Если нарушение, опоздание или брак допуска­ются регулярно, то применяют наказывающую критику. При такой критике уровень самоуваже­ния и уважения личности падает. Критикуя, необ­ходимо не только наказывать и указывать на отри­цательные факты, но и тщательно анализировать причины их возникновения.

Следует напомнить, что преследование за кри­тику запрещается законом.

Классификация критики

Глубокий и всесторонний анализ конфликтной ситуации содержит в себе элементы критики, которую оригинально классифицировал Ю.Краковский .

По его мнению, критика может быть:

1) подбадривающая ("Ничего. В следующий раз сделаете лучше. А сейчас не получилось".);

2) критика-упрек ("Ну что же вы, я так на вас рассчитывал!");

3) критика-надежда ("Надеюсь, что в следую­щий раз вы это задание сделаете лучше".);

4) критика-аналогия ("Раньше я допускал точ­но такую же ошибку".);

5) критика-похвала ("Работа сделана хорошо, но только не учтен данный конкретный слу­чай".);

6) безразличная похвала ("В нашем коллективе есть люди, которые не справились со своими служебными обязанностями, не будем называть их фамилии".);

7) критика-озабоченность ("Я очень озабочен сложившимся положением дел, особенно у таких товарищей, как...".);

8) критика-сопереживание ("Я хорошо вас по­нимаю, вхожу в ваше положение, но...".);

9) критика-сожаление ("Я очень сожалею, но должен отметить, что работа выполнена некачест­венно...".);

10) критика-ирония ("Работа, что надо. Только как мы будем теперь в глаза друг другу смот­реть?..");

11) критика-удивление ("Как? Неужели вы не смогли сделать эту работу?");

12) критика-намек ("Я знал одного человека, который поступил точно так же, как вы. Однако ему потом было очень плохо".);

13) критика-смягчение ("Наверное, в том, что произошло, виноваты не только вы...".);

14) критика-укоризна ("Что же вы сделали так неаккуратно?");

15) критика-замечание ("Вы сделали не так, в следующий раз обязательно посоветуйтесь".);

16) критика-предупреждение ("Если вы еще раз повторите эту ошибку, она может стать стереотипом служебного поведения".);

17) критика-требование ("Работу придется пе­ределать".);

18) критика-вызов ("Если вы допустили столь­ко ошибок, сами и решайте, как выходить из по­ложения".);

19) конструктивная ("Работа выполнена не­верно. Что собираетесь сейчас предпринять?");

20) критика-опасение ("Я очень опасаюсь, что в следующий раз работа будет выполнена на том же уровне".).

Критические замечания должны высказывать­ся в этичной форме, чтобы они были приняты ад­ресатом, остались в его памяти, положительно влияя на его личную и служебную профессиональ­ную деятельность.

Самокритика - критика недостатков собст­венной работы, вскрытие своих ошибок. Внутрен­ний регулятор самокритики - чувство ответствен­ности.

Стиль критики следует менять в зависимости от темы разговора и уровня самокритики партне­ра. Выбирая меры воздействия, всегда старайтесь понять, почему личность совершила проступок. Самокритика часто реализуется в самоиронии. Из­вестна народная мудрость: "Самоирония спасает от стрессов, ирония - от дураков".

Нет на свете такого человека, которому никогда бы не приходилось выслушивать критику в свой адрес. Реакция на это неприятное жизненное явление у всех разная и зависит от многих обстоятельств: самооценки, установки по отношению к миру, стрессоустойчивости, уровня профессионализма, воспитания, погоды и настроения в этот конкретный день и много чего еще... Мне хотелось бы подробней рассказать о видах критики и наиболее типичных способах реакции на нее.

Критика бывает трех видов: справедливая, несправедливая и общая.

Начнем со справедливой: вам указывают на конкретные ошибки и промахи, которые действительно имели место. Обычная реакция в таких случаях - самооправдание или ответный наезд. Последствия подобных действий наверняка хорошо известны каждому, потому что наверняка вы так уже поступали раньше. Я хочу предложить альтернативный вариант: признайте факты и извинитесь. Например, ваш партнер по работе говорит:

Три дня я безрезультатно добиваюсь от вас конкретного ответа. Вы не представляете, как я возмущен!

В ответ первым делом вы должны безоговорочно признать его правоту:

- Я понимаю ваше возмущение и приношу извинения.

И только после этих слов имеет смысл говорить хоть что-то в свое оправдание, причем лучше всего - правду. Например:

- Вопрос оказался сложнее, чем я предполагал, и потребовал больше трех дней.

Обычно человек после такого ответа перестает злиться и готов к дальнейшему конструктивному диалогу.

Следующий тип критики - несправедливая. Она встречается чаще, и выслушивать ее гораздо обидней. Но зато она дает гораздо больший простор для творчества отвечающего, который, к сожалению, редко пользуется возникающими возможностями. Типичные реакции - агрессия, игнорирование, самоуничижение, физическое молчание - в этой ситуации не являются эффективными. Все в этом убеждались сотни раз, но, к сожалению, почему-то в момент ответа ничего другого в голову обычно не приходит. В качестве альтернативы можно предложить:

1. Подведение итога с последующим переводом темы в конструктивную плоскость.

- Вы считаете, что из-за нее страдают все сотрудники. Что бы вы могли предложить, чтобы это исправить?

2. Признание права на существование другой точки зрения (что не означает согласия с ней).

Вам абсолютно наплевать, что из-за плохой работы Марь Иванны страдает весь наш отдел!

- Я вижу, что вас это очень волнует, и давайте разберемся. Да, меня это действительно не беспокоит, но можем узнать мнение других сотрудников.

3. Перевод критических замечаний в позитивную плоскость.

Ничего лучшего я от вас и не ожидал!

- Уточните, пожалуйста, ваши ожидания.

И наконец, последний вид критики - общая . Типичная реакция - обида. Я предлагаю уточнить, чего именно хочет нападающий.

Ты всегда несправедливо относишься ко мне!

- Какие конкретно случаи ты имеешь в виду?

Надо помнить, что важна именно первая реакция , и что именно она определяет, куда пойдет беседа дальше - на возрастание конфликта или на его снижение. Также очень многое зависит от тона: если произносить даже правильный текст злобно или с издевкой, толку от этого не будет.

Для снижения конфликта полезно держать в голове, что человек не хочет вас обидеть на самом деле, а просто что-то недопонял, и это легко уладить. Даже если на самом деле это не так, и собеседник хочет именно конфликта, лучше об этом не думать, потому что вам пользы это не принесет.

Для того чтобы уметь в полевых условиях воспользоваться вышеприведенными советами, я рекомендую проделать небольшое упражнение . Вдвоем с каким-нибудь приятным вам человеком потренируйтесь в быстром поиске правильных ответов. Для этого по очереди говорите друг другу гадости, причем желательно делать это разнообразно, чтобы были задействованы все три вида критических замечаний, а ваш партнер должен определить, какой вид был использован и что можно на это сказать.

Еще небольшая подсказка: обычно больше всего проблем возникает именно с тем типом наездов, который больше всего любили использовать наши родители в детстве. Именно в этот момент возникают самые сильные эмоции, и найти правильный ответ оказывается непросто. Так что советую этот тип критики отработать наиболее тщательно, во избежание привычных проколов.

Вообще же говоря, делать это упражнение - легко и приятно. Попутно можно сказать своему визави все, что накипело, узнать много нового про себя, и при этом не поругаться. Желаю творческих успехов.