Кризис идентификации. Кризис идентичности как причина личностных расстройств. Юношеский период развития

Каждый человек в течение жизни сталкивается с определенными переломными моментами, когда остро осознает свою беспомощность перед неизведанностью бытия и определением своей роли в нем. Эти этапы характеризуются переосмыслением ценностей, которые ранее считались незыблемыми, поисками смысла жизни и формированием идей для его достижения. Кризис идентичности, по мнению психологов, является важной точкой отсчета в процессе утверждения человека в качестве полноценной личности, которая способна противостоять социуму, имея собственные взгляды и убеждения.

Что представляет собой этот личностный кризис, что провоцирует его и как выйти из него победителем, расскажем в этой статье.

Немного определений

Личностный кризис – этап в жизни человека, вызванный некой критической ситуацией, когда реализовать ранее поставленные жизненные цели не представляется возможным. Критическая ситуация может быть вызвана как внешними причинами, так и внутренними предпосылками. На этом жизненном этапе человек не может быстро решить возникшую проблему. Те способы, которые были приемлемы ранее, уже не работают. Нужны новые решения, к принятию которых человек часто оказывается не готов. Более того, иногда возникает ощущение, что сделать это невозможно.

Душевный кризис становится этапом, после которого меняется весь ход жизни личности. От того, как человек выйдет из ситуации, которая вначале кажется тупиковой, будет зависеть его дальнейшее существование.

В психологии выделяют несколько стадий, которые человек проходит во время этого этапа.

Личностный кризис может быть вызван несколькими причинами, опираясь на которые выделяют следующие виды переломных этапов:

  • Кризис возрастного развития, который связан с этапами физического и психологического взросления человека;
  • Ситуативный кризис, который вызван определенными трагическими событиями в жизни: развод, болезнь, серьезная травма, смерть, потеря близкого человека.
    От того, насколько сильна воля человека, зависит длительность и напряженность любого сложного этапа.

Переломные ситуации

При планировании своей жизни лишь небольшое количество людей задумывается о неприятных «сюрпризах», которые она может преподнести.

Увольнение с работы, крах в карьере, неожиданное ухудшение материального благосостояния, измена любимого человека или развод – от таких неприятных событий не застрахован никто.

Человек начинает выяснять причины того, что произошло, и не находит их. Внезапность наступления изменений пугает и заставляет искать причину в себе. Чувство вины оттого, что было сделано не все, чтобы предотвратить ситуацию, не покидает. Человек впадает в глубочайшую депрессию.

Душевный кризис появляется как сопутствующее явление при неразрешенных внутренних конфликтах. Желание разобраться в своих ощущениях и духовных возможностях, переосмысление жизненной позиции в связи с возрастными и ситуационными изменениями являются важными составляющими выработки личностных качеств.

Особенности этих переломных моментов связаны с переживанием не только за собственную жизнь, но и за жизнь других людей.

Возрастные изменения

Возрастные кризисы становления личности являются естественной потребностью психики человека. Они кратковременны и обеспечивают правильный ход развития личности. Каждый из таких периодов связан с изменениями деятельности человека и развитием его психических возможностей.

  • Кризис новорожденных обусловлен изменением в жизнедеятельности вне утробы матери;
  • Переломный этап первого года жизни связан с увеличением потребностей и возможностей ребенка;
  • Три года является точкой отсчета в определении собственного «Я»;
  • В семь лет у малыша начинается новый вид деятельности, связанный с обучением в школе;
  • Подростковый этап связан с процессом полового созревания и физическими изменениями;

  • В 17 лет возникает кризис идентичности, который является необходимостью принятия самостоятельных решений и началом самостоятельной взрослой жизни;
  • В 30 лет переломный период связан с невозможностью реализации жизненных целей, поставленных ранее;
  • У сорокалетних людей перелом характеризуется нерешенностью проблем предыдущего этапа;
  • Уход на пенсию воспринимается как изменение привычного уклада жизни, переосмысления прожитых лет и ощущение ненужности и нереализованности.
  • Правильная реакция человека на возрастные изменения способна не только вывести из затяжной депрессии, но и позволит выйти ему на более качественный уровень развития.

Начало формирования личности

Несмотря на то, что кризису трехлеток предшествуют еще 2 этапа, именно этот возраст принято считать началом становления личности. Это время, когда малыш осознает свою значимость и желает «нащупать» рамки дозволенного, период определения своей роли в жизни общества.

Психологи выделили семизвездие кризиса, которое является важным показателем начала проявления детской независимости. Эти признаки указывают на сложные процессы взросления, которые не стоит путать с непослушанием и своеволием.

Кризис «Я сам» связан с желанием самостоятельно существовать в рамках общества, которое представлено
семьей и отношениями в ней. Ребенок начинает требовать самостоятельности, с которой не знает, что делать.

Сложные душевные противоречия выражаются в капризах, непослушании, негативизме и бунте.

При неправильной реакции родителей появляется так называемый кризис доверия, который проявляется в замкнутости или агрессии, низкой самооценке и в нежелании мириться с общепринятыми устоями общественной жизни.

Юношеский этап развития личности

Кризис личности в отрочестве во многом определяет течение других переломных жизненных моментов, связанных не только с возрастом, но и с жизненными обстоятельствами.

В этом возрасте самоопределение в жизни является главным направлением личностного развития. Смена привычного вида деятельности, желание соответствовать общепринятым нормам, но в то же время обладать индивидуальностью, порождает страх перед новой жизнью.

Кризис идентичности, который появляется в период юношества, указывает или на осознание своего низкого социального статуса, или на отрицание ценности социума.

Этот период связан с повышенным вниманием к своей внешности и достижениям, которые уже удалось свершить. Критичность восприятия действительности приводит к занижению собственных возможностей и психологическому дискомфорту. Желание познавать мир и выбирать собственную нишу в нем отражается на выборе будущей профессии.

Кризис идентичности в юности имеет следующие проявления:

  • Страх сближения с другими людьми;
  • Желание изолироваться от окружающих;
  • Неуверенность в собственных возможностях, которая выражается в категорическом отказе от учебной деятельности или же в проявлении особого усердия к ней;
  • Неумение распределять время;
  • Страх перед будущей жизнью, желание жить «сегодня и сейчас»;
  • Активный поиск идеалов, копирование их стиля и образа жизни.

Если кризис идентичности будет правильно преодолен, он позволит юношам и девушкам переступить через психологические барьеры и создать благоприятные условия для дальнейшего развития.

Кризис самоидентификации пройдет менее болезненно, если родители окажут нужную поддержку развивающейся личности. Нельзя допускать чрезмерную опеку и желание навязать собственное мнение ребенку, даже если оно правильное. Позвольте ему самостоятельно принимать решения, строить свою судьбу. Родителям важно понять, что душевный кризис является неотъемлемой частью развития, и от того, как он пройдет в юношеском возрасте, будет зависеть протекание других переломных этапов в жизни взрослеющего человека.

Как выйти из кризиса победителем

Кризисы развития личности – необходимые этапы в жизни каждого человека, которые сопровождают его всю жизнь. Во время кризисного периода важно не замыкаться в себе, отыскивая новые возможности, проявляя стремление двигаться дальше.

Способов, как преодолеть кризис, множество. Главное, не бояться исследовать свой внутренний потенциал и пробовать что-то новое в личных отношениях или карьерной сфере. Умение противостоять жизненным невзгодам позволяет закалить характер, укрепить свою идентичность и добиться новых высот, о которых в спокойном размеренном темпе жизни человек даже не задумывается.


Био в инстаграме должно быть коротким: жена и мать; вышиваю крестиком; журналист и фешн-блогер. Это почти самая важная фраза в твоей жизни, самое точное определение тебя. У меня там написано, что я - «обычный единорог». Мне 28, и я без понятия, кто я.

Каждый раз теряюсь, когда меня спрашивают, чем я занимаюсь. Придумываю вычурные фразы вроде «наслаждаюсь жизнью» (что вранье и мой терапевт это подтвердит), или «я - домохозяйка с гордо поднятой головой» (тоже вранье) или самое простое и близкое к правде «копирайтер-фрилансер». Но все не то. Если есть время, желание и бокал вина, могу перечислить все, что меня занимает последний месяц: от уроков игры на фортепиано до написания эссе по «Рассказу служанки», от чтения мемуаров Стивена Кинга до грушевого пирога и от SMM для временных татуировок до танцевальных соревнований. Каждый день что-то новое, и невозможно остановиться. Обычно, выслушав все это, люди качают головой и говорят, что я слишком распыляюсь. Так и есть.

Если хорошенько погуглить, можно найти название для чего-угодно, и для этого вечного поиска тоже. Например, «мораторий». А раз есть название, значит, я не одна такая.

Это долгая история, надо начинать сначала.

Самоидентичность - так по-научному называется ответ на вопрос «Ты кто такой?» Это глобальное понимание себя: все качества и ценности, характер, гендер, социальные роли и так далее. Но кроме того, это довольно корявое слово означает еще и непрерывность личности. То есть в каждый следующий момент времени ты та же, что и минуту назад. Казалось бы, только в экстремальных случаях вроде шизофрении может быть как-то иначе. А вот и нет. Мне кажется, что я каждый день другая и, как только признаю какое-то качество или умение частью меня, оно тут же перестанет быть актуальным. Даже в зеркало смотреть иной раз страшно: надо себя узнавать, а это получается через раз.

По Эрику Эриксону, которого чаще всего упоминают в связи с понятием идентичности, все самое важное происходит в детстве и подростковом возрасте. Он определил стадии психосоциального развития и придумал термин «кризис идентификации», более известный в быту как «переходный период».

В 60-х Джеймс Марсиа развил теорию Эриксона и определил четыре статуса идентичности.

Достигнутая идентичность - это когда глобально все хорошо, человек потратил время на поиски себя и нашел, принял решение быть таким.

Диффузия идентичности - все глобально плохо. Нет четкого определения кто ты, но и попыток себя определить тоже нет.

Преждевременная идентичность (foreclosure) - человек определяет себя без каких-либо исканий. Родители-адвокаты сказали, что ты тоже будешь юристом, - и, вместо того чтобы бунтовать, ты в это веришь.

Мораторий - мой случай. Когда все пробуешь, но никак не определишься.

Эриксон и Марсия говорили прежде всего о подростковом периоде, defining decade, успей найти себя до 30-ти и все такое. Но современные исследователи говорят, что поиск и принятие себя продолжаются всю жизнь, каждое событие делает нас немного другими, а крупные события - совсем другими. И чем успешнее ты это осознаешь и принимаешь, тем легче тебе жить с собой и другими.

Мне же нравится только пробовать. Откусывать по чуть-чуть от всего, но ничего не признавать своим, ни на чем не задерживаться. Хочется быть одновременно всем. Или все кажется чужим уже при втором знакомстве. Например, я пару раз сливалась с «работы мечты» после тестового периода, потому что то, что казалось дико интересным, вдруг становилось скучным и совсем не моим. Этот вечный поиск будет продолжаться, пока я не признаюсь себе, что просто боюсь остановиться и прогадать, посвятить себя чему-то неправильному. Я думаю, лучше тратить время на Великий Поиск, чем на проживание не своей жизни. Может быть, в этом и вся моя идентичность - быть никем, кроме искателя и испытателя. Ничему не доверять и нигде не задерживаться. Но должно же быть что-то еще, кроме страха и вечного «не мое».

Кажется, это так весело и просто: все пробовать и никому ничего не обещать. Но иногда от этого устаешь. В моей голове одновременно взрываются тысячи «надо», вариантов попробовать так много, что никогда не успеешь побыть всем. Хочется, чтобы кто-то наконец сказал, как правильно, но даже если кто-то и говорит, я им редко верю.

Нечеткая и нестабильная идентичность - это не просто метания. Это история о доверии к себе и окружению. Вы встречали людей, которые подстраиваются под свою пару? Вчера она носила каблуки и платья, но ее новый парень играет рок-н-ролл, и она пляшет на всех концертах в кожанке, любит пиво и уверена, что это настоящее. Это только вершина айсберга. Такие люди часто меняют свое мнение и предпочтения, им быстро все надоедает и становится скучно, отношения предпочитают поверхностные, а доверять себе - это только мечта. Ну правда, как можно доверять человеку, решения которого для него самого становятся сюрпризом. В итоге - ни себе, ни людям, ни миру. Да и как доверять, если не понимаешь, что для тебя хорошо, а что плохо, что нравится, а что нет.

Нашему мозгу нужны определения. Сложно жить, не называя себя вообще никак. Люди могут определять себя с помощью чего угодно. Материальных вещей, места, друзей, религии, любви, страны, социальной группы. Но все это временное. Умения и личные качества - то, что с нами будет всегда. Так книжка пишет, я сомневаюсь даже в этом.

Многие ищут себя через других. Как они на нас смотрят, что о нас думают, хвалят ли? Внимание становится важнее еды и сна, выставляем напоказ все самое красивое, потому что от чужого мнения зависит самооценка и уверенность в себе. Это звучит чересчур драматично, сознательные люди так не делают. Правда? А все эти радостные инстаграмы несчастных девочек? Смотрите, как у меня все хорошо, новый маникюр, прическа и платьишко. Конечно, мы не такие, нас не интересует чужое мнение, кто же признается.

Мораторий во всяком случае лучше, чем статус диффузии, я хотя бы пытаюсь что-то искать. Другое дело, что проблема в обязательствах, принятии ответственности и осознанном выборе. Это правда страшно, взрослые - давно уже мы, нам пора быть ответственными и доверять только себе. Нам пора быть честными хотя бы с самими собой. Надо признать, что добрый волшебник не прилетит на голубом вертолете со словами: «На самом деле ты вот какой/какая, и твой путь в этом направлении!» Но и нет ничего плохого, чтобы продолжать искать себя ровно столько, сколько тебе лет. Конечно, странно, когда взрослые люди ведут себя как подростки, но будем надеяться, нас не потянет стать эмо в 45.

Удивительно везет мне с клиентами. Все, что происходит с ними, прямо или опосредованно имеет прямое отношение и ко мне. В 2012-м “пошли” клиенты с кризисом идентичности, потом “зацепило” и меня. А когда я проживаю новый опыт, я пишу статью – это мой способ понять, что во мне изменилось. Эта статья вообще в «неформате» – обычно я пишу отдельно для компаний, отдельно “для людей”, отдельно – по городской тематике, но не в этот раз – здесь любопытны параллели, иллюстрирующие универсальность проблемы.

Кризис идентичности – феномен, периодически “случающийся” не только с человеком, но и с любыми живыми системами – компанией, организацией, городом, страной… Это здоровое явление, предшествующее переходу на иной уровень развития.

Что такое “кризис идентичности”? Правила хорошего тона предписывают вначале обратиться к словарям.

Почти всегда кризис идентичности вызывается конфликтом ценностей. Для столь уверенного утверждения у меня есть теоретическое и практическое основания. Первое – это “спиральная динамика” (далее СД). Те, кто знаком с СД (о которой можно узнать , и ), со мной согласятся, а те, кто не знаком, когда-нибудь поблагодарят за модель, существенно облегчающую понимание “мира людей”. СД предлагает посмотреть на эволюцию человека/организации/народа как на эволюцию ценностей в контексте окружения. Второе. И мой личный опыт, и практика консультирования говорят о том, что бизнес, можно сказать, “питается” ценностями его лидеров. Из этого “ДНК” развивается и культура, и идеи, и энергия/мотивация, и аутентичный маркетинг, и бизнес-модели. В силу профессиональной привычки я “читаю ценностные коды” в любом процессе, конфликте, любом продукте – они там есть всегда! Как связаны ценности и идентичность? Приведу пример.

Компания с набором ценностей Лидерство, достоинство, уважение, ответственность, свобода. Правда – уже чувствуется «характер»? Добавьте к этому контекст – издательство современной украинской детской книги; ядро целевой аудитории – «продвинутые семьи». Идентичность – «культуртрегер». Своей проактивной – лидерской позицией, уважением к мировой, но и украинской культуре, бережно и ответственно «закладывая» культурные коды, издательство способствует воспитанию маленьких читателей, которые конечно вырастут «гражданами мира», но с четкой национальной самоидентификацией, без которой невозможно чувство собственного достоинства.

Я думаю, что то, что называется «кризисом идентичности» – это кризис ценностей: или “старые” конфликтуют с “новыми”, вызывая раздражение, непривычную неуверенность в принятии решений, или же само понимание ценности претерпевает существенные изменения. Вот примеры того, как ценностные конфликты озвучивают сами люди:

“Компания раньше понимала “лидерство” как “быть номер 1 любой ценой” – теперь мы понимаем лидерство как “влиять”, и это все меняет”… “Я думал, что важны “отношения”, но понял, что еще важнее – “быть востребованным, полезным”…”Я больше не верю в “справедливость”, потому что у каждого она своя”…”кажется, у меня аллергия на правила и инструкции…”… “Я устал быть заложником собственного бизнеса”… “Мне уже неинтересно… ушел драйв”… “Мне хочется “почистить свои авгиевы конюшни”"…

Города и страны – не исключение. Люди все легче переезжают, меняя в первую очередь не место жительства, а культуру. Культура «стоит» на ценностях – поэтому городам и странам, не менее, чем людям и организациям, важно понимать ценности, формирующие их культуру, чтобы осознать и коммуницировать свою роль в мире, и привлечь «своих» жителей, туристов, инвесторов и граждан. Чтобы «понаехали тут» стало не более чем анекдотом. Симптомы кризиса идентичности наших городов и стран пост-советского пространства «тревожны» – утекают кадры, исчезают инвесторы, уезжает молодежь, меняют гражданство граждане…

У всех этих симптомов есть кое-что общее. Люди и компании, города и страны в ситуации кризиса чудовищно жаждут паузы, остановки. Я вернусь к этому моменту в конце статьи, а пока….

Почему наши ценности меняются?

Основная причина – мы взрослеем, мудреем, деградируем вследствие следующих факторов:

  • Изменение, расширение среды, контекста (окружение, рынок…) – новая среда живет по другим правилам (а, следовательно, ценностям, их определяющим);
  • Вы реализовали ценности предыдущего уровня, и видите следующий набор ценностей за нынешними ценностями;
  • Вы более глубоко поняли значение “сквозной” ценности – например, “свобода” важна как воинствующим эгоцентрикам, так и мудрецам, вот только ее смысл у каждого свой;
  • Разрывы и новые связи – из компании ушел «главный человек», развод в семье, слияния/поглощения/отпочкования/раздел, новая группа клиентов, новые рынки, закрылось градообразующее предприятие, произошел мировой или национальный кризис…;
  • Конкуренты. Особенно полезны бессовестно копирующие вас конкуренты – потому что это великолепный повод осознать свои глубинные – ценностные и “идейные” отличия;
  • Руководителю/специалисту становится «тесно», «скучно» в рамках компании;
  • Внезапное “просветление”…

В случае с городами и странами даже «проще» – смена ценностей жителей влияет на городскую, национальную культуру и, желая реализоваться, культура требует адекватной идентичности – городской, национальной. Как гласит СД, “ценности нельзя поменять, но они меняются”. Итак, ценности меняются, и это влияет на вашу идентичность – а соответственно, требует адекватных изменений позиционирования, маркетинга, тактик, окружения, а не наоборот. (Маркетологам на заметку – “позиционированием идентичность не исправишь”. То есть не позиционирование определяет идентичность, а наоборот – позиционирование является ее следствием). Примеры:

Лена, внутренний тренер в корпорации. В ходе разматывания внутреннего напряжения понимает, что ценность “контроль” вступила в конфликт с ценностью “свобода”. Мы не ищем компромисса – нам нужно “над-решение”, которое включает в себя обе ценности. (СД явно показывает, что старые ценности не уходят – они остаются, но над ними “надстраиваются новые, более актуальные). Таким решением стала ценность “порядок”. Проверяем ее на “прочность” – как она работает в ситуациях, повлекших за собой напряжения, конфликты? Отлично работает – чисто, ясно, бесконфликтно, с учетом интересов всех сторон. Сразу смотрим, как это влияет на образ, проецируем образ на роль в компании, на стратегии, на задачи… Через полгода Лена становится руководителем отдела, от чего выигрывает и она сама, и отдел, и компания.

Город Киев. Киевляне «опростились» и Киев из «Матери городов русских» стал «Большой деревней». Как вернуть ему былую идентичность? Создать новую? Как? Нужно влиять в первую очередь на ценности киевлян, заново формировать культуру и амбиции.

Кризис может быть спровоцирован избавлением от иллюзий.

Например, вы поняли, что не умеете эффективно коммуницировать в общепринятом смысле. Это требует пересмотра не только своего образа, но и элементов маркетинга, возможно – бизнес-модели. Или же нужно найти свою уникальную манеру коммуникаций (и это изменит, скорректирует или ярче проявит вашу идентичность)

Компания, годом ранее отказавшаяся от услуг посредников, в результате “серии неудач” осознала и признала, что никогда не умела продавать свою продукцию. Сейчас она перед выбором “нанять функцию” или “аутсорсить функцию”. Второй вариант углубит или серьезно изменит “понимание себя”, бизнес-модель и позиционирование на рынке.

ИT-компания признала тот факт, что ее самый сильный ресурс – рутинная функция, которая хоть и приносит доход, но совсем не радует собственников и персонал. И вместо того, чтобы развивать новые направления (размывая свое позиционирование), приняла решение остаться тем, кем являлась всегда, но внести в рутинную функцию некую идею “ХХХ” (которая всегда присутствовала в поле компании, но ей не давали проявляться), “вживить” эту идею в бизнес-процессы, стандарты и детали, включая корпоративную айдентику («фирменный стиль»). Я пока не озвучиваю идею, так как процесс только начат, и решение легко перехватить конкурентам.

Ресторан в самом сердце города, прямо в зале которого можно было прикоснуться к тысячелетним камням, отказался принять свою уникальность. «Мы просто ресторан в историческом месте» – сказал управляющий. Через полгода было принято решение о его закрытии.

И вот что самое важное. Проанализировав десяток ситуаций в ходе написания этой статьи, я (пока) сделала вывод, что кризис не ведет к смене истинной идентичности – он меняет идентичность лишь в тех случаях, когда она была неточной или ошибочной, а истинную лишь углубляет. Сейчас я понимаю «механизм» кризиса идентичности так: наши ценности формируют индивидуальную интерпретацию происходящего (личную картину мира)… новые ценности расширяют, видоизменяют ее, но в этот момент (он и является «кризисом идентичности) вы/компания/город просто не еще успеваете увидеть и закрепить, «переосознать себя и свою функцию по-новому в обновленной картине мира. Если поискать аналогий, это будет похоже на то, как змея сбрасывает старую кожу…

Иногда нам кажется, что у нас кризис идентичности.

Бизнес-консультант жаловался на обилие «рутины, скуки» в «длинных» проектах, коммерчески для него выгодных, и искал новую для себя идентичность, связанную только с короткими, яркими проектами. В ходе работы с этой дилеммой («скучно, но денежно» или «ярко, но дешево») выяснилось, что «скука» появлялась, когда консультант не шел на риск быть откровенным, открытым со своими клиентами, а не от того, что проект был «длинным». Идентичность «осталась на месте» – углубилась стратегия.

В начале статьи я писала о необходимости паузы, остановки. Почему она так важна? Когда вы в одной из описанных выше ситуаций, расширяется ваша картина мира, и вы готовы понять или глубже осознать свою роль в ней. Идентичность – это модель, концепция. Человек вообще склонен “концептуализировать, чтобы понять”, вернуться в «зону комфорта». И торопится сделать это, так как ситуация неопределенности мучает его. Да, это некомфортно для взрослого человека – не понимать, кто вы. Но не спешите, ведь ваш мир сейчас расширяется – исследуйте его. Дайте вашему миру, вашей личности, вашей компании вырасти – “подлитесь” в этом состоянии столько, сколько можете – вы почувствуете, когда пришло время сделать “стоп-кадр”.

Еще пара примеров «под занавес».

Логистическая компания – украинское представительство международной компании, B2B сектор. Жестокий конфликт ценностей с “мамой” решается созданием еще одного, отдельного подразделения B2C, с другим позиционированием, культурой, набором услуг, с совершенно другими клиентами. В итоге украинская “дочка” выстояла в кризис, тогда как российская была закрыта.

Илья, бизнес-тренер, специализация – коммуникации. Сильное внутреннее неудовлетворение качеством своей работы, грозившее внутренним ярлыком «профнепригодность», заставили его – «фанового и легкого», дать себе “разрешение на негатив”. Это разрешение, в приемлемой форме проявившись в новых методиках и стратегиях, в практике проведения тренингов и позитивной обратной связи участников, проявило подавляемую идентичность “настройщика”, которая вначале вообще не просматривалась за завесой стандартных «дружелюбных» техник.

Что я могу посоветовать людям в такой, сейчас довольно распространенной, ситуации? Задавайте себе вопросы – и пишите на них ответы. Опыт показывает, что одного “думания” недостаточно.

  • Когда у вас будет возникать вопрос «что делать», «как поступить», «что выбрать» – добавляйте к нему вопросы, которые начинаются на «Кто я…»: «кто я, кто делает вот так»… «кто я для него/них»… «кто я, для кого это уже норма»… «кто я, если меня это возмущает/ нравится/ напрягает»… «на кого я теперь похож/похожа, когда»… «кто я в этих ситуациях»… и записывайте в каком-то одном доступном в любое время месте – заметке Evernote, листе ежедневника, на обороте распечатки этой статьи). Можете и мне писать – я отвечаю на короткие вопросы бесплатно).
  • Ваша главная «функция». Наверняка вы привыкли брать на себя какую-то привычную функцию – организовывать, покупать, готовить, сомневаться… как она изменилась? Это тоже может оказаться полезным для понимания себя.
  • Идентичность связана с вашими талантами. Конечно. Если вы включите ваши таланты, которые до сих пор не были задействованы (но очень хотелось бы), в свою профессиональную деятельность – кем вы станете? Для кого? С кем в этом случае вас можно сравнить?
  • Ценности. Кто вы, когда ваши «старые» и «новые» ценности реализуются?
  • Спрашивайте друзей и знакомых – «слушай, как бы ты меня «подал» своему шефу? А другу? Клиентам? Маме?
  • Когда вы принимаете какие-либо решения, будучи целостными (без внутренних конфликтов), смотрите особенно внимательно, кто вы в этих ситуациях. Полученные ответы когда-нибудь сложатся в целостный образ.
  • «Идти на страх». Этот последний совет не подходит для «самолечения» – чтобы работать со страхами, нужен партнер – психолог, коуч. Как правило, страх защищает нас от чего-то, и, «огибая» это, мы создаем «слепое пятно». Оно как «черная дыра», которая высасывает вашу энергию, не давая проявиться в полной мере образу, идеям, результатам.

И напоследок. Самое сложное и, как ни странно, продуктивное для современного человека – «включить» чувства, то есть осознавать их и использовать при общении и принятии решений. Помните – «разум и чувства», «ум и сердце»… Научитесь задавать себе вопрос «что я чувствую?» Попытайтесь не просто понять себя в новой картине мира – почувствуйте себя в ней… делайте свой выбор, учитывая чувства. Чувства – это энергии, так что вам нужно посмотреть на энергетическую картину происходящего, и понять, как этими энергиями можно управлять, оставаясь целостной личностью… Это непростая задача, но, по большому счету, ради этого мы и живем.

… Как, вы еще не налили шампанское?

© Татьяна Жданова, Киев, декабрь 2012

P.S. Если статья показалась вам полезной, подпишитесь на обновления этого блога под логотипом brandhouse – и вы сможете получать их на свой e-mail

11. Цапенко И. П. ИКТ и глобальная мобильность труда // Информационное общество. - 2011. - № 2. - С. 18-28.

12. Шрейдер Ю. А. Социокультурные и технико-экономические аспекты развития информационной среды // Информатика и культура. - Новосибирск, 1990. - С. 50-51.

13. Яременко И. А. Организационно-педагогические условия формирования социальной активности личности средствами массовой информации: дис. ... канд. пед. наук. - Магнитогорск, 2000. - 190 с.

1. Basalaev Yu.M. and Basalaeva O.G. Formirovanie infoimacionnoy kartiny mira kak metodologicheskogo sredstva izucheniya informatsionnoy real"nosti . Mezhdunarodnihyy zhurnal eksperiment"nogo obrazovaniya , 2014, no 5 (2), pp. 90-92. (In Russ.)

2. Basalaeva O.G. Informatsionnyy obraz mira: funktsional"nyy podkhod . Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul"tury i iskusstv , 2013, no 24, pp. 274-280. (In Russ.)

3. Basalaeva O.G. Funktsiya ponimaniya v chastnonauchnoy kartine mira . Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul "tury i iskusstv , 2012, no 1, pp. 215-220. (In Russ.)

4. Kagan M.S., Etkind A.M. Individual"nost" kak ob"ektivnaya i sub"ektivnaya real"nost" . Voprosypsikhologii , 1989, no 4, pp. 4-15. (In Russ.)

5. Kan R. Robert Kan: eksklyuzivnoe interv"yu zhurnalu "Informatsionnoe obshchestvo" . Informacionnoe obshchestvo , 2009, no 4-5, pp. 68-75. (In Russ.)

6. Kapterev A.I. Informatizatsiya sotsiokul"turnogo . Moscow, 2004. 512 p. (In Russ.)

7. Kogan V.Z. Teoriya informatsionnogo vzaimodeystviya. Filosofsko-sotsiologicheskie ocherki . Novosibirsk, 1991. 320 p. (In Russ.)

8. Kogan V.Z. Chelovek v potoke informatsii . Novosibirsk, 1981. 177 p. (In Russ.)

9. Noveyshiy filosofskiy slovar" . Minsk, 2003. 1280 p. (In Russ.)

10. Turonok S.G. Internet i politicheskiy protsess . Obshchestvenyye nauki i sovremennost" , 2001, no 6, pp. 51-63. (In Russ.)

11. Capenko I.P. IKT i global"naya mobil"nost" truda . Informatsionnoe obshchestvo , 2011, no 2, pp. 18-28. (In Russ.)

12. Shreyjder Yu.A. Sotsiokul"turnye i tekhniko-ekonomicheskie aspekty razvitiya informatsionnoy sredy . Informatika i kul"tura . Novosibirsk, 1990, pp. 50-51. (In Russ.)

13. Yaremenko I.A. Organizatsionno-pedagogicheskie usloviya formirovaniya sotsial"noy aktivnosti lichnosti sredstva-mi massovoy informatsii. Diss. kand. ped. nauk. . Magnitogorsk, 2000. 190 p. (In Russ.)

УДК 316.16: 141.7

КРИЗИС ИДЕНТИЧНОСТИ КАК НОРМООБРАЗУЮЩЕЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

Жукова Ольга Ивановна, доктор философских наук, профессор кафедры философии, Кемеровский государственный университет (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]

Жуков Владимир Дмитриевич, кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой философии, Кемеровская государственная медицинская академия (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]

В статье рассматривается проблема идентичности как то, что позиционирует личность в качестве индивидуальной неповторимости и то, что позволяет ей формировать собственное «я»; подчеркивается,

что по мере усложнения мира социума идентичность приобретает множественный характер. Авторами кризис идентичности рассматривается как конфликт между сложившимися устойчивыми структурами идентичности индивида и соответствующим способом вписывания ее в окружающую реальность. Авторы приходит к выводу, что кризис идентичности - это неизбежный и логичный этап на пути развития личности и обретения себя в качестве гармоничной целостности.

Ключевые слова: личность, самость, идентичность, кризис идентичности.

IDENTITY CRISIS AS A NORM-SETTING FORMATION OF PERSONALITY

Zhukova Olga Ivanovna, Doctor of Philosophic Sciences, Professor of Chair of Philosophy of Kemerovo State University (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]

Zhucov Vladimir Dmitrievich, Candidate of Philosophical Sciences, Docent, Chair of Philosophy, Kemerovo State Medical Academy (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]

The article deals with the problem of identity that considers personality as an individual uniqueness and allows it to form his own ego. Identity gets multiple nature as the world society becomes more complicated. The authors consider identity crisis as a conflict between the established stable structures of the individual identity and the appropriate manner of inscribing it in the surrounding reality. The authors conclude that the identity crisis is inevitable and logical stage of personal development and finding himself as a harmonious whole.

Keywords: personality, self, identity, identity crisis.

Сегодня с полным основанием можно говорить о том, что современный социум утратил устойчивые социальные общности, которые сплетали единую социальную ткань, позволяя самости обретать аутентичную себе систему социальных координат. Вращаясь во множестве разнопорядковых реальностей, извлекая из них определенный для себя опыт, человек, тем не менее, не идентифицирует себя ни с одной из них. Подобное неустойчивое положение индивида, его образа, как в собственных глазах, так и в глазах других, стало естественным и даже привычным явлением.

Дело не только в том, что человек лишился определенных гарантий данной устойчивости в социокультурной реальности. В истории всегда были периоды, которые воспринимались, описывались как катастрофические, распадающиеся, деструктивные. Но они не понимались и не анализировались в качестве «кризиса идентичности». Безусловно, это явление имеет свои объективные причины, на которые обращает внимание теоретическая мысль и где попытки осознания данной тенденции предпринимаются в разных исследовательских программах.

Проблема идентичности - одна из преобладающих в современном гуманитарном зна-

нии. Термин этот прочно вошел в дискурсивные практики интеллектуального сообщества. Философы и психологи практически соединили понятия самосознания и идентичности, культурологи рассматривают культурную и субкультуральную идентичность, политологи - мультикультураль-ность и национальную идентичность. Понятие «идентичность» прилагается к индивидам, культурам, субкультурам, этносам, нациям. В литературе имеется достаточно много типологий и классификаций идентичности. Их подразделяют на «индивидуальные» и «групповые», «позитивные» и «негативные», «локальные» и «надло-кальные», «фундаментальные» и «релятивные». Самыми основополагающими считаются этнические, расовые, национальные и цивилизационные идентичности, связанные с антропологическими, языковыми, культурными и религиозными различиями индивидов. Такая широта и частота использования данного понятия, конечно, не являются случайными, а выражают объективно существующие процессы, происходящие в социокультурной реальности. Несмотря на то, что в литературе отмечается достаточно разнопорядковое осмысление данного феномена, связанное с междисциплинарным характером его изучения

и серьезно разнящееся в зависимости от предмета исследования, на сегодняшний день сложилось определенное понимание идентичности, позволяющее фиксировать его существенные характеристики.

Термин идентичность (от лат. корня idem -то же самое) обозначает прежде всего (что обычно фиксируется в словарях) структуру вещей, которые остаются теми же самыми, сохраняющими свою сущность при всех трансформациях. Здесь необходимо учитывать, что нас интересует не широкий спектр видения данного феномена, где речь идет об установлении тождества однозначного соответствия по отношению к разным объектам, а применение этого соответствия по отношению к индивиду. Отсюда, в контексте исследования, проблема идентичности будет нами рассматриваться как то, что позиционирует личность в качестве индивидуальной неповторимости и то, что позволяет ей оставаться самой собой.

Идентичность личности не означает ее тождественности с другими. Здесь, в первую очередь, речь заходит об идентичности, тождественности личности по отношению к самой себе, и в этом заключается ее простое обозначение. Но очевидно, что данная простота весьма обманчива, так как «тождественность личности самой себе» - одна из сложнейших и мучительных проблем ее развития, где сами параметры, координаты данной тождественности не даны в качестве непреложных и однозначных. Данная тождественность всегда ищется и корректируется сквозь призму опыта ее взросления и становления в качестве зрелой, целостной самости, где немаловажную роль играют ее духовные способности, одной из которых является способность к постоянной открытости в постижении нового.

Данная тождественность может связываться с антиномичностью идентичности, где можно определить точку соприкосновения между двумя противоречивыми представлениями идентичности. Здесь, с одной стороны, как показывает П. Рикер, идентичность выступает как тождественность (лат. idem), c другой - проявляет себя как самость (лат. ipse). В первом случае (idem) речь идет об одинаковости, самотождественности, которая находит свое отражение в генетической, биологической основе индивида, воплощенной в его характере. Во втором случае (ipse) речь идет о самости и ее изменении, изменении,

происходящим с тем, что не меняется. В этом плане можно говорить о том, что личность есть единство устойчивости и изменчивости. Даже сама фиксация такого различие между этими двумя вариантами идентичности проявляется в таких терминах, которые одновременно являются и дескриптивными, и символическими: характер и сдержанное слово. Под характером здесь имеется в виду «совокупность отличительных признаков, позволяющих повторно идентифицировать человеческого индивида как самотождественного. Благодаря дескриптивным чертам характер вбирает в себя количественную и качественную идентичность, непрерывное постоянство, постоянство во времени. Именно так он эмблематическим образом обозначает тождественность личности» .

Дело в том, что по характеру, обозначаемому как сочетание длительных предрасположен-ностей, можно узнать человека. С понятием предрасположенности сочетается понятие привычки, как уже наличествующей, так и приобретенной. Каждая привычка образует некоторую черту личности, черту ее характера, по которой она распознается. Тем самым характер становится совокупностью этих отличительных знаков. Также понятие предрасположенности связывается с приобретенными идентификациями, с помощью которых в состав тождественного привносится новое. По большому счету, идентичность человека устанавливается по таким идентификациям, как ценности, нормы, идеалы, герои. В них личность узнает себя и по ним определяет приоритеты своего бытия. Благодаря приобретенным привычкам и идентификациям, то есть предрасположен-ностям, у характера формируется и качественная и количественная идентичность, не прекращающееся постоянство изменения, постоянство во времени, определяющие его тождественность. В характере idem и ipse стремятся препятствовать их различению, поэтому вполне логично для различения идентичности самости и идентичности тождественного обращаться к другой модели постоянства во времени, чем характер, -модели сдержанного слова.

Именно верность сдержанному слову является показательным выражением идентичности противоположной модели характера. Сдержанное слово и говорит о том, что личность сохраняется. Сдерживая слово, обещание, человек символи-

зирует собой некий вызов, брошенный времени, отрицая тем самым изменения. Как бы не изменялись его предпочтения, желания, привязанности, наклонности, он сохраняет самого себя. Подобную устойчивость ему и придает сдержанное слово.

Здесь принципиально важным оказывается то, что личность является личностью, если она включена в этическую плоскость своего существования. Этический параметр (особенно проявляющейся в таком термине, как «ответственность») обозначает, что личность существует так, чтобы другой мог на нее рассчитывать, а рассчитывать - это и значит держать ответ, слово за свои поступки перед другим.

Итак, понятие «идентичность личности» обозначает непротиворечивый, личностно принимаемый образ самости во всем спектре самых разнообразных взаимоотношений с окружающей реальностью, где личность поддерживает, открывает саму себя через диалектику своей самостоятельности и многочисленных зависимостей. Идентичность личности - это прежде всего изменчивость при неизменной устойчивости. Идентичность не есть некое неизменное свойство присущее изначально, а то, что формируется, закрепляется или, наоборот, преобразовывается, трансформируется в процессе взаимоотношений с окружающей реальностью.

Проблема идентичности приобрела свое актуальное звучание с наступлением современной эпохи. До этого в обществе (которое можно обозначить и как традиционное или доиндуст-риальное) идентичность индивида определялась принадлежностью определенному социальному слою, которую невозможно было изменить по его желанию. Поэтому проблема самоидентичности принципиально не могла возникнуть в качестве основополагающей в данной социальной реальности.

В традиционном обществе идентичность представала высоко профилированной, то есть полностью представляющей ту объективную реальность, в которой она находилась. Фактически каждый человек был тем, за кого его принимали. П. Бергер и Н. Лукман пишут: «В таком обществе идентичности легко узнаваемы, как объективно, так и субъективно. Всякий знает про всякого, кем является другой и он сам. Рыцарь является рыцарем, а крестьянин - крестьянином,

как для других, так и для самого себя. Поэтому тут нет проблемы идентичности. Вопрос "Кто я такой?" - вряд ли возникнет в сознании, поскольку социально предопределенный ответ массивно реален субъективно и постоянно подтверждается всей социально значимой интеракцией. Это не в коем случае не означает, что индивид рад такой идентичности. Быть крестьянином вряд ли очень приятно, это включает в себя всякого рода субъективные реальные и настоятельные проблемы, совсем не радостные. Но в эти проблемы не входит проблема идентичности. Можно быть нищим или даже бунтующим крестьянином. Но он был именно крестьянином. Личности, сформированные в таких условиях, вряд ли понимают себя в терминах "скрытых глубин". "Поверхностное" и лежащее за поверхностью Я дифференцируется лишь в терминах степеней субъективной реальности, которая в каждый данный момент представлена в сознании, но не в терминах перманентной дифференциации "слоев" Я» . Итак, в традиционном обществе сознание людей мир воспринимало строго упорядоченным, иерар-хичным. В этом мире все имело свое место, все было взаимосвязано, гармонизировано. Каждый человек являлся исполнителем определенной социальной функции, которую исполняли до него, и после него будут исполнять другие.

В современных обществах подобные взаимоотношения принципиально меняются: межличностные отношения обретают независимость от связей родства, от клановых традиционных определений. Возникает личность, которая пытается воспринимать себя в качестве целостности своей индивидуальной жизни. Для нее в качестве главной становится проблема самоопределения, самоидентичности. Данная самоидентичность осмысливает себя в терминах автобиографии. В этом плане можно говорить о том, что автобиография является своеобразным структурирующим ядром самоидентичности. Ее наличие подразумевает возможность личности выстраивать целостную, планируемую логику своего жизненного проекта. Такой проект не может быть успешно реализован, если она не полагает в качестве естественного возможности выбора нескольких вариантов жизненного пути. Признание данной вариативности означает, что личность должна сознательно осуществить выбор своей жизненной программы, «выбирая» которую она, в конечном

счете, формирует себя, свою тождественность с определенной группой, образом жизни, ценностными императивами.

По мере усложнения мира социума - вступления обществ в стадию постиндустриального развития - (и здесь неважно как данное общество будет обозначаться: «постиндустриальным» «информационным», «обществом риска», «обществом постмодерна» и т. д.) идентичность начинает приобретать множественный характер. Все это приводит к сложной проблеме, с которой она сталкивается. Индивид начинает ощущать себя совокупностью самых разных ролей, которые ему приходится исполнять и в которых присутствует лишь самая минимальная часть его целостности. Причем ему приходится постоянно держать под контролем взаимодействие между собой этих ролей, не позволяя им вмешиваться в исполнении друг друга, поскольку каждая из них имеет свой собственный контекст и может быть совершенно неуместна и неприемлема в другом. Таким образом, он нигде не чувствует себя аутентично в полной мере, у него нет однозначного образа себя, который выступал бы для него как естественный и очевидный. Наличие множества идентичностей приводит личность к определенному замешательству, которое обозначается как кризис идентичности.

Если исходить из социально-онтологических оснований кризиса идентичности, то они заключаются в размывании свойственных классическому обществу модерна привычных, устойчивых социальных образований, текучести социальных структур постиндустриального общества. Не случайно постсовременность обозначается как «текучая», «мягкая», «бархатная», в которой устойчивые социальные классы, прослойки (объединенные общностью социальных интересов) уступают место случайным, возможным при определенных условиях объединениям, скрепленным лишь условностью социального символа.

Появление терминов «неокочевничество», «номадическая идентичность», сравнивающих жизнь современного человека с образом жизни кочевников, как раз и отражают размывание устойчивых социальных структур. Когда в свое время А. Тоффлер говорил о кочевничестве, то он под ним подразумевал самоощущения людей вынужденных мигрировать, менять место жительства, работы и сопутствующие этому, состояния

потерянности, депрессии, которые они испытывали. Сегодня неокочевничество скорее выражает не трудную жизненную ситуацию, а наоборот, ее нормальность. Оно отражает обычный образ многих людей, воспринимаемый ими как вполне естественный. Номадизация характеризуется как такое положение человека, при котором он не в состоянии, хотя бы в общих чертах, определить свое будущее. И в этом плане его жизнь, как и жизнь кочевника, не связывается с долгосрочными программами и осознанными целями. Все это приводит к тому, что, с одной стороны, индивид привыкает полагаться только на самого себя и исходить из своей самодостаточности и самореализации (отсюда рост идивидуализации), с другой - у него возрастает чувство внутренней несогласованности, разорванности собственного «я», потерянности самоидентичности.

Собственно понятия «идентичность», «кризис идентичности» прочно вошли в философский, психологический, социологический словарь, с середины двадцатого столетия и приобрели междисциплинарный характер после публикаций работ Э. Эриксона. Следует при этом заметить, что сам эго-психолог не считал себя первооткрывателем и называл среди основных предшественников данной позиции У Джеймса, З. Фрейда, А. Фрейд и др. Безусловно, здесь необходимо учитывать, что хотя до Эриксона данные термины не использовались именно в таком понятийном обозначении, их отсутствие не означает, что соответствующая проблематика не обсуждалась в теоретических концепциях. Так, по большому счету Джеймс, говорит именно об идентичности (используя в основном термин «характер»), подразумевая под ней субъективное чувство соответствия личности себе самой. У З. Фрейда идентичность понимается как внутренний, частный мир человека, на становление которого большую роль оказывают биологический и социальный процессы. В основном З. Фрейд уделял большое внимание феномену идентификации. Идентификация - группообра-зующий фактор, позволяющий человеку выстраивать свою самость, принимая во внимание множество образцов и стилей поведения других и отождествляя себя в большей степени бессознательно с некоторыми из них. Процесс идентификации выполняет важные функции: адаптационную (защитную) и социализирующую. При этом наиболее важной оказывается биолого-

психологическая. Именно сохранение этой функции оказывается наиболее существенной и определяющей для человека.

В позиции фрейдизма есть определенный недостаток: отсутствие в нем должного внимания к факторам окружающей реальности, мира социума, оказывающих серьезное воздействие на внутренний мир личности. В противоположность классическому психоанализу, исходящему из противопоставления человека и общества, здесь в след за Эриксоном следует подчеркнуть наличие адаптивного характера поведения человека, где собираются, кумулируются черты наличествующие в качестве идентичности. Отсюда идентичность и понимается как состояние перманентной самотождественности, самооценки, основанные на принятие своего целостного образа в единстве с многоаспектными социальными связями. Таким образом, стабильность, непротиворечивость идентификации происходит тогда, когда личность достигает гармоничного соотношения между представлениями о себе самой и представлениями других о ней. Данный процесс находится в постоянном развитии и изменении, постоянной дифференциации, наполняясь более сложным содержанием по мере того, как расширяются значимые для индивида другие. В любом случае человек всегда стремится к обретению собственной целостности, которая, тем не менее, может быть нарушена в результате «кризиса идентичности».

Впервые термин «кризис идентичности» был употреблен во время Второй мировой войны в процессе лечения ветеранов. Работавшие с ними психологи, обнаружили, что многие из них пройдя экстремально тяжелые условия войны, потеряли тождество своей самости и чувство непрерывности, взаимосвязанности времени. Позже подобные нарушения были зафиксированы у молодых людей раздираемых внутренними глубинными противоречиями. Но реакция на подобный кризис у молодых людей, проявляющаяся в состояниях либо агрессии, либо депрессии, носит временный характер и не влечет за собой необратимые, деструктивные процессы в развитии самости. Все это позволило развести патологический «кризис идентичности» от возрастного кризиса как неотъемлемого атрибута жизни любого человека. Отсюда изменилось отношение к пониманию самого термина «кризис». Он перестал ассоции-

роваться с неизбежной катастрофой, деструк-тивностью, а стал пониматься как неизбежный поворотный пункт, критический момент, после которого развитие повернет в ту или иную сторону - в сторону роста или собственно деградации.

Кризис идентичности - это конфликт между сложившимися устойчивыми структурами идентичности личности и соответствующим способом вписывания ее в окружающую реальность. Проявляться кризис может в таких состояниях, как близость, неотчетливость временных перспектив, выбор негативной идентичности, наложение и смешение ролей. В этом контексте особенно важным для понимания процессов, происходящих с индивидом, предстает негативная идентичность, которая диктуется необходимостью найти свою нишу и защититься от чрезмерно высоких требований, предъявляемых актуализированными вышестоящими авторитетами. Подобный выбор негативной идентичности представляет собой попытку овладеть ситуацией, для того что бы таким своеобразным способом согласовать различные элементы идентичности, взаимоподавляющие друг друга. Негативная идентичность исходит из таких идентификаций и ролей, которые на критических стадиях развития представляются и осознаются как наиболее нежелательные или опасные, но и в то же время наиболее реальные.

Кризис, переживаемый индивидом, как правило, приводит к фрустрации, депрессии, агрессивности, многочисленным внутренним конфликтам, но, тем не менее, его следует рассматривать как неизбежный и логичный этап на пути развития личности к становлению и обретению себя в качестве целостной идентичности. В конечном итоге, здесь важно, чтобы кризис не приводил к замене самоуважения ненавистью к себе. Именно в таком контексте рассматривает кризис идентичности В. Хёсле, чьи идеи для нас являются близкими в понимании проблем, с которыми сталкивается личность.

Хёсле рассматривает кризис идентичности как отвержение самости со стороны «я». Здесь сразу необходимо прояснить, что понимается мыслителем под самостью и «я». В его концепции это не совпадающие понятия, при всей относительности различий между самостью и «я». «Я» -это наблюдающее начало, самость - наблюдаемое (в данном случае мы видим следование одной из традиционных позиций философии, рассматри-

вающих самость в качестве устойчивого, «ядерного» центра человека). «Я» человека наблюдает за его самостью, дистанцируется от нее, но «я», может наблюдать и свое наблюдение, и в этом случае, то, что было «я», становится самостью. Отсюда «я» может также отождествляться с самостью, то, что сначала было самостью, становится «я». В любом случае, проблема идентичности является проблемой отождествления, идентификации «я» и самости.

Кризис идентичности, в котором «я» отвергает свою самость, не может быть совершенно явным, открытым, очевидным. Человек, не любящий, презирающий свою самость, ищет разные способы обмана, бегства от самого себя. Это связано с весьма серьезными, мучительными страданиями, через которые ему приходится проходить, и которые могут быть преодолены только путем продолжительных усилий. Здесь можно назвать разные причины проявления кризиса идентичности (от психосоматических до социальных). Так, например, одной из них может быть причина, коренящаяся в физических метаморфозах тела и нежелании мириться с этими изменениями; другая - может вызываться потерей памяти, так как в значительной степени личность формируется прошлым, и некоторые моменты прошлого «я» хочет забыть, то есть забыть свою самость. Последнее приводит к кризису идентичности. Также источником кризиса может быть и отказ признавать временность, мимолетность своей самости, следствием чего вполне может быть панический страх смерти. Неверные, искаженные образы собственной самости (чрезмерное преувеличение своих достоинств или наоборот недооце-нивание, принижение себя) приводят к кризису идентичности. Но самый серьезный и безысходный кризис идентичности в основном вызывается убеждением в отсутствии вообще каких либо нравственных норм. Безысходность этого кризиса в том, что из него практически нет выхода, так как само понятие «кризис» предполагает нормативные коннотации, которые человек отклоняет. В данном случае отвержение, неприятие различия между правильным и неправильным, ошибкой и истиной снимает саму постановку вопроса о кризисе, что и порождает его безвыходность. К наиболее распространенным причинам кризиса идентичности относится диспропорция между аутентичной и феноменальной (социальной) са-

мостью. И в этом плане особенно поразительным оказывается то, насколько человек быстро, практически без всякого сопротивления, принимает завышенные или наоборот осуждающие оценки других относительно самого себя, вне каких-нибудь убедительных моральных посылок. Также кризис дает о себе знать, когда происходит столкновение с наиболее властной, доминирующей, сильной личностью, под давлением которой приходится находиться, или взаимодействие с талантливым, незаурядным человеком, в результате чего, оценка собственной индивидуальности приходит к резкой аберрации, появлению ощущения своей никчемности и ненужности вообще. Идентичность «расшатывается» тогда, когда приходится переживать разочаровывающее поведение близких людей, особенно предательство бесконечно дорого и близкого человека, в результате чего возникает сомнение относительно адекватной способности объективно воспринимать и оценивать других.

Важность для нашего исследования концепции Хёсли заключается в том, что мыслителем подчеркивается следующая (и как нам представляется справедливая) идея: несмотря на весьма серьезную опасность, которую с собой несет каждый кризис идентичности, тем не менее его нельзя оценивать только в негативных характеристиках. Необходимость кризиса заключается в том, что благодаря ему происходит развитие человека и социальных институтов (когда речь заходит о кризисе коллективной идентичности). В результате кризиса происходит частичное отторжение своей прежней идентичности и начинает формироваться новая самость, которая приобретает более сложное содержание. Для этого, как считает Хесле, необходимы следующие условия разумного восстановления идентичности: «Прежде всего чрезвычайно важно, чтобы «я» признало, что отвергаемая им самость не является всецело отрицательной. Причина, в силу которой «я» столь сильно призирает самость - именно их идентичность, - указывает правильное направление. Признание «я» недостатков самости следует видеть в положительном свете: поскольку данное признание следует считать положительным достижением «я», относящего к этой самости, последняя не может быть совершенно неисправима и безнадежно дурна; в противном случае «я» никогда не мог-

ло бы почувствовать отвращения к ней. Испытываемое «я» отвращение является зачатком новой идентичности и именно благодаря пониманию им того, что это отвращение не может быть полностью оправданным, будь оно даже разумным, ибо, будучи разумным, оно представляет собой нечто положительное» .

Ключевым для философского пути поиска адекватного выхода из кризиса идентичности выступает разумность идентичности. Именно поэтому отвержение собственной самости для «я» не может носить тотального характера, так как это просто противоречит принципу разумности. Разумность в этом контексте выступает в качестве нормативного принципа идентичности человека. Особенно это проявляется в отрицании самости, в том, что разумное, последовательное отношение «я» к самости требует признания за отрицаемым положительного значения по причине ее тождества с отрицаемым. Разумность проявляется в том, что в построении новой идентичности человек должен насколько возможно избегать оценки своих прошлых идентичностей как абсолютно ложных, отрицательных. Ошибка подобного варианта поведения индивида заключается в его излишней зависимости от отрицательного опыта, который удерживает его, доминирует над ним и не дает возможности адекватно, непредвзято оценить путь своего развития. Здесь принципиально важно человеку понять порождающий принцип развития собственной индивидуальности, исходя из которого признается определенный смысл, за-

кономерность (пусть и в скрытом варианте) прошлого опыта, позволяющего примирить свое прошлое с настоящим.

Итак, кризис идентичности, несмотря на весь драматизм его прохождения, выступает нормой становления личности. И его следует понимать как желание ее осознавать себя в качестве единой целостности, как умение преодолевать разорванность, противоречивость своих образов и гармонично их соединять. Как отмечается О. И. Жуковский в статье «Проблема кризиса личности в условиях общества постмодерна, «кризис идентичности позволяет человеку понять принцип собственного становления. Сущность его заключается в умение признавать скрытую, но, тем не менее, логичную закономерность своего прошлого, принимать себя в системе пространственно-временных координат этого прошлого, а значит примиряться с ним, даже если оно отвергается по причине смены ценностных ориентиров» . Даже обостренное осознание ошибочных действий, которые человек не должен был совершать, предполагает не восприятие их в качестве абсолютной неисправимости, а как условие возможного личностного прогресса. В этом контексте прогресс совершенно был бы не мыслим, если бы личность с самого начала своего жизненного пути уже им обладала. Анализ причин глубины самой себя, своей аутентичности. И здесь как раз ее зрелость, самодостаточность и проявляется в способности понять смысл своего подлинного существования.

Литература

1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. - М.: Медиум, 1995. - 323 с.

2. Жукова О. И. Проблема кризиса личности в условиях общества постмодерна // Философия образования. -2008. - № 1 (22). - С. 176-183.

3. Рикер П. Я. - сам как другой. - М.: Изд-во гуманитар. лит., 2008. - 419 с.

4. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Флинта, 2006. - 356 с.

5. Хесле В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности // Вопр. философии. - 1994. - № 10. -С. 112-123.

1. Berger P., Lukman T. Sotsial"noe konstruirovanie real"nosti . Moscow, Medium Publ., 1995. 323 p. (In Russ.)

2. Zhukova O.I. Problema krizisa lichnosti v usloviyakh obshchestva postmoderna . Filosofiya obrazovaniya , 2008, no 1 (22), pp. 176-183. (In Russ.)

3. Riker P. Ya - sam kak drugoy . Moscow, Human literature Publ., 2008. 419 p. (In Russ.)

4. Erikson E. Identichnost": yunost" i krizis . Moscow, Progress Publ., 2006. 234 p. (In Russ.)

5. Khesle V. Krizis individual"noy i kollektivnoy identichnosti . Voprosy filosofii , 1994, no 10, pp. 112-123. (In Russ.)

Термин «кризис идентичности» простому определению не поддается. Для того чтобы его пояснить, нужно вспомнить про восемь стадий развития Эго, описанные Эриком Эриксоном и представляющих собой последовательность психосоциальных кризисов. Одним из таких конфликтов, который свойственен человеку в юном возрасте, является так называемая идентичность против ролевой диффузии, и непосредственно в процессе разрешения этого конфликта и может возникнуть кризис идентичности.

Кризис идентичности и возрастной кризис

Формирование идентичности представляет собой особый процесс, в ходе которого происходит преобразование каждой из прежних идентификаций в связи с переменами в предполагаемом будущем. Идентичность начинает развиваться с младенчества, и на момент подросткового возраста нередко наступает кризис. Известно, что в демократическом обществе кризис проявляет себя с большей силой, нежели в обществах, где переход ко взрослой жизни связан с некоторыми обязательными ритуалами.

Нередко юноши и девушки стремятся как можно скорее решить вопрос самоопределения и таким образом избежать кризиса. Однако это приводит к тому, что потенциал человека остается не раскрытым до конца. Другие же решают эту проблему по-своему и растягивают кризис на слишком долгий период, оставаясь в неопределенности. В некоторых случаях диффузная идентичность перерастает в негативную, в результате которой человек в итоге своего определение выбирает порицаемую обществом и противоречащую закону роль. Впрочем, это лишь отдельные случаи, и большинство людей, согласно теории кризиса идентичности Эриксона, выбирают для развития одно из позитивных проявлений своего я.

Кризис сексуальной идентичности

Кризис идентичности – явление не только возрастное. Может возникнуть кризис, например, сексуальной идентичности, когда человек стоит на распутье и стремится определить себя к одной из групп: гетеросексуал, бисексуал или гомосексуал. Такой кризис чаще всего происходит в юном возрасте, однако в некоторых случаях возможен и во взрослом.

Кризис гендерной идентичности

Гендерная идентичность – это самоопределение человека о принадлежности к социальной роли по мужскому или по женскому типу. Ранее считалось, что психический пол всегда совпадает с физическим, однако в современной жизни все не так и просто. Например, когда отец сидит с детьми, а мать зарабатывает деньги, их гендерная роль не соответствует традиционной биологической роли.