Крымская война в картинах художников. Гармония сражений: морские бои Айвазовского

С о времен Петра Великого море было для Российской империи окном в Европу и залогом будущего развития и потому - одним из важнейших полей сражений. И в лице Айвазовского государство нашло отличного певца своих побед. Сам художник был очарован русским флотом и охотно брал государственные заказы. Недаром, едва выпустившись из Академии художеств, он был направлен самим императором Николаем I сопровождать его сына, великого князя Константина, в практическом плавании по Балтике. На протяжении своей жизни Айвазовский не раз обращался к теме войн. Вспомним самые яркие полотна.

Бой в Хиосском проливе 24 июня 1770 года

Бой в Хиосском проливе 24 июня 1770 года. 1848. Феодосийская картинная галерея им. Айвазовского

Одно из сражений Русско-турецкой войны, которое произошло близ острова Хиос в Средиземном море. Русская эскадра, которую возглавлял Алексей Орлов, одержала победу над вдвойне превосходящими силой турками. На картине изображен ключевой момент боя - столкновение кораблей «Святой Евстафий» и «Бурдж-у-Зафера».

Чесменский бой в ночь с 25 на 26 июня 1770 года

Чесменский бой в ночь с 25 на 26 июня 1770 года. 1848. Феодосийская картинная галерея им. Айвазовского

Важнейшее сражение той же войны, благодаря победе в котором Алексей Орлов получил почетное прозвание Чесменский. Оно произошло на следующий день после Хиосского - турки отступили из Хиосского пролива в Чесменскую бухту под прикрытие береговых батарей. На картине изображен момент, когда один из русских брандеров поджигает вражеское судно, а шлюпка с экипажем, покинувшим горящий брандер, подходит к нашему флагману «Три иерарха».

Морское сражение при Выборге 29 июня 1790 года

Победоносный бой во время Русско-шведской войны - и опять в царствование Екатерины Великой! Умела она подбирать командиров. Русским флотом командовал адмирал Василий Чичагов. Столпотворение на море было огромным - только со стороны шведов участвовали 35 линейных кораблей и фрегатов и 366 малых кораблей. За победу Чичагов стал первым из флотоводцев, пожалованным орденом Святого Георгия I степени.

Морское сражение при Наварине 2 октября 1827 года

Морское сражение при Наварине 2 октября 1827 года. 1846. Военно-морская академия им. Кузнецова

Наваринское сражение, которое состоялось в одноименной бухте Ионического моря, близ полуострова Пелопоннес, - редкий пример битвы XIX века, в которой Англия, Франция и Россия сражались на одной стороне. Их противником был флот Османской империи, который выступал против попыток Греции освободиться из-под ее владычества. Айвазовский запечатлел флагман «Азов», на котором, кстати, служили тогда еще никому не известные лейтенант Нахимов и мичман Корнилов. Корабль поврежден, однако берет на абордаж турецкое судно.

Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями

Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями (в 1829 году). 1890. Феодосийская картинная галерея

Сражение, изображенное на картине, случилось в 1829 году, когда русский бриг «Меркурий» патрулировал пролив Босфор. Из-за слабого ветра он не смог уйти от погони и был атакован турецкими линейными кораблями «Селимие» и «Реал-бей». Имея всего 18 пушек против 200 вражеских, маленький храбрый «Меркурий» сумел повредить обоих турок и, потеряв четырех человек убитыми, вернуться в Севастополь .

Десант Николая Раевского у Субаши

Десант Николая Раевского у Субаши. 1839. Самарский областной художественный музей

Операцию, которая прошла в 1839 году, молодой Айвазовский видел собственными глазами: адмирал Михаил Лазарев пригласил его стать свидетелем битв Кавказской войны. Ныне Субаши - это сочинский район Головинка, а в те годы это были дикие черкесские территории. Раевский высадил десант в устье рек Шахе и Субаши, отбил территорию у горцев и построил на ней форт. Айвазовский участвовал в высадке, делая зарисовки. На обороте картины есть надпись: «Принадлежит старшему в роде Раевских, без права продавать».

Синопский бой 18 ноября 1853 года (Ночь после боя)

Крымской войне, непосредственным свидетелем которой он был, Айвазовский посвятил не одну работу. Синопский бой стал чуть ли не последним крупным сражением парусных флотов - позже наступила эра паровых кораблей, хотя Айвазовский в своих картинах еще полвека останется преданным парусам и реям. Русский флот возглавлял вице-адмирал Нахимов. Он же поручил князю Виктору Барятинскому на месте набросать схему расположения кораблей, которая была передана Айвазовскому для работы. Картину художник написал действительно по горячим следам.

Работы Нури Якубова уникальны, потому что уже с первого взгляда понимаешь, что в каждой из них живет душа большого мастера, а в каждом мазке бьется сердце неравнодушного человека.

Удивительный художник – 53-летний Нури Якубов, который по крупицам воссоздает в своих работах историю, сегодня живет и работает в Старом Крыму.

На этих картинах зримо оживает старый Крым – с его узкими пыльными улочками южнобережных городов, фонтанами и мечетями, садами и виноградниками, тенистыми дворами и домами, крытыми красной черепицей, пейзажами и натюрмортами. К примеру, Гурзуф и Ай-Серез близ Судака, улочки Старого Крыма изображены с такой реалистичной достоверностью, что хочется зайти в уютные дворики, увитые виноградом и цветущими розами, а по мечетям и жилым домам - изучать особенности древней архитектуры и интерьеров крымских татар.

Начну с того, что мое решение стать художником было вовсе не спонтанным, а вполне осознанным, - говорит Нури Факриевич. - Интерес к рисованию проявился еще в начальных классах, мне нравилось переносить на бумагу наиболее понравившиеся пейзажи и сюжеты. Каждый месяц с нетерпением ждал, когда почтальон принесет журнал "Работница". Это популярное некогда издание выписывала старшая сестра, на последней странице часто печатали биографии художников и репродукции их картин. Мне нравилось не только читать, но и пристально вглядываться в каждую из работ. В 9 классе уже достаточно неплохо рисовал карандашом, поэтому сомнений, куда поступить после школы, не было: конечно же, в Республиканское художественное училище им. Бенькова! Окончил его с отличием, а затем продолжил учебу дальше - в Московском государственном художественно-академическом институте им. Сурикова.


«Посмотри на душу и сердце и скажи: кто ты, откуда родом?» – говорили студентам преподаватели, раскрывая духовную сторону профессии живописца. И в 1991-м Нури Якубов впервые приехал в Крым на летнюю учебную практику.

– Нас было десять студентов разных национальностей из бывшего Союза, в том числе двое крымских татар, – рассказывает художник. – Поселились мы в Кореизе у подножия горы Ай-Петри. Его улочки, дорога в поселок стали тогда для меня открытием всего Крыма. То, что душа искала много лет в разных местах страны, глаза нашли здесь. В Крыму мы прожили два месяца в деревянных домиках на «самозахватах» под Кореизом. Там появились мои первые картины о Крыме – «Розовая лестница», «Розовая аллейка», «Тенистая улочка в Кореизе». В этих работах мое открытие Крыма, его первозданности с кривыми улочками и деревянными домиками. То, что я увидел и почувствовал тогда, стало лейтмотивом моего творчества, неиссякаемым источником каждой новой работы. За период практики я нарисовал десять картин… Преподаватель Максимов сыграл в моей жизни огромную роль, открыв во мне «художника со своей историей», с глубокими корнями крымского татарина. В Узбекистане художники должны были писать героический советский Узбекистан, Крым был запретной темой до самой перестройки. Первые картины, посвященные Крыму, появились в суриковском институте. Их так хотелось писать! Многие крымские художники, прожившие всю жизнь в Крыму, удивляются, где я увидел такие пейзажи. Здесь есть свой секрет: работы пишутся не совсем с натуры. Написанию каждой картины предшествует большой труд. Большая часть моих картин написана на основании поздравительных открыток начала XX века - как правило, черно-белых. Благодарю коллекционеров за их труд, особенно тех, кто собирает фотографии, открытки, картинки, среди них и мой друг - Низами Ибраимов.

- Рассматривая на ваши работы, наверное, многие надеются узнать в картинах свое село?

Если человек, приехав в Крым впервые, сначала увидит такие картины, подумает, как интересно прогуляться по этим улочкам…и не найдет их, к сожалению, потому что это уже история, и ее необходимо сохранить.

Все картины отражают взгляд художника или фотографа. Фотограф сделал снимок 100 лет назад, и художник «привязался» к его взгляду. Авторский вымысел присутствует всегда, но не в архитектуре, а в сиюминутности самой жизни: проехала телега, кто-то вывесил ковер или поставил кувшин. Фонтанчик могу дорисовать – их в то время было много.

К сожалению, все охватить невозможно, а по заказу я не пишу. Но могу утешить - все крымскотатарские села похожи друг на друга: двухэтажные домики с плоскими крышами и кривые улочки. Различить одно село от другого можно только по окружающему пейзажу, что и делает картины разными.

Иногда рисую с натуры улочку. Люди подходят, смотрят и удивляются: «Откуда ты это видишь? Там же ничего этого нет!»


А я и не претендую на фотографическую точность, потому что мои работы – не копии действительности или старинных зданий. Для меня главное – создать художественный образ с национальным колоритом и духом, в котором современность сочетается с прошлым. Поэтому каждый изображенный дом – не просто реконструкция или место с крышей, под которым можно укрыться от дождя. Я рисую его так, как вижу сегодня, наполняя своим мироощущением и душой.

Поэтому первое, о чем я думаю, приступая к работе, это то, что я должен показать людям те пейзажи Крыма, которые скоро могут не сохраниться. Все теряется и утрачивается, и Крым меняется очень быстро. Мне важно успеть его запечатлеть для будущих поколений.

- А какие-то картины оставляете себе?

Только некоторые – когда особенно жалко с ними расставаться, поскольку картина становится как бы частью тебя самого. Люблю «Розовую лестницу» и «Фонтан в Кореизе». Эти работы не продаются. Копии писал раз пятнадцать. Копии отличаются от оригинала чуть-чуть. Один мотивчик, и картина уже другая. Добавляя какой-то незначительный элемент, иногда удается добиться того, что не получилось изначально.

- Ваш любимый сюжет?

Домик в горах. Люблю изображать воду, фонтаны, мечети, мечеть Узбека, Бахчисарайский ханский дворец, только не в том виде, который сейчас, а вернувшись несколько лет назад. И очень люблю старый Крым - не только город с таким же названием, а весь полуостров. Он ходил по улицам Бахчисарая, смотрел на современный шифер и асфальт, и в воображении возникал прежний образ города со старой черепицей и каменной мостовой.


По словам Нури Якубова, во время поездки по Турции в местах, где проживают выходцы из Крыма, ему открылись настоящие сокровища древней архитектуры. Там сохранились еще прежние балконы, материалы и цвета, которые помогли ему понять, почему крымские татары строили жилье в горной местности, а долины с плодородной землей, которой было мало, оставляли для посевов. Горный камень использовали как фундамент, а с рождением каждого следующего ребенка достраивали по комнате. Так возникла ярусная застройка, в которой один дом словно вырастал на крыше другого. Кстати, в 1999 году он с помощью друзей открыл этнографический музей в Старом Крыму.

Друг Нури Якубова, художник и скульптор Айдер Алиев утверждает, что мастер с самых первых своих работ избрал путь глубокого изучения архитектуры, пейзажей:

На многих выставках мы видим пейзажи и натюрморты, но такого уровня – единицы. Почти в каждой работе Нури бьется сердце. Это уходящий Крым, от которого мало что сохранилось, но он донес это до нас и, я думаю, что и будущие поколения будут восхищаться его работами.


А мы добавим, что старый Крым с полотен художника перешел в его реальную жизнь – именно в таком стиле он сегодня строит мастерскую во дворе и каменный забор, крытый черепицей.

Хочу, чтобы дом напоминал мне мои картины, - улыбается Нури Якубов.

Основные события Крымской войны 1853-1856 годов и в особенности героическая оборона Севастополя прочно вошли в летопись русской военной истории. Однако в искусствоведческой литературе закрепилось устойчивое мнение, во многом благодаря категоричным утверждениям известного критика XIX века В. В. Стасова, о «равнодушии искусства», о том, что тема Крымской войны не нашла широкого отражения в живописных и графических произведениях художников второй половины XIX века.

Нахимов Павел Степанович (23.06.1802 – 30.06.1855), выдающий русский флотоводец, один из организаторов обороны Севастополя 1854-1855, адмирал

Тимм Василий Федорович. Адмирал П.С.Нахимов. Карандаш. Рисунок с натуры. Февраль 1855 г.

Василий Федорович Тимм создал единственное прижизненное изображение героя обороны адмирала П.С. Нахимова. За серию севастопольских рисунков в 1855 художник получил звание академика батальной живописи.
Всецело преданный службе, он вне нее не знал и не имел никаких интересов.

Сослуживцы составляли его семью, а все его честолюбие заключалось в строгом исполнении своего долга», – так о Нахимове отзывались близко знавшие его.

О его отваге и презрении к смерти ходили легенды, поэтому появление адмирала на батареях и бастионах сопровождалось громким восторженным «Ура!».

С начала военных действий у крымских берегов Нахимов вступил в командование судами, стоящими на рейде Севастопольской бухты, а через пять дней «назначен в случае отсутствия В. А. Корнилова главно-начальствующим над флотом и морскими батальонами».

Нахимов принял командование укреплениями Южной стороны города, развил активную деятельность по усилению боевой готовности личного состава на судах и береговых батареях, по укреплению морских подступов к Севастополю.

Кроме того, было построено несколько береговых батарей, затемнены маяки, организована служба наблюдения за противником.


Прянишников И.М. Адмирал П.С.Нахимов на 5-м бастионе во время первой бомбардировки 5 октября 1854 года. Масло. 1871-1872 гг. Альбом «Эпизоды Севастопольской жизни 1854-1855 годов».

С начала обороны Нахимов стал первым помощником вице-адмирала В.А. Корнилова по организации отпора неприятелю с моря, переводу моряков на сушу, формированию морских батальонов, созданию резервов. Выдающимся достижением Нахимова явилась образцовая организация огневой поддержки действий сухопутных войск кораблями флота.

Несомненная его заслуга в том, что 5.10.1854 англо-французский флот, имея 12-кратное превосходство сил и выпустив из своих орудий 50 тыс. снарядов, не смог подавить береговую оборону города, штурм Севастополя был отложен. Это радостное событие было омрачено известием о смерти В.А. Корнилова, после гибели которого вся ответственность по руководству обороной практически легла на П.С. Нахимова.

При отражении первой бомбардировки 5.10.1854 был ранен в голову, 26.05.1855 при штурме французами Камчатского люнета контужен, но скрывал от окружающих мучившие его боли. Его личный пример был самой действенной силой для защитников.


Маковский В.Е. Смертельное ранение адмирала П.С.Нахимова 28 июня 1855 года. Масло. 1872 г. Альбом «Эпизоды Севастопольской жизни 1854-1855 годов»

28.06.1855 в 12 ч. дня П.С. Нахимов направился на 3-й бастион, осмотрел все его батареи и поехал на Малахов курган. Прибыв на место, прошел один к обычному своему месту и стал через бруствер осматривать в зрительную трубу позиции неприятеля. Адмиральские эполеты Нахимова были заметной мишенью. Несколько пуль ударились в мешок с землей на бруствере возле самого адмирала. Не успел он выговорить: «Ловко стреляют», как упал смертельно раненный. Пуля прошла выше виска, над левым глазом, пробила череп и затронула мозг. П.С. Нахимов скончался 30.06.1855. Похоронен в склепе собора св. Владимира, рядом с М.П. Лазаревым, В.А. Корниловым, В.И. Истоминым.

Малахов курган


Тимм Василий Федорович. Внутренний вид батареи на Малаховом кургане. Литография. 1855 г. Рисунок с натуры

Малахов курган. Находится на Корабельной стороне. Впервые его название появилось на «Генеральном плане города Севастополя 1851 г.» незадолго до Крымской войны. На нем был построен главный бастион Корабельной стороны.

На Малаховом кургане 5.10.1854 был смертельно ранен вице-адмирал В.А. Корнилов. С этого времени курган получил официальное название – Корниловский бастион.

28.06.1855 на бастионе был смертельно ранен адмирал П.С. Нахимов. С падением Малахова кургана, ключевой позиции обороны, 27.08.1855 защитниками была оставлена Южная часть Севастополя и закончилась его 349-дневная оборона.

Камчатский люнет – укрепление периода обороны Севастополя 1854-1855, построенное для защиты Малахова кургана – ключевой позиции в системе укреплений Корабельной стороны. Люнет стал называться Камчатским по имени полка, возводившего его


Прянишников И.М. Отражение ночного штурма защитниками Камчатского люнета. Масло. 1871-1872 гг. Альбом «Эпизоды Севастопольской жизни 1854-1855 годов»

На Камчатском люнете были установлены корабельные орудия. В течение трех месяцев удерживали защитники Камчатского люнета, пресекая попытки французов штурмом овладеть им. Ежедневно защитники теряли на люнете от 50 до 150 чел. 7.03.1855 недалеко от люнета погиб контр-адмирал В.И. Истомин.

На месте его гибели в 1904 был воздвигнут памятник из инкерманского камня с изображением ордена св. Георгия.

Матрос Кошка


Тимм Василий Федорович. Севастопольские матросы. Литография. 1855 г. Рисунок с натуры (слева направо: Афанасий Елисеев, Аксений Рыбаков, Петр Кошка, Иван Димченко и Федор Заика)


Маковский В.Е. Матрос Петр Кошка в разведке. Масло. 1871 г. Альбом «Эпизоды Севастопольской жизни 1854-1855 годов»

Даша Севастопольская - первая российская народная сестра милосердия


Тимм В.Ф. Первая русская сестра милосердия Даша Севастопольская перевязывает раненых во время боя при Альме. Литография. 1855 г.

Даша Севастопольская (1831 – после 1911) - дочь матроса, участница обороны Севастополя 1854-1855. Впервые 8.09.1854 на поле Альминского сражения перевязывала раненых под огнем неприятеля. Ее повозка с чистыми тряпицами, хлебом, бочонками воды и вина стала первым в Крыму передовым перевязочным пунктом, а Дарья – первой российской народной сестрой милосердия.

Изображена художником Ф.А. Рубо на живописном полотне севастопольской панорамы. В 1954 к 100-летию обороны Севастополя 1854-1855 именем Даши Севастопольской названа улица в Нахимовском районе, между ул. К. Пищенко и Брянской.

В 2004 больнице №3 г. Севастополя присвоено имя Даши Севастопольской, а в 2005 на территории этой больницы открыт памятник.

Девичья батарея действовала в период обороны Севастополя 1854-1855, входила в тыловую линию оборонительных сооружений Городской стороны

Располагалась на южном склоне Городского холма, севернее Театральной площади (ныне пл. Ушакова). Возводилась под руководством двух саперов исключительно женщинами Севастополя, носившими землю в корзинах, платках и передниках.

В 1892 был установлен памятник с надписью «На этом месте женщинами Севастополя в 1854 г. была построена батарея».

Ныне здесь находится Севастопольский индустриально-педагогический колледж.

Альминское сражение – первое полевое сражение Восточной (Крымской) войны на территории Крыма

Произошло на р. Альме 8.09.1854 между русскими войсками и англо-франко-турецкими, высадившимися 2-6 сентября 1854 близ Евпатории.

7 сент. 62-тысячная армия союзников при 134 орудиях двинулась на Севастополь. Совершив 15-километровый переход, они подошли к р. Булганак и остановились на ее левом берегу в 6 км от р. Альма.

За время высадки противника главнокомандующий военно-сухопутными и морскими силами в Крыму кн. А.С. Меншиков сосредоточил русскую армию для обороны за р. Альмой (33600 чел. при 96 орудиях).

Французы потеснили русские войска на левом фланге и в центре, заставив их отступить к р. Кача. После успеха французов в наступление перешли английские войска. Они выбили русских с занятых позиций в садах и виноградниках у реки. Понеся значительные потери, некоторые полки, две легкие батареи стали отходить.

Прянишников И.М. Владимирский полк идет в штыковую атаку во время боя при Альме 8 сентября 1854 года. Тушь. 1871 г.

Тяжесть последней фазы сражения приняли на себя егерский Его Императорского Высочества Великого Князя Михаила Николаевича (Казанский), Владимирский и Суздальский полки. Желая воспрепятствовать переправе англичан через р. Альму, батальоны полков шли в штыковую атаку.

Особенно отличился Владимирский пехотный полк, который трижды ходил в атаку, заставив англичан отступить с занятых позиций, потеряв большую часть личного состава. Преградить путь на Севастополь не удалось, однако стойкость, мужество, храбрость русского солдата в Альминском сражении показали союзникам, что Крымская кампания может принять затяжной характер.

На месте Альминского сражения 8.09.1884 открыт памятник – четырехгранный обелиск из инкерманского камня на постаменте с надписью на северо-западном фасаде: «Памяти воинов, павших в Альминском сражении» и датой «8 сентября 1854 г.» на противоположной стороне.

8.09.1902 в 45-ю годовщину сражения открыт памятник воинам Владимирского полка.

В Париже в честь победы англо-французских войск над русскими войсками в Альминском сражении именем Альма названы: мост, площадь, проезд и станция метро.


Филиппов Константин Николаевич. В осажденном Севастополе. Масло

Тотлебен Эдуард Иванович (8.05.1818 – 19.06.1884), граф, генерал-адъютант, военный инженер-генерал, член Государственного Совета, участник обороны Севастополя 1854- 1855


Филиппов Константин Николаевич. Дом на Бельбеке, в котором жил генерал-майор Э.И.Тотлебен во время лечения раны, полученной при обороне Севастополя. Литография. Русский Художественный листок. 1857.

В 1854 в чине подполковника прибыл в Севастополь, назначен исполняющим должность начальника инженерной службы Севастопольского гарнизона, которую занимал до конца обороны.

Под руководством и непосредственным наблюдением Тотлебена велась инженерная оборона Севастополя, в т.ч. контрминная война. 8.06.1855 ранен пулей в ногу на батарее №6, до конца осады лечился на Бельбеке.

Почетный гражданин Севастополя. В 1876 занимался укреплением Керчи, Севастополя, Очакова, Одессы. В сент.-нояб. 1877 – руководил осадой и взятием турецкой крепости Плевна.

В 1878-1879 главнокомандующий действующей армией на Балканах.

Именем Тотлебена названо несколько населенных пунктов в Болгарии. Перезахоронен с Петровского лютеранского кладбища в Риге на Братское кладбище в Севастополе.

Памятник Тотлебену установлен на Историческом бульваре.


Прянишников И.М. Строительство укреплений в Севастополе. Масло. 1871-1872 гг. Альбом «Эпизоды Севастопольской жизни 1854-1855 годов»

Коля Пищенко. Дети крымской войны


Маковский В.Е. 10-летний севастополец Коля Пищенко на батарее. Масло. 1872 г. Альбом «Эпизоды Севастопольской жизни 1854-1855 годов»

Пищенко Николай Тимофеевич (1844-?), участник обороны Севастополя 1854-1855, сын матроса, служившего на батарее Забудского (в районе 5-го бастиона).

Мальчик находился рядом с отцом на батарее с самого начала обороны Севастополя. После гибели отца перешел на редут № 1 и по разрешению командира стрелял из девяти мортирок под наблюдением матроса-инвалида. Там находился до конца обороны города.

За оборону Севастополя был награжден медалью «За храбрость», замененную позже на Знак отличия военного ордена на Георгиевской ленте. Был уволен в запас в возрасте 22 лет.

Именем Коли Пищенко в Севастополе названа улица в Нахимовском районе.


Маковский В.Е. Игры севастопольских детей. Масло. 1871 г. Альбом «Эпизоды Севастопольской жизни 1854-1855 годов»

Тема Крымской войны не нашла широкого отражения в живописных и графических произведениях художников второй половины XIX века.

Основные события Крымской войны 1853-1856 годов и в особенности героическая оборона Севастополя прочно вошли в летопись русской военной истории.

Однако в искусствоведческой литературе закрепилось устойчивое мнение, во многом благодаря категоричным утверждениям известного критика XIX века В. В. Стасова, о «равнодушии искусства», о том, что тема Крымской войны не нашла широкого отражения в живописных и графических произведениях художников второй половины XIX века.

Подобное мнение в первую очередь объясняется непопулярностью данной войны среди разных слоев русского общества, фактическим поражением России и драматическими для нее последствиями.

Яркие и эмоциональные высказывания Стасова не совсем справедливы, ведь художники разных поколений и разных стилистических направлений неоднократно обращались к теме Крымской войны, к массовому героизму солдат, их командиров и жителей города, причем не только к трагическим страницам обороны Севастополя, но и к славным победам Черноморского флота.

Изобразительное искусство не «молчало», хотя, конечно же, было несопоставимо по своей жизненной убедительности, мощи и художественным достоинствам с литературой, которая, считал Стасов, «давно приученная Пушкиным и Гоголем к живописанию одной глубокой истинной правды, страстно хваталась за могучее перо и рукой одного из высочайших русских художников, Льва Толстого, чертила картины великой Крымской войны, навеки стоящие колоссальными скрижалями правды, исторической глубины и творческой талантливости».

Большой популярностью в годы Крымской войны пользовался «Русский Художественный листок» – периодический сборник художественных литографий с объяснительными текстами. В нем отражались важнейшие события русской и отчасти международной жизни.

Его издателем и главным художником был знаменитый рисовальщик Василий Федорович Тимм, а среди других авторов следует назвать А.П. Боголюбова, К.Н. Филиппова, Г.Г. Гагарина, И.К. Айвазовского…

Это издание выходило три раза в месяц. Более ста номеров были посвящены Крымской войне и обороне Севастополя и наряду с художественной ценностью имели огромную историческую ценность так как большинство рисунков были сделаны с натуры.

Историко-документальное изображение героев событий, выполненное с натуры В.Ф. Тиммом, воспроизведенное в литографиях «РХЛ», отличалось глубокой наблюдательностью и правдивостью, искренней заинтересованностью автора и принесло ему заслуженную славу.

Василий Федорович Тимм создал единственное прижизненное изображение героя обороны адмирала П.С. Нахимова. За серию севастопольских рисунков в 1855 художник получил звание академика батальной живописи.

Константин Николаевич Филиппов делает первые попытки новой трактовки батальной темы в живописи, а именно - изображения войны преимущественно со стороны тех тягот и бедствий, которые она несет народу - солдатской массе и мирному населению.

Во время Крымской войны 1854 – 1855 годов он находился при русской армии в Крыму и был очевидцем «севастопольской страды». В 1856 награжден медалью «За оборону Севастополя».

Некоторые из его фронтовых рисунков с натуры были воспроизведены в виде литографий в «Русском Художественном листке» В.Ф. Тимма.


Филиппов Константин Николаевич. Военная дорога между Севастополем и Симферополем во время Крымской войны. 1858. Масло

На академической выставке 1858 года появилась его картина «Большая дорога между Симферополем и Севастополем в 1855 году», за которую он получил Большую золотую медаль и право на заграничное пенсионерство.

Картина Филиппова изображает, собственно говоря, не самую дорогу, а ее обочину. Дорога отнесена на задний план, и видно, что она загромождена подходящими войсками, так что транспорту раненых, повозкам с боевыми припасами и местному населению приходится поневоле довольствоваться лишь окольными, неудобными путями, преодолевать неровности, наполненные водой канавы и непролазную грязь.

Второй план картины ярко освещен и прежде всего привлекает внимание. В центре, на пригорке, изображены две повозки с ранеными. В одну из них впряжены два верблюда.

С другой повозки, влекомой двумя волами, русский санитар снимает тяжело раненного греческого волонтера в феске. Левее фельдшер перевязывает ногу лежащему на земле молодому защитнику Севастополя; голову раненого поддерживает сестра милосердия, защищая его от палящего солнца темно-зеленым зонтом.

Позади них священник благословляет проходящих по дороге солдат.

Затененный первый план разработан очень содержательно. В левом углу видна передняя часть телеги, как бы обрезанной рамой картины (прием отнюдь не традиционно-академический), и лошадь с жеребенком, выбирающаяся из наполненной водой балки.

Правее изображена телега, груженная ядрами, застрявшая в грязи и подталкиваемая сзади светловолосым солдатом в белой рубахе, белой фуражке и серой шинели на плече и пожилым чернобородым ополченцем в красной рубахе.

Рядом возница погоняет кнутом лошадей. Солдаты очень типичны, в них чувствуется та мужественная деловитость простых русских людей, которая «двигает горами». Навстречу им спускается с пригорка запряженная волами арба с сидящей в ней женщиной в белом покрывале и припавшей к ее коленям черноволосой девушкой в пестрой одежде.

Рядом идет, придерживая вола за рога, чернобородый мужчина в бурке с обнаженной смуглой грудью, его фигура полна эпического спокойствия. В глубине справа видны повозки, выезжающие из балки на обочину дороги. Вдали в тумане маячат горы. Небо у горизонта застлано дымом.


Филиппов Константин Николаевич. .Перед боем. Сцена из Севастопольской войны 1854-1855 гг. 1862. Акварель.

Большой интерес представляют две акварельные композиции Филиппова на сюжеты Крымской кампании, принадлежащие ныне Калужскому областному художественному музею: «Сцена из Севастопольской войны. Перед боем» и «Сцена из Севастопольской войны. После боя».

Они, по-видимому, представляют единое сюжетное целое и выполнены художником по наброскам с натуры, сделанным во время Крымской кампании. Первая композиция изображает отряд пехоты, выстроившийся на Екатерининской улице Севастополя перед отправлением в бой.

Перед отрядом расположилась группа офицеров верхом, повернувшихся лицом к выстроившимся солдатам. В этой сцене чувствуется значительность предстоящего дела: на площади собрано много войск, и создается впечатление, что командование разъясняет им основную задачу какой-то необычной операции.

Кроме того, из сообщений одного из биографов Филиппова, мы знаем, что художником в 1802 году в Риме была исполнена картина «Перевязочный пункт после дела на Черной речке в Крыму, 4 августа». Все эти соображения позволяют предположить, что интересующие нас акварельные композиции отражают эпизоды, связанные с боем на Черной речке 4/10 августа 1855 года, которым художник интересовался.

Знаменательным событием в художественной жизни России стала серия небольших картин, посвященная героической обороне Севастополя, созданная в 1871-1872 годах знаменитыми впоследствии передвижниками, московскими живописцами Владимиром Егоровичем Маковским и Илларионом Михайловичем Прянишниковым.

(Вся серия находится в Государственном историческом музее). Картины предназначались для «Севастопольского альбома» и были показаны в Москве на Политехнической выставке, организованной «Обществом любителей естествознания, антропологии и этнографии», состоявшем при Московском университете. Выставка, приуроченная к 200-летию со дня рождения Петра I, была открыта в 1872 году.

В программе альбома, изданной на правах рукописи и включающей 97 сюжетов, огромное место отводилось деятельности прославленных героев Севастополя П. С. Нахимова и В. А. Корнилова, но главное – подвигам простых русских солдат и матросов, показавших в этой войне примеры беззаветной храбрости и патриотизма.

Фотографии с картин Маковского и Прянишникова, сделанные И. Дьяговченко, вошли в альбомы, изданные под названием «Эпизоды Севастопольской жизни 1854/55 годов».

Картины писались жидким маслом на картоне, поэтому во всех документах и искусствоведческой литературе их называют рисунками.

Во время работы над серией художники встречались с очевидцами севастопольской страды, слушали их рассказы, знакомились с историческими документами, фотографиями, гравюрами, консультировались с военными специалистами.

Очень важную роль играли литературные источники, откуда были взяты многие сюжеты и на каждый составлены развернутые программы. Вероятнее всего, во время работы художники не были в Севастополе. Сроки были очень маленькие и жесткие, большой поспешностью объясняется некоторая недоработанность, эскизность картин. Общее их количество довольно велико: Прянишников исполнил 18 сюжетов, а Маковский – 21.

Следует отметить, что художники использовали не только литературный, но и изобразительный материал: народные лубки, картины и рисунки, о которых уже говорилось выше и, конечно же, работы В.Ф. Тимма.

И все-таки при изучении серии становится понятно, что самым главным источником для художников явились «Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого, которые дали драгоценный материал для понимания самого духа защитников Севастополя. В них гениальный писатель замечательно выразил свое восхищение мужеством и стойкостью рядовых защитников Севастополя. Он преклонялся перед чувством глубоко осознанного патриотизма, любви к родине русских солдат.

Произведения Прянишникова и Маковского нельзя считать точными иллюстрациями «Севастопольских рассказов», вместе с тем художники сумели воспринять и отразить основные проблемы, затронутые Толстым, показать неприкрашенную правду войны, мужество, патриотизм народа.

Целый ряд картин посвящен подвигам героев, чьи славные имена вошли в историю Севастопольской обороны: адмирала П.С. Нахимова и простых матросов – П. Кошки, И. Шевченко, Г. Палюка…

Севастопольская серия неравноценна по своим художественным достоинствам, но в целом она сыграла значительную роль в развитии новых путей батальной картины, используя завоевания бытового жанра.

Не случайно знаменитый баталист Ф. А. Рубо тщательно изучал работы И.М. Прянишникова и В.Е. Маковского при создании севастопольской панорамы.

Крымская война 1853 года в живописи

Получив координаты
Генералы, в ус смеясь,
Дирижерские канаты
Тянут, смерти не боясь.
Потому как кукловодам
Не пристало пасовать,
Когда Леты темным водам
Захотелось пировать. (с)

Война, начатая Россией против Турции за господство в черноморских проливах и на Балканском полуострове
и превратившаяся в войну против коалиции Англии, Франции, Османской империи и Пьемонта.


Richard Caton Woodville (1856-1927) „Атака лёгкой кавалерии“.

Ведущие европейские страны стремились к разделу турецких владений в целях расширения сфер влияния и рынков
сбыта. Турция стремилась взять реванш за предыдущие поражения в войнах с Россией.
Одной из основных причин возникновения военного противостояния стала проблема пересмотра правового режима
прохождения российским флотом средиземноморских проливов Босфор и Дарданеллы, зафиксированного в Лондонской
конвенции 1840-1841 гг.


Richard Caton Woodville (1856-1927)- «Бой легкой кавалерии в Balaklava»

Поводом к войне послужил спор о ключах от святых мест в Палестине между католиками и православными. Султан
передал ключи от Вифлеемского храма от православных греков католикам, интересы которых защищал император
Франции Наполеон III. Русский император Николай I потребовал от Турции признания его покровителем всех
православных подданных Оттоманской империи. 26 июня 1853 года он объявил о вступлении русских войск в
Дунайские княжества, заявив, что выведет их оттуда только после удовлетворения турками русских требований.


Боголюбов А. «Синопское сражение»

14 июля Турция обратилась с нотой протеста против действий России к другим великим державам и получила от них
заверения в поддержке. 16 октября Турция объявила России войну, а 9 ноября последовал императорский манифест
об объявлении Россией войны Турции


Медовиков Н.П. «Нахимов П.С. на палубе флагманского корабля во время Синовского сражения, 18 ноября 1853 года»

В ходе Крымской войны Франция потеряла 10 240 человек убитыми и 11 750 умершими от ран, Англия - 2755 и 1847,
Турция - 10 000 и 10 800, а Сардиния - 12 и 16 человек. Всего войска коалиции понесли безвозвратные потери в
47,5 тысячи солдат и офицеров. Потери русской армии убитыми составили около 30 тысяч человек, а умершими от ран -
около 16 тысяч, что дает суммарные боевые безвозвратные потери для России в 46 тысяч человек. Смертность от
болезней была значительно больше. В ходе Крымской войны от болезней погибло 75 535 человек французов, 17 225
англичан, 24,5 тысячи турок, 2166 сардинцев (пьемонтцев). Таким образом, небоевые безвозвратные потери стран
коалиции составили 119 426 человек. В русской армии от болезней умерло 88 755 русских. Всего же в Крымскую войну
небоевые безвозвратные потери в 2,2 раза превышали боевые.


Филлипов К. Н. «Дорога на севастополь в 1855 году»

13 (25) февраля 1856 начался Парижский конгресс, а 18 (30) марта был подписан мирный договор.
Россия возвращала османам город Карс с крепостью, получая в обмен захваченный у неё Севастополь, Балаклаву и
другие крымские города.
Чёрное море объявлялось нейтральным (то есть открытым для коммерческих и закрытым для военных судов в мирное
время), с запрещением России и Османской империи иметь там военные флоты и арсеналы.


Франц Алексе́евич Рубо – «Деталь панорамы Оборона Севастополя», 1904

Плавание по Дунаю объявлялось свободным, для чего русские границы были отодвинуты от реки и часть русской
Бессарабии с устьем Дуная была присоединена к Молдавии.
Россия лишалась предоставленного ей Кючук-Кайнарджийским миром 1774 года протектората над Молдавией и Валахией
и исключительного покровительства России над христианскими подданными Османской империи.
Россия обязалась не возводить укреплений на Аландских островах.


Robert Gibb - „Тонкая красная линия“

В ходе войны участникам антироссийской коалиции удалось предотвратить усиление России на Балканах и временно
лишить её Черноморского флота.


Штурм Малахова кургана французскими зуавами


Horace Vernet (1789-1862)-«Битва при Алма»

Зимой 1855 года основатель и первый почетный секретарь Королевского Фотографического общества Лондона Роджер Фентон был направлен в Крым в качестве официального фотографа британского правительства. Фентон со своим ассистентом Маркусом Спарлингом прибыли на корабле «Гекла» и организовали лабораторию в фургоне.Из-за размера и громоздкости фотооборудования Фентон мог фотографировать только неподвижные объекты. Используя мокроколлоидный процесс, принятый в то время, они сделали в Крыму примерно 360 фотографий. Фентон и Спарлинг были правительственными служащими, поэтому ограничивались увековечением только приемлемых сторон военной компании. Ими заснято очень мало настоящих боевых действий, запрещено было снимать раненных и убитых.Снимки Фентона с театра военных действий Восточной войны - "последней войны джентльменов" широко выставлялись в Лондоне и Париже. Роджер Фентон считается первым официальным военным фотографом.
Фентон убыл из Крыма до окончания осады Севастополя. Ему на смену в Балаклаву прибыли британские фотографы Джеймс Робертсон и Феличе Беато. Съемки в Севастополе во время Крымской войны проводили и французские фотографы, в частности Леон-Эжен Мехеден.
Фотографии Крыма и Севастополя, солдат и офицеров союзных войск - участников Крымской войны 1853-1856 гг
Фото со стороны противника. В основном виды.

Фургон с фотографическим оборудованием Роджера Фентона и его ассистент Маркус Спарлинг

Балаклава времен Крымской войны.


Британский генерал-лейтенант Джордж Браун

Британцы. Фото Роджера Фентона


В расположении британского 4-го гусарского полка в Крыму. Начало 1855 года.


Вид Балаклавы с английскими кораблями в бухте.Фото Роджера Фентона, 1855 г.


Вид на Лазаревские казармы в Севастополе. Фото из собрания Британской библиотеки


Вид на Николаевскую батарею и Южную бухту. Фото Джеймса Робертсона. Севастополь, 1855-1856 гг.


Вид на Федюхины высоты и Трактирный мост. Севастополь


Вид с батареи войск союзников на Константиновскую батарею (равелин). Фото Джеймса Робертсона. Севастополь, 1855-1856 гг.


Выжившие офицеры и солдаты 18-го лёгкого драгунского полка. Балаклавское сражение, Крымская война


Группа крымских татар на работах по ремонту проезжей части в Балаклаве. На заднем плане деревянный сарай с надписью Store 14 th Regiment(склад 14-го полка). 1855 год.


Здание Морской библиотеки и Башня Ветров. Севастополь


Лабораторная балка


Мост через Южную бухту Севастополя


На Корабельной стороне Севастополя



Оборонительная башня Малахова кургана, Севастополь. Фото из собрания Британской библиотеки