Кто может стать лидером. Талант быть лидером. Саморазвитие и профессионализм

Мария Соболева

Как стать лидером в коллективе - такой вопрос актуален для тех, кого назначили на руководящую должность, а опыта работы с подчиненными еще нет. Ведь быть начальником еще не означает обладать настоящим авторитетом, пользоваться уважением и доверием сотрудников.

Как стать настоящим лидером в коллективе

Поскольку формальные полномочия начальника — совсем не гарантия лидерства, научиться быть вожаком необходимо каждому руководителю.

Иначе ваши указания будут выполнять из-под палки, а то и игнорировать, за спиной станут обсуждать и осуждать.

С таким раскладом добиться успеха в работе практически нереально. Лидер, видящий цель и умеющий повести за собой подчиненных для их же блага - вот идеальный начальник в любой команде сотрудников.

Как стать лидером в коллективе? Этому придется учиться, задача не из легких и требует определенных усилий.

Информирован - значит, вооружен

Вы собираетесь руководить людьми, и неважно, большой коллектив сотрудников или не очень. О своих подчиненных нужно узнать как можно больше.

Ваши коллеги - кто они: возраст, пол, образование, профессиональные качества, характер, положение в коллективе.

Есть ли у вас потенциальные союзники, на кого можно рассчитывать, а от кого ждать подвоха?


Кто неформальный лидер коллектива? А он точно есть и запросто составит вам конкуренцию. Думайте, как выстроить отношения с этим человеком. Неплохо было бы наладить с ним контакт, тогда его авторитет будет работать на вас.

Что беспокоит ваших подчиненных, чего они ожидают от нового руководителя, то есть вас?

Очень полезно узнать побольше о своем предшественнике - какие методы руководства он практиковал, к чему привык коллектив. Возможно, он был тираном и жесткий стиль управления в команде приветствуется (либо напротив, все от него устали и нуждаются в переменах).

Постарайтесь продемонстрировать коллегам отсутствие у вас негативных качеств бывшего начальника и используйте его положительный опыт.

Секреты управления

Начав с изучения своих подчиненных, параллельно работайте над установлением контакта с людьми. Не стоит, конечно, строить из себя доброго дядю, этакого рубаху-парня, приглашая всех за свой счет в ресторан.

Просто сразу выстраивайте с коллегами доброжелательные отношения. На первых порах это важно - вести себя одинаково вежливо со всеми, избегая при этом панибратства. А когда получше изучите подчиненных, — разберетесь, с кем какая тактика поведения срабатывает.


Сразу показывать, «кто в доме хозяин», не стоит. Излишняя жесткость, попытки диктата и манипулирования оттолкнут людей. Соблюдайте разумную требовательность.

В каждом коллективе, помимо рабочих, есть и личные взаимоотношения, неприязнь, конфликты, обиды. Не стремитесь ликвидировать «разборки», порядок наведете потом, когда освоитесь с ролью руководителя и четко будете знать, как стать лидером в коллективе.

Со временем вы сможете вполне определенно представлять себе, как осуществлять мотивацию персонала .

С подчиненными нужно общаться, выяснять интересующие моменты, вполне допустимо спрашивать совета. Это поможет поскорее войти в курс дела, освоиться в новой роли и непривычной обстановке. А еще людям будет приятно, когда их мнение интересует начальника.

Но мера нужна и здесь - излишнее количество вопросов даст коллегам повод усомниться в вашей компетентности.

Завоевание авторитета

Завоевывать авторитет нужно шаг за шагом. И резкие движения здесь неуместны. Смена руководства — стресс для коллектива, людям нужно время, чтобы привыкнуть к новым требованиям, понять, что вы за личность и можно ли вам доверять.


Возможно, в самом укладе работы имеются недостатки, вы видите его неэффективность. Но «Москва не сразу строилась», кардинальные перемены могут не сработать, вводите новшества постепенно.

Если какое-то время до вашего назначения должность руководителя была вакантна, сотрудники могли привыкнуть обращаться за указаниями к вышестоящему руководству.

По инерции или из вредности коллеги продолжают прыгать через вашу голову? Ваша задача - показать, что теперь эти вопросы решаете вы и нет никакой необходимости нагружать руководство этими проблемами.

Организация рабочего процесса

Чтобы стать настоящим лидером в коллективе, рабочий процесс нужно организовать эффективно.

Как именно это сделать — прежде всего, ознакомиться с должностными обязанностями всего коллектива, узнать, кто чем конкретно занимается на своем рабочем месте, какой участок работы закреплен за каждым сотрудником.

Постепенно вы узнаете, насколько добросовестно выполняются обязанности, не перекладывает ли кто-то свою работу на другого. Возможно, кому-то следует добавить обязанностей, а кто-то и так слишком загружен.

Нагрузку нужно распределять равномерно, выяснить, кто больше склонен работать индивидуально, кого с кем можно объединить для совместных проектов.


В том-то и хитрость - чтобы стать лидером в коллективе, придется быть хорошим психологом и организатором процесса.

Сами вы должны подавать пример трудолюбия и организованности, всегда быть пунктуальным. Тогда вполне логично и обоснованно требовать этого и от коллег. Например, искоренить опоздания на работу .

А неформального лидера, который не очень-то хочет работать, можете смело увольнять. Но только когда войдете в курс дела и реально оцените обстановку, чтобы действовать объективно и справедливо.

Организационная культура

Оказывается, на эффективность работы организации или предприятия в немалой степени влияет организационная культура - взаимоотношения сотрудников, установившиеся правила поведения, определенные табу в коллективе.


Чтобы стать лидером, необходимо действовать, не противореча этой самой культуре.

С целью выяснения всех ее нюансов, неплохо бы пообщаться с кем-то из опытных сотрудников, достаточно разговорчивых, чтобы прояснить ситуацию.

Информация из первых рук очень важна. Если вы понимаете - организационная культура противоречит вашим целям, придется ее менять. Естественно, делать это придется постепенно.

Возможно, вы захотите изменить дресс-код , искоренить частые самовольные перекуры, пересмотреть должностные инструкции.

Перемены хорошо приурочить к какому-то событию - юбилею фирмы, визиту важных гостей, чтобы мотивировать сотрудников показать все лучшие стороны коллектива и оставить о себе благоприятное впечатление.

Заключение выгодного контракта тоже может стать отличным поводом для нужных вам изменений в работе вашего отдела (цеха, филиала и т. д.).

Стать лидером в коллективе непросто, это нужно заслужить своей компетенцией, профессионализмом, умением повести за собой, справедливостью и ответственностью.


Статусу вожака необходимо соответствовать, и дано это не каждому.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Первым делом нужно дать определение слову лидер. Лидер – тот, кто держит в руках всеобщее настроение, создает эмоциональную атмосферу, тот, кто знает для, чего он это делает. Лидерами не рождаются, лидерами становятся. И чтобы стать лидером, нужно воспитывать себя соответственно, учиться ставить себе и приоритеты.
Лидер, это не обязательно человек с выдающимися природными способностями, сверхвысоким IQ. Это в первую очередь человек, обладающий интуицией, проницательностью и коммуникабельностью.
Существует очень много качеств, которые приписывают лидерам. И практически все они появляются в процессе целенаправленной работы над собой. Психология лидера – это способ мышления, способ оценки действительности и своих возможностей. Это фильтр, который помогает остаться уверенным в себе человеком, верящим в свои силы. И психологию лидера нужно в себе воспитывать, если вы хотите добиться успеха.
Психологами давно разработано множество систем и способов развития психологии лидера и лидерских качеств. В этой статье МирСоветов рассмотрит некоторые психологические упражнения, так как их очень много и большинство друг друга дополняют или видоизменяют.

Меняя себя, оставайтесь собой. Не стоит надевать маску того, кем Вы хотите стать, даже если хотите очень сильно. Только лишь надувание щек вместо объективной оценки своих возможностей, работой над собой, самореализацией, ни к каким хорошим результатам не приведет. Старайтесь на полную мощность использовать всю энергию, которая вам дана, свои дарования, способности.
Вряд ли стоит ждать результатов от чтения популярной психологической литературы с яркоговорящими и многообещающими названиями вроде «Лидер за неделю», «Как быстро стать миллионером» и им подобных, биографий «знаменитостей и успешностей». Не будет полезным и посещение курсов, на которых самозваные чудо-пара-био-психологи, естественно, за вознаграждение, будут учить людьми, для чего предложат «магическую лопату» долларов так за 100. Объективная оценка себя, своих возможностей вкупе с саморазвитием, четкая постановка целей – вот что необходимо.
Для того чтобы проанализировать свои недостатки, принять их (что уже само по себя является шагом вперед) и искоренять, существуют следующие способы:

Личные качества лидера

Менять себя по-настоящему сложно, долго и трудно. Внутренний голос подстрекательски язвит, говорит, что «это невозможно да и вообще не стоит ввязываться». Но мы то с Вами люди умные, понимаем, что очень даже стоит. Есть много качеств, которые считаются лидерскими. Если их у Вас нет, их нужно вырабатывать независимо от того, где или в чем Вы хотите быть лидером. Как? Далее МирСоветов рассмотрит психологические упражнения, которые могут развить необходимые лидеру качества или наметят путь к их развитию.

Интеллект
Саморазвитие – ключ к успеху. Оно среди прочего предполагает накопление опыта, знаний и желание развиваться «бесконечно стремясь к недостижимому идеалу». Читайте больше книг не только по той области, которой собираетесь заниматься, но и по другим областям. . Учитесь у других. Наблюдайте за работой тех людей, которые, как Вы считаете, достигли успехов, заслуживающих уважения. Учитесь на чужих ошибках и, как этого ни не хочется, на своих. Вспомните тех людей из своей жизни, которых можно назвать лидерами. Проанализируйте сквозь накопленный опыт то, что они делали, как выходили из затруднительных ситуаций, их поведение, их отношение к миру.
Больше общайтесь, заводите новые знакомства, которые никогда не бывают лишними. Ищите новых друзей. Информация, которую можете получить в процессе общения, может быть актуально важной, а может понадобиться через некоторое время. К тому же будет появляться опыт понимать настроение, истинные мысли людей, что для настоящего лидера является очень важным. И речь идет не только о «полезных» знакомствах. Разговор с бродячим музыкантом может нести в себе гораздо больше пользы, чем долгое знакомство с иным должностным лицом.
Всё это позволит Вам пополнять свой багаж знаний, который обязательно понадобится в будущем. Мир не ограничен видимым, он ограничен зрением.

Коммуникабельность
Коммуникабельность – это не только умение четко и последовательно выражать свои мысли. Помимо этого, лидеру свойственно с помощью правильно построенной речи заинтересовывать окружающих, объединять под общим началом.

В результате одного из социологических опросов было выявлено, что примерно 65-ти процентам руководителей, по мнению, служащих, не достает умения использовать социально-психологические подходы.
Другими словами, желание сотрудничать должно быть обоснованным. А потому строить общение нужно таким образом, чтобы максимально «приблизить душой» сотрудника, повысить чувство личной причастности к деятельности коллектива. При этом очень важно знать об интересах и целях каждого, и с учетом этих знаний суметь объяснить, как выполнение общей намеченной задачи будет способствовать достижению интересов каждого в отдельности.
МирСоветов рекомендует общаться со всеми на равных, одновременно не забывая о своем лидерстве. Чтобы быть в коллективе «своим» и не казаться человеком, несправедливо претендующим на лидерство, старайтесь больше общаться со всеми (необходимо, чтобы каждый осознавал свою личную значимость). Участвуйте в решении ежедневных проблем коллектива, в его досуге. Об элементах поведения в общении скажем далее.

Уверенность в себе
Это то качество, без которого невозможно представить ни одного лидера. Для развития уверенности в себе необходимо постоянно (лично для себя) фиксировать свои же достижения, успешно выполненные задачи. И что не менее важно, не останавливаться перед решением очередной проблемы, с некой напористостью искать всевозможные варианты выхода из нее – прохождение через трудности всегда повышает уверенность в собственных силах. Более детально МирСоветов уже останавливался на этом вопросе (в материале « »), здесь же мы хотим сказать о том, как проявляется та самая уверенность в процессе разговора. Сквозь общение легко становится заметным, насколько вы уверены в себе и своей точке зрения. Это чувствуется и по тембру голоса, и по употребляемым Вами словам, и даже по взгляду и положению вашего тела.
Вы хотите почувствовать себя лидером?! Тогда показывайте уверенность всем своим видом, верьте себе. При разговоре держите голову прямо, смотрите в глаза своему собеседнику. Плечи должны быть расслаблены, грудь немного выставьте.
Четко излагайте свои мысли и по возможности не употребляйте слов, придающих вашей речи оттенки неуверенности и излишней мягкости: «как бы», «вроде бы», «наверное», «я так думаю». Старайтесь излагать все так, чтобы у слушателя возникало как можно меньше неопределенности в изложенном Вами. Все должно быть предельно четко, кратко и понятно. Вместо слова «думаю» употребляйте слово «уверен» или хотя бы «считаю». Старайтесь не оправдываться фразами типа «я в этом деле не специалист», «я здесь совсем недавно» и прочим. Для этого вернитесь к первому пункту и вспомните, что вы всесторонне развитая личность, и таким фразам не место в ваших словах.
Не стоит и пытаться давить на жалость в любом разговоре. Тембр и глубина звучания голоса могут многое сказать о Вашем состоянии. Следите за своим голосом. Пусть он будет четким, в меру громким и ровным.

Выносливость
Благодаря этому качеству вырабатывается и уже оговоренная уверенность в себе, и в то же время сама уверенность вкупе с силой воли, твердостью характера способствуют выработке этой лидерской черты в человеке. А чувство ответственности (о котором мы также поговорим) в вопросе присутствия выносливости должно быть не грузом, но стимулом для дальнейших действий.
«Не вешать нос» – это должно стать одним из главных правил в Вашей жизни. Чтобы ни случилось – хорошее или плохое, Вы должны понимать, что не всегда в этом виноваты Вы или те, кто был рядом. Всегда есть элемент случайности. А значит нужно обдумать все еще раз, рассчитать и пытаться до победного финала. Если, конечно, оно Вам нужно.

Томас Эдисон создал лампу накаливания только после двухтысячного эксперимента. И эксперименты он проводил, не имея никакого технического образования, под насмешки «дипломированных специалистов». На вопрос журналиста, легко ли ему было проводить опыты после стольких неудач, Эдисон ответил, что вовсе не получал неудачных результатов, а нашел 1999 способов как не создать лампочку.
Только преодолевая трудности можно сделать из себя лидера. К сожалению, пути наименьшего сопротивления, чаще всего, это не пути наибольшей пользы. Делая себе послабление в меньшем, теряете опору в виде опыта и психологической готовности к трудностям в будущем.
Если помочь бабочке выбраться из кокона, разрезав его, можно этим самым бабочку лишить возможности летать. Потому что когда она сопротивляется, пытается разорвать кокон, в ее крылья поступает жидкость, дающая им силы к полету. То же самое и с человеком.
Ставьте перед собой задачи, с которыми, как Вы считаете, сейчас у вас нет достаточно сил, чтобы справиться. И делайте все, что необходимо для достижения. Только высокий уровень притязаний к себе и своим возможностям дает их развитие. «Ленивые всегда собираются сделать что-нибудь» – это слова французского писателя Вовенарга Люка Де Клапье. А значит, если что-то наметили, то не откладывайте. Делайте и не ищите оправданий для того, чтобы не делать. Пусть звучит банально, но это так.

Уравновешенность

Не позволяйте вывести Вас из себя никому и ничему. Постарайтесь исключить из своей жизни максимум негативного. Это могут быть вещи, которые Вы почему-то храните, но которые как-то мешают. Это могут быть люди, которые неприятны. Постарайтесь общаться с теми, кто Вам приятен. Как бы жестоко это ни звучало, но во время постоянно жалующимися на жизнь, ноющими, мы сами вбираем в себя их проблемы.
Нельзя дать единый для всех совет, как быть уравновешенным. Меланхоликам он не нужен, а холерикам вряд ли поможет. Помните, что все ваши действия должны руководствоваться только разумом, а не эмоциями и, уж точно, не гневом. Самый банальный и распространенный совет: для того, чтобы успокоиться, сосчитайте до 10, 50, 100, а если нужно, в особых случаях на грани с аффектом, то и до 1000. Мне помогает, если, конечно, сосчитать достаточно.

Твердость
Умейте сказать «нет». Как часто это нужно! А мы в страхе потерять друга, иметь неприятности или просто обидеть кого-то, не может сказать это простое слово из трех букв. Что ж, товарищи, «учиться, учиться и еще раз учиться…».
МирСоветов предлагает разыграть с другом воображаемый диалог с участием Вас и какого-нибудь лица, для должности которого, видимо, добросовестность обязательной не является. И вот вам необходимо что-то, что это лицо отказывается выполнять, но обязано. Выигравшим считается тот, кто поставит в тупик оппонента, лишив его доводов. Очень полезная игра. Не используйте жалоб, обвинений, угроз. Только свою уверенность и интеллект.
Этому же правилу следуйте и в жизни. Вы должны отстаивать свои права, уметь доказывать правоту и говорить «нет». Не поддавайтесь на уловки, когда давят на вашу жалость, совесть или сочувствие. Пусть ваше слово будет твердым настолько, что пропадает всякая надежда. А с ней и «клянчание» услуги, выполнение которой повлечет для Вас слишком большие неудобства. И, самое главное, держите самообладание.
Умейте сказать «нет» и самому себе. Фрейд ведь говорил о борьбе в нас идущей. Помните, что не все Ваши слабости должны быть удовлетворены. Это может быть из-за какого-то общего дела или просто потому, что это вредит Вам. Бросьте курить, не выпивайте в день по бутылке пива, не покупайте шоколадку потому, что она в красивой обертке…

Умение принимать решения
Пусть инициативность наполнит жизнь во всем. Идя в магазин, не думайте купить «чего-нибудь к ужину». Знайте точно, что Вы хотите приготовить, и какие продукты для этого необходимы.
Тренируйте в себе инициативного человека постоянно, рискуйте. Лидер – он как источник разнообразных идей, в нем заложена та доля креативности, которая позволяет ему всегда продумывать наперед будущее, строить планы и схемы их воплощения в жизнь.
Продумывая ваши планы (личные, рабочие, творческие и т.д.), МирСоветов рекомендует составлять список возможных вариантов действий. Это научит Вас искать и принимать наиболее оптимальные решения. Подавляйте сопутствующее раздражение, учитесь адекватно и спокойно оценивать ситуацию. Вписывайте даже самые непривлекательные альтернативы и поймете, сколько же существует всегда вариантов действий. Вот пример: «Завтра важное рабочее совещание и День Рождения друга в одно время. Что делать? Варианты:
a. Пойти на Д/Р.
b. Пойти на совещание.
c. Уволиться – мне никогда не нравилась эта работа».
Думайте над последствиями и преимуществами, которые то или иное решение принесет.

Целеустремленность
Ставьте перед собой четкие цели и не ждите мгновенного их достижения. «Без труда не выловишь и рыбку из пруда», тем более, если не знаешь, для чего закинул удочку. Вместо «ну что такое можно сделать, чтобы получить себе какую-нибудь работу, да и не так себе, а ого-го какую!?» говорите себе «Я хочу получить именно эту работу, потому что я ее заслуживаю. А заслуживаю ее потому, что…» и продолжайте неограниченное число раз, вставляя свои положительные качества, которых наверняка найдется очень много. Но и это работу или повышение Вам еще не даст, так как нужно все-таки постараться. Целенаправленно и систематически двигайтесь в намеченном направлении. И знайте, чем четче цель, которую хотите достичь, тем яснее вырисовывается путь к ней. Поэтому слова типа «какую-нибудь», «как-нибудь», «зачем-нибудь» по возможности исключайте из предложений, характеризующих Ваши цели.
Тем более важно четкое изложение плана и целей другим людям, тем, с кем Вы работаете или просто членам того коллектива, которым собираетесь руководить. Помните апрельские тезисы Ленина? Кратко, четко, не оставляя вопросов – так должны и Вы.

Ответственность
Учитесь признавать свои ошибки и принимать ответственность не только за себя, но и за группу. Старайтесь все делать самостоятельно и не перекладывать самое важное на плечи других. Этим подаете пример остальным. Конечно, распределение обязанностей, если работаете в коллективе, необходимо, но пусть на Ваших лидерских плечах будет побольше ответственности. Это должно подстегнуть Вас на большую выкладку в деятельности. И не надо давать себе слабину.
И помните, что Вы и только Вы как лидер обязаны быть в курсе всего, что так или иначе причастно к Вам и Вашей группе, компании, фирме. Вам и только Вам принимать все решения.
Вопрос о том, что важнее: интересы коллектива или интересы каждого члена коллектива – довольно сложен. Однозначно ответить на него МирСоветов не сможет, да и вряд ли это возможно. Все зависит от конкретного случая. А бремя ответственности лежит на лидере. Только ему думать о том, что важнее. Вспомнив товарища Сталина и соответственно действуя, рискуете прослыть тираном и получить нелюбовь окружающих. А потакая любой прихоти, можете потерять свое лидерство вместе с уважением. Здесь нужно искать какую-то среднюю величину, которая будет меняться в зависимости от внешних значимых условий.
Существует хороший способ развить в себе чувство ответственности: необходимо на листе бумаги написать десять или более предложений, которые начинаются со слов «Я несу ответственность за…». Не возбраняется вписывать самые, на первый взгляд, глупые слова. Это упражнение позволит немного переосмыслить то, за что Вы считаете себя ответственным. Причем за кажущейся простотой кроется важность этого упражнения. Оно может помочь осознать и искоренить желание всегда выглядеть хорошо для окружающих. А чтобы не вызвать чувство никчемности, следует относиться с юмором к этому упражнению.

Организаторские способности
Разлад в любом коллективе ведет к его распаду, нарушению его работы. Так или иначе, но настроение в коллективе создается настроением каждого его члена. Лидеру необходимо гасить все возникающие разногласия. Помочь найти общий язык – довольно непростая задача, но, Вы, как лидер, не останетесь в стороне. Зная этих двух человек, помирите их всеми возможными способами. Если это какая-то рабочая группа и помирить их невозможно, разделите, чтобы во время работы минимизировать их контакты.
Но, все-таки необходимо уметь объединять людей. Сделать это можно общей идеей, целью, перспективами. Сплоченность может быть достигнута только тогда, когда все понимают значение и важность друг друга. Тогда будет и взаимовыручка, и стремление максимально выложиться ради поставленной цели. Это важно для любого коллектива, так или иначе, но всегда приходится преодолевать определенные трудности вместе, сообща.
Общаясь с коллективом, вы должны узнавать личное мнение каждого человека, его занятия, приоритеты, хобби, пристрастия, социальные и политические позиции, цели в жизни. Распределять обязанности в группе нужно как можно более продуктивно, учитывая свои знания о каждом, личную заинтересованность в выполнении определенной деятельности каждого человека. Например, кому–то более по душе творческая направленность деятельности, в отличие от того, кто более склонен к точному и последовательному выполнению работы. Но часто бывает невозможным учесть личные пристрастия каждого члена коллектива, тогда следует принять решение и назначить выполнение каких-то обязанностей человеку, который, по-вашему, должен и может их выполнять. Но, в этом случае, велика вероятность встретить недовольство «назначенного». И здесь, со всей свойственной Вам вразумительностью и тактичностью, следует донести до человека то, что важно для коллектива в целом выполнение этой деятельности и подкрепить свои слова перспективой получения им выгоды и, следовательно, появлением у этого человека заинтересованности.
Умение объединять и организовывать, несомненно, приходит с опытом. Нет такой учебной программы, пройдя которую, можно было бы стать замечательным организатором. Это приходит со временем и неразрывно связано с уважением к Вам в Вашем коллективе. Потому нужно строить отношения в коллективе на основе доверия, взаимоуважения и, что определяет продуктивность деятельности, на основе личной заинтересованности каждого и коллектива в целом.

И напоследок МирСоветов хотел бы посоветовать не отказывать себе в удовольствиях. Постарайтесь каждый день делать что-то, чего очень хочется: купите себе пирожное с кремом и розочкой, съездите за город отдохнуть, сходите на рыбалку или в парикмахерскую (в зависимости от пола или пристрастий). Учитесь испытывать удовольствие от этого. Так научитесь понимать, что все, чего Вы хотите – достижимо. Если какой-то форс-мажор не позволит, что же, увы… но не стоит никого обвинять. Пять удавшихся дней в неделю – хороший показатель.
Ну-с, товарищи лидеры, усвоили? Надеюсь, что статья поможет Вам добиться в жизни того, чего Вы хотите и для чего прочли статью. В этом ее цель. Теперь осталось все это реализовать в жизни и вперед к непокоренным вершинам. Желаем Вам удачи.

30 Сен

Простая истина жизни: лидерами не рождаются, а становятся! Нужно воспитывать в себе лидерские качества если мечтаете об успехе. Вы должны упорно трудиться над собой и вырабатывать лидерские качества, чтобы в будущем стать уважаемым и независимым человеком!

Нужно изначально научиться руководить собственной жизнью, а не ждать счастливого билета! Сами формируйте обстоятельства, создавайте хорошие условия, как в жизни, так и на работе!

Хотите стать свободным и независимым - будьте лидером! Никто не может повлиять на лидера, так как он имеет свое железное выработанное опытом мнение! Лидер — это тот, кто знает, что ему нужно от жизни и упорно добивается этого!

Мечтаете распоряжаться своей жизнью, не быть зависимым от обстоятельств, построить карьеру и стать господином своей судьбы? Тогда Вам следует выработать определенные качества характера, которыми обладают ЛИДЕРЫ! Поверьте, как только Вы воспитаете в себе данные качества, Вы почувствуете себя Человеком, с большой буквы!

Основные лидерские качества:

1) Чтобы стать лидером будьте целеустремленным.

Ставьте себе точные цели и ежедневно работайте над их достижением! Помните пословицу: «Без труда - не вытянуть и рыбку из пруда!» Так и здесь!

2) Чтобы стать лидером умейте быстро принимать решения.

Чтобы стать лидером во всем и везде будьте инициативны! Тренируйте её в себе. Человек-лидер - всегда продумывает будущие шаги и рисует в голове схему их воплощения в реальность.

3) Чтобы стать лидером имейте твердость характера.

Научитесь говорить НЕТ! В жизни очень часто нужно говорить это слово! Людям свойственно стараться быть хорошим для всех, но это невозможно. Поверьте, жизнь станет намного легче, если Вы включите в свой лексикон сберегающее вам массу времени и сил слово — слово НЕТ!

4) Чтобы стать лидером будьте уравновешенными.

Какие бы ситуации с Вами не происходили - всегда оставайтесь спокойными. Это одно из самых главных лидерских качеств. Никому не давайте возможности вывести Вас из себя. Выбрасывайте из своей жизни все негативное! Сюда относятся люди с которыми неприятно находиться. Будьте с теми, кто Вам нравиться, тот кто Вам действительно приятен! Знаете, как бы грубо это не звучало, но когда Вы общаетесь с людьми, которые постоянно ноют на свою жизнь - Вы пропитываетесь их проблемами и сами себя опускаем до их уровня! Избегайте таких людей! Всегда думайте головой, а не эмоциями! Существует старый и очень эффективный рецепт, чтобы успокоиться - молитва!

5) Чтобы стать лидером будьте уверенными в себе.

Это самое главное качество характера, без которого не существует лидера! Чтобы развить уверенность, нужно каждодневно записывать свои маленькие победы в личный дневник достижений, успешно сделанные задания.

6) Чтобы стать лидером будьте выносливыми и упорными.

Вы знаете о напористости и выносливости самого Томаса Эдисона? Так вот, он смог создать лампу накаливания только проделав больше 10 000 научных экспериментов! Самое интересное то, что этот удивительный человек, совсем не имел за своей спиной технического образования, а только видел язвительные насмешки своих «дипломированных и образованных» друзей. Когда у него спросили: «Тяжело ли ему было дальше проводить свои исследования, после стольких неудач?», на что Томас ответил: «У меня не было неудач в моих экспериментах, я нашел 9 999 способов, как нельзя создать лампочку!»

7) Чтобы стать лидером будьте ответственными.

Есть хороший метод, чтобы понять и развивать свою ответственность: возьмите лист и напишите 10 предложений, которые будут начинаться со слов «Я ответственен за…» Этот метод позволит Вам проанализировать то, за что Вы несете ответственность.

8) Чтобы стать лидером развивайте организаторские способности.

Как только внутри коллектива возникают ссоры — это может привести к нарушению рабочего процесса. Человек-лидер должен сразу же тушить все возникшие непонимания и конфликты между сотрудниками. Вам нужно учиться объединять людей в одно целое. Сделать это можно с помощью общей цели, идеи.

9) Чтобы стать лидером развивайте интеллект.

Если Вы занимаетесь саморазвитием - половина успеха уже Ваша. Читайте много книг, разных жанров и разных специальностей, а не только по своему направлению. Знаете пословицу: «Кто владеет информацией - тот владеет миром!» Всегда учитесь у других людей. Внимательно изучайте как работают те, кто достигли отличных результатов и добились желаемого, которые заслуживают аплодисментов.

10) Не ждите у моря погоды, вставайте и ДЕЛАЙТЕ!

Ещё одна простая истина - если Вы будете и дальше делать то, что делаете постоянно, то и получите то, что получали раньше! Это тоже самое, что наступать на одни и те же грабли с настырностью барана! Почувствуйте себя в шкуре лидера - того человека, который смело берется за те дела, от которых обычные люди бегут с округленными и испуганными глазами!

Вот поразмышляйте…если Вы поможете бабочке вылезти со своего кокона, при этом разрезав его - Вы тем самым украдете у бабочки возможность летать. Потому что когда бабочка сопротивляется, пытаясь самостоятельно разорвать свой кокон, к ней в крылья идет жидкость, которая питает и дает им сил к полету. Аналогично это относиться и к человеку!

Вот вам короткая программа для выработки лидерских качеств:

Шаг первый. Определитесь, зачем вам быть лидером. Не бывает успешных людей вообще, не бывает лидеров во всем, не бывает настоящих лидеров «просто так». У вас должна быть Цель, то, что вы по-настоящему хотите от жизни. Лидерство же - это средство.

Шаг второй. Заведите журнал успеха. Каждый день записывайте свои удачи и победы. Штук пять в день, лучше десять. Сложно? Старайтесь! Потом будет гораздо проще. Вы поднимите свою самооценку и убедите себя, что вы по-настоящему успешны.

Шаг третий. Найдите лидеров и часто с ними общайтесь. Если их нет в вашем окружении - заводите новые знакомства. Общайтесь с ними как можно больше. Просите совета о том о сём (люди любят раздавать советы 🙂), спрашивайте их мнения и всегда прислушивайтесь к ним! Воспринимайте их как своих учителей (так оно и есть), и вы не заметите как их положительные качества станут вашими. Успешность заразительна!

Шаг четвертый. Делайте что-нибудь! Займитесь общественной деятельностью, откройте своё дело. Делайте что угодно, но лучше, если это связано с руководством. Привыкайте отвечать за все сами. Настраивайтесь на успех, но не расстраивайтесь при провалах. Используйте все шансы. Ваша цель - набираться опыта и развить начальные навыки лидерства.

Всем успехов!

А напоследок предлагаем посмотреть интересное видео

Найди свою силу –
И станешь тем центром,
Вокруг которого вращается
Само твое время.
Ричард Бах

Стать лидером – задача не из легких. А быть настоящим лидером, центром коллектива, компании, своей жизни – это харизма, индивидуальная внутренняя суть человека, его огромный потенциал, которым можно серьезно зажечь, вдохновить окружающих и вести за собой.

Откуда берутся лидеры? Ими рождаются или становятся? И если не рождаются, то как стать лидером? Как быть лидером в коллективе? В компании? В группе? На работе? Как стать лидером в жизни? Попробуем ответить на эти вопросы.

Рожденный быть лидером

Есть люди, которых частенько называют «баловни судьбы», «везунчики» и так далее. А именуют их так потому, что они уже рождены в таком удачном месте, в такой семье и в таких условиях жизни, что все у них есть: родители, бабушки-дедушки, которые обожают своего малыша, самого главного, "центрового" человека. И пока он растет, ему достается все самое лучшее, самое новомодное, самое-самое. Только ему отдаются все внимание и любовь. А когда он достигает совершеннолетнего возраста, его ждут лучшая должность в папином или общесемейном бизнесе, лучшая машина, первая красавица города и тому подобное.

И если у такого, рожденного уже быть лидером, есть хоть капля осознанности и благодарности близким людям и жизни за все те блага, что ему даны, если он продолжает развиваться и приумножать то, чем уже обладает, то он действительно станет хорошим, настоящим, эффективным лидером во всех смыслах и во всех сферах жизни. Есть такие звездочки, но их немного. Таких людей называют золотой молодежью, но не в том смысле, что они какие-то мажоры, а просто лучшие среди своих сверстников, которые, например, родились в более скромных условиях и которым необходимо самим протаптывать себе дорожку в жизни.

А горсточка таких людей, как золотая молодежь - это личности, рожденные с более высокими качествами души, у них есть чувство благодарности, благородство, гениальные творческие способности и таланты, которые они очень целеустремленно и с самого раннего детства развивают. А еще они обладают простотой и тактичностью по отношению к другим людям, к родным, друзьям, коллегам, подчиненным.

Как стать лидером таким простым людям? Реально ли это? Каким должен быть лидер?

Талант быть лидером

А вот здесь не важно, в каких условиях был рожден человек. Но он точно знает и чувствует, что обладает лидерскими качествами и способностями. В данном случае не имеет значения, как именно родители относятся к своему чаду, могут даже в некотором смысле подавлять его, но внутри у него живет дух противоречия. Зато в коллективе, в группе, на предприятии он обязательно раскроет себя как лидер, причем сделает это, естественно, с блеском. Вокруг такого человека всегда полно людей: в песочнице, на детской площадке, в классе, во дворе, в студенческом коллективе, на предприятии. И если в таком лидере будет присутствовать хорошее, доброжелательное отношение к людям, талант и его реализация в каком-либо деле, ремесле, то он обязательно станет успешным и эффективным.

Как стать лидером?

Все варианты, рассмотренные выше, достаточно просты, естественны и требуют больше работы в плане какого-либо профессионального направления, развития деловых качеств.

А если, например, человек никогда не чувствовал в себе способности, возможности и желания быть лидером и находиться в центре внимания. И рожден он в простой семье, где кроме него есть другие дети. А в детском саду, в школе, институте и на работе он тоже не проявлял склонность к лидерству. То как стать лидером в этом случае? Но вдруг мимолетно, совершенно неожиданно рождается такое зажигательное желание. А что, если получится?

Катализатором может выступить что угодно. Начальник похвалил за хорошо выполненную задачу, порадовался успехам коллеги, родители вдохновили. И вдруг пришла идея тоже попробовать. Лидером может стать человек, который будет постоянно работать над собой, идти к совершенству, не останавливаться на достигнутом. Главное - не пугаться трудностей, тогда больше шансов, что все получится.

Лидер в коллективе

Как стать лидером в коллективе? Достаточно ли одного желания и стремления? Может быть, становится интересно, увлекательно. Это дополнительная возможность проверить себя, перейти со скучной и нудной работы на более интересную. Жизнь заиграет новыми красками.

Как стать лидером в коллективе? Сначала может не все получиться идеально, потому что сомнения и страхи сразу же просыпаются и начинают активно мешать зарождению нового качества характера, новому этапу в жизни. Но если с волей и верой у человека все в порядке, он сможет!

Очень важно, чтобы это новое согласовывалось с внутренним миром, чтобы гармония и баланс обязательно присутствовали в душе и сердце. Необходимо постоянно спрашивать себя, туда ли я иду? Этого ли я хочу по-настоящему? А что я получу в результате? А потом все остальное. Это упорная кропотливая работа над собой: изменение ряда качеств, сопутствующих развитию лидерства (другое отношение к себе, более эффективное проведение времени жизни, глубокий подход в отношениях с людьми и так далее), повышение квалификации в профессиональном плане, открытые новые горизонты в жизни. К этому можно идти всю свою сознательную жизнь.

В итоге человек находит свою внутреннюю силу в совершенно новом качестве, он начинает чувствовать свою мощь, уверенность в себе. Он по-настоящему доверяет себе. А это придает энергию, которую ощущают окружающие люди, которые все еще ходят сонные по жизни. И их начинает зажигать такой человек. А если он поверил в себя, то ему обязательно захочется поверить в других, ведь у них тоже есть способности и возможности, стоит лишь пожелать, захотеть по-настоящему.

Лидер в компании

Как стать лидером в компании? Если рассматривать компанию как предприятие, то здесь, в общем-то, лидер не особо чем-то отличается от лидера в коллективе, кроме масштаба. Когда лидерские качества очень явно и упорно начинают проявляться в узком кругу (в коллективе, отделе, подразделении), то со временем они расширяются до более высокого уровня, то есть на все предприятие, на всю компанию.

Сотрудник становится еще более востребованным, находится в авторитете у руководителей и своих коллег, ему начинают доверять, в том числе и серьезные проекты. Даже можно наблюдать такую тенденцию: чем сильнее мощь и вдохновение, с которыми лидер подходит к решению рабочих моментов и жизненных вопросов, тем быстрее и лучше начинают мыслить и действовать остальные.

Лидер в группе

Как стать лидером в группе? Когда человек раскрывает свой внутренний потенциал, он становится харизматичным и интересным. К нему прислушиваются люди, где бы он ни был: в семье, в магазине, на работе, в группе друзей и единомышленников. Потому что люди чувствуют и ощущают настоящих лидеров, их энергетику, проявляют доверие к ним.

Хороший лидер

Как стать хорошим лидером? Очень важно быть искренним по отношению ко всем, начиная от руководства и заканчивая подчиненными последнего звена. Порою необходимо быть строгим, но справедливым, терпимым и по-доброму относиться к людям. Уметь обучать, если это требуется. Быть тактичным и мудрым. Постоянно интересоваться не только собой и своими делами, но и жизнью и делами своего коллектива, подчиненных, окружающих людей, причем с живым участием и интересом.

Эффективный лидер

Как стать эффективным лидером? А здесь нужно просто постоянно и непрестанно расти и развиваться, читать, учиться новому, раскрывать новые грани своей индивидуальности, быть в потоке жизни, совершенствоваться. И очень важно быть гибким, а порою и абсолютно иррациональным, если того требует жизнь. Но здесь лидер всегда прислушивается к своей внутренней силе, интуиции, ведь он ей доверяет.

Идите вперед, работайте над собой, совершенствуйтесь, тогда вы без труда станете лидером в жизни!

Мнение о том, что лидерские качества заложены в каждом человеке, от природы ошибочно. Каждый может в определенный момент проявить свои организаторские и руководящие навыки, взять в ответственный момент на себя удар.

Руководство многих современных компаний давно осознало тот факт, что достичь общего блага и процветания можно не репрессивными методами, а формированием таких условий трудового процесса, при которых у каждого сотрудника появится возможность проявлять инициативу и воплощать ее в реальность. Как этого достичь – расскажем далее.

Кто такой лидер и его качества

Лидерство означает умение, способность вести за собой других людей. Современная психологическая наука определяет нижеследующие типы лидеров:

  • Исполнитель;
  • Вдохновитель;
  • Эмоциональный;
  • Универсальный;
  • Деловой;
  • Формальный;
  • Неформальный.

Какими качествами должен обладать лидер?

  1. Эгоизм в хорошем смысле слова, эгоцентризм. Лидер должен уметь продвигать в обществе, сообществе свои интересы, отстаивать их.
  2. Идейная активность, способность создавать и продвигать новые идеи, проекты
  3. Энергичность.
  4. Влияние.
  5. Высокая степень социализации, позволяющая плодотворно взаимодействовать с другими людьми, налаживать связи, конструктивно общаться.

Психологический портрет лидера, независимо от его возраста, гендерной принадлежности, таков: человек приятной внешности, умеющий со вкусом одеваться, приветливый, улыбчивый, всем видом располагающий к общению, готовый трудиться, обсуждать сотрудничество. Лидер отличается организованностью в работе, никогда не опаздывает, выполняет точно и в срок все свои дела. Он берется за выполнение сложных и ответственных заданий, при необходимости четко распределяет обязанности в своей рабочей группе. Несет ответственности за свои слова и действия. Ведет настоящий лидер себя спокойно, уравновешенно, не срывается на крик и истерику.

Как воспитать в себе лидера

Лидерские качества можно проявлять в любой обстановке: в дружеском окружении, отношениях с противоположным полом, общественной деятельности, на работе. Что для этого следует сделать?

  1. . Никому не повредили еще чувство юмора, умение со вкусом одеваться, простота в общении, отсутствие комплексов по поводу внешнего облика, грамотно построенная, выразительная речь. Немаловажный фактор также – умение убеждать, отстаивать собственную точку зрения.
  2. Настоящий лидер не никогда не будет тираном. Если это необходимо для успеха в каком-либо предприятии, или для гармоничных семейных отношений, он обязательно пойдет на уступки, предоставит другим возможность проявить себя.
  3. Непрерывно учиться. Залог успеха лидера – постоянный труд, достижение успеха.
  4. Завоевать доверие ближайшего окружения и большинства коллектива.

Как стать лидером в коллективе

Безынициативные, нерадивые, с низкой производительностью, медлительные сотрудники в настоящее время не конкурентноспособны на рынке труда. «Готовые», отвечающие всем данным требованиям работники высоко котируются, стоят дорого. Откуда же тогда работодателю взять хороших сотрудников? Ответ один: воспитать в собственном коллективе.

Способы формирования лидерских качеств у работников:

  • Создание комфортных условий для труда, благожелательной психологической обстановки. Развитие инициативности, чувства ответственности перед коллегами, клиентами, поиск новых вариантов решения проблем, умение мотивировать — все это должно приветствоваться работодателем.
  • Возможность проявлять инициативу, предлагать нестандартные решения.
  • Одна из причин безынициативности работников – страх перед санкциями, репрессиями, штрафами, прочими наказаниями.
  • Внушение и осознание того, что настоящий лидер не просто амбициозный человек. Он является примером для подражания, и всеми своими действиями приносит много пользы окружению.

Как этого достичь:

  1. Определиться, для чего именно Вам необходимо лидерство.
  2. Проанализировать свои достоинства и недостатки.
  3. Сотрудничать, тесно взаимодействовать с другими лидерами.
  4. Стараться все делать самостоятельно, не надеясь на других. В процессе работы в команде поддерживайте благоприятный психологический климат, четко ставите и выполняйте задачи.
  5. Необходимо настроиться на успех, но следует помнить, что с первого раза редко кому удается достичь грандиозных результатов. Эффективнее будет постепенное, «по шажкам», движение вверх.
  6. Важно научиться уметь ценить и перенимать чужой опыт, учиться на ошибках других.
  7. Самая серьезная задача для лидера – создание своего собственного стиля, неповторимого «я». Для этого необходимо серьезно работать над собой: объективно оценивать свои сильные и слабые стороны, уметь адекватно воспринимать критику в свой адрес, извлекать из нее необходимые выводы.

Одно из главных качеств настоящего лидера — быть примером для своих подчиненных. Как стать настоящим, а не формальным авторитетом для них?

  1. Быть максимально открытым в общении, вежливым, внимательным. Повышенный тон, крик, ругань категорически запрещены!
  2. Быть примером для других: не опаздывать, делать все вовремя.
  3. Не стесняться открыто, при всех, хвалить своих коллег и подчиненных. А вот сообщать об ошибках, недочетах, просчетах лучше всего человеку напрямую, без свидетелей, при закрытых дверях.
  4. Формировать команду единомышленников, готовую решать самые сложные задачи, правильно, грамотно распределять в ней роли и обязанности.

Современные психологи выделяют два типа лидерства:

  • Мягкий – при котором руководитель организации создает максимально комфортную среду для работы, делая ставку на «своих». Членам коллектива оказывается максимально возможная поддержка, помощь, налажена система обратной связи.
  • Жесткий – во главу угла ставятся на показатели работы. Между администрацией и сотрудниками сохраняется большая дистанция, вся власть принадлежит руководителю, организатору.