Кто служил как пережили дедовщину. Дедовщина в советской армии, как это было. Можно ли с этим бороться

Так же как и все другие явления социального характера, дедовщина имеет свои вполне объективные причины.

Во-первых, это сам по себе призывной принцип набора новобранцев на службу. В армию люди идут не по призванию, не по собственному желанию (хотя есть и определенный процент таких парней конечно), а попадают туда по призыву - то есть их "забирают", руководствуясь только лишь половой принадлежностью и состоянием здоровья.

Естественно, призванный в армию новобранец вполне может не особо стремиться соблюдать свои воинские обязанности: поддерживать физическую форму тренировками, овладевать военной специальностью, соблюдать устав и так далее... То есть новобранцев необходимо заставить все это делать - это необходимость любой призывной армии в принципе. Иначе такая армия просто будет не боеспособна.

Вопрос только в том, кто этим будет заниматься. И вот тут возможно два варианта: офицеры или "Деды".

Первый вариант называется "уставщина" - то есть диктат офицеров и сержантов. Любое несоблюдение устава, неподчинение, неуважение к офицеру любым солдатом, независимо от его срока службы, жестко карается. Дисбат, "Губа", наряды вне очереди, рукоприкладство и т.д - у офицера есть полный арсенал средств для этого. По такому принципу и жила советская армия до конца 60-х годов.

Второй вариант - дедовщина. В этом случае власть офицеров и сержантов носит формальный и ограниченный характер. Заставляют "служить" новобранцев старослужащие, которые дослуживают последние полгода. На "молодых" ложатся все положенные им тяготы военной службы в усиленном объеме, все грязные работы по части, а также унизительные обязанности по обслуживанию "дедов": стирка носков, уборка кровати, выполнение абсурдных и издевательских приказаний, беспрекословное терпение побоев.

Так живет российская армия в настоящее время (или возможно жила так до недавней военной реформы, связанной с сокращением срока службы до одного года).

Главная причина процветания дедовщины - это резкое падение престижа военной службы среди офицеров, вызванное объективными причинами перестроечного периода и особенно периода становления демократии. Низкая заработная плата, серьезные проблемы с обеспечением жильем, как правило плохие бытовые условия службы и в противовес этому: хорошие перспективы на гражданке в частных структурах. Все это вызвало массовый исход профессиональных офицеров из армии.

Свято место пусто не бывает, и образовавшуюся пустоту заполнили "пиджаки" - выпускники военных кафедр ВУЗов. В отличии от кадровых офицеров, закончивших военные училища (на армейском сленге: "сапог" или "шакал") "пиджак" об армейской службе имеет представление весьма смутное и зачастую даже не разбирается в воинских званиях.

По своей сути "пиджак" - это такой же призывник, только с высшим образованием и званием лейтенанта, которому по факту нужно ещё осваивать военное дело с самых азов, но его назначают по прибытии в часть на должность командира взвода, дают задания, требуют их выполнения...

Понятное дело, что никакого реального влияния такой офицер иметь не будет, так-как знает о военной службе меньше бойцов, которые находятся в его подчинении - особенно тех, которые дослуживают последние полгода. На них фактически и возлагаются обязанности по поддержанию боеготовности и "дисциплины". А офицерская должность чисто формально занята человеком, которого так же как и солдат "забрали" в армию, и который зачастую не имеет ни желания, ни способностей, а самое главное - необходимых знаний и навыков для выполнения своих обязанностей.

Отслужив два года и набравшись определенного опыта, лейтенант-пиджак, как правило, возвращается на гражданку или уходит на другую должность, а на место командира взвода приходит другой новичок, и цикл повторяется заново...

Вторая причина - негласная поддержка дедовщины офицерами, вытекает из первой. Зачастую, плохо подготовленный офицер, не имея толком представления об обязанностях находящихся в подчинении солдат, сам не может научить их ничему. "Деды" же, доведя выполнение служебных обязанностей для "молодых" до абсурда, волей-неволей "вобьют" все необходимые навыки, так же как в свое время всему научили их. Никто при этом не сможет откосить или отфилонить, так-как любой "Дух", независимо от физической силы или лидерских качеств, бесправен перед "стариками". Таким образом, система работает при минимальном участии со стороны офицера (если он не портит отношения с "Дедами").

Офицеров понять тоже можно. Дело в том, что призывной контингент очень разнообразный. Помимо ребят, которые нормально способны нести военную службу, призывают очень много людей, которые просто не сумели откосить. Это может быть "мамин сынок" Вася, психопат Петя и дворовый полуавторитет по кличке "Кисель".

Теперь представьте, что старослужащие не строят "Духов". В закрытом мужском коллективе моментально образуются неуставные отношения по принципу дворовых компаний и группировок, что совершенно неприемлемо для армии. Часть солдат будет изначально игнорировать уставные обязанности, возлагая их на других. Заправлять всем будут бывшие группировщики или просто физически крепкие и наглые ребята, не зависимо от срока службы.

Что со всем этим будет делать офицер - командир взвода? Что он может по уставу? Поругать, сделать выговор... Естественно, офицер вынужден полагаться на "Дедов", чтобы установить хоть какую-то дисциплину и поддерживать хоть какую-то боеготовность.

Независимо от того, кем призывник был на гражданке - "мамин сынок" или "крутой парень", в армии он будет сначала просто бесправный "Дух". "Деды" обломают и сравняют всех, заставят выучить устав, и вообще все, что положено знать бойцу при молчаливой поддержке со стороны офицеров. Причем это происходит не потому, что офицер - "сволочь" или "поддается соблазну возложить на Дедов свои обязанности", а потому, что по-другому просто невозможно в России. Реальных альтернатив у офицера нет.

Простой пример: Командир взвода ставит в наряд "Духа". Тот симулирует - "живот болит". Лейтенант, без всяких эмоций: "Ну хорошо, тогда пойдет... (называет фамилию "Деда")". Обмен взглядами, "Дух" моментально выздоравливает и уже уговаривает лейтенанта поставить его в наряд, а тот с притворным сомнением рекомендует ему обратиться за медпомощью...

Риторический вопрос: будет ли офицер бороться с дедовщиной? Скорее всего нет, так-как победив дедовщину, он добьется лишь бардака во вверенном ему подразделении. Хороший офицер будет стараться лишь сгладить негативные последствия дедовщины - не допускать явных и чрезмерных издевательств, но ни как не бороться с ней в принципе.

Кстати говоря, в рамках кампании по борьбе с дедовщиной создавались экспериментальные части, где в каждой роте служили солдаты одного призыва. Дедовщины не было, но через какое-то время солдаты полностью выходили из под контроля офицеров. Многие призывники абсолютно не склонны к дисциплине, и поняв, что офицер реально ничего им не может сделать, просто забивают на свои обязанности, а офицера посылают на три известные буквы. Вскоре это явление становится массовым. Все подобные эксперименты были признаны провальными. Солдатам в таких условиях конечно живется полегче и намного, но при этом воинская часть становится абсолютно небоеспособной, а армия это все же не пионерский лагерь.

Третья причина носит психологический характер. Новобранец, призванный в армию и испытавший на себе сполна все "прелести" дедовщины: побои, издевательства, выполнение работы за себя и за старослужащих и т.д., после полутора лет службы обретает статус "Деда" со всеми причитающимися "льготами". "Дед" свободен от всех своих уставных обязанностей и работ, но кто-то должен его обязанности выполнять. Возникает риторический вопрос: а кто будет этим заниматься? Соответственно, риторический ответ: "молодые", кто...

Естественно, "Духи" не захотят это делать добровольно. Значит придется сделать их бесправными и заставить работать за себя и за "деда", так-как старики уже "свое отслужили". В этом случае работает преемственность и принцип: "Чем ты лучше меня? Я унижался и работал в начале службы за десятерых, и ты будешь..."

Четвертая причина: жаловаться на "неуставные отношения" в России считается страшным позором. Допустивший такое солдат становится изгоем для всех. Да и смысла никакого в жалобах нет, так-как офицерам выгодна дедовщина и на все в результате будет один ответ: "Служить не хочет". А вот в Израильской армии, например, зарождающуюся дедовщину быстро искоренили с помощью жестких судов за "преступления против личности".

Все перечисленные выше причины, хоть и имеют место быть, носят второстепенный характер. Главные причины дедовщины призывной армии России, как ни крути, упираются именно в особенности национального менталитета государствообразующего народа. Ведь для кавказцев в той же российской армии (если их достаточно для образования землячества) - дедовщины нет! Так же как не было её во времена СССР для азербайджанцев, казахов, эстонцев... Либо дедовщина носила для них совершенно формальный характер.

Дело в том, что хоть Россия и находится между Европой и Азией, русские люди очень сильно отличаются как от "цивилизованных" европейцев, так и от "диких" азиатов.

Во-первых, у русских, в отличии от кавказцев и азиатов, начисто отсутствует чувство национального единства и национального достоинства.

Во-вторых, русские (это касается призывной армии), в отличии от европейцев, не способны соблюдать элементарную дисциплину и уважительное отношение к офицерам при отсутствии дедовщины или жесткой уставной диктатуры.

В сумме два этих качества "загадочной русской души" гарантируют процветание дедовщины в российской армии.

К тому же есть ещё один нюанс: в российской армии солдат, который изначально "был никем" постепенно, по мере прохождения службы "становится всем" - это опять же очередное воплощение национальной идеи! Хоть и в локальном виде.

Дедовщина в армии - что это? Одно из самых позорных явлений в жизни нашего общества - да, к сожалению. Но не только. Это также испытание, выпадающее на долю молодого мужчины, которое не каждый может с честью и достоинством пройти. При том, что, как и в любом другом деле, здесь сколько людей - столько и мнений. Как выстоять в армии, не сломаться, использовать эту ситуацию для закалки мужского характера, какие правила и законы надо знать - об этом давайте поговорим более подробно.

Сразу же надо сказать, что «дедовщина» - это узкое понятие, которое охватывает только нарушения уставов при взаимоотношениях между военнослужащими младшего и старшего и призыва.

Но неуставные взаимоотношения - понятие более широкое, чем «дедовщина», они включают в себя весь спектр взаимоотношений между военнослужащими, которые нарушают требования общевойсковых уставов, в том числе отношения начальник–подчиненный, подчиненный–начальник. Наиболее грубые формы неуставных взаимоотношений, такие как истязания, хулиганство, причинение телесных повреждений, грабеж и т. п. подпадают под понятия общеуголовных преступлений и влекут уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством Украины.

Например - солдат ударил солдата. В этом случае уголовное дело возбуждается в соответствии с тяжестью причиненных телесных повреждений. Командир ударил подчиненного - действия первого могут быть квалифицированы как должностное преступление - превышение полномочий или злоупотребление властью. Подчиненный ударил командира - воинское преступление - применение насилия в отношении начальника. В первом случае преступление относится к категории легких или средней тяжести. Во втором и третьем случае преступления могут относиться к категории тяжких или особо тяжких.

Формы проявления «неуставных взаимоотношений»:

Эксплуатация (перекладывание старослужащими своих обязанностей на солдат младшего периода службы, использование подчиненных начальником в личных целях);

Физическое насилие (нанесение побоев, лишение сна, принуждение к физическим упражнениям сверх допустимой нормы);

Психологическое насилие (словесные оскорбления);

Экономическое насилие (отбирание денег, продуктов питания, личных вещей, лишение пищи, денежного, вещевого и материального довольствия).

Причины и условия, порождающие неуставные взаимоотношения между военнослужащими

Среди юристов, военных психологов, журналистов распространено мнение, что причинами, порождающими неуставные взаимоотношения в армии являются следующие условия:

стойкие традиции, связанные с этим явлением;

четкая градация по сроку службы, что автоматически разбивает личный состав на конкретные категории;

безнаказанность;

умышленное сокрытие нарушений командирами;

традиции замалчивания нарушений в коллективе (доложил - стал «стукачом»);

комплектование сержантского состава военнослужащими срочной службы;

нежелание части офицеров вникать в жизнь коллектива за рамками служебной деятельности.

Причинами возникновения «дедовщины» послужил тот факт, что в шестидесятые годы был разрешен призыв лиц, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы. Как ранее принято было считать, именно они принесли в казармы традиции уголовного мира, практиковавшиеся в местах лишения свободы, которые, после адаптации к условиям армии, и легли в основу традиций «дедовщины».

Но неуставные взаимоотношения в целом и «дедовщина» в узком смысле этого понятия не распространены в войсках повсеместно. Во многих частях такое понятие отсутствовало и отсутствует как таковое. Например, в спецподразделенях факт неуставных взаимоотношений автоматически лишал виновного права ношения крапового берета, что было крайне позорно для его обладателя. Отсутствовала дедовщина и на большинстве линейных застав пограничных войск КГБ СССР.

Что делать, если оказался в критической ситуации:

1. Ни при каких обстоятельствах не нарушай закон. Строго выполняй требования воинских уставов, своих командиров и начальников. Не давай повода унижать или шантажировать себя.

2. Не роняй своего достоинства. Не делай ничего такого, за что потом будет стыдно. Не проявляй своей слабости перед обидчиком. Способность устоять в критическую минуту, не упасть духом, преодолеть трудности - вот достойные уважения качества мужчины и воина. Не допускайте даже мысль о самовольном оставлении части, применении оружия, не говоря уже о самоубийстве в знак протеста. Не всегда возмездие наступает так быстро, как хотелось бы, но торопить события, обрекая себя на лишение свободы, а родных и близких на переживания - в высшей степени несправедливо и неумно.

Что делать, если права военнослужащего нарушены:

1. Все взаимодействия с органами прокуратуры должны производиться только в письменном виде. Все, что говорится устно, то есть все твои устные вопросы и просьбы, а равно и данные на них устные ответы, фактически не имеют никакой юридической силы. Поэтому всем своим обращениям необходимо придавать письменную форму, а также настаивать на подобных действиях с другой стороны.

2. Обязательно оставляй себе копию каждого обращения. Следует сохранять и все ответы от должностных лиц. Данные документы послужат доказательством позиций обеих сторон.

Во все инстанции отдавай только копии документов, так как подлинники не возвращаются.

Как выжить солдату в казарме

О том, сколько горя несет солдатам и их родным «дедовщина» в армии, все слова уже сказаны. А вот что делать… Возможно, именно наши советы помогут призывникам и новобранцам разобраться в «ритуалах» казарменных хулиганов и избежать издевательств. По крайней мере выжить, пока проблема (вряд ли быстро!) будет решаться в этих самых «верхах»

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ НОВОБРАНЦЕВ

Наиболее распространенные издевательства

1. «Конфискация»

У новобранцев сразу по прибытии в часть «деды» отбирают деньги, продукты и новую форму. Если новобранец сопротивляется, «деды» зачисляют его в «непонятливые» и после этого истязают до изнеможения хозработами или физическими упражнениями.

Как себя вести солдату?

Это первое и, пожалуй, самое «невинное» проявление «дедовщины», с которым сталкивается молодой солдат. Можно сразу «пойти на принцип», но если у тебя нет звания мастера спорта по самбо или боксу, лучше не обострять отношения с «дедами». Без денег, мамкиных пирожков, новеньких сапог или форменной шапки (тебе дадут старые) можно пережить эту обдираловку. В противном случае тебе могут оставить сочный фингал или разбить нос. Но это не значит, что даже в такой ситуации ты полностью беззащитен. Постарайся попасться на глаза командиру роты, батальона, части и с глазу на глаз расскажи им все, как было. Припугни их жалобой в прокуратуру.

2. «Сто дней до приказа»

Особо почитаемый «дедами» ритуал, который начинается ровно за 3 месяца и 10 дней до приказа министра обороны об увольнении старослужащих из армии. Формы проявления «стодневки» самые разные. Каждую ночь молодые солдаты должны класть под подушку дембелям сигареты, на которых должно быть написано, сколько «дедушке» осталось до приказа. Непослушных ждет издевательское наказание (например, собрать за ночь 100 окурков.) Солдат могут заставить рассказывать «дедам» сказки по ночам или петь им колыбельные по заказу. Кто путает слова, будет учить их всю ночь без сна.

Как себя вести солдату?

Отнесись к этой дембельской забаве со всей серьезностью. Это что–то вроде казарменной художественной самодеятельности, «руководители» которой жестоко карают недобросовестных «артистов». Тут есть лишь два выхода: или играй с «дедом» в его игру, или начинай против него «антитеррористическую операцию»: напиши жалобу командиру подразделения или части, обратись в гарнизонную прокуратуру или в особый отдел, посоветуй таким же униженным сослуживцам сделать то же самое. Чем больше будет шума, тем больше вероятности, что командование отреагирует.

3. «Дембельский поезд»

Четверо молодых солдат поднимают на руки кровать «деда» и, слегка покачивая ее, носят по казарме. Другие «духи» в это время шествуют впереди кровати и «гудят паровозиком», третьи - бегут навстречу «поезду» и машут ветками деревьев, изображая проплывающую мимо «природу».

Как себя вести солдату?

Этот театрализованный кураж «дедов» безболезненно переживает лишь тот, кто принимает давно существующие «правила игры». Но если ты восстал против них - иди до конца. Тут можно или открыто жаловаться командирам, в правоохранительные органы, или же анонимно «сигнализировать» им. Был случай, когда один из солдат сфотографировал происходящее в казарме и разослал снимки в газеты, в МО, в Генпрокуратуру. После множества комиссий порядок был наведен.

4. «Противовоздушная оборона»

Солдаты, не выполнившие какой–либо приказ «деда», обязаны всю ночь отгонять от его постели комаров и мух. Если хотя бы одно насекомое проникнет в охраняемую у кровати зону и укусит «деда», наказание повторяется следующей ночью.

Как себя вести солдату?

Если знаешь, что «дед» следующей ночью привлечет тебя к этому мерзкому «шоу», заранее сообщи об этом командиру подразделения, его заму по воспитательной работе или дежурному по части - очень вероятно, что они постараются своими глазами увидеть «концерт» среди ночи и поставят «деда» на место.

5. «Общественный фонд»

Старослужащие полностью или частично лишают месячного денежного довольствия солдат–первогодков под каким–нибудь надуманным предлогом - строительство стриптиз–бара в части или сбор пожертвований «на озеленение Луны». Тот, кто отказывается, будет объявлен «эгоистом» и отправлен за ворота части просить милостыню у прохожих.

Как себя вести солдату?

Этот «тихий грабеж» уже попахивает серьезной статьей Уголовного кодекса. Для начала можешь написать анонимную записку и бросить ее в ящик для жалоб и предложений командиру части. Не подействует - пиши такое же в военную прокуратуру. Не поможет и это - сообщи родителям в письме - пусть они (не называя фамилии, чтобы не навредить твоей службе) в прокуратуру

Не попадай «под раздачу»!

Первые недели

Помните, что мнение старослужащих о вас будет складываться в течение первых трех–четырех недель. Как правило, в этот период «молодых» не трогают, изучая «морально–волевые качества». В зависимости от того, как вы проявите себя за это время, и будет складываться отношение «дедов» к вам. Как же вести себя, чтобы избежать лишних проблем?

Зайдя впервые в казарму, не стоит испуганно озираться по сторонам. Старайтесь держаться с достоинством, но не вызывающе.

Два раза не повторяют

Сразу зарубите себе на носу: два раза здесь не повторяют и не объясняют. Чаще всего первые тумаки новобранцы получают за неправильно намотанную портянку, не по уставу заправленную кровать и т. д. Принцип прост - офицер спрашивает с сержанта, сержант - с вас. К примеру, ротный находит в расположении бумажку на полу, «дрючит» за это сержанта. Последний не тратит время на повторное объяснение… Он начинает раздавать «пилюли» направо–налево. То же самое касается и зубрежки устава. Проверит офицер знания обязанностей дневального у молодого солдата, а тот только мычит в ответ. Лучше заучить сразу, иначе постигать военную науку придется в упоре лежа с тремя бронежилетами на спине. Чем меньше к вам претензий, тем выше вероятность, что вы избежите очередной «раздачи».

А зубы надо чистить

Огромное внимание педантичные дембеля обращают на гигиену и внешний вид молодняка. Чем опрятнее «дух», тем больше к нему уважения. Если вечером вы не почистили зубы, считайте, что автоматически попали в разряд «чухонцев». Вечные наряды и избиения вам гарантированы. В первые пару месяцев вашему организму будет жутко не хватать витаминов. Поэтому любой укол иголкой во время пришивания подворотничка вызывает нагноение на пальцах. Для брезгливых «дедушек» это тоже критерий для придания вам статуса «чухонца». Если не пускают в санчасть, лучшим антисептиком в казарменных условиях является моча. Нарывы проходят за два дня, поверьте - испытано на себе.

Следите за своей формой. В большинстве случаев под «раздачу» попадают обладатели засаленного мятого камуфляжа. Чувствуете, что вашей форме надо «обновиться», подойдите перед отбоем к сержанту и спросите разрешения постираться. Ни один дембель вам не запретит. А вот если в довесок к своему камуфляжу вам предложат постирать еще и «дедушкин», отвечайте решительным отказом: «Что я, «чухонец» какой, что ли?». Не исключено, что за это можно схлопотать по физии, но больше к вам с такими просьбами не обратятся.

Музицируйте!

Не скрывайте своих талантов. Играете на гитаре? При первой же возможности проявите себя. Старослужащие любят задумчиво помечтать о скором дембеле под душевную песню, а к вам спрос после сольного выступления будет меньше. Хорошо рисуете? Обязательно скажите об этом «дедам». Придется много трудиться над ваянием шедевров нательной живописи, но талантливые создатели татуировок в армии в почете. Да и за оформлением дембельского альбома можно избежать многих неприятностей. Обладаете красивым почерком? Поделитесь своей способностью с заместителем командира роты по воспитательной работе. Он вас посадит за написание боевых листков и различных конспектов. С приближенными к замполитам дембеля предпочитают не связываться. В общем, постарайтесь занять в подразделении какую–нибудь нишу, чтобы оправдывать свое «духовское» существование.

Все эти советы, конечно, не уберегут вас от нетрезвых «отморозков», но не стоит думать, что во всей нашей армии пьянка среди старослужащих - это норма. Тем не менее в самых серьезных случаях стоит поставить в известность командование, по возможности, анонимно. При этом не лишне намекнуть, что аналогичная жалоба уже на руках у друга или родителя на «гражданке» и он готов «дать ей ход».

Но самое главное: Помните, вас дома ждут живыми и здоровыми. Будьте мудрыми.

Как противостоять армейской «дедовщине»?
Многие не беспочвенно считают, что дедовщина была, есть и будет армейским обычаем. Но предлагают отличать дедовщину от беспредела. Например, заправить постель старослужащего - это вроде как дедовщина, а стирать его носки - это уже беспредел.

На сайте www.vetkaivi.ru на вопросы на тему преодоления дедовщины, а также поведения молодого человека в армии в случае столкновения с дедовщиной есть несколько немного противоречивых мнений. Из этого исходит то, что нет одинаковых ответов на разные жизненные ситуации, в т.ч. и по вопросам «дедовщины». Но стоит прочитать эти мнения - и выбрать из них то, что тебе более по духу.

Вот что на эти вопросы ответил протоиерей Димитрий Смирнов - председатель Синодального отдела патриархии по взаимодействию с вооружёнными силами и правоохранительными учреждениями.

- Отец Димитрий, как и отчего, на Ваш взгляд, возникает дедовщина?

Как точно заметил экс–министр обороны, дедовщина начинается в детском саду. То, что мы видим в детском саду, в школе, в армии называется «коллектив». Это для человека ненормальная ситуация. Нормально человеку быть среди людей разновозрастных. Как только людей одного возраста собирают в коллектив, между ними возникают отношения волчьей стаи: сильные, агрессивные; самые подлые занимают первенствующее положение. Тот, кто может зарезать, подавляет того, у кого рука на это не поднимается.

- Это связано с возрастом?

Еще Густав Флобер написал роман «Воспитание чувств». Поведение детей близко поведению животных. А благородство, самопожертвование, любовь к ближнему, взаимопомощь - это целенаправленно воспитывается годами. В детском саду людей еще не успели этому научить. Тех, кто оказался в армии, никто этому не учит. Дедовщина совершенна неизбежна.

Спасение от дедовщины могло бы быть в многодетной семье. Когда дети буквально с детсадовского возраста конкурируют между собой, дерутся, и у них нет никаких проблем дать сдачи парню, который на полгода старше. Они выросли в такой семье, и всегда отстаивают свои права. Когда у нас страна была многодетная, самая многодетная в Европе, то дедовщины в армии быть не могло. Каждый ребенок с детства мог за себя постоять. Когда ему что–то в армии угрожает, то он, если он парень самостоятельный, тут же позвонит в военную прокуратуру. Он тут же обидчиков посадит. А мало - даст им в физиономию. Да так даст, что он больше не встанет.

Какими мужчинами могут быть мальчики в обществе, в котором у сорока миллионов женщин нет мужей?

- Соответственно, они неправильно воспитывают мальчиков?

Разумеется. У нас женское воспитание в школе, мужчин в школах нет. Девочки развиваются раньше, они «забивают» мальчиков, которых они выше на голову. Поэтому мальчик испытывает тройную нагрузку: от мамы (еще бывает, и от бабушки), в школе двойную (от женщины–педагога и от девочек–однолеток, которые мощнее, на голову выше, и часто лупят, которые еще и хорошо учатся). Получается, что он не мужчина, а такой «слизнячок», который к службе в армии неспособен. Его так мамочки воспитали. Это замкнутый круг. Его надо разрывать.

- Что тут можно сделать? Чем помочь?

Спорт! Спорт, связанный с единоборством. Не командные игры, не хоккей или баскетбол. Лучше борьба, бокс, фехтование, пинг–понг, где человек может преодолевать и побеждать соперника один на один, воспитывать в себе волю. Еще лучше какой–нибудь кадетский корпус, где полно мужчин, женщин мало. Там молодой человек видит, как мужчины себя ведут. Там дисциплина, там порядок, там не дают старшим обижать младших. По крайней мере, там об этом говорят.

Как правильно должны вести себя родители перед тем, как парень, сын, уйдет служить в армию? Что они должны говорить? Как они должны его готовить? Какая должна быть на них доля ответственности?

Они должны ему говорить: «Ничего не бойся, никакой круговой поруки. Если что, звони, мы тебя выручим».

- А если он задает вопрос: «Что меня там ждет?», - что они должны ему рассказать?

Что его там ждет… Обычный коллектив. Есть у нас прекрасные части, где идеальные отношения. Да, могут быть проблемы. Но за нас военная прокуратура. Как только командир части почувствует силу родителей, он тут же встанет в строй. Ему проблем не нужно.

- То есть солдату не нужна помощь офицерского состава, друзей по казарме…

Друзья там будут слабенькие, он сам должен быть смелым. Он должен тут же сообщить отцу, матери и т. д. А они уже в прокуратуру.

- Мальчик в принципе должен готовиться к службе в армии с самого детства?

С десяти лет.

- Как готовиться?

Я говорил уже о кадетских корпусах. Нужно начать заниматься спортом. Воспитывать в себе благородство, чтобы в армии самому защищать слабых. Надо быть сильным духом, уметь сказать: «Я этих дедовщин не допущу. Если ты этого сейчас тронешь, ты сядешь у меня».

- Надо еще знать свои права, видимо?

Элементарно. Любое насилие в отношении личности - уголовно наказуемое преступление.

- Очень многое покрывается, Вы ведь знаете.

А надо выявлять, для этого есть пресса, интернет, что угодно. Надо поднять народ, никому не давать спуску.

Я целиком и полностью занимаю ту позицию, что парень должен служить в армии. Если бы у меня был сын восемнадцати лет, я бы его обязательно отправила служить. Я считаю, что он просто обязан. А все вокруг кричат: «Ты что, ты что!»

Просто эти люди поддались пропаганде. У нас есть прослойка людей, для которых все, что представляет собой национальные ценности и славу, подвергается высмеиванию, охаиванию. Они создают такой фон, что об армии - только плохо, о командирах - только плохо.

С патриотическим воспитанием у нас тоже туговато.

В армии творят такие вещи страшные, я вчера ролик смотрела. Просто выстраивают их в шеренгу и начинают с подскока накаченные парни бить в живот.

А почему в военную прокуратуру он не позвонит?

Я не знаю, почему они как овцы на заклании там стоят. Я сижу и нервничаю: почему же они не ответят? Они, видимо, так скованны своим страхом, что будет еще хуже.

Надо идти в секцию заниматься самбо. Сам его поймал, ножку ему сломал где–нибудь в районе коленного сустава.

Они его забьют. Их трое кабанов. Шеренга из этих мальчишек в майках, худеньких, видимо, только–только призыв. А эти три кабана с сигаретами. Все такие из себя… Их бьют по животу, по голове, и они все улетают к своим койкам. И если один из них схватит того за руку, который его бьет, ответит ему, эти мальчишки за него не заступятся. А эти двое его забьют до смерти. Они боятся, что их тоже могут побить так, что не встанешь.

Если ты из троих вырубил одного, то с двоими уже нет проблем.

- А если ты не уверен, что сможешь вырубить?

Тогда надо взывать к офицерам, бить окна, кричать, ломать табуретки, запастись горючим веществом, зажечь матрас, то есть активно сопротивляться.

- А если офицеры на стороне дедов? Говорят, что есть такое понятие, не «дедовщина», а «уставщина». Что делать?

Звонить маме, так и так. Такой–то, фамилия такая–то, они издеваются, то–то, примите меры, в военную прокуратуру. Она приедет.

Игумен Валериан (Головченко) - Советы старого дембеля

Всем служившим и готовящимся служить посвящается…

Ходить ли строем?

Когда парню исполняется 18 лет, то перспектива сменить удобные домашние тапочки на солдатские ботинки становится очевидной. Можно, конечно, и закосить. Но оно потом дает о себе знать. «Закосы» бывают разными…

По здоровью. На всю жизнь признать себя хворым. Скорее всего, через пару лет все забудут о причине твоего непосещения Вооруженных Сил. Но такие вещи имеют нехорошее свойство всплывать не к месту. А потом будешь долго возмущаться, почему тебя без намордника в самолет не пущают.

По семейным обстоятельствам. Взятая на иждивение троюродная бабушка может запросто выписать тебя с жилплощади, когда в очередной раз надумает выйти замуж. А уж самому поскорее жениться и завести детей только ради того, чтобы в армию не ходить - и вовсе безумие. Армия–то всего год, а семейные ценности - вечные!

По учебе. Если уж ты действительно умный, то и в армии сможешь многому полезному в жизни научиться. Во всяком случае, кран в ванной починишь сам, а не будешь читать жене и слесарю лекцию по гидравлике.

По «вере». Православная Церковь служить в войсках не запрещает. Многие великие старцы в юности в армии служили. Да и Родину многие из них в войну защищали. А мысли о невозможности совместить твою «великую духовность» с армейским бытом - лишь от незнания ни армейского быта, ни подлинного состояния своего духа. Человек подлинно духовный останется таковым везде! И уж совсем немыслимо прятаться от армии «в рясе» - в семинарии, в монастыре или в священнослужении. С такими вещами не шутят!

По «альтернативке». Уж лучше всю армию на «губе» просидеть! Или в Африку в рабство продаться. Альтернативная служба - развлечение для любителей долго и бесплатно быть поднадзорными чернорабочими. Что–то вроде расконвоированных ЗК.

Большинство остальных способов непосещения армии вступают в противоречие с Уголовным Кодексом. Лучше полтора года на солдатской койке, чем столько же на тюремных нарах.

Теперь ты в армии…

Для того, чтобы без лишних проблем отслужить срочную в армии, полезно усвоить несколько простых принципов. Простых, но жизненно–важных. Это «Законы замкнутого коллектива» - нехитрые социологические принципы. Они действуют везде, где тебе приходится в течение длительного времени «видеть одни и те же лица, ходить одним и тем же маршрутом». Эти принципы не являются исключительным атрибутом армии или, скажем, тюрьмы. В офисе или на заводе - то же самое, только не так заметно. Просто в армии ответственность за их исполнение весьма высока. Итак:

1. Не бойся. Никто тебе ничего не сделает - они сами боятся. Или ты забыл, что ничего не может произойти с тобой без воли любящего тебя Бога. Просто будь честным и порядочным человеком, а «Бог не выдаст - свинья не съест!»

2. Не доверяй. Люди разные и порой говорят неправду. Никогда не можешь знать, чего может стоить общение с незнакомым человеком. Для того, чтобы довериться кому–то, надо вместе с ним многое пройти. Тогда и увидишь, кто рядом с тобой на самом деле - друг или недруг. Потому и друзей в жизни много не бывает. Приятелей и знакомых - толпы, а друзей - единицы.

3. Не проси. Люди своекорыстны. И любая просьба может поставить тебя в зависимое положение, ограничить твою свободу выбора. Научись решать свои проблемы сам - в жизни пригодится. Отцы–командиры, мамы–папы, друзья–товарищи не смогут решить твои проблемы. Потому что проблема, как правило, внутри тебя.

4. Не «стучи». Это ты должен был понять еще дома, если ябедничество, конечно, не стало стилем твоей жизни. Доносчиков, как проституток, не уважает никто, хотя некоторые и прибегают к их услугам. Отвечай за себя и не болтай о других. Не старайся представить свое низменное желание «подлизаться» и «устроиться» в виде «борьбы за правду». Помни, что стукачу не доверяет никто. Если же ты вдруг додумался, что громогласная «борьба за правду» на собраниях воинских коллективов намного лучше тихого наушничества, то должен тебя огорчить. Просто есть стукачество явное, а есть тайное. И то, и другое не нравится всем одинаково. А способов выразить свое неудовольствие твоим отношением к ближним в армии предостаточно. Ни лавры «главного армейского диссидента», ни даже клеймо «первого стукача Вооруженных Сил» тебе все равно не достанутся. Сто раз подумай, с кем и о чем говорить.

5. Поэтому не жалуйся командирам. Рано или поздно о твоей «доверительной беседе о жизни взвода» узнает вся часть. Прятаться будет негде и защитить некому. Сами командиры будут ненавидеть тебя за то, что ты способен наговорить о них проверяющему из штаба. И приложат максимум усилий, чтобы твой социальный статус и внешний вид не вызывал доверия.

6. Не пиши домой «жалостливых писем». И не вызывай на разбор добрую мамочку, если вдруг получишь фингал. Это ты еще в школе понять должен был. Иначе «маменькиного сынка» будут гнобить только ради того, чтобы посмотреть, как «мамка у комбата лютует». После подобных визитов родни командиры потребуют от тебя такого исполнения твоих уставных обязанностей, что забудешь свое имя. А любой твой стон будет вызывать у них лишь напоминание о «тяготах и лишениях» для всех и «военном трибунале», как альтернативе для тебя лично.

Да и с сослуживцами меньше болтай. Если кто–то захочет «выслужиться», то постарается подставить тебя.

7. Не пытайся с первых дней строить из себя миссионера в стране людоедов. Можешь начать вещать великие истины окружающим тебя лишь тогда, когда заработаешь в коллективе авторитет. Как правило, это произойдет не раньше чем через несколько месяцев службы. Ибо нет ничего более отталкивающего людей от веры, чем проповедь, сказанная ничтожеством или подонком.

То же касается и твоих уникальных способностей. Попытки с первых дней назваться Рафаэлем и заняться выпуском стенгазет и боевых листков могут с треском провалиться. Во–первых, будешь делать это за себя и за того парня, во–вторых, настроишь против себя свой призыв. Или ты думаешь, что им весело в наряды и караулы летать вместо тебя? Потом, через полгода, когда захочешь отдохнуть, твои друзья припомнят, что ты и не напрягался. Православному заработать титул шланга гофрированного не к лицу. Поэтому постарайся поначалу не выделяться. Не лезь никуда, надо будет - позовут. Вообще: от работы не отказывайся, на работу не напрашивайся. Будь как все, может, чуть–чуть лучше. Ты ведь крестик не просто так носишь. Но помни, что «молодой» все команды исполняет «быгóм!».

Все порученное тебе исполняй в срок и, что немаловажно, вместе со всеми. Не старайся выбиться в передовики производства. Ибо, как только выполнишь эту работу, отцы–командиры найдут тебе более другую. Вообще, идеальный солдат - неизвестный солдат. Тот, чье имя отцы–командиры не смогли запомнить за полтора года службы. Его и в наряды меньше гоняют - вспомнить не могут.

Все воинские уставы старайся выучить назубок. Ничего сложного в этом нет. Зато придолбаться к тебе будет гораздо сложнее. Самый главный устав в мирное время - Устав караульной службы. Каждая буква в нем написана чьей–то кровью. И это не просто громкие слова. Сейчас, конечно, шпионов уже не ловят. Но развелось слишком много желающих обчистить армейские склады или забрать твой автомат. Твоя небрежность на посту может стоить жизни старикам, женщинам и детям. Помни об этом и, заступив в караул, бди, действуй решительно и по уставу!

Тебя сильно смущает мат? Но многие военнослужащие матом не ругаются. Они им разговаривают. Человеку, выросшему в церковной среде, этот язык, безусловно, режет уши. Что делать? Во–первых, не показывать своего смущения. Иначе будут ругаться назло, пытаясь тебя «достать». Во–вторых, не делать вид, что не понимаешь, чего от тебя хотят. Иначе накажут «за тупость». И, в–третьих, самое главное, самому не употреблять этих слов, как бы не выражались твои собеседники. Хотя, конечно, когда твой товарищ нечаянно уронит на тебя колесико от КАМАЗа, не сразу вспомнишь слова духовного увещания. Но ведь и на гражданке мы иногда грешим этим…

Тетя из «Комитета солдатских матерей» когда–то жаловалась, что ее сына деды заставили стирать их обмундирование. Пришлось попросить: «А вы выясните, чью форму его заставили выстирать в самый первый раз». Ответ было нетрудно угадать. В первый раз бойца «принудили» постирать свою собственную форму. А чтобы лучше привить стремление к чистоте и опрятности, заставили потренироваться на чужом обмундировании. То, чему мама не научила за 18 лет, дедушки втолковали за пару месяцев. Боец не деградировал, не опустился. Стал следить за собой, научился стирать.

Армия учит быть скромным и неприхотливым в быту. Солдатских ботинок от Гуччи и портянок от Версаче тебе не дадут. Когда ты свободен от вещизма, от гонки за модой и дорогими тряпками, только чистота и аккуратность работают на имидж.

Дед–сержант заставил моего Витеньку зубной щеткой вычистить клозет! - заявила сердобольная мамаша.

Но он же не заставлял его потом этой щеткой зубы чистить! Ну, выбросил бы щетку и не печалился. Кариес бы мгновенно не наступил, это не инфаркт. А через пару дней купил бы новую щетку за копейки в военторге. И все дела.

Такую бы не купил! У него была электро–виброщетка «Супердентамед»!

Ух, ты! Да он у тебя, наверное, самым крутым хотел выглядеть. Сержанта по–человечески можно понять. Каждый бы захотел увидеть, как чудо враждебной техники работает не на благо отдельного «упакованного» персонажа, а на общее дело санитарии и гигиены.

Наверное, только тот, кто способен почистить по приказу зубной щеткой сортир, способен по приказу подняться с гранатой на танк. Настоящая любовь всегда жертвенна.

В казарменной жизни есть одна особенность - ты в коллективе 25 часов в сутки. Каждый миг твоей жизни проходит на виду у твоих сослуживцев. И если на гражданке тебе с успехом удавалось строить из себя «крутого парня», то в армии это не пройдет. Ты не сможешь «выдавать себя за кого–то великого». Коллектив очень быстро поймет, кто ты на самом деле, определит степень твоей порядочности. Вообще, в жизни лучше быть кем–то, чем казаться кем–то. Скрывать свои немощи ты все равно не сможешь. Но слабому, как правило, помогут. А вот лицемера и подонка презирают все. Но, все же, постарайся быть сильным. Вот тут я полностью соглашусь с Оперуполномоченным Гоблином: «Если до призыва еще далеко - усиленно займись спортом. Самый правильный спорт - это бокс. Никогда не слушай всяких там каратистов–айкидистов. Времени на все эти тренировки убьешь море, а результат получишь мизерный…».

А вот рассказы о том, как ты дома эффектно дрыгал ножками на занятиях по каратэ, лучше навсегда забыть. Ибо сразу найдется толпа желающих проверить практическую ценность твоего «мерлезонского балета». Как показывает жизнь, таких проверок «балет» не выдерживает. Ибо бокс имеет более практичный, хотя менее зрелищный арсенал, чем медитации в зале у сенсея. Так что бокс в сочетании с тяжелой атлетикой для православного пацана - очень даже то! И без всяких там восточных заморочек и китайских философий. И душа будет в порядке, и тело здорово.

Но главная сила - это сила твоего духа. Твоя способность вытерпеть любую боль и нагрузки - это и есть практическая проверка твоего почитания христианских мучеников. Так что, дружок, в обиду себя не давай, но и на рожон не лезь. От парочки тумаков в душу и ускорения с ноги ничего с тобой не случится. Научишься в жизни держать удар. А вот по малейшему поводу лезть в драку не следует. Ты ведь христианин! Часто полезнее быть побитым, но остаться несломленным. Те твои принципы, за которые ты готов сражаться до конца, можно пересчитать на одной руке. Но их ты должен помнить всегда. Все остальное - не стоит расстраиваться.

Если же ты уже самый здоровый, то не надейся, что сможешь в одиночку разогнать дедушек. И не вздумай подбивать на это свой призыв! Ведь молодые - это случайно собранные люди, а деды - сформировавшийся коллектив. Новобранцы - «детали конструктора», старослужащие - «боевая машина». Ты еще просто не знаешь, кто из твоих сопризывников способен в трудную минуту на предательство. Поэтому бунт будет подавлен быстро. В лучшем случае получишь в лоб, в худшем найдут, как согнуть по уставу.

8. Никогда не ной и не стони. И тем более, не впадай в истерику. Когда истеричный молодой начинает визжать: «Как вы меня задолбали!», ему спокойно ответят, что он «задолбанным родился». И в этом есть доля правды. Просто в армейском экстриме проявилось его гнилое нутро, которое на гражданке ему удавалось скрывать. А в армии он просто поленился, с Божией помощью, поработать над собой. И это стало всем заметно. Жизнь может изменить человека так, что он становится похожим на самого себя.

В армии солдату живется, как картошке: если зимой не съедят, то весной посадят. Если первую половину службы будет проходить проверку на прочность твое смирение, то вторая половина будет наполнена искушениями другого рода. Ты почувствуешь власть над молодыми. А искушение властью - одно из самых страшных. Относись к «молодым» с любовью и снисхождением. Старайся не наказать, а исправить.

И запомни, деда от молодого отличает прежде всего то, что он знает «что делать, когда делать, и как это сделать правильно и быстро». Про это говорят: «Старый делает что–то цивильно - старый мочит! Потому что старый знает, старый видел, старый был!»

Конечно, в первые и последние дни в армии тебя будет одолевать тоска по дому. Но дальше Украины тебя не пошлют. Заполярье и Каракумы стали недоступны в связи с распадом СССР. Старайся не думать о доме, иначе изведешься понапрасну.

Ты ведь вечно плакался на гражданке, что в жизни не хватает экстрима. Носился на мотоцикле, прыгал с тарзанки за деньги - и «не пронимало»! А тут - бесплатное экстремальное приключение длиной в год. Хороший способ познать себя! И не воспринимай армейские будни как нечто скучное и зловещее. Научись радоваться маленьким радостям и любви Божией. Старайся всегда быть на позитиве. Будь не утешаемым, а утешающим. И ободряй собой других, даже если тебе самому тяжело. Ведь «Жизнь - это умение улыбаться даже тогда, когда по лицу текут слезы».

P. S. Возможно, высокодуховный читатель упрекнет меня за стиль и слог повествования. Но, вспомнив свои два года в сапогах, сказать об армии иначе не смогу. Это правда. А писать нужно честно…

Дедовщина в армии СССР расцвела в 1970-1980-х годах, однако ее корни следует искать за пределами периода застоя. Случаи неуставных взаимоотношений в Вооруженных силах встречались и в ранние годы советской власти, и в царской России.

Истоки

Вплоть до начала XIX века попытки отношений не по уставу в российской армии успешно пресекались. Это было связно как с авторитетом офицеров, так и с уровнем дисциплины личного состава. Однако ближе к середине столетия по мере либерализации общества более вольными порядки становятся и в среде военнослужащих.

Ученый и путешественник Петр Семёнов-Тян-Шанский в мемуарах вспоминал свое пребывание в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, куда он поступил в 1842 году 15-летним юношей.

«С новичками обращались, унижая их достоинство: при всех возможных предлогах не только били их нещадно, но иногда прямо истязали, хотя без зверской жестокости. Только один из воспитанников нашего класса, отличавшийся жестокостью, ходил с ремнём в руках, на котором был привязан большой ключ, и бил новичков этим ключом даже по голове», - писал Семёнов-Тян-Шанский.

На рубеже XIX-XX веков случаи дедовщины стали встречаться гораздо чаще. В Николаевском кавалерийском училище даже появилась своя лексика, отражающая неуставные отношения. Младшие там именовались «зверями», старшие - «корнетами», а второгодники - «майорами».

Приемы издевательств старших над младшими в училище поражали своим разнообразием и оригинальностью и были, по мнению современников, выработаны целыми поколениями предшественников. К примеру, суровые «майоры» первого класса могли заставить новичков в наказание и просто так «жрать мух».

Первый случай дедовщины в Красной Армии был зафиксирован в 1919 году. Трое старослужащих 1-го полка 30-й стрелковой дивизии до смерти избили своего сослуживца 1901 года рождения потому, что молодой боец отказался выполнить за старослужащих их работу. По законам военного времени все трое были расстреляны. После этого происшествия почти полвека не было официальных сообщений о зафиксированных случаях дедовщины в армии СССР.

Возвращение

Когда в конце 1960-х годов в советской армии стали вновь отмечаться случаи неуставных взаимоотношений, многие, особенно ветераны Великой Отечественной, не хотели в это верить, называя это выдумкой, брехней. Седовласым фронтовикам, для которых моральный дух, честь и взаимовыручка на войне были превыше всего, подобное было принять непросто.

По одной из версий, дедовщина вернулась в армию после сокращения срока службы по призыву в 1967 году с трех лет до двух в сухопутных войсках и с четырех до трех - на флоте. В течение некоторого времени сложилась такая ситуация, что в одном подразделении находились срочники, которые дослуживали третий год, и те, кому суждено было провести в армии на год меньше. Последнее обстоятельство выводило из себя служащих старого призыва, и они вымещали злобу на новобранцах.

Есть и другая причина. Изменение срока службы совпало с дефицитом призывников, вызванным демографическими последствиями войны. Пятимиллионная советская армия должна была уменьшиться на треть. Чтобы как-то компенсировать демографические потери, Политбюро ЦК КПСС было вынуждено принять решение о призыве в армию мужчин с уголовным прошлым, что прежде было совершенно исключено.

Функционерами это событие объяснялось как исправление оступившихся сограждан. Однако на деле бывшие обитатели тюрем и зон стали вводить в армейский обиход порядки и ритуалы прежних мест своего проживания.

Другие наблюдения вину за дедовщину возлагают на командиров частей, которые начали широко использовать солдатский труд для извлечения личной материальной выгоды. Не предусмотренная уставом хозяйственная деятельность привела к тому, что старослужащие стали выступать в роли надсмотрщиков над солдатами первого года службы.

Впрочем, социолог Алексей Солнышков отмечает, что уже в 1964 году появился ряд работ, посвященных вопросам дедовщины, а значит, эта проблема существовала ранее и имеет более глубокие корни. Более того, некоторые специалисты по неуставным взаимоотношениям в армии утверждают, что дедовщина никуда не уходила, а была всегда и везде.

Болезнь общества

Для многих исследователей дедовщина в советской армии - прямое следствие изменившегося социального фона в стране. Адмирал, в прошлом командующий Северным флотом Вячеслав Попов полагает, что дедовщина – это болезни общества, которые были перенесены в армейскую среду.

В 1960-е годы в советском обществе произошел надлом, когда элита, окончательно вырвавшаяся из-под тотального контроля сталинской системы, начала раскачивать десятилетиями складывающуюся систему субординаций и подчинений. Ответственность сменилась безответственностью, а прагматизм – волюнтаризмом.

Ученый и публицист Сергей Кара-Мурза связывает дедовщину с падением общинного принципа построения Союза и с переходом всего населения на евроцентристские и индивидуалистические рельсы. Кара-Мурза называет это «фактически первым звоночком катастрофического разрушения общественной морали».

Это было время, когда на металлолом резались корабли и самолеты, а в офицерском составе происходили большие сокращения. Генералы, которые пытались противодействовать с их точки зрения деструктивному процессу, немедленно смещались. На их место пришла новая, «паркетная», генерация военачальников, которая больше была озабочена не повышением боеготовности, а личным благополучием.

На рубеже 1960-70-х годов мало кто верил во внешнюю угрозу, и это сильно расхолаживало Вооруженные силы. Однако армия не может существовать вне иерархии и порядка. Все это сохранилось, но согласно новым веяниям трансформировалось в неуставные методы поддержания дисциплины. Как отмечает Кара-Мурза, выхолащивание сталинизма из армии привело к тому, что явная и жесткая форма подавления личности была заменена на более мягкую и скрытую.

Идеологию дедовщины хорошо иллюстрируют слова одного из прапорщиков: «Мне выгодна дедовщина. Для меня что главное? Чтобы порядок был и все выполнялось четко и в срок. Я спрошу с дедов, а они - пусть с молодых требуют».

Язык дедовщины

Дедовщина в армии - это давно устоявшийся принцип быта и способ общения солдат между собой. Естественно, что неуставные отношения требуют и специфической лексики, которая в среде солдат-срочников подчеркивает иерархию. Лексика разнится согласно видам Вооруженных сил, особенностям подразделения и месту нахождения воинской части. Однако любой язык дедовщины понятен всем. Вот наиболее употребительный словарь:

Военнослужащий, еще не принявший присягу и живущий в отдельной казарме: «салабон», «мамонт», «запах», «карантин»;

Военнослужащий первого полугодия службы: «дух», «щегол», «чижик», «гусь»;

Военнослужащий второго полугодия службы: «слон», «морж», «старший гусь»;

Военнослужащий, отслуживший больше года: «котел», «черпак», «помазок», «фазан»;

Военнослужащий, отслуживший от полутора до двух лет: «дед» или «старик»;

Военнослужащий, находящийся в части после выхода приказа об увольнении в запас: «дембель» или «карантин».

Некоторые термины требуют расшифровки. «Вы ещё даже не «духи», вы – «запахи», – так «деды» говорили новобранцам, только что прибывшим в часть. Почему «запахи»? Потому что от призывников еще пахло бабушкиными пирожками, которыми их откармливали перед службой.

Следующая ступень новобранца – «дух» (также «салабон» или «желудок»). В армии он - никто. У него нет никаких прав. Никто ему не должен, а он обязан всем.

«Слонами» называли срочников, уже втянувшихся в армейские будни: они еще не привыкли филонить и готовы выдерживать любые нагрузки.

Когда солдат вступал в переломный период службы, его считали «черпаком». Для обретения статуса «посвящаемый» в «черпаки» должен был выдержать двенадцать ударов половником по ягодицам. Задача «черпака» - следить, чтобы «духи» и «слоны» не мешали друг другу. Он серьезно не напрягается, но все еще не имеет многих прав.

Ритуалы

Переход военнослужащих на следующую иерархическую ступень сопровождался специальным обрядом – переводом. Его формы были различны, но суть - одна. К примеру, солдата били ремнем столько раз, сколько месяцев ему осталось служить, и все это он должен переносить молча. Однако при переходе в категорию «дедов» удары наносились ниткой, при этом солдат должен был кричать во весь голос, словно страдая от сильной боли.

На флоте были свои ритуалы. Так при переводе из категории «карасей» в «полторашники» происходил обряд «смывания чешуи». В зависимости от погодных условий и места действия «карася» выбрасывали за борт, окунали в прорубь или обливали из пожарного шланга, стараясь провести обряд перевода неожиданно для «посвящаемого».

В советской армии практиковались и более жесткие ритуалы, например «пробивание лося». Старослужащий заставлял солдата нового призыва скрестить руки на некотором расстоянии ото лба, после чего наносил ему удар в перекрестие рук. Сила удара зависела от настроения «деда» или от вины новобранца.

Нередко ритуальная сторона дедовщины отходила на второй план, и старослужащие начинали откровенно издеваться над новичками. Иногда это закачивалось трагедией. Не только для «духов». Широкую известность в период перестройки получило «дело Сакалаускаса» – молодого солдата из Литвы, расстрелявшего в феврале 1987 года на подъезде к Ленинграду караул из семи старших сослуживцев.

Среди погибших оказались обидчики Сакалаускаса: повар Гатауллин, который регулярно подсыпал в порцию «духа» полстакана соли или песка, лишал его завтрака или обеда; старший сержант Семенов, не раз макавший рядового лицом в унитаз, ставивший в наряд на 10 часов. После инцидента Сакалаускас с диагнозом «хроническое психическое заболевание с непрерывно прогрессирующим течением» был направлен на принудительное лечение.

И таких трагических последствий дедовщины было немало. Как же реагировало на это военное руководство? Еще летом 1982 года был издан секретный приказ №0100 о борьбе с неуставными отношениями. Однако к этому времени дедовщина приобрела настолько массовый характер, что бороться с ней было практически невозможно.

Более того, высшие партийные и военные чины не особенно спешили искоренять дедовщину. Во-первых, их дети по праву рождения были защищены от этой напасти, а во-вторых, чтобы объявить войну дедовщине, нужно было во всеуслышание признать ее существование. Ну, разве могла в стране развитого социализма быть дедовщина?..

Сегодня я расскажу, есть ли дедовщина в армии. Перед тем, как ответить на этот вопрос, я объясню, что есть дедовщина в армии, а что — неуставные взаимоотношения.

Дедовщина в армии — это процесс обучения старослужащими (военнослужащие более раннего срока призыва) или по-другому «дедами» молодого пополнения. А неуставные взаимоотношения в армии — это взаимоотношения между солдатами грубо нарушающими требования уставов и обычно являющимися нарушением закона со всеми вытекающими последствиями.

Дедовщина в армии сегодня — миф или реальность?

Как вы поняли, дедовщина в армии и неуставные взаимоотношения в армии — это абсолютно разные вещи. Дедовщина — это когда приходит молодое пополнение, а «деды» или, так называемые «дембеля», военнослужащие более старшего призыва начинают учить их, к примеру, правильно ходить, правильно разговаривать, обращаться к старшим по воинскому званию и т.д. То есть происходит плавное становление военнослужащего и собственно говоря с этого .

Дедовщина в армии и неуставные взаимоотношения в армии

Дедовщина в армии никак не связана с тем, что вы можете увидеть, к примеру, на ютубе, вписав в поиск фильмы про дедовщину в армии . Все, что вы там видите, это неуставные взаимоотношения в армии.

Когда ты приходишь в армию, ты, соответственно, новобранец. Тебе встречаются полугодичники — это такие же солдаты, но они уже отслужили полгода, так называемые «слоны». В общем понимании дедовщина — это когда так называемый старослужащий начинает унижать физически либо морально молодого солдата.

Полезная информация для военнослужащих по призыву:

  • Сколько дней, часов, минут осталось до твоего дембеля.

Но, к счастью, сегодня эта проблема в армии вообщем то сведена на нет. Поэтому, если меня читают матери либо молодые люди, которые только пойдут в армию, запомните: в армии дедовщины нет!

Сейчас разница между дедами и новым пополнением всего полгода. Неуставные взаимоотношения в армии появляются, потому что военнослужащие в армии живут мужским коллективом и у них, конечно же, могут быть разногласия. Эти разногласия появляются по абсолютно разным причинам, даже по бытовым. Так что не думайте, что вся армия построена на том, что деды показывают свое превосходство над молодыми солдатами.

Многие думают что именно так выглядит дедовщина в армии. Но это не так!

В общем понимании дедовщина — это когда старослужащий бьет молодого солдата (так называемого «духа»). Конечно, много зависит от людей, и в каждом воинском коллективе есть такие «гнилые» солдаты, которые начинают рассказывать, какой он «дед» и сколько отслужил.

А по факту при нынешнем сроке службы, какой он может быть «дед»? Он отслужил на 4-5 месяцев больше, чем молодой солдат. Но все же в основном в армии служат более менее адекватные молодые люди, для которых честь и порядочность не пустые слова, и, соответственно, они себя так не ведут.

Молодые люди, сейчас я обращаюсь к вам, запомните, какая бы ни была ситуация всегда держите голову в холодном рассудке. Не давайте верх эмоциям над собой, потому что эта ваша секундная слабость (желание кого то ударить) может привести к необратимым последствиям.

Учитывайте тот момент, что люди военные, в частности солдаты срочники, и все их деяния умножаются на три. Если на гражданке ты ударишь кого-то по лицу, и даже если он напишет на тебя заявление в полицию, то тебе максимум будет административное наказание.

В армии это все умножается на три, если ты ударил солдата, и он написал на тебя рапорт, то тебя 100% посадят на так называемый «дизель» — дисциплинарный батальон (дисбат), там ты можешь отсидеть год, полтора или максимально два года. И вот эта минутная секундная слабость может привести к таким пагубным последствиям.

Поэтому лучше послать такого оппонента на три российских буквы, чем потом кусать себе локти. Подводя итог хочется еще раз сказать: дедовщины как таковой нет. Есть конфликты на бытовом уровне и не совсем адекватные солдаты из старшего призыва, которые думают, что они мега крутые солдаты.

Также, что я хотел сказать в этой статье: в армии есть и дедовщина, и неуставные взаимоотношения. Только дедовщина — это хорошее понятие, процесс обучения молодого пополнения, неуставные взаимоотношения в армии — это любая ситуация, которая нарушает воинские уставы или законы и может привести к плохим последствиям.

В редакцию Еврорадио обратился Олег Бенеш ― отец солдата, который проходит срочную службу. Сын Аким набил синяк другому сослуживцу. Возбуждено уголовное дело. Перед этим Аким имел многочисленные конфликты с "дедами" и решил им противостоять.

"Солдатские волнения" произошли в части 30151 вскоре после "плюшевого десанта". Хотя, по идее, в такое время дисциплина должна была быть железной.

"У нас в семье заведено по традиции служить в армии, ― рассказывает Олег Бенеш , отец солдата. ― Аким готовился к армии ― бегал кроссы, занимался боксом, борьбой. Готовился быть хорошим солдатом. Сначала, во время курса молодого бойца, все было нормально. Потом, по словам сына, началось, как в кино: ночные подъемы, отжимания, "кандагарские мосты". Через пять месяцев службы я понял, что ситуация обостряется: видел, что у сына разбиты губы, его мать заметила однажды, что побита голова. Аким начал говорить о ситуации только через пять месяцев службы. Оказалось, что в воинской части были два призыва. В старшем ― племянник высокопоставленного офицера, он и задавал тон службе. Всем рулили солдаты. Сначала требовали делиться кофе, сигаретами, конфетами. Затем начались ночные подъемы. И мой сын сначала поддавался и не знал, как действовать. А в один день решил противостоять и отказался выполнять команды сержантов. Он парень с честью: поэт и спортсмен".

Война с "дедами", по словам Олега Бенеша, закончилась уголовным делом, которое было возбуждено в отношении... его сына.

"Некоторые солдаты младшего призыва начали объединяться с Акимом. Это произошло точно в октябре прошлого года. Их избивают ― они сопротивляются, ― продолжает отец солдата. ― Дрались каждый день. Однажды у моего сына забрали часы. Он ничего не заявлял, но некоторое время спустя подошел к одному из обидчиков и потребовал вернуть вещь. В результате они подрались. Во время драки мой сын посадил оппоненту фингал. В итоге майор, который отвечал за воспитательную работу, пообещал: если будешь давать "нужные" показания, то получишь только прокурорское предупреждение и недолго посидишь на гауптвахте. Но неожиданно возбудили уголовное дело. После этого Аким резал правду-матку и рассказывал, что на самом деле происходило в части 30151. Его начали травить. Например, Акима выводили на плац перед всеми и поносили. Солдаты боялись с ним говорить. Было такое впечатление, что сына хотели довести до самоубийства или подтолкнуть к дезертирству".

"Солдат попадает в мясорубку и не может пожаловаться, получить совет"

Акиму Бенешу инкриминируется статья 443 часть 1 Уголовного кодекса ("Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, которые не являются подчиненными").

Отец солдата был возмущен ведением следствия. Он считает, что допрашивали только "удобных" свидетелей и шансов защититься Акиму не оставили.

"Тогда я направил жалобы в Администрацию президента и Генпрокуратуру, ― продолжает Олег Бенеш . ― После этого в срочном порядке допросили некоторых солдат. В частности, рассматривалось дело, когда один из "молодых" отказался выполнять приказ "дедов", стал себя защищать. Мой сын и другие солдаты из младшего призыва оказали ему поддержку. В результате всем участникам ситуации: и потерпевшему, и племяннику высокопоставленного офицера, и Акиму ― вынесли прокурорские предупреждения. Моему сыну ― за то, что не доложил о ситуации руководству части и защищал "слабого". После того как некоторые ситуации повылезали, многих офицеров из воинской части перевели на более низкие посты".

Еврорадио: Где сейчас ваш сын?

Олег Бенеш: Его перевели в другую часть. Там ситуация иная. Служится сравнительно хорошо. Я понимаю, что доказать невиновность Акима в суде будет непросто. Но основная цель ― другая. На сайте Генштаба есть горячая линия. Но получить там какую-то консультацию солдату сложно. От телефонов Комитета солдатских матерей и приемной министра тоже мало смысла. Дозвониться туда сложно, трудно рассчитывать и на объективность. Пожаловаться военным ― почти невозможно. Солдату не с кем посоветоваться по поводу того, как себя вести в критической ситуации. Я хочу добиться того, чтобы каждый военнослужащий имел право пользоваться телефоном и в свободное время обращаться на нормальную горячую линию, сообщить о бесправии в части. Солдат в армии может попасть в мясорубку и не имеет возможности обратиться за помощью. Необходима нормальная организация, которая защищала бы права солдата. В воинских частях должны быть установлены видеокамеры, чтобы то, что происходит в казармах, фиксировалось.

Количество уголовных дел по неуставным отношениям сокращается?

Пытаемся узнать позицию правоохранительных органов по "делу солдата Бенеша".

"Расследование по этому делу завершено, ― сообщает пресс-служба Следственного комитета . ― Материалы направлены в суд. СК в настоящее время уголовного процесса не вправе комментировать это дело. Вопросы вы должны задавать суду".

"До рассмотрения дела ничего объяснить не можем, ― говорит Денис Малевич , судья Минского межгарнизонного военного суда. ― Обращайтесь в Минскую межгарнизонную военную прокуратуру, которая дело направляла".

Прокурору Александру Василюку рассказываем, что в редакцию обратился отец солдата Акима Бенеша, подал документы. Интересуемся особенностями статьи, по которой обвиняют солдата.

Александр Василю к: Статья 443... Стоп, подождите, там же папа документы показывал. Вот пусть он вам принесет постановление о привлечении сына в качестве обвиняемого, там все будет написано.

Еврорадио: А у вас мы можем некоторые нюансы уточнить?

Александр Василюк: А зачем, если вам человек документы приносит?

Еврорадио: Хорошо, это не принципиально. Интересует вот какой вопрос: сообщается, что в воинской части 30151 был ряд случаев неуставных взаимоотношений. Многие люди получили прокурорские предупреждения. Это правда?

Александр Василюк: А давайте это без комментариев оставим.

Еврорадио: Почему?

Александр Василюк: А просто не будем затрагивать сферы прокурорской деятельности.

Еврорадио: Вынесения прокурорских предупреждений ― в вашей компетенции. Кроме вас, никто эту информацию не сообщит.

Александр Василюк: Разумеется, да. Это акт прокурорского надзора. Кому я их выношу, зачем я их выношу ― это немного не ваше дело.

Еврорадио: Как не наше? Мы ведь средство массовой информации.

Александр Василюк: У папы спрашивайте, раз он столько знает.

Пресс-секретарь Министерства обороны Владимир Макаров не имел возможности объяснить детали уголовного дела, возбужденного в отношении солдата Акима Бенеша. Но предоставил официальную информацию, часто ли в белорусской армии имеют место неуставные взаимоотношения.

Владимир Макаров: В настоящий момент проводятся соответствующие следственные действия Следственным комитетом. Это уже не прерогатива военного ведомства. Мы не вправе давать комментарии до суда".

Еврорадио: Часто ли бывают случаи неуставных взаимоотношений, как это происходило в воинской части 30151?

Владимир Макаров: В прошлом году в Беларуси рассматривалось 20 уголовных дел по неуставным взаимоотношениям. Для сравнения, в 2003-м было 99. Произошло сокращение таких случаев в пять раз.