Кто такие хохлы и почему. Хохол, жид, кацап, москаль и другие. Значение этой прически для казаков

Мало кто знает, что Запорожский автомобилестроительный завод был основан в 1863 году, когда меннонит Абрагам Яковлевич Кооп открыл в колонии Шенвизе мастерские по производству соломорезок и железных деталей к ветряным мельницам . Вскоре эти мастерские преобразовали в завод сельскохозяйственных машин, выпускавший жатки, молотилки, буккеры и плуги.

Сельскохозяйственную технику завод производил и после того, как был национализирован большевиками. Вот, стрёмная машина на этом фото, которую тащит трактор — это комбайн «Коммунар», одноименный с тогдашним названием завода:

В общем, лишь в конце 50-х было принято решение развернуть на заводе автомобильное производство. Тут явно ощущается влияние хохла Хрущова — потому что проще было бы, конечно, расширить завод МЗМА («Московский завод малолитражных автомобилей»), но как хохлу хохлам не порадеть с народной денюжкой на разворование? И вот в 1961-м из ворот завода выехал первый «горбатый» — странный гибрид из передранного (надо заметить, передранного на МЗМА — хохлы даже этого не могли) Фиата-600 и моторчика от фашистского бензогенератора (который передрали в НАМИ — ну как передрали, упёрли из Германии комплект документации да оснастку для производства).

Был ли у хохлов с завода Абрагама божий дар, и на какое ремесло они его сменяли — неизвестно, но вот то, что их закружило и понесло — это точно. Немедленно начали появляться всё более безумные конструкции. В том же 1961 году был придуман «грузовик» ЗАЗ-970:

Поскольку он создан на основе ЗАЗ-965 — мотор у него располагается, разумеется, снизу под грузовым кузовом. Рабочие на заводе прозвали его «Точило» - за запоминающуюся круглую форму передка. В серийное производство, к счастью, он так и не поступил — но хохлы не унывали, и придумали новое чудо: недопикап ЗАЗ-965П.

Затем «горбатого» на конвеере сменила «мыльница» ЗАЗ-967, и в парах клея БФ немедленно родился микроавтобус ЗАЗ-970Б:

Это была аж шестиместная машина, причем кроме пассажиров этот аппарат мог перевозить и грузы массой до 350 кг. Кожух двигателя этого недо-«минивэна» горбом выдавался сзади в салон, отчего два сиденья третьего ряда были раздельными и представляли из себя маленькие детские стульчики.

Возможность возить грузы этот аппарат и сгубила — в ЦК КПСС резонно посчитали, что если пока что народ растаскивает народное достояние руками и мешками (много ли затолкаешь в коляску мотоцикла или в смешной багажник «запора»), то стоит народу дать подобную машину — объемы воровства резко увеличатся. Нет, это разрешить нельзя.

Несколько позже хохлы, обдумав причины провала, решили зайти с другой стороны — через такси, и предложили вот такого уродца:

Это вот поделие планировалось сделать из Таврии. На дворе был 1979 год, проект назывался незамысловато — «Такси». Водитель сидел над левым колесом (то есть прямо над коробкой передач), и так далее. В отличие от предыдущих «изделий» хохлогения, эта бредятина дальше макета не пошла.

Потом долбанула перестройка — и хохлы кинулись варить пикапы из, вы не поверите — запора-мыльницы:

Вот представьте — на дворе 1990 год, а запорожский завод гонит на рынок пикапы ЗАЗ-968МП. Эти пикапы делали по стапельно-обходной технологии - у бракованного кузова ЗАЗ-968М отрезалась задняя часть кабины, и приваривалась задняя стенка с окном. Качество было ужасным, но всё-таки в производстве МП-шки продержались два года.

Вот лично у меня сразу возник вопрос — а чому нi з Таврiи цэ робылы? Ведь понятно же, что пикап с довольно высоким V-образным мотором сзади — это бред, а вот пикап из переднеприводника вполне бы получился. Вот вам и пример:

Это Форд Фиеста начала 80-х годов, машина ровно такого же класса (более того — Таврия должна была быть точной копией Фиесты, именно этого требовал минавтопром от ЗАЗа, да вот хохлы не справились с копированием). На фото редкий вариант Urba — то есть открытый пикап. Между прочим, Фиеста в версии крытого пикапа («каблука» — у Форда это называется Courier) была в Европе очень популярна, ну а открытый пикап — это в России ахинея в принципе, это не для нашего климата машина.

Вы не поверите — в этот каблук влезает целый европоддон!

Но вернемся к нашим хохлам. Они не спали, и хотели сделать из Таврии вот такое вот чудо:

Это был тот же 1990 год, аппарат назывался Таврия ЗАЗ-1701. Больше всего машина напоминает катафалк, хотя конструкторами, очевидно, подразумевался «компактный семейный универсал». Вы не поверите — но я даже видел эту уникальную парашу живьем в Крыму.

Вообще-то, конечно, скаколи в начале 90-х успели понаклепать на базе Таврии целую кучу вариантов:

Зарплаты уже не платили — а кушать очень хотелось, от этого произошло частичное прояснение мозгов. Видите — там есть даже нормальные пикапчики на базе Таврии, и просто шасси под установку кузовов. Кроме катафалка есть даже санитарная машина — нет, не смейтесь, вон она торчит, беленькая. Здобули, практически. Но СССР закончился, и все эти потуги были уже никому не нужны. Последним высером хохляцкого автопрома стал так называемый Опель-Кучма, он же Славута:

Это уродливый как-бы-седан на базе Таврии. На нем история и завершилась. Дальше ЗАЗ начал собирать старый корейский Daewoo Lanos, а сейчас крутит и вовсе китайские автомобили. По несколько штук в месяц.

Эх, лучше бы они продолжали делать ветряные мельницы…

Шутливое прозвище «хохол» вроде бы не содержит ничего оскорбительного, однако сами украинцы реагируют на это слово с обидой. Слово «хохол» - это экзоним, то есть название народа, которое возникло за его пределами и используется другим этносом. Сами же украинцы себя так не называют, разве что в тех случаях, когда говорят о худших чертах своего национального характера.

Стоит ли обижаться украинцам на это прозвище? Такие авторитетные исследователи русского языка, как С. Ожегов и В. Даль не считали слово «хохол» обидным: оба лексикографа утверждают, что хохол - то же самое, что , без каких-либо уничижительных оттенков, а Ожегов добавляет, что слово это устаревшее и разговорное. А вот в словаре Ушакова читаем, что «хохол – в устах шовинистов – украинец», и что слово это является шутливым и бранным.

Среди украинских исследователей также нет единого взгляда на слово «хохол». Большой толковый словарь современного утверждает, что «хохол – унизительное название украинца». А вот известный украинский прозаик и общественный деятель В. Винниченко писал, что слово «хохол» кажется унизительным и обидным только тем, кто не знает истории происхождения этого слова. Видимо, само слово является нейтральным, а обидным или дружеским его делает контекст, в котором оно употребляется.

Первое упоминание слова «хохол» встречается в «Триязычном » Поликарпова 1704 года, однако очевидно, что в разговорной речи слово появилось гораздо раньше. Существует несколько версий происхождения слова «хохол». Так, некоторые исследователи считают, что слово пришло из монгольского языка и связано с украинского флага: «хох улу» в переводе с монгольского «сине-желтый». Другие исследования возводят слово «хохол» к тюркскому выражению «хох оол», «сын неба».

Однако самая популярная и реалистичная версия утверждает, что это прозвище получили украинцы в связи с традиционной прической – пучком волос на наголо выбритой голове. Существует , что однажды Петр I пригласил казаков на переговоры в Петербург. И европеизированная интеллигенция была так поражена необычными казацкими прическами, что переговорщиков прозвали «хохлатыми людьми», и так это прозвище и прилипло ко всей украинской нации.

С учетом той важности, которую придавали казаки своим хохолкам, эта версия кажется вполне убедительной. Такая прическа была символом казацкой доблести и чести; предателям, трусам, не честным на руку, уличенным во лжи и других грехах казакам носить чубы запрещалось. Срезать же казаку оселедец было смертельным оскорблением. Это трепетное отношение к оселедцам уходит корнями в глубокую древность: во времена Киевской Руси такая прическа говорила о знатном происхождении. Сами же казаки называли свои прически со свойственным им юмором: «оселедец» в переводе

Есть люди, придающие значение тому, что великоросс зовет малоросса «хохлом», а малоросс великоросса «кацапом» или «москалем», и тому подобным мелочам. Я пойду дальше и признаю, что антагонизм между Севером и Югом в России несомненно есть. Это общий факт. Он существует и в Германии, и во Франции, и в Италии, и в Испании, и в Американской республике. Но этот факт - не одно и то же, что антагонизм национальный, и не о нём, поэтому, идет сейчас речь.

Иван Бунин, «Проблема русско-украинских отношений в свете истории»

Тарас Григорьевич Шевченко умер в Петербурге 26 февраля 1861 года. За неделю до этого Император Александр II подписал Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости. Документы обнародовали 5 марта, и ему не удалось стать свидетелем отмены порядка, который он так ненавидел.

За очень короткую жизнь – всего 47 лет ему удалось стать не только великим поэтом и художником, но и великим первопроходцем.

Первым из подданных Российской империи он освободился от рабства только лишь благодаря своему таланту.

Первым сыном крепостных крестьян он ворвался в литературу России, еще в ту пору, когда сочинительство было уделом представителей дворянского сословия.

Первым из отечественных литераторов он создал ярчайший художественный образ современного ему режима, став эстетическим выразителем всех неправедностей и злоупотреблений крепостного права.

Первым он открыто объявил преступной Кавказскую войну.

Первым доказал, что его народ имеет право на литературный язык, а, значит, и на самоопределение.

Первым, не получив систематического образования, стал академиком.

И спустя полтора века он не порос библиотечной пылью, а остался живым человеком, которого слепо любят и люто ненавидят, с которым спорят, спорят, спорят и наяву, и даже во сне…

"Хохол останется хохлом

Хоть ты пусти ЕГО в Европу

Где надо действовать умом,

Он напрягает только жопу.

И потому-то на Руси

Завещано, аж Мономахом:

"Связаться Боже упаси!

С тремя - жидом, хохлом и ляхом ".

Коварен жид, хотя и слеп;

Кичливый лях - похуже б***и,

Хохол же - съест с тобою хлеб,

И тут же в суп тебе нагадит" .

"Хохлы" Т.Г.Шевченко 1851г.

Много споров вокруг этого стихотворения. Иные начисто отрицают авторство великого поэта, иные наоборот, почуяв возможность возвеличить себя над хохлом, в порыве «ВЕЛИКОРУССКОГО» самолюбования, с пеной у рта доказывают о принадлежности этих строк автору. Есть и третьи, и их имя «легион». Примерно как в известном рассказе:

Я свинарка Пелагея Катеринчук, ни хрена не читала роман профессора Живаго, но гневно выступаю против… и прочее.

Я предлагаю читателю, не уподобляться ни одним, ни другим, ни третьим, а самому разобраться в этом вопросе, а заодно выяснить: «Кто такие хохлы?», тем более, что перу Тараса, принадлежат и такие, точно установленные в письме к Белинскому, слова: «Ох эти мне хохлы! Ведь бараны - а либеральничают во имя галушек и вареников с свиным салом!»

Судя по всему Шевченко делает разницу между хохлами и малороссами, как тогда именовали официально украинцев.

Кстати такую же тенденцию можно заметить и у других великих того времени. Для Гоголя, малоросс ассоциируется с Украиной, а вот хохол, живет на Украине, да только он не малоросс, а именно хохол.

А вот и пословицы:

Хохол глупее вороны, а хитрее черта. Хохол не соврет, да и правды не скажет. И по воду хохол, и по мякину хохол! Хохлацкий цеп на все стороны бьет (хохлы молотят через руку).

А еще существует нечеса, космач, мазница, хохлик. Эти слова синонимы хохлу. И означают они черта!

В Москве на Бульварном кольце между Покровским бульваром и площадью Покровские ворота находится Хохловская площадь, рядом Хохловский переулок, на котором расположен храм Троицы живоначальной «в Хохлах». Названа так по жителям, заселявшим эту местность с 18 века. Интересно, что большинство из них были служивыми людьми. Также есть местность Хохловка в районе Нижегородский, с топонимами Хохловский ручей, Новохохловская, Верхняя и Нижняя

Хохловские улицы.

В Воронежской области есть село Хохол, которое является центром Хохольского района.

И опять людская память, сохранившаяся в названиях старой Москвы, делает четкое разделение: дьяк Украинцев, Малоросская улица, Украинская площадь. И в то же время существует полицмейстер Хохловцев? Похоже, что до революции, люди знали различие между хохлами и украинцыми. Причем одних они так называли в обиду, а других в шутку. \

Так, кто же ты такой, хохол?

Хохол (жен. хохлушка) - этнофолизм, уничижительное иногда шутливое прозвище украинцев. Вот так трактует Википендия. Маловато! Ну что же, порыщем по словарям!

Впервые зафиксировано в словаре «Триязычный лексикон» Поликарпова в 1704 году. Значение «украинец, малоросс» для термина «хохол» также записано в «Толковом словаре» Даля.

«Словарь современного русского литературного языка», изданный в 1965 году, утверждает, что хохол - «название украинца, первоначально уничижительное, затем шутливое, фамильярное».

По определению словаря Ушакова (1935-1940) - «в устах шовинистов - великоросов - украинец» с указанием, что слово является дореволюционным, разговорным, шутливым, бранным.

По определению Толкового словаря русского языка Ожегова, «Хохлы (устар. и разг.) - то же, что украинцы».

В XIX веке в Сибири хохлами могли называть не только украинцев, но и белорусов, и русских переселенцев из южных районов европейской части России. Некоторые же группы украинских переселенцев нередко использовали в это время, традиционно считавшееся оскорбительным слово «хохол» в качестве этнонима - самоназвания, указывающего на отличие от великороссов. В частности этнографами зафиксировано несколько легенд на Слобожанщине, в Харьковской губернии, Купянском районе, о сотворении «хохлов» и «москалей» апостолами Петром и Павлом.

Предлагаю читателю вспомнить, что происходило в то время, когда слово хохол появилось впервые в словаре Поликарпова в 1704 году. Должна, же быть, хоть какая ни будь, историческая зацепка?! А вот и она! Переяславская рада! Присоединение Украины к Руси.

То есть на Руси слово хохол появляется в момент присоединения Украины? А почему раньше хохлами не звали? Ведь насолили эти народы России, мама не горюй. Один Кремль чего стоит, да Сагайдачного походы на Русь! А Дорошенко? Значит, слово пришло на Русь с Украины? И русские только переняли его?

Ну а вкратце все было так:

Когда после Любинской унии, слились вместе два вассальных России государства Польша и Литва, образовалась Речь Посполита. Она заняла достаточно большие территории, упираясь на юге в государство вольницу Запорожскую Сечь. Предками запорожцев были бродники и к украинскому этносу, которого еще не существует в те, описываемые мной времена, не имеют никакого отношения. Запорожские казаки никогда украинцами не были, а сделал их такими, величайший лгун от истории Дмитро Яворницкий, написавший «Истории Запорожского казачества и степной Украины» Биография этого проходимца настолько интересная, что я не представляю, как же нужно было приспосабливаться, что бы человек служивший белогвардейцам, стал академиком АН УССР. Это он перевел письмо запорожцев к турецкому султану на украинский язык и назвал сотника реестровых казаков атаманом запорожским. Поинтересуйся им, читатель и поймешь, что я прав. Друг белого генерала Шкуро, был родом из мелкотравчатой шляхты и гордо величал себя дворянином.

Я еще вернусь к нему, а пока продолжим о запорожцах. Гетман Богдан Хмельницкий. Никогда не был Гетманом Запорожским, хотя бы потому, что Запорожская Сечь была отдельным государством и никогда не подчинялась Речи Посполитой. Да, сотник Богдан бывал на Запорожье и даже ходил в походы с казаками-запорожцами, но никогда не занимал высокого положения на Сечи. Гетман Зиновий-Богдан командовал РЕЕСТРОВЫМ КАЗАЧЕСТВОМ, созданным королями Речи Посполитой, как раз для защиты от запорожцев и выполнения полицейских функций в той части страны, где проживали этнические малороссы и литвины. О Западной Украине речи вообще не ведется, такого понятия не существует до 1939 года, воссоединения Западной и Восточной Украины Сталиным. Звпадно-Украинская республика ЗУНР, созданная после революции 1917 и Западная Украина вещи совершенно разные, не только территориально, но и по своему этническому содержанию. Ранее территории эти именовались Галицией.

Кроме запорожцев и реестровых казаков польского короля, на территории было еще одно казачье войско. Оно существует до 18 века и имеет свое четкое название «черкассы». Это потомки племен черных клобуков, родственные молдаванам. Причина их исчезновения во многом не понятна, но мне кажется, что их просто переписали в реестровое казачество.

Итак в Украине того времени, существовали три сословия:

Трудовой народ или холопы

Реестровые кОзаки, которых с присоединением Украины к России начнут звать Войском Запорожским

Черкассы – казаки порубежные с Османской Портой

На границе Украины стояли кАзаки Запорожской Сечи, не имевшей ни малейшего отношения к Украине или Польши, в состав которой она входила.

А теперь вспомните прически того времени. Их собственно было четыре, в связи с зачаточным состоянием дел в сфере куаферства того времени. Кстати, каждый слой населения носил свою причёску,и ему не позволялось менять ее произвольно. Помните как кричали скороходы, бежавшие впереди кареты боярина: «Шапки долой!» .

Именно по прическе того времени и определяли принадлежность людей к тому или иному слою. Купец стригся в скобку, мастеровой носил длинные волосы с обручем на голове, холоп стригся под горшок (кузнеца Вакулу вспомните), запорожцы носили, как и их предки – бродники вьющийся локон именуемый оселедцем и т.д.

Посмотрите на портрет Богдана Хмельницкого. Что у него на голове? Точно не оселедец! На голове его ХОХОЛ – остриженная кругом голова с клоком волос от темени до лба. Этакий чуб, похожий на современный ирокез. Именно так и повелел стричься своим реестровым кОзакам король Речи Посполитой. Вот их то и называло население хохлами. Реестровых не любили на Украине, потому, что они выполняли и функции полиции, отбирали оброк у крестьян, и наказывали особенно ретивых. Мало того, реестровые воевали в составе польского войска. Жили они по месту дислокации своих полков, по сотням и являлись украинскими панами, на которых работали украинские селяне. Барщина господа! Так продолжалось до того времени, пока у сотника Хмельницкого, польский шляхтич не отобрал жену. Вот тогда то и началось его противостояние с Польшей, переросшей в народное восстание, которое частично поддержали Запорожские казаки. Прозванные хохлами реестровые кОзаки и были теми первыми хохлами, которым это прозвище давалось в обиду. А теперь прочитайте приведенные стихи крепостного мужика Шевченко, опираясь на только, что полученные знания. Ну как, понятно про кого писал Тарас, который как известно был из холопов? Да конечно про потомков реестрового казачества, ставшего позже малоросской мелкотравчатой шляхтой. Это Екатерина возведет их в ранг малороссого дворянства. Все эти помещики, описанные Гоголем в Малороссии и есть потомки реестровых казаков гетмана Богдана. Тарас пишет о своих единоплеменниках "выбившихся" в люди.

Кстати, реестровые кОзаки отличались и одеянием. То, как изображается, украинский реестровый кОзак выдумка позднего времени. Это в большинстве своем изображены запорожцы, а вот природный реестровый кОзак одевался в форму очень похожую на польского жовнежа (солдата). В написанных мною миниатюрах, названных в этой работе, есть портрет такого кОзака. Конечно, когда во время восстания Хмельницкого, польская корона перестала финансировать реестровое казачество, все эти условности с одеждой отошли в сторону. Да и не реестровые казаки свершили восстание. Несомненно, они были костяком бунтарей, но победы гетмана Богдана дались в основном силами посполитой голоты (бедноты), которую и призывал Хмельницкий под свои хоругви, обещая посполитым волю и всеобщее казачество "как на Сечи".

А теперь, кто такой был дворянин Яворницкий. Дмитро и был потомком слобожанского сотника Миколы Явора, После того, как Екатерина вторая присоединила к России Запорожскую Сечь, разогнав запорожских казаков, а частично переселив их на Кубань, она принялась и за реестровых казаков, полки которых, стояли по всей Украине. Эти полки были переведены в рейтарские, а старшина кОзацкая, была положена в дворянство. Так, не знавшая дворянского сословия Украина, получила свою шляхту. И с этого момента она проходила по дворовым записям малоросской коллегии, которую возглавил граф Румянцев. За сотниками и прочими чинами, были закреплены крепостные холопы украинцы, которые ранее содержали реестровых кОзаков. Именно старшина реестрового казачества и станет первыми украинскими панами, и закабалит в крепостном праве, своих недавних союзников - посполитых польского круля или государственных селян Украины, которые при поляках лишь платили оброк на реестровое войско и были собственностью короля Речи Посполитой. Все ужасы украинского крепостничества, принадлежат хохлам. Это позже, начнется массовое дарение Екатериной городов и сел Украины с населением их во владение своим сановникам. Первые же крепостники своего народа - реестровые кОзаки Украины, а точнее их старшина.

Читатель видно заметил, что говоря о реестровом казачестве, я пишу кОзаки. Именно так, они и записаны в универсале польского круля, дабы сделать различие между ними и запорожцами. Это уже значительно позже, благодаря таким историкам, как Яворницкий, сольются в единую реку три разных народа и посполитые крестьяне, которые составляли основную часть населения Украины, объявят всему миру, что они «кОзацкого роду» (слова из гимна Украины), сами не понимая, что называют себя хохлами, угнетателями их предков.

Однозначно, что в современной Украине сложился украинский этнос. Две трети народу страны считают себя украинцами и это очень здорово! Однако идя по пути создания здорового этноса, нельзя писать историю под вымышленные события и личности, потому, что в самый тяжелый момент своей истории, народ, опирается именно на свои исторические корни, ища там ответы на важные для него вопросы. Так вот у истории совет получить можно, а у мифологии нет!!! Украинцам есть чем гордиться и без придуманных легенд о своей древности. Наверное нужно знать правду о своей истории, а не опираться на мнения человека служившего " и нашим и вашим".

Прятал Димка Яворивский свои хохляцкие корни!!! Ой, прятал! Ведь именно с его подачи слово «ХОХОЛ» становится тем по смыслу, которым мы понимаем по сей день. Так, что многим в Украине можно вздохнуть спокойно:

УКРАИНЦЫ! ВЫ НЕ ХОХЛЫ! ДАЖЕ В ЛУЧШИЕ ВРЕМЕНА РЕЕСТРОВОЕ КАЗАЧЕСТВО НАБИРАЛО НЕ БОЛЕЕ 50 000 КОЗАКОВ!

Ну и напоследок скажу такую вещь. В описанных названиях улиц Москвы разобраться можно еще проще, чем с запорожцами. Просто во времена императора Павла, в Москву на постоянную дислокацию прибыл Нежинский рейтарский полк, коий и состоял из хохлов, потомков реестровых козаков польского короля. Поставлен же на жительство был сей полк, как раз в те места Москвы, про которые я и рассказывал.

Часто в разговоре мы можем назвать украинца или украинку веселым прозвищем «хохол» или «хохлушка». Зачастую эти слова используются в разговорном русском для обозначения украинцев. Но почему украинцев стали называть хохлами и откуда это все пошло?

Чтобы выяснить, почему украинцев стали называть именно так, давайте, сначала, обратимся к толкованию современного значения слова. Так, в толковом словаре С. И. Ожегова хохол - это то же самое, что и украинец, а в словаре В. И. Даля говорится о том, что это слово просто-напросто означает представителя этой национальности. Существуют, также, словари, в которых говорится о том, что оно имеет уничижительный и даже шовинистический оттенок. В «Словаре современного русского языка», например, говорится о том, что хохлы это сначала уничижительное, а позже шутливое и фамильярное прозвище украинца.

Существует несколько версий, почему украинцев стали называть именно так. Самой распространенной является версия о том, что прозвище «хохол» пошло от чуба на гладко выбритой голове, который по-украински называется «оселедец». Существует даже такая история: однажды Петр I пригласил Запорожских казаков на переговоры в Петербург. Как водится, они имели гладко выбритую голову с оставленным на ней клоком волос. Петербуржды были поражены такой необычной прической и прозвали ее обладателей «хохлатыми людьми», которое позже было сокращено до всем нам известного слова, обозначающего украинца.

Существуют, также, и другие версии происхождения такого прозвища. Так, многие этнографы и историки упоминают слово «хал-гол», которое с монгольского языка переводят как «сине-желтый». Именно эти цвета присутствовали во флаге Галицко-Волынского княжества, чья роль усилилась после того, как Киевская Русь распалась. Также, некоторые исследователи связывают прозвище «хохол» с тюркским словом, которое означает «сын неба», «небесный», а в тибетском оно значит «венец», «корона».

Русских же украинцы называли кацапами или москалями, причем слово «москаль» редко означает москвичей, а относится ко всем русским. Москаль - это служилый люд московского царя, то есть они не обязательно должны быть исконными москвичами. Москалями называли всех россиян без исключения только западные украинцы, а слово «хохол», на Западной Украине является чуть ли не ругательным, впрочем, как и слово «русский». В Восточной же Украине слово хохол практически никогда не считалось оскорбительным.

А еще считается, что хохол - это тот украинец, который не отличается положительными качествами и для которого характерны многие недостатки, наверно поэтому некоторые украинцы не любят, когда их так называют и даже обижаются, услышав это слово в свой адрес. Так, есть такой анекдот:

Кто же такой украинец и хохол, если это ни одно и то же?

Украинец - это тот, кто живет на Украине, а хохол - это тот, кто живет там, где лучше.

Скорее всего, такое представление об этом слове существует непосредственно в самой Украине, русские же, обычно не вкладывают в это слово никакого плохого смысла и не считают его оскорбительным. Лично я воспринимаю слово "хохол", как разговорное значение слова "украинец" и не вижу в нем ничего оскорбительно, в прочем, как и в словах "москаль" и "кацап".

April 15th, 2018

Итак, А что вы знаете про хохлов и кацапов?

Вы никогда не задумывались, почему украинцев называют хохлами? Кто-то использует это название как шутливое прозвище, не вкладывая в него никакого негативного смысла. Для меня например это абсолютно нормальное и даже ласковое слово. Собственно как и "москаль" - что тут такого. Но для кого-то это - крайне оскорбительное обращение, выставляющее (по мнению оскорбленного лица) в невыгодном свете украинца.

Откуда же взялось это обращение и при чем здесь «хохол»?

Первое документальное свидетельство существования этого изначально уничижительного прозвища мы можем отыскать в «Триязычном лексиконе» - словаре, созданном директором московской типографии Феодором Поликарповым-Орловым. Книга была издана им же в декабре 1704 года.

«Толковый словарь живого великорусского языка» Даля толкует лексему «хохол» как «украинец, малоросс».

«Толковый словарь русского языка» Ушакова указывает на шовинистский характер этого обозначения, вкладываемый в него великороссами. Далее следует указание, что понятие «хохол» может иметь шутливое, бранное, разговорное значение и является дореволюционным.

В «Словаре современного русского литературного языка» (издания 1965 года) указывается на то, что это название первоначально имело оскорбительный для украинцев смысл, а со временем стало восприниматься как шуточное или запанибратское.

Словарь Ожегова ставит знак равенства между понятиями «хохол» и «украинец».

Словом «хохол» многие россияне называют украинцев, даже не задумываясь, что оно означает. Между тем, всё дело в казацкой моде. Мужчины-воины выбривали на голове все волосы, оставляя на макушке прядь (чуб, хохолок, оселедец), которую и отращивали.

Трактовка понятия «хохол» как синонима слов «малоросс» и «украинец» встречается в словарях Даля, Ожегова и других лингвистов. Изначально «хохлом», или попросту «хохолком», называлась особая прическа, которую носили украинские запорожские казаки.

Известно, что во времена Киевской Руси этот атрибут означал знатность рода. Например, у князя Святослава Игоревича (сына князя Игоря Рюриковича и княгини Ольги) был именно такой чуб-оселедец.

При этом носить его дозволялось лишь опытным зрелым мужчинам-воинам. Молодым бойцам носить такую причёску запрещалось. Сбривание пряди в наказание за проступок считалось самым позорным из всех.

Выглядела она так: голова мужчины полностью выбривалась налысо, только на самой макушке оставалась нетронутой небольшая часть волос. Эту прядь почти не стригли, в результате чего она выглядела как длинный хохолок или чуб.


«Хохол» или «оселедец»?

Такое название традиционной казачьей прически было принято только у русских. Сами запорожцы называли ее «оселедцем», что в переводе с украинского значит «селёдка». Чуб, свободно свисающий с практически полностью обритой макушки, действительно сильно походит на продолговатое рыбье тело. Но слово «оселедец» было не понятно русскоязычным соседям. Даже те из них, которые могли слышать оригинальное название этой прически, просто не воспринимали его, поэтому называли длинный казачий чуб по-своему, то есть «хохлом».

Поскольку такая мужская прическа была принята только у украинцев, постепенно название «хохол» было перенесено с части облика человека на него самого. В результате в культуре восточных славян украинцы стали прочно ассоциироваться с хохлами. Этим словом стали называть уже не собственно казаков, а всех украинцев вообще, включая детей и женщин, которые по понятным причинам никакие оселедцы не носили. В среде самих украинцев слово «хохол» воспринимается как оскорбительное.

Интересно, что у народов Сибири этот перенос произошел еще глубже: сибиряки называли хохлами и белорусов, и русских, проживавших в южных районах Руси (а позднее и Российской империи). Это могло происходить из-за различий в языке. Говоры русских, проживающих далеко на востоке, за Уралом, очень сильно отличаются от распространенных в центральных районах, не говоря уже о литературном языке. На слух сибиряка, никогда не общавшегося с русскоязычным жителем юга, речь последнего звучала непривычно и очень похоже на украинскую.


Есть любопытнейшая версия, основанная на предположении, что слово «хохол» - сложносоставное и заимствовано оно из тюркских языков. Первая его часть («хо») означает «сын», вторая («хол») - «небо». Все вместе можно перевести как «сын неба». Поэтому «хохлами» часто величали не только украинцев, но и русских, имея в виду голубой цвет их глаз.

В крымскотатарском (крымском) языке есть слова «хо» («сын») и «хол» («солнце»). Возможно, именно сочетание этих слов и образовало прозвище, данное украинцам.

Не менее достойна внимания гипотеза, выдвинутая в ходе этимологического исследования этого слова. Было высказано предположение, что словосочетание «хал-гол», существующее в монгольском языке, появилось еще со времен татаро-монгольского нашествия. На русский язык оно переводится как «сине-желтый» и вызывает ассоциацию с цветами флага Галицко-Волынского княжества, которые впоследствии позаимствовали запорожские сечевики для своих боевых знамен. Выбор цветов для государственного стяга был не случаен, поскольку у древних славян они символизировали две важнейшие стихии: воду и огонь.

Хохлами называют православных христиан (как украинцев, так и русских) старообрядцы, относящие себя к группе липован, проживающие в небольшом украинском городе Вилково Одесской области.

Гипотез происхождения прозвища «хохол», как оказалось, не так уж и мало. Наиболее вероятной представляется все-таки самая первая, связанная с особенностями внешнего облика запорожских сечевиков.

Термин «хохол», указывающий на принадлежность к украинскому народу и не несущий никакого подтекста, в просторечии является синонимом слова «украинец». Но это только в просторечии.

Любопытно, что отношение к слову «хохол» в разных частях Украины совершенно разное. На западе Украины прозвище «хохол» считается крайне оскорбительным; жители Восточной Украины никогда не реагировали на это слово подобным образом и до сих пор воспринимают совершенно спокойно.

Но в ряде случаев «хохол» может действительно нести оскорбительное, унижающее национальное достоинство украинцев, значение. Иногда можно услышать, что Украину называют «Хохляндией», «Хохлостаном», а жителей этой страны представляют в утрированном виде, неотделимом от вышитых сорочек, шаровар «шириной с Черное море», длиннейшими висячими усами и залихватски закрученным оселедцем на темени.

У многих образ жизни этнического «хохла» по-прежнему ассоциируется с уединенным хутором, затерянным где-то в степи, огненной горилкой и порядочным шматом свиного сала. «Хохлы» - частые персонажи анекдотов - выставляются в них глуповатыми, ограниченными, алчными, патологически хитрыми, жадными, корыстными и властолюбивыми.

Конечно же, никакого отношения к реальной действительности все эти высказывания и характеристики не имеют, и заниматься распространением подобных анекдотов, равно как и давать нелестные оценки целому народу.

Происхождение оселедца

В происхождении названия мужской казачьей прически «оселедец» («селёдка») можно заметить изрядную долю юмора. Со временем шутливый оттенок перестал быть актуальным, как бы стерся, и слово стало именем нарицательным. Изначально эта оригинальная прическа была «изобретена» кочевыми племенами Великой евразийской степи. У них она называлась «айдар». Айдары носили только взрослые мужчины, женатые и уже продолжившие свой род. Холостые юноши имели право носить простую длинную челку, которая называлась «кекил».

Брили голову и оставляли на макушке длинный чуб казахи, тувинцы, авары, татары и другие кочевники. Иногда для удобства длинную прядь волос заплетали в косичку. Айдар был особым отличительным признаком. Таким же, как национальный костюм, оружие, язык или обычаи народа. У многих кочевников эта прическа была очень распространена. Казаки, часто воевавшие и «общавшиеся» таким образом с татарами и другими кочевниками, просто позаимствовали эту прическу и дали ей свое название - «оселедец».

Значение этой прически для казаков

Для любого запорожского казака ношение оселедца было особой гордостью, символом принадлежности к свободному народу, какими были когда-то степные кочевники, не знавшие никаких границ и преград. Постепенно история этой легендарной прически обросла разными мифами и преданиями. Одни историки утверждают, что подобный казачьему чуб носили некоторые киевские князья. В частности, сохранилось подобное описание Святослава Игоревича, сделанное византийскими послами.

Все эти примеры еще раз подтверждают взаимопроникновение культур разных народов при тесном контакте. И как всегда бывает в таких случаях, позаимствованные элементы обрастают в новой среде уникальными чертами. Так у запорожских казаков считалось не только гордостью, но и хорошим знаком носить длинный чуб-оселедец. За него якобы Господь Бог сможет вытащить погубившего столько людских жизней грешника из адского пламени.

Каждый казак был искренне верующим человеком и понимал, что за столькие прегрешения его душа отягощена большим бременем. Оселедец был еще и чем-то вроде талисмана, оберега от дьявольских сил. Со временем он стал символом высокого положения, даже принадлежности к знатному роду.


Кстати

В свою очередь украинцы тоже придумали россиянам обидные прозвища. Например, москаль. Это слово встречается также в белорусском, польском, румынском, сербском языках и носит негативный либо ироничный характер, хотя изначально подчёркивало лишь географическую принадлежность человека.

Произошло от названия города «Москва» и употреблялось ко всем без исключения русским, и в основном, солдатам. От «москаля» произошло много фамилий, распространенных и в Украине и в России: Москаленко, Москалёв, Москалович, Москалик, Москальчук и пр.

Ещё одно уничижительное слово - «кацап». У этого слово несколько вариантов происхождения. Тюркское: «касап» - мясник, жестокий разбойник. Украинское: «як цап» - «как козёл». Бритоголовым украинцам бородатые русские мужики, по всей видимости, напоминали козлов. Вероятно, изначально кацапами русские называли татар-захватчиков за их жестокость.

Позже это слово перекочевало в украинский язык и стало применяться по отношению и к самим москалям.

Источники: