Ли троянская война. Троянская война. Всё о троянской войне. Раскопки древней Трои


Эфиопы

Троя́нская война́ - легендарная война, сказания о которой были распространены в греческом народе ещё до сложения Гомеровского эпоса: автор первой рапсодии «Илиады » предполагает в своих слушателях подробное знакомство с циклом этих сказаний и рассчитывает на то, что Ахилл , Атрей , Одиссей , Аякс Великий , Аякс Малый , Гектор уже знакомы им.

Разрозненные части этого сказания принадлежат разным векам и авторам и представляют собою хаотическую смесь, в которой историческая правда незаметными нитями связана с мифом. С течением времени желание вызвать интерес у слушателей новизной сюжета побуждало поэтов вводить всё новых героев в излюбленные сказания: из героев «Илиады » и «Одиссеи » Эней , Сарпедон , Главк , Диомед , Одиссей и много второстепенных действующих лиц, согласно некоторым гипотезам, совершенно чужды древнейшей версии Троянского сказания. Введён был в сказания о битвах под Троей ещё ряд других героических личностей, таких, как амазонка Пентесилея , Мемнон , Телеф , Неоптолем и других.

Наиболее подробно сохранившееся изложение событий Троянской войны содержится в 2 поэмах - «Илиаде» и «Одиссее»: главным образом этим двум поэмам Троянские герои и события Троянской войны обязаны своей славой. Поводом к войне Гомер указывает квазиисторический факт похищения Елены .

Датировка [ | ]

Датировка Троянской войны является спорной, однако большинство исследователей относят её к рубежу XIII-XII вв. до н. э. Спорным остаётся вопрос о «народах моря » - стали ли они причиной Троянской войны или, наоборот, их движение было вызвано результатами Троянской войны.

Перед войной [ | ]

См. также Киприи

Суд Париса, Хуан де Хуанес

Согласно древнегреческому эпосу, на свадьбу героя Пелея и нереиды Фетиды , ещё не родившемуся сыну которой богиня правосудия Фемида предрекла, что он превзойдёт своего отца, явились все олимпийские боги, кроме богини раздора Эриды ; не получив приглашения, последняя подбросила среди пирующих золотое яблоко Гесперид с надписью: «Прекраснейшей», за это звание последовал спор между богинями Герой , Афиной Палладой и Афродитой . Они попросили Зевса рассудить их. Но тот не хотел отдавать предпочтение какой-то из них, потому что самой прекрасной считал свою дочь Афродиту , но Гера приходилась ему царствующей супругой и сестрой, а Афина - дочерью. Тогда он отдал суд сыну царя Трои Приама - Парису , считавшемуся самым красивым мужчиной.

Парис отдал предпочтение богине любви, потому что та пообещала ему любовь прекраснейшей в мире женщины, супруги спартанского царя Менелая Елены . Парис отплыл в Спарту на корабле, построенном Фереклом . Менелай радушно принял гостя, но вынужден был отплыть на Крит, чтобы похоронить своего деда Катрея . Афродита влюбила Елену в Париса, и та отплыла с ним, взяв с собой сокровища Менелая и рабынь Эфру и Климену . По пути они посетили Сидон .

Похищение Елены было ближайшим поводом к объявлению войны народу Париса. Решив отомстить обидчику, Менелай и его брат царь Микен Агамемнон (Атриды) объезжают греческих царей и склоняют их к участию в походе на троянцев. Это согласие было дано предводителями отдельных народов в силу клятвы, которой ранее связал их отец Елены, Тиндарей . Главнокомандующим экспедиции был признан Агамемнон ; после него привилегированное положение в войске занимали Менелай , Ахилл , два Аякса (сын Теламона и сын Оилея), Тевкр , Нестор , Одиссей , Диомед , Идоменей , Филоктет и Паламед .

Не все охотно приняли участие в войне. Одиссей пытался уклониться, притворившись безумным, но Паламед разоблачил его. Кинир не стал союзником греков. Пемандр и Тевтис не участвовали в походе. Фетида пытается укрыть своего сына у Ликомеда на Скиросе, но Одиссей находит его, и Ахилл охотно присоединяется к войску. Дочь Ликомеда Деидамия рождает Ахиллу сына Неоптолема .

Состоявшая из 100 000 воинов и 1186 кораблей армия собралась в Авлидской гавани (в Беотии , при проливе, отделяющем Евбею от материка Греции).

Здесь во время жертвоприношения из-под алтаря выползла змея, взобралась на дерево и, пожрав выводок из 8 воробьев и воробьиную самку, обратилась в камень. Один из состоявших при войске гадателей, Калхант , вывел отсюда, что предстоящая война будет продолжаться девять лет и окончится на десятый год взятием Трои .

Начало войны [ | ]

Агамемнон приказал войску садиться на корабли и достиг Азии. Греки высадились по ошибке в Мизии. Там произошла битва, в которой Ферсандр был убит Телефом, но сам Телеф был тяжело ранен Ахилесом , а его войско было разбито.

Затем, будучи отнесены бурей от берега Малой Азии, ахейцы вновь прибыли в Авлиду и оттуда уже вторично отплыли под Трою по принесении в жертву богине Артемиде дочери Агамемнона, Ифигении (последний эпизод Гомером не упоминается). Телеф, прибывший в Грецию, указал морской путь ахейцам и был исцелен Ахиллом.

Причалив на Тенедосе, греки захватывают остров. Ахилл убивает Тенеса . Когда греки приносят жертвы богам, Филоктета укусила змея. Его оставляют на пустынном острове.

Высадка в Троаде окончилась благополучно лишь после того, как Ахиллес убил царя троадского г. Колон, Кикна , пришедшего на помощь троянцам. Протесилай , первый из высадившихся на берег ахейцев, был убит Гектором .

Когда греческое войско расположилось лагерем на Троянской равнине, Одиссей и Менелай отправились в город для переговоров о выдаче Елены и примирении враждующих сторон. Несмотря на желание самой Елены и совет Антенора окончить дело примирением, троянцы отказали грекам в удовлетворении их требования. Число троянцев, которыми командует Гектор, меньше числа греков, и хотя на их стороне имеются сильные и многочисленные союзники (Эней , Главк и др.), но, боясь Ахиллеса, они не решаются дать решительное сражение.

С другой стороны, ахейцы не могут взять хорошо укрепленный и защищаемый город и ограничиваются тем, что опустошают окрестности и ради добычи провианта предпринимают, под начальством Ахиллеса, более или менее отдаленные походы на соседние города.

В битве сын Тидея Диомед, руководимый Афиной, совершает чудеса храбрости и ранит даже Афродиту и Ареса (5 рапс.). Менелай убивает Пилемена , но Сарпедон сражает царя Родоса Тлеполема .

Намереваясь вступить в единоборство с ликийцем Главком , Диомед узнает в нём старинного гостя и друга: взаимно обменявшись оружием, противники расходятся (6 рапс.).

День оканчивается нерешительным поединком вернувшегося в сражение Гектора с Аяксом Теламонидом. Во время заключённого обеими сторонами перемирия предаются земле убитые, и греки, по совету Нестора, окружают свой лагерь рвом и валом (7 рапс.).

Битва начинается снова, но Зевс запрещает богам Олимпа принимать в ней участие и предопределяет, что она должна окончиться поражением греков (8 рапс.).

На следующую ночь Агамемнон уже начинает помышлять о бегстве от стен Трои, но старый и мудрый царь Пилоса Нестор советует ему примириться с Ахиллом. Попытки отправленных с этой целью к Ахиллу послов не приводят ни к чему (9 рапс.).

Между тем Одиссей и Диомед выходят на разведку, захватывают в плен троянского шпиона Долона и убивают фракийского царя Реса , прибывшего на помощь к троянцам (10 рапс.).

На следующий день Агамемнон оттесняет троянцев к городским стенам, но сам он, Диомед, Одиссей и другие герои оставляют битву вследствие полученных ран; греки удаляются за стены лагеря (11 рапс.), на который троянцы производят нападение. Греки храбро сопротивляются, но Гектор разбивает ворота, и толпа троянцев беспрепятственно проникает в греческий стан (12 рапс.).

Ещё раз греческие герои, особенно оба Аякса и царь Крита Идоменей, с помощью бога Посейдона, успешно оттесняют троянцев, причём Идоменей убивает Асия , Аякс Теламонид повергает Гектора ударом камня на землю; однако Гектор вскоре снова появляется на поле битвы, исполненный крепости и сил, которые по приказанию Зевса вселил в него Аполлон (13 рапс.). Троянец Деифоб убивает Аскалафа , а Гектор сражает Амфимаха , Полидамант же (14 рапс.) убивает Профоенора .

Посейдон вынужден предоставить греков их участи; они снова удаляются к кораблям, которые Аякс тщетно пытается защитить от приступа неприятелей (15 рапс.). Троянцы атакуют: Агенор убивает Клония , а Медонт сражен Энеем .

Когда передний корабль уже охвачен пламенем, Ахилл, уступая просьбам своего любимца Патрокла, снаряжает его в битву, предоставив в его распоряжение собственное оружие. Троянцы, полагая, что перед ними - сам Ахилл, бегут; Патрокл преследует их до городской стены и убивает при этом множество неприятелей, включая Пирехма и храброго Сарпедона , тело которого троянцы отбивают только после ожесточенной борьбы. Наконец Гектор при содействии стреловержца Аполлона убивает самого Патрокла (16 рапс.); оружие Ахилла достается победителю (17 рапс.). В борьбе за тело Патрокла Аякс Теламонид убивает Гиппофоя и Форкия , а Менелай поражает Евфорба . Ахеец Схедий гибнет от руки Гектора .

Ахилл, подавленный личным горем, раскаивается в своем гневе, примиряется с царем Агамемноном и на следующий день, вооружившись в новые блестящие доспехи, изготовленные для него богом огня Гефестом по просьбе Фетиды (18 рапс.), вступает в битву с троянцами. Многие из них гибнут, и в том числе Астеропей и главная надежда троянцев - Гектор (19-22 рапсодия).

Погребением Патрокла, празднованием устроенных в честь его похоронных игр, возвращением Приаму тела Гектора, погребением главного защитника Трои и установлением для этой последней цели 12-дневного перемирия заканчиваются события, составляющие содержание Илиады.

Заключительный этап войны [ | ]

Троянский конь, Джованни Доменико Тьеполо

Тотчас после смерти Гектора амазонки приходят на помощь к троянцам, вскоре в битве их царица Пенфесилея убивает Подарка , но сама погибает от руки Ахилла .

Затем на помощь троянцам приходит войско эфиопов. Их царь Мемнон - сын богини зари Эос храбро сражается и убивает друга Ахилла Антилоха . Мстя за него, Ахилл убивает Мемнона в поединке.

Между Ахиллом и Одиссеем возникает ссора, причём последний объявляет, что хитростью, а не доблестью можно взять Трою. Вскоре после этого Ахилл, при попытке пробиться в город через Скейские ворота, или, по другому сказанию, во время бракосочетания с Приамовой дочерью Поликсеной в храме Фимбрейского Аполлона, погибает от стрелы Париса, направленной олимпийским божеством. После похорон сына Фетида предлагает отдать его оружие в награду достойнейшему из греческих героев: избранным оказывается Одиссей ; его соперник, Аякс Теламонид, оскорбленный оказанным другому предпочтением, совершает самоубийство после истребления стада животных.

Эти утраты со стороны греков уравновешиваются невзгодами, которые затем постигают троянцев. Живший в греческом войске в качестве пленника Приамид Гелен объявляет, что Троя будет взята лишь в том случае, если будут привезены стрелы Геракла, которыми владел наследник Геракла Филоктет , и прибудет с о-ва Скироса молодой сын Ахилла. Особо снаряженные послы привозят с о-ва Лемноса Филоктета, с его луком и стрелами, и с о-ва Скироса - Неоптолема.

По разрушении Трои сыновья Атрея Агамемнон и Менелай, вопреки обычаю, вечером созывают опьяневших греков на собрание, на котором половина войска с Менелаем высказывается за немедленное отплытие на родину, другая же половина, с Агамемноном во главе, предпочитает остаться на время, чтобы умилостивить Афину, разгневанную святотатством Аякса Оилида, который во время взятия города изнасиловал Кассандру. Вследствие этого войско отплывает двумя партиями.

Аллегорическое библейское и философское толкование [ | ]

Помимо исторического объяснения сказаний о Троянской войне, были попытки толковать Гомера аллегорически: взятие Трои признавалось не событием из истории древней Греции, а придуманной поэтом аллегорией на иные исторические события. К этой категории Гомеровских критиков относятся голландец Герард Крузе , видевший в гомеровской «Одиссее» символическую картину странствований еврейского народа во времена патриархов, до смерти Моисея , а в «Илиаде» - картину позднейших судеб того же народа, а именно, борьбы за XVII и XVIII в. попытки объяснять сказания о Троянской войне в духе эвгемеризма : в Гомеровских героях видели олицетворения этических, физических, астрономических и даже алхимических начал .

С появлением «Prolegomena» Фр.-Авг. Вольфа в г. возникают новые приёмы в исследовании исторической основы эпоса, изучаются законы развития мифов, героических сказаний и народной поэзии, создаются основы исторической критики. Сюда относятся прежде всего труды филологов и мифологов Хейне, Кройзера, Макса Мюллера, К. О. Мюллера и др. (по воззрениям последнего, в мифах дается олицетворение природной, общественной, государственной и народной жизни; их содержание - древнейшая местная и племенная история Эллады, облеченная в форму личных событий и индивидуальных явлений).

Отнесение событий к истории других регионов [ | ]

По Рюккерту (1829 год), подвиги Пелопидов и Эакидов выдуманы с целью прославления их потомков, колонизовавших Эолиду; но хотя все герои сказания - мифические фигуры, однако Троя - исторический город, и Троянская война - исторический факт. Истинными героями Троянской войны были эолийские колонисты Лесбоса и Кимы, а также эмигранты из пелопоннесских ахейцев: они перенесли этот исторический факт на своих мифических предков и возвели его в панэллинское событие.

Та же мысль выражена в исследовании Фёлькера , по мнению которого, переселенцы прибыли в Малую Азию двумя передвижениями, причём фессалийские колонисты представлены Ахиллом, пелопоннесско-ахейские - Агамемноном и Менелаем, - и в сочинении Ушольдa «Geschichte des troianischen Krieges».

По E. Куртиусу, Троянская война изображает собою столкновение в Малой Азии фессалийских и ахейских переселенцев с туземцами, окончившееся, после долголетней борьбы, эллинизацией страны. В этой завоевательной борьбе греки вдохновлялись рассказами о геройских подвигах своих предков - Атридов и Ахилла, на которых и были перенесены события самой борьбы.

Теории Дункера, Вилламовица-Меллендорффа , Эдуарда Мейера, Пельманна, Кауера и др. примыкают, в общем, к этому воззрению, отличаясь друг от друга в частностях. В настоящее время в современной науке утвердилось мнение, согласно которому историческое ядро троянских сказаний составляет эолийская колонизация. Хотя Гомер ни одним словом не упоминает об эолийцах, но они, безымянные потомки Агамемнона и Ахилла, в действительности боролись за завоевание северо-западного берега Малой Азии, и в течение не 10 лет, а двух или трёх столетий.

Большинство филологов начала и середины XIX в. в вопросе об исторической основе Троянских сказаний старались ближе держаться данных эпоса и древней литературы и видели в Троянской войне большую морскую экспедицию, предпринятую, под начальством преимущественно пелопоннесских царей, из Греции в Малую Азию. Сюда относятся К. О. Мюллер 1184 года до н. э. (даты, к которой александрийские учёные приурочивали взятие Трои). Как в сказании о Нибелунгах исторические элементы нераздельно связаны с мифологическими представлениями, так и в сказании о Троянской войне совершенно разнородные элементы переплетены друг с другом. Многие герои введены в сказание о Троянской войне позднее, из других сказаний; некоторые лица (Аянт , Гектор) выдуманы поэтами. Сказание о похищении Елены имеет мифологическое происхождение; этот миф соединился с преданием о походе пелопоннесских государей, под начальством микенского царя, на Трою. Наконец, в качестве третьего элемента в повесть о Троянской войне вошло сказание об эолийском герое Ахилле, не имевшее прямого отношения к содержанию песен о Троянском походе. Таким образом, сказание собственно о Троянской войне, по Мейеру - не эолийского происхождения: эолийские элементы вошли в него позднее, когда оно уже сложилось, причём в сказании об Ахилле отразились воспоминания о борьбе, с которою эолийцы колонизовали северо-западный берег Малой Азии.

По Кауэру, Троянская война - ничто иное, как замаскированная борьба эолийцев-колонизаторов с жителями северо-западной части Малой Азии, причём предание о десятилетней осаде и умолчание Гомеровской Илиады о взятии Трои свидетельствуют о том, что в действительности колонизаторам долго не удавалось овладеть чуждою страною. Вследствие важного значения эолийской культуры (в Эолии возникли первые религиозные представления, здесь находилась гора Олимп, Эолии принадлежат музы, Кентавры, Фетида, Пелей, Ахилл), в Эолии могли зародиться начала эпоса, и колонизаторы принесли с собою в Малую Азию уже готовый эпический материал. Что касается тех элементов сказания, которые принято считать ионийскими (Агамемнона, ахейцев, аргивян, Нестора - все признают пелопоннесцами и ионийцами), то, по Кауэру, эти элементы - также эолийского происхождении: ахейцы - не что иное, как фессалийское племя, говорившее по-эолийски, аргивяне - жители Фессалийского, а не Пелопоннесского Аргоса, Агамемнон - не пелопоннесский, а фессалийский царь, позднее перенесённый в Пелопоннес (в Микены) ионийскими певцами, которые восприняли у эолийцев сокровищницу их народных сказаний. Возможность фессалийского происхождения Агамемнона подтверждается данными эпоса: так, движение греческого войска начинается из Авлиды; «конеобильным Аргосом» мог называться с полным правом только фессалийский Аргос; упоминаемая вместе с Аргосом Эллада находилась рядом с Фтиотидой в Фессалии. Нестор - также фессалийский герой: принадлежность его к эолийскому племени доказывается тем, что отец его Нелей был сыном Энипея (река Фессалии) и братом иолкского царя Пелия, и форма отчества самого Нестора - Νηλήϊος - принадлежит эолийскому диалекту. Упомянутая колонизация северо-западного берега Малой Азии эолийцами, по Кауэру, закончилась в течение последних трёх столетий второго тысячелетия до н. э.

Троя - город, в существовании которого сомневались многие столетия, считая его плодом фантазии мифотворцев, находилась на берегу Гелеспонта, носящего ныне название Дарданеллы. Прекрасная легенда, которой посвящено множество домыслов, догадок, споров, научных изысканий, археологических раскопок, была в нескольких километрах от берега, и на ее месте сейчас находится ничем не примечательное турецкое местечко Гиссарлык. Расхожее и укоренившееся мнение, что Троянская война разгорелась из-за женщины, безусловно, имеет под собой некоторые основания, но историки предполагают, что причин такой войны было достаточно много, и они имели под собой серьезные экономические и политические причины.

Наличие красивой и образной легенды, основой которой стали любовь и измена, не самое правдоподобное объяснение тому, из-за чего разгорелась знаменитая война, и почему так много действующих лиц оказалось в нее втянуто. И божественный промысел, которым она объясняется в мифах - не более, чем фантазия тех, кто искренне верил в свой Пантеон богов, похожих на людей. Немало такой точке зрения поспособствовал и Гомер, бессмертное произведение которого стало основой для воззрения на троянские события. Но, не будь атмосферы загадочности, и романтической дымки вокруг этих событий, мировая культура осталась бы без выдающихся произведений великих авторов, вдохновленных Троянской войной.

Причины и следствия, более реальные

Троя находилась на стыке оживленных торговых путей, проходивших через Гелеспонт, соединявший Черное и Средиземное море. Находясь на берегу полуострова Малая Азия, в непосредственной близости от пролива, Троя контролировала все пути, ведущие мимо нее, получая от этого немалые доходы. Троянцы мешали торговле греков, среди которых были ахейцы, данайцы и аргивяне, которые и развязали войну против нее, объединившись в военный союз. У Трои были свои, достаточно могущественные союзники, например, ликейцы, анатолийцы с близлежащих территорий и фракийцы, часть которых воевала и на противоположной стороне.

Ахейцы и троянцы на самом деле были сторонниками разных великих империй, постоянно воевавших между собой - египтян и хеттов, и укрепившаяся Троя, которая контролировала торговые пути, мешала ахейцам, видевшим, что город из периферийной микенской территории превращается в мощную цитадель, и опасного врага. Одной из веских причин войны была военная мобилизация в Микенах, владыка которых, Агамемнон, был встревожен скоплением вооруженных людей в своем государстве, и нашел им применение, развязав войну с Троей. Брат Агамемнона, Менелай, который унаследовал после женитьбы трон в Спарте, и был мужем той самой Елены Прекрасной, чей светлый лик считают основной причиной десятилетней распри. На самом деле, похищение Елены Прекрасной стало всего лишь толчком, который привел к развитию дальнейших событий, втянувших в себя такое количество участников.

Мифологическое освещение Троянской войны

Божественное вмешательство в ход событий тоже было далеко неоднозначным. Смертный аргонавт Пелей, женившийся на богине моря Фетиде (результатом этого брака стало рождение знаменитого героя Троянской войны Ахилла), не пригласил на свадьбу богиню раздора, и она, разъяренная этим фактом, подбросила яблоко с надписью «красивейшей». В споре за обладание этим яблоком приняли участие Афина, Афродита и Гера, а разрешил этот спор Парис, которого Гермес с подачи Зевса назначил судьей. Он отдал яблоко Афродите, которая пообещала ему любовь прекраснейшей из женщин, и пренебрег владычеством и славой.

Мать Париса, Гекуба, во время беременности им, видела пророческий сон о том, что ее сын станет пылающей головешкой, от которой сгорит Троя. Поэтому его бросили в лесу, где его воспитали пастухи. Афродита привела Париса в Спарту, где, повинуясь своему обещанию, пробудила в Елене любовь к красавцу. Но он не удовольствовался супружеской изменой, а похитил чужую жену, и сокровища Менелая, вместе с ней. В ход событий вмешалась Гера, которую уязвленное самолюбие заставило подбить греков вступиться за Менелая, и Афина, не менее разъяренная решением Париса не в свою пользу. По более глубоким версия, именно Зевс и подкинул яблоко раздора Эриде, потому что ему надоело человечество, от которого он решил избавиться, развязав эту войну. Есть сведения о том, что Царь Итаки Одиссей и Менелай приезжали в Трою, чтобы забрать неверную жену мирным путем, но им попросту не открыли ворота, а Елена наотрез отказалась возвращаться к мужу.

Троей на тот момент правил Царь Приам, войско возглавлял Гектор, его сын, брат Париса. На стороне ахейцев оказались многочисленные женихи Елены, связанные клятвой мстить, и союзными договорами, которые обязывали откликнуться в случае необходимости. Ни у Агамемнона, ни у Менелая, не было сил, с которыми можно было бы отправиться на покорение Трои, поскольку она находилась в выгодном расположении, и была отлично укреплена. Поддержка остальных царей дала возможность собрать 100-тысячное войско, и флот в составе 2000 кораблей. В составе ахейского войска оказались величайшие герои Греции, многие из которых упоминаются в древнегреческих мифах: Одиссей, Филоктет, Аяксы, Диомед, Протесилай, Сфенел. Предводителем был избран Агамемнон, как самый могущественный из ахейских царей.

Осада Трои и значительные события

Осада Трои длилась 9 лет, и была абсолютно безуспешной. Интересное трактование причин осады Трои бывшими женихами Елены состоит в том, что она расторгла свой брак с Менелаем, уехав из Спарты, и сохранила права на царский трон, в то время, как ее брошенный муж их утратил. Но нового мужа она выбрала без соблюдения соответствующей церемонии, и они сочли себя оскорбленными этим фактом. В унии один Агамемнон не был бывшим женихом, но он был заинтересован в сохранении трона для своего брата Менелая. Как ни парадоксально это звучит, но целью осады Трои был спартанский трон. И если учесть, что в мифологии нет никаких указаний о том, что Елена вернулась в Спарту, то основная цель осады так и не была достигнута.

Большинство исследований склоняется к датировке Троянской войны 12-13 веками до н. э. Первое плавание вышло неудачным, греки высадились в Мизии, которой правил сын Геракла, Телеф, и по ошибке вступили в битву с воинами дружественного им царя. По пути от Мизии к Трое, страшная буря разогнала корабли, и участникам пришлось собираться в Авлиде. И только после того, как, гневавшейся на них Артемиде, чуть не принесли в жертву Ифигению, дочь Агамемнона, которую Артемида спасла и сделала своей жрицей, греческим кораблям удалось достичь своей цели. Греческое войско было очень многочисленным, но троянцы были мужественны и отважны, и обороняли родные земли, и к ним на помощь пришли союзники из многих стран.

Поскольку Троя была окружена высокой зубчатой каменной стеной, ахейцы не решились штурмовать ее, и расположились неподалеку лагерем, переведя город на осадное положение. Боевые действия проходили, в основном, между лагерем и крепостью, троянцы периодически предпринимали боевые вылазки, стараясь поджечь боевые корабли греков. Многолетняя осада не принесла никаких плодов, кроме многочисленных стычек, в ходе которых были убиты достойнейшие герои с обеих сторон. Грек Патрокл погиб от руки Гектора, самого Гектора убил Ахилл,

убивший и предводительницу амазонок, пришедших на помощь троянцам, Пенфесилею, но сам он погиб от стрелы Париса, поразившей его в пятку, единственное уязвимое место на теле. Аполлон, знавший, куда направить стрелу, помог в этом Парису, которого убил прибывший в лагерь ахейцев Филоктет. Десятилетняя безуспешная осада, истомившая греков, стала причиной того, что они стали роптать, и чуть было не отправились домой, когда Агамемнон, для проверки их боевого духа, предложил им отплыть обратно. Только хитрость помогла грекам взять Трою. Они изготовили огромного деревянного коня, которого оставили на берегу, с посвящением Афине, а сами сделали вид, что сняли осаду. Невзирая на предупреждения жреца Лаокоона, троянцы затащили деревянное чудище к себе за городские ворота. Ночью, спрятавшиеся внутри статуи греки открыли ворота, в которые ворвались тайно вернувшиеся греческие воины. Погибли все троянцы, за исключением Энея, сына Анхиза и Афродиты, на которого боги возложили миссию основать город в другом месте. Жительницы Трои стали пленницами или рабынями, сам город выгорел дотла. Деревянный конь, до сегодняшних дней носящий название Троянского, стал символом предательства и измены, опасного и вредоносного предательского подарка.

Взятие Трои не принесло грекам ничего хорошего. Многие из них погибли по дороге домой, в стане недавних победителей начались междоусобные распри, Менелая и Одиссея отнесло на долгие скитания в дальние страны, а предводитель осаждавших Трою, Агамемнон, был убит своей женой Клитемнестрой, которая не простила ему предполагаемой смерти Ифигении. Древние греки не сомневались в реальности Троянской войны, которая была для них абсолютно реальным событием, даже при том, что в ней на равных с людьми участвовали и боги. На сегодняшний день, благодаря раскопкам Шлимана, уже ни у кого нет оснований сомневаться в том, что Троя и вправду существовала.

    Греческое побережье и его особенности

    Больше всего привлекают туристов в Греции моря. Это настоящее природное наследие страны, формирующее комфортные условия для проживания и отдыха. Практически вся Греция уютно расположилась на побережье, и с разных сторон омывается тремя морями, каждое из которых окутано легендами и мифами. Согласно древней легенде Эллада родилась из моря, что издревле определяло занятость населения всего побережья. Фреар тон Инуссон - самая глубокая впадина Средиземного моря, глубиной 4850 метров, благодаря чему в рельефе страны наблюдаются перепады высот около 7 км. с учетом самой высокой точки Греции - горы Олимп, высота которой 2917 м.

    Монастырь Хиландар на Святой Горе Афон

    На северо-востоке Афонского полуострова Греции находится самый древний в этой части Афона православный монастырь - Халиндар или Хиландарский. Он был основан в 1197 году. Расположен Халиндарский монастырь в очень живописном месте и окружен со всех сторон зеленью.

    Остров Саламин: история великой битвы

    Персы, разбитые в ожесточенном сражении под Марафоном противником, у которого сил было намного меньше, были вынуждены вернуться Азию, и в течение десяти лет не могли смириться со своим поражением. Спустя десятилетие, они начали новую военную кампанию, растянувшуюся на долгие годы. Афины на тот момент и сами были ристалищем политических битв между демократической группировкой и аристократами, поддержку которым оказывали крупные и средние землевладельцы.

    Пещера Петралона.Халкидики

    Туристам, посетившим Халкидики, предоставляется, единственная в своём роде, возможность осмотреть известную Петралонскую пещеру, где в 1960 году был найден, среди сталагмитов, череп древнего человека, известный как петралонский, относящийся к эпохе человека-«прямостоящего» (Homo erektus), с характерными чертами Homo sapiens, предположительный возраст которого 700.000 лет.

    Каликатрия на полуострове Кассандра

Структура и характер гомеровского повествования о войне греков с троянцами таковы, что на первом плане находятся не военные действия и стоящие за ними политические причины, а деяния отдельных личностей. Герои Троянской войны являются движущей силой описываемых событий, их гнев, радость, отвага, доблесть и прочие чувства и качества в сочетании с интригами олимпийских богов.

Гомер упоминает огромное количество персонажей в первую очередь со стороны греков (хотя и троянцы не обделены вниманием), они взаимосвязаны между собой хитросплетением мотивов и действий.

Ахиллес – самый могучий, знаменитый и пользующийся наибольшей симпатией автора и читателей греческий герой. Согласно мифологии, является сыном Пелея, царя мирмидонян, и морской богини Фетиды. Мать пыталась в раннем детстве сделать сына бессмертным, окунув его в волшебную реку Стикс, отделяющую мир живых от мира мёртвых. Но при этом Фетида держала новорожденного сына за пятку, тем самым оставив на его теле единственное уязвимое для оружия место.

В юности Ахилл не творил громких подвигов, однако его репутация как грозного воина была высока. Хитростью греки убедили его присоединиться к походу против Трои (его мать была против, зная пророчество о его гибели), в ходе которого он совершил множество подвигов. На десятом году осады Трои он повздорил с Агамемноном из-за захваченной пленницы Брисеиды. После того, как девушка была уведена к Агамемнону, Ахилл разгневался и отказался продолжать воевать. Вернулся в строй лишь после того, как Гектором был убит его лучший друг Патрокл.

Ахилл убил Гектора под стенами Трои, но и сам пал незадолго до захвата города. Его поразил стрелой в пятку Парис, брат Гектора; по другой версии, стрелу Париса направлял бог солнца Аполлон.

Патрокл

Патрокл – дальний родственник и друг детства Ахилла, который воспитывался вместе с ним. Любопытно, что в западной культуре сложилось восприятие Патрокла как младшего друга Ахилла, что нашло отражение и в голливудской картине «Троя» (2004). На самом деле из греческой мифологии следует, что Патрокл был старше Ахилла, и довольно существенно.

В ходе войны Патрокл всегда был верным соратником Ахилла и сопровождал его во всех битвах, даже если это грозило ему смертью. После ссоры Ахилла с Агамемноном Патрокл из солидарности также отказался сражаться, но в критический момент вступил в бой, облачившись в доспехи друга. Ободрённые им греки почти победили, но в этот момент Гектор поразил Патрокла.

Одиссей – царь острова Итака, один из основных героев «Илиады» и главный персонаж «Одиссеи». Не будучи самым могучим воином греков, но обладая выдающейся хитростью, тактическим и стратегическим мышлением, сыграл решающую роль в победе над Троей . Первоначально не желал отправляться на войну, так как получил предсказание, что вернётся в родной дом к любимой жене и новорождённому сыну лишь 20 лет спустя. Притворялся безумным, но был вынужден сознаться в своей дееспособностью перед угрозой жизни сына.

В «Илиаде» постоянно предстаёт самым хитрым и даже коварным из греков, чьи уловки сослужили им большую службу. Так, греки не решались высаживаться на берег Троады из-за предсказания неминуемой смерти первого ступившего на азиатскую землю. Одиссей спрыгнул с корабля, чтобы увлечь остальных, но перед этим бросил себе под ноги щит. Таким образом, вместо него первым коснулся азиатского берега другой воин. Именно Одиссей придумал Троянского коня – уловку, позволившую грекам захватить Трою.

Аякс Большой (Теламонид) и Аякс Малый (Оилид) – два греческих героя, бывших неразлучными друзьями, выражение «два Аякса» в дальнейшем стало синонимом крепкой мужской дружбы. Аякс Теламонид был самым искусным и отважным воином греков после Ахиллеса, описывается как могучий высокий человек, фактически непобедимый в бою. При этом был в высшей степени тщеславным человеком: после того, как доспехи погибшего Ахиллеса были присуждены Одиссею, впал в бешенство, истребил стадо баранов, которых в гневе принял за оскорбивших его предводителей греков, а затем покончил с собой.

Аякс Малый, получивший своё прозвище из-за более скромных по сравнению с Теламонидом габаритов, был виртуозным копьеметателем и бегуном, и при этом также отличался буйным нравом. Во время штурма Трои настиг в храме Кассандру, искавшую защиту у статуи Афины, и изнасиловал её. За это был умерщвлён богами во время морского возвращения на родину.

Агамемнон – царь Микен, предводитель греков в Троянской войне. Был первым, кто поддержал брата, спартанского царя Менелая, в стремлении идти на Трою и уничтожить её. Во главе ста кораблей был самым могущественным из военных вождей греков. Интересно, что у этого персонажа есть реальный исторический прототип: хеттские источники XIV столетия до нашей эры упоминают о царе Акаганусе из страны Ахийява.

Судьба Агамемнона сложилась трагически: по возвращении из троянского похода с Кассандрой в качестве добычи был убит своей женой Клитемнестрой и её любовником, захватившими власть. В конце позапрошлого века археолог-дилетант Генрих Шлиман при раскопках Микен обнаружил царские захоронения с золотыми погребальными масками, одну из которых он поспешил торжественно объявить маской Агамемнона. На самом деле эти маски относятся к более ранней исторической эпохе и с Агамемноном из гомеровского эпоса не связаны.

Менелай – царь Спарты, один из важнейших персонажей не только гомеровского эпоса, но и всей древнегреческой мифологии. В современной трактовке находится на втором плане и играет подчинённую роль по отношению к более ярким персонажам – Агамемнону, Ахиллу и прочим. По большому счёту, низведён до типажа обманутого мужа – именно измена его жены Елены Прекрасной с троянским царевичем Парисом стало формальной причиной всей войны.

Менелай с Одиссеем сначала отправились в Трою мирным посольством с требованием вернуть Елену, однако были осмеяны. Собрал войско вместе с Агамемноном и играл активную роль в осаде Трои. В античные времена был куда более важным персонажем, так как тогда была популярна не сохранившаяся до наших дней поэма о десятилетних скитаниях Менелая после войны по Востоку и Египту. Это была эпохальная история долгого и опасного возвращения домой, построенная по типу «Одиссеи». После долгожданного возвращения в Спарту правил вместе с Еленой, возвращённой из Трои, и умер своей смертью.

Нестор

Нестор – пожалуй, наиболее благополучный из всех первостепенных греческих героев Троянской войны. Царь Пилоса, отличавшийся храбростью на поле боя, личной доблестью (в молодости был одним из участников легендарного похода Ясона за золотым руном), рассудительностью и мудростью (наиболее дальновидный из греческих вождей наряду с Одиссеем), а также пользовавшийся общим уважением и авторитетом. По благословению богов отличался долголетием и прожил три «стандартных» жизни.

Несмотря на то, что участвовал в Троянской войне в преклонном возрасте, лично участвовал в битвах, а также в соревнованиях по бегу во время церемониальных погребальных игр во время осады. Единственный из лидеров греческого похода, чьё возвращение домой было спокойным, а последующая жизнь безоблачной.

Александр Бабицкий


В Тёмные века (XI-IX вв. до н. э.), наступившие , по дорогам Греции странствовали бродячие певцы. Их приглашали в дома и дворцы, угощали за столом рядом с хозяевами, а после трапе зы гости собирались послушать истории о богах и героях. Певцы декламировали стихи-гекзаметры и подыгрывали себе на лире. Самым известным из них был Гомер. Его принято считать автором двух эпических поэм - «Илиады» (об осаде Трои) и «Одиссеи» (о возвращении из похода царя греческого острова Итака Одиссея), при этом многие литературоведы сходятся во мнении, что сами поэмы создавались не одно столетие и несут на себе следы разных эпох. Ещё в древности о Гомере почти ничего не было известно. Говорили, будто бы он происходил с острова Хиос и был слепым. спорят за право называться его родиной. Учёные считают, что Гомер жил примерно в 850-750 гг. до н. э. К этому времени поэмы сложились уже как цельные литературные произведения.

Гомер рассказал, как город Троя был разрушен ахейцами после многолетней осады. Причиной войны послужило похищение троянским царевичем Парисом жены спартанского царя Минелая Елены. Случилось так, что три богини - Гера, Афина и Афродита - обратились к юноше с вопросом, кто из них самая прекрасная. Афродита пообещала царевичу любовь самой красивой женщины в мире, если он назовет её. Парис признал Афродиту прекраснейшей, и Гера и Афина затаили на него злобу.

Самая красивая женщина жила в Спарте. Она была так прекрасна, что все греческие цари хотели взять её в жёны. Елена выбрала Менелая, брата Агамемнона, царя Микен. По совету Одиссея все прежние женихи Елены поклялись помочь Менелаю, если кто-либо попытается отнять у него жену. Через некоторое время Парис по делам торговли отправился в Спарту. Там он встретил Елену и загорелся страстью, а Афродита помогла ему завладеть сердцем царицы. Влюблённые бежали в Трою под защиту отца Париса, царя Приама. Помня о клятве, микенские цари под предводительством Агамемнона собрались в поход. Среди них был и самый храбрый Ахилл, и самый хитрый Одиссей. Троя представляла собой мощную крепость, и штурмовать её оказалось нелегко. Десять лет ахейское войско простояло под стенами города, так и не добившись победы. Обороной руководил старший сын Приама Гектор, храбрый воин, поль-зовавшийся любовью сограждан.

Наконец, Одиссей придумал хитрость. построили огромного деревянного коня, в брюхе которого спрятались воины. Коня оставили у стен города, а сами демонстративно отплыли на кораблях домой. Троянцы поверили, что враг ушёл, и затащили коня в город, радуясь такому необычному трофею. Ночью воины, прятавшиеся внутри коня, выбрались наружу, открыли городские ворота и впустили в Трою своих товарищей, которые, как оказалось, незаметно вернулись к стенам города. Троя пала. Ахейцы уничтожили почти всех мужчин, а женщин и детей увели в рабство.

Современные учёные считают, что Троянская война произошла в 1240-1230 гг. до н. э. Её реальной причиной могло послужить торговое соперничество между Троей и союзом микенских царей. В древности греки верили в правдивость мифов о Троянской войне. И действительно, если изъять из «Илиады» и «Одиссеи» деяния богов, то поэмы выглядят как подробные исторические хроники.

Гомер даже передаёт длинный список кораблей, отправившихся в поход против Трои. Иначе смотрели на дело историки XVIII-XIX вв., для них «Илиада» и «Одиссея» были литературными произведениями, сюжет которых вымышлен от начала до конца.

Это предвзятое мнение смогли перевернуть только раскопки немецкого археолога любителя Генриха Шлимана. Он был убеждён в том, что персонажи Гомера - реальные исторические лица. С детства Шлиман глубоко переживал трагедию Трои и мечтал найти этот загадочный город. Сын пастора, он долгие годы занимался предпринимательством, пока в один прекрасный день не скопил достаточно денег, чтобы начать раскопки. В 1871 г. Шлиман отправился на северо-запад полуострова Малая Азия, в местность, которая в древности называлась Троада, где, по указаниям Гомера, располагалась Троя. Греки ещё называли её Илионом, откуда и произошло название поэмы - «Илиада». В XIX в. эти земли принадлежали Османской империи. Договорившись с турецким правительством, Шлиман приступил к раскопкам на холме Гиссарлык, географическое положение которого соответствовало описанию Гомера. Удача улыбнулась ему. Холм скрывал развалины не одного, а девяти городов, сменявших друг друга на протяжении двадцати веков.

Шлиман провёл несколько экспедиций на Гиссарлык. Решающей оказалась четвёртая. Гомеровской Троей археолог посчитал поселение, расположенное во втором слое снизу. Для того чтобы добраться до него, Шлиману пришлось «снести» остатки по крайней мере ещё семи городов, хранивших много ценных находок. Во втором слое Шлиман обнаружил Скейские ворота, башню, сидя на которой Елена показывала Приаму греческих полководцев, .

Открытия Шлимана потрясли научный мир. Не оставалось сомнений в том, что Гомер поведал о ре ально происходившей войне. Однако продолжение раскопок профессиональными исследователями дали неожиданный результат: город, который Шлиман принял за Трою, старше Троянской войны на тысячу лет. Саму же Трою, если, конечно, это была она, Шлиман «сбросил» вместе с семью верхними слоями. Утверждение археолога любителя, будто он «смотрел в лицо Агамемнону», тоже оказалось ошибочным. В могилах покоились люди, жившие за несколько столетий до Троянской войны.

Но самое главное - находки показали, что , далека от хорошо знакомой по «Илиаде» и «Одиссее» греческой архаики. Она древнее, гораздо выше по уровню раз-вития и намного богаче. Гомер писал свои поэмы через пять-шесть веков после гибели микенского мира. Он не мог себе даже вообразить дворцов с водопроводами и фресками, в которых трудились тысячи невольни-ков. Он показывает быт людей таким, каким он стал в его время, после нашествия варваров-дорийцев.

Цари у Гомера живут немногим лучше, чем простые люди. Их деревянные дома, окружённые частоколом, имеют земляной пол, потолок покрыт сажей. У порога дворца Одиссея благоухает навозная куча, на которой лежит его любимый пёс Аргус. Женихи Пенелопы во время пиров сами закалывают и свежуют животных. Царь сказочно богатого народа феаков Алкиной имеет «пятьдесят рукодельниц невольных», которые мелят муку, и пятьдесят ткачих. Его дочь Навсекая с подругами сама стирает бельё на берегу моря. Пенелопа прядёт и ткёт со служанками. Быт гомеровских героев патриархален и прост. Отец Одиссея Лаэрт сам обрабатывал мотыгой землю, а царевич Парис пас стада в горах, где и повстречал трёх спорящих богинь...

Вокруг раскопок Трои до сих пор не утихают споры. Тот ли город нашёл Шлиман? Благодаря обнаружению и прочтению документов из архива хеттских царей известно, что этот народ торговал с Троей и Илионом. знали их как два разных города в Малой Азии и называли Труиса и Вилуса. Как бы то ни было, в результате раскопок торопливого и не слишком внимательного любителя мир впервые познакомился с микенской культурой. Эта цивилизация затмила своим блеском и богатством всё, что до того было известно о ранней истории Греции.

Троянская война является важной вехой в греческой мифологии. Парис, сын короля Трои, приглашается на обсуждение красоты трех богинь Олимпа. Взамен на его вердикт, ему обещана самая красивая женщина в мире. Поскольку Елена к тому времени была уже замужем за королем Спарты, Парис похищает ее в Трое.

Похищение Елены Прекрасной порождает десятилетнюю Троянскую войну между греками и троянцами. В конце концов, она разрешается не сражением, а уловкой Одиссея: спрятанные в деревянной лошади («Троянский конь») греческие воины попадают в вражеский город и ночью открывают ворота товарищам. Таким образом, Троя была взята и уничтожена.

Троянская война является центральным событием греческой мифологии.

Божественный спор и похищение Елены Прекрасной

Поводом для Троянской войны было похищение Елены Прекрасной сыном короля Трои Парисом.

На свадьбу Пелея и Фетиды были приглашены все греческие боги и богини, кроме Эриды, богини раздора. В отместку она приходит незваной и развязывает спор: в середине праздника в центр божественного общества она бросает золотое яблоко, на котором написано «Самой красивой» (отсюда происходит «Яблоко раздора»). Возникает ожесточенный спор о том, кто самая красивая среди богинь на Олимпе — Гера, жена Зевса, богиня мудрости или Афродита, богиня любви.

Зевс хочет закончить спор. Поэтому он дает право на суждение Парису, сыну троянского царя Приама, кому должно принадлежать яблоко (это решение — так называемое «Суд Париса»). Парис награждает яблоком богиню Афродиту, поскольку он считает её самой красивой женщиной в мире. Однако, Парис влюбляется в Елену, которая уже замужем за Менелаем, королем Спарты, и хочет выкупить титул красавицы у Афродиты. Это не удаётся ему и поэтому Парис похищает Елену Прекрасную (Троянскую).

Менелай требует возвращения жены, но спартанцы отказываются возвращать Елену. Тогда могущественный брат Менелая Агамемнон, который был царем Микен, объединяет греческую армию и возглавляет высшее командование. На греческой стороне было много храбрых героев, из которых наиболее важную роль сыграли Одиссей, царь Итаки и Ахиллес, сын Пелея и Фетиды.

На троянской стороне выступали, прежде всего, Гектор, сын царя Приама, и Эней, сын Афродиты. Греческие боги также принимают стороны: и Афина поддерживают греков, Афродита и Аполлон помогают троянцам.

Гнев Ахиллеса

Троя осаждается десять лет, но греки не могут захватить город. На десятом году в греческой армии происходит раскол: Ахиллес был лишен Агамемноном его возлюбленной рабыни Брисеиды. Из гнева Ахиллес уходит. Но когда его лучший друг Патрокл был убит Гектором, Ахиллес хочет отомстить, и возвращается в борьбу с Троей. Он был неуязвим, погрузившисьв младенчестве в воды Стикса — только пятка, за которую его удерживала мать, оставалась уязвимой (отсюда уязвимая точка или слабая точка человека называется «ахиллесовой пятой»).

Ахиллес победил и убил Гектора и потащил его вокруг гробницы Патрокла. Царь Приам выпрашивает тело своего сына у Ахиллесса, и похоронная процессия уходит. Сам Ахиллес был убит Парисом, чья стрела управлялась Аполлоном и попала в ахиллесову пяту.

Окончание войны и завоевание Трои, произошло благодаря уловке Одиссея: по его совету греки строят деревянного коня («Троянский конь»), в чьем животе прячутся самые смелые герои. Конь был оставлен у ворот города Трои, греческие корабли отступили.

Троянцы верят, что греки отказались от осады и оставили коня в качестве подарка троянцам. Несмотря на предупреждения Лаокоона об опасности, они затаскивают коня в город, чтобы посвятить его богине Афине. Ночью греческие бойцы тайно выходят из деревянного коня, призывают корабли огненными факелами и открывают ворота греческим воинам. Таким образом, Троя была окончательно завоевана и уничтожена.

Побег Энея из Трои

Троянский царь Приам, его семья и его воины были убиты или захвачены. Но Эней убегает из горящего города, спасая не только своего отца Анхиза, которого он выносит на своих плечах, но и его сына Аскания. После долгих скитаний он прибывает в Италию, где его потомки основали Рим. Таким образом, Троя связана с мифами, окружающими основание Рима.

Мифологические источники

Гомер, в 8 веке до нашей эры В «Илиаде» описывает только решающую заключительную фазу десятилетней войны, начиная с эпизода «гнев Ахиллеса» вплоть до смерти и захоронения Гектора. Предыстория и сама Троянская война (божественный спор и похищение Елены) довольно ярко вплетены в повествование. Точно так же конец войны, завоевание и разрушение Трои также косвенно описаны в «Одиссее».

Историчность троянской войны

Были написаны задолго до Гомера и передавались устно из поколения в поколение, пока Гомер не изложил их в письменной форме. Миф отражает традиционную поэзию и легенду, исторически недоказанное прошлое. Вопрос об историчности Троянской войны остается спорным. Хотя события войны не подтверждены археологическими выводами, многие ученые считают, что миф основан на реальных событиях в период микенской колонизации в Малой Азии (в XIII веке до нашей эры).