Литературное направление никого не будет в доме. «Никого не будет в доме…» Б. Пастернак. Тропы и образы

Ранние рассказы А. П. Чехова, полные искреннего, зарази-тельного, беззаботного смеха, — это не только дань эпохе, но и часть особого восприятия мира писателем. Чехову была чужда приверженность некоторых его современников какой-либо идее, пусть самой незначительной. Писатель не выносил догматичнос-ти, «ярлыков», поэтому все чаще и чаще он обращался к «про-стой» жизни, к «простому» человеку, «простому» событию. Чехов видел избитость «общих» идей, их необоснованность, неоправданность. Этим объясняется его пристальное внимание к вопросам о смысле жизни, к самой жизни во всей ее наготе. И сколько души, сколько обаяния в этих рассказах! Предметом изображения писа-теля становятся незначительные на первый взгляд сцены. Чехов умел с беглым и вместе с тем предельно точным лаконизмом выхватить из жизни самую суть ее. Однако уже в ранних рас-сказах Чехов начинает присматриваться к действительности как мудрый художник. Он начинает воспринимать жизнь не только как источник радости, но видит в ней и те застойные, косные явления, которые впоследствии обыгрываются в его сатиричес-ких рассказах.

Чехова, как и многих других его современников, не могла не интересовать жизнь народная. Не раз обращается он к ней на стра-ницах своих произведений. Писатель прекрасно понимал, что от-мена крепостного права не принесет мгновенного облегчения, что потребуется еще много времени, чтобы в народе зародилось чув-ство самосознания, национального достоинства. Более того, он замечал, что происходящие исторические перемены вызывали к жизни новые формации общественного зла. Это и доведенная до крайних проявлений вековая привычка подчиняться и прислужи-ваться («Унтер Пришибеев»), и чинопочитание, больше похожее на идолопоклонство («Толстый и тонкий», «Смерть чиновника»), и рабское мироощущение («Пересолил»). «Выдавливать из себя по каплям раба» — жизненный девиз Чехова. Именно раб в каждом из нас — первая и основная мишень сатиры писателя. Этому подчинен и художественный замысел рассказа «Пересолил».

На первый взгляд, это ничем не примечательная история, но стоит приглядеться, и мы увидим, что за ничтожными события-ми скрывается целый пласт русской действительности. Землемер Глеб Смирнов, совершающий поездку в. усадьбу, просит мужиков о помощи: подвезти его до места назначения. На помощь ему при-ходит Клим, мужик здоровенный и угрюмый. По дороге, испугав-шись темноты леса, да и самого Клима, Смирнов начинает храб-риться. Но в своем стремлении он перегибает палку. Он пугает до смерти самого Клима, так что мужик вываливается из телеги и убегает в лес. После долгих уговоров Клим возвращается, и они продолжают путь. В этих событиях, как и во многих деталях, есть много символичного. Благодаря этим мелочам Чехову удает-ся выйти на масштабные обобщения и выводы. Так, Глеб Гаврило-вич Смирнов приезжает на станцию «Гнилушки». Здесь писатель использует говорящее название. Станция «Гнилушки» — вся со-временная Чехову Россия — это вопиющая нищета, косность, запустение. Такая же запущенность и в хозяйстве: «лошаденка была молодая, но тощая, с растопыренными ногами и покусан-ными ушами». С каким трудом удалось мужику заставить ее тро-нуться с места: «Когда возница приподнялся и стегнул ее вере-вочным кнутом, она только замотала головой, когда же он выбра-нился и стегнул ее еще раз, то телега задрожала, как в лихорад-ке. После третьего удара телега покачнулась, после четвертого она тронулась с места». Здесь Чеховым в аллегорической форме обыгрывается особенность русского национального характера: лень и нерасторопность. «До-о-едем!» — только и сказал Клим на взвол-нованные вопросы Смирнова. Так повелось в России — надеяться на «авось».

События рассказа, казалось бы, должны сосредоточить вни-мание читателя на фигуре Смирнова. Предметом осмеяния здесь как будто должна быть человеческая трусость. Однако на самом деле Чехов показывает нам, насколько глубоко в человеке из народа может сидеть Раб. Особое внимание следует обратить на образ Клима. Писатель постоянно подчеркивает, что Клим был огромен, угрюм, «этакое дитя природы». И этот детина с его не-дюжинной физической силой испугался тщедушного землемера. Почему же так происходит? Это явление русского менталитета корнями уходит в историю. Вековое господство крепостного пра-ва с его подчинением одних другими, привело к формированию особого склада ума — рабского. У Клима даже не возникает сомнения в том, что у Смирнова на самом деле есть револьвер. Материал с сайта А уж о сопротивлении ему и вовсе не может быть и речи! Не-укоснительное подчинение, слепое повиновение, рабская по-корность — и ни одной мысли против. Сатирически обыгрывает Чехов тот факт, что здоровый, сильный Клим добровольно ос-тавляет свое добро, быть может, последнее у него, и убегает в лес. Но не только сатира слышна в рассказе. Здесь присутству-ет и едва уловимое чувство жалости автора к человеку из народа.

Характерно, что образ Клима в рассказе имеет черты типич-ного. Это собирательный образ русского народа, веками приучав-шегося к подчинению. В рассказе практически нет надежды на выздоровление от этой болезни, произведение полно драматизма. Проблески живой души, пробуждение собственного «Я», первые ростки протеста появятся в более поздних рассказах Чехова. А пока это лишь сатирическое освещение существующих обще-ственных пороков.

Таким образом, тема этого рассказа — влияние крепостного права на мысли, поведение и мироощущение простых людей из народа.

План

  1. Землемер Глеб Гаврилович Смирнов тщетно ищет почто-вых лошадей до усадьбы.
  2. Станционный жандарм советует ему поспрашивать у мужи-ков — может, кто подвезет.
  3. Смирнов едет со здоровенным мужиком на тощей лоша-денке.
  4. От страха землемер начинает запугивать мужика.
  5. Испугавшись, мужик Клим выпрыгивает из телеги и убега-ет в лес.
  6. Смирнов в течение двух часов умоляет мужика вернуться.
  7. Продолжение пути. Дорога и Клим уже не кажутся земле-меру такими опасными.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

Урок смыслового чтения

Рассказ А.П.Чехова "Пересолил" как образец юмористического рассказа

Цели урока:

Предметные: создание условий для формирования представлений об особенностях жанра юмористического рассказа, повторение литературоведческих понятий: композиция рассказа, идея произведения.

Метапредметные:

Личностные: формирование умения вести диалог, договариваться в группе; формирование потребности в самовыражении, самореализации, социальном признании; воспитание гордости за культурное наследие малой родины.

Регулятивные: создание условий для формирования целеполагания, умения планировать последовательность своих действий.

Коммуникативные: формирование умения слушать и вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, эффективно сотрудничать.

Познавательные: умение работать со словарями и другими источниками информации, анализировать предлагаемый материал с целью выделения существенных признаков, умение строить доказательное, логически завершенное высказывание, формирование смыслового чтения, умение сжато выборочно передавать содержание текста, выбирать наиболее эффективные пути решения поставленной задачи.

Ход урока:

    Обращение к написанному на доске имени автора и заглавию рассказа :

« А.П. Чехов. Рассказ «Пересолил».

Актуализация знаний. Приём анципации . Ассоциативный куст . (предтекстовая работа)

- Что можно сказать о содержании этого рассказа по его заглавию?какие слова-асоциаци приходят вам на память?(соль, кастрюля, обед и т.д.)

- Можно ли дополнить ваши предположения, зная, к какому жанру относится произведение?

Юмор, комическое, юмористический рассказ.

Приемы комического:

1. Комичные выражения, имена собственные («говорящие»).

2. Несоответствие поступков героев их образам.

3. Неожиданность в сюжете или поступках героев.

2. Постановка целей и задач урока Предположите, чем мы будем на уроке заниматься и какие задачи нам предстоит решить(постановка целей и задач урока).

3. Словарная работа

Чтобы нам лучше понять содержание произведения, давайте объясним некоторые слова. Прошу группы, используя словарь, найти толкование слов, которые я вам раздала на листиках: землемер, межевание, возница, почтовые лошади, жандарм, верста.

4. Изучение нового материала .

Итак, теперь мы готовы к тому, чтобы проникнуть в мастерскую великого писателя и попытаться приоткрыть тайну его творчества.

Работа с текстом
Знакомство с первой частью рассказа: с начала до слов возницы «…Н-о-о, прокля…тая!».

Чтение учителем первого абзаца.

- Подтвердилось ли ваше предположение о том,о чём будет рассказ?

Почему рассказ будет смешным? Какие выражения, слова этому способствовали?

Чтение учителем первой части до конца.

- Какой настрой создают имена собственные? (Первый прием комического).

- Часто ли на станцию Гнилушки приезжают пассажиры?

- Какое впечатление в начале рассказа создает землемер Смирнов?

- Как описан мужик, согласившийся довезти землемера?

- Какие еще описания встречаются в тексте? Их роль. (Лошаденка, телега).

- Что смешного в замечании возницы о телеге?

- Как вы думаете, последней репликой возница успокоил землемера?

- Давайте предположим, как сложится предстоящая нашим героям дорога?

5. Знакомство со второй частью рассказа: от слов «Когда телега выехала со станции, были сумерки» до слов «С десятью разбойниками можно справиться».

Чтение ученика.

- Насколько оправдываются ваши прогнозы?

- В какое время суток, время года происходит действие? Как называется описание природы в начале этой части рассказа? (Пейзаж).

- Связан ли данный пейзаж с внутренним состоянием землемера Смирнова?

- Какие элементы пейзажа создают впечатление неизвестности, тревоги?

- Какое предложение о героях внутри описания природы дополняет это впечатление?

Проведите эксперимент : замените пейзаж на прямо противоположный. Что получится?

Чтобы убедить учеников в том, что пейзаж играет в этом рассказе ключевую роль, предлагаем провести стилистический эксперимент: заменить “чеховское” описание природы, например, таким: “Когда телега выехала со станции, стало уже рассветать… Кругом простиралась яркая, цветущая равнина. На горизонте… уже вовсю разгоралась жаркая, летняя заря… Кругом пели птицы, было тепло, солнечно”. Что изменилось бы в произведении, если бы действие происходило на фоне такого пейзажа? Ребята постепенно приходят к выводу, что не только изменилось бы настроение землемера, но и самого рассказа не было бы: герой бы не испугался, что его ограбят, не стал бы врать, возница бы не убежал - исчез бы сюжет рассказа, построенный автором на неумении героев правильно сориентироваться в сложившихся обстоятельствах.

Работа в группах (разноуровневых):

- Найдите в размышлениях землемера (2 абзац) слова и фразеологизмы, которые передают его тревожное душевное состояние, страх. («Ни кола ни двора», «Не ровен час – нападут и ограбят, так никто и не узнает, хоть из пушек пали», «Этакое дитя природы пальцем тронет, так и душа вон!»).

- Как вы поняли из диалога Клима и землемера слово «шалят»?

- Почему землемер решил соврать? Соответствует ли его поведение фамилии землемера? (Второй прием комического).

- Каково будет продолжение рассказа?

6. Чтение третьей части рассказа: от слов «Стемнело. Телега вдруг заскрипела, завизжала, задрожала…» до слов «Изволь, если хочешь, я их выну, покажу… Изволь…».

- Какое описание в начале этой части рассказа уже встречалось в тексте? (Описание телеги). Почему автор повторяет одни и те же слова? (Понятие художественной детали).

Работа в группах:

- Найдите и зачитайте слова землемера (внутренний монолог), передающие его нарастающее волнение.

- Проследите по тексту, что нового приходит в голову землемера по ходу диалога с Климом? Как меняется содержание его «небылиц»? Почему это происходит так быстро?

7. Чтение четвертой части : от слов «Землемер сделал вид, что роется в карманах…» до слов « … Где ты, Климушка?»

Чтение учителя.

- Ожидали ли вы такого поворота событий?

- Подумайте, какой прием комического использует здесь Чехов? (Прием неожиданности).

- Какие слова и действия Клима вызывают смех?

- Как изменилось поведение землемера после побега возницы? Обрел ли он спокойствие? Чего еще он боится?

8. Работа над развязкой рассказа.

- Попробуйте придумать, чем кончится действие, какова будет развязка рассказа. У вас есть возможность побыть в роли писателя

9. Знакомство с окончанием рассказа Чехова: от слов «Часа два кричал землемер» до конца.

- Ожидали ли вы такой развязки? Легко ли было писать продолжение рассказа?

- Найдите в заключении уже знакомую вам художественную деталь. Какое значение она имеет?

- Вспомните русскую пословицу, которая подходит по смыслу к ситуации рассказа. (У страха глаза велики). Можно ли было так озаглавить рассказ или заглавие Чехова более подходящее?

10. Работа после текста

Возвращение к началу. Смысл заглавия. Тема и основная мысль рассказа.

Было ли интересно читать? Смешно? Совпали ли читательские ожидания, вызванные названием рассказа, с его реальным содержанием? Оказалось, что ни о какой соли и приготовлении пищи в рассказе речи не идёт, а слово “пересолил” в названии употребляется в переносном смысле. Причиной возникновения комической ситуации в конце произведения «Пересолил» стал страх землемера. Юмористическая ситуация рассказа образуеся из-за трусости двух людей. Они боятся друг друга. Один прячет свой страх за молчанием, а другой, наоборот, за разговором. В итоге они оба были испуганы.

Выполните задания на карточках (работа в парах).

Карточка1. Восстанови последовательность сюжета.

1. Землемер Глеб Гаврилович Смирнов тщетно ищет почтовых лошадей до усадьбы.

2. Смирнов едет со здоровенным мужиком на тощей лошаденке.

3. Станционный жандарм советует ему поспрашивать у мужиков - может, кто подвезет.

4. Продолжение пути. Дорога и Клим уже не кажутся земле]меру такими опасными.

5. От страха землемер начинает запугивать мужика.

6. Испугавшись, мужик Клим выпрыгивает из телеги и убегает в лес.

7. Смирнов в течение двух часов умоляет мужика вернуться.

Карточка 2 .Догадайтесь, кто живёт в этих постройках, судя по табличкам на них, назовите полные имена и фамилии собственников. (Дом «Медицинское светило» занимает фельдшер Сергей Кузьмич Курятин из рассказа «Хирургия». Летний домик с названием «Шантажист» принадлежит семье Коли Замблицкого из рас сказа «Злой мальчик». В избе «Организатор катастроф» проживает Денис Григорьев («Злоумышленник»). Кого поселим в последний домик? (Постройка с надписью «Гроза разбойников» будет отдана Глебу Гавриловичу Смирнову («Пересолил»).

Карточка 3. Узелки на память

Герои произведения___________

Время и место действия____________

Начало событий_____________________

Поворотный пункт событий_______________

Проблема_________________ ____________

Решение проблемы__________________________

10. Рефлексия.

- Какое впечатление произвел рассказ «Пересолил»?

- Что понравилось в сегодняшней работе? Помогало ли восприятию рассказа чтение с остановками?

- Легко ли создавать юмористические произведения? Какими качествами должен обладать писатель-сатирик?

11. Домашнее задание.

Викторина или кроссворд по рассказам Чехова.

ПЕРЕСОЛИЛ

Землемер Глеб Гаврилович Смирнов приехал на станцию «Гнилушки». До усадьбы, куда он был вызван для межевания, оставалось еще проехать на лошадях верст тридцать - сорок. (Ежели возница не пьян и лошади не клячи, то и тридцати верст не будет, а коли возница с мухой да кони наморены, то целых пятьдесят наберется.)

Скажите, пожалуйста, где я могу найти здесь почтовых лошадей? - обратился землемер к станционному жандарму.

Которых? Почтовых? Тут за сто верст путевой собаки не сыщешь, а не то что почтовых... Да вам куда ехать?

В Девкино, имение генерала Хохотова.

Что ж? - зевнул жандарм. - Ступайте за станцию, там на дворе иногда бывают мужики, возят пассажиров.

Землемер вздохнул и поплелся за станцию. Там, после долгих поисков, разговоров и колебаний, он нашел здоровеннейшего мужика, угрюмого, рябого, одетого в рваную сермягу и лапти.

Чёрт знает какая у тебя телега! - поморщился землемер, влезая в телегу. - Не разберешь, где у нее зад, где перед...

Что ж тут разбирать-то? Где лошадиный хвост, там перед, а где сидит ваша милость, там зад...

Лошаденка была молодая, но тощая, с растопыренными ногами и покусанными ушами. Когда возница приподнялся и стегнул ее веревочным кнутом, она только замотала головой, когда же он выбранился и стегнул ее еще раз, то телега взвизгнула и задрожала, как в лихорадке. После третьего удара телега покачнулась, после же четвертого она тронулась с места.

Этак мы всю дорогу поедем? - спросил землемер, чувствуя сильную тряску и удивляясь способности русских возниц соединять тихую, черепашью езду с душу выворачивающей тряской.

До-о-едем! - успокоил возница. - Кобылка молодая, шустрая... Дай ей только разбежаться, так потом и не остановишь... Но-о-о, прокля...тая!

Когда телега выехала со станции, были сумерки. Направо от землемера тянулась темная, замерзшая равнина, без конца и краю... Поедешь по ней, так наверно заедешь к чёрту на кулички. На горизонте, где она исчезала и сливалась с небом, лениво догорала холодная осенняя заря... Налево от дороги в темнеющем воздухе высились какие-то бугры, не то прошлогодние стоги, не то деревня. Что было впереди, землемер не видел, ибо с этой стороны всё поле зрения застилала широкая, неуклюжая спина возницы. Было тихо, но холодно, морозно.

«Какая, однако, здесь глушь! - думал землемер, стараясь прикрыть свои уши воротником от шинели. - Ни кола ни двора. Не ровен час - нападут и ограбят, так никто и не узнает, хоть из пушек пали... Да и возница ненадежный... Ишь, какая спинища! Этакое дитя природы пальцем тронет, так душа вон! И морда у него зверская, подозрительная».

Эй, милый, - спросил землемер, - как тебя зовут?

Меня-то? Клим.

Что, Клим, как у вас здесь? Не опасно? Не шалят?

Ничего, бог миловал... Кому ж шалить?

Это хорошо, что не шалят... Но на всякий случай все-таки я взял с собой три револьвера, - соврал землемер. - А с револьвером, знаешь, шутки плохи. С десятью разбойниками можно справиться...

Стемнело. Телега вдруг заскрипела, завизжала, задрожала и, словно нехотя, повернула налево.

«Куда же это он меня повез? - подумал землемер. - Ехал всё прямо и вдруг налево. Чего доброго, завезет, подлец, в какую-нибудь трущобу и... и... Бывают ведь случаи!»

Послушай, - обратился он к вознице. - Так ты говоришь, что здесь не опасно? Это жаль... Я люблю с разбойниками драться... На вид-то я худой, болезненный, а силы у меня, словно у быка... Однажды напало на меня три разбойника... Так что ж ты думаешь? Одного я так трахнул, что... что, понимаешь, богу душу отдал, а два другие из-за меня в Сибирь пошли на каторгу. И откуда у меня сила берется, не знаю... Возьмешь одной рукой какого-нибудь здоровилу, вроде тебя, и... и сковырнешь.

Клим оглянулся на землемера, заморгал всем лицом и стегнул по лошаденке.

Да, брат... - продолжал землемер. - Не дай бог со мной связаться. Мало того, что разбойник без рук, без ног останется, но еще и перед судом ответит... Мне все судьи и исправники знакомы. Человек я казенный, нужный... Я вот еду, а начальству известно... так и глядят, чтоб мне кто-нибудь худа не сделал. Везде по дороге за кустиками урядники да сотские понатыканы... По... по... постой! - заорал вдруг землемер. - Куда же это ты въехал? Куда ты меня везешь?

Да нешто не видите? Лес!

«Действительно, лес... - подумал землемер. - А я-то испугался! Однако, не нужно выдавать своего волнения... Он уже заметил, что я трушу. Отчего это он стал так часто на меня оглядываться? Наверное, замышляет что-нибудь... Раньше ехал еле-еле, нога за ногу, а теперь ишь как мчится!»

Послушай, Клим, зачем ты так гонишь лошадь?

Я ее не гоню. Сама разбежалась... Уж как разбежится, так никаким средствием ее не остановишь... И сама она не рада, что у ней ноги такие.

Врешь, брат! Вижу, что врешь! Только я тебе не советую так быстро ехать. Попридержи-ка лошадь... Слышишь? Попридержи!

А затем... затем, что за мной со станции должны выехать четыре товарища. Надо, чтоб они нас догнали... Они обещали догнать меня в этом лесу... С ними веселей будет ехать... Народ здоровый, коренастый... у каждого по пистолету... Что это ты всё оглядываешься и движешься, как на иголках? а? Я, брат, тово... брат... На меня нечего оглядываться... интересного во мне ничего нет... Разве вот револьверы только... Изволь, если хочешь, я их выну, покажу... Изволь...

Землемер сделал вид, что роется в карманах, и в это время случилось то, чего он не мог ожидать при всей своей трусости. Клим вдруг вывалился из телеги и на четвереньках побежал к чаще.

Послышались скорые, удаляющиеся шаги, треск хвороста - и всё смолкло... Землемер, не ожидавший такого реприманда, первым делом остановил лошадь, потом уселся поудобней на телеге и стал думать.

«Убежал... испугался, дурак... Ну, как теперь быть? Самому продолжать путь нельзя, потому что дороги не знаю, да и могут подумать, что я у него лошадь украл... Как быть?» - Клим! Клим!

Клим!.. - ответило эхо.

От мысли, что ему всю ночь придется просидеть в темном лесу на холоде и слышать только волков, эхо да фырканье тощей кобылки, землемера стало коробить вдоль спины, словно холодным терпугом.

Климушка! - закричал он. - Голубчик! Где ты, Климушка?

Часа два кричал землемер, и только после того, как он охрип и помирился с мыслью о ночевке в лесу, слабый ветерок донес до него чей-то стон.

Клим! Это ты, голубчик? Поедем!

У... убьешь!

Да я пошутил, голубчик! Накажи меня господь, пошутил! Какие у меня револьверы! Это я от страха врал! Сделай милость, поедем! Мерзну!

Клим, сообразив, вероятно, что настоящий разбойник давно бы уж исчез с лошадью и телегой, вышел из лесу и нерешительно подошел к своему пассажиру.

Ну, чего, дура, испугался? Я... я пошутил, а ты испугался... Садись!

Бог с тобой, барин, - проворчал Клим, влезая в телегу. - Если б знал, и за сто целковых не повез бы. Чуть я не помер от страха...

Клим стегнул по лошаденке. Телега задрожала. Клим стегнул еще раз, и телега покачнулась. После четвертого удара, когда телега тронулась с места, землемер закрыл уши воротником и задумался. Дорога и Клим ему уже не казались опасными.

«Осколки» - это журнал, в котором опубликовал свой рассказ Чехов. «Пересолил», таким образом, относится к раннему периоду творчества писателя, полностью соотносясь по проблематике и поэтике с другими произведениями, написанными на этом этапе («Толстый и тонкий», «Хамелеон»).

Начало

Рассказ Чехова «Пересолил» имеет чрезвычайно простой сюжет. Однажды Глебу Смирнову, землемеру, для межевания необходимо было приехать к генералу Хохотову. На станции с очень говорящим названием «Гнилушки» он пытается отыскать возницу. Помочь ему доехать до генерала соглашается мужик Клим. Глебу не нравится ехать в телеге («Не разберешь, где зад, где перед...», - недовольно отмечает он). Но делать нечего, худо-бедно тронулись. И тут в душе героя, который наблюдал за бесконечной равниной - по ней, кажется, можно к черту на кулички добраться - начала зарождаться тревога...

Смешное недоразумение

Продолжается краткое содержание рассказа «Пересолил». Чехов забрасывает своего героя в ужасную глушь, и это заставляет Глеба относиться с большим подозрением к Климу. «Дитя природы... - с отвращением размышляет про себя землемер, - такой пальцем тронет - и дух вон». Глеб начинает храбриться: сначала «вспоминает», как отбился от несуществующих трех разбойников, затем упоминает вооруженных товарищей, которые должны вот-вот их нагнать, и, наконец, делает вид, что у него самого спрятан револьвер. Бедный возница испугался оружия и с криком бросился наутек. Два часа Глеб звал беглеца, пока тот не поверил ему и не согласился везти дальше. Больше главный герой не боялся своего возницу - так заканчивает свой рассказ Чехов. «Пересолил» малость герой, не совладал с собственными страхами.

Незамысловатости сюжета полностью отвечает такая же простая композиция рассказа. Так, повествование ведется в хронологическом порядке. Кульминация рассказа - бегство Клима - снимает напряжение в душе персонажей, заставляя доверять друг другу.

Тема рассказа «Пересолил» Чехова

Пусть читателя не вводит в заблуждение очень простой сюжет этого произведения, даже таким несколько нелепым приключением Глеба Смирнова мастер малой прозы мог сказать многое. Итак, какова тема рассказа «Пересолил» Чехова? Прежде всего, это изображение (и осуждение в комической форме) того, как социальная принадлежность, внешний облик человека может затемнять его внутреннее, подлинное содержание.

Обратимся к тексту...

Рассмотрим еще раз то, что написал Чехов, - «Пересолил». Анализ рассказа показывает, что страх у Глеба возникает, по сути, из-за штампов - конечно, необразованный человек, занимающий должность возницы, обязан быть хладнокровным убийцей или, по крайней мере, воришкой.

С другой стороны, почему Клим так легко верит фантазиям Смирнова о револьвере и вооруженных товарищах? Для возницы главный герой - это, прежде всего, житель города, существо неведомое, а значит таящее опасность. Эти страхи оказываются настолько сильными, что возница даже бросает на произвол судьбы свое нехитрое имущество - лошадь. И только пережитое происшествие заставило героев увидеть друг в друге людей, способных к сочувствию.

Страх Клима имеет под собой социально обусловленное основание. У него рабское мышление, которое формировалось веками крепостным правом. Это обрекло людей, подобных вознице, на ощущение собственного полного бесправия, которое даже заставляет поверить, что у попутчика есть револьвер, и он им не преминет воспользоваться. А надежд на справедливость высших инстанций и вовсе нет. По сути, образ Клима - сборный, типичен для России тех времен. Лень и нерасторопность - вот, пожалуй, отрицательные черты Клима, который делает все «на авось». «Доедем!» - с полной беспечностью говорит он, когда Глеба начинает трясти на ужасной дороге.

Оценка окружающей жизни

Рассказ Чехова «Пересолил» касается осмеяния не только конкретных человеческих недостатков. Его проблематика захватывает и осуждение окружающей мещанской, бездуховной жизни, причем всего лишь несколькими короткими фразами. Так, в упомянутой Гнилушке за сто верст не сыщешь путевую собаку. Зевающий лениво жандарм, угрюмый Клим, одетый в рваную сермягу и лапти (похоже, тоже не лучшего состояния), неудобная телега, тощая кобылка... Все это удивительно точно передает беспросветность и мрачность здешней жизни, которая сопоставима с остальными «городами N». Неудивительно, что на такой «благоприятной» почве растут трусость и ужасающее недоверие к другому человеку.

Стилевые особенности

Первая стилевая особенность произведения Антона Павловича - крайняя простота изложения материала. Рассказ «Пересолил» Чехов начинает без длительных вступлений, размышлений автора или пейзажных зарисовок. Напротив, сразу приступает к поискам землемера возницы. Проза Антона Павловича также подчеркнуто беспристрастна, автор только фиксирует происходящее, а вывод должны сделать сами читатели.

Исследователи также отмечают, что свой рассказ Чехов «пересолил» разнообразными деталями, которые гораздо красноречивей прямых авторских оценок. К таким деталям относятся упомянутая уже телега, одежда Клима, «говорящее» название. Последняя особенность в качестве средства комического часто встречается в ранних юмористических новеллах Антона Павловича. Вспомним хотя бы чиновника Червякова из «Смерти чиновника» или Очумелова из «Хамелеона». Смешные фамилии позволяют писателю дать непрямую характеристику своим героям, обратить внимание читателя на их недостатки.

Средства комического

Любой юмористический рассказ Чехов («Пересолил» - произведение из того же ряда) насыщает различными средствами комического. К ним относится, например, несовпадение внешнего вида главного героя и его состояния. Так, Смирнов во время поездки пытается храбриться, даже пугать Клима. Хотя время от времени трусость землемера иногда давала о себе знать: когда возница повернул в лес, землемер закричал не своим голосом. А ведь, по словам землемера, для обеспечения безопасности на каждом шагу урядники и сотские «понатыканы»!

Другое средство комического - новеллистически неожиданный финал: после бегства возницы и двухчасового бесплодного ожидания Смирнов почти ласково («голубчик» и т. д.) уговаривает Клима вернуться. Это также заставляет читателя волей-неволей рассмеяться.

Особенности жанра

Жанровую природу рассказа «Пересолил» определить достаточно непросто - равно как и всей малой прозы Чехова, созданной в 80-х годах. Ю. Тюпа предлагает говорить об анекдоте как о доминирующем жанре в творчестве Антона Павловича. Напротив, А. П. Чудаков обозначает ранние произведения писателя как комические новеллы. В подтверждение своих слов исследователь называет ряд особенностей поэтики малой прозы писателя, включая двойную композицию, несоответствующий ожиданиям финал (согласитесь, что сцена примирения Клима и Смирнова никак не вяжется с мрачными предчувствиями землемера вначале). Кроме того, литературоведы склонны определять малую прозу Чехова как юморески, сцены и рассказы. Последнее жанровое обозначение употребляется и в данной статье.

Рассказ «Пересолил» Чехов создавал как юмористическую прозу, а значит смех в ней мягкий, доброжелательный. Ему далеко до едкого сарказма и тем более гротеска. В то же время в произведении заметны сатирические краски, когда дело касается конкретных недостатков в личности или несовершенном обществе. Но, как утверждал сам писатель, человек станет лучше только тогда, когда вы укажете, каков он есть сейчас.

Землемер Глеб Гаврилович Смирнов приехал на станцию Гни­лушки. Он был вызван в усадьбу генерала Хохотова для межева­ния. До места назначения Смирнову оставалось около тридцати- сорока верст. На его просьбу о почтовых лошадях станционный жандарм только развел руками: «Тут за сто верст путевой соба­ки не сыщешь, а не то что почтовых…». Однако он посоветовал землемеру подойти к мужикам, которые иногда возили пасса­жиров. И действительно, он нашел «здоровеннейшего мужика, угрюмого, рябого, одетого в рваную сермягу и лапти». С четвер­того удара только мужику удалось тронуть с места тощую свою лошаденку. Когда телега выехала со двора, были сумерки. Землемер только и видел замерзшую равнину с одного бока да темные бугры - не то стоги, не то деревня - с другого. Все остальное от зоркого глаза Глеба Гавриловича скрывала недюжинная мужи­чья спина. Темно. Зябко. И стало землемеру страшно. «Да и возница нена­дежный». И он начал разговаривать с мужиком. Как будто случай­но, поинтересовался, а не было ли в этой местности каких напа­дений разбойников. Клим, так звали возницу, был немногословен. Это еще больше отпугнуло землемера. Он стал привирать, что у него, дескать, за пазухой револьвер и что, не дай бог, кто на него нападет - так пожалеет. Тут телега повернула налево, и Смирнов окончательно стру­сил. Он стал безбожно храбриться и говорить, что его медом не корми - дай с разбойниками подраться. В жизни, говорит, был случай, что на него три разбойника напали. Так он с ними тут же расправился: один сразу богу душу отдал, а два других на катор­гу пошли. Клим боязливо оглянулся на Смирнова и подстегнул лошаденку. Дорога уходила в лес. Беспокойный взгляд Клима и темные лесные заросли совершенно запугали землемера: «Куда ты меня везешь? - Да нешто не видите? Лес». И чем дальше в лес, тем подозрительнее казалось все вокруг: и то, что Клим стал так часто оглядываться, и то, что лошадь бежит так быст­ро, и что так темно и пустынно. Смирнов придумал, что за ним еще едут четыре товарища, и что они должны догнать их именно в этом лесу, при этом он стал рыться в карманах, обещая пока­зать Климу свой револьвер… И в это время случилось то, чего не мог ожидать при всей своей трусости землемер. «Клим вдруг вы­валился из телеги и на четвереньках побежал к чаще. «Караул! - заголосил он. - Караул! Бери, окаянный, и лошадь, и телегу, только не губи ты моей души!» Землемер остановил лошадь и стал думать, как ему быть. Как ни звал Смирнов Клима, тот не отзывался. Часа два кричал землемер. И когда уже совершенно осип, то ветерок донес до него слабый стон. Насилу допросился землемер Клима, чтобы тот вернулся, и они продолжили путь. «Бог с тобой, барин, - проворчал Клим. Если б знал, и за сто целковых не повез бы. Чуть я не помер от страха!..» Телега трону­лась. Землемер сидел, задумавшись. Дорога и Клим ему уже не казались опасными