Луна и солнце в космосе. Наш естественный спутник луна. Что такое звезда

> > Солнце и Луна

Солнце и Луна – сравнение крупной звезды и спутника Земли: размеры на фото, создание солнечного затмения, влияние на планету, состав, гравитационное поле, свет.

Солнце и Луна - это именно те два небесных тела в нашей планетарной системе, которые в наибольшей степени влияют на Землю. Давайте рассмотрим насколько похожи и в то же время отличны эти небесные тела.

Размеры Солнца и Луны

Если рассматривать абсолютные величины, то нет в двух других объектов настолько различных по своей величине. Солнце в поперечнике имеет 1,4 миллиона километров, а - 3474 км. Другими словами, Солнце в диаметре ровно в 400 раз больше спутника Земли.

Но как ни странно, так случилось, что Солнце расположилось на расстоянии ровно в 400 раз большем, чем Луна и это создаёт одно интересное совпадение. С того угла и степени отдаленности, с которых мы смотрим на эти два объекта в небе, они кажутся нам абсолютно идентичными по величине. Именно благодаря этому невероятному стечению обстоятельств мы можем наблюдать полные солнечные затмения в те моменты, когда Луна проходит по своей орбите точно между Солнцем и Землёй.

Гравитационное взаимодействие Луны и Солнца (приливы) становятся причиной того, что спутник Земли отдаляется от нашей планеты в среднем на 3,8 сантиметра каждый год. В древние времена Луна выглядела для людей гораздо больше, чем Солнце, потому что находилась ближе нынешнего своего положения. А уже в ближайшие десятилетия она будет выглядеть гораздо меньше Солнца. Поэтому то, что мы с вами можем наблюдать полные затмения, это всего лишь удачное стечение обстоятельств.

За счёт того, что Солнце больше в диаметре, то соответственно и в весе оно значительно превосходит Луну. Если говорить точно, то его масса больше в 27 миллионов раз. Его сила притяжения настолько велика, что заставляет Землю вращаться по определённой орбите вокруг Солнца и потихоньку притягивает к себе Луну.

Когда Солнце и Луна влияют своей силой притяжения на нашу планету с одной и той же стороны, их гравитация создаёт на весенние приливы. Через некоторое время эти небесные тела начинают действовать на нашу планету с противоположных сторон, и мы можем наблюдать отливы.

Свет Солнца и Луны

Солнце - единственное небесное тело в Солнечной системе, которое излучает свет. Огромные массы водорода и гелия, которые ежесекундно сгорают в пылающем ядре Солнца, являются источником света и тепла для всей нашей системы планет. Именно этот свет, попадающий на поверхность Луны и отражающийся от нее, заставляет спутник Земли светиться в ночном небе и делает его видимым для нас.

Состав Солнца и Луны

Вот здесь эти два небесных тела значительно отличаются друг от друга. Солнце по большей степени состоит из гелия и водорода. Луна же была сформирована в тот момент, когда несколько миллиардов лет назад в пределах нашей солнечной системы пролетал объект по размеру сопоставимый с планетой и на своем пути встретил Землю. Произошло большое столкновение. Небольшие обломки того происшествия объединились и образовали Луну. Поверхностные слои Луны состоят в основном из кремния, магния, железа, кальция и алюминия. Астрономы считают, что ядро спутника Земли может состоять из металла, серы и никеля, но в абсолютно расплавленном состоянии.

Используйте наши телескопы онлайн, чтобы рассмотреть небесные тела поближе в режиме реального времени. Также примените карты поверхности Солнца и Луны, если интересует вид на лунные кратеры или солнечные пятна.

», который в окончательном виде был издан в 1977 году Кристофером Толкином . Однако Солнце и Луна появляются в работах автора уже начиная с 1920-х годов.

Солнце и Луна, согласно легендариуму, были описаны в произведении «Нарси́лион» (в переводе с квенья - «Песнь о Солнце и Луне»).

История создания

Толкин, Дж. Р. Р. Сильмариллион. Глава 11. О Солнце, Луне и сокрытии Валинора. - Пер. Н. Эстель.

Эльфы называли Луну Исил (Ísil) или Сияющий - именем, которое дано было ей ваниар . На синдарине Луна звалась Итил (Ithil), откуда произошли названия объектов Средиземья - Минас Итиль - «крепость Луны» и Ити́лиэн - «земли Луны», а также имя Исилдур - буквально «преданный Луне».

В текстах легендариума Луна также именуется Серебряным Цветком , а Голлум называл её Белым лицом .

Солнце

«…и А́наром, Златым Огнём нарекли они Солнце, плод Лаурелин. Нолдоры звали их ещё Ра́на - Бродяга и Ва́са, Дух Огня, что пробуждается и пожирает»

Толкин, Дж. Р. Р. Сильмариллион. О Солнце, Луне и сокрытии Валинора. - Пер. Н. Эстель.

Эльфы ценили Солнце меньше, нежели Луну: ведь именно Луна являлась цветком старшего из Двух Древ и первой поднялась на небосвод Арды, а также потому что «…Солнце было создано как знак пробуждения и увядания эльфов, а Луна лелеяла их воспоминания».

Орки (за исключением урук-хай ) генетически не переносили Солнца и по своей воле не выходили из укрытий в то время, пока оно было в небе. Ещё больше опасались Солнца тролли : под его светом они превращались в камень. (Позже Саурон вывел породу троллей олог-хай , которые, подобно урук-хай , не боялись солнечного света.)

Ранние версии

В ранних версиях «Сильмариллиона », в частности в первом томе «Книге утраченных сказаний », включенной в 12-томный сборник «История Средиземья », Солнце было описано, как огромный остров огня. Луна же описывалась как кристаллический остров. Также там было указано, что Тилион, который управлял Луной, был тайно влюблён в Ариэн - деву, правящую Солнцем. Из-за того, что он приближался к Ариэн слишком близко, Луна была обожжена, получив навсегда тёмные пятна на своей поверхности.

По другой версии, Аулэ изобрёл и создал вирин - кристаллический материал, из которого и изготовил чашу для Розы Си́льпиона . Когда же Вала Лориэн попытался сорвать цветок, сухая ветвь надломилась и низверглась Роза на землю так, что «часть росы-света стряхнулась, а иные хрустальные лепестки измялись, потускнев ». Так и образовались пятна, видимые на Луне.

> Луна

Луна - естественный спутник Земли : описание для детей с фото: интересные факты, характеристика, орбита, карта Луны, исследования СССР, Аполлон, Нил Армстронг.

Начать объяснение для детей родители или учителя в школе могут с того, что земной спутник невероятно просто обнаружить. Земля обладает единственной Луной, которая сопровождает нас практически каждую ночь. Лунные фазы управляли человечеством тысячи лет, заставляя подстраиваться (календарный месяц примерно равен времени, за которое Луна проходит смену фаз).

Фазы Луны и ее орбита для многих остаются загадкой. Можно объяснить детям , что Луна всегда показывает нашей планете одно лицо. Дело в том, что для осевого поворота и вокруг планеты необходимо 27.3 дней. Мы замечаем полнолуние, полумесяц и новолуние, потому что спутник отражает солнечный свет. Уровень освещения зависит от расположения спутника по отношению к нам и звезде.

Луна - естественный спутник Земли, но она больше (диаметр – 3475 км) и занимает 27% земного размера (соотношение примерно 1:4). Это намного меньшее соотношение, чем в ситуации с другими лунами и их планетами.

Как появилась Луна - объяснение для детей

Для самых маленьких будет интересно узнать, что существует несколько теорий на этот счет. Но наиболее популярная направлена на столкновение, которое оторвало материал от . Ученые предполагают, что ударный объект имел 10% от земной массы (как ). Куски вращались на орбите, пока не сформировали Луну. В пользу этой мысли говорит и тот факт, что по составу планета и спутник очень похожи. Это могло случиться спустя 95 миллионов лет после образования нашей системы (плюс-минус 32 миллиона).

Это преобладающая теория, но есть также другая, предполагающая, что изначально было две луны, слившиеся в одну при столкновении. Более того, наша планета могла даже перетянуть спутник у .

Внутренняя структура Луны - объяснение для детей

Дети должны знать, что у нашего спутника очень маленькое ядро (всего 1-2% лунной массы) – 680 км в ширину. В основном состоит из железа, но может содержать значительное количество серы и прочих элементов.

Скалистая мантия занимает 1330 км и представлена горными породами, богатыми на железо и магний. Магма извергалась на поверхность сквозь вулканы более миллиарда лет (от 3-4 миллиардов лет назад).

Толщина корки – 70 км. Внешняя часть разломлена и смешана из-за серьезных ударов. Неповрежденный материал начинается примерно с 9.6 км.

Состав поверхности Луны - объяснение для детей

Родители или в школе могут объяснить для самых маленьких детей , что наш спутник – скалистый мир. На нем много кратеров, созданных астероидными падениями миллионы лет назад. Так как там нет погоды, то они сохраняются в первозданном виде.

Состав по массе: кислород (43%), кремний (20%), магний (19%), железо (10%), кальций (3%), алюминий (3%), хром (0.42%), титан (0.18%) и марганец (0.12%).

На лунной поверхности обнаружили следы воды, которая могла появиться из глубины. Также там нашли сотни ям, где остались аппараты, которые пребывают на спутнике уже длительный период времени.

Лунная атмосфера - объяснение для детей

Для самых маленьких будет интересно услышать, что на спутнике есть тонкий атмосферный слой, поэтому пыльный покров на поверхности практически не изменяется веками. Тепло не может задержаться, так что Луна переживает постоянные температурные скачки. Днем на солнечной стороне – 134 °C, а на темной она понижается до -153°C.

Орбитальные характеристики Луны - объяснение для детей

  • Среднее расстояние от Земли: 384 400 км.
  • Наиболее близкий подход к Земле (перигелий): 363 300 км.
  • Наиболее отдаленный от Земли (апогей): 405 500 км.

Орбитальный путь Луны - объяснение для детей

Дети должны знать, что лунное тяготение влияет на нашу планету, создавая подъем и падение уровня моря (приливы и отливы). В меньшей, но все же ощутимой, степени это проявляется в озерах, атмосфере и земной коре.

Вода поднимается и опускается. На стороне, которая повернута к Луне, прилив сильнее. Но и на второй он происходит по инерции, поэтому между этими двумя точками создаются отливы. Луна также замедляет вращение нашей планеты (приливное торможение). Это увеличивает длительность дня на 2.3 миллисекунды каждый век. Энергия поглощается Луной и увеличивает дистанцию между нами. То есть, для самых маленьких важно узнать, что спутник отдаляется каждый год на 3.8 см.

Возможно, именно лунная гравитация стала причиной формирования Земли, как подходящей для жизни планеты. Она смягчила колебания в осевом наклоне, благодаря чему стабильный климат держался миллиарды лет. Но и спутник не оставался в стороне, так как земная гравитация когда-то растягивала его до невероятных форм.

Лунные затмения - объяснение для детей

В период лунного затмения спутник, Солнце и наша планета выстраиваются в ровную линию (или почти). Когда Земля становится между этими объектами, то земная тень падает на спутник, и мы получаем затмение. Оно выпадает только в полнолуние. При солнечном затмении Луна должна стать между нами и звездой. Тогда на Землю попадает лунная тень. Оно происходит только при новолунии.

Времена года - объяснение для детей

Земная ось наклонена по отношению к плоскости эклиптики (воображаемая поверхность орбиты вокруг Солнца). Объяснение для детей не может обойтись без расшифровки этого момента. Северное и южное полушария по очереди указывают на . Это приводит к получению разного количества света и тепла – смена сезонов.

Земная ось наклонена на 23.5 градусов, а лунная – 1.5. Получается, что на спутнике практически не ощущаются времена года. Некоторые участки всегда освещены, а другие вечность живут в тени.

Исследования Луны - объяснение для детей

Древние люди считали, что спутник – огненная чаша или зеркало, отражающее земные моря и поверхность. Но философы знали, что это сфера, вращающаяся вокруг Земли, а лунный свет – всего лишь отражение солнечного. Греки думали, что темные регионы – моря, а яркие – земля.

Галилео Галилей стал первым, кто применил телескопическое наблюдение к спутнику. В 1609 году он описывал его как грубую горную поверхность. И это расходилось с привычным мнением о гладкой Луне.

СРСР отправили первый космический аппарат в 1959 году. Он должен был исследовать лунную поверхность и прислать фотографии дальней стороны. Первые астронавты приземлились в 1969 году. Это одно из самых примечательных достижений НАСА. После они отправили еще 5 успешных миссий (и один Аполлон-13, не попавший на спутник). С их помощью на Землю доставили 382 кг породы для изучения.

Потом наступила длительная пауза, которую в 1990-х годах нарушили роботизированные миссии США Клементина и Лунный Геолог, искавшие воду на лунных полюсах. В 2011 году аппарат Lunar Reconnaissance Orbiter (LRO) создал лучшую карту спутника. В 2013 году в лунной истории отметился Китай, закрепив ровер на поверхности.

Но Луну исследуют не только государственные миссии. В 2014 году к спутнику подобралась первая частная миссия. И здесь возникают некоторые разногласия, ведь нет никакой договоренности в том, как можно использовать спутник, и кому принадлежит порода.

Детям понравится изучать Луну, так как это ближайший объект к Земле. Вы можете наблюдать за ней на фото, картинках, рисунках и схемах, предоставленных телескопами и космическими аппаратами. Кроме того, на сайте присутствует описание миссии Аполлон и история первого человека на Луне - Нила Армстронга. Воспользуйтесь картой Луны, чтобы изучить места посадки миссии, а также расположение крупных кратеров и морей. Чтобы разнообразить процесс обучения для детей и школьников любого класса, задействуйте 3D-модель Солнечной системы или примените онлайн телескоп и наблюдайте за Луной в режиме реального времени бесплатно.

После Солнца Луна является самым заметным космическим телом на небосводе, поэтому люди всегда проявляли к ней повышенный интерес. Сегодня ночное светило – объект самого пристального изучения.

Благодаря исследованиям астрономов мы знаем о нем практически всё, но некоторые люди до сих пор задаются вопросом, что такое – спутник, звезда или планета. Чтобы дать однозначный ответ, необходимо, прежде всего, разобраться в понятиях этих небесных тел.

Что такое звезда?

Звездами во Вселенной называют массивные газовые шары, которые излучают свет и удерживают равновесие благодаря силам собственного притяжения. В их недрах происходят реакции термоядерного синтеза, а температура измеряется миллионами кельвинов.

В большинстве случаев звезды имеют большой диаметр и высокую массу. Их химический состав представляет собой набор легких элементов, которые обычно имеют вес меньше гелия.

Луна хоть и является шаром, но в ее составе преобладают тяжелые элементы, такие как кремний, титан, магний, натрий, железо. Внутри ночного светила не происходят термоядерные реакции, а его температура варьируется в пределах от −160 °C до +120 °C.


Луна имеет собственное гравитационное поле, которое способно вызывать приливы и отливы в Мировом океане Земли, но не может притягивать к себе крупные объекты. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что Луна звездой не является.

Что представляет собой планета?

Планета в астрономии – это небесное тело, которое вращается по орбите вокруг звезды. Оно имеет достаточный объем гравитационных сил для приобретения круглой формы, но недостаточную массу для реакций термоядерного синтеза. Большая часть этих космических объектов состоит из тяжелых элементов, хотя астрономам известны так называемые планеты-гиганты, в составе которых преобладают газы – гелий, водород, метан.

Каждая начинала свое образование с жидкого состояния. Постепенно более тяжелые элементы оседали в ее центре и формировали ядро, а более легкие оставались на поверхности.

В целом Луна соответствует всем указанным параметрам, то есть состоит из тяжелых веществ, имеет круглую форму и ядро, богатое железом. При этом она обладает некоторыми особенностями, которые отличают ее от планеты. Во-первых, внутреннее ядро Луны очень маленькое и отличается невысокой силой притяжения.


Если у большинства планет радиус ядра составляет около 50 % от общего размера, то у Луны – примерно 20 %. Во-вторых, одним из важных признаков планеты является способность расчищать свою орбиту от других космических объектов. У Луны такой способности нет, то есть на нее периодически падают достаточное крупные небесные тела и космический мусор. Таким образом, Луна – не планета.

Что такое спутник?

Спутниками считают объекты, которые вращаются по определенной траектории вокруг других космических тел. Их движение происходит под действием гравитации, а орбита может быть как регулярной, так и изменяющейся.

Небесные тела становятся спутниками в том случае, если они были захвачены гравитационным полем планеты во время своего движения в космосе либо сформировались из того же газопылевого облака, что и сама планета.

Что касается Луны, то она действительно вращается вокруг Земли по заданной орбите, однако история ее происхождения немного иная. Считается, что 4,36 млрд. лет назад Земля, будучи протопланетой, столкнулась с другой протопланетой Тейя.


Столкновение произошло по касательной, после чего на околоземную орбиту выбросило множество обломков, из которых впоследствии образовалась Луна. Несмотря на такую историю, в астрономии ее принято считать именно спутником Земли.

В последние годы некоторые ученые пытаются доказать, что Луна все же не спутник, а планета. Свои выводы они строят на том, что среди других спутников Солнечной системы она занимает особое положение.

Прежде всего, Луна имеет слишком большую массу по сравнению с другими подобными объектами и находится на слишком большом расстоянии от земного шара, чтобы быть захваченной его гравитационными силами. Кроме того, она вращается вокруг нашей планеты не в плоскости экватора, как это делают настоящие спутники.

По этой причине вопрос о статусе Луны остается открытым. Возможно, в будущем астрономы признают ее самостоятельной планетой.

Если всю историю Земли разбить на 24 часа, Луна появилась в первые 10 минут — в результате колоссального космического столкновения

Солнечное затмение 2008 г.

Полное солнечное затмение — это событие, которое нужно увидеть хотя бы раз в жизни. По счастью, даже если вы никуда не станете уезжать из дому (как это делали редакторы «Популярной Механики», которые по результатам своей командировки написали для вас отчет: «Ночь среди бела дня »), вам почти наверняка за время жизни выпадет такой шанс… лишь бы погода не подвела и лишь бы не забыть закопченное стеклышко. И тогда вы увидите, как сходятся два самых знаменитых небесных тела, и как почти точно они совпадают: закрытый Луной солнечный диск не виден совершенно, и лишь самые края лучей вырываются из-за его неровных краев.

Все это — результат поразительного совпадения. Действительно, размеры Солнца (средний радиус 696 тыс. км) превышают Луну (радиус 1737 км) примерно в 400 раз — и примерно на столько же оно от нас дальше. В результате видимые размеры и той, и другого практически точно совпадают. Такая ситуация уникальная для 8-ми планет Солнечной системы и 166-ти их известных спутников.

Множество лун крупных планет — Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна — как считается, появились в результате одного из двух процессов. Первый — собирание их из аккреционного диска газа и пыли, который был притянут гравитационным полем планеты. Это тот же процесс, что привел к появлению всей Солнечной системы, только в миниатюре. Второй вариант — «улавливание» притяжением большой планеты пролетавшего мимо тела. Скорее всего, именно таким образом пара спутников — Деймос и Фобос — появилась у Марса. Впрочем, это вопрос не такой однозначный, о чем мы рассказывали в заметке «Природа «страха» ».

С нашей же Луной дело обстоит иначе. Ни тот, ни другой путь не объясняет некоторых характеристик спутника (прежде всего, его внушительных размеров) и, скорее всего, он появился в результате мощнейшего катаклизма, случившегося еще в первые 100 млн лет существования Солнечной системы. Тогда множество обломков и всякого «мусора», оставшегося после образования молодых планет, носились в космосе. И довольно крупное — примерно с Марс — тело столкнулось с Землей, во многом изменив ее облик и выбросив в космос немало фрагментов, некоторые из которых понемногу, притягиваясь, и образовали Луну. Подробнее об этом вы можете прочесть (и увидеть впечатляющий видеоролик) в заметке «Бесценный спутник ».

Луна не просто изменила облик Земли, она и сделала намного более вероятным появление на ней жизни. К примеру, каждая планета, вращаясь, колеблется, довольно значительно отклоняя свою ось, что вызывает серьезные перепады климата и делает его менее стабильным, а значит — для юной, еще не окрепшей жизни, развиться здесь намного сложнее. Луна же, будучи не таким уж маленьким по сравнению с Землей телом, мягко «тормозит» эти колебания, стабилизируя движение планеты и климат на ней. Подробнее о том, какую пользу для жизни несет Луна, читайте: «Без Луны ».

Впрочем, вернемся к странному совпадению видимых размеров Луны и Солнца. Дело в том, что совпадение это — не просто «космическое», но и временнОе. С момента своего появления в результате столкновения Луна медленно, но постоянно удаляется от нас, со скоростью примерно 3,8 см в год. Это выглядит несерьезной скоростью, однако на больших промежутках времени заметно меняет «расстановку сил». Если бы мы наблюдали затмение во времена динозавров, где-нибудь 200 млн лет назад, то увидели бы, что Луна достаточно велика, чтобы закрыть Солнце полностью, не оставив никакой короны. Ну а наши потомки, которые (если все пойдет хорошо) будут жить на Земле еще 200 млн лет спустя, вообще не смогут увидеть полного солнечного затмения: Луна будет слишком мала.

Так что главное совпадение — в том, как поразительно совместилось положение медленно удаляющейся Луны и развитие разумных существ на Земле. Так, что мы, можно сказать, оказались в нужном времени, когда Луна вышла на нужное место.