Маленькие рассказы для 14 летних. Терапевтические сказки для подростков. Интересные книги для подростков-девочек

Прежде всего из нового на 2016 год очень рекомендуем повесть Ольги Громовой "Сахарный ребёнок". В этой книге любой найдёт что-то очень важное для себя: и родители и подростки.

Источник: Литература (Первое сентября). - 2010. - 6.

В № 9 «Литературы» за этот год напечатано несколько рекомендательных материалов, касающихся каникулярного чтения. Сейчас, в преддверии учебного года, тему продолжаем. Ведь читать сверх программы необходимо не только на каникулах. Надеемся, что список книг, тонко и любовно прокомментированный умным читателем, поможет вам найти свои ориентиры в чтении и помочь в этом подросткам.

Оксана Вениаминовна СМИРНОВА учитель русского языка и литературы московской «Традиционной гимназии».

Оксана СМИРНОВА

Что читать в четырнадцать - пятнадцать лет?

Проблема выбора книг именно в этом возрасте связана, на мой взгляд, с двумя вещами. Во-первых, с внутренним состоянием отдельно взятого ребёнка (одни растут быстро и уже давно рвутся, да и могут, читать книги взрослые, а другие ещё никак не вырастут из детства); во-вторых, с неизбежным, но мучительным переходом от полного запрета что-либо читать (смотреть) про "взрослую" любовь к умению читать (смотреть) об этом спокойно, не "зацикливаясь", то есть по-взрослому. Избавить детей от этого порога невозможно. Держать их в шорах вплоть до появления собственных детей — не очень, мягко говоря, разумно. Как раз с четырнадцати до семнадцати лет надо как-то суметь перевести подростков через эту читательскую грань, и каждому ребёнку, вероятно, нужно проложить какую-то свою дорогу в дебри сугубо "взрослых" книг, в которых уж лет сто как перестали чего бы то ни было стесняться.

Составляя условные списки книг для этого возраста, я не пыталась объять необъятное. Спросила у своих знакомых, добавила их мнение к своим воспоминаниям и попыталась выстроить некоторую систему, впрочем, не слишком логичную и академичную. У меня был, строго говоря, один критерий — насколько эти книги были любимы, "читабельны". Никаких "правил" (если читаем "это" — почему не читаем "то" и нарушаем историческую справедливость?) тут не признаётся. Если "то" для подростка нечитабельно — значит, потому и не читаем. В четырнадцать-пятнадцать лет всё ещё актуальна задача не отпугнуть от чтения, а наоборот, всячески приохотить к этому занятию. В список попали только действительно любимые, по нескольку раз читанные книги — как ни странно это может показаться в некоторых случаях.

И ещё одно соображение. Взрослый филолог, составляя такой список, волей-неволей начинает смущённо оглядываться: как это, мол, я упомяну о книге, которая давно считается довольно средненькой, а то и вовсе не выдерживает никакой художественной критики? Не порчу ли я вкус юного читателя? Такого рода предрассудки в данном списке не учитывались. Дело, на мой взгляд, в том, что в детстве и юности нужно многое прочитать не ради эстетического наслаждения, а ради кругозора. Однажды я прочитала у С.Аверинцева очень меткую реплику: если человек знает только своё время, свой узко современный круг понятий, он хронологический провинциал. А если не знает других стран и обычаев — географический провинциал (это моя экстраполяция). И чтобы не быть провинциалом, надо годам к семнадцати поначитать множество всяких книг — просто про жизнь, про "быт и нравы" разных народов и эпох.

Книги в данном списке сгруппированы достаточно условно, а группы расположены по возрастающей "взрослости". Так, на мой взгляд, будет проще выбирать. По ходу представления текстов позволю себе иногда кое-какие комментарии.

СОВСЕМ ЕЩЁ "ДЕТСКИЕ" КНИГИ

А. Линдгрен . Суперсыщик Калле Блумквист . Рони — дочь разбойника . Братья Львиное Сердце . Мы на острове Сальткрока .

Последняя книга — самая "взрослая" в списке, но, строго говоря, всё это нужно было прочитать ещё к двенадцати-тринадцати годам. Как, впрочем, и другие книги этого раздела. Но если подросток задержался в детстве, не начитал ещё всего, что следовало, то эти книги не будут раздражать "мелюзговостью". Они именно для подростков.

В. Крапивин . Тень каравеллы . Оруженосец Кашка . Белый шарик матроса Вильсона . Портфель капитана Румба . (И ещё сказка про тополиную рубашку — не помню точного названия.)

Крапивин написал много книг, и кто-то, возможно, предпочтёт у него "мистико-фантастические" циклы. А я больше всего люблю те его книги, где фантастики почти (или совсем) нет, зато есть настоящие воспоминания о детстве. История же про капитана Румба смешна и жизнерадостна — артистически, без натуги, а этого подросткам не хватает, как витаминов.

Р. Брэдбери . Вино из одуванчиков .

Как раз история про то, как трудно выходить из детства — ещё с точки зрения детства, а не юности.

Алан Маршалл . Я умею прыгать через лужи .

Все её вдруг вспомнили с любовью.

Р. Киплинг . Пак с холмов. Награды и феи .Или Сказки старой Англии .

Историю бы Англии ещё к этому приложить или просто энциклопедию, где можно уточнить, кто есть кто и что есть где.. .

Корнелия Функе . Король воров . Чернильное сердце .

Это уже "произвольная" часть списка. Дело в том, что всякому читателю нужна (кроме шедевров) прослойка книжек средних — на закуску, для передыха, просто чтобы не поднимать всё время тяжести. И ещё для правильного понимания масштабов. Те, кого с детства кормили одними шедеврами, не знают цену книгам. Читая постоянно тексты, написанные для детей, одни забываешь, а другие всё-таки выделяешь, хотя они и не шедевры. Но можно, наверно, заменить их чем-то другим, просто мне попались эти.

Ллойд Александер . Цикл романов про Тарена (Книга трёх . Чёрный котёл. Замок Ллира. Тарен-странник и. Верховный король. )

ИСТОРИЯ, ГЕОГРАФИЯ, ЗООЛОГИЯ И ПРОЧЕЕ

Д. Лондон . Северные рассказы. Смок Белью . Смок и Малыш .

Д. Кервуд . Бродяги Севера (и прочее — пока не надоест).

Жюль Верн . ( Да всё, что читается , если ещё не прочитано).

А. Конан Дойл . Затерянный мир . Бригадир Жерар (а это уже история).

В. Скотт . Айвенго . Квентин Дорвард .

Г. Хаггард . Дочь Монтесумы . Копи царя Соломона .

Р. Стивенсон . Похищенный . Катриона . Сент-Ив (увы, не законченный автором).

Р. Киплинг . Ким .

Мальчишки это очень любят, если им хватает умения прочитать не самую лёгкую книгу. Можно подсунуть её с кратким комментарием: это история про то, как мальчишка-англичанин стал шпионом, да ещё в Индии. А воспитывал его старый индиец-йог ("О сын мой, разве я тебе не говорил, что колдовать нехорошо?").

А . Дюма . Граф Монте-Кристо .

Мушкетёрскую-то эпопею к этому времени уже давно пора бы прочитать. И «Королеву Марго», наверно, тоже. Но не читать его нельзя.

С. Форестер . Сага о капитане Хорнблоуэре . (Вышли три книги в «Исторической библиотеке для юношества».)

Книга написана в XX веке: история английского моряка от мичмана до адмирала во времена наполеоновских войн. Дотошная, авантюрная, достоверная, очень обаятельная. Герой вызывает большую симпатию, оставаясь обычным, но очень достойным человеком.

Т. Хейердал . Путешествие на Кон-Тики . Аку-аку .

Д. Хэрриот . (Любая книга) .

Книги автобиографические, забавные и любопытные, полные бытовых деталей. Для любителей всякой живности — большое утешение.

И. Ефремов . Путешествие Баурджеда . На краю Ойкумены .

Рассказы . Почему-то сейчас эти книги не знают даже историки. А это такое подспорье и по истории древнего мира (Египет, Греция), и по географии (Африка, Средиземноморье). А рассказы скорее "палеонтологические" — и тоже очень интересные. Это ранний Ефремов, тут нет (или почти нет) соблазнительных идей — про йогу, красоту всяческих тел и проч., как в более поздних — «Лезвии бритвы» и «Таис Афинской». И нет политики, как в «Часе быка» (это всё вряд ли стоит давать детям). Зато, может быть, интересно и невредно почитать «Туманность Андромеды» — она, конечно, сильно устаревшая утопия, зато успешно избавляет от невежества в области астрономии. Ефремов вообще хорош (на мой взгляд) именно как популяризатор науки. У него есть документальная повесть о палеонтологических раскопках в Монголии «Дорога ветров» — очень любопытная.

М. Загоскин . Юрий Милославский . Рассказы .

А «Рославлев» мне что-то совсем не нравится.

А .К. Толстой . Князь Серебряный .

Читали ведь уже, да и никто его особенно не любит — так, в меру. А упыриные рассказы («Семья вурдалака» особенно) соблазнительны — но прочитать их, вероятно, надо — для общего развития.

ТО, ЧТО ЛЮБЯТ ДЕВОЧКИ

Ш. Бронте . Джейн Эйр .

Э. Портер . Поллианна (и вторая книга — про то, как Поллианна вырастает, хотя, конечно, это и к десяти годам прочитывается).

Д . Уэббстер . Длинноногий дядюшка . Милый недруг .

Обаятельные, хоть и простенькие книги. И редчайшая форма — романы в письмах, остроумные и достаточно остросюжетные.

Л. Монтгомери . Энн Ширли из усадьбы «Зелёные крыши» .

Сам Набоков брался переводить... Но книга слабая. Есть замечательный канадский телефильм. И японский классный (говорят) мультик — но я ещё не видела.

А. Егорушкина . Настоящая принцесса и бродячий мостик .

Фэнтези, довольно средненькая, а продолжения и вовсе слабые. Но девчонки двенадцати-тринадцати лет от неё в полном восторге.

М. Стюарт . Девять карет . Лунные пряхи (и другие детективы).

А это чтение уже для барышень четырнадцати-шестнадцати лет. Тоже очень любимое, познавательное и, кажется, безвредное. Английский быт после войны, Европа (Греция, Франция), дивные пейзажи и обязательно любовь. Детективы у М.Стюарт средние, но добротные. Вот история про Артура и Мерлина — шедевр, но о нём в другом разделе.

Перейти к .

Перейти к .

Перейти к .

39 ключей (серия)

Каждая книга серии написана разными авторами. только первую и последнюю - главные книги цикла - написал Рик Риордан. Серия известна своим необычным и запутанным сюжетом. Действие каждой книги происходит в разных странах и открывает тайны самых известных исторических лиц. Главные герои, брат и сестра Эми и Дэн Кэхилы, решают сложные задачи, чтобы найти 39 ключей, обладатель которых может подчинить себе весь мир.

Джуры (серия)

Исторические казацкие повести, рассказанные живым классиком украинской детской литературы Владимиром Рутковским.

Побеждая судьбу

В книге рассказывается о первой половине 17-го века, когда Украина страдала от татарских набегов. Братья Иван и Юрась оказываются в разных концах многострадального мира. Находясь на чужбине - один в Китае, второй - в Турции, братья не забывают того счастья, которое дали им любящий отец и ласковая мать, и хотя чужие обычаи и вера должны были убить эту память, но зов родной земли сильнее. Братья преодолевают все препятствия, пока не встречаются по разные стороны враждебных лагерей, чтобы вместе пойти по пути освободительной борьбы.

Дневник Адриана Моула

13-летний Адриан Моул имеет столько терзаний, что ровесникам и не снилось. Угри, проблемы со здоровьем, сложные отношения между родителями, неприятие его поэзии - и это еще далеко не все. Мальчик решает вести дневник, в котором описывает все свои проблемы.

Приключения мальчика-волчонка (серия)

Английская писательница Ди Тофт в рассказала историю о дружбе подростка Нэта Юфвера и волвена Вуди - полумальчика-полуволка.

Морской волк

В книге Джека Лондона дети познакомятся с индейской культурой и ее традиционными понятиями чести и долга.

Долина ужаса

Истории Шерлока Холмса интересны как детям, так и взрослым. В этот раз знаменитый сыщик получает зашифрованное письмо об опасности, которая нависла над неким мистером Дугласом из Бирлстоуна. Холмс не сумел предотвратить событие и берется расследовать это происшествие.

Пес по имени Мани или азбука денег

Кира находит раненого пса. Оказывается, он умеет разговаривать! Пес откликается на кличку Мани и знает все о деньгах. Очень скоро Кира, прислушиваясь к советам Мани, и сама становится настоящим финансовым экспертом и помогает другим правильно распоряжаться деньгами. Одна из лучших от финансового консультанта, писателя и бизнесмена Бодо Шефера учит детей правильному отношению к деньгам. Но она пригодится и взрослым, которые захотят прислушаться к советам и сделать свою жизнь свободной от финансовых забот.

Хроники Нарнии (серия)

Семь книг в стиле фэнтези рассказывают о приключениях четырех братьев и сестер в волшебной стране, вход в которую они нашли в шкафу.

Тореадоры из Васюковки

Приключенческая повесть украинского писателя Всеволода Нестайко. Главные герои книги - простые школьники из села Васюковка - Павлуша Завгородний и Ява Рень. Сорвиголову Яву и более спокойного и рассудительного Павлушу объединяет искреннее желание прославиться на весь мир. Для этого они на протяжении всей трилогии пытаются стать тореадорами, поймать иностранных шпионов из своего села, покорить Киев и многое другое. Главное послание книги - настоящая дружба, самопожертвование, готовность прийти на помощь нуждающемуся человеку.

Класс госпожи Чайки

В книге рассказывается о том, что интересно подросткам: о трудностях их возраста, о проблемах в школе и дома, но прежде всего - о первых чувствах и разочарованиях. Главные герои романа учатся сложному искусству принятия другого человека со всеми его недостатками и в конце узнают цену дружбы.

20 тысяч лье под водой

Научно-фантастический приключенческий роман Жюля Верна. Во второй половине XIX века в морях и океанах на глаза мореплавателям стал попадать необычный объект - предмет размерами больше кита и невероятной скорости. Газеты, а за ними и ученые всего мира, сразу же заинтересовались «морским чудовищем». Но фортуна улыбнулась только профессору Аронакс, который со слугой Конселем и гарпунером Недом Лендом попадает на борт необычной и единственного в мире в то время подводной лодки «Наутилус». Герои романа вместе с капитаном и экипажем лодки отправляются в кругосветное путешествие в 20 000 лье под водой.

Приключения Электроника

Книга рассказывает о приключениях электронного мальчика, его друга и двойника Сергея Сыроежкина, Редчайшей Электронной Собаки, девочки по имени Электроничка и их друзей.

Энн Ширли (серия)

Энн Ширли - 11-летняя девочка, которая из приюта попадает в небольшую семью на ферме Грингейбл.

Юморески Павла Глазового

Экология познания. Дети: Я учусь в 6 классе. У нас в классе 30 человек, из которых 25 не читают. И во многом это вина взрослых. Из личного опыта я знаю, что родители дают своим детям (моего возраста) «Три мушкетёра», книги про индейцев, Жюля Верна, и многие другие книжки, которые запомнились им с детства. И возмущаются, что детям это не интересно.

Я учусь в 6 классе. У нас в классе 30 человек, из которых 25 не читают. И во многом это вина взрослых. Из личного опыта я знаю, что родители дают своим детям (моего возраста) «Три мушкетёра», книги про индейцев, Жюля Верна, и многие другие книжки, которые запомнились им с детства. И возмущаются, что детям это не интересно.

Но этими книгами они вряд ли заинтересуют подростков. Извините, но они скучные. Их можно совершенно спокойно отложить до завтра или на недельку, и не так уж важно, что будет дальше. А некоторым просто дают определённое количество страниц в день, и ребёнок побыстрее старается от них избавиться, чтобы усесться за компьютер или к телевизору.

Ещё родители уверены, что современные книги все поверхностные, одноразовые и читать их чуть ли не стыдно. На самом деле они ошибаются. За последние годы появилось очень много книг гораздо более увлекательных и при этом столь же ценных с литературной точки зрения, как и те, что помнят родители из своего детства. И издаются такие книги, которые известны и любимы в мире многие годы, а у нас они появились только сейчас.

Я не буду заумничать, и рекомендовать современные книги, получившие премии критиков и библиотекарей. Я хочу посоветовать книги, за которые ручаюсь. Которые затягивают и не отпускают до последней страницы. Фантастику я в свой список специально не включала, потому что к этому жанру человек придёт сам, но начав с фантастики, он может зациклиться именно на ней, и ничего больше ему не будет интересно.

Итак, список книг, которые имеют больше шансов стать интересными для человека 10-12 лет, чем те, что советует родитель или (к сожалению) районный библиотекарь.

Андерс Якобссон, Серен Ульссон «Дневник Берта»
В книге смешно рассказывается об одиннадцатилетнем Берте, который описывает в дневнике свои проблемы и переживания

Стивен и Люси Хокинг «Джордж и тайны вселенной» (и продолжения)

Книга о мальчике Джордже и его друзьях, которые с помощью суперкомпьютера познают тайны космоса, в ней написано легко и просто о сложных темах)

Тимо Парвела «Элла в первом классе» (и продолжение)
Элла и её друзья на каждой странице попадают в смешные ситуации, читая её невозможно удержаться от смеха.

Клаус Хагерюп «Маркус и Диана» (и продолжения)
Маркус - стеснительный подросток, который постоянно влюбляется и попадает в сложные, неловкие ситуации.

Мари-Од Мюрай «Oh, boy!»
Более серьёзная книга об отношениях абсолютно непохожих друг на друга людей, которых судьба столкнула вместе, чтобы спасти друг друга в сложном для них периоде жизни.

Кэтрин Патерсон «Великолепная Гилли Хопкинс»
Повесть о трудной девочке, которая внешне драчунья, обманщица, воровка, а внутри - ранимая, добрая, мечтающая о Доме, в котором её будут по-настоящему любить.

Теренс Блэкер «Спорим это мальчик»
Главный герой вынужден перейти в новую школу под видом девчонки, где он постоянно попадает в трудные и одновременно смешные ситуации.

Жаклин Уилсон - все книги (лёгкое чтение для девочек)
Её книги жизнеутверждающие, современные, рассказывающие о девочках-подростках, об их проблемах и способах решения.

Карен Арутюнянц «Я плюс все»
Книга о жизни одиннадцатилетнего Гоши, полной ярких событий.

Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак «Время всегда хорошее»
Оля - девочка из будущего попадает в прошлое, Витя - мальчик из прошлого, попадает в её время, поначалу им всё кажется ужасным и непонятным, но они со всем справятся и поймут, что время всегда хорошее.

Валерий Воскобойников «Всё будет в порядке»
Светлая, смешная книга о мальчике Володе и его друзьях, о радостях, проблемах и приключениях, которые происходят с ними и вокруг них.

Станислав Востоков «Ветер делают деревья»
Очень смешная книга о шестилетних детях, которые размышляют о смысле бытия, о сложении стихов по методу китайских поэтов-монахов и о том, для чего в манную кашу добавляют комки…

Жвалевский, Мытько «Здесь вам не причинят никакого вреда»
Очень смешная книга, радует каждой своей страницей. Не рекомендуется читать в метро (возможны вспышки истерического смеха).

Альберт Лиханов – всё, если кто не читал
Его книги о вечных темах – добре и зле, смелости и трусости, надеждах, мечтах, поступках, которые кому-то приносят боль, кому-то счастье, о трудном выборе своего жизненного пути)

Кристине Нестлингер «Лети, майский жук»
Весна 1945 года, немецкая семья в Вене, семья, которая ненавидит войну, Гитлера, пытается выжить, когда нацисты бежали и пришли русские…

Хайтани Кэндзиро «Взгляд кролика»
Очень эмоциональная книга о молодой учительнице, которая пытается найти в каждом ученике своего сложного класса всё хорошее, научить детей и взрослых добру, дружбе и терпимости.

Дэвид Амонд «Скеллиг»
Скеллиг - харизматичный, уставший ангел. Майкл - подросток, который переезжает с родителями и новорождённой сестрёнкой в новый дом. Мина - его новая, необычная подруга. Их истории сплетаются и они спасают друг друга.

Пеннак «Как роман»
В ней как раз вся правда о том, почему подростки не читают.

P.S. Я знаю, что нужно советовать читать классические, проверенные временем книги, но эти советы никому не помогут. Чтобы получить удовольствие от «Дубровского» надо любить читать, а чтобы полюбить читать надо начинать с увлекательных книг, от которых не оторвёшься к компу или телевизору. Потом, когда человек проникнется чтением, он заинтересуется и более глубокой литературой. А заинтересовать в 10-12 лет очень трудно, вот я и выбрала те книги, которые могут помочь в этом. опубликовано

Проблема выбора книг именно в этом возрасте связана, на мой взгляд, с двумя вещами. Во-первых, с внутренним состоянием отдельно взятого ребенка (одни растут быстро и уже давно рвутся, да и могут, читать книги взрослые, а другие еще никак не вырастут из детства); во-вторых, с неизбежным, но мучительным переходом от полного запрета что-либо читать (смотреть) про «взрослую» любовь к умению читать (смотреть) об этом спокойно, не «зацикливаясь», то есть по-взрослому. Избавить детей от этого порога невозможно. Держать их в шорах вплоть до появления собственных детей - не очень, мягко говоря, разумно. Как раз с 14 до 17 лет надо как-то суметь перевести подростков через эту читательскую грань, и каждому ребенку, вероятно, нужно проложить какую-то свою дорогу в дебри сугубо «взрослых» книг, в которых уж лет сто, как перестали чего бы то ни было стесняться.

Составляя условные списки книг для этого возраста, я не пыталась объять необъятное. Спросила у своих знакомых, добавила их мнение к своим воспоминаниям и попыталась выстроить некоторую систему, впрочем, не слишком логичную и академичную. У меня был, строго говоря, один критерий - насколько эти книги были любимы, «читабельны». Никаких «правил» (если читаем «это» - почему не читаем «то» и нарушаем историческую справедливость?) тут не признается. Если «то» для подростка нечитабельно - значит, потому и не читаем. В 14 - 15 лет все еще актуальна задача не отпугнуть от чтения, а наоборот, всячески приохотить к этому занятию. В список попали только действительно любимые, по нескольку раз читанные книги - как ни странно это может показаться в некоторых случаях.

И еще одно соображение. Взрослый филолог, составляя такой список, волей-неволей начинает смущенно оглядываться: как это, мол, я упомяну о книге, которая давно считается довольно средненькой, а то и вовсе не выдерживает никакой художественной критики? Не порчу ли я вкус юного читателя? Такого рода предрассудки в данном списке не учитывались. Дело, на мой взгляд, в том, что в детстве и юности нужно многое прочитать не ради эстетического наслаждения, а ради кругозора. Однажды я прочитала у С. Аверинцева очень меткую реплику: если человек знает только свое время, свой узко современный круг понятий, он хронологический провинциал. А если не знает других стран и обычаев - географический провинциал (это моя экстраполяция). И чтоб не быть провинциалом, надо годам к 17 поначитать множество всяких книг - просто про жизнь, про «быт и нравы» разных народов и эпох.

Книги в данном списке сгруппированы достаточно условно, а группы расположены по возрастающей «взрослости». Так, на мой взгляд, будет проще выбирать. По ходу представления текстов позволю себе иногда кое-какие комментарии.

Совсем еще «детские» книги

А. Линдгрен Суперсыщик Калле Блумквист. Рони - дочь разбойника. Братья Львиное Сердце. Мы на острове Сальткрока .

Последняя книга - самая «взрослая» в списке, но, строго говоря, все это нужно было прочитать еще к 12 - 13 годам. Как, впрочем, и другие книги этого раздела. Но если подросток задержался в детстве, не начитал еще всего, что следовало, то эти книги не будут раздражать «мелюзговостью». Они именно для подростков.

В. Крапивин По колено в траве. Тень каравеллы. Оруженосец Кашка. Белый шарик матроса Вильсона. Портфель капитана Румба. (И еще сказка про тополиную рубашку - не помню точного названия)

Крапивин написал много книг, и кто-то, возможно, предпочтет у него «мистико-фантастические» циклы. А я больше всего люблю те его книги, где фантастики почти (или совсем) нет, зато есть настоящие воспоминания о детстве. История же про капитана Румба смешна и жизнерадостна - артистически, без натуги, а этого подросткам не хватает, как витаминов.

Р. Брэдбери Вино из одуванчиков.

Как раз история про то, как трудно выходить из детства - еще с точки зрения детства, а не юности.

Алан Маршалл Я умею прыгать через лужи.

Все ее вдруг вспомнили с любовью.

Р. Киплинг Пэк с холмов. Награды и феи.

Историю бы Англии еще к этому приложить или просто энциклопедию, где можно уточнить, кто есть кто и что есть где…

Корнелия Функе Король воров. Чернильное сердце.

Это уже «произвольная» часть списка. Дело в том, что всякому читателю нужна (кроме шедевров) прослойка книжек средних - на закуску, для передыха, просто чтобы не поднимать все время тяжести. И еще для правильного понимания масштабов. Те, кого с детства кормили одними шедеврами, не знают цену книгам. Читая постоянно тексты, написанные для детей, одни забываешь, а другие все-таки выделяешь, хотя они и не шедевры. Но можно, наверно, заменить их чем-то другим, просто мне попались эти.

Ллойд Александер Цикл романов про Тарена (Книга трех. Черный котел. Тарен-странник и др.).

История, география, зоология и прочее

Д. Лондон Северные рассказы. Смок Белью. Смок и Малыш.

Д. Кервуд Бродяги Севера (и прочее - пока не надоест).

Жюль Верн Да все, что читается, если еще не прочитано.

А. Конан Дойль Затерянный мир. Бригадир Жерар (а это уже история).

В. Скотт Айвенго. Квентин Дорвард.

Г. Хаггард Дочь Монтесумы. Копи царя Соломона.

Р. Стивенсон Похищенный. Катриона. Сент-Ив (увы, не законченный автором).

Р. Киплинг Ким.

Мальчишки это очень любят, если им хватает умения прочитать не самую легкую книгу. Можно подсунуть ее с кратким комментарием: это история про то, как мальчишка-англичанин стал шпионом, да еще в Индии. А воспитывал его старый индиец-йог («О сын мой, разве я тебе не говорил, что колдовать нехорошо?»).

А. Дюма Граф Монтекристо.

Мушкетерскую-то эпопею к этому времени уже давно пора бы прочитать. И «Королеву Марго», наверно, тоже. Но не читать его нельзя.

С. Форестер Сага о капитане Хорнблоуэре. (вышли три книги в «Исторической библиотеке для юношества»).

Книга написана в ХХ веке: история английского моряка от мичмана до адмирала во времена наполеоновских войн. Дотошная, авантюрная, достоверная, очень обаятельная. Герой вызывает большую симпатию, оставаясь обычным, но очень достойным человеком.

Т. Хейердал Путешествие на Кон-Тики. Аку-аку.

Д. Хэрриот Записки ветеринара и проч.

Книги автобиографические, забавные и любопытные, полные бытовых деталей. Для любителей всякой живности - большое утешение.

И. Ефремов Путешествие Баурджеда. На краю Ойкумены. Рассказы.

Почему-то сейчас эти книги не знают даже историки. А это такое подспорье и по истории древнего мира (Египет, Греция), и по географии (Африка, Средиземноморье). А рассказы скорее «палеонтологические» - и тоже очень интересные. Это ранний Ефремов, тут нет (или почти нет) соблазнительных идей - про йогу, красоту всяческих тел и проч., как в более поздних «Лезвии бритвы» и «Таис Афинской». И нет политики, как в «Часе быка» (это все вряд ли стоит давать детям). Зато, может быть, интересно и невредно почитать «Туманность Андромеды» - она, конечно, сильно устаревшая утопия, зато успешно избавляет от невежества в области астрономии. Ефремов вообще хорош (на мой взгляд) именно как популяризатор науки. У него есть документальная повесть о палеонтологических раскопках в Монголии «Дорога ветров» - очень любопытная.

М. Загоскин Юрий Милославский. Рассказы.

А «Рославлев» мне что-то совсем не нравится.

А.К. Толстой «Князь Серебряный».

Читали ведь уже, да и никто его особенно не любит - так, в меру. А упыриные рассказы («Семья вурдалака» особенно) соблазнительны - но прочитать их, вероятно, надо - для общего развития.

То, что любят девочки

Ш. Бронте Джейн Эйр.

Э. Поттер Поллианна (и вторая книга - про то, как Поллианна вырастает, хотя, конечно, это и к 10 годам прочитывается).

Д. Уэббстер Длинноногий дядюшка. Милый недруг.

Обаятельные, хоть и простенькие книги. И редчайшая форма - романы в письмах, остроумные и достаточно остросюжетные.

А. Монтгомери Энн Ширли из усадьбы «Зеленые крыши».

Сам Набоков брался переводить… Но книга слабая. Есть замечательный канадский телефильм. И японский классный (говорят) мультик - но я еще не видела.

А. Егорушкина Настоящая принцесса и бродячий мостик.

Фэнтези, довольно средненькая, а продолжения и вовсе слабые. Но девчонки 12-13 лет от нее в полном восторге.

М. Стюарт Девять карет. Лунные пряхи (и другие детективы).

А это чтение уже для барышень 14-16 лет. Тоже очень любимое, познавательное и, кажется, безвредное. Английский быт после войны, Европа (Греция, Франция), дивные пейзажи и обязательно любовь. Детективы у М. Стюарт средние, но добротные. Вот история про Артура и Мерлина - шедевр, но о нем в другом разделе.

И. Ильф, Е. Петров Двенадцать стульев. Золотой теленок .

Л. Соловьев Повесть о Ходже Насреддине.

Текст обаятельный и озорной. Может быть, самый подходящий, чтобы без лишних мук привыкнуть к взрослым разговорам «про жизнь».

В. Липатов Деревенский детектив. Серая мышь. Сказ о директоре Прончатове. Еще до войны.

В. Астафьев Кража. Последний поклон.

«Кража» очень страшная история про детский дом за полярным кругом, где выживают дети сосланных и уже погибших родителей - противоядие от советских утопий.

В. Быков

Мертвым не больно. Обелиск. Его батальон .

Э. Казакевич Звезда .

И очень интересная книга «Дом на площади» - про советского коменданта в немецком оккупированном городке, но это, разумеется, соцреализм со всем своим лукавством. Не знаю больше лирической прозы о войне. Разве что «Будь здоров, школяр» Б. Окуджавы?

Н. Думбадзе Я, бабушка, Илико и Илларион. (А фильм еще лучше - с Верико Анджапаридзе кажется). Белые флаги (относительно честное относительно разоблачение советской сплошь подкупленной системы).

Ч. Айтматов Белый пароход.

Впрочем, не знаю… О более позднем Айтматове уж точно скажу «нет», а вот об этом тоже не могу с уверенностью сказать, что стоит прочитать. Только точно знаю, что какое-то представление о жизни в советские времена у детей должно быть. Неправильно, если просто останется провал и пустота. Ее потом легко будет заполнить всяким враньем. С другой стороны, мы-то умели читать советские книги, вынося вранье за скобки, а дети уже не понимают очевидных для нас условностей.

Воспоминания про воспитание

А. Герцен Былое и думы (тт.1-2).

В детстве читали с удовольствием, именно в эти годы.

Е. Водовозова История одного детства.

Книга уникальная: воспоминания выпускницы Смольного института, учившейся у самого Ушинского. И о Смольном, и о своем детстве в поместье она пишет очень нелицеприятно (она вообще «шестидесятница»), но умно, точно, достоверно. Я ее читала в детстве (издание было очень ветхое), но лет пять назад ее переиздали.

В. Набоков Другие берега.

А. Цветаева Воспоминания.

К. Паустовский Повесть о жизни.

А. Куприн Юнкера. Кадеты.

А. Макаренко Педагогическая поэма.

Ф. Вигдорова Дорога в жизнь. Это мой дом. Черниговка.

Это та самая Вигдорова, которая записала процесс над Бродским. А книги (это трилогия) написаны о детском доме, созданном учеником Макаренко еще в 30-е годы. Масса интереснейших деталей о жизни, школах и проблемах того времени. Читается очень легко. Советское заметно, но и антисоветское тоже.

А. Кронин Юные годы. Путь Шеннона (продолжение).

И можно, вероятно, «Цитадель». «Юные годы» -- очень симпатичная книга, правда, там всякие проблемы с верой возникают. Бедный ребенок рос ирландцем-католиком в окружении англичан-протестантов и в конце концов стал биологом-позитивистом.

Д. Даррелл Моя семья и другие звери.

А. Бруштейн Дорога уходит вдаль. В рассветный час. Весна.

Воспоминания имеют революционный акцент, своеобразно сочетающийся с еврейским взглядом на русско-литовско-польскую действительность. И это очень интересно, познавательно и обаятельно. Не знаю, как будет восприниматься современными детьми, но масса реалий начала ХХ века мало где еще так ясно отразилась. Разве что у А. Цветаевой - но та скорее подчеркивает исключительность, а не типичность их уклада.

Н. Роллечек Деревянные четки. Избранницы.

Книги редкие и, вероятно, соблазнительные. Воспоминания девочки, отданной родителями на воспитание в приют при католическом женском монастыре. Дело происходит в Польше уже после ее отделения от России, но до войны. Быт и нравы приюта (да и монастыря) достаточно неприглядны; похоже, что описаны они правдиво, хоть и небеспристрастно. Зато показывают жизнь с неведомой нам стороны.

Н. Кальма Дети горчичного рая. Вернейские грачи. Книжная лавка на площади Этуаль.

Что называется - под звездочкой. Автор - советский детский писатель, специализировавшийся на описании жизни «ваших сверстников за границей». Очень политизировано, с классовой борьбой, естественно, забастовками и демонстрациями, но все же до какой-то степени добросовестно изображаются реалии совсем неведомой нам жизни. К примеру, выборы «президента» в американской школе или быт французского приюта во время войны. Или участие совсем еще подростков во французском Сопротивлении. Хорошо бы почитать что-то более достоверное - но нету почему-то. Или я не знаю. Да и эти книги уже вряд ли легко добыть. Но автор, при всей советской наивности, имеет какое-то своеобразное обаяние, особенно для подростков. И я ее любила, и совсем недавно кто-то из наших деток вдруг принес мне показать («Книжную лавку») как что-то заветное и дорогое.

А. Рекемчук Мальчики .

Можно и раньше, конечно; достаточно детская история про музыкальную школу и хор мальчиков. Кстати, есть еще такой автор М. Коршунов, он тоже писал то об учениках специальной музыкальной школы при консерватории, то - про ПТУ железнодорожное. Не очень все это серьезно, но очень любопытно в соответствующем возрасте. Других книг в этом роде не помню, а ведь их в советские времена было немало.

Фантастика и фэнтези

А. Беляев Человек-амфибия. Голова профессора Доуэля (и все другое - если еще почему-то не прочитано, детям оно не вредно).

А. Толстой Гиперболоид инженера Гарина. Аэлита.

Последняя скорей странна, чем интересна. А «Гиперболоид» поражает опять же достоверностью предвоенной Европы - чего у нас в книгах крайне мало.

Г. Уэллс Война миров. Зеленая дверь.

И другое по желанию. Мне кажется, рассказы у него вообще сильнее, чем романы.

С. Лем Рассказы о пилоте Пирксе. (Магелланово облако. Возвращение со звезд. Звездные дневники Йона Тихого).

Умные, с хорошим юмором рассказы. И очень грустные романы, необычные для того времени, с какой-то тревожной лирикой. «Дневники» - книга смешная, подростки это ценят. А поздние его книги читать невозможно - это полный, жуткий и, главное, скучный мрак.

Р. Брэдбери 451 по Фаренгейту. Марсианские хроники и другие рассказы.

А. и Б. Стругацкие Путь на Амальтею. Полдень ХХ II век. Трудно быть богом. Попытка к бегству. Обитаемый остров. Понедельник начинается в субботу.

Эти вещи не вызывают недоумения. Две первые - утопия, очень любопытная и обаятельная, с юмором и грустная. Сама я в юности любила практически запрещенный «Обитаемый остров» - вещь глубоко антисоветскую. А «Понедельник» все ребята любят.

Г. Гаррисон Неукротимая планета.

Это очень плодовитый автор. Мальчики (даже взрослые) многое у него любят, потому что у него фантазия физика и инженера. Ровно поэтому мне он не очень интересен. А это роман «экологический», мудрый по главной идее и обаятельный благодаря плуту-герою.

Теперь про фэнтези или про то, что этому предшествовало

А. Грин Золотая цепь. Бегущая по волнам. Блистающий мир. Дорога в никуда. Фанданго.

Д.Р.Р. Толкин Властелин колец. Сильмариллион.

К.Льюиса , наверно, все читали раньше - «Хроники Нарнии». А «Космическую трилогию» или «Расторжение брака», наверно, читать еще рано. Про «Письма Баламута» вообще не знаю, когда их стоит прочитать.

К. Саймак Заповедник гоблинов.

Удивительно милая книга. Ничего подобного он больше не написал, хотя вообще писатель-фантаст ровный и приятный. Рассказы у него лучше, романы - хуже (на мой взгляд). Разве что «Город»…

Урсула Ле Гуин Волшебник Земноморья (первые 3 книги очень сильные, дальше похуже).

Даже как-то неловко рекламировать, но знаю: есть средних лет поколение, которое пропустило появление этих книг, а они очень хороши. «Космические истории», на мой взгляд, у нее все-таки послабее (Хайнский цикл), но и они годятся для подростков. А вот тексты-исследования семьи, брака, психологии мужской и женской и прочих тяжелых вещей («Левая рука тьмы») - хотя они тоже замаскированы под фантастику - это книги первоклассные, зато, естественно, более чем недетские.

Диана У. Джонс Ходячий замок Хаула. Воздушный замок. Миры Крестоманси. Заговор Мерлина.

На мой взгляд, лучшая из книг - «Воздушный замок». Там юмор строится на стилизации и игре слов. Но вообще это автор детский, всегда достаточно интересный и недостаточно серьезный. Чтобы сделать по ней глубокий фильм, Х. Миядзаки пришлось столько всего добавить…

М. и С. Дяченко Маг дороги. Слово Оберона. У зла нет власти.

Очень достойная фэнтези для подростков, написанная «взрослыми» авторами. То, что они для взрослых делают, неровно, но серьезно и интересно. Иногда чересчур жестко и чересчур откровенно. Без оглядки давать их не стоит. А это - в самый раз.

С. Лукьяненко Рыцари сорока островов.

Книга о взрослении и нравственных проблемах, которые приходится решать в искусственно сконструированных условиях. Заметно влияние Крапивина и Голдинга. И, как мне кажется, этого довольно. Можно, впрочем, читать и более «взрослые» его книги, но вот «Мальчик и тьма», по-моему, читать как раз не нужно, хотя оно вроде бы для детей писалось. Автор он довольно обаятельный, но в голове такая каша и путаница…

М. Семенова Волкодав.

Очень странная смесь народных сказок, мифов и восточных «практик». Мировоззренческий коктейль. Жуткая путаница навороченных сюжетов. Любовь к язычеству при враждебном непонимании христианства (и любых мировых религий, исключая, вероятно, буддизм). Со знанием дела описанные восточные боевые искусства. Много чувственности. А в общем, книги симпатичные по-своему. Мне, правда, стало скучновато уже к концу первой (и лучшей) части…

Д. Роулинг Гарри Поттер.

Если хотят его читать - ну пусть читают. Там много интересного, много чужого, а в общем, популярность этих книг такая же загадка, как популярность Чарской, так мне кажется. Я его честно прочитала, не так давно причем, а уже плохо помню.

Детективы

А. Конан Дойль Рассказы о Шерлоке Холмсе .

Э. По Рассказы (лучше для начала читать «Золотого жука» - он не такой мрачный).

У. Коллинз Лунный камень.

Девчоночье несколько чтение, но занимательное. «Женщина в белом» заметно хуже.

А. Кристи Смерть в Восточном экспрессе.

Выбор не мой, а как раз знакомой барышни, недавно вышедшей из названного возраста. Надо же что-то почитать у знаменитой леди. Но я ее совсем не люблю.

Г.К. Честертон Рассказы о патере Брауне (и другие рассказы).

Он дразнит, конечно, но не отталкивает.

М. Шеваль и П. Валё Гибель 31-го отдела. И любые другие романы.

Редкие у нас скандинавы с хорошим чувством юмора и трезвым взглядом на современную цивилизацию. Читать их, конечно, необязательно, но можно - если кто-то очень любит именно детективы.

Дик Фрэнсис Фаворит. Движущая сила.

Мучительно перебирала все прочие произведения данного автора в поиске приличных. Не вспомнила, к сожалению. Дело в том, что это очень полезный писатель. И я, к примеру, думаю, что мне его книг явно не хватало именно в юности. Не детективной стороны, а удивительного отношения к жизни: мужественного, прямого, очень заинтересованного, противоположного слабости и унынию. И, кроме всего прочего, романы Фрэнсиса - это энциклопедия реальности. Человек, прошедший войну (военный летчик), с азартом осваивал все новое, что видел в жизни: и компьютеры, и яхты, и банковскую систему, и налоговый учет, и выдувание стекла, и фотографию, и… Писала все это, как вроде бы выяснилось, его жена - просто писать она умела лучше. В общем, для кругозора и формирования жизненных установок автор изумительный, но даже не пытающийся быть «приличным». Ну, взрослый автор, что тут сделаешь?

А. Хейли Аэропорт. Колеса. Отель. Окончательный диагноз.

Почти та же история, только книги слабее во много раз: нет точного и глубокого изображения характеров. Но есть знания о реальности (натуральная школа своего рода), которых так не хватает в юности. Кстати, он «поприличнее» Фрэнсиса в деталях.

Большие романы и серьезные повести (рассказы)

В. Гюго Отверженные. Собор Парижской Богоматери.

Остальное по вдохновению. В 14 лет «Отверженных» любила страстно. А позже их вот так всерьез уже не прочитаешь. «Собор» понравился меньше, но это дело личное, а знать-то надо в первую очередь именно его.

Ч. Диккенс Оливер Твист. Дэвид Копперфилд. Холодный дом. Мартин Чезлвит. Наш общий друг. Домби и сын (и так далее. Все названия неточные, потому что они у него всегда накрученные).

Вообще читаю Диккенса класса со второго. Больше всего любила «Дэвида Копперфилда» - классе в четвертом. Позже - «Холодный дом», но тут тоже у каждого свои пристрастия. Обычно как войдешь во вкус Диккенса, так уже не оторвешься. «Мартин Чезлвит» - книга тяжелая, злая (насколько Диккенс умеет быть злым), антиамериканская, между прочим. «Домби и сын» понравился мне, пожалуй, меньше других. Но существует радиоспектакль с Марией Бабановой в роли Флоренс, с дивной песней про море. Сейчас радиокниги в моде - так, может, есть возможность разыскать эту давнюю постановку? Очень достойный вариант. И есть английские фильмы: «Большие надежды» и старый мюзикл «Оливер!» - совершенно дивный. Нового фильма не видала, а американский Дэвид - ну, кому-то, может, и понравится, он ничего, только уж очень куцый. Мы еще читали Тэккерея «Ярмарку тщеславия» - но это уж для англоманов.

Д. Остин Гордость и предубеждение.

Моя бы воля, я б всю Остин заставила перечитать - для прибавления ума. Но, к сожалению, дети не понимают этот тонкий и насмешливый анализ. Они ждут от нее страстей в духе Ш. Бронте, а тут холодноватая ирония. Но с этим можно подождать.

Г. Сенкевич Потоп. Огнем и мечом. Крестоносцы.

Самое чтение в таком возрасте. Романтично, боевито, обаятельно, переживательно… Не то чтоб очень глубоко, но кругозора прибавляет.

Д. Голсуорси Сага о Форсайтах.

Может, во мне говорит выпускник английской школы, прочитавший ее в обязательном порядке, но почему-то именно эта «средняя» книга дала что-то вроде системы координат, чтобы ориентироваться на стыке 19 - 20 веков и дальше - до Второй мировой войны. Чувство времени как смены стилей - вот что он может дать, по-моему. Популярно, поверхностно, но для начала - очень надежные привязки. В последнее время сталкиваюсь с тем, что дети не различают 19 и 20 века, не чувствуют разницу между довоенной и послевоенной культурой. Это серьезная проблема, и надо тут, мне кажется, соломки подстелить. У нас-то в это время шла совсем другая история, и стиль у нее другой.

Т. Манн Будденброки.

В школе я это не читала, но если бы попалось - наверняка бы очень понравилось. Книга, которая прикидывается степенной и основательной, а на самом деле держится на таком юном и отчаянном нерве. Мрачна, правда, ближе к концу, как злой затравленный подросток. У Манна есть еще довольно легкая вещь «Королевское высочество». Остальное у него уже не для детей.

Р. Пилчер Искатели раковин. Возвращение домой. Сентябрь. Канун Рождества.

Бытописательные обаятельные книги (женская проза). Англия во время Второй войны - мы слишком мало об этом знали, между прочим. И вполне современная (то есть 1980-х годов) Англия. И об этом мы тоже мало знаем. В последней книге этакая приходская утопия, правда, кое-что там будет для нас странно. Читается достаточно легко, девочкам, наверно, понравится больше. Издавалась у нас совсем недавно в серии «У камина» (такие клетчатые томики, их чаще всего выставляют в сентиментальных разделах, иногда - в современной прозе: книги-то вполне серьезные).

Теперь менее увесистые тексты

Ален Фурнье Большой Мольн.

Такая юная, грустная, щемящее-романтическая сказочка.

Харпер Ли Убить пересмешника.

Все ее любят, я - нет, но это не аргумент. Дети могут и полюбить.

С. Лагерлёф Сага о Йосте Берлинге.

Она по-своему не хуже Нильса с дикими гусями. И жутковата, и красива, и очень любопытна. Мы такой Скандинавии себе не представляли.

Р. Роллан Кола Брюньон.

В противовес всякому модерну-декадансу. И, кстати, для привычки к взрослой откровенности: тут она стилизована под простонародную грубоватую прямоту.

Л. Франк Ученики Иисуса.

Германия после войны. Восстановление справедливости, мальчишки - Робин Гуды и всякие серьезные проблемы. Книжка более чем средняя (да еще и переведена не ахти), но я все о своем: кругозору нам, кругозору… А читается легко, сюжет лихой.

У. Голдинг Повелитель мух.

Обязательно надо подсунуть - хотя бы в качестве прививки от озверения.

Д. Сэлинджер Над пропастью во ржи. Рассказы.

Последний в списке, потому что у многих вызывает шок. Если дитя совсем еще малое, так лучше придержать, мне кажется, годик-другой. Но читать обязательно, конечно.

Книги «уже за гранью»

Э. Ремарк Три товарища. На западном фронте без перемен.

В сущности, очень юные книги. Но кое-кого шокирует обилие спиртного и проч.

Э. Хемингуэй Прощай, оружие! Рассказы.

Рассказы лучше, как мне кажется. Да все можно читать.

Г. Бёлль Дом без хозяина.

Все остальное у него не для детей, конечно. А с этого можно начать. Еще «Бильярд в половине десятого», мне кажется, пройдет без серьезного шока.

М. Митчелл Унесенные ветром.

С одной стороны - кто ж еще об этой войне нам расскажет? С другой - ну, недетские подробности, конечно… С третьей - не очень обаятельная героиня (особенно для читателей этого возраста), будет, возможно, скучновато… Но кино еще нуднее.

Т. Уайлдер

Теофил Норт. День восьмой. Мартовские иды.

Да все у него можно читать. Но «Теофил» настолько обаятелен и симпатичен, что от него не оторвешься. А в остальном много умственных схем, с которыми не так-то просто разобраться (и не всегда хочется соглашаться). А так - большой писатель-то.

И. Во Возвращение в Брайсхед.

Не знаю больше ни одной книги, где бы студенческая жизнь была так ностальгически и подробно описана. Потом встает, правда, вопрос, куда заводит ханжество и бунт против него… Но это тоже проблематика подростков.

М. Стюарт Хрустальный грот. Полые холмы. Последнее волшебство.

История Мерлина и через него - Артура. Книги великолепные, реконструкция исторически очень проработанная, достоверная - насколько достоверны наши знания об этих временах. А следы римской жизни в старой доброй Англии… А визит в Византию… А путеводитель по разным культам в ту эпоху, когда везде была мешанина верований… А пейзажи у нее какие… А Мерлин какой обаятельный рассказчик… В общем, попробуй не влюбись. Правда, третья книга уже слабее, а попытки продолжать - еще бледнее.

Г.Л. Олди Одиссей, сын Лаэрта.

Если кто-то еще не в курсе: это не англичанин, это два русскоязычных автора из Харькова (Громов и Ладыженский). Пишут фэнтези и вот такие романы-реконструкции мифов. Очень качественно пишут и очень необычно, неожиданно. Если возникает законное сомнение (зачем нам реконструкция, когда есть «Одиссея»?), стоит взять книгу, открыть первую страницу текста: «Не сравнивай жизнь со смертью, песнь с плачем, вдох с выдохом и человека с божеством - иначе быть вам тогда подобным слепому Эдипу Фиванскому…» - и решать. Но написано оно вполне по-античному - без скидок на какие-либо приличия. У этих авторов книг много, они неровные. Может быть, лучше начинать даже не с «Одиссея», а с «Ноппэрапона». Книга полегче, посовременнее (побледнее…).

Напоследок про три «эпопеи»

Эти книги для «взрослых» детей - безусловно. Юмор в том, что с двумя из них меня познакомили именно дети - принесли показать, потому что оно того стоило. И я детям благодарна, а вот когда это разумно начинать читать - не знаю.

Р. Желязны Хроники Эмбера.

Особенно хороши первые пять, где рассказчик - Корвин, европеец и эстет. Каким-то образом за каждым его словом чувствуется, что он прожил всю европейскую культуру - вот просто как свою нескладную жизнь (как оно, собственно, и было). Обаятельнейшая книга. И идея истинного мира, по отношению к которому все остальное - бледный слепок, показана очень убедительно. Советовать перевод нет смысла: вряд ли сейчас удастся достать вариант русскоязычного китайца, который попытался адекватно передать языковые фокусы и игры («Девять принцев в Янтаре», «жжеренные ящерковые окорочка» и проч.).

В. Камша Красное на красном (цикл «Отблески Этерны»).

Книга, про которую я возопила (дочитав ночью): «Да это «Война и мир» какая-то!» Это, конечно, не «Война и мир» - слишком растянуто в итоге вышло (и наворочено). Но это самое трезвое и адекватное осмысление нашей нынешней смутной жизни - хоть и в одеждах фэнтези, с мечами, парусами, мистикой и жутью. И очень вразумительно, осмысленно описана война. Даже мне было интересно и понятно. Книга умная, жесткая, но местами натурализма все же через край. И у автора всеобщая современная обида на веру и верующих. Тут есть о чем, кстати, поговорить и подумать.

Макс Фрай Лабиринты Ехо. Хроники Ехо.

Сама я не решилась «подсунуть» это ни в каких своих классах никаким, даже самым бесцензурным читателям. Так они и читали это сами по себе, ни у кого не спрашиваясь и ни с кем не обсуждая. Можно считать это моей причудой и крамолой, но все-таки мне кажется, что это самая качественная наша литература за последние лет 10. Правда, очень недетская. Да и взрослые, как показывает опыт, часто ее не понимают - считают низкопробным развлекательным чтивом.

Список, естественно, получился прихотливый и неполный. Имеет смысл добавить к нему то, что потом вспомнится. Или что-нибудь выкинуть. Впрочем, это не более чем шпаргалка, от которой можно просто оттолкнуться, когда ищешь книгу для конкретного ребенка.

О.В. Смирнова

Самая требовательная, внимательная и серьезная аудитория – молодежь. Определяя в процессе взросления собственные приоритеты, интересы и желания, ребята ищут родственные души на страницах произведений, насыщая свою жизнь приключениями и переживаниями, порой даже отождествляя себя с главными героями.

Современная подростковая литература – это больше не детские книжки о первой школьной любви и проблемных взаимоотношениях с родителями. Большинство романов подымает взрослые проблемы еще совсем юных людей. И такие книги могут многому научить не только подрастающее поколение, но даже всезнающих взрослых.

Что читают подростки последнее десятилетие? Ребят старше 14 уже не интересуют энциклопедии и сказки, ближе и понятнее становятся фэнтези, историко-приключенческие произведения, детективы… и, конечно, популярные книги современных авторов.

Пятнадцатилетний Чарли пытается справиться с самоубийством своего друга, Майкла. Чтобы как-то избавиться от беспокойства и депрессии, он начинает писать письма незнакомцу, хорошему человеку, которого он никогда не встречал лично. В школе, Чарли неожиданно находит наставника в лице учителя английского языка, и друзей, одноклассника Патрика и его сводную сестру Сэм. Впервые Чарли решает начать новую жизнь. Он идет на первое свидание, впервые целует девушку, заводит и теряет друзей, экспериментирует с наркотиками и выпивкой, участвует в спектакле «Рикки хорор» и даже пишет свою музыку.

Чарли живет относительно тихой и стабильной домашней жизнью. Но тревожная семейная тайна, которая повлияла на всю его жизнь,дает о себе знать под конец учебного года. Чарли пытается выбраться из своей головы в реальный мир, но бороться становится все труднее.

2. «Мы с истёкшим сроком годности» Стейс Крамер


Виржинии 17 лет и у нее есть все, о чем только может мечтать девушка. Она молода, красива, умна, собирается поступать в Йельский университет, у нее есть любимый парень Скотт, лучшая подруга Оливия, добрые и любящие родители. Но на выпускном вечере Виржиния узнает, что Скотт ее бросает. Изрядно выпившая, в порыве злости она садится за руль машины и попадает в страшную аварию. Девушка остается жива, но ей ампутируют обе ноги. Так в одно мгновение сказочная жизнь Виржинии превращается в настоящий ад. И девушка все чаще задумывается, стоит ли вообще так жить?

3. «Милые кости» Элис Сиболд

Жизнь одной обычной американской семьи Сальмон в одно мгновение переворачивается с ног на голову, когда Сюзи, старшую дочь, жестоко и несправедливо убивает маньяк.

Одним декабрьским днем, по пути из школы домой, девочка случайно столкнулась со своим убийцей. Ее заманили в подпольный тайник, изнасиловали и убили. Сейчас Сюзи на небесах, она наблюдает за жителями своего города, которые наслаждаются жизнью, пока живы. Но девочка не готова уйти навсегда, ведь она знает имя преступника, а вот ее семья – нет. Сюзи отчаянно держится за свою жизнь и с тревогой наблюдает за тем, как ее родные и друзья пытаются существовать дальше. Еще больше Сьюзи беспокоит тот факт, что убийца все еще живет рядом с ними.

Это трагическая и поучительная история Алисы – девочки, которая в совсем юном возрасте окунулась в губительный мир наркотиков.

Это началось, когда Алисе подсунули безалкогольный напиток, смешанный с ЛСД. В течение следующего месяца она потеряла уютный дом, любящую семью и заменила их городскими улицами и наркотиками. Они лишили ее невинности, юности... и, в конечном счете, жизни.

У Хейзел Ланкастер в юном возрасте обнаружили рак легких. Она считает, что должна смириться с тем, какой стала ее жизнь. Но затем, случайно, она знакомится с молодым человеком, по имени Огастус Уотерс, который нескольколет назад сумел побороть рак. Когда Хейзел в своем саркастическом тоне пытается прервать попытки Огастуса познакомиться, он понимает, что нашел девушку, которую искал всю жизнь. Несмотря на страшный диагноз, молодые люди радуются каждому новому дню и пытаются осуществить мечту Хейзл – встретиться с ее любимым писателем. Они пересекают океан и едут в Амстердам, чтобы эта встреча состоялась. И хотя это знакомство оказывается не совсем таким, каким они ожидали, в этом городе молодые люди находят свою любовь.Возможно, последнюю в жизни.

Для шестнадцатилетнего Дэна Кроуфорда, подготовительный колледж Нью-Гэмпшира – это больше, чем летняя программа, это спасательный круг. Будучи изгоем в своей школе, Дэн взволнован возможностью завести друзей во время летней программы. Но когда он приезжает в колледж, Дэн узнает, что его общежитие – бывшая психлечебница, более известная как последнее убежище для душевнобольных преступников.

Когда Дэн со своими новыми друзьями, Эбби и Джордан, исследуют скрытые тайники их жуткого летнего домика, они вскоре обнаруживают, это не совпадение, что они трое оказались здесь. Это убежище является ключом к ужасающему прошлому, и есть некоторые секреты, которые не хотят оставаться похороненными.

Для самой популярной старшеклассницы школы, Саманты Кингстон, 12-е февраля - "День Купидона"- обещает превратиться в одну большую вечеринку: День Святого Валентина, розы, подарки и привилегии, которые получаешь, если находишься на вершине социальной пирамиды. И это длилось до тех пор, пока Саманта не умерла в страшной аварии в эту ночь. Тем не менее, она, как ни в чем не бывало, просыпается на следующее утро. На самом деле, Сэм проживает последний день своей жизни семь раз, пока она не осознает, что даже малейшее изменение в ее последнем дне может повлиять на жизни других людей гораздо больше, чем ей казалось раньше.

Это история о жизни обычных нью-йоркских подростков, написанная семнадцатилетним парнем. Дети, от которых богатые родители откупаются деньгами, устраивают вечеринки в роскошных особняках и не знают других развлечений, кроме наркотиков и секса, что приводит к трагическим и шокирующим последствиям.

Чтобы не попадать в подобные ситуации, вам точно стоит почитать книги о сексе для подростков .

Юноша по кличке Курильщик живет в интернате для детей-инвалидов. Когда его переводят в новую группу, он начинает понимать, что это не просто интернат, а здание, наполненное жуткими тайнами и мистикой. Курильщик узнаёт, что все обитатели замка, даже воспитатели и директора, не имеют имен, только прозвища. Оказывается, что существует параллельный мир и некоторые дети могут свободно туда перемещаться. За год до своего выпуска, парень начинает испытывать страх перед настоящим миром, который находиться за стенами этого дома. Его угнетает самый важный вопрос: остаться или уйти? Уйти в реальный мир или параллельный, пусть даже не навсегда?

Читателю придется самостоятельно решить, действительно ли этот Дом волшебный, или это всего лишь воображение детей?

Гай Монтэг – пожарный. Его работа заключается в том, чтобы сжигать книги, которые запрещены и являются источником всех раздоров и бед. Даже так, Монтэг несчастлив. Разногласия в браке, спрятанные в доме книги… Механический пес Пожарного Департамента, вооружившись смертоносной инъекцией, в сопровождении вертолетов, готов выследить всех диссидентов, которые бросают вызов обществу и системе. И Гай чувствует, что за ним наблюдают, ожидают, пока он сделает неверный шаг. Но стоит ли бороться за жизнь в обществе, которое уже давным-давно себя загубило?