Мартышка и очки год написания. Басня «Мартышка и очки» (Крылов И.А.) - поучительная история для школьников. Мартышка - главный герой

Басней называется краткий рассказ, обычно написанный в стихотворной форме, имеющий ироническую направленность. Этот жанр литературы имеет особенность: хотя рассказывается в нем обычно о зверях, птицах, насекомых, надо понимать, что это иносказание, а на самом деле речь идет о том, что волнует общество. как раз является ярким примером такого вида произведений. Еще одним характерным свойством басни является использование приема аллегории. Определенное животное на самом деле символизирует некоторые черты, присущие скорее человеку. В самом конце басни содержится небольшое заключение - Неудивительно, что основанные на них сценки часто разыгрываются на школьной сцене. Ведь басни по своей структуре похожи на короткие пьесы, все подается очень образно, а голос за кадром комментирует действия героев.

Басня Крылова "Мартышка и очки". Содержание

В 1812 году Крыловым была создана басня "Мартышка и очки". Так как название животного написано с большой буквы, можно считать, что на самом деле в ней рассказывается не про обезьянку, а про человека. Басня Крылова "Мартышка и очки" повествует об обезьяне, у которой с возрастом возникли проблемы со зрением. Она поделилась своей бедой с окружающими. Добрые люди поведали, что очки могут помочь ей видеть мир четче и лучше. К сожалению, как именно надо ими пользоваться, они объяснить забыли.

Мартышка достала несколько очков, но правильно их применить так и не сумела. Она пытается их нанизать на хвост, плотно прижимает к темени, пробует на вкус, на запах. Разумеется, все эти действия не привели к тому, что она стала видеть лучше. Тогда обезьянка приходит к выводу, что люди ей налгали, а на самом деле нет в них никакого прока. Раздосадованная Мартышка разбивает очки так, что брызги от стекол разлетелись во все стороны.

Крылов. "Мартышка и очки". Анализ

Как и принято в баснях, поучительный вывод (мораль) содержится в самом конце произведения. Даже когда предлагаемая вещь весьма полезна, не зная, в чем именно, невежда придет к решению, что нет в ней никакого толка. Если же не разбирающийся в науке человек занимает высокое положение, то он будет заниматься гонениями тех новинок, которые он не сумел понять. Подобные события порой случались в истории. Достаточно вспомнить гонения на генетиков, которые были в СССР.

Чиновники не смогли разобраться в этой науке и безапелляционно решили, что она ложная. Это как раз пример того, как невежды познатней оказались на троне. О таких людях и повествует басня "Мартышка и очки". Крылов в своих произведениях наглядно высмеивает людскую глупость.

О пороках и недостатках

Как и любое произведение подобного жанра, эта басня весьма иронична. Сразу становится понятно, что речь идет о невеждах, не разбирающихся в науке. В произведении высмеиваются определенные пороки и недостатки, имеющиеся у человека. Басня Крылова "Мартышка и очки" говорит о том, что автор смеется не над этой конкретной обезьяной, а над всеми невеждами, не желающими разбираться в очевидном.

О глупой Мартышке, разбившей из-за своего собственного невежества хорошие очки, расскажет басня «Мартышка и очки» Крылова.

Читать текст басни:

Мартышка к старости слаба глазами стала;

А у людей она слыхала,

Что это зло еще не так большой руки:

Лишь стоит завести Очки.

Очков с полдюжины себе она достала;

Вертит Очками так и сяк:

То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,

То их понюхает, то их полижет;

Очки не действуют никак.

"Тьфу пропасть! - говорит она, - и тот дурак,

Кто слушает людских всех врак:

Всё про Очки лишь мне налгали;

А проку на-волос нет в них".

Мартышка тут с досады и с печали

О камень так хватила их,

Что только брызги засверкали.

К несчастью, то ж бывает у людей:

Как ни полезна вещь, - цены не зная ей,

Невежда про нее свой толк все к худу клонит;

А ежели невежда познатней,

Так он ее еще и гонит.

Мораль басни Мартышка и очки:

Мораль басни заключается в том, что часто невежды, не удосуживаясь поинтересоваться ценностью какого-либо предмета, начинают высказываться о нем плохо. Так случается и в реальной жизни. К примеру, люди, не ценящие научно-технический прогресс, склонны высказываться о достижениях человечества в негативном ключе, забывая о том, что именно благодаря науке человек избавлен от изнуряющего физического труда, многочисленных заболеваний и т. д. Если человек не знает, как пользоваться какой-либо вещью – это не повод, чтобы высказываться о ней плохо, учит баснописец.

Мартышка и очки - басня Крылова, высмеивающая невежд. Написана в 1812 году, но не теряет своей остроты и лукавства по сей день.

Басня Мартышка и очки читать

Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
"Тьфу пропасть! - говорит она, - и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на-волос нет в них".
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.




А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.

Мораль басни Мартышка и очки

К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, - цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.

Басня Мартышка и очки - анализ

Басня Крылова Мартышка и очки замечательна в первую очередь тем, что главная мысль в ней выражается не только в морали, основная ирония находится в тексте. Внимательный читатель без труда поймет, что Мартышка играет роль невежды, а очки напрямую ассоциируются с наукой. Люди-Мартышки, ничего не смыслящие в науке, дальновидной и зоркой, как очки, зачастую своим невежеством только смешат всех вокруг. Невежество, особенно высокопоставленных чиновников, сказывается на всех окружающих. Ирония в том, что свою простоту и недалекость у них скрыть не получается.

Сегодня трудно встретить человека, незнакомого с творчеством Ивана Андреевича Крылова - знаменитого на весь мир поэта, который зарифмовал множество жизненных истин понятным для малышей языком. Мало кто из нас имеет представление о том, насколько сложно донести информацию до юного читателя взрослому человеку. В таком деле существует масса нюансов, и все они были доступны великому русскому баснописцу. Ярким примером его творчества является басня «Мартышка и очки». Крылов наиболее подробно показал детям на примере животного, как не стоит вести себя с незнакомым предметом. Кроме того, стихотворение имеет определенную психологическую нагрузку. Давайте подробно рассмотрим все, что хотел выразить поэт в этом произведении.

Басня «Мартышка и очки» (Крылов И.А.): краткое содержание

Образовательные программы сегодня значительно отличаются друг от друга. Так, в 4 или 5 классе ребятам может преподаваться басня «Мартышка и очки». Крылов И.А. на примере такого животного, как маленькая и любопытная обезьянка, в произведении разыграл поучительная сценку. Главная героиня начала испытывать проблемы со зрением, и для того чтобы как-то их решить, купила себе очки. Мартышка слышала где-то, что они отлично помогают людям, поэтому и решила испробовать эту вещь на себе. К очкам, само собой, не прилагалось абсолютно никакой инструкции, поэтому озабоченная дама вертела предмет, как могла, и цепляла ко всем частям своего тела, но ничего не помогало. Что же делать? Мартышка выбросила их и с досадой заявила, что люди придумали совершенно бесполезную вещь.

Мораль басни «Мартышка и очки»

Не секрет, что произведения русских классиков в большинстве своем имеют глубокий смысл, который и хотят донести до читателя авторы. Не является исключением и басня «Мартышка и очки». Крылов наградил ее глубокой моралью, понятной даже детям. Именно поэтому данное произведение включено в обязательную программу уроков литературы. Наиболее полноценно дети усваивают информацию в игровой форме, поэтому действия животных в стихах Ивана Андреевича вызывают у них удивление и восторг. За что же так любят данную басню представители министерства здравоохранения России? Очевидно, за понятное раскрытие морали, казалось бы, простой жизненной ситуации, и доступно оно именно детям

«Мартышка и очки»: анализ текста

Основная мысль, которую автор хотел донести до нас текстом басни, сформирована в последних строчках рифмованного произведения. Она гласит, что никто не имеет права осуждать то или иное изобретение, не зная правил обращения с ним. можно перенести и на отношения с людьми: не нужно сравнивать себя с другими и рассуждать об их уровне жизни, будучи незнакомым с ними.

Басни Ивана Крылова завоевали огромную аудиторию по всему миру, именно поэтому они включены в школьную программу как обязательные для изучения произведения. Отличным станет вариант возвращения к стихам данного автора и во внешкольное время. Малыш еще лучше поймет основной смысл басни, если мама или папа объяснит ему суть некоторых моментов.

Анализ басни Крылова И.А. «Мартышка и очки»

Басня – небольшой рассказ, имеющий чаще всего стихотворную форму, это произведение иронической направленности. Басня – это иносказание, хотя в ней обычно рассказывается о птицах и зверях, но на самом деле в ней поднимаются проблемы, которые волнуют общество. «Мартышка и очки» является ярким примером такого произведения.

В баснях часто используется такой приём, как аллегория. Птицы, насекомые, звери – это всего лишь «маска», за которой скрывается человеческая натура, негативные черты которой изобличает баснописец. В к басне обязательно должно быть небольшое заключение – мораль. По структуре каждая басня похожа на коротенькую пьесу, которая очень динамична и образна, с закадровым комментированием действий главных героев.

Басня «Мартышка и очки» была создана в 1812 году. Мартышка – главный герой – написана в басне с большой буквы, из чего можно сделать вывод, что автор имеет в виду вовсе не животное, а человека.

В басне рассказывается об обезьяне, у которой из-за возраста возникли проблемы с глазами – видеть стала плохо. Мартышка не могла скрывать свои проблемы и рассказала о них окружающим. Нашлись добрые люди, которые подсказали ей, что очки смогут помочь увидеть мир чётче, но, к сожалению, не пояснили бедной Мартышке, как же ими пользоваться. Добыть очки Мартышка сумела, а вот уж использовать их по назначению было ей не по плечу. Куда только Мартышка не пыталась их примерить – и на хвост, и к темени, попробовала их на вкус и на запах. Естественно, что все эти пробы не дали нужных результатов – не стало лучше зрение Мартышки. Обезьянка же после таких долгих «мучений» делает вывод: люди ей соврали, а от очков нет никакого толка. Досада Мартышки была так велика, что она разбивает добытые очки вдребезги, а осколки от них разлетаются во все стороны. Мораль, как и полагается в басне, находится в конце – хоть вещь, которую имеет Мартышка, и полезна, но, не зная, в чём именно её польза, невежда уничтожает её.

Данную мораль можно перевести и так: если человек, который не разбирается в своём деле, занимает высокое положение, то он может не пропустить те идеи, новинки, которые просто не сможет понять. История знает немало таких случаев. К примеру, в советской России гонениям подверглись генетики. Чиновники не поняли эту науку, не смогли в ней разобраться и бесповоротно решили, что она ложная. Очевидно, что «невежды оказались на троне». Как раз о таких людях и повествует Крылов, высмеивая в своих баснях человеческую глупость и недальновидность.

Произведение Крылова вышло весьма ироничным. Автор точно определил людские пороки и недостатки. Он не высмеивает конкретную Мартышку, он смеётся над каждым невеждой, не желающим увидеть очевидные вещи. Прибегая к аллегории, Крылов вдумчивому и внимательному читателю раскрывает тайны замысла басни, а читателю, которого можно назвать недальновидным, думается, что автор произведения решил потешить народ историей про глупую обезьяну. Ряды однородных членов, описывающие действия Мартышки, делают образ ещё более комичным. Использование диалоговых форм делает повествование легким и увлекательным. Мораль басни будет понятна только вдумчивому читателю.