Маяковский годы жизни и творчества. Владимир маяковский биография кратко. Последние годы и смерть Мяковского

Владимир Владимирович
Маяковский

Родился 7 июля 1893 года в одном из Грузинских сел – Багдати. Семью Маяковских относили к лесникам, помимо сына Владимира в их семье было еще двое сестер, а двое братьев скончались еще будучи в раннем возрасте.
Начальное образование Владимиром Маяковским было получено в Кутаисской гимназии, где он обучался с 1902 года. В 1906 году Маяковский с семьей переехали в Москву, где его путь к образованию продолжился в гимназии №5. Но, из-за отсутствия возможности оплатить учебу в гимназии, Маяковского исключили.
Начало революции не оставило Владимира Владимировича в стороне. После исключения его из гимназии, он вступает в РСДРП (Российская социал-демократическая партия).
После активной деятельности в партии, в1909 году Маяковский попадает под арест, где и пишет свое первое стихотворение. Уже в 1911 году Маяковский продолжает образование и поступает в училище живописи в Москве. Там он яро увлекается творчеством футуристов.
1912 год для Владимира Маяковского стал годом начала его творческой жизни. Именно в это время публикуется его первое поэтическое произведение «Ночь». В следующем 1913 году, поэт и писатель создает трагедию «Владимир Маяковский», который сам поставил и в которой сыграл главную роль.
Известная поэма Владимира Маяковского «Облако в штанах» была окончена в 1915 году. Дальнейшее творчество Маяковского помимо антивоенной тематики содержит сатирические мотивы.
Должное место в творческом пути Владимира Владимировича отводится написанию сценариев к фильмам. Так, в 1918 году он снимается в 3 своих фильмах.
Последующий, 1919 год ознаменовался для Маяковского популяризацией темы революции. В этом году, Маяковский принимал активное участие в создании плакатов «Окна сатиры РОСТА».
Владимиру Маяковскому принадлежит авторство творческого объединения «Левый фронт искусств», в котором спустя время он тал работать редактором. В этом журнале публиковались произведения известных писателей того времени: Осипа Брик, Пастернака, Арватова, Третьякова и других.
С 1922 году Владимир Маяковский путешествует по миру, посещая Латвию, Францию, Германию, США, Гавану и Мексику.
Именно будучи в путешествиях у Маяковского рождается дочь от романа с русской эмигранткой.
Самой большой и настоящей любовью Маяковского была Лилия Брик. Владимир крепко дружил с ее мужем, а затем, Маяковский переехал жить к ним в квартиру, где и начался бурный роман с Лилией. Муж Лилии, Осип, практически уступил ее Маяковскому.
Официально Маяковский не зарегистрировал ни одни из своих отношений, хотя пользовался огромной популярностью среди женщин. Известно, что кроме дочери Маяковский имеет сына.
В начале 30-х годов Маяковского сильно подкосило здоровье, а далее его ожидала череда неудач: выставка, посвященная 20-тилетию работы, была обречена на провал, а премьеры «Клоп» и «Баня» не состоялись. Душевное состояние Владимира Владимировича оставляло желать лучшего.
Так, постепенное угнетение состояния и психического здоровья, 14 апреля 1930 года душа поэта не выдержала и Маяковский застрелился.
В его честь названы многие объекты: библиотеки, улицы, станции метро, парки, кинотеатры и площади.

В.В.Маяковский родился 7 (19) июля 1893 г. в селе Багдади (Грузия). Переехав после смерти отца в Москву (1906), он закончил 5 классов гимназии, начал учиться в Училище живописи, ваяния и зодчества, но увлекся революционной деятельностью. Первые стихи, а также подпись Маяковского под манифестом футуристов появились в альманахе «Пощечина общественному вкусу» (1912). В 1913 г. вышел в свет первый сборник стихов с программным названием «Я» и была поставлена на петербургской сцене трагедия «Владимир Маяковский». В 1915 г. издана первая поэма Маяковского «Облако в штанах». Последовавшие затем поэмы «Война и мир» (1915-1916) и «Человек» (1916-1917) с их антивоенным пафосом и гимном новому человеку, а также второй сборник стихов « Простое как мычание» (1916) сделали Маяковского одним из крупнейших поэтов 1910-х гг.

Переход Маяковского на сторону революции был вполне закономерен: поэту уже недостаточно было радикального новаторства в искусстве, он жаждал в корне изменить жизненный уклад в стране. В стихах 1918 г., а также в аллегорической драме «Мистерия-буфф», сделанной в традициях народного театра, поэт воспевал наступление новых времен. В 1919 г. Маяковский начал сотрудничать в центральном агентстве печати РОСТА, сочиняя для злободневных плакатов емкие строки-лозунги и сатирические частушки. В период строительства нового мира поэт видит себя не только «агитатором, горланом, главарем», но и обличителем врагов революции, бичуя их в сатирах («Прозаседавшиеся», «О дряни», «Бюрократиада»). Интимнейшие стороны жизни человека Маяковский воспринимает как общественно значимые («Люблю», 1922; поэма «Про это», 1923), а явления общественной жизни переживает как личные (поэмы «150000000», 1920; «Владимир Ильич Ленин», 1924; «Хорошо», 1927).

Постепенное утверждение новой эстетической системы пролетарского искусства в стране привело к усилению критического отношения к творчеству Маяковского. Особо резким нападкам подверглись сатирические пьесы «Клоп» (1928-1929) и «Баня» (1929-1930), бичующие новых советских обывателей и бюрократов. Поэту было отказано в праве на загранпоездки, его юбилейная выставка «20 лет работы» подверглась бойкоту. Поэма «Во весь голос» (1930) и любовная лирика («Письмо Татьяне Яковлевой» , «Уже второй, должно быть ты легла...» и др.) — последние удачи поэта, измученного непониманием и неприятием со стороны товарищей, нескладывающейся личной жизнью, ощущением усиливающегося творческого кризиса. Весь этот комплекс причин привел к самоубийству поэта 14 апреля 1930 г.

Первое появление в литературе имени поэта Маяковского связано с футуризмом — авангардистским течением в литературе начала XX в. Русский футуризм — это очень пестрое, неоднородное явление. В 1912 г. был опубликован манифест самой крупной футуристической группировки кубофутуристов «Пощечина общественному вкусу», подписанный именами Д.Д.Бурлюка, А.Е.Крученых, В.В.Маяковского, В.В.Хлебникова. С кубофутуристами были тесно связаны художники группы «Бубновый валет» (М.Ларионов, Н.Гончарова, Г.Якулов).

Фундаментальной идеей русского футуризма была утопическая мечта о рождении нового мира, живущего по законам искусства: искусство сливалось с жизнью и становилось неотделимым от нее. Искусство в понимании футуристов превращалось в средство борьбы за будущее, а художник — в бойца (яркая иллюстрация такого понимания функций искусства — «Во весь голос» Маяковского). Установка футуризма на социальную «полезность» искусства таила в себе и другую опасность — опасность превращения поэзии в публицистику.

В творчестве Маяковского принято выделять два этапа: дореволюционный, связанный с футуризмом, и советский. »Связь с футуризмом несомненно наложила отпечаток на формирование художника, но не смогла заглушить социальный и гуманистический пафос, в наибольшей полноте проявившийся в советскую эпоху» — вот распространенная точка зрения, типичная для советской критики и литературоведения. Другая тенденция в исследованиях о творчестве Маяковского — ограничивать подлинные творческие достижения поэта периодом до 1917 г., а в его стихотворной продукции советских лет видеть компромисс с новой властью и своей поэтической совестью («наступал на горло собственной песне»). Существует и третья точка зрения на эволюцию В. Маяковского, которая представляется наиболее обоснованной. Маяковский оказался заложником той идеи, которой служил, — идеи светлого будущего в масштабах земного шара и всего человечества. Всего себя он отдал этой, утопической в свете исторического опыта, идее. Всю свою поэтическую жизнь Маяковский вел борьбу с жизнью, которая его не устраивала и не могла устроить. В итоге, как писала М.И.Цветаева, «поэт Маяковский убил человека Маяковского».

В 1990 г. была опубликована книга Юрия Карабчиевского «Воскресение Маяковского». Автор монографии выявляет основные черты стиля Маяковского и прослеживает его творческую эволюцию. Один из основных выводов исследователя: поэт Маяковский целостен и монолитен, а произведения советских лет — закономерное продолжение дореволюционного, футуристического этапа. По мнению Карабчиевского, именно Маяковский «дал дар речи советской власти», и в этом смысле он действительно основоположник советской поэзии, которая впервые в истории русской литературы была полностью поставлена на службу государству («Правдив и свободен мой вещий язык / И с волей советскою дружен»). Конечно, «поделки» эпигонов поэта оказались гораздо слабее даже его знаменитых агиток, вроде «нигде кроме, как в Моссельпроме!» Механически тиражировалась знаменитая «лесенка», каламбурные рифмы, но не было у эпигонов Маяковского ни обостренного чувства слова, ни чувства ритма, ни сверхъестественной энергии поэта.

Поэтический талант и масштаб личности Маяковского не берутся отрицать даже его хулители. Высоко ценили Маяковского крупнейшие поэты XX века Б.Л.Пастернак и М.И.Цветаева. Открытия Маяковского в области поэтической техники совпали с важнейшими общелитературными тенденциями первой трети XX века.

Родился 19 июля 1893 года (по новому стилю) в с. Багдади Кутаисской губернии в дворянской семье. Отец Маяковского служил лесничим на Кавказе; после его смерти (1906) семья жила в Москве. Маяковский учился в классической гимназии в Кутаиси (1901-1906), затем в 5-й московской гимназии (1906-1908), откуда был отчислен за неуплату.
Дальнейшее образование - художественное : обучался в подготовительном классе Строгановского училища (1908), в студиях художников С. Ю. Жуковского и П. И. Келина, в фигурном классе Училища живописи, ваяния и зодчества (1911-1914), исключен за участие в скандальных выступлениях футуристов).
Еще в 1905 в Кутаиси Маяковский принимал участие в гимназических и студенческих манифестациях, в 1908 , вступив в РСДРП , вел пропаганду среди московских рабочих. Несколько раз подвергался арестам, в 1909 провел 11 месяцев в Бутырской тюрьме . Время заключения называл началом своей стихотворной деятельности; написанные стихи у него перед освобождением были отобраны.

Маяковский и футуризм

В 1911 завязывается дружба Маяковского с художником и поэтом Д. Д. Бурлюком, в 1912 организовавшим литературно-художественную группу футуристов «Гилея». С 1912 Маяковский постоянно принимает участие в диспутах о новом искусстве, выставках и вечерах, проводившихся радикальными объединениями художников-авангардистов «Бубновый валет» и «Союз молодежи». Поэзия Маяковского всегда сохраняла связь с изобразительным искусством, прежде всего в самой форме записи стихов (столбиком, позднее «лесенкой»), которая предполагала дополнительное, чисто зрительное, впечатление, производимое стихотворной страницей.

Стихи Маяковского были впервые опубликованы в 1912 в альманахе группы «Гилея» «Пощечина общественному вкусу», где был помещен и манифест, подписанный Маяковским, В. В. Хлебниковым, А. Е. Крученых и Бурлюком, в нарочито эпатирующей форме заявлявший о разрыве с традициями русской классики, необходимости создания нового языка литературы, соответствующего эпохе. Воплощением идей Маяковского и его единомышленников-футуристов о назначении и формах нового искусства стала постановка в петербургском театре «Луна-парк» в 1913 его стихотворной трагедии «Владимир Маяковский» (опубликована в 1914). Декорации для нее писали художники из «Союза молодежи» П. Н. Филонов и И. С. Школьник, а сам автор выступил режиссером и исполнителем главной роли - поэта, страдающего в отвратительном современном городе, изуродовавшем, растлившем своих жителей, которые хоть и избирают поэта своим князем, но не умеют признать и оценить приносимую им жертву.

Бунт Маяковского против всего мироустройства. Поэзия 1910-х гг.

В 1913 выходит книга Маяковского из четырех стихотворений под названием «Я », его стихи появляются на страницах футуристских альманахов (1913-1915) «Молоко кобылиц», «Дохлая луна», «Рыкающий Парнас», начинают печататься в периодике, издаются поэмы «Облако в штанах » (1915), «Флейта-позвоночник » (1916), «Война и мир» (1917), сборник «Простое, как мычание» (1916). Поэзия Маяковского наполнена бунтом против всего мироустройства - социальных контрастов современной урбанистической цивилизации, традиционных взглядов на прекрасное и поэзию, представлений о вселенной, рае и Боге. Маяковский использует воинственно изломанный, грубый, стилистически сниженный язык, контрастно оттеняющий традиционные поэтические образы, - «любовь на скрипки ложите», «ноктюрн... на флейте водосточных труб». Лирический герой, эпатирующий обывателя резкостью, ломкой языка и богохульством («Арканом в небе поймали бога»), остается романтиком, одиноким, нежным, страдающим, чувствующим ценность «мельчайшей пылинки живого».

Стихи Маяковского 1910-х годов были ориентированы на воспроизведение в устной форме - с эстрады, на вечерах, диспутах (сборник «Для голоса», 1923; в журналах, газетах и книжных изданиях стихи часто появлялись в исковерканном цензурой виде). Для восприятия на слух как нельзя лучше подходили их короткие рубленые строки, «рваный» синтаксис, «разговорность» и нарочито фамильярная («панибратская») интонация: «... Вам ли, любящим баб да блюда, жизнь отдавать в угоду?». В сочетании с высоким ростом («здоровенный, с шагом саженьим») и зычным голосом Маяковского все это создавало неповторимый индивидуальный образ поэта-борца, площадного митингового оратора, защитника «безъязыкой улицы» в «адище города», слова которого не могут быть красивы, они - «судороги, слипшиеся комом».

Любовная лирическая тема Маяковского

Уже в ранних бунтарских стихах и поэмах Маяковского значительное место занимает любовная лирическая тема : «Любовь мою, как апостол во время оно, по тысяче тысяч разнесу дорог». Любовь «вымучивает душу» страдающего, одинокого поэта.
В 1915 Маяковский познакомился с , которая заняла центральное место в его жизни. Из своих отношений поэт-футурист и его возлюбленная стремились построить модель новой семьи, свободной от ревности, предрассудков, традиционных принципов отношений женщины и мужчины в «буржуазном» обществе. С именем Брик связаны многие произведения поэта, интимная интонация окрашивает обращенные к ней письма Маяковского. Заявляя в 1920-е годы, что «теперь не время любовных ляс», поэт тем не менее сохраняет верность теме (лирические стихотворения, поэма «Про это », 1923), которая достигает трагически надрывного звучания в последних строках Маяковского - в неоконченном вступлении к поэме «Во весь голос» (1930).

Маяковский и революция

Революция была принята Маяковским как осуществление возмездия за всех оскорбленных в прежнем мире, как путь к земному раю. Позицию футуристов в искусстве Маяковский утверждает как прямую аналогию теории и практики большевиков и пролетариата в истории и политике.
Маяковский организует в 1918 группу «Комфут» (коммунистический футуризм), деятельно участвует в газете «Искусство коммуны», в 1923 создает «Левый фронт искусств» (ЛЕФ), куда вошли его единомышленники - писатели и художники, издает журналы «ЛЕФ» (1923-1925) и «Новый ЛЕФ» (1927-1928).
Стремясь использовать все художественные средства для поддержки нового государства, пропаганды новых ценностей, Маяковский пишет злободневную сатиру, стихи и частушки для агитационных плакатов («Окна РОСТА », 1918-1921). Грубость, четкость, прямолинейность его поэтического стиля, умение превращать элементы оформления книжной и журнальной страницы в эффективные выразительные средства поэзии - все это обеспечивало успех «звонкой силе поэта», целиком отданной на службу интересам «атакующего класса». Воплощением позиции Маяковского этих лет стали его поэмы «150 000 000 » (1921), «Владимир Ильич Ленин » (1924), «Хорошо! » (1927).

К концу 1920-х годов у Маяковского нарастает ощущение несоответствия политической и социальной реальности вдохновлявшим его с отроческих лет высоким идеалам революции, в соответствии с которыми он строил всю свою жизнь - от одежды и походки до любви и творчества. Комедии «Клоп » (1928) и «Баня » (1929) представляют собой сатиру (с элементами антиутопии) на обуржуазившееся общество , забывшее о тех революционных ценностях, ради которых создавалось. Внутренний конфликт с окружающей действительностью наступавшего «бронзового» советского века несомненно оказался среди важнейших стимулов, подтолкнувших поэта к последнему бунту против законов мироустройства - самоубийству.

Маяковский буквально ворвался в мир своими будоражащими душу, необычными стихами. Красив, могуч, широк в жестах, мыслях и чувствах - таков этот поэт, разговаривающий на «ты» с Солнцем.

Детство и юность

Начинался жизненный путь Маяковского в грузинской деревне Багдади Кутаисской губернии, где он появился на свет 19 июля 1893 в обедневшей дворянской семье. Маяковский родился в день рождения отца, вот и назвали его Владимиром.

Семья жила небогато. Отец, преисполненный чувством ответственности за домочадцев, много и тяжело трудился. В 1906 году его не стало - умер от заражения крови. В это время Володе тринадцать, он - ученик Кутаисской гимназии. После смерти отца мать с детьми, сыном и дочерями, переехала в Москву. Немного проучившись в пятой классической гимназии, будущий поэт был из нее исключен за неуплату.

А дальше бунтарское начало Владимира Маяковского начало реализовываться в революционной деятельности. В 1908 он становится членом партии большевиков. Результат этого - одиннадцать месяцев Бутырской тюрьмы. Именно отсюда юноша вынес первую тетрадь стихов. После освобождения из тюрьмы его партийная работа прерывается.

Активная творческая деятельность

Он начинает активно заниматься литературой, примкнув к футуризму - скандальному течению в искусстве. В их программном сборнике «Пощечина общественному вкусу» публикуются в 1912 году первые стихотворения поэта «Утро» и «Ночь». Поэма с необычным названием «Облако в штанах» увидит свет во второй половине 1910-х благодаря Осипу Брику, с которым Маяковский познакомился летом 1915. С тех пор Осип и Лиля Брик стали его друзьями. С Лиличкой, так ласково называл ее Владимир Владимирович, связаны искренние любовные чувства, выраженные в последствии в поэзии.

Занимая активную жизненную позицию, Маяковский всегда откликался на политические события. Так стихотворение «Война и мир» посвящено первой мировой войне, «Левый марш» - революционным событиям 1917 года.

Этот человек-трибун не только творил гениальные стихи, но и писал сценарии, играл в кино, был великолепным чтецом, рисовал агитационно-сатирические плакаты в «Окнах РОСТА» - Российском телеграфном агентстве, занимавшимся агитационным искусством.

Многочисленные поездки

В первой половине двадцатых поэт посетил западные страны - Латвию, Германию, Францию, а в 1925 - США, Кубу, Мексику. Писал стихи и статьи о европейских впечатлениях, читал свои поэтические произведения, выступал с докладами. Америке поэт посвятил целый цикл стихотворений и очерк «Моё открытие Америки».

Во второй половине 20-х много ездил по Советскому Союзу, выступая перед различными аудиториями.

Сатирическая направленность творчества

Одно из важных направлений творчества Маяковского - сатира. Она проявилась в многочисленных поэтических произведениях и комедиях конца двадцатых «Клоп», «Баня», поставленных в театре Мейерхольда, - об обществе, которое забыло об истинных революционных ценностях. В это время в творчестве уже звучат трагические мотивы.

Конец короткого пламенного пути

Жизнь великого поэта оборвалась четырнадцатого апреля 1930. Он выстрелил себе из пистолета прямо в сердце. Споры о неоднозначности этой смерти продолжаются до сих пор.

Маяковский остался в сердцах потомков как человек, не терпящий лжи и фальши, и как поэт, написавший обжигающие душу стихи.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя

В.В.Маяковский родился 7 (19) июля 1893 г. в селе Багдади (Грузия). Переехав после смерти отца в Москву (1906), он закончил 5 классов гимназии, начал учиться в Училище живописи, ваяния и зодчества, но увлекся революционной деятельностью. Первые стихи, а также подпись Маяковского под манифестом футуристов появились в альманахе «Пощечина общественному вкусу» (1912). В 1913 г. вышел в свет первый сборник стихов с программным названием «Я» и была поставлена на петербургской сцене трагедия «Владимир Маяковский». В 1915 г. издана первая поэма Маяковского «Облако в штанах». Последовавшие затем поэмы «Война и мир» (1915-1916) и «Человек» (1916-1917) с их антивоенным пафосом и гимном новому человеку, а также второй сборник стихов « Простое как мычание» (1916) сделали Маяковского одним из крупнейших поэтов 1910-х гг.

Переход Маяковского на сторону революции был вполне закономерен: поэту уже недостаточно было радикального новаторства в искусстве, он жаждал в корне изменить жизненный уклад в стране. В стихах 1918 г., а также в аллегорической драме «Мистерия-буфф», сделанной в традициях народного театра, поэт воспевал наступление новых времен. В 1919 г. Маяковский начал сотрудничать в центральном агентстве печати РОСТА, сочиняя для злободневных плакатов емкие строки-лозунги и сатирические частушки. В период строительства нового мира поэт видит себя не только «агитатором, горланом, главарем», но и обличителем врагов революции, бичуя их в сатирах («Прозаседавшиеся», «О дряни», «Бюрократиада»). Интимнейшие стороны жизни человека Маяковский воспринимает как общественно значимые («Люблю», 1922; поэма «Про это», 1923), а явления общественной жизни переживает как личные (поэмы «150000000», 1920; «Владимир Ильич Ленин», 1924; «Хорошо», 1927).

Постепенное утверждение новой эстетической системы пролетарского искусства в стране привело к усилению критического отношения к творчеству Маяковского. Особо резким нападкам подверглись сатирические пьесы «Клоп» (1928-1929) и «Баня» (1929-1930), бичующие новых советских обывателей и бюрократов. Поэту было отказано в праве на загранпоездки, его юбилейная выставка «20 лет работы» подверглась бойкоту. Поэма «Во весь голос» (1930) и любовная лирика («Письмо Татьяне Яковлевой» , «Уже второй, должно быть ты легла...» и др.) — последние удачи поэта, измученного непониманием и неприятием со стороны товарищей, нескладывающейся личной жизнью, ощущением усиливающегося творческого кризиса. Весь этот комплекс причин привел к самоубийству поэта 14 апреля 1930 г.

Первое появление в литературе имени поэта Маяковского связано с футуризмом — авангардистским течением в литературе начала XX в. Русский футуризм — это очень пестрое, неоднородное явление. В 1912 г. был опубликован манифест самой крупной футуристической группировки кубофутуристов «Пощечина общественному вкусу», подписанный именами Д.Д.Бурлюка, А.Е.Крученых, В.В.Маяковского, В.В.Хлебникова. С кубофутуристами были тесно связаны художники группы «Бубновый валет» (М.Ларионов, Н.Гончарова, Г.Якулов).

Фундаментальной идеей русского футуризма была утопическая мечта о рождении нового мира, живущего по законам искусства: искусство сливалось с жизнью и становилось неотделимым от нее. Искусство в понимании футуристов превращалось в средство борьбы за будущее, а художник — в бойца (яркая иллюстрация такого понимания функций искусства — «Во весь голос» Маяковского). Установка футуризма на социальную «полезность» искусства таила в себе и другую опасность — опасность превращения поэзии в публицистику.

В творчестве Маяковского принято выделять два этапа: дореволюционный, связанный с футуризмом, и советский. »Связь с футуризмом несомненно наложила отпечаток на формирование художника, но не смогла заглушить социальный и гуманистический пафос, в наибольшей полноте проявившийся в советскую эпоху» — вот распространенная точка зрения, типичная для советской критики и литературоведения. Другая тенденция в исследованиях о творчестве Маяковского — ограничивать подлинные творческие достижения поэта периодом до 1917 г., а в его стихотворной продукции советских лет видеть компромисс с новой властью и своей поэтической совестью («наступал на горло собственной песне»). Существует и третья точка зрения на эволюцию В. Маяковского, которая представляется наиболее обоснованной. Маяковский оказался заложником той идеи, которой служил, — идеи светлого будущего в масштабах земного шара и всего человечества. Всего себя он отдал этой, утопической в свете исторического опыта, идее. Всю свою поэтическую жизнь Маяковский вел борьбу с жизнью, которая его не устраивала и не могла устроить. В итоге, как писала М.И.Цветаева, «поэт Маяковский убил человека Маяковского».

В 1990 г. была опубликована книга Юрия Карабчиевского «Воскресение Маяковского». Автор монографии выявляет основные черты стиля Маяковского и прослеживает его творческую эволюцию. Один из основных выводов исследователя: поэт Маяковский целостен и монолитен, а произведения советских лет — закономерное продолжение дореволюционного, футуристического этапа. По мнению Карабчиевского, именно Маяковский «дал дар речи советской власти», и в этом смысле он действительно основоположник советской поэзии, которая впервые в истории русской литературы была полностью поставлена на службу государству («Правдив и свободен мой вещий язык / И с волей советскою дружен»). Конечно, «поделки» эпигонов поэта оказались гораздо слабее даже его знаменитых агиток, вроде «нигде кроме, как в Моссельпроме!» Механически тиражировалась знаменитая «лесенка», каламбурные рифмы, но не было у эпигонов Маяковского ни обостренного чувства слова, ни чувства ритма, ни сверхъестественной энергии поэта.

Поэтический талант и масштаб личности Маяковского не берутся отрицать даже его хулители. Высоко ценили Маяковского крупнейшие поэты XX века Б.Л.Пастернак и М.И.Цветаева. Открытия Маяковского в области поэтической техники совпали с важнейшими общелитературными тенденциями первой трети XX века.