Мелководный океан. Физическая география - моря, омывающие территорию россии. Океанические места обитания

Пещеры Каппадокии – ныне региона центральной Турции, в древнейшие времена скрывали от римских преследований первых христиан.

В пещерах были оборудованы подземные храмы, украшенные фресками на религиозные мотивы. Целые монастыри располагались в рукотворных пещерах, вырытых в податливом туфе.

Появлению пещер, и не только, способствовала вулканическая деятельность гиганта Эрджияса – вулкана высотой более 3900 метров. Многолетние извержения засыпали 100-метровым слоем пепла и залили лавой равнину Кайсери. Лава при остывании превратилась в минерал базальт, отличающийся высокой твердостью. Из пепла образовался туф – мелкозернистый и податливый для обработки камень. Природные факторы: ветер, солнце, температурные перепады и осадки – выполнили гигантскую работу по образованию скал причудливой формы.

Предания нынешней Каппадокии повествуют о великанах, пытавшихся завладеть местными землями. Но якобы Аллах превратил тела захватчиков в причудливые столбы, колонны и другой формы скалы, возвышающиеся над долиной на высоту по 30 метров.

Вечное ремесло

С древних времен жители долины занимались виноделием и гончарным ремеслом. И поныне гончары в городке Аванос производят глиняную посуду возле своих мастерских, привлекая внимание туристов, а желающим предлагают попытаться самим создать кувшин или миску. Сохранились нерасписанные гончарные изделия, развешанные на ветвях высохших деревьев либо на сушку, либо для рекламы.

На заднем плане за деревом с горшками – скальное поселение Ючхисар (Три замка), выглядящее как беспорядочное нагромождение вырубленных жилищ с дверями и окнами. В центре поселения 100-метровый пик, превращенный в своеобразный замок причудливых очертаний.

Здесь множество пещер разного назначения, сделанных многими поколениями людей.

Пещерные церкви

Вырубленные в податливом туфе громадные пещеры Каппадокии обустраивались как храмовые сооружения. Алтари и другая церковная утварь также вырубалась из туфа, украшалась причудливой резьбой. Строительство таких сооружений ближе к творчеству скульптора, когда (как сказал великий Микельанджело Буонарротти) отсекается все лишнее.

Создание церквей и монашеских поселений поощрялось с IV века, первым византийским епископом столицы Каппадокии – Кесарии (нынешний город Кайсери) Василий Великий, впоследствии канонизированный как святой. Многие церкви хорошо сохранились, несмотря на их использование в разные времена как складские помещения и сараи, птичники и стойла для лошадей. Наиболее известны среди сохранившихся храмов – церкви Святого Василия и Церковь с яблоком XI века, а также Темная церковь XII века.

Многочисленные церкви в рукотворных пещерах Каппадокии никем не охраняются, поэтому многие конструктивные элементы и изображения испорчены вандалами различных эпох.

Стертые лица некоторых персонажей – дело рук мусульман; их вера запрещает рисовать людей, особенно изображать лица.

Фрески подземных храмов

Вырезанные колонны и арки, своды и стены украшались фресками, изображавшими мучеников за веру и украшенные разнообразными узорами и орнаментами. Изображения в храмах пещер Каппадокии XI – XII веков сохранили свои краски, будто нарисованные недавно – сказалось отсутствие воздействия солнечного света.

Росписи церкви Святой Варвары изображают христианских святых, воинов с пиками и лошадей. На иконах лошади достаточно необычны; их появление, возможно, обусловлено древним занятием местных жителей. Коневодство дало название региону Каппадокия – Страна прекрасных лошадей.

Церковь с яблоком получила наименование из-за фрески с изображением Михаила Архангела, на ладони которого – напоминающий яблоко шар красного цвета. Иное происхождение названия объясняют наличием яблонь вокруг сооружения. Вход в эту церковь разрушен, попасть внутрь можно только через узкий лаз. Помещение внутри церкви вырублено в форме креста. Стены с колоннами и свод потолка расписаны ликами святых и другими изображениями.

Темная церковь украшена фресками с сюжетами из Нового завета. После завоевания Каппадокии турками помещение церкви использовалось как голубятня; голубей разводили для получения сельскохозяйственного удобрения, значительно повышающего урожайность – птичьего помета. Для обеспечения доступа туристов потребовалась так тщательно чистить церковь от помета, что процедура длилась более 10 лет.

Инопланетные пейзажи

Поистине пейзажи иных миров открываются в Долине монахов – Пашабаг. Туфовые отложения, образовавшиеся из вулканического пепла, подвергались воздействию различных природных факторов. Оседание породы и образование трещин и осыпей, водные потоки и ручьи расчленили слои туфа на причудливые фигуры в виде конусов, пирамид и башен.

Отшельники вырубали себе монашеские кельи внутри этих образований, проживая в уединении и молитвах. Одним из таких отшельников долгие годы проживал здесь Святой Симеон Каппадокийский.

Столь же фантастические картины обнаруживаются в долине Гёреми, которая сейчас является национальным парком и внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Местный Музей под открытым небом включает крупнейший комплекс пещерных монастырей и храмов. Здесь и одиночные кельи, и сооружения различных размеров вплоть до очень крупных, с большими залами и сводчатыми потолками.

Каппадокия - древнее название горного района в Центральной Турции, в долине реки Кызыл-Ирмак, ограниченного с запада озером Туз, ас юга на северо-восток - горными хребтами Тавр и Теджер. Во II тысячелетии до н.э. территория Каппадокии входила в состав Хеттского царства. В III-I вв.дон.э. здесь существовало небольшое самостоятельное государство, попавшее с 17 г. нашей эры под власть Рима. После распада Римской империи Каппадокия превратилась в одну из провинций Византии. С ней была связана жизнь и деятельность трех крупнейших деятелей церкви, известных богословов Св. Василия Великого, епископа Кесарийского, Св. Георгия, епископа Нисского и Св. Григория Назианзина.

Ландшафты Каппадокии нередко называют «лунными» и «инопланетными». Этот своеобразный природный заповедник занимает сегодня площадь в 288 кв. км. Примерно три миллиона лет назад произошли мощные извержения вулканов Эрджиес и Хасандаты. В результате окружающие долины и плато были залиты раскаленной лавой. Со временем под воздействием ветра, дождей и речных потоков произошло выветривание и вымывание мягких пород. Это волшебным образом преобразило местный пейзаж. Ныне он представляет собой переплетение глубоких каньонов, среди которых вдруг возникают конусообразные или пирамидальные скалы с вершинами самого необычного вида.
Одни из них похожи на островерхие колпаки, другие - на широкополые шляпы или огромные «блины». Кажется, что это не скалы, а гигантские грибы. Турки называют их «Пери баджалары» - земляные пирамиды. Картина обретает еще более фантастический вид в силу необычной и разнообразной цветовой гаммы скальных пород. В зависимости от солнечного освещения они меняют окраску - от розовой и золотой до зеленой и фиолетовой.
Долина Гёреме, наиболее поразительный и фантастический уголок Каппадокии, является самым известным памятником раннего христианства в Малой Азии. На территории этого района сегодня насчитывается свыше 600 скальных церквей и монастырей, сооруженных в VI-XI вв.

Свое название долина получила по имени Св. Иеронима (тур. Гёреме), одного из первых поселившихся здесь отшельников. Еше во времена хеттов, на рубеже II тысячелетия до н.э., в долинах Каппадокии появились пещерные поселения. В период правления римского императора Диоклетиана в этих пещерах Каппадокии спасались от преследований христиане. После того как христианство стало официальной религией Римской империи, скальные убежища практически опустели и служили приютом лишь немногочисленным аскетам-отшельникам. Этот период длился недолго: в VII в. на Малую Азию обрушилась волна арабских нашествий. Неоднократно от этих нашествий страдала и столица Каппадокии - Кесария (Кайсери). Пещеры Гёреме стали убежищем для жителей с окраин Византийской империи, бежавших от завоевателей-мусульман.
Внутри скал из мягкого вулканического туфа вырезались колонны и купола, прорубались окна. Одновременно расширялись и сооружались все необходимые жилые и подсобные помещения - кухни, столовые, погреба. Так возникли целые города, состоявшие из рукотворных пещер. Византийский автор второй половины X в. Лев Диакон, рассказывая о Каппадокии, упомянул о подземных городах, назвав их обитателей «троглодитами».

Наиболее известные подземные города в Каймаклы и Деринкюйю уходят в глубину на 40 м и состоят из 8-9 подземных ярусов, которые представляют собой настоящие лабиринты со множеством жилых и хозяйственных помещений, складов, церквей и своеобразной системой вентиляции. Пещеры Деринкюйю имеют восемь ярусов, достигающих глубины 85 м, и соединенных между собой каменными коридорами и галереями. Этот подземный город мог вмешать до 20 тыс. человек. Общая протяженность его жилых и хозяйственных помещений, подземных галерей и ходов превышает 30 км.
Из скальных церквей Гёреме самая старая относится к VI-VII вв., все остальные - к X-XI вв. Большинство из них невелики по размерам и состоят из одного помещения, но есть и значительно более крупные сооружения. Таков, в частности, женский монастырь, вырубленный в скале и состоящий из четырех церквей, келий и хозяйственных помещений, расположенных на четырех уровнях и соединенных внутренними переходами.
Стены скальных церквей и монастырей были расписаны замечательными фресками, которые принесли памятникам Каппадокии всемирную известность. Благодаря особенностям местного вулканического туфа, в котором высечены пещеры, и микроклимату в них, краски старинных росписей сохранили до наших дней свою первозданную свежесть.
В некоторых скальных церквях можно видеть различные символы раннего христианства. Например, виноградная лоза - символ Христа, рыба - по-гречески «IKTUS» -аббревиатура словосочетания «Iesos Kristos Teon Uios Soter», т.е. «Иисус Христос Сын Бога Спасителя», голубь - символ мира и Св. Духа, олень - символ души, павлин - знак Воскресения.
Другие росписи относятся к периоду иконоборчества (VIII-IX вв.). Иконоборческая ересь возникла в 30-х гг. VIII в. при императоре Льве Исавре, когда Византии достигла волна влияния ислама. Как известно, ислам не допускает изображения людей, а тем более святых, считая это идолопоклонством. Под этим же предлогом по всей Византии началось уничтожение икон. Вселенский собор 787 г. в Никее осудил и отверг иконоборческую ересь и определил: «поставлять и полагать в святых храмах, вместе с изображением Честнаго Животворящаго Креста Господня, и святые иконы, почитать их и воздавать им поклонение». Но только на Константинопольском соборе в 842 г. было окончательно утверждено почитание икон.

Для фресок периода иконоборчества характерны символические сюжеты и простой геометрический орнамент. Росписи поздних (X-XI вв.) храмов выполнены, как правило, на оштукатуренных стенах и отличаются наибольшей художественной и эмоциональной выразительностью. Фрески изображают сцены из Евангелия, важнейшие эпизоды земной жизни Христа. Стиль настенной живописи дает основание считать авторами некоторых из этих росписей художников из Армении.
Уникальные росписи сохранились в церквях Св. Варвары (Барбара-килисе), «Яблочной церкви» (Ельмалы-килисе), «Змеиной церкви» (Йыланлы килисе; это название дано по сохранившейся в этом храме фреске, на которой знаменитые каппадокийские святые Георгий Победоносец и Феодор Тирон поражают дракона); самой большой и лучше всех сохранившейся церкви Токалы-килисе (2-я половина X в.), и наиболее известной Каран- лык-килисе - «Темной церкви». Выполненные в ярких тонах росписи куполов, стен и потолков здесь прекрасно сохранились из-за того, что никогда не подвергались воздействию дневного света и солнечных лучей.

В нескольких километрах к северу от Гёреме находится другой музей под открытым небом - скальный монастырский комплекс Зелве. Он состоит из тысяч домов, церквей и прочих построек, вырубленных внутри крутых утесов. Церкви Зелве, роспись которых сильно пострадала от времени, были построены в период иконоборческого движения в VIII в., когда зародился так называемый «каппадокийский стиль» в росписи церквей.
Начиная с XIV столетия монастыри и церкви долины Гёреме постепенно приходят в упадок. В 1907 г. их случайно обнаружил французский ученый-иезуит Пьер Гийом де Жерфаньон, после чего в Европе возник интерес к этим уникальным памятникам византийской эпохи. В то время здесь еще жила небольшая обшина монахов, занимавшихся виноградарством и разведением голубей. В 1926 г. турецкие власти депортировали последних монахов в Грецию, а их храмы были закрыты.
Сегодня памятники Каппадокии входят в число жемчужин мирового культурного наследия и являются одним из самых посещаемых туристических объектов Турции.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога! Я продолжаю виртуальное путешествие в Каппадокию. Эта область Турции настолько разнообразна и богата своими объектами, что рассказывать о ней можно еще много. необходимо увидеть каждому, кто отправится в такое интересное путешествие в центр Турции.

В рамках экскурсии мы посетили только два подземных города. Всего на территории Каппадокии насчитывается более 200 подземных городов и только шесть из них открыты для посещения: Деринкую, Каймаклы, Аджигол, Озконак, Татларин и Мазы.

О том, как возникли лунные ландшафты Каппадокии, я уже рассказывала в статье .

Ландшафт Каппадокии настолько разнообразен, что без экскурса в историю никак не обойтись.

Каппадокия входила в состав всех, существовавших в этой области Турции, империй, от хеттской до османской. Именно хетты (первые племена, населявшие Турцию), строили подземные города в Каппадокии.


В древности, Каппадокия была неспокойным краем, перекрестком путей. Через нее проходили персы, греки, римляне, арабы, монголы и крестносцы. Первые общины христиан подвергались гонениям, и благодаря подземным городам, чувствовали себя в безопасности.


Подземные города в Каппадокии стали появляться еще в V веке до н.э. и находились на 9 уровнях. Благодаря природному материалу — туфу, очень легкому в обработке, люди строили свои нехитрые дома и заселялись в них. Туф хорошо сохраняет тепло зимой и прохладу летом.

Между городами существовали тоннели, и люди могли спокойно переходить из одного города в другой. Воздух поступал по вентиляционным шахтам, которые действуют до сих пор.


Самый большой и многоярусный подземный город в Каппадокии, это город Деринкую (Derinkuyu), что в переводе с турецкого означает «глубокий колодец».

Площадь подземного города Деринкую 4х4 км., вглубь он уходит примерно на 85 метров. Для туристов в пещерных городах открыты только небольшие участки. На остальных работают археологи.

В подземный город Деринкую врачи не советуют спускаться, сердечникам, астматикам, а так же гипертоникам.

У меня нет фобий, которые человек может испытывать под землей, нет медицинских противопоказаний, но находиться в подземном городе было дискомфортно. Я спускалась в подземные шахты Величка в Польше, на глубину 100 м. Ничего общего! В пещерных городах Каппадокии, очень узкие проходы, которые постоянно ведут вниз, много различных углублений, тупиков, ниш и колодцев. Есть комнаты с очень низкими потолками.



В пещерных городах есть камеры, где жители хранили свое продовольствие, запасов хватало на три месяца безвылазного житья. С водой у жителей пещерных городов проблем тоже не было. Благодаря вентиляционным шахтам, которые доходили до самого дна, можно было запастись водой. Освещение в подземных городах было факельное.

Колодец с водой в пещерном городе

Далее последуют фото, предоставленные моим другом Вячеславом, который побывал на экскурсии в Каппадокии через две недели после меня. Мой фотоаппарат в пещерном городе меня подвел, видимо у него клаустрофобия:).

Обратите внимание на проходы между уровнями в пещерном городе . Если ваш девиз «Хорошего человека должно быть много», сто раз подумайте, прежде чем спуститесь в подземный город. Фраза «Кажется я застрял», конечно развеселит ваших спутников, но вряд ли насмешит вас.


Благодаря туфовым стенам и многочисленным проходам, подземные города хорошо проветривались. В подземных городах отсутствует сырость, так как туфовая порода хорошо впитывает влагу.

Понимаю, фото не очень живописные, но как рассказать о подземном городе, не показав его во всей красе. :)


Можно смело назвать пещерные города Каппадокии лабиринтом. Очень много тупиковых проходов. Все подземные города имели потайные выходы. Выкурить скрывавшихся жителей было невозможно, благодаря туфовым стенам, дым распространялся не дальше первого яруса. Вентиляция, многоярусность и потайные ходы, делали подземные города Каппадокии неприступными.

Чтоб чужаки не могли проникнуть в пещерный город, проходы перекрывали огромными каменными дисками-жерновами.


Жители подземных городов жили в одно и двухкомнатных так сказать апартаментах. Были комнаты приспособленные под кухню, спальню, конюшню, склад, школу и конечно для других нужд…

В подземных городах Каппадокии, важно соблюдать осторожность! Всегда следовать строго по маршруту или за гидом. Заблудиться в подземных городах Каппадокии ничего не стоит. На стенах, специально для туристов, нанесены стрелки указатели, красные означают тупик, синие на выход.

В пещерные города люди спускались только при случае опасности, в спокойное время они жили в скальных домах, расположенных прямо над подземными городами.

Что то давит на меня вся эта атмосфера, предлагаю подняться на поверхность! :)

Скальные дома и храмы Каппадокии

Сегодня, жить в скальном доме для каппадокийцев очень удобно. Ну сами подумайте, стены из туфа, хорошо сохраняют тепло зимой и прохладу летом, Ремонт такое жилище не требует, а если не устраивает жилплощадь, достаточно взять кирку и прорубить новую комнату. Электричество и вода в современных туфовых домах есть.



Как я уже рассказывала в предыдущих статьях, туристы очень любят останавливаться в скальных отелях Каппадокии, и цены за такие хоромы скажу я вам немаленькие. Существуют индивидуальные туры в Каппадокию. Туристы приезжают, арендуют авто, селятся в гостиницах и объезжают Каппадокию на свой выбор.


В Каппадокии очень мало русских туристов, поэтому если вы хотите нанять русскоговорящего гида, об этом нужно позаботится заранее. На месте это сделать проблематично.

После того, как люди покидали подземные города, эти места заселяли монахи, этим и объясняется большое количество храмов в скалах Каппадокии. К концу первого тысячелетия в Каппадокии проживали сорок тысяч христиан. Всего в Каппадокии около 600 скальных и подземных церквей и на сегодняшний день находят новые.


Монашеские кельи расписывали фресками. Благодаря природным минеральным краскам по сей день сохранились наскальные рисунки.



Лучше всего сохранились православные храмы в музее под открытым небом, национальном парке Гереме.

Вот так выглядит церковь Св. Иосифа. Для того, чтоб нанести рисунки, туфовые стены обрабатывали сначала воском, а затем белком от куриного яйца. А краски создавали на основе яичного желтка в сочетании с растительными компонентами. Благодаря пористому туфу, краски проникли в стены навечно.



Лучше всего краски сохранились в тех церквях, куда не попадает солнечный свет. Изначально на стены ранних церквей наносили геометрические орнаменты и символы, а фрески значительно позднее. Нарисованный павлин служил символом Воскрешения, голубь – символом Святого духа, а рыбы –символом Иисуса Христа.

Теперь вы знаете, как выглядят подземные города Каппадокии. Меня больше впечатлили наземные ландшафты этой области. А вы решайте сами, куда отправиться во время путешествия по каппадокийской земле. Может быть вас устроит

Фото на память, с ребятами из Саратова на фоне крепости Учхисар.



Благодарю вас за внимание, всего вам доброго!

Несколько миллионов лет назад, еще в третичный период, в Анатолии произошло извержение вулкана Эрджиеш-Дагы – самой высокой горы Малой Азии. Потоки лавы, смешанной с пеплом, хлынули в долину Гереме и толстым слоем покрыли территорию в несколько тысяч квадратных километров.

Потом за долгие века ветры унесли, дожди смыли легкие породы, а застывшая лава и спрессовавшийся пепел постепенно превратились в туф – мягкий в обработке и одновременно прочный строительный материал. Так появились высокие конусообразные скалы Каппадокии (местности в средней Анатолии) – целый лес разноцветных каменных столбов, шпилей, грибов и башен, тянущийся на десятки километров.

Перед глазами путешественников встает очень необычная картина, когда повсюду простирается море… застывших каменных волн, сотворенных из туфа и песчаника. Волны эти гуляют в разных направлениях: то круто взмывая вверх, то обрываясь вниз или выстраиваясь в ряд, напоминающий гигантские мехи растянутой гармони.

В этих местах, изолированных от остальной части Малой Азии непроходимыми лесами и высокими горами, люди селились очень давно. В туфовых нагромождениях, легко поддававшихся обработке, они вырубали себе жилища и погреба, на плодородных землях долин выращивали зерно, овощи и фрукты.

В IV веке пустынные и уединенные пещеры долины Гереме привлекли монахов-христиан, которые стекались сюда из всех районов Римской империи. Они нашли пещеры, образовавшиеся в лавовых конусах, идеальным местом для отшельнического скита, где можно быть ближе к Богу. Пещер было много, а странной формы скалы можно легко выдолбить и превратить в жилища, в них можно было вырубить другие помещения и проложить множество ходов. Монахи усердно долбили пещеры, устраивая в них кельи и церкви, стены и своды которых украшали разноцветными фресками.

Церкви отличались друг от друга и по форме строения, и по своим размерам. Монахи недолго размышляли над названиями своих храмов. Церковные власти были далеко в Византии и не могли указать отшельникам на их легкомыслие. Потому большую церковь, где было темно, монахи назвали просто Темной; а другую – с растущими у входа яблонями – церковью Яблока.

В IV веке был основан монастырь Архангелов. По преданию, в 325 году на его месте был ночлег царицы Елены, когда она уже в весьма преклонных летах путешествовала в Иерусалим.

Тогда явился ей во сне небесный архангел Михаил и возвестил, что Святой Крест Господень, скрытый в земле, извлечется ею оттуда. Обрадованная этим известием, мать императора Константина пообещала воздвигнуть храм на том самом месте, где ей явился архистратиг.

– Не здесь, не здесь, – сказал посланник Божий, – а на месте, поросшем тернием, куда я сам тебя поведу, построить обитель во имя Архангелов и всех бесплотных сил, которые хранят человека и споспешествуют праведнику стоять в правоте.

Проснувшись, царица Елена увидела над собой огненную звезду, которая и повела ее в путь, а потом остановилась над местом, где лежал один камень. Здесь и был поставлен престол Архангелов, а поднятый из земли камень вделали в стену так, чтобы можно было видеть обе противоположные его стороны, различающиеся цветом.

Все храмы Каппадокии богато расписаны: стены, потолки, колонны и своды покрыты красочными фресками. Роспись делалась в IX–X веках, но в сухой прохладе фрески и до настоящего времени сохранили первозданную чистоту красок. Основу красок во всех фресках составлял яичный желток в сочетании с растительными и минеральными компонентами. Благодаря такой основе краски, плотно положенные на туфовый грунт, не боятся сырости и не трескаются. Лишь кое-где лики святых иссечены прямыми полосами – это следы от сабель сельджуков.

История не сохранила имена тех, кто создавал эти иконописные шедевры. В литературе лишь туманно упоминается, что среди украшавших пещерные храмы живописцев были армяне, а также греки из Киликии и Византии.

Входы в подземные жилища и храмы тщательно маскировались, переходы из жилищ в церкви и монастыри перекрывались круглыми каменными блоками, которые выкатывались из потайных ниш. Наружу выводились дымоходы и вентиляционные стволы, не заметные для постороннего глаза.

Подземные города, а их в Каппадокии несколько, значительно старше по возрасту пещерных храмов. Исследователи считают, что их начали возводить еще во втором тысячелетии до нашей эры. Люди, занимавшие подземные катакомбы, были выходцами из государств хеттов, ассирийцев и других районов Малой Азии. Здесь находили убежище рабы-беглецы и гладиаторы Римской империи, а позднее подземные города стали заселять рабы, бежавшие из Византийской империи.

Южнее долины Гереме находятся два города – Каймакли и Деринкюю, в которых до сих пор ведутся археологические исследования. Небольшой город Каймакли интересен тем, что под ним находится еще один город – подземный. Это довольно просторный, хотя и несколько мрачноватый лабиринт из ходов и залов, расположившихся на четырех уровнях.

Город Деринкюю имеет восемь подземных уровней и уходит в глубь земли на 85 метров. Эти города-катакомбы, вырубленные все в том же туфе, располагались на 6–8 уровнях-этажах и потому могли служить убежищем сразу для нескольких тысяч человек. Все в городах было приспособлено для длительного проживания: продовольственные склады, колодцы, кухни, вентиляция, выдолбленные в камне чаны, в которых давили виноград и делали вино. Здесь жили, справляли свадьбы, рожали детей, умирали. В городах-катакомбах, кроме монастырей и церквей, имелись мастерские, даже конюшня и загон для скота.

Когда не было непосредственной опасности нападения, люди выходили из подземных городов на поверхность и занимались сельским хозяйством. В случае же опасности они снова скрывались под землей, тщательно замаскировав все ходы в свои жилища.

Из поколения в поколение обитатели Каймакли и Деринкюю углубляли и совершенствовали свои подземные жилища, делали все возможное, чтобы обезопасить себя от вражеских нападений. Они сооружали ложные коридоры, которые заканчивались глубокими провалами, делали тайные переходы в жилые комнаты и залы. Воздух в городах был чистым и свежим, поэтому дышалось там легко. Через все этажи, под которыми протекают грунтовые воды, были пробиты вентиляционные шахты с проемами в каждом ярусе. Бадьями, привязанными к толстым канатам, подземные жители поднимали наверх воду.

Ученые предполагали, что города Каймакли и Деринкюю, возможно, были соединены между подземным тоннелем, но найти его долгое время не удавалось. Но вот спелеологи совершенно случайно обнаружили в Деринкюю, на уровне третьего яруса, высокий и широкий коридор, который отходил в сторону от одного из тоннелей. Оказалось, что именно этот коридор и соединял два города, так что их жители, даже не выходя на поверхность, могли общаться между собой и помогать друг другу в борьбе с врагом.

В XIV веке могущественная Византийская империя пала под ударами турок, и на смену христианству пришел ислам. Турки знали о проживающих здесь христианах, но довольно терпимо относились к ним, не разрушали их храмы и жилища. Но впоследствии монастыри в долине Гереме распались, и монахи разбрелись в разные стороны. Действующих церквей здесь в настоящее время нет, так как нет христианского населения: последние христиане покинули Каппадокию в 1924 году.

Однако опыт христианских монахов переняли турки-крестьяне. Так как не было дерева для возведения домов, они тоже стали вырубать себе жилища в лавовых конусах. Такие дома даже имели некоторые преимущества: они ничего не стоили (кроме собственного труда), не требовали ремонта и защищали от грабителей. Кроме того, их можно было постоянно расширять, добавляя к основному помещению кладовые: а если семья разрасталась, то и новые комнаты.

В таких жилищах обычно имеется большая комната высотой до трех метров, которая одновременно является и гостиной, и столовой. Посередине ее стоит большой стол, высеченный из камня, и каменные сиденья, которые тянутся вдоль стен. Они покрыты ковром и тонкими подушками; несколько ковров висят на стенах. Во всех помещениях вырублены обычно два окна.

В разделе на вопрос Какой из океанов самый глубокий и какой самый мелкий? заданный автором Звукосочетание лучший ответ это Самый глубокий - Тихий океан, его средняя глубина 4 281 м. Следом идет Индийский океан со средней глубиной 3 963 м. Затем следует Атлантический океан со средней глубиной 3 926 м.

Северный Ледовитый океан самый мелкий из всех океанов. Самая глубокая часть океана лежит между хребтом Ломоносова и материковым шельфом Евразии и составляет 4000-4600 м. По другую сторону хребта глубина не превышает 3400 м.
Самое глубокое место - 5527 м находится за пределами океанического ложа, в Гренландском море.
А еще он самый холодный.
Источник: ;

Ответ от Ester [гуру]
Океаны во многом остаются для нас загадкой. Мы даже не знаем возраста океанов. Вполне возможно, что на первых этапах развития Земли океанов не существовало.
Сегодня человек исследует океанское дно, чтобы лучше их изучить. До глубины 3600 м дно океанов покрыто мягкими илистыми отложениями. Они состоят из известковых скелетов мельчайших морских животных. На глубинах, превышающих 6 км, дно покрыто мелким красноватым илом, называемым «красная глина». В его состав входят частички скелетов животных, остатки мелких растений и вулканический пепел.
В настоящее время глубину океанов измеряют, направляя вглубь звуковые волны и принимая отраженный сигнал. Для этого измеряют время, за которое звуковая волна достигает дна и после отражения возвращается; после этого величину времени делят пополам.
Основываясь на этих измерениях, мы довольно хорошо представляем себе среднюю глубину различных океанов, как и самые их глубокие точки. Самый глубокий - Тихий океан, его средняя глубина 4 281 м. Следом идет Индийский океан со средней глубиной 3 963 м. Затем следует Атлантический океан со средней глубиной 3 926 м. Для сравнения: Балтийское море имеет среднюю глубину всего 55 м!
На сегодняшний день известно самое глубокое место в океанах - в районе Гуамских островов - 10 790 м. Другое глубочайшее место расположено в Атлантическом океане недалеко от Гуамских островов - здесь глубина достигает 9 219 м. Гуд-зонов залив, по площади превосходящий многие моря, имеет среднюю глубину только 183 м.