Методы социологических исследований. Опросные методы исследования в социологии

Опросные методы исследования в социологии

контрольная работа

Вопрос № 1. Методы опроса

История социологии свидетельствует о сложном пути становления, развития и обогащения методов изучения социальной реальности.

На первых порах становления социологии ее приемы и способы познания действительности мало отличались от тех, которые использовались уже существующими науками -философией, правом, историей. Однако и на этом этапе, что нашло особенно яркое воплощение в позитивизме - социология ориентировалась на изучение конкретных данных, «осязаемой» информации, которые, как и в точных науках, могли получить как качественную, так и количественную интерпретацию.

Социология постепенно накапливала свои методы познания, особенно когда это касалось эмпирических исследований. Отдельные документы, опросные листы, интервью, анализ документов получили завершенную целостную интерпретацию в основном в 20-е годы двадцатого века, когда можно было говорить о более или менее научно обоснованных методах, процедуре, методике и технике, дающих возможность всесторонне проанализировать изучаемое явление, что резко повышало научную и практическую значимость социологии. Совершенно очевидно, что достоверность фактов и выводов, полученных исследователем, зависит от того, каким способом последний пришел к данным фактам и выводам, т. е. от использованного им метода.

В повседневной жизни мы также описываем факты, оцениваем их правдоподобие, выводим гипотетические закономерности или опровергаем выводы других людей. Однако в науке все эти повседневные методы получения нового знания подвергаются куда более тщательной разработке.

Методология науки -- это дисциплина, изучающая и технические, «процедурные» вопросы организации исследования, и более общие вопросы обоснованности используемых методов, достоверности наблюдений, критериев подтверждения или опровержения научных теории. Оценка существующих теорий и гипотез в социальных науках, как и в науках естественных, предполагает введение определенных критериев эмпирической проверяемости и истинности теоретических высказываний, а также разработку и применение соответствующих этим критериям методов исследования.

В наиболее общем виде социологическое исследование можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью:

получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе, а тенденциях и противоречиях их развития, чтобы эти данные могли быть использованы для приращения научного знания или в практике управления общественной жизнью.

В рамках основных методов социологии, имеют место и конкретные методы, с помощью которых проводятся эмпирические социологические исследования. К ним относятся методы сбора социологических данных (опрос, наблюдение, анализ документов, эксперимент) и методы обработки и обобщения социологической информации. В работе мы остановимся конкретно на опросных методах исследования.

Методы опроса

В настоящее время можно с уверенностью сказать, что этот метод является наиболее распространенным методом сбора первичной социологической информации. Его популярность можно объяснить тем, что вербальная информация, полученная этим методом, легче поддается количественной обработке, чем невербальная. Практика социологических исследований показывает, что вербальная информация в целом надежнее, чем невербальная.

К достоинствам этого метода следует отнести его универсальность. При опросе регистрируются и мотивы деятельности индивидов, и продукты их деятельности. Многие социологи-практики отмечают, что информация полученная методом опроса, дешевле информации полученной другими методами. Так же, умелое применение закрытых вариантов вопроса позволяет использовать при обработке и анализе информации, полученной методом опроса, вычислительную технику.

Опрос - предусматривает, во-первых, устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей -- респондентов с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему на уровне эмпирических индикаторов. Во-вторых, регистрацию и статистическую обработку полученных ответов, а также их теоретическую интерпретацию.

Любой социологический опрос нельзя проводить до тех пор, пока не станет предельно ясно, зачем и как это нужно делать. Иначе говоря, проведению опроса должна предшествовать разработка исследовательской программы, четкое определение целей, задач, понятий (категорий анализа), гипотез, объекта и предмета, а также выборки и инструментария исследования. Каждый опрос предполагает упорядоченный набор вопросов (опросный лист), служащий достижению цели исследования, решению его задач, доказательству и опровержения его гипотез.

Формулировки вопросов должны тщательно продумываться во многих отношениях, но, прежде всего, как способ фиксации категорий анализа. Социологический опрос теряет большую часть своего смысла, если ответы респондентов не анализируются в плоскости их социальных и демографических характеристик. Поэтому он предполагает обязательно заполнение "паспортички", куда вносятся те данные о каждом респонденте, необходимость которых диктуется опять - таки исследовательской программной.

Любой опрос есть специфический акт коммуникации между интервьюером (лицом, его проводящим) и респондентом (опрашиваемым). Потому он должен проводиться с соблюдением следующих, как минимум, правил:

1. Респондент знает, кто и зачем его опрашивает.

2. Респондент заинтересован в опросе.

3. Респондент не заинтересован в выдаче ложной информации (говорит, что думает на самом деле).

4. Респондент однозначно понимает содержание каждого вопроса.

5. Вопрос имеет один смысл, не содержит в себе нескольких вопросов.

6. Все вопросы ставятся таким образом, чтобы на них можно было дать обоснованный и точный ответ.

7. Вопросы сформулированы без нарушения лексических и грамматических нормативов.

8. Формулировка вопроса соответствуют уровню культуры респондента.

9. Ни один из вопросов не имеет оскорбительного для респондента смысла, не унижает его достоинства.

10. Интервьюер ведет себя нейтрально, не демонстрирует свое отношение ни к заданному вопросу, ни к ответу на него.

11. Интервьюер предлагает респонденту такие варианты ответа, каждый из которых приемлем в равной степени.

12. Количество вопросов сообразуется со здравым смыслом, не ведет к излишней интеллектуальной и психологической перегрузке респондента, не переутомляет его.

13. Вся система вопросов и ответов достаточна для получения того объема информации, которая необходима для решения исследовательских задач.

Общие правила социологических опросов по-разному модифицируются в их конкретных разновидностях.

Метод опроса используется в ряде случаев:

· Когда изучаемая проблема недостаточно обеспечена документальными источниками информации, либо когда такие источники вообще отсутствуют.

· Когда предмет исследования или отдельные его характеристики недоступны для наблюдения.

· Когда предметом изучения являются элементы общественного или индивидуального сознания: потребность, интересы, мотивации, настроения, ценности, убеждения людей и т. д.

· В качестве контрольного (дополнительного) метода для расширения возможностей описания и анализа изучаемых характеристик и для перепроверки данных, полученных другими методами.

Метод опроса предусматривает получение социологической информации в ситуации социально-психологического общения. И это накладывает свой отпечаток на содержание и качество получаемых данных. В социологии выработано значительное количество методических требований и процедур для того, чтобы преодолеть субъективизм, повысить надежность и эффективность данной формы сбора социологической информации.

Опрос по формам и условиям общения социолога с респондентом различаются:

1. по характеру опрашиваемой совокупности:

· массовые

· экспертные

Массовые - при проведение опроса, респондент выступает от собственного имени, как выразитель своего мнения. Число опрашиваемых людей может быть от 100человек до 10000 человек.

Экспертные - при проведение опроса, респондент выступает как выразитель мнения группы людей, или как специалист в определенной области. Число опрашиваемых людей может быть от 1 до несколько десятков.

2. по связи исследователя и респондента:

· заочные

Очные - вопросник раздается самим исследователем, но он может присутствовать или отсутствовать.

Заочные - вопросник раздается по почте или печатается в прессе. Но при таком опросе идет маленький процент возврата анкет, примерно 5% и низкая скорость возврата анкет.

3. по степени охвата, изучаемой совокупности:

· сплошной

· выборочный

Сплошной - есть определенная группа до 200 человек, и опрашивается вся совокупность людей.

Выборочный - так же существует группа людей, но опрашивается определенная часть людей.

4. по частоте проведения:

· разовые

· панельные

Панельные - применяется при изучение общественного явления в динамике развития. Одна группа вопросов известна, а другая изменяется по мере изменения общественных явлений.

5. по месту проведения:

· по месту жительства

· по месту работы или учебы

По месту жительства - это могут быть вопросы, связанные с семьей, по благоустройству или по медицине.

По месту работы или учебы - опрос может быть на производственную или политическую темы.

6. по степени формализации:

· стандартизированные

· нестандартизированные

Стандартизированные - проводятся по заранее подготовленному плану.

Нестандартизированные - свободные.

7. в зависимости от характера получения информации:

· письменные

Письменные - это анкеты

Устные - интервью

8. специфическим видом опроса является, отрос экспертов -специалистов по исследуемой области.

Можно было назвать и другие принципы классификации опросов.

Но здесь указаны только основные. В этой работе особое внимание мы уделим только двум наиболее распространенным и наиболее популярным видам опроса - это анкетирование и интервью.

Государственная социальная помощь: понятие, виды, условия и порядок предоставления

В связи с повышением цен в России, произошедшим на фоне падения рубля и западных санкций, экономисты предложили снова ввести в стране продуктовые карточки...

Методика исследования в социальной работе

Одним из основных в социологии является метод опроса. Однако, метод опроса не является изобретением социологов, гораздо раньше опрос использовали медики, педагоги, юристы. Социальные работники широко используют метод опроса в своей работе...

Методы социологических исследований

В социологии различают два типа анкетного опроса - сплошной и выборочный. Разновидностью сплошного опроса выступает перепись, при которой опрашивается всё население страны...

Молодежь и безработица

В сельских хозяйствах всегда будет в дефиците квалифицированные специалисты - трактористы, комбайнёры, ветеринары, зоотехники, агрономы, инженеры. И сегодня, накануне весеннее - полевых работ, Бузулукскому району не хватает, как минимум...

Национальный вопрос в России

В нашей стране представлены все мировые религии. Это тоже отражается на характере взаимоотношений между народами. Часто межнациональный конфликт на поверку оказывается межконфессиональным...

Составьте формулу конфликта, если А - объект конфликта, Б -конфликтная ситуация, В - участники конфликта, Г - инцидент, Д -конфликт: Д=Г+А+В+Б Конфликт - это столкновение двух или более сильных мотивов...

Опросные методы исследования в социологии

Относительно небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими целями и задачами в психологии называют: а) малой группой; - правильный ответ б) референтной группой; в) диффузной группой...

Профессиональное удовлетворение работой разными поколениями сотрудников на примере конкретного управления ПАО "Сбербанк"

В нашем исследовании для изучения обеих гипотез мы использовали для опроса в анкету. При создании вопросника анкеты были использованы только закрытые вопросы...

Под управлением понимается основанное на достоверном знании систематическое воздействие субъекта управления (управляющей подсистемы) на социальный объект (управляемую подсистему), в качестве каковой может выступать общество в целом...

Система социального управления

Термин социология в буквальном смысле слова означает «наука об обществе» или «учение об обществе». Впервые его употребил Опост Конт (1798--1857)...

Сущность происхождения и развития социологии

К основным идеям позитивной философии Огюста Конта следует отнести следующие: · Закон интеллектуальной эволюции человечества...

У каждого человека есть потребности, которые он обязан удовлетворить: физиологические, социальные, духовные. Важнейшие, или фундаментальные потребности у всех одинаковы, а второстепенные различны. Первые универсальны, т.е...

Сущность, содержание, структурные элементы социальной системы

Факты прогнозного фона в социальном прогнозировании и проектировании

Исходная модель социального прогноза не будет адекватна задачам и цели исследования, если она не сопрягается с моделью прогнозного фона. Прогнозный фон - это совокупность внешних факторов, влияющих на развитие объекта исследования...

(Документ)

  • Ответы к экзамену по курсу Социология политики (Шпаргалка)
  • Ответы на экзаменационные вопросы (Документ)
  • Кидалова М.Н. Черчение для учащихся 9-го класса. Ответы на экзаменационные билеты (Документ)
  • Северинова Е. Английский язык: Готовые экзаменационные ответы 9 класс (Документ)
  • Смоленский М.Б. Конституционное право России. 100 экзаменационных ответов (Документ)
  • Ответы на экзаменационные вопросы - менеджмент организации (Шпаргалка)
  • Бабосов Е.М. Социология управления (Документ)
  • Ответы на экзаменационные вопросы по истории искусств (Шпаргалка)
  • Шпаргалка - Ответы на экзаменационные вопросы по Учету и анализу банкротств (Шпаргалка)
  • n1.rtf

    49. Методы социологического исследования
    Метод в социологии – это способ построения и обоснования социологического знания, или, иначе, последовательный план проведения исследования. В значительной степени метод зависит от исследуемой социальной проблемы, от теории, в рамках которой обосновываются гипотезы исследования, и общей методологической ориентации.

    Так, в частности, существенно различаются методические подходы структурных функционалистов и интеракционистов. Если первые получают эмпирические данные «жесткими» опросными методами, строят таблицы и формулируют выводы, то вторые изучают, каким образом люди конструируют свой мир, с помощью «мягких» методов – наблюдения, бесед и т. п.

    Для исследования социокультурных, социетальных систем и институтов, социальных отношений широко используются сравнительно-исторический, генетический, сравнительно-типологический методы и метод типологизации. Основными методами эмпирических социологических исследований являются эксперимент, опрос, наблюдение и анализ документов.

    В социологическом изучении общественного сознания, общественного мнения чаще используются методы анализа документов – личных и официальных, опроса – анкетирование и интервью, а также наблюдения – внешнего и включенного. При анализе межличностных отношений, ценностных ориентаций и установок личности используются также анкетирование и интервьюирование, дополняющиеся методами социометрии, применением биографического метода.

    Особое место в спектре методов социологических исследований занимает эксперимент – метод, призванный установить причинно-следственные связи в строго контролируемых условиях. При этом, по предварительной гипотезе, выделяются зависимая переменная – следствие и независимая переменная – возможная причина. В процессе эксперимента зависимая переменная подвергается воздействию независимой и результат измеряется. Если он показывает изменение в предсказанном гипотезой направлении – значит, она верна.

    Применение эксперимента в социологии ограничивается, в первую очередь, из-за сложности учета возмущающего эффекта, привносимого самим исследователем. Так, люди, над которыми производится эксперимент, могут изменить свое поведение просто из-за того, что чувствуют, что за ними наблюдают. Вторым существенным ограничителем применения экспериментов в социологии является вероятность причинения ущерба физическому и психическому благополучию участников. В частности, широко известен эксперимент Ф. Зимбардо «Стэнфордская окружная тюрьма» (1972), в котором добровольцев, после тщательного отбора, разделили на «заключенных» и «охранников» окружной тюрьмы. Вскоре и «охранники», и «заключенные» настолько втянулись в свои роли, что стали взаимно унижать и оскорблять друг друга. После первой недели эксперимента его пришлось прервать, поскольку моральное состояние участников катастрофически ухудшилось.

    Наиболее известным социологическим методом является опрос – сбор первичной вербальной информации, основанный на опосредованном (анкета) или непосредственном (интервью) взаимодействии между опрашиваемым (респондентом) и исследователем. Преимущество опроса состоит в его универсальности, так как можно зарегистрировать ненаблюдаемые явления – мотивы, установки, мнения большого числа респондентов и, одновременно, результаты их деятельности или поведения. При проведении интервью вопросы задаются исследователем лично. Метод стандартизованного интервью подразумевает, что интервьюер зачитывает четкие формулировки вопросов и фиксирует ответы респондента на бланке. Промежуточное положение между анкетными опросами и интервью занимают телефонные опросы. Здесь анкетер также имеет непосредственный контакт с респондентами, что дает возможность фиксировать дополнительно их эмоциональные реакции.

    Наблюдение – метод сбора первичной социологической информации путем непосредственного восприятия и прямой регистрации характеристик наблюдаемого объекта, значимых для целей исследования. Выделяют включенное и внешнее (полевое) наблюдение. В первом случае наблюдение осуществляется участником наблюдаемого процесса, во втором – сторонним наблюдателем.

    Анализ документов как специфический метод может использоваться на всех этапах социологического исследования, от выдвижения первичной гипотезы до обоснования формулирования выводов. Предметом анализа могут быть письменные документы (пресса, письма, личные документы, биографии и т. п.), иконографические, кино– и фотодокументы, электронные тексты и др.
    50. Социологический опрос
    Опрос является наиболее известным и массовым методом социологических исследований. В рамках опросов опрашиваемые участники опроса – респонденты – отвечают на ряд вопросов или утверждений вопросника (анкеты).

    Несмотря на то, что анкетный опрос ориентирован на выявление мнений широкого круга людей, обеспечить участие в нем всех членов какой-либо социальной общности – генеральной совокупности – не всегда возможно, например в случае общенациональных опросов общественного мнения. Поэтому наиболее важным фактором, определяющим качество результатов, является обеспечение репрезентативности (представительности) выборочной совокупности.

    Выборочной совокупностью (выборкой) называется часть генеральной совокупности, непосредственно участвующая в опросе. Выборка должна соответствовать по основным параметрам характеристикам генеральной совокупности. Чаще всего такими параметрами выбираются пол, возраст, образование, род занятий. Например, если во всем населении страны соотношение между мужчинами и женщинами 45 к 55, то и соотношение по полу участников опроса должно быть аналогичным, и т. д. – по возрастным категориям, образованию и роду занятий.

    Однако далеко не всегда «случайная выборка», которая применяется в практике массовых опросов, базирующаяся на вроде бы произвольном выборе респондентов из генеральной совокупности, дает репрезентативные результаты. В истории предвыборных опросов в США имеется случай, когда были получены данные, отличавшиеся от действительности почти на 30 %. Организаторы опроса производили «случайный» отбор респондентов по телефонным книгам, не учитывая, что наличие телефона – уже признак, дифференцирующий население по группам в зависимости от места проживания, типа населенного пункта, социального положения и пр.

    Следующим этапом является разработка вопросника – анкеты. Как правило, помимо вопросов, выявляющих мнения и оценки респондентов, в анкетах содержится так называемая паспортичка – ряд вопросов о социально-демографических, половозрастных и других основных характеристиках опрашиваемого. Это необходимо для последующего выявления дифференциации массива ответов респондентов по социально-демографическим или другим категориям, интересующим социологов.

    Сами вопросы анкеты можно разделить по форме на два типа:

    1) «закрытые», в которых уже представлены все возможные, по мнению исследователя, варианты ответов;

    2) «открытые», когда респонденту предлагается самому сформулировать свое мнение.

    Информация, получаемая при опросе, особенно если анкета содержит только «закрытые» вопросы, легко поддается количественной обработке, но здесь теряются многие оттенки индивидуальных мнений, которые могут иметь большое значение для анализа исследуемой проблемы. Чем менее жестко сконструирован вопросник, тем он сложнее для последующей обработки. Если в анкете много «открытых» вопросов, становится необходимой промежуточная дополнительная подготовка к математической обработке. Социологическая практика говорит о том, что различия результатов при ответах на открытые и закрытые вопросы, заданные на одну и ту же тему, могут достигать существенных величин.

    При исследовательских опросах, когда предмет изучения сложен, для повышения качества анкеты проводится предварительное пилотажное исследование – опрос небольшой части выборочной совокупности, в котором выясняется точность понимания смысла задаваемых вопросов, выявляются ранее не предусмотренные варианты ответов и др. Социологам хорошо известно, что даже порядок слов в задаваемом вопросе может повлиять на результаты.

    Многие анкетные опросы проводятся в присутствии анкетера. Это позволяет повысить мотивацию респондентов и процент заполняемых анкет до 92–98 %, но не исключает искажающего влияния личности анкетера на содержание ответов. Помимо этого, здесь возникает тонкий вопрос соблюдения анонимности и повышенный уровень расходов на исследование.

    В мировой и отечественной практике широко используются почтовые и прессовые опросы, в последнее время – телефонные и опросы по электронной почте. Почтовые и прессовые опросы позволяют проводить масштабные исследования и относительно сокращают непосредственные расходы, но процент возвращаемых анкет, как правило, составляет не более 30 % для почтовых, и 5 % – для опросов через прессу. Телефонные опросы широко распространены в мировой практике, но российская специфика достаточно существенно влияет на их применимость в нашей стране. Достоверных данных по электронным опросам пока не накоплено.

    Анкетный опрос менее затратен и позволяет оперативно выяснить мнения больших масс людей по сравнению с интервью.
    51. Социологическое интервью
    Строго говоря, интервью – тоже опросный метод социологического исследования. Его цель – получить ответы на определенные вопросы, предусмотренные программой исследования. Как правило, интервью широко применяют на стадии подготовки массовых анкетных опросов для уточнения области предмета изучения, выявления структуры и содержания анкет. Иногда его используют для анализа проблем, изучение которых на крупных выборках невозможно или нецелесообразно.

    Интервью, особенно проводимое в виде свободной беседы, относится к «мягким» исследовательским методам, в отличие от «жесткого» анкетирования с помощью вопросника с преимущественно закрытыми вопросами. Преимуществом интервью перед анкетным опросом является возможность учета культурного уровня опрашиваемого, его действительного отношения к затронутым проблемам по интонациям, мимике и позам собеседника. Так же, как и в анкетном опросе, при подготовке интервью разрабатывается опросный лист (лист интервью) и проводится пилотажное исследование.

    Основное отличие от анкетного опроса состоит в том, что опросный лист при интервью не предъявляется опрашиваемому. Вопросы задает интервьюер и определяющим для результатов является социально-психологическое взаимодействие интервьюера и интервьюируемого. Отсюда – особые требования к квалификации и личным характеристикам лица, проводящего интервью, тематике и месту его проведения. Так, например, интервью по производственным вопросам лучше проводить на производстве, но не на рабочем месте, тем более, если оно находится в отдельном помещении. По проблемам семьи, быта лучше общаться в привычных домашних условиях.

    Существенное влияние пола и возраста интервьюера достаточно подробно исследовано в специальной литературе. Установлено, в частности, что между мужчинами во время интервью создаются более неофициальные отношения, чем между женщинами. При разнице полов собеседников больше шансов на появление скованности у опрашиваемого лица. Значительная разница в возрасте также отрицательно влияет на результаты. Важное значение имеет темп интервью и умение интервьюера внимательно слушать, поддерживая собеседника, но избегая при этом непроизвольного внушения своего отношения к ответам.

    Стандартизованное интервью, когда задается жесткая схема редакции и последовательности вопросов, которые задает интервьюер, проще для обработки, чем интервью нестандартизованное (неформализованное), когда исследователь ведет свободную беседу в рамках основной темы. Понятно, что требования к уровню квалификации и личности интервьюера в последнем случае особенно высоки.
    52. Наблюдение
    Со времен О. Конта, который вообще считал наблюдение основным методом социологии, этот метод широко используется в практике социологических исследований. Под наблюдением понимается метод сбора первичной социологической информации путем непосредственного восприятия и прямой регистрации характеристик наблюдаемого объекта, значимых для целей исследования.

    К особенностям наблюдения как исследовательского социологического метода относится прежде всего непосредственная связь наблюдателя с наблюдаемым объектом. Социолог наблюдает общество, социальные явления и процессы, принадлежа к той же самой социальной общности и являясь ее частицей. Отсюда – подверженность восприятия наблюдателя и его оценок влиянию собственной мировоззренческой позиции. Характерным примером, известным из истории социологии, может служить тот факт, что живя в одной стране, в один и тот же исторический период и наблюдая богатейшую индустриальную державу – Великобританию, К. Маркс и Г. Спенсер пришли к совершенно противоположным выводам о путях и направлениях дальнейшего развития событий.

    Помимо этого, на результаты наблюдения существенное влияние оказывает такая неотъемлемая человеческая черта, как эмоциональность наблюдателя. Чем теснее связан наблюдатель с объектом наблюдения, тем сильнее эмоциональная окраска. Третья особенность – сложность повторного наблюдения, ибо разнонаправленное воздействие многообразных факторов может за короткое время значительно изменить состояние объекта.

    По степени формализации выделяют неструктуризованное и структуризованное наблюдение. В первом случае исследователь не определяет заранее, какие именно элементы события он будет изучать. Таким образом чаще всего оценивают общую картину явления и выявляют основные элементы, на которых впоследствии будет сосредоточено уже структуризованное наблюдение. Для этого составляется специальный план записи наблюдения выделенных элементов.

    По месту наблюдателя по отношению к объекту выделяют невключенное, или внешнее (полевое), и включенное наблюдение. При невключенном наблюдении исследователь находится вне изучаемого объекта. Чаще оно используется для наблюдения за массовыми процессами, когда удаленность от объекта помогает увидеть их ход.

    Включенным (участвующим) является наблюдение, при котором сам наблюдатель в той или иной степени является непосредственным участником изучаемых процессов. Таким образом достигается более глубокое понимание различных оттенков и причин тех или иных реакций других участников.

    Возможны четыре типа включенного наблюдения:

    1) полное включенное, когда остальным участникам неизвестны истинные цели исследователя и его исследовательский статус. Оно может дать наиболее точное представление об изучаемых внутренних процессах, но сопряжено с некоторыми морально-этическими трудностями для самого наблюдателя;

    2) форма наблюдения «участник-наблюдатель», когда исследователь не скрывает своей роли и с согласия остальных наблюдает за жизнью группы, беседует с ними, принимает участие в обсуждении проблем;

    3) форма «наблюдатель-участник», при которой контакт наблюдателя и наблюдаемых минимален, исследователь не скрывает целей наблюдения, но не участвует в посторонних беседах;

    4) «наблюдатель» – реализуется в тех случаях, когда наблюдаемым неизвестны задачи исследователя, они могут даже не знать, что за ними наблюдают. В отличие от невключенного наблюдения исследователь может контактировать с наблюдаемыми, когда это ему необходимо для прояснения ситуации, не объясняя своих истинных целей.

    Этнометодологическая парадигма широко использует включенное наблюдение, первоначально применявшееся специалистами по культурной антропологии при изучении общин в других странах. Описание незнакомых культур с помощью включенного наблюдения они называют этнографическим.

    Для всех видов наблюдения не требуется ни дорогостоящего оборудования, ни большого числа сотрудников, материальные затраты невелики, однако очень велики затраты времени – наблюдение может продолжаться год и больше. Как правило, наблюдение дает информацию описательного характера, поэтому оно применяется в социологических исследованиях на тех стадиях, когда необходимо представить общую картину и атмосферу происходящих процессов. Однако с помощью наблюдения, даже при высокой квалификации исследователя, практически невозможно выявить мнения и суждения людей по отвлеченным от сиюминутной ситуации вопросам жизнедеятельности.
    53. Анализ документов
    Документы как средства обмена, передачи и хранения информации в обществе являются ценным материалом для социологического анализа. В них закрепляются как объективные данные, так и проявления общественного сознания. Из этого понятия исключаются такие источники информации, как предметы материальной культуры и быта, поскольку их назначение связано с другими потребностями человека.

    К основным источникам письменных документов для социологического изучения относят:

    Государственные архивы;

    Архивы предприятий и организаций;

    Личные документы;

    Косвенную документацию;

    Статистические данные.

    Каждый из названных источников предоставляет возможность выявления тех или иных тенденций изменения социальных процессов и явлений различного уровня общности.

    Так, например, данные государственных архивов позволяют изучить процессы и явления в длительной исторической ретроспективе. Анализ прессы дает как общий фон социальной атмосферы в тот или иной временной отрезок, так и сведения по определенным социальным группам и категориям людей, явлениям и процессам. Важным направлением социологического анализа периодической печати стало изучение самой прессы как социального явления, ее роли в общественных процессах.

    Личные документы – документы, составленные частными лицами по собственной инициативе (письма, дневники, биографии и т. п.), служат материалом для изучения общественного сознания в его индивидуальных проявлениях. Классическим примером использования личных документов в социологии может служить работа У. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке», основанная на анализе 754 писем и жизнеописаний.

    К косвенной письменной документации относятся справочные издания, художественная и учебно-педагогическая литература, которые также используются как источники социальной информации.

    Роль статистических данных как материала для социологического анализа невозможно переоценить. Сама идея эмпирических социологических исследований и методика их проведения в значительной степени обязаны своим происхождением опыту социально-экономической статистики.

    Особое место занимает вторичный анализ документов – метод исследования, в котором используются данные, собранные другими. Так, статистическая информация используется, практически, в каждом серьезном социологическом исследовании социетального уровня. Часто исследователи используют в интересах анализа своей темы результаты ранее проведенных социологических исследований. С одной стороны, использование уже имеющихся данных позволяет сэкономить время и деньги, но всегда остается вопрос о точности смыслового понимания материалов чужих работ.

    С полным правом к классу письменных документов можно отнести разнообразные электронные документы, включающие в себя все вышеперечисленные виды документов: архивные, личные, статистические и др. Хотя Интернет не является средством массовой информации, в сети существует уже множество периодических, в том числе социологических изданий, и к ним применимы методы исследования прессовых документов.

    Помимо письменных, с социологической точки зрения анализируются также иконографические, кино-, видео-, фото– и фонодокументы. Например, видный французский социолог-структуралист П. Бурдье ряд своих трудов посвятил изучению фотографий как специфического культурного феномена.

    Методы анализа документов чрезвычайно многообразны, что объясняется их постоянным совершенствованием в связи с возрастанием потребностей, специфики, форм документов, направлений и целей анализа.

    В качестве основных можно выделить два типа анализа: традиционный классический и формализованный количественный (контент-анализ). Традиционный анализ подразумевает самые обычные последовательные логические операции, направленные на выяснение сути материала, например:

    Что представляет собой документ? Каково его содержание? Каков его контекст? Кто его автор? Каковы цели создания документа? Насколько он достоверен? Какие выводы можно сделать о фактах, содержащихся в документе? Что можно сказать об оценочных установках, заложенных в документе? и т. д.

    Поскольку результаты традиционного анализа очень существенно зависят от субъективных качеств и оценок проводящего его специалиста, стали применяться методы, позволяющие оценивать содержание документов по количественным признакам. Самым известным методом количественного анализа документов является контент-анализ – объективное и систематизированное выявление значимых для исследования характеристик документа. На первом этапе контент-анализа выделяются индикаторы (смысловые единицы), которые однозначно свидетельствуют о наличии в тексте изучаемой темы. После этого производится подсчет частоты повторения индикаторов в документе, и полученные частотные распределения дают объективную картину смысловой нагрузки изучаемого текста.

    Иногда при исследовании средств массовой информации применяют другие единицы счета – количество знаков, строк, колонок, посвященных тому или иному событию, для радио и телевидения считают время, отведенное для освещения определенных событий, и т. п. Существуют специальные процедуры подсчета, учитывающие, например, соотношение благоприятных и неблагоприятных оценок одного и того же события (коэффициент Яниса) и др.
    Использованная литература
    Бергер П. Л. Приглашение в социологию: гуманистические перспективы. – М., 1996.

    Волков Ю. Г., Добреньков В. И., Нечипуренко В. Н, Попов А. В. Социология: Учебник для вузов. 3-е изд. – М.: Гардарики, 2005.

    Забродин В. Ю. Индустриальные отношения в России: динамика и перспективы. – СПб., 1997.

    История буржуазной социологии XIX-начала ХХ века. – М.: Наука, 1979.

    Кравченко А. И., Анурин В. Ф. Социология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003.

    Масионис Д. Социология. 9-е изд. – СПб.: Питер, 2004.

    Монсон П. Современная западная социология: теории, традиции, перспективы. – СПб.: Нотабене, 1992.

    Рабочая книга социолога / Под ред. Г. В. Осипова. – М.: Наука, 1976.

    Смелзер Н. Дж. Социология. – М., 1994.

    Социология. – СПб.: ИКА «Тайм аут», 1993.

    Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. – М.: Прогресс, 1969.

    Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 1995.

    В зависимости от применяемого метода сбора эмпирической информации выделяются такие виды социологических исследований, как опрос, социологическое наблюдение, анализ документов.

    Социологический опрос

    Социологический опрос - это метод сбора первичной социологической информации об изучаемом объекте посредством обращения с вопросами к определенной группе людей, именуемых респондентами Самойленко Е.Н. Социология: Курс лекций для студентов специальности «Менеджмент организаций». Тема 9. Методы социологического исследования. - Киев, КНУСА, 2005. - С.127.. Основу социологического опроса составляет опосредованное (анкетирование) или не опосредованное (интервью) социально-психологическое общение социолога и респондента путем регистрации ответов на систему вопросов, вытекающих из цели и задач исследования. Социологический опрос занимает важнейшее место в социологических исследованиях. Его основное назначение состоит в получении социологической информации о состоянии общественного, группового, коллективного и индивидуального мнения, а также о фактах, событиях и оценках, связанных с жизнедеятельностью респондентов. Опрос - самый распространенный метод сбора первичной информации, с его помощью получают почти 90% всех социологических данных.

    Специфика этого метода состоит в том, что при его использовании источником первичной социологической информации является человек (респондент) - непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению. Вот почему опрос незаменим, когда речь идет об исследовании тех содержательных характеристик общественных, коллективных и межличностных отношений, которые скрыты от внешнего глаза и дают о себе знать лишь в определенных условиях и ситуациях.

    Опрос является ведущим методом при изучении сферы сознания людей. Этот метод особенно важен в исследовании социальных процессов и явлений, малодоступных непосредственному наблюдению, а также в случаях, когда изучаемая сфера слабо обеспечена документальной информацией. Социологический опрос в отличие от других методов сбора социологической информации позволяет «уловить» через систему оттенки их настроения и структуры мышления, а также выявить роль интуитивных аспектов в их поведении. Поэтому многие исследователи считают опрос наиболее простым и доступным методом сбора первичной социологической информации. В самом деле, оперативность, простота, экономичность этого метода делают его весьма популярным и приоритетным по сравнению с другими методами социологических исследований. Однако эта простая доступность нередко являются кажущимися. Проблема состоит не в проведении опроса как такового, а в получении качественных его данных. А для этого необходимы соответствующие условия, соблюдение определенных требований. К основным условиям опроса (что проверено практикой социологических исследований) относятся:

    1) наличие надежного инструментария, обоснованного программой исследования;

    2) создание благоприятной, психологически комфортной обстановки опроса, что далеко не всегда зависит только от подготовки и опыта лиц, его проводящих;

    3) тщательная подготовка социологов, которые должны обладать высоким интеллектуальным быстродействием, тактом, умением объективно оценивать свои недостатки и привычки, что прямо сказывается на качестве опроса; знать типологию возможных ситуаций, тормозящих проведение опроса или провоцирующих респондентов на неточные или неверные ответы; обладать опытом составления анкет по социологически корректным методикам, позволяющим перепроверять достоверность ответов, и т. д.

    Соблюдение указанных требований и их значимость во многом предопределяются видами социологического опроса. В социологии принято различать опросы письменные (анкетирование) и устные (интервьюирование), очные и заочные (почтовые, телефонные, прессовые), экспертные и массовые, выборочные и сплошные (например, референдум), общенациональные, региональные, локальные, местные и др.

    В практике социологических исследований две основные разновидности социологического опроса: анкетирование и интервьюирование. Наиболее распространенным видом опроса является анкетирование, это объясняется как разнообразием, так и качеством той социологической информации, которую можно получить с его помощью.

    Анкета (франц. - расследование)- опросный лист, самостоятельно заполняемый опрашиваемым по указанным в нем правилам Краткий словарь по социологии / Под. общ. ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина; сост. Э.М. Коржева, Н.Ф. Наумова. - Политиздат, 2001. - 480с.. Респонденты рассматриваются в качестве объекта исследования.

    Анкета представляет собой объединенную единым исследовательским замыслом систему вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа. Композиция анкеты представляет своего рода сценарий беседы с респондентом. Она включает краткое вступление, в котором указывается тема, цели, задачи опроса, называется организация, его проводящая; объясняется техника заполнения анкеты. Потом следуют наиболее легкие вопросы, задача которых состоит в том, чтобы заинтересовать собеседника, ввести в курс обсуждаемых проблем. Более сложные вопросы и своеобразная «паспортичка» (с указанием социально-демографических данных) помещаются в конце анкеты.

    Анкетой нельзя назвать любой перечень вопросов. Ей называется только то, что обращено к множеству людей, которых опрашивают стандартным образом.

    При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него. По форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым. В последнем случае за короткое время можно опросить значительное число людей. Оно бывает также очным и заочным. Наиболее распространенные формы заочного: почтовый опрос; опрос через газету, журнал.

    Интервьюирование предполагает личное общение с опрашиваемым, при котором исследователь (или его полномочный представитель) сам задает вопросы и фиксирует ответы. По форме проведения оно может быть прямым, как говорится, «лицом к лицу» и опосредованным, например, по телефону.

    В зависимости от источника (носителя) первичной социологической информации различают опросы массовые и специализированные. В массовом опросе основным источником информации выступают представители различных социальных групп, деятельность которых непосредственно не связана с предметом анализа. Участников массовых опросов принято называть респондентами. В специализированных опросах главный источник информации - компетентные лица, чьи профессиональные или теоретические знания, жизненный опыт позволяют делать авторитетные заключения. По сути дела участниками таких опросов являются эксперты, способные дать взвешенную оценку по интересующим исследователя вопросам. Отсюда еще одно широко распространенное в социологии название таких опросов - экспертные опросы или оценки».

    Наиболее распространенным методом сбора социологической информации является опрос. Метод опроса - не изобретение социологов. Во всех отраслях знания, где для получения информации исследователь обращается к человеку с вопросами, он имеет дело с различными модификациями этого метода. Например, врачи, выясняя течение болезни и предшествующее состояние здоровья пациента, проводят анамнестические опросы. Юристы, выясняя у свидетелей обстоятельства расследуемого происшествия, также пользуются методом опроса, специально изучают его психологические аспекты и возможные оценки достоверности ответов. Журналисты, педагоги, работники служб социального обеспечения и многих других сфер социальной практики используют этот метод для получения интересующей их информации.

    Метод опроса широко практикуется в российской социологии с 20-х годов. В настоящее время можно с утверждением сказать, что этот метод является наиболее распространенным методом сбора первичной социологической информации. Его популярность среди российских социологов можно объяснить тем, что вербальная информация, полученная этим методом, легче поддается количественной обработке, чем невербальная. Кроме того, практика социологических исследований показывает, что вербальная информация в целом надежнее, чем невербальная.

    Существует несколько видов опроса, прежде всего анкетирование и интервьюирование.

    Анкетирование . Предполагает самостоятельное заполнение анкеты респондентами. Возможно индивидуальное и групповое анкетирование, очное и заочное. Примером заочного анкетирования является почтовый опрос или опрос через газету.

    Анкетирование классифицируют по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Различают открытые вопросы, когда респондент высказывается в свободной форме. В закрытом вопросе все варианты ответов заранее предусмотрены. Полузакрытые анкеты комбинируют обе процедуры.

    Зондажный или экспресс-опрос применяются в обследовании общественного мнения и содержит всего 3-4 пункта основной информации плюс несколько пунктов, связанных с демографическими и социальными характеристиками опрашиваемых.

    Опрос по почте отличают от анкетирования на месте: в первом случае ожидается возвращение опросного листа по заранее оплаченному почтовому отправлению, во втором - анкетер сам собирает заполненные листы. Групповое анкетирование отличается от индивидуального. В первом случае анкетируют сразу до 30-40 чел., во втором – анкетер обращается индивидуально к каждому респонденту.

    Интервьюирование представляет собой личное общение социолога с респондентом, когда он задает вопросы и записывает ответы респондента. Если анкету респондент заполняет самостоятельно, то в интервью вопросы зачитывает ему специалист. Его называют интервьюером.

    Существует несколько разновидностей интервьюирования: прямое (когда социолог непосредственно беседует с респондентом); опосредованное (беседа по телефону); формализованное (заранее разрабатывается вопросник); фокусированное (в центр внимания ставится конкретное явление); свободное интервью (свободная беседа без заранее заданной темы).

    Данный вид опроса требует определенной профессиональной подготовки. Используется, как правило, журналистами. Положительным моментом является живое общение. Но вместе с тем при этом утрачивается анонимность, характерная для анкетирования, что может привести к получению менее искренних ответов. В настоящее время широкое распространение получило телефонное интервью.

    Преимущества интервью перед анкетным опросом раскрываются в полной мере при использовании полуформализованных или неформализованных его вариантов. В таких интервью предусмотрен лишь список основных вопросов, частично их порядок (он может меняться по обстоятельствам), а получаемая информация служит для формулировки гипотез, выявления социальных проблем, подлежащих далее более систематическому анализу.

    Прямой контакт с опрашиваемыми и психологические отношения, которые устанавливаются между интервьюером и респондентом, создают немало преимуществ для получения информации, малодоступной путем анкетного опроса. Однако личность интервьюера может оказывать и негативное воздействие на респондента, нельзя забывать об этом.

    Регистрация (запись) результатов интервью может производиться по ходу разговора с разрешения респондента. Лучше всего, если беседу ведет один человек, а регистрирует (стенографирует) – другой. Нежелательно использовать магнитофон, т.к. обычно это стесняет опрашиваемых.

    Ведение беседы предполагает постепенное включение в разговор с таким расчетом, чтобы, добившись более непринужденной атмосферы, поддерживать у интервьюируемого интерес к беседе и вести ее по намеченному плану:

    1. Установление первого контакта. Цель – создать благоприятную атмосферу для разговора.

    2. Закрепление контакта и первые вопросы по плану интервью. На этом этапе продолжается первая разведка. Как и в анкетных опросах, первые сведения – часто фактурные. В этот период следует подчеркивать, что получаемая информация важна, интересна.

    3. Переход к основным вопросам интервью должен сопровождаться вводными словами, которые подтверждают важность последующего разговора. Вопросы на мотивацию – наиболее трудный этап, где следует использовать все возможности косвенных, безличных и контрольных вопросов.

    4. Важный элемент искусства интервью – быстрое восстановление контакта с респондентом в случае утраты его. Опрашиваемый может отказаться отвечать на вопрос или начинает отвечать невпопад. Причины потери контакта разнообразны:

    а) респондент не располагает нужной информацией или затрудняется вспомнить. Нужно убедиться, действительно ли мы столкнулись с некомпетентностью или забывчивостью. Можно задать несколько прямых, более детализированных вопросов;

    б) опрашиваемый не понял цель вопроса или характер ожидаемого ответа, не может сформулировать свою мысль: надо переспросить то же самое иными словами;

    в) респондент не хочет отвечать, потому что не расположен откровенничать на эту тему, он не думает, что интервьюер правильно поймет его и т.п. Один из приемов: зондированное «эхо». Интервьюер просто повторяет слова опрашиваемого, подчеркивая внимание и побуждая к откровенности.

    5. Завершение беседы. В ходе беседы интервьюер подытоживает логические части беседы. В заключение он может вернуться к некоторым вопросам, на которые получены неполные ответы, и просит кое-что уточнить, ссылаясь на то, что теперь это кажется ему важным, чем представлялось в ходе разговора.

    Оформление протокола интервью производится на основе записи беседы тотчас же или вскоре после ее окончания. Следует максимально использовать выражения, слова, интонации речи опрашиваемого, излагать текст интервью не от третьего лица, а от первого.

    Качество информации, получаемой путем интервью, зависит от всех перечисленных факторов плюс от уровня ответственности и добросовестности интервьюера. С этой целью организаторы исследования проводят краткое повторное интервью с одним из 10 ранее опрашиваемых, либо удостоверяются, что интервью действительно имело место в такое-то время.

    Благодаря такому контролю повышается ответственность интервьюеров, корректируются типичные ошибки отдельных сотрудников, им даются дополнительные инструкции, у организаторов исследования, его авторов формируется необходимая уверенность в добротности данных, понимание специфики поведения опрашиваемых, что существенно помогает правильно интерпретировать протоколы интервью при общей обработке и анализе информации.

    Особым видом опроса является экспертный опрос , или, как его часто называют, метод экспертных оценок. К этому методу социологи обращаются чаще всего, во-первых, на начальном этапе исследования, и, во-вторых, на заключительном этапе исследования, как к одному из методов контроля, проверки полученной информации.

    Одним из наиболее ответственных моментов является подбор экспертов. Эксперты - это компетентные в исследуемой области лица, крупные специалисты, люди с большим стажем работы в данной области. Наиболее распространенными методами подбора экспертов являются: документальный (на основе изучения социально-демографических данных); подбор экспертов на основе тестирования; подбор экспертов на основе их самооценок и подбор экспертов на основе их аттестации другими людьми.

    Типичная логика развертывания экспертного метода такова:

    1. Указание существа изучаемой проблемы и мотивов обращения к данному лицу в качестве специалиста.

    2. Сведения, убеждающие в компетентности эксперта: область занятия, стаж в этой области, квалификация.

    3. Информация о порядке (содержании) предполагаемых вопросов в полном их объеме.

    4. Формулировка каждого проблемного вопроса, предполагающая либо свободные высказывания и комментарии с просьбой указать упущения, слабые места, сомнительные пункты и аргументации, либо обоснование постановки иной проблемы.

    5. Дополнительные замечания, комментарии, предложения.

    Метод опроса экспертов широко используется в отечественной и зарубежной социологической практике. Он очень эффективен в сочетании с другими методами. В то же время необходимо отметить, что в интересах дела экспертам чаще всего задают открытые или полузакрытые вопросы (особенно на начальной стадии исследования), что требует значительных временны х и финансовых затрат. Социологи, тем не менее, считают, что метод экспертных оценок является одним из перспективных.

    Важным видом сбора информации является социологическое наблюдение . Это целенаправленное, систематизированное восприятие какого-либо явления с последующей фиксацией результатов на бланке или в дневнике наблюдения с помощью кино-, фото-, или радиомагнитофонной аппаратуры. Наблюдение позволяет получить "срез" знаний о наблюдаемом явлении или процессе в его динамике, позволяет как бы "схватить" живую жизнь. В результате получаются интересные материалы.

    Наблюдение может быть различным: неструктурализованное (когда отсутствует детальный план наблюдения, определены лишь общие черты ситуации); структурализованное (имеется детальный план наблюдения, инструкция, имеется достаточная информация об объекте); системное, несистемное.

    Интересные результаты можно получить при включенном наблюдении, когда исследователь работает или живет вместе с изучаемой группой. Это полевая работа, где исследование проводится в естественных условиях в отличие от лабораторного (с созданием определенных условий).

    Следует учитывать ряд специфических особенностей наблюдения.

    1. Связь наблюдателя с объектом наблюдения. Ни в какой другой науке, кроме социологии, исследователю не приходится заниматься изучением совокупности, к которой он сам принадлежит. Социолог является частицей общества и, следовательно, подвергается всем воздействиям и изменениям, которым подвергается общество. Восприятие социальной действительности, интерпретация наблюдаемых явлений подвержены влиянию мировоззрения социолога, т.е. высшей и наиболее обобщенной системы взглядов на мир. И познание социальной действительности всегда связано с личностными позициями и ценностными ориентациями ученого.

    2. Эмоциональное восприятие социологом объекта наблюдения. Это одна из причин возможного искажения данных наблюдения.

    3. Сложность повторного наблюдения. Лишь тщательное и многократное наблюдение какого-либо социального явления может позволить считать информацию о нем достоверной и перейти к интерпретации данных.

    При планировании необходимо установить сроки проведения наблюдения, определить средства сбора информации, финансовые и людские ресурсы, место проведения, выборку, факты, подлежащие изучению.

    Выделяются следующие этапы проведения наблюдения:

    Установление объекта и предмета наблюдения, определение цели, постановка задач;

    Обеспечение доступа к среде, получение соответствующих разрешений, завязывание контактов с людьми;

    Выбор способа (вида) наблюдения и разработка процедуры на основе предварительно собранных материалов;

    Подготовка технических документов и оборудования (тиражирование карточек, протоколов, подготовка технического оборудования, письменных принадлежностей и т.п.);

    Проведение наблюдения, сбор данных, накапливание информации;

    Запись результатов наблюдений, выполняемая в виде: а) кратковременной записи, проводимой по горячему следу, насколько позволяет место и время; б) карточек, служащих для регистрации информации, касающейся наблюдаемых лиц, процессов; в) протокола-наблюдения, представляющего собой расширенный вариант карточки; г) дневника наблюдений, в который систематически день за днем заносятся все необходимые сведения, высказывания, поведение отдельных лиц, собственные размышления, трудности; д) фото-, кино-, звукозапись;

    Контроль наблюдения, который может осуществляться разными способами: а) проведением разговора с участниками ситуации; б) обращением к документам, связанным с данным событием; в) верификацией результатов собственного наблюдения наблюдением, сделанным другим также квалифицированным наблюдателем; г) посылкой рапортов о наблюдении к другим социологам с целью повторения наблюдений;

    Отчет о наблюдении, который должен содержать: а) тщательную документацию о времени, месте и обстоятельствах проведения наблюдения; б) информацию о роли наблюдателя в коллективе, способе наблюдения; в) характеристику наблюдаемых лиц; г) подробное описание наблюдаемых фактов; д) собственные заметки и интерпретации наблюдателя.

    При разработке программы следует соблюдать следующие условия, которые могут оказать влияние на качество информации:

    1) расчленение объекта наблюдения на составляющие элементы должно быть логичным, соответствовать логической природе объекта и позволять воссоздание целого из частей;

    2) это расчленение должно вестись в терминах, адекватных тем, которыми исследователь собирается оперировать при анализе полученной информации;

    3) выделенные элементы объекта наблюдения (единицы наблюдения) должны однозначно интерпретироваться, не допускать двусмысленного толкования. «Наблюдение – это прежде всего изучение объекта в ситуациях деятельности».

    К числу самых своеобразных и трудно усваиваемых методов сбора социологической информации относится социальный эксперимент . Необходимость применения социального эксперимента возникает тогда, когда нужно решить задачи, связанные с реакцией какой-либо социальной группы на вводимые внутренние или внешние факторы, если эти задачи не могут быть решены другим путем. Отсюда задача социального эксперимента состоит в том, чтобы измерить показатели группы на те или иные факторы в искусственно созданных и контролируемых условиях.

    Эксперимент сложился как метод не только качественного, но и количественного исследования. Все задачи, решаемые с помощью эксперимента, связаны с измерениями. Под экспериментом вообще понимается такой метод исследования, при котором происходит последовательная фиксация и контроль за состоянием объекта, изменяющимся под воздействием некоторых факторов, управляемых экспериментом. Под социальным экспериментом понимается применение всех черт и принципов научного экспериментирования к изучению социальных объектов.

    Задача социально эксперимента состоит в том, чтобы измерить показатели реакции социальных групп на те или иные факторы в заданных и контролируемых условиях.

    Границы применения социального эксперимента определяются противоречиями между особенностями самого экспериментального метода и спецификой общественной жизни, выступающей в качестве сферы его применения.

    Целью всякого эксперимента является проверка гипотез о причинной связи между явлениями: исследователь создает или изыскивает определенную ситуацию, приводит в действие гипотетическую причину и наблюдает за изменениями в естественном ходе событий, фиксирует их соответствие предположениям, гипотезам.

    Эффективным методом сбора информации является анализ документов . Этот метод используется при исследовании прошлых явлений, помогает выявлению тенденций развития. Применяется в сочетании с другими методами, может носить контрольный характер. Источником анализа служат доклады, протоколы, решения, публикации, письма, записки, личные дела, отчеты, архивные материалы и пр. Практика, да и теория социологического исследования показывают, что почти все социологические исследования начинаются с анализа документов. Изучается ли текучесть кадров на предприятии или ценностные ориентации молодежи, проблемы социального планирования или проблемы распределения выпускников вузов, первая информация, которую мы получим на начальном этапе исследования, чаще всего будет документальной.

    Существует непременное условие, с которым надо соотносить методы изучения документов. Строго говоря, в социологии продуктивное значение имеет только особо точная информация. Вот почему подвергнуть социологическому изучению можно любой документ. Но результаты, которые мы получим, по своей значимости будут различны, так как не каждый документ, в каком бы виде он не был представлен, может представлять интерес для социологии и являться источником социологической, особо точной информации.

    Для того чтобы проранжировать те или иные документы в соответствии с их социологической значимостью, в литературе предлагается классифицировать различные документы. В социологии утвердилось мнение, что нет необходимости строить единую систему классификации, а гораздо целесообразнее выделить признаки (основания), по которым вообще можно классифицировать документы. Одно из таких оснований – способ фиксирования информации (с этой точки зрения можно различать рукописные, печатные документы, кинопленки и магнитные ленты). Другой признак – тип авторства (здесь сталкиваемся с делением документов на личные и общественные). Документы можно различать также и по способу их получения. Определенное значение имеет классификация документов и по такому признаку, как степень близости к фиксируемому эмпирическому материалу. Документы делятся на первичные, фиксирующие первичную, отражающую непосредственное положение дел информацию, и вторичные, построенные на основании уже существующих документов, в которых информация берется уже «из вторых рук».

    Разделяют документы на официальные, т.е. документы, которые составляются, функционируют в рамках определенного социального института, определенной сферы деятельности, организации или предприятия. Неофициальные документы – это документы, которые используются в определенных ситуациях и как дополнительная процедура в изучении, а значит, в подтверждении или неподтверждении официального документа. По масштабам воздействия на общество документы делятся на документы, предназначенные для массовой аудитории (газеты, радио, телевидение, Интернет) и документы, предназначенные для функционирования в узком кругу социальных групп , как правило, они более адресны, содержание их более прицельно. Другими словами, исследуя такого рода документы, прежде всего, необходимо вскрыть их особенности, цели их появления.

    В социологии, кроме "чисто" социологических методов сбора информации, используются и методы с психологическим "уклоном", методы, применение которых ориентировано на некоторые психологические аспекты поведения и взаимоотношения людей.

    Одним из таких методов сбора первичной социологической информации является метод структурного анализа малых групп, или, как его очень часто называют социометрический метод.

    Социометрический метод - это метод сбора первичной социальной информации о межличностных отношениях в малых социальных группах.

    Социометрический метод на сегодняшний день - один из наиболее эффективных и, по-видимому, наиболее перспективных методов социально-психологических исследований малых групп, а также один из наиболее распространенных методов изучения личности как элемента социальной группы. Отношения между членами коллектива выявляются на основе выбора, отклонения или оставления без внимания опрашиваемым членом коллектива другого члена коллектива как участника совместной деятельности.

    Социометрический метод позволяет решить две важные задачи: во-первых, он применяется для исследования межличностных и межгрупповых отношений с целью их улучшения и усовершенствования. Во-вторых, он позволяет социологу изучить строение малых социальных групп. Это особенно относится к изучению неофициальных отношений. Поэтому перед социометрическим методом стоит задача получить ту социологическую информацию, которую другими методами добыть почти невозможно.

    Важным моментом подготовки исследования и сбора информации является разработка инструментария: анкет, бланков-интервью, учетных карточек, дневниковых наблюдений и т.п. Поскольку анкетирование является наиболее распространенным методом сбора социологической информации, остановимся на нем подробнее. Что представляет собой анкета и каковы требования к ней?

    Социологическая анкета - это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественных и качественных характеристик объекта исследования. Составление анкеты - дело сложное, трудоемкое, требующее наличия определенных профессиональных навыков. Только при соблюдении определенных требований при ее составлении возможно получить объективные количественно-качественные характеристики объекта исследования.

    Все вопросы в анкете следует четко формулировать, чтобы они были понятны респондентам, включая и используемые термины.

    Вопросы не должны:

    Превышать возможности памяти и компетенции опрашиваемых;

    Вызывать отрицательных эмоций и задевать самолюбие респондентов;

    Навязывать мнение социолога;

    Быть перегружены вариантами ответов.

    Если анкета включает значительное количество вопросов, то они группируются по тематическим блокам. Можно охарактеризовать несколько групп вопросов.

    1. Вопросы по содержанию: а) о фактах сознания (направленные на выявление мнений, пожеланий, суждений, планов); б) о фактах поведения (направленные на выявление поступков, результатов деятельности, поведения); в) о личности респондента (или так называемая "паспортичка", дающая характеристику личности респондента).

    2. Вопросы, различающие по форме: а) вопросы закрытые (к которым дается перечень вариантов ответов); б) открытые (к которым не прилагаются варианты ответов. Респондент должен сформулировать и вписать ответ); в) полуоткрытые (в которых сочетается возможность выбора предложенных вариантов ответа с возможностью также сформулировать и вписать ответ). Последнее используется исследователем тогда, когда он не уверен в полноте известных ему вариантов ответов.

    Закрытые вопросы могут быть также альтернативными и неальтернативными.

    Альтернативные закрытые вопросы предполагают возможность выбора респондентом только одного варианта ответа. Например: да, участвую; нет, не участвую.

    Неальтернативные закрытые вопросы предполагают выбор одного или нескольких вариантов ответов. Например: "Из каких источников Вы получаете политическую информацию - телевидение, радио, газеты, коллеги по работе, друзья?"

    Имеют место вопросы прямые и косвенные. Прямые вопросы - это такие, которые требуют критического отношения к себе, к окружающим.

    Косвенные вопросы - в которых преодолевается необходимость критического отношения к себе или близким людям. Пример прямого вопроса: "Что мешает Вам хорошо учиться?" Пример косвенного вопроса: "Когда я слышу упрек в адрес студента, что он плохо учится, я думаю, что..."

    Вопросы отличаются по своим функциям: основные и неосновные. Основные вопросы направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления. Неосновные вопросы направлены на поиск адресата основных вопросов. К неосновным относятся вопросы-фильтры и контрольные вопросы.

    Вопросы-фильтры используются, когда нужно получить данные, характеризующие не всю совокупность опрашиваемых, а только ее часть. Контрольные вопросы используются для проверки искренности ответов.

    При проведении анкетирования определенное значение имеет и композиционное построение анкеты.

    В первой части анкеты содержится обращение к респонденту, где ясно излагаются цели и задачи исследования, объясняется порядок заполнения анкеты. Если анкетирование анонимное, то об этом сообщается респонденту. Вторая часть анкеты содержит вопросы. Причем в начале располагаются более простые вопросы, затем более сложные и в конце опять легкие вопросы. Это обеспечивает лучшую восприимчивость.

    В конце анкеты, как правило, имеется "паспортичка" и благодарность респонденту за его труд по заполнению анкеты.

    Кроме названных элементов социологического инструментария, необходимы другие методические и вспомогательные материалы: инструкции анкетеру, рекомендации по обработке и выбраковке анкет, кодификаторы и т.д.

    В социологическом исследовании используются понятия: индикатор и шкала измерения. Индикаторами называются все факты (показатели), которые используются для социологического измерения. Эти показатели могут быть объективными (например, уровень образования) и субъективными (степень удовлетворенности работой и т.д.) Последовательность расположения их образует шкалу измерения. Шкалы могут быть номинальные (в качестве показателей выступают объективные признаки и характеристики: пол, возраст, образование и т.д.) и ранговые, где показатели перечисляются в порядке значимости.

    После завершения социологического опроса проводится прежде всего проверка анкет и бланков-интервью на точность и полноту заполнения. Если они заполнены неправильно или не заполнены на 30%, то такие анкеты (бланки) выбраковываются и не подлежат обработке.

    Небольшое количество анкет (до 300 экземпляров) можно обрабатывать вручную, большое - на персональных компьютерах. В последнем случае проводятся такие дополнительные операции, как кодировка информации, подбор программы обсчета и др.

    После получения результатов математического обсчета исследователь может приступить к анализу социологических данных и их интерпретации. Глубина анализа, научность, объективность и полнота интерпретации зависят от компетентности исследователя, уровня его специальной подготовки, умения применять знания к анализу социальной реальности.

    На заключительном этапе исследования его результаты оформляются документально: в виде отчета, приложения к нему и аналитической справки.

    Отчет должен включать обоснование актуальности исследования и его характеристику (цели, задачи, выборочную совокупность и т.д.); анализ эмпирического материала; теоретические выводы и практические рекомендации. Приложение к отчету включает методические и вспомогательные документы.

    Выводы

    1. Процесс социологического исследования в общем виде есть не что иное, как применение субъектом определенных средств для получения нового знания об объекте и практического овладения им.

    2. Разработка хорошей программы требует не менее половины интеллектуальных затрат всего исследования.

    3. По мере составления программы решаются проблемы выбора объекта, разрабатываются конкретные методики сбора, обработки и анализа данных, проблема надежности эмпирической информации, проблема научной интерпретации данных.

    4. Плохо обоснованное, плохо подготовленное социологическое исследование приводит к ничтожным теоретическим выводам, к малоэффективным практическим рекомендациям и нередко совершенно не оправдывает тех, часто значительных материальных ресурсов, которые были затрачены на проведение данного исследования.

    5. Социологическое исследование является лишь одним из инструментов познания социальных процессов и явлений, его результаты при всей значимости нельзя абсолютизировать. И вместе с тем это важное и в определенном плане незаменимое средство получения объективной информации, которое наряду с другими методами расширяет наши возможности познания общества, повышает эффективность практической деятельность.

    Литература

    Астафьева Е.Н., Кошелева О.Е., Мещеркина Е.Ю., Нуркова В.В. Биографическое интервью: Учеб.-метод. пособие (Под ред. В.Г.Безрогова). – М.: Изд-во УРАО, 2001.

    Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. – М.: Аспект Пресс, 1995.

    Белановский С.А. Метод фокус-групп. - М.: Магистр, 1996.

    Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами. – М.: Высш. шк., 1989.

    Бутенко И.А. Организация прикладного социологического исследования. – М.: Тривола, 1998.

    Дмитриева Е. Фокус-группы в маркетинге и социологии. – М.: Центр, 1998.

    Загоруйко Н.Г. Прикладные методы анализа данных и знаний. – Новосибирск: Изд-во Ин-та математики, 1999.

    Лукина М. Технология интервью: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2003.

    Морено Я.Л. Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе /Пер. с англ. – М.: Академический проект, 2001.

    Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. - М.: АВА-Экстра, 1993.

    Степанов А.С. Метод контент-анализа. – М.: МГУ, 1994.

    Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии (введение). – М.: Издательский Дом «Стратегия», 1998.

    Толстова Ю.Н. Измерения в социологии: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 1998.

    Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. – Самара: Изд-во Самарского ун-та, 1995.

    Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание, социальной реальности. – М.: Академкнига, Добросвет, 2003.

    Вопросы для самопроверки

    1. Что понимается под социологическим исследованием?

    2. Чем вызвана необходимость составления программы в научном исследовании? Почему так важно составление программы в начале исследовательской работы?

    3. Есть ли особенности разработки программы в прикладном социологическом исследовании в сравнении с исследованиями в других отраслях науки? Если да, то в чем они состоят?

    4. Какие функции выполняет программа в социологическом исследовании? Какие нормативные требования предъявляются в ходе разработки программы?

    5. Какие существуют способы и логические схемы доказательства гипотез? Как осуществляется проверка каждого вида гипотез в прикладном социологическом исследовании?

    6. Попытайтесь дать развернутую характеристику каждого вида социологического исследования: его назначение, характер решаемых задач, особенности организации.

    7. Каковы методологические принципы применения метода опроса в прикладном социологическом исследовании?

    8. Чем отличается использование метода наблюдения в естественных и общественных науках?

    9. Каковы отличия экспериментов, проводимых в социологии, психологии, в педагогике, в экономических и правовых науках?

    10. Что измеряется с помощью социометрического метода? Назовите единицу измерения. Обоснуйте научную достоверность его данных.


    Похожая информация.


    Нет ответа

    1.В социологической анкете используется ______________ вопрос

    открытый

    2.Разговор на улице с бомжом не относится к методу...

    фокус-группа

    3.К качественным методам социологического опроса относится

    фокус-группа

    4.Функция социологического опроса, выделяемая в современной социологии, которая обусловлена социально-психологической природой общения, называется...

    коммуникативная

    5.Метод выявления межличностных отношений в группах, лидеров и степени разобщенности называют ________опросом?

    6.К основным видам опроса относят...

    анкетирование и интервью

    7.Социологический опрос, основанный на исследовании групповой динамики в искусственно созданной группе для выявления особенностей представлений об объекте исследования, называется...

    фокус-группа

    8.Даны варианты ответов на следующие вопросы анкеты. Укажите, по каким видам шкал они построены Укажите, в каких пределах представлен средний доход на одного члена Вашей семьи в месяц? а) до 1000 руб. б) от 1001 до 3000 руб. в) от 3001 до 5000 руб. г) от 5001 до 10000 руб. д) от 10001 до 15000 руб. е) свыше 15000 руб. Интервальная

    Вы принимали участие в выборах губернатора летом этого года? а) да б) нет в) не помню Номинальная

    Как Вы оцениваете деятельность депутата Госдумы от Вашего округа? а) очень высоко б) в целом положительно в) в целом не очень высоко г) крайне отрицательно д) ничего не знаю об этом Ранговая

    9.Метод исследования малых групп, с помощью описания системы межличностных отношений между их членами, называется...

    социометрия

    10.Инструмент сбора первичной социологической информации в виде опросного листа называется...

    11.Шкала произвольных взаимно-однозначных преобразований, в результате которых сохраняются отношения равенства и неравенства между числами, – это …шкала

    Ответ: номинальная

    12.Человек, выступающий для социолога непосредственным носителем и источником информации, называется...

    респондент

    13.Социологический метод систематизированного сбора информации, которая извлекается из ответов на вопросы, задаваемые респондентам, называется...



    14.Непосредственное общение с определенной группой людей с целью выяснения их мнений и взглядов называют ________?

    15.Беседа по детально разработанной программе, включающей в себя последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов – это … интервью

    Ответ: формализованное

    16.Вид опроса, предполагающий наличие человека, который задает вопросы, организует процедуру беседы и фиксирует полученные ответы, называется...

    интервью

    17.Функция социологического опроса, выделяемая в современной социологии, состоящая в том, что опрос обеспечивает получение искомой информации, а не какой-либо другой, называется...

    инструментальная

    18.Вид социологических опросов, который относится к категории "качественных методов" социологического исследования, - это...

    углубленное интервью

    19.Длительная беседа по общей программе, но без уточнения конкретных вопросов с минимальной детализацией поведения интервьюера - это … интервью

    Ответ: неформализованное

    20.Метод получения социологической информации путем письменных ответов респондентов на систему стандартизированных вопросов анкеты называется....

    Ответ: анкетирование

    21.Класс дополнительных вопросов социологической анкеты, в задачу которых входит установление основного адресата вопроса и отсечение тех, кто не имеет отношения к данному вопросу – это вопросы - …

    Ответ: фильтры

    22.Совокупность демографических, экономических, и профессиональных сведений, находящихся в конце, реже в начале анкеты называется...

    Ответ: паспортичкой

    23.Подробное обсуждение одной темы, с которой респондент заранее ознакомлен - это … интервью

    Ответ: фокусированное

    24.Соотнесите предложенные высказывания с утвердительным или отрицательным ответом

    Характер ответа следует подсказать респонденту наводящим характером формулировки вопроса - НЕТ Одной из главных опасностей при формулировании вопроса является его двусмысленность - ДА

    В социологической анкете респондент всегда обязан указать свои фамилию, имя, отчество - НЕТ

    Одна из отличительных черт социологического опроса – количество респондентов (объем выборочной совокупности) - ДА

    25.К методам сбора информации в социологических исследованиях не относятся...

    IQ тестирование

    маркетинговый анализ

    26.Метод получения первичной социологической информации, основанный на устном или письменном обращении к исследуемой совокупности людей с вопросами, отражающими проблему исследования, называется...

    27.Шкалирование, дающее наиболее точные результаты опросов, называется...

    номинальным

    28.Основной формой опроса в социологическом исследовании является _______________

    29.Самая передовая в настоящее время, в техническом отношении, форма проведения социологического опроса - это...

    web-интервью

    30.Социологический инструмент, представляющий собой структурированную систему вопросов, логически связанных между собой и соответствующих цели и задачам исследования, называется...

    31.К методам сбора информации в социологических исследованиях не относятся...

    SWOT анализ

    32.Методами сбора социологической информации не являются...

    ранжирование

    шкалирование

    33.Произвольное повествование о жизни рассказчика безо всякого вмешательства со стороны интервьюера – это … интервью

    Ответ: нарративное

    34.Функция социологического опроса, выделяемая в современной социологии, которая связана с соблюдением специальных требований, предъявляемых к измерительным процедурам, называется...

    инструментальная

    35.Разновидность опроса, в ходе которого респондентами выступают специалисты-эксперты – это … опрос

    Ответ: экспертный