На что был направлен главный удар наполеона. Нашествие наполеона на россию. Причины поражения Наполеона в войне

ТЕМА: «Строение мха. Кукушкин лен и сфагнум». Лабораторная работа

ЦЕЛИ УРОКА :

закрепление знаний о строении растений отдела Моховидные. Продолжить формирование умения работать с натуральными объектами и микроскопами.

Согласно рекомендациям в рабочей тетради к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов» выполнить лабораторную работу по изучению строения мха. В зависимости от времени и наличия материала рассмотреть либо зеленый мох кукушкин лен, либо белый мох – сфагнум.

ТИП УРОКА : закрепление знаний.

ОБОРУДОВАНИЕ : рабочие тетради, плакаты, рисунки; натурные объекты (пучки кукушкина льна или сфагнума), набор препаровальных игл и необходимой оптики.

ПЛАН УРОКА :

ХОД УРОКА

Организационный момент

НА ДОСКЕ :

Число, месяц.

Тема: «Строение мха. Кукушкин лен и сфагнум». Лабораторная работа.

Лабораторная работа: «Строение мха. Кукушкин лен и сфагнум».

Ход работы .

1. Рассмотреть строение мха – сфагнума или кукушкина льна.

2. Зарисовать внешнее строение и обозначить названия основных органов.

3. Рассмотреть под микроскопом строение листа.

4. Отметить хлорофиллоносные и водоносные клетки.

5. Найти мужские и женские экземпляры.

6. Рассмотреть, используя лупу, строение спор и зарисовать их.

7. Сделать вывод по всей работе, отметив основные функции разных частей моховидного растения.

Кукушкин лен имеет прямостоячие стебли высотой до 10 см, на котором развиты листья. Нижние части стебля имеют ризоиды. Верхняя часть стебля без листьев зеленовато-красноватая, заканчивающаяся коробочками, которые прикрыты волосистыми колпачками. Внутри коробочек находятся мелкие споры.

Сфагнум, или торфяной мох . Прямостоячий (высотой 10–20 см) мягкий стебель с пучковидно расположенными ветвями и однослойными листьями, т. е. каждый лист состоит из одного слоя клеток двух типов. Хлоропласты содержат узкие зелены клетки, они образуют сплошную сеть. В них образуются органические вещества. Между ними находятся более крупные клетки, у которых разрушена цитоплазма, а сохранилась только оболочка с отверстиями (гиалиновые клетки с порами). Эти клетки способны впитывать воду. Они составляют большую часть листа, Что объясняет высокую влагоемкость. Стебли этого растения ежегодно в нижней части отмирают, образуя торф. Рост стебля продолжают верхушечные ветви.

Дата___________.Ф.И.___________________________________________6 «__» класс.

Лабораторная работа № 10

Изучение внешнего строения мхов.

Цель : знакомство с внешним строением зеленого мха.

Оборудование : лупа ручная, склянка с водой, предметное стекло, кукушкин лен (раздаточный материал), мох-сфагнум.

Ход работы

1.На предметное стекло налейте большую каплю воды. Положите на нее сфагнум. Сделайте выводы о том, что произойдет.________________________________________________________.

2.Изучите особенности строения зеленого мха (кукушкина льна) – его стебель, листья, коробочку на ножке. Определите и подпишите мужское и женское растение.

Подпишите название мхов.

А.__________________ Б. ________________

1.___________________________

А. Б. 2.____________________________

3.Изучите строение коробочки (спорангий). Снимите колпачок. На лист бумаги высыпьте часть спор. Рассмотрите их под лупой. Подуйте слегка на споры. Отметьте, как они разлетаются от дуновения ветра. Сделайте вывод о расселении растения.___________________________________.

4.Вывод. Сравните кукушкин лен с мхом-сфагнумом. Отметьте их отличия.(5 отличий). Цвет. Строение, форму листьев, коробочек, ветвление стебля.

Отличия :
1.Кукушкин лен-зеленый мох, сфагнум-белый мох, торфяной
2. У кукушкина льна есть ризоиды, у сфагнума-нет
3. У кукушкина льна стебель не ветвится, а у сфагнума-есть ветви трех видов
4. В листьях у кукушкина льна нет мертвых клеток, а у сфагнума их большое количество, это воздухоносные клетки, способные к поглощению влаги
5. Клетки сфагнума способны образовывать бактерицидные вещества (карболовую кислоту), кукушкин лен-нет
6. Коробочки со спорами у кукушкина льна имеют волосистый колпачек и вытянутую форму, у сфагнума они без колпачка и округлые
7. У кукушкина льна растения мужские и женские, а у сфагнума- обоеполые
8. Коробочки со спорами у кукушкина льна располагаются на верхушках женских растений по одной, а у сфагнума по 3-5

"У кукшкина льна листья зеленые, а у сфагнума светло-зеленые. Еще одно отличие от сфагнума – наличие ризоидов, волосков,
играющих функции корней: закрепление в субстрате, извлечение воды и питательных веществ. Кукушкин лен более жесткий,
его длинные волокна похожи на ветки елочек. Влагоемкость у него меньше, чем у сфагнума ."

Вопрос 1. Что такое ризоиды?

Ризоиды - нитевидные образования из одной или нескольких однорядных клеток; служат для прикрепления к субстрату и поглощения из него воды и питательных веществ. Имеются у мхов, лишайников, некоторых водорослей и грибов.

Вопрос 2. Почему водоросли относят к низшим растениям?

Водоросли относятся к низшим растениям, т.к они не имеют ни корней, ни стеблей, ни листьев.

Вопрос 3. Что такое спора?

Споры – микроскопические зачатки низших и высших растений, имеющие разное происхождение и служащие для их размножения и (или) сохранения при неблагоприятных условиях. В биологии понятие «спора» подразделяется на:

* споры бактерий, служащие для пережидания неблагоприятных условий;

* споры растений, споровиков и грибов, служащие для размножения.

Лабораторная работа № 10. Строение мха.

1. Рассмотрите растение мха. Определите особенности его внешнего строения, найдите стебель и листья.

Стебель прямостоячий не разветвленный. Длина стебля составляет 12см, но может достигать 30-40 см. Стебли густо покрыты листьями. На верхушке есть коробочка со спорами. В низу стебля есть выросты – ризоиды.

2. Определите форму, расположение, размер и окраску листьев. Рассмотрите лист под микроскопом и зарисуйте его.

Листья ввогнутые тёмно-зелёные, имеют обхватываюий стебель черешок. Каждый лист на верхней своей поверхности имеет ассимиляционные пластиночки и крупную основную жилку. Лист похож на толстоватую иголочку и на миниатюрные растения льна. Нижние листья на стебле развиваются в форме чешуек.

3. Определите, ветвистый или неветвистый стебель у растения.

У мха неветвистый стебель.

На верхушках мужских растений размещаются половые органы, в которых развиваются подвижные половые клетки (гаметы) - сперматозоиды.

У женских растений на верхушках расположены половые органы с женской половой клеткой (гаметой) - яйцеклеткой.

На женских растениях развиваются коробочки на длинных ножках, покрытые волосистыми заострёнными колпачками. Они напоминают сидящую кукушку. В коробочках развиваются споры. Высыпаясь и прорастая, они образуют новые растения мха.

5. Рассмотрите коробочку со спорами. Каково значение спор в жизни мхов?


Растение образует многочисленные споры. Высыпаясь и прорастая, они образуют новые растения мха. Из каждой споры при благоприятных условиях развивается побег с небольшой продолжительностью жизни, который выглядит как коробочка (спорангий) на ножке.

6. Сравните строение мха со строением водоросли. В чём их сходство и различие?

Различия: у водорослей нет корней, их тело представлено слоевищем. У мхов появляются ризоиды. Водоросли живут только в водной среде, мхи живут только во влажной среде. У мхов есть стебли и листья, но их нет у водорослей.

Сходства: в клетках есть пластиды (хлоропласты, хромопласты, лейкопласты), поэтому могут осуществлять фотосинтез. Неограниченно растут в течении всей жизни. Неподвижны.

7. Запишите свои ответы на Вопросы.

Вывод: мхи по сравнению с водорослями более развиты. Они уже могут находиться не в воде, а во влажной среде. Уже появляются стебли и листья.

Вопрос 1. Почему мхи называют высшими споровыми растениями?

Так как тело мхов расчленено на стебель и листья, а размножаются они спорами, то их относят к высшим споровым растениям.

Вопрос 2. Каково строение кукушкина льна?

Его стройные коричневатые стебельки покрыты маленькими тёмно-зелёными листиками и похожи на миниатюрные растения льна.

У кукушкина льна есть мужские и женские растения. На верхушках мужских растений размещаются половые органы, в которых развиваются подвижные половые клетки (гаметы) - сперматозоиды (от греческих слов «сперма» - семя, «зоон» - живое существо и «эйдос» - вид). У женских растений на верхушках расположены половые органы с женской половой клеткой (гаметой) - яйцеклеткой.

На женских растениях развиваются коробочки на длинных ножках, покрытые волосистыми заострёнными колпачками. Они напоминают сидящую кукушку. Отсюда и название мха - кукушкин лён. В коробочках развиваются споры. Высыпаясь и прорастая, они образуют новые растения мха.

Вопрос 3. Чем сфагнум отличается от кукушкина льна?

Кукушкин лен – зеленый мох, сфагнум - светло-зеленый мох, торфяной. У кукушкина льна есть ризоиды, у сфагнума-нет. У кукушкина льна стебель не ветвится, а у сфагнума - есть ветви трех видов, в листьях у кукушкина льна нет мертвых клеток, а у сфагнума их большое количество, это воздухоносные клетки, способные к поглощению влаги. Коробочки со спорами у кукушкина льна имеют волосистый колпачок и вытянутую форму, у сфагнума они без колпачка и округлые. У кукушкина льна растения мужские и женские, а у сфагнума – обоеполые. Коробочки со спорами у кукушкина льна располагаются на верхушках женских растений по одной, а у сфагнума по 3-5.

Вопрос 4. Чем мох отличается от водоросли?

Мхи более сложно организованы, чем водоросли. Среди водорослей есть большая группа одноклеточных, все мхи – многоклеточные организмы. Большинство водорослей живет в водной среде, большинство мхов – на суше, но с высоким процентом влажности. Тело мха дифференцированно на органы, лишь у самых развитых водорослей можно наблюдать что-то похожее на ткани. У мхов есть внешние отличия между мужскими, женскими особями, между половым и бесполым поколением. У водорослей все особи одного вида одинаковы. Мхи не могут размножаться вегетативно, а водоросли могут. Мхи имеют стебли и листья, как все высшие растения, а у водорослей таллом.

Вопрос 5. Какое значение имеют мхи в природе и жизни человека?

Мхи, поселяясь на лугах, в лесах, сплошным ковром покрывают почву, затрудняя поступление воздуха. Это ведёт к закисанию и заболачиванию почв.

Листостебельные, особенно сфагновые, мхи сплошным ковром покрывают болота и, отмирая, образуют торф, который широко используется человеком. Торф применяется как топливо, удобрение и как сырьё для промышленности. Из торфа получают древесный спирт, карболовую кислоту, пластмассы, изоляционные ленты, смолу и многие другие ценные материалы. Некоторые животные питаются мхом.

Подумайте

Почему даже самые крупные мхи не достигают размеров более 80 см?

Мхи не бывают высокими потому что в местах, где они произрастают очень "бедная" почва. Морозы и сильный ветер - довольно неблагоприятные условия для существования. У мхов нету проводящей системы и, как следствие, ограниченный рост в высоту.

Задания для любознательных

1. Рассмотрите под микроскопом листья мха сфагнума. Отметьте особенности строения двух типов клеток, из которых они состоят.


В клетках листа присутствуют два вида клеток. Узкие зеленые клетки, в которых происходит фотосинтез (есть хлорофилл), соединены концами и образуют сетчатую структуру, в которой происходит движение органических веществ. Между ними находятся крупные прозрачные мертвые клетки, от которых остались только оболочки (в них вода).

2. Поместите в банку с влажной почвой немного риччии. Банку накройте стеклом и поставьте в тёплое светлое место. Следите, чтобы почва была постоянно влажной. Наблюдайте, что будет происходить с риччией.

Риччия начнет развиваться, т.к. условия благоприятные (от влажного и теплого воздуха, света). У плавающей риччии ризоидов нет, но на сырой почве она может их образовать.

Если растить риччию в воде, то если температура ниже, чем 20°С, рост риччии замедляется, но внешний вид остается привлекательным. Также надо знать, что оптимальной для этого растения считается мягкая вода, жесткость которой не должна превышать 15 единиц, но если этот показатель выше 8, это уже негативным образом сказывается на росте. Допустимый уровень pH – 4-8.

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Выполнила: О.М. Смирноваучитель биологии высшей категории 2015 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Уренская средняя общеобразовательная школа № 1» Лупа, гербарий мха сфагнума, препаровальная игла Формирование навыка работы с биологическими объектами;исследование строения мха сфагнума Рассмотрите мох сфагнум. Какие органы он имеет? Имеет ли он ризоиды?Рассмотрите стебель мха. Чем он покрыт?Найдите и рассмотрите ветви с листьями. Одни из них короткие, собранные на верхушке побега, - верхушечные ветви; другие отходят от стебля горизонтально – торчащие ветви; третьи – длинные, с редко расположенными листьями, свисающими вдоль стебля, - свисающие ветви.Отделите препаровальными иглами один лист. Положите его в каплю воды на предметное стекло и накройте покровным стеклом.Рассмотрите строение листа сфагнума под микроскопом при увеличении в 300 раз. Найдите узкие хлорофиллоносные клетки. Рассмотрите их. Найдите между хлорофиллоносными клетками широкие бесцветные водоносные клетки. В водоносных клетках найдите и рассмотрите поры.Ответьте на вопрос: почему мох сфагнум может впитывать большое количество воды? хлоропласты воздухоносные клетки поры Сфагнум – многолетнее растение. Стебель его обильно ветвится, образуя веточки трех типов. Одни отходят в стороны, другие свисают, прилегая к стеблю, третьи на верхушке побега образуют подобие головки.У сфагнума нет не только корней, но и ризоидов. Сверху побег нарастает, а снизу постепенно отмирает. Поскольку растения сфагнума тесно прижаты друг к другу, они поддерживают друг друга, не давая упасть.Листья сфагнума выглядят как крошечные чешуйки. Под микроскопом видно, что они представляют собой ланцетные пластинки, состоящие из одного слоя клеток. Сами клетки двух видов. Одни из них, крупные, совершенно прозрачные, содержат воду. Это водоносные клетки. В них хорошо заметны спиральные утолщения стенок, которые не дают клеткам спадаться. Кроме того, оболочки водоносных клеток имеют отверстия – поры. Каждая водоносная клетка окружена 4-5 узкими зелеными хлорофиллоносными клетками. Водоносные клетки листьев и стеблей сфагнума способны через поры быстро впитывать огромной количество воды. Масса поглощенной воды бывает в 2050 раз больше массы сухого сфагнума. Растения сфагнума, насыщенные водой, приобретают ярко-зеленую окраску. Высыхая, сфагнум белеет. На долю водоносных клеток приходится 2/3 всей поверхности листа.

Наполеон на Бородинских высотах. С картины B.B. Верещагина

Наполеон понимал, что на Европейском континенте только Россия сохранила способность бороться с ним. Он собрал армию численностью 614 тыс. человек и 12 (24) июня 1812 г. без объявления войны перешел пограничную тогда реку Неман. Так началось Отечественная война 1812 г.

Петр Иванович Багратион. Портрет работы Дж. Доу

Наполеон знал, что русские войска разделены на две армии, и решил, что разобьет их по частям. Но они соединились под Смоленском и дали врагу сражение. Героические защитники города позволили своим основным силам отступить. После Смоленского сражения император Александр I назначил единого командующего - генерала Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова, которого произвел в генерал-фельдмаршалы.

Кутузов дал сражение Наполеону в 124 км от Москвы, неподалеку от села Бородина.

В центре, хорошо защищенном высокими берегами реки Колочи, Кутузов расположил три пехотных, три кавалерийских корпуса и крупный казачий отряд генерала М.И. Платова. На правом фланге, вблизи Новой Смоленской дороги, солдаты возвели земляные укрепления при 26 орудиях. На левом фланге, близ деревни Семеновское, построили три земляных укрепления при 24 орудиях - Багратионовы флеши, названные так по имени командира князя Багратиона. Западнее, у деревни Шевардино, располагалось передовое укрепление - Шевардинский редут. В центре, на высоте Курганной, установили батарею на 18 орудий, которая вошла в историю как батарея Раевского, тоже но имени командира.

Наполеон привел к месту сражения 135 тыс. человек. Они верили, что остался лишь один решающий бой, а потом - богатая добыча в Москве, щедрые награды и счастливое возвращение домой.

Михаил Илларионович Кутузов - выдающийся российский военачальник, ученик АВ. Суворова. Войска с восторгом встретили весть о назначении старого и опытного полководца, надеясь, что он наконец остановит отступление армии, которая горела желанием сразиться с французами в открытом бою. С картины Дж. Доу.

Российская армия к началу сражения насчитывала около 150 тыс. человек и располагала 640 орудиями. Рано утром

24 августа (5 сентября) 1812 г. начался Бородинский бой. Главный удар Наполеон направил на Шевардинский редут. Против 18 тыс. защитников редута сражались 40 тыс. французов. В 7 часов вечера французы ворвались на разбитые русские позиции, усеянные трупами. Они так и не смогли напасть на главные силы. Следующий день противники готовились к новому бою.

Около 6 часов утра 26 августа (8 сентября) французы начали обстрел Багратионовых флешей. Несколько раз они шли в атаку, но храбрые русские воины отбрасывали их назад, и все же французам удалось прорвать оборону. Русские под натиском врага должны были отойти. Генерал Багратион был смертельно ранен.

В это же Бремя в центре русской позиции отчаянно сопротивлялись защитники батареи Раевского. Они погибли почти все, но не дали Брагу продвинуться дальше.

Вечером бой прекратился. Французы потеряли около 35 тыс. убитыми и ранеными, русские - 45 тыс. человек. Уничтожить русскую армию Наполеону не удалось. А боевая мощь французов после Бородина стала падать.