На что похоже буква у. Буква а, занимательное азбуковедение. На что похожа буква а

Непоседливы, они быстро отвлекаются и быстро перескакивают с одной темы на другую. Так как же их увлечь изучением букв и алфавита? Конечно же, с помощью веселых и забавных картинок — живые буквы в картинках. Все дети любят разглядывать красочные картинки, они и не догадаются, что в этот момент у них проходят занятия, для них — это лишь очередная игра.

Здесь мы предлагаем вам скачать бесплатно и распечатать на цветном принтере занимательные «живые буквы в картинках».

Каждая из букв иллюстрирована в стиле слова, которое начинается с этой буквы. Это своего рода ребус -головоломка, которую очень интересно разгадывать вместе с ребенком. Вы показываете ему карточку с буквой, а он должен отгадать, какое слово зашифровано.

Такие живые буквы в картинках прекрасно подойдут и для домашних занятий с ребенком и для занятий в детском саду.

Как сделать живые буквы в картинках для малышей

Данный обучающий материал представлен в виде карточек с буквами по 2 шт. на листе формата А4.

Вам нужно лишь, скачать и распечатать файлы с буквами, приклеить листы на картон. Сверху, при желании, вы можете их обклеить скотчем.

Разрезать листы на карточки и можно изучать с ребенком.

По этим карточкам буквы русского алфавита учатся быстро, а главное очень весело и интересно.

Развивающие карточки с буквами русского алфавита

Развивающие карточки с буквами русского алфавита

Развивающие карточки с буквами русского алфавита

Развивающие карточки с буквами русского алфавита

Развивающие карточки с буквами русского алфавита

Развивающие карточки с буквами русского алфавита

Развивающие карточки с буквами русского алфавита, Буквы А, Б

Развивающие карточки с буквами русского алфавита, Буквы В, Г

Развивающие карточки с буквами русского алфавита, Буквы Д, Е

Развивающие карточки с буквами русского алфавита, Буквы Ё, Ж

Развивающие карточки с буквами русского алфавита, Буквы З, И

Развивающие карточки с буквами русского алфавита, Буквы Й, К

Развивающие карточки с буквами русского алфавита, Буквы Л, М

Развивающие карточки с буквами русского алфавита, Буквы Н, О

Развивающие карточки с буквами русского алфавита, Буквы П, Р

Развивающие карточки с буквами русского алфавита, Буквы С, Т

Развивающие карточки с буквами русского алфавита, Буквы У, Ф

Развивающие карточки с буквами русского алфавита, Буквы Х, Ц

Развивающие карточки с буквами русского алфавита, Буквы Ч, Ш

Развивающие карточки с буквами русского алфавита, Буквы Щ, ъ

Развивающие карточки с буквами русского алфавита, Буквы ы, ь

В 1 классе после изучения всех букв алфавита детям предлагается выполнить проект "На что похожа буква". В стихотворениях советских писателей на глазах изумленных первоклассников буквы начинают оживать. Буква А превращается в ракету, буква Ж - в жука, буква М - качели и т.д.

Работая над проектом первоклассники рисуют букву, оживляя её. После учат стихотворение о своей букве. Стих можно записать под рисунком. Каждый ребёнок приносит в класс свой проект и получается веселый АЛФАВИТ.

Азбука
Пусть начинается с аиста
Он,
Как и азбука,
С А начинается

Буква А, буква А
Алфавита голова
Знает Вова, Знает Света,
А похожа на ракету.

Буква Б с большим брюшком
В кепке с длинным козырьком

Буква Б проснется рано.
Буква Б - бочонок с краном.
Умывайся! Будь здоров,
Богатырь Борис Бобров!

Палочка,
Рядом две дужки
Вот и готовы
Очки для лягушки

Перед нами буква Г
Стоит подобно кочерге

Вот стоит, дымок пуская,
Буква Д труба печная

Е на грядке пригодилась
Вместо грабель потрудилась

Эта буква широка
И похожа на жука
И при этом точно жук
Издает жужжащий звук
Ж-ж-ж-ж-ж-ж

Это - Ж,
А это - К
Целый жук
И полжука

По белому полю
В туман и снега
Бредут потихоньку
Бараньи рога (Буква З)

На калитку посмотри:
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок

Сигнальщик держит два флажка
С флажками он как буква К

Алфавит продолжит наш
Буква Л - лесной шалаш

Вот качели-
Буква М!
Здесь качаться
Можно всем

На букве Н
Я, как на лесенке
Сижу и распеваю
Песенки

Там я букву Н найду,
Где гамак висит в саду.

Посмотри на колесо
А увидишь букву О

На хоккее, на футболе
Буква П - ворота в поле

Буква Р - на мачте парус,
Вдаль плывет, небес касаясь

Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом

Молоток стучит: "Тук-тук!
Букве Т я старый друг"

У - сучок. В любом лесу
Ты увидишь букву У

Федя ходит руки в боки
Значит, выучил уроки

Не рогаты мы,
Не злы
Ко′злы мы
А не козлы′

Буква Ц -
Внизу крючок
Точно с краником бачок

Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя

Шура сено ворошил
Вилы в сене позабыл

На расческу
Щ похожа
Три зубца всего
Ну что же!

А бедняжка буква Ы
Бродит с палочкой, увы

Буква Р перевернулась
Мягким знаком обернулась

Над лугами в синеве
Пролетает буква Э

Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка,
Что случилось:
Получилась... буква Ю

Поглядите-ка, друзья,
Смастерил скворечник я.
А в скворечник залетела
Вместо птички - буква я

А) иллюстрации из «Весёлой Азбуки»

Учитель показывает буквы И , и .

На что похожа буква И ?

На калитку посмотри:

Чем она не буква И ?

Между двух прямых досок

Одна легла наискосок.

Молоток я раздобыл,

Из дощечек букву сбил.

– Сколько здесь дощечек? (Три.)

– А какая буква? (И.)

– Почему букв И – две?

– В каком случае мы пишем слова с заглавной буквы?

– Приведите примеры таких слов.

– Напечатайте эти буквы в тетрадях по чтению.

Б). Работа с учебником (с. 20).

– Рассмотрите картинки.

– Назовите слова со звуками [и].

В) Чтение звуков И и Ы. (дыхательная гимнастика стр. 20 низ страницы)

Знакомство с понятиями «Твёрдые и мягкие согласные звуки».

Работа с учебником (с. 20 внизу).

– Вставьте в схемы слов нужные буквы.

Это задание можно вынести на доску.

– Почему в первое слово вставили букву И , а во второе Ы ?

– Произнесите первый звук в каждом слове.

– Что заметили при произнесении первых звуков в словах?

– Согласные звуки бывают твёрдые и мягкие . Как вы думаете, от чего это зависит?

– Это зависит от того, какая буква стоит после согласного. Если стоит буква И , то согласный произносится мягко, а если буква Ы – твёрдо.

IV. Закрепление.

Работа с учебником «Я читаю?» (с. 8).

1. Напечатать буквы И и Ы .

– Какую букву печатать не надо? Почему? (заглавную Ы, с неё никогда не начинаются слова)

Какие слова могут быть здесь записаны? (использовать картинки – подсказки)

- (пила, лиса, сани), (дым, сыр, дом)

– В каких словах согласные произносятся мягко? Почему?

На схеме мягкие согласные мы будем обозначать зелёным цветом, а твёрдые – синим.

Раскрасьте схемы слов.

3. Вставить в схемы слов буквы И , Ы (иглы, иголки).

Наблюдение за многозначностью слова. (иглы: швейные, медицинский шприц, иголка: у ели, у ежа, у проигрывателя)

Д/З: Разгадать ребусы можно предложить детям дома.

V. Итог урока.

– С чем сегодня познакомились на уроке?

– Что интересного узнали о буквах И , Ы и о звуках, которые они обозначают?

Урок 12. ОДИН ПРЕДМЕТ – НЕСКОЛЬКО ПРЕДМЕТОВ (ЕДинственное ЧИСЛО, МНОЖественное ЧИСЛО). СРАВНЕНИЕ СТИХОТВОРНЫХ ФОРМ ПО РИТМУ (Азбука, с. 21)



Цели: формировать умения сравнивать стихотворные формы по ритму; определять число существительных

Проверка Д/З: ребусы в пособии «Я читаю?» стр. 8.

Игры, липа, мышка.

Звукобуквенный анализ слов (раскрашивание схем).

I. Работа над темой «Считалка». (Ритм, рифма). Азбука стр. 21.

1. На доске записана считалка в том же виде, как и в учебнике (с. 21), но скрыта от детей. Вначале текст читает наизусть учитель.

– Кто знает, что это?

– В какой ситуации пользуются такими стихами?

– Какие считалки вы ещё знаете?

– Понаблюдайте особенность ритма считалки.

Учитель открывает записанную на доске считалку, медленно читает её, показывая направление чтения строк. Дети заучивают её наизусть.

– А теперь откройте Азбуку, возьмите простой карандаш. Считалка, которую вы только что выучили, написана на самом верху страницы. Карандаш поставьте на первую букву первого слова (показ на доске.). По моему сигналу, не читая, как можно быстрее просмотрите все четыре строчки, подчеркните все буквы Ы . Ещё раз: быстро просмотреть строчки и подчеркнуть все буквы Ы . Задание на выявление победителя. Начали.

– Сколько букв подчеркнул победитель? (Правильное количество – 7 букв Ы .)

Вывод : надо просматривать буквы не только быстро, но обязательно подряд, без перескакивания, слева направо и опять слева направо.

В этой же считалке можно подчеркнуть и букву И . Работа проводится аналогично.

Работа над темой «Единственное и множественное число существительных».

Рассмотрите рисунки под считалкой.(с. 21).

– Какое задание можно предложить?

– Какую букву нужно вставить в первое слово?

– Что можно сказать о звуке, который слышится перед [а]?

– Что можно сказать о слове нога ? На какой вопрос оно отвечает? Сколько предметов оно обозначает?

– Какую букву вставите во второе слово? Что скажете о звуке перед И ? Что заметили? (Теперь слово обозначает несколько предметов.)

– Аналогичную работу можно выполнить с остальными словами. А можно предложить детям самостоятельно в остальные слова вставить пропущенные буквы.

– Назовите слова, которые стоят в единственном числе. А во множественном?

– Какую роль играют в словах вставленные буквы?

– Как произносятся звуки перед а , и , ы ?

– Когда же согласный будет мягким? Твёрдым?

Раскрасьте схемы цветными карандашами:

1) найдите и закрасьте клетки гласных звуков,

2) раскрасьте клетки согласных: твёрдые согласные – синим карандашом, мягкие – зелёным.

(2 пары слов выполняются с коллективным объяснением, 2 пары – С/Работа)

– Я сейчас буду называть слова. Девочки приседают, если услышат слово в единственном числе, а мальчики – во множественном.

Дерево, окна, ручка, роза, дети, машины, озеро, волны, стена, мальчики, девочка и др.

III. Повторение изученного. Чтение пиктограмм. Составление схем предложений.

Работа с учебником (с. 21).

1. Прочитайте названия сказок. Составьте и начертите их схемы.

– Что заметили?

– Как вы думаете, чем является буква И в предложениях?

– Для чего в этих предложениях использовали союз И ?

– Союз И имеет значение соединения. Он так и называется – соединительный .

2. Догадайтесь по услышанному ритму, из каких сказок эти стихи?

Стихи читает учитель или читающие дети.

– Сравните этот ритм с ритмом считалки.

2. аналогичная работа с рассказом в пособии «Я читаю?» стр. 9.

Самостоятельная работа. Узор в Азбуке стр. 21.

Дети продолжают рисунки в предложенном порядке.

– Найдите спрятанные буквы Л в букве М , в форме корня морковки и её черешков.

Буква А, Занимательное азбуковедение.

НА ЧТО ПОХОЖА БУКВА А

Вот два столба наискосок,
А между ними - поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква А.
(С. Маршак)

А - начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко.
(А. Шибаев)

Вот буква вроде шалаша.
Не правда ль, буква хороша!
И хоть она проста на вид,
А начинает АЛФАВИТ.
(Е. Тарлапан)

АЗБУКА
Пусть начинается
с АИСТА -
Он,
Как и азбука,
С А начинается!
(В. Заход ер)

Буква А, буква А -
Алфавита голова.
Знает Вова, знает Света,
А похожа на ракету.
(В. Степанов)

А как лесенка стоит
Перед входом в алфавит.
(Г. Виеру)

Буква на дороге
А - автобус.
Четко,
Кратко.
Здесь - и выход,
И посадка.
(А. Шибаев)

Всем известно, буква А -
Буква очень славная.
Да к тому же буква А
В алфавите главная.

Обожают этот звук
И Андрей, и Аллочка,
Палка так и палка так,
И в середине палочка.
(Э. Успенский)

УЧИМСЯ, ИГРАЯ
(Материал для игровых упражнений)

Звук

Фонетическая зарядка.

Что просит сказать врач, когда осматривает горло? (А-а-а…)

Как девочка укачивает куклу? (Аа-аа-ааа…)

Кто внимательный?

1. Назовите, что изображено на рисунках. Найдите одинаковый звук в словах: арбуз, барабан, аист, аквариум, астра.

2. Запомните слова со звуком [а], которые встретятся вам в сказке.

Почему А первая?

В комнате стоял страшный шум. Все буквы вылезали из азбуки и громко спорили: почему это А самая первая буква алфавита?

Долой самозванку А! - кричали гласные буквы. - Да здравствует «Абракадабра»! (то есть неразбериха).

Что же это делается, а? - шипели шипящие. - Букву, с которой начинается ангина и акула, ставить во главе азбуки! Ничего себе ш-шуточки…

Все правильно,- молча думали согласные буквы, - ведь недаром самые вкусные вещи - арбуз, апельсин, абрикос, ананас - начинаются на А.

Но громче всех кричала буква Я.

Я не понимаю, почему все же первая А, а не Я?!

А потому, - сказала молчавшая до сих пор А, - что самое первое слово каждого малыша начинается на А.

Это какое же такое слово? - не унималась Я.

Агу,- сказала А. - И, кроме того, я похожа на адмирала, стоящего на капитанском мостике. А всем известно, что адмирал должен быть всегда впереди!

Так! - сказал твердый знак. (Г. Юдин)

Кто больше?

1. Придумайте слова, в которых звук [а] был бы в начале (август, астры, аист), в середине (банка, собака, плавать), в конце слова (доска, сестра, голова).

2. Назовите имена людей, клички животных, в которых звук [а] был бы в начале (Аня, Андрей, Антон), в середине (Валя, Таня, Рая), в конце слова (Мурка, Буренка, Кнопка).

3. Вспомните слова о зиме со звуком [а] (зима? горка, сосулька, санки, варежки), без звука [а] (Дед Мороз, лед, лыжи, холод, снег, коньки).

4. Перечислите месяцы года, в которых есть звук [а] (январь, февраль, март, апрель, май, август и т. д.).

5. Подберите слова: с одним звуком (а) (арбуз, сад, кошка); с двумя (а) (астра, сарай, баран, краска, машина), с тремя (а) (рассада, барабан, карандаш), с четырьмя [а] (балалайка).

Любопытный.

На любой вопрос учителя называйте только слова, которые начинаются со звука (а), например:

Как тебя зовут?

Андрей (или Аня).

А фамилия?

Азбукин.

Откуда ты приехал?

Из Астрахани.

А что там растет?

А еще что?

Абрикосы.

Какие птицы там водятся?

Л на чем ты поедешь обратно?

На автобусе.

Какой подарок привезешь маме и папе?

Астры и альбом.

Доскажите словечко.

Он и волк, и Дед Мороз,
И смешит ребят до слез,
В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра - машинист.
Должен знать он очень много,
Потому что он … (артист).

Он верен морю, как матрос.
Предвестник бури … (альбатрос).

Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
И в лесу медведь проснулся,
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел? … (Апрель.)

Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый - все довольны,
Так приятен он на вкус,
И зовут его … (арбуз).

Всех на свете он добрей.
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит.
Это доктор … (Айболит).

Чтоб тебя я повез,
Мне не нужен овес.
Накорми меня бензином.
На копытца дай резины,
И тогда, поднявши пыль.
Побежит … (автомобиль).

Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется все … (алфавит).

Сочиним сказку.

Зайка

На лесной опушке жил зверек, в названии которого был звук (а). Отгадайте, кто это мог быть? (Заяц.)

У него был огород, в котором он выращивал овощи, в названии которых был звук (а). Как вы думаете, что это за овощи? (Капуста, репка, картофель, кабачки.) Осенью он собрал урожай и позвал на обед своих соседей. Каждый принес зайцу игрушку для его детей-зайчат. Как вы думаете, что это были за игрушки? (Машина, кукла, пирамидка и т. д.) Зайчатки были рады!

Буква

Буква потерялась, […]кула, […]кв[…]риум, […]стр[…], […]ист,

б[…]р[…]б[…]н, ст[…]к[…]н, н[…]гр[…]д[…]. ст[…]рт.

Слово рассыпалось. АРСТА (астра); АЗУБР (арбуз); ААРМ (рама); ААММ (мама).

Два колодца.

На доске - изображения двух колодцев и ведер с буквами. Надо выбрать ведро, чтобы буква, написанная на нем, подошла к тем, которые есть на срубе колодца. Должно получиться по четыре разных слова: бак, рак, мак, лак; бук, лук, сук, жук.

Превращение слов - волшебная цепочка.

1. Первое слово должно начинаться с буквы а, а последнее нею заканчиваться. (Астра - амбар - рак - кует - трава.)

2. Каждое последующее слово должно начинаться с последнего слога предыдущего. (Арба - барабан - банка - катер - термос - мостик - тик-так - такса - сажа - жаба.)

Веселые буквы

Рыбки плавали, ныряли,
В прятки весело играли.
Но однажды буква А
В гости к рыбкам приплыла…
Рыбкам сразу стало ясно:
С буквой А дружить опасно.
(Ответ: рыбки - рыбаки.)

Шторм .

Помогите поставить слова на свое место. Разыгралась буря. Волны обрушились на палубу корабля. Все перепуталось, книги рассыпались.

Из одного стихотворения исчезли слова: август, аппетит, астры, апельсины. Попробуйте вернуть их на место.

… выпал жаркий-жаркий.
Ах, как душно в зоопарке!
… пропал у пони.
… вянут на газоне,
А мартышка не страдает -
… уплетает!

Телеграмма.

Составьте текст телеграммы из букв заданного слова, например АДРЕС (Алик Дима решили ехать Саратов).

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Кроссворды

Подберите слова, начинающиеся с буквы а, но сначала разгадайте несколько загадок. (Помните - все они начинаются с а.)

Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома -
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый,
Он летает на охоту
За лягушками в болото. (Аист)

Берега зеленые, вода красная,
рыбки черные. (Арбуз)

Что за чудо - синий дом!
Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином! (Автобус)

Этот дом не деревянный,
Не из камня этот дом.
Он прозрачный,
Он стеклянный,
Нету номера на нем…

И жильцы в нем не простые,
Не простые, золотые.
Эти самые жильцы
Знаменитые пловцы. (Аквариум)

Отгадки записываются на доске: аист, арбуз, автобус, аквариум. Какие из этих слов можно вписать в клеточки первого, второго и следующих рядов?

Для среднего ряда слова не хватило. Оно зашифровано. Назовите, что изображено на рисунках (аист, волк, голубь, утка, слон, теленок).

Если по букве, ребята, возьмете
У нарисованных птиц и зверей,
Месяц хороший вы нам назовете…
Какой это месяц? Скажите скорей.
(Ответ: август.)

Если разгадаете кроссворд, то сможете узнать, какую книгу читают Веселые человечки.

1. Карандаш.
2. Незнайка.
3. Буратино.
4. Петрушка.
5. Дюймовочка.
6. Самоделкин.
(Веселые человечки читают «Азбуку».)

1. Крупная птица.
2. Исполнитель ролей в театре, кино.
3. Приятный запах. (Ответ: аист, актер, аромат.)

1. Садовый цветок.
2. Загадка: «Весь я кудрявый, даже завитком рога».
3. Зеленое огородное растение. (Ответ: астра, баран, салат.)

Придумайте четыре слова, оканчивающиеся на а, в которых а было бы и в середине. Поможет вам кроссворд.

Синоним слова сырость. (Влага.)

Зеленый покров земли. (Трава.)

Синоним слова известность. (Слава.)

Стремительное нападение на врага. (Атака.)

Анаграммы

Придумайте новые слова, состоящие из этих же букв, ио в другом порядке: атлас (салат); акт (так); адрес (среда); армия (Мария); автор (товар, отвар).

Ребусы

Перевертыши

Прочитайте предложения наоборот (справа налево):

АННА, БАРАБАН НА!

АСЯ, МОЛОКО ОКОЛО МЯСА.

АВОСЬ СОВА ТУТ.

АЛЛА РВАЛА ЛАВР.

АРБУЗ У ЗУБРА.

А ЛИЗА МАЗИЛА.

А РОЗА УПАЛА НА ЛАПУ АЗОРА.

Шарады

Роли я играл на сцене,
Выступал я на арене,
Буквы, видно, подшутили -

В утварь взяли превратили,
И теперь на кухне ловко
Натираю я морковку. (Актер - терка)

Я - сборник карт; от ударенья
Зависят два моих значенья:
Захочешь - превращусь в название.
Блестящей, шелковистой ткани я. (Атлас - атлас)

Загадки

Листья клена пожелтели,
В страны юга улетели
Быстрокрылые стрижи.
Что за месяц,
Подскажи! (Август)

Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька.
(Автомашина, автобус)

Посмотрите, дом стоит,
До краев водой налит,
Без окошек, но не мрачный,
С четырех сторон прозрачный.
В этом домике жильцы -
Все умелые пловцы.
(Аквариум)

На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей.
(Алфавит)

Стою на крыше -
Всех труб выше.
(Антенна)

День и ночь стоит на крыше
Этот чудо-постовой:
Все увидит, все услышит,
Всем поделится со мной!
(Антенна)

К нам приехали с бахчи
Полосатые мячи.
(Арбузы)

В таком порту бывал мой друг,
Где вовсе нет воды вокруг.
Но в этот порт все время шли
С людьми и грузом корабли.
(Аэропорт)

Скороговорки

Актер театра.

У Аграфены и Арины
Растут георгины.

Алеша Ульяне
Сигнал подает,
Ульяна услышит
Алешу найдет.

Пословицы и поговорки

Азбука - к мудрости ступенька.

Аккуратность человека красит.

Без букв и грамматики
Не учатся и математике.

Не надобен клад,
Коли в семье лад.

Не та дружба сильна,
Что в словах заключена.

Под лежачий камень
И вода не течет.

Без труда нет и плода.

Мал да удал.

Сам погибай,
А товарища выручай.

Веселые стихи

Буква А

За первой партой
Посадили перед картой,
А на карте вся земля -
Реки, горы и поля.

И спросили, кем она
Стать мечтает, буква А?

А если в город выйдет,
Всю улицу пройдет,-
Все вывески осмотрит
И букву А найдет.
Аэрофлот,
Аптека,
Гастроли,
Гастроном.
Забралась наша буква
Почти на каждый дом!
(С. Козлов)

Аист крылья расправляет,
Аист книгу раскрывает.
В книге - буквы и слова.
Аист видит букву А.
И, надев очки на нос,
Он читает: - АБ-РИ-КОС.
(Г. Сатир)

Аист ест большой арбуз -
С виду алый,
А на вкус?
Он и сам не разберет:
То ли сахар,
то ли мед.
(Г. Сатир)

Детский фольклор, потешки

Алена - плакса -
В тетрадке клякса.
Возьми резинку -
Сотри слезинку.

Кукле шарф вязала Алла,
До конца не довязала.
Убирала Алла стал,
Подмести собралась пол…
Подмести не подмела,
Только время провела.

Путаница

На помощь! В большой водопад
Упал молодой леопад!
Ах, нет! Молодой леопард
Свалился в большой водопард.
Что делать - опять невпопад.
Держись, дорогой леопад!
Верней, дорогой леопард!
Опять не выходит впопард!
(И. Токмакова)

Считалки

Аист-птица, аист-птица.
Что тебе ночами снится?
- Мне? Болотные опушки!
- А еще?
- Еще? Лягушки!
Их ловить - не изловить…
Вот и все!
Тебе водить!

Шел баран
По крутым горам,
Вырвал травку,
Положил на лавку.
Кто ее возьмет,
Тот и вон пойдет.

Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька - для ежа,
Эта долька - для стрижа,
Эта долька - для утят,
Эта долька - для котят,
Эта долька - для бобра.
А для волка… кожура.
Он сердит на нас - беда!!!
Разбегайтесь кто куда.

СЛОВАРЬ

(Крылатые слова и выражения, происхождение слов)

С азов. Начинать с азов, то есть с самого начала, с простого. (Аз - так называлась раньше первая буква русского алфавита.)

Альфа и омега. Начало и конец. Сущность, основа, самое главное. (Альфа и омега - это первая и последняя буква греческого алфавита.)

Америку открывать (ирон.). Говорить, объявлять о том, что всем давно известно.

Аршин проглотить. Держаться неестественно прямо. (Аршин - старинная мера длины, равная 71 см, обычно в виде прямой палки.)

На свой аршин мерить. Судить о ком-то или о чем-то только по своим представлениям, подходя к оценке людей, явлений, обстоятельств одинаково, без учета индивидуальных особенностей.

На авось. Действовать в расчете на счастливую случайность, на счастливый исход.

Ахиллесова пята. Наиболее уязвимое место у кого-либо. (Из греческого мифа об Ахиллесе, тело которого было неуязвимо, за исключением пятки, за которую его держала мать, богиня Фетида, погружая в чудодейственную священную реку Стикс. Именно в эту пятку и был смертельно ранен Ахиллес стрелой Париса.)

Арабские сказки. Употребляется в значении: что-нибудь удивительное, неожиданное, невероятное.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ

Декламируя одно из стихотворений про букву а (например:

А - начало алфавита,
А узнать ее легко:
Тем она и знаменита.
Ноги ставит широко),

дети должны стоять широко расставив ноги. На каждый счет руки поочередно: на пояс, на плечи, вверх, два хлопка,
на плечи, на пояс, вниз - два хлопка.

Темп постепенно убыстряется.

Аист

Дети декламируют стихотворение, повторяя за «аистом» все движения:

Аист, аист, длинноногий,
Покажи домой дорогу.

Аист отвечает:

Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова - правою ногой,
Снова - левою ногой,
После - правою ногой,
После - левою ногой,
Вот тогда придешь домой.