Нападение на трою. Троянская война. Всё о троянской войне. Причина Троянской войны – похищение Елены Парисом

После десяти лет изнурительной войны и осады в одно прекрасное утро троянцы, не веря своим глазам, увидели, что лагерь греков пуст, а на берегу стоит огромный деревянный конь с посвятительной надписью: "В благодарность за будущее благополучное возвращение домой ахейцы посвящают этот дар Афине". Древние люди относились к священным дарам с большим пиететом, и, по решению царя Приама, конь был внесен в город и водворен в посвященной Афине цитадели. С приходом ночи сидевшие в коне вооруженные ахейцы выбрались наружу и напали на спящих жителей города. Так, благодаря коню, была захвачена Троя, так закончилась Троянская война.
В наше время эта легенда известна каждому, а сам троянский конь давно стал нарицательным понятием - наши ироничные современники даже назвали его именем разрушительный компьютерный вирус. То, что Троя пала из-за коня, воспринимается как аксиома. Но если кого-нибудь спросить, а почему причиной гибели Трои стал именно конь, - человек, скорее всего, затруднится с ответом.

А в самом деле, почему?
Оказывается, этим вопросом задавались уже в древности. Многие античные авторы пытались найти разумное объяснение легенде. Высказывались самые разнообразные предположения: к примеру, что у ахейцев была боевая башня на колесах, сделанная в форме коня и обитая конскими шкурами; или что грекам удалось проникнуть в город через подземный ход, на двери которого была нарисована лошадь; или что лошадь была знаком, по которому ахейцы в темноте отличали друг друга от противников... Сейчас принято считать, что троянский конь является аллегорией какой-то военной хитрости, примененной ахейцами при взятии города.

Версий много, но, признаться, ни одна из них не дает удовлетворительного ответа. Наверное, наивно было бы считать, что в этом коротком исследовании нам удастся исчерпывающе ответить на такой "старый" вопрос, но попытаться все же стоит. Кто знает - быть может, троянский конь чуть-чуть приоткроет нам свою тайну.
Итак, попробуем войти в положение ахейцев. Имитируя снятие осады, они должны были оставить под стенами Трои нечто такое, что троянцы были бы просто обязаны взять в город. Скорее всего, эту роль должен был сыграть посвятительный дар богам, потому что пренебречь священным даром с точки зрения древнего человека означало нанести оскорбление божеству. А с разгневанным божеством шутки плохи. И вот, благодаря надписи на боку, деревянная статуя получает статус дара богине Афине, покровительствовавшей и ахейцам, и троянцам. Что делать с таким сомнительным "подарком"? Пришлось его (хотя и с некоторой опаской) внести в город и установить в священном месте.
Однако роль посвятительного дара могло сыграть практически любое священное изображение. Почему же был выбран именно конь?
Троя издавна славилась своими лошадьми, из-за них со всех краев света сюда приезжали торговцы, из-за них же на город часто совершались набеги. В "Илиаде" троянцев называют "hippodamoi", "укротители лошадей", а легенды рассказывают, что у троянского царя Дардана был табун великолепных коней, ведущих свое происхождение от самого северного ветра Борея. Вообще, лошадь была одним из самых близких к человеку существ в древней коневодческой, земледельческой и воинской культуре. С этой точки зрения, для ахейских воинов было вполне естественным в качестве посвятительного дара оставить под стенами Трои коня.
Кстати, образы для священных статуй и жертвенных даров выбирались не случайно. У каждого божества были посвященные ему животные, их облик оно могло принимать: так, Зевс в мифах превращается в быка, Аполлон - в дельфина, а Дионис - в пантеру. В культурах Средиземноморья лошадь в одном из своих аспектов связывалась с плодородием полей, с обильным урожаем, с матерью-землей (в древнейшей мифологии богиня Деметра иногда превращалась в кобылу). Но в то же время прекрасное свободолюбивое животное часто ассоциировалось с буйной, стихийной и неконтролируемой силой, с землетрясениями и разрушением и в этом качестве было священным животным бога Посейдона.

Так, может быть, ключ к разгадке троянского коня - в "Колебателе земли" Посейдоне? Среди Олимпийцев этот бог отличался необузданным характером и склонностью к разрушениям. Да и с Троей у него были старые счеты. Возможно, разрушение Трои конем - лишь аллегория сильного землетрясения, погубившего город?

Оказывается, это действительно произошло. Но только было это с другой Троей.

До Приама правителем Трои был царь Лаомедонт, прославившийся своей скупостью и коварством. Однажды наказанные Зевсом боги Аполлон и Посейдон были отданы ему в услужение. Аполлон пас стада, а Посейдон подвизался как строитель: возводил вокруг города неуязвимые стены. Однако по истечении срока боги не получили вознаграждения за свою работу и были с угрозами выгнаны. Тогда они наслали на город эпидемию и морское чудовище. Спасти Трою от чудовища вызвался Геракл и успешно осуществил свое предприятие, но жадный царь и здесь пожалел положенной награды - не отдал волшебных белых коней. Тогда Геракл собрал войско, вернулся под стены Трои, разрушил город до основания и убил Лаомедонта, а на царство посадил Приама ("Приам" означает "купленный": он действительно был выкуплен из рабства своей сестрой).

Современные археологи считают, что легендарная Троя Лаомедонта имеет свой исторический аналог - так называемую Трою VI, погибшую от сильного землетрясения незадолго до событий Троянской войны. Но землетрясения, как известно из мифологии, насылал в гневе "Колебатель земли" Посейдон. Возможно, что разрушивший город катаклизм принял в мифе аллегорическую форму гнева Посейдона на троянцев. К тому же, белые кони, его священные животные, формально послужили причиной катастрофы. (Трою словно преследовал какой-то рок: дважды быть разрушенной из-за коней!)

К сожалению, божественный гнев вряд ли имел отношение к троянскому коню. Троя Приама пала не из-за катаклизма (это доказано и археологами), а была захвачена и разграблена ахейцами. Кроме того, в Троянской войне Посейдон принимает сторону троянцев, а идею проникнуть в город с помощью коня подсказывает его извечная соперница Афина.

Итак, Посейдоном символика коня не исчерпывается...

В некоторых, особенно архаических, традициях лошадь символизирует переход в иное пространство, в другое качественное состояние, в недоступное для обычных средств место. На коне о восьми ногах шаман совершает свое мистическое путешествие, у этрусков лошадь перевозит души умерших в подземное царство, чудесный конь Бурак переносит Мухаммада на небо. Да что далеко ходить - вспомните нашего Конька-Горбунка, который переносит Иванушку и в Тридевятое царство, и в гости к Солнцу и Луне.

Вы спросите, какое это имеет отношение к Трое? Самое непосредственное. Согласно Гомеру, Троянская война длилась почти десять лет, в течение десяти лет ахейцы не могли взять стены города, построенные, согласно мифу, самим богом Посейдоном. Фактически, Троя с точки зрения мифа была "недоступным" местом, своего рода "заколдованным городом", который нельзя было победить обычными средствами. Для того чтобы попасть в город, героям требовалась даже не военная хитрость, а особый, магический "перевозчик". И таким перевозчиком становится деревянный конь, с помощью которого они осуществляют то, что безуспешно пытались сделать десять лет (естественно, говоря о деревянном коне-перевозчике и "заколдованном городе", мы подразумеваем не историческую, а мифологическую реальность).

Но если следовать этой версии, то Троя, описанная Гомером, получает совершенно особое значение. Речь идет уже не о небольшой крепости на берегу Понта и даже не о столице древнего малоазийского государства. Гомеровская Троя получает статус некоего трансцендентного места, за которое ведется сражение. И битвы, происходящие под стенами и в стенах этой Трои, - отнюдь не вендетта между двумя племенами, а отражение событий, получающих мировое значение. Троянский же конь открывает последний акт этой мировой драмы.

Кстати, это подтверждается и размахом войны. Археологически Троя - всего лишь небольшая крепость. Почему же для ее взятия, согласно Гомеру, отправляются корабли из 160 городов-государств Греции - от 10 до 100 кораблей, то есть флот минимум в 1600 кораблей? А если умножить на 50 воинов на каждом - это армия более чем в 80 тыс. человек! (Для сравнения: Александру Македонскому потребовалось около 50 тыс. человек, чтобы завоевать всю Азию.) Даже если это авторская гипербола, она свидетельствует о том, что Гомер придавал этой войне исключительное значение.

Что же произошло под стенами гомеровской Трои?

Обычно считается, что война началась со знаменитого пира богов на свадьбе Пелея и Фетиды, родителей Ахилла, на котором богиня раздора подбросила яблоко с надписью "Прекраснейшей" и три богини - Афина, Гера и Афродита - поспорили между собой за право получить его. Их спор разрешает сын Приама, Парис, который, соблазнившись перспективой иметь самую прекрасную в мире супругу (Елену), присуждает яблоко Афродите (дальше Парис похищает Елену, и разыгрывается война).

Но, на самом деле, война началась гораздо раньше: когда Зевс, устав от жалоб матери-Земли, которой человеческий род причинял страдания своим нечестием, решил уничтожить часть человечества, но не с помощью катаклизма, а руками самих же людей. Цель "мировой драмы" ясна, дело за главными действующими лицами.

Тогда от брака Зевса и Немесиды рождается Елена, совершенная красота, за которую будет сражаться весь героический мир. От брака Пелея и Фетиды рождается последний величайший из смертных - герой Ахилл. И наконец, рождается сам "зачинщик" войны Парис с предсказанием, что он погубит Троянское царство. Итак, все действующие лица есть, происходит похищение Елены и развязывается война, настоящая цель которой - уничтожить два великих царства и лучших из героев древнего мира.

И задуманное Зевсом свершается: под стенами Трои погибают практически все герои, и ахейцы, и троянцы. А из тех, кто выживет в войне, многие погибнут по дороге домой, кто-то, как царь Агамемнон, дома найдет смерть от рук близких, кто-то будет изгнан и проведет жизнь в скитаниях. По сути, это конец героического века. Под стенами Трои нет победителей и нет побежденных, герои уходят в прошлое, и наступает пора обыкновенных людей.

Кстати, любопытно, что конь символически связан также с рождением и смертью. Лошадь из дерева ели, вынашивающая что-то в своем чреве, символизирует рождение нового, а троянский конь сделан как раз из еловых досок, и в его полом животе сидят вооруженные воины. Получается, что троянский конь несет смерть для защитников крепости, но в то же время означает и рождение чего-то нового.

Современные исследователи датируют Троянскую войну примерно 1240 г. до н.э. (археологически на эту дату приходится гибель Трои VII). Примерно в это же время в Средиземноморье произошло еще одно важное событие: началось одно из великих переселений народов. С севера на Балканский полуостров двинулись племена дорийцев, варварского народа, который полностью уничтожил древнюю микенскую цивилизацию. Лишь по прошествии нескольких столетий Греция возродится и можно будет говорить о греческой истории. Разрушения будут настолько велики, что вся додорийская история станет мифом (настолько, что только с середины XIX столетия ученые начнут всерьез говорить о микенской Греции и о Трое, а до этого они будут считаться сказкой). Из тех 160 греческих государств, которые упоминаются Гомером в "Каталоге кораблей", половина перестанет существовать, а самые великие, Микены, Тиринф и Пилос, превратятся в маленькие деревеньки. Троянская война станет своеобразным рубежом между древним и новым миром, между микенской и классической Грецией.

Из героев, сражавшихся под стенами Трои, в живых остались лишь двое: Одиссей и Эней. И это не случайно. Оба они имеют особую миссию. Эней отправится, чтобы создать свою "новую Трою" и положить начало Риму, цивилизации грядущего мира. А Одиссей... "Многомудрый и многострадальный" герой совершит великое странствие домой, чтобы найти свою землю обетованную. Чтобы в своем странствии потерять и снова обрести все, что ему дорого, включая собственное имя. Чтобы дойти до границ обитаемого мира и побывать в странах, которые никто не видел и откуда никто не возвращался. Чтобы спуститься в мир мертвых и снова "воскреснуть" и долго скитаться по волнам Океана, великого символа Бессознательного и Неведомого.

Одиссей совершит великое странствие, в котором символически умрет "старый" человек и родится "герой нового времени". Он перенесет великие страдания и гнев богов. Это будет новый герой - энергичный, проницательный и мудрый, любознательный и ловкий. Своим неистребимым стремлением познать мир, своим умением решать проблемы не физической силой и доблестью, а острым умом он не похож на героев "старого" мира. Он вступит в противоборство с богами, и боги вынуждены будут отступить перед человеком.

Наверное, неслучайно поэтому Одиссей станет идеалом наступающей эпохи - классической Греции. Вместе с Троей безвозвратно уйдет старый мир, а с ним уйдет что-то таинственное и сокровенное. Но родится нечто новое. Это будет мир, героем которого станет человек: мастер и путешественник, философ и гражданин, человек, больше не зависящий от сил Рока и игры богов, но создающий свою судьбу и свою историю сам.
О характерных особенностях зарождавшегося военного искусства данного периода можно составить себе представление по героической поэме древнегреческого поэта Гомера “Илиада”, в которой он описывает один из эпизодов Троянской войны, происходившей между ахейцами (греками) и троянцами в XII веке до н. э. Однако при этом следует учесть, что поэма была создана в середине IX века до н. э., т. е. спустя 300 лет после Троянской войны. Следовательно, “Илиада” создавалась по преданиям. Кроме того, как правильно отмечал греческий историк Фукидид, Гомер преувеличил значение этой войны и приукрасил ее, а поэтому к сведениям поэта надо относиться очень осторожно. Но нас, прежде всего, интересуют приемы ведения боя в тот период - от Троянской войны до Гомера включительно, - о которых сообщает поэт.

Город Троя был расположен в нескольких километрах от берега Геллеспонта (Дарданельский пролив). Через Трою проходили торговые пути, которыми пользовались греческие племена. Видимо, троянцы мешали торговле греков, это заставило греческие племена объединиться и начать войну с Троей. Но троянцев поддерживали многочисленные союзники (Ликия, Мисия и др.), вследствие чего война приняла затяжной характер и продолжалась более девяти лет.

Город Троя (теперь на его месте находится турецкое местечко Гиссарлык) был обнесен высокой каменной стеной с зубцами. Ахейцы не решались штурмовать город и не блокировали его. Боевые действия происходили на ровном поле между городом и лагерем ахейцев, который располагался на берегу Геллеспонта. Троянцы иногда врывались в лагерь противника, пытаясь зажечь греческие корабли, вытащенные на берег.

Гомер подробно перечислил корабли ахейцев и насчитал 1186 судов, на которых было перевезено стотысячное войско. Несомненно, что число кораблей и число воинов преувеличены. Кроме того, надо учесть, что эти корабли были просто большими лодками, так как их легко вытаскивали на берег и довольно быстро спускали на воду. Такой корабль не мог поднять 100 человек.

Поэтому вернее будет предположить, что у ахейцев было несколько тысяч воинов. Возглавлял это войско Агамемнон, царь “многозлатых Микен”. Во главе воинов каждого племени стоял свой вождь.

Главным оружием греческих воинов было копье для метания с медным наконечником, поэтому ахейцев Гомер называет “копьеборными”.

Кроме того, воин имел медный меч и хорошее защитное вооружение: поножи, панцирь на груди, шлем с конской гривой и большой, окованный медью щит. Племенные вожди сражались на боевых колесницах или спешившись. Рядовые воины были вооружены хуже: они имели копья, пращи, “секиры двуострые”, топоры, луки со стрелами, щиты и являлись опорой для своих вождей, которые сами вступали в единоборство с лучшими воинами Трои. Из описаний Гомера мы можем представить обстановку, в которой проходило единоборство. Противники располагались недалеко друг от друга.
Боевые колесницы выстраивались в ряд; воины снимали свои доспехи и складывали их рядом с колесницами, затем усаживались на землю и наблюдали за единоборством своих вождей. Единоборствующие сначала метали копья, затем бились медными мечами, которые скоро приходили в негодность. Лишившись меча, сражавшийся укрывался в рядах своего племени или же ему подавали новое оружие для продолжения борьбы. С убитого победитель снимал доспехи и забирал его оружие.

Для ведения боя боевые колесницы и пехота размещались в определенном порядке. Боевые колесницы выстраивались впереди пехоты в линии с сохранением равнения, “чтобы никто, на искусство и силу свою полагаясь, против троян впереди остальных в одиночку не бился, чтоб и обратно не правил”. За боевыми колесницами, прикрываясь “выпуклобляшными” щитами, строились пешие воины, вооруженные копьями с медными наконечниками. Пехота строилась в несколько шеренг, которые Гомер называет “густыми фалангами”. Вожди выстраивали пехоту, загоняя трусливых воинов в середину, “чтоб и тому, кто не хочет, сражаться пришлось поневоле”.

В бой сначала вступали боевые колесницы, а затем “непрерывно одна за другой фаланги ахейцев двигались в бой на троянцев”, “молча шагали, вождей опасаясь своих”.

Пехота сначала наносила удар копьями, а затем рубилась мечами. С боевыми колесницами пехота боролась при помощи копий. Участвовали в бою и лучники, но стрела считалась малонадежным средством даже в руках отличного лучника.

Исход борьбы решали физическая сила и искусство владения оружием. Примитивное оружие часто отказывало: медные наконечники копий гнулись, а мечи от сильных ударов ломались. Маневр на поле боя еще не применялся, но уже появились зачатки организации взаимодействия боевых колесниц и пеших воинов.

Обычно бой продолжался до наступления ночи. Ночью, если достигалось соглашение, сжигались трупы. Если же соглашения не было, противники выставляли стражу, организуя охрану войска, находившегося в поле, и оборонительных сооружений (крепостной стены и укреплений лагеря - рва, заостренных кольев и стены с башнями). Стража, состоявшая обычно из нескольких отрядов, размещалась позади рва. Ночью высылалась разведка в стан врага с целью захвата пленных и выяснения намерений противника, проводились собрания племенных вождей, на которых решался вопрос о дальнейших действиях. Утром бой возобновлялся.

Троянцы, добившись успеха в бою, отбросили ахейцев к их укрепленному лагерю. Затем они перебрались через ров и начали штурмовать стену с башнями, но были отброшены. Однако вскоре им удалось разбить камнями ворота и ворваться в лагерь ахейцев. Завязался бой у кораблей. До этого времени некоторые воины не участвовали в бою, вследствие межплеменной розни. Опасность заставила ахейцев сплотиться, в результате чего у кораблей троянцы встретили свежие силы противника. Это был плотный строй сомкнутых щитов “пика близ пики, щит у щита, заходя под соседний”. Воины выстроились в несколько шеренг, вследствие чего “в смелых колеблясь руках, слоями тянулись копья”. В этом строю ахейцы отразили троянцев, контратакой - “ударами острых мечей и пик двуконечных” - отбросили их.

Описывая ход боя у ахейских кораблей, Гомер показал некоторые моменты тактического порядка. Он упоминает о засадах, в которых, по его словам, больше всего проявляется доблесть воинов, говорит о выборе подоспевшими на помощь ахейцами места для нанесения удара: “Где, Девкалид, ты намерен напасть на троянское войско? С правого ль хочешь ударить крыла на врагов, в середине ль, с левого ль?”. Было решено удар нанести с левого крыла.

Многодневный бой не решил исхода войны. В конечном итоге Троя была взята хитростью. Ахейцы спустили свои корабли на воду, погрузились и отплыли. Пока троянцы, опьяненные успехом, праздновали победу, один из отрядов ахейцев ночью тайно проник в Трою, открыл ворота города и впустил свое войско, вернувшееся из-за острова, за которым оно укрывалось. Троя была разграблена и уничтожена. Так закончилась многолетняя Троянская война

Троянская война – это одна из самых известных войн древности. Ведь в ней столкнулись интересы крупных государств, а также участвовало множество известных героев того времени. Троянская война преподносится нам в виде мифов и легенд, что требует от историков кропотливого анализа для создания картины тех событий.

Современные историки считают, что Троянская война произошла в период с 1240 по 1230 гг. до н.э. Хотя эта дата очень приблизительная. Мифы гласят, что причиной войны послужило похищение Парисом Елены, которая была замужем за царём Спарты Менелаем. Также Парис, кроме Елены, прихватил часть богатств у спартанского царя. Этот факт сподвигло Менелая идти войной на Трою. Остальные греки присоединились к нему, ведь при замужестве Елены был составлен договор, что все претенденты на ее руку будут защищать Елену и ее избранника, а претендовали на ее руку почти все цари Греции.

Другая версия начала войны звучит более правдоподобно. Троя мешала торговать греческим народам с остальным миром. Брала с их кораблей значительный налог, а недовольных просто топила. Грекам пришлось объединиться для защиты своих экономических интересов и пойти войной на Трою.

Было много разногласий между греками, не все хотели воевать. Начало войны было весьма неудачным. По ошибке вместо берегов Трои греки высадились в районе Мизии, где правил Телеф, дружественный им царь. Но не поняв этого, они напали на его владения. И лишь после кровопролитной битвы была понятна ошибка, и войско отправилось дальше к цели. Но на пути их ждали новые проблемы. Шторм раскидал по морю их корабли, что значительно затянуло время их прибытия к цели.

К берегам Трои добралось 1,186 кораблей и около 100 тысяч людей. Троянцы отважно защищали свою землю. В этом им помогали союзники и наемники, которых было великое множество. Про первые девять лет войны к нам дошла очень скудная информация. Ведь эти события были описаны в поэме «Киприада», которая, к сожалению, была потеряна. Но из мифов и легенд, которые до нас дошли, известно, что в этот период часто случались конфликты между греками, ведь некоторые командиры хотели покинуть эту войну и уехать. Другие желали продолжения. Также часто вспоминались давние конфликты. В этот период ведущую роль занимал Ахилл. Он совершал набеги на близкие города, разграбляя их. Ахиллом было уничтожено около двадцати городов возле берега и близко одиннадцати поселков вдали от берега.

В этот отрезок времени был проведен поединок между Парисом и Менелаем, в котором Менелай одержал победу. Побежденный Парис должен был отдать Елену и уплатить дань. Война должна быть окончена. Но остальных греков это не устраивало. Они хотели продолжения войны и уничтожения Трои.

Продолжение войны было весьма неудачным. Греков часто оттесняли к своим укреплениям. Их корабли сжигали. И лишь благодаря большому количеству солдат, они удерживали свои позиции. В боях погибли многие известные герои тех времен, такие как Ахилл, Патрокл и многие другие.

Все эти неудачи заставили греков пойти на хитрость. Мастером Эпеем был построен гигантский деревянный конь. Он был оставлен неподалеку возле стен, а в нем спрятались лучшие греческие воины. В это время основные греческие силы спалили свой лагерь и отплыли в море, давая понять, что война окончена. Троянцы, обнаружив деревянного коня, подумали, что это дары богов за их победу над греками и втянули его в город. В честь победы они устроили пир, охрана потеряла бдительность. В полночь греки вылезли из своего убежища, дали сигнал своим кораблям и отворили ворота.

Армия греков лавиной хлынула на спящий город, защитники ничего не смогли сделать, чтобы спасти город. Около двух дней греки грабили Трою. Жители были убиты или угнаны в рабство, а сам город был сожжен дотла.


Эфиопы

Троя́нская война́ - легендарная война, сказания о которой были распространены в греческом народе ещё до сложения Гомеровского эпоса: автор первой рапсодии «Илиады » предполагает в своих слушателях подробное знакомство с циклом этих сказаний и рассчитывает на то, что Ахилл , Атрей , Одиссей , Аякс Великий , Аякс Малый , Гектор уже знакомы им.

Разрозненные части этого сказания принадлежат разным векам и авторам и представляют собою хаотическую смесь, в которой историческая правда незаметными нитями связана с мифом. С течением времени желание вызвать интерес у слушателей новизной сюжета побуждало поэтов вводить всё новых героев в излюбленные сказания: из героев «Илиады » и «Одиссеи » Эней , Сарпедон , Главк , Диомед , Одиссей и много второстепенных действующих лиц, согласно некоторым гипотезам, совершенно чужды древнейшей версии Троянского сказания. Введён был в сказания о битвах под Троей ещё ряд других героических личностей, таких, как амазонка Пентесилея , Мемнон , Телеф , Неоптолем и других.

Наиболее подробно сохранившееся изложение событий Троянской войны содержится в 2 поэмах - «Илиаде» и «Одиссее»: главным образом этим двум поэмам Троянские герои и события Троянской войны обязаны своей славой. Поводом к войне Гомер указывает квазиисторический факт похищения Елены .

Датировка [ | ]

Датировка Троянской войны является спорной, однако большинство исследователей относят её к рубежу XIII-XII вв. до н. э. Спорным остаётся вопрос о «народах моря » - стали ли они причиной Троянской войны или, наоборот, их движение было вызвано результатами Троянской войны.

Перед войной [ | ]

См. также Киприи

Суд Париса, Хуан де Хуанес

Согласно древнегреческому эпосу, на свадьбу героя Пелея и нереиды Фетиды , ещё не родившемуся сыну которой богиня правосудия Фемида предрекла, что он превзойдёт своего отца, явились все олимпийские боги, кроме богини раздора Эриды ; не получив приглашения, последняя подбросила среди пирующих золотое яблоко Гесперид с надписью: «Прекраснейшей», за это звание последовал спор между богинями Герой , Афиной Палладой и Афродитой . Они попросили Зевса рассудить их. Но тот не хотел отдавать предпочтение какой-то из них, потому что самой прекрасной считал свою дочь Афродиту , но Гера приходилась ему царствующей супругой и сестрой, а Афина - дочерью. Тогда он отдал суд сыну царя Трои Приама - Парису , считавшемуся самым красивым мужчиной.

Парис отдал предпочтение богине любви, потому что та пообещала ему любовь прекраснейшей в мире женщины, супруги спартанского царя Менелая Елены . Парис отплыл в Спарту на корабле, построенном Фереклом . Менелай радушно принял гостя, но вынужден был отплыть на Крит, чтобы похоронить своего деда Катрея . Афродита влюбила Елену в Париса, и та отплыла с ним, взяв с собой сокровища Менелая и рабынь Эфру и Климену . По пути они посетили Сидон .

Похищение Елены было ближайшим поводом к объявлению войны народу Париса. Решив отомстить обидчику, Менелай и его брат царь Микен Агамемнон (Атриды) объезжают греческих царей и склоняют их к участию в походе на троянцев. Это согласие было дано предводителями отдельных народов в силу клятвы, которой ранее связал их отец Елены, Тиндарей . Главнокомандующим экспедиции был признан Агамемнон ; после него привилегированное положение в войске занимали Менелай , Ахилл , два Аякса (сын Теламона и сын Оилея), Тевкр , Нестор , Одиссей , Диомед , Идоменей , Филоктет и Паламед .

Не все охотно приняли участие в войне. Одиссей пытался уклониться, притворившись безумным, но Паламед разоблачил его. Кинир не стал союзником греков. Пемандр и Тевтис не участвовали в походе. Фетида пытается укрыть своего сына у Ликомеда на Скиросе, но Одиссей находит его, и Ахилл охотно присоединяется к войску. Дочь Ликомеда Деидамия рождает Ахиллу сына Неоптолема .

Состоявшая из 100 000 воинов и 1186 кораблей армия собралась в Авлидской гавани (в Беотии , при проливе, отделяющем Евбею от материка Греции).

Здесь во время жертвоприношения из-под алтаря выползла змея, взобралась на дерево и, пожрав выводок из 8 воробьев и воробьиную самку, обратилась в камень. Один из состоявших при войске гадателей, Калхант , вывел отсюда, что предстоящая война будет продолжаться девять лет и окончится на десятый год взятием Трои .

Начало войны [ | ]

Агамемнон приказал войску садиться на корабли и достиг Азии. Греки высадились по ошибке в Мизии. Там произошла битва, в которой Ферсандр был убит Телефом, но сам Телеф был тяжело ранен Ахилесом , а его войско было разбито.

Затем, будучи отнесены бурей от берега Малой Азии, ахейцы вновь прибыли в Авлиду и оттуда уже вторично отплыли под Трою по принесении в жертву богине Артемиде дочери Агамемнона, Ифигении (последний эпизод Гомером не упоминается). Телеф, прибывший в Грецию, указал морской путь ахейцам и был исцелен Ахиллом.

Причалив на Тенедосе, греки захватывают остров. Ахилл убивает Тенеса . Когда греки приносят жертвы богам, Филоктета укусила змея. Его оставляют на пустынном острове.

Высадка в Троаде окончилась благополучно лишь после того, как Ахиллес убил царя троадского г. Колон, Кикна , пришедшего на помощь троянцам. Протесилай , первый из высадившихся на берег ахейцев, был убит Гектором .

Когда греческое войско расположилось лагерем на Троянской равнине, Одиссей и Менелай отправились в город для переговоров о выдаче Елены и примирении враждующих сторон. Несмотря на желание самой Елены и совет Антенора окончить дело примирением, троянцы отказали грекам в удовлетворении их требования. Число троянцев, которыми командует Гектор, меньше числа греков, и хотя на их стороне имеются сильные и многочисленные союзники (Эней , Главк и др.), но, боясь Ахиллеса, они не решаются дать решительное сражение.

С другой стороны, ахейцы не могут взять хорошо укрепленный и защищаемый город и ограничиваются тем, что опустошают окрестности и ради добычи провианта предпринимают, под начальством Ахиллеса, более или менее отдаленные походы на соседние города.

В битве сын Тидея Диомед, руководимый Афиной, совершает чудеса храбрости и ранит даже Афродиту и Ареса (5 рапс.). Менелай убивает Пилемена , но Сарпедон сражает царя Родоса Тлеполема .

Намереваясь вступить в единоборство с ликийцем Главком , Диомед узнает в нём старинного гостя и друга: взаимно обменявшись оружием, противники расходятся (6 рапс.).

День оканчивается нерешительным поединком вернувшегося в сражение Гектора с Аяксом Теламонидом. Во время заключённого обеими сторонами перемирия предаются земле убитые, и греки, по совету Нестора, окружают свой лагерь рвом и валом (7 рапс.).

Битва начинается снова, но Зевс запрещает богам Олимпа принимать в ней участие и предопределяет, что она должна окончиться поражением греков (8 рапс.).

На следующую ночь Агамемнон уже начинает помышлять о бегстве от стен Трои, но старый и мудрый царь Пилоса Нестор советует ему примириться с Ахиллом. Попытки отправленных с этой целью к Ахиллу послов не приводят ни к чему (9 рапс.).

Между тем Одиссей и Диомед выходят на разведку, захватывают в плен троянского шпиона Долона и убивают фракийского царя Реса , прибывшего на помощь к троянцам (10 рапс.).

На следующий день Агамемнон оттесняет троянцев к городским стенам, но сам он, Диомед, Одиссей и другие герои оставляют битву вследствие полученных ран; греки удаляются за стены лагеря (11 рапс.), на который троянцы производят нападение. Греки храбро сопротивляются, но Гектор разбивает ворота, и толпа троянцев беспрепятственно проникает в греческий стан (12 рапс.).

Ещё раз греческие герои, особенно оба Аякса и царь Крита Идоменей, с помощью бога Посейдона, успешно оттесняют троянцев, причём Идоменей убивает Асия , Аякс Теламонид повергает Гектора ударом камня на землю; однако Гектор вскоре снова появляется на поле битвы, исполненный крепости и сил, которые по приказанию Зевса вселил в него Аполлон (13 рапс.). Троянец Деифоб убивает Аскалафа , а Гектор сражает Амфимаха , Полидамант же (14 рапс.) убивает Профоенора .

Посейдон вынужден предоставить греков их участи; они снова удаляются к кораблям, которые Аякс тщетно пытается защитить от приступа неприятелей (15 рапс.). Троянцы атакуют: Агенор убивает Клония , а Медонт сражен Энеем .

Когда передний корабль уже охвачен пламенем, Ахилл, уступая просьбам своего любимца Патрокла, снаряжает его в битву, предоставив в его распоряжение собственное оружие. Троянцы, полагая, что перед ними - сам Ахилл, бегут; Патрокл преследует их до городской стены и убивает при этом множество неприятелей, включая Пирехма и храброго Сарпедона , тело которого троянцы отбивают только после ожесточенной борьбы. Наконец Гектор при содействии стреловержца Аполлона убивает самого Патрокла (16 рапс.); оружие Ахилла достается победителю (17 рапс.). В борьбе за тело Патрокла Аякс Теламонид убивает Гиппофоя и Форкия , а Менелай поражает Евфорба . Ахеец Схедий гибнет от руки Гектора .

Ахилл, подавленный личным горем, раскаивается в своем гневе, примиряется с царем Агамемноном и на следующий день, вооружившись в новые блестящие доспехи, изготовленные для него богом огня Гефестом по просьбе Фетиды (18 рапс.), вступает в битву с троянцами. Многие из них гибнут, и в том числе Астеропей и главная надежда троянцев - Гектор (19-22 рапсодия).

Погребением Патрокла, празднованием устроенных в честь его похоронных игр, возвращением Приаму тела Гектора, погребением главного защитника Трои и установлением для этой последней цели 12-дневного перемирия заканчиваются события, составляющие содержание Илиады.

Заключительный этап войны [ | ]

Троянский конь, Джованни Доменико Тьеполо

Тотчас после смерти Гектора амазонки приходят на помощь к троянцам, вскоре в битве их царица Пенфесилея убивает Подарка , но сама погибает от руки Ахилла .

Затем на помощь троянцам приходит войско эфиопов. Их царь Мемнон - сын богини зари Эос храбро сражается и убивает друга Ахилла Антилоха . Мстя за него, Ахилл убивает Мемнона в поединке.

Между Ахиллом и Одиссеем возникает ссора, причём последний объявляет, что хитростью, а не доблестью можно взять Трою. Вскоре после этого Ахилл, при попытке пробиться в город через Скейские ворота, или, по другому сказанию, во время бракосочетания с Приамовой дочерью Поликсеной в храме Фимбрейского Аполлона, погибает от стрелы Париса, направленной олимпийским божеством. После похорон сына Фетида предлагает отдать его оружие в награду достойнейшему из греческих героев: избранным оказывается Одиссей ; его соперник, Аякс Теламонид, оскорбленный оказанным другому предпочтением, совершает самоубийство после истребления стада животных.

Эти утраты со стороны греков уравновешиваются невзгодами, которые затем постигают троянцев. Живший в греческом войске в качестве пленника Приамид Гелен объявляет, что Троя будет взята лишь в том случае, если будут привезены стрелы Геракла, которыми владел наследник Геракла Филоктет , и прибудет с о-ва Скироса молодой сын Ахилла. Особо снаряженные послы привозят с о-ва Лемноса Филоктета, с его луком и стрелами, и с о-ва Скироса - Неоптолема.

По разрушении Трои сыновья Атрея Агамемнон и Менелай, вопреки обычаю, вечером созывают опьяневших греков на собрание, на котором половина войска с Менелаем высказывается за немедленное отплытие на родину, другая же половина, с Агамемноном во главе, предпочитает остаться на время, чтобы умилостивить Афину, разгневанную святотатством Аякса Оилида, который во время взятия города изнасиловал Кассандру. Вследствие этого войско отплывает двумя партиями.

Аллегорическое библейское и философское толкование [ | ]

Помимо исторического объяснения сказаний о Троянской войне, были попытки толковать Гомера аллегорически: взятие Трои признавалось не событием из истории древней Греции, а придуманной поэтом аллегорией на иные исторические события. К этой категории Гомеровских критиков относятся голландец Герард Крузе , видевший в гомеровской «Одиссее» символическую картину странствований еврейского народа во времена патриархов, до смерти Моисея , а в «Илиаде» - картину позднейших судеб того же народа, а именно, борьбы за XVII и XVIII в. попытки объяснять сказания о Троянской войне в духе эвгемеризма : в Гомеровских героях видели олицетворения этических, физических, астрономических и даже алхимических начал .

С появлением «Prolegomena» Фр.-Авг. Вольфа в г. возникают новые приёмы в исследовании исторической основы эпоса, изучаются законы развития мифов, героических сказаний и народной поэзии, создаются основы исторической критики. Сюда относятся прежде всего труды филологов и мифологов Хейне, Кройзера, Макса Мюллера, К. О. Мюллера и др. (по воззрениям последнего, в мифах дается олицетворение природной, общественной, государственной и народной жизни; их содержание - древнейшая местная и племенная история Эллады, облеченная в форму личных событий и индивидуальных явлений).

Отнесение событий к истории других регионов [ | ]

По Рюккерту (1829 год), подвиги Пелопидов и Эакидов выдуманы с целью прославления их потомков, колонизовавших Эолиду; но хотя все герои сказания - мифические фигуры, однако Троя - исторический город, и Троянская война - исторический факт. Истинными героями Троянской войны были эолийские колонисты Лесбоса и Кимы, а также эмигранты из пелопоннесских ахейцев: они перенесли этот исторический факт на своих мифических предков и возвели его в панэллинское событие.

Та же мысль выражена в исследовании Фёлькера , по мнению которого, переселенцы прибыли в Малую Азию двумя передвижениями, причём фессалийские колонисты представлены Ахиллом, пелопоннесско-ахейские - Агамемноном и Менелаем, - и в сочинении Ушольдa «Geschichte des troianischen Krieges».

По E. Куртиусу, Троянская война изображает собою столкновение в Малой Азии фессалийских и ахейских переселенцев с туземцами, окончившееся, после долголетней борьбы, эллинизацией страны. В этой завоевательной борьбе греки вдохновлялись рассказами о геройских подвигах своих предков - Атридов и Ахилла, на которых и были перенесены события самой борьбы.

Теории Дункера, Вилламовица-Меллендорффа , Эдуарда Мейера, Пельманна, Кауера и др. примыкают, в общем, к этому воззрению, отличаясь друг от друга в частностях. В настоящее время в современной науке утвердилось мнение, согласно которому историческое ядро троянских сказаний составляет эолийская колонизация. Хотя Гомер ни одним словом не упоминает об эолийцах, но они, безымянные потомки Агамемнона и Ахилла, в действительности боролись за завоевание северо-западного берега Малой Азии, и в течение не 10 лет, а двух или трёх столетий.

Большинство филологов начала и середины XIX в. в вопросе об исторической основе Троянских сказаний старались ближе держаться данных эпоса и древней литературы и видели в Троянской войне большую морскую экспедицию, предпринятую, под начальством преимущественно пелопоннесских царей, из Греции в Малую Азию. Сюда относятся К. О. Мюллер 1184 года до н. э. (даты, к которой александрийские учёные приурочивали взятие Трои). Как в сказании о Нибелунгах исторические элементы нераздельно связаны с мифологическими представлениями, так и в сказании о Троянской войне совершенно разнородные элементы переплетены друг с другом. Многие герои введены в сказание о Троянской войне позднее, из других сказаний; некоторые лица (Аянт , Гектор) выдуманы поэтами. Сказание о похищении Елены имеет мифологическое происхождение; этот миф соединился с преданием о походе пелопоннесских государей, под начальством микенского царя, на Трою. Наконец, в качестве третьего элемента в повесть о Троянской войне вошло сказание об эолийском герое Ахилле, не имевшее прямого отношения к содержанию песен о Троянском походе. Таким образом, сказание собственно о Троянской войне, по Мейеру - не эолийского происхождения: эолийские элементы вошли в него позднее, когда оно уже сложилось, причём в сказании об Ахилле отразились воспоминания о борьбе, с которою эолийцы колонизовали северо-западный берег Малой Азии.

По Кауэру, Троянская война - ничто иное, как замаскированная борьба эолийцев-колонизаторов с жителями северо-западной части Малой Азии, причём предание о десятилетней осаде и умолчание Гомеровской Илиады о взятии Трои свидетельствуют о том, что в действительности колонизаторам долго не удавалось овладеть чуждою страною. Вследствие важного значения эолийской культуры (в Эолии возникли первые религиозные представления, здесь находилась гора Олимп, Эолии принадлежат музы, Кентавры, Фетида, Пелей, Ахилл), в Эолии могли зародиться начала эпоса, и колонизаторы принесли с собою в Малую Азию уже готовый эпический материал. Что касается тех элементов сказания, которые принято считать ионийскими (Агамемнона, ахейцев, аргивян, Нестора - все признают пелопоннесцами и ионийцами), то, по Кауэру, эти элементы - также эолийского происхождении: ахейцы - не что иное, как фессалийское племя, говорившее по-эолийски, аргивяне - жители Фессалийского, а не Пелопоннесского Аргоса, Агамемнон - не пелопоннесский, а фессалийский царь, позднее перенесённый в Пелопоннес (в Микены) ионийскими певцами, которые восприняли у эолийцев сокровищницу их народных сказаний. Возможность фессалийского происхождения Агамемнона подтверждается данными эпоса: так, движение греческого войска начинается из Авлиды; «конеобильным Аргосом» мог называться с полным правом только фессалийский Аргос; упоминаемая вместе с Аргосом Эллада находилась рядом с Фтиотидой в Фессалии. Нестор - также фессалийский герой: принадлежность его к эолийскому племени доказывается тем, что отец его Нелей был сыном Энипея (река Фессалии) и братом иолкского царя Пелия, и форма отчества самого Нестора - Νηλήϊος - принадлежит эолийскому диалекту. Упомянутая колонизация северо-западного берега Малой Азии эолийцами, по Кауэру, закончилась в течение последних трёх столетий второго тысячелетия до н. э.

Сообщение о Троянской войне 6 класс кратко расскажет Вам много полезной информации о военном конфликте между греческими городами-государствами.

Сообщение о Троянской войне по истории

Троянская война – это военный конфликт, возникший между греческими городами-государствами, возглавляемых Микеном и Спартой против Трои. Приблизительно это событие произошло в XIII-XII веке до нашей эры. Единственный источник, где содержатся сведенья о Троянской войне, это знаменитая поэма «Илиада» греческого автора Гомера.

Поскольку поэма является художественным произведением, то до раскопок Генриха Шлимана в начале XIX века никто не верил не то что в само военное действие, но и в существование Трои как таковой. Ее считали вымыслом и плодом воображения Гомера. Однако археологу удалось обнаружить целый город в месте, где по описанию Гомера была расположена Троя. Здесь и началась ее история.

Кратко о Троянской войне

  • Троянская война причина

В период Античности греческие города-государства (в особенности Микены) стремились стать владыками Эгейского моря. Но на их пути стояло одно из самых могущественных государств – Троя. Поэтому, чтобы подчинить себе торговые, богатые морские пути в Эгейское море, нужно было подчинить или уничтожить Трою.

  • Повод к войне

Сегодня весь мир знает прекрасную историю о том, что дало грекам повод выступить войной на Трою. Ею послужила Елена Прекрасная – жена царя Спарты и союзника Микен. В легенде говорится, что Парис, молодой царевич Трои, влюбился в нее и похитил Елену, привезя к себе домой. Возмущенные греки тотчас же объявили Трое войну. Никто не знает, было ли так оно на самом деле.

  • Военные действия и сколько длилась Троянская война?

Греки огромной армией в 50 -100 тыс. человек из всех городов-государств выдвинулись в сторону Трои. С моря их поддерживал огромный флот, общим числом в 1 000 судов. Армия троянцев была значительно меньше,однако стены государства могли выдержать даже самую длительную осаду. После объявления войны прошел год, и греки высадили на берегах врага. Троянцы встретили врага на берегу, однако под их натиском и превосходством отступили за стены города. На протяжении долгих лет происходили кровавые столкновения, без видимого преимущества ни одной из сторон. Однако человеческие потери были большими у греков. Войска Трои возглавлял наследник престола и воин – Гектор, а греков — Ахиллес. В затяжной схватке этих великих воинов побеждает грек Ахиллес. А война продолжается. Целых 10 лет греки осаждали Трою безрезультатно, пока не поняли, что город нужно брать хитростью. Они построили из дерева знаменитого Троянского коня и подкатили его к городским воротам в знак того, что покидают Трою, признавая ее превосходство.

На самом деле, в коне сидели воины. Когда троянцы закатили подарок греков в город, те, с наступлением темноты вылезли с коня, и открыли ворота для своих соратников. Греческая армия ворвалась в спящий город, и к утру он уже вовсю полыхал в огне.

  • Последствия Троянской войны

Могущественная Троя была уничтожена. Микены, понеся серьезные человеческие и экономические потери, также вскоре пали.

Надеемся, что доклад о Троянской войне помог Вам подготовиться к занятию. А небольшое сообщение о Троянской войне Вы можете оставить через форму комментариев ниже.

Троя - город, в существовании которого сомневались многие столетия, считая его плодом фантазии мифотворцев, находилась на берегу Гелеспонта, носящего ныне название Дарданеллы. Прекрасная легенда, которой посвящено множество домыслов, догадок, споров, научных изысканий, археологических раскопок, была в нескольких километрах от берега, и на ее месте сейчас находится ничем не примечательное турецкое местечко Гиссарлык. Расхожее и укоренившееся мнение, что Троянская война разгорелась из-за женщины, безусловно, имеет под собой некоторые основания, но историки предполагают, что причин такой войны было достаточно много, и они имели под собой серьезные экономические и политические причины.

Наличие красивой и образной легенды, основой которой стали любовь и измена, не самое правдоподобное объяснение тому, из-за чего разгорелась знаменитая война, и почему так много действующих лиц оказалось в нее втянуто. И божественный промысел, которым она объясняется в мифах - не более, чем фантазия тех, кто искренне верил в свой Пантеон богов, похожих на людей. Немало такой точке зрения поспособствовал и Гомер, бессмертное произведение которого стало основой для воззрения на троянские события. Но, не будь атмосферы загадочности, и романтической дымки вокруг этих событий, мировая культура осталась бы без выдающихся произведений великих авторов, вдохновленных Троянской войной.

Причины и следствия, более реальные

Троя находилась на стыке оживленных торговых путей, проходивших через Гелеспонт, соединявший Черное и Средиземное море. Находясь на берегу полуострова Малая Азия, в непосредственной близости от пролива, Троя контролировала все пути, ведущие мимо нее, получая от этого немалые доходы. Троянцы мешали торговле греков, среди которых были ахейцы, данайцы и аргивяне, которые и развязали войну против нее, объединившись в военный союз. У Трои были свои, достаточно могущественные союзники, например, ликейцы, анатолийцы с близлежащих территорий и фракийцы, часть которых воевала и на противоположной стороне.

Ахейцы и троянцы на самом деле были сторонниками разных великих империй, постоянно воевавших между собой - египтян и хеттов, и укрепившаяся Троя, которая контролировала торговые пути, мешала ахейцам, видевшим, что город из периферийной микенской территории превращается в мощную цитадель, и опасного врага. Одной из веских причин войны была военная мобилизация в Микенах, владыка которых, Агамемнон, был встревожен скоплением вооруженных людей в своем государстве, и нашел им применение, развязав войну с Троей. Брат Агамемнона, Менелай, который унаследовал после женитьбы трон в Спарте, и был мужем той самой Елены Прекрасной, чей светлый лик считают основной причиной десятилетней распри. На самом деле, похищение Елены Прекрасной стало всего лишь толчком, который привел к развитию дальнейших событий, втянувших в себя такое количество участников.

Мифологическое освещение Троянской войны

Божественное вмешательство в ход событий тоже было далеко неоднозначным. Смертный аргонавт Пелей, женившийся на богине моря Фетиде (результатом этого брака стало рождение знаменитого героя Троянской войны Ахилла), не пригласил на свадьбу богиню раздора, и она, разъяренная этим фактом, подбросила яблоко с надписью «красивейшей». В споре за обладание этим яблоком приняли участие Афина, Афродита и Гера, а разрешил этот спор Парис, которого Гермес с подачи Зевса назначил судьей. Он отдал яблоко Афродите, которая пообещала ему любовь прекраснейшей из женщин, и пренебрег владычеством и славой.

Мать Париса, Гекуба, во время беременности им, видела пророческий сон о том, что ее сын станет пылающей головешкой, от которой сгорит Троя. Поэтому его бросили в лесу, где его воспитали пастухи. Афродита привела Париса в Спарту, где, повинуясь своему обещанию, пробудила в Елене любовь к красавцу. Но он не удовольствовался супружеской изменой, а похитил чужую жену, и сокровища Менелая, вместе с ней. В ход событий вмешалась Гера, которую уязвленное самолюбие заставило подбить греков вступиться за Менелая, и Афина, не менее разъяренная решением Париса не в свою пользу. По более глубоким версия, именно Зевс и подкинул яблоко раздора Эриде, потому что ему надоело человечество, от которого он решил избавиться, развязав эту войну. Есть сведения о том, что Царь Итаки Одиссей и Менелай приезжали в Трою, чтобы забрать неверную жену мирным путем, но им попросту не открыли ворота, а Елена наотрез отказалась возвращаться к мужу.

Троей на тот момент правил Царь Приам, войско возглавлял Гектор, его сын, брат Париса. На стороне ахейцев оказались многочисленные женихи Елены, связанные клятвой мстить, и союзными договорами, которые обязывали откликнуться в случае необходимости. Ни у Агамемнона, ни у Менелая, не было сил, с которыми можно было бы отправиться на покорение Трои, поскольку она находилась в выгодном расположении, и была отлично укреплена. Поддержка остальных царей дала возможность собрать 100-тысячное войско, и флот в составе 2000 кораблей. В составе ахейского войска оказались величайшие герои Греции, многие из которых упоминаются в древнегреческих мифах: Одиссей, Филоктет, Аяксы, Диомед, Протесилай, Сфенел. Предводителем был избран Агамемнон, как самый могущественный из ахейских царей.

Осада Трои и значительные события

Осада Трои длилась 9 лет, и была абсолютно безуспешной. Интересное трактование причин осады Трои бывшими женихами Елены состоит в том, что она расторгла свой брак с Менелаем, уехав из Спарты, и сохранила права на царский трон, в то время, как ее брошенный муж их утратил. Но нового мужа она выбрала без соблюдения соответствующей церемонии, и они сочли себя оскорбленными этим фактом. В унии один Агамемнон не был бывшим женихом, но он был заинтересован в сохранении трона для своего брата Менелая. Как ни парадоксально это звучит, но целью осады Трои был спартанский трон. И если учесть, что в мифологии нет никаких указаний о том, что Елена вернулась в Спарту, то основная цель осады так и не была достигнута.

Большинство исследований склоняется к датировке Троянской войны 12-13 веками до н. э. Первое плавание вышло неудачным, греки высадились в Мизии, которой правил сын Геракла, Телеф, и по ошибке вступили в битву с воинами дружественного им царя. По пути от Мизии к Трое, страшная буря разогнала корабли, и участникам пришлось собираться в Авлиде. И только после того, как, гневавшейся на них Артемиде, чуть не принесли в жертву Ифигению, дочь Агамемнона, которую Артемида спасла и сделала своей жрицей, греческим кораблям удалось достичь своей цели. Греческое войско было очень многочисленным, но троянцы были мужественны и отважны, и обороняли родные земли, и к ним на помощь пришли союзники из многих стран.

Поскольку Троя была окружена высокой зубчатой каменной стеной, ахейцы не решились штурмовать ее, и расположились неподалеку лагерем, переведя город на осадное положение. Боевые действия проходили, в основном, между лагерем и крепостью, троянцы периодически предпринимали боевые вылазки, стараясь поджечь боевые корабли греков. Многолетняя осада не принесла никаких плодов, кроме многочисленных стычек, в ходе которых были убиты достойнейшие герои с обеих сторон. Грек Патрокл погиб от руки Гектора, самого Гектора убил Ахилл,

убивший и предводительницу амазонок, пришедших на помощь троянцам, Пенфесилею, но сам он погиб от стрелы Париса, поразившей его в пятку, единственное уязвимое место на теле. Аполлон, знавший, куда направить стрелу, помог в этом Парису, которого убил прибывший в лагерь ахейцев Филоктет. Десятилетняя безуспешная осада, истомившая греков, стала причиной того, что они стали роптать, и чуть было не отправились домой, когда Агамемнон, для проверки их боевого духа, предложил им отплыть обратно. Только хитрость помогла грекам взять Трою. Они изготовили огромного деревянного коня, которого оставили на берегу, с посвящением Афине, а сами сделали вид, что сняли осаду. Невзирая на предупреждения жреца Лаокоона, троянцы затащили деревянное чудище к себе за городские ворота. Ночью, спрятавшиеся внутри статуи греки открыли ворота, в которые ворвались тайно вернувшиеся греческие воины. Погибли все троянцы, за исключением Энея, сына Анхиза и Афродиты, на которого боги возложили миссию основать город в другом месте. Жительницы Трои стали пленницами или рабынями, сам город выгорел дотла. Деревянный конь, до сегодняшних дней носящий название Троянского, стал символом предательства и измены, опасного и вредоносного предательского подарка.

Взятие Трои не принесло грекам ничего хорошего. Многие из них погибли по дороге домой, в стане недавних победителей начались междоусобные распри, Менелая и Одиссея отнесло на долгие скитания в дальние страны, а предводитель осаждавших Трою, Агамемнон, был убит своей женой Клитемнестрой, которая не простила ему предполагаемой смерти Ифигении. Древние греки не сомневались в реальности Троянской войны, которая была для них абсолютно реальным событием, даже при том, что в ней на равных с людьми участвовали и боги. На сегодняшний день, благодаря раскопкам Шлимана, уже ни у кого нет оснований сомневаться в том, что Троя и вправду существовала.

    Об этом городе древнейшей цивилизации греков известно больше по преданиям Гомера. Он упоминает об этом полисе в своей «Иллиаде». Впрочем, и археологические раскопки подтверждают существование некогда могущественного города-государства на территории Греции. Однако, некоторые источники опровергают эти утверждения. Официально известно, что Троя (Илион) была небольшим поселением на территории Малой Азии. Она раскинулась на побережье Эгейского моря, на полуострове Троада. От нее было рукой подать до пролива Дарданеллы. Ныне это турецкая провинция Чанаккале.

    Добро пожаловать в Патры

    Сад и огород в Греции

    Средиземноморская диета

    Про остров Крит. Историческое развитие

    Историческое развитие Крита обусловило географическое расположение острова. Крит находится на перекрестки трех частей света – Европы, Азии и Африки. По данным археологических раскопок первое появление человека на острове датируется периодом палеолита.