Научный статус алхимии. История возникновения алхимии. Алхимия как донаучная химия

Редгроув Герберт Стэнли.

Глава 1. Значение алхимии

§ 1. Цель алхимии.

А лхимию понимают главным образом как искусство, целью которого является трансмутация так называемых низменных металлов в золото посредством того, что определяется смутно и зовется "Философский Камень", но даже с чисто физической точки зрения это воззрение является довольно поверхностным. Алхимия была как философией, так и экспериментальной наукой, и трансмутация металлов был ее целью только в том смысле, что окончательно доказывала алхимическую гипотезу, иными словами, Алхимия, если рассматривать ее исключительно с физической точки зрения, была попыткой продемонстрировать экспериментально на материальном уровне некий философский взгляд на космос. Мы чувствуем нечто научное в высказывании одного из алхимиков: "Дай Бог, чтобы все люди могли стать адептами нашего искусство, тогда бы золото, величайший идол человечества, утратило свою ценность, и мы бы ценили его лишь в физическом смысле" . К несчастью, немного алхимиков достигло этого идеала, и для большинства из них алхимия означала лишь возможность сделать золото дешевым и заполучить несметные богатства.

§ 2. Трансцендентальная теория алхимии.

Некоторые мистики, однако, высказывают мнение, что Алхимия не была ни физическим искусством, ни наукой, ни в каком смысле ее целью не было производство золота в материальном виде, и все процессы производились Алхимией не на физическом уровне. Согласно трансцендентальной теории Алхимия имела дело с душой человека, ее целью было совершенство, но совершенство не материальных субстанций, а человека в духовном смысле. Тот, кто придерживается этой точки зрения, идентифицирует Алхимию с мистицизмом или по меньшей мере считает ее одним из направлений мистицизма, от которого она отличается лишь использованием особого языка, и считается, что труды алхимиков не следует понимать буквально, будто бы они имеют дело с физическими операциями, с печками, ретортами, колбами, пеликанами (прим.пер. – особый сосуд) и тому подобным, с солью, серой и ртутью и прочими материальными субстанциями, но все это должно пониматься как величайшие аллегории духовных истин. Согласно этой точке зрения трансмутация "низменных" металлов в золото символизирует спасение человека – трансмутацию его души в духовное золото, которое может быть получено путем избавления от злого и развитием благого милостью Божьей, и осуществление спасение или духовное преображение может быть описано как Новое Спасение, или состояние существа, известное как единение с Божественным. Из всего этого вытекает вывод, что если бы эта теория была верна, то все истинные алхимики были бы совершенными мистиками, и, следовательно, развитие химической науки шло не благодаря их трудам, но благодаря псевдоалхимикам, которые до сих пор не поняли их работы и толковали их буквально.

§ 3. Недостаток трансцендентальной теории.

Эту теорию, однако, удачно опроверг сэр Артур Эдвард Уэйт, который указал, что сама жизнь алхимиков ей противоречит. Вся жизнь алхимиков показывает, что они занимались химическими операциями в материальном смысле, что по той или иной причине они пытались открыть метод превращения низменных металлов в золото, материальное золото. И Парацельс говорит о "спагирических врачах", которые были истинными алхимиками его времени. "Они не позволяют себе безделье и праздность...Они отдаются своим трудам. Они проводят ночи у огненной печи. Они не тратят время на пустые разговоры, но наслаждаются, проводя время в своей лаборатории" . Писания алхимиков содержат (но такое путаное, что оно выглядит фантастическим) описание многих химических процессов, которые не могут быть объяснены каким-либо трансцендентальным способом. Нет ни малейшего сомнения, что химия обязана своим происхождением трудам самих алхимиков, а не тем, кто ошибочно толковал их труды.

§ 4. Качества адептов.

В то же самое время вполне очевидно, что есть значительный элемент мистики в алхимических доктринах, что всегда признавалось, но, как правило, те, кто смотрел на предмет с научной точки зрения, считали мистический элемент незначительным или совсем не придавали ему значения. Однако, есть некоторые факты, которые не совсем удовлетворительно объясняются научной теорией алхимии, и, как мы думаем, признание важности этого мистического элемента и истинной связи между Алхимией и Мистицизмом существенно для верного понимания предмета. В первую очередь, можно заметить, что алхимики всегда говорили о своем Искусстве как о Божественном даре, величайшие секреты которого невозможно узнать ни из одной книги, посвященной данной теме, и они неизменно учат, что верное психологическое отношение к Богу есть первый шаг для выполнения magnum opus. Как говорит один алхимик: "Во-первых, пусть каждый благочестивый и богобоязненный химик и изучающий это искусство полагает, что эта тайна должна считаться не только поистине величайшей, но оно должно считаться наиболее святым Искусством (видя, что оно обобщает и отражает величайшее небесное благо). Поистине, если некто желает узнать величайшую и невыразимую тайну, он должен помнить, что она познается не только способностями человека, но и милостью Божьей, что не наша воля и желание, но лишь сила Всевышнего способна даровать его нам.

По этой причине, прежде всего, вы должны очиститься сердцем, возвысить его к Нему одному и просить у Него этот дар в истинной, искренней, лишенной сомнений молитве . И Василий Валентин: "Во-первых, должно быть взывание к Богу, проистекающее из глубины чистого и искреннего сердца, которое должно быть лишено всяческого тщеславия, лицемерия и пороков, и прочих сопутствующих недостатков, таких как высокомерие, дерзость, гордыня, распутство, мирская суета, угнетение бедняков и подобные беззаконие, которые должны быть с корнем вырваны из сердца, тогда человек предстает пред Престолом благодати, дабы исцелить свое тело, он может придти с совестью, откуда вырваны все сорные травы, в чистый храм Божий, чтобы освободиться от всего, что его оскверняет .

§ 5. Алхимический язык.

Во-вторых, мы должны отметить природу алхимического языка. Как мы на то выше указывали – и это становится заметно, как только откроешь любую книгу по алхимии, язык алхимии весьма мистичен, и в нем много того, что совершенно непонятно в физическом смысле. Действительно, алхимики приносили обычно извинения за такую неопределенность, объясняя ее тем, что подобные могущественные тайны не могут быть полностью раскрыты. На самом деле, в те дни, когда алхимия выродилась, немало псевдомистического вздора было написано множеством самозванцев, но мистический стиль языка отнюдь не ограничивается поздними алхимическими писаниями. Кроме того, несомненно, алхимики пытались скрыть свои теории от взора несведущего, взора профана, следовательно, необходимо было использовать символический язык. Но убеждение, что язык алхимиков носит произвольный характер, уже принадлежит прошлому, каким бы он ни был для нас, для них он был вполне реален. Более того, есть обратная сторона медали потому что для те, кто придерживается трансцендентного взгляда на алхимию, также считают ее язык символическим, хотя и в другом смысле. Также по меньшей мере любопытно то, что, как указывает мистер Артур Уэйт, что этот мистический элемент можно встретить в работах ранних алхимиков, которые отнюдь не были предназначены для публикации, таким образом, отсутствовал риск, связанный с тем, что простонародье узнает секреты алхимии. С другой стороны, с помощью трансцендентального метода перевода часто удается придать смысл тому элементу в содержании произведений алхимиков, который в противном случае было бы непонятным. Вышеупомянутый писатель утверждает: "Никоим образом не претендуя на то, что данная гипотеза превращает литературный хаос в некое подобие порядка, можно утверждать, что она в достаточной мере разъясняет их труды, что поразительно, противоречия, нелепости и трудные места будто бы растворяются там, где ее используют" .

Любовь алхимиков к символизму видна в интересных рисунках, которыми украшены некоторые их книги. Мы здесь имеем в виду не действительно используемые для некоторых химических операций аппараты, которые можно найти и в работах настоящих химиков (Глаубера, например), но картины, значение которых явно не лежит на поверхности, чей смысл является исключительно символическим, отсылает ли этот символизм к психическим и духовным процессам. Примеры таких символических иллюстраций, многие из которых являются совершенно фантастическими, можно найти на ил.. 2, 3, 4. Мы сошлемся на них снова в ходе этой и последующих глав.

§ 6. Алхимики мистического типа.

Мы также должны заметить, что, хотя нет ни малейшего сомнения в том, что большинство алхимиков занималось проблемами и экспериментами физической природы, есть все-таки несколько человек среди алхимиков, которые полностью или почти полностью посвятили себя проблемам по сути духовным. Томас Воган или, например, Якоб Беме, который использовал язык алхимии при разработке своей системы мистической философии. В особенности следует заметить, как уже указал мистер А.Э. Уйэт, существенным является тот факт, что западные алхимики единодушно обращаются к Гермесу Трисмегисту как к величайшему авторитету в области Алхимии, труды же, приписываемые ему, имели отчетливо мистический характер (§29). Ясно, что, несмотря на очевидную физическую сущность, алхимия должна быть каким-либо образом быть тесно связана с мистикой.

§ 7. Значение алхимии.

Если мы хотим правильно понять значение алхимии, мы должны рассмотреть вопрос алхимической точки зрения. Сейчас в сознании произошло размежевание между Наукой и Религией (хотя в последнее время налицо тенденция объединять их), но у алхимиков дело обстояло совершенно иным образом, их наука была неразрывно связана с их религией. Говорилось, что "Алхимия была попыткой продемонстрировать экспериментально на материальном уровне истинность некого философского взгляда на Космос", итак, этот "философский взгляд на космос" был мистицизмом. Истоки Алхимии – в попытке неким образом принципы мистицизма к предметам уровня и, следовательно, она имеет двойственный характер, с одной стороны, духовный и религиозный, с другой стороны, физический и материальный. Как отмечает анонимный автор "Жизнеописания алхимических философов" (1815): "Универсальная химия, в которой наука алхимия открывает знания обо всей природе, будучи основана на первоначальных принципах, создает аналогию с любым знанием, основанным на тех же принципах. Святой Иоанн описывает искупление, или сотворение заново падшей души, на основании тех же самых изначальных принципов, пока не завершится работа, во время которой Божественная Тинктура превращает низменный металл души в совершенство, которое пройдет через пламя вечности . Можно сказать, что Алхимия и мистическое возрождение человека (по мнению писателя) – аналогичные процессы, проходящие на разных уровнях, так как они основаны на одних и тех же изначальных принципах.

§ 8. Мнения других писателей.

Мы должны процитировать мнения двух современных писателей о значении Алхимии, один из них – мистик, другой – человек науки. Говорит мистер А.Э.Уэйт: "Если бы авторы Suggestive Inquiry" and of `Remarks on Alchemy и Alchemists"/ "Назидательного исследования и заметок об алхимии и алхимиках" (двух книг, которые выдвинули трансцендентную теорию) рассмотрели жизнь символистов и природу символов, их мнение бы сильно изменилось, они бы обнаружили, что истинный метод герметической интерпретации лежит посередине, но ошибки, которые возникли исключительно при типографском исследовании, были усилены обдумыванием великой алхимической теоремы, которая поистине относится к всеобщему развитию, которая признает, что каждая субстанция содержит неразвившиеся ресурсы и возможности, их можно извлечь и привести к совершенству. Они (сообщество алхимиков) применяли свою теорему для движения металлических субстанций от низших форм к высшим, но в их трудах мы видим, что первосвященников Западной и Восточной алхимии также занимали короткие и несовершенные проявления блистательных возможностей человека, если эволюция его природы производилась согласно их теориям . Как говорит другой автор, относящийся к мистической школе: "Если широко посмотреть на вопрос (об Алхимии), можно сказать, что Алхимия имеет две стороны: исключительно материальную и религиозную. Утверждение, что Алхимия есть всего лишь форма химии, несостоятельно для любого, что читал труды ученых-химиков. Утверждение, что Алхимия – всего лишь религия, а химические ссылки – только прикрытие, также несостоятельно перед ликом истории, которая показывает, что большинство ее известных представителей были людьми, которые сделали важнейшие открытия в сфере обыкновенной химии, а как учителя религии и этики были ничем не примечательны" ("Sapere Aude," The Science of Alchymy, Spiritual and Material (1893), pp. 3 and 4). Мистер М.М. Паттисон Мьюр, M.A., штат Массачусетс, говорит: "Алхимия направлена на получение экспериментальных доказательств целостной истории природы, включая человечество. Практическая кульминация алхимический исканий имеет три стороны: алхимики искали философский камень, получив его, они могли управлять благосостоянием, они искали универсальную панацею, дабы она даровала им силы наслаждаться жизнью и здоровьем, они искали Мировую душу, ибо так они могли общаться с духовными сущностями и наслаждаться богатствами духовного мира. Объект их поисков было удовлетворение их материальных потребностей, их интеллектуальных способностей, их духовных стремлений. Алхимики из числа благородных всегда подчиняли первую цель двум другим" .

§ 9. Основная идея алхимии.

Знаменитая аксиома, любимая всеми алхимиками: "что вверху, то и внизу; что внизу, что и вверху", по поводу происхождения которой до сих пор существует множество вопросов, кратко выражает основную идею Алхимии. Алхимики принимали без доказательств и верили в самом прямом смысле в сущностное единство Космоса. Следовательно, они считали, что есть соответствие или аналогия между вещами духовными и вещами физическими, одни и те же законы действуют в каждой сфере. Как пишет Сендиговий: "Мудрецы узнали от Бога, что мир природы есть лишь образ и материальная копия небесного и духовного образца... что само существование этого мира основано на реальности его духовного архетипа, что Бог создал его в подражание духовной и невидимой Вселенной, для того чтобы люди могли лучше постигнуть Его небесное учение и чудеса Его абсолютной и невыразимой силы и мудрости. Таким образом Мудрец видит, как небо отражается в природе, словно в зеркале, и он стремится к постижению Искусства не ради золота или серебра, но из любви к знанию, которое оно дарует, он ревностно скрывает его от грешника и того, кто к нему относится пренебрежительно, ибо тайны неба должны быть сокрыты от обыденного взора" .

Алхимики полагали, что, в сущности, все металлы являются одним и тем же, и происходят из одного семени в чреве природы, но не все они обладают одинаковой степенью зрелости и совершенства, а золото является высочайшим плодом трудов сил Природы. В золоте алхимики видели облик возрожденного человека, блистающего духовной красотой, преодолевающего все искушения, выступая против зла, в то время как они считали свинец – самый низменный из металлов – типичным для грешника и невозрожденного человека, носящего печать безобразия греха и легко поддающегося искушению и злу, в то время как золото выдерживает действие огня и всех известных едких жидкостей (за исключением одной лишь царской водки), а на свинец легче всего воздействовать. Нам говорят, что философский камень, который приведет к желаемой трансмутации, есть разновидность золота, чище, чем самое чистое золото, в мистическом смысле, это значит, что возрождение человека может произойти посредством самого добра, в терминах христианской теологии, силой Духа Христа. Философский камень считался символически Иисусом Христом, и таким образом нам понятна необычайная сила, приписываемая ему.

§ 10. Закон аналогии.

Теории физической Алхимии мы будем рассматривать в следующей главе, но и сказанного было достаточно, чтобы указать на аналогию, существующую согласно воззрениям алхимиков между проблемой придания металлам совершенства, т.е. трансмутацией "низменных" металлов в золото, или приданием совершенства или преображением духовного человека, также можно добавить, между этими вопросами и совершенством человека, понимаемом психологически. Для алхимического философа проблема была одной: одна и та же проблема на различных уровнях бытия, подобным образом существовало одно и то же решение. Тот, кто обладал ключом к одной, обладал ключом ко всем трем, при условии, что он понял аналогию между материей и духом. Дело даже не в том, что, в сущности, все эти проблемы являются одной и той же, основная доктрина аналогии в действительности является существенным элементом всякой мистической философии, с этим, как мы полагаем, согласятся все (и это, думается верно): все аналогии, изображенные алхимиками, являются фантастическими и зачастую совсем не точными, хотя, возможно, в них содержится больше истинного, чем кажется на первый взгляд. Дело не в том, верны эти аналогии или нет – таковыми их считают большинство истинных алхимиков. Говорит автор "Софического гидролита: "Практика Искусства дает нам возможность постигнуть не просто чудеса природы, но природу Самого Бога, во всей ее невыразимой славе. Она излагает чудесным образом через все положения христианской веры и объясняет причину, почему человек должен претерпеть множество скорбей и страданий, пасть добычей смерти, прежде чем он сможет воскреснуть для новой жизни . Значительную часть этой любопытной алхимической работы занимает изложение предполагаемой аналогии между Философским камнем и "камнем, который отвергли строители", Иисусом Христом, и писатель приходит к заключению: "Так я просто и кратко изложил вам совершенную аналогию, которая существует между нашим земным и химическим и истинным и небесным Камнем, Иисусом Христом, посредством которого мы можем достигнуть некого блаженства и совершенства, не только в земной, но и в вечной жизни" . Так же пишет Петер Бонус (прим.пер. – также известный как Петрус Бонус): "Я твердо убежден, что всякий неверующий, который действительно постигнет искусство, немедленно признает истинность нашей Блаженной Религии, поверит в Троицу и Господа нашего Иисуса Христа" .

Илл. 2

§ 11. Двойственная природа Алхимии.

Большей частью алхимики занимаются алхимической теорией на физическом уровне, т.е. пытаясь превратить "низменные" металлы в благородные, некоторые из любви к знаниям, но, увы! – некоторые из-за простого стремления к богатству. Но, кто был достоин звания алхимика, время от времени, более или менее смутно, осознавали возможность применения этих же самых методов к человеку и достижения великолепного результата трансмутации человеческой души в духовное золото. Были те, кто обладал четким видением идеала, и те, кто посвятил всю или почти всю свою деятельность достижению высокой цели алхимической философии, они не занимались вообще или очень мало посвящали времени достижению этой цели на физическом уровне. Теория, согласно которой алхимия возникла в результате попытки продемонстрировать применение принципов Мистицизма к предметам на физическом уровне, примиряет физическую и трансцендентальную теорию Алхимии и противоречащие друг другу факты, свидетельствующие в пользу каждой из них. Это объясняет существование двух вышеупомянутых типов алхимиков. Это объясняет обращение к работам, которые приписываются Гермесу, и присутствие среди работ алхимиков большого числа чисто мистических. И наконец, это согласуется с вышеприведенной цитатой из "Софического Гидролита" и остальным цитатами, с общим религиозным оном алхимических работ.

§ 12.Тело, душа и дух.

Согласно нашей основной цели, как указано в предисловии, мы сосредоточим свое внимание главным образом на физическом аспекте алхимии, но для того, чтобы понять ее теории, кажется, необходимо осознать тот факт, что Алхимия была попыткой применить принципы мистицизма к вещам физического мира. Предполагаемая аналогия между людьми и металлами проливает свет на то, что в противном случае было бы трудно понять. Это помогает прояснить то, почему алхимики приписывают металлам моральные качества: некоторые они называют "несовершенными", "низменными", некоторые – "совершенными", "благородными". И, тем более, это помогает прояснить алхимические понятия о природе металлов Алхимики считали, что металлы построены так же, как и человек, и состоят из трех элементов: тело, душа и дух. Говоря о человеке, мистические философы использовали термины следующим образом: "тело" как внешнее проявление и форма, "душа" – внутренний личный дух , и "дух" – мировая душа в людях. И подобным образом, по мнению алхимиков, имели свое "тело" или внешние свойства металлы, "металлическую душу" или дух , и, наконец, всепроникающую сущность всех металлов. Как пишет автор чрезвычайно любопытного трактата, озаглавленного Книга Ламбслинга: "Будьте внимательны и понимайте истинно, что в нашем море плавают две рыбы", иллюстрируя это замечание любопытной картиной (иллюстрация 2), добавляя разъяснение: "Море есть тело, две рыбы – душа и дух" . Эта работа содержит большое количество фантастических алхимических символических картины, одну из любопытнейших подборок в алхимической литературе). Алхимики, однако, не всегда были последовательны при использовании термина "дух". Иногда (в действительности достаточно часто) они использовали его для обозначения более летучих химических веществ, иногда в более глубоком смысле.

§ 13. Алхимия, мистицизм и современная наука.

Мы замечаем огромную разницу между алхимической теорией и взглядами на строение материи, которые доминировали в химии со времен Дальтона. Но в настоящее время теория химических элементов, принадлежащая Дальтону, претерпевает глубокие изменения. Мы отнюдь не подразумеваем того, что современная наука возвращается к тем фантастическим теориям, которых придерживались алхимики, но мы поражены удивительным сходством между алхимической теорией души металлов, единого первоначального элемента, и современными взглядами на эфир пространства. Попытка продемонстрировать применимость фундаментальных принципов мистицизма к вещам физического уровня, очевидно, не удалась, и алхимия закончила свои дни как мошенница. Оказывается, однако, истинная цель алхимического искусства – показать истинность теории, согласно которой различные формы материи произошли в результате эволюционного процесса от некого первичного элемента или квинтэссенции – достигается последними исследованиями в области физических и химических наук.

MICHAEL SENDIVOGIUS: The New Chemical light, Pt. II., Concerning Sulphur (The Hermetic Museum, vol. ii. p. 138).

The Sophic Hydrolith; or, Water Stone of the Wise (see The Hermetic Museum, vol. i. p. 88.

Ibid. p. 114.

PETER BONUS: The New Pearl of Great Price (Mr. A. E. Waite"s translation, p. 275).

Который, посредством самого человека-сознание бессмертен, милостью Божьей.

См. работу "Of Natural and Supernatural Things", приписываемую Василию Валентину, посвященную, в частности, описанию "духов" металлов.

The Book of Lambspring, translated by Nicholas Barnaud Delphinas (see the Hermetic Museum, vol. i. p. 277.

Зачатки химии возникли при появлении Homo Sapiens. Поскольку человек всегда имел дело с химическими веществами, то его первые эксперименты с огнём, дублением шкур, приготовлением пищи можно расценивать как основы практической химии. Практические знания накапливались, и к началу развития цивилизации люди умели готовить краски, эмали, яды и лекарства. Человек использовал как биологические-брожение, гниение, так и процессы и использованием огня-горение, спекание, сплавление. Использовались окислительно-восстановительные реакции - например, восстановление металлов из их соединений.

Металлургия, гончарство, стеклоделие, крашение, парфюмерия, косметика, достигли значительного развития ещё до начала нашей эры. Хотя химические знания тщательно скрывались жрецами от непосвящённых, они всё равно медленно попадали на другие территории. В Европу химическая наука попала от арабов после завоевания ими Испании в 711 году. Они называли эту науку «алхимией».

Существует несколько толкований происхождения слова «алхимия». Согласно одному из них, корень слова «алхимия» – khem или kháme, chémi или сhúma, означает «чернозём» или «черную страну». Так называли Древний Египет, с которым связывают искусство черных магов, жрецов-рудознатцев, золотых дел мастеров. Согласно другому, «chymeia» – наливание, настаивание – отголосок практики восточных врачей-фармацевтов, извлекавших подобным способом соки лекарственных растений. Здесь же – изучение земных недр (лат. húmus – земля). Несколько похожих слов можно найти и в древнегреческом языке: хюмос (χυμός) – сок; хюма (χύμα) – литье, поток, река; химевсис (χύμευσις) – смешивание. Наконец, древнекитайское ким означает золото. Тогда алхимия – златоделие. Именно это значение закрепилось за алхимией по преимуществу. Остается лишь непереводимая частица ал , которая имеет, скорее всего, арабское происхождение.

Из дошедших до нас алхимических текстов видно, что алхимикам принадлежит открытие или усовершенствование способов получения практически ценных соединений и смесей (минеральных и растительных красок, стекол, эмалей, металлических сплавов, кислот, щелочей, солей, лекарственных препаратов). А также создание или улучшение приёмов лабораторной работы (перегонка, возгонка, фильтрование), изобретение новых лабораторных приборов (например, печей для длительного нагревания, перегонных кубов). Иногда у алхимиков можно подметить как бы предвосхищение открытых позднее законов химии, которая, впрочем, восходит к воззрениям арабов, видоизменивших, в свою очередь, взгляды Аристотеля на этот вопрос.

Родиной алхимии считается Древний Египет. Свои сосуды алхимики запечатывали печатью с изображением Гермеса – отсюда выражение «герметически закрытый». Существовало предание, что искусству обращать «простые» металлы в золото ангелы научили земных женщин, с которыми вступили в брак.

Существует предание, что по повелению Александра Македонского на могиле Гермеса Трижды Величайшего, легендарного основателя тайного алхимического искусства, начертаны тринадцать заповедей «Изумрудной скрижали». Эти слова – священный материал, из которого много веков строило само себя алхимическое мироздание.

До прихода греческих ученых, в Египте имелась ремесленная химия, используемая в храмах. Рецептуры и процессы тщательно записывались и оберегались от непосвящённых; были связаны с астрологией и магическими обрядами. Практическими знаниями в Египте обладали не только простые ремесленники – рабы и низшие классы свободных людей, но и жрецы. В Александрийской академии произошло соединение античной и практических знаний о веществах, их свойствах и превращениях; из этого соединения и зародилась новая наука – khemeia.

В результате объединения египетских и греческих знаний произошли два процесса:

    Эллинизация алхимии египетских жрецов. Практические знания приобрели "теоретическую базу" в виде учения о четырёх элементах стихиях.

    Мистификация натурфилософии. В рациональную систему Аристотеля привнесены посылки Пифагора о роли числа и мистические элементы, нехарактерные для аристотелевской метафизики.

Родившаяся в Александрии алхимия обзавелась небесным покровителем- богом Тотом – богом Луны, мудрости, счета и письма, покровителем наук, писцов. Он часто отождествляется с легендарным основателем алхимии Гермесом Трисмегистом, которому, по мнению алхимиков, люди обязаны существованием письменности, календаря, астрономии. Основными объектами изучения александрийской алхимии являлись металлы; здесь сформировалась традиционная металлопланетная символика алхимии, в которой каждому из семи известных тогда металлов сопоставлялась соответствующая планета и день недели:

Рис.1 Условные алхимические обозначения

В европейской алхимической традиции ртуть зачастую металлом не считалась, поскольку в Библии она не упомянута.

Как уже было отмечено, под «алхимией» обычно подразумевают область исследований, цель которых состояла в получении золота и серебра из неблагородных металлов. В течение более тысячи лет, несмотря на все неудачи, алхимия стремилась к поставленной цели. С таким же поразительным упорством пытались отыскать, наверное, лишь эликсир жизни и вечной молодости. Алхимией занимались не только искренне желавшие постигнуть тайны природы ученые, но и одержимые бредовой идеей, и сумасшедшие, и мошенники, и неудачливые пророки. Немало людей различных эпох отдали не только целые состояния, но и всю жизнь, чтобы добиться успеха в получении золота.

Время шло, и развитие химических знаний все больше показывало слабость представлений алхимиков. Применение новой химической терминологии, начиная с конца XVIII в. окончательно разрушило связь химии и алхимии. И в результате 1780-1810 гг. стали последними для алхимии, которая перестала существовать как область человеческой деятельности. Еще во второй половине XVIII в. проходили сенсационные «сеансы получения золота» перед влиятельными особами - королями и князьями, а уже в XIX в. ни один серьезный химик не занимался алхимическими проблемами.

Однако было бы несправедливо вслед за очень многими «антиалхимистами» XVIII в. и даже некоторыми современными учеными пытаться рассматривать алхимию, лишь как ошибочную попытку добиться конкретных практических целей на основе мифологических представлений. При этом выпадают из рассмотрения важные для анализа развития химии мировоззренческие вопросы алхимии. Хотя сейчас представляется и невероятным, но в использованных алхимиками мифологических положениях содержалось рациональное зерно, которое привело к накоплению знаний, важных и для химии сегодняшнего дня. Нельзя забывать, что развитие алхимии протекало наряду с совершенствованием ремесленной химии и фармации. Представления алхимиков были тесно связаны также с натурфилософскими системами и, конечно же, внесли свой вклад в развитие теоретических воззрений химии. Кроме того, трудно переоценить вклад алхимиков в развитие техники химического эксперимента.

Следующим важным этапом развития алхимии была алхимия европейского средневековья или алхимия христианских докторов – пора наибольшего развития этой деятельности (период с XII до конца XVI вв.). Поиски, предпринимаемые алхимиками, убежденными в возможности найти путем химических превращений философский камень, широко распространились. Из числа выдающихся личностей этого периода можно указать на Альберта Великого (ХIII в.), Роджера Бэкона (ХIII в.), Джорджа Рипли (ХV в.), Василия Валентина (XVI в), Георгия Агриколлу (XVI в.). На этом этапе алхимия умножила сведения о многих химических соединениях, найдя лучшие способы получения одних и впервые открыв другие, сделан главный практический вклад алхимии.

Заключительный этап: начался с конца ХVI в. и продолжался до конца XVIII в. Это период заката алхимии. Рядом идет становление науки нового времени. С переходом к изучению количественного состава и отношений веществ Ван-Гельмонтом для алхимии оставался единственный путь к формированию научного, экспериментального метода, т.е. отбрасыванию как несостоятельной всей алхимической теории и всей теологической стороны. Но против такого пути была и сила традиции, и сама организация алхимического действа, замкнутого в своих рамках. И, тем не менее, в своем развитии алхимия исчерпала себя, оставив накопленные практические богатства химии нового времени.

Таким образом, можно сказать, что алхимия дала довольно таки сильный толчок, для развития новой науки химии. Рационализация алхимии послужила установлением химии, как одной из главенствующих наук того времени.

Прежде чем охарактеризовать историю и сущность такого явления как Алхимия в Европейской и мировой культуре, необходимо разобраться с этимологией термина алхимия, понять, что вообще понимается под термином алхимия и какое происхождение имеет это слово.

Итак - Алхимия (от лат. alchemia, alchimia, alchymia) это своеобразное явление культуры, особенно широко распространённое в Западной Европе в эпоху средневековья. В первую очередь под алхимией понимают магико-эзотерическое учение, основной идеей которого является представление о трансмутации, то есть превращении неблагородных элементов в благородные с целью обретения совершенства и богатства, а также обретения бессмертия.

Например, в Толковом словаре С.В. Ожегова дается такое определение алхимии - "Донаучное направление в химии: изыскание способов превращать простые металлы в драгоценные при помощи философского камня, поиски эликсира долголетия" .

Интересно также определение алхимии, которое давали сами представители данного учения, например францисканский монах 13 века Роджер Бэкон давал такое определение алхимии - "Алхимия есть непреложная наука, работающая над телами с помощью теории и опыта и стремящаяся путём естественного соединения превращать низшие из них в более высокие и более драгоценные видоизменения" .

Существует несколько толкований происхождения самого слова "Алхимия". Согласно одному из них, корень слова алхимия - "khem" или "khаme", "chemi" или "сhuma", означает - черную страну, что означало название Древнего Египта, с которым связывают деятельность древних жрецов и магов.

Согласно другой интерпретации слово алхимия происходит от chymeia - наливание, настаивание. Несколько похожих слов можно найти и в древнегреческом языке: хюмос - сок, хюма - литье или поток, химевсис - смешивание, что имеет соотношение с деятельностью алхимиков.

Также в древнекитайском языке иероглиф " ким" означает золото. Что находит корреляцию с основным занятием и целью всех алхимиков - производством золота. Именно это значение и закрепилось за алхимией как основное.

Остается лишь непереводимая частица "ал" , которая имеет, скорее всего, арабское происхождение и перекочевавшая в европейские языки через страны арабского востока.

Теперь разобравшись с определением и происхождением термина алхимия, необходимо затронуть краткую историю алхимии.

История Алхимии

Несмотря на всю неоднородность и многоликость такого явления в истории культуры и науки как алхимия можно выделить несколько последовательных этапов ее существования и развития на протяжении ее более чем двухтысячелетней истории. В истории алхимии различают несколько этапов, каждый из которых характеризуется своим особым мировоззрением и влиянием, а также географической привязкой.

Традиционно сами алхимики считали, что основателем их традиции был бог Гермес (египетский Тот) или Гермес-Трисмегист, который, как считалось, передал знание об алхимии в числе прочих оккультных герметических наук таких как астрология. Гермес-Трисмегист, легендарный основатель тайного алхимического искусства, якобы оставил тринадцать заповедей "Изумрудные скрижали". Эти заповеди были "Библией" алхимиков, опираясь на которые алхимики много веков строили свое мироздание.

По поводу страны, в которой впервые зародилось учение впоследствии ставшее называть себя алхимией, традиционно указывают Египет. "Родина алхимии, как и многих других наук, - Египет, где знания находились в руках жрецов и посвященных, производивших опыты в величайшей тайне, в тишине святилища. Когда римляне завоевали Египет, тайны Изиды перешли к неоплатоникам и гностикам. Эту эпоху (II и III века христианства) можно считать временем зарождения алхимии" .

В Алхимии можно выделить несколько исторических этапов ее существования и развития;

1) Античная алхимия (Греко-Египетская алхимия) она складывается примерно в II - VI веках новой эры. Алхимия складывается в эпоху поздней в александрийской культурной традиции и представляла собой форму ритуального герметического культа. В большой степени алхимия в данный период базируется на учении античных философов, а именно на учении Аристотеля "О четырех первоэлементах". Основными объектами изучения александрийской алхимии являлись металлы.

В александрийский период сформировалась традиционная металло-планетарная символика алхимии. Небесным покровителем химии в Александрии стал египетский бог Тот или его греческий аналог Гермес.

"Среди значительных представителей греко-египетской алхимии, имя которых дошло до наших дней, можно отметить: Болоса Демокритоса, Зосима Панополита, Олимпиодора. Книга Болоса "Физика и мистика" (ок. 200 до н.э.) состоит из четырёх частей, посвящённых золоту, серебру, драгоценным камням и пурпуру. Болос впервые высказал идею трансмутации металлов - превращения одного металла в другой (прежде всего неблагородных металлов в золото), ставшую основной задачей всего алхимического периода. Зосим в своей энциклопедии определил khemeia как искусство делания золота и серебра, описал "тетрасомату" - стадии процесса приготовления искусственного золота; особо он указывал на запрет разглашения тайн этого искусства" .

2) Арабская Алхимия - после падения Римской империи центр алхимических исследований перемещается на Арабский Восток, и арабские учёные становятся главными исследователями и хранителями античных трудов. Центром арабской алхимии стал Багдад.

Из выдающихся представителей данного периода можно отметить труды персидского алхимика 8 века Джабира ибн Хайяна (ок.721 г. - ок.815 г.), которого традиционно отождествляют с Гебером, основные его книги "Сумма совершенства", "Книга о ядах" и труды Абу Ар Рази жившего в 9 веке.

Гебер "развил теорию Аристотеля о первоначальных свойствах веществ (тепле, холоде, сухости, влажности), добавив ещё два: свойство горючести и "металличности". Он предположил, что внутреннюю сущность каждого металла всегда раскрывают два из шести свойств. Например, свинец - холодный и сухой, золото - теплое и влажное. Горючесть он ассоциировал с серой, а "металличность" с ртутью" .

Таким образом, Гебер заложил основы ртутно-серной теории в алхимии. Эти принципы объясняли все характерные физические свойства металлов и обосновывали возможность их трансмутации.

Также с именем Гебера связывают происхождение идей о философском камне. Он развил идеи о философском камне как о "некой субстанции, которая может изменить соотношение ртути и серы в любом металле и превратить его в золото и одновременно исцелять все болезни и давать бессмертие" .

Таким образом, Арабские алхимики внесли огромный вклад в развитие алхимических исследований, в трудах Арабских алхимиков четко обозначились идеи ртутно-серной теории в алхимии и философского камня ставшие ключевыми в последующей европейской алхимии.

3) Европейская алхимия: В результате крестовых походов и захвата части арабских земель европейская наука получила возможность обогатиться научными достижениями Арабского Востока. Таким способом древнегреческие алхимические представления проникли обратно в Европу, и изучение античных трудов и работ арабских авторов позволило алхимии распространиться в Европе.

Из важнейших алхимиков этого периода можно отметить Альберта Великого убежденного в совместимости греческой и арабской науки с христианской доктриной, Роджера Бэкона (1214-1294), Раймонда Луллия (1235-1313), Джорджа Рипли (15 в.), Василия Валентина монаха 15-16 веков.

Первым европейским алхимиком стал францисканский монах Роджер Бэкон (1214-1294) его важнейшие алхимические трактаты "Зеркало алхимии" и "О тайнах природы и искусства и о ничтожестве магии".

Но расцвет алхимии в средневековье был непродолжителен, уже в 14 веке указом папы римского Иоанна XXII алхимия была запрещена и начался период преследования алхимиков как еретиков.

4) Алхимия в Эпоху Возрождения: Новый виток интереса к алхимии происходит в Эпоху Возрождения в 14 - 16 веках алхимия все теснее связывала свои цели с задачами практической металлургии, горного дела, медицины. Из наиболее значимых алхимиков этого периода необходимо отметить Парацельса.

"Парацельс отказался от некоторых оккультных черт алхимии и сосредоточился на проведении физических и химических экспериментов, а также изучении свойств человеческого тела. Парацельс впервые начал использовать химические вещества и минералы в медицине" .

Кроме того, данный период характеризуется тенденцией к тому, что многие алхимики стали пользоваться поддержкой властей. Набирает обороты так называемая придворная алхимия.

Так, многие короли (Генрих VI, Карл VII, Рудольф II) содержали придворных алхимиков, ожидая от них рецепта получения золота. Но так как по объективным причинам все старания алхимиков произвести золото из неблагородных металлов оказались тщетны, алхимия вошла в период своего упадка.

Время шло, и развитие химических знаний все больше показывало слабость представлений алхимиков. Применение новой химической терминологии и знаний о сути вещества, начиная с конца 18 века окончательно разрушили связь химии и алхимии. Упадок алхимии начинается с 16 в., несмотря на то, что и в 17 и в 18 веках некоторые учёные оставались приверженцами алхимических идей.

Но в результате конец 18 нач 19 веков стали последними для алхимии, которая перестала существовать как область человеческой деятельности. Хотя "Еще во второй половине 18 века проходили сенсационные "сеансы получения золота" перед влиятельными особами - королями и князьями, а уже в XIX в. ни один серьезный химик не занимался алхимическими проблемами" .

Таким образом, осветив в данной части нашей работы этимологию слова, алхимия и историю ее развития мы можем подвести некоторые итоги; происхождение, как термина, так и самого учения впоследствии ставшего именовать себя алхимией сводится к Древнему Египту, где она зародилась в жреческой среде, смешение древнеегипетских знаний и идей греческих философов позволило возникнуть во 2-4 веках н.э. такому феномену как алхимия. Далее история алхимии связана с деятельностью арабских мыслителей главным, из которых можно выделить Гебера, затем алхимия как уже сформировавшееся учение приникает опять в страны западной Европы и развивается в трудах таких мыслителей как Альберт Великий, Роджер Бэкон, Раймонд Луллий и Джордж Рипли. Этот период стал расцветом алхимии в Европе. Алхимия продолжает свое развитие и в эпоху возрождения, основным ее представителем в данную историческую эпоху стал Парацельс, далее с течением времени и развитием естественнонаучных идей алхимия постепенно теряет свою актуальность и приходит в упадок, и исчезает к концу 18 века.

Далее осветив в данной главе проблему происхождения и значения самого понятия алхимия, и затронув основные вехи исторического развития алхимии, и осветив имена главных алхимиков древности и средневековья, мы можем перейти к описанию основных религиозно-философских идей алхимии, чему и будет посвящена следующая глава данной работы.

Алхимия (лат. alchimia, alchymia) - специфическая область натурфилософии, сформировавшаяся в лоне герметической традиции.

История алхимии

Александрийская алхимия

Алхимия складывается в эпоху поздней (II-VI века н. э.) в и представляет собой форму ритуального искусства. В большой степени алхимия базируется на учении о 4 первоэлементах .

Основными объектами изучения александрийской химии (термин «алхимия» появится позже у ) являлись металлы. В александрийский период сформировалась алхимии, в которой каждому из семи известных тогда металлов сопоставлялась соответствующее небесное светило:

Небесным покровителем химии в Александрии стал египетский бог или его греческий аналог .

Центром алхимии того периода считался , при котором ок. 235 г. был открыт филиал . Среди значительных представителей греко-египетской алхимии, имя которых дошло до наших дней, можно отметить , , . Написанная Болосом книга «Физика и мистика» (ок. 200 до н. э.) состоит из четырёх частей, посвящённых золоту, серебру, драгоценным камням и . Болос впервые высказал идею металлов - превращения одного металла в другой (прежде всего неблагородных металлов в золото), ставшую основной задачей всего алхимического периода. Зосим в своей энциклопедии ( в.) определил khemeia как искусство делания золота и серебра, описал - стадии процесса приготовления искусственного золота; особо он указывал на запрет разглашения тайн этого искусства.

Алхимия на Арабском Востоке

Джабир ибн Хайян также ввел представление о философском камне, как о некой субстанции, которая может изменить соотношение ртути и серы в любом металле и превратить его в золото и одновременно исцелять все болезни и давать бессмертие, а также о гомункуле, развил учение о нумерологии, связав арабские буквы с названиями веществ.

Другой арабский учёный Ар-Рази в конце IX века усовершенствовал теорию о первоначальных элементах, добавив ещё одно свойство металлов, «принцип твёрдости», которую он ассоциировал с солью.

Арабские алхимики внесли существенный вклад в развитие естественно-научных исследований, например, создав дистилляционный аппарат.

Центром арабской алхимии стал Багдад, а затем Академия в Кордове.

Проникновение алхимии в Европу

После захвата Омейядами Пиренейского полуострова в VIII в. европейская наука получила возможность обогатиться научными достижениями Арабского Востока. Кроме того, обстоятельством, способствующим проникновению древнегреческих алхимических представлений в Европу стало изучение античных трудов, например доминиканцами Альбертом Великим (трактаты «Пять книг о металлах и минералах», «Малый алхимический свод») и его учеником Фомой Аквинским.

Убежденный в совместимости греческой и арабской науки с христианской доктриной, Альберт Великий способствовал введению философии Аристотеля в схоластические курсы преподавания в Сорбонне (в 1250 г.).

Первым европейским алхимиком стал францисканец Роджер Бэкон (1214-1294) (трактаты «Зеркало алхимии», «О тайнах природы и искусства и о ничтожестве магии»), также положивший начало экспериментальной химии в Европе. Он изучал свойства селитры и многих других веществ, нашёл способ изготовления чёрного пороха. Среди других европейских алхимиков следует упомянуть Арнольда из Виллановы (1235-1313), Раймунда Луллия (1235-1313), Василия Валентина (немецкого монаха 15-16 вв.). Уже в первой половине XIV в. папа римский Иоанн XXII запретил алхимию в Италии, тем самым положив начало «охоте на ведьм», направленной против алхимиков.

Алхимия в эпоху Возрождения

«Алхимик Сендзивой» («Alchemist Sedziwoj») Яна Матейка

В XIV-XVI вв. алхимия все теснее связывала свои цели с задачами практической металлургии, горного дела, медицины.

Наиболее значительный вклад в этот период совершил Парацельс. Он отказался от некоторых оккультных черт алхимии и сосредоточился на проведении физических и химических экспериментов, а также изучении свойств человеческого тела. Парацельс впервые начал использовать химические вещества и минералы в медицине.

В то же время возможность получения золота способствовала росту числа шарлатанов и мошенников, стремившихся завладеть бесценными сокровищами. Кроме того многие алхимики (настоящие или мнимые) стали пользоваться поддержкой властей. Так, многие короли (Генрих VI, Карл VII) содержали придворных алхимиков, ожидая от них рецепта получения золота.

Император Рудольф II был покровителем странствующих алхимиков, и его резиденция представляла центр алхимической науки того времени. Императора называли германским Гермесом Трисмегистом. Курфюрст Август Саксонский и его супруга Анна Датская лично проводили опыты: первый - в своем дрезденском «Золотом дворце», а его супруга - в роскошно устроенной лаборатории на своей даче «Фазаний сад». Дрезден долго оставался столицей государей, покровительствующих алхимии, особенно в то время, когда соперничество за польскую корону требовало значительных денежных расходов. При саксонском дворе алхимик Иоганн Бёттгер, не сумевший сделать золото, первым в Европе изготовил фарфоровые изделия.

Упадок алхимии начинается с XVI в., несмотря на то, что и в XVII и в XVIII в. некоторые учёные оставались приверженцами алхимических идей.

Философия алхимии

Целью алхимиков во всех культурах является осуществление качественных изменений внутри одушевлённого или неодушевлённого предмета, его «перерождение» и переход «на новый уровень». Алхимию, занимающуюся получением золота, составлением препаратов и снадобий, «пилюль бессмертия», изучением глубинной (оккультной) сущности веществ и химических реакций называют внешней алхимией. Трансмутацией духа, достижением абсолютного здоровья или даже бессмертия при помощи определенных упражнений - внутренней алхимией.

В рамках внутренней алхимии человек или его отдельные материальные и нематериальные компоненты (сознание, дух, душа, отдельные энергии и т.п.) рассматриваются как субстанции, обладающие определёнными химическими и физическими свойствами, с которыми можно производить операции, описываемые на языке химических превращений. Параллельно основной - химической - метафоре часто развиваются другие символические ряды; особенно богата в этом отношении европейская алхимия. Так например, философский камень именовался как «красный лев», «великий эликсир», «философское яйцо», «красная тинктура», «панацея», «жизненный эликсир» и пр.

Все без исключения алхимические учения отличаются таинственностью и секретностью, что часто давало повод к их превратному пониманию. Однако магические обряды, ритуальные действия, заклинания рассматривались как способ влияния на природные и божественные силы, которые могли помочь в осуществлении мистического творения, то есть превращения одного вещества в другое (трансмутация, тетрасомата и пр.).

Превращения обоснованы наличием первоматерии, первоначальных элементов: четырёх в западной традиции (огня, воды, земли и воздуха) и пяти в восточной (огня, воды, земли, металла и дерева).

В европейской алхимии между первоматерией и отдельными порождёнными ею материальными телами лежат два промежуточных «звена».

Первое звено - это всеобщие качественные принципы мужского (сера) и женского (ртуть) начал. В XV веке к ним добавили ещё третье начало - «соль» (движение).

Второе звено - это состояния, качества, свойства первоэлементов: земля (твёрдое состояние тела), огонь (лучистое состояние), вода (жидкое состояние), воздух (газообразное состояние), квинтэссенция (эфирное состояние).

В результате взаимодействия качественных принципов (начал) и состояний первоэлементов можно осуществлять любые трансмутации веществ.

Во всех алхимических традициях исключительную роль играет ртуть и её сульфид - киноварь (HgS), которые порой даже дают название всей алхимической системе, как, например, «расаяна» (один из смыслов - «колесница ртути», «учение ртути») - индийская алхимическая традиция, «дань (цинь)» («(искусство) киновари») - название даосской алхимии. В европейской алхимии слово, обозначающее ртуть, совпадает с именем покровителя алхимии - Меркурия (бога и планеты) и её легендарного основателя (Гермеса Трисмегиста).

Кроме того, используются сера, 6 традиционных металлов (свинец, железо, медь, олово, серебро, золото), соединения мышьяка (прежде всего аурипигмент и реальгар), сурьма, селитры, щелочи и некоторые другие неорганические соединения и органические соединения. В китайской, индийской и тибетской алхимии также драгоценные камни и травы.

Во всех алхимических системах важное значение имеют идеи:

  • очистки и концентрации участвующих в работе веществ или вещества путём прокаливания, переплавки, амальгамирования, дистилляции;
  • священного брака, соития мужского и женского принципов, соединения противоположностей.
  • Последняя в европейской алхимии имеет форму «химической свадьбы», «королевского брака», соития брата и сестры, Солнца и Луны, Гермафродита и Салмакиды, самца и самки разных животных и т. д., в индийской - союза Шивы и Шакти, в китайской - соединения дракона и тигра или встречи Пастуха и Ткачихи (Небесной Девы).

    Для александрийской, арабской и европейской алхимических традиций крайне важную роль играет также идея смерти (обычно в форме убийства) и воскресения (воскрешения).

    Роль алхимии в истории науки

    Представление об алхимии как «примитивной химии», сложившееся в науке к концу XIX в., было полностью пересмотрено в XX в. Однако считается, что именно алхимия дала толчок к развитию современной химии. В исследованиях различных алхимических традиций алхимические системы трансформации человеческого существа часто обозначают как «внутреннюю алхимию», а практики получения различных веществ - как «внешнюю алхимию».

    Реальные алхимические традиции, по всей видимости, сочетают внутреннюю работу с получением и приёмом некоторых веществ. Как и все эзотерические знания, алхимия строится на постулате о подобии микрокосма и макрокосма.

    Неясно, насколько алхимические системы разных культур изоморфны друг другу и, в частности, насколько аналогичны их конечные результаты. Также остаются открытыми вопросы о генезе алхимических традиций, существовании единого их источника, взаимных связях и заимствованиях. Некоторыми исследователями предполагается связь внутри следующих групп: платонизм, позднеантичный гностицизм, христианство, неоплатонизм, зороастризм, манихейство, суфизм, эллинистическая, египетско-эллинистическая, византийская, арабская и европейская алхимия.

    Психологическая интерпретация алхимии К. Юнгом

    В начале XX в. швейцарский психолог Карл Юнг предположил, что алхимическая философия представляла собой «протопсихологию», нацеленную на достижение индивидом индивидуации или попытку духовного развития, которая достигается, в частности, в результате Великого Делания. Уробороса Юнг считал символом бессмертия и одним из основных алхимических архетипов. Поиск философского камня был стремлением научиться обращаться со смертью, а процесс его изготовления Юнг сравнивал с этапами становления личности.

    Следует отметить, что Юнг не был пионером в рассмотрении алхимии в свете психоанализа. Первым такой подход предложил Итан Аллен Хичкок ещё в XIX в. Затем, Херберт Зильберер, ученик Зигмунда Фрейда, рассмотрел поздний алхимический трактат «Парабола» в связи с «Эдиповым комплексом». Однако именно подход Юнга, с учением о коллективном бессознательном, достиг наибольшей популярности и обрёл последователей.

    Алхимия также «вместила в себя» идеи гностицизма, которые формально до начала Эпохи Возрождения находились в забвении. Теория Юнга была поддержана другими исследователями, например Стефаном А. Хёллером, Вальтером Пагелем, Марией-Луизой фон Франц и др.

    Алхимия - это магический процесс, искатель истины погружается в нее, как в сказочный мир, и там ищет ответы на вопросы, обращенные к самому себе.

    Парацельс

    Алхимия весьма древняя наука, это скорее даже не наука, а философия, философское учение, прожившее довольно долгий период, начиная от архаиды, заканчивая Новым временем, вследствие чего в ней смешано очень много направлений, таких как онтология, гносеология, антропология и даже социальная философия. Но не стоит забывать, что из-за своей древности, алхимическая философия, является натурфилософией, все постулаты этого учения крепко накрепко связаны с природой и природными явлениями, которые с трудом объяснимы.

    Древние считали, что алхимическая мудрость дана человеку для того, чтобы он смог достичь совершенства, вернув себе некогда утерянное свое изначальное состояние.

    Алхимия, в отличие от химии, руководствуется не только материальным аспектом лабораторных опытов, она, прежде всего, строится на философских и моральных основах, где действующей силой не всегда выступает человек, но всегда – его душа.

    В то время, как физическая трансформация предусматривает изменения только во внешнем плане, оставляя молекулярную структуру в неизмененном состоянии, и химическая трансформация позволяет возможность из одного вещества сделать два, которые затем будут способны существовать по отдельности, алхимическая же трансформация представляет собой превращение одного вещества в другое путем его внутреннего изменения. Последний процесс сейчас больше известен как ядерная реакция, предусматривающая расщепление атома. В основе такой трансформации лежит принцип эволюции – движения и развития всего сущего на земле. И согласно тому, в своих целях алхимия ставила задачу найти то, что способно ускорить развитие.

    Истинная суть творения – это совершенство. Так и вещество, считали алхимики, которое когда-нибудь станет золотом, может быть им уже на данный момент – ведь в этом заключается его истинная суть. Так и с бессмертием человека, которое он может обрести, поскольку в этом состоит его истинная суть. То, что в алхимии именуется золотом, не всегда является просто драгоценным металлом. Алхимическое золото является символом совершенства, пика эволюции, это возвращение в свое изначальное состояние, движение к своему первоисточнику и предназначению. В этом и кроится смысл алхимических трансформаций.

    Материя нашего явного мира богата своей многообразностью, проявлением различных форм. Но она же и является основой всего космоса. Согласно этому принципу,все, что есть в Макрокосме, есть и в Микрокосме, все, что есть в великом, есть и в малом, и наоборот. Человек в этой теории представляется как мир в миниатюре, как отражение Космоса со всеми присущими тому качествами. Все берет свое начало из первоэлемента, который составляет основу и для малого и для великого, поэтому везде можно найти сходство и подобие. Таким образом, человек способен познать космические явления, выстраивая взаимосвязь с тем, что твориться в нем самом. Работа алхимика завязана на этом принципе, она несколько не нарушает порядков, установленных природой – она исходит из подобий.

    По мнению алхимиков, Первоматерия состоит из трех элементов: Серы, Ртути и Соли. Конечно, это не химические элементы – в алхимической терминологии эти названия являются символическими. Сера соотносится со стихией Огня (Золотом), мужским началом, в человеке проявляется выражением великой воли и божественностью, гармонией ума и интуиции, это его наивысшая субстанция – его Дух. Соль в алхимии – это стихия Земля, женское начало, а в человеке – это его тело. Ртуть же имеет двойственную природу: мужского и женских начал, стихии Воздуха (когда жидкая) и Воды (когда твердая); в человеке она отвечает за эмоции и чувства, за желания и жизненную силу, мышление и интеллект, она определяет его Душу. Таким образом, человек и Космос состоят из трех частей: Духа, Души и Тела.

    Совершенство природных тел, согласно этой теории, зависит от соотношения этих элементов. Таким образом, чем больше преобладает Сера, тем выше степень совершенства. И напротив, эта степень будет ниже, если больше будет Соли в теле, и тем дальше оно от совершенства. Совершенный человек, с точки зрения алхимии, находится в стабильном состоянии всех этих трех элементов, при котором высшее преобладает над низшим. Алхимик, в этом свете, занимается измерением данных соотношений, чтобы осуществить переход вещества в его наиболее высшее и совершенное состояние.