Немецкие парашютисты второй мировой войны. Снаряжение немецких десантников. Избранные воины вермахта

"Парашютисты догадываются, что приказ об отправке в Россию неминуем. Вскоре они покидают казармы и едут на ближайший аэродром. "Юнкерсы" уже ждут их. Речь идет не о десантной операции, а просто о переброске в Кенигсберг, столицу Восточной Пруссии. После краткой остановки транспортные самолеты доставят их в Шлиссельбург.

Советским частям удается удерживать один плацдарм на правом берегу Невы, где они зацепились за местность. - Надо обязательно взять этот плацдарм, - говорят майору Штенцлеру, как только 2-й батальон штурмового полка прибывает на фронт.
И парашютисты незамедлительно вступают в бой. Главный неприятельский плацдарм - деревня Петрошино. Русскую оборону удается сломить очень быстро. Но противник сразу же энергично контратакует, и парашютисты вынуждены отступить и вернуться на исходные позиции. - Атакуем снова, - решает Штенцлер.
Его парашютисты вновь овладевают уже однажды отвоеванным, а потом отданным участком. Их окружает враждебная природа, здесь только болота и леса и очень трудно продвигаться.
Шесть дней и ночей без передышки будет сражаться 2-й батальон. Итог ужасен. Из 24 офицеров батальона 21 выведен из строя - убит или ранен. Сам майор Штенцлер получит пулевое ранение в голову и 19 октября умрет в госпитале в Тильзите, куда его доставят в безнадежном состоянии.
Почти полностью разбитый 2-й батальон все же выполнил свою задачу. Но праздновать победу довелось лишь небольшому числу оставшихся в живых парашютистов из штурмового полка.

Теперь частью командует батальонный врач, а в каждой роте остается всего несколько десятков солдат под командованием унтер-офицеров, в основном фельдфебелей. Но уцелевшие солдаты из батальона Штенцлера узнают, что теперь они будут не одни в невском секторе.
- Ваши товарищи, - сообщают им, - парашютисты 7-й авиационной дивизии генерала Петерсена, присоединятся к вам на Ленинградском фронте.
- Скоро начнутся холода, но наши парашютисты перенесли солнце Крита и не испугаются русской зимы, - считает генерал Бройер.

Капитан Кнохе пользуется передышкой, чтобы собрать между линиями своих мертвых и похоронить. Специальные отряды занимаются этим зловещим делом, но их часто обстреливают.
Кнохе сам участвует в подобных экспедициях. Он хочет во что бы то ни стало найти тело своего офицера - лейтенанта Алекса Дика. Он был из немецкой семьи, жившей в России, родился в Санкт-Петербурге, где был интернирован ребенком во время Первой мировой войны. Теперь его тело будет покоиться на берегах Невы, в нескольких десятках километров от своего родного города, ставшего Ленинградом.

Но вскоре на помощь советским солдатам приходит неоценимый союзник - зима. Нева и Ладожское озеро покрываются льдом, и русские теперь могут подвозить подкрепление и продовольствие по этому огромному ледяному пространству.
- У русских поднялся боевой дух, господин капитан, - говорит фельдфебель Штольц Кнохе. - Мы с унтер-офицером Канцлером можем продолжать соблазнять их, но они больше не показываются. Напрасно мы им обещаем хлеб, картошку и даже водку, это уже не срабатывает.
Теперь перед немецкими парашютистами советские солдаты в белом зимнем камуфляже, хорошо вооруженные и экипированные. Они не из Средней Азии, а из Сибири, и их боевой дух не пострадал от поражений, которые претерпела Красная Армия в первые месяцы войны.
Экипировка их противников немного улучшается. Немецкие парашютисты получают наушники, теплое белье, сапоги на меху. Нехватки в продовольствии и в снарядах у них не было никогда.
Однако зима начинает их жестоко донимать. Погода плохая. Дни становятся все короче, а ночи длиннее. Их позиции обстреливаются и ночью и днем. Русские установили реактивные установки, которые создают оглушающий шум, немцы называют их "сталинскими органами".

В то время как многие немецкие парашютисты сражались на невском участке между Ленинградом и Ладожским озером в группе армий "Север", другие парашютисты были в группе армий "Центр", по дороге на Москву.
Так, например, части поддержки 7-й авиационной дивизии - пулеметный батальон парашютистов капитана Вернера Шмидта, называемого MG-Шмидт, и несколько рот зенитного батальона майора Байера. Впрочем, эти два батальона идут на Восточный фронт в разрозненном порядке, и их роты распределяются на разные участки, иногда очень далеко друг от друга.

Жак Мабир: "Война в белом аду. Немецкие парашютисты на Восточном фронте 1941 - 1945 г."























Оригинал взят у kartam47 в Критская операция. Успешное применение воздушного десанта! (фоторассказ)

Сражение на Крите (в немецких планах — операция «Меркурий») — стратегическая

десантная операция Германии в ходе Второй мировой войны. Сражение за Крит


Немецкие парашютисты у транспортного самолета Юнкерс Ю.52 (Ju.52) перед началом операции «Меркурий» (немецкая десантная операция по захвату Крита) .

Операция имела целью уничтожение британского гарнизона на острове Крит для установления стратегического контроля над Средиземноморским бассейном. Является прямым продолжением греческой кампании итало-германских вооружённых сил, нацеленной на вытеснение Великобритании из Средиземного моря.
Окончилась оккупацией Крита, Германия получила контроль над коммуникациями восточного Средиземноморья.

Немецкие транспортные самолеты Юнкерс Ю.52 (Ju.52) буксируют планеры DFS 230 во время первого дня проведения операции «Меркурий» (немецкая десантная операция по захвату Крита). На фотографии запечатлен полет Западной десантной группы (кодовое наименование «Комета»). Ее целью был захват аэродрома Малеме и подходов к нему.

Вторая волна немецких парашютистов группы «Марс» из состава 7-й воздушно-десантной дивизии десантируется восточнее города Ретимнон во время операции «Меркурий» (немецкая десантная операция по захвату Крита). В задачу группы «Марс» (Центральная группа) под командованием генерала Зюсманна входил захват городов Ханья и Ретимнон.

Операция «Меркурий» вошла в историю как первая крупная операция воздушно-десантных войск. Несмотря на тяжёлые потери, немецкие десантники смогли выполнить поставленные перед ними задачи и обеспечить высадку основных сил немецких войск.

Немецкие транспортные самолеты Юнкерс Ю.52 (Ju.52) производят выброску десанта на Крит.


Пилоты 7-й эскадрильи 2-й учебной эскадры люфтваффе (7.(F)/LG 2) совещаются после вылета во время операции «Меркурий». Снимок сделан на греческом аэродроме после возвращения 7.(F)/LG 2 из вылета на прикрытие десанта на Крит.


Пилот немецкого истребителя Мессершмитт Bf.110C-5 из 7-й эскадрильи 2-й учебной эскадры (7.(F)/LG 2) после бевого вылета. Снимок сделан на греческом аэродроме после возвращения 7.(F)/LG 2 из вылета на прикрытие десанта на Крит.

Успехи немецких воздушно-десантных частей заставили высшее руководство остальных стран-участниц войны (в частности, Великобритании) пересмотреть своё отношение к этому роду войск.

Группа немецких парашютистов идет по улице греческой деревни на Крите.

Основным вооружением немецкого десантника был карабин Маузер 98k. Около четверти высаженных парашютистов вместо карабина были вооружены пистолет-пулемётом MP-38 или МР-40. Каждое отделение имело в своем распоряжении ручной пулемёт MG-34. Недостаток более тяжёлого вооружения немецкие технические и военные специалисты попытались компенсировать новинкой — 75-мм безоткатным орудием LG 40. При весе в 130 кг оно было в 10 раз легче немецкого 75-мм полевого орудия при всего на треть меньшей дальности стрельбы.

Оружие и боеприпасы сбрасывались в контейнерах. Немцы использовали парашюты разных цветов, чтобы обозначить контейнеры с различными грузами: личным оружием, тяжёлым оружием, боеприпасами. Безоткатные орудия LG 40 сбрасывались на специальных связках из 3 парашютов.


Группа немецких парашютистов на Крите. Позируют перед объективом.


Немецкие парашютисты и пролетающие над ними транспортные самолеты Юнкерс Ю-52 в районе высоты №107 на Крите. Высота №107 в районе аэродрома Малеме была одной из важнейших опорных точек союзников, за которую шли ожесточенные бои. 21 мая высота была захвачена немцами.

В отличие от парашютистов большинства других стран, немецкие парашютисты прыгали без карабинов и пулемётов (десантники, вооружённые MP-38/40, покидали самолёт с оружием, так как компактность позволяла крепить его под подвесной системой парашюта), которые сбрасывалось отдельно — в контейнерах.


Трое немецких парашютистов вынимают оружие из контейнера после высадки на Крите.


Немецкие парашютисты несут контейнеры (Fallschirmjäger Abwurfbehälter) со снаряжением по дороге на Крите.

Для удобства транспортировки по земле, данные контейнеры были снабжены специальными колесами и ручками (частично видны на фото).

Конструкция немецкого армейского парашюта была очень надёжна, но не позволяла управлять направлением полёта, и десантники нередко приземлялись вдали от своего вооружения.
В эти моменты они могли рассчитывать только на личное оружие — пистолеты и ручные гранаты, которыми набивали объёмные карманы десантных комбинезонов. Многие парашютисты были убиты именно при попытках добраться до контейнеров с оружием.

Могилы немецких парашютистов на Крите.


Итальянские морские пехотинцы у 8-мм пулемета Breda M37 после высадке в Ситии на Крите.

Командир боевой группы «Орион» (FJR-1 и II./FJR-2 из состава 7. Fliegerdivision) оберст парашютных войск люфтваффе Бруно Бройер (Bruno Oswald Bräuer, 1893—1947, слева) во время боев на Крите.


Немецкие парашютисты конвоируют британских пленных по улице города на Крите.

Немецкие парашютисты обыскивают пленных британских солдат на Крите.


Немецкие парашютисты проходят мимо убитых на Крите британских солдат.

Колонна британских пленных под конвоем немецких парашютистов на Крите .

Парашютист 3-го батальона 7-й немецкой дивизии у тел расстрелянных жителей деревни Кондомари на Крите.

Немецкие парашютисты на отдыхе в оливковой роще на Крите.

Немецкие парашютисты в трофейном британском автомобиле Morris-Commercial CS8 на Крите.

Немецкие парашютисты на мотоцикле у разбитого немецкого военно-транспортного самолета Юнкерс Ю-52 (Ju-52, бортов номер 1Z+BA) на аэродроме Малеме (Malemes) острова Крит.

Снимок с воздуха аэродрома Малеме на Крите, захваченного немецкими войсками в ходе операции «Меркурий». Фотография сделана с немецкого транспортного самолета Юнкерс Ю-52 (Ju.52). На земле видны разбитые и целые немецкие транспортники Ю-52 и пикирующие бомбардировщики Ю-87 (Ju.87).

Немецкие десантники ведут бой в городе Ханья (Χανιά, Chania) на острове Крит.

Немецкие парашютисты на отдыхе в перерыве между боями на Крите.


Немецкие парашютисты в бою с частями союзников на Крите.

Захваченный немецкими войсками британский военный палаточный лагерь в районе города Ханья на Крите

Пленные британские солдаты под конвоем немецких парашютистов на Крите.


Немецкий грузовик проезжает мимо колонны британских военнопленных на Крите.

Немецкие солдаты в трофейных британских грузовиках на Крите.

Командир 5-й немецкой горнострелковой дивизии генерал-майор Юлиус Рингель (Julius Ringel) награждает железными крестами солдат и офицеров из числа своих подчиненных, отличившихся во время операции по захвату Крита.

Вид на бомбежку кораблей у побережья Крита.

Британский ВМФ потерял в битве за Крит (исключительно от действий авиации): три крейсера, шесть эсминцев, 10 вспомогательных судов и более 10 транспортов и торговых судов. Также были повреждены три линкора, авианосец, шесть крейсеров, 7 эсминцев.

Потери союзного греческого флота не уточнены.

Британские ВВС потеряли 46 самолётов.

Люфтваффе потеряло 147 самолётов сбитыми и 73 в результате аварий (в основном транспортные).

Британская армия потеряла большую часть дислоцированных на острове военнослужащих

Греческая армия после операции практически перестала существовать.

После окончания операции «Меркурий», генерал Штудент был вызван на «ковер» к фюреру, Гитлер, узнав о потерях, был в ярости, из громадного кабинета рейсхканцелярии доносились крики и упреки в адрес Штудента, в результате Гитлер запретил впредь проводить крупномасштабные десантные операции с участием ВДВ, возможно немцы были правы, что поступили таким образом, так как в дальнейшем опыт Второй Мировой войны в целом показал, что крупномасштабные операции воздушно-десантных войск слишком затратные и рискованные мероприятия, как, например, операции ВДВ, проведенные Красной Армией в 1943г. на Днепре и нашими союзниками в 1944г. в Голландии, которые к большим успехам не привели, а вот потери в людях и технике были довольно значительными.

ВООРУЖЕНИЕ И СНАРЯЖЕНИЕ

Вооружение

Вооружение немецких парашютных войск мало отличаюсь от вооружения пехоты вермахта. Парашютисты использовали все стандартные виды легкого стрелкового оружия, пулеметов, минометов, гранатометов и огнеметов, принятых на вооружение германской армии. Начиная с 1942 г., с переходом к использованию парашютных частей в наземных операциях, стала применяться полевая, средняя, противотанковая, зенитная, самоходная и штурмовая артиллерия. Из-за недостатка места мы не будем подробно останавливаться на рассмотрении тех видов вооружений, которые широко применялись в других войсках Германии.

Генерал авиации Штудент (справа) с офицерами-парашютистами, вероятно, во время учений в северозападной Европе (фуражка обер-леитенанта в центре с белой лентой посредника на маневрах). 1944 г. (544/585/31).

Помимо стандартного маузеровского карабина Kar 98К парашютисты использовали ограниченное количество укороченных, складывающихся или «переламывающихся» винтовок. Среди них следует упомянуть Kar 98/42 и Brunn Gew 33/40 - обе калибра 7.92 мм, с пятизарядными магазинами. Помимо винтовки 33/40 со складывающимся прикладом существовал и другой вариант- укороченный, предназначавшийся как для парашютных, так и для горнострелковых войск. В люфтваффе был популярен восьмизарядный автоматический пистолет Зауера 38(Н). Наиболее специфическим оружием парашютистов была автоматическая 7.92–мм винтовка FG42 с расположенным горизонтально слева магазином емкостью 20 патронов, сошками и штыком. В отличие от введенной позже в вермахте и частях люфтваффе «штурмовой винтовки» МР43/44 (SG43), FG42 имела большую начальную скорость полета пули и большую дистанцию стрельбы.

Парашютные подразделения нуждались в легких артиллерийских орудиях сопровождения первой волны десанта, которые могли бы перевозиться на планерах и сбрасываться с парашютами. В 1941 г. была специально разработана 28–мм противотанковая пушка «Panzerbuche 41» на легком лафете с очень хорошими для оружия такого малого калибра характеристиками. Эта пушка (в немецкой классификации - противотанковое ружье) была рассчитана на снаряды с вольфрамовыми сердечниками, но уже в 1941 г. вольфрам стаk настолько дефицитен, что оружие практически вышло из употребления.

Специфическими для парашютно-артиллерийских подразделений были легкие безоткатные орудия. Отдача у них почти полностью отсутствовала, поэтому можно было обходиться без тяжелого лафета и устанавливать ствол на шасси из легкого металла. Еще до войны на заводах Круппа было разработано 75–мм орудие LG1 с дачьностью стрельбы 6500 м и возможностью поражения бронированных целей. После того, как «Рейнметалл» создал для него новый лафет, орудие было принято на вооружение под обозначением LG40. Эти пушки применялись уже в боевых действиях на Крите. Использовавшиеся в малом числе с 1941 г. 105–мм версии LG40/1 и LG40/2 отличались только элементами строения лафета. С 1942 г. они были заменены 150–мм LG42. Производство безоткатных орудий в Германии продолжалось до 1944 г. Затем отказ от широкомасштабных воздушно-десантных операций сделан их практически бесполезными.

Из зенитных орудий следует упомянуть о 20–мм автоматической пушке Flak38, которая выпускалась в варианте для парашютных войск, отличавшемся легким складным лафетом. Он позволял применять орудие для борьбы и с воздушными, и с наземными целями. Сходным образом был модифицирован и 20–мм MG 151/20. Разрабатывавшаяся легкая пехотная пушка lelG 18F тaк и не пошла дальше прототипа. Из реактивного пехотного оружия следует сказать о 150–мм Do-Gerat - этот реактивный гранатомет в ограниченном количестве применялся парашютистами уже в 1941 г. В 1944 г. специально для десантников был разработан однозарядный огнемет «Einstossflammenwerfer 46». Он обеспечивал выброс струи пламени на дистанцию до 27 метров в течение 0,5 секунды.

Парашюты

В предвоенные годы ответственность за разработку парашютов была возложена на отдел технического оборудования Имперского министерства авиации, который возглавляли профессора Хофф и Маделунг. Работа проводилась на четырех испытательных станциях в Берлине, Рехлине, Дармштадте и Штуттгарте. Эксперименты с применением теодолитов позволили установить требуемые параметры; в соответствии с ними был разработан ранцевый парашют Ruckenpackung Zwangauslosung (RZ1). При испытаниях и входе практического применения были отмечены его серьезные недостатки - чрезмерное раскачивание при спуске и отказы системы автоматического раскрывания. В начале 1940 г. он был заменен моделью RZ16, а уже в 1941 г. на смену пришел RZ20, который оставался основным парашютом люфтваффе до конца войны.

Круглый купол парашюта диаметром 8,5 м шился из 28 шелковых клиньев. Цвет купола чаще всего был белым, однако в иногда (в частности, в ходе операции «Меркурий») применялись парашюты с куполами камуфлированной раскраски. Сложенный купол RZ20 паковался в матерчатую сумку. Тонкий корд соединял верхнюю точку сложенного купола с горловиной сумки, а сама она прочно соединялась с вытяжным устройством - отрезком мощной стропы с карабином на конце. Сложенный купол со стропами паковался в «пакет», который пристегивался на спине парашютиста к двум плечевым полукольцам обвязки. От углов «пакета» два стропа спускались к D-образным кольцам поясной части обвязки, служившими основным фиксатором парашюта. Девятиметровый корд вытяжного устройства укладывался под верхними углами «пакета».

Доставка парашютистов к месту выброски производилась уязвимыми, но надежными трехмоторными транспортными самолетами Юнкере Ju.52/3m, которыев зависимости от компоновки вмещали от 12 до 18 человек. Парашютисты усаживались на скамьи, размещенные вдоль фюзеляжа. Когда самолет достигал зоны выброски, выпускающий (Absetzer) подавал команду «Встать», и десантники выстраивались в одну линию, зажав в зубах вытяжную стропу рядом с крюком карабина. По следующей команде они «пристегивались» - прицепляли крюк к толстому тросу, закрепленному вдоль стенки фюзеляжа, по которому крюк скользил по мере продвижения парашютиста к двери. Дойдя до двери, парашютист останавливался в проеме с расставленными и слегка согнутыми в коленях ногами, руки на поручнях по обеим сторонам проема. При покидании самолета полагалось оттолкнуться руками от поручней и завалиться вперед - из-за особенностей конструкции обвязки для смятения рывка при раскрытии парашюта десантник должен был «лечь на живот». Этот хитрый маневр молодые солдаты тщательно отрабатывали на тренировках. После того, как стропа вытяжного устройства полностью расправлялась, за счет рывка падающего тела распахивались клапаны парашютного пакета и вытягивался сложенный купол. Парашютная сумка оставалась висеть за бортом самолета на нижнем конце вытяжного устройства, а тонкий корд, соединявший сумку и полотнище парашюта, расправлял купол на полную длину и отцеплялся. Потоком воздуха купол парашюта с ощутимым рывком распахивался, и десантник начинал свободный спуск.

Конструкция немецких парашютов сильно отличалась от принятых в других странах, в частности, британских. Из-за конструктивных особенностей строп и специфики укладки парашюты RZ обеспечивали сильный рывок при раскрытии. Зато они позволяли совершать прыжки со сравнительно малых высот - существенный плюс для человека, которому предстояло несколько минут висеть под куполом, ожидая, что противник вот-вот откроет огонь с земли. Обычно десантирование проводилось с высоты 110–120 м, а одна из групп парашютистов на Крите была успешно выброшена с высоты всего 75 м. Для полного раскрытия RZ20 требовалась высота около 40 м.

Обвязка парашютов RZ16 и RZ20 была классической грудной обвязкой Ирвина с беседкой. Основные петли охватывали грудную клетку, поясницу и бедра и соединялись вертикальными связками, шедшими с обеих сторон тела и перекрещивавшимися на спине (см. цветные иллюстрации). Большимнедостатком парашютов серии RZ, однако, была система крепления строп к обвязке. Даже удивительно, что немцы, военное снаряжение которых, как правило, было очень высокого качества, так и «не довели» разработку этого важнейшего технического вопроса. D-образные полукольца на поясничной петле предназначались для прикрепления собранных в два пучка в виде перевернутой буквы V строп парашюта. Такое крепление повторяло старую итальянскую систему Сальваторе (англичане, например, от нее отказались) и сохраняло ее основной недостаток: парашютист при спуске просто «висел» в обвязке и не мог изменять объем и наклон купола.

Это имело несколько последствий, и все они были отрицательными. Прежде всего, знаменитый «нырок» немецкого парашютиста из двери самолета вызывался технической необходимостью, а не бравадой: в момент раскрытия купола тело десантника должно было находиться в горизонтальном положении, иначе резкий и болезненный рывок мог согнуть тело пополам. Если бы парашютист находился в вертикальном положении, рывок при раскрытии купола пришелся бы слишком низко, и десантника могло бы попросту перевернуть - слишком опасная ситуация, особенно при выброске с малой высоты.

Во-вторых, после выброски из самолета десантник не мог управлять спуском, регулируя натяжение строп, и полностью зависел от направления ветра. Более того, у немецких парашютистов не было возможности развернуться при посадке лицом к ветру - в результате они не могли в последний момент уменьшить скорость снижения и, соответственно, силу удара при приземлении.

Из-за низкого крепления строп к обвязке, немецкие десантники спускались, сохраняя наклон тела вперед под утлом почти 45°. Перед самым приземлением, делая плавательные движения руками и ногами, парашютист мог попытаться развернуться лицом в направлении ветра, чтобы сразу после посадки не быть опрокинутым на спину. Если это удавалось, можно было погасить силу удара, сделав кувырок вперед, но и в этом случае при приземлении почти одновременно поверхности земли касались носки ботинок, колени и руки десантника. Именно поэтому парашютисты придавали такое большое значение защите лодыжек, колен и запястий - чего почти никогда не приходилось делать американцам, англичанам или русским. Чтобы представить все это, читатель должен забыть знакомые ему картины приземления современных парашютистов: вертикальное приземление с точным управлением парашютом было недоступно немецким десантникам периода Второй мировой войны. Приземление с кувырком вперед оснащенного тяжелой амуницией и оружием человека на парашюте RZ20 при скорости снижения от 3,5 до 5,5 м/сек даже при отсутствии горизонтального ветра было рискованным мероприятием; переломы при посадке были распространенным явлением.

Так или иначе, сразу после приземления парашютист должен был как можно быстрее освободиться от обвязки (кстати, для этого немецкому десантнику требовалось расстегнуть четыре пряжки, тогда как английскому - всего одну). Невозможность «загасить» купол парашюта на поверхности земли, регулируя длину строп, представляла последнюю из опасностей. При сильном боковом ветре раздутый купол мог долго тащить десантника; известно немало случаев, когда именно так, уже после приземления, парашютистов уносило в море или насмерть разбивало о камни.

Напомним еще раз: все эти опасности, которым подвергались немецкие десантники, были следствием специфического (очень низкого) крепления строп парашюта к обвязке. Это особенно удивительно, если учесть, что пилоты люфтваффе снабжались парашютами с обвязкой Ирвина с плечевым, высоким креплением строп! Известно, что в середине 1943 г. немцы разработали треугольный парашют с более удачными характеристиками, позволявший в определенной мере контролировать условия спуска, но этот RZ36 в войска так и не поступил.

Парашютная подготовка немецких десантников проводилась очень тщательно. В ходе обучения молодым бойцам прививали навыки, которые должны были снизить опасность получения травм, получаемых из-за несовершенного снаряжения. Первоначально основные приемы приземления отрабатывались в гимнастическом зале. Одновременно солдаты знакомились с устройством парашютов, обучались их упаковке (в дальнейшем парашютисты самостоятельно упаковывали только вытяжной корд). Затем наступала очередь имитационных прыжков из макета фюзеляжа и обучения обращению с обвязкой. После постижения азов переходили к реальным прыжкам. В ходе обучения полагалось совершить шесть тренировочных прыжков, причем первый совершался индивидуальнос высоты около 200 м, а остальные - в группе, при различных условиях полета и со все меньших высот. Последний прыжок выполняли одновременно 36 десантников, которые прыгали с трех самолетов с высоты около 120 м, а после приземления немедленно переходили к выполнению учебной тактической задачи на земле. Успешно прошедшие тренировочный курс добровольцы получали заветный значок парашютиста (Fallschirmschutzenabzeichen).

Контейнеры

В отличие от своих противников - десантников стран антигитлеровской коалиции - немецкие парашютисты не могли при спуске иметь при себе тяжелого снаряжения. Англичане и американцы, например, укладывали все необходимое в довольно тяжелые сумки, крепившиеся стропами к обвязке; эти сумки, свисавшие вниз, в последний момент несколько гасили скорость приземления, оказываясь на земле раньше своего владельца. Немецкий же десантник мог взять с собой только самое легкое снаряжение и личное оружие. Для выброски основного вооружения, боеприпасов, продовольствия, медикаментов, средств связи и всего остального, что могло понадобиться на земле и в бою, использовались оружейные контейнеры (Waffenhalter). Из-за неизбежного рассеивания при выброске, контейнеры всегда оказывались на большем или меньшем удалении от приземлившихся парашютистов. Их розыск и транспортировка могли стать вопросом жизни и смерти: на Крите, например, из-за необходимости добираться к контейнерам под огнем противника погибло немало немецких десантников.

В ходе операции «Меркурий» применялось не менее трех различных типоразмеров контейнеров. Меньшие использовались для выброски самых тяжелых грузов, таких, как боеприпасы, а самые крупные - для громоздких, но относительно легких (в частности, медикаментов).

Форма и конструкция контейнеров оставались неизменными в течение всей войны. Однако после операции по захвату Крита вместо трех первоначальных типоразмеров был оставлен только один: длиной 150, высотой и шириной по 40 см. Контейнеры были снабжены ребрами жесткости, несколькими брезентовыми ручками, некоторые - парой небольших обрезиненных колесиков и металлической Т-образной откидной ручкой. Масса упакованного контейнера составляла около 100 кг, на взвод (43 бойца) полагалось 14 контейнеров. На торцевой стенке, противоположной креплению строп парашюта, располагаласьметаллическая сминаемая амортизационная система в виде тонкостенной гофрированной трубы. Контейнеры, как правило, размещались на специачьных рамах в грузовых отсеках Ju.52, но могли крепиться и под крыльями транспортных «Юнкерсов» или других самолетов - например, Не.111.

Из книги Армия императорского Рима. I-II вв. н.э. автора Голыженков И А

ВООРУЖЕНИЕ, СНАРЯЖЕНИЕ И ОДЕЖДА Командиры Судя по тому, что доспех офицера, изображенного на алтаре Домиция Агенобарба (вторая половина I в. до н. э.), похож на тот, что фигурирует на колонне Траяна (начало II в. н. э.), «мода» на доспех позднеэллинистического типа

Из книги Первая мировая война 1914-1918. Кавалерия Российской Императорской гвардии автора Дерябин А И

УНИФОРМА, СНАРЯЖЕНИЕ, ВООРУЖЕНИЕ ГВАРДЕЙСКОЙ КАВАЛЕРИИ Служба в гвардейской кавалерии обходилась офицерам очень дорого - все обмундирование, снаряжение и лошади приобретались ими за собственный счет. Г.А. фон Таль писал: «Форма (…) была очень дорогая. Офицерский ментик

автора Рубцов Сергей Михайлович

Защитное снаряжение и наступательное вооружение Прежде чем рассматривать конкретные предметы вооружения армии Децебала и его союзников, необходимо заметить, что дакийские войны начала II в. н. э. охватили территорию как Среднего, так и Нижнего Дуная, где проживало, как

Из книги Легионы Рима на Нижнем Дунае: Военная история римско-дакийских войн (конец I – начало II века н. э.) автора Рубцов Сергей Михайлович

Защитное снаряжение и наступательное вооружение легионера За свою многовековую историю римляне создали самое совершенное в античности вооружение, отличающееся прочностью, надежностью и высокими боевыми качествами. Защитное оснащение легионера было достаточно просто

Из книги Легионы Рима на Нижнем Дунае: Военная история римско-дакийских войн (конец I – начало II века н. э.) автора Рубцов Сергей Михайлович

Защитное снаряжение и наступательное вооружение ауксилария В начале II в. н. э. экипировка воинов вспомогательных частей римской армии в целом унифицируется. Оборонительное оснащение ауксилариев в эпоху Траяна, как полагают специалисты, становится более надежным.

автора Денисон Джордж Тэйлор

Из книги История конницы [с иллюстрациями] автора Денисон Джордж Тэйлор

Из книги История конницы [с иллюстрациями] автора Денисон Джордж Тэйлор

Глава III. Вооружение и снаряжение 1. Тяжелая или линейная конница Она должна комплектоваться из сильных людей, быть посажена на массивных лошадей и доведена до высшей степени сомкнутости при движениях. Вооружение ее - сабля и два револьвера, один на себе, другой - на

Из книги Германские парашютисты 1939-1945 автора Кверри Б

ВООРУЖЕНИЕ И СНАРЯЖЕНИЕ ВооружениеВооружение немецких парашютных войск мало отличаюсь от вооружения пехоты вермахта. Парашютисты использовали все стандартные виды легкого стрелкового оружия, пулеметов, минометов, гранатометов и огнеметов, принятых на вооружение

автора Денисон Джордж Тэйлор

Из книги История конницы [без иллюстраций] автора Денисон Джордж Тэйлор

Из книги История конницы [без иллюстраций] автора Денисон Джордж Тэйлор

автора Денисон Джордж Тэйлор

Вооружение, снаряжение и тактика рыцарей Рыцари всегда сражались в доспехах. Сначала это были кольчуги, сделанные из сплетенных стальных колец, или же доспехи из тонких металлических пластинок. Они стали использоваться как основное средство защиты, голову стали

Из книги История кавалерии. автора Денисон Джордж Тэйлор

Организация, вооружение и снаряжение кавалерии при Людовике XIV В этот период кавалерия европейских стран, за исключением турецкой, состояла из кирасиров и легковооруженных конников, которые, хотя и экипированные и одетые разным образом, всегда на самом деле оставались

Из книги История кавалерии. автора Денисон Джордж Тэйлор

Глава 33. Вооружение и снаряжение Тяжелая, или линейная, кавалерия В такие подразделения и части следует набирать крепких мужчин, сажать их на сильных лошадей и обучать их как можно жестче, чтобы добиться предельной сомкнутости строя. Как уже упоминалось, вооружать их

Из книги Варяжская гвардия Византии автора Олейников Алексей Владимирович

4. ВООРУЖЕНИЕ, СНАРЯЖЕНИЕ И УНИФОРМА В комплексе вооружения и снаряжения воина Варяжской гвардии переплетались как национальные элементы, так и собственно византийские. Император, военный практик Никифор II Фока отмечал, что для получения необходимого эффекта каждый

Германия стала одной из первых стран, в которых были созданы воздушно-десантные войска. Датой формирования первой парашютной части в вермахте считается 29 января 1936 года, когда в составе полка «Герман Геринг» был создан 1 -й пехотный парашютный батальон.

Ведущую роль в формировании воздушно-десантных войск играло командование люфтваффе (военно-воздушных сил). Развертывание крупных соединений началось в июле 1938 года, когда генерал-лейтенант Курт Штудент приступил к формированию 7-й парашютной дивизии. В связи с необходимостью тщательной подготовки личного состава формирование велось достаточно медленно и было в основном завершено к концу 1939 года. В то время 7-я парашютная дивизия включала два парашютных полка (трехбатальонного состава), зенитную и противотанковую батареи, роты связи, транспортную и медицинскую. Вторым соединением стала 22-я воздушно-десантная дивизия — бывшая пехотная дивизия сухопутных войск, подготовленная для десантирования на планерах. Концепция предусматривала тесное взаимодействие двух соединений: парашютисты захватывали плацдарм, на который затем приземлялись десантные планеры. Основу военно-транспортной авиации люфтваффе составляли надежные и вместительные трехмоторные монопланы Ju 52/3m. Они применялись как для выброски парашютистов, так и в качестве буксировщиков планеров DFS 230А.

БОЕВОЙ ДЕБЮТ

К началу Второй мировой войны боеготовыми были лишь четыре батальона парашютистов, поэтому в польской кампании они приняли лишь ограниченное участие — было высажено несколько небольших десантов с разведывательными и диверсионными целями. Настоящее боевое крещение десантники прошли в ходе операции «Везерюбунг» — вторжения в Данию и Норвегию. В частности, 9 апреля 1940 года парашютисты захватили два аэродрома и стратегически важный Вординбургский мост в Дании, а также аэродром Сола в Норвегии.

БЛИЦКРИГ НА ЗАПАДЕ

10 мая 1940 года вермахт начал активные боевые действия против Франции, Бельгии и Нидерландов. В тот же день были проведены две самостоятельные воздушно-десантные операции в Северной Бельгии и Нидерландах, в которых задействовали 6800 парашютистов. В частности, в Бельгии десантники захватили мощнейший форт Эбен-Эмазль и мосты через канал Альберта, что существенно облегчило продвижение наземных частей. Гораздо больший по численности десант высадился в Нидерландах — здесь целями для десантников 7-й и 22-й дивизий были мосты и аэродромы.

Несмотря на понесенные от зенитного огня потери, десантники в целом успешно справились с заданием.

Успехи воздушно-десантных войск в кампании на Западе стали толчком к увеличению их численности. Летом 1940 года был сформирован 11-й воздушно-десантный корпус, в состав которого вошли 7-я парашютная дивизия (развернутая до трех полков), 16-я пехотная дивизия и отдельный десантно-штурмовой полк.

КРИТ

Крупнейшей десантной операцией немецких воздушно-десантных войск стала операция «Меркурий», проведенная в период с 20 мая по 1 июня 1941 года на острове Крит. Для участия в ней выделялись 5-я горнопехотная дивизия, 7-я парашютная и отдельный десантно-штурмовой полк — всего 23 тыс. человек, из них 10 тыс. высаживалось с парашютами и на планерах. В этой операции впервые применили безоткатные орудия, специально разработанные для десантников. Операция «Меркурий» достигла успеха — остров был захвачен.

Но победа оказалась пирровой — десантники и военно-транспортная авиация понесли значительные потери. Это стало причиной отказа немецкого военно-политического руководства от проведения крупных воздушно-десантных операций в последующие годы. С другой стороны, успех Критской операции оживил интерес к воздушно-десантным войскам в Великобритании и США, где ранее отношение к ним было пренебрежительным.

«ЗЕЛЕНЫЕ ДЬЯВОЛЫ»

В ходе войны немцы сформировали 14 парашютных дивизий, три командования корпусов и даже штаб 1-й парашютной армии, а также несколько отдельных бригад, боевых групп и одну импровизированную дивизию смешанного состава, созданную в Северной Африке. Однако в большинстве своем они были обычными общевойсковыми соединениями, не обученными десантированию с воздуха. После Крита немецкие воздушно-десантные войска применялись главным образом как элитная легкая пехота — и в этом качестве десантники сражались умело, мужественно и самоотверженно, заслужив у противника уважительное прозвище «зеленые дьяволы».

Помимо люфтваффе своя парашютная часть, хотя и небольшая, имелась в войсках СС — 500-й парашютный батальон, сформированный осенью 1943 года. Он включал пять рот — штабную, три парашютные и тяжелого оружия. Численность личного состава 500-го батальона достигала 1 тыс. человек.

15893
Само понятие воздушно-десантной операции всегда ассоциируется с немецкими парашютистами, первые части которых возникли в 1935 году, когда специальное подразделение прусской полиции (Landespolizeigruppe Hermann Goering) стало ядром будущих воздушно-десантных дивизий. Но собственно германские воздушно-десантные силы, внесшие столь заметный вклад в кампанию 1939-1945 годов, появились лишь 26 апреля 1936 года, когда в небольшом городке Стендаль была учреждена парашютная школа, из 600 курсантов первого выпуска которой был сформирован 1-й воздушно-десантный батальон Люфтваффе (ВВС). Примерно в то же самое время и вермахт (германская армия) не преминул учредить собственную воздушно-десантную роту, которая с ноября 1938 года стала 2-м воздушно-десантным батальоном и также перешла в подчинение Люфтваффе. В 1939 году батальоны были преобразованы в полки, объединенные в 7-ю воздушно-десантную дивизию под командованием генерала Стьюдента.
Германский воздушный десант (Fallschirmjager) не принимал участия в польской кампании, зато уже в апреле 1940 года был выброшен над Данией и Норвегией для захвата и охраны взлетно-посадочных полос. Но тогда мир еще не оценил в должной мере эффективность нового рола войск. Это случилось несколько позднее, после одной из самых ошеломляющих операций, когда 85 немецких десантников на планерах захватили бельгийский форт Эбен-Эмаэль, считавшийся совершенно неприступным.
20 мая 1940 года началась одна из крупнейших воздушно-десантных операций второй мировой войны, в ходе которой более 8000 немецких парашютистов 7-й воздушно-десантной дивизии высадились на укрепленный и обороняемый союзными войсками остров Крит. Остров удалось захватить, но цена победы оказалась ужасающей - 4500 погибших десантников. Командовавший операцией генерал Стьюдент назвал Крит «братской могилой немецких парашютистов».
Зимой 1941 года 7-я воздушно-десантная дивизия была развернута на Ленинградском фронте, и именно здесь в кровавой каше затерялись последние из героев Крита. Весной 1942 года после переформирования часть стала именоваться 1-й воздушно-десантной дивизией и перешла под контроль верховного командования, 3-й и 4-й ее полки, переброшенные на Сицилию, чтобы воспрепятствовать высадке там союзных войск, сражались на Салернском плацдарме. 2-я дивизия, спешно сформированная в марте 1943 года в Реймсе, тогда же под командованием генерала Стьюдента отправилась в Италию. 11 сентября одна из рот ее учебного батальона вместе с отрядом коммандос Скорцени освободила Муссолини из заключения в отеле Сан-Грассо.
1-я воздушна-десантная дивизия, оставшаяся после сражений под Салерно в Италии, развернулась на линии Густава. Потеряв в сражениях и под бомбежками до девяти пятых своего состава, десантники удерживали монастырь Кассино до 17 мая, где получили Приказ отступить вслед за остатками других частей. 6 июня 1944 года, когда союзники высадились в Нормандии, 3-я и 5-я воздушно-десантные дивизии были Лереброшены ю Францию, где 3-я заняла позиции у Сен-Ло, а 5-я - между Мортанем и Аржантаном. К 11 июня для усиления обороны Бреста из России была подтянута и 2-я воздушно-десантная дивизия. Переформированная после нормандских сражений, она попала в Рурский котел, где сражалась до капитуляции Германии в мае 1945 года.
В декабре 1944 года 3-я и 5-я дивизии приняли участие в последнем гитлеровском наступлении в Арденнах, где под Бастонью противостояли своим американским коллегам из 101-й воздушно-десантной дивизии. Еще один подобный боевой контакт случился, когда немецкие десантники были сброшены над Германией, чтобы воспрепятствовать планам союзных войск форсировать Рейн.
В послевоенные годы германские воздушно-десантные части начали воссоздаваться лишь в 1956 году, спустя год после возрождения немецкой армии, сперва в виде бригады, разросшейся вскоре до размеров дивизии. В 1958 году дивизия эта заняла свое место в структурах НАТО. В настоящее время дивизия состоит из 25-й, 26-й и 27-й бригад плюс одна резервная. Каждая бригада состоит из четырех батальонов, батальон - из пяти рот. В состав дивизии входят также три специализированные роты, практически идентичные аналогичным формированиям американских рейнджеров и с теми же функциями. В годы «холодной войны» перед воздушным десантом («Luftlande») ставились чисто оборонительные задачи. В случае начала войны германские десантники должны были задержать продвижение дивизий Варшавского пакта в глубь территории стран НАТО. Воздушно-десантную подготовку имеют также другие служашие Люфтваффе и боевые аквалангисты германского ВМФ.