Нико научное исследование качества образования. Национальное исследование качества образования: проблемы и особенности. Исследование качества образования

Свежий ветер. Волга, 1895

Одна из самых ярких и праздничных картин Левитана далась ему нелегко, и была закончена после долгих и упорных трудов. Зато ни одна другая картина, кроме, возможно, репинских бурлаков, не дает такой точной и выразительной характеристики Волги.

Свежий ветер. Волга. Шедевры русского лирического пейзажа - Исаак Левитан. Официальный сайт. Жизнь и творчество. Живопись, графика, старые фото. - Свежий ветер. Волга, вода, река, баржи, пароход, синяя вода, корабль, лодка, Россия, облака, счастье, берег. Исаак Левитан, картина, шедевр, рисунки, фото, биография.

Михаил Нестеров об Исааке Левитане:

"Говорить о Левитане мне всегда приятно, но и грустно. Подумать только: ведь он был лишь годом старше меня, а я как-никак еще работаю. Работал бы и Левитан, если бы "злая доля", ранняя смерть не отняла бы у нас, всех знавших и любивших его, всех старых и новых почитателей его таланта, - чудесного художника-поэта. Сколько дивных откровений, сколько не замеченного никем до него в природе показал бы людям его зоркий глаз, его большое чуткое сердце. Левитан был не только прекрасным художником - он был верным товарищем-другом, он был настоящим полноценным человеком..." »

А.А. Федоров-Давыдов об Исааке Левитане:

"Исаак Левитан - один из наиболее значительных не только русских, но и европейских пейзажистов XIX столетия. Его искусство впитало горести и радости своего времени, переплавило то, чем жили люди, и воплотило творческие искания художника в лирических образах родной природы, став убедительным и полноценным выражением достижений русской пейзажной живописи..." »

Александр Бенуа об Исааке Левитане:

"Самым замечательным и драгоценным среди русских художников, внесших в черствый реализм живительный дух поэзии, является безвременно умерший Левитан. В первый раз Левитан обратил на себя внимание на Передвижной выставке 1891 года. Он выставлялся и раньше, и даже несколько лет, но тогда не отличался от других наших пейзажистов, от их общей, серой и вялой массы. Появление же «Тихой обители» произвело, наоборот, удивительно яркое впечатление. Казалось, точно сняли ставни с окон, точно раскрыли их настежь, и струя свежего, душистого воздуха хлынула в спертое выставочное зало, где так гадко пахло от чрезмерного количества тулупов и смазных сапог..."

Весной 1887 года вместо привычного и уже хорошо изученного Подмосковья 27-летний Левитан впервые отправляется на этюды на Волгу. Он предвкушает изумительные виды, которые запомнятся на всю жизнь, и захватывающий, вдохновенный труд. Но в реальности вышло совсем не то.

Волга встретила художника неприветливо.

«Разочаровался я чрезвычайно, — писал Левитан Чехову. — Ждал я Волги, как источника сильных художественных впечатлений, а взамен этого она показалась мне настолько тоскливой и мертвой, что у меня заныло сердце и явилась мысль, не уехать ли обратно? И в самом деле, представьте себе следующий беспрерывный пейзаж: правый берег, нагорный, покрыт чахлыми кустарниками и, как лишаями, обрывами. Левый… сплошь залитые леса. И над всем этим серое небо и сильный ветер. Ну, просто смерть… Сижу и думаю, зачем я поехал? Не мог я разве дельно поработать под Москвою и… не чувствовать себя одиноким и с глаза на глаз с громадным водным пространством, которое просто убить может… Сейчас пошел дождь. Этого только недоставало!..»

Левитан снял комнатку у двух одиноких старух. Хотел дождаться смены погоды. Но, как на грех, в тот год сплошной чередой зарядили дожди. Нудно стучали они по крыше, не давая уснуть ночами, а днём в воздухе всё время висела сизая морось. В отсутствие солнца природные краски« не звучали», вода и берега сливались в сплошную и невнятную массу. Серые и коричневые оттенки поглотили пространство. Работать на воздухе почти не было возможности: болезненный Левитан быстро промокал и мёрз, одеревеневшие дрожащие пальцы не слушались его. Глинистые берега Волги, как губка, напитались водой, и встромить в них знаменитый белый зонт художника не было никакой возможности. Вынужденно бездеятельный днём, Левитан подолгу не мог уснуть ночами и порой завидовал дружному храпу своих хозяек за стенкой. Подступала хорошо знакомая тоска — страшная гостья, которая не раз ставила Исаака Левитана на пороге жизни и смерти.

Писатель Константин Паустовский попробовал вжиться в обстоятельства Левитана и передать словами, что мог чувствовать художник в свою первую незадавшуюся волжскую поездку, когда голубая мечта встретилась с серой реальностью:

«Рассвет затерялся в непроглядных ночных пустошах, где хозяйничал неприветливый ветер. Левитана охватывал страх. Ему казалось, что ночь будет длиться неделями, что он сослан в эту грязную деревушку и обречен всю жизнь слушать, как хлещут по бревенчатой стене мокрые ветки берез. Иногда он выходил ночью на порог, и ветки больно били его по лицу и рукам. Левитан злился, закуривал папиросу, но тотчас же бросал ее, — кислый табачный дым сводил челюсти.
На Волге был слышен упорный рабский стук пароходных колес, — буксир, моргая желтыми фонарями, тащил вверх, в Рыбинск, вонючие баржи. Великая река казалась Левитану преддверием хмурого ада…»

Контакта с рекой художник так и не нашёл. Особой, почти интимного характера, близости, необходимой для рождения лирического пейзажа, между ландшафтом и Левитаном не возникло. Река казалась ему чужой и беспричинно враждебной. Разочарованный и разбитый, он вернулся в Москву, уверенный, что его вряд ли впредь потянет на Волгу.

Но, думая, что Волга навсегда« отпустила» его, Левитан ошибся.

Левитан задумал работу над картиной «Свежий ветер. Волга» ещё в 1890г., когда находился в Плёсе, а написал её в 1895г. Эту картину, бесспорно, можно отнести к наиболее ярким и праздничным шедеврам Левитана. «Музыкальность» этой картины отличается упругостью мелодики, особенной бодростью и звучностью мажорного цветового аккорда. Первая попытка в 1891г. создать эту картину недостаточно выразила замысел художник, и поэтому в 1895г. Левитан переписывает картину «Свежий ветер. Волга». Картина эта доставалась автору путём длительного вынашивания замысла. Именно поэтому, уже, казалось бы, завершив работу над ней, Левитан не показывает её, и держит у себя в мастерской, и только спустя годы возвращается к её написанию, и создаёт её такой, какой мы можем видеть картину сегодня в Третьяковской галерее. Она является полной противоположностью картине Левитана «Март», которая является примером очень быстрой работы мастера. Многие привыкли думать о Левитане, как о певце задумчивой тихой природы, но эта картина доказывает, что это неверно. «Свежий ветер» можно смело назвать «индустриальным пейзажем эпохи Левитана». Изображённые на картине расписные баржи, бегущий пароход, который мчится, выпуская дым из трубы, и гудит, другой пароходик позади, и плывущая лодка прекрасно вписываются в оживлённый пейзаж солнечного ветреного летнего дня с летящими над водой чайками, с медленно плывущими облаками. Все сливается в одну картину, которую пронизывает одинаковый жизненный ритм.

Очень красивая и богатая гамма разнообразных коричневых цветов от зеленовато-коричневых до ярко-рыжих представлена в группе барж, борта которых покрыты разноцветными украшениями и росписями. Очень красиво и звучно выглядит ярко-синяя вода с нежными розово-лиловыми бликами, и тёмными пятнышками, которые тенью бросают волны. Белым ярким пятном на картине смотрится пароход. Сидящий в желтоватой лодке человек одет в рубаху розового цвета. Нескучно смотрятся песчаные и зелёные берега: им в унисон звучат розовато-фиолетовые облака в бездонном голубом небе. Они очень сочетаются с бело-розовым парусом, оттененным коричневатым и голубоватым цветом, а также с цветом барж. Эта торжествующая и весёлая колористическая гамма прекрасно передаёт веселящую душу человека приподнятость состояния окружающей природы в ветреный и солнечный день.

Тема: И. Левитан «Свежий ветер. Волга»
Цели:
Образовательная: учить анализировать произведения изобразительного искусства на примере картины И. Левитана «Свежий ветер. Волга»: видеть то, что изображено и реконструировать то, что вышло за рамки изображения.
Воспитательная: воспитывать чувство гордости за культуру и искусство своего народа.
Развивающая: развивать творческую фантазию, воображение, внимание.
Задачи:
- продолжить знакомство школьников с жанром – пейзаж;
- учить находить на картине указанные детали, а затем и самостоятельно открывать (усматривать) подробности, характеризующие предмет изображения;
- учить выделять на картине фрагменты, имеющие самостоятельную ценность и целостность; устанавливать причинно-следственные связи между тем, что изображено, и тем, что выходит за рамки изображения. (Если дым из труб стелется по воде, значит...); объединять разрозненные впечатления в целостную картину ветреного дня;
- развивать умения выражать в устных высказываниях эмоциональный опыт переживания от соприкосновения с живописной картиной.
Планируемые результаты:
Личностные – учебно-познавательный интерес к пейзажу как жанру.
Метапредметные:
ПУУД – наблюдать, анализировать репродукцию, осуществлять поиск необходимых деталей; строить развернутые ответы.
РУУД – целеполагание, осуществлять итоговый контроль по результату.
КУУД – договариваться и приходить к общему мнению.
Оборудование: пособие «Музей в твоём классе», лупы, круглые рамки, фрагмент м/ф «Пластилиновая ворона. О картинах», презентация к занятию по картине И. Левитана, памятка «Как составить рассказ по картине?», карточки с опорными словами, памятки.

Ход занятия

1. Самоопределение к деятельности (организационный момент)
- Ребята, мы сегодня отправляемся на очередную заочную экскурсию в музей. На наших занятиях мы были художниками, экспертами, просто зрителями. А сегодня мы освоим новую профессию – реставраторы. Кто знает, чем занимаются реставраторы? А хотите узнать? (Слайд №2)
- Нам тоже предстоит восстановить фрагменты хорошо известных нам картин. Но сначала давайте вспомним, чьей кисти принадлежат эти полотна? (Слайд №3)
(Иван Фомич (Трофимович) Хруцкий, Зинаида Евгеньевна Серебрякова, Василий Дмитриевич Поленов).
Дети по памяти восстанавливают закрытые фрагменты картин.
- Давайте вспомним, с какими жанрами изобразительного искусства мы познакомились на занятиях кружка? (портрет, пейзаж, натюрморт) (Слайд №4)
(Просмотр фрагмента м/ф «Пластилиновая ворона» (О картинах))
- Ребята, к каким жанрам изобразительного искусства относятся эти картины? (Слайд №5)
- Представьте, что музее три зала: в одном – портреты, в другом – натюрморты, в третьем – пейзажи. В какой зал вам было бы интереснее попасть? Почему?
- Некоторым ребятам сегодня очень повезло, ведь мы сегодня отправляемся на встречу с замечательным пейзажистом Исааком Ильичом Левитаном. (Слайд №6)
А в другие залы мы попадём при последующих встречах.

2. Постановка учебной задачи (Слайд №7)
- Какую цель мы ставим перед собой, отправляясь в музей? (познакомиться с картиной)
- Что должно стать результатом нашей работы на уроке? (Рассказ о картине)
- Что нам нужно сделать, чтобы получился рассказ по картине?

Задачи:
- рассматривать репродукции картин,
- находить детали с помощью инструментов,
- определять тему и настроение картины,
- высказывать свои наблюдения и выводы;
- соблюдать правила поведения в музее - говорить тихо.

3. Открытие новых знаний. Первичное восприятие (Слайд №8)
- Название картины Исаака Левитана состоит из двух частей: «Свежий ветер. Волга».
- Что же имел в виду художник, когда назвал ветер свежим? (Он прохладный, бодрящий)
- А какими запахами он может быть насыщен? (Запахами воды, рыбы, водорослей)
- Какие звуки может услышать человек, который находится на берегу реки или в лодке? (Гудки пароходов, крики чаек)
- А вы слышали, как гудит пароход? Как кричат чайки? (Прослушивание записи крика чаек, гудка парохода)
- Мы не по рассказам знаем, что Волга – большая река. А в том месте, где находится наш город ширина реки Волги достигает14-15 км.
- Почувствовали, как могуча эта полноводная река?
- Что вы чувствуете, глядя на неё?
- Хочется поближе её рассмотреть? Давайте войдём в мир, созданный художником.

4. Групповая работа
- Кто такие исследователи? (Слайд №9)
- Теперь вы исследователи, которые рассматривают, наблюдают, выделяют информацию, которую будут использовать экскурсоводы. Каждая группа получает карточки, на которых дано задание и попытается найти ответ на поставленный вопрос.
- Но сначала давайте вспомним правила работы в группах (Слайд №10)
Дети получают карточки с заданием и начинают работу в группах (Слайд №11)
1 группа:
Поэт Василий Лебедев-Кумач писал о Волге:
Красавица народная, …
Широка, глубока, сильна
Вы согласны с мнением поэта? Обоснуйте свой ответ.
Покажите с помощью малой круглой рамки речные суда, изображённые слева:
- вёсельную лодку,
- пароход,
- парусную лодочку вдали
Рассмотрите с помощью лупы баржи справа. Две баржи тянет за собой буксир. И две большие парусные баржи, которые передвигаются самостоятельно, они называются самоходными.
Сколько судов вы обнаружили? Сделайте вывод.
2 группа:
Что нам помогает увидеть ветер на картине? (используйте лупу и круглую рамку):
- облака,
- флажок на мачте,
- надутые паруса,
- дым из труб,
- рябь на воде.
Сделайте вывод.
3 группа:
Умеет ли Исаак Левитан видеть красоту в простом? Можно ли его назвать поэтом?
С помощью лупы рассмотрите:
- небо,
- воду в реке,
- берега,
- баржи справа (как их украсил художник, какие цвета использовал),
- город вдали.
Сделайте вывод.

5. Выступление с сообщениями
Дети выступают с сообщениями от группы пользуясь опорными словами.
Опорные слова:
Перед нами картина …………………….……………………………, которую написал художник …………….…
Исаак Левитан хотел показать ….…………………….………………………….……. . , поэтому он изобразил ………………………………………………………....………….
Хотел изобразить …………………………..…. …………………………,
поэтому нарисовал …………………….………………………………………………….
Больше всего нам понравилось …………………….…………………………….
Нам казалось, что мы услышали …………………………………………….. .
У нас эта картина вызвала …………………….………………………………. . .

6. Обобщение
- Можно ли назвать картину Левитана пейзажем? Что позволило сделать такой вывод?
- Какие краски преобладают?
- Какое настроение возникает?
- Представьте, что вы оказались на берегу Волги. Что бы вы захотели сделать?
- Какие детали на картине вам особенно понравились?
- Найдите на картине и покажите с помощью круглой рамки подпись художника. Кто её написал?
- Чья группа возьмёт эту картину в свою коллекцию?

Презентация на тему: И. Левитан. "Свежий ветер. Волга"