Получил домашнее образование. С 1806 числился на службе в Министерстве народного просвещения. В 1808-1809 посещал салон А. Н. Оленина ; познакомился с К. Н. Батюшковым , Н. И. Гнедичем , А. А. Шаховским . Участвовал в любительских спектаклях.
С 1810 на военной службе. Участник Отечественной войны 1812 и заграничных походов.
С конца 1816 член декабристского Союза спасения; один из руководителей тайной декабристской организации Военное общество. В 1820 по политическим мотивам отстранён от службы, уволен в отставку. В 1822 за публичный скандал во время театрального спектакля по распоряжению императора был выслан из Санкт-Петербурга . Долгие годы провёл в деревне.
Похоронен в селе Бореево Чухломского уезда Костромской губернии. В 1955 прах перенесён в Чухлому .
Творчество
Печататься начал перед Отечественной войной 1812 («Цветник», 1810). Переводил стихотворные произведения Биона, Гесснера, Вергилия, Гёте, Ф. Шиллера, Ариосто, «Романсы о Сиде» Гердера , отдельные песни из «Ада» Данте и Оссиана. В переработке Катенина ставилась трагедия Тома Корнеля «Ариана» (1811). Возглавил одно из течений декабристского романтизма. В 1815 опубликовал баллады «Наташа», «Убийца», «Леший», в 1816 - «Ольга» (вольный перевод баллады Г. А. Бюргера «Ленора»), резко отличающейся по своим художественным принципам от поэзии карамзинистов и В. А. Жуковского и вызвавшие полемику. Ориентация на изображение русского быта, на широкое использование просторечных форм языка сближала Катенина с А. С. Шишковым , но вместе с тем была связана с декабристской идеей борьбы за народность литературы.
В 1810-1820-е годы много писал для театра, в частности переработки Ж. Расина , П. Корнеля , других французских драматургов. Единственная оригинальная трагедия Катенина «Андромаха» была поставлена в 1827. Выступал также как театральный педагог (среди его учеников - В. А. Каратыгин).
Издания
- П. А. Катенин. Избранные произведения. Вступит. ст., подготовка текста и примеч. Г. В. Ермаковой-Битнер, Москва-Ленинград: Советский писатель, 1965 (Библиотека поэта. Большая серия).
Адреса в Санкт-Петербурге
- 1822 год - дача «Кирьяново» - Петергофская дорога, 45;
- осень 1825 - май 1827 года - доходный дом Паульсона - Миллионная улица, 8.
КАТЕНИН Павел Александрович родился - поэт, драматург, литературный критик и теоретик. Сын генерал-майора, Павел Александрович родился в родовой усадьбе отца. Получил отличное домашнее образование.
В 1806 поступил на службу в министерство народного просвещения. Самые ранние из дошедших до нас произведений Катенина относятся к 1809. Это переводы и переделки (опубликованы все в 1810) появились в журнале «Цветник»:
«Песни в Сельме» (из Оссиана),
«Смерть Приама» (подражание Вергилию),
«Дружба» (идиллия Вийона),
«Ночь» (подражание Гесснеру).
«Гимн на победу Зевса над гигантами» 1810,
«Надпись к Пираму и Тизбе» 1810.
Вслед за тем начинается и работа Катенина Павла Александровича для театра.
В феврале 1811 поставлена была на петербургской сцене переведенная им трагедия «Арианда» Тома Корнеля.
В годы Отечественной войны имя Катенина исчезает из литературы. Определившись еще весной 1810 портупей-прапорщиком в Преображенский полк, Павел Александрович в его рядах участвует в Бородинской битве, в боях под Кульмом и Лейпцигом, во взятии Парижа.
В 1814 он возвращается с войсками гвардии в Петербург.
В 1815 печатает в «Сыне Отечества» свои баллады -
«Леший» ,
«Наташа» ,
«Убийца» ,
«Певец» (из Гёте).
3 мая 1816 поставлена была в Петербурге трагедия Расина «Эсфирь», в новом переводе Катенина. Вскоре пьеса выходит отдельным изданием, а в «Сыне Отечества» публикуется баллада Катенина «Ольга» (вольный перевод из Бюргера).
В 1817 вышла комедии «Студент», написанной Катениным совместно с Грибоедовым. Комедия эта не увидела света ни на сцене, ни в печати, но распространилась в списках.
В 1817 Павел Александрович оказывается главой группы молодых поэтов и литераторов, к которой принадлежали Грибоедов, Н. Н. Бахтин, А. А. Жандр, Д. П. Зыков. Несколько позже к ним примкнул Кюхельбекер. Из писателей старшего поколения с Катениным были связаны Крылов и А. А. Шаховской , из поэтов следующего поколения позиции поэта. поддерживали впоследствии В. В. Григорьев, В. Ф. Раевский , А. И. Одоевский , Н. М. Языков .
Литературная деятельность Катенина была неотделима от его активной общественно-политической работы.
В конце 1816 Павел Александрович стал членом Союза спасения, первой тайной организации будущих декабристов («Общество истинных и верных сынов отечества»), а во 2-й половине 1817 и в первое полугодие 1818, во время пребывания войск гвардии в Москве, он возглавил одну из двух «управ», объединивших членов тайного общества, находившихся в походе. (По соображениям конспиративного порядка Союз спасения именовался в Москве Военным обществом.) Видимо, в эту же пору Павел Александрович написал революционный гимн. После преобразования Союза спасения в Союз благоденствия, уставом которого отвергались революционные восстания, цареубийство и революционная диктатура, Катенин разорвал свои отношения с тайным обществом и не восстановил этих связей ни в 1820, ни накануне событий 14 декабря.
С середине 1818 по возвращении в Петербург основной сферой деятельности Катенина становится театр. Он печатает известный монолог Цинны из одноименной трагедии Корнеля («Сын Отечества», 1818, № 12), усиливая его революционное звучание, участвует в коллективном переводе «Медеи» Лонжпьера, переводит комедию Мариво «La gageure imprevue» («Нечаянный заклад»), приступает к работе над трагедией «Андромаха», участвует в дискуссии по поводу новой постановки «Фингала» В. А. Озерова (1820), публикует переводы комедии Грессе «Le Mechant» (под названием «Сплетни», 1821) и трагедии Корнеля «Сид» (1822).
К 1818-19 относится сближение Катенина с Пушкиным. Именно в эту пору, под непосредственным влиянием поэта, молодой Пушкин пересматривает свое отношение к поэтике не только Жуковского, но и Батюшкова.
В первом номере «Сына отечества» (1820) Катенин печатает «Песнь о первом сражении русских с татарами на реке Калке, под предводительством князя Галицкого Мстислава Мстиславича Храброго» , в которой широко использованы были мотивы русского фольклора и лексика «Слова о полку Игореве». Исключительно богат и своеобразен был и ритмико-метрический строй «Песни», в разных частях которой Катенин использовал 13 стихотворных размеров.
14 сентября 1820 полковник Катенин П.А., был по личному указанию царя уволен в отставку. Однако Павел Александрович не уехал из Петербурга и продолжал деятельно участвовать в литературной и театральной жизни столицы.
20 октября 1822 Александру I сделал распоряжение о немедленной высылке Катенина из Петербурга, с запрещением «въезжать в обе столицы без высочайшего на то разрешения».
В своей костромской усадьбе Катенин Павел Александрович провел около двух с половиной лет. В ссылке им закончена была его трагедия «Андромаха» , над которой он работал, долгие годы и которую считал своим коронным произведением.
В середине августа 1825 Павел Александрович получил разрешение на возвращение в Петербург. Не участвуя после 1817-18 в тайных организациях, поэт не подвергся после восстания 14 декабря ни аресту, ни привлечению к дознанию, хотя имя его не раз упоминалось в следственных делах декабристов. И, тем не менее, к активной литературной деятельности он уже не вернулся. Новый цензурный устав не позволял рассчитывать на разрешение к печати давно задуманного им сборника стихотворений, а на серьезные уступки цензорам Катенин идти не соглашался.
Театральные противники Катенина всячески тормозили появление на сцене его пьес, как оригинальных, так и переводных. С величайшим трудом он добился постановки в Петербурге 3 февраля 1827 своей трагедии «Андромаха», но успеха она не имела.
Пушкин рекомендовал Катенину журнальную деятельность, но рассчитывать на разрешение журнала для поэта не было никаких оснований. Не удалось Катенину выпустить в свет и задуманный им альманах. После двухлетнего пребывания в Петербурге Павел Александрович должен был возвратиться в конце 1827 в свою костромскую деревню.
О литературных и политических настроениях Катенина этой поры лучше всего свидетельствовали аллегорические образы баллады «Старая быль» (1828, опубликована в 1829 в «Северных цветах»), в которой он сурово осудил Пушкина за «Стансы» («В надежде славы и добра...») и за послание «Друзьям» («Нет, я не льстец, когда царю хвалу свободную слагаю»).
Очень характерно для настроений поэта этой поры и его стихотворение «Гений и поэт» (впервые опубликовано в 1938 в «Литературном современнике», № 9), в котором он, подчеркивая свою верность всему тому, что вдохновляло его прежде, горячо приветствовал июльскую революцию 1830.
В своей деревенской глуши Павел Александрович Катенин подготовил к печати два тома «Стихотворений и переводов» и целый цикл оригинальных литературно-теоретических и историко-литературных статей, посвященных мировой литературе. Работа эта, опубликованная под названием «Размышления и разборы» в двадцати номерах «Литературной газеты» (1830), являлась реализацией одного из давних предложений Пушкина в его письме к Катенину от начала 1826: «Если б согласился ты сложить разговоры твои на бумагу, то великую пользу принес бы ты русской словесности». Пушкин имел в виду круг идей, популяризовавшихся Катениным еще в конце 1810-х гг., но к 1830 концепции поэта уже успели утратить значительную часть своей новизны и оригинальности.
В литературно-теоретических спорах начала 1830-х гг. не привлекли к себе внимания и те декларативные строки труда К., в которых он резко отмежевывался и от просветительного классицизма XVIII века (Вольтер и его школа), и от пропагандистов романтической поэтики - от Байрона и Шатобриана до Жуковского и Гюго.
В последний раз Катенин приехал в Петербург 18 июля 1832 напечатать сборник своих стихов и вернуться на военную службу, так как он был разорен взятием под опеку его деревень за какие-то неисправности при поставке спирта в казну.
В 1832 вышли два тома оригинальных и переводных произведений Катенина П. А.
8 августа 1833 состоялось долгожданное определение Катенина на службу. Он был назначен в войска Кавказского корпуса, в Эриванский карабинерный полк, стоявший в урочище Манглис, в пятидесяти верстах от Тифлиса. Самое место его назначения было равнозначно новой ссылке, но Катенин не протестовал.
13 марта 1834, успев выпустить перед этим в свет свою новую «сказку» в четырех песнях - «Княжна Милуша» , он выехал на Кавказ, где прослужил более четырех с половиной лет.
В июле 1836 друзьям удалось добиться назначения Катенина в захолустную крепость Кизляр, где он оставался в должности коменданта до 20 ноября 1838. При отставке Катенин был произведен в генерал-майоры, но принял свое неожиданное увольнение со службы как новую репрессию. На Кавказе Павел Александрович продолжат много писать, но печатали его уже редко и неохотно. Последние произведения поэта появились в «Библиотеке для чтения»:
басня «Предложение» - в 1835,
«Гнездо голубки» (пересказ арабской легенды),
«Инвалид Горев» (повесть в стихах из солдатской жизни) - в 1836.
Возвратившись на родину, Катенин прожил в полном одиночестве еще пятнадцать лет, редко выезжая за пределы своих костромских деревень. Его обширная переписка, постепенно сокращаясь, к середине 1840-х гг. почти прекратилась, его нигде не печатали, пьесы его давно исчезли из репертуара, а самое имя Катенина продолжало звучать лишь в цитате из «Евгения Онегина».
Умер - , село Шаёво Костромской губернии.
Майоров Николай Петрович - поэт.
Родился в крестьянской семье. С 10 лет жил в г.Иванове.
В 1937 поступил но исторический факультет МГУ, а с 1939, одновременно с университетом, учится в Литературном институте им. М.Горького, посещает поэтический семинар П.Г.Антокольского. В окт. 1941 Майоров уходит добровольцем в действующую армию. Был политруком пулеметной роты 1106-го стрелкового полка 331-й дивизии, погиб на фронте.
Не все написанное Майоровым сохранилось, но и то, что уцелело и было опубликовано посмертно, свидетельствует о том, что он обещал быть большим и самобытным поэтом. Он был человеком, рожденным революцией. Таким людям, как он, революция открыла путь к знаниям и большой культуре, к реализации своих творческих возможностей. В стихотворении «Мы» (1940), рисуя портрет своего деятельного, творчески активного поколения, Майоров писал: «Мы были высоки, русоволосы. / Вы в книгах прочитаете, как миф, / О людях, что ушли, не долюбив, / Не докурив последней папиросы. / Когда б не бой, не вечные исканья / Крутых путей к последней высоте, / Мы б сохранились в бронзовых ваяньях, / В столбцах газет, в набросках на холсте». В этом портрете поколения много от автопортрета Майорова. Главное для него и его ровесников - это творчество, созидание, «вечные исканья / Крутых путей к последней высоте», однако высокое чувство общественного и воинского долга, ради выполнения которого они готовы умереть, заставляет их идти в бой, «не долюбив, / Не докурив последней папиросы». Те молодые поэты, которым суждено было погибнуть в 1941 и 1942, а кое-кому и раньше - на «незнаменитой» (по словам Твардовского) финской войне,- не успели пережить ни сомнений, ни разочарований в своих идеалах, их мироощущение осталось цельным и героическим, лишенным чувства жертвенности и трагизма.
По воспоминаниям друзей, основным произведением Майоров была большая поэма «Ваятель», от которой сохранился только отрывок (печатается под заглавием «Творчество», 1940). В нем программа молодого поэта: «Есть жажда творчества. / Уменье созидать. / На камень камень класть / Вести леса строений. / Не спать ночей, по суткам голодать, / Вставать до звезд и падать на колени. / Остаться нищим и глухим навек, / Идти с собой, с своей эпохой вровень / И воду пить из тех целебных рек, / К которым прикоснулся сам Бетховен. / Брать в руки гипс, склоняться на подрамник, / Весь мир вместить в дыхание одно, / Одним мазком весь этот лес и камни / Живыми положить на полотно, / Не дописав, / Оставить кисти сыну. / Так передать цвета своей земли, / Чтоб век спустя все так же мяли глину / И лучшего придумать не смогли».
Творческая страсть у Майорова определяется силою любви к женщине. В стихотворении «Рождение искусства» (1939), обращаясь к любимой, поэт сравнивает себя с первобытным художником, у которого вдохновенная любовь к женщине обостряла жажду жизни, потребность в гармонии. Среди тех молодых поэтов, которые ушли из жизни, «не долюбив», М. был наделен, очевидно, самым сильным чувством любви к женщине, о чем свидетельствуют такие его стих., как «Весеннее», «Мой отъезд», «В тот день, когда я был еще не твой...», «Что значит любить», «Здесь все не так...», «Я был ее. Она еще все помнит...», «Заснуть. Застыть. И в этой стыни...», «Все к лучшему. Когда прошла гроза...», «Мне нравится твой светлый подбородок...», «В грозу», «Я знал тебя, должно быть, не затем...», «Мне только б жить и видеть росчерк грубый...» и др. Интересно, что Маяковский, которого многие воспринимали тогда только как поэта-трибуна, оказался близок Майоров как поэт «громады-любви»: он взял эпиграфом к стихотворению «Обрыв» (1940) его слова: «Страсти крут обрыв, / Отойдите,- будьте добры».
Майоров отличался глубоким чувством природы, которое является важной особенностью его мировосприятия. Среди пейзажных стих, поэта особенно выразительны «Август» (1939) и «После ливня» (1939). О пристрастиях Майоров среди русских классиков говорят его стихотворения «В Михайловском» (1937), «Пушкин» (1937) и «Гоголь» (1939). На его мировосприятие и стиль оказали влияние В.Маяковский, В.Хлебников, Э.Багрицкий, П.Антокольский, ему нравилась поэзия А.Твардовского, но по силе любовной страсти, чувству природы, рельефной пластике образов он ближе всего к П.Васильеву.
М.Ф.Пьяных
Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 2. З - О. с. 496-497.
Далее читайте:
Русские писатели и поэты (биографический справочник).
Сочинения:
Мы: книга стихов. М., 1962 [в сб. вошли воспоминания о Майорове Д.Данина, И.Пташниковой, В.Жукова, Н.Глазкова и М.Львова];
Советские поэты,павшие на Великой Отечественной войне / предисл. А.Суркова; вступ. статья В.Кардина. М.; Л., 1965;
Мы // вступ. статья Н.Банникова. М., 1972.
Литература:
Аннинский Л. Глубина фронта // Новый мир. 1974. №4;
Таганов Л. «Земля» и «небо» Николая Майорова // Таганов Л. На поэтических меридианах. Ярославль, 1975;
Куликов Б. Николай Майоров: Очерк жизни и творчества. Ярославль, 1975;
Турков А. Слово о поэте // Турков А. Открытое время М., 1975;
Коган А. Стихи и судьбы. М., 1977;
Ружина В. Нам арах и подлость были не к лицу... // Поэзия. Вып.20. М., 1977;
Лазарев Л. Юноши 41-го года // Лазарев Л. Это наша судьба. М., 1978.
Биография
Родился в деревне Дуровка Сызранского уезда Симбирской губернии в крестьянской семье. С десяти лет жил в городе Иваново. Учился в школе № 35, ныне - лицей № 33. В 1937 году поступил на исторический факультет Московского государственного университета. С 1939 года одновременно учился в Литературном институте им. М. Горького, занимался в поэтическом семинаре Павла Григорьевича Антокольского .
В октябре 1941 года ушёл добровольцем на фронт. Был политруком пулемётной роты 1106-го стрелкового полка 331-й дивизии. Погиб на фронте у деревни Баранцево Смоленской области.
Творчество
Несколько стихотворений опубликовано за время его учёбы в газете «Московский университет». Две поэмы, написанные им в 1939 и 1940, не сохранились. Большинство рукописей, очевидно, утеряно вместе с чемоданом, отданным на сохранение в начале войны. Сохранившиеся стихотворные произведения были опубликованы посмертно.
Его стихи отличаются большой страстностью и утверждением активности в жизни. Данное Майоровым описание Н. Гоголя, сжигающего рукопись, позволяет предполагать, что он и сам порой критически относился к собственным стихам. Сожаление о том, чего не удалось пережить, и мотив ранней солдатской смерти говорят о предчувствии терпис дно конечно же собственной судьбы. Лирика Майорова предметна, его язык большей частью жёсткий, немногословный, но, судя даже по немногим уцелевшим стихам, богатый.Издания
- Мы: Книга стихов. Москва: 1962.
- Мы. Вступительная статья Н. Банникова. Москва: 1972.
Память
Именем Майорова названа одна из улиц города Иванова.