Нод по рисованию в подготовительной группе первоцветы. Конспект прогулки «Первоцветы» в подготовительной группе. Конспект занятия для подготовительной группы «Первоцветы

(для воспитанников подготовительной группы)

Степанова Ольга Николаевна, МБДОУ №14, п.г. т. Зеленоборский

Цели: формирование целостных представлений дошкольников о первых весенних цветах и их многообразии; воспитывать любовь к природе; бережное отношение к ней, культуру поведения.

Оборудование: 4 лейки, 4 детских ведра, 6 совочков, бросовый материал, клей, ножницы. нитки.

Ход прогулки:

Дети выходят на прогулку, отправляются на станцию экологической тропы «Цветик-семицветик» .

Воспитатель: Ребята, ранней весной, когда ещё в некоторых местах лежит снег, появляются первые весенние насекомые. Как вы думаете, что это за насекомые? (Ответы детей: бабочки, шмели.)

Сегодня на нашем цветнике ждет нас очень интересная встреча, догадайтесь с кем:

От цветка на цветок он, жужжа, перелетает,

Выпивает сладкий сок. Словно солнышко сияет,

Не - пчела, как карамель, Полосатый, толстый... (Шмель)

Теплое солнышко весной разбудит шмелей – насекомых, живущих большими дружными семьями. И почти сразу же они начинают искать первые весенние цветы, чтобы подкрепиться.

Как называют первые весенние цветы? (Ответы детей: первоцветы) Правильно, давайте повторим вместе «первоцветы» . Почему они появляются первыми? (Ответы детей: потому что эти цветы любят яркий солнечный свет, и появляются тогда, когда деревья еще не покрылись листвой.)

Какие цветы появились на нашем газоне первыми? (Ответы детей: подснежники, примулы, незабудки…)

Наша клумба - загляденье!
Полюбуйтесь на неё!
Поднимает настроенье!
Всем, кто к ней ни подойдёт.

Ребята, давайте рассмотрим первоцветы и вспомним их названия, я называю цвет, а вы название цветов: красные... – тюльпаны, оранжевые… – календулы, желтые …– купальницы,

зелёные… – листья, стебли, бутоны цветов, голубые… – подснежники, синие… – незабудки,

фиолетовые… – примулы.

Воспитатель: Что вы заметили? (Ответы детей: наш газон похож на радугу, на цветик-семицветик.) Совершенно верно.

Воспитатель обращает внимание на шмеля (взрослый) :

Летит мохнатенький,
Летит за сладеньким.
Шмель: Здравствуйте ребятки.
Я жужжу, жужжу, жужжу,

Над цветочками кружу.
Я пословиц много знаю,
С вами, дети, поиграю:
Я начну, вы – продолжайте,

Дружно, хором отвечайте:

Первый цветок – ломает ледок; Весна красна цветами, а осень – плодами; Где цветок, - там и медок; Аленький цветок - бросается в глазок; На цвет - и пчелки летят; Хорош цветок, да скоро вянет.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему цветок быстро вянет? (Ответы детей: если за ним не ухаживать: не рыхлить, не поливать, не подвязывать тоненькие стебельки, не пропалывать сорняки) . Воспитатель: Верно, цветы, что дети, уход любят. Приглашаю вас посмотреть и подумать, чем мы можем помочь сейчас цветам? Нуждаются ли они в поливке? Появились сорняки? Организуется труд по уходу за цветами: дети делятся на подгруппы - одна подгруппа пропалывает сорняки и рыхлит (с воспитателем) , вторая – поливает цветы, шмель помогает, следит, чтобы дети лили воду под корень растений).

Шмель благодарит детей: На хороший цветок летит даже мотылек. Ребята, а вы знаете значение первоцветов в жизни людей? (Ответы детей: радуют глаз, украшают природу) .

Для чего нужны цветы?
Ясно всем - для красоты!

Шмель: Верно, а ещё пчеловоды с давних пор знают, что первоцветы прекрасные медоносы, а майский мёд самый полезный. Вокруг себя повернитесь, быстро в пчелок обернитесь (проводится физкультурная минутка) : «Над цветком пчела кружит»

Шмель: А теперь друзья - ребятки, Отгадайте – ка, загадки.

Все стихи здесь про цветы. Я их знаю, ну а вы?

Воспитатель загадывают загадки о цветах, дети отгадывают.

Шмель благодарит детей: Молодцы ребятки, отгадали все загадки, прощается с детьми и улетает:

Я жужжу, жужжу, жужжу, над цветочками кружу.

Соберу медок я к чаю, всех вас в гости приглашу.

Воспитатель: ребята, послушайте стихотворение «Цветок» В. Викторова.

Подумайте и скажите, где цветок будет жить дольше в стакане или в цветнике? (Ответы детей) . Как можно проверить? (Ответы детей: провести опыт) . Верно, нужно выбрать два тюльпана. Один цветочек мы срежем и поставим в воду. А другой оставим на газоне и понаблюдаем, какой из них нас будет радовать дольше своей красотой.

Воспитатель: Дети, наше путешествие по станции «Цветик - семицветик» закончилось. Вам понравилось путешествие? Что было, особенно, интересным? (Ответы детей: сегодня мы вместе со шмелем хорошо потрудились, ухаживали за цветами, поставили опыт, полюбовались красотой первоцветов) .

Воспитатель:

Мы цветочки рвать не будем,
И другим сказать спешим:
Пусть приносят радость людям,
Всем - и крохам, и большим!

Подумайте и скажите, чем можно заменить живые цветы? (Ответы детей: сделать из бросового материала, из бумаги) . Приглашаю вас в мастерскую «Волшебный цветок» по изготовлению цветов из бросового материала.

Самостоятельная творческая деятельность детей.

Подвижная игра «Раз, два, три цветочек найди» .

Словесная игра с мячом «Цветочные названия» , развивать ловкость, глазомер, умение образовывать слова (имена, прилагательные) от названия цветов.

Самостоятельная игровая деятельность детей. Предложить детям атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Магазин цветов» (кассовый аппарат, чеки, цветы (продукты детской деятельности) , наборы открыток, книги о цветах, вазы, упаковочный материал. Обогащать игровой опыт детей, формировать умение исполнять роли продавца и покупателя, консультанта, вести диалог от их имени; связывать покупки с сюжетами ролевых игр, организованных параллельно.

Конспект занятия "К первоцветам в гости"

Конспект занятия «К первоцветам в гости» (старший дошкольный возраст)

Цель: расширять знания детей о первоцветах.

Задачи:

    Закрепить представления детей о первоцветах, научить определять их по описанию, познакомить с ландышем;

    Научить находить связь между цветущими растениями и насекомыми;

    Продолжить работу по обогащению словаря (мать-и-мачеха, ландыш, ядовитый, охраняемый, первоцветы, галантус, гиацинт, нарцисс, нектар)

    Воспитывать бережное отношение к первоцветам.

Материал и оборудование: цветная бумага для оригами, игрушечный поезд, фотографии цветов: первоцветов, ландыша, мать-и-мачехи. Диск с записью Чайковского «Вальс цветов».

Ход занятия:

На столе собрать «железную дорогу», вдоль которой расположить остановки, по этой дороге «вести» поезд. Остановки – закрытые фотографии.

Загадка о весне:

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи.

В дом свой – улей – пчела

Первый мед принесла.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

Беседа с детьми:

Какие изменения происходят весной? Почему? Как одним словом назвать травянистые растения, зацветающие весной? (первоцветы)

Путешествие по железной дороге.

Педагог открывает первую фотографию вдоль дороги.

Первая остановка - «Сказочная».

Педагог читает сказку «Как появились цветы на земле».

Возвращался Иван-Царевич от Бабы-Яги, доехал до большой, широкой реки, а моста нет. Махнул три раза платком в правую сторону – повисла над рекой дивная радуга, он и переехал по ней на другой берег. Махнул два раза в левую сторону – радуга стала маленьким-маленьким мостиком. Бросилась Баба-яга за Иваном-Царевичем вдогонку по этому мостику, добралась до середины, а он возьми и обломись. Рассыпалась радуга по обе стороны на мелкие осколки цветочками. Одни цветы были добрые – от следов Ивана-Царевича, а другие – ядовитые – там, где Баба-Яга ступала.

Вторая остановка – «Первоцветная».

Педагог рассказывает о последовательности развития растения: семя – росток – цветок, выкладывает соответствующие карточки.

Первоцветы – это многолетние растения, т.е. такие, которые помногу лет растут и цветут. Они сохраняются под снегом зимой, а с наступлением тепла пробуждаются, и из их корня растут стебель, листья. Корешки, корневища и луковица помогают травяным растениям расцветать как можно раньше. В начале весны листьев на деревьях нет, и первоцветы получают достаточное количество солнечного света. А после схода снега земля насыщена влагой.

Третья остановка – «Мать-и-мачеха».

Педагог дает описание мать-и-мачехи, не упоминая названия растения, потом открывает картинку на третьей остановке, продолжая рассказ.

Растет мать-и-мачеха на открытых местах, это первое растение, которое накормит пчел, шмелей своим нектаром (сладким соком). У этого растения сначала появляются цветы, а после их отцветания – листья. Одна сторона листа – мягкая, теплая, опушенная, ласковая, как мать, другая – гладкая, холодная, как мачеха, отсюда и название цветка. Вспомнить лечебные свойства растения.

Четвертая остановка – «Ландышевая».

Педагог предлагает детям отгадать загадку: «Белые горошки на зеленой ножке».

Описание ландыша педагогом: Его мелкие белые цветы похожи на душистые колокольчики, два крупных листа обхватывают стебли. После отцветания образуются оранжево-красные ягоды. Они – ядовиты.

Почему рядом с изображением ландыша нарисован красный кружок?

(Охраняемое, лекарственное растение, ядовитое)

Пятая остановка – «Музыкальная».

Дети слушают «Вальс цветов» Чайковского, танцуют под музыку.

Шестая остановка – «Мышиная».

Какой цветок назван мышиным, потому что его стебелек умещается даже в лапке такого маленького зверька, как полевая мышь? (Мускари – мышиный гиацинт).

Седьмая остановка – «Настоящий подснежник».

Чтение легенды о галантусе. Существует одна давняя история, которая по своему сюжету напоминает волшебную сказку. Жили-были брат и сестра. Родители их умерли рано, оставив домик на краю леса, и дети были вынуждены заботиться о себе сами. Брат промышлял охотничьим ремеслом, а сестра хозяйничала по дому. Однажды, когда брата не было дома, решила сестра вымыть полы в горнице. Взяла она два ведра и пошла в лес за снегом, белым и чистым. Забрела она довольно далеко от дома. Девушка хорошо знала родные места, поэтому не боялась заблудиться, но тут ее подстерегла другая беда. Старый леший, объезжая на хромом волке свои владения, заприметил девицу, и смекнул, что ему бы такая опрятная хозяйка не помешала, схватил ее и повез в свое жилище. Но девушка не растерялась – рванула веревочку бус из речного жемчуга, которые остались ей от матери, и стала помечать свой путь бусинками. Но они проваливались бесследно в снег. Поняла девушка, что не найти ее брату и горько заплакала. Сжалилось ясное солнышко, над горем сироты, растопило снег и на том месте, куда падали жемчужинки, выросли первые весенние цветы – подснежники. Они – то и указали брату дорогу к лешему. Как увидел леший, что его убежище обнаружено, завизжал и пустился наутек. А брат с сестрой вернулись в свой дом и зажили счастливо.

Восьмая остановка – «Бабочки – пчелы».

Загадка:

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

Почему на цветах мы встречаем бабочек, пчел? Они пьют нектар. Рано проснувшиеся насекомые испытывают голод, так как цветов еще нет, и счастлива та пчелка, которой удается найти первоцвет. Первоцветы – единственные в это весеннее время цветущие растения, которые спасают жизнь насекомым.

Девятая остановка – «Береги цветы».

У платформы знак: изображение букета цветов, перечеркнутое красной линией.

Почему надо беречь первоцветы? Почему нельзя их собирать? (Первые медоносы; источники лекарственных средств; сохранение целостного почвенного покрова; положительные эмоции). К сожалению, жизнь первоцветов недолговечна. Часто люди скрывают первые цветы, не задумываясь о том, что они скоро погибнут. В красной книге записано: «Не истреби, не сорви, не затопчи». Эти слова звучат, словно наказ людям: «Сбереги, дай вырасти – и ты станешь богаче не только лесами, лугами, но и душой».

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

Десятая остановка – «Игровая».

Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды: цветов и отгадчиков. «Цветы» придумывают себе названия и сообщают их педагогу, а отгадчики разгадывают их, потом происходит смена команд. Игра начинается с приветствия: « Здравствуйте, цветы!» - «Здравствуйте, дети! – отвечают им «цветы». – «Отгадайте наши имена». Дети перечисляют названия цветов. Названные цветы убегают в сторону. Меняются команды местами. Чья команда больше угадает.

Одиннадцатая остановка – «Букет тюльпанов».

Коллективное оригами: складывание из бумаги цветов и собирание из них букета в заранее приготовленную вазу.

Янв - 22 - 2014

Место работы, должность: — МБДОУ «Детский сад № 137″ г. Чебоксары

Регион: — Республика Чувашия

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — дошкольное образование
Уровень образования: — специальное (коррекционное) образование

Целевая аудитория: — Воспитатель

Предмет(ы): — Окружающий мир
Предмет(ы): — Педагогика

Цель урока: —

1. Развивать интерес к пробуждающейся весенней природе, познакомить с весенними изменениями, дать представления о первоцветах.

2. Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой изображения — пластилинографией, учить создавать выразительный образ посредством передачи объема и цвета.

3. Закрепить умения и навыки детей в работе с пластилином — раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основе, разглаживание готовых поверхностей.

4. Развивать мелкую моторику рук, развитие зрительно-моторной координации.

Краткое описание: — Ппластилинография. Воспитатель рассказывает сказку Г.Андерсона и дети выполняют лепную картинку с изображением первоцветов.

Ход

1. Организационная часть

Педагог.Ранней весной на открытых местах, на проталинках, где снег успел растаять, появляются первые цветы. Попробуйте угадать, как они называются.

Первый вылез из темницы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький.

Дети.Это подснежник.

Педагог. Верно. А кто-нибудь из вас знает, почему он так называется?

Дети.Подснежник появляется из-под снега; он распускается, когда еще много снега; потому что он белый, как снег …

Педагог.А теперь послушайте сказку о подснежнике, и вы узнаете, почему его так называют.

Завывал зимний ветер, а в домике было тепло и уютно. В этом домике укрывался цветок. Он укрывался в своей луковице под землей и снегом. Потом выпал дождь. Капли пробили снежное покрывало и застучали по цветочной луковице. Они говорили о светлом наземном мире, и вслед за ними сквозь снег пробился нежный и настойчивый солнечный луч и пригрел луковицу.

Кто там? Войдите! — сказал цветок.

Не могу! — сказал солнечный луч. — Мне никак не отворить дверь.

Подожди до лета, тогда я наберу силу.

А когда будет лето? — спросил цветок и повторял этот вопрос всякий раз, как новый солнечный луч пробивался под землю. Но до летней поры было еще далеко, повсюду лежал снег, и каждую ночь вода подергивалась ледком.

Как мне это надоело! — сказал цветок. — Все тело ноет! Я должен потянуться, выпрямиться и выйти на волю, я должен поклониться лету и пожелать ему доброго утра. Ах, какое это будет счастье!

Цветок встал, потянулся и приналег на свою оболочку. Он рванулся вверх, неся на зеленом стебле бледно-зеленый бутон, бережно прикрытый узкими плотными листочками, и очутился в снегу. Снег был холодный, но пробиваться сквозь него было куда легче, а солнечные лучи были теперь совсем близко, так близко, как никогда прежде. Они звенели и пели:

Добро пожаловать! Добро пожаловать!

И цветок поднялся навстречу светлому солнечному миру.

Лучи гладили и целовали его так нежно, что он совсем раскрылся. Он стоял белый, как снег, украшенный зелеными полосочками, смущенно и радостно склонив голову.

Прекрасный цветок! — пели солнечные лучи. — Как ты нежен и свеж!

Ты первый! Ты единственный! Любимый наш! Ты несешь в города и селения весть о лете, о теплом лете …

Ему было так радостно … Он стоял в бело-зеленом наряде и славил лето. Но до лета еще было далеко, тучи закрыли солнце, и подул резкий холодный ветер.

Рановато ты явился! — сказали Непогода и Ветер. — Мы еще покажем нашу силушку! Ты нас еще узнаешь! Сидел бы лучше дома и не выскакивал на улицу щеголять нарядами. Не пришла еще твоя пора!

И снова наступили холода. Потянулись хмурые дни без единого солнечного луча. Погода стояла такая, что маленькому цветку впору было промерзнуть насквозь. Но он и сам не знал, какой он сильный: ему прибавляли сил жизнерадостность и вера в то, что лето все равно придет … и так он стоял, исполненный любви, веры и надежды, в белом наряде на белом снегу, и склонял голову, когда густо падали снежные хлопья и дули ледяные ветры.

Ты сломаешься, — говорили они. — Замерзнешь, засохнешь! Что ты здесь искал? Зачем доверился солнечному лучу? Он обманул тебя. И поделом тебе, безумец. Эх ты, вестник лета!

Безумец! — повторил цветок, когда настало морозное утро.

Вестник лета! — обрадовались дети, которые вбежали в сад. -

Полюбуйтесь, какой он славный, какой красивый, самый первый, единственный!

И от этих слов цветку сделалось так хорошо, как от теплых солнечных лучей …

(Из сказки "Подснежник» г.-к Андерсена.)

Педагог. Теперь вы знаете, почему его называют подснежником — расти он начинает под снегом и появляется ранней весной, не боится ни холода, ни морозов, ни сильного ветра. Вот такой он закаленный! А еще его называют вестником весны. Кто увидит голубые или белые цветы подснежника, понимает, что весна пришла! А летом подснежник опять спрячется в своей луковке, что находится в земле, будет в ней отдыхать и набираться сил, чтобы перезимовать зиму и пораньше проснуться раннею весной.

Зрительная гимнастика « Весна»

От полуденных лучей

Упражнение

- «Жмурки»

Побежал с горы ручей,

И подснежник маленький

- «Горизонтали»

Вырос на проталинке.

Возвращаются скворцы

- «Вертикали»

Работяги и певцы.

Воробьи у лужицы

- «Расслабление»

Шумной стойкой кружатся.

- «Моргание»

Физкультминутка «Пришла Весна»:

Весна, весна! Пришла весна!

Тепло на крыльях принесла.

И вот на самом солнцепеке

С поднятой гордой головой

Расцвел подснежник голубой.

Он весь пушистый, серебристый,

На солнце маленький стоит.

Посланец он весны надежный,

Он не боится холодов.

За ним придут цветы другие,

Он первенец среди цветов.

Хлопки в ладоши.

Короткие взмахи руками-крыльями. Ходьба.

Приподнять повыше подбородок. Руки в стороны.

Приседания.

Прыжки.

Наклоны туловища.

Повороты влево-вправо.

Педагог.Нежные цветы подснежника, похожие на колокольчики, привлекают внимание всех, кто их видит. Люди собирают первоцветы в букетики, не думая о том, что в неволе они быстро завянут, потому что без своей луковички, подземной кладовой, которая их питает, цветы долго не проживут. Поэтому, чтобы не губить природу, можно сфотографировать цветы, нарисовать или выполнить лепную картинку с их изображением.

2. Практическая часть

1. Стебельки. В начале работы скатать три тонкие длинные колбаски из пластилина зеленого цвета и закрепить их на основе, наметив будущую композицию (стебельки могут быть расположены прямо, могут быть разной высоты, с наклоненной верхней частью).

2. Листики. Листики у подснежника двух видов: крупные, удлиненные, расположенные у основания стеблей, и мелкие — в верхней части стебля.

Крупные листья. Скатать длинную толстую колбаску зеленого цвета, стекой разделить ее на три части, каждую поочередно пальчиками сплющить, заострить с обеих сторон, затем расположить листики в нижней части стеблей, расплющить, закрепить на основе.

Мелкие листики. Выполняются по тому же принципу, что и крупные листья, только меньшего размера. Готовые листочки расположить в верхней части стебельков и слегка прижать к основе, сильно не расплющивая их.

3. Цветы. Вначале скатать горошину из пластилина зеленого цвета и расплющить ее на конце верхней части стебля; получится часть растения, которая называется чашелистиком, который соединяет цветок и стебель.

Далее приступить к изготовлению лепестков подснежника: скатать колбаску белого (голубого) цвета, разделить стекой на три равные части, каждую заострить с концов, как у листиков. Выложить из готовых лепестков цветок следующим образом: два

лепестка соединить кончиками у чашелистика, а верхние кончики наклонить вправо и влево, третий лепесток расположить между первыми двумя по центру и слегка прижать к основе, сильно не расплющивая. Точно так же изобразить другие подснежники.

Разминка для пальчиков «Цветок»:

Вырос высокий цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки. Всем лепесткам красоту и питанье

Дружно дают под землей корешки.

Руки в вертикальном положении, ладони прижаты друг к другу, округлить пальцы.

Развести пальчики в стороны. Ритмичное движение пальцами вместе-врозь.

Положить ладони тыльной стороной на стол, пальцы развести.

3. Итог

Педагог.Теперь подснежники будут радовать нас круглый год. А вы можете не только рассказать о цветах, которые первыми появляются после долгой зимы, но и показать, как они выглядят, на своих картинках.

Файлы:
Размер файла: 7552 байт.

Обобщать и систематизировать знания детей о весне, о первоцветах на основе наблюдений; уточнить признаки весны.

Расширять знания об окружающем мире, об изменениях в природе весной; развивать способность наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи.

Учить рассказывать о приметах весны, описывать явления природы.

Учить детей отвечать на поставленные вопросы полным предложением.

Активизация предикативного словаря, глагольного словаря, словаря прилагательных.

Распространение предложений путем введения определений.

Развитие связной речи.

Развитие общей и мелкой моторики.

Развитие сосредоточенности.

Развитие творческой фантазии, образного мышления.

Обучение ясному и точному выражению мыслей.

Формировать у детей навыки служительской культуры.

Воспитывать культуру общения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 65 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга.

Конспект НОД в подготовительной группе

Тема: «Весна. Первоцветы».

Составитела:

Клементьева Инна Игоревна

Санкт-Петербург

2016 г.

Цели:

Обобщать и систематизировать знания детей о весне, о первоцветах на основе наблюдений; уточнить признаки весны.

Расширять знания об окружающем мире, об изменениях в природе весной; развивать способность наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи.

Учить рассказывать о приметах весны, описывать явления природы.

Учить детей отвечать на поставленные вопросы полным предложением.

Активизация предикативного словаря, глагольного словаря, словаря прилагательных.

Распространение предложений путем введения определений.

Развитие связной речи.

Развитие общей и мелкой моторики.

Развитие сосредоточенности.

Развитие творческой фантазии, образного мышления.

Обучение ясному и точному выражению мыслей.

Формировать у детей навыки служительской культуры.

Воспитывать культуру общения.

Оборудование: картинки с изображением различных времен года, картины с заданиями в виде камней, изображения медведя, картинки первоцветы, разрезные картинки первоцветов, Су-Джок –терапия мячик. Для художественно-эстетической деятельности, картон заготовка, шприцы, цветная шпаклевка, передники.

Ход занятия.

  1. Организационный момент

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая беда случилась: с высокой горы упали камни. Они засыпали вход в медвежью берлогу. Когда медведь проснется не сможет выйти из своей берлоги. Давайте поможем ему. Эти камни не простые, а волшебные – на каждом написано задание, которое вы должны выполнить. Поможем медведю?

Воспитатель:

Первое задание: сядет тот, кто назовет примету весн (дети по очереди называют: ярче светит солнце, прилетают птицы, появляются первые весенние цветы и т.д.). Молодцы, садитесь ровно, красиво, вспомните правила поведения на занятии.

  1. Основная часть

Воспитатель: Как вы уже догадались, сегодня на занятии мы будем говорить о весне. Мы вспомним все, что изучали на прошлом занятии, узнаем новое.

А сейчас второе задание: Ребята, посмотрите. Перед вами картинки с изображением времён года (на доске 3 картинки времён года: весна, осень, зима). Определите, на какой по счёту картинке изображена весна. И докажите, почему вы так думаете? (Ответы детей. Например, на второй картинке изображена весна. Дети в зависимости от изображения на картинке называют признаки весны, воспитатель добивается полного ответа: Это весна, потому что тает снег,... с крыш капают сосульки,... прилетели птицы, ...дети надели весеннюю одежду и т.д.).

Воспитатель: Молодцы, вы правильно подобрали слова.

Третье задание: Назовите весенние месяцы? Вспомните, как в народе называют март, апрель и май?

Дети: март называют протальником, потому что появляются первые проталины.

Апрель - снегогон,т.к. солнце светит ярче, пригревает, снег тает, бегут ручьи.

Май- травень, т.к. на деревьях распускаются почки, появляются листочки, травка, все вокруг зелено.

Воспитатель: Молодцы. Посмотрите сколько мы уже выполнили заданий, и почти освободили вход в берлогу.

Четвертое задание: Составление предложений.

Зима и весна похожи друг на друга? - ­(Нет). - Давайте про это расскажем. Я начну предложение, а вы повторите его и добавите нужные слова.

Зимой дни короткие, а весной... (длинные, светлые).

Зимой снег белый, искристый, а весной ­... (темный, рыхлый, грязный).

Зимой ветер холодный, порывистый, а весной... (теплый, ласковый).

Зимой солнце низкое, холодное, а весной... (теплое, ласковое, высокое).

Зимой погода морозная, а весной … (теп­лая, солнечная)

Физкультминутка «Вместе мы идём»

Вместе по лесу идём, (Ходьба) .

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг, (Ходьба) .

Тысяча цветов вокруг! (Потягивание, руки в стороны) .

Вот ромашка, кашка, клевер, (Наклон на каждый цветок) .

Расстилается ковёр (Руки развести в стороны) .

И направо, и налево. (Наклон, правой рукой коснуться левой ступни и наоборот) .

К небу ручки потянули

Позвоночник растянули (Потягивание, руки вверх) .

Отдохнуть мы все успели

И на место снова сели. (Дети присаживаются на свои места) .

Воспитатель: Пятое задание: Мы с вами видели, что весной оживает природа, и просыпаются звери, проснулся и Ёжик, он решил попутешествовать.

(воспитатель обращает внимание детей на су-джок)

Су-Джок -терапия «Сказка про Ёжика»

В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был маленький Ежик.(Показать шарик в открытой ладони.)

Еж был маленький и поэтому всего боялся. Он то выглядывал из своего домика, то прятался.

(Несколько раз сжать и разжать ладонь с шариком Су-Джок)

Однажды ранним весенним утром захотел Ежик погулять. Он вышел из своего домика, огляделся и побежал по дорожке своими маленькими ножками. Дорожка была узенькая, извилистая.

Долго бежал Еж. И вдруг очутился около большой бурлящей реки. А через реку был переброшен тонкий мостик.

(Круговые движения шариком по ладони - сначала по часовой стрелке, потом против.)

Аккуратно ступил он своими маленькими ножками на узкий мостик - сделал шажок, потом второй, третий, четвертый, пятый - и перебрался на другой берег!

А там поляна - большая, круглая, красивая!

(Круговые движения шариком по ладони).

На поляне видимо-невидимо первоцветов: Красиво, как в сказке!

(Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого,)

Ежику очень понравилась поляна он её обошел, ступил на мостик - один шаг, второй, третий, четвертый. Пятый... и он на другом берегу!

(Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого.)

Быстро побежал Еж - сначала по извилистой дорожке, потом по прямой. Добрался до своего домика!

(Катать шарик по ладони вперед- назад.)

А когда пришел вечер, закрыл Ежик свой домик, лег в кроватку и уснул сладким сном! (Зажать шарик в ладошке.)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Садитесь на свои места, а я посмотрю следующее

6 задание: Какие цветы он увидел? Первоцветы, напомните мне их название? Давайте проверим правы ли вы (раздаются конверты с разрезными картинками (Тюльпан, прострел, мать – и мачеха, подснежник, медуница, фиалка, ветреница, лютик, ландыш, хохлатка) .) Молодцы!

7 задание.

Скажи наоборот

Погода пасмурная – погода какая? (солнечная)

Весна ранняя – весна …? (поздняя)

Весна нежданная – весна ….? (долгожданная)

Ручей мелкий – ручей… ? (глубокий)

Зимой снег чистый, а весной он…? (грязный)

Зимой дни холодные, а весной дни…? (теплые)

Зимой солнце тусклое, а весной солнце…? (яркое)

Сейчас мы еще раз вспомним все, что знаем о весне?

Воспитатель: Умнички, все хорошо запомнили! А у нас остался последний камень и восьмое задание. И мишка свободен. Давайте еще раз вспомним какие вы знаете первые весенние цветы.(подснежники, медуница, ландыши, прострел, мать-и мачеха, хохлатка, ветреница). Вспоминаем сторение цветов. (Стебель, цветок,корень)

Рисование цветов с помощью шпаклевки и шприцов на заготовленном фоне.

Воспитатель: Посмотрите ребята, какие чудесные цветы мы с вами сделали! Молодцы!

  1. Итог занятия

Воспитатель: Вот мы и выполнили все задания, освободили вход в медвежью берлогу, теперь медведь проснется и сможет выйти из свой берлоги.

Давайте подведем итоги, что мы делали сегодня на занятии?

Что вам запомнилось?

Что понравилось?

Вы сегодня все молодцы, старались, очень хорошо выполняли все задания!


Конспект занятия

Тема: Растения весной. Первоцветы.

Цель: Закрепить представления детей о весне, весенних месяцах. Формировать знания детей о крымских весенних цветах-первоцветах, о необходимости их охраны. Расширить представления о взаимосвязи весенних изменений в неживой природе с изменениями в жизни растений. Развивать логическое мышление, память, познавательную активность. Воспитывать бережное отношение к цветам, любовь к природе

Оборудование: репродукции картин художников о весне, фотографии первоцветов, мультимедийная презентация «Первоцветы», стихотворения, загадки о первоцветах, конверты с разрезанными предметными картинками с изображением первоцветов, кроссворд, компьютер.

Ход занятия.

Ι. Организационный момент

Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели

И тихонечко все сели.

Мы сейчас не отдыхаем,

Мы работать начинаем.

Слушаем внимательно,

Работаем старательно!

Отгадайте загадку.

Шагает красавица, легко земли касается,

Идёт по полю, на реку, и по снежку, и по цветку. (весна)

ΙΙ. Актуализация опорных знаний.

Весна – замечательное и прекрасное время года. Природа просыпается и оживает после зимнего сна. Отгадайте загадки о весенних месяцах и соотнесите отгадки с репродукциями картин расположенными на доске.







1. Дует теплый южный ветер,

Солнышко всё ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Что за месяц? Кто узнает? (март)

2. Яростно река ревёт

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся,

В небе жаворонка трель,

Месяц к нам пришел (апрель)

3. Зеленеет даль полей,

Запевает соловей,

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят,

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это? (май)

Первый месяц весны – март. В народе его называют зимобор. Это ещё не настоящая весна, а предвесенье.

Что вы знаете о месяце марте?

Солнце начинает одолевать зиму. Рыхлеет снег, появляются первые проталинки. Но в марте зима ещё не раз напоминает о себе. Нередко тёплую погоду сменяют заморозки, пролетает снежок. Поэтому и говорят, что у марта крутой характер, он улыбается и плачет, но это всё временное явление. Март берёзовым веником зиму выметает. С мартовским теплом пробуждаются деревья, начинается сокодвижение. В земле корни вбирают в себя влагу из оттаявшей почвы. Весенние соки могучим потоком поднимаются по стволу к веткам, наполняют собой почки, а те надуваются, разбухают, вот-вот готовы лопнуть и развернуть первую зелень.

Посмотри: на ветках почки,

Вот они надули щечки.

Разобрал подружек смех –

Убегает с поля снег.

Он спешит, а им потеха,

Почки лопнули от смеха.

Второй месяц весны – апрель. Водолей – так называют в народе апрель, месяц полых вод и бурного ледохода.

Что вы знаете о месяце апреле?

Уже чувствуется весна. Апрель настоящий весенний месяц. В полях повсюду уже сошел снег. Шумят потоки воды. Лёд посинел, надулся, весь растрескался – вот-вот тронется, поплывёт вниз по реке. На орешнике и на осине повисли длинные серёжки, а ветви ивы в серебристо-белых пушистых «зайчиках». В голубой вышине зазвенела песня жаворонка.

Третий месяц весны – май. В народе май называют самым цветущим месяцем.

Что вы знаете о месяце мае?

Земля с каждым днем становится всё наряднее, одевается в пестрый убор свежих трав и цветов. В воздухе пахнет талой землей, отсыревшей корой деревьев, весенними цветами. Повсюду – от зари до зари распевают птицы. Дни яркие, солнечные, один краше другого.

Выберите правильные утверждения о весне:

Стало холодно;

Растаял снег;

Птицы улетели в теплые края;

Солнце светит редко;

Распустились листья;

Стало теплее;

Выпал снег;

Начался прилёт птиц;

Солнце светит чаще;

Начался листопад.

Весной зелёное царство просыпается и преподносит нам свои первые дары. Напоённая талой водой, тёплыми весенними дождями, земля надевает зеленой платье с пестринками нежных первоцветов.

ΙΙΙ. Сообщение темы: сегодня на занятии мы поговорим о крымских весенних растениях - первоцветах, о необходимости их охранять и беречь.

ΙV. Основная часть.

Льдинки звонкие разбились и поплыли по реке

И серёжки распустились на осине и ольхе.

Золотятся нежно ивы, посветлели их стволы,

На сосне блестят красиво капли крупные смолы.

Набухают соком почки, скоро снег растает весь

И зелёные листочки молодой украсят лес.

Что ещё кроме молодых листочков украсит лес? (цветы)

Когда появляются первые цветы в лесу? (Как только растает снег, и проявятся первые проталины)

Все растения, которые расцветают ранней весной, называют первоцветами. А ещё их называют подснежниками, потому что они первыми появляются из-под снега. Они могут быть голубыми, желтыми, белыми и розовыми. У некоторых подснежников цветки появляются даже раньше, чем листья.

Встречают первыми весенние рассветы

И пробуждают тягу к жизни вся и всех

Бутоны нежные – цветочки-первоцветы,

Когда сойдёт с полян поднадоевший снег.

Демонстрация фотографий с изображением первоцветов. (Приложение 2)

Какие из этих первоцветов вам знакомы? (Ответы детей).

На цветочных коврах весеннего леса выделяются своей прелестью голубые пролески, золотистые монетки мать и мачехи, восхищает своим непостоянством медуница.

Как вы думаете, почему эти растения зацветают первыми так рано весной?

Растениям для роста и цветение необходимо питание. В течение всего лета их листья образуют питательные вещества. У тех растений, который расцветают ранней весной, они накапливаются про запас под землей – в корневищах, клубнях или луковицах. Вот поэтому весной, как только сойдет снег, растение готово выпустить яркий цветок.


луковица клубень корневище

Но питательных веществ, запасенных в корнях, не так уж и много – их хватит только на один цветок или на несколько мелких, собранных вместе. А потом у растения появляются большие листья, которые вновь начинают образовывать питательные вещества. Большую роль играет весеннее тепло. Для растений, цветущих в это время в лесу достаточно тепла, потому что листьев на деревьях ещё нет, и в солнечные дни лучи свободно проникают к растениям. Достаточно и влаги. Летом первоцветы увядают. Кажется, что растения погибли, но они спят и готовятся к новой весне.

В Москве еще во всю метут метели.

Но, словно февралю наперекор,

У нас, В Крыму, подснежники успели

Уже украсить склоны южных гор.

Рассеявшись по балкам, косогорам,

Со всех сторон зимой окружены,

Они спешат поведать нам о скором

И верном приближении весны.

Снежную корку раздвинули пролески,

Глянь - на поляне букетик неброский,

Примулы солнечной светлые проблески,

Лука гусиного мелкие блёстки.

Низко в овраге кружки мать-и-мачехи,

Смелый цветок не боится морозов,

И сквозь травинок иссохшие пальчики

Крокус пробился, сиренево-розов. (Ю. Поляков)

У нас в Крыму растет очень много замечательных первоцветов. Сейчас я вас с некоторыми из них познакомлю.

О каком весеннем цветке говорится в загадке?

На проталинке в лесу

Первым встретил я весну.

Я мороза не боюсь,

Первым из земли пробьюсь (подснежник)

Первый весенний цветок в наших крымских лесах – подснежник складчатый, он один из первых извещает о приходе весны. Называется так, потому что начинает расти еще в феврале под снежным одеялом.

Тонкие, зеленые былинки,

Цветики белеют.

Это ведь подснежники,

Нету их милее!

Из-под снега только что пробились

И уже в расцвете,

Потому и людям полюбились

Больше всех на свете. (А.Прокофьев)

На что похож подснежник? (на небольшие колокольчики)

Какого цвета лепестки? (лепестки белые, снаружи удлиненные, а в середине покороче с зелёным пятнышком)

Англичане называют подснежники снежными каплями или снежными сережками. Правда, похоже? Немцы - снежным колокольчиком. А на латыни растение именуется галантусом, «молочным цветком» – крымский подснежник складчатый является одним из самых крупных разновидностей галантуса, высота цветоносов - 30 см, а цветки диаметром до 3 см благоухают великолепным ароматом. Его сине-зеленые листья действительно имеют складчатую форму.

Одно из самых милых весенних растений - голубая пролеска. Появляется она одной из первых. Стебелёк её тонок и хрупок, а сам цветок вызывает нежные и трогательные чувства.

Тают снега холодные

Ранней весной в лесу

Вновь проснулись пролески

Голубую раскинув красу.

Как хороши эти цветы сейчас, под прошлогодними листьями, свежие, чистые, ярко-синие. По народному предсказанию, этот цветок возник из кусочков неба, упавших на землю. Латинское название его – «сцилла», что в переводе означает морской лук, наверное, потому, что цвет его напоминает синеву моря. За красоту и нежность цветков пролеску называют голубой звездочкой. У каждого цветка шесть изящных голубых лепестков. Листки у пролески похожи на листья подснежника – удлиненные, ярко-зелёные. Пролеска ещё с лета запасает в луковице питательные вещества, и поэтому её цветочки раскрываются, как только сойдёт снег. Пролески украшают лес, их сладким соком-нектаром питаются пчёлы. В Крыму произрастают пролеска двулистная и пролеска сибирская.

Желтые цветки гусиного лука появляются весной прямо из-под снега. В солнечный день они поднимают головки к солнцу и похожи на лучистые звёзды. Вечером и в пасмурную погоду гусиный лук складывает свои лепестки, опускает головку и весёлые звездочки гаснут. Отцветёт гусиный лук, его стебелёк ляжет на землю и будет тихо дремать до следующей весны. Его семена высыплются на землю, через год весной они прорастут, и ещё один красивый жёлтый островок гусиного лука появится в лесу. Вместо корешка у гусиного лука – луковка величиной с горошину. Поэтому он и называется луком. А гусиный – потому что его любят гуси, и дикие и домашние. Гусиный лук украшает весенний лес, кормит первых пчел и шмелей.

Как гусята разбежались

Желтые цветочки.

Улыбнулись детворе

Нежные комочки.

Лук гусиный чуть дрожит,

От ветерка качается,

Шлет с тобою нам привет,

Озябнуть не пугается.

Когда в лесу расцветают пышные цветы хохлаток, кажется, что земля устлана роскошным ковром. Цветки у хохлаток розовато-фиолетового, бледно-жёлтого и белого цветов, но их много. Собраны они в пышную кисточку, поэтому её, наверное, и назвали хохлаткой. Красоту растения дополняют резные тройчатые листки. Цветёт хохлатка в апреле и мае.

На подстилочке лесной

В конце марта под сосной

Будто бы заплатка –

Расцвела хохлатка.

Цветы хохлатки привлекают шмелей и пчёл сладким соком-нектаром. А люди любят эти цветы за их красоту, за то, что клубнями хохлатки можно лечить некоторые болезни. В Крыму можно встретить Хохлатку Маршалла и Хохлатку Пачоского.

Любопытная легенда связана с названием растущих в Крыму хохлаток. Цветки их напоминают кучерявые, хохлатые чубчики со шпорцами. А появились эти цветки на земле якобы так: летели как-то в вышине жаворонки, да что-то не поделили между собой, подрались. Бились так, что растеряли свои перьевые чубчики с голов и когтистые шпорцы с ног. Попадали шпорцы и чубчики на землю и проросли цветами хохлатками. Цветки хохлатки богаты нектаром и имеют приятный запах. Летят к хохлатке шмели и пчелы, собирают нектар и пыльцу, опыляют цветки. Если стоит теплая погода, хохлатка отцветает быстро и уже через несколько дней вместо цветков виднеются мелкие зеленоватые плодики, немного позже они раскроются и на землю высыпятся черные блестящие семена. Семена разносят по лесу муравьи. Зацветают молодые хохлатки только на 4-5 год. Хохлатка относится к числу таких растений, которые всю свою жизнь остаются на одном и том же месте. У неё нет ни корневищ, ни ползучих наземных побегов, которые могли бы распространяться в стороны. Новые экземпляры хохлатки могут вырасти только из семян. От прорастания семени до образования взрослого растения, способного цвести проходит не один год. Вот и посудите сами, как бережно надо относиться к каждому цветку.

Чуть запахло весной, на проталинках появляются кучки бледных стебельков-головастиков, они прижимаются друг к другу, словно испуганные ребята. Это необычное растение называется мать-и-мачеха. Сначала она цветет, а потом отращивает листья. Стебелёк мать-и-мачехи покрыт пушком, как шубкой. Пушок защищает цветок от жаркого солнца днём и от холода ночью. Верхняя сторона листа этого растения на ощупь гладкая и холодная, а нижняя, покрыта белым пухом, мягкая и тёплая, как бархат. Приложишь такой листок нижней стороной к щеке – и покажется, что твоей щеки коснулись ласковые руки матери. А приложишь холодной стороной – и станет неуютно, холодно. И прозвали растение в народе за такое свойство – мать-и-мачеха. Расцветает она ранней весной на склонах, у лесных ручьев, хорошо прогретых солнцем. Кажется, что загораются маленькие золотистые огоньки. Они поднимаются на стройных ножках навстречу солнцу всё выше и выше. Удивителен этот цветок. Утром с солнышком раскрывается, а к вечеру закрывается. Только в ясный солнечный день можно увидеть эти чудесные цветки раскрытыми, в пасмурную погоду цветки закрываются. По продолжительности цветения (38 дней) ей нет равных среди весенних первоцветов.

У апреля первенцы цветы

Всюду на лужайках расцвели.

К солнцу поднимают стебельки

Желтые цветочки от земли.

Лепестки похожи на лучи,

К вечеру сожмутся в кулачки.

Утром в небе солнышко взойдет,

Цветик кулачок свой разожмёт.

Лишь головку к солнцу приподнял –

Сам похож на солнышко он стал.

Маленькие солнышки Земли

Мать-и-мачехой в народе нарекли.

Ранней весной пчёлы и шмели собирают с цветов мать-и-мачехи сладкий сок нектар и пыльцу. Мать-и-мачеха растение многолетнее. Увянут по осени листья, но в земле останется очень толстое и длинное корневище с богатым запасом питательных веществ. Корневище расположено неглубоко в земле. Весной, как только прогреется верхний слой почвы, из цветочных почек корневища развиваются цветочные побеги и появляются шарики-пуховки, как у одуванчика, только поменьше. После увядания цветов уже из других почек корневища вырастают новые побеги с большими зелёными листьями. Мать-и-мачеха очень ценное лекарственное растение, листья её сушат, заваривают как чай, и пьют от кашля при простуде. Такой вот замечательный цветок мать-и-мачеха. Ранней весной он удивляет нас своим появлением из-под снега, а летом заботится о нашем здоровье.

Не успеет сойти снег, как появляются короткие стебельки медуницы с красивыми заметными цветками. Это растение легко определить среди других цветов, потому что оно особенное.

Цветы медуницы – словно букетик, собранный самой природой. В нём красиво сочетаются розовый, фиолетовый, синий цвета. Это цветки разного возраста: молодые - розовые, зрелые - фиолетовые и старые - синие.

Эта пестрота важна для медуницы – привлекает насекомых-опылителей: пчёл, бабочек, шмелей. Свое название медуница получила за то, что в её цветках много нектара. Медуница – полезное растение. Оно не только украшает лес, кормит первых насекомых, но и лечит людей.

Это прозвище недаром,

У красивого цветка,

Капля сочного нектара,

И душиста, и сладка,

От простуды излечиться

Вам поможет медуница.

В лес пойдете, не забудьте

Медунице поклониться.

Нежные фиолетовые цветы фиалки поднимаются на тонких стебельках и будто прислушиваются к весенним звукам леса: пению птиц, шелесту молодых листьев. Серединка цветочка, как крошечный глазок, всматривается в лесную красоту. Листья у фиалки похожи на маленькие раскрытые ладошки. Фиалки растут между деревьями и кустами. За нежную красоту цветов, чудесный аромат люди их очень любят.

Как только природа ожила,

Уже из-под снега весна

Лиловых фиалок дарила

Как символ любви и добра.

Фиалка скромна и невинна,

Изящна своей красотой,

И запах ни с чем не сравнимый,

С зелёною сочной листвой. (Цветова Т.)

Этот первоцвет называется Прострел, но в народе его ещё называют Сон-трава, потому что поникшие головки создают впечатление, что эти цветы безмятежно спят и видят сладкие сны. Сон-трава, как «спящая красавица» просыпаться не торопится, лишь насладившись вдоволь солнечным светом, весенним теплом эти большие сиреневые бутоны раскрываются. Длинные шелковистые волоски щедро покрывают и листья и стебель и даже наружную часть цветка. Именно они защищают цветы от холода.

Среди весенних цветов, украшающих лес, сон-трава один из самых красивых. Синие, фиолетовые, сиреневые, белые, желтые цветки сон-травы, похожие на небольшой тюльпан, приносят в наш мир много добра и красоты.

Трудно бывает весенним цветам, когда неожиданно возвращаются морозы. Но Прострелу они не страшны, серебристые волоски, как шуба прикрывают его от холодов, а цветок закрывается и поникает. Создается впечатление, что цветки по-настоящему засыпают. В Крыму сон-трава начинает цвести в апреле. Распустившиеся цветки, как правило, теряют свой пушок, и напоминают древние колокола, раскачивающиеся под порывами ветра.

Чуть солнце сильней пригревает

Чуть радостно луг запестрел,

Навстречу весне раскрывает

Свой венчик лиловый прострел.

Проходят одна - две недели,

Подули свежей ветерки,

И смотришь, уже облетели,

Опали его лепестки …

Стоит он с верхушкою голой,

Как память счастливой поры,

И вместо головки веселой

Торчат лишь седые вихры.

Следует помнить, что сон-трава содержит ядовитые вещества, обращаться с ним нужно осторожно.

Этот цветок известен всему миру как примула. В России его называют первоцвет весенний. Расцветает в апреле-мае. В это время полянки, где растут первоцветы, кажутся золотистыми. И правда, на тонком бархатистом стебельке красуются прелестные желтые цветки, собранные в букетик и напоминающие связку золотых миниатюрных ключиков.

Смотришь на эти желтые, весёлые цветы – и кажется, что этими самыми ключиками и отпирает весна двери теплу и солнцу. Раньше говорили: появился первоцвет весенний – появились ключики от лета.

Он улыбкой нежной

Озарил весь свет.

Всему миру шлёт привет

Золотистый первоцвет.

Первоцветы растут на полянах, где много солнца. Бабочки и шмели находят в его цветках сладкий сок-нектар. Растение славится лекарственным действием.

Горицвет весенний или адонис – один из первых весенних цветов, появление которого знаменует пробуждение природы.

Горицвет весенний относится к холодостойким растениям, выносит сильные падения температуры, особенно его цветы. В Крыму растет в степях и лесостепях, на опушках леса, на открытых склонах, среди кустарников, любит солнце. Цветы горицвета красивы, особенно весной, когда почти вся природа окрашена ещё в серые тона. Золотистыми угольками горят на изумрудной зелени крупные желтые цветки. Венчик каждого цветка состоит из 15-20 блестящих, продолговатых, мелко зазубренных на концах лепестков. В самом начале цветения на молодом растении распускается только один цветок – на верхушке стебля. Стебель в это время невысокий 10-15 см. Пройдет немного времени, он вытянется, разветвится и на каждой ветке тоже распустится по цветку. Старые растения похожи на пушистый кустик. Зацветает горицвет впервые на девятый-двенадцатый год жизни. Полного развития растение достигает к годам 40-50. Продолжительность жизни предположительно составляет не менее 150 лет, при этом корневища его почти не разрастаются, все растение возобновляются семенами. Много лет развивается горицвет весенний, а уничтожают его нередко за одну минуту!

Не менее прекрасным представителем крымской флоры является крокус или шафран.

Весенние крокусы распускаются во второй декаде апреля, заранее выпуская листья, которые максимального развития достигают уже после цветения. После созревания семян, к середине июня, листья отмирают. Под землей к этому времени уже сформировалась новая клубнелуковица с запасом питательных веществ. В Крыму произрастает 4 вида шафранов – крокусов. Шафран крымский отличается белыми, лиловатыми снаружи цветками с более темными жилками. Цветет с конца февраля до середины апреля. Обладает тонким приятным запахом. Все крымские крокусы декоративны и объявлены заповедными

Весна опять свои показывает фокусы!

На чуть оттаявшем лоскутике земли

Сквозь чернозём, полупрозрачной стайкой,

Крокусы!

Пустили стрелки. И внезапно - расцвели!

Миниатюрные тюльпанчики и лилии

Короткий стебель прикрывают и листки.

Горят кострами красно-розовые с синими,

А в нежно-снежных, будто светят лепестки!

О каком цветке эта загадка?

Белые фонарики на зелёной ножке

Я весною встретила на лесной дорожке. (ландыш)

Поздней весной, когда солнце щедро посылает свои тёплые лучи на землю, а в воздухе звенят голоса птиц, в сырых тенистых уголках леса расцветают ландыши.

Среди пышных зелёных листьев поднимаются цветочные стрелки и на них, как фарфоровые колокольчики, висят белые душистые цветы. Кажется, стоит только прикоснуться к ним, и зазвенят они нежным волшебным звоном. Маленькие белые фонарики-колокольчики разносят по всему лесу свой аромат. Корневище ландыша живет примерно 21 год, а цвете он только от 7 до 10-13 лет, поэтому не следует рвать ландыши, пусть растут в лесу и радуют всех своей красотой.

Летом, когда цветы отцветут, вызревают плоды ландыша – красные ягоды, они ядовиты. Цветки и корневища обладают лечебными свойствами.

Все наши крымские первоцветы нуждаются в охране. Давайте будем их беречь!

Физминутка

Наши тонкие цветки

Выпускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают,

Головой качают.

Весной бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась!

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – качнулась и присела

И к цветочкам полетела.

Рассказывать о наших крымских первоцветах можно очень много и

долго. Каждое из них уникально и неповторимо.

Какой цветок вам понравился больше всего?

О каких цветах вы хотели бы узнать больше информации?

У кого из вас в палисадниках растут первоцветы? Какие?

А сейчас давайте поиграем в игру и посмотрим, хорошо ли вы запомнили

названия весенних цветов.

Дидактическая игра «Собери и назови цветок». (Приложение 3)

Перед вами конверты с разрезанными картинками, на которых изображены первоцветы. Сложите картинку и назовите свой цветок. Если растение имеет два названия назовите оба. (задание выполняется парами)

Упражнение «Назови ласково»

А теперь попробуйте назвать своё растение ласково, например:

Подснежник – подснежничек

Фиалка – фиалочка

А сейчас давайте разгадаем кроссворд о первоцветах.

1. Снежно-белый, меленький вылез на проталинке.

Снега не пугается, солнцу улыбается. (подснежник)

2. Я знаменита не цветами, а необычными листами:

То твёрдыми, холодными, то мягкими и теплыми. (мать-и-мачеха)

3. Фиолетовый цветок и пушистый стебелёк.

Тихий нежный перезвон так и клонит, клонит в сон. (прострел)

4. Горел в траве росистой фонарик золотистый,

Потом померк, потух и превратился в пух. (одуванчик)

5. Желтый, белый, голубой; на земле растут пустой.

У весны есть фокусы: распустились … (крокусы)

6. Шмель цветку очень рад, ах, медовый аромат!

И цветки красивые – розовые, синие. (медуница)

7. Цветочки золотые, листики резные,

Весною расцветает, природу украшает (горицвет)

8. Из-под снега появились, солнцу, ветру удивились,

Будто облако с небес, синевой окрасив лес (пролеска)

9. Вот сиреневый цветок, словно птичий хохолок

И резной листочек тонкий стебелёчек. (хохлатка)

10. Цветёт он майскою порой, его найдёшь в тени лесной:

На стебельке, как бусы в ряд, цветы душистые висят. (ландыш)

Сегодня на занятии мы познакомились, только с теми весенними цветами, которые появляются самыми первыми. С каждым теплым солнечным денёчком природа будет радовать нас и появятся новые цветы. С нетерпением ожидают красавицу весну люди. Ждут новых встреч с природой. Кто-то просто любуется красотой, а кто-то отнимает у неё самое яркое – первые весенние цветы. Возвращаясь домой, некоторые люди несут целые охапки первоцветов. Да, букет красив, но, постояв в вазе несколько дней, цветы поникнут и умрут, а некоторые завянут ещё до того, как их поставят в воду. Поэтому лучше любоваться цветами в естественной среде – на поляне, в лесу. Цветы – символ прекрасного, но они так беззащитны перед нами, что требуют охраны. Многие из них занесены в Красную книгу. В Красной книге записано: «Не истреби, не сорви, не затопчи». Эти слова звучат, словно наказ людям: «Сбереги, дай вырасти – и ты станешь богаче не только лесами, лугами, но и душой».

Экологическая задача

Сколько погибло бы цветущих растений, если каждый из вас сорвал бы по 5 штук? А если не по 5, а по 10 штук?

Какой вывод можно сделать?

Ведь от красоты леса или поля не останется и следа, если там побывает группа любителей «скромных букетиков». Запомните, выросший в лесу или в степи цветок находится у себя дома, он связан с другими обитателями. Имеем ли мы право сорвать цветок только для того, чтобы некоторое время полюбоваться им? Конечно, нет!

Очень просто губить живое

Ведь не могут же подснежники сказать

«Наслаждайтесь нашей красотою,

Только очень просим нас не рвать»

Что мы можем сделать для того, чтобы помочь цветам выжить?

Не рвать самим и не давать рвать другим;

Посадить первоцветы в саду и ухаживать за ними;

Будем только зарисовывать и фотографировать первоцветы;

Не будем ловить насекомых, они опыляют первоцветы, способствуют

созреванию семян;

Не будем покупать букетики весенних первоцветов;

Будем рассказывать взрослым и детям о необходимости охранять и

беречь первоцветы;

Будем составлять букеты только из цветов, выращенных человеком;

Берегите первоцветы,

Весны первые шаги,

Ранним солнцем чуть согреты

Эти первенцы весны.

V. Подведение итога занятия.

О каких цветах мы сегодня говорили?

Когда зацветает подснежник, пролеска?

Когда цветет ландыш?

Чем интересен прострел Сон-трава?

Как нужно относиться к первоцветам?

Расскажите своим родным и знакомым всё, что вы сегодня узнали о

первоцветах.

Я надеюсь, что вы будете друзьями природы, увидев красивые цветы, не

будете их рвать и топтать, а будете только ими любоваться.

Домашнее задание: нарисуйте понравившийся цветок-первоцвет и принесите для оформления альбома «Крымские первоцветы».