Нод: «Звуки «з-зь» занятие по развитию фонетико-фонематической стороны речи. Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте на тему: «Звуки, и буква З». Артикуляционный уклад звуков и их характеристика

Программное содержание: закреплять правильное произношение звуков [з] , [з,] в речи, продолжать учить определять позицию этих звуков в словах, совершенствовать навыки детей в проведении звуко-буквенного анализа слова, продолжать развивать фонематический слух, продолжать развивать связную речь, воспитывать внимание и усидчивость.

Оборудование: предметные картинки со звуками [з] , [з,] (заяц, замок, забор, зуб, зима, зебра, зяблик, зонт, коза, мозаика, обезьяна, газеты) , буква З, схемы для определения позиции звука в словах, фишки, кассы, тетради, карандаши, символические ромашки для чтения.

I. Организационный момент.

1) Повторение изученного ранее материала.

Первыми сядут те дети, которые назовут слова, в которых есть звук н, а затем те, которые назовут слова со звуком нь.

Дети садятся в определенной последовательности. Если возникли затруднения, логопед предлагает вспомнить, чем твердый звук отличается от мягкого, и дать характеристику звукам н и нь.

II. Основной этап.

Сообщение темы.

1. Изучение нового материала.

Логопед показывает две картинки с изображением Зайца и Зебры, и предлагает определить первые звуки в этих словах.

2. Работа со звуками.

Произнесение звуков З, Зь. Наблюдение за артикуляцией с подключением

акустического и тактильно-вибрационного контроля. Характеристика

артикуляции звуков З, Зь:

  • губы в улыбке;
  • зубы сближены и создают преграду для воздушной струи;
  • кончик языка упирается в нижние зубы;
  • посередине языка идет сильная, холодная воздушная струя;
  • голосовые связки работают.

Дети произносят эти звуки сначала тихо, затем громко.

Дети дают характеристику звукам З, Зь:

З – согласный, твердый, звонкий; обозначаем синим цветом;

Зь – согласный, мягкий, звонкий; обозначаем зеленым цветом.

Логопед. Как вы определили, что звуки З, Зь – согласные? (Когда мы их произносим, воздушная струя встречает преграду – зубы и язычок) .

Как вы определили, что звуки З, Зь – звонкие? (Во время произнесения звуков З, Зь прикладываем руку к горлышку – оно дрожит.)

Что общего? (Звуки З и Зь – согласные и звонкие.)

Чем отличаются эти звуки? (Звук З – твердый, звук Зь – мягкий.)

3. Развитие фонематического слуха:

Дифференциация звуков по твердости-мягкости.

Логопед предлагает взять в правую руку синий звуковой сигнал, а в левую –

зеленый. Логопед произносит звуки, слоги, слова со звуками З, Зь. Дети на

каждый слог поднимают соответствующий сигнальный квадрат. (Сигнал

синего цвета на звук З, сигнал зеленого цвета на звук Зь)

З, М, О, П, ЗЬ, ЗЬ, З, Ы, Й, Л, ЛЬ, З, З, ЗЬ, ЗЬ…

АЗ, УЗ, АЗЬ, МА, ЗИ, МЫ, ВА, ТО, УЗЬ, ЗЫ, ЗЯ, АВЬ, ТУ, ЗЮ, ЗО, ЗА, ЗЕ...

Зебра, зонт, козел, мама, машина, Зоя, злаки, зима, забор…

4. Звуки в слогах.

Игра «Запомни и повтори» :

Дети слушают и произносят слоги.

Зрительная гимнастика.

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре – вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Тренируем мышцу глаз.

Видеть будем скоро лучше,

Убедитесь вы сейчас.

5. Звуки в словах. Работа со схемами и фишками.

Логопед предлагает детям рассмотреть предметные картинки и определить,

какой звук есть в каждом из этих слов з, или зь и указать позицию звука в

слове. Дети самостоятельно выполняют задание, а затем один из детей

озвучивает, что получилось.

6. Физкультминутка.

Отдых наш - физкультминутка. - (шагаем на месте)

Занимай свои места:

Шаг на месте левой, правой,

раз и два, раз и два!

Прямо спину все держите,

Раз и два, раз и два!

И под ноги не смотрите, - (движения руками: в стороны, вверх, в стороны,

Раз и два, раз и два!

7. Звуки [з] , [з,] во фразе.

Повтори скороговорки:

За-за-за - вот белая коза.

Зу-су-зу – я пасу козу.

За-за-за – на лугу коза.

За-за-за – здесь пасётся коза.

За-за-за - ест сочную траву коза.

Зы-зы-зы – будет молоко у белой козы.

Дети вслед за логопедом повторяют чистоговорки.

8. Развитие связной речи.

Логопед предлагает детям придумать свою чистоговорку со звуками з, зь.

9. Обучение грамоте:

а) Знакомство с графическим изображением звуков [з] , [з,] . Логопед

показывает детям букву з и предлагает подумать, на что похожа буква З, а

затем написать эту букву в тетрадях по образцу. Дети выполняют задание.

б) Работа с кассами. Выкладывание слогов за, уз, аз.

Логопед предлагает детям прибавить такую букву к слогу аз (в начало,

середину, или конец), чтобы получилось слово таз.

в) Звуко-буквенный анализ слова ТАЗ. (состоит из трех звуков, одного

слога, дают характеристику каждому звуку).

г) Чтение слогов по ромашке.

10. Итог НОД.

  1. Какие звуки мы сегодня с вами вспоминали? Дают их характеристику.
  2. С какой буквой мы сегодня познакомились?
  3. Что больше всего понравилось на сегодняшнем занятии.

Областная специальная школа-интернат №3

Подготовительный класс

Подготовка к обучению грамоте.

Тема: «Звуки [з],[зь]. Буквы Зз»

Учитель подготовительного класса

Куандыкова Асылжан Тулегалиевна

Цель урока : закрепить звуки [з], [зь], их отчетливое произношение, умение находить место звука в слове, составлять слова по первым звукам названий картинок; составлять звуковую схему слов; познакомить буквами З з, закрепить их зрительный образ; отрабатывать умение читать слоги.

Коррекционная задача : развивать фонематический слух, зрительное восприятие, внимание, память.

Демонстрационный материал : картинки, слайды, звуковые схемы.

Меж предметная связь : ознакомление с окружающим

Ход занятия: І. Орг момент . Психологический настрой.

На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным
Говорите четко, внятно,
Чтобы было всем понятно
Если хочешь отвечать,
Надо руку поднимать
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать
А помочь захочешь другу -
Подними спокойно руку

ІІ. Актуализация знании.

На уроке грамоты мы знакомимся со звуками и буквами, читаем. Давайте вспомним, что мы изучили на прошлых уроках?

-какие бывают звуки?

- назовите гласных?

- назовите согласных?

- какими звуками мы познакомились на прошлом уроке? [з], [зь],

-какую сказку мы вспомнили вчера? Кто главная героиня? (Золушка)

ІІІ. «Сюрприз от Золушки». Золушка добрая, любить петь и танцевать. Она прислала нам забавные игры.

1. Игра «Повтори за мной».Чистоговорки

За-за-за, у Нины карие глаза.

Зу-зу-зу, в рюкзаке кубики везу.

Зи-зи-зи, такси к дому подвези.

Зе-зе-зе, дай воды козе.

За-за-за, надвигается гроза.

Зы-зы-зы, не боимся мы грозы .

2. Игра «Найди звук». Определить место звука в слове и картинки соединить со схемой.

а) Слова со звуком в начале слова: замок, зайка, зубы, зонт, звезда, зебра

б) Слова со звуком в середине слова: коза, роза, глаза, мозаика, газета

ІҮ. Работа по азбуке-тетради.

1. Назовите слова-предметы. Зеркало, иголка, матрешка, астры

2. По первым звукам составьте слово. Получилось слово «Зима».

Что мы вчера говорили о зиме?

Зима какая?

Как одеваемся зимой?

А что бывает только зимой?

Какие зимние игры мы играем?

Ү. Физминутка с пальчиковой игрой «Снежки ». Поиграем в снежки! Сначала сделаем снежки комки из бумаги. Дети скатывают из бумаги бумажные комочки. А теперь бросаем их корзиночки.

ҮІ. Дидактическая игра «Где спрятались звуки?» Пока мы играли хитрые звуки [з], [зь] спрятались. Найдите их в картинках и соедините со схемами.


Какой предмет лишний? Почему?

Составьте предложения с этими словами.

ҮІІ. Отгадывание загадки . У Золушки к вам загадка.

В небесах она сверкает,

Нашу елку украшает.

Не померкнет никогда

В новогодний день... . (звезда).

Составьте звуковую схему слова.

ҮІІІ. Знакомство с буквами З з.

1. Печатные и прописные буквы З з.

На какую цифру похожа буква З.

2. Графическое задание. Обведи звездочки с правильным изображением буквы З.

3. Читаем сами. Теперь мы знаем еще одну букву и можем читать слоги.

а) хоровое чтение слогов

б) индивидуальное чтение

Аз оз уз из за зо зу зи

Зла зло злу зли зна зно зну зни

ІХ. Рефлексия .

Прозвенит сейчас звонок

И закончить пора урок.

Понравилось ли вам сегодняшний урок?

Что нового мы узнали на уроке?

Х. Итог урока.

Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе Тема: "В гости к звукам и буквам" (звуки -з-, -зь-, буква З)

Учитель-логопед: Харькина А.Н.
Цель:
- развивать фонематическое восприятие;
-упражнять детей в узнавании звука среди двух звуков;
- определять линейную последовательность звуков в слове;
- тренировать детей в делении слов на части;
-закреплять умение детей производить звуко-буквенный анализ и синтез слов;
-упражнять детей в составлении предложений из данных слов;
-коррекция мышления на основе операции распознавания;
-тренинг речевого общения.
Оборудование:
Незнайка - кукла, наборное полотно, шапка-невидимка, телевизор, предметные картинки, кубики с буквами, карточки с буквами и словами, пеналы, карандаш, лист бумаги.
Ход занятия:
Организационный момент.
Загадка:
Этот сказочный герой
Ходит в шляпе голубой,
Перепробовал много дел:
На луну слетать хотел.
Ты подумай, отгадай-ка,
Как зовут его?
Введение в тему.
Незнайка как-то раз решил стать поэтом и стал сочинять стихи:-Стужа. Снег. Метут метели.Темной ночью бродят двери.-
Правильно Незнайка подобрал слова в стихотворении? Какое слово должно стоять вместо него? Какими звуками отличаются эти слова? Какой первый звук в слове -звери-?
Вот, ребята, что случилось,
В слове звуки заблудились.
Заскочили в чей-то дом
И хозяйничают в нем.
"Подбери символы-картинки"
Уточнение артикуляции звука -з-, характеристика звука.
Можно ли этот звук произнести мягко? Как он будет звучать?
Придумайте слова с мягким звуком -зь-.
"Угадай звук" (волшебная шляпа).
Мы с Незнайкой будем прятать звук -з- среди других звуков, а вы будете включать синий сигнал светофора, если его услышите.
"Телеграф"
Незнайка решил отправить Деду Морозу телеграмму. Расшифруем: - первый звук, -второй звук. Отстучим телеграмму.
Угадай, в каком слове Незнайка спрятал звук -з-?
-Дюймовочка, Снегурочка, Золушка-
"Поможем Золушке навести порядок" - определить место звука -з- и разложить в определенные коробочки.
Физкультминутка
Вот Незнайкина зарядка. Выполняйте по порядку.
Быстро встаньте, улыбнитесь. Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка плечи распрямите, поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись, рук коленями коснулись.
Сели-встали, сели-встали. Вы, надеюсь, не устали,
Надо вам свободней стать и спокойнее дышать.
"Незнайкин телевиз ор"
У Незнайки сломался телевизор, не переключается, на экране одно и то же изображение (заяц, индюк, медведь, апельсин). Для того, чтобы помочь Незнайке необходимо составить слово по первым звукам в названии каждой картинки (на экране появится картинка "зимы").
Работа с пенала ми.
-назовите по порядку звуки, из которых состоит это слово;
-какой звук стоит 1-ым, 2-ым, 3-им, 4-ым? (характеристика каждого звука) ;
-сколько гласных звуков в слове? Назовите их.
Правило: сколько в слове гласных, столько и слогов.
Игра "Отгадай слово" (чем звук отличается от буквы?)
В конверте буквы разного размера, чтобы получилось слово - надо буквы расставить по росту:
-з о н т-
Подвижная игра-эстафета
Преодолеть препятствия и перенести кубики.
Кубики-то не простые, на них буковки цветные.
Если кубики сложить, слово можно получить.
Составление и чтение слов --"замок" - ударение в слове на разные слоги полностью изменяют значение слова, "зонты" (картинки).
"Загадка для Незнайки
Если Незнайка правильно отгадает Знайкины загадки, то его возьмут в новое путешествие на Луну. О каком времени года загадки?
Упражнение "Расскажи стихи руками" ("Снег").
Дети садятся за столы.
Игра "Буквы рассыпались" (задание для Незнайки от Синеглазки).
Работа с деформированной фразой. Надо расставить по порядку слова и прочитать предложение.
-Сколько слов в предложении? Назови их по порядку.
Закрепление правила заглавной буквы в начале предложения и точки в конце предложения.
Итог занятия. Оценка деятельности детей.
Незнайка дарит на память детям свои фотографии.

Ирина Тетерева
Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте на тему: «Звуки [з], [зь] и буква З»

Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте на тему : «Звуки [з] , [з,] и буква З »

Программное содержание : закреплять правильное произношение звуков [з] , [з,] в речи, продолжать учить определять позицию этих звуков в словах , совершенствовать навыки детей в проведении звуко- буквенного анализа слова , продолжать развивать фонематический слух, продолжать развивать связную речь, воспитывать внимание и усидчивость.

Оборудование : предметные картинки со звуками [з] , [з,] (заяц, замок, забор, зуб, зима, зебра, зяблик, зонт, коза, мозаика, обезьяна, газеты, буква З , схемы для определения позиции звука в словах , фишки, кассы, тетради, карандаши, символические ромашки для чтения.

I. Организационный момент.

1) Повторение изученного ранее материала.

Первыми сядут те дети, которые назовут слова, в которых есть звук н , а затем те, которые назовут слова со звуком нь .

Дети садятся в определенной последовательности. Если возникли затруднения, логопед предлагает вспомнить, чем твердый звук отличается от мягкого, и дать характеристику звукам н и нь .

II. Основной этап.

Сообщение темы.

1. Изучение нового материала.

Логопед показывает две картинки с изображением Зайца и Зебры, и предлагает определить первые звуки в этих словах .

2. Работа со звуками .

Произнесение звуков З , Зь. Наблюдение за артикуляцией с подключением

акустического и тактильно-вибрационного контроля. Характеристика

артикуляции звуков З , Зь :

– губы в улыбке;

– зубы сближены и создают преграду для воздушной струи;

– кончик языка упирается в нижние зубы;

– посередине языка идет сильная, холодная воздушная струя;

Дети произносят эти звуки сначала тихо , затем громко.

Дети дают характеристику звукам З , Зь :

З – согласный, твердый, звонкий; обозначаем синим цветом;

Зь – согласный, мягкий, звонкий; обозначаем зеленым цветом.

Логопед. Как вы определили, что звуки З , Зь – согласные? (Когда мы их произносим, воздушная струя встречает преграду – зубы и язычок).

Как вы определили, что звуки З , Зь – звонкие? (Во время произнесения

звуков З , Зь прикладываем руку к горлышку – оно дрожит.)

Что общего? (Звуки З и Зь – согласные и звонкие.)

Чем отличаются эти звуки ? (Звук З – твердый , звук Зь – мягкий .)

3. Развитие фонематического слуха :

Дифференциация звуков по твердости-мягкости.

Логопед предлагает взять в правую руку синий звуковой сигнал , а в левую –

зеленый. Логопед произносит звуки , слоги, слова со звуками З , Зь. Дети на

каждый слог поднимают соответствующий сигнальный квадрат. (Сигнал

синего цвета на звук З , сигнал зеленого цвета на звук Зь )

З, М, О, П, ЗЬ, ЗЬ, З, Ы, Й, Л, ЛЬ, З, З, ЗЬ, ЗЬ…

АЗ, УЗ, АЗЬ, МА, ЗИ, МЫ, ВА, ТО, УЗЬ, ЗЫ, ЗЯ, АВЬ, ТУ, ЗЮ, ЗО, ЗА, ЗЕ.

Зебра, зонт, козел, мама, машина, Зоя, злаки, зима, забор…

4. Звуки в слогах .

Игра «Запомни и повтори» :

Дети слушают и произносят слоги.

Зрительная гимнастика.

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре – вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Тренируем мышцу глаз.

Видеть будем скоро лучше,

Убедитесь вы сейчас.

5. Звуки в словах . Работа со схемами и фишками.

Логопед предлагает детям рассмотреть предметные картинки и определить,

какой звук есть в каждом из этих слов з, или зь и указать позицию звука в

слове. Дети самостоятельно выполняют задание, а затем один из детей

озвучивает, что получилось.

6. Физкультминутка.

Отдых наш - физкультминутка. - (шагаем на месте)

Занимай свои места :

Шаг на месте левой, правой,

раз и два, раз и два!

Прямо спину все держите,

Раз и два, раз и два!

И под ноги не смотрите, - (движения руками : в стороны, вверх, в стороны,

Раз и два, раз и два!

7. Звуки [з] , [з,] во фразе.

Повтори скороговорки :

За-за-за - вот белая коза.

Зу-су-зу – я пасу козу.

За-за-за – на лугу коза.

За-за-за – здесь пасётся коза.

За-за-за - ест сочную траву коза.

Зы-зы-зы – будет молоко у белой козы.

Дети вслед за логопедом повторяют чистоговорки.

8. Развитие связной речи.

Логопед предлагает детям придумать свою чистоговорку со звуками з , зь.

9. Обучение грамоте :

а) Знакомство с графическим изображением звуков [з] , [з,]. Логопед

показывает детям букву з и предлагает подумать, на что похожа буква З , а

затем написать эту букву в тетрадях по образцу. Дети выполняют задание.

б) Работа с кассами. Выкладывание слогов за, уз, аз.

Логопед предлагает детям прибавить такую букву к слогу аз (в начало,

середину, или конец, чтобы получилось слово таз.

в) Звуко- буквенный анализ слова ТАЗ . (состоит из трех звуков , одного

слога, дают характеристику каждому звуку ). Отмечает, что звук [з] в

конце слова «оглушается» и звучит как [с].

г) Чтение слогов по ромашке.

10. Итог НОД.

1. Какие звуки мы сегодня с вами вспоминали? Дают их характеристику.

2. С какой буквой мы сегодня познакомились?

3. Что больше всего понравилось на сегодняшнем занятии.

Конструкт пробного урока литературы

Сальниковой Алёны Алексеевны

Класс: 1

УМК: «Школа России»

Тема урока: Звуки [з], [зь], буква «З».

Планируемый результат:

    Личностный: обучающиеся проявляют интерес к уроку обучения грамоте, понимают важность изучения звуков и букв.

    Метапредметный: обучающиеся демонстрируют личностные УУД ( самоопределение) ; регулятивные УУД (целеполагание, оценка, волевая саморегуляция) ; познавательные УУД ( формулирование познавательной цели, анализ, структурирование знаний); коммуникативные УУД (умение с точностью выражать свои мысли, ).

    Предметный: обучающиеся знают звуки [з] и [зь], дают характеристику звукам в зависимости от местоположения в слове. Знают, что звуки [з] и [зь] обозначаются буквой «З».

Цель урока : развитие фонематического слуха в процессе знакомства со звуками [з] и [зь], формирование умения характеризировать эти звуки и обозначать их буквой.

Задачи:

    Воспитательная: воспитывать у обучающихся интерес к уроку обучения грамоте, формировать понимание значимости изучения звуков и букв.

    Развивающая: развивать личностные УУД ( самоопределение, самооценка) ; регулятивные УУД ( целеполагание, оценку, волевую саморегуляцию ); познавательные УУД ( формулирование познавательной цели, анализ, структурирование знаний ); коммуникативные УУД ( умение с точностью выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками ).

    Образовательная: познакомить обучающихся со звуками

Принципы обучения и воспитания:

    Принципы обучения: доступности, последовательности, наглядности.

    Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений с педагогом и сверстниками, создание положительного эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.

Методы обучения и воспитания:

    Методы обучения:

словесные (беседа, объяснение, художественное слово); наглядные (демонстрация), практические (упражнение);

объяснительно-иллюстративные, частично поисковые;

творческое задание.

    Методы воспитания:

беседа, художественное слово.

: поощрение, игровые ситуации.

Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оснащение :

    Демонстративные: презентация, карточки с иллюстрациями, карточки со словами, работа с звуковой лентой.

    Индивидуальные: карточки с буквой, карточки для чтения слогов и слов.

Тип урока: открытие нового знания и способов действий

Структура урока:

1. Мотивация к учебной деятельности. 2 мин.

2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. 7 мин.

3. Решение проблемы. 10 мин

4. Первичное закрепление. 8 мин.

5. Организация самостоятельной работы (само- и взаимопроверка по эталону). 5 мин.

6. Рефлексия учебной деятельности. 3 мин.

Используемая литература:

    Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения);

    Климанова Л. Ф., Бойкина М. В. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России». 1-4 классы.

    Горецкий В. Г., Белянкова Н. М. Обучение грамоте. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс

Эскиз доски

Презентация

Лента звуков

Ход урока

1.Организационно-мотивационный этап.

Задача: сконцентрировать внимание обучающихся на учителе и смотивировать их на предстоящую деятельность

Методы формирования ответственности и обязательности: формирование понимания личностной значимости, педагогическое требование.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алёна Алексеевна, сегодня урок обучения грамоте проведу у вас я.

Мне рассказали, что вы очень внимательные, активные и умные ребята, но я хочу убедиться в этом сама, поэтому, сядьте правильно, подтяните спины, ноги поставьте на пол всей ступнёй, а я посмотрю, кто красивее всех сидит. Мне нравится, как сидит, Лера. Очень красиво сидит, Полина, …, ….

Молодцы ребята, погладьте себя по голове!

Личностные УУД ( самоопределение)

Регулятивные УУД (волевая саморегуляция)

2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.

Задача: повторить изученный материал, выявить проблемы, сформулировать тему и задачи урока, воспитывать у обучающихся интерес к урокам обучения грамоте, развивать личностные УУД: самоопределение; регулятивные УУД: целеполагание, волевая саморегуляция; коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли.

По источнику получения знаний: словесные (объяснение, беседа); наглядные (демонстрация).

По уровню включения в продуктивную деятельность: объяснительно-иллюстративные,

Методы формирования ответственности и обязательности: формирование понимания личностной значимости, педагогическое требование;

Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: беседа, игра.

Чтобы узнать, с каким звуком и буквой мы сегодня познакомимся, немного поиграем.

Сегодня мы попали с вами в два королевства. В синее королевство и красное королевство. Красное королевство означает гласные звуки, а синее – согласные звуки. В синем королевстве еще есть две комнаты, в которых живут согласные звуки, твёрдые звуки живут в синей комнате, а мягкие звуки в зелёной комнате. Наша с вами задача, поселить все звуки в свои королевства и комнаты.

Работа с звуковой лентой.

Итак, ребята, первый звук – [ть], относится к гласному или согласному звуку? Значит, в какое королевство поселим? (В синее). Если в синее, то в какую комнату, синюю или зелёную? (Зелёную).

Почему? (Звук мягкий).

А скажите, пожалуйста, он глухой или звонкий? (Глухой).

Почему?

Селим звук в своё королевство и комнату.

Так с звуками 5, затем дети поймут принцип и будут сами называть в какое королевство поселить звук.

Ребята, мы знаем, что звуки мы только произносим и слышим, а видим и пишем буквы. Каждому звуку соответствует буква. Предлагаю еще немного поиграть, сейчас я буду называть звук, а вы находить букву, которой он обозначается в алфавите у доски.

К доске будем выходить по очереди.

Катя, иди к доске. Я называю звук [р], найди букву. Ребята, если вы согласны с Катей, покажите плюс руками (продемонстрировать), а если не согласны, то минус (продемонстрировать).

Следующий идёт, Олег. Звук [а], найди букву. Ребята, согласны?

И т.д. с звуками [о], [и], [ы], [у], [н], [нь], [с], [сь], [к], [кь], [т], [ть], [л], [ль], [в], [вь], [е], [п], [пь], [м], [мь].

И поиграем с вами в последнюю игру. На доске даны слова. Вам необходимо выделить в них первый звук. Приложение 1.

Слово «зал», какой первый звук. (Сделать акцент на звук при произношении). (Звук [з]).

Слово «зонт», какой первый звук? (Сделать акцент на звук при произношении). (Звук [з]).

Слово «зола», какой первый звук? (Сделать акцент на звук при произношении). (Звук [з]).

Слово «Зина», какой первый звук? (Сделать акцент на звук при произношении). (Звук [з]).

Ребята, какой звук первый во всех этих словах? (Звук [з]).

Как вы думаете, какая будет тема нашего урока? (Ответы детей).

Тема нашего урока: звуки [з], [зь] и буква з.

Знаем эти звуки и эту букву?

Значит, какая будет цель нашего урока? (ответы детей).

Цель нашего урока: познакомиться со звуками [з], [зь] и буквой з.

Личностные УУД ( самоопределение) ;

Регулятивные УУД (целеполагание, саморегуляция) ; Познавательные УУД ( формулирование познавательной цели, анализ); Коммуникативные УУД (умение с точностью выражать свои мысли).

3.Решение проблемы.

Задача: решить устно задачу и обсудить её решение, зафиксировать новый алгоритм в языке и знаково, формирование понимания значимости изучения звуков и букв, развивать познавательные УУД: анализ, коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с точностью выражать свои мысли. Познакомить обучающихся со звуками [з] и [зь], научить характеризовать эти звуки в зависимости от местоположения в слове. Познакомить с буквой «З», которой обозначаются звуки [з] и [зь].

объяснение, работа с источниками информации, демонстрация, упражнение,

частично поисковые,

создание ситуаций успеха, поощрение.

Итак, ребята, чтобы достичь цели урока и начать нашу работу,

Звук [з] – это согласный или гласный звук? (Когда мы произносим звук [з], язык дрожит за верхними зубами, значит, он согласный).

Найдём его в ленте звуков. Обозначен он синим цветом, подтверждающим согласность звука.

Согласные звуки бывают твёрдыми и мягкими, звонкими и глухими, посмотрим, какой же наш звук.

Какой он, звонкий или глухой? (Звонкий). (Показать на звуковой ленте).

Если звук звонкий, то глухим звук не может быть никогда!

Чтобы узнать какой звук, твёрдый или мягкий, вспомним гласные, которые придают мягкость согласным. Назовите эти гласные: [е] и [и].

Ребята, обратите внимание на слова. Презентация.

- Произнесем вместе их. Звук [з] в этих словах твёрдый или мягкий? (Твёрдый).

А почему? (Нет гласных, которые придают мягкость). (Показать на звуковой ленте).

Проговорим звук [з] в чистоговорке.

Автоматизация звука З.

За-за-за – на лугу стоит коза.
Зу-зу-зу – мы увидели козу.
Зе-зе-зе – травку дали мы козе.

Зой-зой-зой – бежит козленок за козой.

За-за-за - начинается гроза.

Зу-зу-зу - ручеёк течёт внизу.

Зо - зо -зон - в зоопарке есть безон.

Зы - зы - зы- вымыли тазы.

Теперь посмотрите следующую группу слов. Презентация.

- Произнесем вместе их. Звук [зь] в этих словах твёрдый или мягкий? (Мягкий).

А почему? (есть гласные, которые придают мягкость). (Показать на звуковой ленте).

Предлагаю звук [зь] проговорить в чистоговорке.

Автоматизация звука ЗЬ.

Зи - зи - зи - к дому подвези.

Зя - зя - зя - нам болеть нельзя.

Зе - зе - зе - дай воды козе.

Ребята, таким образом, звук [з]- это согласный звук, звонкий и в зависимости от гласных может быть и твёрдым, и мягким.

Ребята, а теперь обратите внимание на доску. Приложение 2.

Даны иллюстрации. Что изображено на первой картинке? (Зеркало).

Где находится звук [з]? (В начале слова).

Следующая иллюстрация? (Роза).

Где находится звук [з]? (В середине слова).

Какой можем сделать вывод?

Звук может занимать разное местоположение.

Звуки обозначаются буквой. Звуки [з] и [зь] обозначаются буквой з.

Найдите ее в алфавите.

Давайте запомним, как произносится буква, но при чтении буквы будем произносить звук, который буква обозначает.

Регулятивные УУД : волевая саморегуляция. Познавательные УУД: анализ. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с точностью выражать свои мысли.

4. Первичное закрепление.

Задача: установить правильность и осознанность изученного материала.

Методы формирования ответственности и обязательности: педагогическое требование.

Теперь, чтобы закрепить наши знания по пройденной теме, будем читать. Приложение 3.

- Для запоминания буквы зе, выучим скороговорку.

На возу - лоза, у воза - коза.

Молодцы, ребята!

Регулятивные УУД : волевая саморегуляция. Познавательные УУД ( структурирование знаний).

5. Организация самостоятельной работы.

Задача: обеспечить формирование у обучающихся умений самостоятельно применять знания в новой ситуации.

практические (упражнение);

Методы эмоционального стимулирования: создание ситуаций успеха, поощрение;

Методы формирования ответственности и обязательности: педагогическое требование;

Методы развития психических функций: творческое задание.

А теперь, чтобы запомнить, как выглядит буква зе, раскрасим ее карандашами. Посмотрите, у каждого она есть на карточке. Раскрасьте букву. Приложение 4.

Давайте организуем выставку наших букв и поместим их на доску, покажем друг другу, какие они у нас красивые получились!

Молодцы, ребята, у вас очень красивые буквы получились!

Регулятивные УУД (волевая саморегуляция) ; Познавательные УУД ( структурирование знаний).

6. Рефлексия учебной деятельности.

Задача: создать условия для оценки обучающимися своей деятельности на уроке, подвести итоги урока.

По источнику получения знаний: словесные (беседа).

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе : поощрение.

Итак, ребята, наш урок подходит к концу.

Давайте вспомним, какие звуки мы сегодня с вами изучали?

Какой буквой они обозначаются?

Молодцы, ребята! Мне понравилось работать с вами, особенно меня порадовали … …, …, …

Я благодарю вас за урок, спасибо, урок окончен!

Личностные УУД ( самооценка) .