Новое в трудоустройстве выпускников спо. Исследование проблем и перспектив трудоустройства выпускников вузов на современном рынке труда. Современные проблемы науки и образования

Пути решения проблем связанных с трудоустройством выпускников профессиональных образовательных организаций

Рынок труда для выпускников профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования представляет собой проблемную среду. Образование получили - что делать дальше? Самостоятельно решить проблему трудоустройства выпускникам достаточно сложно. В современных условиях государственное распределение выпускников после окончания учебных заведений отсутствует. С одной стороны, это дает более широкие возможности для самореализации, поскольку молодой специалист сам выбирает свой дальнейший профессиональный путь. С другой стороны, человек должен самостоятельно прилагать усилия по поиску работы и трудоустройству в ситуации, когда количество вакансий ограничено, а желающих занять их значительно больше.

Для самих профессиональных образовательных организаций проблема трудоустройства выпускников является также актуальной, т.к. карьера выпускников - это составляющая репутации любой образовательной организации.
В связи с этим возникает необходимость решения данной проблемы профессиональными организациями совместно с выпускниками.
Изучая сложившуюся ситуацию, было выявлено, что чаще всего выпускники получают отказ при устройстве на работу в связи с отсутствием опыта работы и недостаточностью практики. Работодатели хотят видеть у себя кандидатов с обязательным опытом работы даже на те вакантные места на которых свои профессиональные функции прекрасно бы смог выполнить кандидат со средним профессиональным образованием. Да и согласно проф.стандартам к определенным профессиям предъявляются требования к опыту практической работы. Так, например, согласно Профессиональным стандартам утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.12.20014 года №1061н, к бухгалтеру предъявлены следующие требования к образованию и опыту практической работы: 1.Образование - среднее профессиональное, 2. Опыт практической работы - не менее трех лет.
В этом случае у выпускников колледжа возникает вопрос: «Где приобрести опыт работы?». Ведь работодатели обоснованно отказывают в приеме на работу. В связи с этим, появилась идея по созданию «Проф-площадки» для выпускников.
Цели создания «Проф-площадки» заключаются в предоставлении выпускникам возможности приобретения опыта работы согласно требованиям, прописанных в Профессиональных стандартах. А также, в предоставлении мест для прохождения практики студентам обучающимся в образовательном учреждении.

«Проф-площадка» может быть создана или на базе учебного заведения или как самостоятельная организация по оказанию услуг населению. Особенности данной организации заключаются в том, что с выпускниками, направленными для трудоустройства на временную работу, работодатель заключает срочный трудовой договор сроком на 3 года, который может быть, досрочно расторгнут, по предложению выпускника или работодателя в установленном порядке. Преимущественное право трудоустройства предоставляется выпускникам конкретной образовательной организации. При наличии вакантных мест возможно трудоустройство также выпускников других образовательных учреждений профессионального образования.
Реализация проекта по созданию «Проф-площадки» позволит получить выпускникам трудовой стаж и опыт работы, что в сою очередь поспособствует дальнейшему трудоустройству и обеспечит сдерживание роста молодежной безработицы.

Преподаватель БУ "Югорский политехнический колледж"
Костоусова Е.Ю.

Социология как наука относительно молода, а в России её возраст исчисляется несколькими десятилетиями. С одной стороны, у науки есть масса возможностей для развития, но с другой, социологи и в научном мире зачастую вынуждены доказывать своё право на жизнь. Для людей, заканчивающих образование и заинтересованных в научной деятельности, это оборачивается непониманием своей функции в этом процессе, выводами об отсутствии перспектив и на ниве науки. В итоге новые специалисты-социологи покидают социологию, так и не отыскав себе в ней места.

На ситуацию существенно влияет неразвитость инфраструктуры, прежде всего, информационной на российском рынке труда. Спрос на социологов существует и даже медленно растет в последние годы, как в научной, так и в прикладной области. Фирмы набирают маркетинговые отделы, растущий постепенно спрос формирует предложение в виде исследовательских центров, растущий успех науки привлекает к ней все большее внимание, возрастает потребность в научных работах.

Отмечается увеличение спроса на квалифицированный персонал в среднем 25-40 %. Проблема лишь в том, что высшая школа не в состоянии обеспечить квалифицированными по этим направлениям кадрами рынок труда. Образовательные учреждения не ориентируются на рынок, а работодатели не вкладывают в человеческий капитал.

В итоге экономика одновременно страдает от двух несовместимых, казалось бы, болезней - нехватки работников, обладающих необходимыми производству профессиями и квалификацией, и безработицы. Но недостаточная осведомленность о существующем положении, неготовность к полноценному участию в происходящих на рынке труда процессах - все это не дает старшекурсникам и выпускникам социологических отделений вузов возможности быть полноценными участниками рынка, вузам - обеспечивать перспективы своим выпускникам, работодателям - получать кадры нужной специальности и квалификации.

Для исправления этой ситуации, однако, нужны не общие ее оценки, а конкретная информация о состоянии рынка труда в различных его сегментах и различных регионах страны. Для поиска такой информации и оценки инструментов ее получения студентами Государственного университета - Высшей школы экономики было проведено социологическое исследование.

С помощью метода анкетирования было опрошено 168 старшекурсников и выпускников факультетов социологии МГУ им. М.В. Ломоносова, ГУВШЭ, МГСУ, ГУГН, ГУУ, РХТУ. Основной целью являлся анализ перспектив трудоустройства старшекурсников и выпускников социологических факультетов столичных вузов в московских организациях.

На вопрос о том, в чем причина проблем с трудоустройством на работу по специальности, многие респонденты отмечали отсутствие энтузиазма у самого соискателя, безынициативность, неумение преподать себя, неуверенность в себе, а также завышенные требования к работодателям, особенно по зарплате. Личностные качества и глубокая заинтересованность в постоянном месте работы являются основными латентными факторами трудоустройства, определяющими в ходе дальнейшей карьеры и стратегию накопления человеческого капитала, и пути поиска работы.

Респондентами отмечается низкий уровень информированности работодателей относительно возможностей социологии. На этом фоне умение подать себя, продемонстрировать очевидные преимущества своих знаний и навыков, накопленных за долгие студенческие годы, является важнейшим умением для трудоустройства по специальности.

Продолжительность поиска работы социологов, опрошенных в ГУ ВШЭ, выглядит так. Доля занятых поиском работы составила 31,5% выборки. Из полученных данных следует, что те респонденты, которые ищут работу, в среднем потратили на это к моменту опроса уже 46 дней. То, что бoльшая часть ответивших уже ищет работу от одного до полутора месяцев, показывает, что они находятся в ситуации, когда с каждым днём вероятность нахождения работы падает: в ближайшем будущем они, вероятно, согласятся на работу, которая их, в общем, не устраивает или же оставят на время поиски. Согласно теории Грановеттера, неформальные связи дают быструю отдачу; те же, у кого нет таких контактов, обречены долго и безуспешно искать работу.

По мнению Т.И. Заславской, для России характерно скорее штучное трудоустройство. Заметная доля выпускников-социологов устраиваются не по специальности, хотя знания, безусловно, помогают. Наблюдается определенная сегментация рынка: академически-ориентированное меньшинство идет в науку, чуть большее количество студентов - в маркетинг, а остальные - куда придется.

Отмечена дифференциация и в установках студентов. Часть студентов считает, что ценность любого образования заключена в способности дать универсальные знания; другая попросту не умеет находить работу, а значит, не уделяет этой теме достаточного внимания. В институтах основам трудоустройства не учат, и студенты воспринимают получаемые знания как нечто избыточное, бесперспективное: все равно приходится учиться уже по ходу дела.

С точки зрения Р.В. Рывкиной, большинство студентов считают специальность, на которой они обучаются, бесперспективной уже с первого курса, они ценят в получаемом ими образовании только те знания, которые можно применить вне социологической области.

Студенты и выпускники социологических факультетов г. Москвы чаще всего устраиваются непосредственно на работу по специальности, используя информацию из неформальных источников (в первую очередь, личные профессиональные связи). Чаще всего социологи идут работать в организации, чьими направлениями деятельности являются маркетинг и реклама.

Результаты исследования показали, что около трети ответивших идут в маркетинг и рекламу; незначительное меньшинство занято в организациях, специализирующихся на проведении социологических исследований; многие пошли в науку и образование; политическая и государственная деятельность привлекает всего 3% респондентов; каждый седьмой социолог имеет опыт работы в компаниях, связанных с торговлей, производством и т.д.

Исследование в вузах Москвы показало, что устраивающиеся по блату на старте занимают более высокие должности, чем трудоустраивающиеся самостоятельно. Однако позже карьерный рост первых приостанавливается, а вторых ускоряется. Выяснилось, что работодатели не склонны принимать на работу молодых специалистов без опыта работы. Лучшие шансы трудоустроиться имеют те, кто начал подрабатывать еще в студенческие годы. Эмпирические данные свидетельствуют, что 45% респондентов трудоустроенных попали на работу потому, что «работодатели вышли на них сами», а 55% трудоустраивались самостоятельно. Для них наиболее эффективными способами являются поиск рабочего места через коллег, однокурсников и через друзей.

Бoльшая часть представлений молодых социологов о рынке труда расходится с реальным положением на рынке. Основной пункт рассогласования ожиданий с реальностью связан с недооценкой социологами важности неформальных связей, и особенно профессиональных контактов, для устройства на работу и карьерного роста. Ожидания молодых социологов соответствуют реальности в том, что касается приоритетности для работодателя практических навыков перед социологической квалификацией.

Достаточных знаний о рынке труда и возможностях будущего трудоустройства студенты не получают ни в вузе (хотя опрос проводился среди студентов самых престижных вузов России), ни из специализированных информационных источников.

Вероятно, одну из проблем могла бы решить деятельность по профориентации среди молодёжи: предоставляя знания о том, куда, кем, как и на каких условиях можно устроиться, она помогла бы выбирать эффективную стратегию. Ясно, что такая деятельность должна принимать современные формы и не сводиться к организации встреч между социологами и работодателями.

Надо помнить, что главное сегодня - информация. Тем не менее, все те, кто заинтересован в том, чтобы получившие образование по социологии находили работу, а их работодатели получали качественных специалистов, могут озадачить себя тем, как расширить сектор формального конкурентного взаимодействия между соискателями и работодателями. Представляется, что на сегодняшний день чрезмерно большая часть рынка (по объективным причинам) ушла в сферу конкуренции связей, а не конкуренции специалистов. И хотя в основном проблемы с трудоустройством всё же решаются, это может привести к возникновению препятствий в развитии специалистов-социологов.

Между тем государственные посредники должны заботиться о равных возможностях для всех категорий, а частные агентства вполне могут найти свой денежный интерес в деятельности в этом секторе. По всей видимости, их отворачивает низкая стоимость молодых социологов на рынке - а соответственно, и низкая доходность от таких сделок. Однако, как показывает данное исследование, вполне возможно, что на обочине остаются квалифицированные молодые специалисты, которые могли бы принести пользу работодателям (а соответственно, и агентствам, их устраивающим) и способны на быстрый профессиональный рост. В то же время они легко доступны для рекрутинга, в отличие от уже работающих менеджеров с именем, привлечение которых всегда стоит агентству больших усилий и не всегда оправданно. Институциональным посредникам стоит попытаться реорганизовать, реформировать эту сферу услуг так, чтобы и молодые кадры не гнушались своими правами обращения к данным институциона- лизированным формальным практикам.

Конечно, молодые специалисты во многом попадают в замкнутый круг: трудоустроен тот, у кого есть опыт работы. Но опыт работы всего лишь ярлык, за которым скрываются определенные знания и умения, который вполне можно получить и в рамках института. Институт в этом случае может выступить в виде полигона, здесь можно реализовывать свою самостоятельность. Рост самостоятельного ведения какого-либо дела только увеличивает вероятность трудоустройства, а цена ошибки будет ниже, чем на рабочем месте. Если человек ради своей идеи не смог объединить своих же друзей-сокурсников, то он не сможет это сделать и на рабочем месте среди незнакомых людей.

К тому же институт - единственный источник теоретических знаний, получить которые впоследствии будет очень сложно, а на самостоятельное изучение просто не будет времени. В конечном счете, чем выше стартовый «человеческий капитал», тем выше вероятность попасть на работу, и именно университет - неограниченный источник пополнения человеческого капитала во всех отношениях.

Таким образом, в результате анализа теоретической литературы по теме исследования, мы можем сделать следующие выводы:

В современных условиях рыночной экономики возрастает необходимость введения новых требований к процессу обучения и формированию эффективного работника, его ресурсных качеств в рамках всех ступеней образования.

Вследствие увеличения запроса на социологов в научной и в прикладной области, возрастает спрос на квалифицированный персонал. Несмотря на тот факт, что основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста, конкурентоспособного на рынке труда, готового к постоянному профессиональному росту, социально и профессионально мобильного, работодатели не склонны принимать на работу молодых специалистов без опыта и трудового стажа.

1

В условиях инновационного развития национальной экономики достаточно остро обозначена проблема трудоустройства выпускников высших и средне-специальных учебных заведений. Особенно серьезной данная проблема является на региональном уровне. Регионы страны различаются, прежде всего, по уровням экономического развития и жизни населения. Именно данный факт, на наш взгляд, и определяет главные проблемы трудоустройства выпускников. В статье рассматриваются причины затруднений при трудоустройстве, а также возможности содействия трудоустройству выпускников. Для успешного трудоустройства выпускников необходимо, прежде всего, взаимодействие учебных заведений с работодателями, которое предполагает: встречи студентов с потенциальным работодателем; организация экскурсий студентов на предприятия; организация практик и стажировок на предприятиях; заключение договоров о трудоустройстве выпускников.

выпускник

трудоустройство

рынок труда

вакансии

работодатели

1. Информационный портал Государственной службы занятости населения Пензенской области [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.58zan.ru (дата обращения: 12.09.2014).

2. Официальный сайт Территориального органа Федеральной государственной статистики по Пензенской области [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://pnz.gks.ru (дата обращения: 13.09.2014).

3. Официальный сайт Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://trud.pnzreg.ru (дата обращения: 13.09.2014).

4. Попова Н.В., Бочкова Н.В. Роль государства в регулировании регионального рынка труда // Человек и труд: научно-практический журнал. – 2010. – № 5. – М., 2010. – С.39-41.

5. Попова Н.В.. Бочкова Н.В., Круглова А.В. Образование и структурное неравновесие на региональном рынке труда // Человек и труд: Научно-практический журнал. – 2011. – № 5. – М., 2011. – С.39-42.

6. Попова Н.В. Безработица на рынке труда г. Пензы // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе: научно-информационный журнал. – 2013. – № 3(7). – С. 56-62.

7. Трудоустройство молодых специалистов: опыт, проблемы, перспективы: сборник трудов Международной научно-практической видеоконференции. – Уфа: БИСТ, 2011. – 156 с.

8. Юрасов И.А., Попова Н.В. К вопросу оптимизации отношений между работодателями и системой высшего профессионального образования // Человек и труд: Научно-практический журнал. – 2009. – № 7. – М., 2009. – С. 47–48.

9. Yurasov I., Popova N., Alekhin E. Transformation of the Russian working class as the globalization process // Life Science Journal 2014; 11(11). – P. 124-126.

В условиях инновационного развития национальной экономики достаточно остро обозначена проблема трудоустройства выпускников высших и средне-специальных учебных заведений. Особенно серьезной данная проблема является на региональном уровне. Регионы страны различаются, прежде всего, по уровням экономического развития и жизни населения. Именно данный факт, на наш взгляд, и определяет главные проблемы трудоустройства выпускников. Известно, что через пять лет квалификация опытного специалиста, не будучи востребованной, полностью утрачивается. Что же касается вчерашних выпускников, которым не нашлось применения в экономике, то фактически специалистами, готовыми к самостоятельно полноценной профессиональной деятельности, их считать нельзя вообще.

Следует учитывать, что несоответствие образования потребностям рынка труда может выражаться в двух формах. Оно может быть структурным, когда количество выпускников тех или иных профессий не соответствует заявленному работодателями спросу на эти профессии. Либо несоответствие может быть качественное, когда уровень образования не соответствует уровню знаний, умений и навыков, необходимых для участия в конкретном процессе труда. Говорить в целом о российском образовании как образовании, не дающем требуемого уровня профессионально-квалификационной подготовки, в настоящее время преждевременно. Снижение качества образования на современном этапе во многом обусловлено бесконтрольными цифрами приема в образовательные учреждения различного уровня, отсутствием надзора за сектором платных образовательных услуг, нежеланием работодателей плодотворно сотрудничать с образовательным сообществом и устаревшей материально-технической базой ряда учебных заведений. В целом же сформировавшаяся целостная система образования при рациональной государственной политике способна обеспечить подготовку грамотных специалистов .

В условиях инновационного развития экономики страны следует обратить внимание на несоответствие структурное. Оно объясняется тем, что способности человека не могут быть универсальны и всегда имеют качественную определенность, поэтому предложение рабочей силы в конкретный период времени является неэластичным, что приводит к структурному неравновесию на рынке труда. Именно из-за несбалансированности объемов и направлений подготовки специалистов с потребностями рынка труда у выпускников образовательных учреждений возникают, по нашему мнению, проблемы с трудоустройством.

Следует отметить, что выпускникам ВУЗов в регионе довольно сложно найти работу по специальности, приобретённой в процессе обучения. Во-первых, это объясняется преобладанием на рынке труда специалистов (чаще экономического профиля) и недостатком лиц, владеющих рабочими специальностями. Кроме того, зачастую ВУЗы выпускают специалистов «низкого качества», фактически неготовых к реальной работе, но имеющих завышенные амбиции и требования к будущему месту работы. И, наконец, часто будущая профессия выбирается исходя из таких понятий, как «мода», «престиж». В результате этого на рынке труда происходит «перекос» в пользу отдельных специальностей, что в свою очередь порождает дисбаланс спроса и предложения. Как итог: условия работы по «модной» профессии могут снижаться с одновременным увеличением требований, предъявляемых работодателем к претенденту. В это самое время спрос на лиц, владеющих не столь популярными профессиями, становится выше предложения, что делает их трудоустройство более вероятным и лёгким .

Однако сложное положение также в Пензенской области и с трудоустройством выпускников профессиональных училищ и лицеев. Несмотря на то, что в органах службы занятости области имеется достаточно вакансий по рабочим профессиям, их не удается заполнить за счет выпускников профессионально-технической школы. Данный факт непосредственно связан с тем, что выпускникам присваивается III квалификационный разряд, а большинству предприятий требуются рабочие более высокой квалификации: IV-VI разрядов. Предприятия же не имеют средств, необходимых на дополнительное обучение непосредственно на рабочих местах.

Число выпускников ВУЗов и ССУЗов, не нашедших работу после окончания учебного заведения, в настоящее время достаточно велико. По данным Государственной службы занятости населения Пензенской области во втором квартале 2014 года за содействием в поиске подходящей работы обратились 910 граждан в возрасте 20-24 лет, что составляет 6 % от общего числа обратившихся .

Причины такого положения, на наш взгляд, в следующем:

1) Отсутствие опыта работы. Как правило, работодатели желают принять на работу специалиста с опытом работы 1-2 года. Проблема в том, что получить этот опыт негде, поскольку не трудоустраивают.

2) Несоответствие получаемых выпускниками профессий требованиям рынка труда. На рисунке 1 представлены наиболее востребованные в Пензенской области профессии по видам экономической деятельности по данным за второй квартал 2014 года.

Рис. 1. Распределение вакансий по видам экономической деятельности на рынке труда Пензенской области во втором квартале 2014 г.

Как видно из рисунка 1, вакансии есть в сельском хозяйстве, строительстве, производстве, торговле и здравоохранении. Однако молодых людей данные вакансии обычно не привлекают, так как все они или характеризуются довольно тяжелыми условиями труда и не соответствующим им уровнем заработной платы, или высоким уровнем квалификации по заявленным вакансиям, или просто низкой оплатой труда. К тому же выпускники желают найти работу по полученной профессии. Но большинство выпускников, испытывающих затруднения на рынке труда, имеют специальности экономиста, бухгалтера, юриста, которые мало востребованы. В результате возникает ситуация структурной безработицы.

3) Низкий уровень оплаты труда. Работодатели предлагают специалистам без опыта работы довольно низкую заработную плату. Кроме того, некоторые работодатели берут на работу только после прохождения неоплачиваемой стажировки в течение 2-3 месяцев. Естественно, что молодых людей это не устраивает. При этом безработные выпускники имеют завышенную самооценку своих профессиональных качеств. Они, не имея профессиональных навыков, обладая низкой квалификацией, претендуют на высокий уровень заработной платы. Это также затрудняет трудоустройство.

4) Отсутствие высшего образования. Данная проблема существует для выпускников ССУЗов, так как большинство работодателей требуют наличия высшего образования. Вакансии, не требующие высшего образования, как правило, низкооплачиваемые и не привлекают молодых людей. Но данная проблема, в принципе, легко разрешима.

5) Неадекватное представление о профессиональной деятельности. Возникает из-за недостатка практики в процессе обучения. Выпускник имеет смутное представление о своих профессиональных функциях и обязанностях. В итоге может возникнуть нежелание работать по специальности.

С учетом обозначенных проблем явно обозначена необходимость помощи молодым людям в реализации их трудового потенциала и права на труд.

Вместе с тем в регионе наметилась тенденция снижения доли выпускников среди общего числа безработных. Уменьшение доли выпускников можно рассматривать двояко. С одной стороны, если снижение показателя вызвано тем, что большую часть выпускников, обращающихся в центр занятости, трудоустраивают (на постоянное место работы или временно по программе стажировки), то вполне можно говорить о том, что данное веяние положительно, и о росте результативности работы центра занятости в области трудоустройства выпускников образовательных учреждений. С другой стороны, спад в большей степени может быть вызван общим сокращением числа обращений выпускников в центр занятости или тем, что значительную часть их снимают с регистрационного учёта по другим причинам (в том числе и при направлении на проф. обучение). В таком случае можно говорить об ухудшении ситуации на рынке труда (в сфере трудоустройства выпускников) и о серьёзной проблеме занятости среди них .

Что касается структуры выпускников, являющихся безработными, то, начиная с 2008 года, среди них преобладают выпускники высших учебных заведений, несмотря на то, что их реальная численность снижается. Численность выпускников учреждений НПО и СПО, зарегистрированных в качестве безработных, также снизилась за исследуемый период .

Для успешного трудоустройства выпускников необходимо, прежде всего, взаимодействие учебных заведений с работодателями, которое предполагает:

Встречи студентов с потенциальным работодателем;

Организация экскурсий студентов на предприятия;

Организация практик и стажировок на предприятиях;

Заключение договоров о трудоустройстве выпускников.

Развитию контактов с работодателями, содействию в трудоустройстве выпускникам призвано способствовать также создание базовых кафедр в ВУЗах. Цель функционирования базовых кафедр состоит не только в повышении качества подготовки выпускников, но и в обеспечении их ранней адаптации к условиям совершенного производства.

Базовые кафедры призваны организовывать и проводить все виды практик студентов на предприятии, осуществлять целевую подготовку студентов с их последующим трудоустройством.

Помочь преодолеть остроту проблемы трудоустройства выпускников, по нашему мнению, может переход системы образования на ГОС третьего поколения, которые основаны на компетентностном подходе. Компетентностная модель варьируется в зависимости от отрасли, особенностей социально-экономического развития региона и конкретного предприятия. Если вузы не будут этого учитывать, то непонимание и дисбаланс в рынках образования и труда сохраняться. Таким образом, высшая школа должна опираться при составлении компетентностных профилей своих выпускников на требования конкретной отрасли, конкретного предприятия, для которых они готовят специалистов. Для оптимизации коммуникаций работодателей и вузов моделируется особая социальная технология, которая состоит из следующих этапов:

1. Формирование региональных и отраслевых кластеров.

2. Выделение инициативной единицы кластера (обособленного структурного подразделения вуза).

3. Разработка методики его деятельности по моделированию профилей компетенций абитуриента и выпускника.

4. Создание кадрового клуба с целью укрепления связей с работодателями.

5. Участие в ярмарках вакансий.

Практическое применение данной модели необходимо начинать со структурирования особого кластера. Можно предложить следующую форму создания регионально-отраслевого кластера. Она будет включать следующие элементы: предприятия отраслей экономики региона; обособленное структурное подразделение одного из наиболее развитых в технологическом и инновационном плане предприятий; высшие и средне-специальные учебные заведения. В случае этого кластера системнообразующим элементом становится обособленное структурное подразделение учреждения образования, которое выявляет требования практиков к компетенциям будущих специалистов, выявляет недостающие компетенции выпускников и организуют их корректировку и их практическую «доводку» под конкретного работодателя.

Помочь преодолеть остроту проблемы трудоустройства выпускников, по нашему мнению, может переход системы образования на ГОС третьего поколения, которые основаны на компетентностном подходе. Компетентностная модель варьируется в зависимости от отрасли, особенностей социально-экономического развития региона и конкретного предприятия. Если вузы не будут этого учитывать, то непонимание и дисбаланс в рынках образования и труда сохраняться. Таким образом, высшая школа должна опираться при составлении компетентностных профилей своих выпускников на требования конкретной отрасли, конкретного предприятия, для которых они готовят специалистов. Для оптимизации коммуникаций работодателей и вузов моделируется особая социальная технология, которая состоит из следующих этапов.

6. Формирование региональных и отраслевых кластеров.

7. Выделение инициативной единицы кластера (обособленного структурного подразделения вуза).

8. Разработка методики его деятельности по моделированию профилей компетенций абитуриента и выпускника.

9. Создание кадрового клуба с целью укрепления связей с работодателями.

10. Участие в ярмарках вакансий.

Практическое применение данной модели необходимо начинать со структурирования особого кластера. Можно предложить следующую форму создания регионально-отраслевого кластера Она будет включать следующие элементы: предприятия отраслей экономики региона; обособленное структурное подразделение одного из наиболее развитых в технологическом и инновационном плане предприятий; высшие и средне-специальные учебные заведения. В случае этого кластера системнообразующим элементом становится обособленное структурное подразделения учреждения образования, которое выявляет требования практиков к компетенциям будущих специалистов, выявляет недостающие компетенции выпускников и организуют их корректировку и их практическую «доводку» под конкретного работодателя.

При этом инициатива по моделированию инновационных коммуникаций должна исходить от учреждений образования как от субъекта рынка труда, который может организовать на своей базе подразделение для более эффективного взаимодействия между работодателями.

Также успешному трудоустройству выпускников призваны содействовать центры и службы трудоустройства, функционирующие при учебных заведениях. Они осуществляют взаимодействие с работодателями и помогают подобрать подходящую работу выпускникам и студентам, желающим подработать. Приобретение опыта работы еще в процессе обучения существенно облегчает последующее трудоустройство.

Для молодых людей, которые по какой-либо причине не желают работать по специальности, существует возможность пройти переобучение. Данные услуги предоставляет Государственная служба занятости населения Пензенской области. За второй квартал 2014 года переобучение прошли 82 человека, впервые ищущие работу, и 11 из них успешно трудоустроились . К тому же проводится временное трудоустройство выпускников, что позволяет им получить стаж, необходимый для поиска постоянной работы.

Многие молодые люди проявляют интерес к предпринимательской деятельности. Государственная служба занятости оказывает и содействие самозанятости граждан. Во втором квартале 2014 года было оказано содействие 26 гражданам в возрасте 18-29 лет .

Также данная служба осуществляет и психологическую поддержку граждан, ищущих работу. Во втором квартале за психологической поддержкой обратились 441 человек в возрасте 16-29 лет . Специалисты службы помогают молодым людям адекватно оценить свои возможности, повысить мотивацию в поиске работы и адаптироваться к условиям труда. Кроме того, работники службы занятости, оказывая консультационные услуги, формируют у бывших студентов умение не просто справляться с проблемами, но и обогащаться новым опытом преодоления трудной ситуации.

Следует отметить, что Пензенская область вошла в состав победителей конкурса в сфере отбора региональных программ модернизации систем образования и науки РФ в 2011 году. По итогам конкурса региону из федерального бюджета выделены субсидии на усовершенствование учебных программ и укрепление взаимосвязи с предприятиями. По нашему мнению, это обстоятельство окажет благотворное влияние на качество работы учебных заведений и успешное трудоустройство их выпускников.

Рецензенты:

Дресвянников В.А., д.э.н., профессор кафедры менеджмента ФГБОУ ВПО Финансовый университет при Правительстве РФ, филиал, г. Пенза.

Юрасов И.А., д.с.н., профессор кафедры государственного управления и социологии региона ФГБОУ ВПО Пензенский государственный университет, г. Пенза.

Библиографическая ссылка

Попова Н.В., Голубкова И.В. ПРОБЛЕМА ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15510 (дата обращения: 06.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ И ПЕРСПЕКТИВ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ НА СОВРЕМЕННОМ РЫНКЕ ТРУДА

ВУЗЫ и РАБОТОДАТЕЛИ 2009

Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии» в мае 2009 года провел несколько тематических исследований по вопросам изучения специфики работы и трудоустройства выпускников вузов и молодых специалистов. Мы предприняли попытку дать обзор текущей ситуации в этой сфере с двух сторон: «глазами» компаний–работодателей и «глазами» вузов, выпускающих свежеиспеченных специалистов на рынок труда.

Следует признать, что за последний год ситуация с трудоустройством выпускников значительно осложнилась, что в большинстве своем отмечали многие аналитические источники. Нашей задачей было установить, как эти изменения повлияли на конкретную работу вузов по содействию занятости молодых специалистов, и выяснить, насколько согласованы две точки зрения основных игроков на этом рынке – вузов и работодателей. Ведь зачастую от согласованности, одинакового видения ситуации и потребностей друг друга зависит успешная работа по трудоустройству студентов и выпускников.

В нашем опросе приняло участие порядка 110 вузов из различных регионов России. Москву и Московский регион представило порядка 13% вузов от общего числа принявших участие в опросе, Центральный округ – 20%, Южный федеральный – 12%, Приволжский и Сибирский федеральный – по 14%, наконец, Уральский, Дальневосточный, Северо-западный и Санкт-Петербург – оставшиеся 25%. В целом можно сказать, что нам удалось охватить все регионы в репрезентативном количестве. По типам вузов можно отметить, что 76% вузов отнесли себя к категории государственных учреждений и около 18% - коммерческих. Также в опросе прияло участие несколько ссузов и кадровых агентств.

Что касается работодателей, то в этом году в опросе приняло участие более 200 компаний, также из различных регионов России. Приблизительно 43% из них представляют Москву и Московский регион, 10% – Санкт Петербург, и еще 47% - другие крупные города и регионы России – Казань, Новосибирск, Ульяновск, Нижний Новгород, Тольятти, Тюмень, Якутск, Челябинск и т. д. Здесь можно отметить, что, в отличие от вузов, активные компании все-таки сосредоточены в Москве и Московской области , а кадры готовятся равноценно по всей России. Наибольшее количество работодателей было представлено небольшими компаниями – 53%, крупные компании составили 15%, иностранные – 13%, и 9% - государственный сектор .

Основные вопросы, которые мы осветили в данном исследовании:

Как изменилась ситуация с трудоустройством выпускников?

Насколько велика потребность в молодых специалистах?

Какие позиции востребованы на рынке молодых специалистов?

Также хотелось бы отметить, что мало внимания уделяется достаточно востребованной среди работодателей зоне, а именно работе по развитию личностных компетенций среди выпускников. Хотя она по-прежнему носит вторичный характер (около 33% вузов занимаются подобной работой), следует помнить, что в большинстве своем работодатели заинтересованы как в квалифицированных, так и в личностно компетентных молодых специалистах.

Можно отметить положительную динамику в области проведения профориентационных мероприятий в вузе. Зачастую многие студенты заинтересованы в профориентации, особенно карьерного типа (куда и кем пойти работать), однако в силу разных причин не проявляют активно эту потребность. Наличие такой возможности в вузе дает им шанс на более грамотное и целенаправленное трудоустройство. Открытым остается вопрос об инструментах и технологиях, которые используют вузы в профориентационной работе, и мы поднимем его в следующих исследованиях.

В связи с тем, что 2009 год был объявлен годом молодежи, мы решили выяснить, какие реальные шаги были предприняты по содействию трудоустройству выпускников со стороны государства. Около 66% процентов опрошенных вузов не смогли выделить какие-либо реальные действия и решения в этой области.
Среди 34% ответивших можно выделить несколько категорий мнений:

· Реальная помощь: программы стажировок, трудовых отрядов, занятости в государственных организациях, повышение стипендии и т. п. (около 30%)

· «Будущая помощь»: создание различных программ по содействию выпускникам, которые пока не запущены (около 30%)

· «Фиктивная помощь»: декларации о намерениях, дальше которых ничего не идет.

Таким образом, можно увидеть, что наличие реальных программ по содействию студентам и выпускникам на данный момент могут выделить около 10-15% опрошенных. Возможно, в будущем это процент будет больше, так как без содействия со стороны государственной власти некоторые насущные проблемы в области трудоустройства выпускников вряд ли могут быть решены.

В дополнение некоторые вузы указывали на некоторые проблемы и решения, нерассмотренные в рамках опроса. Интересно, что мнения сводились к следующим основным тезисам:

· Проблема – отсутствие грамотного взаимодействия между вузом и местной властью.

· Проблема – отсутствие федерального и регионального финансирования центров содействия трудоустройству.

· Проблема – недоверие работодателя вузу, желание получать от него на выходе «личность, управленца и специалиста», а не только «специалиста».

· Решение – организация совместных обучающих программ с работодателем, целенаправленная подготовка выпускников.

· Решение - организация программ поддержки молодежного предпринимательства.

· Решение – улучшение коммуникаций между центрами содействия трудоустройству вузов, обмен опытом.

Возможно, что указанные проблемы можно будет переформулировать в решения, а предложенные решения использовать на практике (тем более, что некоторые вузы уже ими пользуются).

ВЫВОДЫ

Проведенные нами опросы показывают, что между вузами и компаниями-работодателями зачастую имеется определенная согласованность во мнениях относительно ситуации на рынке трудоустройства студентов и выпускников. Однако, вузы в значительной степени склонны занижать возможные трудности при трудоустройстве или в целом более инертно относятся к ситуации на рынке.
В частности, можно сказать, что:

· Вузы переоценивают количество трудоустраиваемых выпускников относительно мнения компаний.

· Вузы переоценивают потребности компаний–работодателей в молодых специалистах.

· Вузы переоценивают роль крупных российских компаний как ресурсов для трудоустройства студентов.

· Вузы не имеют четкой картины относительно основных требований работодателей по отношению к выпускникам, недооценивают роль специализированной и компетентностной подготовки выпускников.

Не исключена возможность, когда сами компании могут быть склонны слишком «сгущать краски» на рынке труда и трудоустройства. В таком случае, реальное положение дел может быть где-то между мнениями вузов и мнениями работодателей.

Тем не менее, по ряду моментов вузы и работодатели очень близки друг другу:

· Вузы и работодатели одинаково оценивают зарплатные возможности выпускников.

· Вузы и работодатели одинаково оценивают структуру востребованных профессиональных позиций на рынке труда.

· Вузы и работодатели имеют одинаковое представление о личностных компетенциях, важных в работе и трудоустройстве.

Эти данные говорят о том, что вузы во многом обладают информацией как о том, какие специальности нужны работодателям, так и том, каких выпускников с точки зрения деловых качеств готовы видеть работодатели.

Что касается ситуации содействия в трудоустройстве выпускников и молодых специалистов, то тут тоже можно выделить ряд положительных и отрицательных тенденций:

· Сами выпускники несколько озадачены сложившейся ситуацией, но пока не проявляют большого беспокойства, хотя и снижают свои зарплатные ожидания.

· Улучшаются количественные показатели по профориентационной работе в вузах.

· Уменьшаются количественные показатели по работе в содействии трудоустройству внутри вуза, что несколько странно с учетом возрастающих трудностей для самих выпускников.

· Государственные программы по содействию по-прежнему слабо представлены.

Исходя из всего перечисленного, можно сказать, что текущая ситуация в целом выглядит достаточно потенциальной для выхода из круга сложившихся проблем, хотя и имеет ряд своих сложностей. Вузам по-прежнему может не хватать как поддержки со стороны государства, так и собственной инициативы в налаживании контактов и совместных программ с работодателями. Работодатели могут предъявлять завышенные требования к вузам (по улучшению качества подготовки выпускников, как профессиональной, так и личностной), но в чем-то их мнение вполне обоснованно и достижимо со стороны вузов. Как таковая платформа для сотрудничества и одинакового видения ситуации существует.

Задать дополнительные вопросы по данному опросу и методическому инструментарию (тестам и упражнениям) для оценки молодых специалистов можно по адресу: *****@***ru

Также Вы можете ознакомиться с информацией о наших семинарах, посвященных работе со студентами, выпускниками и молодыми специалистами: http:///modules/sections/

C уважением и благодарностью за проявленный интерес к данному опросу,

Носов Александр Леонидович,доктор экономических наук, кандидат технических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики и управления трудовыми ресурсами ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров

[email protected]

Проблемы и перспективы трудоустройства выпускников в условиях уровневой подготовки кадров

Аннотация. Рассмотреныуровневая структура подготовки в высшей школе, возможности трудоустройства выпускников, проблемы трудоустройства с позиции рынка труда, самих выпускников и вузов, приведены общие рекомендации участникам процесса подготовки кадров и их трудоустройства для улучшения профессиональных перспектив выпускников. Отмечен системный характер проблемы в логистической цепи абитуриент–вуз–выпускник–работодатель–государство.Ключевые слова: высшая школа, уровневая подготовка кадров, трудоустройство выпускников, факторы трудоустройства.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Современная система образования жестко устанавливает стандартыи уровни подготовки выпускников высшей школы. Отдельное учебное заведение повлиять на установленные правила не может, но оно может сформировать свою внутреннюю систему образования, ориентированную на потребителей.Уровневая подготовка включает:Бакалавр. Академическая степень или квалификация, присваиваемаястудентам после освоения базовой программы обучения. Бакалавриат –первый уровень (3–4 года обучения). Предполагается, что бакалавры уже после четырех лет обучения смогут занимать должности, требующие высшего образования.

Как стать бакалавром?1.Окончить выпускной 11й класс в обычной школе, получить аттестат лицея или колледжа.2.Сдать Единый госэкзамен и по результатам ЕГЭ поступить на обучение.3.Отучиться в вузе 4 года.4.Защитить выпускную квалификационную работу в вузе.Выпускник вуза получает диплом бакалавра. Дальшепридется выбирать: либо идти работать с полноценным дипломом и квалификацией бакалавра, либо поступать в магистратуру.

Специалист.Можно изначально выбрать квалификацию «специалист», и обучение в таком случае будет длиться не менее пяти лет, после чего выдается диплом о полном высшем образовании. Специалист на третьем году обучения,в отличие от бакалавра,получает узкоспециальную подготовку.Магистр.Согласно Болонским документам, второй, более высокий уровень высшего образования назван магистратурой, а его выпускник –магистром. Магистратура готовит кадров, способных к решению наиболее сложных задач профессиональной деятельности. Магистров и специалистов готовят к научноисследовательской деятельности и самостоятельной аналитической работе, исходя из кадровых потребностей экономики и социальной сферы.

Как стать магистром?1.Стать бакалавром или специалистом.2.Выбрать узкий профиль в полученной профессии.3.Пройти конкурсный отбор.4.Отучиться2 года.5.Защитить магистерскую диссертацию.Правом поступления в аспирантуру наделяются граждане, получившие диплом специалиста или магистра. Лица, имеющие квалификацию «бакалавр», такого права не имеют.ТрудоустройствовыпускниковКонечно, бакалавров берут на работу менее охотно. Чаще всего это мотивируется тем, что за четыре года обучения человек получает общую подготовку по данному профилю, но не имеет при этом узкой специализации, присутствующей у магистров и специалистов, то естьпредполагается, что полученные знания теоретические.Однако для некоторых направлений деятельности этого бывает вполне достаточно. К примеру, работа с документами и людьми в офисе может стать идеальным вариантом для бакалавра. К тому жеиногда фирма дает возможность продолжить дальнейшее образование в магистратуре за свой счет, при этом немного перепрофилировавшись.В случае со специалистами и магистрами это гораздо труднее, поскольку подразумевается уже получение второго высшего образования. Что касается профессий, связанных с преподаванием, на такие должности предпочитают брать магистров, поскольку в их подготовке практически всегда присутствует научнопедагогическое направление. По традиции и на многие другие должности предпочитают брать магистров. Это связано с тем, что наивысшая квалификация выпускника вуза –магистр –придает ему больший престиж, работодатель же надеется, что и качество знаний в данном случае выше. На практике это, конечно же, не всегда соответствует действительности, но, тем не менее, тенденция такая сохраняется.Что же касается прикладной работы, здесь больший спрос на специалистов, особое внимание в подготовке которых занимает именно практическая деятельность, причемв данном случае особое значение имеет вуз, который закончил специалист, ведь от этого может существенно зависеть профиль подготовки.

При сотрудничестве с магистрами достаточно часто выясняется, что,имея великолепную теоретическую подготовку, они могут теряться в ежедневных практических ситуациях. Зато степень магистра дает первоочередное право на поступление в аспирантуру.К объективным факторам трудоустройствапо результатам исследования относятся:наличие реализуемых государственных программ трудоустройства выпускников профессиональных учебных заведений;наличие взаимосвязи между учебным заведением и работодателем, выраженное в сформированной системе договорных отношений;сложившийся дефицит вакансий в определенных профессиях (специальностях);традиционный профессиональный авторитет выпускниковопределенных учебных заведений профессионального образования (престиж некоторых учебных заведений);действенная система помощи в трудоустройстве выпускнику со стороны самого учебного заведения;качественные практики и стажировки во время обучения;использование компетентностного подхода в обучении;поддержка близких и знакомых (система «слабых связей»). К субъективным факторам трудоустройства относятся:наличие индивидуального договора подготовки специалистов с руководителем предприятия, организации;активное использование профессиональных знаний, демонстрация профессиональных навыков и умений в период реализации производственной практики;поиск работы во время учебы;гибкая система оплаты труда выпускников;адекватный уровень притязаний выпускников;желание выпускника повышать квалификацию по избранной специальности.Проблемы трудоустройства Отечественный рынок труда просто не подготовлен к нашествию бакалавров. По данным рекрутингового портала Superjob, 35% работодателей приравнивает бакалавров к претендентам, имеющим неполное высшее образование, а 8% –к выпускникам ПТУ. «Тот факт, что человек отучился в вузе четыре года вместо пяти, говорит о том, что он спешил покинуть учебное заведение», –аргументируют свою позицию респонденты.Впрочем, эксперты называют и другую причину рабочей дискриминации. «Понятия “бакалавр”и “магистр”до сих пор не внушают россиянам доверия. Поэтому из общего числа выпускников степень бакалавра получают всего несколько процентов,–рассказала проректор по учебной работе и инновационному развитию Поволжской академии государственной службы им. А.П. Столыпина Лариса Константинова. –Раз бакалавриат считается второсортным образованием, туда поступают лишь самые слабые абитуриенты, до магистра и вовсе почти никто не доходит. Остальные готовы учиться на платной основе, но получить “традиционную”специальность».Российские выпускники с дипломом магистра имеют намного больше шансов на трудоустройство. Вот только перейти на вторую ступень образования крайне сложно. Число мест в магистратуре относительно бакалавриата в идеале должно составлять не более 30%, при этом бюджетных мест в ней предполагается делать около 20%. Фактически российскую молодежь приглашают заниматься наукой за собственный счет, говорят эксперты. «Обучение в магистратуре стоит примерно столько же, сколько и в Гарвардском университете: от 12 тысяч долларов в год, –подчеркнул ведущий российский эксперт в области образованияСергей Комков. –А качество образования там несоизмеримо».К объективным факторам нетрудоустройства относятся:отсутствие разработанной системы взаимодействия учебного заведения и работодателя;несоответствие программы подготовки специалиста учебного заведения реалиям современного рынка труда;дефицит рабочих мест по полученной специальности (профессии);не соответствующие профессиональным нормам и требованиям условия реализации трудовой деятельности, предложенные работодателем;низкий уровень заработной платы;завышенные требования со стороны работодателей;несоответствие компетентности выпускников требованиям работодателя;низкий общественный статус некоторых профессий (специальностей).К субъективным факторам нетрудоустройства относятся:нежелание работать по полученной специальности;завышенный уровень притязаний;низкий уровень активности при трудоустройстве;нежелание повышать квалификацию;низкий уровень профессиональных знаний и умений;низкая мобильность профессиональных кадров, нежелание осуществлять поиск работы вне своего региона.ПозициявузаВопросы вызывает изменение программы обучения. «Знания, которые надо вложить в головы студентов, преподавателям приходится урезать на свое усмотрение, ведь никаких общих стандартов не существует, –говорит Сергей Комков. –То, что раньше давалось на протяжении пятишести лет,надо “утрамбовать”в три с половиной года, поскольку первые полгода тратятся на то, чтобы дотянуть вчерашнего школьника до уровня первокурсника».Многие студенты на последних курсах своего обучения начинают работать. Однако такая работа зачастую не вписывается в график учебного процесса и отвлекает от учебы, к чему преподаватели вузов, естественно, относятся негативно.Каждое образовательное учреждение посвоему решает вопрос трудоустройства, особенно с учетом того факта, что данный показатель теперьявляется весьма немаловажным для работы образовательных учреждений в целом и входит в список 6 показателей эффективности деятельности университетов.Более интенсивная работа, связанная с трудоустройствомвыпускников вузов,диктует новые требования к администрации учебных заведений, факультетов и выпускающих кафедр. Складывается необходимость отслеживать профессиональные успехи своих бывших учеников, поддерживать с ними связь по телефону, через интернетресурсы. Возникает необходимость закрепления за некоторыми работниками вуза определенного круга обязанностей, способствующих полноценной работе в направлении содействия и помощи трудоустройства выпускников.Такаяработа требует продуманного систематического включения в процесс всех участников рынка –от работодателей, заинтересованных в выпускниках, до самих выпускников, которым значительно легче ориентироваться в сложной ситуации поиска места работы, если они уже будут знать, куда по выбору смогут пойти работать по окончании вуза.Сложность устроиться на работу по специальности объясняется двумя причинами.Вопервых, набор преподаваемых в вузах специальностей и профессий не соответствует запросам рынка труда. Например, в настоящее время на рынке труда наблюдается повышенный спрос на специалистов в области продаж, поскольку в условиях кризиса поддержание продаж на докризисном уровне является для многих компаний шансом успешно пережить кризис и продолжать развиваться. Высокого уровня продаж можно достигнуть только за счет активного продвижения на рынок своих товаров и услуг. Однако вузы специалистов в области продаж практически не готовят. Зато наблюдается переизбыток других профессий, напримерэкономистов, юристов, PRменеджеров.Вовторых, большинство работодателей ищут специалистов, имеющих практический опыт работы, а соискатели без такового ими не рассматриваются. В зависимости от полученной специальности молодому специалисту без опыта работы будет проще или сложнее устроиться на работу по специальности впервые. Например, молодым специалистам, имеющим техническое или инженерное образование, зачастую будет устроиться на работу проще. Можно сказать, что чем больше какаято профессия требует специальных знаний и меньше практических навыков, тем проще будет устроиться на работу специалисту по этой профессии.Еще одной проблемой для выпускников вузов является низкий уровень оплаты их труда, который предлагают потенциальные работодатели. Решение данной проблемой может стать всего лишь вопросом времени, если выпускник устроится на работу по специальности. Приобретя опыт работы, он сможет рассчитывать на большую заработную плату.Рекомендацииучастникам системы образования и трудаВузам:введение в образовательный компонент цикла семинаров (факультативов) по технологии трудоустройства, по умению анализировать современный рынок труда;включение в образовательные программы учебных заведений следующих дисциплин: «Психология жизнеспособности и позитивной адаптации», «Психология карьеры», «Технологии поиска работы», «Технологии самопрезентации»;развитие деятельности центров содействия трудоустройству и вторичной занятости (в структуре вуза);привлечение работодателей к разработке образовательных программ учебных заведений;развитие практики заключения договоров между вузом и предприятиями города по организации стажировок и производственных практик для студентов;создание условий для студентов старших курсов, позволяющих им совмещать работу и учебу;проведение тренингов и мастерклассов, посвященных личностному и профессиональному росту студентов вузов.Компаниям и предприятиям (работодателям):содействие процессувзаимодействия работодателей и учебных заведений по вопросам профессиональной подготовки и трудоустройства молодежи;реализация мероприятий по содействию учебным заведениям в разработке адаптированных к требованиям рынка учебных программ, направленных на повышение качества образования и уровня профессиональной подготовки молодых специалистов;участие в разработке программ и проведении производственной практики для студентов старших курсов вузов с дальнейшим их трудоустройством;участиевмероприятиях, направленных на трудоустройство выпускников (ярмарки вакансий для студентов и выпускников и т. д.);участие в разработке и реализации профориентационных программ для молодежи;разработка и реализация программ, направленных на привлечение выпускников вузов.

Органам власти:разработка и реализация программ в сфере трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования;развитие системы содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования;мониторинг и сбор актуальной информации о состоянии рынка труда;проведение систематических исследований о потребности в кадрах предприятий и организаций на перспективу;расширение сети информационных ресурсов, предоставляющих актуальную информацию о рынке труда и подготовке кадровсистемой профессионального образования;развитие системы профориентационной работы с молодежью (в том числе и в рамках обучения в вузе);разработка эффективной институализированной системы содействия молодежи в процессе поиска работы, ориентированной напотребности и нужды самой молодежи;юридическое, социальнопсихологическое просвещение молодежи по проблемам трудоустройства;организация круглых столов, семинаров, конференций по проблемам трудоустройства выпускников вузов с привлечением различных общественных организаций;обучение специалистов органов образования, центров занятости населения и иных ведомств специфике работы с молодыми специалистами, вышедшими на рынок труда.ЗаключениеЗадача трудоустройства выпускников является задачей заключительной стадии логистического процесса образования в вузе : набор абитуриентов –учебный процесс –трудоустройство. Учитывая системные связи между сбытом продукции (трудоустройством выпускников) и получением ресурсов (приток абитуриентов, финансовые поступления), вуз должен самое пристальное внимание уделить решению этой задачи. На ее пути лежит множество системных проблем, связанных с неурегулированностью понятия «потребитель продукции высшей школы»и отсутствием обратной связи рынка труда и вуза.На наш взгляд, нельзя в сложившихся экономических условиях потребителем продукции высшей школы считать работодателей. Понятие «работодатель» слишком расплывчато и неопределенно и не представлено в системе образования своими структурами. Кроме того, приписываемая работодателям функция потребителя продукции высшей школы не подтверждается на практике. Потребитель продукции всегда за эту продукцию платит деньги производителю. Работодатель же денег высшей школе не платит, а претензии к ее работе предъявляет.Настоящимипотребителями являются студенты, оплачивающие свое образование. В интересах студентов получить достойно оплачиваемую работу по окончаниивуза. И если вуз это желание студента сможет исполнить, он сможет считать свою функцию выполненной.

Ссылки на источники1.НестроваА.А. Проблемы трудоустройства молодых специалистов и выпускников вузов и ссузов. Поиски и решения: метод.рек.по итогам круглого стола«Результаты исследования проблем трудоустройства выпускников вузов и ссузов 2012 года и молодых специалистов».–URL: http://центркарьеры.рф/biblioteka/karernayabiblioteka/problemytrudoustrojstva.html2.Там же.3.Там же.4.Носов А.Л. Место логистики в среде профессионального образования. Социальноантропологические проблемы информационного общества. Вып.2: сб.материалов / под ред. П.М. Горева, В.В. Утемова // Концепт. –Приложение №11. –Киров: МЦИТО, 2013. –С. 56–63.

Doctor of Economic Sciences, Сandidate of EngineeringSciences, Professor, head of chair of Economics and Human Resource Management,Vyatka State University of Humanities, Kirov [email protected] and prospects of graduates’employment in terms of layeredtrainingAbstract. The paper deals with the layeredstructure of training at the higher school;possibility of graduates’employment;employment problems from a position of labor market, graduates and higher education institutions. Theauthor givesgeneral recommendations to participants of training process and their employment for improvementofgraduates’professional prospects. The problem has a system character in a logistic chain entranthigher education.Keywords: higher education, layered staff training, graduates’ employment, employment factors.

References1.Nestrova,A. A. Problemy trudoustrojstva molodyh specialistov i vypusknikov vuzov i ssuzov. Poiski i reshenija: metod.rek. po itogam kruglogo stola “Rezul"taty issledovanija problem trudoustrojstva vypusknikov vuzov i ssuzov 2012 goda i molodyh specialistov”.Available at: http://centrkar"ery.rf/biblioteka/karernayabiblioteka/problemytrudoustrojstva.html(in Russian).2.Ibid.3.Ibid.4.Nosov,A. L. (2013) “Mesto logistiki v srede professional"nogo obrazovanija. Social"noantropologicheskie problemy informacionnogo obshhestva. Vyp. 2: sb. materialov / pod red. P. M. Goreva, V. V. Utemova”,Koncept. Prilozhenie № 11, MCITO,Kirov,pp. 56–63(in Russian).

ЗиновкинойМ. М., докторомпедагогических наук, профессором, членомредакционной коллегии журнала «Концепт»