Нужно ли обращаться к логопеду. Надо ли вести ребёнка к логопеду? И как научить его говорить правильно на дому. Возможные причины нарушений

Самое важное, что должен знать человек в этой жизни – это познание своего Господа, который сотворил его из небытия. Самая главная цель, ради которой Аллах создал свои творения, – это поклонение Аллаху, Пречист Он и Велик!

Но как же может человек познать своего Господа должным образом? Как он может познать свои обязанности перед Ним и как он должен Ему поклоняться? Человек может найти себе помощника в решении жизненных проблем. Он может найти того, кто поможет ему вылечиться, найти того, кто поможет ему построить дом и так далее. Но он не сможет найти среди людей человека, который познакомит его со своим Господом, научит его, как поклоняться своему Господу. По той простой причине, что человек не в состоянии своим разумом понять, чего от него желает Аллах. Ведь человеческий разум даже не в состоянии понять, что от него хочет такой же человек, как он сам, пока тот не известит его о своём желании. В таком случае, как же он может угадать желание Аллаха? Эта важная миссия возлагается на посланников и пророков, избранных Аллахом донести до людей послание Аллаха, а после них – на учёных истины, наследников пророков, которые строго хранят их методы донесения и претворения истины в жизнь, идут по их следам и доводят их миссию до людей. Дело в том, что человек не может сам непосредственно получить от Аллаха его приказы и запреты, он не способен на это.

Всевышний Аллах по этому поводу сказал:

«Человеку не дано, чтобы Аллах разговаривал с ним иначе, как посредством откровения или через завесу. Или же Он отправляет посланца, который с Его позволения внушает посредством откровения то, что Он желает. Воистину, Он — Возвышенный, Мудрый » (42, «Аш-шура»: 51).

Невозможно в этом обойтись без послов и посредников, доводящих шариат (законоположения) Аллаха до Его рабов. Эти посредники и послы и есть посланники и пророки. Ангел приносит послание Аллаха пророку или посланнику, а затем он доводит его до людей. Ангел не приносит послания Аллаха непосредственно людям, потому что мир ангелов по своей природе отличается от мира людей. Всевышний Аллах сказал:

«Аллах избирает среди ангелов и людей посланников » (22, «Аль-хаджж»: 75-й аят).

Мудрость Аллаха требует, чтобы посланник происходил из той же среды, к кому он посылается, и чтобы они знали его, ясно понимали его обращения и речи. Но если бы он отправил посланника из ангелов, то люди не смогли бы видеть его и брать от него ниспосланное.

Всевышний Аллах сказал:

«Они сказали: «Почему к нему не спускается ангел?» Если бы Мы ниспослали ангела, то решение уже было бы вынесено (Аллах наказал бы их, в случае их отвергания), после чего они не получили бы отсрочки. Если бы даже Мы ниспослали ангела, Мы все равно сделали бы его мужчиной и привели бы их в замешательство относительно того, в чем они сомневаются » (6, «Аль-ан’ам»: 8-9).

Он также сказал:

«Мы не ниспосылали до тебя посланников, которые не принимали бы пищи и не ходили бы по рынкам… Те, которые не надеются на встречу с Нами, говорят: «Почему к нам не ниспосланы ангелы? И почему мы не видим нашего Господа?» Они возгордились в душе и проявили великое неповиновение »(25, «Аль-фуркан»: 20-21).

Всевышний Аллах говорит:

«Мы посылали до тебя посланниками только мужей, которым внушали откровение » (16, «Нахль»: 43).

Он также сказал:

«Мы отправляли посланников, которые говорили на языке своего народа, чтобы они давали им разъяснения » (14, «Ибрахим»: 4).

Аллах описал этих посланников и пророков такими качествами, как совершенство ума, чистота природы, правдивость в словах и делах, надёжность в донесении доверенного, чистота от всего, что порочит человеческий род, безупречность их тел от каких бы то ни было недостатков вызывающих отвращение у нормального человека. Аллах очистил их души и нрав, сделал их лучшими из людей по своим качествам, самыми чистыми душой и самыми благородными из них. Он собрал в них лучшие нравственные качества и самые превосходные манеры, даровал им знание и мудрость, благородность и щедрость, бесстрашие и справедливость… Так что они выделялись среди своих народов этими качествами.

Вот, что говорил народ пророка Салиха о нём, как сообщил нам об этом Аллах:

«Они сказали: «О Салих! Прежде ты был нашей надеждой. Неужели ты запрещаешь нам поклоняться тому, кому поклонялись наши отцы? » (11, «Худ»: 62).

Народ пророка Шуайба сказал ему:

«Они сказали: «О Шуайб! Неужели твой намаз повелевает нам отречься от того, чему поклонялись наши отцы, или распоряжаться нашим имуществом не так, как мы того хотим? Ведь ты же — выдержанный, благоразумный » (11, «Худ»: 87).

Пророк Мухаммад – да благословит его Аллах и приветствует – ещё до ниспослания ему посланнической миссии был известен среди своего народа как «Амин», что значит «верный».

А его Господь описал его следующими словами:

«Воистину, твой нрав превосходен » (68, «Калам»: 4).

Посланники и пророки – лучшие из творений Аллаха, которых Он избрал для ниспослания своего послания и донесения его до людей. Всевышний сказал:

«Аллах лучше знает, кому доверить Своё послание » (6, «Ан’ам»: 124).

Он также сказал:

«Воистину, Аллах избрал и возвысил над мирами Адама, Нуха (Ноя), род Ибрахима (Авраама) и род Имрана » (3, «Аали Имран»: 33).

Несмотря на то, что Аллах описал этих посланников и пророков высочайшими качествами и они были известны своими выдающимися особенностями, их так же, как и всех людей, постигает голод, болезнь, они спят, едят, женятся и умирают. Аллах сказал:

«Воистину, ты смертен, и они смертны » (39, «Аз-зумар»: 30).

Он также сказал:

«Мы посылали до тебя посланников и даровали им супруг и потомство » (13, «Ар-ра’д»: 38).

А иногда их подвергают гонениям, убивают одних и изгоняют из своей земли других. Аллах Всевышний сказал:

«Вот неверующие ухищрялись, чтобы заточить, убить или изгнать тебя. Они хитрили, и Аллах хитрил, а ведь Аллах — Наилучший из хитрецов » (8, «Анфаль»: 30).

Но конечный итог, победа и сила в этой и будущей жизни остаются за ними. Аллах в Коране сказал:

«Аллах непременно помогает тому, кто помогает Ему » (22, «Аль-хаджж»: 40).

Он также сказал:

«Аллах предписал: «Победу непременно одержим Я и Мои посланники!» Воистину, Аллах — Всесильный, Могущественный » (58, «Муджадила»: 21).

О Всевышний Аллах, помоги нам быть на пути Твоих посланников и пророков. Амин.

В следующей статье этой серии, с позволения Аллаха, мы затронем тему пророческих знамений.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…….

По книге Мухаммада Ас-Сухейма
«Ислам: его основы и принципы»
Перевод и редакция редколлегии сайта
«Почему Ислам?» — .

  • См.: «Тафсиру аль-Кур’ан аль-Азым», Абуль-Фида Исмаил ибн Касир аль-Кураши, том 4-й, стр. 64.
  • См.: «Лавами’ аль-Анвар», Мухаммад Ас-Саффарийни, 2-й том, стр. 265-305 и «Ислам», Ахмад Шалаби, стр. 114.

Что же такое пророчество? Как понимать пророчество?
Все ли пророчества сбываются? Может ли Господь отменить пророчество?
Всё это очень важные вопросы и мы попробуем разобраться в них.
Эти вопросы приобретают, в настоящее время, особую актуальность, поскольку многим людям будут даны пророчества от Духа Божьего, об их призвании и их судьбе. Возможно и к вам, уважаемые посетители сайта, будут обращены слова Господа, через кого то, из Божьих служителей и вы поймёте то, что к вам обращается Господь и указывает вам ваш путь и вашу судьбу.
И что здесь важно уразуметь? Очень важно понять то, что пророчество это план для вашей жизни, или жизни народа, который Господь желает.чтобы вы, или же народ, реализовали в этой своей жизни. Но это ещё не значит то, что он будет реализован. И многие Божьи служители не смогли реализовать план, данный Господом, для их жизни, не смогли реализовать пророчество, данное им когда то. Многие служители просто ждали того момента, когда всё свершится, предназначенное им и предсказанное пророческими словами. Но время шло, а ничего не свершалось, потому что они ничего не делали для свершения пророческих слов. Господь, просто напросто, отменял это пророчество! И люди так и не поняли того, что пророчество, во многих случаях, это рубеж, который нужно взять!
Пророчества, как вы уже поняли, в большинстве своём, условны, то есть они сбываются при определённых обстоятельствах. И эти обстоятельства всегда субъективного характера. Хотя, несомненно, есть пророчества, которые сбываются и сбудутся независимо от воли и желания людей. То есть, есть пророчества, на которые субъективный фактор не действует. Например: пророчество о втором пришествии Господа. Оно состоится независимо от того, как будут развиваться события на Земле до конца дней.
Но есть пророчества, которые могут быть изменены. Таковые пророчества, предупреждающего характера, и они даются Господом для того, чтобы люди, что то изменили в своей жизни, из за угрозы свершения наказания от Господа., о котором и предупреждает пророчество. Примеров подтверждающих эту истину в Слове Божьем достаточно. И пророчество о Ниневии, о её поражении и отмена этого пророчества, и пророчество Езекии о том, что он умрёт и отмена этого пророчества и есть ещё немало примеров и в Слове Божьем и описании жизни святых людей, о предвозвещении Господом о чём то и последующая отмена предвозвещаемого.
Например: пророчества о Руси. Эти пророчества произносились святыми людьми, которые, в настоящее время, канонизированы и причислены к лику святых. Эти пророчества были разными, в разные времена. Например: пророчества о том, что Россия будет захвачена Китаем и от России останется только её центральная часть. С другой стороны, чрез святых было открыто то, что Россия распространит своё духовное влияние по всему миру и слава России будет чрезвычайной. Также о власти антихриста. Чрез одних вещалось о том, что он покорит, практически, весь мир. Чрез других - то, что Россия не покорится власти антипода Христа.
Как же это понимать? Что святые люди заблуждались? Или говорили от своего духа, выдавая свои мысли за Божьи откровения? Нет, не совсем так! Хотя, конечно, были и ошибки и в святых людей. Как говорил великий святой земли русской, Серафим Саровский, : “Когда я говорил от своего ума, то бывали ошибки”.
Или,слова схимомонахини Нилы:

«…матушка не раз говорила, что Господь может отложить исполнение пророчеств. Многое зависит от нас, верующих, от нашего молитвенного настроя, покаяния, от нашего подвига очищения себя». ().
То есть Господь действительно указывал, чрез святых, о разных вариантах развития грядущих событий в мире, в том числе и в России. Россия, действительно могла оказаться, большей своей территорией, под властью соседнего Китая, действительно, антипод Христа мог распространить своё влияние и на, практически, всю территорию Святой Руси. Но Господь, по милости своей, отменил таковой вариант развития событий. Но эту милость, ведь, нужно было кому то заслужить. И сонму святых, предстоящих пред Господом, и многим верующим людям, населяющим Святую Русь, по молитвах, которых и определил Господь милостивый вариант развития грядущих событий для Святой Руси.
И более того, если сильно возгорелась бы Вера, то Господь вообще бы отменил власть антихриста. То есть, антихрист есть, он рождён, и все служители ада работают на то, что бы всё устроить к его воцарению. Но при сильном возгорании Веры, антихрист так и не взошёл бы на вершину политической и духовной власти. Он метался бы в определённом кругу обстоятельств, не имея решительно никакой возможности вырваться из него. Но для этого нужно очень много молиться, каяться, уничижаться всем народам, в целом и избранному народу Святой Руси, в частности.
Вот сейчас стоит вопрос о грядущем развитии событий для Украины. Вы знаете то, что ожидает народ Украины, если он не возгорится верой и не станет на путь покаяния.
Грядёт диктаторская власть! Молите Господа об её отмене. Лучше народу впасть в руки Бога, чем в руки человеческие. Когда Господь спросил Давида, после согрешения последним, какое он выберет себе наказание.
« … так говорит Господь: три наказания Я предлагаю тебе; выбери одно себе из них, которое свершилось бы над тобой». (2-я царств.24.12).
«… быть ли голоду в стране три месяца, или чтобы ты бегал от неприятелей твоих, и они преследовали тебя, или чтобы в продолжении трёх дней была моровая язва стране твоей?». (2-я царств.24.13).
И ответил Давид: «… пусть впаду я в руки Господа, ибо велико милосердие Его; только бы в руки человеческие не впасть мне. И послал Господь язву на израильтян …. и умерло из народа, от Дана до Вирсавии, семьдесят тысяч человек».
(2-я царств.24.14-15).

Поэтому лучше пережить народу Украины калифорнийский грипп, или ещё какую то чуму, нежели диктаторскую власть, одержимых духом князя этого мира, людей. Потому, что в первом случае, вы можете попасть под власть людей, которые прекрасно знают анатомию и физиологию человеческого организма, и они эти знания используют с той целью, чтобы излечить вас, в крайнем случае, чтобы уменьшить ваши страдания и вашу боль. Во втором же случае, вы можете попасть под власть людей, также прекрасно знающих анатомию и физиологию человеческого организма, но эти знания они используют для того, чтобы как раз наоборот - причинить вам как можно больше боли и страданий. Что же предпочтительней?
Но это мы все приводили примеры пророчеств - предупреждений, которые отменялись Господом. Но возможен и обратный момент! Это благоприятные пророчества, которые отменялись Господом и давались другие пророчества, пророчества о наказании и взыскании.
Возьмём для примера жизненную историю первого царя израильского народа Саула. Избранный Господом, Саул был примерным человеком. Он сам пророчествовал и ему пророчествовали пророки израильского народа. (1 я Царств 10. 5- 10.10). О чём были эти пророчества? О падении Саула и отступлении от Господа и враждебном отношении Саула к Божьим служителям? Нет! Как видится, эти пророчества Саулу были о его превосходящем, высоком, жизненном пути и примерном служении Господу. Вот о чём были эти пророчества. Но … ..
Но Саул начал колебаться, в верности служения Господу, начал допускать своеволие. И тогда Господь, через Самуила и других Божьих людей, начал предупреждать Саула о том, что всё это приведёт Саула к падению, озлоблению и отступлению от Господа. Так оно и случилось!
Господь, видя то, как Саул сходит с истинного пути, сказал Самуилу:
«Жалею, что поставил Я Саула царём; ибо он отвратился от Меня, и слова Моего не исполнил». (1-я Царств 15. 11).
Господь отменил все предыдущие пророчества о Сауле и определил для него другой удел в жизни, и указал на него Саулу новыми пророчествами.
В одном из предыдущих своих сообщений, я сравнивал В.Ющенка с Саулом, а В.Януковича с Давидом. И продолжая развивать это сравнение, можно отметить то, что В.Ющенко, как тот же Саул, плана Божьего, для своей жизни, не исполнил.
Единственный верный выход для Ющенка это отречение от власти. Таковой была и есть воля Господа, для лидера Помаранчевой революции. И все послереволюционные годы Дух Святой работал с Ющенком, побуждая его, посредством совести, к покаянным мыслям, которые должны бы были стать руководством к действию. И это действие - уход от власти. Но В.Ющенко этого не сделал и скорее всего уже не сделает. А в этом был Божий план для его жизни - он должен бы был стать благочестивым примером для всех революционеров, в совершении покаяния и осмысления греховности революционных действий. И этот пример, во многом, послужил бы для свершения спасения украинского народа. И этот шаг был бы благословением для Ющенка.
Но он не поступил так, как должен бы был поступить раб своей совести.. А быть рабом своей совести, это значит быть рабом Божьим!
О том, что В.Ющенко нужно будет отречечся от престола, я впервые написал во время Помаранчевой революции. Когда полмиллиона людей на Майдане скандировали «Ющенко! Так!», Господь мне открыл тогда то, что власть лидера революции закончится полным фиаско, и ему нужно будет отречься от престола, как и сделал бы всякий порядочный человек. Писать и говорить тогда, об этом, было полным безумием, в глазах мирского обывателя! Тем более здесь, на Западе Украины, где я и живу. Тогда, во время революции, никто о провале и бесславном уходе В.Ющенко не писал.
Что мы можем констатировать сегодня? Действительно В. Ющенко имеет самый низкий рейтинг, из всех действующих президентов Европы и СНГ. Это полный провал его властвования! Все объективные условия для его отставки полностью свершились с абсолютной точностью. И выход из этой ситуации один - отставка! Но есть ещё субъективный фактор.
Б.Ельцин, имея намного больший уровень поддержки в обществе, так и сделал, в своё время и заслужил тем самым, уважение и любовь своего народа, потому что все поняли то, что Б.Ельцин интересы страны ставит выше своих амбиций и эгоистических желаний. Так что пример для подражания есть. И пример очень яркий!
«Жалею, что поставил Я Саула царём; ибо он отвратился от Меня, и слова Моего не исполнил» - так сказал Господь.
Эти слова в, какой то мере, характеризуют ситуацию и с В.Ющенком.

Время идёт особое! Время последнего дождя! Время откровений и пророчеств, которые будут даны многим людям. Молите Господа, что бы лично и к вам было сказано слово от Господа в назидание, утешение, или предупреждение и вы используйте это слово, как руководство к действию и тогда свершится многое из предвозвещенного вам.
что такое пророчество, Жалею, что поставил Я Саула царём, о отставке Ющенко

Профилактика речевых нарушений, своевременная их диагностика и коррекция – лучший способ для становления Вашего ребенка как полноценной личности. После трёхлетнего возраста формирование интеллекта ребенка начинает напрямую зависеть от уровня развития речи. Недостатки или задержки речевого развития могут пагубно сказаться на полноценности мышления, состоянии памяти, восприятия и внимания ребенка. Именно поэтому ранняя диагностика и квалифицированная помощь ребенку в освоении речи станут залогом его дальнейшего успешного развития.

Что такое логопедия (немного теории)

Основоположник педагогического направления логопедии, выдающийся исследователь детской речи и речевой патологии Р.Е.Левина характеризует логопедию как отрасль педагогической науки, которая изучает аномалии развития речи, исследует проявления, природу и механизмы нарушений речи, разрабатывает научные основы их преодоления и предупреждения средствами специального обучения и воспитания .

При обращении к логопеду следует очень внимательно отнестись к уровню квалификации специалиста и его опыту. В противном случае занятия с Вашим ребенком могут не только стать неэффективными, но и нанести вред развитию малыша .

Логопед – это обязательно специалист с высшим педагогическим дефектологическим образованием (по специальности логопедия и имеющий сертификат по логопедии), который:

Обладает теоретическими и практическими знаниями в области дефектологии;

Владеет методами нейропсихологического обследования больных с нарушениями речи и других высших психических функций;

Владеет методами индивидуального и группового восстановительного обучения.

А теперь перейдем от теории к практике…

Родители – главный источник общения ребенка, и они же являются первыми, кто видит и слышит становление речи своего крохи. Поэтому именно родители должны стать первыми экспертами в характеристике речи своего ребенка. Тогда при обнаружении каких-либо отклонений от возрастных норм, они смогут своевременно привести ребенка к логопеду.

Попробуйте сравнить речь своего малыша с данными таблицы.

Заключения врачей-специалистов и логопед

Развитие речи тесно связано с общим развитием ребенка. И нарушения физиологического становления малыша могут негативно повлиять на формирование полноценной речи. Поэтому самое правильное – провести всестороннее исследование здоровья ребенка (диспансеризацию).

Диспансеризация – комплексное обследование ребенка различными специалистами, позволяющее в полной мере отслеживать все особенности развития вашего ребенка и своевременно решать возникающие проблемы.

К логопеду нужно обратиться, если по результатам диспансеризации и заключениям детских врачей-специалистов выявлено следующее.

Диагностика на основе общего впечатления от речи

В ходе обследования речевого развития обязательно обращает внимание и на общее звучание речи , умение ребенка общаться. Этот аспект очень важен для характеристики общего и интеллектуального развития ребенка. Часто такое впечатление от общения с ребенком становится предпосылкой для более тщательного обследования уровня мышления, специфики восприятия и внимания, особенностей памяти малыша.

Причиной более углубленного обследования может стать полное нежелание ребенка участвовать в общении, как словесно, так и эмоционально. И некоторые другие признаки, которые первично могут увидеть у своего ребенка и сами родители.

Малыш «захлёбывается» речью, торопиться высказать свои мысли. В результате мы слышим обрывки слов, переходящие в набор гласных, темп речи очень быстрый, ребенок судорожно вдыхает, пытаясь высказать свою мысль.

Выдоха у ребенка не хватает на фразу, добирает воздух посреди слова. Слова прерываются, создается впечатление всхлипывания.

Малыш не стремиться к общению. Общение со взрослыми и сверстниками сводится к минимуму, ребенок играет один или участвует только в «неречевых» играх (например: салочки, догонялки), ребенок неохотно отвечает на вопросы взрослого, старается ответить жестами.

Малыш говорит неэмоционально, монотонно, невыразительно. Ребенок «бубнит себе под нос», большую часть фразы разобрать и понять невозможно, в речи отсутствует передача настроения, оттенки эмоций.

Не интересуется окружающим, не задаёт вопросы. Ребенок довольствуется бытовыми ответами (например: «да», «нет», «неа», «там»), не используя полные предложения. На прогулке, дома, при чтении книг у ребенка не возникает вопросов «Почему?», «А что это?», «А зачем?», «А как…?».

С началом школьного обучения появились сложности с чтением и письмом:

Ребенок плохо усваивает или совсем не может запомнить буквы;

Не различает звуки в словах (например: б-п, д-т, ж-ш, з-с);

Пропускает при письме части слов, элементы букв;

Ребенок плохо усваивает принцип чтения, читает с большим трудом;

Ребенку трудно объединить две буквы в слог.

Посещение логопеда – залог дальнейшей успешности

Если у Вас возникли хоть какие-то сомнения в правильности развития речи Вашего ребенка – приходите на приём к логопеду. Не стоит ждать 5-7 -летнего возраста, когда многие речевые проблемы станут глобальными и будут мешать усвоению школьных знаний. Чистое звукопроизношение, сформированный фонематический слух и определенный словарный запас – стандартные требования для поступления в школу.

Если речь Вашего ребенка развивается в рамках возрастной нормы – логопед сообщит об этом, успокоив Вас и развеяв все сомнения. А также даст Вам рекомендации для дальнейшего успешного освоения языка и развития речи Вашего малыша.

А если речь Вашего ребенка не соответствует возрастным нормам, логопед объяснит специфику нарушения, даст необходимые рекомендации, назначит и проведет с Вашим малышом необходимые занятия по исправлению всех недостатков речи.

Правильная и красивая речь даст Вашему ребенку блестящую возможность успешно овладевать знаниями, стремиться к новым вершинам и свершениям, как в повседневной жизни, так и в становлении его будущей карьеры. И тогда, возможно, именно Ваш ребенок станет великим актёром, выдающимся политиком или даже президентом… Заложите основу успешности Вашего ребенка уже сейчас!

Лебедева Е.Н., детский врач-логопед, логопед-дефектолог детской поликлиники «Маркушка»

Мне часто приходится слышать вопросы обеспокоенных родителей:

— Когда мой малыш должен начать говорить?

— А нам два года, мы молчим, это нормально?

— Мой четырехлетний ребенок звук [Р] не говорит. Нам еще подождать или уже к логопеду пора? и т. д.

По сути, эти вопросы о том, соответствует ли развитие конкретного ребенка нормам речевого развития. Сталкиваться приходится и с повышенной тревожностью родителей (- А вот соседский двухлеток уже стихи рассказывает, а мой еще так не может!) и с небрежным отношением к речевому развитию (— А, захочет – заговорит. Маленький еще – подрастет, «выговорится».)

Ниже изложены примерные вехи речевого развития детей дошкольного возраста, советы родителям, признаки проблем которые потребуют помощи специалиста.

Развитие речи детей с года до трех лет.

Первые слова появляются обычно около года (например, ма (мама), да (дай), ав (собака) и т. д. Приблизительно в год и восемь месяцев в речи малыша появляются первые фразы (да пи (дай пить), дай ати (дай мячик), ляля бай (кукла спит) и т.д. К двум годам появляются первые предложения из трех-четырех слов. Трехлетний малыш способен общаться сложными предложениями («Мама пошла в магазин, а папа дома»). К трем годам ребенок правильно произносит большинство звуков русского языка. У многих детей к этому возрасту отсутствуют звуки [Ш, Ж,Ч, Щ, Л, Р,Р’(РЬ)].

Безусловно, у каждого ребенка свой, индивидуальный темп развития, многое зависит от характера, темперамента, наследственности, условий воспитания.

Также причиной по которой в речи трехлетнего ребенка не появляются звуки [Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Л’(ЛЬ), Р, Р’(РЬ)] может быть короткая подъязычная связка («уздечка»). Для правильного произношения этих звуков нужен достаточный подъем языка. Если короткая «уздечка» «не дает» языку подняться к нёбу – ребенок не сможет произнести звуки правильно.

Когда обращаться к логопеду.

Если вашему ребенку около двух с половиной — трех лет и он молчит, или произносит лишь несколько слов, отсутствует фраза – это повод для консультации со специалистами (логопед, психолог, невропатолог). В таких случаях невропатолог или логопед ставит диагноз ЗРР (задержка речевого развития).

Если малыш начал заикаться. Чем раньше вы обратитесь к логопеду и невропатологу с этой проблемой – тем больше шансов, что заикание не закрепится, не усугубится.

Беспокоится раньше двух с половиной лет стоит, если:

ребенок 1,5-2 лет не понимает простых инструкций (например, показать в книге кошку, принести мяч);

двухлетний ребенок заметно отличается от сверстников, его игры отличаются однообразием, стереотипностью или ребенок вообще не проявляет интереса к игрушкам; малыш не справляется с простыми заданиями (например, собрать простые «вкладыши», нанизать на толстую деревянную «иголку» очень крупные бусины), т. е. заметно значительное отставание в общем развитии ребенка. В этих случаях надо показать ребенка детскому психологу, логопеду, невропатологу, отоларингологу незамедлительно.

Особенно внимательно относиться к срокам речевого и общего развития нужно, если беременность или роды проходили с осложнениями. Негативные факторы протекания беременности и родов могут вызвать задержку речевого и психического развития.

Малыш на приеме у логопеда.

При обследовании логопед оценит понимание речи малыша, строение артикуляционного аппарата (состояние подъязычной связки, языка, губ и т. д.), состояние зрительного и слухового восприятия, соответствие общего развития ребенка возрастной норме. Часто детям и логопеду необходимо несколько занятий чтобы ребенок привык к специалисту, «раскрылся». Тогда у логопеда сложится полная и точная картина состояния речи и уровня развития вашего малыша.

Результаты обследования.

Если понимание речи соответствует возрастной норме (ребенок показывает большинство предметов, о которых его спрашивают; хорошо понимает вопросы логопеда), нет серьезных нарушений в строении и работе артикуляционного аппарата, общее развитие соответствует возрастной норме – это «благоприятный» вариант ЗРР (задержки речевого развития). Скорее всего, ваш молчун начнет говорить тогда, когда сочтет нужным и к 3,5 годам практически догонит других ребят в речевом развитии. Логопед покажет приемы, с помощью которых можно активизировать речь малыша в домашних условиях.

Если в ходе обследования выявлено снижение общего развития (малыш знает и умеет намного меньше, чем «должен» по возрасту), понимание речи значительно ниже возрастной нормы – помощь ребенку необходимо оказывать немедленно. Нужно пройти обследование (назначается невропатологом), исключить снижение слуха (сделать аудиограмму). Вовремя начатое лечение, системные занятия с логопедом, дефектологом, домашние занятия с родителями помогут развить речь ребенка и остальные психические функции (внимание, память, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление), предотвратить дальнейшее отставание.

Советы родителям.

Речь ребенка развивается в двух ситуациях: когда он слышит чужую речь (осмысливает ее) и говорит сам. То есть, чем больше вы говорите с ребенком, заинтересованно рассказываете об окружающем мире, отвечаете на его вопросы и сами задаете их, читаете ему детские книги, побуждаете рассказывать об увиденном, тем лучше будет развита речь вашего малыша. Обычно ребенку интересно говорить о том, что он видит в данный момент. При этом важно не перегрузить ребенка сложной для него информацией, не заставлять его отвечать на ваши вопросы, если он утомлен или просто не хочет сейчас разговаривать.

Далеко не сразу малыш научится правильно согласовывать слова в предложении.Сложна грамматическая система русского языка – много исключений из общих правил. Например, малыш уже правильно использует окончания творительного падежа существительных -ом, -ем (кидать камнем, мячом). По аналогии он образует другие слова (кушать ложком, вытирать тряпком). Это нормальный процесс усвоения ребенком грамматической системы русского языка. Помощь взрослого заключается в исправлении таких ошибок – повторение правильной (нормативной) формы слова (лучше произнести ее несколько раз или привести несколько аналогичных примеров). Такие «поправки» должны быть максимально тактичными и доброжелательными.

Тесно связано речевое развитие с развитием мелкой моторики. Поэтому выкладывание мозаики, нанизывание бусин, лепка, рисование, конструирование, пальчиковая гимнастика – весомый вкладв развитие речи и интеллекта малыша.

Правила проведения занятий.

Любые занятия с малышом проводятся только в игровой форме, при желании ребенка играть с вами.

Продолжительность занятия для детей-дошкольников (в зависимости от темперамента и возраста) от 8 до 25 минут, для детей 6-7 лет — 15-30 минут.

Обязательно хвалите ребенка даже за самые маленькие и «незначительные» успехи.

  1. Батяева С. В., Савостьянова С. В. Альбом по развитию речи для самых маленьких.
  2. Новиковская О. А. Логопедическая грамматика для детей 2-4 лет.
  3. Сказка о Веселом язычке. Артикуляционная гимнастика для самых маленьких.

Развитие речи детей 3-5 лет.

В этом возрасте идет активное расширение словарного запаса (количества слов, которое знает ребенок). Речь его становится все более правильной, развернутой. Ребенок использует сложные предложения («Кошка убежала, потому что испугалась большой собаки»). Пятилетний малыш может связно рассказать о недавнем событии, пересказать знакомую сказку.

В норме к пяти годам дети овладевают правильным произношением всех звуков. Считается, что если к пяти годам ребенок не научился правильно произносить те или иные звуки, сами, спонтанно, эти звуки в речи уже не появятся. Необходима помощь логопеда. Если ребенок неправильно произносит большое количество звуков, занятия по постановке звуков можно начинать с четырех с половиной лет.

Когда обращаться к логопеду.

Если вашего четырехлетнего ребенка понимаете только вы;

если слова в предложении часто не согласованы (он упала, красный куртка);

если малыш постоянно переставляет слоги в словах или «теряет» их (например, сакомат (самокат), аасин (апельсин), мицанет (милиционер);

если он не может связно (три – четыре предложения) рассказать о недавно увиденном (например, поездке в зоопарк).

Особенно нужно быть внимательными тем родителям, чьи дети поздно начали говорить. Нередко речь таких детей развивается с задержкой. В будущем это может привести к проблемам с успеваемостью по русскому языку, и не только.

Поставить точный диагноз, разработать план коррекционной работы в этом случае может только логопед.

В большинстве детских садов есть учителя-логопеды. Они выявляют детей, развитие речи которых ниже возрастной нормы. Если у ребенка наблюдается не только неправильное произношение звуков, но и недоразвитие остальных компонентов речи — рекомендуется посещение логопедической группы.

Пособия для самостоятельных занятий родителей с детьми.

  1. Володина В. С. Альбом по развитию речи.
  2. Косинова Е. М. Лексическая тетрадь № 1 (2, 3, 4).
  3. Косинова Е. М. Грамматическая тетрадь № 1 (2, 3, 4).
  4. Новиковская О. А. Логопедическая грамматика для детей 4-6 лет
  5. Полякова М. А. Как правильно учить ребенка говорить.

Развитие речи детей 5-7 лет.

В этом возрасте на первый план выходит постановка отсутствующих или неправильно произносимых звуков, закрепления их правильного произношения и отчетливого различения, подготовка к школе (профилактика школьной неуспеваемости).

Чтобы успешно учиться в школе, ребенку нужно немало знать и уметь.

Ниже изложены примерные критерии готовности к школе (по развитию речи).

К началу школьного обучения ребенок «должен»:

обладать большим словарным запасом, уметь пересказать небольшой текст, рассказать о событии, свободно изложить свои мысли, доказать свою точку зрения;

грамматически правильно оформлять свою речь (верно согласовывать слова в предложении, точно использовать предлоги);

правильно произносить и хорошо различать все звуки;

владеть некоторыми навыками языкового анализа и синтеза (уметь разделить слова на слоги, выделять первый, последний звук в слове (в небольших словах называть все звуки по порядку);

Большинство ошибок допускаемых ребенком в устной речи – неточное произношение сложных слов (водотоводчик – водопроводчик), неправильное согласование слов в предложении (думаю о самолетов, пять мяча), замены звуков (сушка – суска, рука – лука) приведут к аналогичным ошибкам на письме. Недоразвитие связной речи (умения точно и последовательно рассказать о событии) может привести к трудностям при написании изложений, пересказах, устных ответах.

Очень большое значение имеет состояние фонематического восприятия – умения «слышать» звуки в слове, правильно определять последовательность звуков и слогов. Недоразвитие фонематического восприятия приводит к многочисленным, стойким ошибкам при письме, ведь чтобы ребенок мог правильно написать слово, он должен «в уме» разложить слово на звуки, а потом воспроизвести их точно, в правильной последовательности на бумаге. Способствует развитию фонематического восприятия обучение ребенка чтению.

Когда обращаться к логопеду.

Если вашему ребенку уже исполнилось пять лет, но он неправильно произносит или заменяет некоторые звуки;

если вы наблюдаете у вашего ребенка вышеперечисленные проблемы.

За год до школы показать ребенка логопеду я бы рекомендовала каждому родителю, даже если ваш ребенок произносит все звуки правильно.

Цель логопедического обследования перед школой – выявить предрасположенность к нарушению чтения и письма (множественным специфическим ошибкам) т. н. называемой дизграфии и дизлексии т. е., фактически, к школьной неуспеваемости.

Выявить такую предрасположенность детей к дизграфии и дизлексии можно в дошкольном возрасте с большой вероятностью.

Если вовремя провести работу, направленную на развитие процессов, отвечающих за становление процессов чтения и письма, можно предотвратить или значительно снизить вероятность школьных проблем.

Важность своевременности этой работы объясняется тем, что в школе исправить эту ситуацию оказывается намного сложнее, чем предотвратить ее в дошкольном возрасте. То же самое относится и к постановке звуков.

Исходя из моей практики, до восьмидесяти процентов детей подготовительной группы детского сада нуждаются в помощи логопеда. Если в вашем саду есть логопед, помощь окажут бесплатно. От вас потребуется только выполнение домашних заданий (закрепление пройденного материала) и контроль за правильным произношением поставленных звуков. В детских поликлиниках также есть логопеды.

Пособия для самостоятельных занятий родителей с ребенком.

Новиковская О. А. Логопедическая грамматика для детей 6-8 лет.

Полякова М. А. Как правильно научить ребенка читать и писать.

Жукова Н. С. Букварь.

Полякова М. А. Самоучитель по логопедии.

В заключение хотелось бы добавить, что в одной статье невозможно изложить всю информацию о таком «глобальном» периоде в речевом развитии детей, каким является дошкольный возраст, и, тем более, дать точные рекомендации в каждом конкретном случае (это можно сделать только после обследования ребенка).

Выражаю надежду, что статья будет полезной родителям дошкольников, поможет сориентироваться в речевом развитии вашего ребенка, вовремя увидеть проблемы (если они есть) и помочь малышу преодолеть их.

Учитель-логопед ДОУ № 2 «Росинка» Ефимова Мария.