О польской шляхте в каменецкой губернии. Польская шляхта: история возникновения, первое упоминание, представители. Разделение шляхты и рыцарства

Литвинов П.

Шляхта Рогачёвщины в п.тр. XX века.

Категория населения, которая называла себя в начале XX века бывшей шляхтой, имела сложную социально-экономическую структуру, различные принципы этнической и социальной идентификации и находилась в процессе трансформации и постепенной утраты польско-шляхетского самосознания.

Многие причины этого кроются в происхождении шляхты. Кроме собственно шляхетского военно-служилого сословия, выделяются также панцырные и путные бояре, правовое положение которых находилось между крестьянством и шляхтой. На начало XX века “ потомки всехъ названныхъ разрядовъ счи таютъ себя бывшею шляхтою и неохотно сливаются съ крестьян ствомъ и мещанствомъ”.

Сложным было и имущественное положение данной категории населения. Шляхта делилась на несколько стратов, которые определялись имущественным положением, дифференцируясь от достаточно крупных землевладельцев, до полностью безземельной шляхты. При этом важным было, на чьей земле проживает шляхтич - государственной, частновладельческой или арендованной.

Данные факторы, а также “разбор шляхты” к. XVIII - XIX века, во многом предопределили этническую идентификацию и социальный статус этой категории населения. После разделов Речи Посполитой, “съ переходомъ въ русское подданство часть э той шляхты успела доказать свое шляхетское происхождение и была причислена къ русскому дворянству; не успевшая-же представить до казательствъ должна была приписаться къ мещанскому сословию, или же попала въ разрядъ государственныхъ крестьянъ. Однако эта шляхта не забыла о своёмъ происхождении и по настоящее время выделяетъ себя изъ окрестного крестьянства.

Учитывая последний факт, т.е. то, что шляхтич “очень гордится своимъ полудворянскимъ происхождениемъ и свысока относится къ крестьянину”, неудивительно, что большая часть шляхты попыталась доказать своё дворянство. Однако, в силу особенностей российской бюрократической системы, добиться этого смогла преимущественно зажиточная часть шляхетства. Менее зажиточные постарались попасть в сословие мещан, а беднейшая и безземельная шляхта была приписана к государственным крестьянам.

Документальные материалы 30-х гг. подтверждают этот вывод. Все жители околицы Антуши, хозяйство которых считалось кулацким, на вопрос о социальном происхождении неизменно отвечали: “отец мой… и мать… происходят из дворян”. Причем их земельные наделы до революции составляли от 30 до 60 десятин. Следует отметить, что Антуши считались зажиточной деревней, в которой (а также на прилегающих хуторах) почти всё население являлось “из числа поляков-шляхтичей, большинство из коих кулаки-бывшие дворяне и крепкие середняки, и подкулачники”. Среди жителей этой околицы нередко встречались кулаки, платившие от 500 до 1000р. и выше с/х налога, суммы огромной по тем временам. Для сравнения - кулаком считался уже крестьянин, плативший 70-80р. налога. К примеру, Антушевич Леон Иосифович в 1928г. платил ровно 500р. налога. .

Необходимо отметить, что утверждения жителей Антушей о дворянстве, часто подтверждались и документально. 7 сентября 1929г. при обыске дома Залесского Антона Григорьевича были найдены “два свидетельства на имя Антона и Петра Григорьевича Залесского о потомственном дворянстве”. .

В отличие от Антушей, в двух крупнейших околицах Сеножатковского с/с - Чертеж и Сеножатки, в которых процент кулаков был значительно ниже, большинство населения относило себя к мещанам. . Причём, как правило, их хозяйство было середняцким, либо кулацким. Абсолютное большинство бедняков относило себя к крестьянам. Зависимость социального статуса от имущественного положения подтверждает тот факт, что среди представителей одной и той же фамилии (Антушевичи, Залесские, Закржевские, Гроховские) встречаются как дворяне и мещане, так и крестьяне.

Гораздо более сложным является вопрос этноидентификации шляхты. Во-первых, важную роль вновь играло имущественное положение. Зажиточные крестьяне обладали большей традиционностью и консервативностью. А поэтому, им в большей степени было присуще шляхетское самосознание, которое сложившейся традицией отождествлялось с польскостью. Соответственно, чем меньше был имущественный достаток, тем больше крестьянское сознание было подвержено трансформации, в том числе и ассимиляционным процессам. Поэтому зажиточная часть населения бывших шляхетских околиц преимущественно определяла себя как поляков, ассоциируя последних с шляхетностью. Кроме того, зажиточность определяла наличие шляхетского быта (усадьба, одежда, пища), который также имел существенные отличия от крестьянского и требовал значительных финансовых затрат. Именно благодаря своей традиционности, зажиточное околичное население так упорно держалось за свою польскость, несмотря на мощный прессинг царской и советской администрации, проводивших целенаправленную дискриминационную политику в отношении поляков.

Беднота же показывала наибольшую подверженность трансформации традиционного уклада, и с течением времени всё чаще определяла себя как часть белорусского этноса.

На этом фоне показательным выглядит вывод польского историка и этнодемографа П.Эберхардта о белоруссизации поляков-колонистов, который писал, что “ pocz ą tkowo przesiedle ń cy u ż ywali j ę zyka ojczystego … Wkrόtce jednak byli zmuszeni przyswoi ć sobie j ę zyk s ą siadόw , miejscowy dialect bia ł oruski .” Кроме того, польские колонисты подверглись “ asymilacji , nie tylko pod wzgl ę dem j ę zyka i kultury , ale te ż ś wiadomo ś ci etnicznej ”..

Ещё более важным фактором являлась конфессиональная принадлежность околичной шляхты. Дело в том, что для большинства потомков местной шляхты, быть католиком означало быть поляком. Официальную государственную дефиницию “поляки” в отношении данной части населения Беларуси в XIX - п.тр. XX века, таким образом, следует рассматривать, как этноконфессиональную общность, идентифицирующую себя как поляков. То есть в данном случае имеет место смешение национальности с конфессией.

Например, в анкетах арестованных в 1929г. кулаков Сеножатковского с/с в графе национальность встречаются ответы: “поляк”, “католик”, “белорус-католик”, “поляк-белорус”, “католического вероисповедания”.

Шляхта Восточной Беларуси локализовалась в двух отдельных регионах, т.н. Друтском (западном) и Сожском (восточном) рубежах, которые имеют определённую особенность в отношении конфессиональности. В известном издании А.С.Дембовецкого указано: “Самое густое и большое население шляхты идетъ по Сожскому водоему, начиная от г. Мсти славля чрезъ м. Кричевъ и г. Чериковъ, а за м. Чечерскомъ и г. Ро гачевомъ, где сближаются Днепръ и Сожъ, селения шляхты г руппируются по берегамъ обеихъ этихъ рекъ, уходя вглубь местности на разстоянии верстъ въ 30”. . Друтский рубеж располагался севернее - от г. Сенно до Белынич.

В Сожской группе преобладало православное вероисповедание: “православныхъ 18491, католиковъ же только 5927, т.е. почти на десять человекъ православныхъ, приходится только трое католиковъ”. В Друтской группе наоборот: “православныхъ только 1741, католиковъ же 10447, т.е. на шесть католиковъ приходится одинъ православный”. . Таким образом, Рогачёвский регион, находясь как раз на стыке двух рубежей, отражал особенности обоих.

В бассейне Днепра находились околицы Ходосовичи, Большие Стрелки и поселки Красница и Яновка. Все они, за исключением последней, преимущественно были населены православной шляхтой. Наиболее распространёнными фамилиями здесь были: Ходосовские, Сеноженские, Лукомские, Усевичи, Душкевичи, Акинчицы, Кончицы, Зинькевичи, Дробышевские, Кублицкие, Лапицкие, Шемяки, Межевичи.

В рамках обоих рубежей выделялось также несколько локальных. Например, мощный пограничный заслон из шляхетских околиц существовал в бассейне р. Беседь, впадавшей в Сож. Подобный заслон находился в течении р. Добысна западнее Рогачева и Жлобина. К началу XX века, находящиеся в его составе околицы Антуши, Старый Мазалов, Дуброва, Сеножатки, Марусенька, Тертеж, Вербичев, а также хутора Марингоф, Кривеня, Гречухи, Великий Лес, Зелёное Будище, Мазалов были населены практически исключительно католиками. В 20-30гг. XX века эти населённые пункты почти полностью входили в состав Сеножатковского с/с. Здесь проживали Антушевичи, Сеноженские, Жолтоки, Баньковские, Миткевич-Жолтоки, Рынейские, Пархамовичи, Закржевские, Липские, Барановские, Шатиллы, Щигельские, Жизневские, Гроховские, Барановичи, Корзуны, Савицкие, Залесские, Завадские, Михалькевичи, Лесневские, Осмоловские, Ходосовские и др.

Яновка, населённая католиками, скорее всего связана с вышеупомянутым регионом, поскольку живущие в ней Лесневские широко встречаются в Тертеже и других околицах и хуторах.

Деление шляхты Рогачевского района по конфессиональному признаку отразилось и на этноидентификации. В населённых пунктах, где преобладали православные, к началу XX века замечается значительное ослабление шляхетского самосознания и практически полное отсутствие польскости. Это привело к широкой практике смешанных браков и к тенденции увеличения в них количества крестьянского населения, вплоть до полного доминирования. В результате, в п.тр. XX века их население идентифицирует себя как белорусов.

Иная картина в районе бассейна Добысны. Следует помнить о том, что католицизм являлся одним из определяющих элементов в польской культуре, и поэтому он сыграл огромную роль в жизни белорусской шляхты, будучи, прежде всего, инструментом ополячивания. Целенаправленная дискриминационная политика Российской империи в отношении шляхты, особенно католической, привела к ещё большей замкнутости и консерватизму в её среде, что сопровождалось усилением польскости.

Дембовецкий указывал: “Права, предоставленныя крестьянамъ положениемъ 19 февраля 1861 года, приписка шляхты къ волостямъ, всеобщая воинская повинность и другия меры повлияли на сближение шляхты съ крестьянами, въ особенности бедной, безземельной. Но шляхта богатая, руководствуясь своимъ шляхетскимъ гоноромъ, приписывается въ мещане, иногда отдаленныхъ отъ нихъ городовъ, съ одной стороны, въ видахъ некотораго поддержания прежняго привилегированнаго положения, чтобы не подчиняться ведомству местной волости и не нести ни натуральныхъ, ни мирскихъ повинностей, съ другой, - д ля избежания платежа подушной подати, существующей въ крестьянскомъ сословии и отмененной закономъ для мещанъ. Такимъ образомъ, шляхта, перейдя въ крестьяне и мещане, какъ отдельное сословие въ настоящее время не существуетъ”. .

Юридически потеряв шляхетство, данная категория населения тем более стремилась сохранить атрибутику, нормы быта и культуры, поскольку это давало ей возможность сохранить ощущение своей непохожести, отличности от крестьян.

Польскость и католицизм для большинства местных шляхтичей стали тем запрещенным миром, который позволял им противостоять системе, стремившейся к их духовному плену и нивелировке с окружающим крестьянством. Характерной чертой местных поляков было обостренное чувство польскости, основанное не на языковом, а на духовном своеобразии, что давало им повышенную сопротивляемость на любую попытку национального или религиозного гнета из-за необходимости постоянной борьбы за сохранение своей польскости.

Именно из-за того, что Сеножатковский с/с являлся одним из самых мощных на Гомельщине бастионов польскости, он и был подвергнут тотальным репрессиям в 30-е гг. XX века.

Польскость, как этнокультурный признак белорусских католиков, в шляхетских околицах развивалась, прежде всего, там, где существовали костелы, и распространял культурное влияние католической церкви ксендз. В первой трети XX века на территории Рогачёвского района работало два костёла - в Антушах и Рогачёве. Антушовский костёл до 1933г. обслуживал Мустейкис Казимир Игнатьевич, долгое время проживавший в Антушах. В Рогачёве ксендза Ярошевича в 1930г. сменил Кунда Владислав Игнатьевич, работавший до 1934г. Последний был очень известным в СССР.

Католики, в сравнении с православными, всегда отличались большей религиозностью, которая в условиях угнетения костёла вылилась в фанатизм. Поэтому католическое духовенство пользовалось безоговорочным авторитетом в среде населения католического вероисповедания. Этому также способствовали высокая квалификация ксендзов, в большинстве имевших высшее образование, и высокая степень централизации и дисциплины католической церкви. . Ксендзы были прекрасными агитаторами и организаторами и, к тому же, многие из них имели прямую связь с Ватиканом. Поэтому, изгоняя “польскость” и ликвидируя мелкую и наиболее многочисленную шляхту, царское правительство преследовало и внутри, и внешнеполитические цели. В результате, угнетение религии, языка и шляхетства при умелой агитации ксендзов вылилось в еще большую замкнутость и более тесное объединение вокруг костела “кресовых поляков”, поскольку теперь только костел олицетворял их “особенность”, только при костеле звучала польская речь, которая стала восприниматься как отличительный признак шляхетности среди большей части шляхты. К тому же, именно костел давал образование.

Даже в 1931г., в период массового закрытия храмов и арестов служителей религиозного культа, отчеты партработников сообщали, что “у большасці камуністых самастойных гаспадароў маюцца іконы ў хаце. Некаторыя камсамольцы і камсамолкі сьвяткуюць і рэлігійныя святы і нават ходзяць у касьцел”. .

Также важным фактором формирования польской этноидентификации шляхты была территориальная компактность локального скопления шляхетских населенных пунктов. Это позволяло околичному сообществу, будучи замкнутым в своей культурной среде (браки только между представителями шляхты и католиков, общий быт, праздники, устремления и векторы развития), а также благодаря его крайней религиозности, что ещё больше обосабливало его от окружающего белорусского православного населения и делало более консервативным, сохранять свою “костёльность”, “польскость” и “шляхетность” практически без изменений, несмотря на все усилия московских властей, направленные на трансформацию кресовых поляков. Вышеперечисленные факторы делали их польскость почти неуязвимой.

Ярким примером может служить скопление околиц в бассейне Добысны. Анализ архивных документов позволил выяснить, что большинство шляхетских семей этого региона, являлись в той или иной степени родственниками. . Усилению связей содействовал также тот факт, что все околицы и хутора, за исключением православного Вербичева, находились в приходе Антушовского костёла. Более того, костёл находился в ведении нескольких костёльных комитетов разных околиц, поочерёдно переходя от одного к другому.

Совершенно другая ситуация наблюдается в околицах, которые были расположены единичными поселениями. Необходимость смешанных браков, практически полное отсутствие культурного влияния костёла и католического населения привели к постепенному размыванию шляхетского мировоззрения и ослаблению религиозности. Ещё в большей степени это касается православной шляхты. В результате эти околицы трансформировались в этнокультурном отношении и постепенно нивелировались с населением окружающих деревень.

В Краснице шляхетский субстрат был ещё достаточно мощным и в п.тр. XX века там еще иногда вспоминали о том, что часть кулаков “раньше были потомственные дворяне” . Там сохранялась ещё социальная градация на “панов” и “хлопов”, что подтверждается заявлениями крестьян о том, что кулаки “всегда смеются с нас и угрожают, что когда придут поляки, то повешают… и будут мостить греблю беднотой” [там же]. Что касается околиц Ходосовичи и Большие Стрелки, то шляхетский субстрат в них, к началу XX века, даже потерял количественное доминирование и практически растворился в белорусском крестьянстве.

Немаловажным было также наличие имений и фольварков принадлежащих католикам, поскольку образ жизни в них являлся примером для подражания. Наибольшее их количество в Рогачёвском уезде как раз приходилось на Городецкую и Довскую волости в районе православных околиц бассейна Днепра, а также Тихиничскую и Луковскую волости бассейна Добысны (в последней находились католические околицы). .

Также важным фактором ополячивания являлась этническая польская колонизация и эмиграция XIX - н. XX века. Эмигранты из Польши и Западной Беларуси ехали в первую очередь туда, где был костёл и близкое этнокультурное сообщество. Они являлись катализаторами взрыва польского патриотизма, которого, возможно, до них практически не было. После начала Первой Мировой войны этим процессам способствовали многочисленная волна беженцев, а также польская оккупация. Например, арестованная в Рогачёве в 1933г., уроженка околицы Марусенька, Кельбасс Елена Казимировна на допросе показывала: “Настроена я была в этот период времени в узко национальном духе, находясь под влиянием беженцев из Польши и легионеров. Признаю, что польская оккупация нашей местности в то время меня радовала бы…” . В результате польский патриотизм начал приходить на смену патриотизму “польско-шляхетскому краёвому”.

1. Россия. Полное географическое описание нашего Отечества.// т.9, Верхнее Поднепровье и Белоруссия. // СПб., 1905г.

2. Архив Управления КГБ Республики Беларусь по Гомельской области, д.14982-с

3. Архив Управления КГБ Республики Беларусь по Гомельской области, д.3019-с

4. Piotr Eberhardt Polska ludnosć kresowie. Rodowod, liczebnosć, rozmieszczenie. // Warszawa, 1998 г.

5. Дембовецкий А.С. Опыт описания Могилёвской губернии. Кн.1 // Могилёв. - 1882.

6. Перед крутым поворотом. (Тенденции в политической и духовной жизни Беларуси. 1925-1928 гг.). // Сборник документов. - Мн. - 2001 г.

7. НАРБ. ф.701. Нацкомиссия ЦИК БССР. оп.1 д.101.

8. Архив Управления КГБ Республики Беларусь по Гомельской области, д.14342-с

9. Список населённых мест Могилёвской губернии. // под ред. Г.П.Пожарова. - Могилёв, 1910

Этот термин появился во времена Речи Посполитой. «Шляхтой» назывались дворяне. Синонимами слова являются «дворянство», «знать». Это название свойственно польской культуре, хотя и встречалось в граничащих государствах и на тех землях, которые ранее были в составе Речи Посполитой.

Русское слово «шляхта» произошло от польского «szlachta», которое произошло от немецкого термина «Schlacht».

Еще одна версия появления слова: «шляхта» - это старонемецкое слово Slacht, значение которого «порода, род».

Обе версии имеют право на существование, поскольку какая из них правдива доподлинно неизвестно, ведь первые упоминания о происхождении слова датируются XV веком. Само понятие «шляхта» появилось примерно в ХІ веке.

Шляхтич: кто это?

Шляхта – это обобщённое название представителей польской аристократии. "Шляхтичами" называли мужчин из благородного рода, а женщин называли "шляхтянка".

Еще во время существования Королевства Польского этот титул мог быть присвоен обычным людям за проявленную отвагу в бою. Поэтому изначально польская шляхта была практически равнозначна европейским рыцарям.

Со временем получение титула осложнилось, подвиги в бою перестали играть решающую роль. Но при этом ответственность за целостность границ государства лежала на шляхтичах всю историю их существования.

Польские историки выделяют более десятка разновидностей шляхты, жившей в XVI-XVIII веках.

Критерии разделения:

◘ по древности рода;

◘ по финансовой состоятельности;

◘ по наличию родового герба;

◘ по количеству земель;

◘ по количеству крестьян;

◘ по месту жительства;

◘ по происхождению и прочее.

Невзирая на такое разнообразие, шляхта всегда была элитой общества. Даже небогатый шляхтич был наделен большими вольностями и правами, чем самый заможный простолюдин.

Большинство дворян Речи Посполитой не имели ничего и своим главным богатством считали достоинство и честь (honor i godnośc).

Существует ложное мнение, что шляхтичи были католической веры. Это заблуждение даже несмотря на то, что вопрос веры был важным для Речи Посполитой. Среди шляхты были представители разных религиозных конфессий.

История возникновения этого сословия

В XI веке появились первые рыцари-шляхтичи. Дворянского титула мог быть удостоен каждый, кто проявил себя в бою. Такая политика привела к тому, что в XI веке довольно большое количество дворян, без земельных владений и родовых гербов, содержало государство.

Землевладельческим сословием шляхта стала с XII века. В этот период польские аристократы поэтапно взяли контроль над всеми сферами жизнедеятельности государства. За пару десятков лет крестьянство полностью было порабощено. Сельские общины потеряли право на самоуправление, поскольку начал действовать закон о крепостном праве.

В городской черте ситуация была также печальна. Так как горожане не участвовали в войнах, дворяне забрали у них право на владение землей. Промышленность государства практически развалилась после того, как дворяне обложили горожан налогами и постоянно контролировали их действия.

Золотая вольность

В Королевстве Польском, а затем и в Речи Посполитой была система управления под названием «шляхетская демократия» или Złota Wolność (Золотая вольность). Ее смысл таков, что в управлении государством участвовал каждый дворянин.

Формально государством управлял король, за избрание которого отвечал Сейм. На королевский трон мог претендовать любой состоятельный дворянин.

Король выбирался пожизненно, но по закону шляхта могла сместить его с трона. Помимо этого все члены Сейма были наделены правом вето. В Речи Посполитой большая часть законов принимались шляхтой, а не королем.

Была и негативная сторона у прогрессивной политической системы. Постоянные междоусобные войны ослабили страну, это привело к тому, что в XVIII веке Речь Посполитую завоевали Пруссия, Российская империя и Австрия.

Упразднение

После падения Речи Посполитой в XVIII веке большая часть земель перешла к Российской империи. Новое правительство стремилось поставить шляхту вровень с русскими дворянами. По факту оказалось, что польская шляхта многочисленна.

Для уменьшения ее количества в Российской империи принимались законы, требующие от шляхты документального подтверждения своего рода. Найти подтверждения мог не каждый, поэтому большая часть дворян была переведена в класс простолюдинов.

Подобные действия властей привели к многочисленным бунтам, которые лишь негативно влияли на положение шляхтичей.

После 1917 года на территории бывшей Речи Посполитой и Российской империи пытались возродить шляхту как сословие, но результатов этого не дало. А в 1921 году в Польше, Западной Белоруссии и Украине дворянство было упразднено как класс.

Шляхта - это польское дворянство, куда входила вся знать и аристократия, как магнаты и родовые князья, так и мелкопоместное.

Своё начало это сословие берёт со времён рыцарства, которое по присуждению «ius militare» и по праву наследования «ius hereditarium» считалось благородным (nobilis).

Истоки шляхетства следует поискать в привилегиях, предоставленных между 1333 и 1370 гг. в Королевстве Польском королём Казимиром Великим. Эта тема остаётся открытой и оставляет богатые возможности для спекуляций и разнообразных теорий.

Ведь историкам, как известно, присущи два недостатка: они используют мелкие примеры для масштабных обобщений и бессовестно неубедительны в своих предположениях. Если бы инженеры работали со своим материалом на тех же принципах, то человечество никогда бы не смогло построить даже мост через речку.

Со временем расширение и увеличение количества привилегий и свобод шляхты достигло таких масштабов, что страна стала неуправляемой и это привело к печально известным разделам Речи Посполитой.

Карта трёх разделов Речи Посполитой с указанием дат:

Первый раздел 1772 г. Россия возвращает утраченные прежде в результате войн и межусобиц территории - Мстиславль (под Смоленском), Полоцк, Витебск, Могилев, Гомель.
Второй раздел - 1793 г. Присоединение к Российской империи Минска, Бобруйска, а также значительной части украинского Правобережья - Подолья, Полесья и Приднепровщины с городами Житомир, Черкассы и др.
Третий раздел - 1795 г. В результате подавления российскими войсками польского восстания, под контроль империи переходят западная Беларусь и Волынь: Брест, Гродно, Владимир-Волынский, Луцк. А также Вильно и Курляндия.

А когда же собственно Варшава и ряд других, действительно исконно польских земель, вошли в состав Российской Империи?

В 1806/07 гг. Наполеон Бонапарт разгромил Пруссию и развеял пепел её государственности, создав из части прусских земель марионеточное Герцогство Варшавское. Оно просуществовало крайне мало, но успело и с Австро-Венгерской империей повоевать (и даже отбить у неё старую столицу своего королевства - Краков). А в 1812 г. Герцогство, в коалиции с наполеоновской армадой, напало на Россию. После окончательного разгрома Наполеона в 1815 г. на Венском конгрессе державы победительницы (в т.ч. две империи - Российская и Австро-Венгерская) вершили долю Европы после эпохи Наполеона. Во Франции состоялась реставрация Бурбонов и было ещё три короля (Людовик XVIII, Карл X и Луи-Филипп), а Герцогство Варшавское прекратило своё недолгое существование, войдя в состав России, на особых условиях.

До разделов Речь Посполитая была густонаселённой и крупной европейской державой с населением в 11 млн жителей и территорией в 733 тыс. кв. км. По итогам трёх разделов к Российской империи отошло 62% площади и 45% населения; к Австро-Венгрии - 18% земли и 32% людей; а к Пруссии - 20 и 23%, соответственно.

Золотая вольность (польск. Złota Wolność ) - уникальное явление в политической системе Королевства Польского и более позднего образования - Речи Посполитой (после Люблинской унии 1569 г.), учитывая то обстоятельство, что такое равенство соседствовало с присущей почти всей Европе того времени абсолютной монархией. Речь идёт о т.н. шляхетской демократии, когда вся шляхта обладала равными и обширными правами и привилегиями. Эта мелкопоместная знать заседала в польском сейме (парламенте) и выбирала короля. Каждый шляхтич в сейме обладал правом вето и мог заблокировать любое решение, чем и пользовался при каждом удобном случае.

«Свободное вето» (лат. Liberum veto ) - принцип парламентского устройства в Речи Посполитой, который позволял любому депутату сейма прекратить обсуждение вопроса и, при желании, заблокировать работу сейма вообще, выступив против.

Для этого было достаточно встать и произнести: «Не позволям!». Страной стало невозможно управлять, королевская власть пришла в полный упадок, что позволило могущественным соседям (России, Австро-Венгрии и Пруссии) постепенно, в три приёма, разделить между собой её территорию и население.

Шляхта была очень разной по составу. Например, Станислав Любомирский (1719-1783) владел латифундией из 1071 поместья. По-польски усадьба называется "maetok" и тянулись эти поместья через девять южных воеводств: от родового гнезда Веснич под Краковом до Тетиева под Киевом. А обрабатывало панскую землю до 1 млн крепостных. Вероятно, в ту пору Любомирский являлся самым крупным европейским землевладельцем.

Причём нередкими были случаи, что мелкая обедневшая шляхта отдавала свои земли в аренду богатым представителям своего же сословия, а сами прислуживали магнатам или, что случалось гораздо реже, даже обрабатывали землю, наравне с крестьянами. Однако, никакая крайняя степень нужды и экономическое неравенство не могли лишить их гонора - шляхетской крови, родового герба, юридического статуса дворянина и права наследования. Вся шляхта обращалась к равным себе "пан" или "пани", а к крестьянам - нарочито презрительно на "ты" и называли их "хлоп". Даже нищий шляхтич считал всю польскую аристократию равной себе, а остальных - низшим сословием. Выражение "пся крев" (песья кровь или незнамо чья, полукровка) и поныне - одно из самых страшных оскорблений в Польше.

Термин магнат происходит от лат. "magnus ", что значит великий, большой. В Королевстве Польском таковыми являлись очень состоятельные люди из крупных и знаменитых родов, чья история прослеживалась на сотни лет.

Многие шляхетские роды, хотя и не имели княжеского титула, но обладали настолько крупными землевладениями, что сравнились по политическому влиянию с княжескими родами (Чарторыйськие, Понятовские, Замойские, Конецпольские, Потоцкие, Мнишеки, Собеские, Лещинские, Ходкевичи и пр.). Обе группы, - княжих фамилий по праву рождения и магнатов, - связанные родственными узами, составляли единую аристократическую элиту Речи Посполитой, основывая своё могущество на обладании почти суверенных магнатских панств и на занятии наиболее почётных должностей. У знаменитых династических объединений были собственные армии, огромные поместья (майетки) и прибыль со своих владений, которая нередко превышала королевскую, им прислуживали десятки и сотни обедневших шляхтичей, образуя кланы.

Польская мелкопоместная знать (drobna szlachta ) была крайне разобщена и абсолютно несравнима между собой. Количественно, она была самой многочисленной в Европе. Например, в Мазовии шляхта составляла около четверти всего населения. Несмотря на крайнюю бедность, каждый шляхтич стремился попасть на воинскую службу или управлять имениями более богатого и успешного представителя своего сословия. В город шляхтич въезжал верхом, пусть даже на старой кляче, и всегда имел при себе оружие, хотя бы ржавую, кривую саблю.

Шляхта не признавала чужеземных титулов и званий: не было польских баронов и маркизов.

После разделов Речи Посполитой 80-85% шляхты утратило свой дворянский статус и пополнило деклассированный резервуар "бывших" и неблагонадёжных, накапливая антиправительственные настроения и неудовольствие в своих новых отчизнах.

Лишь в 1921 г. после восстановления Польской Республики, вновь избранный демократическим голосованием польский сейм упразднил аристократические привилегии. Свойственное польской шляхте осознание особенностей своей социальной идентичности пережило все катастрофы и испытание временем: даже в 50-х годах социологи находили в Мазовии среди селян и колхозников, группы и семьи, которые чурались своих соседей, одевались и вели себя иначе, избегали смешанных браков. Уже в 90-х годах, после падения "железного занавеса" и краха коммунизма, ещё встречались молодые поляки, которые носили перстни-печатки, с рельефным изображением родового герба (для того, чтобы показать кто они).

В истории Европы только одна нация вела себя похожим образом. Испанская аристократия тоже была равной, хотя зажиточные гранды и идальго из славных семей Ламанчи, Астурии, Кастилии или Андалусии, нередко платили по счетам за мелкую и нищую богему востока - Арагона и Каталонии.

Слово «шляхта» происходит от средневерхненемецкого Geschlecht (род, порода), или от Schlaht (битва). Из немецкого языка в XIII веке оно вместе с многими другими терминами из области государственно-правовых отношений проникло сначала в чешский, а затем в польский язык. В Польше в XIII – XIV веках словом «шляхта» стали называть формирующееся в это время военно-служилое сословие.

С заключением в 1385 году Кревской унии и началом публикации первых земских привилеев этот термин распространился также и на территории Великого княжества Литовского (ВКЛ). Здесь в это время имели хождение другие термины для обозначения военно-служилого сословия, среди которых важнейшая роль принадлежала «боярам». В течении XV – XVI веков различные термины в государственно-правовых документах бытовали параллельно. Но по мере эволюции политического устройства ВКЛ и оформления шляхты как единого сословия произошла постепенная унификация терминологии.

Происхождение шляхетского сословия ВКЛ

В процессе становления шляхетского сословия на территории ВКЛ можно выделить несколько этапов. Первый соответствует периоду с середины XIII до конца XIV веков. В это время в продолжение традиции Древнерусского государства княжеские дружинники и воины, происходившие с территории Полоцкого, Туровского и Смоленского княжеств по-прежнему именовались «баляры», или «бояре». Со второй половины XIII века так же именовались дружинники великого князя литовского, а также дружинники удельных князей и даже крупных землевладельцев.

Батальная сцена на одной из миниатюр Радзивилловской летописи XV века

Принадлежность всех этих людей к общей группе определялась общей для всех обязанностью служить своему князю, что, в свою очередь, давало им права на получение от него кормлений и возможностей приобретения и держания земельной собственности. В состав этой категории входили лица различной социальной и имущественной принадлежности. Среди них были как потомки мелких литовских князей, а также старшей дружинной знати, являвшиеся богатыми наследными собственниками-вотчинниками своих земель, так и находящиеся в личной зависимости слуги князя, за службу получавшие от него стол, содержание, одежду, оружие и подарки, а также часть военной добычи.

Исследования показывают, что подавляющее большинство бояр по своему имущественному положению были людьми небогатыми. Как правило, они владели лишь небольшой усадьбой и одним-двумя зависимыми людьми-челядинами, или вовсе не имели своей земельной собственности.

Второй этап датируется временем между окончанием XIV и первой половиной XVI веков и связан с правовым оформлением военно-служилого сословия. Начало этому процессу было положено в 1387 году изданием великим князем литовским Ягайло первого земского привилея в ознаменование заключения Кревской унии с Польшей. В нем говорится, что воинская повинность в ВКЛ распространяется не только на «людей, носящих оружие, или бояр» (armigeri sive boyarines), но на всех мужчин, к этому способных.

Те из бояр, которые принимали католическую веру, а также их наследники, получали права владеть, держать, продавать, дарить, менять свои земли по собственной доброй воле. Жившие на этих землях крестьяне должны были выполнять в его пользу те повинности, которые полагалось выполнять в пользу князя. Они также освобождались от выполнения всех других принудительных работ, за исключением замковой повинности. Привилей гарантировал эти права как в отношении самих бояр и их прямых наследников, так и в отношении их вдов.

В 1413 году был издан Городельский привилей, адресатом которого являлись «паны, шляхтичи и бояре» (nobiles, barones, boyares) католического вероисповедания. Привилей подтверждал их старые владельческие права и предоставлял новые: занимать земские и придворные должности, участвовать в заседаниях великокняжеской Рады и в деятельности общих сеймов, распоряжаться доходами с полученных в качестве пожалований великокняжеских имений, т.е. те же права, которыми к тому времени уже пользовалась польские паны и шляхта. С целью укрепления боевого братства поляки даровали литовским боярам свои гербы. Семьи, пользующиеся одним гербом, рассматривались как родственники друг друга.

Хотя вышеназванные права предоставлялись первоначально лишь боярам-католикам, в результате междоусобной войны 1430 – 1434 годов в ВКЛ они оказались распространены также и на православных. Соответствующие решения были проведены в привилеях Ягайлы 1432 года и Сигизмунда Кейстутовича 1434 года.

Казимир IV Ягеллон, великий князь литовский в 1440 – 1492 годах, король польский в 1447 – 1492 годах

Закрепление привилегированного характера военно-служилого сословия ВКЛ произошло в привилее Казимира IV Ягеллона, изданном в 1447 году. В этом документе нашли подтверждения права бояр на земли и собственность, дарованные им предками Казимира, были гарантированы основные права на владение, наследование, продажу, залог и обмен имений. После смерти боярина его владения не могли быть конфискованы, а передавались его наследникам. Кроме того, дочери и родственницы бояр могли выходить замуж без ведома князя или его наместника.

Одним из важнейших положений привилея было освобождение живших во владениях бояр зависимых крестьян от уплаты любых повинностей в пользу государственной власти с передачей права на получение соответствующего дохода за их владельцем. На боярские владения распространялось также права судебного иммунитета, что делало их владельца единственным судьей для своих крестьян. Привилей подтверждал личную свободу и неприкосновенность бояр, гарантировал принцип личной ответственности при судебных конфликтах, предоставлял боярам ряд других привилегий, в том числе свободу выезда за границу для службы.

Права и обязанности шляхты

Правовое положение шляхетского сословия, созданное великокняжескими привилеями XIV – XVI веков и получившее окончательное оформление в Статутах ВКЛ 1529, 1566 и 1588 годов, резко отличалось от правового положения иных категорий населения. Шляхта могла владеть землей на правах личной собственности, имела право беспошлинно торговать продукцией своих имений, в том числе вывозить их за границу, была освобождена от выплаты таможенных пошлин на товары, приобретенные за границей для личного пользования, а также от всех других налогов и повинностей, кроме обязанностей несения военной службы во время войны и выплаты денежных средств на военные нужды, которые собирались по решению общего сойма.

Шляхтич имел право оставлять службу у одного магната и переходить к другому, а также свободно выезжать за пределы страны. Он сохранял свободу независимо от того, как долго находился на службе у того или иного магната или проживал на арендованной у него земле. В законодательных актах провозглашались неприкосновенность личности шляхтича, которого было нельзя заключить в тюрьму до суда. Судить его могли только равные ему другие шляхтичи. Только шляхта имела право занимать государственные должности и участвовать в заседаниях сойма. Для защиты общих интересов шляхта имела право объединяться в политические союзы-конфедерации.


Основным занятием для большинства шляхтичей в мирное время были охота, пиры и танцы, сформировавшие особый тип шляхетской культуры XVI – XVIII веков

Основной обязанностью шляхты являлась военная служба. В 1502 году на сейме в Новогородке было установлено, что каждый землевладелец должен переписать своих людей и списки отдать Великому князю под присягою, что ничего не утаил. С каждых десяти имевшихся у него служб (крестьянских дворов) шляхтич должен был выставить с собой ратника в «зброе» (вооруженного – прим. ред.), на коне и с копьем. Начиная с 1528 года ратник в полном вооружении должен был выставляться с каждых восьми служб. Кто имел только восемь, обязан был выезжать сам. В документах их называли «конные бояры, якия людей не маюць», или «пешая шляхта». У кого людей было меньше или совсем не было, должны были снаряжать воина вскладчину от соответствующего числа крестьянских дворов в их собственности.

Было установлено, что не явившийся к сроку на сборный пункт подвергается штрафу в 100 грошей, кто не выедет неделю спустя, теряет имение, а за дезертирство полагалась смертная казнь. В 1528 году было установлено, как должен быть снаряжен воин в походе: «на добром кони во зброи з древом, с прапором, на котором бы был панцер, прылъбица, меч, або корд, сукня цветная, павеза и остроги две». В том же году был составлен список, кто и сколько всадников по призыву к ополчению должен выставить. Наибольшее число воинов выставляли Виленское воеводство (3605 человек, из которых 466 всадников со всех своих имений должен выставить виленский воевода Гоштовт), Трокское воеводство (2861 человек, из которых трокский воевода выставлял 426 всадников), а также Жмудская земля (1839 человек, из них 371 всадника выставлял жемайтский староста). Общая численность посполитого рушения могла достигать 10 178 воинов.

Эти и другие данные переписей войск ВКЛ в 1528, 1565 и 1567 годах явно показывают огромную имущественную разницу между различными представителями одного сословия. В то время, когда крупные феодалы могли выставить в армию целые конные отряды, представители мелкой шляхты не имели даже положенного вооружения. По количеству выставленных шляхтой воинов их можно разделить их на пять основных категорий в зависимости от величины земельных владений. К первой группе относятся самые мелкие шляхтичи (1 всадник), затем мелкие (2 – 10 всадников), средние (11 – 50 всадников), крупные (60 – 100 всадников), магнаты (более 100 всадников).

Абсолютное большинство военнообязанных шляхтичей принадлежит к группе самых мелких и мелких землевладельцев. В 1528 году они составляли 2562 человек, или 81 процент всех шляхтичей, явившихся на смотр из белорусских поветов (уездов). При этом они выставляли 53,6 процента всех (3873) лошадей из белорусских поветов, или 10,5 % всех (19817) лошадей ВКЛ.

Категории шляхты

Наиболее заметной группой господствующего сословия являлась высшая знать, в состав которой вошли потомки удельных русских и литовских князей и старших дружинников, богатые вотчинники, и крупные землевладельцы, крупнейшие иерархи церкви. Примерно с середины XV века для ее обозначения в государственно-правовых актах начинает использоваться термин «паны». В Статутах ВКЛ и других документах выделяются следующие их категории:

  • «Паны радные» – высшая знать, представители которой занимали придворные должности и заседали в составе Рады ВКЛ;
  • «Паны хоруговные» – крупнейшие землевладельцы, выступавшие в поход под своими знаменами (хоругвами) во главе собственных отрядов;
  • «Панята» – богатые землевладельцы, выступавшие на войну под особой хоругвой в составе особого отряда, отдельно от поветового ополчения шляхты.

Как правило, панами-радой и панами хоруговными являлись представители одних и тех же семей. Во второй половине XVI века эта группа по польскому образцу стала называться «магнатами». «Попис войска ВКЛ» 1528 года насчитывал 23 магнатских рода, аналогичный документ 1567 года – уже 29 родов, каждый из которых владел более чем тысячей крестьянских дымов.


Магнаты Речи Посполитой первой половины XVII века. Фрагмент картины Томаша Долабеллы

На более низкой в сравнении с этой группой ступени находились «бояре-шляхта», или со второй половины XVI века – просто «шляхта», – которые также были внутренне весьма неоднородной группой. Ее костяк составляли средние и мелкие собственники, которые обладали хорошей оседлостью и владели одним или несколькими имениями с собственными землями и обрабатывавшими их зависимыми крестьянами. Они, как правило, имели наследственные гербы, или наделялись ими, получив шляхетство от короля. Впоследствии, в XVII – XVIII веках, эта группа получила название «фольварочной шляхты».

Еще ниже ступенью находилась наиболее многочисленная группа малоимущей шляхты, владевшей лишь 5 – 10 волоками земли (волока - 21,36 га), которые, при отсутствии зависимых крестьян, они обрабатывали собственными силами. Совершенно не отличаясь от крестьянства в имущественном плане, малоземельная шляхта пользовалась всеми основными привилегиями своего сословия и обладала характерной корпоративной культурой. Зачастую образовывались целые шляхетские поселения, так называемые «застенки» или «околицы», которые были обособлены от соседних крестьянских поселений. Их население известно как «застенковая», «околичная» или «загоновая» шляхта.

Наконец, в самом низу находилась безземельная шляхта («голота»), которая жила за счет аренды государственных или магнатских земель на условиях выплаты оброка («чиншевая шляхта»), или за счет службы («служилая шляхта»).


«Шляхтич на загроде равен воеводе». Небогатый шляхтич, рисунок XVIII века

Особенностью Великого княжества Литовского являлось наличие значительной по численности промежуточной группы, занимавшей положение между шляхтой и крестьянами. Таким промежуточным статусом, например, обладали «панцирные бояре», или «панцирные слуги», набиравшиеся из вольных людей, крестьян и мещан и селившиеся в пограничных с Московской державой районах. На условиях бесплатного пользования наделами и рядом других привилегий они должны были участвовать в походах «с имений своих поспол (наравне – прим. ред.) с бояры», а также нести пограничную и гарнизонную службу. Между походами они должны были подчиняться местному каштеляну.

Другой подобной группой являлись «путные бояре» («путные слуги», «сельские путники»), выполнявшие «путную службу», т.е. поездки по поручениям администрации и за это получавшие аналогичные права пользования полученным от Великого князя земельным наделом. Пока границы шляхетского сословия оставались открыты, эти военнообязанные крестьяне часто стремились, – и в большинстве случаев им это действительно удавалось, – попасть в его ряды. Известны, однако, и противоположные случаи, когда бояре-слуги, которые не могли выполнять свои обязанности, переводились в категорию зависимых крестьян.

Литература:

  • Любавский М.К. Очерк истории Литовско-Русского государства до Люблинской унии включительно. – Мн.: Беларуская навука, 2012, – 397 с.
  • Лойка П. А. Шляхта беларускіх зямель у грамадска-палітычным жыцці Рэчы Паспалітай другой паловы ХVІ – першай трэці ХVІІ ст. – Мн., 2002. – 99 с.
  • Саганович Г. М. Войска Вялікага Княства Літоўскага ў ХVІ – ХVІІ ст. – Мн.: Навука i тэхнiка, 1994. – 79 с.
  • Селицкий А. И. Польская шляхта в социально-правовой системе Российской империи // Поляки в России: XVII – XX вв.: Материалы Международной научной конференции. – Краснодар: «Кубань», 2003. – с. 105–128.
  • Грицкевич А.П. Формирование феодального сословия в Великом княжестве Литовском и его правовые основы (ХV – ХVІ вв.). // Первый Литовский Статут 1529 г. Вильнюс, 1982.
  • Грыцкевiч А.П. Шляхта. // Энцыклапедыя гiсторыi Беларусi, т.6, кн. 2. – Мн.: Беларуская энцыклапедыя, 2003. – с.220 – 223.
  • Грыцкевiч А.П. Баяры. // Энцыклапедыя гiсторыi Беларусi, т.1. – Мн.: Беларуская энцыклапедыя, 2003. – с.338.
  • Ткачоў М. А. Баяры панцырныя. // Энцыклапедыя гiсторыi Беларусi, т.1. – Мн.: Беларуская энцыклапедыя, 2003. – с.339.
· 29.05.07

Шляхта - это высшее сословие в феодальный период истории Речи Посполитой. В то время шляхта имела большое значение и, собственно, управляла государством. Само название пришло к нам из из Чехии, в Чехию - из Германии. В переводе со старонемецкого шляхта - значит благородные, свободные, вольные. Хотя некоторые исследователи считают, что название произошло от немецкого слова schlacht - сражение, битва. Но я все-таки склоняюсь к первой версии. Шляхтичи - это не те московские богатые и влиятельные бояре, о которых мы сразу вспоминаем.

Шляхтичи - это средние и мелкие землевладельцы. У некоторых шляхтичей были крестьяне, у других - не было. Но в любом случае это были вольные люди, и они ходили на войну - защищали родину. Это важный момент - в Польше основную силу войска составляла именно шляхта. Горожане брали в руки оружие лишь изредка - когда их осаждали, а крестьяне поднимались на борьбу только в самом крайнем случае - если нужно было немедленно дать отпор врагу. Шляхта никогда не была однородной. Некоторые шляхтичи были очень богаты, другие располагали более скромными средствами. Была, наконец, мелкая шляхта, которая сама трудилась на земле. Шляхетство передавалось по наследству, хотя изредка могли производить в шляхту свободных крестьян, которые участвовали в сражениях. Важно подчеркнуть, что, в отличие от других государств, наша шляхта была очень многочисленной, поскольку страна постоянно воевала. Нас осаждали со всех сторон: то крымские татары, то крестоносцы, то московские завоеватели, то шведы.

В некоторых регионах шляхта составляла 10-12% населения. В то время в России дворянство составляло всего лишь 1%. После наполеоновских войн управление Королевством Польским, Венский Конгресс передал русскому царю. А в 1815 же году большая часть Польши была присоединена к России естественно, российские власти относились к шляхте настороженно. Тем более, что шляхта постоянно поднималась на восстания - за независимость, за свои сословные права, которые Российская империя пыталась отнять. Шляхтичи же были избирателями, они баллотировались в сеймы по поветам, в Российской империи этого не было. В конце ХVIII и в ХIХ веках шляхта три раза поднимала восстания - в Польше, Беларуси и Литве. Это знаменитое восстание Тадеуша Костюшко 1794 года, восстание 1831 года и восстание 1863 года. Шляхте в отличее от крестьян было за что бороться. Какой бы ни очень велика дистанция между магнатами и простыми шляхтичами, которые сами работали на земле.

Юридически все они были равны. Радзивиллы, заигрывая с избирателями, называли их “пане-браце”. Магнаты всегда были вынуждены считаться с простыми шляхтичами. Вся шляхта (и бедная, и богатая) - очень гордая: чуть что - поднимала восстания. И, кстати, было у шляхты такое право: право вооруженного сопротивления власти, если та действует антизаконно. В советские времена шляхту было принято высмеивать. Школьная хрестоматийная литература представляла шляхтича глупым, надутым и заносчивым.

Отношение было резко отрицательным. По-другому и быть не могло. У шляхтичей - земля, у шляхтичей - крестьяне. С точки зрения классового подхода, шляхтичи - враги и угнетатели. С другой стороны - всегда был повод относиться к шляхте с некоторой иронией. Ведь значительная часть шляхты была небогата, но наделена всеми правами. Естественно, повышенное самомнение шляхтича иногда представлялось в несколько комичном свете. Но небогатые шляхтичи никогда не выглядели, как бедняки!

Мемуарист Ежи Китович писал: даже бедный шляхтич, когда едет на поле и везет “угнаенне”, втыкает в “угнаенне” саблю. Саблю, видите ли, могли носить только шляхтичи. И все понимали, что едет шляхтич, а не мужик. Заметьте, уже тогда иронизировали по поводу шляхты. Да, был гонор, была самоирония, но было и благородство, было понимание того, что надо соответствовать принадлежности к высшему сословию - быть вежливыми, культурными, внимательными к женщинам, например шляхтич просто обязан был уважительно относиться к жене. Иначе общество осудило бы и отвергло его. Шляхтич не должен совершать поступков, которые бросали бы тень на репутацию. Даже бедная шляхта старалась дать детям образование.

Комментарии

Шляхта, а не название, к нам пришла из Польши (Речи Посполитой). Это были польские помещики, а малороссы были у них холопами. Кое-кого из богатых малороссов поляки, конечно, произвели в шляхту, но это были единицы. К какой бы версии не склонялся автор, но перевод слова Шля́хта: (Szlachta от древневерхненемецкого slahta - род, либо Schlacht - сражение), а не благородный, свободный, вольный)))