Объясните почему климат межгорных котловин отличается повышенной. Климат Южной Сибири. Распределение суши и моря

Характеризуя свою лирику, Есенин говорил: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве».
И действительно, каждая строчка стихов Есенина проникнута горячей любовью к родине, а родина для него неотделима от русской природы и деревни. В этом сплаве родины, русского пейзажа, деревни и личной судьбы поэта состоит своеобразие лирики С. Есенина.
В дореволюционных стихах поэта звучит боль за свою нищую родину, за этот «заброшенный край». В стихотворениях: «Запели тесаные дроги...», «Гой ты, Русь, моя родная» поэт говорит, что любит до «радости и боли» «озерную тоску» своей родины. «Но не любить тебя я научиться не могу!» - восклицает он, обращаясь к Руси.
Любовь поэта к родине родила и такие проникновенные строки:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
Великую Октябрьскую социалистическую революцию Есенин встретил радостно, но с определенными сомнениями и колебаниями; как он сам говорил: «Принимал все по-своему с крестьянским уклоном».
Не зная марксистско-ленинской теории, Есенин представлял себе социализм как некий мужицкий рай, неизвестно кем и как созданный в его любимой, нищей и убогой, безграмотной и забитой крестьянской России. Он считал, что раз произошла революция, то подавай каждому «избу новую, кипарисовым тесом крытую», подавай каждому по первому желанию «ковш золотой с брагою».
А в стране не угасал огонь гражданской войны, терзали родину интервенты, разруха и голод делали свое дело. Поэт видел опустевшие села, незасеянные поля, черные паутины трещин на опаленной засухой земле, и сердце его сжималось от боли.
А потом надо было залечивать раны, ломать старый уклад деревенской жизни, посадить крестьянство на «железного коня». Видя все это, Есенин с горечью восклицал:
Россия! Сердцу милый край!
Душа сжимается от боли!
Испытывая острое разочарование, Есенин начинает проклинать «железного коня» - город с его индустрией, который несет гибель милой сердцу поэта деревне, начинает оплакивать старую, уходящую Русь.
Тревожные размышления поэта, которому казалось, что революция принесла крушение его милой деревне, нашли отражение в стихотворении «Сорокоуст».
Мучительным был для Есенина разрыв с прошлым. Не сразу он мог понять то новое, что входило в жизнь страны. В этом заключалась та тяжелая душевная драма, о которой писал поэт в стихотворении «Русь уходящая».
Старая деревня доживала свои последние дни. Есенин это чувствовал, понимал, и ему порой начинало казаться, что вместе с ней доживает свой срок и он.
Заграничная поездка заставила поэта другими глазами посмотреть на свою страну, по-новому оценить все, что в ней происходит. Он, по его словам, «еще больше влюбился в коммунистическое строительство».
Посетив родное Константиново в 1924 г. после возвращения из- за границы, Есенин увидел, какие изменения там произошли. Об этом он пишет в стихотворении «Русь советская».
Поэт вернулся в страну своего детства и с трудом узнал ее. Ему казалось, что гибель идет на деревню, жизнь кончается, но видит
там совсем иное: мужики обсуждают свою «жись». Оказывается, жизнь не кончена, она повернулась в другое русло, ее уже трудно догнать. Вместо прежних отчаянных стонов, вместо заунывно-тоскливого отпевания рождаются новые мотивы. И хотя он, поэт, в этой жизни места себе не находит, и ему очень горько от этой мысли. Он принимает эту жизнь и прославляет новую.
Поэту, конечно, обидно, что его песни в новой деревне не поют. Он испытывает горькое чувство обиды за то, что в родных местах он словно иностранец, но эта обида уже на самого себя. Сам виноват, что не пел новых песен, сам виноват, что его в деревне не принимают за своего, родного.
Однако в том и состоит величие Есенина, что он смог возвыситься над личной судьбой, не утратил перспективу развития.
Поэт чувствует, что у новых людей иная жизнь и все-таки благословляет ее независимо от своей личной судьбы.
Стихотворение заканчивается светлыми строками, обращенными к молодежи, к будущему родной страны.
Еще более определенно заявляет Есенин о своих новых взглядах в стихотворении «Неуютная жидкая лунность». Уже не Русь уходящую, а Русь советскую хочет воспевать поэт.
Ему теперь уже не милы «лачуги», «песни таежные», «очажный огонь», потому что все это связано с нашей Россией, с «бедностью полей». Он хочет видеть Русь «стальную», уже предвидит мощь родной страны.
Есенин пропел свою песнь о России, без своего народа он не мыслил жизни, творчества.
Мужественная, самозабвенная любовь к родине помогла Есенину находить свой путь к большой правде века.

Методическая разработка урока литературы на тему:

« Чувство Родины – основное в моем творчестве…»

Честных Валентина Юрьевна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №7

г. Мичуринск

1 Учитель. Как вы уже поняли, урок у нас сегодня несколько необыч­ный. Он посвящается Сергею Есенину, и сегодняшний наш урок, урок - памяти, урок-концерт.

К уроку я даю задание. По ходу урока у вас должен родить­ся план, по которому можно написать сочинение-миниатюру, а посколь­ку мы говорим о поэзии, то пункты плана могут быть строчками стихов.

2 На другой части доски записаны слова “В словарь”.

Здесь даны слова, которые встретятся вам по ходу урока и правопи­сание и значение которых надо запомнить.

В словарь : Русь, Россия, Родина, "страна березового ситца", "поэт золотой бревенчатой избы", метафора.

Метафора - художественный прием, основанный на сходстве явлений действительности.

3 Учитель. Две даты:3 октября 1895 года - 28 декабря 1925 года. Первая дата - дата рождения, вторая - смерти поэта. 30 прожитых поэтом лет... много это или мало? В Закавказье, где Есенин не раз бывал, в старину говорили: 30 лет человек должен учиться, 30 -путешествовать и 30 - писать, рассказывая людям все, что он уви­дел, узнал, понял.

Есенину было отпущено в три раза меньше. Его судьба -подтверждение другого старого изречения: «Жизнь ценится не за длину». «Ведь я мог дать не то, что дал,» - признавался поэт неза­долго до гибели. Но и то, что он дал, - это очень много, это це­лый мир, он живет, движется, переливается, всеми цветами радуги. /обращает внимание учащихся на выставку книг поэта/.

То, что создал поэт - это целый мир, это задушевная песнь о великом и вечном - о России.

Чтец: Гой ты, Русь моя родная,

Хаты - в ризах образа...

Не видать конца и края –

Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой

кроткий Спас.

И гудит за корогодом

На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке

На приволь зеленый лех,

Мне навстречу, как сережки,

Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:

Кинь ты Русь, живи в раю!"-

Я скажу: "Не надо рая,

Дайте родину мою".

Учитель. Сергей Александрович Есенин родился в селе Константинове Рязанской области, в крестьянской семье. Детство поэта прошло у родителей матери. «Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драгуном и ходил всегда в царапинах, вспоминал он в 1925 году в автобиографии. Эти воспомина­ния нашли и поэтическое отражение в его творчестве.

Чтец: Худощавый и низкорослый,

Средь мальчишек всегда герой,

Часто, часто с развитым носом

Приходил я к себе домой...

И теперь вот, когда простыла

Этих дней кипятковая вязь,

Неспокойная, дерзкая сила

На поэмы мои пролилась.

Золотая словесная груда,

И над каждой строкой без конца

Отражается прежняя удаль

Забияки и сорванца.

Учитель. Из автобиографии поэта: "Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16-1? годам Дальше поэт рассказывает о его встрече с А.Блоком. "Когда я смот­рел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта”. А.Блок явно заинтересовался молодым стихотворцем, его несомненным талантом. В дневнике он записал:"9 марта 1915 года ДНЁМ У меня был рязанский парень со стихами. Стихи свежие, чистые голосистые..."*

Запели тесаные дроги,

Бегут равнины и кусты.

Опять часовни на дороге

И поминальные кресты.

Опять я теплой грустью болен

От овсяного ветерка

И на известку колоколен

Невольно крестится рука.

О Русь - малиновое поле

И синь, упавшая в реку,-

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску

Холодной скорби не измерить,

Ты на туманном берегу.

Но не любить тебя, не верить

Я научиться не могу.

И не отдам я эти цепи,

И не расстанусь с долгим сном

Когда звенят родные степи

Молитвословным ковылем

Учитель. Родина, Россия была, для Есенина началом всех начал. Даже имя ее он произносил с восхищением: "Россия... Какое хорошее слово... и «роса, и сила", и синее что-то»...

О Русь - малиновое поле

И синь, упавшая в реку...

Это им сказано: "Нет поэта без Родины” для нее берег в заветные эпитеты. Слово "Русь" было для него любимой

Русь моя, деревянная Русь! Я один твой певец и глашатый, Звериных стихов моих грусть Я кормил резедой и мятой.

О пашни, пашни, пашни, Коломенская грусть, На сердце день вчерашний, А в сердце светит Русь...

Учитель. Есенин - поэт-патриот. Он часто повторял: "Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моем творчестве.

Чтец: Спит ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой свежести полынь. Никакая родина другая Не вольет мне в грудь мою теплынь. Знать, у всех у нас такая участь, И,пожалуй, всякого спроси - Радуясь, свирепствуя и мучась, Хорошо живется на Руси. Свет луны, таинственный и длинный, Плачут вербы, шепчут тополя. Но никто под окрик журавлиный Не разлюбит отчие поля. И теперь, когда вот новым светом И моей коснулась жизнь судьбы, Все равно остался я поэтом Золотой бревенчатой избы...

Учитель. Есенин считал себя певцом русской деревни, продолжа­телем традиций крестьянской поэзии. Он с болью восп­ринимал перемены, происходящие в русской деревне, ему жаль было Русь уходящую.

Край ты мой заброшенный,

Край ты мой, пустырь,

Сенокос некошенный

Лес да монастырь.

Избы забоченились,

А и всех-то пять

Крыши их запенились

В заревую гать.

Под соломой - ризою

Выструги стропил,

Вечер плесень сизую

Солнцем окропил.

В окна бьют без промаха

Вороны крылом,

Как метель, черемуха

Машет рукавом.

Уж не сказ ли в прутнике

Жисть твоя и быль,

Что под вечер путнику

Нашептал ковыль

Учитель. В стихах Есенина запечатлен прекрасный облик нашей Родины и тогда, когда

Нивы сжаты, рощи голы, От воды туман и сырость. Колесом за сини горы Солнце тихое скатилось...

и тогда, когда она превращается в

Несказанное, синее, нежное... Тих мой край после бурь, после гроз, И душа моя - поле безбрежное -Дышит запахом меда и роз...

4 Учитель. С Годиной связана лучшая метафора Есенина - "страна березового ситца ” . Природу России Есенин всегда восп­ринимал чутким сердцем русского человека, очеловечивал ее."Спит черемуха в белой накидке","Словно белою косынкой, подв-залася сосна ” , "Отговорила роща золотая березовым, веселым языком" Песня "Отговорила роща золотая

Ведущий. Русская природа как бы разделяет с поэтом радость и

горе, остерегает, вселяет в него надежду, плачет над его несбывшимися мечтами. Выражение чувств через

явления природы - одна из самых характерных особенностей есенинской лирики.

Чтец: Клен ты мой опавший, клен заледенелый,

Что стоишь нагнувшись под метелью белой?

Или что увидел? Или что услышал?

Словно за деревню погулять ты вышел.

И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,

Утонул в сугробе, приморозил ногу.

Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,

Не дойду до дома с дружеской попойки.

Там вон встретил вербу, там сосну приметил.

Распевал им песни под метель о лете

Сам себе казался я таким же кленом,

Только не опавшим, а вовсю зеленым.

И, утратив скромность, одуревши в доску,

Как жену чужую, обнимал березку.

Учитель. По ритмике стихи Есенина очень близки русским народ­ным песням. Они очень напевны, мелодичны. И не случай­но на музыку положены многие стихотворения поэта. Лири­ческий герой его поэзии необычайно близок лирическому герою народ­ных песен ощущением нерасторжимой связи с родной природой и с тем жизненным укладом деревни, который нашел отражение в произведени­ях русского фольклора.

ПЕСНЯ". "Не жалею, не зову, не плачу... ”

Учитель. О жизни Есенина написаны тысячи статей и книг. И все-таки о жизни поэта, о его думах и переживаниях никто и никогда не расскажет так полно, глубоко и впечатля­юще, как это сделал он сам. Его лирическая повесть о себе и своем времени предельно искренна и правдива. К себе он был беспощаден: «себя вынимал наиспод". Деревенский мальчик, желтоволо­сый, с голубыми глазами, который впервые "схлестнулся" с рифмой и сказал себе:"Всю душу выплесну в слова". Кудрявый и веселый юноша бросающий со сцены упругие и размашистые слова:"Взвихренной кон­ницей рвется к новому берегу мир". Человек, потерявший опору под ногами, растерянно взирающий на движение жизни: ...Куда несет нас рок событий..." Зрелый мастер, ясно сознающий свое призвание: "Хочу я быть певцом и гражданином". Образ поэта живет, движется, меняется, приобретая все новые и новые черты. Не случайно его за­метка "О себе", помеченная октябрем 25 года, заканчивается слова­ми: "Что касается остальных биографических сведений - они в моих стихах"."...Я наверно, навеки имею нежность грустную русской ду­ши”, - сказал он однажды. Прочитайте его стихотворения разных лет и вы не сможете не согласиться с поэтом, многие его стихи отмече­ны такими задушевными интонациями, что, кажется, писались они са­мой нежностью:

Милая, добрая, старая, нежная,

С думами грустными ты не дружишь,

Слушай - под эту гармонику снежную

Я расскажу про свою тебе жизнь,.

Стихи, обращенные к матери! Сколько русских поэтов прикасались к этой священной теме, и тол г ко, пожалуй, Некрасову да Есенину уда­лось со всей непосредственностью и теплотой передать в стихах неизбывчивость сыновнего чувства к матери. О первом чтении Есениным стихотворения "Письмо к матери” вспоминает писатель Иван Евдокимов". Помню, как по спине пошла мелкая, холодная оторопь, когда я услышал:

Пишут мне, что ты, тая тревогу, Загрустила шибко обо мне, Что ты часто ходишь на дорогу В старомодном ветхом шушуне.

Я искоса взглянул на него: у окна темнела чрезвычайно грустная и печальная фигура поэта...

Я вернусь, когда раскинет ветви По-весеннему наш белый сад.

Ты жива еще, моя старушка? Жив и я. Привет тебе, при в е т! Пусть струится над твоей избушкой Тот вечерний несказанный свет. Пишут мне, что ты, тая тревогу, Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне. И тебе в вечернем синем мраке Часто видится одно и то же: Будто кто-то мне в кабацкой драке Саданул под сердце финским нож. Ничего, родная! Успокойся, Это только тягостная бредь. Не такой уж горький я пропойца, Чтоб тебя не видя, умереть. Я по-прежнему такой же нежный И мечтаю только лишь о том, Чтоб скорее от тоски мятежной Воротиться в низенький наш дом. Я вернусь, когда раскинет ветви По весеннему наш белый сад. Только ты меня уж на рассвете Не буди, как восемь лет назад Не буди того, что отмечалось, Но волнуй того, что не сбылось,- Слишком раннюю утрату и усталость Испытать мне в жизни привелось. И молиться не учи меня. Не надо! К старому возврата больше нет. Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет. Так забудь же про свою тревогу, Не грусти так шибко обо мне. Не ходи так часто на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

Учитель. Стихотворения Есенина о любви обладают большой притя­гательной силой. В них запечатлено человеческое стра­дание, вызванное то жаждой любви, то сознанием ее не­полноценности, то стремлением к ее торжеству. Очень сложная гамма эмоций сопровождает это страдание. В 1924-1925 годах на Кавказе Есенин написал изумительный цикл лирических стихотворений «Персидские мотивы».

Шаганэ ты моя, Шаганэ! Потому, что я с севера, что ли, Я готов рассказать тебе поле, Про волнистую рожь при луне Шаганэ ты моя, Шаганэ. Потому, что я с севера, что ли, Что луна там огромней в сто раз, Как бы ни был красив Шираз, Он не лучше рязанский раздолий Потому, что я с севера, что ли. Я готов рассказать тебе поле, Эти волосы взял я у ржи, Если хочешь, на палец вяжи - Я нисколько не чувствую боли. Я готов рассказать тебе поле. Про волнистую рожь при луне По кудрям ты моим догадайся. Дорогая, шути, улыбайся, Не буди только память во мне Про волнистую рожь при луне. Шаганэ ты моя, Шаганэ! Там, на севере, девушка тоже, На тебя она страшно похожа, Может, думает обо мне... Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Учитель. О животных, о "братьях наших меньших" поэт рассказывал с неизменной нежностью. С животными поэта роднило ему самому свойственное простодушие и незащищенность. Отра­жение своеобразных взглядов на мир животных можно найти во многих его стихотворениях: "Корова 11 , "Песнь о собаке", "Лисица", "Лебедушка" ""Поет зима, аукает..." В этих стихах Есенин признается:» Для зверея приятель я хороший","Каждый стих мой душу зверя лечит","Звери, звери, придите ко мне в чашки рук моих злобу выплакать".Есть у Есени­на стихотворение - "Собаке Качалова*". Придя в гости к великому ар­тисту, поэт сразу же подружился с его собакой Джимом. Вот как об этом вспоминает сам артист Василий Иванович Качалов:"и отыграл спектакль, прихожу домой. Поднимаюсь по лестнице и слышу радост­ный лай Джима...Тогда Джиму было всего четыре месяца. Я вошел и увидел Есенина и Джима - они уже познакомились и сидели на диване вплотную прижавшись друг к другу. Есенин одной рукой обнял Джима за шею, а в другой держал его лапу и хриплым баском приговаривал: "Что это за лапа, я сроду не видал такой 1 ". Джим радостно взвиз­гивал, стремительно высовывал голову из подмышки Есенина и лизал его лицо... Через несколько дней Есенин опять пришел в дом к Качалову и вручил стихи, посвященные Джиму.

Дай, Джим, на счастье лапу мне,

Такую лапу не видал я сроду.

Давай с тобой полаем при луне

На тихую, бесшумную погоду.

Дай, Джим, на счастье лапу мне.

Пожалуйста, голубчик, не лижись.

Пойми со мной хоть самое простое.

Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,

Не знаешь ты, что жить на свете стоит

Хозяин твой и мил и знаменит,

И у него гостей бывает в доме много,

И каждый, улыбаясь, норовит

Тебя по шерсти бархатной потрогать.

Ты по-собачьи дьявольски красив,

С такою милою доверчивой приятней.

И, никого ни капли не спросив,

Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.

Мой милый Джим, среди твоих гостей

Так много всяких и не всяких было.

Но та, что всех безмолвней и грустней,

Сюда случайно вдруг не заходила?

Она придет, даю тебе поруку

И без меня, в ее уставясь взгляд,

Ты за меня лизни ей нежно руку

За все, в чем был и не был виноват.

Учитель. Время Есенина - время крутых поворотов в истории России. Оно отмечено и пожарами мировой войны, и крушением," . самодержавия в февральские дни 1917 года, и октябрьским залпом "Европы". Поэт пытался разобраться в проис­ходящем: "Учусь постигнуть в каждом миге Коммуной вздыбленную Русь". Ему до боли в сердце жаль разрушенную гражданской войной страну, ее русские деревни:

Россия! Сердцу милый край!

Душа сжимается от боли.

Уж сколько лет не слышит поле

Петушье пенье, песней лай.

Уж сколько лет наш тихий быт

Утратил мирные глаголы

Как оспой, ямами копыт

Изрыты пастбища и долы, Немолчный топот, громкий стон, Визжат тачанки и телеги Ужель я сплю и вижу сон, Что с копьями со всех сторон Нас окружают печенеги?

Учитель. Прекрасно понимая необходимость перемен в России, но ж не принимая разрушения и разорения русской земли, ее деревень, поэт всю жизнь мучился от своих противоречий,

Чтец: Я человек не новый!

Что скрывать?

Остался в прошлом я одной ногою, Стремясь догнать стальную рать, Скольжу и падаю другою,

Учитель. Завершающее место в лирике Есенина занял цикл стихот­ворений, написанных в декабре 1925 года, который условно называют "зимним", так как в нем преобладает

зимним ландшафт, но это только внешний, чисто зрительный признак.

Главное же здесь - воспоминания поэта о своей жизни.

Чтец: Снежная равнина, белая луна

Саваном покрыта наша сторона.

И березы в белом плачут по лесам.

Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?

Учитель. Поэт осмысливает свою жизнь, констатирует необратимость времени и неизбежность смерти.

Чтец: Синий туман. Снеговое раздолье, Тонкий лимонный лунный свет. Сердцу приятно с тихою болью Что-нибудь вспомнить из ранних лет

Учитель. "Тихая боль"* с такой силой вонзилась в сердце поэта, что при чтении этих стихов он едва сдерживал слезы. «Начал читать» Синий туман… Снеговое раздолье...,»- рассказывает Грузинов. - Вдруг остановился - никак не мог прочесть заключительные восемь строк этого вещего стихотворения... Его охватило волнение. Он не мог произнести ни слова.. Его душили сле­зы. Прервал чтение. Через несколько мгновений овладел собой. С трудом дочитал до конца последние строки»..

Чтец: Все успокоились, все там будем,

Как в этой жизни радей не радей, -

Вот почему так тянусь я к людям,

вот почему так люблю людей.

Вот отчего я чуть-чуть не заплакал

И, улыбаясь, душой погас, -

Эту избу на крыльце с собакой

Словно я вижу в последний раз.

Пусть на окошках гнилая сырость,

Я не жалею и я не печален.

Мне все равно та жизнь полюбилась,

Так полюбилась, как будто вначале.

Жить нужно легче, жить нужно проще, Все принимая, что есть на свете. Вот почему, обалдев, над рощей Свищет ветер, серебряный ветер.

Учитель. «Зимний цикл» - последний аккорд есенинской лирики. Прозвучал он в самый канун рокового спада сил, кото­рый кончился для поэта трагически. Времени на жизнь оставалось совсем не много.

Чтец: Мне осталась одна забава:

Пальцы- в рот - и веселый свист,

Прокатилась дурная слава,

Что похабник я и скандалист.

Ах! Какая смешная потеря!

Много в жизни смешных потерь.

Стыдно мне, что я в бога, не верил

Горько мне,- что не верю теперь.

Золотые далекие дали

Бее сжигает житейская мреть

И похабничал я и скандалил Для того, чтобы ярче гореть.

Учитель. На смену плодотворному периоду литературной деятель­ности Есенина, на смену радостным, светлым дням его жизни пришла полоса душевного кризиса. Еще в феврале 1923 года, будучи в Берлине, Есенин пишет письмо Александру Бори­совичу Кумкову, поэту, знакомому Есенину по имажинистскому круж­ку. Вот выдержки из письма, ярко иллюстрирующие состояние поэта: "... тоска смертная, невыносимая, чую себя здесь чужим и ненужным а. как вспомню Россию, вспомню, что таи ждет меня, так и возвра­щаться не хочется."Помню, мне законному сыну российскому в своем государстве пасынком быть. А теперь злое уныние находит на меня".

Много передумал и перечувствовал Есенин в то время. Уже началась травля крестьянских поэтов, которая привела к вычерки­ванию из жизни сначала Алексея Ганина, позже - Сергея Клычкова, Николая Клюева... Одинок и неприкаян был Есенин в последние меся­цы перед гибелью. Все это осложнилось физическим нездоровьем поэ­та. Ослабленный болезнью, издерганный поет не выдержал очередно­го приступа депрессии, в Ленинграде, в гостинице. "Англетер",ночью 27 декабря поэт ушел из жизни. Покончил ли он с собой или это было преднамеренное убийство?- Нет пока точного ответа на этот вопрос.

Весть о гибели поэта тяжкой болью отозвалась в сердцах миллионов людей. Она быстро распространилась по стране. В газетах печатались портреты Есенина з траурной рамке, его прощальное сти­хотворение.

Чтец: До свиданья, друг мой, до свиданья.

Милый мой, ты у меня в груди.

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки и слова,

Не грусти и не печаль бровей,-

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.

Чтец: В маленькой мертвецкой у окна Золотая голова на плахе; Полоса на шее не видна - Только кровь чернеет на рубахе Вкруг, на лавках, в полутемноте, Простынями снежными белея,- 19 неподвижных тел - Ледяных товарищей Сергея. Я присел на чей-то грубый гроб И гляжу туманными глазами, Подавляя слезы и озноб, Застывая и давясь слезами. За окном пустынный белый двор. Город спит. Но спят ли те, кого Эта весть по сердцу полоснула,- Что не стало более его, Что свирель ремнем перехлестнула? Нет, не спят...Пускай темны дома, Пусть закрыты на задвижки двери, Там, за ними - мечутся впотьмах Раненные ужасом потери... Там не знают, где бесценный труп, Тело ненаглядное, родное; И несчетность воспаленных губ Хрипло шепчет имя дорогое,.. В ледяной мертвецкой у окна Золотая голова на плахе; Полоса на шее не видна; Кровь, и - лист, приколотый к рубахе.

Есенина. По Никитскому бульвару траурный кортеж нап­равился на Страстную площадь, к памятнику Пушкину.

Трижды вокруг памятника был обнесен гроб с телом Есенина, симво­лизируя живую связь народных поэтов России, Затем путь лежал на Ваганьковское кладбище.

Несметное число людей шло за гробом Есенина. Со дня похорон Некрасова в Петербурге - почти полвека - Россия не видела такого

величественного прощания народа с поэтом!

Чтец: Да кто ж так до сердца проймет?

Да кто же плакать так заставит? Да кто ж "так Русь свою поймет И сгоряча бел свет оставит? Уже водица мерзнет в сенях. Опять октябрь...Грусть деревень... Вспахали зябь...Сергеев день... Хоть годы - счастливы, быстры, Есенин... Это имя в сердце- носим, В помин его летят листы Со всех, берез русоволосых! Заплакав, гуси даль пронзают. Звенит осинник в синь дождей. И в честь его себя сжигают Рябины по России всей!

Чтец: Есенинское небо над Россией

Раскинулось, как голубой шатер,

А е поле василек хрустально-синий

Ведет с ромашкой звонкий разговор.

Звенит листвою изумрудной лето,

Звучат незримые колокола,

Березы - сестры русского рассвета -

Сбежались у околицы села.

В них жажда жить до трепета, до дрожи,

Им повезло - он здесь бродил в тиши.

На их коре, на их шершавой коже -

Тепло его ладоней и души.

И многоцветье, близко и вдали,

Как во поле колышутся колосья

России всей и всей большой земли.

Он видел, как ложится синий вечер

Пушистой шалью на плечи села!

И в ельнике горели свечи,

И в городе земля его звала...

Он так любил, что мы забыть не в силах

Тоску поэта, радость и печаль,

Ведь главная любовь его - Россия -

Земля добра и голубая даль.

И в дом его со ставнями резными

По-прежнему мы входим не дыша.

Сергей Есенин-то не просто имя,-

России стихотворная душа.

Учитель. Вот и прошел урок. Конечно, за один урок невозможно полно охватить творчество поэта, но мне хо­чется сказать огромное спасибо всем, кто сегодня помо­гает мне в проведении этого урока, кто душой и сердцем окунулся в те годы.

И в заключении послушайте отрывок из рассказа В.Астафьева «Есенина поют»/если останется время./

4 Подведение итога : 1. Объявление оценок за чтение стихов.

2.Проверка составленного плана по материалу урока \2-3обучающихся читают свои планы,преподаватель проверяет эти планы

3. Проецируется на доске "возможный вариант плана, записанный на кадоскопе /если потребуется/.

1. "Нет поэта без Родины".

2. "Чувство Родины-основное в моем творчестве".

3. "Письмо матери".

4. "Персидские мотивы".

5. "Время крутых поворотов в истории России?

6. "Сергей Есенин-то не просто имя...»

5 Домашнее задание.

1. Написать сочинение – миниатюру “Что я знаю о Сергее Есенине? ”

2. Наизусть стихотворение С. Есенина.

3. стр. 203-221 В. Журавлев.

Литература, использованная на уроке:

    Избранные стихи С.Есенина, В.Князева, Т.Смертиной, Т. Зубковой.

    Материалы журнала «Литература в школе»

    «Затеси» В.Астафьева\. – М, 2000

    К.Воронцовой «Мой край, задумчивый и нежный!», - М, 2005

    Ю.Прокушев «Сергей Есенин, Образ. Стихи. Эпоха», - М, 2008

Образ России в творчестве Есенина

1. Чувство родины - основное в творчестве Есенина

Характеризуя свою лирику, Есенин говорил: “Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве”.

И действительно, каждая строчка стихов Есенина проникнута горячей любовью к родине, а родина для него неотделима от русской природы и деревни. В этом сплаве родины, русского пейзажа, деревни и личной судьбы поэта состоит своеобразие лирики С. Есенина.

В дореволюционных стихах поэта звучит боль за свою нищую родину, за этот “заброшенный край”. В стихотворениях: “Запели тесаные дроги...”, “Гой ты, Русь, моя родная,” поэт говорит, что любит до “радости и боли” “озерную тоску” своей родины. “Но не любить тебя я научиться не могу!” - восклицает он, обращаясь к Руси. Любовь поэта к родине родила и такие проникновенные строки:

Если крикнет рать святая:

“Кинь ты Русь, живи в раю!”

Я скажу: “Не надо рая,

Дайте родину мою”.

Великую Октябрьскую социалистическую революцию Есенин встретил радостно, но с определенными сомнениями и колебаниями; как он сам говорил: “Принимал все по-своему с крестьянским уклоном ”.

Не зная марксистско-ленинской теории, Есенин представлял себе социализм как некий мужицкий рай, неизвестно кем и как созданный в его любимой, нищей и убогой, безграмотной и забитой крестьянской России. Он считал, что раз произошла революция, то подавай каждому “избу новую, кипарисовым тесом крытую”, подавай каждому по первому желанию “ковш золотой с брагою” Абрамов А.С. Есенин С.Е. Жизнь и творчество. М., Просвещение, 1976 г. - С. 14 .

А в стране не угасал огонь гражданской войны, терзали родину интервенты, разруха и голод делали свое дело. Поэт видел опустевшие села, незасеянные поля, черные паутины трещин на опаленной засухой земле, и сердце его сжималось от боли.

А потом надо было залечивать раны, ломать старый уклад деревенской жизни, посадить крестьянство на “железного коня”. Видя все это, Есенин с горечью восклицал:

Россия! Сердцу милый край!

Душа сжимается от боли!

Испытывая острое разочарование, Есенин начинает проклинать “железного коня” - город с его индустрией, который несет гибель милой сердцу поэта деревне, начинает оплакивать старую, уходящую Русь.

Тревожные размышления поэта, которому казалось, что революция принесла крушение его милой деревне, нашли отражение в стихотворении “Сорокоуст”.

Мучительным был для Есенина разрыв с прошлым. Не сразу он мог понять то новое, что входило в жизнь страны. В этом заключалась та тяжелая душевная драма, о которой писал поэт в стихотворении “Русь уходящая”.

Старая деревня доживала свои последние дни. Есенин это чувствовал, понимал, и ему порой начинало казаться, что вместе с ней доживает свой срок и он.

Заграничная поездка заставила поэта другими глазами посмотреть на свою страну, по-новому оценить все, что в ней происходит. Он, по его словам, “еще больше влюбился в коммунистическое строительство”.

Посетив родное Константинове в 1924 г, после возвращения из-за границы, Есенин увидел, какие изменения там произошли. Об этом он пишет в стихотворении “Русь советская”.

Поэт вернулся в страну своего детства и с трудом узнал ее. Ему казалось, что гибель идет на деревню, жизнь кончается, но видит там совсем иное: мужики обсуждают свою “жись”. Оказывается, жизнь не кончена, она повернулась в другое русло, ее уже трудно догнать. Вместо прежних отчаянных стонов, вместо заунывно-тоскливого отпевания рождаются новые мотивы. И хотя он, поэт, в этой жизни места себе не находит, и ему очень горько от этой мысли. Он принимает эту жизнь и прославляет новую.

Поэту, конечно, обидно, что его песни в новой деревне не поют. Он испытывает горькое чувство обиды за то, что в родных местах он словно иностранец, но эта обида уже на самого себя. Сам виноват, что не пел новых песен, сам виноват, что его в деревне не принимают за своего, родного.

Однако в том и состоит величие Есенина, что он смог возвыситься над личной судьбой, не утратил перспективу развития.

Поэт чувствует, что у новых людей иная жизнь и все-таки благословляет ее независимо от своей личной судьбы.

Стихотворение заканчивается светлыми строками, обращенными к молодежи, к будущему родной страны.

Еще более определенно заявляет Есенин о своих новых взглядах в стихотворении “Неуютная жидкая лунность”. Уже не Русь уходящую, а Русь советскую хочет воспевать поэт.

Ему теперь уже не милы “лачуги”, “песни таежные”, “очажный огонь”, потому что все это связано с нашей Россией, с “бедностью полей”. Он хочет видеть Русь “стальную”, уже предвидит мощь родной страны.

Есенин пропел свою песнь о России, без своего народа он не мыслил жизни, творчества.

Мужественная, самозабвенная любовь к родине помогла Есенину находить свой путь к большой правде века.

Годы жизни и творчества С. Есенина

Среди произведений о природе одно из самых видных мест занимают стихотворные новеллы о животных. Их не так уж много, но они остаются в памяти читателей...

Детская поэзия Е.А. Благининой

Нелегко разъять в анализе цельность благининской поэзии, потому что стихи ее не отдельно о труде, отдельно о природе или о личной жизни. «Россия, страсть моя!» -- и все у нее о России: когда рисует весны и осени, рассветы и закаты...

Жизнь и последние годы Н.В. Гоголя

Николай Васильевич Гоголь родился 19 марта (1 апреля по н. ст.) 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии, в дворянской семье Василия Афанасьевича и Марии Ивановны Гоголь-Яновских...

Литературно-философские источники футуристической утопии Маяковского ("Футуризм" Маринетти)

Футуризм (от лат. «Futurum» - будущее) - общее название художественных авангардистских движений 1910-х - начала 1920-х гг. XX в., прежде всего в Италии и в России. Родиной нового движения была Италия...

Образ Родины в творчестве Расула Гамзатова

Для полного анализа его творчества мы использовала цикл лирических произведений, это «Мой Дагестан», «О, Родине», «Горцы», «Дагестан, все, что люди мне дали…», «Всему я на свете…», «Покуда вертится земля», и повесть «Мой Дагестан»...

В поэзии Есенина поражает щемящее чувство родной земли. Поэт писал, что через всю свою жизнь он пронес одну большую любовь. Это любовь к Родине. И действительно, каждое стихотворение...

Образ России в творчестве Есенина

Поэзия Есенина... Чудесный, прекрасный, неповторимый мир! Мир, который близок и понятен всем. Есенин - истинный поэт России; поэт, который к вершинам своего мастерства поднялся из глубин народной жизни...

Песенная традиция в лирике С.А. Есенина

"Творчество Сергея Есенина - это песня о Родине".? Сам поэт говорил, что "нет поэта без родины". Именно для неё он берёт свои заветные слова. Верный патриот России, С. Есенин был поэтом, кровно связанным с родной землей, с народом...

Природа в творчестве Есенина

Природа - всеобъемлющая, главная стихия творчества поэта, и с ней лирический герой связан врожденно и пожизненно: Родился я с песнями в травном одеяле. Зори меня вешние в радугу свивали" "right">("Матушка в купальницу по лесу ходила..."...

Природа в творчестве Есенина

Любовь к родной крестьянской земле, к русской деревне, к при-роде с ее лесами и полями пронизывает все творчество Есенина. Образ России для поэта неотделим от народной стихии; большие го-рода с их фабриками, научно-технический прогресс...

Своеобразие поэтики С. Есенина

Тема, которая заняла центральное место в поэзии Есенина, - тема Родины. Есенин был вдохновенным певцом России. Все самые возвышенные представления и сокровенные чувства его были связаны с нею...

Сказки А.С. Пушкина, вошедшие в круг детского чтения

Фольклорная поэтика становится в сказках Пушкин могучим средством реалистического изображения жизни, помогает поэту проникнуть в психологию героев. Удивительно легко...

Тема любви в творчестве А.И. Куприна

Повесть «Олеся» была как-то особенно дорога Куприну - она связана с его полесскими впечатлениями 1897 года. Тогда, недовольной своей репортерской судьбой, он оставил Киев и отправился в Полесье...

Философия творчества С. Есенина

Экзистенциальная проблематика в творчестве Есенина связана, прежде всего, с отражением кризисного сознания современного человека Мамлеев Ю. Есенин и кризис современной цивилизации // Столетие Сергея Есенина: Международный симпозиум. М., 1997...

Цветная лирика С. Есенина

есенин поэт цвет лирика Все поэтические образы Есенина движутся, превращаются, а человек и природа неразделимы. Однако мысль о том, что мир и человек находятся в дороге, подводила поэта к другой мысли - о конце этого движения, о смерти...

Характеризуя свою лирику, Есенин говорил: “Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве”.
И действительно, каждая строчка стихов Есенина проникнута горячей любовью к родине, а родина для него неотделима от русской природы и деревни. В этом сплаве родины, русского пейзажа, деревни и личной судьбы поэта состоит своеобразие лирики С. Есенина.
В дореволюционных стихах поэта звучит боль за свою нищую родину, за этот “заброшенный край”. В стихотворениях “Запели тесаные дроги...”, “Гой ты, Русь, моя родная” поэт говорит, что любит до “радости и боли” “озерную тоску” своей родины. “Но не любить тебя я научиться не могу!” - восклицает он, обращаясь к Руси.
Любовь поэта к родине родила и такие проникновенные строки:
Если крикнет рать святая:
“Кинь ты Русь, живи в раю!”
Я скажу: “Не надо рая,
Дайте родину мою”.
Великую Октябрьскую социалистическую революцию Есенин встретил радостно, но с определенными сомнениями и колебаниями; как он сам говорил: “Принимал все по-своему, с крестьянским уклоном”.
Не зная марксистско-ленинской теории, Есенин представлял себе социализм как некий мужицкий рай, неизвестно кем и как созданный в его любимой, нищей и убогой, безграмотной и забитой крестьянской России. Он считал, что раз произошла революция, то подавай каждому “избу новую, кипарисовым тесом крытую”, подавай каждому по первому желанию “ковш золотой с брагою”.
А в стране не угасал огонь гражданской войны, терзали родину интервенты, разруха и голод делали свое дело. Поэт видел опустевшие села, незасеянные поля, черные паутины трещин на опаленной засухой земле, и сердце его сжималось от боли.
А потом надо было залечивать раны, ломать старый уклад деревенской жизни, посадить крестьянство на “железного коня”. Видя все это, Есенин с горечью восклицал:
Россия! Сердцу милый край!
Душа сжимается от боли!
Испытывая острое разочарование, Есенин начинает проклинать “железного коня” - город с его индустрией, который несет гибель милой сердцу поэта деревне, начинает оплакивать старую, уходящую Русь.
Тревожные размышления поэта, которому казалось, что революция принесла крушение его милой деревне, нашли отражение в стихотворении “Сорокоуст”.
Мучительным был для Есенина разрыв с прошлым. Не сразу он мог понять то новое, что входило в жизнь страны. В этом заключалась та тяжелая душевная драма, о которой писал поэт в стихотворении “Русь уходящая”.
Старая деревня доживала свои последние дни. Есенин это чувствовал, понимал, и ему порой начинало казаться, что вместе с ней доживает свой срок и он.
Заграничная поездка заставила поэта другими глазами посмотреть на свою страну, по-новому оценить все, что в ней происходит. Он, по его словам, “еще больше влюбился в коммунистическое строительство”.
Посетив родное Константиново в 1924 г. после возвращения из-за границы, Есенин увидел, какие изменения там произошли. Об этом он пишет в стихотворении “Русь советская”.
Поэт вернулся в страну своего детства и с трудом узнал ее.
Ему казалось, что гибель идет на деревню, жизнь кончается, но видит там совсем иное: мужики обсуждают свою “жись”. Оказывается, жизнь не кончена, она повернулась в другое русло, ее уже трудно догнать. Вместо прежних отчаянных стонов, вместо заунывно-тоскливого отпевания рождаются новые мотивы. И хотя он, поэт, в этой жизни места себе не находит, и ему очень горько от этой мысли. Он принимает эту жизнь и прославляет новую.
Поэту, конечно, обидно, что его песни в новой деревне не поют. Он испытывает горькое чувство обиды зато, что в родных местах он словно иностранец, но эта обида уже на самого себя. Сам виноват, что не пел новых песен, сам виноват, что его в деревне не принимают за своего, родного.
Однако в том и состоит величие Есенина, что он смог возвыситься над личной судьбой, не утратил перспективу развития.
Поэт чувствует, что у новых людей иная жизнь, и все-таки благословляет ее независимо от своей личной судьбы.
Стихотворение заканчивается светлыми строками, обращенными к молодежи, к будущему родной страны.
Еще более определенно заявляет Есенин о своих новых взглядах в стихотворении “Неуютная жидкая лунность”. Уже не Русь уходящую, а Русь советскую хочет воспевать поэт.
Ему теперь уже не милы “лачуги”, “песни таежные”, “очажный огонь”, потому что все это связано с нашей Россией, с “бедностью полей”. Он хочет видеть Русь “стальную”, уже предвидит мощь родной страны,
Есенин пропел свою песнь о России, без своего народа он не мыслил жизни, творчества.
Мужественная, самозабвенная любовь к родине помогала Есенину находить свой путь к большой правде века.

Характеризуя свою лирику, Есенин говорил: “Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве”.
И действительно, каждая строчка стихов Есенина проникнута горячей любовью к родине, а родина для него неотделима от русской природы и деревни. В этом сплаве родины, русского пейзажа, деревни и личной судьбы поэта состоит своеобразие лирики С. Есенина.
В дореволюционных стихах поэта звучит боль за свою нищую родину, за этот “заброшенный край”. В стихотворениях “Запели тесаные дроги… “, “Гой ты, Русь, моя родная” поэт говорит, что любит до “радости и боли” “озерную тоску” своей родины. “Но не любить тебя я научиться не могу!” – восклицает он, обращаясь к Руси.
Любовь поэта к родине родила и такие проникновенные строки:
Если крикнет рать святая:
“Кинь ты Русь, живи в раю!”
Я скажу: “Не надо рая,
Дайте родину мою”.
Великую Октябрьскую социалистическую революцию Есенин встретил радостно, но с определенными сомнениями и колебаниями; как он сам говорил: “Принимал все по-своему, с крестьянским уклоном”.
Не зная марксистско-ленинской теории, Есенин представлял себе социализм как некий мужицкий рай, неизвестно кем и как созданный в его любимой, нищей и убогой, безграмотной и забитой крестьянской России. Он считал, что раз произошла революция, то подавай каждому “избу новую, кипарисовым тесом крытую”, подавай каждому по первому желанию “ковш золотой с брагою”.
А в стране не угасал огонь гражданской войны, терзали родину интервенты, разруха и голод делали свое дело. Поэт видел опустевшие села, незасеянные поля, черные паутины трещин на опаленной засухой земле, и сердце его сжималось от боли.
А потом надо было залечивать раны, ломать старый уклад деревенской жизни, посадить крестьянство на “железного коня”. Видя все это, Есенин с горечью восклицал:
Россия! Сердцу милый край!
Душа сжимается от боли!
Испытывая острое разочарование, Есенин начинает проклинать “железного коня” – город с его индустрией, который несет гибель милой сердцу поэта деревне, начинает оплакивать старую, уходящую Русь.
Тревожные размышления поэта, которому казалось, что революция принесла крушение его милой деревне, нашли отражение в стихотворении “Сорокоуст”.
Мучительным был для Есенина разрыв с прошлым. Не сразу он мог понять то новое, что входило в жизнь страны. В этом заключалась та тяжелая душевная драма, о которой писал поэт в стихотворении “Русь уходящая”.
Старая деревня доживала свои последние дни. Есенин это чувствовал, понимал, и ему порой начинало казаться, что вместе с ней доживает свой срок и он.
Заграничная поездка заставила поэта другими глазами посмотреть на свою страну, по-новому оценить все, что в ней происходит. Он, по его словам, “еще больше влюбился в коммунистическое строительство”.
Посетив родное Константиново в 1924 г. после возвращения из-за границы, Есенин увидел, какие изменения там произошли. Об этом он пишет в стихотворении “Русь советская”.
Поэт вернулся в страну своего детства и с трудом узнал ее.
Ему казалось, что гибель идет на деревню, жизнь кончается, но видит там совсем иное: мужики обсуждают свою “жись”. Оказывается, жизнь не кончена, она повернулась в другое русло, ее уже трудно догнать. Вместо прежних отчаянных стонов, вместо заунывно-тоскливого отпевания рождаются новые мотивы. И хотя он, поэт, в этой жизни места себе не находит, и ему очень горько от этой мысли. Он принимает эту жизнь и прославляет новую.
Поэту, конечно, обидно, что его песни в новой деревне не поют. Он испытывает горькое чувство обиды зато, что в родных местах он словно иностранец, но эта обида уже на самого себя. Сам виноват, что не пел новых песен, сам виноват, что его в деревне не принимают за своего, родного.
Однако в том и состоит величие Есенина, что он смог возвыситься над личной судьбой, не утратил перспективу развития.
Поэт чувствует, что у новых людей иная жизнь, и все-таки благословляет ее независимо от своей личной судьбы.
Стихотворение заканчивается светлыми строками, обращенными к молодежи, к будущему родной страны.
Еще более определенно заявляет Есенин о своих новых взглядах в стихотворении “Неуютная жидкая лунность”. Уже не Русь уходящую, а Русь советскую хочет воспевать поэт.
Ему теперь уже не милы “лачуги”, “песни таежные”, “очажный огонь”, потому что все это связано с нашей Россией, с “бедностью полей”. Он хочет видеть Русь “стальную”, уже предвидит мощь родной страны,
Есенин пропел свою песнь о России, без своего народа он не мыслил жизни, творчества.
Мужественная, самозабвенная любовь к родине помогала Есенину находить свой путь к большой правде века.


(No Ratings Yet)



Ви зараз читаєте: “Чувство родины – основное в моем творчестве” С. А. Есенин